Требования безопасности перед началом работы, требования безопасности во время работы, требования безопасности по окончании работ - техника безопасности при работе слесаря контрольно-измерительных приборов и автоматики. Требования безопасности при работе

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Типовая инструкция № 1 по охране труда для водителей автомобилей

Утверждена приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса России от 27.02.96 № 16

Разработана Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта.

Утверждена приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. № 16.

Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.

Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. № 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95 .

Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.

В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В., Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж..Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности к работе водителя автомобиля (далее - водителя).

1.2. Водитель должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

При вывешивании автомобиля и работ под ним (Инструкция № 17);

При снятии и установке колес автомобиля (Инструкция № 18);

При буксировке, сцепке, расцепке автомобилей или автомобиля, прицепа, полуприцепа (Инструкция № 19);

При передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (Инструкция № 20);

По предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция № 23).

Заметив нарушение требований безопасности любым работником, водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Водитель должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Водитель должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. К управлению автомобилем допускаются лица, имеющие соответствующее водительское удостоверение, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.

2.2. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

2.3. Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии.

2.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.5. Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

Вывешенный автомобиль или его агрегаты;

Горячая вода и пар;

Легковоспламеняющиеся вещества;

Газы и другие токсичные вещества;

Этилированный бензин;

Оборудование, инструмент, приспособления;

Падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении по территории.

2.5.1. Автомобиль, вывешенный только подъемным механизмом, представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя.

2.5.2. Горячая охлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги.

2.5.3. Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва.

2.5.4. Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в организм человека, приводят к тяжелым отравлениям.

2.5.5. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

2.5.6. Оборудование, инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправности приводят к травмам.

2.6. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.

2.7. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты выдаются:

2.7.1. Водителям грузовых автомобилей, специальных автомобилей автокранов и тягачей:

Комбинезон хлопчатобумажный;

Рукавицы комбинированные двупалые.

Зимой в особом и IV поясах дополнительно:

Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;

Валенки.

2.7.2. Водителям автобусов и легковых автомобилей:

Перчатки хлопчатобумажные.

2.7.3. Водителям всех автомобилей, работающих на этилированном бензине, при работе на линии дополнительно:

Фартук резиновый с нагрудником;

Перчатки резиновые;

Нарукавники хлорвиниловые.

2.7.4. Зимой в районах, отнесенных к II , III , IV и особому климатическим поясам, водителям, занятым на наружных работах, к теплой спецодежде дополнительно выдается обогревающий комплект типа "Пингвин".

2.8. Водитель должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.9. Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, а также нарушения в упаковке или креплении груза водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности - сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.

2.10. При направлении для совместной работы двух и более человек водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.

2.11. Газобаллонные (газодизельные) автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на работу на бензин (дизельное топливо).

Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной разовой системой питания запрещается.

При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания (до полной остановки карбюраторного двигателя), после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя.

2.12. Водитель должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

2.13. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в , водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

3.1. Перед выездом на линию водитель должен:

3.1.1. Пройти предрейсовый медосмотр.

3.1.2. Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

3.13. Совместно с механиком КПП проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:

Исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т, д.;

Отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;

Давление воздуха в шинах и их исправность;

Надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарем и их исправность.

3.1.4. Автомобили, работающие на газовом топливе, должны ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью специальных приборов (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией.

Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

3.2. Перед пуском двигателя водитель должен:

Отключить и отсоединить элементы подогрева;

Затормозить автомобиль стояночным тормозом;

Поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;

Проверить герметичность системы питания;

Проветрить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).

3.3. Водитель может использовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.

3.4. При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

Не брать рукоятку в обхват;

Пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;

При ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

Не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.

3.5. Водителю запрещается:

Производить пуск двигателя путем буксировки;

Подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем;

Выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании;

Оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили: они должны быть полностью открыты или закрыты;

Применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вентилей;

Ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением;

Останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;

Проверять герметичность соединений газопроводов, газовой аппаратуры и арматуры огнем;

Эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

4.1, При работе на линии водитель должен:

4.1.1. Начинать движение автомобиля только убедившись в отсутствии помех на пути движения. На автомобиле-самосвале дополнительно только при опущенном кузове.

4.1.2. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины, кузова автомобиля.

4.1.3. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.1.4. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.

4.1.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.

4.1.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей.

4.1.7. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т. п.) требовать выделения человека для организации движения автомобиля.

4.1.8. При движении автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, для обеспечения устойчивости автомобиля на поворотах снизить скорость движения.

4.1.9. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пэра в сторону открывающего.

4.1.10. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.

4.1.11. Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.

4.1.12. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

4.1.13. При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

4.1.14. Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля прибегать к помощи другого лица.

4.1.15. Получить дополнительный инструктаж от работодателя при направлении на работу в отрыве от основной базы, на ледовых дорогах, переправах через водоемы и в условиях бездорожья в соответствии с действующими Правилами по охране труда на автомобильном транспорте.

4.1.16. Перед направлением на работу в карьер получить дополнительный инструктаж в соответствии с Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа.

4.1.17. При прекращении движения газобаллонного (газодизельного) автомобиля для стоянки более 10 минут перекрыть магистральный вентиль, а менее 10 минут - разрешается магистральный вентиль оставлять открытым.

4.1.18. Перед заправкой автомобиля газовым топливом остановить двигатель и закрыть расходные вентили.

4.1.19. После наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затем наполнительный вентиль на автомобиле и отсоединить газонаполнительный шланг.

Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизируется, немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.

4.1.20. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.

4.1.21. Выполнять требования, указанные в -

4.1.22. Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля запрещается.

4.1.23. Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля, если в нем не предусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее чем на 15 см.

4.1.24. Проверять соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов - потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

4.1.25. Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должна устанавливаться вертикально (пробкой вверх).

4.1.26. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или нарощенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.

4.1.27. Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.

4.1.28. Следить, чтобы ящичный, катно-бочковый и другой штучный груз был уложен плотно, без промежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладки и распорки.

4.1.29. Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.

4.1.30. Перевозить пылящие грузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами и уплотнителями.

Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.

