Законодательные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в российской федерации. Нормативное регулирование вэд


Участники ВЭД должны хорошо знать нормативную базу и правила ведения коммерческой деятельности на внешних рынках, установленные в нашей стране и за рубежом, и постоянно отслеживать происходящие изменения в этой области.
Нормативно-правовая база ВЭД включает российские законодательные и иные правовые акты, международные двусторонние и многосторонние договоры РФ по торгово-экономическим вопросам. Действующие в России нормативные документы обязательны для применения всеми участниками ВЭД.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ (ст. 7 ГК РФ, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации"). Правила, установленные международным договором, имеют приоритет по сравнению с национальными законодательными нормами.
Положения многих международных актов имеют разнообязательную юридическую силу для российских хозяйствующих субъектов, а именно:
(1) вполне обязательные для применения, считающиеся нормативными требованиями;
(2) имеющие не обязательный, а рекомендательный характер, т.е. применяющиеся факультативно, но некоторые из них могут настоятельно рекомендоваться для применения;
(3) содержащие как императивные нормы, предусматривающие обязательное их соблюдение, так и диспозитивные правила, не ограничивающие права заинтересованных сторон действовать по взаимной договоренности и применяемые при решении неурегулированных вопросов.
Кроме того, в мировой торговой практике немаловажную роль играют сложившиеся национальные или международные торговые обычаи, деловые обыкновения (узансы). Под торговыми обычаями понимаются сложившиеся и устоявшиеся единообразные правила, достаточно известные, общепризнанные и постоянно соблюдаемые в соответствующих областях торговли, разумные и определенные по содержанию. Торговые обычаи фиксируются в материалах организаций ООН, специальных сборниках торговых палат, правилах крупных бирж, типовых контрактах, решениях третейских судов по тем или иным вопросам. Эти торговые обычаи могут серьезно приниматься во внимание при арбитражном разбирательстве споров между сторонами внешнеторгового контракта.
К настоящему времени в России сложилась довольно обширная законодательная база ВЭД, причем постоянно продолжаются ее пополнение и совершенствование. В начале нынешнего десятилетия был принят крупный пакет новых законов и скорректированы многие прежние с учетом норм ВТО. Для проработки важных законопроектов нередко требуется длительное время. Выявляемые пробелы в законодательстве могут восполняться указами Президента, которые имеют силу законодательных актов.
В современном российском законодательстве можно выделить две группы законов, регулирующих различные стороны ВЭД: (1) специальные законы по вопросам ВЭД и (2) законы более общего характера, имеющие в той или иной части отношение к ВЭД.
Из федеральных законов, посвященных специально (преимущественно или в значительной мере) вопросам ВЭД, отметим следующие: Таможенный кодекс РФ, Законы "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О таможенном тарифе", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об экспортном контроле", "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге", "Об экспорте газа", "О вывозе и ввозе культурных ценностей", "Об участии в международном информационном обмене", "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их исполнения", "О международном коммерческом арбитраже", "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и др.
Более обширна другая группа законов, которые содержат нормы, регламентирующие те или иные стороны ВЭД в увязке с более общими хозяйственными, финансовыми, социальными, транспортными, информационными, общегражданскими и другими вопросами. Многие из них перечислены в Приложении. При изучении этих законов важно обращать внимание на положения, относящиеся к тем или иным сторонам ВЭД.
Сошлемся еще раз на ГК РФ, в котором содержится немало глав, касающихся как внутрихозяйственных, так и внешнеэкономических вопросов, в частности:
- гл. 9 "Сделки (понятие, виды и форма сделок, их недействительность)";
- гл. 21 - 26: "Понятие и стороны обязательства", "Исполнение обязательств", "Обеспечение исполнения обязательств", "Перемена лиц в обязательстве", "Ответственность за нарушение обязательств", "Прекращение обязательств";
- гл. 27 - 29: "Понятие и условия договора", "Заключение договора", "Изменение и расторжение договора";
- гл. 30 - 31: "Купля-продажа", "Мена";
- гл. 34 "Аренда";
- гл. 37 - 42: "Подряд", "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ", "Возмездное оказание услуг", "Перевозка", "Транспортная экспедиция", "Заем и кредит";
- гл. 46 - 49: "Расчеты", "Хранение", "Страхование", "Поручение";
- гл. 51 - 54: "Комиссия", "Агентирование", "Коммерческая концессия".
Для практической реализации принятых федеральных законов выпускается множество (тысячи) подзаконных нормативных актов. Это прежде всего постановления и распоряжения Правительства РФ, а также межведомственные (издаваемые совместно несколькими ведомствами) и ведомственные инструкции, правила, приказы, распоряжения, указания, положения, письма и другие нормативные документы, в частности, издаваемые Минэкономразвития, ФТС, Банком России по отдельным вопросам ВЭД.
Характерным примером межведомственного нормативного акта, имеющего непосредственное отношение к ВЭД, являются Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденные 29 февраля 1996 г. МВЭС по согласованию с ГТК. Эти Рекомендации были разработаны во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 16 января 1996 г. Банк России Письмом от 15 июля 1996 г. предложил всем уполномоченным банкам учитывать положения Рекомендаций при принятии контрактов на расчетное обслуживание и оформлении паспортов сделок, а также рекомендовать клиентам банков - участникам ВТД руководствоваться Рекомендациями при заключении внешнеторговых сделок.

