Дорожно-транспортные происшествия и их причины. Аварии и катастрофы на воздушном транспорте. Чрезвычайные ситуации, вызванные транспортными происшествиями, причины возникновения, возможные последствия и действия населения в случае угрозы или возникновения

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, опасных для жизни человека.

Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей или причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей среде.

Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами. Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и (или) поражающим факто ром опасных грузов.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей или причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Чрезвычайные ситуации, вызванные транспортными происшествиями, причины возникновения, возможные последствия и действия населения в случае угрозы или возникновения чс

Современный период характеризуется развитием транспорта и в результате передвижения происходит более 50% аварий и катастроф на различных видах транспорта. Наиболее безопасный вид транспорта для пассажиров – городской автобус, а наиболее опасный – легковой автомобиль и мотоцикл. Поэтому, в результате, дорожно-транспортных происшествий погибает большое число граждан и получают травмы и ранения, многие становятся инвалидами.

Наиболее распространенными видами ДТП являются столкновения транспортных средств или их опрокидывание, наезды на пешеходов, наезды на препятствия.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

Низкий профессиональный уровень отдельных водителей,

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

Нарушение правил дорожного движения;

Неисправности транспортного средства;

Плохое состояние дорожного покрытия;

Неблагоприятные метеоусловия;

Влияние на психическое, физиологическое состояние водителей, пешеходов, опасных и вредных факторов.

Меры безопасности

При посадке в автомобиль и поездке пассажиру желательно сесть на середину заднего сиденья или хотя бы на заднее сиденье, если находиться на переднем сиденье обязательно пристегнуться ремнем безопасности; в период движения не отвлекать водителя и постоянно следить за дорожным движением; на сиденье садиться боком по направлению движения опасно, при резком торможении возможна травма; опасно садиться в автомобиль с пьяным водителем; не разрешайте детям вставать на колени и смотреть в заднее окно, при торможении возможен удар головой.

В случае ДТП водитель легкового автомобиля обязан: уклониться от лобового столкновения с автомобилем, не подставляя свой бок другому автомобилю; желательно не столкнуться с другим автомобилем в том месте, где у него бензобак; в случае столкновения для смягчения силы удара желательно врезаться правым или левым краем капота; при неизбежном лобовом столкновении руками упереться в руль, левой ногой – кожух левого колеса, правой – в педаль тормоза; при загоревшейся машине срочно эвакуировать пассажиров на безопасное расстояние.

При ДТП автомобиля пассажиру необходимо: мышцы напрячь и не расслабляться до полной остановки; при лобовом столкновении, если сидите сзади, упритесь руками и ногами в переднее сиденье, голову прижмите к рукам; если сидите спереди, упритесь в передний считок, но не в стекло; в случае опрокидывания автомобиля прижмитесь к сиденью и держитесь за него руками, помня, что главное – уберечь голову от травмы; не пытайтесь покинуть машину во время движения при лобовом столкновении; в случае нахождения автомобиля в воде, ждите наполнения салона водой, не паникуйте, вдохните остатки воздуха и выбирайтесь наружу;

Действия пассажира, находящегося в автобусе, троллейбусе, трамвае при ДТП: в момент удара сидя на сиденье упритесь ногами и руками в переднее сиденье, а если стоите – ухватитесь за поручень, в случае падения не ударьтесь головой; напряжение мышц сохранять до полной остановки транспорта; после аварии или катастрофы срочно покиньте транспортное средство не создавая паники, через аварийное окно, аварийный выход, через форточку или через верхние вентиляционные люки; при возникновении пожара в салоне воспользуйтесь носовым платком, либо другой частью ткани для защиты органов дыхания; по возможности используйте огнетушитель или песок; при коротком замыкании, вспышке в салоне трамвая или троллейбуса оставить транспортное средство при его остановке и отключенной электрической цепи.

В случае нахождения автобуса с пассажирами в воде, оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, не создавая панику среди пассажиров; помните, что главная опасность не вода, а другие пассажиры. Выбирайтесь через форточку, верхние вентиляционные люки до заполнения салона автобуса водой, дышите глубже и чаще для насыщения организма кислородом.

При проезде в общественном транспорте пассажиру необходимо: помните, что середина салона – самое безопасное место; в случае резкого торможения лучше сидеть спиной вперед; держитесь руками за спинку переднего кресла при сидении лицом вперед; сидеть по правому борту безопасней, чем по левому; если стоите, то размещайте точки опоры так, чтобы их проекция на пол образовала треугольник большей площади; при резком торможении обратите внимание куда вы будете падать и кто будет падать на вас.

Основные происшествия на железнодорожном транспорте – крушение поездов, железнодорожные аварии и катастрофы.

Крушение поезда – это столкновения пассажирского или грузового поездов, результатом которого является гибель или ранение людей, разрушение локомотива или вагонов.

Железнодорожная авария – авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений.

Железнодорожная катастрофа – железнодорожная авария, как правило, с человеческими жертвами.

Основные причины аварий и крушений: неисправность пути, подвижного состава и технических средств управления; ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов; нарушение правил переезда железнодорожных путей автомобильным транспортом; ошибочность действий путейских рабочих.

Среди катастроф, крушений поездов и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы на подвижном составе, столкновение поездов между собой.

Следствием аварий и катастроф на станциях и перегонах являются: взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, подвижного состава, сооружений; разлив или выброс в атмосферу агрессивных или ядовитых веществ; пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений; поражение железнодорожных работников, пассажиров огнем, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами; уничтожение перевозимых грузов.

В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных аварий и катастроф:

Меры безопасности

При использовании услуг железнодорожного транспорта необходимо: располагаться в середине состава поезда; тяжелые и громоздкие вещи не ставить на верхние полки вагона; проходы на ночь оставлять свободными; не забывать местонахождение личных вещей (документы, деньги, ценности); на столике не должны находиться посторонние предметы (бутылки, еда).

