Соответствием расходов лиц замещающих государственные. Контроль над расходами государственных служащих

осуществления контроля за соответствием расходов федеральных государственных гражданских служащих Управления Федеральной

службы государственной регистрации, кадастра и картографии

по Тюменской области

1. Настоящий Порядок осуществления контроля за соответствием расходов федеральных государственных гражданских служащих Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее – Порядок) определяет правила проведения контроля за соответствием расходов, представленных федеральными государственными гражданскими служащими (далее – гражданские служащие) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее – Управление).

2. Контроль осуществляется за расходами гражданских служащих Управления, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы , включенные в Перечень должностей в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр), при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Росреестра от 01.01.2001 № П/87 «Об утверждении Перечня должностей в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее – Перечень).

3. Гражданские служащие Управления, замещающие должности, указанные в Перечне, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка , другого объекта недвижимости , транспортного средства, ценных бумаг , акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

4. Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами гражданского служащего Управления, замещающего должность, предусмотренную Перечнем, а также за расходами его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее – члены семьи) является достаточная информация, представленная в письменном виде, о том, что гражданским служащим и (или) членом семьи совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), на сумму превышающую общий доход гражданского служащего и супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

5. Указанная информация может быть представлена:

6. Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами гражданского служащего Управления и его членов семьи.

7. Руководитель Управления либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами гражданского служащего Управления, замещающего должность, предусмотренную Перечнем, а также за расходами членов его семьи (далее – Решение).

7.1. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданского служащего или члена его семьи и оформляется в письменной форме Распоряжения руководителя Управления или уполномоченного им должностного лица.

8. Контроль за расходами гражданского служащего Управления и членов его семьи включает в себя:

8.1. истребование от гражданского служащего сведений;

8.1.1. о его расходах, а также о расходах членов семьи по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки;

8.1.2. об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в п. 8.1.1. настоящего Порядка;

8.2. проверку достоверности и полноты сведений, указанных в пунктах 3 и 8.1. настоящего Порядка;

8.3. определение соответствия расходов гражданского служащего Управления и членов его семьи их общему доходу.

9. Сведения, предусмотренные пунктом 8.1 настоящего Прядка представляются гражданским служащим в течение 15 рабочих дней с даты их истребования.

10. Сотрудник отдела государственной службы и кадров, ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – уполномоченный сотрудник Отдела) осуществляет контроль за расходами гражданского служащего и членами его семьи.

11. Уполномоченный сотрудник Отдела не позднее чем через два рабочих дня со дня получения Распоряжения руководителя Управления о проведении контроля за расходами уведомляет гражданского служащего Управления, в отношении которого осуществляется контроль за расходами:

11.1. о принятом решении;

11.2. о необходимости представить сведения, указанные в пункте 8.1. настоящего Порядка; в уведомлении должна содержаться информация о порядке представления и проверки достоверности и полноты этих сведений.

12. Гражданский служащий Управления, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами членов его семьи вправе:

12.1. давать пояснения в письменной форме:

12.1.1. в связи с истребованием сведений, предусмотренных пунктом 8.1. настоящего Порядка;

12.1.2. в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных пунктами 3 и 8.1. настоящего Порядка;

12.1.3. об источниках получения средств, за счет которых им, членами его семьи совершена сделка, указанная в пункте 8.1.1. настоящего Порядка;

12.2. представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

12.3. обращаться с ходатайством к руководителю Управления или уполномоченному лицу Отдела о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами членов его семьи.

13. Ходатайство, предусмотренное пунктом 12.3 настоящего Порядка подлежит обязательному удовлетворению.

14. С гражданским служащим Управления, направившим ходатайство, в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины – в срок, согласованный с гражданским служащим) проводится беседа, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам.

15. Проверка достоверности и полноты сведений, предусмотренных пунктами 3 и 8.1. настоящего Порядка (далее – Проверка) осуществляется уполномоченным лицом Отдела самостоятельно.

15.1. Направление запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, в интересах Управления, при необходимости, осуществляет центральный аппарат Росреестра по ходатайству Управления.

16. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

17. Гражданский служащий Управления, на период осуществления Проверки может быть в установленном порядке отстранен от замещаемой должности на срок не превышающий 60 дней со дня принятия решения об осуществлении Проверки; указанный срок может быть продлен до 90 дней руководителем Управления.

18. В ходе проведения Проверки уполномоченное лицо Отдела вправе:

18.1. проводить по своей инициативе беседу с гражданским служащим, в отношение которого проводится Проверка;

18.2. изучать поступившие от гражданского служащего, в отношение которого проводится Проверка дополнительные материалы;

18.3. получать от гражданского служащего, в отношение которого проводится Проверка пояснения по представленным им сведениям и материалам;

18.4. направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и его членов семьи, а также об источниках получения расходуемых средств;

18.5. наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию.

а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

В соответствии с распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области от 04.06.2013 № 212-р «О проведении прямых телефонных линий» 28.06.2013 с 10-00 до 13-00 начальником отдела по обеспечению деятельности управления Федорук С.Н. была проведена прямая телефонная линия на тему: «Осуществление контроля над расходами государственных гражданских служащих».

В ходе прямой телефонной линии были даны консультации гражданам по следующим вопросам:

1. Вопрос: Чьи расходы подлежат контролю?

Ответ: 03.12.2012 года был принят Федеральный закон № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Закон о контроле за расходами), вступивший в силу 01.01.2013. Этот закон распространяется на широкий круг лиц. Помимо государственных и муниципальных служащих, к ним относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности в Банке России, государственных корпорациях, в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, и д.р. Государственные служащие будут отчитываться о своих расходах только в тех случаях, если замещаемая ими должность входит в один из принимаемых на различных уровнях перечней. Под действие закона подпадают те должностные лица, которые в соответствии с действующим законодательством ежегодно подают сведения о своих доходах и членов их семей - супругов и несовершеннолетних детей.

2. Какие расходы подлежат контролю?

Ответ: Речь идет о контроле крупных расходов на приобретение земли, транспортных средств, недвижимости, ценных бумаг.

Государственные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах и об источниках получения расходуемых средств только в том случае, когда сумма сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

3 . Что может послужить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами государственного служащего?

Ответ: Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего должность государственной службы, указанную в Законе о контроле за расходами, является достаточная информация о совершении соответствующей сделки.

Данная информация может быть представлена в письменной форме правоохранительными органами, постоянно действующими руководящими органами политических партий, Общественной палатой Российской Федерации или общероссийскими СМИ. Публикация в прессе вполне может послужить основанием для проведения соответствующей проверки.

4. Какие последствия могут повлечь выявленные несоответствия расходов гражданских служащих, членов их семей их доходам?

Ответ: Выявление несоответствия расходов подконтрольного лица его доходам и доходам членов его семьи влечет достаточно серьезные последствия.

Так, частью 3 ст. 16 Закона о контроле за расходами предусмотрено, что, если в ходе контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ.

Органы прокуратуры в установленном порядке обращаются в суд с заявлением об обращении имущества, в отношении которого не представлено в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательств его приобретения на законные доходы, в доход РФ.

5. Какова ответственность государственного служащего за непредставление государственным служащим сведений о расходах?

Ответ: В связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» изменения и дополнения были внесены в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности, ст. 59.2 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» теперь предусматривает увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений не только о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но также и о расходах.

Вопросы контроля над расходами государственных служащих

обсуждались на заседании Совета по противодействию коррупции


Заседание состоялось 13 марта 2012г. в Москве при участии Президента РФ Д.А.Медведева. Основное внимание было уделено вопросам совершенствования нормативно-правовых актов в целях полноценной и своевременной профилактики коррупционного поведения.

Как известно, 13 марта 2012г. Президентом РФ был подписан Национальный план противодействия коррупции на период 2012–2013гг. Предыдущий план действовал в 2010 и 2011гг. и сформировал законодательные и организационные основы для борьбы с коррупцией. Российские стандарты борьбы с коррупцией сегодня уже соответствуют требованиям международных конвенций об установлении ответственности за незаконное обогащение.

По мнению Д.А.Медведева, очередные шаги для профилактики коррупционных преступлений должны предусматривать контроль над расходами государственных служащих.

