Федеральный закон о техническом регулировании устанавливает. §5. Требования, предъявляемые к товарам

  • Глава 5. Стандартизация в зарубежных странах
  • 5.3. Французская ассоциация по стандартизации
  • 5.5. Японский комитет промышленных стандартов
  • Раздел II. Стандартизация в различных сферах Глава 6. Стандартизация систем управления качеством
  • 6.1. Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции
  • 6.2. Совершенствование стандартизации систем обеспечения качества
  • Глава 7.Стандартизация услуг
  • В области стандартизации услуг в рф
  • Действующих в сфере услуг
  • Пиктограммы услуг в гостиницах
  • Глава 8. Стандартизация и экология
  • Охраны окружающей среды зарубежных государств
  • Глава 9. Стандартизация и кодирование информации о товаре
  • Для штрихового кодирования товаров
  • Глава 10. Стандартизация в практике маркетинга
  • 10.1. Стандартизация и маркетинговые исследования
  • 10.2. Стандартизация и приоритет потребителя
  • Раздел III. Международная и региональная стандартизация Глава 11. Стандартизация систем управления качеством
  • 11.1. Международная организация по стандартизации (исо)
  • 11.2. Международная электротехническая комиссия (мэк)
  • 11.3. Международные организации, участвующие в международной стандартизации
  • Глава 12. Региональные организации по стандартизации
  • 12.1. Общеевропейские организации по стандартизации Европейский комитет по стандартизации (сен)
  • Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (сенэлек)
  • Деятельность ес по стандартизации
  • 12.2. Межскандинавская организация по стандартизации (инста)
  • 12.3. Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан)
  • 12.4. Панамериканский комитет стандартов (копант)
  • 12.5. Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (снг)
  • Глава 13. Актуальные вопросы в практике международной стандартизации
  • 13.1. Определение приоритетов международной стандартизации
  • 13.2. Гармонизация стандартов
  • 13.3. Применение международных стандартов в рф
  • Вопросы для обсуждения к части «Основы стандартизации»
  • Часть II. Основы сертификации
  • Испытательные лаборатории
  • Способы информирования о соответствии
  • Электроприборов требованиям безопасности:
  • 14.2. Сущность обязательной и добровольной сертификации
  • 14.3. Формы участия в системах сертификации и соглашения по признанию
  • 14.4. Сертификация и технические барьеры в торговле
  • Глава 15.Правовые основы сертификации в рф
  • 15.1. Закон «о защите прав потребителей» и сертификация
  • 15.2. Закон «о сертификации продукции и услуг»
  • Глава 16.Организационно-методические принципы сертификации в рф
  • 16.1. Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции Принципы проведения сертификации продукции
  • Правила по проведению сертификации
  • Порядок проведения сертификации продукции
  • 16.2. Схемы сертификации
  • 16.3. Орган по сертификации и испытательные лаборатории
  • 16.4. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
  • 16. 5. Знаки соответствия
  • Обязательной сертификации гост р
  • Департамент воздушного транспорта Минтранса России
  • Обязательной сертификации
  • Раздел V. Практика сертификации на национальном уровне Глава 17.Российские системы сертификации
  • 17.1. Системы обязательной сертификации
  • 17.2. Системы добровольной сертификации
  • Добровольной сертификации СовАсК
  • 17.3. Перспективные задачи сертификации Переход на подтверждение соответствия
  • Установленных европейскими директивами: а - для оборудования на газовом топливе; б - для игрушек Кадровое обеспечение
  • Сертификация экспортируемых товаров
  • Развитие сравнительных испытаний
  • Глава 18. Сертификация импортируемой продукции в России
  • 18.1. Основные правила
  • 18.2. Признание зарубежных сертификатов
  • 18.3. Сертификация продукции, импортируемой из стран Юго-Восточной Азии
  • 18.4. Порядок ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации
  • Глава 19. Сертификация в зарубежных странах
  • 19.1. Сертификация в Германии
  • 19.2. Сертификация во Франции
  • 19.3. Сертификация в Японии
  • 19.4. Сертификация в сша
  • Раздел VI. Сертификация на международном и региональном уровнях Глава 20. Международная сертификация
  • 20.1. Деятельность исо в области сертификации
  • 20.2. Международная система сертификации электротехнических изделий мэк (мэксэ)
  • 20.3. Международная система мэк по сертификации изделий электронной техники
  • 20.4. Сертификация в деятельности еэк оон
  • (Омологации) механических транспортных средств и прицепов
  • 20.5. Международная система сертификации спортивного и охотничьего оружия
  • 20.6. Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации
  • Глава 21. Региональная сертификация
  • 21.1. Сертификация в ес
  • 21.2. Сертификация в снг
  • Систем сертификации стран снг
  • Раздел VII. Актуальные области сертификации Глава 22. Сертификация систем обеспечения качества
  • 22.1. Практика сертификации в рф
  • Сертификации производства
  • 22.2. Практика сертификации за рубежом
  • Глава 23.Экологическая сертификация
  • Глава 24. Сертификация услуг
  • Глава 25. Новый аспект сертификации - социальная лояльность
  • Вопросы для обсуждения к части «Основы сертификации»
  • Часть III.Основы метрологии
  • Раздел VIII. Общие сведения о метрологии Глава26. Сущность и содержание метрологии
  • 26.1. Метрология - наука об измерениях
  • 26.2. Виды измерений
  • 26.3. Физические величины как объект измерений
  • 26.4. Международная система единиц физических величин
  • Глава 27.Средства измерений
  • 27.1. Виды средств измерений
  • 27.2. Эталоны, их классификация
  • 27.3. Перспективы развития эталонов
  • Раздел IX. Метрология в России Глава 28. Правовые основы метрологической деятельности
  • 28.1. Закон «Об обеспечении единства измерений»
  • 28.2. Ответственность за нарушение законодательства по метрологии
  • Глава 29. Государственная метрологическая служба в рф
  • 29.1. Организационные основы Государственной метрологической службы
  • 29.2. Государственный метрологический контроль за средствами измерений
  • 29.3. Государственный метрологический надзор
  • Глава 30. Калибровка и поверка средств измерений
  • 30.1. Российская система калибровки
  • 30.2. Методы поверки (калибровки) и поверочные схемы
  • Поверочные схемы
  • 30.3. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов
  • Стандартные справочные данные
  • 30.4. Сертификация средств измерений
  • Раздел х. МеТрОлогия в зарубежных странах и международные метрологические организации Глава 31. Метрология в зарубежных странах
  • 31.1. Метрология в странах Западной Европы
  • 31.2. Метрология в странах Восточной Европы и снг
  • Глава 32. Международные организации по метрологии
  • 32.1. Международная организация мер и весов
  • 32.2. Международная организация законодательной метрологии
  • 32.3. Основные международные нормативные документы по метрологии
  • Глава 33. Региональные организации по метрологии
  • 33.1. Метрологическая организация стран Центральной и Восточной Европы (коомет)
  • 33.2. Метрологические организации стран Западной Европы
  • 33.3. Сотрудничество по метрологии в снг
  • Вопросы для обсуждения к части «Основы метрологии»
  • Ситуационные задачи*
  • 1. Поможет ли стандартизация?
  • 2. Как заслужить доверие потребителя?
  • 3. Предприятие готовится к сертификации
  • 4. Акционерное общество получило сертификат соответствия
  • 5. Как бороться с подделками на российском рынке?
  • 6. На пути к tqm
  • 7. Маркетинговые исследования при сертификации услуг
  • 8. Стандартизация, сертификация и метрологическое обеспечение в банковском деле
  • Вопросы для тест-контроля
  • Библиографический список Основные законы и нормативные документы (нд)
  • Рекомендуемая литература
  • Основные термины и понятия
  • Ответы к тестам для самоконтроля
  • Российские системы добровольной сертификации*
  • Знаки соответствия систем добровольной сертификации
  • Российские системы обязательной сертификации*
  • Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации*
  • 1. Товары машиностроительного комплекса
  • 2. Товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности
  • 3. Медицинская техника
  • 4. Товары сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности
  • 5. Товары легкой промышленности
  • Правила заполнения бланка сертификата соответствия на продукцию
  • Нормативная база сертификации систем качества
  • Классификация испытаний и изделий для систем аккредитации, опубликованных в справочнике илак
  • Руководства исо/мэк, обеспечивающие согласованные международные критерии оценки компетентности испытательных лабораторий
  • Международные нормативные документы по метрологии, опубликованные мбзм*
  • Международные рекомендации, на которые распространяется система сертификатов мозм
  • Крылова Галина Дмитриевна
  • 1.2. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов

    В процессе стандартизации вырабатываются нормы, прави­ла, требования, характеристики, касающиеся объекта стандар­тизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

    Рассмотрим разновидности нормативных документов, которые рекомендуются руководством 2 ИСО/МЭК, а также принятые в государственной системе стандартизации РФ. Руководство ИСО/МЭК рекомендует: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты), положения.