Примечание. Подзаконные нормативные документы, исходящие из разных министерств и ведомств, не всегда взаимоувязаны и состыкованы, порой содержат противоречивые установки, а главное - неудовлетворительно отрабатывается механизм их реализации, что весьма затрудняет их соблюдение. Уязвимость сферы законоприменения связана и с недостаточным контролем за исполнением принятых законоположений. Ведомственные нормативные документы приобретают обязательный характер для всех участников ВЭД после соответствующего утверждения Министерством юстиции РФ. На практике были случаи, когда Минюст отказывал в регистрации некоторых приказов бывшего ГТК по причинам их несоответствия Конституции РФ или федеральным законам, после чего такие приказы отменялись.

Наряду с федеральными нормативными актами во многих субъектах РФ приняты законы и постановления региональных органов власти по вопросам ВЭД.
На федеральном уровне заключаются следующие виды договоров и соглашений с иностранными государствами (в зависимости от степени их значимости): межгосударственные, межправительственные и межведомственные.
Наиболее важные из них - межгосударственные договоры (соглашения), подписываемые от имени нашей страны Президентом РФ и подлежащие ратификации Федеральным Собранием РФ. Межправительственные договоры с российской стороны подписываются председателем Правительства, его заместителями (в соответствии с их компетенцией), а также по уполномочию Правительства - ответственными работниками соответствующих министерств и других органов исполнительной власти. Условия договоров (соглашений) такого рода обязаны исполнять все юридические и физические лица на территории России. Что касается межведомственных соглашений, они становятся общеобязательными после соответствующего утверждения (одобрения) высшими органами государственной власти РФ.
Субъекты РФ также заключают международные договоры в соответствии с их законными правами. По вопросам, не входящим в компетенцию государственных органов, международные соглашения могут заключаться общественными организациями. Так, ТПП России подписала множество соглашений с торговыми, торгово-промышленными, хозяйственными палатами зарубежных стран и смешанными российско-иностранными палатами.
Международные договоры и соглашения, регулирующие торгово-экономические отношения России с зарубежными странами, могут иметь различные названия: договоры (соглашения) о торговом, экономическом, производственном, научно-техническом сотрудничестве, о торговле и мореплавании, о товарообороте и платежах, об общих условиях поставок товаров и др.
За последние полтора десятилетия Россией заключено более 200 новых соглашений со многими иностранными государствами по вопросам торговли, инвестиций, предпринимательской деятельности, энергетики, сельского хозяйства, науки и техники, стандартизации, метрологии и сертификации, конверсии оборонной промышленности, сотрудничества в освоении космического пространства, защиты окружающей среды, ядерной безопасности, регионального сотрудничества.
В современных торгово-экономических соглашениях приоритетное значение приобрели положения о взаимном применении режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и недопущении дискриминационных условий в торговле, порядке налогообложения, проведения расчетов по торговым и неторговым платежам (включая клиринговые соглашения), применения количественных, технических, санитарных, экологических и иных требований во взаимной торговле, использовании унифицированной коммерческой терминологии, кодирования и т.д.

Примечание. Отметим важное значение торгового Соглашения с США, заключенного в июне 1992 г., согласно которому устанавливалось взаимное предоставление РНБ. В сентябре 1994 г. было подписано Совместное заявление Президентов РФ и США "О принципах и целях развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки", в котором впервые были обозначены основные направления двустороннего торгово-экономического сотрудничества. На принципиально новой основе заключено многоплановое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с ЕС, действующее с 1997 г. В нем были определены режим взаимной торговли товарами и услугами, движения капиталов, рабочей силы, условия предпринимательской деятельности. В преддверии завершения срока действия СПС было подготовлено к подписанию с ЕС в конце 2006 г. новое Соглашение, которому придается общеевропейское стратегическое значение.

