Какие параметры контролирует бортовой тахограф. Как пользоваться тахографом: пошаговая инструкция

Сейчас, наверное, нет ни одного грузового автомобиля, который бы не укомплектовывался тахографом. Данный элемент являет собой контролирующее устройство, функция которого - запись параметров движения грузовика, а также режимов отдыха и труда водителя. Вся информация хранится в самом устройстве либо на специализированной карте. Многих начинающих водителей беспокоит вопрос о том, как правильно пользоваться тахографом. Сегодня мы постараемся найти на него ответ.

О карте водителя

Прежде чем рассказать, как пользоваться тахографом, пару слов о карте водителя. Она представляет собой чип с фотографией владельца, а также информацией о его дате рождения, месте жительства, Ф.И.О. и т. д. Карта водителя непосредственно взаимодействует с контролирующим устройством. Перед тем как пользоваться цифровым тахографом, нужно иметь годный чип. Срок его получения - две недели (максимум - один месяц). Для этого водителю нужно предоставить следующие документы:

  • Паспорт.
  • СНИЛС (Страховой номер).
  • Водительское удостоверение.

Стоимость изготовления данного чипа в России составляет от четырехсот до полутора тысяч рублей. Вместе с ним выдается индивидуальный ПИН-код.

Как пользоваться тахографом? Пошаговая инструкция

В начале рабочей смены водитель устанавливает в устройство индивидуальную карту. Она вставляется в первый слот. Карта водителя должна быть повернута чипом вверх. После того как она вошла в устройство, требуется ввести ПИН-код. Важно помнить эти цифры наизусть либо иметь записку. В противном случае при неверно введённом пароле карта заблокируется. Устройство предложит ввести PUK-код. Он идет в комплекте с вашей картой.

Отметим, что чип водителя имеет определенный срок службы (3 года). По его истечении требуется получить новую карту. В противном случае за езду с просроченным чипом полагается штраф.

Когда карта установится в разъем, на экране цифрового тахографа будет отображаться ФИО ее владельца, то есть водителя. Если на экране ничего не отображается, вероятно, чип вставлен не до конца. Проверьте правильность установки - карта должна входить с характерным щелчком.

  • Режим отдыха.
  • Режим работы.

После ввода данных водитель может продолжать движение. В это время устройство автоматически перейдет в режим вождения. На пиктограмме тахографа отобразится иконка руля. После остановки необходимо проверить текущий режим на цифровом дисплее.

При выключении зажигания цифровой тахограф автоматически переходит в режим отдыха. Можно его переключить вручную. Для этого требуется нажать соответствующую кнопку (на тахографах она бывает разного типа). По окончании смены требуется вынуть карту из записывающего устройства.

Обратите внимание

Карта водителя не должна находиться вблизи электромагнитного излучения. Оно негативно влияет на чип. Также случается, что тахограф не читает или «выплевывает» карточку обратно. В таком случае требуется отремонтировать устройство в ближайшем сервисе. По закону, водитель имеет право ездить без карты на протяжении семи дней (если автомобиль находится в рейсе). При этом водитель обязан вносить данные на ленту тахографа вручную, подтверждая действия личной подписью.

Как производить печать?

Иногда требуется вывести нужную информацию с устройства. Как пользоваться тахографом в данном случае? При работе устройства используется термобумага. Чтобы вывести данные, выполняется вход в головное меню устройства. Далее выбирают нужное действие (Печать).

Данный режим находится в начале главного меню. Отметим, что печать можно вывести по карте водителя либо по самому автомобилю. В чем разница? Она заключается в объеме содержащей информации. Так, если выбрать печать данных по автомобилю, будут показаны все действия, связанные с грузовиком на протяжении определенного периода времени. Если вы выбираете печать по карте, на бумаге будет отображена только информация по действиям конкретного водителя. Основные запрашиваемые параметры:

  • Техническая информация о ТС.
  • Соблюдение режимов труда и отдыха.
  • График скорости транспортного средства.
  • Вождение без вставленной карты.
  • Тахограмма.
  • Превышение времени вождения.

Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней.

Типы термобумаги

Существует несколько ее разновидностей:

  • Российского типа. Не имеет общих требований и устанавливается заводом-производителем.
  • Европейского типа. Отличается общей стандартизацией и имеет определённые требования (стойкость к влажности, высвечиванию и температуре).

Обязательным условием для обеспечения правильной работы контролирующего устройства является наличие термобумаги в самом тахографе и двух запасных рулонов в кабине грузовика. Водитель должен уметь правильно распечатывать данные и управлять работой тахографа. Проверка данных осуществляется транспортными службами, которые могут выписать штраф за несоблюдение режимов.

Если у вас предприятие

Частные организации обязаны следить за качеством работы самописцев, производить их калибровку, ремонт и техническое обслуживание. Контроль за соблюдением режимов движения и отдыха производится предприятием раз в 1-2 месяца. Так, выгрузка данных из карты водителя осуществляется не реже, чем раз в 28 дней. Что касается самих тахографов, с них данные выгружаются раз в один год. Полученная информация должна храниться в базе данных на протяжении 365 дней и быть доступной для проверки. Срок действия сертификатов карт предприятия - три года. До истечения этого времени организация должна получить новые чипы для водителей. Сам блок тахографа подлежит регулярному техническому обслуживанию. ТО должно производиться не реже, чем раз в 2 года. При выявлении неисправности блок ремонтируется или списывается. В последнем случае предприятие должно записать всю сохраненную в блоке информацию. Информация не должна удаляться на протяжении одного года. Данные про утилизацию устройства организация направляет в ФБУ «Росавтотранс».