В случае крушения или экстренного торможения поезда: схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами; необходимо помнить, что после первого удара могут быть другие, продолжайте удерживаться; после прекращения ударов покиньте вагон, иначе может возникнуть пожар, в случае его отсутствия попытайтесь оказать первую помощь пострадавшим, успокойте пассажиров, не вызывая паники; при заблокированных дверях толпой людей используйте окна – аварийные выходы, а также через окно любого купе, но в связи с его прочностью при разбивке возможна травма; покидая вагон захватите документы, деньги и необходимую одежду; окажите другим пассажирам также выбраться, разбивая окна вагонов снаружи.

При пожаре в вагоне пассажиру необходимо: при появлении дыма или пожара срочно воспользоваться шарфом, любой тканью, намоченной жидкостью, для защиты органов дыхания; длительное пребывание в купе опасно, т.к. температура в замкнутом пространстве поднимается быстро и возможно обжечь легкие одним вдохом и потерять сознание от выделяемого при горении опасного токсичного газа; выбраться из вагона через тамбур при его заполнении людьми, воспользуйтесь аварийным выходом; строго выполняйте указания проводника; оставив вагон включайтесь в спасательные работы, соблюдая меры безопасности (опасности напряжения шага при оборванных проводах, прохождения встречных поездов, разлитого топлива и т.д.).

Аварии и катастрофы на воздушном транспорте

В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна с пассажирами на борту называют авиационными происшествиями .

Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.

Основные причины авиапроисшествий можно объединить в следующие группы: человеческий фактор – 50-60%, отказ техники – 15-30%, воздействие внешней среды – 10-20 %, прочие – 5-10%. Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории.

Меры безопасности

После посадки в самолет пассажир обязан: находится в верхней одежде, в случае пожара спасет от ожогов; находится в обуви – спасет от всевозможных осколков; снять галстук, шарф, очки, заколки и другие острые предметы; пристегнуться ремнем безопасности, уточнить местонахождение кислородной маски.

В случае декомпрессии (разреженный воздух в салоне): свист, боль, шум и звон в ушах, потепление и пощипывание кожи, оглушительный рев – немедленно надеть кислородную маску и меньше двигаться, по возможности помочь надеть их другим людям.

В случае аварии при взлете и посадке экипаж самолета успевает оповестить пассажиров об аварии. Перед аварией пассажир обязан: принять фиксированную позу (согнуться, плотно сцепить руки под коленями, максимально наклонив голову или упереться руками в переднее кресло, голову положить на руки, а ногами упереться в пол).

В момент удара максимально напрячься. После остановки самолета необходимо уходить через ближайший путь выхода.

При аварийном выходе из самолета следует: открыть аварийный люк, воспользоваться спасательным канатом, выбросив его наружу, соблюдая правила выхода (сначала ноги, потом голова); снять обувь на высоком каблуке и синтетические чулки; растянуть матерчатый желоб, сесть на порог надувного трапа и спуститься вниз; не держитесь за бортовой окантованный шнур – возможны ожоги.

При пожаре в салоне самолета: от защиты ожогов кожи, а органов дыхания от ядовитых газов, используйте верхнюю одежду; движение возможно к выходу при полной остановки самолета; при наличие большого количества дыма, двигайтесь на четвереньках (пригнувшись), главная опасность – дым, а не огонь; при наличии толпы у выхода ищите другие выходы; при наличии снаружи огня и дыма не открывайте запасные люки в этом месте; при выходе из салона откажитесь от ручной клади; боритесь с паникой и апатией, т.к. потеряете драгоценное время, это может стоить вам жизни. Самолет надо покинуть за 5 минут и удалиться от него на расстояние 1,5 км, до взрыва топлива.

Аварии и катастрофы на водном и трубопроводном транспорте

Аварии на водном транспорте классифицируются:

-- кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение;

-- авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского – 12 часов);

-- аварийное происшествие – опасное происшествие на речном судне, приведшее к выбросу опасных химических, биологических, радиоактивных веществ, ионизирующих излучений, разлив нефтепродуктов.

Авария на трубопроводе – это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС.

В зависимости от вида транспортируемого продукта аварии на магистральных трубопроводах могут представлять ту или иную опасность – от возможной гибели людей до нанесения вреда экономике и экологических бедствий.

Поражающие факторы пожара являются: открытый огонь и искры; повышенная температура воздуха и окружающих предметов; токсичные продукты горения; пониженная концентрация кислорода; разрушения или повреждения зданий, сооружений, установок, возможность взрыва.

Поражающие факторы взрыва : ударная волна; пламя и пожар; разрушение оборудования, конструкций зданий, коммуникаций; образование при взрыве и утечка из поврежденных аппаратов вредных веществ, содержание их в воздухе в количествах, превышающих предельно допустимые; осколочное поле.

При пожарах и взрывах человек получает ожоги различной степени тяжести, травмы, ранения, отравление продуктами горения, поражение электрическим током.

Аварии и катастрофы в метрополитене (подземном транспорте)

Транспортные аварии и катастрофы могут произойти и в метрополитене, которые могут привести к тяжелым последствиям – пожарам, взрывам и повлекут к гибели людей.

Источниками пожара или взрыва являются: электрические разряды, тепловые проявления химических реакций, искры от удара и трения.

Меры безопасности

Меры безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций в метрополитене, применяемые пассажирами, аналогичны мерам безопасности на железнодорожном транспорте.

Для обеспечения жизни пассажиров метрополитену необходимо интенсифицировать работу по повышению мер безопасности:

Применение вентиляторов в случае задымления;

Видеосъемка и видеозапись (цвет, сохранение изображения в течение трех суток, рассмотреть лицо человека);

Безопасность системы вагонов;

Использование металлодетекторов и детекторов опасных жидкостей;

Арочные детекторы по определению взрывчатых и наркотических веществ;

Обеспечение системой искателей;

Специальные рентгеновские установки и сканеры;

Установки досмотра, помогающие определить спрятанную под одежду взрывчатку или оружие;

С целью предупреждения ЧС использовать печатные средства массовой информации (СМИ);

Технические средства охраны;

Переговорные устройства, позволяющие при необходимости связаться с сотрудниками станции или милицией;

Информировать пассажиров о способах выживания в данной ситуации.

Аварии на химически опасных объектах

Химические аварии – это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящих к выбросу аварийных химических опасных веществ (АХОВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, функционирования биосферы.

