Преподобный герасим иорданский молитва. Святой герасим и его лев

Был родом из г. Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже в юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. В Иорданской пустыне преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Однажды святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины.

Был родом из г. Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже и юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Приняв монашество, он ушел в Египет, в Фиваидскую пустыню. Затем, по прошествия многих лет, святой пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Во время Великого поста преподобный ничего не вкушал до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Божественных Тайн. Во время кончины святого Евфимия Великого († 473 г.) преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо.

Святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г.

Преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). С юности он отличался благочестием. Приняв монашество, преподобный удалился в глубь Фиваидской пустыни (Египет). Около 450 года преподобный пришел в Палестину и поселился у Иордана, где основал монастырь.

Одно время святой был соблазнен ересью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако преподобный Евфимий Великий помог ему вернуться к правой вере.

В обители святой установил строгие правила. Пять дней в неделю инок проводил в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой. В эти дни пустынники не ели вареной пищи и даже не разводили огня, а питались сухим хлебом, корнями и водой. В субботу и воскресенье все собирались в монастырь к Божественной литургии и причащались Святых Христовых Таин. После полудня, взяв с собой запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в свои уединенные келлии. Каждый имел только ветхую одежду и рогожу, на которой спал. Уходя из келлии, дверь не запирали, чтобы всякий пришедший мог войти, отдохнуть или взять необходимое.

Сам преподобный являл высокий образец подвижничества. В Великий пост он не ел ничего до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Святых Тайн. Уходя на весь Великий пост в пустыню, преподобный брал с собой блаженного Кириака, своего любимого ученика (память 29 сентября), которого направил к нему преподобный Евфимий Великий.

Во время кончины святого Евфимия Великого преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо. Взяв с собой Кириака, преподобный немедленно пошел в обитель святого Евфимия и предал земле его тело.

Преподобный Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Посему льва изображают на иконах, у ног преподобного.

Возгоревся рачением горним, жестость пустыни Иордановы паче всех мира сладких предпочел еси; отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти, отче, послушне и жалостне на гробе твоем скончася, прославльшу тя тако Богу, к Немуже моляся, и о нас, отче Герасиме, поминай.

Молитва преподобному Герасиму Иорданскому

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Герасиме! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощи твоя сокровены быша на земли, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких,

Общий вид на монастырь с северо-востока

Одним из важных мест посещения для современных русских паломников в Иорданской долине является монастырь преп. Герасима Иорданского. Удобное расположение обители на юго-восток от Иерихона и недалеко от подлинного места Крещения Господня на реке Иордан делает это место желанным для современных паломников Святой Земли и многочисленных туристов. Тенистый двор уникальной монастырской постройки, особая архитектура древних стен монастыря, прекрасные монастырские угодья в виде тропического монастырского сада, утопающих в тени олеандров, финиковых пальм и других деревьев делают это место подлинной жемчужиной и духовным оазисом посреди безводной пустыни Иорданской долины.

В восточной низине монастыря на песчаных обрывистых холмах сохранились пещеры, в которых, по преданию, жили преподобная Мария Египетская и святая Фотиния .

Два имени обители

Современное греческое название монастыря - монастырь святого Герасима.

Жители Иерихона и его окрестностей называют обитель Дер-Хаджла, что означает в переводе с арабского - монастырь куропатки, по-видимому в связи с обитанием этих птиц в окрестностях монастыря. Изображение куропаток имеет место в мозаичных полах верхнего и нижнего храмов современной обители, а также в скульптурных изображениях во дворе монастыря. Немного севернее обители, находится источник Эйн-Хаджла (источник куропатки в пер. с арабского языка).

Упоминание куропатки находим и в Библии. В Ветхом Завете, в 15 главе книги Иисуса Навина упоминается селение Беф-Хогла (בֵית-חָגְלָה - Бейт Хагла, в переводе с иврита - дом куропатки), это упоминание (примерно 1406 г. до н.э.) в Библии является самым древним краеведческим упоминанием этого места:

«Пределом же к востоку [все] море Соленое, до устья Иордана; а предел с северной стороны начинается от залива моря, от устья Иордана; отсюда предел восходит к Беф-Хогле и проходит с северной стороны к Беф-Араве, и идет предел вверх до камня Богана, сына Рувимова… »

Также в 18 главе книги Иисуса Навина подчеркивается, что Беф-Хогла после разделения на колена Земли Обетованной отошло к колену Вениамина:

«Вот удел сынов Вениаминовых, с пределами его со всех сторон, по племенам их. Города колену сынов Вениаминовых, по племенам их, принадлежали сии: Иерихон, Беф-Хогла и Емек-Кециц, Беф-Арава, Цемараим и Вефиль» .

Место, затерянное в веках

Традиции монастыря уходят своей потрясающей глубиной истории в эпоху расцвета Восточно-Римской Империи (Византии) в Святой Земле - в конец V века. По преданию примерная дата возникновения монастыря относится к 455 году .

Святая река Иордан. Вифавара - подлинное место Крещения Господня на реке Иордан. 17 декабря 2013 г.

В исторических источниках географическое местонахождение современного монастыря преп. Герасима Иорданского часто соотносят с местонахождением древней лавры Каламон (в переводе с греческого (греч. καλάμια тростник). Известно, что на берегах священной реки Иордан обильно растут тростник и камыш.

