Аккредитация систем сертификации в российской федерации. Система сертификации

Сертификация – это процедура подтверждения соответствия нормативным требованиям (слово произошло от латинского certifico – удостоверяю).

Система сертификации – это совокупность участников, правил и процедур, установленных как для оценки продукции, так и для функционирования самого сообщества.

Система сертификации в Российской Федерации является объектом регистрации в Государственном реестре. Данный реестр ведется одним из подразделений Росстандарта (бывший Госстандарт) России. Только после включения в данный перечень, система сертификации получает юридическую силу.

Система сертификации обязательной (государственной) может быть создана лишь Федеральным исполнительным органом. В то время как по добровольной схеме она разрешена для создания любому юридическому лицу и даже частному предпринимателю. (№ 184-ФЗ от 27.12.2007 «О техническом регулировании»).

Важным является то, насколько авторитетна будет та или иная система сертификации и будут ли востребованы услуги органов, аккредитованных в данной добровольной сертификации. Отличаются вновь создаваемые современные системы тем, что они часто бывают более прогрессивны, могут ориентироваться на определенный мировой сегмент рынка (например, на Азию или на Европу). Системы сертификации, кроме правил, требований, отличаются стоимостью, сроками и способами проведения оценок.

Структура системы сертификации

У любой российской системы сертификации имеется высший государственный контролирующий орган. В настоящее время эта роль законодательно отведена Росстандарту России.

Следующим в иерархической структуре системы расположен центральный орган самой системы. Он обладает правом проведения аккредитации.

Формулирует, утверждает, контролирует исполнение правил, порядка сертификации, нормативных документов, схем сертификации, устанавливает порядок аудита продукции, сертифицированной в рамках системы.

Третий иерархический уровень в системе сертификации отводится органу сертификации. Подтверждением того, что данный центр уполномочен выдавать документ в выбранной системе, является наличие у него аккредитации, прошедшей в центральном органе системы. Заявитель обращается за разрешительными документами, как правило, в территориальные сертификационные центры.

Невозможно получить документ соответствия ни в одной системе без исследовательских лабораторий, которые призваны проводить сертификационные процедуры по идентификации и проверке соответствия продукции заявленным свойствам и нормативным требованиям. Лаборатория также должна иметь соответствующую аккредитацию, т.е. со своей стороны проходить процедуру подтверждения качества выполняемых исследовательских работ.

Непременным участником системы сертификации выступает заявитель, который намерен пройти процедуру подтверждения соответствия по имеющимся правилам. В качестве заявителя могут выступать: производители (как отечественные, так и зарубежные), поставщики (в том числе импортеры).

Система сертификации обязательная и добровольная

Любая система сертификации формулирует правила выполнения работ по подтверждению соответствия. Эти правила обязательно содержат:

  • Порядок идентификации (распознавания) продукции или услуг;
  • порядок выдачи сертификата;
  • форму документа – сертификата соответствия;
  • схемы сертификации;
  • порядок аудита продукции, сертифицированной по правилам системы;
  • порядок оценки соответствия объектов сертификации определенным нормативным требованиям.

Кроме того, существует перечень тех нормативных документов, на соответствие которым можно пройти процедуру оценки и получить заветный документ.

Системы сертификации могут быть добровольными и обязательными.

Обязательная сертификация вводится Федеральным Законом. Обязательность подтверждения соответствия необходима лишь по тем показателям, которые определены в законе, вводящем эту обязательность. Так согласно закону «О защите прав потребителей» для товаров, которым обязательна сертификация, необходимо подтвердить безопасность. Если энергопотребляющая продукция подлежит обязательной сертификации в соответствии с законом «Об энергосбережении», то доказывается соответствие товара по показателям энергоэффективности.

Добровольная сертификация в любой системе сертификации проводится согласно Закону РФ «О сертификации продукции и услуг». Она проходит по инициативе изготовителя, продавца или иного заявителя, преследует цель подтвердить те или иные требования, качества и характеристики продукции. Начинается она с момента заключения договора между органом сертификации и заявителем. Прохождение добровольной оценки не заменяет обязательную сертификацию.

Национальные системы сертификации

Системы сертификации могут быть международными, национальными и региональными.

Национальным органом сертификации в РФ является Росстандарт — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Сертификаты и декларации соответствия может выдавать только центр, получивший Аттестат аккредитации органа по сертификации. Такой аттестат подписывается руководителем Росстандарта и имеет срок действия. Документ создается на номерном бланке, имеет защиту от подделок. В приложении к Аттестату указывается область аккредитации.

Всего в Российской Федерации 20 обязательных систем сертификации. К ним относятся:

  • Система сертификации ГОСТ Р (система ГОСТ Р) поднадзорна Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии – Росстандарту (другое название Ростехрегулирование).
  • Система продукции и услуг в области пожарной безопасности (система МЧС) – поднадзорна Министерству Чрезвычайных Ситуаций.
  • Система сертификации иммунобиологических препаратов поднадзорна Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор. Ранее этой же Федеральной структуре была поднадзорна санитарно-эпидемиологическая сертификация, которую отменили с 1 июля 2010 года. Вместо нее введена новая наднациональная система сертификации, относящаяся к компетенции Таможенного Союза.

Существуют ведомственные системы сертификации для различных видов транспорта России: железнодорожного, морского, космического воздушного транспорта и авиационной техники. Имеются системы сертификации средств защиты информации и системы «Электросвязь» другие обязательные системы сертификации.

В Российской Федерации зарегистрировано около 100 добровольных систем сертификации. Среди них есть довольно авторитетные. Так, например, система сертификации «Росстройсертификация», предназначенная для оценки соответствия строительной продукции, является правоприемницей бывшей системы Госстроя.

Система добровольной сертификации продукции Госстандарта России использует для своей работы те же организационные структуры, что и обязательная система ГОСТ Р.

Системы ХАССП и ИСО (ISO) созданы на основе правил, процедур и положений ведущих международных систем, имеющих авторитет во всем мире.

Система сертификации Таможенного Союза

В настоящее время происходит формирование наднациональной системы технического регулирования Таможенного Союза. По сути, в России появилась еще одна система сертификации. Комиссия ТС координирует работу сообщества в области технического регулирования и принимает технические регламенты ТС. На национальном уровне остаются функции:

  • Стандартизации,
  • обеспечения на всем пространстве ТС единства измерений,
  • аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий,
  • сертификации продукции,
  • сертификационных испытаний,
  • контрольного национального надзора,
  • определения ответственности в сфере технического регулирования.