    Стандарт - это нормативный документ, разработанный на ос­нове консенсуса, утвержденный признанным органом, направ­ленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области*. В стандарте устанавливаются для все­общего и многократного использования общие принципы, пра­вила, характеристики, касающиеся различных видов деятельно­сти или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

    * Определение термина дано согласно Guide2 ISO/IES,1991 (Руководство 2 ИСО/МЭК, 1991).

    Предварительный стандарт - это временный документ, кото­рый принимается органом по стандартизации и доводится до ши­рокого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто мо­жет его применить. Информация, полученная в процессе ис­пользования предварительного стандарта, и отзывы об этом до­кументе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

    Стандарты бывают международными, региональными, на­циональными, административно-территориальными. Они при­нимаются соответственно международными, региональными, национальными, территориальными органами по стандартиза­ции. Все эти категории стандартов предназначены для широ­кого круга потребителей. По существующим нормам стандартиза­ции стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса, или, согласно терминологии ИСО/МЭК, стандарты должны представлять собой «признанные техниче­ские правила». Нормативный документ, в том числе и стан­дарт, считается признанным техническим правилом, если он разработан в сотрудничестве с заинтересованными сторонами путем консультаций и на основе консенсуса.

    Указанные выше категории стандартов называют общедос­тупными. Другие же категории стандартов, такие, как фирмен­ные или отраслевые, не являясь таковыми, могут, однако, ис­пользоваться и в нескольких странах согласно существующим там правовым нормам.

    В учебнике стандарт рассматривается как одна из разновид­ностей нормативных документов. Однако в практике термин «стандарт» может употребляться и по отношению к эталону, образцу или описанию продукта, процесса (услуги). По сущест­ву это не является принципиальной ошибкой, хотя эталон пра­вильнее относить к области метрологии, а термин «стандарт» использовать применительно к нормативному документу.

    Документ технических условий (technical specification)* уста­навливает технические требования к продукции, услуге, про­цессу. Обычно в документе технических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного до­кумента в таких ситуациях, когда это необходимо.

    * В русском варианте technical specificationможет соответствовать, кроме выше­указанного, одному из видов отечественных стандартов - «стандарту техниче­ских условий» либо «стандарту технических требований», а также может означать и часть стандарта, а именно раздел «технические требования».

    Свод правил , как и предыдущий нормативный документ, может быть самостоятельным стандартом либо самостоятель­ным документом, а также частью стандарта. Свод правил обыч­но разрабатывается для процессов проектирования, монтажа обо­рудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические пра­вила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный ха­рактер.

    Все указанные выше нормативные документы являются ре­комендательными. В отличие от них обязательный характер но­сит регламент. Регламент - это документ, в котором содержат­ся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других норма­тивных документов. Разновидность регламентов - технический регламент - содержит технические требования к объекту стан­дартизации. Они могут быть представлены непосредственно в самом этом документе либо путем ссылки на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод пра­вил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ. Технические регламенты обычно дополняются методическими документами, как прави­ло, указаниями по методам контроля или проверок соответст­вия продукта (услуги, процесса) требованиям регламента.

    Руководство 2 ИСО/МЭК, обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов.

    Основополагающий стандарт - нормативный документ, ко­торый содержит общие или руководящие положения для опре­деленной области. Обычно используется либо как стандарт, ли­бо как методический документ, на основе которого могут раз­рабатываться другие стандарты.

    Терминологический стандарт , в котором объектом стандарти­зации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

    Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца).

    Стандарт на продукцию , содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению, может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только указанные выше требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т. д. Неполный стандарт содер­жит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).

