Какие органы осуществляют санитарно эпидемиологический надзор. Органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке

Санитарные правила и гигиенические нормативы устанавливают критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Они определяют поведение индивидуальных и коллективных субъектов по обеспечению благоприятного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды. Они направлены на предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных, иных массовых заболеваний и отравлений.

Санитарные правила являются общеобязательными, их должны соблюдать все организации, все граждане. Специализированный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил осуществляется общефедеральной службой – Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Основной документ, регулирующий ее деятельность, – Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.* Нормы, регулирующие санитарно-эпидемиологический надзор, содержатся во многих других актах: федеральных (ТК РФ, законы об охране окружающей среды, о чрезвычайных ситуациях и др.), субъектов Федерации и муниципальных органов.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Минздрава России. Ее возглавляет первый заместитель министра, который по должности является Главным государственным санитарным врачом России и начальником соответствующего структурного подразделения центрального аппарата Минздрава России. В субъектах Федерации, городах и районах действуют центры госсаннадзора. Их руководители по должности являются главными государственными врачами соответственно субъектов Федерации, городов и районов. Центры госсаннадзора отнесены к федеральным органам, они подчиняются по вертикали вышестоящим звеньям этой службы.

* СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650. Ранее действовал аналогичный Закон от 19 апреля 1991г.

В систему Госсаннадзора, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно-исследовательские и иные организации.

Наряду с общегосударственной системой – Госсаннадзором, который контролирует деятельность всех граждан, а также всех организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, существуют ведомственные санитарные службы. Они созданы в министерствах обороны, внутренних дел, путей сообщения, в Федеральной службе безопасности и в ряде других федеральных ведомств.

В деятельности Госсаннадзора можно выделить следующие направления.

Во-первых, Госсанэпиднадзор осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издает их, разрабатывает формы государственной и ведомственной статистической отчетности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнении гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Во-вторых, огромна по разнообразию и объему предупредительная работа. Организационно-массовая работа – это санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учет и анализ санитарных нарушений. Органы Госсаннадзора координируют работу ведомственных санитарных служб, разрабатывают и вносят в соответствующие организации предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по разработке программ социального и экологического развития, охраны здоровья, окружающей среды, улучшения условий труда. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, а затем разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.

Санитарные учреждения осуществляют ряд медицинских анализов, обеззараживание помещений, участвуют в разработке программ повышения санитарно-эпидемиологического благополучия и т. д.

Они могут принимать решения о:

Временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы;

Проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

Обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

Проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

Проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.

В 1998 г. был принят Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»*.

В ст. 5 закона говорится:

1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;

бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по "эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

бесплатное лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;

социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;

отказ от профилактических прививок.

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; ...

временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями...

* СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.

В-третьих, в работе Госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль. Прежде всего, это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений, выпуска пищевой - и иной продукции, пригодности помещений, территории для определенной деятельности. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя выпускать многие виды продукции, строить большинство сооружений, начинать работу детских и образовательных учреждений.

Разработка и постановка на производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок, и других веществ разрешаются только на основании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям и заключения санитарно-эпидемиологической службы.

Законом установлено, что в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники предприятий и организаций должны проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии.

В-четвертых, если быть точным, то регулярные санитарные обследования работников торговли, пищевых предприятий – это уже текущий контроль, следующий вид деятельности службы Госсаннадзора. Санитарные проверки многих организаций осуществляются регулярно.

Для получения необходимой информации должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической, службы вправе беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы(пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения, гигиенической экспертизы.

В-пятых, санитарная служба России пресекает нарушения санитарных правил.

С целью пресечения санитарных нарушений организациям и гражданам могут быть сделаны предписания о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятии и устранении санитарных нарушений.

Госсаннадзором широко используется право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения – прекращать:

Работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию завершенных строительством, реконструированных объектов;

Эксплуатацию действующих предприятий, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;

Производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды для питьевых и культурно-оздоровительных целей.

В 1997 г. центрами Госсаннадзора были вынесены постановления о приостановлении деятельности 98,4 тыс., а в 1998 г. – 106 тыс. объектов.

В-шестых, органы Госсаннадзора вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности. Компетентные должностные лица могут составлять протоколы об административных правонарушениях, совершать процессуальные действия, необходимые для административного расследования.

За совершение санитарных правонарушений к юридическим лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа.

Свое право налагать взыскания центры Госсаннадзора используют часто. Так, в 1997 г. ими было оштрафовано около 716, а в 1998 г. – 728, 5 тыс. лиц.