4.1.31. Перевозить грузы, превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

4.1.32. Грузы, превышающие габариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), перевозить на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины следить, чтобы более короткие грузы располагались сверху.

4.1.33. Следить, чтобы при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т. п.) на автомобиль с прицепом-роспуском оставлялся зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

4.1.34. Принимать и перевозить опасные грузы и пустую тару из-под них в соответствии с Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

4.1.35. Следить, чтобы на всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, были ярлыки, обозначающие вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.

4.1.36. Налив и слив автоцистерн производить самотеком или с применением насосов через исправные шланги или трубы.

4.1.37. При автоматической системе налива легковоспламеняющихся жидкостей находиться у пульта аварийной остановки налива, а при наливе аммиачной воды в цистерны - находиться с наветренной стороны.

4.1.38. Перед погрузкой опасных грузов на автомобиль и выгрузкой их из автомобиля выключить двигатель (за исключением налива нефтепродуктов в автоцистерну, а также налива, производимого с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в таком случае должен находиться у пульта управления насосом).

4.1.39. Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т. п.

4.1.40. Осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки и надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).

4.1.41. Не допускать проезда людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах.

4.1.42. При перевозке контейнеров соблюдать меры предосторожности:

Не тормозить резко;

Снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги;

Обращать внимание на достаточную для проезда высоту ворот, путепроводов, контактных сетей, деревьев и т. п.

4.1.43. При отсутствии колесо отбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое он может подъезжать для разгрузки.

4.1.44. Следить за тем, чтобы перед началом производства погрузочно-разгрузочных работ под раму прицепа-панелевоза был установлен козелок во избежание его опрокидывания (при погрузке - со стороны погрузки, при выгрузке - с противоположной стороны).

4.1.45. Ставить свой автомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой.

При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.

При погрузке или разгрузке груза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова, подавать автомобиль вплотную к ним.

4.1.47. В случае обнаружения при работе на объекте грузоотправителя или грузополучателя нарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.

4.1.48. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни автомобиля.

4.1.49. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

4.1.50. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

4.1.51. В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы, штанги).

4.1.52. При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

4.1.53. Перед началом работы автокран, автомобиль с монтажным подъемником и т.п. устанавливать на горизонтальной площадке с обязательной установкой выдвинутых опор. Под башмаки опор должны подкладываться специальные деревянные подкладки. Запрещается:

Устанавливать автокраны, монтажные подъемники и т. п. у края рва, кювета, обрыва и т.п., где возможно оползание грунта;

Работать при невыдвинутых и незапертых опорах;

Использовать в качестве подкладок случайные предметы;

Передвигать автомобиль с поднятыми в люльке людьми или поднятым грузом;

Сидеть на бортах поднятой люльки;

Устанавливать автокраны, автомобили-самосвалы, автомобили с монтажными подъемниками и т. п. вблизи линии электропередач без специального разрешения;

Производить работы в темное время суток без достаточного освещения.

4.2. Водителю запрещается:

Выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;

На заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;

Допускать работу двигателя на смеси двух топлив - бензина и газа (за исключением газодизельного);

Использовать грузоподъемный борт автомобиля для подъема или опускания людей;

Курить в кабине газобаллонного (газодизельного) автомобиля;

Курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;

Перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;

Загораживать грузом двери кабины;

Грузить длинномерные грузы выше стоек коников;

Во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъемного механизма (за исключением водителя автомобиля самопогрузчика);

Перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;

Перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;

Перевозить людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;

Перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей больше, чем это указано в паспорте завода-изготовителя;

Перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;

Перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;

Совместно перевозить опасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы;

Подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если в ней нет ограждения;

Ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;

При заправке газовым топливом стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;

Подтягивать гайки соединений газовой системы, находящейся под давлением, и стучать по ним металлическими предметами;

Работать без рукавиц при заправке газовым топливом;

Заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;

Заправлять газом баллоны, срок освидетельствования которых истек;

Допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. Водитель должен:

5.1.1. Немедленно сообщить работодателю о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.

5.1.2. Оказать пострадавшему при несчастном случае первую доврачебную помощь (Типовая инструкция № 22), помочь доставить его в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение или, при необходимости, вызвать медицинских работников на место происшествия.

5.13. В случае неисправности газовой системы питания немедленно закрыть расходные и магистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство и другие отсеки, где проходит газопровод.

5.1.4. При обнаружении утечки газа из арматуры баллона выпустить или слить газ с соблюдением мер безопасности. Выпуск сжатого или слив сжиженного газа в условиях автотранспортного предприятия должен производиться только на специально оборудованных постах.

5.1.5. Магистральный и расходные газовые вентили открывать медленно во избежание гидравлического удара.

5.1.6. При выпуске сжатого природного газа или сливе сжиженного нефтяного газа не курить и не пользоваться открытым огнем, не вести работы, не имеющие отношения к выпуску или сливу газа.

5.1.7. При обнаружении на линии утечки газа из системы питания, за исключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и, если это возможно, принять меры к устранению неисправности или сообщить на предприятие.

5.1.8. При утечке газа из арматуры баллона отогнать автомобиль в безопасное для окружающих место и выпустить или слить газ из баллона.

5.2. Запрещается выпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

6.1. По окончании работы водитель обязан:

6.1.1. Выполнять требования безопасности, изложенные в ,

6.1.2. После постановки автомобиля на ночную или длительную стоянку закрыть расходные вентили (для сжатого газа) или магистральный вентиль (для сжиженного газа), выработать газ из системы питания, после чего выключить зажигание и отключить "массу".

6.1.3. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.

6.1.4. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

6.1.5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Представленные типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и другими нормативными и методическими документами предназначены для создания информационно-методической базы по охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.

На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются и утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а также для отдельных наиболее травмоопасных видов работ. Ответственность за своевременную и качественную разработку инструкций по охране труда на каждом автотранспортном предприятии возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так как они наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им рабочих. Для оказания методической помощи в разработке инструкций и их согласовании должны привлекаться работники службы охраны труда предприятия.

Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для работающих должно соответствовать приложениям 1,2,3*.

* Не приводятся- Примеч. Ред.

Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, - не реже одного раза в три года.

Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении технологического процесса, условий труда, применении нового оборудования и в ряде других случаев. Пересмотренные инструкции утверждаются в установленном порядке.

Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.

Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и т. п.

Результаты проведенных исследований показывают, что при выполнении производственного задания рабочий, как правило, основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи - как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В то же время другая, не менее важная задача - как при выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная деятельность) - или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им как второстепенная.

В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор материала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного случая и методах, позволяющих правильно и безопасно выполнять ту или иную работу.

Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:

Общие положения;

Требования безопасности перед началом работы;

Требования безопасности во время работы;

Требования безопасности в аварийной ситуации;

Требования безопасности по окончании работы.

Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия обязательным минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать решения о дополнительной бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви (за исключением брезентовой, меховой и овчинно-шубной) за счет средств фонда социального развития (постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.88 № 1032). В связи с этим в инструкции для работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и СИЗ, которые оно будет выдавать работающим.

В третьем разделе, наряду с требованиями безопасности перед началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические мази и кремы (исходя из местных условий), которыми должен пользоваться рабочий для защиты кожи рук.

Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых, как показывает практика, наиболее часто наблюдается нарушение правил и норм охраны труда и, следовательно, наиболее часто происходят несчастные случаи. Инструкции по этим видам работ выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.

Все представленные типовые инструкции охватывают только основные профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях. Что касается инструкций для других профессий, в частности для персонала, обслуживающего электроустановки, котельные, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, и другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых правил и нормативно-технических документов.

    К лабораторной работе допускаются студенты, прошедшие инструктаж по охране труда и изучившие методические указания.

    В лабораторной работе используются приборы и устройства,питающиеся от сети напряжением 220 В: стенд, имитирующий помещения, измеритель шума ВШВ-003-М2. Опасными местами являются токоведущие части, корпуса розеток, штепсели вилок. Напряжение 220 В , подаваемое на приборы и устройства, представляет опасность для жизни!

    1. Требования безопасности перед началом работы

Убедиться в исправности стенда, прибора ВШВ-003-М2, соединительных проводов путем внешнего осмотра и пробных включений.

Ознакомиться с расположением и назначением переключателей на лабораторном стенде и на передней панели измерительного прибора ВШВ-003-М2.

    1. Требования безопасности во время работы

После полного усвоения теоретических сведений и порядка выполнения работы приступить к выполнению лабораторной работы.

Измерительный прибор не закреплен на лабораторном столе. Соблюдать осторожность, чтобы не уронить прибор на пол.

При обнаружении неисправностей прибора или лабораторного стенда отключить их от сети питания и сообщить преподавателю.

При выключении питания браться толькоза вилку , а не за шнур.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ включать приборы в электрическую сеть влажными руками!

Внимание ! Включать источник шума только на время замеров уровней шума.

    1. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    Электрические приборы (прибор, стенд) немедленно отключить :

    при попадании человека под напряжение;

    при появлении дыма, огня или специфического запаха, возникающего при нагреве изоляции;

    при сильном нагреве корпусов приборов и оборудования;

    при обнаружении опасной ситуации на других лабораторных стендах.

При повреждении элементов электросети (штепсельные вилки, розетки, изоляции электропроводов) работу приостановить и поставить в известность преподавателя, ведущего занятие.

  1. При поражении человека электрическим током необходимо:

    освободить пострадавшего от действия электрического тока, для чего отключить электропроводку (шнур с вилкой, выключатель, рубильник) или освободить его от контакта с токоведущими частями другими способами (оттянуть пострадавшего за сухую одежду).

    Немедленно вызвать: скорую медицинскую помощь по телефону 03– городская связь, 112 – единая служба спасения – мобильная связь.

    Если у пострадавшего отсутствует пульс и дыхание, необходимо немедленно произвести искусственное дыхание, чередуя его с непрямым массажем сердца.

    Если сердцебиение сохранилось, но отсутствует дыхание, производить только искусственное дыхание.

    Если сохранялось и сердцебиение, и дыхание, пострадавшего нужно уложить на твердую, гладкую поверхность (стол, скамья), расстегнув стесняющие части одежды.

    При эвакуации соблюдать спокойствие, действовать быстро, но без паники.

    1. Требования безопасности по окончании работы

    Отключить электроприборы и стенд от сети.

    Привести в порядок рабочее место.

    Сообщить об окончании работы преподавателю.

По окончании работы слесарь обязан:

6.1.1 Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.

6.1.2 Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.

6.1.3 Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.

6.1.4 Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

6.1.5 Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

6.1.6 Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

6.3 Противопожарные мероприятия

По классу пожароопасности помещение относится к категории В.

Возможные классы пожара В2 (горение жидких веществ, растворимых в воде) и С (горение газообразных веществ).

Степень огнестойкости участка II согласно СНиП 21-01-97.

Помещение, где происходит техническое обслуживание с повышенной опасностью, т.к. существует возможность одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с землей металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам, механизмам и т.п., с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования - с другой (ПУЭ (6-е изд.) разд. 1.1.13) . Электросеть 380 В 50 Гц. По степени опасности поражения электрическим током помещение относится ко 2 классу, т.е. сети с U < 1000 В с глухозаземленной нейтралью .

Основными причинами возгорания являются:

Несоблюдение норм пожарной безопасности персоналом предприятия.

Нарушение технологического процесса (сварочные работы, использование электрооборудования), которое приводит к возникновению пожара.

Использование неисправного оборудования в процессе работы на предприятии.

Здание не оборудовано необходимым пожарным оборудованием: оборудованные пожарные шкафы, щиты, а также огнетушители.

Пожарная безопасность обеспечивается системой предотвращения пожара и системой противопожарной защиты. Требования к указанным системам определены ГОСТ, ППБ .

Средства пожаротушения. Помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта АТС и их агрегатов, а также хранения АТС оборудовано средствами пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Выбор типа и необходимого количества первичных средств пожаротушения на участке ТО произведен в зависимости от их огнетушащей способности, с учетом категории помещения предельной площади тушения, класса пожара горючих веществ и материалов в помещении.