Можно ли пользоваться водителю тахографом без карты? Езда без сертифицированного чипа приравнивается к неисправности блока. При проверке транспортная служба или сотрудник ГАИ имеет полное право выписать штраф. Его сумма составляет от 1 до 3 тысяч рублей.

Тахограф и скоростной режим

Многие водители, особенно на легковых автомобилях, не всегда придерживаются правил. Тахограф - это устройство, записывающее не только количество и время остановок, но и скорость движения автомобиля. Так, любое превышение будет видно на распечатке. Сотрудник ГАИ имеет право оштрафовать вас за несоблюдение скоростного режима. Кстати, на европейских грузовиках с завода устанавливают ограничитель (85 километров в час).

Это исключает возможность намеренного превышения скорости водителем. Перед тем как пользоваться тахографом, учитывайте и этот момент. Все попытки обмануть устройство будут тщетными.

Заключение

Итак, мы выяснили, как пользоваться тахографом с картой водителя. По закону, данный элемент устанавливается на все грузовые автомобили, за исключением малотоннажных. Ездить без чипа водителю запрещается. Поэтому нужно знать, как пользоваться картой тахографа и как правильно распечатывать нужную информацию. Надеемся, данная статья помогла вам в решении данного вопроса.

На многочисленных автолюбительских форумах и подобного рода ресурсах все чаще всплывает название такого неизвестного прибора, как тахограф. Что это такое, какие функции выполняет устройство и зачем его устанавливать, можно узнать, ознакомившись с соответствующей документацией.

Тахограф - что это? Краткие сведения о приборе

Что нужно знать в первую очередь? Прежде всего стоит ответить на вопрос: тахограф автомобильный - что это такое? Что делает этот прибор, и зачем он нужен, если есть штатный спидометр?

Тахограф - это контрольное бортовое измерительное устройство, обеспечивающее выполнение требований, регламентируемых ЕСТР (Европейским соглашением, которое упорядочивает работу транспортных средств).

Прибор предназначен для непрерывной индикации и одновременной регистрации таких показателей, как время, скорость движения авто, километраж пробега, распорядок работы (периоды отдыха и труда) водителей.

Кратким ответом на вопрос про тахограф: что это, - будет сравнение прибора с так называемым черным ящиком в самолетах. Более точные сведения можно получить при детальном рассмотрении функций и характеристик устройства.

Что дает установка тахографа?

Установить тахограф не проблема. В зависимости от типоразмеров устройство может размещаться в гнезде под спидометр или автомагнитолу.

Ежедневная запись информации может послужить для следующих целей:

  • Точная регистрация километража пробега и скорости. Не секрет, что при подсчете величин стандартные спидометры опираются на свою программу, которая далеко не всегда отвечает точным значениям. При расчетах во внимание принимается эффективная окружность колеса (сколько оно проходит за полный оборот), что дает возможность довольно точно определить, сколько поворотов осуществляется за каждый километр пути. Штатный спидометр осуществляет расчеты несколько иначе, и конечный результат может существенно отличаться.
  • Разрешение спорных ситуаций. Не просто так неопровержимым доказательством является информация, за которую отвечает блок СКЗИ тахографа. Что это такое? Зашифрованные данные, которые невозможно фальсифицировать. Информация поможет доказать водителю свою правоту сотрудникам дорожных патрулей и отстоять интересы в случае ДТП.
  • Ведение бухгалтерской отчетности. Данные, получаемые с тахокарт или электронного тахографа, дают четкие сведения о работе персонала. Можно до минуты вычислить время работы и отдыха водителя, что помогает при оценке эффективности труда персонала или для начисления заработанных средств на предприятии.
  • Организация работы предприятия. Поскольку данные, предоставляемые тахографом, невозможно фальсифицировать, некоторые аспекты деятельности предприятий можно четко структурировать. Так, требования к техническому обслуживанию средств передвижения свидетельствуют, что осмотр должен проходить не реже, чем через каждые 10 тыс. км. Показатели тахографа никак нельзя «намотать» или другим способом сдвинуть периодичность проверок.


  • Гарантии безопасности. В одном из пунктов ЕСТР идет речь о том, что каждый из водителей должен возить с собой тахокарты за последние 28 дней. При помощи прибора можно зафиксировать любые передвижения автотранспорта, что существенно снижает риск возникновения непредвиденных ситуаций или же помогает досконально в них разобраться.
  • Реализация дополнительных функций. Спрашивая: "Тахограф - что это?" - в первую очередь водители хотят узнать о практическом применении устройства. Кроме своих прямых функций, прибор можно использовать в качестве ограничителя скорости или для включения/переключения режимов аппаратуры на заданных скоростях.

Выбор модели тахографа

Не каждый цифровой прибор, не говоря уже об аналоговых (стрелочных), подходит под четкие стандарты, выдвигаемые к устройствам в рамках проекта ЕСТР.

