Даты внешней и внутренней политики александра 1. Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение

Внутренняя политика Александра I (1801-1825).

В ночь с 11 на 12 марта в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили Павла I. На престол взошел его старший сын Александр. Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой фигурой. Это объяснялось чертами его характера и условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина II оторвала его от отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, скрывать свои истинные чувства.

Молодой государь был полной противоположностью отцу: мягкий и обходительный, умевший пленять собеседника, он буквально очаровал столичное дворянство. Лишь значительно позднее он проявил неприятные черты своего характера: лицемерие, двуличие.

Его воспитателем был швейцарец Ф. Лагарп, сторонник идей просвещения и республиканец по убеждениям. Он привил ученику уважение к свободе личности, убедил его, что конституционный строй – это благо для страны, а крепостное право ее зло. Будучи наследником, он возмущался крепостным правом, мечтал отказаться от самодержавного правления и создать в России народное представительство. При всех своих гуманистических устремлениях, он понимал, что в такой стране, как Россия всякие резкие опасны и могут кончиться печально для реформатора.

Его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консерватора.

Внутреннюю политику Александра I можно разделить на несколько этапов:

1. 1801-1812 – либеральные преобразования. Этот этап был прерван Отечественной войной.

2. 1815-1825 – попытки продолжения либеральных реформ, но одновременно проводились

и реакционные (крайне консервативные) по своему характеру мероприятия.

Первый этап правления (1801-1812) – либеральные преобразования

Первые реформаторские шаги показывали, что он настроен решительно в деле либерализации

Российской жизни. В первые годы правления вокруг Александра I для обсуждения проектов реформ сложился не имевший официального статуса Негласный комитет кружок молодых друзей царя :

граф П.А.Строганов; князь Н.Н.Новосильцев; граф В.П.Кочубей, А.Чарторыйский - польский аристократ.

Четыре с лишним года проходили встречи Негласного комитета (до осени 1805г.), и с каждым месяцем становилось яснее, что ни сам царь, ни страна не готовы к реформам, а когда начался период наполеоновских войн, встречи прекратились. Тем не менее, Негласный комитет сыграл определенную роль в либерализации российской жизни в начале правления Александра.

Отмена деспотических распоряжений Павла I и первые реформаторские меры:

-восстановление Жалованной грамоты дворянству и городам (восстановлены привилегии дворян)

-амнистия и возврат на службу уволенных при Павле (возвращено 12 тысяч дворян)

-отмена ограничений в гражданской одежде, разрешен свободный въезд и выезд из России, ввоз

любых иностранных книг, восстановлены отношения с Великобританией.

Реформы начала правления:

- 1801 - запрет печатать в газетах объявления о продаже крестьян.

-1801 - указ о разрешении покупать землю не дворянам (была ликвидирована монополия

дворянства на владение землей).

-1802 учреждение министерств вместо коллегий (министров назначал царь, вводился

принцип единоначалия и личной ответственности министров, призванный повысить

эффективность органов государственного управления).

- 1802 - создан Комитет министров – совещание императора с министрами и высшими

чиновниками.

- 1803 указ о «вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам отпускать на волю крестьян с

землей за выкуп. Практических последствий этот указ не имел: за все царствование

Александра на волю вышли лишь около 47 тыс. крепостных, т.е. менее 0,5% их общего числа.

-1803 – вводилась единая система учреждений образования-4 ступени:

а) одноклассные приходские училища (при церкви)

б) уездные училища (2-3 года; для горожан)

в) губернские гимназии (5-6 лет)

г) университеты (для дворян); появление привилегированных учебных заведений,

приравненных к университетам – Царскосельский лицей (1811 год).

-1804 университетский устав – давал широкую автономию (самоуправление);

запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов.

-1804 был принят самый либеральный в России цензурный устав.