Значительная часть многосторонних международных соглашений, конвенций и иных международно-правовых актов приходится на разработанные ООН и входящими в ее систему организациями: Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (UN Conference on Trade and Development, UNCTAD), Организация ООН по промышленному развитию - ЮНИДО (UN Industrial Development Organization, UNIDO), Продовольственная и сельскохозяйственная организация - ФАО (UN Food and Agriculture Organization, FAO), Организация по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО (UN Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO), Всемирная организация интеллектуальной собственности - ВОИС (World Intellectual Property Organization, WIPO), Международная морская организация - ИМО (International Maritime Organization, IMO), Международная организация гражданской авиации - ИКАО (International Civil Aviation Organization, ICAO), Экономический и социальный совет ООН - ЭКОСОС (UN Economic and Social Council, ECOSOC), Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТРАЛ (UN Commission on International Trade Law, UNCITRAL), Экономическая комиссия ООН для Европы - ЕЭК (UN Economic Commission for Europe, UN/ECE), Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана - ЭСКАТО (Economic and Social Commission for Asia and Pacific Ocean, ESCAPO), Центр ООН по содействию внедрению процедур для администрирования, торговли и транспорта (UN Centre for Facilitation of Procedures and Practices for Administration, Commerce and Transport, UN/CEFACT), Международный валютный фонд - МВФ (International Monetary Fund, IMF), Международный банк реконструкции и развития - МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций - МАГИ, Программа развития ООН - ПРООН, Программа ООН по защите окружающей среды - ЮНЕП и др.
Многие международные соглашения подписаны в рамках Всемирной торговой организации - ВТО (World Trade Organization, WTO), Всемирной таможенной организации - ВТамО (World Customs Organization, WCO), Международной организации по стандартизации - ИСО (International Organization for Standardization, ISO), Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) и других международных организаций.
Одним из обязательных международных актов в области внешней торговли является упоминавшаяся ранее Венскаяконвенция. На основе этого документа осуществляется примерно 2/3 всех международных торговых операций. Хотя в этой Конвенции отдается предпочтение диспозитивным нормам, ее положения обязательны для толкования условий внешнеторговых сделок, заключаемых российскими участниками ВЭД.
Необходимо учитывать положения целого ряда других международных конвенций и соглашений, например Конвенции ООН о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г., Оттавской конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. (изменена в 1979 г.), Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1979 г., Женевского договора о законах по товарным знакам 1994 г., Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. и др.
Весомый вклад в разработку многих рекомендаций для осуществления международных торговых операций внесла ЕЭК ООН. Под ее эгидой с середины XX в. активно велась работа по международной унификации внешнеторговых документов. Были разработаны исходная схема бланка унифицированного внешнеторгового документа, рекомендации по его применению и десятки вариантов стандартных (типовых) условий контрактов и общих условий продажи по многим товарам. Среди них наиболее известны следующие "общие условия":
- экспортных поставок машин и оборудования;
- монтажа машин и оборудования за границей;
- продажи потребительских изделий длительного пользования;
- продажи металлоизделий серийного производства;
- продажи пиломатериалов хвойных пород;
- продажи бревен и пиломатериалов лиственных пород умеренного пояса;
- продажи зерновых;
- продажи картофеля;
- продажи свежих фруктов и овощей, включая цитрусовые;
- продажи сушеных фруктов (очищенных или неочищенных) и др.
Стандартные условия контрактов разрабатываются также различными отраслевыми ассоциациями, крупными экспортерами и импортерами.
ЕЭК разработала еще Руководства по международным договорам о встречной торговле, составлению международных контрактов на крупные промышленные объекты, промышленное кооперирование, услуги по эксплуатации и ремонту промышленных и иных предприятий, инженерно-консультационные услуги, передачу ноу-хау в области машиностроения, правила международного коммерческого арбитража и др.
На региональном уровне заключены многие соглашения с ЕС, внутри СНГ.