Чудотворный образ Божией Матери "Млекопитательница"

Также есть достаточно древнее предание о том, что Каламон означает «добрая обитель» (греч. καλή μονή) в воспоминание того, что святое семейство, прав. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с младенцем Христом, во время бегства в Египет нашло здесь в пещере ночное убежище от преследователей царя Ирода и Матерь Божия кормила здесь молоком новорожденного Богомладенца Иисуса Христа. В память этого события в современном монастыре северная стена нижнего храма имеет роспись с образом Божией Матери «Млекопитательница» (греч. — Галактотрафуса) — в иконографии — Богородица, изображенная кормящей грудью Младенца Иисуса).

Это предание частично упоминается в древнейшей описания Святой Земли игуменом Даниилом в 1106 году:

«А от монастыря святаго Иоанна до Гарасимова монастыря есть верста едина, а от Гарасимова монастыря до Каламонии, до монастыря святыя Богородица, есть верста едина.

И на том месте святыя Богородица с Иисусом Христом, и с Иосифом, и с Ияковом, егда бежаху в Египет, то на том месте нощлег створиша; тогда святаа Богородица нарече имя месту тому Каламонии, еже ся протолкует «Доброе обителище». Ту ныне сходит Дух святый ко иконе святыя Богородица. И есть монастырет на устьи, идеже входит Иордан в море Содомское, и есть градом оделан весь около монастырет; черноризец же в нем 20. А оттуда до манастыря Иоанна Златоустаго верст две, а тый манастырь такоже градом оделан весь и есть богат вельми» .

Фотокопия рукописи "Жития и хождения Даниила, игумена земли Русской"

Позже известный византийский паломник и путешественник армянского происхождения, Иоанн Фока в 1185 году посещает монастырь преп. Герасима Иорданского и оставляет интересное описание обители того времени:

«У Иордана водружены три монастыря, именно: Предтеча, Златоуст (и Каламон). Из них монастырь Предтечи, разрушенный до основания землетрясением, ныне заново выстроен шедродательною десницею боговенчанного нашего самодержца, Порфиродного и Комнина Мануила, чрез настоятеля обители, на восстановление ее возымевшего дерзновение. От нее подальше, примерно на расстоянии двух выстрелов из лука, течет святейший между реками Иордан, в котором великое таинство моего воссоздания Иисус мой, обнищав, совершил крещением; и около берега, на расстоянии примерно вержения камня, есть четыреугольное с круглой крышей здание, в котором после возвращения вспять возобновивший свое течение Иордан принял (в свои волны) нагим одевающего небо облаками, и десная рука Предтечи, наклонившись, прикоснулась к темени Его, и Дух в виде голубя сошел на сродное себе Слово, и глас Отца засвидетельствовал сыновство Свободителя. Пocpeдине между монастырем Предтечи и Иорданом есть крошечная гора Ермониим, на которой стоявшего Спасителя, Иоанн, указывая пальцем, возгласил, толпам народа: се Агнец Божий, вземляй грехи мира.

В промежутке между монастырями Предтечи и Каламона находится разрушенный до основания течением Иордана монастырь Святого Герасима, - в нем почти ничего не видно, кроме незначительных остатков храма, двух пещер и замкнутого столпа, в котором заключился великий старец Ивир, весьма симпатичный и удивительный. Посетивши его, мы очень много извлекли пользы из встречи с ним, ибо божественная некая благодать присуща старцу. Но считаем необходимым рассказать здесь для услаждения тех, которые любят услаждаться божественным, чудо, совершенное им за несколько дней до нашего прибытия. На извилистом и узловатом течении Иордана, как и на других реках, попадаются места, густо заросшие тростником. В этих местах привыкло обитать племя львов. Два их них в каждую неделю приходили к затвору старца, и, положивши головы на столп, выражением глаз, просили себе пищи. Получивши ее без труда, они с радостью уходили в свои обычные места при реке. Пищей для него служили небольшие устрицы в реке, или может быть куски полбового или ячменного хлеба. Однажды когда они (львы) пришли и движением глаз просили обычной пищи, старец, не изобилуя тем, чем обыкновенно удовлетворял требование зверей, ибо случилось так, что в течение двадцати дней ничем съестным не запасался, священный оный муж сказал зверям: так как мы не только не имеем ничего съестного, чем могли бы утешить слабость вашего естества, но и самим нам не достает потребного по обычаю, Богу так о нас устроившему по причинам, которые Ему хорошо известны, то нужно вам идти к руслу Иордана, и принести к нам какое-либо маленькое деревцо. Приготовивши из него крестики, мы раздадим их посетителям в благословение, а от них получивши взамен, по произволению каждого, какие-либо крошки к пропитанию моему и вашему, ими и разбогатеем. Сказал, звери выслушали, и как бы разумными движением и походкой отправились к руслу Иордана. И, о чудо! Не много спустя, принесли на плечах два дерева и положивши оные у основания столпа, охотно удалились в заросли Иордана» .

Спустя семь веков, в конце XIX века Святую Землю несколько раз посещает известный английский путешественник исследователь и краевед Джон Канингейм Гейки, который совершает нескольких личных путешествий в Палестину, а также изучает труды известного английского путешественника Клода Ренье Кондера, свои яркие впечатления о руинах монастыря преп. Герасима Иорданского он оставляет в своем глобальном труде под общим названием «Святая Земля и Библия»:

«Почти в трех верстах от «живой воды» еще недавно стояли развалины так называемого «Кузр-Хогла», т.е. дом или башня «Хогла», одного из древних монастырей, в котором когда-то спасались бежавшие от мирской суеты. На непокрытых и разрушенных стенах виднеется несколько надписей, изображений греческих святых и стенных украшений. В 1882 году эти развалены были уничтожены, чтобы уступить место новому монастырю. Трудно сказать, сколько времени прошло с тех пор, когда там служили первую утреню и вечерню, но весьма вероятно, что это было не менее 15 столетий тому назад; с тех пор и до самого царствования Генриха VIII монахи ордена св. Василия давали здесь убежище богомольцам, направлявшимся к берегам Иордана» .