Александр 1 правил с 1801 по 1825г. «Дней Александровых прекрасное начало... »- эти слова Пушкина дают представление об устремлениях молодого царя. Придя к власти при помощи дворцового переворота, он оправдывал себя тем, что дает России конституцию и свободных крестьян. Таковы были его устремления. В первые годы правления он опирался на помощь «негласного комитета» — небольшой круг друзей: Строганов, Новосильцев, Кочубей, Чарторыйский и др. первые реформы дали надежду на будущее, возродилась политика «просвещенного абсолютизма»

Cоздана система образования

1 ступень — начальная школа

2 ступень — средние школы, гимназии

3 ступень — высшие — университеты

При Внутренней политике Александра 1 было открыто 5 университетов, несколько институтов.

Законы по крестьянам

1) Запрет продавать крестьян без земли (по сути сводился к запрету давать объявления о продаже крестьян)

2) Закон о вольных хлебопашцах 1803; помещик при желании мог освободить крестьян, наделив их землей, и получив выкуп, но помещики не спешили.

Крепостное право было отменено в Прибалтики.

Министерская реформа 1802 г.

Вместо 12 коллегий — 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции. Единоначалие, но и старые: взятничество. Но борьба активно не велась.

Стояла задача создать систему управления, которая активно бы содействовала развитию страны. Это задача поручена Сперанскому.

Сперанский — как достижение внутренней политики Александра I

1809г. проект был представлен. Он основан был на принципе разделение властей, сохранения абсолютной монархии и учетом мнения народа, т.е. сам подход был очень противоречивым.

Вся полнота власти принадлежала императору; при нем создается совещательный орган- государственный совет (из назначаемых императором лиц). Через него императором ведутся все дела. Далее создавался орган — государственная Дума. Это был выборный представительный орган. Высшая исполнительная власть принадлежала министерствам. Высшая судебная власть принадлежала сенату (из назначаемых императором лиц).

Соответственно центральной системе управления проектировалась местными органами власти. — это было большим достижением внутренней политики Александра 1.

Но проект остался проектом. Из него взяли лишь государственный совет, который не имел того авторитета, на который рассчитывал Сперанский и носил законосовещательный характер.

Перед войной Сперанский попал в опалу и был сослан. Это результат деятельности дворянской оппозиции.

После отечественной войны Александр 1 пытается продолжить реформаторскую деятельность. Он поручает Новосильцеву создать проект онституции. К 1820г проект был создан, но рост революционного движения в Европе и России заставил Александра I отказаться от дальнейшей работы в этом направлении.

Параллельно деятельности Новосильцева готовились проекты отмены крепостного права. Они отличались умеренностью, например, по проекту Аракчеева предлагался постепенный выкуп крестьян государством у помещиков без земли.

Начало 20-х годов реформаторского стремления Александра натолкнули на сопротивление большей части дворянства, бюрократии, части купечества, церкви. Следствие: Александр 1 сворачивает реформаторский курс. Одновременно усиливается

политическая реакция. Она связана с именем Аракчеева. Его политика отвечала дворянам, желающим не реформ, а твердой власти.

Черты аракчеевщины: централизация и бюрократизация гос управления. Военные поселения с 1815г. Выбирались волости, где жили государственные крестьяне — это население переходило в разряд военных поселений

В эти же волости селили солдатские полки. К солдатам переселяли жен, холостых женили. Жены переходили в разряд военных поселян.

Военные поселения обязаны были нести военную службу и одновременно заниматься с/х, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Вся жизнь поселян подчинена военной дисциплине. В итоге: военные поселения потерпели крах. Экономически они не оправдывали себя, были убыточны, стоили больших денег казне. Социальная напряженность привела к восстаниям военных поселян.

Преследование свободолюбия в народном просвещении

  • Пересмотр программ в сторону религии
  • Ликвидация автономности университетов
  • Ужесточение цензуры

Такой была Внутренняя политика Александра 1, которая внесла много новаций и прогрессивных моделей в жизнь России.

Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол взошел Павел. Будущий император имел множество положительных черт характера. Александр был недоволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили, править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1-й обещал следовать политическому курсу Екатерины 2-й.