Крупными запасами АХОВ, главным образом хора, аммиака, фосгена, синильной кислоты, сернистого ангидрида и других веществ, располагают химические, целлюлозно-бумажные и перерабатывающие комбинаты, заводы минеральных удобрений, черной и цветной металлургии, а также хладокомбинаты, кондитерские фабрики и др. Опасность химической аварии для людей и животных заключается в нарушении нормальной жизнедеятельности организма и возможности отдаленных генетических последствий, а при определенных обстоятельствах – в летальном исходе при попадании АХВ в организм через органы дыхания, кожу, слизистые оболочки, раны и вместе с пищей.

Меры безопасности

При сигнале оповещения населения об аварии «Внимание всем!» (вой сирен и прерывистые гудки предприятий), необходимо выполнить порядок действий при его получении, правила герметизации помещения, защиты продовольствия и воды. Изготовьте и храните в доступном месте ватно-марлевые повязки для себя и членов семьи, а также памятку по действиям населением при аварии на химически опасном объекте. При возможности приобретите противогазы с коробками, защищающими от соответствующих видов АХОВ.

При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник и телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях. Закройте окна, отключите электрические приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, трехсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, но без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1.5 км от предыдущего места пребывания.

Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде 2-5%-ном растворе пищевой соды (защита от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты «защита от аммиака». При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем.

Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах. При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 метров от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нее категорически запрещено.

При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, примите обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу. Вход в здания разрешается только после контрольной проверки содержания в них АХОВ. Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте, а при невозможности стирки – выбросьте. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после аварии, до официального заключения об их безопасности.

Радиационная авария – это нарушение правил безопасности эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящей к облучению населения и загрязнению окружающей среды.

Основными поражающими факторами аварий являются радиационные воздействия и радиоактивные загрязнения. Аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами. Радиационное воздействие на человека заключается в нарушении жизненных функций различных органов (главным образом органов кроветворения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта) и развитии лучевой болезни под влиянием ионизирующих излучений.

Радиоактивное загрязнение вызывается воздействием альфа-, бета– и гамма–ионизирующих излучений и обусловливается выделением при аварии непрореагированных элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлаг, пыль, осколки ядерного продукта), а также образованием различных радиоактивных материалов и предметов (грунта) в результате их облучения.

В случае радиационной аварии, посредством способов и средств оповещения населения, создайте запасы необходимых средств, предназначенных для использования (герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия, воды и т.д.).

При оповещении о радиационной аварии, находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и поспешите укрыться в помещении. Оказавшись в укрытии, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери. Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указании местных властей. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах, дверях и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую плёнку и поместите в холодильник или шкаф. Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств.

При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая в течении 7 дней по одной таблетке (0.125г.) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – 0.04 г. таблетки. При отсутствии йодистого калия используйте йодистый раствор: 3-5 капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2-х лет – одну – две капли.

Порядок действия населения на радиоактивно загрязненной местности. Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ рекомендовано: выходите из помещения только в случае необходимости и на короткое время, используя при этом респиратор, плащ, резиновые сапоги и перчатки; на открытой местности не раздевайтесь, не садитесь на землю и не курите, исключите купание в открытых водоемах и сбор лесных ягод, грибов; территорию возле дома периодически увлажняйте, а в помещении ежедневно проводите тщательную влажную уборку с применением моющих средств; перед входом в помещении вымойте обувь, вытряхните и почистите влажной щеткой верхнюю одежду; тщательно мойте перед едой руки и полощите рот 0.5%-м раствором питьевой соды. Соблюдение этих требований поможет избежать лучевой болезни.

Действие населения при эвакуации

Готовясь к эвакуации, приготовьте средство индивидуальной защиты, в том числе подручные (накидки, плащи из пленки, резиновые сапоги, перчатки), сложите в чемодан или рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее белье, документы, деньги и другие необходимые вещи. Оберните чемодан или рюкзак полиэтиленовой пленкой.

Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро - и газовые приборы, вынесите в мусоросборник быстро портящиеся продукты, а на дверь прикрепите объявление « В квартире №__ никого нет». При посадке на транспорт или формировании пешей колонны зарегистрируйтесь у представителя эвакомиссии. Прибыв в безопасный район, примите душ и смените белье и обувь на не зараженные.

Гидродинамическая авария – это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся платины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы).

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Последствиями гидродинамических аварий являются: повреждения и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций; поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км\ч (для горных районов – до 100 км\ч); катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0.5 до 10м и более.

При угрозе гидродинамической аварии (гидроузла) необходимо в установленном порядке выходить (выезжать) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания, деревья. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на крупное дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.

Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до не затопленной территории. При затоплении дома отключите его энергоснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (в квартире) людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью фонаря.

Для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием. Наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки. Организуйте учет продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия пребывающей воды и экономное расходование.

Готовясь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки). Не пытайтесь эвакуироваться самостоятельно. Это возможно только при видимости не затопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

После гидродинамической аварии, перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений, перекрытий и стен. Проветрите здание для удаления накопившихся газов. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения. Проверьте исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации. Пользоваться ими разрешается только после заключения специалистов об исправности и пригодности к работе. Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.

Само по себе понятно, что аварии, собственно, и возникают из-за нарушений водителями Правил дорожного движения. Автоинструкторы постараются разобраться конкретнее, что может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Нарушение ПДД

Например, нарушение ограничения на максимально допустимую скорость. Наверное, все из нас видели, что в городе, где скоростное ограничение 60 км/ч, некоторые автомобилисты не укладываются даже в лимит в 90 км/ч.

Не редкостью являются нарушения таких правил как: проезд на запрещающий сигнал светофора, обгон в запрещённых местах, несоблюдение правил приоритета.

Однако ПДД нарушают не только автолюбители, но и сами пешеходы , которые переходят дорогу, совершенно не принимая во внимание запрещающие знаки и светофоры. Даже велосипедисты не являются исключением, они ездят, совсем не обращая внимания на других участников движения. Ну и, конечно же, одной из самых распространённых причин ДТП является управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Также аварии случаются и из-за чрезмерной усталости водителя, например, после длительного путешествия.

