Федеральный закон об основах регулирования внешнеторговой деятельности. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Введение

1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: методы регулирования импорта, регулирующие органы.

2.Использование мер тарифного регулирования импорта в России

3. Меры нетарифного регулирования импорта в России

4. Проблемы и пути совершенствования системы регулирования импорта в России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность.

Россия имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во ВЭД. Эффективность работы любого предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение. Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время и в России. Россия сегодня – это крупный и заинтересованный участник международной торговли. В 2012 г. на Россию приходилось 2,6% мирового экспорта товаров и услуг (2,9% мирового экспорта товаров). Мы прочно закрепились в первой десятке мировых экспортеров - в экспорте товаров Россия занимает 8-ю строчку, опережая Италию и Великобританию. В импорте товаров наши позиции несколько слабее: если не учитывать реэкспортеров – Гонконг и Сингапур, то Россия будет на 14-м месте, импортируя столько же, сколько ввезли в 2012 г. Австрия и Швеция вместе взятые. 1

В январе-июле 2013 г. объем внешней торговли России (по предварительным данным) составил 477,1 млрд. долл., в том числе импорт – 180,2 млрд. долл.. По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. стоимостный объем экспорта из расчета в текущих ценах сократился на – 2,3%, импорта – увеличился на 2,5%. Положительное сальдо внешнеторговых операций составило 116,7 млрд. долл.

В структуре российского импорта товаров 50% приходится на машины, оборудование и транспортные средства. Около 40% всего импорта составляют потребительские изделия. То есть российский внутренний рынок эффективно работает в качестве одного из драйверов посткризисного восстановления мировой экономики. 1

Целью курсовой работы является изучение особенностей системы регулирования импорта в России, ее перспектив развития в условиях членства России во Всемирной торговой организации (далее ВТО).

Для достижения данной цели поставлены задачи:

    Изучить принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, ознакомиться с регулирующими органами в этой области в соответствии с действующим законодательством.

    Рассмотреть классификацию методов регулирования импорта.

    Ознакомиться с основными инструментами тарифного и нетарифного регулирования, а также привести данные об их применении в рамках России и Таможенного союза (далее ТС).

    Сделать вывод, затрагивая проблематику по исследуемой теме.

При написании данной работы были использованы периодические издания Российского внешнеэкономического вестника, официальные сайты государственных органов (Федеральной таможенной службы, Министерства экономического развития).

1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: методы регулирования импорта, регулирующие органы

Импорт является частью внешнеторговой деятельности, которая в свою очередь является составной частью международной экономической деятельности. Международные экономические отношения строятся государствами с учетом как их собственных интересов, так и интересов других стран и третьих лиц. Поэтому регулирование международных отношений в любых сферах, в том числе и в сфере экономики, и в частности в области международной торговли, является важной функцией государства.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется в целях обеспечения благоприятных условий для этого вида деятельности, а также для защиты экономических и политических интересов России.

Основным нормативным документом, определяющим основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности - и, в частности, импортных операций - является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ). 1 Этот закон определяет основные цели внешнеторговой политики РФ, ее принципы, а также инструменты государственного регулирования этой сферы, подразделяя последние на инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. К первым относятся ввозные и вывозные таможенные пошлины, ко вторым– квоты, лицензии, исключительное право на экспорт (импорт), наблюдение за экспортом(импортом) отдельных видов товаров, а также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В качестве целей внешнеторговой политики РФ в законе выделено «создание

благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг». Принципы государственного регулирования заключаются в следующем:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории РФ;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий(бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ. 1

Согласно действующему законодательству РФ, внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. 1

Основными целями внешнеторговой политики любого государства являются:

Сохранение экономической и политической независимости страны, - сохранение военного превосходства, - обеспечение экономического роста, - оптимальное включение страны в международное разделение труда, - защита российских производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, - поддержание равновесия платежного баланса страны посредством

регулирования импорта товаров,

Обеспечение потребностей внутреннего рынка в случае

критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров

посредством регулирования экспорта таких товаров. 2

Вопросами регулирования внешнеторговых отношений РФ занимаются Президент РФ, Правительство РФ и Министерство экономического развития, Минпромторг. Кроме того, непосредственное отношение к регулированию внешней торговли России имеют Федеральная таможенная служба (подотчетная Минэкономразвития), Федеральная налоговая служба и Федеральная служба по финансовому мониторингу (входят в структуру министерства Финансов), Центральный банк РФ.

В структуре Минпромторга функционирует Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основными задачами которого являются: 1) подготовка предложений по выработке государственной политики в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением РФ к Всемирной торговой организации; 2) подготовка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением РФ к Всемирной торговой организации. 1

Изучив законодательство в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, можно выделить следующие группы методов государственного регулирования:

1. Протекционистские и либеральные (в зависимости от направленности действия). Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Меры либерализации имеют целью снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. Применение этих мер производится в соответствии с выбранным курсом внешнеторговой политики государства. Обычно применяется так называемый смешанный вариант внешнеторговой политики.

2. Экономически и административные (в зависимости от характера воздействия).