1-й этап преобразований

Начало правления Александра 1-го ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй России, создать конституцию, гарантировавшую всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. был создан Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее 20 февраля 1803 г. был выпущен в свет указ о свободных хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных крестьян.

Александр провел реформу образования, суть которой состояла в создании государственной системы, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских сил, юстиции, коммерции и народного просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялось министром, каждый министр подчинялся сенату.

2-й этап реформ

Александр ввел в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручил разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского, в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные, и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.

Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началась . После изгнания войск Наполеона усилился авторитет Александра 1-го.

Послевоенные реформы

В 1817-1818 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект Государственной уставной грамоты Российской империи, утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

Особенностью внутренней политики Александра 1-го был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, возглавляемое А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1-й запретил в России тайные общества, включая масонство.

ВВЕДЕНИЕ

I. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I

1. Преобразование органов центрального управления

2. Крестьянский вопрос

3. Переход к реакции

II. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИМПЕРАТОРА

1.Западноевропейское направление

2.Восточный вопрос в царствование Александра I

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Первая половина XIX века – очень сложный, насыщенный противоречиями период в истории императорской России. Страна находилась на распутье между старым самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм социально-политической организации. Эта эпоха ассоциируется с такой исторической фигурой, как император Александр I. Что это за человек? Трудно ответить, ведь даже для современников, знавших его всю или почти всю жизнь, он оставался загадкой. Недаром его прозвали «северным сфинксом»: с кем-то он был добр, с кем-то жесток; в одних ситуациях поражал своей решительностью, в других – страхом. Одним словом, человек-загадка. Тем не менее, Александр I – очень значительная веха в российской истории. Какова его роль в развитии императорской России, я и постараюсь понять и отразить в своей работе.

Объектом данного исследования является личность и эпоха Александра I, предметом – политика и дипломатия императора. Поскольку данная тема получила достаточно полное освещение в литературе, было решено сосредоточиться на наиболее выдающихся действиях Александра I в сфере внутренней политики и на международной арене. В работе будут рассмотрены важнейшие шаги императора во внутреннем переустройстве государства и основные проблемы внешней политики России данной эпохи. В частности, глубже будут изучены вопросы, касающиеся преобразований в сфере государственного управления, освобождения крестьян от зависимости, а также реакционные мероприятия Александра I и причины отказа от реформ.

Изучением эпохи и личности Александра I занимались такие исследователи, как А.Е. Пресняков, А.Н. Сахаров, С.М. Соловьев, С.В. Мироненко, Н.К. Шильдер и другие.

К числу источников, охватывающих изучаемый период, следует отнести, прежде всего, нормативно-правовые акты, опубликованные в сборниках «Внешняя политика России. XIX – начало XX вв.Документы Министерства иностранных дел», «Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Первая половина XIX в.», «Российское законодательство X - начала XX в.».

Особую группу источников составляют документы личного происхождения: мемуары, воспоминания, записки, дневники современников.Некоторые из них опубликованы в сборнике «Державный Сфинкс». Эта группа источников многочисленна и интересна по содержанию.


«Первые шаги Александра I были реакцией против ряда проявлений павловского деспотизма, возвещенной манифестом об управлении «по законам и по сердцу Екатерины Великой» 30 марта последовало учреждение «непременного совета» для рассмотрения государственных дел и постановлений. Этот совет должен был пересматривать принятые законы и вырабатывать новые проекты. Но это учреждение не сыграло предназначенной ему роли и существовало только на бумаге.

Итак, первое десятилетие XIX века, характеризующееся попыткой создать орган, который ограничивал бы произвол самодержавия, не оправдало ожиданий народа. С первых же действий нового царя наблюдается двойственность его политики: с одной стороны, активные попытки усовершенствовать существующий государственный строй, с другой - эти начинания не доводятся до конца, а порой остаются только на бумаге.