Надлежащие сертификаты получили немногочисленные производители, среди которых и европейские разработчики, и отечественные предприятия:

  • торговая марка VDO и фирма Continental Automotive GmbH;
  • продукция компании Stoneridge Electronics;
  • передовые новинки EFKON AG;
  • точные приборы ACTIA;
  • технологии "Инкотекс" (модель "Меркурий ТА-001" и выше);
  • приборы "ШТРИХ" SM 10042.00.00-13 и SM 100.42.00.00.14;
  • КЗТА (тахограф "КАСБИ DT-20M");
  • ЗАО "Измеритель-Авто" (тахограф "ТЦА-02НК");
  • компания "АТОЛ" (тахограф Drive 5);
  • ООО "ИНТЕЛЛИК РУС" (тахограф "EFAS V2 RUS).

Прежде чем определиться с тем, какой тахограф установить, нелишним будет ознакомиться с реестром ФБУ «Росавтотранс». Там можно найти полный список моделей оборудования, разрешенных к применению на территории России.

В каких случаях необходимо ставить тахографы?

В первую очередь устанавливать приборы следует на авто компаний, занимающихся различными видами коммерческих перевозок. Существует целый список транспортных средств, в приборную панель которых необходимо монтировать тахографы. Законы предписывают устанавливать устройства на автобусы и другие виды транспорта, исходя из количества посадочных мест, максимального веса и типа транспортируемого содержимого.


Нужно ли ставить тахограф или нет, можно понять по следующим критериям:

  • Количество пассажирских мест. Если количество мест без учета водительского больше восьми, то без установки устройства не обойтись. К данной классификации транспортных средств относятся любые авто категорий М2 и М3.
  • Тоннаж транспортного средства. Установка устройства считается обязательной для любых транспортных средств с весом более 3,5 т. К данной классификации могут быть причислены любые авто категорий N2 и N3.
  • При перевозке (взрывчатых или активных химических соединений).

Данные условия справедливы лишь для коммерческих перевозок, на которые следует устанавливать тахографы. Правила имеют множество пунктов и исключений, и чтобы убедиться наверняка, следует их внимательно перечитать.

В каких случаях следует опасаться штрафов?

Основной нормативный документ, на который следует опираться в данном случае, - Федеральный закон № 196 с последующими изменениями. В нем идет речь о безопасности движения на дорогах, расписывается методологическая база, позволяющая достичь оптимальных показателей.

С 1 апреля 2013 года юридические лица и несут ответственность не только в случае отсутствия оборудования, но также при несоответствии его существующим стандартам. Например, штраф предусмотрен при выявлении неисправности, просроченного технического обслуживания или из-за несоблюдения водителем режима работы и отдыха (трудодень - не более 8 часов, непрерывная езда - не больше 4 часов).

При этом штрафы для водителей и руководства существенно различаются. Если в первом случае речь идет о 1-3 тыс. руб., то во втором штрафы значительно больше - 5-10 тыс. руб.

Не стоит забывать также о перечне неисправностей, за которые грозит материальное наказание. За сломанный тахограф можно поплатиться не только снятием с гос. номера транспортного средства, но и помещением автомобиля на штрафную стоянку (в случае транспортировки особо опасных веществ).

Обслуживание и настройка цифровых тахографов

После того как вопрос "Тахограф - что это?" рассмотрен нами со всех сторон, эксплуатация прибора не начинает казаться менее сложной. Даже сама установка устройства становится практически нерешаемой задачей для автовладельцев.


В случае любого сложного ремонта транспортного средства необходимо осуществлять дополнительную проверку точности показаний контрольного устройства. Поверки имеют определенную периодичность, но могут осуществляться при любом подозрении на неисправность аппаратуры.

На многочисленных форумах довольно часто задается ещё один вопрос: калибровка тахографа - что это такое? Нелишним будет выяснить также, для чего нужна данная процедура и из каких этапов она состоит.

Причины настройки приборов

Тарировка тахографов, которая иногда называется калибровкой, а иногда юстировкой, поверкой или проверкой, выполняется не только после их непосредственной установки. Основная задача данной процедуры - сделать показания устройства максимально точными. При этом необходимо не только учесть всевозможные погрешности, но и взять поправку на многочисленные факторы, вызывающие отклонения (особенности монтажа, внешние причины).

При этом прибор должен максимально точно регистрировать показатели конкретного транспортного средства, а значит, нужно провести синхронизацию и подстройку параметров.

Случаи, в которых поверка необходима

Тарировка тахографов необходима в нескольких случаях. При несвоевременном проведении обследований прибор может демонстрировать неверные показатели, а возможные отклонения от нормы будут постепенно усугубляться.


Контрольное устройство необходимо проверять в следующих случаях:

  • После первоначальной установки. Данная процедура проводится после получения оборудованием регистрационного номера. Она дает возможность убедиться в работоспособности устройства и точности получаемых показателей.
  • После повторной установки. Если прибор был перенесен с одного автомобиля на другой, необходимо подстроить его под конструкционные особенности нового авто.
  • В случае замены конкретного транспортного средства. В данном случае процедура носит, скорее, формальный характер.
  • После ремонта самого тахографа, мест соединений или монтажа новых датчиков. Поверка даст возможность убедиться, что записываемые показания соответствуют действительности.
  • При отсутствии специальных пломб и бирок. Пломбировка дает возможность обезопасить все узлы, участвующие в манипуляции данными, а бирка несет сведения о показателях прибора. Без этих данных устройство нельзя считать максимально эффективным.
  • При изменении величины коэффициента автотранспорта. Данное значение отвечает за величину выходного сигнала между элементами транспортного средства и контролирующим устройством.
  • В случае изменения эффективной длины окружности колеса или при замене шин. Процедура необходима для точного расчета километража и скорости транспорта.
  • Если точное время спешит или отстает на 20 минут и более.
  • По истечении двух лет после прошлой проверки.