Административные меры – меры прямого ограничения экспорта или импорта. Административный метод регулирования ВЭД представляет собой систему организационно-правовых и специальных мер по ограничению, запрету, контролю над импортом или экспортом. Административные методы регулирования ВЭД включают в себя квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль,

административные барьеры.

Экономические меры воздействуют через экономические интересы. Они связаны с использованием стоимостных категорий – кредиты, налоги, таможенные пошлины. При использовании экономического метода окончательное право выбора импортного или национального товара сохраняется за потребителем. К экономическим методам регулирования внешнеторговой сферы относятся страхование экспортных кредитов, налоговые поощрения участников ВЭД, снижение косвенного налогообложения, предоставление государственных гарантий по экспортным / импортным кредитам.

3. Тарифные и нетарифные (в зависимости от видов применяемых приемов и инструментов регулирования). Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов в качестве инструмента регулирования ВЭД. Нетарифные методы регулирования включают кроме указанных административных барьеров также импортные депозиты и налоги на экспортно-импортные операции.

Границы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и углубления вовлеченности страны в международное разделение труда, с другой – необходимостью защиты национальной экономики и внутреннего рынка от неблагоприятного внешнего воздействия, предотвращением угрозы национальной безопасности, защитой национальных экономических интересов. 1

Более детальную классификацию методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности дает В.В. Покровская, выделяя тарифные и паратарифные (нетарифные) методы госрегулирования ВЭД, при этом административные и экономические меры объединены в нетарифные. 2 (Приложение А)

Остановимся поподробнее на некоторых мерах регулирования:

Тарифные методы. Импортные тариф регулирует экономический климат в стране (цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты). Импортный тариф базируется на Законе “О таможенном тарифе”.

Нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.

Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций.

Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры, компенсационные меры и др.

Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).

Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ. Таким образом осуществляется наблюдение за торговлей этими товарами.

Монополизация. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.

Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности. 1

Процесс глобализации мировой экономики, сопровождаемый научно-техническим прогрессом, оказывает огромное влияние на деятельность всех хозяйственных субъектов. В частности увеличивается общая производительность, повышается качество оказываемых услуг, происходит рационализация использования природных ресурсов. Изменения этих показателей оказывают существенное влияние на экономику каждой страны, участвующей в процессах Однако при этом каждый субъект вынужден принимать новые требования, навязанные мировой системой. В сложившейся ситуации необходимо периодически переосмысливать цели, задачи и способы их достижения в рамках воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность страны.

Главные задачи глобальной рыночной системы

Особенно актуальны решения описанных выше задач для субъектов мировой торговой структуры, внутренняя экономика которых переживает процессы кардинальных изменений. В этих условиях социально-экономическая обстановка внутри стран оказывает значительное влияние на формирование внешнеэкономической торговли. Обсуждаются основные цели и задачи, способы и методы их достижения. Данная ситуация сложилась и в РФ. Так, ведется постоянный поиск теоретических и практических мер, под влиянием которых находится внешнеторговая деятельность России. Целью мероприятий является достижение положительной динамики развития экономики страны.

Регулирование внешнеторговой деятельности на законодательном уровне

Перемещение всех товаров через границы РФ происходит через пропускные посты. Их работа контролируется Таможенным кодексом. Этот свод норм, в свою очередь, устанавливает специальные режимы, упорядочивает процессы оформления и контроля. Нарушение правил, прописанных в Кодексе, влечет за собой различные Это также нашло отражение в документе. Таможенный кодекс включает в себя перечень всех используемых в пропускной системе РФ определений. К ним, например, относят такие как "страна-изготовитель товара", "платежи, используемые при оформлении продукции" и ряд других. Федеральный закон, поясняющий основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включает в себя базовые формулировки направлений деятельности и развития, упорядочивает организационные положения. Кроме того, он формирует главные принципы активности на мировом рынке. Таким образом осуществляется таможенное регулирование внешнеторговой деятельности. При этом участники, в соответствии с законом, подразделяются на несколько групп. К ним относятся:

  • Главные субъекты внешнеэкономических отношений. Это фирмы различных видов собственности, которыми осуществляется внешнеторговая деятельность.
  • Федеральные госорганизации и предприятия.
  • Участники международной мелкооптовой торговли.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, задействованные в рыночных отношениях, регистрируются в органах таможни. Однако эта процедура является добровольной.

Методы контроля

Существует ряд приемов, которые использует правительство РФ при осуществлении контроля над участниками внешнеторговой деятельности. К ним относят:

  • Ограничения и запреты.
  • Методы регулирования, связанные и не связанные с таможенными тарифами.
  • Сдерживающие (стимулирующие) меры в области экономики на госуровне.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Правильно построенная организация правительственного контроля является ключевым фактором эффективности экономического развития. Органы, под руководством которых находится внешнеторговая деятельность, формируются исходя из исторического развития страны, ее географического положения и общих возможностей. Например, в СССР существовала госсистема централизованной монополии. Она обеспечивала общий контроль и руководство в сфере В дальнейшем при переходе на монопольная структура была ликвидирована. При этом министерства и ведомства регионов-участников международной торговли получили ряд прав.