У Александра с юношеских лет было намечено свое правительство. Он призывает к сотрудничеству трех своих друзей – Строганова, Новосельцева, Чарторыйского, а позже – Кочубея.В таком вот «негласном комитете» и будут в дальнейшем разрабатываться программа и проекты нового царствования. В беседах Негласного комитета Александр оттачивал свои мысли, проверял убеждения, корректировал их. Эти встречи сначала проводились тайно от всех, даже царствующего в то время Павла, что свидетельствовало существовании у Александра I планов переустройства страны еще до восшествия на престол. «В своих дневниках П.А.Строганов с огорчением отмечал, что Александр о будущих преобразованиях высказывался довольно туманно; он вежливо, но упорно отвергал все предложения сколько-нибудь определенно сформулировать круг обсуждаемых вопросов. И все же из этих записей становится очевидным, что основой реформ, замышляемых Александром, должны были стать право на свободу и собственность. Александр предполагал издать законы, «не дающие возможности менять по произволу существующие установления», но полагал, что инициатором реформы должен был выступить он сам» . До 1806 года встречи Негласного комитета проходили под председательством Александра. И с каждым разом становилось понятно, что осуществить хотя бы малую часть планов, которые возникали в Негласном комитете, не мог ни сам Александр I, ни его кружок. Александр не был готов на решающие шаги. Он в душе был реформатором, понимал, что преобразования необходимы, но в то же время он боялся перемен, которые были бы неизбежным результатом реформ, и подрывали бы его положение как неограниченного монарха. К тому же, если он хотя бы умом понимал, что преобразования необходимы, то господствующий класс помещиков – нет. И любая инициатива со стороны императора наталкивалась на недовольство консервативного дворянства. Поэтому Негласный комитет был обречен на бездеятельность, реформаторские замыслы – на постепенное умирание.

Начало царствования Александра I нельзя представить без фигуры М.М.Сперанского. Будучи советником императора по административным делам, он разрабатывал проекты преобразования внутриполитического устройства страны. Проекты были очень продуманными и в случае их реализации, государственная система представляла бы собой стройный, налаженный, с четко разграниченными функциями механизм. Но планам Сперанского не суждено было осуществиться до конца. Да и вообще в большинстве случаев от проекта какой-либо государственной инстанции оставалось лишь название. Влияло множество разнообразных факторов: боязнь императора потерять полноту своей власти, недовольство ближайших советников Александра, неуступчивость дворянства, особенности российского бюрократизма, война и др.

В 1802г. была проведена реформа существующего государственного строя, по которой коллегии были заменены министерствами. Однако неудача этой реформы была предопределена изначально поспешностью в ее проведении, неопытностью советников Александра. Министерская реформа была обусловлена усилением центральной власти, которая предполагала приступить к широким преобразованиям, но не рассчитывала на поддержку общества и поэтому нуждалась в деятельных и преданных исполнительных органах. Такими органами и должны были стать министерства. Учрежденные министерства должны были проводить в жизнь правительственные реформы, помогая Александру держать в руках все государственные дела. Но выработанные принципы организации министерств несколько лет спустя пришлось корректировать. В 1811 году было издано «Общее учреждение министерств» Оно устанавливало четкое разграничение функций между министерствами и главными управлениями, единые принципы их организации и общий порядок прохождения в них дел. Создавалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Вместе с тем продолжали действовать коллегии. Формально они были распределены между министерствами, но отношения их с министрами и с Сенатом не определялись законом. Учреждение министерств ставило вопрос об объединении их деятельности. Эта задача возлагалась на Комитет министров – орган, в котором каждый министр должен был обсуждать свои доклады с прочими главами ведомств. Комитет министров был учрежден только в марте 1812 года. В состав Комитета вошли председатели департаментов Государственного совета, а председатель Государственного совета стал и председателем Комитета министров. А это означало несбыточность проектов Сперанского. В компетенцию Комитета входило рассмотрение дел, которые министерства не могли разрешить, не выходя за пределы своих полномочий или дела, вызывающие сомнение. В частности, в Комитет министров должны были поступать дела высшей полиции, вопросы обеспечения населения продовольствием и др. Но в действительности Комитет работал не так, как должен был по «Учреждению». Он был местом совещания императора с доверенными высшими чиновниками. Нередко Комитет, в противоречии с «Учреждением», рассматривал законопроекты и отсылал их на утверждение императору. Таким образом проекты становились законами, минуя Государственный совет. Кроме того, Комитет постоянно занимался разбором судебных дел, которые вообще не должны были туда поступать, согласно «Учреждению». То есть, Комитет министров часто подменял сами министерства. Так сохранялось смешение функций различных государственных учреждений, причем Комитет министров соединял в себе различные органы всех трех ветвей власти.