Цель такого контроля очевидна. Если проверка выявляет, что расходы чиновника (во всяком случае, по тем сделкам, которые государство потенциально способно проконтролировать) явно превышают его доходы и соответствующее лицо не может объяснить, откуда получены эти средства, то это может быть основанием как для увольнения такого чиновника с государственной службы, так и для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные доходы, в собственность государства.

Основы российской правовой системы (принцип презумпции невиновности) не позволяют применять к чиновникам меры уголовно-правового характера, если не доказано, что они получили эти средства преступным путём. Соответственно и термин « незаконное обогащение» в системе наших правовых координат может употребляться только тогда, когда преступление именно как уголовно наказуемое деяние выявлено и доказано. Во всех остальных случаях можно говорить об обогащении неизвестного происхождения, т.е. о сомнительных видах имущества. Однако меры ответственности к тем, чьи расходы явно превышают доходы, могут быть приняты в рамках других процедур.

Д.А.Медведев признался, что на протяжении последних двух лет ему довольно часто задавали вопрос, почему одновременно с обязанностью чиновников предоставлять сведения о доходах не была закреплена обязанность декларировать расходы. Причин этому несколько. Контроль над доходами всё равно остаётся важнейшей составляющей, по этому пути идут все правовые системы. Кроме этого, контроль над источниками средств возможен лишь при наличии базы данных о соответствующем имуществе. Пока такая база в России не была создана и не было, во всяком случае, инфраструктуры для того, чтобы выявлять соответствующий дисбаланс между доходами и расходами государственных служащих, принимать закон о контроле над расходами было бессмысленно. Очевидно, что закон, который невозможно исполнять, не только не способствует правильному, законопослушному поведению, но и, наоборот, приводит к ещё большему правовому нигилизму.

Сегодня сведения о доходах чиновников публикуются в средствах массовой информации, в интернете. Создаётся соответствующая база, сформированы проверяющие структуры. Появились предпосылки для перехода к новому этапу.

Концепция законопроекта о контроле за расходами государственных служащих заключается в том, что лица, замещающие государственные должности, государственные служащие, муниципальные служащие, а также сотрудники организаций, которые создаются государством, обязаны предоставлять сведения о том, какие средства были потрачены ими, а также членами их семьи (имеются в виду супруги и несовершеннолетние дети) на приобретение определённых видов имущества: недвижимость, ценные бумаги, акции и транспортные средства. Речь идёт о таких сделках, которые в той или иной форме фиксируются государством.

Могут быть истребованы и данные об источниках израсходованных средств, которые подтверждают законность их получения. Такие сведения, по концепции законопроекта, должны предоставляться, если сумма самой сделки, т.е. сумма одноразовой сделки, совершённой чиновником или членом его семьи, превышает трёхгодовой суммарный доход членов семьи по основному месту службы.

Информация о несоответствии доходов расходам может быть предоставлена не только правоохранительными органами, политическими партиями, Общественной палатой, но и средствами массовой информации, общественными объединениями – любыми заинтересованными лицами.

Предполагается также внести изменения в целый ряд законодательных актов, в частности дополнить Гражданский кодекс РФ положением, что приобретённое на сомнительные средства имущество обращается в доход государства – по аналогии с той моделью, которая в настоящий момент существует в действующем гражданском законе.

По мнению Д.А.Медведева, принятие Национального плана противодействия коррупции и закона о контроле за расходами государственных служащих соответствует основополагающим принципам современного общества: открытости, подотчётности систем госуправления и принципам так называемой системы « Открытого правительства», которая сейчас активно разрабатывается и обсуждается. В рамках этой системы общество должно получить набор механизмов, которые повышают эффективность антикоррупционной борьбы. Прежде всего за счёт большей доступности и открытости информации о деятельности власти, а также возможности граждан высказывать своё мнение, влиять на деятельность власти посредством различного рода обсуждений, интернет-дискуссий, других дискуссий и путём создания и участия в работе влиятельных экспертных сообществ.

В 2015г. Российская Федерация будет принимать шестую сессию Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции. Как считает Д.А.Медведев, это будет полезное событие, и оно будет свидетельствовать о той оценке, которую дают, в том числе, и международные организации усилиям России по противодействию коррупции.

Loading...Loading...