Цели добровольного подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется в целях :

Удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг или иных объектов ТР, стандартам, условиям договоров;

Содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ и услуг;

Повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международных рынках;

Создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

При принятии решения о подтверждении соответствия необходимо руководствоваться следующими принципами :

1. доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

2. недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

3. установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем регламенте;

4. уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

5. недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;

6. недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;

7. защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия.

Следует подчеркнуть, что эти принципы декларируют:

Об открытости и доступности информации по всем вопросам касающихся подтверждения соответствия для всех заинтересованных лиц (принцип 1);

Недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, если в этом нет необходимости (принцип 2), и превращения, таким образом, добровольной процедуры сертификации в принудительную (принципы 5 и 6);

Минимизации сроков и расходов при проведении работ по подтверждения соответствия (принцип 4), а также соблюдение коммерческой тайны (принцип 7);

Обязательность наличия схем и форм подтверждения соответствия (принцип 3).

5.4. Формы подтверждения соответствия

Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов на всех этапах их жизненного цикла, выполнения работ или оказания услуг требованиям ТР, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия различается не только по форме и содержанию, т.е. может иметь различные схемы подтверждения соответствия.

Схема подтверждения соответствия – перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям (разд. 5.8.).

На территории РФ подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер (рис.5.1.):

добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

Принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);

Обязательной сертификации.

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом «О техническом регулировании».

Итак, в системе подтверждения соответствия вводятся две основные формы подтверждения: добровольная и обязательная . В чем же их различие и какую продукцию (работы, услуги) – объекты сертификации , можно и нужно сертифицировать? Какую форму подтверждения соответствия выбрать для того или иного объекта сертификации и кто выбирает эту форму? Зависит ли форма подтверждения соответствия от объекта сертификации? Для чего существуют схемы подтверждения и почему они различны? Равноправны ли различные формы сертификации? На эти и другие вопросы нам необходимо получить ответы.

Следует отметить, что сертификация продукции (работ, услуг) довольно усложнена. Это обусловлено тем, что в процессе подтверждения соответствия участвуют три стороны (Заявитель, Потребитель и ОС), а сами объекты сертификации чрезвычайно разнообразны: продукция (продовольственные товары, медикаменты, промышленные товары, продукция повышенной опасности, военная продукция, оборудование различного назначения и др.), работы, услуги, системы качества, рабочие места и др.

Необходимо подчеркнуть, что подтверждение соответствия в Федеральном законе «О техническом регулировании» рассматривается, как соответствие характеристик объекта сертификации требованиям ТР . Однако в переходный период, когда по ряду направлений промышленной деятельности, сертифицирование однородной продукции еще не введено в действие (не разработаны соответствующие ТР), подтверждение соответствия осуществляется с использованием существующей НД, перечень которой определен, как правило, системой сертификации однородной продукции. Поэтому ниже, если по тексту говориться о подтверждении соответствия требованиям ТР, то это справедливо в том случае, если эти регламенты разработаны к настоящему моменту времени.

Как возникла процедура подтверждения соответствия?

Первоначально эта процедура осуществлялась в форме сертификации.

Хотя термин «сертификация» стал известен в повседнев­ной жизни и коммерческой практике сравнительно недавно (в последние десятилетия), тем не менее сертификация как процедура применяется давно, и термин «сертификат» из­вестен с XIX в. Так, в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданном в 1900 г., дается несколько опреде­лений сертификата, одно из них: сертификат - это удосто­верение. В финансовой сфере сертификат трактуют в одних случаях как денежное свидетельство на определенную сум­му, в других - как облигацию специального государствен­ного займа.

Имеются сведения о том, что производители товаров из­давна гарантировали качество своих изделий, в том числе письменно, т.е. снабжали их (по современной терминоло­гии) «заявлениями о соответствии». Диапазон таких заяв­лений был весьма широк, он охватывал даже произведения искусства . Сохранились свидетельства о том, что зна­менитые художники Возрождения гарантировали сохран­ность своих картин в течение 300 лет. И, что самое инте­ресное, такие гарантии в большинстве случаев оказались реальными.

Описанные факты являются примером сертификации первой стороной.