1. Реформы начала века. Александр I пришел к власти в результате дворцового переворота в марте 1801 г., когда был свергнут с престола и убит его отец император Павел 1. Вскоре для подготовки реформ создается Негласный комитет из друзей и ближайших соратников Александра I - В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, А. Чарторыйского.

В 1803 г. издан «Указ о вольных хлебопашцах». Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Однако больших практических последствий указ о вольных хлебопашцах не имел: за все царствование Александра I на волю вышли лишь немногим более 47 тыс. душ крепостных, т.е. менее 0,5% их общего количества.

Были проведены реформы системы государственного управления. В целях укрепления государственного аппарата в 1802 г. вместо коллегий учреждается 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Была также проведена реформа Сената.

В 1809 г. Александр I поручил М.М. Сперанскому разработать проект реформ. В основу был положен принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Планировалось создать представительный орган - Государственную думу, которая должна была давать заключения по представленным законопроектам и заслушивать отчеты министров. Представители всех ветвей власти соединялись в Госсовете, члены которого назначались царем. Решение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом.

Все население России предполагалось разделить на три сословия: дворянство, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и народ рабочий (крепостные крестьяне и лица, работающие по найму: рабочий, прислуга и т.п.). Избирательные права должны были получить только первые два сословия, причем на основе имущественного ценза. Однако гражданские права, по проекту, предоставлялись всем подданным империи, включая крепостных. Однако в аристократической среде Сперанского считали чужаком и выскочкой.

Его проекты казались опасными, чересчур радикальными. В марте 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород.

2. Внутренняя политика в 1814-1825 гг . В 1814-1825 гг. во внутренней политике Александра 1 усилились реакционные тенденции. Однако при этом предпринимались и попытки возвращения к курсу либеральных реформ: была завершена крестьянская реформа в Прибалтике (начатая в 1804-1805 гг.), в результате которой крестьяне получали личную свободу, но без земли; в 1815 г. Польше предоставлена конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России. В 1818 г. началась работа по подготовке проекта Конституции, которую возглавил Н. Н. Новосильцев. Предполагалось введение в России конституционной монархии и учреждение парламента. Однако эта работа не была доведена до конца. Во внутренней политике начинает все больше преобладать консерватизм: в армии была восстановлена палочная дисциплина, одним из результатов которой стали волнения 1820 г. в Семеновском полку; в 1821 г. подверглись чистке Казанский и Петербургский университеты. Усилилась цензура, преследовавшая свободную мысль. Для самоснабжения армии в мирное время были созданы военные поселения, где солдаты в условиях жесточайшей дисциплины обязаны были кроме службы заниматься и сельским хозяйством. Поворот к реакции после войны 1812 г. связан с именем царского фаворита А.А. Аракчеева и получил название «аракчеевщина».


3. Итоги внутренней политики эпохи Александра I. В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране. Впервые в русской истории начался хотя и очень робкий, но все же процесс ограничения и даже частичной отмены крепостничества. Последнее десятилетие царствования Александра стало временем нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе. Не были решены главные вопросы: отмена крепостного права и принятие конституции. Отказ от обещанных либеральных реформ привел к радикализации части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность (Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге).

Loading...Loading...