Своевременные проверки оборудования дают возможность обеспечить безопасность водителя на дороге, в ином случае повышается не только риск возникновения непредвиденных ситуаций, но и возможность материальных взысканий.

Краткие итоги

Можно попытаться ответить на вопрос: тахограф автомобильный - что это такое, с нескольких сторон. Прибор должен быть установлен на коммерческих транспортных средствах крупных габаритов.

Устройство дает возможность обеспечить должный уровень безопасности, во что не сложно поверить, учитывая, как сложно (практически невозможно) исказить регистрируемые тахографом показатели.

Контраст можно прочувствовать сильнее, если сравнить современную цифровую аппаратуру с несколько устаревшей аналоговой.

Правда, владельцам стрелочных устройств придется (если ещё не пришлось) сменить ненадежные устройства.

Специалисты утверждают, что контроль скорости и пробега - вовсе не основная функция устройства. Особое значение уделяется возможности тахографов контролировать распорядок водителей.

В связи с этим некоторые байки дальнобойщиков могут остаться далеко в прошлом - никаких засыпаний за рулем и выездов на встречку просто не может быть под чутким надзором прибора.

Остается только надеяться, что правила, регламентирующие работу с данным типом оборудования, станут более гибкими. Уж слишком строго там прописан каждый пункт, начиная с выбора моделей и производителей. Прочитав НД, можно полноценно ответить на вопрос, тахограф - что это такое (фото устройств можно увидеть в данной статье).

Первое января 2018 года для многих владельцев транспортных компаний наступило внезапно, причем летом. А именно - 1 июля 2016 года. С декабря 2015 года вступил в силу новый приказ Минтранса № 348 о вступлении в силу приказа №273. Вся эта канитель готовилась долго, но по каким-то причинам Минтранс все же решил перевести все грузовые автомобили и коммерческий пассажирский транспорт с аналоговых тахографов на цифровые. В декабре еще были надежды на то, что обязательное использование электронных тахографов вступит в силу с 2018 года, но в начале 2016-го все надежды рухнули. Те, кто не успел перевести автопарк на устройства нового типа будут иметь серьезные неприятности, убытки и штрафы, а эксперты поговаривают о том, что именно с первого июля применение тахографов в России, в частности, изменения 2016 года, приведут к росту цен на грузовые перевозки. Также они не исключают, что клиенты и партнеры будут испытывать трудности со срочными заказами. И все из-за этой маленькой коробки, которая называется тахограф.

Тахографы на грузовые автомобили: зачем это нужно

Тахограф - это бортовой самописец, который работает и днем, и ночью, без праздников и выходных. Он ежесекундно фиксирует всю информацию о скоростном режиме, времени в пути, маршруте и главное, в его задачу входит фиксация времени, проведенного водителем за рулем и времени, потраченного на отдых. Водительский организм не железный и он может нормально функционировать только определенное время, после чего ему нужен отдых. Тахограф четко фиксирует количество часов, которые водитель потратил на работу и на отдых. Пресечь нарушения устройство пока не может, но доложить куда положено тахограф обязан. В случае нарушения водителем скоростного режима или режима работы, работник будет наказан либо органами дорожного надзора, либо в своей организации. А она обязана контролировать данные тахографа после каждого рейса.

Изначально тахографы были аналоговыми и снимали всю информацию, необходимую для составления полной информации о рейсе, с аналоговых датчиков. Носителем информации в таких устройствах был картонный диск, тахошайба, которую готовил к рейсу и заполнял сам водитель. Точность выходной информации с таких приборов была посредственной, да и после ДТП считывание данных было зачастую невозможным - устройство могло повредиться. К тому же за длительный срок использования таких приборов водители научились запросто изменять показания, поскольку дату и время они проставляли сами. В Европе аналоговые тахографы запрещены еще с 2006 года. С этого же периода все новые грузовики, выпущенные в ЕС, стали оборудовать цифровыми тахографами, которые соответствуют европейским нормам учета данных.


Тахография в России. Начало

Европа еще в 70-е годы забила тревогу, поскольку количество ДТП с участием водителей грузовиков стало критическим. Были необходимы методы контроля режима работы водителя, а аналоговый тахограф стал как раз подходящим инструментом. Штрафы за нарушение режима работы и отдыха в Европе до сих пор сумасшедшие. К примеру, с водителя могут запросто снять до 2 тысяч евро, а с хозяина предприятия в четыре раза больше в том случае, если водитель нарушил режим работы, превысил скоростной режим или проехал более 1 тыс. км без остановки на шестичасовой отдых. В результате количество смертей в ДТП снизилось на 56%, а количество аварий сократилось на 23%.