Формируются Единые для всех трех стран Реестр органов сертификации и Реестр испытательных лабораторий. Причем для создания данных документов, в том числе, потребовалось заключение международного соглашения о взаимном признании органов сертификации и испытательных лабораторий. На сайте ТС этот список уже опубликован. Далеко не все ранее аккредитованные участники национальных систем сертификации сумели пройти аттестацию и включены в данные списки.

Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 года определен Единый перечень продукции, на которую распространяются Единые правила ТС. Продукция, включенная в Единый перечень, подлежит техническому регулированию ТС и для нее является обязательным выполнение правил ТС.

Единые правила предусматривают порядок проверки соответствия безопасности, определяют форму сертификата соответствия ТС. В соответствии с Единым перечнем продукции ряд товаров, в случае первого пересечения границы или начала производства на территории ТС, подлежит государственной регистрации. Безопасность в этом случае подтверждается Свидетельством о регистрации ТС. Также Единый перечень продукции имеет список товаров, для которых обязательной является санитарно-гигиеническая проверка. В качестве документа, удостоверяющего безопасность, выступает Экспертное заключение Роспотребнадзора.

Кроме обязательных документов ТС, продукция, включенная в Единый перечень, может подтвердить свое соответствие путем получения сертификата соответствия, чему способствует система сертификации Таможенного Союза. В настоящее время данная процедура и сама система являются добровольными.

Также Комиссия ТС утвердила Единый перечень продукции, для которой обязательно получение сертификата или декларации о соответствии. Но в течение переходного периода остается возможность получения на эту продукцию или документа подтверждения единого образца ТС по Единым правилам ТС, или документа о соответствии на основе национального законодательства. В первом случае документ соответствия будет действовать на территории всего ТС, а во втором – на российской территории.

ДОБРОВОЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ НАЦИОНАЛИЗИРОВАНА!

ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕРТИФИКАЦИИ - К НАЦИОНАЛЬНОЙ

Из прошлого века в век настоящий

В России с 1 января 2017года начался поэтапный запуск новой системы сертификации товаров и услуг. В формате Национальной системы сертификации (НСС) производители на принципах добровольной ответственности могут подтвердить соответствие качества изготавливаемой ими продукции и оказываемых услуг национальным стандартам (ГОСТам).
На первый взгляд, ничего нового в этом событии нет: дескать, еще одна система добровольной сертификации. Но это только на первый взгляд. На самом деле с запуска НСС, по сути, начался принципиально новый этап в деятельности государства по созданию эффективной системы подтверждения соответствия. Чтобы понять особенности «момента», надо вспомнить, как все начиналось…

Впервые в нашей стране сертификация была введена в начале 90-х годов прошлого столетия. Обязательная сертификация продукции, подтверждающая ее безопасность (то есть по требованиям безопасности).
Система подтверждения соответствия (так корректно именуется сертификация) была призвана нейтрализовать те риски для потребителей, которыми обернулись благое исчезновение хронического дефицита всего и вся и невиданное ранее товарное изобилие. Со вступлением в рынок «вдруг» выяснилось, что ранее столь недоступный и столь же желанный импорт далеко не всегда достаточно качественен и даже безопасен. Особенно, в условиях неокрепшего и незащищенного рынка!

К тому времени сертификация, давно ставшая правилом в странах с длительной историей рыночной экономики, перестала и для нас быть полной «экзотикой». Во всяком случае, для специалистов.
Госстандарту СССР еще в 1984-1988 гг. предписывалось совместно с Министерс­твом иностранных дел и с участием других заинтересован­ных министерств и ведомств обеспечить проведение работ, направленных на присоединение СССР к международным системам и соглашениям, или за­ключение соглашений с другими странами по сертификации продукции. Без этой «стыковки» далее оставалось невозможным межгосударственное и международное сотрудничество.

Первым правовым актом в этом направлении стало постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1984 г. «О порядке сертификации продук­ции машиностроения». В перечень продукции, подлежащей сертификации, вошли легковые автомобили, тракторы и сельскохозяйственные машины, изделия электронной техники, бытовые электроприборы, быто­вая радиоэлектронная и звуковоспроизводящая аппара­тура, медицинские приборы и др.

Для осуществления поставленной задачи в 1986 г. было при­нято «Временное положение о сертификации продук­ции машиностроения в СССР».
Вопросы сертификации нашли отражение в постановлении Совета Министров от 21 апреля 1988 г. «О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного комитета СССР по стандартам».

Постановлением Совета Министров от 17 октября 1989 г. «Об организационной структуре Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам» Госстандарту СССР было поручено возглавить рабо­ту по созданию национальной системы сертификации продукции. Чтобы она реально заработала, предстояло сформировать сеть испытательных центров, соответствующих принятым в международной практике требованиям, что является обязательным условием международного признания результатов их деятельности. Также правительством поручалось Госстандарту создать условия для развития и надежного функ­ционирования сети центров аттестации производств и сертификации продукции, которые стали прообразом позже появившихся органов по сертификации (ОС).
В начале 90-х годов слово «сертификация», ранее известное разве что специалистам, в одночасье выносится, что называется, на первые полосы газет: 7 февраля 1992 г. был принят закон, имеющий важнейшее значение для оцивилизовывания дикого рынка – закон «О защите прав потребителей».

В числе комплекса мер, призванных обеспечить потребителям их права на безопасную и доброкачественную продукцию, закон вводил понятие «сертификация».
В переводе с латинского, сертификация означает – «сделано верно». Строго говоря, сертификация – процедура подтверждения соответствия продукции или услуги определенным требованиям. А попросту говоря, сертификат на продукцию подтверждает, что она действительно отвечает тем требованиям, на которые вправе рассчитывать потребитель ее приобретающий.

Требования к продукции содержатся в стандартах. Есть требования, выполнение которых производителем обеспечивает безопасность продукции, а есть требования, обеспечивающие ее качество. Во времена советской государственной стандартизации и те, и другие, были обязательны к неукоснительному соблюдению. Но, как известно, строгость законов легко компенсируется необязательностью их исполнения. Нарушения требований ГОСТов, по законам обязательных от «корки до корки» и «несоблюдение которых (как было начертано на обложке каждого стандарта) преследуется со всей строгостью закона, вплоть до уголовной ответственности», органы государственного надзора за соблюдением стандартов выявляли при 60% проверок. Правда, как правило, не соблюдались требования по качеству, но не по безопасности. На безопасность органы госнадзора глаза не закрывали! Так что продукция «Made in USSR» не могла нести риски для здоровья потребителей, но особым качеством, прямо скажем, не отличалась. Не то что «заграничная», которая была несбыточной мечтой советских потребителей, а потому весьма и весьма в их мечтах идеализировалась, что стало очевидным, когда та стала общедоступной.