Андрей Николаевич Муравьев

Продолжает тему краеведческого исследования этого места, знаменитый русский писатель и путешественник XIX века, Андрей Николаевич Муравьев, в своем «Путешествии ко святым местам 1830 года» описывает монастырь преп. Герасима Иорданского в своем местоположении поблизости от подлинного места Крещения Господня на реке Иордан и испытывает некоторые краеведческие сомнения в местоположении как древних византийских монастырей, так и подлинного места Крещения Господня на реке Иордан:

«На другой день, еще до солнца, мы поспешили к Иордану, отстоящему за два часа от Иерихона, ибо предполагали в тот же день пройти еще девять часов на обратный путь от реки, чтобы ночевать в лавре Св. Саввы. Скоро спустились мы в обширное русло реки, которого глинистый слой совершенно размыт сбежавшими волнами, и в некоторых местах оседает под ударами копыт. Только в весеннее время Иордан наполняет его своими водами до осыпающихся берегов, но обыкновенная ширина реки не превышает десяти сажен. По объему русла, простирающегося версты на две с правой стороны, можно полагать, что река изменила свое первоначальное русло и отступила к горам Аравии, где берега гораздо круче и русло теснее. На прибрежной крутизне, влево от дороги, виден вдали монастырь Св. Герасима, еще довольно сохраненный и оставленный греками по причине разбоев бедуинских. К нему стекались прежде поклонники, идущие на Иордан; но теперь только христианские арабы Вифлеема однажды в год приходят туда накануне Богоявления и, отслужив обедню на престоле из камней посреди самого Иордана, в торжестве возвращаются в Вифлеем, исполнив священный долг, давно забытый христианами Иерусалима. Некоторые предполагают, что близ монастыря сего (хотя он стоит на краю широкого русла) совершилось крещение Спасителя; но я напрасно старался в том удостовериться в Иерусалиме. Путешествия на Иордан немногих завлекают по своей опасности, и потому никто не может указать место Богоявления, зная об нем только по слуху. Иные говорят, что оно находится против монастыря Предтечи, которого едва заметные следы остались от нас право, так что дорога, избранная арабами, как самая кратчайшая и удобнейшая по спуску к реке, лежала между двух монастырей. Но обитель Предтечи кажется мне слишком отдаленной не только от реки, но и от русла ее, чтобы могла она основанной в память крещения, хотя предания говорят, будто Елена велела воздвигнуть храм над местом сего события. Быть может, сии развалины принадлежат какой-либо из обителей, которыми процветала пустыня в память проповеди Иоанна. Латины утверждают, что монастырь сей был разорен после долгой осады, выдержанной против неверных его монахами, а быть может, и рыцарями св. Иоанна Иерусалимского, отчего арабы страшились оставить подобную крепость в пустыне. Сии обломки слывут латинскими, хотя уже многие века ими владеет одна пустыня» .

Архимандрит Антонин (Капустин)

Ясность в точное определение местонахождения монастыря преп. Герасима Иорданского в 1857 году вносит будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, знаменитый собиратель Русской Палестины архимандрит Антонин (Капустин) в своих ярких и красочных записках поклонника 1857 года:

«Впереди нас показалась черная точка, которая, мало-помалу разрастаясь, по мере приближения нашего к ней превратилась в кучу зданий. Нам сказали, что это бывший монастырь Св. Герасима Иорданского, при имени которого невольно припоминается и служивший ему лев. Теперь львы на Иордане неслыханная вещь. О тиграх иногда еще можно услышать. Гиен и шакалов много. Огнестрельное оружие выгнало царя пустынь из его владений. Оно же, кажется, одно может выгнать в наше время из тех же пустынь нынешнего царя ее — бедуина. Полагают, что, если бы Ибрагим-паша Египетский удержал за собою Палестину хотя лет на 20, бедуины превратились бы в мирных феллахов, подобных, по крайней мере, иерихонянам. Монастырь Пр. Герасима (вернее Каламонский, ибо Герасимов лежал, по свидетельству древних паломников, при самом Иордане) отстоит верст на пять от Иордана и занимает относительно высокое место. Он еще легко мог бы быть восстановлен и служить приютом для поклонников.

Другой такой же, но еще более разрушенный монастырь Св. Предтечи едва отделялся своими желтоватыми развалинами на песчаной почве равнины влево от нашей дороги. Он отстоит от Иордана только на версту и еще удобнее мог бы служить поклонническим приютом.

Русские православные паломники на реке Иордан. Фото конца XIX в.

С последнего холма открылось, наконец, и побережье Иордана. На полверсты в ширину правый берег его опушен довольно густо деревьями, в настоящую пору безлистыми. Место, к которому мы направлялись, издали можно было отличить по синеватому дыму и двум белевшим палаткам. При самом въезде нашем в кусты, нас встретил арабский священник в черной чалме. Поздоровавшись с начальником Миссии, он быстро устремился вперед. Через несколько секунд за кустами раздался оглушительный выстрел, переполошивший лошадей наших, за ним другой, третий... и началась пальба неумолкаемая. Навстречу нам выступала густая толпа арабов, все с ружьями. Сделав привет нам, они пошли вперед, оглашая воздух криком и пальбою и какою-то особого рода визгливою трелью, к которой способен язык только здешних арабов. У самой палатки оруженосцы стали в два ряда и сделали, как могли, на плечо, отдавая честь нашему архимандриту. Вся эта нежданная встреча сделана была жителями Вифлеема, пришедшими нарочно сюда на праздник вместе с своим священником и шейхом. Надобно признаться, что, несмотря на дикий характер ее, она имела свою торжественность и была кстати.

