Государственные испытания опытного образца не по методикам. Большая энциклопедия нефти и газа

27 января 2014 г. 08:45

"А мы тут, знаете, всё плюшками балуемся..."
из мультфильма "Карлсон вернулся"

Приемка информационной системы, безусловно, апофеоз всего проекта создания информационной системы. Пусть Вас не обманывает цитата в начале статьи, мероприятие это важное и серьезное. Думаю, что это праздник для обеих сторон, но, как известно, чтобы праздник прошел хорошо, к нему надо хорошо подготовиться.

Начать стоит с формата проведения приемочных испытаний, хотя, скорее всего он уже давно был определен, например, в контракте или техническом задании. Тем не менее, я бы выделил два варианта проведения этого мероприятия и назвал их условно: приемка системы «по понятиям» и приемка системы «по науке». С первым все достаточно понятно, но описать такую процедуру невозможно. Это может быть полная формальность — веселые посиделки с бодрящими напитками или же настоящая вакханалия, где упоминание технического задания является чем-то неприличным и даже оскорбительным. А вот на втором варианте хотелось бы остановиться поподробнее, возможно данная статья приоткроет начинающим специалистам, а боюсь что и некоторым старым воякам, занавесу таинства приемочных испытаний. Постараюсь также дать несколько советов, чтобы испытания прошли более продуктивно.

Немного о стандартах. В далекие времена, будучи студентом, я, как и многие молодые люди своего поколения скептически относился с различным стандартам и руководствам СССР, при этом, даже не вникая в их суть. Но прошло совсем немного времени и здравый смысл взял вверх, не только сам применяю ГОСТы, но и рекомендую их к применению другим. Конечно, в ГОСТах 80-90-хх годах есть явные атавизмы, тем не менее, сравниваю их с уставом вооруженных сил, они что называется «на крови писались» и поверьте, там много здравых мыслей. Специалистов знающих ГОСТы, равно как и документы, оформленные в соответствии с ГОСТ и РД, видно издалека и отличаются они явно в лучшую сторону.

Приемочные испытания проводятся в соответствии с ГОСТ 34.603-92 «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем» . Данный вид испытаний завершающий после предварительных испытаний и опытной эксплуатации. Цель данных испытаний — проверить соответствие автоматизированной системы требованиям Технического задания и сделать заключение о готовности Системы к вводу в постоянную эксплуатации.

Испытания проводятся по документу Программа и методикой приемочных испытаний (ПМИ). ПМИ разрабатывается с применением РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов» . Благодаря в первую очередь этому документу приемочные испытания «по понятиям» превращаются в приемочные испытания «по науке». ПМИ описывает все требования (функциональные и нефункциональные) Технического задания и ожидаемые результаты проверки.

Совет №1. ПМИ — это последний шанс для Заказчика повлиять на характеристики принимаемой информационной системы. Особенно если в ходе проекта разрабатывалось Техническое задание, которое в классическом понимании говорит «что делать» (цели и задачи, общие требования, требования к программному, техническому и документационному обеспечению, требования к персоналу и др.) и не разрабатывался Технический проект, который говорит «как делать» (конкретные технические решения по реализации конкретных требований Технического задания). Уделите достаточное время на разработку и согласование Программы и методики приемочных испытаний. Если хотите, это будет ваш устав на приемочных испытаниях.

Заказчику помимо согласования ПМИ не забыть издать приказ о составе приемочной комиссии, и каждого его члена под подпись ознакомить с ПМИ. Кого включать в комиссию — личное дело Заказчика. Рекомендую, чтобы в ней обязательно были:

  • Функциональные заказчики
  • Представители подразделений — ключевые пользователи Системы
  • Представители технических подразделений, которые в дальнейшем будут обслуживать Систему

А также не были (относится к обеим сторонам):

  • Слабонервные и неуравновешенные сотрудники
  • Сотрудники не умеющие слушать и плохо выражающие свои мысли
  • Внештатные сотрудники, представляющие компании конкурентов

Совет №2. Хотите, чтобы на приемочных испытаниях автоматизированной системы все было «по-взрослому»? Помимо проверки функциональных требований выполните:

