Требования национального стандарта обязательны для соблюдения. Виды национальных стандартов

В Российской Федерации на базе отечественного опыта разработана и действует Государственная система стандартизации (ГСС РФ), представляющая собой комплекс взаимосвязанных стандартов, определяющих все основные стороны практической деятельности по стандартизации в масштабах страны.

Стандарты ГСС устанавливают цели и задачи стандартизации, организационные вопросы и методику выполнения работ по стандартизации, категории и виды нормативных документов, Объекты стандартизации, порядок разработки, внедрения, обращения стандартов и корректировки, единые правила построения, изложения и оформления стандартов. Такая своеобразная форма правового регулирования вопросов стандартизации впервые появилась в СССР ещё в 1968 г.

В связи с распадом СССР в 1993 г. была принята новая редакция комплекса стандартов ГСС. Изменения и дополнения в ней по сравнению с аналогичным комплексом стандартов прошлого в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. Эти нововведения весьма важны в свете присоединения России к Кодексу ГАТТ / ВТО по стандартизации.

В комплекс стандартов ГСС РФ входят следующие основные нормативные документы (государственные стандарты):

ГОСТ Р 1.0 – 92 «Государственная система стандартизации в Российской Федерации. Основные положения»;

ГОСТ Р 1.2 – 97 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;

ГОСТ Р 1.4 – 93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

ГОСТ Р 1.5 – 93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, уложению, оформлению и содержанию стандартов»;

ГОСТ Р 1.10 – 95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них». Взамен РД 50 – 113 – 83 (на территории РФ).

Основополагающим стандартом ГСС РФ является ГОСТ Р 1.0 – 92. Именно в нём даются определения основных понятий в области стандартизации, излагаются цели и задачи стандартизации, приводятся категории стандартов и объекты стандартизации.

ГСС РФ непрерывно совершенствуется и дополняется. Основными принципами формирования и дальнейшего развития ГСС являются:

Системность;

Комплексность;

Оптимальность,

Динамизм.

Контрольные вопросы.

    Каково назначение Государственной системы стандартизации (ГСС РФ)?

    Когда в нашей стране впервые появилась ГСС?

    Для чего потребовалось в 1993 году пересмотреть ГСС?

    Какие нормативные документы ГСС Вы знаете?

    Какой из известных Вам стандартов является основополагающим?

    Какие принципы формирования ГСС являются основными?

2.3. Основные принципы стандартизации согласно гсс рф.

Организация работ по стандартизации в стране и её результаты согласно ГСС РФ должны базироваться на следующих основных принципах :

Стандартизация должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижению согласия с учётом мнения каждой из сторон по управлению многообразием продукции, её качеству, экономичности, применимости, совместимости и взаимозаменяемости, её безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также другим вопросам, представляющим взаимный интерес;

Целесообразность разработки стандарта следует оценивать с точки зрения его социальной, технической и экономической необходимости и приемлемости при применении;

Стандарты следует разрабатывать такими, чтобы они не создавали препятствий международной торговле. При разработке стандартов следует принимать во внимание проекты и учитывать принятые международные и региональные стандарты, а в некоторых случаях и национальные стандарты других стран.

При разработке стандартов необходимо обеспечивать :

Соответствие требований стандартов нормам законодательства, нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля и надзора;

Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов путём согласования требований к этим объектам и увязки сроков введения в действие нормативных документов, оптимальных требований, включаемых в разрабатываемые объекты;

В стандартах должна своевременно проводиться замена устаревших требований путём периодического обновления стандартов для обеспечения их соответствия современным достижениям науки, техники и технологии, передового отечественного и зарубежного опыта;

Следует избегать дублирования разработки стандартов на идентичные объекты стандартизации на различных уровнях управления;

Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены;

Стандарты должны быть изложены чётко и ясно для того, чтобы обеспечить однозначность понимания их требований.

Контрольные вопросы.

1.Какие основные принципы организации работ по

стандартизации Вы знаете?

2. Какие факторы должны быть обеспечены при

разработке стандартов?

Нормативный документ по стандартизации – это документ, устанавливающий правила, принципы, нормы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

Объектом стандартизации является продукция производственно-технического назначения, товары широкого потребления, технологические процессы, формы и методы организации труда и производства, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ, требования к оформлению документации, правила транспортирования и хранения продукции, бытовые услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации согласно ГСС РФ относятся стандарты, технические регламенты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, а также нормы, правила и рекомендации по стандартизации. С определённой оговоркой к нормативным документам относят технические условия. Наиболее массовым нормативным документом по стандартизации является стандарт.