Русь наша также радостно, хотя и безмолвно, приветствовала нас. Чуть не в каждой руке виделись пуки камыша, разносимого отсюда по всей России. Видно было, что трудолюбцы не сидели даром, а чуть пришли сюда и принялись за работу. Кроме резанья палок и дудок, собирали камни в Иордане, мыли в нем и сушили на солнышке простыни, платки и пр. Весь поклоннический лагерь занимал место около полуверсты в квадрате. На обрыве невысокого (сажени полторы) берега устроена была Саввинскими монахами из кольев и прутьев малейшая церковь или, точнее, восточная стена предполагаемой церкви с престолом и жертвенником, прилично украшенная иконами на полотне и на дереве. Перед церковью на возвышении стояла палатка Миссии о трех верхах. Другая палатка, неподалеку от первой, о двух верхах, служила складочным местом провизии и вместе приютом для почетных или недужных женщин» .

Архимандрит Леонид (Кавелин)

В 1858-1859 года, известный русский духовный писатель и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Кавелин) в своей работе «Пустыня святого града Иерусалима» как бы подводя исторический итог всем версиям возможных преданий, поясняет:

«Лавра Каломон или Каломонская, по толкованию одних, значит тростниковая, а по другим доброе пристанище, потому что была построена на месте, где останавливалось Святое Семейство, во время бегства в Египет (через Иерихонское поле пролегает дорога из Галилеи в Газу). Блаженный Иоанн Мосх ясно различает эту обитель от обители Пр. Герасима даже самим определением ее места, говоря о лавре Герасима: “около Иордана”, а о лавре Каломон: “близ Иордана”, то есть на самом берегу священной реки. Но позднейшие писатели, начиная с Фоки, постоянно смешивают эти две обители, на том основании, что преподобный Герасим назывался так же Каломонитою. Более чем вероятно, что название это усвоено преподобному Герасиму потому, что он положил основание лавре Каломон, или просто жил в ней временно до основания своей собственной обители, подобно тому как преподобный Евфимий до основания своей лавры жил в лавре Фаранской, или наконец потому, что лавра Каломонская присоединилась к лавре Пр. Герасима после одного из опустошений пустыни Святого Града, и с тех пор обитель эта стала именоваться безразлично то одним, до другим именем. Это последнее предположение нам кажется мало вероятным. Наш паломник игумен Даниил говорит, что лавра Каломонская находилась при самом устье Иордана, т.е. при впадении его в Мертвое море. По моему мнению, место ее указывает довольно определенно высокий холм, находящийся невдалеке от устья Иордана, на самом берегу его, и, видимо, покрывающий какие-то развалины. Во всяком случае свидетельство блаж. Иоанна Мосха, ясно различающего эти две обители (лавру Каломонскую и лавру Пр. Герасима), не может быть оставлено без внимания»

Интересное описание посещения монастыря оставляет преподаватель Киевской духовной семинарии П. Петрушевский в своем паломническом дневнике от 1899 года:

«Через 1 час мы приехали в обитель пр. Герасима Иорданского. Нас тотчас впустили. Стоит эта обитель совершенно одиноко и окружена великой стеной, хотя, впрочем, не такой, которая могла бы защитить иноков в случае нападения разбойников. Мы вошли в церковь, которая находится на 2-м этаже. Шла утреня. В церкви было 3-4 человека. Украшений мало, но заметна чистота. В алтаре нам показали остатки древних фресковых изображений. Некоторые их этих изображений были исцарапаны и исковерканы. Лики с выколотыми глазами. Пожертвовав на монастырь и церковь, мы сошли вниз. Здесь находится маленькая церковь в высеченной в камне пещере, именуемой «каламонией» (что значит доброе пристанище). Здесь будто бы Божия Матерь с Богомладенцем и Иосифом Обручником скрывались в обратном пути из Египта в Галилею. В коридоре заметны были начальные работы по росписи стен. Одним словом были видны старания в благоукрашению и устроению св. обители. Мы отнесли это к чести патриархии, которая заботится о поддержании древней обители» .

Авва Герасим

О самом преп. Герасиме Иорданском известно, что он был уроженцем города Миры малоазиатской провинции Ликии, а также являлся учеником и сподвижником преп. Евфимия Великого.

Прекрасное и умилительное описание жизни святого старца Герасима дает замечательный византийский духовный писатель VI столетия Иоанн Мосх в книге «Луг духовный» , который вместе со своим учеником Софронием (будущим патриархом Иерусалимским) совершил великое путешествие по монастырям Ближнего востока и описал в том числе жизнь аввы Герасима в контексте нахождения животного мира и Праотца Адама. Интересно непосредственное изложение жития преп. Герасима Иоанном Мосхом, который, в частности, писал:

«На расстоянии почти одной мили от св. реки Иордан находится лавра, называемая св. аввы Герасима. По прибытии нашем в эту лавру, жившие там отцы рассказали нам об этом старце.


Скульптурное изображение льва в обители св. Герасима

Во время прогулки по холмистому берегу Иордана он повстречался со львом. Лев издал страшный рев от боли в лапе. В лапу ему вонзилось острие тростника, отчего лапа распухла и загноилась. Увидев старца, лев подошел к нему и показал лапу, раненную спицей, и, как бы плача, просил его о помощи. Старец, увидав льва в такой беде, сел, взял его за лапу и, вскрыв рану, извлек занозу и выдавил гной, потом промыв рану, обвязал полотном. Лев, получив помощь, уже не отставал от старца, но, как признательный ученик, всюду следовал за ним, так, что старец крайне удивлялся такой признательности льва. С тех пор старец стал кормить его, бросая ему хлеб и свежие бобы.

