Техническое регулирование производства продукции. Техническое регулирование

Вопрос №147.

?Какие сферы деятельности регулируются Федеральным законом «О техническом регулировании».

*** 1. технологические характеристики производственных процессов в отраслях экономики

***2. отношения, возникающие при разработке, принятии, применении к исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, хранения, перевозки.

***3. отношения, возникающие при разработке, принятии и применении на добровольной основе требований к продукции и процессам производства или производства работ и оказания услуг.

***4. оценка соответствия

Вопрос №148.

? Что означает понятие «техническое регулирование».

*** правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации, а также применения этих требований на добровольной основе к продукции, работам и услугам.

Вопрос №149.

? Что означает понятие «контроль за соблюдением технических регламентов».

*** деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

*** проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозкам, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Вопрос №150.

? Что означает понятие «стандартизация».

*** правовое отношение в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации, а также применения этих требований на добровольной основе к к продукции, работам и услугам.

*** деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

*** контроль за соблюдением требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозкам, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Вопрос №151.

? Что означает понятие «сертификация».

Вопрос №152.

? Что означает понятие «аккредитация».

*** форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

*** официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

*** документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации. Хранения. Перевозки. Реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Вопрос №153.

? Что означает понятие «подтверждение соответствия».

*** форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

*** официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

*** документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Вопрос №154.

? Что означает понятие «декларация о соответствии».

Вопрос №155.

? Что означает понятие «знак соответствия».

*** документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов

*** обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

*** документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Вопрос №156.

? Что означает понятие «сертификат соответствия».

*** документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов

*** обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

*** документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Вопрос №157.

? Что означает понятие «система сертификации».

*** совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом

*** деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

Вопрос №158.

? Что означает понятие «технический регламент».

*** документ, который принят международным договором РФ, ратифицирован в установленном порядке, или установлен федеральным законом, или указом президента, или постановлением правительства и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозок, реализации, утилизации.

*** документ, который устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозок, реализации, утилизации и утвержден руководством фирмы выполняющей ту или иную стадию жизненного цикла товара.

Вопрос №159.

? Что означает понятие «стандарт».

*** документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правил осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

*** документ, который принят международным договором РФ, ратифицирован в установленном порядке и устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозок, реализации, утилизации.

*** документ, утверждённый постановлением правительства и отражающий характеристики продукции, правил осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг

Вопрос №160.

*** 1. применение единых правил установления требований к продукции. Процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки. Реализации и утилизации. Выполнения работ или оказания услуг

*** 2. Непротиворечивость бюджетному кодексу

*** 3. Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия

*** все перечисленные

Вопрос №161.

? Выделите из числа приведенных принципы технического регулирования.

***1. Соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально- технической базы. А также уровню научно- технического развития.

*** 2. Единой системы и правил аккредитации

*** 3. Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей

*** 4. Непротиворечивость налоговому законодательству

*** все перечисленные

Вопрос №162.

***1. Недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации

*** 3. Непротиворечивость антимонопольному законодательству

***4. Единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок

*** все перечисленные

Вопрос №163.

? Выделите, из числа приведенных, принципы технического регулирования.

*** 1. Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

*** 2. Недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации.

*** все перечисленные

Вопрос №164.

? Выделите, из числа приведенных, принципы технического регулирования.

*** 1. Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия.

*** 2. Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей.

***3. Соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития

*** 4. Непротиворечивость антимонопольному законодательству

*** все перечисленные

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Общие сведения о ФЗ «О техническом регулировании»

2. Понятие и принципы технического регулирования

3.Технические регламенты: понятие, виды, порядок разработки и принятия

4.Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

техническое регулирование регламент

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами, национальные стандарты - правила для добровольного использования, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

Федеральный закон Российской Федерации "О техническом регулировании" направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальных научно-технических разработок и использование результатов научно-технической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

Тем самым, одной из главных составляющих качества, является техническое регулирование.

1 . Общие сведения о ФЗ «О техническом регулировании»

Главная цель Федерального закона РФ «О техническом регулировании» - создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации. В результате принятия закона на отечественном правовом поле появилось созвездие новых норм, которые существенно меняют экономическую жизнь страны. Этот закон можно назвать «Конституцией для промышленности»: он отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» и ряда других нормативных актов. Закон требует внесения изменений и дополнений в значительное количество документов действующего законодательства, включая до 50 Федеральных законов и более 60 тыс. нормативных и правовых актов: приказы, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации и министерств и ведомств. Они известны как ГОСТы, ОСТы, СНИПы, СанПиНы, нормы пожарной и ветеринарной безопасности и т. д. Все они будут действовать до тех пор, пока их не заменит соответствующий технический регламент. Причем такая замена должна проходить плавно.