    Стандарт на процесс, стандарт на услугу, - это норматив­ные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслужи­вание и др.)

    Стандарт на совместимость устанавливает требования, ка­сающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разра­ботан на систему в целом, например систему воздухоочистки, сигнализационную систему и т.п.

    Положения могут носить методический или описательный характер.

    Методические положения - это методика, способ осуществ­ления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного до­кумента. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, «методическим стандартом».

    Описательное положение обычно содержит описание конст­рукции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение , которое описывает «поведение» объекта стандарти­зации при его использовании (применении, эксплуатации).

    Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других - потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договор­ных отношениях

    Российская система стандартизации, конечно, опирается на международный опыт, приближена к международным прави­лам, нормам и практике стандартизации, но имеет и отечест­венный богатый опыт и свои особенности, не противоречащие, однако, изложенному выше. Поэтому целесообразно рассмот­реть разновидности нормативных документов, действующих в РФ.

    Нормативные документы по стандартизации в РФ установле­ны Законом РФ «О стандартизации». К ним относятся:

      Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);

      применяемые в соответствии с правовыми нормами меж­дународные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

      общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

      стандарты отраслей;

      стандарты предприятий;

      стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

    До настоящего времени действуют еще и стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

    Кроме стандартов, нормативными документами являются так­же ПР - правила по стандартизации, Р - рекомендации по стандартизации и ТУ - технические условия. Особое требова­ние предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обя­зательной сертификации. В них должны быть указаны те требо­вания к продукции (услуге), которые подтверждаются посред­ством сертификации, а также методы контроля (испытаний), ко­торые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной доку­ментации.

    Рассмотрим содержание российских нормативных документов.

    Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архи­тектуры, промышленности строительных материалов - Гос­строй России.

    В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

    К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущест­ва, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяе­мость изделий; единство методов контроля и единство марки­ровки . Особую актуальность приобретают требования безопас­ности, поскольку безопасность товара - основной аспект сер­тификации соответствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

    К требованиям безопасности в стандартах относят: электро­безопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиа­ционную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средст­вам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограж­дения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

    В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности; допус­тимые уровни опасных и вредных факторов производства, воз­никающих при работе оборудования; действие вещества на че­ловека и т.п.

    Стандарты указывают все виды и нормы допустимой опас­ности конкретного продукта или группы однородной продук­ции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

    Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор усло­вия о соответствии предмета договора обязательным требова­ниям государственных стандартов.

    Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполнителя услуг. К таким требованиям относятся основные по­требительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортирова­нию, хранению и утилизации продукта; правила и нормы, ка­сающиеся разработки производства и эксплуатации; правила оформления технической документации, метрологические пра­вила и нормы и т.п.

    Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сертифи­кации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям мо­жет подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

    В некоторых случаях, если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров, в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования , которые опережа­ют возможности традиционных технологий. Это, с одной сто­роны, не противоречит изложенному выше положению о пред­варительных стандартах, с другой - служит стимулом для внедрения новых, передовых технологических процессов на отече­ственных предприятиях.

    Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установ­ленным для отрасли. Принимают такие стандарты государст­венные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.

    Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продук­ция, процессы и услуги, применяемые в отрасли; правила, ка­сающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (ин­струменты, крепежные детали и т.п.); правила метрологиче­ского обеспечения в отрасли. Диапазон применяемости отрас­левых стандартов ограничивается предприятиями, подведомст­венными государственному органу управления, принявшему дан­ный стандарт. На добровольной основе возможно использова­ние этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности иного подчинения. Степень обязательности соблюдения требо­ваний стандарта отрасли определяется тем предприятием, ко­торое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требо­ваний организует ведомство, принявшее данный стандарт.

    Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления про­изводством, совершенствование которых - главная цель стандар­тизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим" предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса произ­водства этой продукции. Стандарты предприятий могут содер­жать требования к различного рода услугам внутреннего харак­тера.

    Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать стандартизацию на предприятии для освоения данным кон­кретным предприятием государственных, международных, региональных стандартов, а также для регламентирования требо­ваний к сырью, полуфабрикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предпри­ятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработ­ку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обяза­тельным для всех субъектов хозяйственной деятельности - участ­ников такого договора.

    Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.). Эти нормативные доку­менты разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы ис­пытаний, а также нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, зани­мающиеся этими проблемами, преследуют цель распростране­ния через свои стандарты заслуживающих внимания и перспек­тивных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

    Для субъектов хозяйственной деятельности стандарты об­щественных объединений служат важным источником инфор­мации о передовых достижениях, и по решению самого пред­приятия они принимаются на добровольной основе для ис­пользования отдельных положений при разработке стандартов предприятия.

    Как стандарты предприятий, так и стандарты общественных объединений не должны противоречить российскому законода­тельству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласованы с орга­нами государственного надзора. Ответственность за это несут принявшие их субъекты хозяйственной деятельности.

    Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандар­тизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и дру­гих организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стан­дартизации на предприятии, правил проведения государствен­ного контроля за соблюдением обязательных требований госу­дарственных стандартов и многих других вопросов организаци­онного характера. ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстан­дарту РФ или Госстрою РФ. Проект этих документов обсужда­ется с заинтересованными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

    Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, ко­гда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми пар­тиями, а также произведения художественных промыслов и т.п. Процедура принятия ТУ отличается от описанной выше для других нормативных документов.

    В соответствии с Законом «О стандартизации» ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные доку­менты, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. Тогда их согласование (принятие) осуществ­ляется по ПР 50.1.001-93.

    Особенность процедуры согласования ТУ состоит в том, что во время приемки новой продукции, выпущенной в соответст­вии с их требованиями, происходит их окончательное согласо­вание с приемочной комиссией. Но чтобы представить ТУ приемочной комиссии во время приемки, требуется предвари­тельная рассылка проекта технических условий и дополняющей их документации тем организациям, представители которых бу­дут участвовать в приемке продукции. ТУ считаются оконча­тельно согласованными, если подписан акт приемки опытной партии (или опытного образца). Этим же решается вопрос о возможности производства промышленной партии продукции. В тех случаях, когда предприятие принимает решение о произ­водстве продукции без приемочной комиссии, ТУ обязательно согласуются с заказчиком.

    Не подлежат согласованию и в том и в другом варианте те требования и нормы ТУ, которые относятся к обязательным. В таком случае в технических условиях приводится ссылка на соот­ветствующий государственный стандарт. Правила согласования ТУ предоставляют их разработчику самому решать вопрос о согласовании с заказчиком, если этот документ был создан в инициативном порядке.

    Принимает ТУ их разработчик (руководитель или замести­тель руководителя организации) без указания срока действия за исключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик (потребитель) продукции.

    Виды стандартов. Перечисленные нормативные, документы, как показано выше, принимаются (утверждаются) на разных уровнях управления хозяйственной деятельностью. По этому признаку различают категории стандартов РФ.

    Как и в мировой практике, в России действует несколько видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа).

    Основополагающие стандарты разрабатывают с целью содей­ствия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производ­ства. Этот вид нормативных документов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации про­дукта (услуги) таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукта или про­цесса для жизни, здоровья и имущества человека; ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотрен­ным государственными стандартами на продукцию.

    Примером основополагающих стандартов могут быть ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92 - норма­тивные документы по организации Государственной системы стандартизации в России.

    Этот пример говорит также о том, что еще одним норма­тивным документом может быть комплекс стандартов , который объединяет взаимосвязанные стандарты, если они имеют об­щую целевую направленность, устанавливают согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Так, комплекс основополагающих стандартов, по существу являясь объединением взаимосвязанных нормативных документов ме­тодического характера, содержит положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управле­ния, не противоречили друг другу и законодательству, обеспе­чивали достижение общей цели и выполнение обязательных требований к продукции, процессам, услугам.

    Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). В отечественной практике есть две разновидности этого вида нормативных документов:

      стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции, ус­луг;

      стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

    Допускается также разработка стандартов на отдельные тре­бования к группам однородной продукции (услуги). Например, на классификацию, методы испытаний, правила хранения и/или транспортировки и т.п. Наиболее часто отдельным объ­ектом стандартизации являются параметры и нормы безопасно­сти и охраны окружающей среды.