Число первичных средств пожаротушения на участке ТО принимается с учетом норм :

пенные огнетушители вместимостью 10 л (ОВП-10) – 1 шт.;

порошковые огнетушители ОП-1 – 2 шт.;

ящик с песком вместимостью 0,5 м 3 и лопатой – 1 шт.;

войлок, асбестовое полотно или кошма 2х2 м – 2 шт.

Один раз в 10 дней необходимо производить внешний осмотр и очистку от загрязнения огнетушителей. На ящики с песком необходимо нанести надпись: «Песок на случай пожара!»

На участке разработан план эвакуации при пожаре, в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации (п. 3.14 ГОСТ Р 12.2.143-2002).

На плане эвакуации условными обозначениями указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, места расположения противопожарного оборудования, аварийных телефонов связи, средств первой медицинской помощи и дополнительных средств спасения.

Сплошными зелеными стрелками показаны основные рекомендуемые пути эвакуации а пунктирными стрелками резервные пути эвакуации.

Взрыво и пожаро безопасность участка обеспечивается организационно-техническими мероприятиями и мерами противопожарной защиты.

Помещение участка имеет несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом огнестойкости 0.75-1 час.

Охранно-пожарная сигнализация в агрегатном участке осуществляется при помощи телефонной связи и электрической пожарной сигнализации (ЭПС) автоматического действия.

В качестве тепловых извещателей максимального действия применена датчик ТПТ-3, срабатывающий при достижении температуры окружающего их воздуха выше критически заданной, например 60, 80 или 200 град. С.

6. 3 Защита окружающей среды

Основным источником загрязнения воздушного бассейна при эксплуатации автомобильного транспорта являются двигатели внутреннего сгорания, которые загрязняют атмосферу вредными веществами, выбрасываемыми с отработанными газами, картерными газами и топливными испарениями.

Загрязнение сточных вод происходит в основном при мойке автомобилей, узлов, агрегатов и деталей при их ремонте, зарядке аккумуляторных батарей, восстановлении хромированных и никелированных покрытий, ремонте системы охлаждения, механической обработке металлов и других материалов.

К наиболее типичным видам загрязнений сточных вод относятся нефтепродукты, кислоты, щёлочи, смазочно-охлаждающие жидкости, антифриз, гальванические и грязевые сбросы, частицы металлов.

Загрязнение почвенного покрова при работе сервисного центра возможно:

1. Мусором, выбросами. В эту группу входят различные по характеру загрязнения смешанного характера, включающие как твёрдые, так и жидкие вещества, не слишком вредные для организма человека, но засоряющие поверхность почвы, затрудняющие рост растений на этой площади.

2. Тяжёлыми металлами. Данный вид загрязнений уже представляет значительную опасность для человека и других живых организмов, так как тяжёлые металлы нередко обладают высокой токсичностью и способностью к кумуляции в организме. Наиболее распространённое автомобильное топливо - бензин - содержит очень ядовитое соединение - тетраэтилсвинец, содержащее тяжёлый металл свинец, который попадает в почву. Из других тяжёлых металлов, соединения которых загрязняют почву, можно назвать Cd (кадмий), Cu (медь), Cr (хром), Ni (никель), Co (кобальт), Hg (ртуть), As (мышьяк), Mn (марганец).

Для очистки воздуха от лакокрасочных аэрозолей и неприятно пахнущих веществ предусмотрена местная вентиляция с необходимым набором фильтров. Для очистки воздуха от пыли установлена в полу осадительная пылевая камера, которая как и фильтра периодически очищается. Удаляемый воздух выбрасывается в атмосферу на уровне 1 метра от высшей точки здания с содержанием пыли не превышающей нормы.

Сточные воды СТО разделяют на хозяйственно-бытовые, ливневые, производственные, а также воды от мойки автомобилей.

Хозяйственно-бытовые стоки направляются в городскую канализацию и там проходят утилизацию на специальных предприятиях.

Для очистки ливнестоков необходимо предусмотреть очистные сооружения, состоящие из грязеотстойников, фильтров и бензомаслоуловителей, а также механизированного устройства для удаления нефтепродуктов и осадка.

Загрязненные промышленные стоки, кроме механической очистки, подвергаются флотации, нейтрализации и химической очистке.

Для очистки производственных сточных вод от нефтепродуктов и взвешенных веществ, предусмотрим очистную установку «Кристалл», позволяющую многократно использовать очищенную воду для технических нужд СЦ.

Нефтяные отходы подвергаются регенерации, шламы отправляют на переработку.

На территории СЦ следует предусмотреть площадки и мусорные баки для складирования и дальнейшей утилизации производственных отходов.

В том случае, если содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны превышает предельно допустимую концентрацию, необходимо принятие специальных мер предупреждения отравления. К ним относятся ограничения использования токсичных веществ в производственных процессах, герметизация оборудования и коммуникаций, автоматический контроль воздушной среды, применение естественной и искусственной вентиляции, специальной защитной одежды и обуви, нейтрализующих мазей и других средств защиты.


6 Конструкторский раздел

Гидравлические прессы предназначены для запрессовки, выпрессовки, правки и гибки деталей. Используются для работы с мелкими, средними и крупными деталями. Модели использующиеся с мелкими и средними деталями могут работать в любом пространственном положении.

Гидравлический пресс состоит из двух сообщающихся гидравлических цилиндров (с поршнями) разного диаметра. Цилиндр заполняется гидравлической жидкостью, водой, маслом или другой подходящей жидкостью. По законам французского философа и учёного Паскаля, давление (то есть сила, действующая на единицу площади) в любом месте жидкости (или газа), находящейся в покое, одинаково по всем направлениям и одинаково передается по всему объёму. Закон Паскаля - самый главный закон гидростатики. Все заводы гидравлических прессов при их производстве основываются на законе гидростатики. По сути гидравлический пресс можно сравнить с эффектом рычага, где в качестве передающего усилие объекта используется жидкость, а усилие зависит от величины отношения площадей рабочих поверхностей.