Не менее важной целью принятия Федерального закона РФ «О техническом регулировании» является приведение российских процедур стандартизации и сертификации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) - World Trade Organization (WTO), и в первую очередь, с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Данный закон противодействует превращению национальных стандартов и различных технических требований к продукции услугам в инструмент протекционизма по отношению к каким-либо группам товаропроизводителей. Гармонизация национальной системы стандартизации с международной облегчает выход российской высокотехнологичной продукции на мировые рынки, позволяет организовать кооперацию в ее производстве субподрядчиками из развитых стран.

Наглядным примером технического регулирования является решение Международной организации гражданской авиации о вступлении в силу с 1 апреля 2002 г. конвенции, ужесточающей требования к уровню шумов двигателей самолетов, работающих на международных линиях Европейского союза (Евросоюза). Экономические последствия для российских авиакомпаний, использующих на международных рейсах отечественные самолеты, не отвечающие этим нормам, очевидны, и об этом много говорилось.

Концепция закона «О техническом регулировании» предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются Федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг) и сфера применения обязательных требований сводится к минимуму. Причем после вступления в силу технических регламентов обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и государственный контроль (надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических регламентов

Кстати, в качестве основных нормативных элементов технического регулирования мировая практика определяет технические регламенты, международные, национальные и региональные стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), контроль и надзор.

И все-таки Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» является идеологическим и рамочным. В нем есть ряд неоднозначных посылок, которые при определенных условиях могут ухудшить нынешнее положение в этой области. Так, некоторые разделы действующих ГОСТов по стандартизации противоречат положениям закона; нет четкого определения об участии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в системах отечественной и международной сертификации. Однако в законе предусмотрен переходный период длительностью семь лет, в течение которых будут сосуществовать новые и старые элементы технического регулирования (т. е. соответствующие регламенты - документы, содержащие обязательные правовые нормы и принятые соответствующим органом исполнительной власти), и стандарты.

В полную же силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» начнет работать после введения технических регламентов и тогда Российская Федерация выйдет на формирование Единого кодекса законов о техническом регулировании.

2 . Понятие и принципы технического регулирования

Техническое регулирование является разновидностью государственного регулирования, которое предполагает использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства. В рамках государственного регулирования происходит принуждение индивидов или организаций к соблюдению определенных обязательных требований под угрозой официальных санкций со стороны специализированных государственных структур и органов.

В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под государственным регулированием понимается разнообразное множество инструментов, с помощью которых государство устанавливает требования к предприятиям и гражданам. Такое регулирование включает законы, формальные и неформальные предписания и вспомогательные правила, устанавливаемые государством, а также негосударственными организациями или организациями саморегулирования, которым государство делегировало регуляторные полномочия.

В статье 2 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ (Далее - Федеральный закон) дается следующее определение: техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Достаточно упрощенно этот термин можно пояснить так: техническое регулирование - обязательные условия нефинансового характера для предпринимательской деятельности, которые устанавливает государство. Очевидно, что характеристики продукции, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны иметь общие требования. То же самое относится к выполнению всевозможных работ и услуг.

В понятие «техническое регулирование» входят также и оценка соответствия продукции, процессов, работ и услуг установленным нормам, а также контроль за их соблюдением. Кроме обязательных постулатов данный термин включает в себя функции соблюдения добровольных правил в той сфере деятельности, которой занят предприниматель.

Принципы технического регулирования

На законе «О техническом регулировании» отрабатывается новый формат государственного регулирования экономики в целом. Основной принцип технического регулирования - законодательный уровень всех ограничений, которые существуют в отношении предпринимательской деятельности. Поэтому декларирование в законе принципов технического регулирования влечет необходимость их реализации при организации технического регулирования, разработке регламентирующей документации и практической деятельности предпринимателей в этой области.

1. Принцип «применение единых правил установления требований» означает, что требования формулируются единообразно, независимо от вида продукции или процесса, формы собственности юридического статуса разработчика технического регламента или стандарта, предпринимателя, выпускающего продукцию или оказывающего услугу.

2. Принцип «соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития» показывает, что требования, закладываемые в технические регламенты и национальные стандарты, должны быть выполнимыми с учетом достигнутого уровня развития отечественной промышленности, обеспеченности обладающими нужными свойствами материалами и оборудованием, технологическими процессами, необходимой информацией.

3. Принцип «независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей» декларирует то, что органы и по аккредитации и сертификации не должны быть связаны ни с изготовителями (продавцами, исполнителями), ни с приобретателями никакими договорными обязательствами за исключением тех, которые предусмотрены действующими правилами.

Персонал этих органов должен быть защищен от попыток незаконного давления или других воздействий, которые могли бы повлиять на принимаемые решения. Руководители этих организаций должны разрабатывать меры, направленные на то, чтобы сотрудники не вступали в незаконные сделки с лицами, заинтересованными в финансовых результатах аккредитации и сертификации.