В РФ об этом задумались несколько позже, только в 2014-м, а с апреля 2015 года установка тахографа на грузовики и автобусы стала обязательной. Закон вступил в силу совершенно неожиданно для многих, поскольку инфраструктура была абсолютно не готова к такому нововведению. Как результат, только в 2015 году было выписано более 300 тысяч штрафов и оформлено протоколов за отсутствие устройства на борту, а 10 тысяч водителей получили штраф за несоблюдение режима отдыха. Причем меры наказания только ужесточаются, поскольку перевозчики массово игнорируют приказ Минтранса. Несмотря на то что были внесены поправки в Федеральный закон о правилах безопасности движения, который должен был заработать с января 2016 года, ситуация изменяется вяло. Если присмотреться к этому закону, становится понятно, что несмотря на вид собственности, требования к автобусам и грузовикам стали еще жестче. Минимальный штраф за нарушение режима отдыха теперь составляет от 3 до 5 тысяч для водителя, а для хозяина предприятия - от 10 тысяч рублей.


Закон пытается приучить к тахографам не только кнутом, но и пряником. Есть мнение, что водитель может иметь определенную выгоду от наличия устройства на борту.

С 2017 года показания тахографа будут рассматриваться в суде, как доказательная база в спорных ситуациях, когда водителю, к примеру, инкриминируют превышение скорости.

С другой стороны, водитель, который мог уснуть за рулем и совершить трагическую ошибку по этой причине, ничего не сможет доказать, если тахограф покажет несоответствие время работы и время для отдыха применительно к конкретному ДТП. Не отдыхал шесть часов подряд, значит, мог запросто уснуть за рулем. В то же время, когда у водителя на руках есть информация о том, что он вовремя отдыхал и не превышал допустимое рабочее время, он свободно сможет это доказать.

Что такое цифровой тахограф и какая на него цена

Если аналоговый прибор представлял собой примитивный самописец с картонным диском, все это находилось под опломбированным спидометром, то современный прибор представляет собой стандартное по размерам 1-диновое устройство, напоминающее автомагнитолу 90-х годов. На лицевой панели находится монохромный дисплей и несколько кнопок для управления, устройство вывода информации и считывающее устройство, которое идентифицирует водителя по его личной тахо-карте. Конструкцией предусмотрена установка GPRS-модема для того, чтобы информация могла передаваться на контрольный сервер с возможностью хранения в течение нескольких лет. Тахограф также содержит датчик движения и специальный криптографический модуль СКЗИ (по внутреннему стандарту РФ) или модуль ЕСТР (по стандарту ЕС).

Модуль СКЗИ необходим только для работы в пределах РФ, а для международных перевозок используется исключительно криптограф европейского образца. Эта штука нужна для кодирования данных и она делает практически невозможным внесение каких-либо изменений в записанную информацию. Конечно, если есть большое желание, умение и оборудование, то с записанной информацией можно проводить любые манипуляции, но для большинства пользователей это либо слишком дорого, либо просто не имеет смысла. Цена тахографов с модулем СКЗИ (а именно на таких устройствах настаивает Минтранс и именно такие приборы должны быть установлены на все грузовые автомобили и автобусы с 1 июля 2016 года) практически неподъемная для физических лиц.


Стоимость установки одного прибора - 3 000 рублей, активация обойдется в 2 500 рублей, в такую же сумму выльется обязательная калибровка устройства. Карта водителя стоит 2,2 тысячи, а карта предприятия обойдется в такую же сумму. Цена тахографа Continental VDO DTCO 3283 составляет 40 000 рублей. К этой сумме еще нужно прибавить считывающие устройства, купить принтеры для распечатки данных, термобумагу и соответствующее программное обеспечение. В зависимости от модели устройства, общая стоимость установки цифрового тахографа может достигать 80-100 тысяч рублей. Тахограф без блока СКЗИ стоит на порядок дешевле, но и их использование уже запрещено. Теперь становится понятным, почему аналитики прогнозируют рост цен на грузоперевозки с 1 июля 2016 года.

Изменения в законе 2017 года. Аналоговый тахограф не пройдет

Согласно новому постановлению, все автомобили для коммерческих грузовых и пассажирских перевозок должны быть оборудованы цифровыми тахографами с модулем СКЗИ (разрешенные модели указаны на сайте Росавтотранса) в сроки до 1 июля 2016 года. Следовательно, все аналоговые шайбовые тахографы, а также устройства, не умеющие считывать карты и подключаться к принтерам (это, как правило, азиатский стандарт), включая электронные тахографы без модуля СКЗИ, должны быть заменены. Это касается всех грузовых автомобилей и автобусов, занимающимися коммерческими перевозками. Здесь есть лазейка - если грузовик в собственности у физического лица, то использование тахографа, вроде как, необязательно. Однако для коммерческих перевозок все же необходимо оформлять ИП, что делает эту лазейку еще уже. Некоторые транспортные компании для оптимизации расходов практикуют такую штуку: оформляют грузовики, как собственность водителей. Но ведь и водитель не лыком шит - как только он увольняется с предприятия, автомобиль номинально остается в его собственности.

Видео: принцип работы тахографа

Росавтотранс не так давно опубликовал список исключений, то есть тех грузовых автомобилей, на которые необязательно устанавливать электронный тахограф. К ним относятся все учебные машины, но только в том случае, если на них не перевозятся грузы или пассажиры. Освобождены от тахографов автомобили, проходящие дорожные испытания, а также большая часть транспорта сельхозпроизводителей (машины для перевозки яиц, рыбы, птицы, удобрений). Также можно не устанавливать прибор на те автомобили, которые имеют допуски к международным перевозкам (согласно карте допусков). Но для этих грузовиков и автобусов обязательно наличие электронных тахографов, предусмотренных положением о нормах работы экипажей в странах ЕС (ЕСТР).