С переходом к рынку законодательно вводятся новые нормативные документы – технические регламенты, которые должны содержать требования, обеспечивающие безопасность продукции.
Регулирование же качества, как в эпоху государственной системы стандартизации СССР, «строжайшим контролем соблюдения требований стандартов» в условиях рыночной экономики было сочтено архаизмом. Считалось, что рынок все рассудит и расставит по местам – качественное, не очень качественное и недоброкачественное. Стандарты становятся добровольными.
Но поскольку было понятно, что разработка необходимого массива технических регламентов затянется на многие годы, стандарты на переходный период оставались обязательными в части показателей безопасности. Смысл восторжествовавшего тогда принципа можно сформулировать так: качественной продукция может и не быть, но безопасной быть обязана!

Но одно дело продекларировать выполнение требований стандарта, другое дело – обеспечить их выполнение. Закон «О защите прав потребителей» устанавливал, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами устанавливались требова­ния, обеспечивавшие безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивавшие эту безопасность, под­лежат обязательной сертификации.

Речь, подчеркнем, шла именно об обязательной сертификации, которая подтверждает безопасность продукции, то есть то, что та в пользовании не убьет током, при употреблении вовнутрь не отравит и так далее по всему списку «без остановок».

Что касается качества (надежность, ресурс, эксплуатационные показатели, эргономика и др.), то оно оставалось «за скобками» обязательной сертификации.
Подтверждение продукции параметрам качества стало проводиться в формате дополнительной добровольной сертификации. То есть обязательный сертификат (сертификат безопасности), подтверждающий, что продукция безопасна для потребителя, а есть добровольный сертификат (сертификат качества), которым производитель по собственной доброй воле подтверждает соответствие продукции формально необязательным требованиям по качеству.
Итак, повторимся, в идеале, на товар должно было быть два сертификата – обязательный и добровольный. Первый подтверждает его безопасность, второй – качество!

Но главным на том этапе для государства было, конечно, обезопасить потребителей от недоброкачественной продукции, потоком хлынувшей на потребителей с реформированием экономики и открытием «нараспашку» рынка для импорта.
10 июня 1993 г. принимается закон «О сертификации продукции и услуг». Как пояснялось, он был разработан Госстандартом России «с целью дальнейшего развития серти­фикации с учетом уже приобретенного опыта и изменений, происходящих в экономике страны», Госстандартом России был разработан специальный закон «О сертификации продукции и услуг».

Законодательно были установлены правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Согласно закону обязательная сертификация должна была осуществляться не «сплошь», а в случаях, предусмотренных за­конодательством, а организация и проведение работ в этой области возлагались на Госстандарт и на другие го­сударственные органы управления.

Согласно закону не допускалась продажа товара, в том числе импортного, без информации о проведении обя­зательной сертификации и не маркированного в уста­новленном порядке знаком соответствия.

Спрашивайте сертификат!

Поскольку для широкого населения сертификация была делом абсолютно новым, в прессе была развернута активная кампания «Спрашивайте сертификат!», разъясняющая ее смысл, роль, значение и призывающая потребителей обязательно спрашивать у продавца сертификат на покупку! Особенно уговаривать людей не проходилось. Лучшим пропагандистом сертификации была статистика происшествий, вызванных потреблением опасной продукции, будь то продукты питания, детские игрушки, бытовая техника, носильные вещи…

Но чтобы сертификация заработала, предстояло сначала создать инфраструктуру – компетентные сертификационные центры.
Первые органы по сертификации создавались на базе ЦСМ Госстандарта, которые располагали необходимой для исследований испытательной базой, фондами государственных стандартов (ГОСТов) и штатами профессиональных инспекторов по надзору за соблюдением стандартов. Опыт последних был очень важен, поскольку сертификация подтверждала соответствие продукции требованиям государственных стандартов.

Практическая реализация сертификации была возложена на создаваемые центры сертификации. В первую очередь на базе государственных учреждений Госстандарта РФ.

Ростест-Москва - государственное учреждение, подведомственное Госстандарту РФ и осуществлявшее государственный надзор за соблюдением стандартов с начала 70-х годов, одним из первых было аккредитовано как центр сертификации (орган по сертификации) по очень широкой номенклатуре продукции - продуктов питания, одежды, игрушек, продукции производственного назначения, производственного и технологического оборудования, приборов и измерительных систем, строительных материалов.

В отличие от подавляющего числа позднее аккредитованных органов, Центр сертификации Ростест-Москва располагал собственной испытательной базой, что предоставляло возможность выдавать сертификат на основе собственных протоколов испытаний. Это, во-первых, упрощало для заявителя процедуру сертификации по принципу «одного окна» (и испытания, и сертификация), а во-вторых, обеспечивало большее доверие потребителей к продукции, сертифицированной Ростестом.

Сертификация и ее демонополизация

Принципиально изменились «правило игры» на поле сертификации в 1998 году с принятием закона «О внесении изменений и допол­нений в закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
Функция сертификации была демонополизирована снятием, как говорилось в законе, «неоправданных ограничений в участии органи­заций в работах по обязательной сертификации». Теперь к проведению работ по обязательной сертификации допускались организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.

Сертификация становится бизнесом. Если особенно «не заморачиваться», то не очень сложным, не очень ответственным, но достаточно прибыльным. Иметь собственную испытательную базу от вновь испеченных сертификаторов не требовалось: предполагалось, что они «под задачу» будут заказывать исследования в имеющихся испытательных лабораториях. Так что отныне подтверждением соответствия могла заняться практически любая фирма, располагающая, что называется, хотя бы одним письменным столом... Свои эксперты не нужны – всегда с готовностью выручат совместители. Вскоре многие эксперты-многостаночники умудрялись одновременно трудиться в 40-50 органах по сертификации. По вызову! Надо ли говорить, что участие таких экспертов в сертификации сводилась к предоставлению ими размашистой подписи. Их так и стали называть – «подписанты». А проведение испытаний «в целях оптимизации затрат» стало сводиться к предоставлению № протокола испытаний для его проставления в нужной графе сертификата.
Другое важное новация того времени – введение в дополнение к сертификации новой формы подтверждения соответствия - декларации.

Процитируем закон:
«Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.
Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации. Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом".

Надо сказать, что при всех своих немалых минусах и издержках, сертификация сделала свое дело, помогла навести элементарный порядок с безопасностью товаров на потребительском рынке. В 2000 году мэр Москвы Ю.М. Лужков, поздравляя коллектив Ростест-Москва со 100-летним юбилеем, особо отметил значение нашей деятельности по сертификации: «Сотни москвичей, сам того не подозревая, избежали беды, благодаря ответственности и компетентности специалистов Ростест-Москва».