Статистическая информация за 2011 год показана на картинке:


Неисправности ТС

Распространённой причиной аварий является и техническая неисправность автомобилей. Например, по законодательству РФ, с техническими неисправностями запрещено последующее движение, а также дальнейшая эксплуатация ТС вообще. Во втором случае вы имеете право довести авто, хотя бы, до автомастерской, а в первом — поможет только эвакуатор или буксировка .

Так, например, если у вас перегорела фара, то вы можете доехать до места стоянки или ремонта, а вот если отказали тормоза , то всё — самостоятельно осуществлять движение запрещается.

Несоблюдение этих правил и становится основной причиной ДТП.

Неуважение

Аварии происходят ещё и потому, что все участники движения, от пешеходов до водителей, относятся не внимательно друг к другу. Часто бывает, что водитель, даже не нарушая ПДД , просто не успевает вовремя среагировать. Из-за притупившегося внимания водители не замечают стоп сигналы впереди идущего авто, указатели поворота, что впоследствии приводит к аварии.

Дороги

Старой темой для разговоров является и плохое состояние дорог. Ведь все мы сталкивались с насущными ухабами, ямами и рытвинами. А ведь это часто становится опасным фактором самопроизвольного выезда машины на встречную полосу. А ответственности дорожные службы, почему-то, не несут. Не редкость, что причиной ДТП становится техническая неисправность организаторов дорожного движения, например, светофоров. Если на всех светофорах в раз горит зелёный свет, то при возникновении ДТП в таком случае, участники движения вообще не понесут наказания, а виновны в этом будут дорожные службы и ГИБДД, но кому приятно быть участником аварии, пусть даже не по своей вине.

Верным решением при обнаружении неправильно работающего светофора , конечно, будет либо развернуться и поехать другой дорогой, либо вызвать по телефону регулировщика, но это займёт у вас определённое время.

Плохая подготовка

Ещё одной причиной ДТП является недостаточная подготовка новых водителей в теории, но в основном в практике. А это самое настоящее нарушение закона, т.е. преступление, за которое, по идее, следует серьезное наказание. Ведь такие люди становятся потенциальными убийцами, подвергая всех окружающих огромной опасности. Бывает и так, что люди просто учатся на права «чтоб были», а водить начинают только через несколько лет, в этом случае всё изученное просто забывается, Так для того, чтобы водить и не создавать аварийных ситуаций на дороге, достаточно периодически практиковаться на безлюдных дорогах.

Будьте аккуратны и удачи вам на дороге!

В статье использовано изображение с сайта www.lenta.ru и www.ria.ru


Методическая разработка № 5

Действия работников организаций в условиях негативных и

опасных факторов бытового характера


  1. Транспортные аварии и действия при:
а) аварии на автомобильном транспорте;

Б) аварии на общественном транспорте;

В) аварии в метрополитене;

Г) аварии на железнодорожном транспорте;

Д) аварии на воздушном транспорте;

Е) аварии на водном транспорте.

2. Действия при пожарах, взрывах.

3. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.

1. Транспортные аварии и действия при:

а) аварии на автомобильном транспорте

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % ране­ных погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни празд­ников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся при­чиной возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

^ При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности.

Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

^ После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

^ При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (тогда легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стекло тяжелым подручным предметом. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

При попадании в ДТП следует сразу же остановиться и осмотреть автомобили - свой и пострадавшего водителя (если вы виновник аварии). Если есть пострадавшие, ни при каких обстоятельствах не оставляйте их без помощи. Сообщите о происшествии по телефону «02» или передайте информацию на ближайший пост ДПС через водителей, проезжающих мимо. Не покидайте места аварии до прибытия работни­ков ГИБДД. Максимально сохраните все следы происшествия.


^ Оказавшись свидетелем дорожно-транспортного происшествия, наезда или аварии, при котором водитель скрылся, запомните, и тут же запишите номер, марку, цвет и любые приметы автомобиля и водителя; оказав помощь пострадавшим, передайте эти сведения в ГИБДД. Если вы на автомобиле, остановите его, не доезжая до места аварии. Включите аварийный сигнал. Прибывшей службе ГИБДД детально опишите все, что увидели на месте происшествия.

^ В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий участники дорожного движения обязаны:


  • водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, а в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

  • пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

  • пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.
б) аварии на общественном транспорте

Все пассажиры, пользующиеся услугами городского общественного транспорта, обязаны знать и соблюдать основные правила безопасности: не входить и не выходить из транспорта до его полной остановки; не прислоняться к дверям, не высовывать голову и руки в окна; внутри трамвая, троллейбуса и автобуса стараться держаться за поручни на случай экстренного торможения (надежная точка опоры - поручень над головой); стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать (из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину); в случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении пытаться в падении сгруппироваться, закрыть голову руками и увидеть место приземления.

Определенную угрозу в случае резких торможений представляют зонты, трости и другие предметы с острыми и выступающими краями. Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, а также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу.

Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после ДТП желательно быстро покинуть салон и отойти на 10-15 м в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе воспользуйтесь запасными выходами. Не ждите, когда ситуация станет критической. Разбивайте окна, для чего используйте любые подручные тяжелые предметы: находящийся в салоне огнетушитель, жесткий дипломат и т.п.; в крайнем случае, выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проем окна от оставшихся стекол.

При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстаивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случае следует заранее защитить шарфом, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.

В случае пожара в салоне (схема) сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.

При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

При падении в воду (схема) дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.









в) аварии в метрополитене

Аварийные и опасные ситуации на станциях, в тоннелях, вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозго­рающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути.









При чрезвычайной ситуации, например пожаре в вагоне поезда, для оповещения пассажиров на станции используется громкоговорящая связь или мегафон, а в поезде - устройство поездного громкоговоряще­го оповещения (схема 52).

Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах. Высадка пассажиров на перегоне (схема 53) производится по команде локомотивной бригады, без паники, с соблюдением мер личной безопасности. После выхода из вагонов необходимо перемещаться по тоннелю в указанном направлении. В случае отказа в работе громкоговорящего оповещения пассажиры информируются локомотивной бригадой в каждом вагоне. Высадка пассажиров производится, как правило, через боковые двери вагонов на одну или две стороны или через разблокированные двери между вагонами, начиная с вагона, ближайшего к станции, на которую пас­сажиры будут направлены. Если возникла обстановка, угрожающая безопасности пассажиров в одном или нескольких вагонах, высадку осуществляют в первую очередь из них. В случае повреждения тоннельного освещения машинист локомотивной бригады включает на головном вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры.