  • Развертывание программного обеспечения Системы «с нуля»
  • Проверку заявленных временных показателей полного и частичного восстановления Системы
  • Проверку быстродействия Системы путем замера времени выполнения ключевых функций, пусть и в монопольном режиме. Конечно, данные показатели должны быть изначально описаны в Техническом задании, или стороны будут обречены на спор, что есть «комфортное время» выполнения той или иной операции. Мое субъективное мнение уже много лет остается прежним — до 3 сек. на выполнение основных простых операций, далее нужно исходить из конкретной ситуации
  • Проверку устойчивости и надежности Системы. Даже такого элементарного теста будет вполне достаточно - открываем интерфейсную форму внесения данных, выдергиваем сетевой шнур или разрываем соединение Wi-Fi, пытаемся сохранить данные, получаем адекватное сообщение, восстанавливаем соединение и повторяем попытку сохранения. Если это веб-приложение рекомендую проверять корректность повторной загрузки страниц, то есть после открытия той или иной формы/страницы, после выполнения команды сохранения данных и т.п., принудительно вызвать команду обновления (в браузерах это обычно клавиша F5)
  • Проверку комплектности и качества документации. Лучше эту часть выполнить до начала испытаний, т.к. она требует достаточно много времени. Непосредственно на самих испытаниях озвучить результаты данной проверки

А вообще начните с проверки соответствия общесистемного программного (операционные системы, офисные пакеты, системы управления базами данных и др.) и технического обеспечения Системы (сервера, клиентские станции, каналы связи и др.) заявленным требованиям в Техническом задании. Несоответствия в этих пунктах может стать обоснованной причиной недостижения характеристик Системы заявленным показателям и даже полного невыполнения отдельных функций Системы.

Совет №3. Приемочные испытания проводите на контрольном наборе данных. В Систему должны быть в загружены данные как минимум сопоставимые с плановым объемом данных за первый год работы. Пусть это будет автоматически сгенерированная информация, качество контента тут не на первом месте. Если в процессе опытной эксплуатации необходимый объем данных уже был сформирован — отлично.

Совет №4. Часто в Технических заданиях пишется фраза «Система должна обеспечивать одновременную работу N пользователей». Исполнитель в первую очередь обеспечивает наличие необходимого количества конкурентных лицензий (если такая политика лицензирования предусмотрена). Не стесняйтесь спросить каким образом организационно или технически было обеспечено выполнение данного требования. Если были проведены нагрузочные испытания (в автоматизированном и/или ручном режиме), попросите предоставить протокол и программу проведения. Если данные тесты будут запущены прямо на испытаниях, честь и хвала Исполнителю.

По результатам проведения приемочных испытаний оформляется протокол (отчет) о результатах испытаний, в его составе может быть приложение с описанием выявленных замечаний и сроках их устранения (не забывайте об этом), а также акт технического состояния Системы и готовности ее приемки в промышленную эксплуатацию. Содержание данных документов также описано в РД 50-34.698-90 «Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».

После успешных испытаний по старой русской традиции новорожденную Систему нужно «обмыть», правда этого я так и не нашел ни в одном ГОСТе.

(4,44 - оценили 9 чел.)

Да нет, не так. Просто время другое и работа у нас другая.

Раньше был заказчик в лице государства, был исполнитель (например НИИ какой-то), был бенефициар - завод какой-то. Заказчик конечно хотел, чтобы то что сделал исполнитель соответствовало первоначальным требованиям бенефициара. Иначе коррупция, не целевое расходование средств и все такое.

Вот новая контрактная система, которая идет на смену 94 ФЗ тоже хочет на выходе контролировать итог работ. Там, вероятно, потребуются "приемочные испытания" именно для заказчика. Для того и стандарты обновят со временем (в законодательстве таможенного союза такое уже есть для оборудования и машин). И заплатит за это сам заказчик, т.е. государство.

Cтраница 1


Приемочные испытания проводят в соответствии с заданными программой и методикой при предъявлении технического задания на создание АС, рабочих журналов, актов приемки и завершения работ по опытной эксплуатации. В процессе этих испытаний проводят проверку функционирования АС в условиях, указанных в ТЗ, автономно и в составе комплекса, а также проверку средств восстановления работоспособности АС после отказов и возможность практического выполнения всех рекомендованных процедур. Протоколы испытаний по программе обобщают в едином протоколе, на основании которого делают заключение о соответствии системы требованиям ТЗ и возможности оформления акта приемки АС в постоянную эксплуатацию.  

Приемочные испытания должны производиться 2 раза: первичные в течение 3 мес.  

Приемочные испытания проводят испытательные организации и подразделения, входящие с систему государственных организаций по государственным испытаниям, или другие организации и предприятия, привлеченные головной организацией к проведению приемочных испытаний в установленном порядке с участием предприятия-изготовителя и разработчика.  

Приемочные испытания проводят с целью определения целесообразности и возможности производства продукции. Испытаниям подвергаются опытные или головные образцы (партии) продукции, аттестованной комиссией с использованием аттестованного испытательного оборудования.  