Стандарт согласно ГОСТ Р 1.0 – 92 – это нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, и принятый признанным органом (организацией, предприятием).

Как уже упоминалось, в зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения (принятия) документа стандарты различают по категориям:

Международный;

Региональный;

Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р);

Межгосударственный (ГОСТ);

Стандарт отрасли (ОСТ);

Стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);

Стандарт предприятия (СТП).

Международный стандарт – принимается какой-либо международной (всемирной) организацией по стандартизации, например ИСО (ISO) и МЭК (TEC). Статус стандартов, принятых ИСО и МЭК - рекомендательный , добровольный.

Региональный международный стандарт – принимается международной, межправительственной, региональной организацией по стандартизации. Например, стандарты CEN Европейского комитета по стандартам, ENSI Европейского института телекоммуникационных стандартов и т.д. Статус таких стандартов для стран, входящих в региональные организации (объединения) (например ЕС) – обязательный .

ГОСТ государственные стандарты бывшего СССР, действующие в качестве межгосударственных стандартов для стран – бывших республик, входивших в своё время в состав СССР. Применяются без переоформления по постановлениям национальных комитетов по стандартизации. По существу ГОСТ – международный стандарт регионального характера . Ещё 01.01.01 в России и странах СНГ действовали свыше 20 тыс. ГОСТ.

ГОСТ Р – стандарт Госстандарта или Госстроя России. К объектам ГОСТ Р относятся организационно-методические и общетехнические объекты, продукция, работы и услуги, имеющие межотраслевое, общенародное хозяйственное значение.

ОСТ – отраслевые стандарты, устанавливаемые на аналогичные с ГОСТ Р и ГОСТ объекты, однако имеющие сугубо отраслевое значение . ОСТ применяют предприятия и организации, подведомственные соответствующему федеральному органу исполнительной власти, утвердившему отраслевой стандарт. Отраслевые стандарты могут устанавливать ограничения ГОСТ и ГОСТ Р в части номенклатуры, типоразмеров, требований, не снижая при этом качественных и эксплуатационных показателей, установленных государственными стандартами. Такие стандарты называют ограничительными . Фонд ограничительных стандартов составляет около 40 тысяч наименований.

СТО – стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Объектами СТО являются новые оригинальные виды продукции и услуг, методы испытаний, технологии, новые принципы организации и управления производством и т.д.

СТП – стандарты предприятий, организаций. Разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектом стандартизации на предприятии могут быть детали, узлы и агрегаты разрабатываемых изделий, нормы и правила в области организации и управления производством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчёта, технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастка и инструмент. СТП могут устанавливать ограничения ГОСТ. ГОСТ Р, ОСТ без ухудшения качества показателей качества соответствующей продукции или услуги.

Относительно новым для российской стандартизации является введение в перечень нормативных документов технического регламента .

К нормативным документам относятся также:

- Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ). ОКТЭИ – это систематизированные своды классификационных группировок определённых объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Используются для продукции, услуг, документации и другие элементы общегосударственного хозяйственного применения.

Примерами ОКТЭИ могут служить:

Общероссийский классификатор продукции – ОКП;

Общероссийский классификатор предприятий и организаций – ОКПО;

Общероссийский классификатор управленческой документации – ОКУД и т.д, - свыше 30 наименований.

- Правила по стандартизации (ПР) – нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России. ПР разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному надзору и контролю за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов.

Если ПР прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.

- Норма – нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства.

- Технические условия (ТУ) – документ, разрабатываемый предприятием или организацией в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектами ТУ могут быть пробная или разовая продукция, произведения художественных промыслов и т.п.

В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время ТУ можно рассматривать как нормативные документы , если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. ТУ разрабатываются в соответствии с ГОСТ 2.114 – 95. Фонд ТУ насчитывает около 150 тысяч наименований.

Контрольные вопросы.

    Дайте определение нормативного документа по стандартизации.

    Каковы объекты стандартизации?

    Какие нормативные документы по ГСС РФ Вы знаете?

    Дайте определение стандарта.

    Каков статус международных стандартов?

    Каков статус региональных международных стандартов?

    Каково современное положение ГОСТ СССР?

    Как применяются ОСТы?

    Какие стандарты называют ограничительными?

    Каково назначение СТО?

    Кто разрабатывает СТП? Каково их назначение?

    Что такое технические регламенты, их назначение?

    Что такое ОКТЭИ, назначение?