4. Принцип «единой системы и правил аккредитации» означает, что аккредитация органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров должна осуществляться в единой системе, а терминология, правила и процедуры аккредитации, применяемые в этой системе, должны быть основаны на единых принципах с учетом международного опыта, отраженного в международных и европейских стандартах в области аккредитации.

5. Принцип «единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия» устанавливает единство правил, относящихся к организации испытаний и измерений, применяемой документации, общих, т. е. независимых от физической или химической природы контролируемых параметров, критериев соответствия оцениваемых объектов установленным требованиям.

6. Принцип «единство применения требований технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок» декларирует обязательность требований технических регламентов независимо от того, на основе каких договорных обязательств поставляется продукция, оказывается услуга или выполняется работа.

7. Принцип о недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации запрещает возможность создания преимуществ отдельным заявителям, искусственного затормаживания решения вопросов или их необоснованного ускорения.

8. Принцип недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации разграничивает сферы их деятельности.

В обязанности этих органов входит контроль за сертифицированной продукцией и другими сертифицированными объектами, однако уровень этого контроля различен: орган по сертификации контролирует выполнение его решений, а орган госнадзора контролирует деятельность органа по сертификации, проверяет, насколько точно выполняются его решения.

9. Принцип недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию вводит запрет на возможность одной и той же организации быть и исполнителем, и контролером своей деятельности.

10. Принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов отрицает возможность влияния частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью государственного органа.

3 . Технические регламенты: понятие, виды, порядок разработки и принятия

Согласно статье 2 ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Принятие технических регламентов направлено на защиту граждан и их имущества, живой природы, а также на предупреждение неправильных действий, которые могут привести к нежелательным последствиям для пользователей продукции.

Согласно п. 2 статьи 6 технические регламенты включают только те требования, которые обеспечивают решение вопросов, сформулированных в предыдущем абзаце. Принятие же технических регламентов в каких-либо иных целях попросту не допускается. Соблюдение прочих технических норм, напрямую не связанных с упомянутыми в статье закона вопросами, становится факультативными делом.

Технические регламенты должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность по ряду специфических вопросов. В узком смысле безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба, в широком - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей.

Требования технических регламентов не должны быть завышенными по отношению к тем, которые надлежащим образом обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, так как это может обусловить усложнение и удорожание продукции и услуг и, как следствие, стать препятствием осуществлению предпринимательской деятельности. Например, на стадии разработки и согласования проектов технических регламентов вполне могут возникнуть решения, которые поставят отечественных товаропроизводителей в менее выгодные условия, нежели зарубежных. Поэтому при согласовании показателей по безопасности и проведении экспертной оценки важно неукоснительно соблюдать принципы конкурентного права. Наши законы должны защищать, а не разорять отечественных предпринимателей.

В техническом регламенте должны быть перечислены все те объекты, на которые он распространяется. К таким объектам относятся: продукция; процессы производства; процессы эксплуатации; процессы хранения; процессы перевозки; процессы реализации; процессы утилизации.

В техническом регламенте должны быть прописаны правила идентификации объектов, т. е. правила признания тождественности реального объекта тем его характеристикам, которые содержатся в техническом регламенте, и признаки его опознания. Кроме того, технический регламент может содержать следующие данные:

Правила и формы оценки соответствия;

Схемы подтверждения соответствия;

Предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования;

Терминологию, в которой дается определение терминам, специфических для данного технического регламента;

Требования к упаковке, конструкции, способу исполнения, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В техническом регламенте должны содержаться требования только к характеристикам объектов, но не к конструкции, технологии и методам их разработки, с помощью которых эти характеристики обеспечиваются. Это задача разработчиков, конструкторов, технологов. Исключение составляют случаи, когда без соблюдения определенных правил разработки объекта заведомо невозможно обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды и растений, жизни и здоровья животных.

Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (объектам), которые применяются в зависимости от того, в каких географических и климатических зонах эти объекты производятся. Это обусловлено тем, что продукция, произведенная в таких зонах, может обладать повышенной опасностью именно из-за их географических и климатических особенностей. К таким требованиям могут быть отнесены, в частности, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры.

Как минимальный законом предусмотрен б-месячный срок со дня официального опубликования технического регламента до вступления его в силу. Это сделано для того, чтобы изготовители продукции и контролирующие органы могли подготовиться к исполнению принимаемого Федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации технического регламента. Поскольку этот срок может оказаться слишком малым для выполнения всех мер организационного, технического, экономического характера, подготовка к моменту вступления технического регламента в силу должна начинаться в процессе его разработки.