Маслосменное оборудование может быть самым разнообразным

Выбирая маслосменное оборудование для своей мастерской по ремонту автомобилей, стоит быть внимательным. Нужно понимать, что далеко не все производители предлагают своим клиентам качественную продукцию. Ведь все то, что касается обслуживания транспортных средств, должно быть на высшем уровне, чтобы можно быть уверенным в том, что клиенты останутся довольны предоставленными услугами и обратятся к вам снова. Хотя, некоторым кажется, что маслосменное оборудование цена которого достаточно высока, может быть приобретено, даже если оно не самого хорошего качество. Но на самом деле, все это не так. Качество всегда должно быть на первом месте и в этом нет никаких сомнений.

Так что, если вы столкнулись с необходимостью выбрать оборудование для маслозамены, то стоит внимательно относиться к этому процессу. Поскольку, те изделия, которые кажутся слишком простыми, на самом деле, таковыми не являются. Порой, для того, чтобы принять верное решение, стоит обратиться к профессиональным консультантам, чтобы они смогли вам что-то подсказать и объяснили, чем одно устройство, отличается о другого. Также, важно понят, что влияет на формирование цен и какие функциональные характеристики у такого оборудования.

Изучая все предложения в каталоге, вы можете обратить внимание на то, что оборудование для слива масла может быть самым разнообразным. В связи с этим, далеко не всегда удается сосредоточиться на том, что именно нужно для вашего сервиса. Ведь у каждого свои требования и стоит все рассчитывать опираясь на то, сколько клиентов вы собираетесь принимать, главное, все оценивать реально, чтобы потом не страдать от своих иллюзий. Ситуации могут быть самыми непредсказуемыми и потому, лучше не пытаться рисковать, прежде чем принять решение о покупке оборудования, все внимательно взвесьте.

Стенды для двигателя


Спецификации

В некоторых ситуациях, при ремонте авто или его сервисном обслуживании необходимо осмотреть двигатель со всех сторон, однако это сделать не так то просто без специального оборудования. Как правило, для того чтобы получить полный доступ к мотору используют кантователь. Специальный стенд для двигателя предназначен для транспортировки мотора в помещении. Также одной из его функций является поворот двигателя вокруг оси. Как показывает практика, такое приспособление пользуется большой популярностью, однако не все знакомы с некоторыми аспектами работы с ним.

Проблемы с такого рода приспособлением возникают достаточно редко и только при условии несоблюдения правил пользования. Как правило, кантователь двигателя выдерживает высокие весовые нагрузки, однако превышать установленный в инструкции лимит не стоит, так как может произойти поломка, и мотор может упасть.Стенд для разборки двигателя должен всегда находиться на устойчивой поверхности, так как вся нагрузка передается на основание самого стенда.

При правильном расположении груза, в нашем случае двигателя, на стенде кантователе, можно абсолютно спокойно заниматься любыми работами, будь это разборка и последующий ремонт или обычная очистка. Для более надежной фиксации мотора вы можете использовать стопорный штифт, который стопорит поворотный механизм. Это придаст конструкции устойчивое положение и снизит вибрации при работе.

Если используете стенд кантователь, то позаботьтесь о том, чтобы соблюдалась техника безопасности, так как при неправильном его использовании может быть нанесен ущерб, как оборудованию, так и человеку.

Все стенды для разборки двигателя, как правило, оцениваются по двум критериям. Первый из них – это универсальность при работе, который напрямую указывает на возможности оборудования при правильном использовании. Второй критерий – удобство при эксплуатации, который указывает на то, насколько удобно рабочему применять его в работе.

Для того чтобы вам было проще выбрать стенд кантователь, был создан каталог, в котором представлены все доступные модели на сегодняшний день. Для оформления заказа вы можете обратиться к нашим менеджерам, а также задать им все интересующие вас вопросы.

Заключение

Передо мной была поставлена задача спроектировать СТО по ремонту двигателей грузовых автомобилей г.Чебоксары

В результате проделанной работы достигнуты следующие результаты:

1. Проведен анализ состояния технического и технологического обеспечения СТО.

2. Проведенные расчеты позволили определить необходимые данные для проектирования СТО для обеспечения потребностей Калининского района г. Чебоксары. В целом расчетные показатели станции технического обслуживания автомобилей близки к эталонным значениям.

3. Проанализированы технология ТО и ТР автомобилей, определен перечень работ, которые должны выполняться персоналом.

4. Для организации реконструкции участка проведен выбор и обоснование технологического оборудования и оснастки.

5. Проведена технологическая планировка расположения оборудования в участке и рассмотрены требования к организации работ на рабочем месте.

6. Разработаны предложения по охране труда и санитарной гигиены производства.

7. Рассмотрены требования экологической безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобильной техники.

8. Проведенный экономический расчет показал, что при использовании предложенного оборудования и оснастки при незначительном удорожании представляемых услуг улучшится качество работ и сократится время на их проведение, что приведет к интенсификации технологического процесса. Срок окупаемости предложенных мероприятий составляет 6 месяцев.

Цель дипломного проекта была достигнута была достигнута.


Список литературы

1. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: Учебник / Грибут И.З., Артюшенко В.М., Мазаева Н.П. и др. / Под ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 480 с.

2. Афанасьев Л.Л., Колясинский Б.С. Маслов А.А. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей. -М.: Транспорт, 1980 - 210 с.

3. Бураев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Бураев – М.:Академия 2004.-288с.

4. Буянов В.В. Метод определения рационального количества постов станций технического обслуживания автомобилей, принадлежащих гражданам. – В кН.: Экономика и организация автомобильного транспорта и дорожного строительства. – Омск: ОмСХИ им. Кирова, 1992, с. 39-45 (Тр. МАДИ, вып. 50)

5. ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей" (утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 12 января 1990 г. N ВА-15/10 - М.: Издательство стандартов, 1990. - 17 с.

6. ГОСТ 16350-80 Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических цепей. – М.: Издательство стандартов, 1981. - 113 с.

7. ГОСТ 18332-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.

8. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. средн. проф. учеб. заведений/ В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. - 2-е изд., стер. - -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 496 с.

9. Ковалев В.П. Противопожарные мероприятия на предприятии: Организация и проведение: Производственно-практическое пособие.- М.: Альфа-Пресс, 2008. - 336 с.

10. Кузнецов Ю. М. Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта: учебник / Ю.М. Кузнецов. - М. : Транспорт, 1990. - 288.