В метрологии сертификация давно известна как дея­тельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) прибора (весов, гирь). Клеймение свиде­тельствует о том, что прибор удовлетворяет сертификаци­онным требованиям по его конструктивным и метрологиче­ским характеристикам. Более 100 лет термин «сертификат» используется в международной метрологической практике. Так, сопроводительный документ к полученному Россией в 1879 г. прототипу килограмма имел следующее название: «Международный комитет мер и весов. Сертификат Меж­дународного бюро мер и весов для прототипа килограмма № 12, переданного Министерству финансов Российской Империи». В этом объемном документе содержатся сведе­ния об изготовителе прототипов и их аттестации, о хими­ческом составе и объеме, т.е. изложены идентифицирую-

щие признаки. В документе указаны должности и фамилии лиц, выполнявших те или иные технологические операции. Подробно описан процесс метрологической аттестации прототипа, т.е. признание эталона узаконенным на основе тщательного исследования его метрологических свойств. В частности, для прототипа килограмма были проведены «сертификационные испытания»: для всей группы про­тотипов (всего 42) было проведено 1092 взвешивания для сравнения между собой и с международным (главным) про­тотипом, который, в свою очередь, был сличен с архивным килограммом.

Описанный опыт является примером сертификации тре­тьей стороной - Международным бюро мер и весов.

В течение нескольких столетий действуют так называе­мые классификационные организации, которые, будучи не­правительственными и независимыми организациями, оце­нивают безопасность судов для целей их страхования. По существу, это тоже сертификация третьей стороной - сер­тификация соответствия. Примером классификационной организации является Регистр Ллойда-авторитетнейшая в наше время международная организация, которая имеет представительства в 127 странах мира и в течение двух сто­летий остается мировым лидером сертификационных орга­низаций.

В России также есть классификационная организация - Морской Регистр, который был создан страховыми компа­ниями в 1913 г. С момента образования Русский Регистр (так он сначала назывался), занимался тем, что сейчас назы­вают сертификацией гражданских судов на их безопасность. Причем эта сертификация сразу же стала проводиться по международным правилам. Поэтому уже тогда она была не только престижна, но и выгодна судовладельцам: страховка судна, безопасность которого подтверждается авторитетней­шей организацией, дешевле, а его фрахт - дороже. Сегодня Морской Регистр - одна из авторитетных организаций, за­нимающихся сертификацией систем качества.

В системе Минэкономразвития России действует госу­дарственная Система классификации гостиниц и других средств размещения (мотели, дома отдыха, пансионаты). В этой Системе осуществляется аттестация средств раз­мещения на категории («звезды») и (при положительных результатах аттестации) выдача сертификата категории.

Во внешней торговле используются различные сертифи­каты: сертификаты происхождения, сертификаты инспек­тирования, сертификаты подтверждения доставки. Сертификат происхождения подтверждает принадлеж­ность страны-экспортера к категории стран, которым пре­доставляются льготы по уплате таможенных платежей. Та­кими льготами пользуются страны СНГ и так называемые развивающиеся страны (например, Китай, Сингапур).

Сертификат инспектирования выдается международ­ной контрольной организацией (на основе ее договора с организацией страны-получателя) по результатам проверки качества отгружаемого товара. Например, такая проверка осуществляется международной инспекционной организа­цией SGS в отношении фанеры, экспортируемой Россией в ряд стран.

Сертификат подтверждения доставки применяется в отношении «товаров двойного применения» - продукции, используемой для гражданских и военных целей, и оформ­ляется таможенным органом РФ, проводящим оформление импортированного товара. Сертификатом подтверждается, что товар поставлен в Российскую Федерацию и принят под режим экспортного контроля. Цель контроля заключа­ется в подтверждении того, что конкретный товар не был использован в целях иных, чем указано в документе; не был передан другому субъекту хозяйственной деятельности на территории РФ; не был реэкспортирован без разрешения Минэкономразвития России.

Как следует из примеров, во всех трех случаях подтверж­дение осуществляется третьей стороной.

Ведущие экономические державы начали развивать процессы сертификации в 20-30-е гг. XX века. В 1920 г. Немецкий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, зарегистрированный в ФРГ в со­ответствии с законом о защите торговых знаков.

Когда была узаконена сертификация в России и как она развивалась?