За эти годы на товарном рынке сложилась конкурентная среда. Были сформированы потребительские институты. Появилась дистрибьюторская и дилерская сеть. Начал действовать общественный мониторинг безопасности и качества продукции. Требовательнее и грамотнее стал потребитель, ориентирующийся на приобретенный опыт и вызывающие доверие бренды.
Когда количество не переходит в качество.

Одновременно шел процесс деградации обязательной сертификации, снижения ее качества и объективности. Расплодилось великое множество услужливых фирмочек, часто – «однодневок», не утруждавших себя собственно работой по сертификации, а, по сути, откровенно и на широкую ногу развернувших торговлю самими сертификатами без проведения каких-либо испытаний и соблюдения других «формальностей»! Привычной стала реклама типа «Сертификация за час!», «Сертификат с доставкой!» и т.п. Остряки такую деятельность стали называть «сертификцией».

Конечно, все это не могло не привести к девальвации самой идеи сертификации как механизма объективного подтверждения безопасности продукции. Для ее «реанимации» требовались новые подходы.
Либерализовать не значит либеральничать.
Сегодня очевидно, что ситуация начнет улучшаться только в том случае, если органы по сертификации начнут реально отвечать за свои заключения. Если будет сформирована система жесткого судебного и государственного контроля за качеством и безопасностью продукции.

«Надо признать, что в целом традиционные инструменты госконтроля уже не работают в целях надзора за продукцией на рынке. – Таково мнение Руководителя Росстандарта, высказанное в интервью газете «Коммерсант» в начале 2017 года. - Плановые или внеплановые проверки с предупреждением производителя далеко не всегда позволяют эффективно выявлять, устранять и предотвращать нарушения. Существующие законодательные ограничения для проведения государственных контрольных мероприятий и общее снижение контрольной нагрузки на бизнес не уравновешены адекватными мерами наказания для злостных нарушителей. К сожалению, даже в отношении серьезных правонарушений судебная практика идет по пути значительного снижения назначенных административных штрафов. В рамках совершенствования государственного контроля было бы правильным двигаться в сторону введения экономически обоснованных санкций в отношении нарушителей, соразмерных не только тяжести содеянного, но и размеру незаконно извлеченного дохода…
Необходима системная работа контрольно-надзорных органов и деятельности правоохранительных органов. Это необходимое, но недостаточное условие. Не меньшее внимание необходимо уделять созданию условий для развития цивилизованного рынка и поощрению добросовестного поведения».

Необходимость модернизации системы национальной сертификации ощущалась все острее: сертификация в сложившемся виде не выполняла свое предназначение. Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов признавал, что система сертификации ГОСТ Р во многом устарела и необходимо «обновить эту систему».
Закон «Об оценке соответствия» будет. Не позднее 2020 года.

На данном этапе перезагрузки стандартизации необходимо суметь переосмыслить инструменты сертификации, создать современную инфраструктуру качества и предложить российским производителям, потребителям и ритейлерам авторитетную национальную систему сертификации, которой будут доверять все участники рынка.

Росстандарт и Минпромторг России стратегическую цель видят в разработке отдельного федерального закона «Об оценке соответствия», учитывающего российский опыт и лучшие зарубежные практики.
Новый закон призван обновить понятийный аппарат, более четко разграничить полномочия регуляторов, определить права и обязанности участников рынка, прописать все процессуальные правила и санкции к нарушителям.

ФЗ «Об оценке соответствия» планируется принять не позднее 2020 года.

Как вернуть доверие к «доброволке»

Перефразируя известную поговорку, можно сказать: береги доверие, как честь, смолоду! Уж очень трудно вернуть однажды подорванное доверие. В полной мере это относится к добровольной сертификации качества.
То, что добровольная сертификация стала катастрофически терять доверие, стало очевидно давно. К тому времени в стране насчитывалось более двух тысяч добровольных систем. Казалось, только ленивый еще не создал свою систему добровольной сертификации. Такие системы регистрировались в уведомительном порядке, впоследствии не представляя практически никакой отчетности о результатах своей деятельности. . А многие системы лихо функционировали вообще без какой-либо регистрации. Государство как регулятор вообще не имело информации о том, что происходит после регистрации таких систем.

Доброволка при всей своей добровольности - не вольница. Процедура регистрации должна стать разрешительной - заявки на регистрацию добровольной системы должны подвергаться серьезной и квалифицированной экспертизе. Заявитель должен доказать, что система нужна, показать, по каким правилам она будет работать, как к ней будут подключаться экспертные организации, лаборатории. И самое главное, на соответствие каким документам (стандарты, ТУ и пр.) будет осуществляться подтверждение соответствия.

Очевидно, что должен быть контроль и за последующим функционирование систем добровольной сертификации: надо же понимать и оценивать, какие сертификаты и кому выдаются. Для этого Росстандарт должен быть наделен полномочиями по мониторингу таких систем, что предполагает предоставление регулярной, как минимум, ежегодной отчетности. И правом исключения систем, своей псевдодеятельностью откровенно дискредитирующих институт добровольной сертификации.

Большая чистка

С предложением провести ревизию «доброволок» обратилась к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Росакредитация, вновь созданный государственный орган, осуществляющий сейчас контроль за этим сегментом бизнеса, начинает расчистку, в результате которой были лишены аккредитации (права на деятельность) без малого две тысячи компаний, работающих в области оценки соответствия продукции требованиям безопасности и качества. Много?! Да совсем нет! Это всего лишь десятая часть игроков, среди которых, нет сомнения, все еще куда больше, чем хочется, бесчестных. Эксперты говорят, что если «по-правильному», то таких систем никак не останется больше половины.

Но провести зачистку мало. Чтобы вернуть доверие к сертификации, будь она обязательной или добровольной, необходимы прозрачные правила игры, четко прописанные процедуры подтверждения соответствия, публичная отчетность о результатах работы, открытые реестры результатов оценки соответствия, четкая идентификация и прослеживаемость сертифицированной продукции, надлежащий инспекционный контроль со стороны органов по сертификации.

Есть такая система. Национальная система сертификации

Именно на вышеизложенных принципах Росстандарт выстраивает новую систему – Национальную систему сертификации (НСС).
Впервые после многолетнего перерыва государство начнет проверять, действительно ли продукция со знаком «ГОСТ» является не только безопасной, но и качественной.
В законе о стандартизации закреплено, что ГОСТы становятся обязательными для продукции, которая заявляется на соответствующие стандарты, но при этом не прописано, как и где она должна проходить процедуру подтверждения соответствия. Этот пробел и призвана устранить Национальная система сертификации.