11. Марков О. Д. Станции технического обслуживания автомобилей. - К.: Кондор, 2008. - 536 с.

12. Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие - М.: Академия, 2007. - 224 с.

13. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 . - М.:НЦЭНАС, 2004 . - 168с.

14. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Транспорт, 1993.- 271с.

15. ОНТП-01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта - М.: Гипроавтотранс, 1991. - 184 с.

16. Павлова Е.И. Экология транспорта Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 2000. - 248 с.

17. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта /М-во автомоб.трансп.РСФСР. - М.:Транспорт,1986. - 73 с.

18. Рабинович Э.Х. Техническая эксплуатация автомобилей (раздел "Организация обслуживания и ремонта автомобилей): Конспект лекций. - Харьков: ХНАДУ, 2004 - 60 с.

19. РД 46448970-1041-99. Перечень основного технологического оборудования, рекомендуемого для оснащения предприятий, выполняющих услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. - М.: ФТОЛА-НАМИ, 1999, 32 с

20. Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для станций технического обслуживания легковых автомобилей. - М.: НИИНАвтопром, 1980. - 78 с.

21. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / В. М. Власов [и др.]; под ред. В.М. Власова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

22. Туревский И.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. - 192 с.

23. Туревский И.С. Экономика отрасли. Автомобильный транспорт - М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2011, - 288с.

24. Хасанов Р.Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 193 с.

1. Волгин, В.В. Автосервис: структура и персонал: Практическое пособие / В.В. Волгин. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2010. – 711 с.

2. Туревский, И. С. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий: учебное пособие / И.С. Туревский. – М.: ИД “Форум”: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.: ил. – (Профессиональное образование).

3. Карташов, В.П. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей / В.П. Карташов, В.М. Мальцев. - М.: Транспорт, 2011. – 234 с.

4. Колесник, П.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп / П.А. Колесник, В.А. Шейнин. - М.: Транспорт, 2011. – 325 с.

5. Лахтин, Ю.В. Проектирование предприятия автомобильного транспорта (безопасность и экологичность проектных решений) / Ю.В. Лахтин, М.Л. Быховский. – М.: МГОУ, 2012. – 135 с.

6. Напольский, Г.М. Технологический расчет и планирование станций технического обслуживания автомобилей. Учебное пособие к курсовому проектированию по дисциплине / Г.М. Напольский, А.А. Солнцев. – М.: МАДИ (ГТУ). - 2009. – 53 с.

7. Туревский, И.С. Дипломное проектирование станций технического обслуживания автомобилей: учеб. Пособие / И.С. Туревский, Б.Д. Голубев. – М.: ИД “Форум”: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.

8. Ефремова, О.С. Проверка знаний требований охраны труда: практическое пособие 2-е изд./ О.С. Ефремова. – М.: Издательство – «Альфа-Пресс», 2012. – 168 с.

Дополнительная литература:

1. Напольский, Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и доп. / Г.М. Напольский. - М.: Транспорт, 1985. – 271 с.

2. Напольский, Г.М. Технологический расчет и планирование станций технического обслуживания автомобилей. Учебное пособие к курсовому проектированию по дисциплине / Г.М. Напольский, А.А. Солнцев. – М.: МАДИ (ГТУ). - 1996. – 53 с.

3. Улицкая, И. М. Нагаева И. Д. Организация и оплата труда на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1989.

4. Чередников А. А. Автобусы: Устройство, техническое обслуживание, эксплуатация. - М.: Транспорт, 1999. - 216 с.

5. Шахлес М. М. Оборудование для ремонта автомобилей. Изд-во «Транспорт», 1981 г., стр. 1-424.

Типовая инструкция по охране труда для арматурщика

ТОИ Р-218-35-94

Утверждена

Федеральным дорожным департаментом

Общие требования безопасности

1. К арматурным работам допускаются лица, не моложе 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие специальное обучение безопасным методам и приемам производства работ и имеющие квалификационное удостоверение.

2. Вновь поступающий на работу арматурщик допускается к работе только после прохождения им вводного инструктажа по безопасности труда, экологическим требованиям и первичного инструктажа на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Периодическая проверка знаний арматурщика по безопасности труда должна проводиться один раз в 12 месяцев.

4. Арматурщик должен проходить повторный инструктаж не реже одного раза в 3 месяца.

5. При изменении требований безопасности или условий труда (изменение технологического процесса, замена оборудования, приспособлений и инструмента, изменение других факторов, влияющих на безопасность труда), при нарушении требований безопасности труда, которые привели или могут привести к травме, аварии или пожару, по требованию органов надзора, а также при перерывах в работе более чем 60 календарных дней, арматурщик должен пройти внеплановый инструктаж. При регистрации внепланового инструктажа указывается причина его проведения.

6. Арматурщик обязан:

Выполнять правила внутреннего трудового распорядка и повседневные указания мастера (прораба);

Помнить о личной ответственности за соблюдение требований безопасности при производстве работ и за безопасность товарищей по работе;

Пользоваться выданной спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями; находясь на строительной площадке, пользоваться защитной каской;

Не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц;

Выполнять только ту работу, по которой проинструктирован и допущен мастером (прорабом);

Не выполнять распоряжений, если они противоречат требованиям безопасности, о чем поставить в известность вышестоящего руководителя;

Знать правила технической эксплуатации применяемого оборудования и инструмента и безопасные способы подключения и отключения их, а также основные причины неисправности и безопасные способы их устранения;

Знать местонахождение электрорубильника.

7. Рабочие места должны быть обеспечены испытанными инвентарными ограждениями, защитными и предохранительными устройствами, приспособлениями (леса, подмости, лестницы-стремянки, мостики и др.).

8. Арматурщик должен в течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место, не загромождать его и проходы материалами и конструкциями.

9. Запрещается производить арматурные работы на неогражденных рабочих местах, расположенных на высоте более 1,3 м над землей или перекрытием, в неосвещенных или затемненных местах.

10. Запрещается производить наружные арматурные работы на лесах во время грозы, гололеда, тумана, при скорости ветра 15 м/с и более.

11. В случае нецелесообразности устройства лесов или подмостей, арматурщик при работе на высоте обязан пользоваться испытанным предохранительным поясом.