Закон устанавливает два вида технических регламентов: общие и специальные. Требования общих регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные регламенты устанавливают требования к видам продукции, безопасность которых не обеспечивается требованиями общих технических регламентов. Специальные регламенты не должны противоречить общим регламентам и представляют собой нормативные акты прямого действия. Общие регламенты, оформленные как Федеральные законы, должны содержать основные нормы, распространяемые на очень широкий круг объектов. Специальные регламенты устанавливают требования к технологическим и иным особенностям отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

По оценке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии количество специальных технических регламентов составит около 1500, что примерно соответствует числу видов предпринимательской деятельности.

Порядок разработки и принятия технического регламента

Технический регламент может быть принят Федеральным законом, указом Президента РФ, международными договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, постановлением Правительства РФ.

Проект технического регламента имеет право разработать любое лицо независимо от вида продукции или процесса, формы собственности и юридического статуса разработчика. Это, несомненно, демократично и позволит полнее использовать интеллектуальный потенциал без ограничений.

Федеральный закон «О техническом регулировании» в качестве одного из основных принципов заложил публичность подготовки и прохождения проектов технических регламентов. Это принципиальное новшество. Важно, чтобы на каждом из этапов разработки новой нормативной базы общество в целом и структуры государственной власти были подробно информированы о том, как идет процесс, какие есть противоречия, кто автор тех или иных предложений.

Чтобы исключить возможность проведения через Государственную думу технических регламентов в целях некорректной конкурентной борьбы, Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» предусматривает специальную процедуру подготовки и рассмотрения проектов технических регламентов. Данная процедура включает ряд обязательных этапов, без которых проект не может быть внесен в Государственную думу. Это, в частности, публикация, уведомления об его разработке в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего использования в электронно-цифровой форме (Интернете). Уведомление должно содержать информацию о продукции, для которой разрабатывается регламент. Сюда также требуется внести обоснование необходимости разработки, указание отличий разрабатываемого регламента от международных стандартов или от требований, действующих на территории Российской Федерации. Необходимы также сведения о способе ознакомления с проектом регламента и, кроме того, реквизиты разработчика. Обязанность последнего - обеспечить доступность проекта регламента для ознакомления с момента опубликования уведомления. Более того, он должен будет дорабатывать проект технического регламента с учетом полученных замечаний, проводить не менее чем в течение двух месяцев публичное обсуждение проекта.

По существу обсуждение проекта технического регламента начинается с момента опубликования уведомления о разработке технического регламента. Настоящий закон обязывает разработчика предоставлять копию технического регламента любому заинтересованному лицу. Заинтересованные лица направляют разработчику свои, замечания и предложения. Разработчик рассматривает эти замечания и предложения, принимает решение об их принятии, частичном принятии или отклонении. Завершается этот этап разработки технического регламента публичным обсуждением редакции технического регламента, в которой учтены принятые замечания и предложения. Настоящим законом установлена длительность этого этапа - менее двух месяцев.

Этап обсуждения проекта технического регламента завершается публикацией федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию уведомления, в котором содержится информация о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также сведения о разработчике технического регламента.

Девятой статьей закона установлен 10-дневный срок уведомления федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в своем печатном издании о разработке проекта технического регламента и о завершении публичного обсуждения этого проекта с момента оплаты опубликования уведомлений. Подобным образом обеспечивается информирование заинтересованных лиц о разрабатываемом техническом регламенте с момента начала его разработки и в ходе разработки. Это дает возможность исполнителям технического регламента выражать свое мнение по существу разрабатываемого технического регламента и заблаговременно начинать подготовку к его применению и исполнению.

В соответствии с законом время от момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до момента опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должно быть не менее двух месяцев.

С внесения субъектом права законодательной инициативы проекта Федерального закона о техническом регламенте в Государственную думу начинается этап принятия технического регламента. Регистрация проекта Федерального закона о техническом регламенте осуществляется при наличии следующих основных документов:

Обоснование необходимости принятия;

Финансово-экономическое обоснование;

Перечень полученных в письменной форме замечаний всех заинтересованных лиц.

Внесенный проект Федерального закона о техническом регламенте с приложением документов направляется Государственной думой в Правительство Российской Федерации.

На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Период времени на подготовку Государственной думой к принятию закона о техническом регламенте в первом чтении после получения отзыва от Правительства Российской Федерации настоящим законом не установлен. Принятый в первом чтении проект Федерального закона о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи должны быть опубликованы не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной думой проекта технического регламента втором чтении. Проект закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, Государственная дума направляет в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за месяц до рассмотрения проекта Государственной думой во втором чтении. На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца посылает в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена рассматривается как разработка нового технического регламента. Внесение изменений может быть осуществлено принятием Федеральным законом, указом Президента РФ, международным договором, постановлением правительства.

В исключительных случаях при возникновении особых обстоятельств (угроза жизни или здоровью граждан, окружающей среде и т.д.) Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

При принятии технического регламента международным договором применяется порядок его разработки, предписанный п. 6 ст. 9 ФЗ «О техническом регулировании».