Теперь о штрафах. За отсутствие тахографа на борту автомобиля, на должностное лицо, ответственное за перевозку, накладывается штраф в размере 10 тысяч, а на водителя - 3 тысяч рублей. Юридическое лицо в этом случае будет оштрафовано на 30 тысяч. Если же тахограф по каким-либо причинам выключен или неисправен, размеры штрафных санкций не меняются. Так что с законом лучше не шутить, а оборудовать автомобиль правильным тахографом вовремя.

  • Новости
  • Практикум

Москва: запрет на грязные авто вместо платного въезда

Вместо введения платного въезда в центр города, власти могут ввести ограничения на движение транспортных средств в зависимости от их экологического класса. А фиксировать нарушения въезда в определенные зоны будут камеры фото- и видеофиксации. Как рассказал Агентству городских новостей «Москва» замдиректора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта...

ГИБДД оштрафовала россиянина, переделавшего Ладу в Мустанг

Внимание полицейских привлекли фотографии необычного «Мустанга» в социальных сетях. После того, как снимки стали популярными, инспекторы ГИБДД установили владельца транспортного средства и пригласили его для беседы в подразделение, сообщает УГИБДД по Омской области. В ходе проверки было установлено, что 24-летний омич внёс в конструкцию автомобиля следующие изменения: установил...

Универсал Porsche Panamera покажут на автосалоне в Париже

Помимо стандартного хэтчбека нового поколения, премьера которого состоялась в конце июня, Panamera будет доступна в кузове универсал, а также в специальной удлиненной версии. Об этом со ссылкой на директора модельной линии Panamera Гернота Дёльнера сообщает портал Drive.au. Как рассказал топ-менеджер, всего у Porsche Panamera будет три типа кузова. ...

СМИ назвали причину облавы на доработанные внедорожники

Напомним, в последнее время сотрудники ГИБДД стали уделять пристальное внимание автомобилям с «переделками». Причем под последнее определение подпадает очень многое, в том числе установка кенгурятников, лебедки и даже широких внедорожных покрышек. Формально, внесение всевозможных изменений считается нарушением. В Кодексе об административных правонарушениях даже предусмотрено наказание - ...

Varsovia — дорогой гибридный седан из Польши

Разработкой дизайна автомобиля занималось дизайн-бюро Kadler, расположенное в пригороде Варшавы. По словам дизайнеров, источником вдохновения для них стали… русалки! Что и объясняет необычные рифленые бока и переднюю часть автомобиля, которые, по мнению дизайнеров, похожи на чешую русалки. Еще более необычным выглядит салон, в котором отсутствует кресло переднего пассажира, а вместо...

Беспилотный автомобиль научился водить как человек

Систему, которую в немецкой компании называют Jack, научили управлять автомобилем так, как бы это сделал живой человек. Как поясняет Audi в своем официальном сообщении, «человечность» беспилотника проявляется в том, что автомобиль не просто маневрирует на магистрали, но и принимает во внимание других участников движения. Например, рядом с грузовиками Jack проезжает, немного...

Регистрация в ГИБДД: россияне жалуются на ловких помощников

В одном из двух пунктов в столице, где можно круглосуточно поставить машину на учёт, в очередях собираются сотни человек. Такая ситуация во многом связана с распространением «помощников», которые за дополнительную плату занимают очередь в ГИБДД и добывают для своих клиентов талончики на запись, сообщает телеканал «Москва 24». На первый взгляд, ничего плохого...

Американцы массово сознались в агрессивном вождении

Во время исследования специалисты некоммерческой организации AAA Foundation for Traffic Safety опросили 2705 человек, каждый из которых обладает водительским удостоверением, и водил автомобиль на протяжении последних 30 дней перед опросом. Как оказалось, более половины американских водителей намеренно не соблюдают безопасную дистанцию до впередиидущего транспортного средства, чтобы...

Audi: ставка на электрокары и цифровые технологии

Отныне Audi всерьез берется за электромобили, так как спрос на них растет во всем мире и уже ни у кого нет сомнений в их перспективах. По словам генерального директора Audi Руперта Штадлера, начиная с 2018 года, немецкая компания каждый год будет запускать в производство новый электромобиль. А первенцем станет электрический кроссовер, построенный...

В своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...

Какую машину выбрать женщине или девушке

Автопроизводители выпускают сейчас огромное разнообразие автомобилей, и какие из них женские модели машин, определить удается не всегда. Современный дизайн стер границы между мужскими и женскими моделями автомобилей. И все же, есть некоторые модели, в которых женщины будут смотреться более гармонично, ...

Рейтинг самых дорогих автомобилей

На протяжении всей истории автомобилестроения конструкторы из общей массы серийных моделей всегда любили выделить несколько уникальных по характеристикам и возможностям. В нынешнее время такой подход к конструированию автомобилей сохранился. И по сей день многие мировые автогиганты и небольшие компании стремятся, ...

Тест четырёх седанов: Skoda Octavia, Opel Astra, Peugeot 408 и Kia Cerato

Перед тестом можно смело сказать, что это будет «Трое против одного»: 3 седана и 1 лифтбек; 3 наддувных мотора и 1 атмосферник. Три машины с автоматом и только один – с механикой. Три автомобиля – бренды Европы, и один – ...