^ Из правил пользования метрополитеном. При падении людей и предметов на пути метрополитена (схема 54), задымлении, загорании и возникновении других опасных ситуаций свяжитесь с дежурным по станции или машинистом поезда по системе «пассажир-машинист».





При обнаружении в метрополитене или вагоне поезда забытых, бесхозных и подозрительных вещей и предметов немедленно сообщите об этом сотрудникам милиции, работникам метрополитена или машинисту поезда.

В целях безопасности запрещается провозить: легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, взрывчатые и зловонные вещества; огнестрельное оружие; колющие и легко бьющиеся предметы и вещи без футляров и надлежащей упаковки; животных и птиц без клеток и спецконтейнеров (сумок); длинномерный и громоздкий багаж.

г) аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Всем, кто отправляется в поездку на железнодорожном транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне - это полки купе, расположенные в сторону движения. При экстренном торможении или столкновении поездов вас только прижмет к стенке, в то время как пассажиры с противоположных полок слетят на пол. Последним после полной остановки падает человек, лежащий на верхней по ходу движения полке.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним то же самое происходит при столкновении сзади, только в еще более катастрофических масштабах, так как его, в отличие от первого, не буферят локомотив и багажный вагон.

^ Во время поездки соблюдайте следующие правила:


  • при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

  • тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках и не перегружайте их вещами или закрепляйте так, чтобы при резком торможении не стать жертвой собственных чемоданов или коробок;

  • не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;

  • курите только в установленных местах;

  • не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества;

  • не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

  • при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;

  • при реальной угрозе немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы; в крайнем случае выбивайте подручными предметами (лестницами-стремянками, жесткими портфелями-дипломатами, вырванными из гнезд столиками и одежными полками) оконные стекла;




не тянитесь к чемоданам, бросьте их; ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей.





При крушении или экстренном торможении

Закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

При авариях, связанных со столкновением и экстренными торможениями, большинство травм люди получают в результате падения с полок. Чтобы избежать их или хотя бы смягчить удар, следует, кроме закрепления багажа, убрать со столиков небезопасные

Бутылки, стаканы и т.п. Подогнуть, особенно на полках, на которых спят дети, матрацы с внешней стороны или подложить под них свернутое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик, через который трудно перекатиться. Полностью, до фиксации, закрыть или открыть двери купе, чтобы они при резкой остановке не стали причиной травмы попавших в проем руки или головы.

При серьезном крушении надо немедленно выбраться из вагона (только, выпрыгивая, не попадите под встречный поезд!) и оказать помощь пострадавшим пассажирам. Внимательно осмотритесь, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов: они могут представлять смертельную опасность.

Пожар в поезде (схема 56) страшен не пламенем, а, в первую очередь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании – секунды. Во избежание этого в движущемся перейдите в соседний вагон, желательно в сторону движения, в остановившемся - на улицу, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей. Не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле полотна.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой – полотенцем, наволочкой, простыней, кусочком разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма меньше.





Бывают ситуации, когда движущийся поезд невозможно остановить. В таких случаях необходимо действовать по схеме 57.

После аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна -аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. Аварийным выходом из вагонов служат быстро открываемые окна в 3-м и 6-м купе со стороны поперечных полок. Разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь на ту сторону железнодорожного пути, где больше свободного пространства, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.

Во время аварии возможен разлив топлива. В этом случае отойдите от поезда на безопасное расстояние, так как существует угроза пожара и взрыва. Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от 2 (сухая) до 30 (влажная) метров.(влажная) метров





^ Выпрыгивайте из движущегося поезда только в случае прямой опасности для жизни.


д) аварии на воздушном транспорте

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, когда самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.





В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее подготовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять места в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, зажигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и расстегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует наклониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и выходу пассажиров.

При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют острые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очереди на эвакуацию.










Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации (рис. 24, 25).


  • старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труднорасплавляемых материалов;

  • продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасательным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

  • при каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

  • знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария неизбежна, займите нужную позу;

  • знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.






^ При пожаре в самолете (схема 60) помните, что на борту наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Ды­шите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т. д.

После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность. После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.




^ Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на подготовку практически не бывает. В одном случае самолет может коснуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом - может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы (схема 61), т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин летом и 3 мин зимой. Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует забывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет длительным. Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.





Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места погружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

е) аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа.

Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана. Он отдает такое распоряжение в следующих случаях:


  • имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);

  • судно остается на плаву, но распространение воды по судну ведет к его затоплению, а достаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;

  • происходит смещение груза или обледенение судна, которое в конечном итоге приведет к его опрокидыванию, а экипаж не имеет средств борьбы со смещением груза или обледенением;
;. по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;

Под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возмож­ности управляться и не может противодействовать силе природы и т.п.

На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы. При объявлении шлюпочной тревоги все коллективные средства спасения приводятся в рабочее положение, а экипаж готовится к оставлению судна (схема 62).

Всем участникам плавания необходимо надеть имеющуюся в их распоряжении запасную одежду - хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, малопромокаемую, лучше водонепроницаемую верхнюю одежду, при наличии гидрокостюм и, конечно, спасательный жилет. Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера предпочтительней одного. Шею желательно обмотать шарфом, в крайнем случае, полотенцем или рукавом разорванного свитера, оторванной штаниной, так как она сильнее остальных частей тела подвержена переохлаждению в воде. На голову следует надеть одну или две облегающие шерстяные шапочки, накинуть и затянуть капюшон, на руки - варежки или перчатки. Следует стремиться защитить места, особо подверженные теплопотерям, - грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шею, голову. Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног.





Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивидуальным средством спасения. Лучше всего научиться этому заранее. Надо помнить, что неправильно надетый спасательный жилет может не только не помочь, но даже ускорить гибель человека на воде:

Первыми, согласно старинному морскому правилу, на коллективное средство спасения переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди. Им необходимо организовать страховку, для чего на спассредство может спуститься один взрослый мужчина.