    Стандарт общих технических условий обычно включает сле­дующие разделы: классификацию, основные параметры (разме­ры), общие требования к параметрам качества*, упаковке, мар­кировке, требования безопасности; требования охраны окру­жающей среды; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

    * Как правило, приводят только те требования, которые являются обязательными и подлежат проверке (характеристики надежности, назначения, эргономики, ресурсосбережения, технологичности).

    Стандарт технических условий устанавливает всесторонние требования к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производст­ва, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Сущность этих требований не должна противоречить стандарту общих технических условий. Но стандарт технических условий содержит конкретизированные дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации (указание о товарном знаке, если он зарегистрирован в установленном порядке; зна­ки соответствия, если изделия сертифицированы; особые тре­бования, касающиеся безопасности и охраны окружающей среды). Стандарты технических условий на услугу могут содержать требования к ассортименту предоставляемых услуг (точность и своевременность исполнения, эстетичность, комфортность, ком­плексность обслуживания).

    Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных ста­диях жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремон­та, утилизации. В частности, такие стандарты могут включать тре­бования к методам автоматизированного проектирования продук­ции, модульного конструирования, принципиальным схемам тех­нологического процесса изготовления продукта, технологическим режимам или нормам. Особое место занимают требования безо­пасности для жизни и здоровья людей при осуществлении техно­логических процессов, которые могут конкретизироваться по от­ношению к использованию определенного оборудования, инст­румента, приспособлений и вспомогательных материалов.

    При проведении технологических операций стандартизации подлежат предельно допустимые нормы различного рода воздей­ствий технологии на природную среду. Эти воздействия могут носить химический (выброс вредных химикатов), физический (радиационное излучение), биологический (заражение микро­организмами) и механический (разрушение памятников архи­тектуры) характер, опасный в экологическом аспекте. Экологи­ческие требования могут касаться условий применения опреде­ленных материалов и сырья, потенциально вредных для окру­жающей природы; параметров эффективности работы очист­ного оборудования; правил аварийных выбросов, ликвидации их последствий, предельно допустимых норм сбросов загряз­няющих веществ со сточными водами.

    Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, ана­лиза) рекомендуют применять методики контроля, в наиболь­шей степени обеспечивающие объективность оценки обяза­тельных требований к качеству продукции, которые содержатся в стандарте на нее. Главный критерий объективности метода контроля (испытания, измерения, анализа) - воспроизводимость и сопоставимость результатов. Необходимо пользоваться именно стандартизованными методами контроля, испытаний, измере­ний и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Каждый из методов имеет свою специфику, связанную прежде всего с конкретным объектом контроля, но в то же время можно выделить и общие по­ложения, подлежащие стандартизации: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; до­пустимую погрешность метода.

    Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля применительно к одному показателю качества продукта. Это нужно для того, чтобы одна из методик была выбрана в качест­ве арбитражной, если возникает необходимость. Правда, надо иметь в виду, что не всегда методики полностью взаимозаме­няемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую реко­мендацию по условиям выбора того или иного метода, либо дан­ные по их отличительным характеристикам.

    Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, следует пользоваться рекомендациями стандартов относительно спосо­ба и места отбора пробы от партии товара с ее количественны­ми характеристиками, схемами испытательных установок, пра­вилами, определяющими последовательность проводимых опе­раций и обработку полученных результатов.

    В 1996 г. внесено изменение в основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.0-92, согласно которому к перечню нормативных до­кументов, применяемых в России, добавляется технический рег­ламент.

    Полное соответствие международным правилам в данном вопросе может быть достигнуто тогда, когда в России появятся законы, устанавливающие обязательные к выполнению требо­вания и нормы, подобно действующим в Европейском Союзе Директивам. В ЕС технический регламент становится обяза­тельным документом, если на него есть ссылка в соответст­вующей Директиве.

    Отличие российского подхода к техническим регламентам прослеживается и в самом тексте указанного выше изменения: «к техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления правительства Российской Федерации, со­держащие требования, нормы и правила технического характе­ра; государственные стандарты Российской Фе­дерации в части устанавливаемых в них обязательных требо­ваний; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований».

    Технический регламент содержит технические требования либо непосредственно (например, обязательные требования го­сударственных стандартов), либо путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стандарта.

    Сколько стоит написать твою работу?

    Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

    Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

    Хотите промокод на скидку 15% ?