При лавре был осел, на котором привозили воду для нужд старцев, а воду они брали из св. Иордана. Лавра же, как сказано, отстояла на одну милю от св. реки. У старцев вошло в обычай поручать льву осла, чтобы он сторожил его на берегу Иордана. Однажды осел ушел от льва на большое расстояние, а в то время проходили из Аравии погонщики верблюдов. Поймав его, они ушли. Лев, потеряв осла, вернулся угрюмым и как бы пристыженным к авве Герасиму. Авва полагал, что он растерзал осла. «Где осел?» - спрашивал льва. Тот, подобно человеку, стоял молча и опустил глаза. «Ты съел осла? Благословен Господь! Отселе ты должен исполнять его работу!» Так с тех пор, по повелению старца, лев брал сосуд, вмещавший четыре ведра, и приносил воду.

Однажды воин пришел для молитвы к старцу. Увидав льва, таскающего воду, и узнав причину, сжалился над ним. Вынув три номисмы он вручил старцам, чтобы они купили осла для ношения воды, а льва освободили бы от этой обязанности. Прошло несколько времени после освобождения льва от работы. Погонщик верблюдов, укравший осла, возвращался обратно для продажи хлеба во св. граде и осел был с ним. Переправившись чрез Иордан, он случайно встретился со львом. Завидев льва, погонщик бросил верблюдов и убежал. Но лев, признав осла, подбежал к нему и, схватив его по обычаю за недоуздок, увел вместе с тремя верблюдами. Рыча от радости, что нашел потерянного осла, возвратился к старцу. А старец все время был уверен, что лев растерзал осла, и только теперь узнал, что на льва возвели напраслину. Старец назвал льва Иорданом. С тех пор лев прожил в лавре около пяти лет, никогда не отступая от старца.

Авва Герасим отошел ко Господу, и отцы похоронили его. По Божию устроению, льва на тот раз не было в обители. Вскоре лев возвратился и стал искать старца. Ученик старца и аввы Савватия, увидав его, сказал ему: «Иордан, старец наш оставил нас сирыми и отошел ко Господу, но — подойди и поешь!» Лев не захотел есть, но, то и дело озираясь по сторонам, искал старца. Начал реветь, не видя его... Авва Савватий и остальные отцы гладили его по спине и говорили: «Отошел старец ко Господу, покинув нас!» Но говоря так, он не могли остановить рева и стонов льва, напротив — чем более с ухаживали за ним и старались утешить его словами, тем более увеличивался рев, и возрастала его скорбь. И голос, и морда, и глаза ясно выражали тоску его о старце. Тогда авва Савватий говорит ему: «Ну, пойдем со мной, если уж ты не веришь нам! Я покажу тебе, где лежит наш старец». И, взяв льва, пошел с ним на могилу. Она находилась в полумиле от храма. Став над могилой аввы Герасима, авва Савватий сказал льву: «Вот где старец наш!» И авва Савватий стал на колени. Увидав его простертым на земле, лев с необычайной силой ударился головой о землю и, взревев, издох над могилой старца.

Вот, что произошло - не потому, чтобы лев имел разумную душу, но по воле Бога, прославляющего прославляющих Его не только при жизни, но и по смерти их и показавшего нам, в каком послушании находились животные у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию и был изгнан из рая сладости» .

Известный христианский писатель-монах VI века, Кирилл Скифопольский, агиографические труды которого переводились на славянский язык монахами Киево-Печерской лавры в ранние годы существования этого монастыря, оставивший в истории описания жизни семи Палестинских подвижников, в том числе преподобных Феодосия Великого, Саввы Освященного и Евфимия Великого, так пишет об преп. Герасиме:

«Великий Герасим, житель и покровитель иорданской пустыни, построивший там великую лавру не менее чем для 70 отшельников, устроил посредине ее монастырь и установил, чтобы вступившие в монашество жили в монастыре, а достигшие степеней совершенства помещал в кельи с таким правилом, чтобы пять дней недели каждый пребывал в келье, не вкушая ничего, кроме хлеба, воды и фиников; в субботу же и воскресение положил собираться в церковь и по причащении Св. Тайн вкушать варенную пищу и немного вина. Они так мало заботились о мирских вещах, что не имели ничего, кроме одежды, не имели даже другой одежды. Выходя, не затворяли кельи, дабы если не пожелал бы кто, без всякого препятствия мог найти и взять, что ему угодно. Герасим настолько был воздержан, что весь Великий пост пребывал без пищи, довольствуясь только причастием Св. Тайн» .