При необходимости сокращения срока введения в действие технического регламента он может быть введен постановлением Правительства РФ. При этом проект закона направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию. При принятии постановления об издании технического регламента учитывается заключение экспертной комиссии.

4 . Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов

Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов:

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора)).

2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов:

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

2. В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

3. При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов.

Полномочия органов государственного контроля (надзора):

1. На основании положений Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:

Требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

Осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения; абзац утратил силу.

Направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации; выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии; привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации; принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

2. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

Проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

Соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

Соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

Принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

Направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 настоящего Федерального закона;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Заключение

Итак, данный ФЗ «О техническом регулировании» направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, отвечающей современным международным требованиям. Теперь базой решения многих вопросов стандартизации, сертификации, а также лицензирования стали техническое регулирование и технические регламенты, а также подтверждение соответствия продукции и услуг. Введение технических регламентов в ранг государственного регулирования для выполнения обязательных норм вместо привычных стандартов позволяет уровнять состояние отечественной стандартизации с международной. Это происходит за счет рекомендательного характера использования любых стандартов при применении технических регламентов, которые могут использовать их отдельные нормы и положения. Тем самым, стандарты остаются, как нормативная база, и будут разрабатываться, но никто не сможет использовать их в качестве основного регулятора взаимоотношений между производителем и потребителем.

Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. При техническом регулировании на добровольной основе устанавливаются и применяются требования к продукции, к упомянутым процессам, к выполнению работ или оказанию услуг, а также осуществляется правовое регулирование отношений в области оценки их соответствия. Технический регламент-документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Список используемой литературы :

1. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 1 июля 2003 г. № 184-ФЗ

2. Фомин В.Н. Комментарий к Федеральному закону РФ «О техническом регулировании»: Постатейный. М.: Ось-89, 2003.

3. Аронов И., Версан В., Теркель А. Основные вопросы задания требований безопасности в технических регламентах//Стандарты и качество, 2003

4. Груздов В. Техническое регулирование как механизм обеспечения технологической безопасности Российской Федерации//Стандарты и качество, 2003

5. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. - 4-е издание перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2004.

6. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник/Ю.И.Борисов, А.С. Сигов, В.И. Нефедов и др.; Под ред. профессора А.С.Сигова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

7. Обыденов А. Ю. Техническое регулирование: мировой опыт и российское законодательство//Информационно-аналитический бюллетень, 2003, №49

8. Полозов Ю.Е., Чернецова Т.Ю. Реформирование стандартизации по информационным технологиям// 2004, №12.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История технических регламентов в России, их виды и содержание. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменения в системе стандартизации с введением закона "О техническом регулировании". Единая система технического регулирования.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

    Виды технических регламентов, правила их разработки. Взаимосвязь технических регламентов с государственными стандартами. Графическое изображение знака соответствия техническому регламенту. Структура технических регламентов ТР 2007/001/BY, ТР 2007/002/BY.

    презентация , добавлен 02.02.2014

    Понятие, виды и содержание технических регламентов. Требования и обоснования необходимости принятия технических регламентов. Порядок и условия разработки и принятия проекта технического регламента в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Общая характеристика и основные государственные органы, ответственные за соблюдение технических требований в России: федеральные органы исполнительной власти, подведомственные им государственные учреждения. Этапы, нормативная база осуществления контроля.

    дипломная работа , добавлен 30.07.2013

    Понятия, термины и определения в формулировке ФЗ РФ "О техническом регулировании". Содержание и применение технических регламентов. Цели и принципы стандартизации. Основные положения системы обеспечения единства измерений. Единицы физических величин.

    курс лекций , добавлен 04.11.2014

    Роль и задачи стандартизации в народном хозяйстве. Государственная система стандартизации (ГСС). Понятия и определения. Нормативные документы. Порядок разработки. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

    шпаргалка , добавлен 13.11.2008

    Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов. Принудительный отзыв продукции. Описание системы добровольной сертификации, услуг общественного питания в г. Москва. Схема сертификации, перечень проверяемых показателей качества.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Порядок рассмотрения, принятия, внесения и отмены технических регламентов. Шаги оптимизации улучшения качества продукции и снижения брака. Основные этапы построения диаграммы Парето. Особенности проведения анализа по группам брака ("АВС-анализ").

    контрольная работа , добавлен 07.02.2010

    Подготовка и проведение высокоточных измерений в метрологической практике. Порядок разработки стандартов в Российской Федерации. Цели стандартизации: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан; соблюдение требований технических регламентов.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2013

    Принципы технического регулирования при организации работ по стандартизации и сертификации на международном и национальном уровнях. Законодательная база в области технических регламентов. Концепции международной стандартизации в области качества.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Экономический факультет

Кафедра: "Экономическая теория"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Управление качеством

Выполнил студент:

Проверил:

Канаш - 2008

1. Техническое регулирование и качество

2. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы и задачи

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Формы подтверждения соответствия

обязательной сертификации.