Примечание. Во второй половине XX в. в торговых отношениях с нашими основными партнерами - бывшими странами - членами СЭВ, а также с КНР, КНДР, Югославией и Финляндией применялись Общие условия поставок товаров (ОУП). В рамках СЭВ еще действовали Общие условия монтажа (ОУМ), Общие условия техобслуживания (ОУТО), Общие условия специализации и кооперирования производства (ОУСК), Общие принципы обеспечения запасными частями. При этом ОУП со странами СЭВ, КНР и КНДР являлись обязательными для применения, а с Югославией и Финляндией имели факультативный характер.
При ликвидации СЭВ было принято решение о том, чтобы сохранить действовавшие несколько десятилетий ОУП СЭВ (1968/1988) в качестве документа, рекомендуемого для применения в торговле между странами, входившими в этот экономический союз. ОУП с КНДР (1981) и КНР (1990), заключенные бывшим СССР, сохраняют свое действие как нормативные (обязательные) двусторонние документы. ОУП СЭВ - Финляндия (1978) и ОУП между организациями СССР и СФРЮ (1977) продолжают действовать как факультативные документы, но если их положения по соглашению сторон инкорпорированы в контракт, они становятся неотъемлемой частью контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Среди многих соглашений стран СНГ по вопросам экономического сотрудничества отметим Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ от 20 марта 1992 г., сориентированное на поставку товаров для государственных нужд по межгосударственным соглашениям. В последнее время высказывались предложения о выработке более обстоятельных ОУП между организациями стран СНГ, подобных ОУП с Финляндией и Китаем.
МТП разработала и постоянно совершенствует Инкотермс - Международные правила применения и толкования торговых терминов (International commercial terms), последняя редакция 2000 г., публикация МТП N 560, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов - УОП (Uniform Customs and Practice for Documentary Credits), публикация МТП N 600, Унифицированные правила по инкассо (Uniform Rules for Collections, URC), ред. 1995 г., публикация МТП N 522, а также опубликовала Унифицированные правила для платежных гарантий по требованию (Unifonn Rules for Demand Guarantee) - публикация N 458, Рекомендации по форс-мажорным обстоятельствам (Force Majeure and Hardship) - публикация N 421, Типовой коммерческий агентский контракт (Model Commercial Agency Contract) - публикация N 496, Типовой дистрибьюторский контракт (Model Distributorship Contract) - публикация N 518, Руководство по составлению торговых агентских контрактов (Guide for Drawing up of Contracts Commercial Agency) - публикация N 410, Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (Guide to Drawing International Distributorship Agreements) - публикация N 441, Руководство по операциям с документарными аккредитивами (Guide to Documentary Credit Operations) - публикация N 515E, Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам (Uniform Rules for Bank-to-Bank Reimbursements under Documentary Credits) - публикация N 525, и др.
В Руководстве по операциям с документарными аккредитивами содержатся унифицированные формы многих документов, рекомендуемые для применения в международной торговле: заявление на аккредитив, безотзывный документарный аккредитив (подтвержденный и неподтвержденный), уведомление (авизо) об открытии аккредитива, запрос на перевод аккредитива, коммерческий счет, тратта (переводный вексель), сертификат происхождения, страховой сертификат, сертификат инспекции, коносаменты разных видов, авиатранспортный документ (авианакладная), автотранспортная накладная, железнодорожная накладная, мультимодальный транспортный документ (для перевозок в смешанном сообщении), транспортный документ, выписанный экспедитором.
Большинство публикаций МТП носит рекомендательный характер. Но некоторые из них, например Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, принятые Банком России, являются обязательными для применения всеми российскими участниками ВТД и уполномоченными коммерческими банками. Рекомендации МТП помогают коммерсантам разных стран грамотно и наиболее выгодным образом формулировать взаимные права и обязанности сторон во внешнеторговых контрактах и правильно оформлять различные внешнеторговые документы.

ОСНОВНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

1. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ Определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

Регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.04.2015), «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.05.2014).

Регулирует устранение двойного налогообложения по отношению к физическим лицам (Ст. 232) и организациям (Ст. 311), налоговые ставки (Ст. 284), особенности налогообложения иностранных организаций (Ст. 306-309), определяет порядок возмещения экспортного НДС (Ст. 165, п. 3 ст. 172 НК РФ).

4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Устанавливает административную ответственность за нарушения в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (Ст. 15.25), а также за правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) (Глава 16).

5. «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ

Определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

6. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ

Устанавливает особенности таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза и содержит положения, отражающие отсылочные нормы Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств-членов таможенного союза.

7. «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ

Закон направлен на защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Он устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

8. «О техническом регулировании» Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ Регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

9. «Об экспортном контроле» Федеральный закон от 18.07.1999 г. N 183-ФЗ

Устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

10. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ

Определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России.

1 1. «О таможенном тарифе» Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1

Раскрывает содержание основных терминов и определений, таких как таможенная пошлина. Устанавливает право Правительства Российской Федерации назначать размер ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также порядок их расчета и исчисления. С введением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза многие положения Закона о таможенном тарифе утратили свою силу и в настоящее время представляют только исторические и аналитический интерес, но никак не практический. В тоже время в Законе встречаются положения, не нашедшие отражения в иных нормативно-правовых актах федерального и союзного таможенного законодательства (возможно, временно). Например, об особых и временных (сезонных) таможенных тарифах.

12. «О международном коммерческом арбитраже» Закон Российской Федерации от 07.07.1993 г. N 5338-I Устанавливает положения об арбитраже, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации, а также в типовом законе, принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли, одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве.

13. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 04.01.1999 №4-ФЗ.

14. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".

15. Указ Президента Российской Федерации от 19.08.2015 N 424 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»".

16.Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2003 N 79 "Об утверждении Положения о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации".

17. Указ Главы Удмуртской Республики от 24.04.2015 N 82 "О Положении о международной деятельности Главы Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики".

18. «О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». (с изменениями и дополнениями) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р.

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1388 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов».

20. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2016 г. № 1368 "О предоставлении субсидий российским производителям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности"

21. Об утверждении Плана реализации подпрограмм государственной программы Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики" на 2017 год"

Законодательная база ВЭД России.

В настоящее время в России сложилась довольно обширная законодательная база ВЭД, причем постоянно продолжается ее пополнение и совершенствование. В начале нынешнего 10-летия был принят крупный пакет новых законов и скорректированы многие прежние с учетом норм ВТО. Для проработки важных законопроектов нередко требуется длительное время. В таких случаях выявленные пробелы в законодательстве могут быть восполнены указами Президента, которые имеют силу законодательных актов.

В современном российском законодательстве можно выделить две группы законов, регулирующих важнейшие стороны ВЭД: специальные законы по вопросам ВЭД и законы, имеющие отношение к ВЭД.

К таким федеральным законам относятся: ТК РФ, законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об экспортном контроле», «О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами», «Об иностранных инвестициях в РФ», «Об особых экономических зонах в РФ», «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», «об экспорте газа» и др.

Одним из первых законов, регулирующих ВЭД, стал ФЗ. От 21.05.1993 г. «О таможенном тарифе2 с последующими изменениями и дополнениями. Он определил порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка России при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров различными видами пошлин при их перемещении через таможенную границу РФ.

Также законом «О ТТ» зафиксирован принцип единства ставок пошлин их виды (адвалорные, специфические, комбинированные; сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные), а также порядок и процедуры предоставления таможенных льгот, принципы определения таможенной стоимости товаров (6 способов), страны происхождения товаров и др.

Более широкий круг вопросов ВЭД нашел отражение в Федеральном законе от 13.10.95 №157-ФЗ «О государственном регулировании ВТД», который в 2003 г. был заменен ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД». Его принятие было обусловлено интенсификацией международных связей России, ее намерением вступить в ВТО. Данный закон, с одной стороны, обеспечивает существенное продвижение России по пути либерализации Вт режима, с другой стороны, стремится обеспечить более активную защиту интересов российских производителей.


В данном законе:

Дана правовая характеристика внешнеторговой деятельности и определены цели и принципы ее регулирования государством;

Проведено четкое разграничение компетенций федерального центра и субъектов РФ в области ВТД и одновременно зафиксирована необходимость координации их действий;

Изложены основные методы регулирования ВТД и перечислены федеральные органы, ответственные за это;

Разрешено введение особых режимов осуществления отдельных видов ВТД: приграничная зона, ОЭЗ, внешнеторговые бартерные сделки;

Предусмотрена разработка и реализация программ содействия ВТД, в частности ее информационного и статистического обеспечения:

Закреплены меры, направленные на обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки и предусмотрена защита экономических интересов РФ и российских лиц в области ВТД;

Установлена ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства РФ в ВТД.

По сравнению с прежним ФЗ «О государственном регулировании ВТД» в новом законе принципы государственного регулирования ВТД изложены более подробно, на первое место поставлена защита интересов участников ВТД.

В развитие данного ФЗ был принят ФЗ «О мерах по защите интересов РФ при осуществлении ВТ товарами».

Ключевыми понятиями в данном законе являются понятия «существенного ущерба отрасли российской экономики (или его угрозы)» и «существенного ущерба от импорта товара».

Под существенным ущербом отрасли российской экономики в законе понимается подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики, которое возникло вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию РФ аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового импорта такого товара, либо товара, субсидируемого иностранным государством 9союзом иностранных государств). Применение мер по защите экономических интересов РФ может основываться только на результатах соответствующего расследования.

В отдельную главу вынесены антидемпинговые меры, использование которых разрешается как в отношении собственно товара, импортируемого по демпинговым ценам, так и производителей 9экспортеров) данного товара с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых отношениях с данным иностранным государством или союзом иностранных государств.

18.07.1999г. был принят ФЗ №183 «Об экспортном контроле». Экспортный контроль вводится с целью защиты интересов РФ, реализации требований международных договоров РФ в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения а также создания условий для интеграции экономики РФ в мировую экономику. В этом законе определены принципы и методы осуществления экспортного контроля, порядок утверждения списков (перечней) контролируемых товаров, изложены правовые вопросы экспортного контроля.