    Приведите примеры ОКТЭИ.

    Является ли обязательным выполнение требований Правил по стандартизации (ПР)?

    К каким видам документов относятся ТУ?

      Виды стандартов, применяемых в Российской

Федерации.

Понятие «вид стандарта » определяет содержание стандарта в зависимости от его назначения (специфики объекта стандартизации). Государственная система стандартизации устанавливает следующие виды стандартов:

Основополагающие стандарты;

Стандарты на продукцию и услуги;

Стандарты на работу (процессы);

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатываются в целях обеспечения взаимопонимания, единства подходов и взаимосвязи деятельности науки, техники и производства. Основополагающие стандарты устанавливают также принципы, требования, правила и нормы, которые рассматриваются в качестве общих и должны содействовать решению общих целей как для науки, так и для производства.

Примером основополагающего стандарта может быть государственный стандарт, определяющий общие положения в комплексе стандартов государственной системы стандартизации, ГОСТ Р 1.0 -92 «Государственная система стандартизации. Основные положения».

Основополагающие стандарты могут устанавливать научно-техническую терминологию, терминологию по технической эстетике, эргономике, требования и нормы по техническому обеспечению технологических процессов (предпочтительные числа, классы точности и т.д.)

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуг), либо к группам однородной продукции. Применяются две разновидности этого вида стандартов:

Стандарты общих технических условий , которые содержат общие требования к группам однородной продукции (услуг);

Стандарты технических условий , содержащие требования к конкретной продукции (услуге). По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований, стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты общих технических условий в общем случае включают следующие разделы: классификацию, основные параметры, общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требованиям безопасности, требования охраны окружающей среды, правила приёмки продукции, методы контроля транспортирования и хранения.

Стандарты технических условий устанавливают требования к конкретной продукции, касающиеся производства, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Эти требования не должны противоречить стандарту общих технических условий. Стандарт технических условий содержит дополнительные требования к объекту стандартизации: указание о товарном знаке, знаке соответствия, если изделие сертифицировано, и т.д.

Стандарты на работу (процессы) устанавливают к конкретным видам работ при разработке, производстве, эксплуатации, хранении, транспортировке, ремонте, утилизации в целях оптимизации решений. Стандарты на работы должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды при проведении работ.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) предназначены для обеспечения всесторонней проверки всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть точными, объективными и обеспечивать воспроизводимые и сопоставимые результаты.

Контрольные вопросы.

1. Перечислите виды стандартов.

2. Каково назначение основополагающих стандартов?

3. Какие разновидности стандартов на продукцию Вы знаете?

4. Какие разделы содержат стандарты общих технических условий?

    Чем отличаются стандарты технических условий от стандартов общих технических условий?

    Что такое стандарты на работы?

    Для чего предназначены стандарты на методы контроля?

      Состав и обязательность требований нормативных документов.

Нормативные документы могут содержать обязательные требования, подлежащие безусловному исполнению в соответствии с законодательством РФ и добровольные (альтернативные) требования и положения.

При разработке новых изделий, технологических процессов, при сертификации продукции и работ наиболее широкое использование в качестве ссылочных нормативных документов по стандартизации находят государственные стандарты ГОСТ и ГОСТ Р.

В числе обязательных требований стандарты должны содержать:

Требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии;

Требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

Основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

Правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции, выполнении работ и оказании услуг, в т.ч. правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

К добровольным требованиям ГОСТ и ГОСТ Р относятся требования, характеризующие потребительские и иные свойства продукции, не оговоренные изложенными выше обязательными требованиями стандартов. Выполнение добровольных требований изготовитель (поставщик) и потребитель определяют самостоятельно при заключении договоров на разработку и поставку продукции (работ, услуг).

За несоблюдение обязательных требований стандартов юридические и физические лица, органы государственного управления согласно Закону РФ «О стандартизации» несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. Такое нарушение влечёт за собой наложение штрафа . Штраф также предусмотрен за уклонение от предъявления продукции, сведений о ней и документации органам государственного надзора.

Согласно Уголовному кодексу РФ с 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность устанавливается за обман покупателя относительно потребительских свойств или качества товара (услуг), определённых условиями договора, а также за выпуск или продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности.

Нарушение обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности выявляется службами государственного надзора и контроля, входящими в качестве самостоятельных структур в состав Госстандарта России.

Контрольные вопросы.

    Какие требования и положения содержат нормативные документы?

    Какие документы обычно используются в качестве ссылочных при разработке новых изделий?