Часть 2

1. Знаки соответствия и обращения на рынке

Кодирование информации о товаре.

На основании Закона "О защите прав потребителей", Постановлений Правительства РФ "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" и о внесении изменений в это Постановление № 601 и № 1193 от 17 мая и 19 сентября 1997 г. на территории РФ введены знаки соответствия для маркировки товаров, подлежащих обязательной сертификации. Положения этих документов относятся как к производимой в России, так и импортируемой продукции.

Ответственность за соблюдение правил маркировки возложена на предприятия-изготовители, организации-импортеры, торговые организации, а также на индивидуальных предпринимателей. Все вопросы организационно-методического характера, относящиеся к знакам соответствия, находятся в ведении Госстандарта и Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ. До 1998 г. действовал один знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р. (рис.1).

Рис.1. Знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р.

Согласно российскому законодательству каждая система сертификации имеет право на свой знак соответствия. Системы обязательной сертификации однородной продукции, входящие в структуру ГОСТ Р., имеют право применять указанный выше знак, но им не запрещено вводить и собственные знаки.

На сегодняшний день в Государственном реестре Госстандарта РФ зарегистрированы собственные знаки соответствия некоторых российских систем обязательной сертификации

Как уже отмечено выше, каждая система сертификации может зарегистрировать свой знак соответствия. Если система сертификации однородной продукции составляет основную часть системы ГОСТ Р., она также имеет право применять указанный знак. На добровольную сертификацию этот знак соответствия не распространяется.

Чтобы получить право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, изготовитель вместе с сертификатом соответствия в органе по сертификации получает лицензию, а если сертифицируется единичное изделие - маркировку производит сам орган по сертификации. Лицензия выдается от имени федерального органа исполнительной власти, который по законодательству получил права на организацию сертификации. Так, например, в Системе сертификации "Электросвязь" - от имени Государственного комитета РФ по телекоммуникациям.

Условия применения знака соответствия указываются в договоре, заключенном между заявителем (держателем сертификата) и органом по сертификации (лицензиаром).

С 1 января 1999 г. запрещена реализация на российском рынке ряда товаров, не маркированных знаками соответствия. Перечень их включает такие группы как: электрическое оборудование, каучук и резина, кофе, чай, пряности, полимерные материалы, музыкальные инструменты, мебель, спортинвентарь и др.

Приняты меры к предотвращению подделок знаков соответствия и незаконного их применения. В Федеральном законе "О сертификационных знаках" определены меры правовой защиты, порядок государственной регистрации, ответственность за несанкционированное использование знаков соответствия.

2. Система сертификации на воздушном транспорте

Российской Федерации РОСС RU.000Ю1АТО1 Департамент воздушного транспорта Минтранса России

для продукции для предприятия (организации)

для персонала для систем качества

Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности РОСС Ш.0001.01ББОО ГУ Государственной противопожарной


Система сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации РОСС 1000ШБИОО Гостехкомиссия РФ

Система сертификации медицинских иммунобиологических препаратов РОСС 10001.0ШПОО Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России

службы МВД России

Система сертификации морских гражданских судов

Рис.2. Знаки соответствия систем обязательно сертификации.


Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации РОСС 1000101ЖТОО Министерство путей сообщения Российской Федерации

Министерство торговли РФ наделено правом держателя информационной системы, обеспечивающей оперативный учет движения товаров, маркированных знаками соответствия.

Требования к степени защищенности знаков министерство устанавливает совместно с Госстандартом РФ. Предусмотрены голографическая защита и применение тонкопленочной технологии. Производство защищенных знаков поручается той или иной организации на конкурсной основе, без привлечения бюджетных средств, на основании лицензирования после прохождения сертификации. Технология производства подлежит обязательной сертификации в Системе сертификации средств защиты информации.

В области добровольной сертификации указанные выше законодательные положения предоставляют право организациям добровольно маркировать продукцию знаками соответствий, если она не подлежит обязательной сертификации. В этом случае предприятия-изготовители, импортеры, торговые организации и индивидуальные предприниматели могут получить это право после добровольной сертификации.

Контроль за реализацией товаров, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, осуществляют: Министерство торговли РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по налогам и сборам.

Знаки соответствия несут в себе полезную информацию, которая:

убеждает потребителя в надлежащем качестве товара, в его безопасности, может использоваться изготовителем в рекламных целях, помогает органам госнадзора принять решение о возможности реализации продукции, для страховых компаний является одной из гарантий безопасности товара.

С развитием собственных систем сертификации в странах СНГ появились национальные знаки соответствия, которые могут быть признаны в РФ при наличии соглашений взаимном признании.