Места закрепления карабина предохранительного пояса должны быть указаны мастером (прорабом).

12. Арматурную сталь на строительной площадке следует укладывать на стеллажи высотой не более 1,5 м, прокатные металлы (уголок, сортовую сталь) - в штабеля высотой не более 1,5 м с подкладками и прокладками, арматурную сталь в бухтах, мотках - в штабеля высотой не более 1,5 м.

13. Строповку складируемых материалов грузоподъемными механизмами может выполнять обученный и имеющий удостоверение арматурщик.

14. Вертикальную транспортировку арматурной стали и готовой арматуры производить с помощью проверенных грузозахватных приспособлений.

15. Деревянные рукоятки инструментов (молотка, кувалды и др.) должны быть гладко обработаны, подогнаны и надежно закреплены.

16. Гаечные ключи следует подбирать по размерам гаек, болтов.

Запрещается применять гаечные ключи больших размеров с подкладкой металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинять гаечные ключи другим ключом или трубой.

17. Запрещается применять ручной инструмент, имеющий выбоины, сколы рабочих концов, заусенцы и острые ребра в местах зажима рукой, трещины и сколы на затылочной части, перекаливание, сбитые сколы рабочей поверхности.

18. В зоне гнутья арматуры должно быть предусмотрено место для сбора окалины и местный отсос с присоединением к вытяжной вентиляции.

19. За невыполнение требований инструкции по охране труда разработанной на основе данной типовой инструкции, арматурщик несет ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядка и действующему законодательству об охране труда.

Требования безопасности перед началом работы

20. Перед началом работы по заготовке и обработке арматуры необходимо:

Проверить исправность станка, верстака; надежное крепление их к полу (фундаменту); надежность закрепления ножей станка; наличие и исправность ограждений, заземлений и защитных устройств;

Проверить пусковые и тормозные устройства станка, лебедки;

Смазать все трущиеся части станка, запустив на холостом ходу, убедиться в его исправности;

При натяжении арматурной стали проверить исправность гидравлических насосов или домкратов, а также креплений зажимных плит и захватов. Убедиться, что в арматуре нет подрезов, надломов и других дефектов.

21. При отсутствии тока станок отключить.

Запрещается оставлять без надзора не отключенные от сети станки и электрооборудование.

22. При обнаружении каких-либо неисправностей немедленно остановить станок, лебедку и сообщить об этом мастеру (механику). Приступать к работе до устранения неисправностей запрещается.

Требования безопасности во время работы

23. Механизированные операции по заготовке и обработке арматуры (резка, гнутье и др.) необходимо выполнять в отдельном специально отведенном, оборудованном или на огражденном участке (полигоне).

Проезды и проходы на этом участке не должны быть загромождены материалами, деталями и готовой продукцией.

24. Станки для резки и правки арматурной стали должны быть оборудованы местными отсосами металлической пыли.

Место от установки вертушек до станка должно иметь ограждение, допускающее наблюдение за разматыванием выправляемой арматуры. Вход за это ограждение допускается только после остановки станка.

25. Все верстаки для заготовки арматуры должны быть прочно прикреплены к полу, а двусторонние верстаки, кроме того, разделены продольной металлической сеткой с ячейками размером 50 ´ 50 мм, высотой 1 м над верстаком.

26. При правке арматурной стали на автоматических станках необходимо выполнять следующие требования безопасности:

Заправлять концы арматуры в барабан только при выключенном электродвигателе станка;

Барабан перед пуском станка закрывать предохранительным кожухом;

Проверить наличие ограждения места перехода арматурной стали с вертушки на барабан; вертушка для укладывания мотков стали должна быть установлена на расстоянии 1,5 м от станка и на высоте 0,5 и от пола и ограждена. Между вертушкой и правильным станком устанавливается металлический футляр для ограничения движения разматываемой катанки.

27. При резке арматурной стали на станке с механическим приводом необходимо:

Перед пуском станка проверить наличие защитных кожухов, убедиться в исправности тормозных и пусковых устройств, надежном закреплении болтами режущих частей ножниц; зазор между плоскостями подвижного и неподвижного ножей допускается не более 1 мм, станок должен иметь упоры, предупреждающие отскакивание отрезаемой части арматурного стержня;

Подавать арматурную сталь для резки лишь после того, как маховик станка разовьет достаточную скорость вращения;

В случае поломки или затупления ножей, прекратить работу и поставить в известность механика о необходимости замены ножей;

На станках для резки и гнутья арматуры или около них должны быть таблички с указанием максимально допустимых диаметров и марки стали обрабатываемой арматуры по паспортным данным;

При резке стали на станке нельзя держать руки ближе чем на 0,2 м от резки. Запрещается резка отрезков арматурной стали длиной менее 0,3 м на приводных станках без приспособления, предохраняющего от ранения.

29. При резке арматурной стали дисковой пилой арматурщик обязан:

Выполнять резку в защитных очках;

Арматурную сталь держать под прямым углом к диску пилы.

При обнаружении в диске пилы трещины, вмятины или других дефектов, работу прекратить и сообщить об этом механику.

29. Закладывать арматурную сталь на приводном станке для гнутья допускается только при остановленном диске.

Запрещается во время работы станка заменять упоры и изгибающие пальцы станка.

При резке высокопрочной проволоки дисковой пилой последняя должна быть ограждена в верхней части сплошным кожухом.

Регулировка противовеса дисковой пилы должна обеспечивать приведение пилы в рабочее состояние только при приложении усилия арматурщика к ее рукоятке, а отвод в нерабочее состояние автоматически после снятия усилия.

30. При резке и гнутье арматурной стали на ручном станке арматурщик должен:

Убедиться в прочном креплении станка к верстаку;

Не допускать удлинения рычага (рукоятки) трубами или каким-либо предметом.

31. При гнутье нескольких стержней арматурщик обязан следить, чтобы все стержни находились в одной вертикальной плоскости, для этого применяются специальные держатели.

32. Вытяжку арматуры следует производить при помощи лебедки с дистанционным управлением.

Вытяжка арматуры с помощью транспортных средств запрещается.

33. Запрещается расправлять руками витки арматуры катанки при размотке бухты и натягиваемые пучки арматуры.