Предшественницей российской сертификации была сертификация в СССР оте­чественной экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зару­бежных центрах и ее обязательность фактически устанавливалась не отечествен­ными законами, а законодательством тех стран, в которые товары поставлялись из СССР.

В 1984г. правительством СССР было принято Постановление о сертификации экспортируемой продукции. В 1986г. Госстандартом был введен в действие Вре­менный порядок сертификации продукции машиностроения.

В 1988 г. странами - членами СЭВ была подписана Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ). В СССР эта система была введена в 1988 г. Система СЕПРО СЭВ предусматривала про­ведение сертификации с использованием как стандартов СЭВ, так и других меж­дународных норм и лучших национальных стандартов. Указанная система фак­тически ввела международную аккредитацию испытательных лабораторий и международную аттестацию. К 1991 г. в стране функционировало 14 испыта­тельных центров, было аттестовано несколько производств.

Вместе с тем в СССР осуществлялась оценка соответствия продукции установ­ленным требованиям в других формах: аттестация по категориям качества; госу­дарственная приемка продукции; государственные испытания (им подвергалось около 30 % продукции, аттестованной по категориям качества); государственный

надзор за стандартами.

В России после ликвидации СССР аттестация продукции по категориям качест­ва, государственные испытания и государственная приемка продукции были официально отменены. Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», который установил обязательность сер­тификации безопасности товаров народного потребления.

Какие законы и документы регулируют в настоящее время процедуры подтверждения соответствия?

Законодательная и нормативная база в этой сфере весьма обширна. Деятельность в сфере ПС в России законодательно регулируется и обеспе­чивается законами РФ, подзаконными актами, указами президента и нормативными актами правительства России.

Основные законы и подзаконные акты, регулирующие в настоящее время в России деятельность в сфере ПС приведены на рисунке 3 /6/. ФЗ «О техническом регулировании» №184-ФЗ пересмотрен и сейчас действует в редакции от 09.05.2005, № 45-ФЗ, от 01.05.2007, № 65-ФЗ и от 01.12.2007 № 309-ФЗ.

Данный ФЗ отменил действовавшие ранее законы РФ.«О сертификации» и «О стандартизации», а также ряд постановлений правительства РФ, связанных с ними.


Рисунок 3 - Законы и подзаконные акты как база подтверждения соответствия в Российской Федерации /6/

Нормативно-методическая база ПС включает:

Совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям кото­- рых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, уста­- навливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований);

Комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертифика­ции и комментариев к ним).

    Цели и принципы подтверждения соответствия

Какие цели ПС устанавливает Закон РФ «О техническом регулировании»?

Подтверждение на­правлено на достижение следующих целей:

Удостоверение соответствия продукции и процессов ЖЦП, работ и услуг (или иных объектов) техническим ре­гламентам, стандартам, условиям договоров;

Повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

Содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

Создание условий для обеспечения свободного пере­мещения товаров по территории РФ, а также осуществле­ния международной торговли.

О высоком социально-экономическом эффекте под­тверждения соответствия свидетельствует следующий пример: отказ в обязательной сертификации и запрет ре­ализации на рынке 100 т бельгийской говядины спасли от острого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы около 60 млн руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах - еще 100 млн руб.

На каких принципах базируется ПС согласно данному Закону?

При под­тверждении соответствия необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

2) установление в соответствующем ТР перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объек­там, определенным видам продукции;

3) ориентация на уменьшение срока проведения процеду­ры обязательного подтверждения соответствия и затрат за­явителя;

4) недопустимость принуждения к осуществлению до­бровольного подтверждения соответствия;

5) недопустимость подмены обязательного подтвержде­ния соответствия добровольной сертификацией;

6) защита имущественных интересов заявителей, со­блюдение коммерческой тайны в отношении сведений, по­лученных при проведении подтверждения соответствия;

7) недопустимость применения обязательного подтверж­дения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования ТР (указанный принцип будет реализовываться в течение переходного периода по мере раз­работки ТР на соответствующие объекты);

8) презумпция соответствия продукции, маркированной знаком соответствия. Предполагаемое несоответствие долж­ны доказывать инспектирующие организации. В практике технического регулирования ЕС (откуда заимствован этот принцип) он означает следующее: пока не доказано против­ное, изготовитель заявляет в декларации соответствия, что его продукция отвечает требованиям гармонизированного стандарта, а значит, и существенным требованиям директи­вы ЕС.