Капитан покидает судно последним, предварительно лично удостоверившись, что все члены экипажа, пассажиры, а также предметы аварийного снаряжения находятся в спасательном средстве.

Перед посадкой в надувные средства спасения (плоты, лодки) необходимо плотно обмотать тканью металлические части обуви - подковы, пряжки, выступающие гвозди, которые могут повредить резиновую обшивку. При посадке в надувные плоты и лодки желательно избегать прыжков. Если без прыжка обойтись невозможно, надо стараться упасть на надувные элементы - бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. При этом желательно соприкоснуться с обшивкой возможно большей площадью тела, чтобы уменьшить ударную нагрузку на надувную конструкцию. Если человек приземляется на ноги, он может пробить дно спасательной лодки или плота.

Люди, оказавшиеся в спасательном средстве первыми, должны страховать его от повреждений - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу плавающие на поверхности воды предметы, а также помогать своим товарищам.

Оставление гибнущего судна может осуществляться на спасательных шлюпках и надувных плотах, переходом на борт подошедшего судна-спасателя, эвакуацией на борт вертолета-спасателя и прыжком в воду.

^ Особенности оставления судна прыжком в воду (схема 63). Перед оставлением судна члены экипажа должны напомнить пассажирам правила прыжка в воду и дальнейшего поведения на воде. Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна течением. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спасательный жилет необходимо оберегать от повреждений.





При прыжке в воду подбородок поджать к груди, но голову сильно вперед не наклонять, чтобы не удариться о воду лицом, затылок напрячь. Одной рукой прижать одежду, другой - закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни прижать друг к другу, ноги слегка согнуть и напрячь. Перед прыжком сделать глубокий вдох. Оказавшись в воде, выныривать с открытыми глазами, избегая попасть под судно, шлюпку или плот. Восстановив дыхание, повернуться лицом к надвигающейся волне, затем осмотреться, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.









При отсутствии спасательных средств, находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха (рис. 26). Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50 % (табл. 5). Если на вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.

^ При нахождении на спасательном плавательном средстве примите таблетки от морской болезни. Для сбережения тепла находитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. Если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь оставаться рядом с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для уменьшения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что сигнал, поданный вами, заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите это одному человеку.

^ 2. Действия при пожарах, взрывах

Город Санкт-Петербург изобилует пожарами. Основными причинами пожаров, взрывов в городе являются: замыкание в электропроводках, утечка газа, беспечное обращение с огнем, особенно в алкогольном опьянении.

При пожарах полностью или частично уничтожаются или выходят строя жилые и служебные здания.

Основными поражающими факторами пожара являются:


  • непосредственное воздействие на горящий предмет;

  • высокая температура воздуха, задымленность;

  • опасная концентрация угарного газа и других вредных продуктов
    сгорания;

  • обрушение конструкций зданий.
Вторичными последствиями пожаров могут быть взрывы, утечка ядовитых или загрязненных веществ в окружающую среду.

Получают ожоги различных степеней и гибнут люди, домашние и сельскохозяйственные животные.

^ Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, создаваемые летящими обломками разрушаемых конструкций.

Вторичными последствиями взрывов являются поражение находящихся внутри объектов и помещений людей обломками обрушенных конструкций зданий.

При пожарах и взрывах люди получают термические и механические повреждения.

Характерны ожоги тела и верхних дыхательных путей, черепно-мозговые травмы, множественные переломы и ушибы, комбинированные повреждения.

^ К основным мерам предупреждения следует напомнить жителям нашего города:


  • избегать хранения в доме, на лоджиях, балконах значительного количества легко воспламеняющихся и горючих жидкостей;

  • не разогревать мастики и лаки, аэрозольные баллончики на открытом огне, не проводить стирку в бензине;
- соблюдать особую осторожность при использовании предметов бытовой химии, не сбрасывать их в мусоропровод;

Не хранить на лестничных площадках старую мебель, горючие материалы, устраивать кладовые в нишах сантехнических кабин, хранить макулатуру в мусорокамерах;

Не устанавливать электронагревательные приборы вблизи горючих предметов;

Значительную часть своего свободного времени петербуржцы проводят за телевизором и порою встречаются трагические последствия, если не соблюдать правила эксплуатации.

При эксплуатации телевизоров необходимо соблюдать следующие правила:


  • применять только стандартный предохранитель, номиналы, которых указаны в руководстве;

  • не устанавливать телевизор в непосредственной близости от легковоспламеняющихся и распространяющих огонь предметов;

  • не устанавливать телевизор вблизи приборов отопления или в мебельных стенках, где он плохо охлаждается;
- не поручать ремонт телевизора случайным людям;

Если в телевизоре произошло возгорание - вынуть вилку шнура питания; если горение не прекращается залить телевизор водой через отверстия задней стенки, накрыть его плотной тканью, одеждой, чтобы прекратить доступ воздуха внутрь корпуса телевизора.

Следует помнить, что пренебрежение хотя бы одним из перечисленных правил (далеко не всех!), может привести к пожару, гибели людей, особенно беззащитных детей и стариков.

А что же делать, если произошел пожар? Что нужно делать, какие" соблюдать правила?

Коротко о них:

При пожаре необходимо немедленно покинуть здание, без паники, соблюдая при этом самоуправляемость (спокойствие);

В начале пожара следует попытаться его локализовать (потушить), используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, воду, покрывала, песок и т. д.), памятуя жизненное правило: «На Бога надейся, а сам не плошай!»

Чтобы дотла выгорела двухкомнатная квартира, требуется в среднем 12-15 минут. Конечно, при начале пожара необходимо немедленно позвонить по телефону «01».

Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно нужно отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной рукояткой.

Важным условием соблюдения мер безопасности при пожаре является спасение пострадавших из горящих зданий:


  • не входите в горящее помещение, комнаты, если видимость задымления менее 10 метров; входить в эту зону без необходимости опасно; задымление и высокая температура особенно опасны в подвалах и на верхних этажах зданий;

  • перед входом в горящее помещение накройте голову влажной плотной тканью;

  • в задымленном помещении двигайтесь. Пригнувшись или ползком;

  • для защиты от угарного газа (СО) дышите через влажную ткань;

  • при поиске детей осмотрите углы помещений, шкафы, подкроватное пространство;

  • обнаружив человека в горящей одежде, набросьте на него пальто, плащ, покрывало и плотно прижмите, на место ожогов повязки;

  • запрещается пользоваться лифтами.
При спасении пострадавших соблюдайте меры предосторожности от возможного обвала конструкций здания, осторожно вынесите пострадавшего и окажите им первую медицинскую помощь.