Приемочные испытания проводят для определения целесообразности и возможности постановки продукции на производство. Приемочные испытания изделий единичного производства проводят для решения вопроса о целесообразности передачи этих изделий в эксплуатацию. Испытаниям подвергают опытные или головные образцы (партии) продукции. При поставке на производство семейства, гаммы или типоразмерного ряда продукции типовой представитель выбирают исходя из условия возможности распространения результатов его испытаний на всю совокупность продукции. Приемочные испытания проводят аттестованные испытательные подразделения с использованием аттестованного испытательного оборудования. Продукцию, закрепленную за головными организациями по испытаниям, проверяют указанные организации.  

Приемочные испытания должны проводиться на опытном образце электрической машины, поэтому объем этих испытаний достаточно велик. Так, для машин постоянного тока программа приемочных испытаний содержит 17 пунктов, для синхронных машин - 22 пункта, для асинхронных двигателей - 16 пунктов.  

Приемочные испытания не могут обнаружить описанного повреждения программы, поскольку оно никак не влияет на конструкцию, а программа-имитатор может его выявить лишь в редких случаях, так как диапазон злонамеренных действий слишком велик, чтобы целесообразно было реализовать в имитаторе все возможные опасные ситуации.  

Приемочные испытания проводят ведомственная, межведомственная или государственная комиссии после успешного завершения предварительных испытаний. Дополнительно к объему предварительных испытаний во время приемочных испытаний определяют расход масла или смазывания цилиндров, сальников, подшипников и кривошипно-шатунного механизма.  

Приемочные испытания проводятся по наиболее подробным программам, установленным стандартами или ТУ для данного вида машин. Их целью является проверка соответствия выпускаемых машин всем техническим требованиям. Приемочным испытаниям подвергаются головные образцы - первые промышленные образцы машин данного типа, выпущенные предприятием. Число образцов, которое необходимо взять для проведения приемочных испытаний, устанавливается в стандартах или ТУ на данный тип машин. Все последующие машины должны выпускаться предприятием без изменения конструкции, технологии или применяемых для изготовления материалов.  

Приемочные испытания проводят с целью выявления действительной эксплуатационной характеристики машины, а также установления правильности работы узлов (передач, подшипников, тормозов и пр. Приемочные испытания проводят на испытательной площадке в условиях, близких к эксплуатационным. Результаты испытаний заносятся в паспорт машины. Если при испытании обнаружены дефекты, их записывают в дефектную ведомость и затем устраняют.  

Приемочные испытания проводятся для проверки показателей, гарантированных поставщиком оборудования. Программа этих испытаний обычно предусматривает проведение ряда балансовых опытов повышенной точности при режимах, подлежащих проверке в соответствии с гарантийными данными поставщика.  

Приемочные испытания - это официальные испытания в присутствии комиссии, по результатам которых делается вывод о целесообразности начала серийного производства, а для насосов индивидуального производства - о сдаче в эксплуатацию. Одновременно определяются и включаются в документацию полученные при испытаниях параметрические показатели и характеристики насоса. В дальнейшем по этим показателям и характеристикам с учетом допустимых отклонений производится контроль качества серийных насосов.  

Приемочные испытания устанавливают соответствие фактической эксплуатационной характеристики машины техническим условиям и проводятся на специальных стендах в условиях, максимально приближающихся к эксплуатационным.  

Приемочные испытания металлорежущих станков в соответствии с общими техническими условиями на их изготовление и приемку производят на холостом ходу для проверки работы механизмов и под нагрузкой для определения производительности, точности и чистоты обработки. В процессе испытания производят проверку всех включений, переключений и передач органов управления для определения правильности их действия, взаимной блокировки, надежности фиксации и отсутствия самопроизвольных смещений, отсутствия заедания, провертывания и пр.  

Приемочные испытания представляют собой один из важнейших этапов создания нового автомобиля. Их целью является: всесторонняя проверка эксплуатационных свойств опытных образцов в разнообразных дорожно-климатических условиях согласно техническому заданию на разработку (в том числе в жарком климатическом районе и холодном); определение фактических значений всех важнейших параметров; выявление надежности автомобиля в целом, а также его основных узлов, агрегатов и систем; установление степени соответствия созданного автомобиля целевому назначению и определение целесообразности постановки нового образца на производство. На приемочные испытания представляют в среднем два - четыре образца. Испытания включают проведение значительного числа лабораторных и лабораторно-дорожных работ по определению технических и эксплуатационных показателей и пробегов автомобилей во всех характерных условиях их предполагаемой эксплуатации.  