Таким образом, в 90-х гг. ХХ в. В России был принят ряд законов, которые позволили создать нормативно-правовую базу для осуществления ВЭД и ВТД.

6 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза - кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.

Однако процесс совершенствования ВЭ законодательства продолжается в связи с интеграцией РФ в мировое хозяйство и изменениями, происходящими в мировой экономике.

Законодательную и нормативную базу регулирования внешнеэкономической деятельности образует ряд федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и нормативных актов министерств и ведомств, в компетенцию которых входят вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Одним из первых законов, регулирующих данную сферу, стал Федеральный закон от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (с последующими изменениями и дополнениями).

В этом Федеральном законе, как и в последующих законодательных актах РФ, был установлен приоритет норм международного права: если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в данном Федеральном законе, то применяются нормы международного соглашения.

Федеральный закон «О таможенном тарифе» определил порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров различными видами пошлин при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Федеральным законом зафиксирован принцип единства ставок пошлин, их виды (адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения; сезонные; специальные; антидемпинговые; компенсационные), а также порядок и процедуры предоставления таможенных льгот.

В специальном разделе Федерального закона изложены принципы определения таможенной стоимости товаров, начисления, уплаты и взимания пошлин. В Российской Федерации таможенная стоимость товаров рассчитывается шестью способами: 1) по цене сделки с ввозимыми товарами; 2) по цене сделки с идентичными товарами; 3) по цене сделки с однородными товарами; 4) на основе вычитания стоимости; 5) на основе сложения стоимости; 6) резервным. Основной метод расчета - по цене сделки с ввозимыми товарами. Если он по той или иной причине не может быть использован, то применяется последовательно каждый из указанных выше методов. При этом каждый последующий метод должен использоваться, если таможенная стоимость не может быть определена на основе предыдущего метода.

Важной проблемой при осуществлении тарифных и нетарифных мер регулирования является определение страны происхождения товара. Федеральным законом «О таможенном тарифе» утверждены соответствующий порядок и критерии.

В июле 1993 г. был принят Таможенный кодекс РФ, который закрепил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в РФ.

Опыт, накопленный в ходе практического применения данного Таможенного кодекса в 90-х гг. XX в., показал необходимость принятия нового Таможенного кодекса, который вступил в силу с 1 января 2004 г.

В ныне действующем Таможенном кодексе закрепляется положение, что таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации; дается определение таможенному делу, которое представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; определены основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, методы определения страны происхождения товара; установлены таможенные процедуры (таможенное оформление и таможенные режимы) и таможенные платежи.

В отдельные разделы выделены положения о таможенном контроле и таможенных органах.

Более широкий круг вопросов внешнеэкономической деятельности нашел отражение в Федеральном законе от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями). Необходимость такого закона к середине 90-х гг. XX в. стала вполне очевидной.

Утверждение рыночных начал в экономике России, более высокая степень интеграции страны в мировое хозяйство потребовали разработки комплексного подхода к регулированию предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Одно дело, когда внешнеторговыми операциями занимаются несколько крупных государственных внешнеторговых объединений, как это было в советский период, и совсем другое, когда субъектами внешнеторговых отношений становится огромное число фирм и компаний, получивших право выхода на мировой рынок. Требуется система регулирования, адекватная потребностям переходного этапа развития экономики России.

Интенсификация усилий, направленных на более глубокое участие России в международном разделении труда, намерение вступить во Всемирную торговую организацию и на этой основе обеспечить более равноправное положение российских производителей на мировых рынках товаров и услуг вызвали необходимость принятия нового закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Федеральный закон от 08.12.03 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» обеспечивает существенное продвижение по пути либерализации внешнеторгового режима России, с одной стороны, а с другой, более активную защиту интересов российских производителей.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» является основным законодательным актом, регулирующим внешнеторговую деятельность в РФ по ряду параметров.

Во-первых, в Федеральном законе дана правовая характеристика внешнеторговой деятельности и определены цели и принципы ее регулирования государством.

Во-вторых, проведено четкое разграничение компетенций федерального центра и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности и одновременно зафиксирована необходимость координации их действий.

В-третьих, дано определение категории «участники внешнеторговой деятельности», которая включает как российских, так и иностранных лиц, и зафиксированы правила ведения ими внешнеторговой деятельности.

В-четвертых, в Федеральном законе изложены основные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и перечислены федеральные органы, ответственные за это.

В-пятых, Федеральным законом разрешено введение особых режимов осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности (приграничная торговля, свободные экономические зоны, внешнеторговые бартерные сделки).