^ 3. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.

Что можно противопоставить панике? Одним из лучших средств в борьбе с паническими настроениями является достоверная, убедительная и достаточно полная информация о случившемся, напоминание о правилах поведения и действиях, периодическое информирование о предпринимаемых мерах и о ходе выполняемых и проделанных работах. А если все же паника возникла, что делать в такой ситуации?

Панику следует немедленно, решительно пресечь и желательно как можно раньше, когда она носит поверхностный, неустойчивый характер, не охватила большие массы людей.

В первую очередь надо отвлечь, хотя бы на непродолжительное время, внимание людей от источника страха или возбудителя паники. Переключить внимание с паникеров на человека, трезво мыслящего, обладающего хладнокровием. Команды и распоряжения в таких случаях отдавать громким, властным голосом. Паникеров, кричащих и распространителей слухов изолировать от основной массы людей. Незамедлительно надо всех вовлечь в борьбу с опасностью. Каждому поручить конкретный участок работы. Если паника все же охватила значительное количество людей, их необходимо разделить на более мелкие группы, с каждой из которых справиться будет значительно легче.

Помните! Беседы с людьми, разъяснение обстановки, грамотные распоряжения, поддержание порядка, организованности, личный пример мужества в критических ситуациях оказывает порой решительное влияние на поведение людей, на их активность и стойкость в критических ситуациях.

Дорожно-транспортные происшествия и их причины


К атегория:

Управление автомобилем

Дорожно-транспортные происшествия и их причины


Падение пассажира - это дорожно-транспортное происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве) упал с движущегося транспортного средства.

К прочим происшествиям относят случаи наездов на гужевые средства, другие, не упомянутые в вышеприведенной классификации.

В Советской Армии в зависимссти от обстоятельств, характера и последствий повреждений выделены следующие виды дорожно-транспортных происшествий:
– катастрофы - происшествия, повлекшие гибель людей;
– аварии - происшествия, в результате которых людям нанесены телесные повреждения и поврежденный автомобиль подлежит списанию или капитальному ремонту;
– поломки - происшествия, когда повреждения автомобиля можно устранить текущим ремонтом;
– несчастные случаи - происшествия, возникшие не по вине водителя или других лиц воинской части.

Безопасность движения зависит от многих условий. Люди многие специальностей - автомобилисты, дорожники, градостроители и другие - каждый в своей области работают над тем, чтобы обеспечить безопасность движения. Но главнее и решающее лицо, от которого зависит безопасность движения, - это водитель.

Для предупреждения дорожно-транспортных происшествий в автот транспортных предприятиях под руководством и участии органов Госавтоинспекции проводят следующие мероприятия: систематическую воспитательную работу с водителями, повышение их квалификации, регулярное ознакомление с новыми требованиями правил дорожного движения и изменениями схем движения в связи с ремонтом улиц (дорог), введением одностороннего движения или других запрещений; инструктаж водителей при закреплении за ними автомобиля об особенностях данной модели; информация об усложнении условий движения в связи с ухудшением дорожных или погодных условий; инструктаж перед перевозкой пассажиров, негабаритных и опасных грузов; систематический контроль на линии, распространение опыта лучших водителей; учет всех дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил движения водителями, их детальный анализ и обсуждение в коллективе.

Кроме того, контролируют качество технического обслуживания и ремонта автомобилей и прицепов, проверяют их техническое состояние при выпуске на линию и возвращении.

Для руководства работой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в автохозяйствах предусмотрена должность инженера по безопасности движения, а в республиканских министерствах автомобильного транспорта и крупнейших автомобильных управлениях - специальные отделы.

Исполкомы местных Советов народных депутатов и организации дорожной службы с Госавтоинспекцией проводят работы по улучшению состояния и содержания улиц и дорог, внедрению современных технических средств регулирования и организации более безопасных схем движения.

Для поощрения лучших водителей, длительное время работающих без дорожно-транспортных происшествий, нарушений трудовой дисциплины и правил дорожного движения, Совет Министров РСФСР постановлением от 31 июля 1963 г. учредил нагрудный знак «За работу без аварий». Им награждают водителей за безупречную работу при пробеге автомобиля 200, 300 и 500 тыс. км. Аналогичные знаки вводят и другие союзные республики.

Все дорожно-транспортные происшествия подлежат учету Госавтоинспекцией, автотранспортным предприятием и дорожными организациями независимо от тяжести нанесенных людям телесных повреждений и размеров материального ущерба.

Мелкие поломки автомобиля и легкие травмы людей также учитывают. Причина таких «мелких» случаев чаще всего в нарушении водителями правил дорожного движения. Учет подобных дорожно-тран-спортных происшествий позволяет установить и устранить причины., которые могут повлечь более серьезные происшествия, и проводить воспитательную работу с водителями.

В «Учетную карточку водителя», являющуюся характеристикой его работы, вносят допущенные им нарушения правил дорожного движения и дорожно-транспортные происшествия.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей из-за нарушения ими правил дорожного движения, а также недостаточной квалификации.

К грубым, чаще всего встречающимся нарушениям правил дорожного движения относятся: управление автомобилем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, несоблюдение требуемой дистанции между автомобилями, нарушение правил обгона и проезда перекрестков, выезд на левую сторону дороги и следование не в соответствующем ряду, невнимательность и нарушение правил перевозки людей.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения приводит к наиболее тяжелым последствиям. Из-за опьянения водитель теряет контроль над своими поступками, у него появляется неоправданная самоуверенность, притупляется внимание, ухудшается способность анализировать обстановку движения, замедляется реакция.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения наказывается в административном порядке, а в случае повторения в уголовном порядке (см. ст. 2111 Уголовного кодекса РСФСР или аналогичные статьи УК союзных республик). На усиление борьбы с пьянством за рулем направлен и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма».