Разработку КД и ТД, а при необходимости программной документации, проводят по правилам, которые установлены стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Единой системы программной документации (ЕСПД).

Управление проектированием должно отвечать требованиям 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001. Если реализуется первая модель, то в соответствии с НПБ 180-99 по требованию ГУГПС разработчик (производитель) разрабатывает технический проект (требования к техническому проекту изложены в ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект), который согласовывает с ГУГПС и ВНИИПО. При реализации второй и третьей моделей решение о необходимости разработки технического проекта принимает заказчик или разработчик.

Независимо от реализуемой модели права на разработанную КД определяются договором между заказчиком и разработчиком (производителем и изготовителем). Решение вопроса о правах на КД является одним из ключевых при разработке и постановке на производство пожарной техники. При реализации первой и второй модели права на КД выгоднее оставлять за заказчиком (структурами ГПС). Это позволяет заказчику (структурам ГПС) принимать решение о выдаче или лишении лицензии на изготовление ПА, создавать конкуренцию при передаче КД новому изготовителю, тем самым влиять на производителя или изготовителя. Если права на КД принадлежат ГПС, то это позволяет размещать заказы на изготовление уже разработанных ПА на предприятиях, удовлетворяющих требованиям ГПС. В противном случае, при смене изготовителя приходится заново разрабатывать КД, что требует много времени и связано со значительными материальными расходами. Подобная ситуация уже возникала в истории производства пожарной техники России: при отделении Украины пришлось заново организовывать производство, а следовательно, КД и ТД для ПА, аналогичных тем ПА, которые производились на заводе в пос. Ладан Прилукского района Черниговской области.

Для подтверждения соответствия разработанной конструкторской документации ТЗ изготавливают опытный или головной образец ПА: опытный – для серийного производства; головной – для несерийного. При создании единичного ПА головной образец, как правило, подлежит реализации заказчику. Опытный или головной образец ПА подвергается процедурам контроля и испытаний в соответствии с требованиями 4.10 – 4.12 ГОСТ Р ИСО 9001. Объем и содержание испытаний, необходимых для предотвращения постановки на производство не отработанной, не соответствующей ТЗ продукции, определяет разработчик с учетом новизны, сложности, особенностей производства и применения ПА, а также требований заказчика. При этом обязательно должны быть проведены испытания на соответствие всем требованиям стандартов и нормативных документов органов, осуществляющих надзор за соблюдением требований техники безопасности (стандартами ССБТ) и охраны природы.

В соответствии с ГОСТ 15.201-2000 и НПБ 180-99 опытный или головной образец ПА подвергают следующим видам испытаний: предварительным (заводским), приемочным, эксплуатационным.

Предварительные (заводские) испытания организует исполнитель ОКР в целях предварительной оценки соответствия опытного или головного образца ПА требованиям ТЗ, а также для определения готовности опытного или головного образца ПА к приемочным испытаниям. Испытания должны проводиться производителем (изготовителем) ПА или специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида испытаний. Состав комиссии предварительных испытаний формирует производитель ПА на основании изданного им приказа. В состав комиссии должны входить представители производителя (разработчика и изготовителя) и ГПС. Программу и методику испытаний разрабатывает производитель и согласовывает ее с ГУГПС и ВНИИПО. Предварительные испытания должны включать в себя боевые развертывания в целях определения времени их выполнения. Схемы боевых развертываний выбираются в соответствии с Наставлением по пожарно-строевой подготовке.

Материалы предварительных (заводских) испытаний в составе ТЗ, проекта ТУ, программы и методики испытаний, акта предварительных (заводских) испытаний направляются заказчику на рассмотрение для решения вопроса об организации приемочных испытаний. При реализации первой модели в соответствии с требованием НПБ 180-99 перечисленные материалы направляются в ГУГПС и ВНИИПО.

При создании ПА по первой модели организуются и проводятся государственные приемочные испытания, по второй и третьей модели – приемочные испытания с участием соответствующих органов государственного надзора и других заинтересованных организаций. Государственные приемочные испытания по ГОСТ 15.201-2000 организует государственный заказчик, если иное не оговорено договором (контрактом). Особенность государственных приемочных испытаний ПА заключена в том, что по НПБ 180-99 состав комиссии по приемке ПА формирует по согласованию с ГУГПС производитель (изготовитель), который издает соответствующий приказ по организации. Председателем комиссии назначают представителя ГУГПС, по согласованию с которым назначают место и время проведения приемочных испытаний.