Также в продолжении описания жизни иноков палестинской лавры преп. Герасима Иорданского, Кирилл Скифопольский описывает строгий устав монашеской жизни лавры:

«Вступившие в монашество жили (в начале) в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие; а те, которые приучали себя к частым и продолжительным трудам и достигли некоторых степеней совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях. Отшельники так мало заботились о мирских вещах, что не имели ничего кроме одежды, не имели даже другой одежды. Постелью им служила рогожа. В келье находился еще сосудец с водой, которую пили и в ней же смачивали пальмовые прутья. Когда они выходили из кельи, то не затворяли ее, чтобы кто пожелает, мог в келью войти и взять, что нужно, из маловажных вещей, там находящихся: так они мало были привязаны к земным вещам! Не дозволялось никому в келье разводить огонь и вкушать вареное. Когда некоторые из пустынников пришли однажды в преп. Герасиму просить позволения разводить в кельях огонь, греть воду, есть варенное и читать при светильниках, то великий старец сказал им в ответ: «Если хотите так жить, то вам гораздо выгоднее быть в монастыре. Но я в продолжение всей жизни моей никак не позволю, чтобы это было у пустынников». Жители Иерихона, услышав, что жизнь старцев у аввы Герасима так строга и безотрадна, поставили себе за правило в субботу и воскресный день приходить к ним и приносить какое-ибо утешение. Многие из подвижников, узнав, что жители Иерихона приходят к ним с таким намерением, бегали и уклонялись от них. »

Всегда возрождающийся

В византийский период (455-637 гг.) монастырь процветал благодаря посещениям паломников со всего православного мира. В 614 году как и все другие христианские обители монастырь подвергается нападению персов-зороастрийцев во главе с шахом Хозроем. Многие монахи были перебиты в результате их нападения и стали мучениками-христианами, до сих пор в верхнем храме обители сохранились их святые мощи.

В 637 году в Святую Землю вторглись мусульмане, и начался упадок монастыря, тем не менее монахам удалось восстановить обитель в VII веке.

Древние сохранившиеся мозаики V века в верхнем храме

С 1143 до 1180 года, в период завоевания Святой Земли крестоносцами, силами Иерусалимской православной греческой патриархии в период византийского императора Мануила I Комнина и при патриархе Иерусалимском Иоанне IX, были восстановлены крепостные стены и другие сооружения монастыря, при частичном сохранении руин византийского периода .

Монастырь несколько раз разрушался в результате землетрясений, поскольку находится в активной сейсмической зоне Сиро-африканского разлома, протянувшегося по всей Иорданской долине. Последнее мощное землетрясение было зафиксировано в 2003 году.

Мозаичный пол с изображением византийского символа двухглавого орла.
Совеременная реконструкция. 28 января 2014 года

Фото Владимира Шелгунова

В XIX веке монастырь получил значительную помощь от православных верующих людей Императорской России и русских православных паломников.

Как отмечал в одном из своих трудов известный церковный ученый XIX века и секретарь Императорского Православного Палестинского Общества А.А. Дмитриевский, «в конце восьмидесятых годов истекшего столетия (XIX в. Прим. авт.) прииорданские монастыри св. Герасима, Иоанна Предтечи и Георгия Хозевита, благодаря энергичным и настойчивым стараяниям блаженейшего патриарха Никодима I, ныне пребывающего на покое на Халки близ Константинополя, при материальном содействии Императорского Православного Палестинского Общества, были восстановлены и приведены в благолепный вид, благодаря чему оживились и населились приорданские пустыни, дотоле как бы необитаемые» .

В трудах по его возрождению трудились русские художники-иконописцы. Верхний храм был освящен в 1882 году. Русский ряд икон иконостаса содержит в нижнем ряду сцены ветхозаветных событий, в верхнем ряду содержит иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Предтечи, Благовещения, преп. Герасима, икону причастия преп. Марии Египетской старце Зосимой и другие.

Нижний храм с образом иконы Божией Матери "Млекопитательница"

Чтимый образ Божией Матери "Млекопитательница"

Нижний храм современного монастыря преп. Герасима Иорданского

Нижний более древний храм, посвящен событию пребывания святого Семейства - св. Иосифа Обручника и Пресвятой Богородицы во время их бегства в Египет. Северная стена расписана иконой Божией Матери «Млекопитательница», западная русской иконой преп. Герасима со львом, осликом и верблюдом. Иконостас нижней церкви был построен в 1875 году.

В XX веке, в результате арабо-израильского конфликта, в период с 1948 по 1967 годы монастырь оказался в полном запустении, т.к. оказался на территории Иордании и не посещался паломниками.

Новый импульс возрождения монашеской жизни, монастырь получает в 1976, когда сюда приходит служить тогда еще молодым диаконом из лавры преп. Саввы Освященного будущий настоятель монастыря, уроженец полуострова Пелопонесса в южной Греции, архимандрит Хризостом (Тавулареас), который подвизается в Святой Земле уже более 40 лет.

Монастырь на тот период находился в состоянии разрухи, дорога к монастырю отсутствовала совсем, в обители не было воды, электричества, а температура летом достигает порядка 50 градусов по Цельсию. Первые 12 лет пришлось использовать дождевую воду из цистерны центрального двора, пока не были подведены электричество и вода на расстоянии 3-х километров от монастыря. Воды все равно не хватало и арх. Хризостом с рабочими арабами, вручную прокопал на территории монастыря свою скважину воды глубиной 25 метров, которая оказалась чистой и сладкой. В то время как обычно в этих местах вода из за близости к Мертвому морю бывает солоноватой и непригодной для питья.

Попугаи породы Жако и Амазон живут в гостеприимном дворе монастыря
и умеют "говорить" на греческом, английском, арабском и русском.

После нахождения питьевой воды, территория монастыря, раскинувшегося своим благодатным оазисом на территории 18 гектаров земли расцвела тенистым парком различных деревьев и сельскохозяйственных угодьев, в котором красиво поют птицы. Здесь есть пруд с рыбами, верблюды, козы, лошади, кролики, куропатки, куры, утки. Также на территории монастыря действует паломническая гостиница.

выполненная в мозачиной мастерской монастыря

В результате землетрясения в 2003 году, пострадали монастырские полы, тем не менее усилиями настоятеля в обители была создана мозаичная мастерская и в храмах были выложены новые мозаики в древнем византийском стиле.