3. Кодирование информации о товаре

Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса США в 30-е годы, а первое практическое использование такого кода датируется 60-ми годами: железнодорожники США с помощью штрих-кода проводили идентификацию железнодорожных вагонов. Широкое применение штрихового кодирования товаров стало возможным в 70-е годы благодаря развитию микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования БАМ (EuropeanArticleNumbering), которая в настоящее время применяется и за пределами Европы,

Штриховок код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами - сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаковке товара стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Дело не только в том, что такая система информации, когда не менее 85% товаров кодируется, экономически эффективна, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации и бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.

Наиболее широко применяются два кода EAN: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов 13-разрядный код состоит из кода страны ("флаг страны"), кода предприятия (фирмы) - изготовителя, кода самого товара и контрольного числа. Ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов. Например, Франция получила диапазон 30-37 для обозначения своей страны, Италия - 80-87. Для некоторых стран коды трехзначные: 520 - Греция, 789 - Бразилия, Россия - 460, Эстония - 474, Венгрия - 599 (таб. №1).

Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом и включает пять цифр, следующих за кодом страны" Код товара (пять цифр) составляет непосредственно изготовитель. Расшифровка код не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию. Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму ЕАК. Код ЕАК-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код, ЕАМ-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя - регистрационный номер продукта).

Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуются в различных специализированных и справочных изданиях или содержатся в банках данных. Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору). В России вопросами штрихового кодирования занимается Внеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой - оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН представляет интересы России и СНГ в EAN, она имеет право разрабатывать цифровые коды российских предприятий в системе EAN и вносить их в свой банк данных.

Таблица 1. Коды EAN некоторых стран для штрихового

кодирования товаров

Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан технический комитет по стандартизации "Автоматическая идентификация", а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Цель технического комитета стандартизация в области автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН создала совместные предприятия "Интерштрихкод" (с Великобританией), "Дата-скан" и "Датасис" (с Данией).

Правительством России принята государственная программа по внедрению системы штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на: транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и производства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важна стандартизация кодирования с учетом международных нормативных документов.

Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации одного из положений Закона "О защите прав потребителей" - права потребителя на; получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование дает возможность:

облегчить освоение автоматизированных систем управления

повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования, сбыта,

вести анализ потребляемых ресурсов,

сократить объем документооборота,

наладить, систематический сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукта,

оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.

Понимание, важности штрихового кодирования для повышения степени цивилизованности рынка показало московское правительство, принявшее Положение "О внедрении штрихового кодирования продукции (товаров), реализуемой на потребительском рынке г. Москвы". В нем изложены требования к изготовителям товаров, оптовым и розничным торговым организациям, касающиеся обязательного наличия штриховых кодов на внутренней и внешней упаковке товаров. В связи с этим каждый из названных участников товародвижения обязан придерживаться правил, содержащихся в Положении.

Так производственное предприятие может применять штриховой код только после его регистрации в ЮНИСКАН во избежание фальсификации или заимствования чужого кода. Оптовое торговое предприятие обязано включать требование о наличии зарегистрированного штрихового кода в договор о поставке. Оптовики не имеют права поставлять в розничную торговую сеть или реализовать продукцию, не снабженную штриховым кодом. Розничные торговые предприятия не имеют права принимать на реализацию товары без штриховых кодов. Им предписано дополнить свои расчетно-кассовые аппараты устройствами для считывания штриховых кодов. Рассмотренный пример позволяет надеяться на более широкое распространение в России принятого всеми цивилизованными странами штрихового кодирования товаров. Однако потребитель нуждается в более полной информации покупаемом товаре, а не только в названии страны изготовителя. Эта проблема также может быть разрешена при помощи стандартизации. Но для этого следует расширить перечень тех обязательных требований стандартов, которые подтверждают путем сертификации. Пока единственным аспектом обязательной сертификации является безопасность продукта, потребитель не имеет возможности получить гарантию пригодности покупаемого товара для его использования по назначению, информацию о надежности и других важных для пользовательских характеристиках. Расширить информацию о товаре для потребителя можно посредством некоторой диверсификации аспектов обязательной сертификации при разработке правил и порядка самой процедуры для конкретных групп товаров или отдельных видов продукции. Например, при сертификации детского питания проверяется не только безопасность, но и пищевая ценность продукта. Возможно, следует более углубленно продумывать номенклатуру параметров качеств при разработке стандарта для обязательной сертификации конкретного товара (группы продукции).

Литература

1. Федеральный закон: Выпуск 41 (116). О техническом регулировании. - М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Аристов О. в. Управление качеством: Учеб. пос. для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Белобрагин В.Я. Основы технического регулирования: Учеб. пос. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2005.

4. Василевская И.В. Управление качеством: Учеб. пос. - М.: РИОР, 2005.

5. Елиферов В.Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни. - М.: Вершина, 2006.

6. Бузов Б.А. Управление качеством. Технический регламент, стандартизация, сертификация. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2006.

7. Розова Н.К. Менеджмент и качество. - СПб.: Вектор, 2005.

8. Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством: Учеб. пос. - М.: "Экзамен", 2005.

9. Глычев А.В. Основы управления качеством продукции. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2001.

10. Крепилов В.В. Менеджмент качества. - СПб.: Наука, 2003.

11. Никофоров А.Д. Управление качеством: Учеб. пос. для вузов. - М.: Дрофа, 2004.

Необходимость участия в мировом производстве и разделении труда заставляет Россию принимать условия мирового сообщества в плане свободного перемещения капиталов, товаров, трудовых ресурсов, информации на основе общих правил (требований), которые принято называть документами технического регулирования:
. Соглашение по техническим барьерам в торговле;
. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; Кодекс добровольной практики и др.
Техническое регулирование состоит в принятии государством правовых мер, направленных на устранение тарифных и технических барьеров для продвижения товаров на мировой рынок.
К техническим барьерам относятся различные требования к продукции и процессам ее производства в отечественных и международных стандартах.
27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании». За прошедшие годы Закон постоянно совершенствовался, уточнялся и дополнялся и в настоящее время принят в ред. от 03.12.2012 № 236-ФЗ.
Данный Федеральный закон является основой системы технического регулирования в России.
Для вхождения любой страны в мировой рынок необходимо, чтобы все страны выполняли единые требования к продаваемой продукции и к взаимоотношениям между ними. Для России, желавшей вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), развитие системы технического регулирования было необходимостью.
Главные принципы, в соответствии с которыми осуществляется техническое регулирование:
. независимость органов аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, исполнителей и приобретателей;
. недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации; недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
. недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов;
. применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
. единая система и правила аккредитации;
. единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур оценки соответствия; единство применения технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
. недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
. соответствие технического регулирования уровню развития национальной и мировой экономики;
. устранение избыточных барьеров в торговле; недискриминационная основа (т.е. одинаково благоприятный режим для импортной и собственной продукции на своем рынке);
. гармонизация (т.е. применение международных стандартов как основы национальных технических регламентов);
. взаимное признание результатов оценки соответствия.
Целями и задачами государственного технического регулирования являются :
. обеспечение безопасности продукции;
. обеспечение качества и конкурентоспособности товаров;
. зашита жизни и здоровья граждан и имущества физических и юридических лиц;
. охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
. предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Объектами технического регулирования являются товары, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги. Субъекты технического регулирования:
Правительство РФ и Министерство промышленности и торговли;
. Федеральная служба по контролю (надзору) за соблюдением требований технического законодательства (Росстандарт);
. органы по сертификации и испытательные лаборатории; субъекты предпринимательской деятельности;
. разработчики технических законов и стандартов.
Средствами технического регулирования являются технические законы, прежде всего ФЗ «О техническом регулировании», технические регламенты, стандарты и связанные с ними документы.
Сущностью технического регулирования в России можно считать упорядочение и гармонизацию с международными (в основном с Европейским Союзом и США) техническими законодательными актами (регламентами), стандартами и другими обязательными и рекомендательными документами, а также пересмотр обязательных требований государства к участникам хозяйственной деятельности.
В стране имеется огромный неупорядоченный набор обязательных требований в стандартах, санитарных правилах и нормах, строительных нормах и правилах, пожарных нормах и правилах, правилах по технике безопасности и во множестве отраслевых документов, существенно ограничивающих предпринимательскую деятельность. Например, сегодня действует около 360 строительных норм и правил, которые могли бы быть заменены примерно 25 техническими регламентами.
Главные цели создания системы технического регулирования заключались в следующем:
. создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, содержащих обязательные требования и стандарты, применяемые производителями продукции добровольно;
. снижение административного и экономического давления на производителя;
. устранение избыточных требований и дублирования процедур сертификации;
. устранение технических барьеров в торговле;
. повышение эффективности зашиты потребительского рынка от опасной продукции.
Закон «О техническом регулировании» некоторые считают «революционным».
Дело в том, что ряд положений закона являются чрезвычайными:
1) государственная стандартизация отменяется, теперь стандартизация становится национальной;
2) все государственные стандарты переводятся в национальные стандарты (пока сохранена аббревиатура ГОСТ);
3) все стандарты имеют статус «рекомендуемых», т.е. все показатели, кроме показателей зашиты жизни, здоровья, окружающей среды и имущества, изготовителями продукции должны приниматься на добровольных началах;
4) показатели «добровольных» стандартов, например показатели качества продукции, не подлежат государственному контролю и надзору (кроме показателей защиты жизни, здоровья, окружающей среды и имущества, которые на переходный период, до разработки технических регламентов, подлежат государственному контролю и надзору);
5) отменяются ранее принятые законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» как несоответствующие новым требованиям;
6) устанавливаются новые положения для стандартизации и подтверждения соответствия;
7) вводится совершенно новый документ обязательного исполнения — технический регламент.
Loading...Loading...