Обзор пикапов – три «бизона»: Форд Рейнджер, Фольксваген Амарок и Ниссан Навара

Что только люди не придумают, чтобы ощутить незабываемую минуту азарта от езды на своём автомобиле. Сегодня мы познакомим вас с тест-драйв пикапов не простым способом, а соединив его с воздухоплаванием. Нашей целью было обследовать характеристики таких моделей, как Ford Ranger, ...

Выбор доступного седана: Zaz Change, Lada Granta и Renault Logan

Еще каких-то 2-3 год назад считалось априори, что у доступного автомобиля должна быть механическая коробка передач. Их уделом считалась пятиступенчатая механика. Однако в настоящее время все резко изменилось. Сначала установили автомат на «Логан», немного позднее – на украинский «Шанс», а...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Зачастую причиной аварий на дорогах становится банальная усталость водителя. Просидев за баранкой долгое время, он попросту засыпает или не может полноценно реагировать на опасные ситуации.

Чтобы избежать подобных проблем, многие транспортные средства оснащаются специальным прибором – тахографом. Что представляет собой это устройство? И какие функции оно выполняет?

Термин «тахограф» состоит из двух английских слов tacho и graph. Первое означает «спидометр» , второе – «график» или «расписание» . В первое время после своего появления тахограф использовался для регистрации скорости и пройденных километров в реальном времени, а сегодня –больше для безопасности водителей и пешеходов.

Впервые его начали устанавливать на машины в период развития и становления автомобильных грузоперевозок. Поскольку действие прибора было связано со временем, его первыми производителями были часовые компании. Впоследствии устройство унифицировали, благодаря чему тахограф стал цифровым.

Современные тахографы представляют собой приборы в виде небольшого блока, конструкция которых включает в себя дисплей с кнопками для управления, печатающее устройство для вывода данных на бумагу и считыватель тахографических карт. Дополнительно устанавливают , которые позволяет передавать получаемые данные на сервер.



Главная деталь прибора – специальный считывающий датчик. Информация с него снимается в зашифрованном виде, поэтому водителям не удается производить с тахографом никаких манипуляций.

Устройство устанавливается в основном на коммерческие автомобили (фуры, автобусы) и подсоединяется к электропроводке посредством шины CAN. Как только машина заводится, тахограф начинает работать и фиксирует факт запуска двигателя, а во время езды учитывает отдельные параметры транспорта – среднюю скорость, скоростной режим, график работы шофера.

Тахограф выполняет несколько функций. В первую очередь, он обеспечивает безопасность дорожного движения, поскольку именно грузовики наносят наибольший ущерб при ДТП.

Во-вторых, прибор позволяет предотвратить аварию в том случае, если водитель устал или заснул за рулем.

В-третьих, с помощью тахографа владельцы транспортных предприятий могут контролировать работу своих подчиненных и обеспечивать им соблюдение трудового режима.



В России устройства стали использовать с 2010 года, их установка регулируется Министерством транспорта РФ. Согласно приказу от 2013 года, тахографом обязательно оснащаются все грузовые автомобили массой от 3,5 тонн и пассажирские транспортные средства, где помимо водителя перевозится более 8 человек. Нарушение этих правил грозит штрафными санкциями.

Поскольку тахограф относится к измерительным приборам, время от времени ему нужна калибровка, то есть корректирование измерительных коэффициентов. Она осуществляется таким образом, чтобы полученные данные находились в соответствии с фактическими.

Иными словами, информация, передаваемая тахографом, должна быть идентична реальному пробегу и скорости. Калибровку проводят при первоначальном монтаже устройства, а затем при отклонении часового механизма от нормы больше, чем на 20 минут.

Чтобы тахограф мог идентифицировать конкретного водителя, применяются специальные карты, выдаваемые всем работникам транспортного предприятия. Они похожи на SIM-карты мобильных компаний и оснащены криптографическим микропроцессором, исключающим вероятность подделки.

Чтобы приступить к работе, водитель должен поместить свою карточку в слот устройства, а только потом запускать двигатель.

Помимо водительских карт, существует еще несколько разновидностей чипового доступа. Карта предприятия предназначена для получения расшифрованной информации с тахографа, распечатки данных и их блокировки при необходимости.



Карта мастера выдается работникам компании, которые занимаются ремонтом или калибровкой тахографа, а карта контролера – сотрудникам проверяющих органов (например, автоинспекции) для снятия показаний прибора.


Подробности Статьи и обзоры

Чтобы разобраться в вопросе, кому не нужен тахограф, давайте вначале выясним, что представляет собой этот незамысловатый аппарат. Это особенный прибор, задача которого, контролировать время труда и отдыха водителя.

В последнее время увеличилось число ДТП, участниками которых являлись пассажирские и грузовые транспортные средства. Причиной большинства аварий была банальная усталость водителей. Уснул за рулем и так далее. Чтобы уменьшить число подобных трагедий на дороге, правительством было принято решение об обязательном оборудовании тахографами отдельных категорий транспортных средств.

Обязательную установку прибора необходимо производить на пассажирские автобусы и грузовые автомобили, масса которых составляет более 3,5 тонн.