Сертификация в Национальной системе предполагает обязательное проведение испытаний в аккредитованной лаборатории. Но чтобы получить право на маркирование продукции Знаком соответствия Национальной системы сертификации мало однажды пройти испытания и получить сертификат – правообладатель оставляет за собой право контроля за качеством на всем протяжении действия сертификата. Правилами сертификации предусмотрено, что в любой момент могут быть проведены контрольные испытания образцов, отобранных на производстве или при реализации.

Национальная система сертификации создана Росстандартом, и это серьезное ведомство берет на себя за нее ответственность. Поэтому на начальном этапе проведение сертификации на соответствие национальным стандартам и соответствующих испытаний было доверено только органам по сертификации и испытательным лабораториям, созданным на базе государственных учреждений - ФБУ ЦСМ Росстандарта. У них есть возможности для объективной и полноценной экспертизы качества. И жестко спросить с них проще!

НСС шагает по России!

C 15 мая 2017 года Национальная система сертификации начала работать в порядке апробации в семи пилотных регионах РФ - . Нижегородской, Кировской, Оренбургской, Волгоградской, Омской и Свердловской областях, а также в Республике Крым.

В конце августа эксперимент был распространен еще на три субъекта. Возможность подтвердить соответствие своей продукции гордо начертанной на ней маркировке «ГОСТ» получат производители Кемеровской области, Красноярского края и Севастополя (Крым, как мы сообщили выше, вошел в число «пилотов» ранее). Если этап апробации будет признан успешным, то в 2018 году система будет развернута и заработает в масштабах всей страны

За первые два месяца в подведомственные Росстандарту территориальные органы обратилось более 200 производителей. Порядка 60% товаров - из продуктовой группы. В лидерах также парфюмерно-косметическая продукция и товары текстильной промышленности. Около 50 заявок получили подтверждение соответствия. По результатам тестов формируется специальный реестр на сайте Росстандарта.

Эксперты Ростест-Москва, которые предсказывали, что с началом действия НСС заявочного бума не произошло, оказались правы. Это и понятно. Одно, ведь, дело продекларировать маркировкой соответствие своей продукции требованиям ГОСТ (как это было ранее), а совсем другое дело – это подтвердить испытаниями «по полной программе» в независимой аккредитованной лаборатории.

То, что производители присматриваются и примериваются к сертификации стало очевидно сразу. В первом эшелоне НСС малый и средний бизнес. Порядка 80% всех заявителей на участие в Национальной системе сертификации (НСС) - субъекты малого и среднего предпринимательства. Эксперты Ростест-Москва считают этот тренд закономерным. Дело в том, что эффективная рекламная кампания требует огромных средств, которыми малый и средний бизнес похвастаться не может. И в этом сильно проигрывает крупным компаниям, располагающим мощным рекламным бюджетом.

Теперь, с функционированием НСС лучшей рекламой может стать знак «ГОСТ» на упаковке продукции. Так Национальная система сертификации выравнивает рекламные возможности производителей разного калибра. И малые и средние предприятия сразу это оценили, что со всей очевидностью и демонстрирует их интерес к участию в проекте. Подтверждение качества товара требованиям ГОСТ в НСС – мощный маркетинговый ресурс. И нет сомнений, что многие производители сегодня подтягивают уровень своей продукции и услуг, чтобы с высокой степенью уверенности решиться на сертификацию!
Процесс перерождения пошел, и можно надеяться, что сертификация обретет те формы и наполнится тем содержанием, которые отвечают важности решаемых ею задач по подтверждению безопасности и качества продукции и услуг.

И вправду «ГОСТ» или очередной обман?! Нет, теперь просто так не обманешь

Сведения о продукции, качество которой подтверждено в НСС, оперативно отражаются на сайте Росстандарта в специализированном реестре продукции подтвержденного качества. Так что у каждого потребителя появится возможность всегда выяснить начистоту, действительно ли продукт соответствует (о чем заявляет производитель) национальному стандарту? Причем, в полном объеме его требований ГОСТа: как по безопасности, так и по качеству.

Столкнувшись с обманом, люди смогут сообщить об этом в территориальные органы Росстандарта для принятия правообладателем соответствующих санкций. Напомним, что за обман потребителя для юридических лиц установлены штрафы в размере от 100 до 500 тыс. рублей. Прибавьте к этому 5-миллионный штраф или же уголовную ответственность должностного лица, что предусмотрено за нарушение авторских прав, поскольку «ГОСТ» - зарегистрированный товарный знак РФ, от лица которой правообладателем выступает Росстандарт.

Добавим, что реестр продукции подтвержденного качества должен логично дополниться «черным списком», куда при выявлении будет «сливаться» контрафакт – то есть товары с «липовой», ничем не обоснованной маркировкой «ГОСТ», которой жуликоватые производители бессовестным образом вводят народ в заблуждение.

В перспективе же, по мере развития технологического обеспечения системы и наполнения базы данных по товарам, прошедшим сертификацию качества, будет создано специальное мобильное приложение, которое, считав QR-код на упаковке, передаст на смартфон покупателя исчерпывающие сведения о заинтересовавшем его товаре. Есть основания рассчитывать на то, что программный продукт будет создан за счет средств тех производителей, которые успешно подтверждают качество своей продукции в НСС и заинтересованы в разработке ресурсов, повышающих ее эффективность и формирующих повышенное доверие к результатам сертификации.

Так видится развитие НСС, призванной упорядочить использование знака «ГОСТ» на потребительском рынке.
Подтвержденная оценка соответствия продукции национальным стандартам дает определенные преференции тем, кто претендует на госзаказ. В Росстандарте (как и в правительстве в целом) находят здравой идею сделать соответствие требованиям НСС входным билетом для малых и средних компаний в систему закупок госкомпаний. Подтвердив качество своей продукции через НСС, им легче будет пройти корпоративную сертификацию, пояснил Абрамов. Первое соглашение на этот счет уже подписано с Газпромом.

Указание знака должно быть допустимо только при фактически проведенных жестких испытаниях. Его применение должно гарантировать соответствие продукции всем требованиям национальных стандартов.
Идеология формирования системы не предполагает создания барьеров для обращения продукции на рынке в отсутствие маркировки знаком национальной системы стандартизации.

А совместно с Корпорацией МСП Росстандарт работает над совершенствованием законодательства о закупках госкомпаний у субъектов МСП в части ограничения прав заказчиков на применение инструментов корпоративной сертификации (часто служащей необъективным и неоправданным техническим барьером) и предоставления корпорациям альтернативных возможностей в рамках прозрачных процедур независимой Национальной системы сертификации (НСС).

Авторитет ГОСТов укоренился в нашей потребительской среде, что называется, на генном уровне. Поэтому многие потребители без долгих раздумий отдают предпочтение той продукции, которая изготовлена по стандарту. Такая продукция вызывает большее и обоснованное доверие. Сегодня это лучшая реклама – «Сделано по стандарту»!