Приемочные испытания опытных образцов ПА по второй и третьей модели ОКР в соответствии с ГОСТ 15.201-2000 организует разработчик ПА. При реализации второй модели состав комиссии формирует заказчик совместно с разработчиком, председателем комиссии назначается представитель заказчика, если иное не оговорено договором (контрактом). В случае выполнения ОКР при инициативной разработке (без конкретного заказчика) приемочные испытания организует разработчик, а приемочная комиссия, как правило, формируется из представителей потенциальных потребителей ПА, структур ГПС, государственных и надзорных органов.

Независимо от реализуемой модели ответственность за проведение приемочных испытаний несет их организатор. По ГОСТ 15.201-2000 при согласии заинтересованных сторон допускается проводить приемочные испытания без назначения комиссии, но с возложением ее функций и обязанностей на соответствующие службы организации, проводящей испытания, что должно быть отражено в ТЗ и (или) договоре (контракте) на выполнение ОКР. В проведении приемочных испытаний, независимо от места их проведения, вправе принять участие изготовитель и органы государственного надзора (ОГН), которые должны быть информированы о предстоящих испытаниях за один месяц до их начала. Все ОГН, определенные действующим законодательством для данной продукции, либо участвуют в приемочных испытаниях, либо дают заключения по результатам испытаний. При отсутствии представителя ОГН или его заключения считают, что ОГН согласен на приемку продукции или не заинтересован в ней.

Приемочной комиссии по НПБ 180-99 предъявляют: опытный образец ПА, укомплектованный согласно ТЗ; техническое задание; программу и методику испытаний; акт предварительных (заводских) испытаний с протоколами испытаний; конструкторскую документацию (литеры "О").

Программу испытаний разрабатывают на основе требований ТЗ, КД с использованием типовых программ, типовых (стандартизованных) методик, изложенных в предписывающих документах . В программу испытаний включают: объект испытаний (опытный или головной образец ПА); цель испытаний; объем испытаний; условия и порядок проведения испытаний; материально-техническое обеспечение испытаний; метрологическое обеспечение испытаний; отчетность по испытаниям. Программа и методика приемочных испытаний должны включать проверку качества рабочей КД и эксплуатационной документации для принятия решения о пригодности документации к промышленному производству.

В методику испытаний включают: оцениваемые характеристики (свойства, показатели) ПА; условия и порядок проведения испытаний; способы обработки, анализа и оценки результатов испытаний; используемые средства испытаний, контроля и измерений; отчетность. Если используются нестандартизованные методики, то они должны быть согласованы с соответствующими ОГН.

По результатам проведения приемочных испытаний и рассмотрения представленных материалов комиссия составляет акт, в котором:

1. Устанавливает соответствие образца разработанного (изготовленного) ПА требованиям ТЗ.

2. Дает оценку технического уровня и конкурентоспособности ПА, в том числе в патентно-правовом аспекте.

3. Оценивает разработанную техническую документацию (включая проект ТУ).

6. Делает замечания и вносит предложения по доработке ПА и документации.

По ГОСТ 15.201-2000 акт приемочной комиссии утверждает заказчик. Утверждение акта приемочной комиссии, содержащего положительную оценку, означает окончание разработки; прекращение действия ТЗ; согласование представленных ТУ, технической документации. По НПБ 180-99 акт приемки опытного образца ПА, содержащий положительную или отрицательную оценку результатов разработки, утверждает председатель комиссии. Причем при наличии замечаний, требующих проведения дополнительных испытаний, доработки опытного образца, внесения изменений в документацию, председатель комиссии имеет право принять решение об утверждении акта после устранения замечаний. При этом члены комиссии, не согласные с общей оценкой разработки, указывают в акте особое мнение с его обоснованием.

Эксплуатационные испытания опытного или головного образца ПА проводят в подразделении ГПС в соответствии с Наставлением по технической службе. Обучение личного состава работе на ПА проводит производитель (изготовитель) ПА. На основании результатов испытаний специалисты ГПС готовят заключение, в котором указывают: данные о работе ПА за период эксплуатационных испытаний (выписка из журнала учета наличия, работы и движения автомототехники); сведения о неисправностях ПА (выписка из журнала ТО); оценку комплектности и удобства размещения ПТВ, а также предложение по дополнительной комплектации ПА ПТВ и изменению размещения ПТВ; схемы и условия проведения боевого развертывания и время их выполнения; оценку ходовых свойств ПА
(см. гл. 6 учебника); соответствие ТТХ ПА выполняемым боевым задачам; эффективность применения ПА при выполнении боевых задач.

Loading...Loading...