    Какие требования обязательны для стандартов?

    Какие требования относятся к добровольным?

    Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение обязательных требований?

3.3.3. Применение национальных стандартов

Применение национального стандарта - это использование указанного нормативного документа в различных видах деятельности (например, в производстве, торговле), а также в качестве доказательной базы ТР.

Отраслевая структура фонда национальных стандартов представлена на рис. 17.

Реализация продукции (товаров) осуществляется в соответствии с договорами (поставки или розничной купли-продажи), одним из условий которых обязательно является условие о качестве. Поэтому в договор о поставке включается условие о соответствии продукции (услуг) обязательным требованиям стандартов по безопасности.

Рис. 17.

Применение национального стандарта подтверждается в соответствии со ст. 22 ФЗ о техническом регулировании знаком соответствия национальному стандарту (см. рис. 37) в порядке, определенном ГОСТ Р 1.9-2004 "Знак соответствия национальному стандарту Российской Федерации. Изображение. Порядок применения".

Знак соответствия является формой доведения до приобретателей и других заинтересованных сторон информации о соответствии конкретной продукции требованиям национальных стандартов на эту продукцию. Подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя в форме добровольной сертификации.

Применением знака соответствия национальному стандарту является маркирование им непосредственно продукции, тары, упаковки, товарно-сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, поступающей к приобретателю при реализации.

Выше отмечалось в качестве цели стандартизации содействие соблюдению требований ТР. В ФЗ о техническом регулировании (1.1) указывается, что национальный орган по стандартизации (Росстандарт) утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти (журнале "Вестник технического регулирования") перечень национальных стандартов и сводов правил, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР. Описанный способ указания на документ называется косвенной ссылкой.

Целый ряд стран СНГ (с учетом мирового опыта) в законодательных актах по техническому регулированию предусмотрели непосредственно в ТР ссылки на стандарты, своды правил. Здесь речь идет о прямых ссылках.

Подытоживая информацию о применении национальных стандартов, укажем случаи, когда применение национальных стандартов или их отдельных положений становится обязательным.

1. В переходный период требования, закрепленные в национальных стандартах на продукцию, обязательны к применению (вплоть до принятия соответствующих технических регламентов), если они установлены в целях защиты жизни или здоровья граждан; защиты имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны жизни или здоровья животных и растений. Продукция, на которую действуют обязательные требования национальных стандартов, входит в Перечень продукции, утверждаемый Правительством РФ.

2. Для всех субъектов хозяйственной деятельности, если это предусмотрено в ТР или других нормативных правовых документах (дающих ссылки на национальные стандарты).

Примером может служить перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (см. приложение 2).

3. Если национальные стандарты содержат правила и методы испытаний, необходимые для исполнения принятого ТР и осуществления оценки соответствия.

4. Для участников соглашения (контракта, договора) относительно разработки, изготовления или снабжения продукцией, если приводится ссылка на национальные стандарты (любой добровольный документ, внесенный в гражданский договор, становится обязательным для исполнения).

5. Если продукция, изготовленная по требованиям национального стандарта, поставляется для государственных нужд (согласно ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

6. Если национальные стандарты по метрологии (см. о системе 8. ГСИ в гл. 3 настоящего учебника) применяются для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования (в соответствии с ФЗ "Об обеспечении единства измерений").

В ситуациях 1, 2, 3 национальные стандарты как документы добровольного применения трансформируются в документы обязательного исполнения, поскольку выступают средствами доказательства соответствия объекта обязательным требованиям. Перечень стандартов и сводов правил, применяемых на обязательной основе, как указывалось выше, утверждается постановлением Правительства РФ.

В ситуациях 4, 5, 6 объекты национальных стандартов относятся к пограничным областям, где сфера технического регулирования пересекается с другими законодательно регулируемыми сферами.

К сожалению, в ФЗ о техническом регулировании не предусмотрен обязательный статус определенных видов национальных стандартов. В практике технического регулирования любой страны существуют области, в которых отсутствует альтернатива относительно выбора стандарта. Дело в том, что вторжение в отечественную практику нормирования иностранных стандартов со своими техническими нормами нарушает суверенитет России: согласно ст. 71 Конституции стандарты относятся к предметам федерального ведения.

Это, прежде всего, основополагающие стандарты в системе ГОСТ Р 1 "Стандартизация в Российской Федерации".