Этим бессовестным образом пользуются недобросовестные производители, размещая на упаковке знак «ГОСТ» только на том основании, что продукция лишь по одному параметру (чаще всего, второ-, а то и третьестепенному) соответствует этому стандарту. А часто маркировка ГОСТ наносится вообще без какого-либо, даже малейшего на то основания.

Теперь, наконец, под эгидой Росстандарта появится система, подтверждающая полное соответствие продукции и услуг стандартам. Причем не советским и давно по всем статьям устаревшим, а национальным стандартам нашего времени, устанавливающим параметры качества на уровне современных требований и возможностей.

Все производители и поставщики, которые хотят ставить знак ГОСТ на свой товар, будут обязаны дать согласие на внезапные проверки своей продукции в лабораториях Национальной системы сертификации (НСС). Об этом рассказал руководитель Росстандарта Алексей Абрамов в интервью "Российской газете".

Компании, которые не согласятся на такие жесткие условия, должны будут знак ГОСТ с упаковки убрать как ненадлежащую рекламу.

Как сообщили в пресс-службе НЦ «Специальный ресурс», для предметного обсуждения проблем в деятельности российских органов по сертификации в пресс-центре собрались представители федеральных органов власти, малого, среднего и крупного бизнеса, общественных организаций, международного сообщества, эксперты ведущих органов по сертификации страны.

Задавая тон дискуссии, глава Росстандарта отметил, что в настоящее время участники рынка (потребители, производители, оптовики, ритейлеры и проверяющие) лишены главного - доверия друг к другу. Вернуть доверие помогут механизмы предотвращения допуска на российский рынок контрафактной и фальсифицированной продукции. Реформа системы сертификации призвана ускорить этот процесс.

Перед запуском нового масштабного проекта в Росстандарте проанализировали ключевые товарные рынки и выделили 5 сфер, где доля контрафакта составляет 30% и более. Это рынки строительных материалов, легкой промышленности, моторного топлива, комплектующих для автомобильной техники и детской продукции.

Как отметил Алексей Абрамов, в России уже созданы три из четырех базовых элементов национальной инфраструктуры качества - стандартизация, аккредитация и метрология. Недостает эффективной системы подтверждения соответствия.

«При построении этой системы необходимо опираться на такие принципы как прозрачность процедур, добровольность проведения сертификации. Сертифицироваться должна продукция, которая соответствует стандартам, и которая прошла жесткие тестовые испытания. На такую продукцию будет наноситься знак соответствия стандартам», — пояснил глава Росстандарта.

Сегодня в России создано более 1,5 тысяч систем добровольной сертификации. Еще шесть лет назад число сертифицирующих органов исчислялось тысячами. Активная конкурентная среда стала благодатной почвой для торговли сертификатами, в этом весь «корень зла». В ходе «чистки рынка» Федеральной службе по аккредитации за два последних года удалось «выкорчевать» 40% органов по сертификации, выдающих лже-сертификаты соответствия. Сегодня на рынке осталось 970 органов по сертификации, в 2014 году их было 1700.

«Есть инициатива наделения какого-либо из ведомств — Минпромторга, Росстандарта, Минэкономразвития (это не важно) — утверждением обязательных правил подтверждения соответствия. В Белоруссии недавно был принят закон, который более четко регулирует эту сферу. Сейчас зачастую мы можем сказать органам по сертификации, что делать нельзя, но никто не может сказать, что делать можно и как нужно», — отметил в своем выступлении руководитель Федеральной службы по аккредитации Алексей Херсонцев.

Какие правила подтверждения соответствия должны быть в этой новой системе требований, предложил сам бизнес. Прозвучало даже мнение, что эти требования должны быть не мягче, чем ПДД (правила дорожного движения). В этом случае шансы вернуть доверие участников рынка друг к другу и обеспечить отечественной продукции выход на внешние рынки значительно возрастут.

Необходимая для согласования со стандартами серии 9000 ИСО, во многих странах развита достаточно высоко. В России в свое время также обратили на это внимание и стали ориентироваться на нее. Особенная необходимость возникает для товаров, которые выпускаются для экспорта. Производители уже успели оценить всю важность, которую несет с собой сертификация систем.

Достоинства

Считается, что данный институт несет в себе множество преимуществ. Во-первых, он служит доказательством надежности компании производителя. Даже банки намного быстрее дадут кредит таким фирмам. Страховые компании, в свою очередь, скорее застрахуют их от ущерба за недобросовестную продукцию. Сертификация систем качества является значительным аргументом при заключении договора. Если на компанию подадут судебный иск за некачественный товар, данный документ станет доказательством отсутствия вины производителя.

Во-вторых, он является важным условием возможности участия компании в тендерах. Кроме того, процедура обязательно скажется на делах производителя самым положительным образом. Ведь при реализации данного действия, направленного на получение сертификата, дела компании, как правило, приводят в порядок. Таким образом, и сама процедура становится более легкой и менее продолжительной.

Сертификация систем качества показывает возможность предприятия производить товары заявленного образца. Поэтому она и приобретает способность стать конкурентоспособной на любом рынке. Особенно это актуально для российских компаний, собирающихся в перспективе экспортировать свою продукцию. У них появляется больше возможности для ее реализации по достойным ценам. По крайней мере, опыт многих компаний, столкнувшихся с такой проблемой в прошлом, теперь уверен в необходимости наличия подобного документа.


Немного истории

В 1995 году Госстандарт принял программу, согласно которой стала развиваться сертификация систем качества в России под названием «Регистр систем качества». Она утверждает добровольный порядок проведения процедуры, являясь в то же время частью государственной системы ГОСТ Р. Последняя — это систем качества. Решение о проведении добровольной процедуры мотивировалось тем, что государственный документ России является хорошо узнаваемым в других странах. Поэтому и у нее очень схож с государственным.

Госстандарты и цели сертификации

Целью введения института служило получение еще большего признания российских документов за рубежом. Основными направлениями деятельности является:

  • сертификация производства;
  • осуществление контроля;
  • сотрудничество между государствами.

Деятельность этого органа регулируется следующими госстандартами.

  1. Правила по сертификации систем качества.
  2. Регистр систем качества.
  3. Порядок проведения сертификации систем качества.
  4. Порядок проведения сертификации производств.
  5. Регистр, инспекционный контроль за сертифицированными системами.

Кроме того, принят ряд документов, которые отображают методом обложки международные стандарты ИСО. Это акты, где регламентируется модель качественного обеспечения при проектировании, разработке, монтаже, обслуживанию, контроле и испытаниях.