В-шестых, Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию программы содействия развитию внешнеторговой деятельности, в частности ее информационного и статистического обеспечения.

В-седьмых, Федеральным законом закреплены меры, направленные на обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки, и предусмотрена защита экономических интересов РФ и российских лиц в области внешнеторговой деятельности.

В-восьмых, Федеральным законом установлена ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

Рассмотрим некоторые вопросы внешнеторговой деятельности, которые регулируются Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в частности, в нем определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации:

защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

единство таможенной территории Российской Федерации;

взаимность в отношении другого государства (группы государств);

обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

гласность и открытость в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

обеспечение обороны страны и безопасности государства;

обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

По сравнению с прежним Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в новом законе принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности изложены более подробно и на первое место поставлена защита интересов участников внешнеторговой деятельности.

Важнейшим нововведением в новом законе является положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, (ст.

29), и в отношении внешней торговли услугами (ст. 34).

Разрешается в зависимости от страны происхождения товаров устанавливать только дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в виде:

таможенно-тарифного регулирования;

нетарифного регулирования;

запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство Российской Федерации вправе применять специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации.

Правительство также имеет право вводить количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определять порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров.

Закон также установил, что экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, требует специальных разрешений. Право выдавать такие разрешения закреплено за Правительством РФ.

На практике при осуществлении импортных операций имели место многочисленные случаи искажения сведений об импортируемых в Россию товарах, в том числе их стоимости. Поэтому в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» включена особая ст. 28, которая предоставляет Правительству РФ право вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в Российскую Федерацию. Срок такой инспекции не может превышать трех лет.

Законом установлен запрет на ввоз в Россию товаров, которые не отвечают предъявляемым техническим, санитарным, экологическим и иным стандартам и не имеют соответствующих сертификатов. Другие виды внешнеэкономической деятельности, в частности международное инвестиционное сотрудничество, производственная кооперация, валютные и финансово-кредитные операции законом не регулируются.

В развитие Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.) был принят Федеральный закон от 14.04.98 г. № 63-Ф3 «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». Ключевыми в данном законе являются понятия «существенного ущерба отрасли российской экономики (или его угрозы)» и «существенного ущерба от импорта товара».

В Федеральном законе под «существенным ущербом отрасли российской экономики» понимается подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств).

Фундаментальный принцип, использованный при формулировке положений Федерального закона, базируется на том, что применение мер по защите экономических интересов РФ может основываться только на результатах соответствующего расследования.

В Федеральном законе изложен порядок проведения такого расследования и система специальных защитных мер, которые могут вводиться после выявления факта нанесения существенного ущерба отрасли российской экономики в связи с возросшим ввозом товара из-за рубежа.

В отдельную главу выделены антидемпинговые меры, использование которых разрешается как в отношении собственно товара, импортируемого по демпинговым ценам, так и всех (или отдельных) производителей (экспортеров) данного товара с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых отношениях с данным иностранным государством (союзом иностранных государств). При этом в Федеральном законе учтена практика демпингового импорта товара отдельными российскими производителями, которые либо сами его осуществляют, либо образуют с экспортерами или импортерами такого товара зависимые или дочерние общества в соответствии с российским гражданским законодательством. В этом случае под отраслью понимаются остальные производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.

Некоторые положения данного закона отменены в связи с принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в частности гл. V «Ограничение импорта товаров в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации, выполнения целевых федеральных программ развития, в связи с выпуском новых видов товаров, в целях защиты претерпевающих структурную перестройку отраслей российской экономики и при проведении мероприятий по ограничению производства сельскохозяйственных товаров» и гл. VI «Меры по защите экономических интересов Российской Федерации при экспорте товаров». В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.) указанные вопросы трактуются в соответствии с реалиями начала XXI в.

Практика применения законодательных актов, регулирующих внешнюю торговлю России, показала необходимость упорядочения экспорта товаров из России, в частности тех, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, ибо такая угроза в условиях глобализации мирового хозяйства вполне реальна. Во многих странах уже имеется достаточный на- учно-технический потенциал, который может быть использован для создания оружия массового поражения.

18 июля 1999 г. был принят Федеральный закон № 183-ФЭ «Об экспортном контроле». Экспортный контроль вводится с целью защиты интересов Российской Федерации, реализации требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения, а также создания условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

В Федеральном законе определены принципы и методы осуществления экспортного контроля, порядок утверждения списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, изложены правовые основы экспортного контроля.

В развитие Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.) в данном Федеральном законе конкретизированы положения по регулированию внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники.

Федеральный закон дает возможность развивать сотрудничество России с другими странам путем налаживания контактов в сфере контроля за экспортом продукции, которая может быть использована в военной сфере.