В обители действуют мастерские, в которых изготавливают свечи, иконы и мозаики. Более 30 насельников монастыря из Греции, Германии, Румынии и Кипра трудятся на различных послушаниях и, в том числе, в лаврах св.. Иоанна и Георгия Хозевита и на горе Искушений .

На сегодняшний день монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской пустыне, является самым гостеприимным и приветливым греческим монастырем во всей Святой Земле. Паломники со всего мира стремятся посетить это святое и благодатное место, освященное подвигом и молитвой самого старца аввы Герасима.

Преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). С юности он отличался благочестием. Приняв монашество, преподобный удалился в глубь Фиваидской пустыни (Египет). Около 450 года преподобный пришел в Палестину и поселился у Иордана, где основал монастырь.

Одно время святой был соблазнен ересью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество. Однако (память 20 января) помог ему вернуться к правой вере.

В обители святой установил строгие правила. Пять дней в неделю инок проводил в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой. В эти дни пустынники не ели вареной пищи и даже не разводили огня, а питались сухим хлебом, корнями и водой. В субботу и воскресенье все собирались в монастырь к Божественной литургии и причащались Святых Христовых Таин. После полудня, взяв с собой запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в свои уединенные келлии. Каждый имел только ветхую одежду и рогожу, на которой спал. Уходя из келлии, дверь не запирали, чтобы всякий пришедший мог войти, отдохнуть или взять необходимое.

Сам преподобный являл высокий образец подвижничества. В Великий пост он не ел ничего до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Святых Таин. Уходя на весь Великий пост в пустыню, преподобный брал с собой , своего любимого ученика (память 29 сентября), которого направил к нему преподобный Евфимий Великий.

Во время кончины святого Евфимия Великого преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо. Взяв с собой Кириака, преподобный немедленно пошел в обитель святого Евфимия и предал земле его тело.

Преподобный Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Посему льва изображают на иконах, у ног преподобного.

Иконописный подлинник

Кипр. 1197.

Прп. Герасим. Фреска. Кипр (м-рь Неофита). 1197 г.

Византия. XIV.

Прп. Герасим. Икона. Византия. XIV в. Иерусалим.

Салоники. XIV.

Прп. Герасим. Фреска храма св. Николая Орфанос. Салоники. XIV в.

Сербия.

Прп. Герасим. Фреска. Сербия.

Румыния. XVI.

Прп. Герасим. Фреска монастыря Воронец. Румыния. XVI в.

Святой Герасим и его чудеса в современном мире

В Москве подруга, увидев фото , воскликнула: «Это же легендарный игумен!» Я удивленно спросила, откуда она его знает. И она рассказала: «Мне, как и многим, нравилось житие преподобного Герасима Иорданского, его дружба со львом. Но казалось, что все это в древности. А потом один лаврский монах передал мне книгу “Преподобный Герасим Иорданский и его святая обитель”: “Нужна тебе?” - “Конечно!” А про себя думаю: “Известное житие… Ну что там может быть нового?! Кому-нибудь подарю”. Села читать…

Один игумен собирал разные истории о святом. Из них следовало, что святой Герасим Иорданский - здесь и сейчас, в наше время творит чудеса, подобные древним».

Однажды в монастырь святого Герасима забрались воры. Они все перевернули в храме, украли древние иконы, даже священные сосуды и Евангелие. Игумен обратился в арабскую полицию - помощи не нашел. Тогда он обратился к военному коменданту, но, увы, также безрезультатно. Патриарх с недоверием отнесся к тому, что никаких следов нет, и дал игумену неделю на то, чтобы тот вернул священные предметы. Надо ли говорить, как расстроен был отец Хризостом! Он вернулся в монастырь, подошел к иконе святого Герасима и в сердцах говорит: “Столько лет я служу тебе с любовью и тщанием, а ты не хочешь помочь! Теперь уже и на меня пало подозрение, что я унес эти вещи! Не буду зажигать тебе лампаду и в колокола не буду больше звонить!” Погасил он лампаду перед иконой святого и в скорби ушел. Наутро прибегает к нему араб-полицейский, которому ночью явился святой Герасим и велел: “Иди к абуне, он скорбит. И скажи ему, что вы ведете поиски”. Оказалось, полицейские лишь делали вид, что прекратили расследование. Вскоре они напали на след похитителей, и те все вернули. Надо ли говорить, что отец Хризостом поспешил к святому Герасиму, зажег лампаду и благодарил его за помощь.

Святой Герасим Иорданский († 475, память 4 марта) родился в зажиточной семье в области Ликия, в . В детстве его отдали в монастырь. После паломничества по Святым местам он решил стать отшельником в пустыне, недалеко от впадения Иордана в Мертвое море, и около 455 года основал лавру. Сам он достиг такой степени аскетизма, что в течение всей Четыредесятницы обходился без пищи и только по воскресным дням принимал Святое Причастие. Однажды недалеко от монастыря он встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу колючки финиковой пальмы, вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал ее. Так лев стал его верным другом и пять лет прожил со старцем, питаясь хлебом и мочеными овощами. А когда святой Герасим скончался, лев умер от тоски на его могиле.

Видеозапись праздничной службы (литургии и крестного хода) в день памяти святого Герасима Иорданского 4/17 марта 2012 года, в субботу третьей недели Великого поста. Литургию возглавляет Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины Феофил III.