В Госстандарте имеется технический центр Регистра. В нем организуется функционирование по образованию норм системы, реализуется государственная политика относительно сертификации качества и производства, а также заинтересованные лица информируются о наличии опыта в данной сфере.

Принципы

Все стандарты имеют ряд принципов, посредством которых организуется структура системы сертификации, ее процедура, а также осуществляется контроль. Перечислим их.

  1. Добровольность.
  2. Объективность.
  3. Отсутствие дискриминации.
  4. Конфиденциальность.
  5. Определенность области.
  6. Информированность.
  7. Проверка соответствия на исполнение надлежащих требований.

Органы систем сертификации

В структуру Регистра входят следующие органы.

  1. Госстандарт.
  2. Технический центр.
  3. Совет по сертификации.
  4. Комиссия по апелляции.
  5. Научно-методический комитет.
  6. Сертифицирующие органы.

Госстандарт утверждает структуру Регистра, решает вопросы относительно его развития, рассматривает главные правила и принципы работы, контролирует деятельность, а также принимает участие в апелляционной комиссии.

Технический центр организует и осуществляет контроль за процессом, принимает участие в инспекционной деятельности, а также аккредитации экспертов, ведет Реестр, приостанавливает или аннулирует сертификаты, информирует и контактирует с зарубежными организациями такого же профиля. Кроме того, на него могут быть возложены и иные задачи.

Совет по сертификации является совещательным органом, разрабатывающим соответствующие решения по работе Регистра. В него входят специалисты от разных организаций.

Комиссия образуется Техническим центром. Она состоит из экспертов и работает лишь при наличии такой необходимости.

Научно-методический комитет занимается разработкой документов для участия в Совете и Комиссии, формирование банка данных и документов, разработкой программ, направленных на получение экспертами необходимого багажа знаний и другое.

Органы, где непосредственно проводится сертификация систем помимо этого, оформляют результаты, инспектируют предприятия, а также развивают взаимодействие между структурными подразделениями.


Специальные организации контролируют качество и информируют или Технический центр. При необходимости они корректируют результаты инспекций, сообщают в соответствующий орган об изменениях в производстве и так далее.

Мероприятия до начала процедуры

Три ГОСТа, а именно: 40.003-96, 40.004-96 и 40.005-96, направлены на взаимодействие сертифицирующих органов и заявителей еще до начала проведения процедуры. Согласно им, проводится проверка и принимается решение об оформлении документа, осуществлению контроля и совместных действиях организаций с Техническим центром. Они находятся в соответствии с международными правилами, создавая таким образом, условия для признания в других странах, и присоединения к международной системе.

В то же время российская система стандартизации и сертификации несколько иная, так как имеет, помимо прочего, процедуру для получения документа при производстве. Но обычно предприятия сначала проходят именно этот вид. Затем приступают к работе над качеством, потому что последняя является более сложной в сравнении в предыдущей.

Ступени системы

Таким образом, структура системы сертификации «Регистр» состоит из двух ступеней. Разрабатываются государственные стандарты и порядок их аккредитации. В основном это касается органов, проводящих сертификацию. У них верифицируется компетентность. Также создаются условия для привлечения хороших специалистов извне. Преимуществом будет являться известность организации за рубежом. Кроме того, в ней должны иметься все необходимое оборудование для задокументированных процедур по оценке качества. Здесь же проводится сертификация производств. Однако выдача документа принадлежит другой организации, так как для этой возможности необходима иная аккредитация.


Российские системы сертификации состоят из трех этапов.

  1. Заочная.
  2. Окончательная проверка и оценка.
  3. Инспекционный контроль.

Заочная система

На данном этапе дается предварительная оценка, необходимая для выявления экспертом потенциальной возможности прохождения процедуры. Также рассматривается ее целесообразность на конкретном предприятии. Заявитель подает заявку, к которой прилагает документ о политике качества, руководству по ней и анкету с ответами. При положительных результатах принимается решение о следующем шаге.

Окончательная проверка

На данном этапе проверяется состояние:

  • деятельности по регулированию вопросов качества;
  • системы производства;
  • качества продукции.

Деятельность инспектируется на предмет соответствия имеющихся деталей требованиям, которые включены в стандарт серии 9000 ИСО или аналогичные российские системы сертификации.

Выводы могут иметь такие формы.

  1. Полное соответствие — тогда незамедлительно выдается сертификат.
  2. В целом ответ положительный, но имеются некоторые отклонения. В этом случае назначается период, в течение которого деятельность должна быть приведена в норму.
  3. Полное несоответствие. Тогда предприятие может повторно пройти процедуру, лишь основательно подготовившись к ней. Программа будет повторяться заново.

Инспекционный контроль


Он может проходить в плановом и внеплановом режимах. В последнем случае контроль назначается, если в органы системы сертификации поступают претензии о качестве либо вводятся значительные изменения в процесс изготовления продукции или в ее конструкцию. Он может быть также проведен и в том случае, если меняется структура организации и кадровый состав на предприятии.

Совместная сертификация

Кроме вышеизложенных, «Регистр» предоставляет и другие возможности. Так, может быть не только национальная система сертификации, но и совместная с подобными организациями в других странах. Например, ВНИИС заключил подобное соглашение со всемирно известной фирмой "Дет Норске Веритас". Цель в данном случае состояла в для улучшения конкурентоспособного фона российских компаний и их товаров.

Таким образом, компании приобретают возможность по своему желанию получить документ от двух органов или от какого-либо из них по отдельности. В этом, кстати говоря, заинтересованы не только отечественные производители. Итальянцы, выходя на российский рынок, также нуждаются в соответствующей документации.

Правила системы сертификации позволяет российским производителям также напрямую обращаться с заявками в любые фирмы, осуществляющие соответствующую деятельность в мире.

Совместная процедура направлена не только на выдачу документа нужного образца. Она заключается в реализации задачи по обеспечению на отечественных предприятиях соответствия качеству по международным стандартам.

Сертификация производства

Данная процедура бывает самостоятельной или входит в получение документа на систему качества. Оценочным критерием здесь выступает способность продукции отвечать определенным требованиям, содержащимся в документах. Структура системы сертификации состоит из правил, которые установлены Госстандартом. Они предусматривают методику проведения процедуры на каждом предприятии. Целью здесь является получение соответствия требованиям, с обоснованными оценками и воспроизведенными итогами.

В качестве объектов выступает:

  • готовая продукция;
  • технологическая система;
  • техобслуживание;
  • система технического контроля и испытаний.

Подготовка компании всегда сказывается на ее деятельности положительно. Так, на практике замечено, что улучшается связь с потребителями, увеличивается дисциплина на производстве, разрабатываются различные критерии стабильности, выявляются основные звенья, влияющие на характеристики продукции и так далее.