Обязательный статус должны приобрести общетехнические стандарты на информацию (например, на маркировку продукции), поскольку они направлены на достижение такой цели технического регулирования, как предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Научно-техническая общественность возлагает большие надежды на принятие ФЗ о стандартизации, который установит обязательный статус перечисленных выше комплексов национальных стандартов.

В связи с принципом безальтернативности такая категория ДС, как рекомендации могут стать но статусу обязательным документом. Речь идет, например о рекомендациях (4.11, 4.12) по заполнению форм сертификата соответствия и форм декларации о соответствии требованиям технических регламентов.

3.3.4. Информация о национальных стандартах и технических регламентах

Информация о документах по стандартизации. Национальные стандарты, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальное опубликование в установленном порядке указанных документов осуществляется национальным органом по стандартизации. Правительство РФ в соответствии со ст. 44 ФЗ о техническом регулировании в постановлении от 15.08.2003 № 500 утвердило Положение о Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и Единой информационной системе по техническому регулированию.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Этот Фонд составляют технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран. Указанный Фонд является государственным информационным ресурсом. Порядок создания и ведения данного Фонда, правила пользования им устанавливаются Правительством РФ.

В Российской Федерации в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, создается и функционирует Единая информационная система, пред -назначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения тайны (государственной, служебной или коммерческой) такой доступ должен быть ограничен.

Поскольку национальные стандарты и общероссийские классификаторы принимаются федеральным органом исполнительной власти - Госстандартом, то они являются официальными документами". Исключительное право опубликования национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ) принадлежит агентству Госстандарт как органу, принимающему эти документы.

При нарушении этого запрета Госстандарт вправе взыскать с виновной стороны убытки в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Информацию о действующих национальных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели "Национальные стандарты Российской Федерации".

Вид стандарта - характеристика, определяющаяся его содержа­нием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 – 2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения» установил следующие основные виды стандартов:

Стандарты основополагающие;

Стандарты на продукцию;

Стандарты на услуги;

Стандарты на процессы (работы);

Стандарты на методы контроля;

Стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую об­ласть распространения и/или содержащий общие положения для опре­деленной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стан­дартов и иных нормативных или технических документов.

В приведенном определении основополагающего стандарта заложе­ны широкий и узкий смысл. Основополагающий стандарт в широком смысле включает следующие объекты межотраслевого значения: систе­му «Стандартизация в РФ», систему «Единая систе­ма конструкторской документации», единицы измерения, термины меж­отраслевого значения (управление качеством, надежность продукции, упаковка) и пр.

Основополагающий стандарт в узком смысле - системообразующий стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов кон­кретной системы, например: ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения»; ГОСТ Р 50779.0-95 «Ста­тистические методы. Основные положения»; СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

Существует два подвида стандартов - организационно-методичес­кие и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехни­ческих объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техни­ческое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; раз­работка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической до­кументации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты уста­навливают общие организационно-технические положения по проведе­нию работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утвер­ждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, тех­нике, производстве; условные обозначения различных объектов стан­дартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.


Стандарт на продукцию - стандарт, устанавливающий требова­ния, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначе­нию.

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стан­дартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт техни­ческих условий. В первом случае стандарт содержит общие требова­ния к группам однородной продукции, во втором - к. конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следую­щие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упа­ковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты пра­вил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продук­ции (услуги) - разработка, изготовление, хранение, транспортирова­ние, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического един­ства и оптимальности.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 - 86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 - 79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества про­дукции (услуг) - управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Речь идет о стандартах по системам менедж­мента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обес­печивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к ка­честву продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы кон­троля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности изме­рений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стан­дартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Отсутствие сведений о погрешности может привести к ошибочным заключениям о годности испытываемой продукции. Например, в ГОСТе на водку установлено предельно допустимое значение альдеги­дов, равное 8,0 мг/дм 3 . Допустим, при испытании партии было получе­но 7,0 мг/дм 3 . Если не принимать во внимание погрешность результата измерения (она не нормирована в стандарте), то можно сделать вывод о годности водки по данному показателю. Но, по мнению специалистов, погрешность измерения может достигать 25-30%. Следовательно, дей­ствительное значение концентрации альдегидов лежит в интервале от 5 до 9 мг/дм 3 . Таким образом, имеется значительная вероятность того, что решение о годности водки окажется ошибочным и потребителю поступит продукт, наносящий вред из-за повышенной концентрации аль­дегидов.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведе­ния испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) прави­ла оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию про­дукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТы по идентификации ряда групп пищевой продукции - молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр.