Современная система контроля в РФ

Нынешняя система по регулированию внешнеторговой деятельности окончательно была сформирована в 2005 году. Данная структура разделена на три уровня.

  1. Федеральный. На этом уровне решения принимаются органами государственной власти.
  2. Региональный. Здесь принятие решений осуществляется органами власти в субъектах страны.
  3. Местный. На этом уровне внешнеторговая деятельность контролируется органами на местах.

По решению правительства были созданы специализированные институты исполнительной власти, на которые возложено управление внешней экономической активностью. К таким органам относят: Минэкономразвития РФ, Министерство по торговле и подчиняющиеся ему Федеральную службу таможни и Федеральное агентство по контролю над особыми экономическими территориями.

Тарифные и нетарифные методы контроля

  1. Введение пошлин на ввоз импорта. Данный метод направлен на получение преимущества отечественным производителем и государством, которые имеют дополнительный доход. Потребители, наоборот, вынуждены покупать товары по завышенным ценам, вследствие чего они несут потери.
  2. Введение экспортных пошлин. Потребители получают дополнительное преимущество в виде снижения цен на внутреннем рынке, производители несут потери, государство получает

Для поддержания собственного производителя и увеличения экспорта ряд стран осуществляет следующие действия:

  • предоставляются налоговые льготы фирмам, занимающимся экспортом;
  • осуществляется выдача под низкие проценты ссуд и займов на вывоз продукции;
  • заключаются договора на госуровне, направленные на сбыт товара в зарубежных странах.

Внешнеторговая деятельность контролируется также нетарифными методами. К ним относят:



Открытая экономика

Под этим термином следует понимать процесс торговли с остальными участниками мирового рынка при введении минимального числа импортных и экспортных ограничений. Для данного вида экономики характерны высокие уровни следующих показателей:

  • уровни экспорта и импорта в общей совокупности производства;
  • большой объем иностранных инвестиций по отношению к внутренним;
  • наличие внешнеторговой квоты (ВНП).

Международный рынок как форма отношений

В современном мире торговля между разными странами рассматривается как основной вид взаимодействия. Проблемам внешнего рынка посвящено огромное количество научных трудов, суть которых состоит в поиске наиболее эффективных путей развития и стабильного функционирования глобальной экономической системы. Не остается без внимания и само ее влияние на социальное развитие общества. Однако несмотря на глобализацию рынка, основными регуляторами торговых отношений выступают субъекты мирового рынка. Они основываются на своей страны, в зависимости от которых происходит процесс взаимодействия с остальными субъектами. Выражается он в формировании союзов, создании определенных договоренностей на уровне государств.

В целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности России, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику государство осуществляет контроль за внешнеторговой деятельностью.
Внешнеторговая деятельность - это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Государственное регулирование внешней торговли осуществляется посредством:
- таможенно-тарифного регулирования;
- нетарифного регулирования;
- запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
- мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
При этом не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности заключается во введении экспортных и импортных таможенных пошлин. Регулируя размер данных пошлин, государство тем самым оказывает влияние на ввоз и вывоз товаров в экономических интересах государства. На нежелательные товары устанавливаются высокие таможенные пошлины. На нужные экономике товары, наоборот, вводится благоприятный таможенно-тарифный режим. Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений, за исключением ряда случаев. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных существенно важных товаров; ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, если необходимо сократить производство или продажу, снять с рынка временный излишек товара российского происхождения.Нетарифное регулирование включает также квотирование (установление пределов экспорта и импорта), лицензирование (выдачу разрешений). Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона.
Лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в следующих случаях:
1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
Для защиты экономических интересов российских производителей товаров могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров.
Специальные защитные меры - меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которые приводятся посредством введения импортной квоты или специальной пошлины. Они могут быть применены к товару в том случае, если импорт данного товара на таможенную территорию осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
Антидемпинговые меры - меры по противодействию демпинговому импорту, которые применяются по решению правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если импорт такого товара создает угрозу причинения или причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики. При этом товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар.
Компенсационные меры - меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики, применяемые посредством введения компенсационной пошлины. Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства, если импорт такого товара создает угрозу причинения или причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики.
В целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса правительство Российской Федерации может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. В исключительных случаях Российская Федерация может запретить экспорт отдельных видов товаров на территорию РФ. Ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами РФ. Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:
- не соответствуют стандартам и требованиям, установленным в РФ;
- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;
- запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
- имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ. Помимо указанных обстоятельств, Российская Федерация может ограничивать как экспорт, так и импорт в силу участия в международных санкциях против ряда государств.
Экспортный контроль применяется в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания.
Перечень подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами президента Российской Федерации по представлению правительства страны.
Государственная монополия может быть введена на экспорт отдельных видов товаров, имеющих особое значение для государства. Государство заинтересовано в развитии внешнеторговой деятельности. В этих целях правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции проводят мероприятия, включая необходимое их финансирование, которые содействуют развитию внешней торговли, в том числе обеспечивают:
- кредитование участников внешнеторговой деятельности;
- функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
- организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов, конференций и участие в них;
- проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Loading...Loading...