Для каждого вида предполагается своя схема. Так, если реализуются системы обязательной сертификации, выбирается схема 5. Тогда испытания проводятся в специальных лабораториях. Схема используется также при чувствительной технологии производства к внешним воздействиям, а также в случаях, когда срок годности является очень маленьким, и предприятие модифицирует свои товары.

Сертификация

Процесс сертификации заключается в процедуре получения сертификата. Независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров

Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы менеджмента, персонал, рабочие места и пр.

Участники сертификации.

В их сертификации участвуют три стороны : Поставщик, Покупатель, Лицо или орган, осуществляющий сертификацию продукции.

Система сертификации

Деятельность Российских систем сертификации в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Постановлением Правительства РФ N 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия»

  • Центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за её деятельностью и может передавать право на проведение сер­тификации другим органам;

    Процедуры (схемы) сертификации;

  • Сертификация включает 4 этапа:

  • 1.Испытания (1.1.Испытание типа,1.2.Выборка из партии 1.3.Испытание каждого образца)

    2. Проверка производства (2.1.предварительная,2.2. Сертификация производства, 2.3.Сертификация систем качества)

    3. Инспекционный контроль (испытания образцов в торговле, … в производстве, инспекционный контроль в производстве, … систем качества)

    4. Другие способы доказательства соответствия – рассмотрение декларации о соответствии.

  • 38. Методические основы проведения сертификации в рф.

  • Сертификация – документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

    Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

    Деятельность Российских систем сертификации в Российской Федерации регламентируется :

    1) Федеральным законом N 184-ФЗ «О техническом регулировании»

    2) Постановлением Правительства РФ N 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия»

    3) правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства РФ

    4) государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

  • Систему сертификации в общем виде составляют:

  • Центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за её деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам;

    Правила и порядок проведения сертификации;

    Нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;

    Процедуры (схемы) сертификации;

    Порядок инспекционного контроля.

    В нашей стране системы сертификации создаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Министерством здравоохранения РФ, Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.

    В зависимости от заинтересованности сторон системы сертифи­кации бывают национальными, региональными, международными.

    Международная система сертификации создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной орга­низацией. Ведущее место в этой области деятельности принадлежит ISO.Национальная система сертификации создается на националь­ном уровне. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определено в настоящее время Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.Региональная система сертификации создается на уровне регионов на основании федеральной системы.Система сертификации ГОСТ Р представляет собой совокупность систем сертификации однородной продукции. Первой российской сис­темой обязательной сертификации стала Система ГОСТ Р. Система сертификации ГОСТ Р - самая крупная в России, она охватывает все виды продукции, которые подлежат сертификации в соответствии с За­коном «О защите прав потребителей» и другими законодательными ак­тами, касающимися отдельных видов продукции. Практика показывает, что заявители на добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.

  • 39. Виды сертификации.

  • По правовому признаку выделяют два вида сертификации:

    1)Обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.

    Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

    Перечни продукции/работ/услуг подлежащей обязательной сертификации утверждаются правительством РФ.

    Самая представительная и известная - Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Федеральным агенством по техническому регулированию и метрологии. В рамках этой системы действу­ют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров легкой промышленности и др.) и однородных услуг (услуг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и т.д)

    2) Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

    В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом - добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.

    В России кровно заинтересованы в добровольной сертификации продукции лишь российские экспортеры.

    По процедуре проведения можно выделить:

    1) самосертификация, которая согласно терминологии ИСО называется "заявлением о соответствии" Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность.

    2) сертификация третьей стороной. Предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе стороне. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса

  • 40. Понятие «Самосертификация» .

  • Согласно терминологии ИСО называется "заявлением о соответствии" Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность.

    Самосертификация непосредственно связана с введением на предприятиях высокоэффективных систем качества продукции . Многие зарубежные фирмы в конкурентной борьбе за рынки сбыта стараются увеличить свою долю на рынке путем не столько снижения цены, сколько повышения качества продукции, руководствуясь при этом принципом: качество живет вместе с изделием, а цена забывается быстро.

    На всех крупных промышленных предприятиях, осуществляющих самосертификацию, на правах самостоятельных подразделений создаются службы качества . Они разрабатывают руководства по обеспечению качества на предприятии, содержащие указания о распределении ответственности между специалистами различных подразделений предприятия по вопросам качества, описание действующей системы качества, а также программу качества.

  • 45. Испытания в сертификации продукции.

  • Испытания проводят специализированные испытательные лаборатории. Испытательные лаборатории (центры) , аккредитованные в установленном порядке, осуществляют: испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний; оформление и выдачу протоколов испытаний для целей сертификации.

    Протоколы испытаний, выданные испытательными лабораториями, являются объективной основой для выдачи сертификата соответствия или отказа в этом органом по сертификации. Порядок работы испытательных лабораторий и требования к ним устанавливаются нормативными документами системы сертификации, основным из которых является ГОСТ Р 51000.3-96, соответствующий европейской норме ЕN 45001.

    Испытательная лаборатория может быть самостоятельной организацией или составной частью органа по сертификации или другой организации. Общие требования к испытательным лабораториям следующие:

      обладание статусом юридического лица;

      независимость от поставщиков и потребителей;

      использование стандартных методов испытаний и процедур;

      наличие оборудования, необходимого для проведения испытаний надлежащим образом;

      наличие руководителя, отвечающего за выполнение всех технических задач;

      соответствие образования, профессиональной подготовки, технических знаний и опыта сотрудников лаборатории возложенным на них обязанностям;

      наличие систем обеспечения качества, позволяющей выполнять функции на соответствующем уровне.

    46. Преимущества применения сертификации в условиях рыночных отношений.

      Преимущества для производителя - это показатель соответствия продукции требованиям ГОСТ, гигиенических норм и других документов, регламентирующих производство продукции.

      Также:

      Увеличение конкурентоспособности

      Увеличение доли рынка

      Уменьшение рисков

      Более простой выход на международный рынок

      Сертификация систем менеджмента качества помогает организациям:

      Повысить шансы на победу при участии в тендерах, конкурсах, а также при заключении как внутренних, так и внешних контрактов.

      Сформировать общественное мнение о прочном и стабильном положении организации на рынке и, как следствие этого, оказать поддержку в формировании портфеля заказов.

      Завоевать доверие со стороны инвестиционных компаний, добиться инвестиционной поддержки на развитие мощностей и совершенствование производственных процессов.

      Увеличить доверия со стороны юридических фирм для юридической защиты интересов организации при возникновении каких-либо претензий со стороны потребителей.

    Loading...Loading...