Игнори­рование принципов 4 и 5, относящихся непосредственно к добровольному подтверждению соответствия, приводит к превращению добровольной сертификации в прину­дительную /5/. Речь идет, например, о практике проведения конкурсов и тендеров, организаторы которых в качестве условия участия в них включают прохождение процедуры добровольной сертификации. Принудительный характер добровольной сертификации может иметь место в рамках ведомственной сертификации, т.е. систем, созданных феде­ральными органами исполнительной власти.

Сущность подтверждения соответствия . Основные положения ФЗ «О техническом регулировании» определяют, что подтверждение соответствия является одной из форм оценки соответствия.

По ранее действующему законодательству в РФ документальное подтверждение соответствия могло быть только в форме сертификации. Федеральный закон представляет основу для оценки соответствия. Важными являются перечень обязательных требований к конкретной продукции и процедуры оценки соответствия. Это определяется в технических регламентах (ТР), как в общих, так и в специальных. Следовательно, основа подтверждения соответствия, заложенная в ФЗ «О техническом регулировании», будет реализована в соответствии с ТР по-разному для разных групп продукции

Цели подтверждения соответствия . Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

· удостоверения соответствия продукции, процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), работ и услуг требованиям ТР, стандартам и условиям договоров;

· содействия покупателям в компетентном выборе продукции, услуг, работ;

· повышения конкурентоспособности продукции, услуг, работ на российском и международном рынках.

Основная цель обязательной сертификации – защита безопасности потребителей при пользовании товарами – трансформировалась в содействие приобретателям в компетентном выборе продукции и услуг. Это свидетельствует о переходе российского рынка на более цивилизованный этап развития.

Принципы подтверждения соответствия . Новое законодательство по техническому регулированию в части подтверждения соответствия строится на достаточно обновленных принципах. Наиболее важными из них являются следующие:

· Доступность для заинтересованных лиц информации о порядке подтверждения соответствия. Такая информация включена в технические регламенты и стандарты, которые являются доступными в результате работы Федерального информационного фонда ТР и стандартов. Вся информация при сертификации продукции в конкретном органе, включая условия договоров, стоимость работ и др., также на основе этого принципа должна быть доступной для заявителей работ.

· Недопустимость применения обязательности подтверждения соответствия к объектам, для которых не установлены требования в ТР, и, наоборот, подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. Принцип включен в ФЗ «О техническом регулировании» потому, что в практике сертификационных работ этот принцип достаточно часто нарушался. Это приводило к увеличению стоимости работ по сертификации. Федеральный закон предполагает, что как только по конкретной группе продукции начинает действовать ТР, то все другие требования, которые не внесены в него, становятся добровольными. Если по продукции не разработан ТР и, следовательно, к ней отсутствуют обязательные требования, она может быть сертифицирована только в добровольном порядке.

· Недопустимость уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя и одновременно защита имущественных интересов заявителей и соблюдения коммерческой тайны. Эти два принципа направлены на определение взаимоотношений между заявителями работ и органом по сертификации. Отношения должны строиться на открытой информации по срокам и ценам проведения работ, которые не должны нарушаться под давлением одной из сторон.

· Недопустимость принуждения к осуществлению добровольной сертификации, в том числе в определенной системе добровольной сертификации. Расширение объема добровольной сертификации по сравнению с обязательной не должно проходить под давлением органов по сертификации, аккредитованных в добровольной системе. Основным стимулом обращения для сертификации в определенную систему должны быть авторитетность и широкое признание системы данной организации. Например, такое место в России занимает система Торгово-промышленной палаты.

Отметим, что независимо от страны и места происхождения продукции и других объектов, видов и особенностей сделок подтверждение соответствия проводится по одним и тем же правилам. При этом подтверждение соответствия может проводиться изготовителями, исполнителями, продавцами и приобретателями (оптовыми фирмами).

Вышеперечисленные принципы основаны на международном и отечественном опыте проведения работ по подтверждению соответствия и действуют с момента введения ФЗ.

Похожая информация:

  1. Lt;question>На каком основании выдается знак соответствия?
  2. В каких днях (календарных или рабочих) исчисляется срок для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию (ст. 165 НК РФ)?
Loading...Loading...