Выбор скорости без учета дорожной обстановки - одна из существенных причин дорожно-транспортных происшествий. Выбор скорости зависит от дорожных условий (вида и состояния дорожного покрытия, уклона полотна дороги), видимости и обзорности, технического состояния транспортного средства, состояния и рода перевозимого груза. Так, превышение скорости при движении на поворотах зачастую приводит к опрокидыванию автомобиля.

Несоблюдение дистанции до движущегося впереди транспортного средства приводит к возрастанию опасности наезда на него. В городах и населенных пунктах принимают дистанцию в 0,5 м на 1 км/ч скорости, при движении на дорогах - 1 м на 1 км/ч. Эти величины приняты для сухого дорожного покрытия на горизонтальном участке с коэффициентом сцепления не менее 0,6. При движении в иных условиях дистанцию выбирают в соответствии с этими условиями так, чтобы можно было остановить транспортное средство при внезапной остановке движущегося впереди. *

Обгон - один из наиболее ответственных и частых маневров - связан с повышенной скоростью движения обгоняющего транспортного средства и ограниченным обзором дороги для водителя. Неправильный обгон часто приводит к лобовым и боковым столкновениям, наездам и другим тяжелым последствиям.

Главное при обгоне - быстро и точно определить безопасную дистанцию и интервал между автомобилями. Обгонять следует только в том случае, если можно превысить скорость обгоняемого автомобиля не менее чем на 15 км/ч, что позволяет уменьшить путь (зону) обгона (рис. 161), это особенно важно при обгоне с выездом на полосу встречного движения, когда необходимо вернуться в свою полосу движения до приближения встречного транспортного средства.

Больше половины дорожно-транспортных происшествий при обгоне происходит в результате того, что водители не успевают закончить обгон, т. е. занять свой ряд движения до опасного места на дороге или препятствия (сужение дороги, мост, перекресток, стоящий автомобиль ит. п.) или до подхода встречного автомобиля.


Рис. 161. Путь (зона) обгона.

Обгонять можно только транспортное средство, движущееся в прямом направлении. Поэтому очень важно определить намерение водителя обгоняемого транспортного средства.

Перед любым маневром (разворотом, поворотом, объездом или обгоном) водитель обязан включить соответствующий предупредительный сигнал. Однако отсутствие сигнала еще не свидетельствует о том, что следующее впереди транспортное средство не изменит направления движения. Каждое третье столкновение - результат того, что водитель обгоняемого транспортного средства начинает маневр без включения предупредительного сигнала. Поэтому, если по обстановке или поведению водителя следующего впереди транспортного средства кельзя определить дальнейшее направление движения, от обгона следует воздержаться.

Нарушение правил проезда перекрестков приводит к дорожно-транспортным происшествиям с тяжелым исходом (столкновение транспортных средств, наезд на пешеходов). 28% всех происшествий в областных центрах РСФСР происходят на перекрестках, из них 1/4 на регулируемых.

Выезд на левую сторону улицы (дороги) чаще всего наблюдается при движении автомобиля на закруглениях дороги, что при ограниченной видимости приводит к столкновениям транспортных средств.

Невнимательное отношение водителей к другим участникам движения, в том числе пешеходам, особенно детям, и поверхностное наблюдение за дорогой, обстановкой движения, дорожными знаками и линиями разметки является важным фактором, вызывающим дорожно-транспортные происшествия.

Частой причиной дорожно-транспортных происшествий является недостаточная подготовка водителей. Так, водители 3-го класса совершают в 1,5-2 раза больше происшествий, чем водители 2-го и 1-го классов. Водители со стажем до 1 года участвуют в дорожно-транспортных происшествиях в 1,5 раза чаще, чем со стажем от 1 до 3 лет. Повышение квалификации - одно из главных условий предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

Перевозить людей на грузовых автомобилях со специально оборудованными кузовами разрешается только наиболее дисциплинированным водителям, имеющим стаж работы не менее трех лет.

При анализе дорожно-транспортного происшествия важно охарактеризовать не только детали самого момента происшествия (например, столкновение двух автомобилей), но и события, предшествовавшие ему. Эти события важны потому, что во многих случаях предпосылки для дорожно-транспортного происшествия создаются намного раньше самого происшествия. К таким предпосылкам относятся: небрежное отношение к проверке технического состояния транспортных средств при выезде на линию, переутомление водителей, сверхурочные работы и т. д. Так, рассматривая опрокинутый грузовой автомобиль на повороте дороги, важно не только обратить внимание на скорость автомобиля, но и детально рассмотреть характер и размещение груза, крепление кузова, состояние подвески, заметно влияющей на величину крена автомобиля.

Видное место в ряду причин дорожно-транспортных происшествий занимает недисциплинированность пешеходов, в том числе детей.

Часть происшествий происходит из-за неудовлетворительных дорожных условий, недостатков в устройстве улиц и организации движения.

Свыше 70% дорожно-транспортных происшествий, вызванных техническими неисправностями автомобилей, происходит из-за неисправности тормозов и рулевого управления, что в большинстве случаев объясняется недостаточным контролем за техническим состоянием автомобилей, выпускаемых на линию, некачественным их техническим обслуживанием, недостаточной ответственностью и требовательностью водителя.

Время года, день недели и время суток существенно влияют на количество дорожно-транспортных происшествий.

С мая по октябрь приходится около 65% дорожно-транспортных происшествий, что связано со значительным ростом интенсивности и скорости движения транспортных средств летом и осенью.

По воскресеньям большинство предприятий автотранспорта не работает и интенсивность движения транспорта снижается, однако число происшествий на 10%, а пострадавших от них людей на 25% больше, чем по четвергам. Это объясняется изменениями условий движения в дни отдыха по сравнению со сложившимися привычными будничными условиями (другой район города, незнакомые улицы, дороги, перекрестки), большим количеством мотоциклистов, а также перевозкой населения в места отдыха.

Относительно чаще нарушают правила движения с 16 до 20 ч. Эти часы в течение значительной части года совпадают с темным временем суток, когда очень усложняются условия наблюдения за обстановкой движения и увеличивается поток транспорта и пешеходов.

К атегория: - Управление автомобилем

Loading...Loading...