Стандарты могут быть узкого назначения - проверка одного пока­зателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения - проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость раз­работки стандартов смешанного вида - стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопаснос­ти к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, гру­зовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назна­чению.

Стандарт на термины и определения - стандарт, устанавливаю­щий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации - обеспечение взаимопонимания между всеми сторо­нами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Разработка национальных стандартов (НС)

Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется согласно ФЗ «О техническом регулировании» по следующей общей схеме:

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов.

Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте и положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.

3. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта

По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который основе представленных ТК документов принимает решение.

Уведомление об утверждении НС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения НС.

4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публику­ет в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в РФ. Прави­ла разработки. Утверждения. Обновления и отмены».

Правила обозначения стандартов. Обозначение стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта.

Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехни­ческих или организационно-методических стандартов, то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.

Нормативные документы по стандартизации в РФ установлены Законом РФ «О стандартизации» . К ним относятся: Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) ; применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. До настоящего времени действуют еще и стандарты бывшего СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются также ПР – правила по стандартизации, Р – рекомендации по стандартизации и ТУ – технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обязательной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации.

Рассмотрим содержание российских нормативных документов.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России , а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов – Госстрой России .

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

К обязательным относятся:

– безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы;

– техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;

– единство методов контроля и единство маркировки .

Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара – основной аспект сертификации соответствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.) .

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности; допустимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования; действие вещества на человека и т.п.

Стандарты указывают все виды и нормы допустимой опасности касательно конкретного продукта или группы однородной продукции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требованиям государственных стандартов.

Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполнителя услуг. К таким требованиям относятся основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта; правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации; правила оформления технической документации, метрологические правила и нормы и т.п.

По правилам и процедурам обязательной сертификации соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям может подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

В некоторых случаях, если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров, в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования , которые опережают возможности традиционных технологий. Это, с одной стороны, не противоречит изложенному выше положению о предварительных стандартах, а с другой – служит стимулом для внедрения новых, передовых технологических процессов на отечественных предприятиях.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р .

Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, крепежные детали и т.п.); правила метрологического обеспечения в отрасли. Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт. На добровольной основе возможно использование этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности иного подчинения. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Стандарты предприятия разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых – главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой продукции. Стандарты предприятий могут содержать требования к различного рода услугам внутреннего характера.

Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать стандартизацию на предприятии для освоения данным конкретным предприятием государственных, международных, региональных стандартов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфабрикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предприятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности – участников такого договора.

Стандарты общественных объединений (научно-технических, инженерных обществ и др.). Эти нормативные документы разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы испытаний, а также нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Через свои стандарты общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространения перспективных, заслуживающих внимания результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Для субъектов хозяйственной деятельности стандарты общественных объединений служат важным источником информации о передовых достижениях и, по решению самого предприятия, принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке стандартов предприятия.

Как стандарты предприятий, так и стандарты общественных объединений не должны противоречить российскому законодательству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласованы с органами государственного надзора. Ответственность за это несут принявшие их субъекты хозяйственной деятельности.

Правила по стандартизации (ПР ) и рекомендации по стандартизации (Р )по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера. ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Проект этих документов обсуждается с заинтересованными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

Технические условия (ТУ ) разрабатываются предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также художественные произведения и т.п. Процедура принятия ТУ для других нормативных документов отличается от описанной выше.

В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. Особенность процедуры согласования ТУ состоит в том, что во время приемки новой продукции, выпущенной в соответствии с их требованиями, происходит их окончательное согласование с приемочной комиссией. Но чтобы представить ТУ приемочной комиссии во время приемки, требуется предварительная рассылка проекта технических условий и дополняющей их документации тем организациям, представители которых будут участвовать в приемке продукции. ТУ считаются окончательно согласованными, если подписан акт приемки опытной партии (или опытного образца). Этим же решается вопрос о возможности производства промышленной партии продукции. В тех случаях, когда предприятие принимает решение о производстве продукции без приемочной комиссии, ТУ обязательно согласуются с заказчиком.

Не подлежат согласованию и в том и в другом варианте те требования и нормы ТУ , которые относятся к обязательным. В таком случае в технических условиях приводится ссылка на соответствующий государственный стандарт. Правила согласования ТУ предоставляют их разработчику самому решать вопрос о согласовании с заказчиком, если этот документ был создан в инициативном порядке.

Принимает ТУ их разработчик (руководитель или заместитель руководителя организации) без указания срока действия за исключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик (потребитель) продукции.

Loading...Loading...