Установка такого прибора достаточно дорогостоящая процедура. Поэтому водители всеми способами пытаются избежать обязательной установки аппарата, используя оговорки и исключения в законе. Так законодательно предусмотрены исключения на обязательную установку для ряда автомобилей выше перечисленных категорий. Все исключения основаны на том, что у водителей определенных категорий транспортных средств и так четкий график работы с необходимой нормой часов для отдыха.

На какие авто не нужно устанавливать тахографы

В перечень исключений включены следующие группы автомобилей:

  • Автобусы, которые двигаются по городским и пригородным маршрутам,
  • Троллейбусы,
  • Автомобили, которые работают по международным маршрутам и имеют приборы «евро образца». Для правильной работы технического устройства необходимы карта водителя или карта предприятия ЕСТР http://www.tahocard.ru/card-predpriyatiya/Pestr/ .
  • Военный автотранспорт,
  • Автомобили внутренних органов (Полиция, ФСБ и т.д.)
  • Трактора, погрузчики и самоходные средства,
  • Транспортные средства, старше тридцати лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок,
  • Автомобили, которые оснащены тахографами старого образца,
  • Учебные транспортные средства.

Кроме этого списка под обязательную установку прибора не попадают многие транспортные средства, имеющие узкую специализацию, такие как автокраны, эвакуаторы, машины скорой помощи, инкассации, пожарные автомобили, транспорт коммунального хозяйства и дорожных служб, автобусы для ритуальных услуг, бетононасосы, дома на колесах, машины для перевозки животных и птицы, передвижные теле студии и так далее. Полный перечень всех исключений можно найти на сайте Министерства транспорта РФ http://www.mintrans.ru .

На какие грузовики не нужно устанавливать тахограф

В законе сказано, что обязательной установке подлежат грузовики, находящиеся в собственности у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, масса которых выше 3,5 тонн. Исключение составляет техника, осуществляющая специализированную деятельность. Более четкой трактовки и разъяснений к закону на данный момент, к сожалению, нет.

Получается, что если вы являетесь частным владельцем грузовика, вам прибор не нужен.

На грузовую Газель аппарат однозначно не обязателен. Так как ее масса меньше 1,5 тонн. А вот как быть с другими грузовыми автомобилями.

Требуется ли тахограф, например, на самосвал Камаз

Самосвал – это самый популярный грузовик в строительных работах. Если его использует строительная фирма, занимающаяся возведением жилых домов, то прибор ему обязательно нужен.

Если же самосвал используется в коммунальном хозяйстве, то он попадает под исключения и установка прибора в этом случае необязательна. Но в этом случае грузовик должен иметь необходимое оборудование, которое будит отличать его от обычных транспортных средств. Например, если Камаз используется коммунальщиками, он должен быть оснащен щетками для чистки дорог, поливальным аппаратом и так далее. То есть, оснащение грузовика должно четко соответствовать перечню исключений по специализации деятельности. В противном случае органы гос автоинспекции имеют полное право оштрафовать владельца транспортного средства.

Вообще, органы ДПС в каждом регионе по своему трактуют исключения, так как четких оговорок по поводу грузовых автомобилей в законе все же нет. По этому, лучше позаботиться о максимальном оснащении автомобиля необходимым спец оборудованием, чтобы в дальнейшем не было вопросов по роду его деятельности.

Некоторые фирмы поступают проще. Они просто нанимают частных лиц для осуществления перевозок, либо переоформляют свои грузовые авто на физических лиц. Однако следует помнить, что физические лица имеют право далеко не на все виды услуг по перевозке грузов.

С автобусами все несколько проще. Согласно закону, если автобус имеет более восьми пассажирских мест и осуществляет междугородние перевозки на расстояние больше 50 км, тахограф обязателен. Давайте разберемся с исключениями.

На какие автобусы не нужен тахограф

Само собой вытекает, что микро автобусы, вместимостью менее восьми мест не требуют обязательной установки прибора.

Кроме того, если вспомнить исключения, то ритуальный автобус тоже может ездить без контрольного устройства.

Если автобус осуществляет движение по городу либо маршрутам пригородного направления, тахограф тоже не нужен. Но, если длина пригородных перевозок составит более 50 км, тут уже исключение работать не будет. Или, если, скажем, вы на этом автобусе соберетесь повести людей на экскурсию к морю, то придется позаботиться об оборудовании транспорта.

Так же исключение составляют автобусы международных направлений. Такие автомобили уже оборудованы приборами европейского стандарта.

За отсутствие тахографа на автомобиле, если он не попадает под перечень исключений предусмотрена целая система штрафов. При чем, штрафуют как водителей, так и должностных лиц. Штраф для водителя составляет от 1000 до 3000 рублей. Для должностного лица – 5000 10000 рублей. Кроме того, при повторном нарушении, автомобиль могут поставить на штрафстоянку. А юридическому лицу может грозить даже лишение лицензии на перевозки.

Однако наличие прибора, еще пол проблемы. Водителям нужно четко соблюдать требование Мин Мранса к режиму труда. Так сотрудники ДПС могут оштрафовать водителя за нарушение режима труда и отдыха (его контроль осуществляет контрольное устройство). Если показания аппарата будут с нарушениями режима, то штраф составит от 1000 до 3000 рублей.

Мы постарались более менее внести ясность в вопросах для каких автомобилей не нужен тахограф. И в завершении данной темы, хотелось бы пожелать всем удачи на дорогах и поменьше разногласий с законом.

Loading...Loading...