    Получить смс
    с промокодом

    Успешно!

    ?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
    Промокод можно применить один раз при первом заказе.
    Тип работы промокода - "дипломная работа ".

    Стандартизация и сертификация

    Похожие рефераты:

    Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования. Система сертификации средств измерений. Порядок проведения сертификации и методика выполнения измерений. Функции органа по сертификации. Формирование фонда нормативных документов.

    Стандарты по проверке систем качества. Стандарты по категории продукции. Стандарт ИСО 9000 в России. Виды эталонов, их роль в обеспечение единства и точности измерений. Национальный и международный первичный эталон. Основное назначение эталонов.

    Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов. Принудительный отзыв продукции. Описание системы добровольной сертификации, услуг общественного питания в г. Москва. Схема сертификации, перечень проверяемых показателей качества.

    Сертификация как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию) приборов (весов, гирь). Знак соответствия стандартам DIN. Национальная система аккредитации испытательных лабораторий. Сертификация продукции в Российской Федерации.

    Инспекционный контроль осуществляет ОС выдавший сертификат соответствия. Выдача производится по результатам испытаний. Выполнение корректирующих мероприятий по устранению несоответствий и согласование их с ОС. Продление срока действия сертификата.

    Предмет, задачи и структура дисциплины "правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации". Принципы стандартизации, которая является важнейшим механизмом устранения технических барьеров в международной торговле. Анализ основных видов стандартов.

    Основные понятия и объекты сертификации, цели и основные принципы ее проведения. Обязательная сертификация как форма государственного контроля за безопасностью продукции. Система добровольной сертификации. Схемы сертификации продукции, работ и услуг.

    Сертификация - защита потребителя от некачественной и опасной продукции. Предоставление достоверной объективной и точную информацию об ее качестве продукции. Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции. Контроль за сертификацией.

    Структура и содержание технического регламента на соковую продукцию из фруктов и овощей. Сертификат соответствия соковой продукции. Система обязательной сертификации продукции. Отрицательные факты качественной и количественной приемки партии продукции.

    Регламентация и контроль со стороны государства ряда положений метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Субъекты метрологии. Управление тремя государственными справочными службами. Добровольная и обязательная сертификация.

    Понятие и задачи сертификации. Сущность добровольной и обязательной сертификации. Функции органа по сертификации. Сертификат соответствия на продукцию. Нормативно-правовая база, устанавливающая требования к номенклатуре и характеристике продукции.

    Основные этапы развития стандартизации. Требования к содержанию стандартов на продукцию и услуги. Предварительные государственные стандарты. Анализ порядка разработки и применения. Средства измерений и испытаний. Порядок выдачи сертификатов соответствия.

    Понятие, сущность, цели, задачи и законодательная регламентация государственной системы обеспечения единства измерений в России, особенности ее развития. Общая характеристика основных принципов законодательной метрологии и государственной стандартизации.

    Понятие и цели добровольной сертификации, ее участники. Функции Центрального органа Системы сертификации ГОСТ Р по добровольной сертификации продукции. Основные этапы работы по сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов.

    Структура органов национальных служб стандартизации и метрологии. Порядок применения технических регламентов. Эффективность работ по стандартизации. Порядок сертификации продукции. Сроки действия сертификата соответствия и принципы их продления.

    Предъявляемые к товарам требования разнообразны и зависят от его потребительских свойств, правового режима и т.д.

    Наиболее важными из них состоят в том, что товар должен быть:

    1) надлежащего качества и безопасным для жизни и здоровья потребителей;

    2) маркирован надлежащим образом;

    3) снабжен информацией о нем; эта информация должна быть достоверна, доступна покупателю и содержать сведения, установ- ленные нормативными актами.

    1. Обеспечение надлежащего качества товаров и их безопасности для жизни и здоровья потребителей

    Под качеством товара понимается совокупность потребительских свойств товара.

    На государственном уровне надлежащее качество товаров, их безопасность для здоровья потребителей обеспечиваются с помощью стандартизации и сертификации.

    В ст. 1 Закона РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартиза-ции»1 стандартизация определяется как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости и других, установленных в Законе целях.

    Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Другие государственные органы управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. Госстандарт России устанавливает в государственных стандартах государственной системы стандартизации общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом, с государственными органами управления.

    К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации относятся:

    Государственные стандарты Российской Федерации;

    применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; -

    общероссийские классификаторы технико-экономической информации; -

    стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

    Государственные, стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Они содержат требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности, требования техники безопасности и производственной санитарии; требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции; правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

    Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Соответствие продукции и услуг указанным требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации продукции и услуг.

    Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов может определяться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о добровольной сертификации продукции и услуг.

    Государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). Государственные стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в Госстандарте России.

    Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

    Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно. Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

    Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

    Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственной деятельности обязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.

    Нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на всех стадиях хозяйственной деятельности от разработки продукции до ее утилизации.

    Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

    Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на всех стадиях хозяйственной деятельности, включая от производства до продажи, поставки. Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами, которые наделены Законом широкими полномочиями по обеспечению его требований.

    Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного контроля и надзора.

    Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении положений Закона о стандартизации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

    Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем, осуществляется в результате сертификации продукции, осуществляемой на основе Закона РФ от 10 июня 1993 №5151-1 «О сертификации продукции»1.

    Сертификация продукции - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

    Предусмотрена обязательная и добровольная сертификация.

    Обязательная сертификация осуществляется в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, такими как Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Закон Российской Федерации «Об оружии», Федеральный закон «О государственном материальном резерве», Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и др.

    Отсутствие обязательной сертификации препятствует реализации несертифицированной продукции на потребительском рынке (статьи 7 и 13).

    Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти. Сертификация производится в рамках систем сертификации. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Процедура сертификации в каждой системе имеет свои особенности, которые диктуются качествами сертифицируемой продукции. Можно наметить общую схему (подходящую, однако, не ко всем товарам), которая состоит в отборе образцов для исследования в испытательных лабораториях системы сертификации, их идентификации с представленной о них информацией, испытании образцов на соответствие требованиям стандартов, а также анализ состояния производства, если это требуется в данной системе сертификации. Результаты оформляются протоколом и направляются в орган, проводящий сертификацию. Он анализирует результаты испытаний и материалы проверок и решает вопрос о возможности выдачи или отказе в выдаче сертификата соответствия. Сертификат соответствия - это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности1.

    При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.

    Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

    Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет,

    Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

    что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

    Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

    Продавцы (а также изготовители, исполнители) обязаны:

    реализовывать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

    обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке; -

    указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика); -

    приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации; -

    обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

    Извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

    Ввоз импортируемой продукции также должен отвечать установленным требованиям: в условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти; сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

    В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации.

    За соблюдением продавцами (изготовителями, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется государственный контроль специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

    Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О стандартизации».

    Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем и на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

    Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

    Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

    Законом установлена уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность юридических и физических лиц за нарушение положений Закона о сертификации.

    Маркировка товаров

    Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам. Форму знака соответствия государственным стандартам, порядок маркирования этим знаком, а также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на маркирование ими продукции и услуг этим знаком устанавливает Госстандарт России1.

    Субъекты хозяйственной деятельности, которым выданы лицензии на маркирование продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам, а также сами продукция и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам. Порядок ведения указанного реестра и пользования им устанавливает Госстандарт России.

    См. Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 25 июля 1996 г. № 14.

    Информация о товаре

    Согласно ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребите-лей»1 продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

    Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: 1)

    обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары; 2)

    сведения об основных потребительских свойствах товаров; 3)

    цену и условия приобретения товаров; 4)

    гарантийный срок; 5)

    правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; 6)

    срок службы и (или) срок годности, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; 7)

    место нахождения изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; 8)

    информацию о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации; 9)

    информацию о правилах продажи товаров.

    Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация о сертификации представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

    Особые требования установлены законодательством в отношении потребительских свойств продуктов питания: сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления

    иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством РФ.

    Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории РФ, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

    Информация о товаре может быть признана ненадлежащей. Под ненадлежащей понимается недостоверная и недостаточно полная информация о товаре. За предоставление ненадлежащей информации о товаре, об изготовителе (исполнителе, продавце) установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) в виде возмещения убытков. Кроме того, предусмотрены санкции, налагаемые федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами.

    Loading...Loading...