За нарушение данного Федерального закона установлены наказания, в том числе в виде штрафа и лишения права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до 3 лет.

Таким образом, в 90-х гг. XX в. в России был принят ряд законов, которые позволили создать нормативно-правовую базу для осуществления внешнеэкономической (и в том числе внешнеторговой) деятельности. Однако процесс совершенствования внешнеэкономического законодательства продолжается, поскольку перед страной стоят сложные проблемы - более глубокой интеграции в мировую хозяйственную систему.

В этой связи следует отметить, что в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» указывается ряд нормативных правовых актов, которые после вступления данного закона в силу применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону впредь до приведения нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Контрольные вопросы и задания 1.

Кратко изложите структуру управления внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации в 90-х гг. XX в. 2.

Необходимо ли в России иметь министерство или ведомство, которое занималось бы вопросами регулирования внешнеэкономической деятельности? 3.

Какими законами регулируется внешнеторговая деятельность в Российской Федерации? 4.

Какие основные проблемы нашли отражение в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»? 5.

Какая норма права имеет приоритет по российскому законодательству: национальная или международная, в случае если Россия подписала бы соответствующее международное соглашение? 6.

Какие принципы положены в основу государственного регулирования внешнеторговой деятельности?

Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

2.2. Законодательство, регламентирующее ВЭД в России

Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договоры в области экономических отношений.

К числу важнейших законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, следует отнести Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 21 ноября 2003 г.), Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 25 июля 2002 г. № 117-ФЗ), Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. №173-Ф3), Патентный закон РФ (от 23 сентября 1992 г. № 3517-1), Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1995 г. № 5003-1), Таможенный кодекс РФ (от 28 мая 2003 г., № 61-ФЗ), Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» (от 7 июля 1993 г. № 5338-1) и др. Определяемые законами общие условия и принципы ведения ВЭД получили дальнейшее развитие и конкретизацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

Среди подзаконных актов, задействованных в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности, следует обратить внимание на постановление Правительства РФ, касающееся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта/импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах и аукционах по продаже квот на экспорт/импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта/импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта и многих других.

Из книги Несправедливое преимущество. Сила финансового образования автора Кийосаки Роберт Тору

Налоговое законодательство поощряет должников Теперь мы знаем, почему налоговые ведомства поощряют должников, освобождая их от налогов, и наказывают вкладчиков, облагая доход от вкладов налогами по самым высоким ставкам – как

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

6. Законодательство о налогах и сборах Согласно положениям, закрепленным в ст. 1 НК РФ, законодательство России о налогах и сборах состоит непосредственно из НК РФ и принятых на основании и в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.Налоговый кодекс РФ

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

18. Налоговое законодательство РФ Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

15. Конституция РФ и банковское законодательство Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, является актом высшей юридической силы на всей территории Российской Федерации.Источниками банковского права выступают положения

Из книги Самоучитель биржевой торговли автора Сипягин Евгений

Глава 1 Регулирующее законодательство Теперь поговорим о тех нормативных актах, которые мы должны знать. Вы же учите «Правила дорожного движения», прежде чем сесть за руль автомобиля?Итак, законодательные акты:1. Гражданский кодекс РФ.2. Налоговый кодекс РФ.3. Федеральный

Из книги Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов автора Еналеева И. Д.

Глава 1 Российское законодательство о защите прав потребителей 1.1. Становление законодательства о защите прав потребителей Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь развития. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

50. Законодательство, регламентирующее банковскую деятельность Банковское право – совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, то есть устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций,

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции.Рынок несовершенной

Из книги Финансы как творчество: хроника финансовых реформ в Казахстане автора Марченко Григорий

7. БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В марте 1995 года парламент Республики Казахстан был распущен, и в течение девяти месяцев президент управлял страной посредством указов. Средства массовой информации были полны комментариев – недоумевающих, гневных, порицающих,

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

14. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФсостоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов

Из книги Бюджетная система РФ: конспект лекций автора Бурханова Наталья

ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

2.8 Законодательство и судебная защита Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они не будут

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

11. Специальное страховое законодательство Для страхования важнейшим законодательным актом является Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Он регулирует отношения между лицами, осуществляющими деятельность в сфере страхового дела,

Из книги Все о бизнесе в Германии автора фон Люксбург Натали

5.5. Антимонопольное законодательство (Закон о картелях) Закон направлен против ограничений в конкуренции. По отношению к картелям в Германии действует принцип запрета. Исключения предусматриваются по отношению к картельным соглашениям об однородных условиях торговли,

Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс Брэд

Из книги Правовое регулирование рекламы автора Мамонова Е
Loading...Loading...