34. При работе лебедки арматурщик должен следить, чтобы канат на барабан наматывался правильными витками.

35. Запрещается находиться вблизи натянутого каната, пучка арматуры и исправлять неправильное наматывание на барабан каната во время работы лебедки.

36. При натяжении арматурной стали механическим способом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

Установить защитные ограждения (сетка) высотой не менее 1,8 м.

Запрещается рабочим проходить в зоне натяжения арматуры.

37. При электротермическом способе натяжения арматурных стержней во избежание поражения электрическим током, а также ожогов и ранений следует принимать следующие меры предосторожности:

Укладывать стержни на контакты и вынимать их только при снятом напряжении. Напряжение в нагреваемых стержнях не должно превышать 42 В;

Надевать предохранительные кожухи на торцы арматурных стержней с анкерными упорами;

Нагретые стержни брать за выступающие холодные концы;

Обслуживающий персонал должен находиться по бокам формы вмещающей арматуру, во избежание несчастных случаев при возможных обрывах анкерных головок и разрывов напрягаемых стержней;

Пользоваться резиновыми диэлектрическими перчатками, галошами и ковриком во время обслуживания установки по электротермическому натяжению арматуры, находящейся под напряжением.

38. В случае выхода из строя устройства, обеспечивающего контроль натяжения наматываемой арматуры, должна быть предусмотрена электрическая блокировка станков на отключение.

39. К работам по электродуговой и контактной сварке арматуры могут быть допущены арматурщики, которые прошли специальное обучение, сдали испытания и получили соответствующие удостоверения.

40. Во время монтажа и сборки арматурного каркаса фундаментных конструкций необходимо:

Стержни арматуры спускать в котлованы и траншеи по специальным лоткам; сбрасывать их сверху запрещается;

При спуске в котлованы пользоваться стремянками, а при спуске в узкие траншеи - приставными лестницами; запрещается спускаться в траншеи по распоркам креплений.

41. Арматурные каркасы следует собирать вне опалубки в специальных кондукторах, проверенных на прочность и устойчивость.

42. Арматурные каркасы и сетки весом более 50 кг следует поднимать и перемещать при помощи механизмов и приспособлений.

43. Арматурные каркасы длиной более 10 м должны закрепляться в опалубке не менее чем в трех точках.

44. При отсутствии данных о положении центра тяжести арматурных каркасов и сеток центр тяжести их должен устанавливаться пробным подъемом на высоту не более 10 см.

45. При сборке арматуры колонн и других высоких вертикальных конструкций необходимо через каждые 2 м по высоте устраивать настил с ограждениями, имеющими перила и бортовые доски. Поднятую арматуру колонн до ее окончательной установки следует временно раскреплять растяжками и подпорками, кондукторами.

Запрещается подниматься на арматурные каркасы до их окончательной установки или до временного надежного закрепления.

46. Работу с лесов и подмостей разрешается выполнять лишь после того, как их проверил мастер (прораб). Запрещается работать с непроверенных лесов и подмостей, а также с настилов, уложенных на опоры из случайных предметов (кирпичи, бочки).

47. При работе с лесов, подмостей запрещается их перегружать арматурой и другими материалами.

При выполнении сварочных работ с лесов, подмостей и люлек для предохранения настилов от возгорания необходимо покрывать их листовым железом или асбестом.

Запрещается сбрасывать с высоты инструмент, обрезки металла и какие-либо предметы.

48. При очистке опалубки (перед установкой в нее арматуры) сжатым воздухом рабочий должен надеть защитные очки.

Ходить по уложенной арматуре разрешается только по специальным мостикам шириной не менее 0,6 м, устроенным на козелках, установленных на опалубку.

Во время натяжения арматуры у стендов следует зажигать красную сигнальную лампочку.

49. Арматурщик может быть допущен к работе в качестве верхолаза на высоте, а также к строповке поднимаемых каркасов, сеток, блоков и других грузов только после того, как он пройдет специальное обучение и получит соответствующее удостоверение на право выполнения указанных работ.

50. Перед подъемом каркасов сеток арматурно-опалубочных блоков грузоподъемными кранами и механизмами необходимо:

Осмотреть зону подъема и перемещения грузов и убедиться в том, что в этой зоне нет людей;

Проследить за тем, чтобы на поднимаемом грузе не было посторонних предметов;

Для устранения раскачивания пользоваться оттяжками. Запрещается оставлять на весу поднимаемую арматуру.

51. Отцепку тросов, грузозахватных приспособлений производить после надежного закрепления устанавливаемых каркасов и блоков.

52. Запрещается арматурщику находиться во время подъема и монтажа армированных конструкций под лесами и подмостями.

53. Запрещается установка арматуры вблизи электропроводов и электрооборудования.

54. При работах в помещениях с повышенной опасностью допускается применять переносные электрические светильники напряжением не выше 42 В, а в особо опасных условиях не выше 12 В.

Запрещается применять стационарные светильники в качестве ручных переносных ламп.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

55. О выявленных нарушениях требований охраны труда и случаях травматизма немедленно сообщить мастеру (прорабу).

56. Во избежание поражения электротоком запрещается прикасаться к открытым токоведущим частям электрооборудования, оголенным проводам, производить самостоятельно исправления или подключения, устанавливать или заменять электролампы под напряжением.

57. Арматурщик обязан уметь оказать первую помощь пострадавшему на производстве, принять меры по устранение нарушений требований безопасности.

Требования безопасности по окончании работы

58. По окончании работы арматурщик обязан:

Отключить станки, лебедки от электросети;

Очистить инструмент и сдать его на хранение;

Привести в порядок рабочее место, удалить строительный мусор и посторонние предметы с проходов;

Протереть и смазать трущиеся части станков и механизмов;

Собрать все такелажные приспособления, очистить от грязи стальные канаты, стропы, цепи и смазав их, сдать на хранение.

Канаты следует очищать в рукавицах стальной щеткой, запрещается делать это тряпками или ветошью.

59. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ.

60. Обо всех замеченных неполадках арматурщик должен сообщить мастеру (прорабу).

Согласовано:

Центральным комитетом профсоюза работников

автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

январь 1994 г.

Loading...Loading...