Главные санитарные врачи вправе направлять в компетентные органы, компетентным должностным лицам материалы о санитарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Они могут также предъявлять требования о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, и расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей.

Глава VII Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии предусматривает ответственность за нарушение санитарного законодательства в виде предупреждения и штрафов установленных размеров. Это выгодно отличает данный Закон от аналогичного Закона 1991 г.

Cтраница 1


Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-про-тивоэпидемических правил осуществляется Госсанэпиднадзором России и его территориальными органами.  

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения РФ, проверяет выполнение предприятиями и организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил.  

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России) и территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы (вред.  

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность органов и санитарно-про-филактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства РСФСР.  

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.  

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в двух основных формах.  

Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.  

Минздрав России осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор при трансграничных перевозках опасных отходов и обращения с ними, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу технологий перевозки опасных отходов.  

Госсанэпиднадзор России осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами санитарного законодательства РФ.  

ЦГСЭН - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России.  

Совместно с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерство природных ресурсов осуществляет государственный контроль за изучением, использованием и охраной подземных водных объектов, а совместно с органами федерального горного промышленного надзора - водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.  

Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.  

Деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают федеральные государственные учреждения, структура, задачи, функции, порядок деятельности которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.  

Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.  

Определяется по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.  

Рис. 20.1. Организационно-функциональная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты нрав потребителей и благополучия человека


Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека служит Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ. Оно осуществляет свою деятельность на территории субъекта РФ непосредственно и через свои территориальные отделы.

Руководитель Управления по субъекту РФ является главным государственным санитарным врачом по субъекту РФ.
Управление работает во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Управление по субъекту РФ, в соответствии с возложенными на него задачами, в пределах своей компетенции осуществляет:
. Надзор и контроль над соблюдением законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и зашиты прав потребителей.

Деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Применение мер административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства и прав потребителей.

Организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции.

Лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, а также с использованием источников ионизирующего излучения.

Деятельность по государственной регистрации отдельных видов продукции в соответствии с предоставленными полномочиями.

Санитарно-карантинный надзор (контроль) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ в целях предупреждения завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний, потенциально опасных для населения товаров и грузов, а также ввоза и реализации на территории РФ товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека.

Кроме того, к важнейшим функциям Управления по субъекту РФ относятся организация и проведение социально-гигиенического мониторинга, подготовка ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемической обстановке и о защите прав потребителей в субъектах РФ.

Приоритетное направление деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов — осуществление комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, который включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых инфекционных заболеваний (отравлений), их ликвидацию.

Для оценки эффективности проводимых мероприятий в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также подготовки дополнительных предложений по устранению вредных воздействий факторов среды обитания человека, на территории РФ проводится социально-гигиенический мониторинг на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 № 60.

Социально-гигиенический мониторинг — это государственная система наблюдения, анализа и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека.

Одна из главных задач социально-гигиенического мониторинга (далее — мониторинг) — это выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека и разработка на основе этого предложений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Показатели здоровья населения:
— медико-демографические;
— заболеваемость;
— физическое здоровье.

Для обеспечения деятельности управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ созданы Федеральные государственные учреждения здравоохранения (ФГУЗ) «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ», которые также являются правопреемниками ранее существовавших Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ. «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ» представляют собой некоммерческую организацию и входят в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

В соответствии с Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569, государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.


Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан. Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы, созданные в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте.


Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
1. контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
2. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
3. меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
4. контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
5. проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
6. разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
7. статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.


Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.


Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом РФ. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел. На эмблеме Роспотребнадзора изображен серебряный двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями, увенчанный короной с лентами. В лапах орел удерживает щит с золотым полем. В поле щита - красный прямой равноконечный контурный крест. В центре креста - красный посох Асклепия.


Ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения?
2. Что такое социально-гигиенический мониторинг?
3. Посредством чего обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения?
4. Назовите права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. Назовите права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
6. Какие существуют требования к обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания для здоровья человека?
7. Какие требования санитарного законодательства предъявляются к дошкольным и другим образовательным учреждениям?
8. Что относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям?
9. Как осуществляется гигиеническое воспитание и обучение граждан в РФ?
10. Какие виды деятельности подлежат обязательному лицензированию?
11. Что включает в себя государственный санитарно-эпидемиологический надзор?
12. Что Вы знаете о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?

Loading...Loading...