Святой Герасим с древнейших времен и до сего дня творит чудеса. Греки даже называют его «святым Экспрессом» - так быстро он откликается на молитвы. Многие случаи помощи святого Герасима видел архимандрит Хризостом своими глазами:

Около двадцати лет тому назад приехал из Иерусалима диакон Ириней (из Синайского монастыря). С ним был двенадцатилетний мальчик с Крита (он обучался в греческой семинарии на Сионе). В субботу после обеда я был очень уставшим и месил тесто, потому что у меня не было служебных просфор для воскресной литургии. Внезапно у мальчика поднялась высокая температура, начались страшные головные невыносимые боли. Я не знал, что делать! У меня не было машины, только один мотоциклетик. Я не мог отвезти мальчика к врачу и в отчаянии помолился святому, чтобы он исцелил ребенка. Около 11 часов диакон и мальчик уснули. Я был очень уставшим, в печи у меня стояли хлебы, я думал о завтрашней литургии и от сердца попросил святого вылечить больного ребенка. В какой-то момент диакон услышал, как хлопнула дверь. Встал, огляделся: никого. Он пришел, нашел меня, и мы вместе направились в комнату. Я предположил: наверное, это был святой. И не успел докончить фразу, как мальчик, который бредил, проснулся и говорит: «Геронда, я весь мокрый. Один батюшка вылил на меня банку воды». Мы сняли с мальчика майку, обтерли полотенцем. Через пять минут он спокойно уснул, без горячки, и наутро был абсолютно здоров.

Был и другой случай. Около двенадцати лет тому назад игумен Хризостом поехал в . В монастыре оставались румынская монахиня Мария, араб Асам, тогда ребенок, и рядом в пещере жила матушка Христодула. Каждую ночь они слышали, как дверь церкви святого Герасима открывалась и закрывалась. И вот раз Мария пошла посмотреть, кто это был, но никого не увидела. Также и Асам никого не заприметил.

Когда отец Хризостом вернулся в монастырь, его спросили: «Геронда, кто открывает и закрывает дверь церкви каждый вечер?» Он ответил: «Святой Герасим. Кто же еще?! Святой исполняет обязанность стража монастыря в отсутствие его хранителя - святогробского монаха» .

А вот чудо, о котором отцу Хризостому поведали супруги-паломники: «Недавно мы приехали в монастырь и оставались там несколько дней. Как-то после обеда мы попросили игумена, если у него есть время, нас исповедовать. Геронда ответил, что не может, потому что очень занят. Вскоре мы поднялись в храм святого Герасима. Там мы снова встретили игумена. Когда он нас увидел, то с большой любовью сказал: “Идите, дети мои, я вас исповедую”.

После исповеди мы спустились во двор. И поблагодарили проходившего мимо нас игумена за то, что, несмотря на хлопоты и усталость, он оказал нам милость и нас исповедовал. Он удивился: “Дети, что такое вы говорите? Разве я вас исповедовал?! Я никого сегодня не исповедовал. Я же уже вам говорил, что у меня нет времени и я очень устал!” Мы лишились дара речи. Мы поняли, что нас исповедовал не кто иной, как святой Герасим Иорданский, явившийся нам в образе игумена. Мы возблагодарили и прославили Бога! А, кроме того, мы возблагодарили великого святого Герасима Иорданского, который удостоил нас и принял нашу исповедь».

Подвижники Святой земли

Мама

У меня в монастыре всегда жили . Сейчас у нас около 30 стариков, есть две тяжко болящие, с Альцгеймером. В течения пяти лет находился на покое один владыка, мы возили его на колясочке… пять-шесть монахов, стареньких, они все скончались уже. Большинство из Иерусалима, кто-то из Греции, с Кипра.

Здесь я проводил в последний путь маму. Она была святой женщиной. Всегда с четками, в платочке. Десять лет прожила она у меня. Никогда ни на что не жаловалась. Почила в 2003 году. Тут скончался и отец. Мать звали Панайотой, Панайотис - имя отца. Он приехал к нам в возрасте 65 лет. Полная противоположность матери: нытик (но под конец жизни исправился!)! А мама - вся была погружена в молитву и всегда находилась в состоянии душевного равновесия, выдержанно относилась ко всем людям.

Утром мама выходила с четками на это место, где мы с вами разговариваем, садилась, молилась. Как-то в субботу я пошел осмотреть хозяйство (вон там она жила, у нее были две маленькие комнатки) и зашел к ней около 10 утра, открыл дверь. Она лежала в кроватке, в платочке, с четками в руках. И думаю: как похожа на матушку Христодулу, когда та почила! Посмотрел на нее внимательно - мама открыла глаза: «А, деточка, иди сюда! Моя душа искала тебя». Я подошел близко, взял ее за руку, поцеловал руку. Мама говорит: «Я уеду». «Куда, к дочери?» - спрашиваю (у меня в Греции есть сестра). - «Нет, я уеду навсегда». - «Ну, хорошо, все мы туда пойдем». А она продолжает: «Ты раздай много милостыни людям! Паломникам, которые приходят сюда, предлагай хотя бы стакан холодной воды! На арабов не кричи (я очень кричу на них), у них своих проблем много, а еще и ты тут со своими криками». Вечером попросила: «Не гасите мне свет, потому что я буду уходить. Скажи Ники (у нас жила девушка с Кипра), чтобы она каждые полчаса-час заходила ко мне». Я успокоил ее: «Хорошо, хорошо». После обеда Ники подходит ко мне: «Отец Хризостом! Ваша мама сказала: оставь мне свет зажженным и заходи каждые полчаса-час. Что мне делать?» - «Поступай, как знаешь!»

На следующий день . В пять утра мы начинаем службу. Зазвонил колокол, я отправился в церковь, облачился. Идет отец. Когда звонил колокол, мама не слышала уже, и отец заходил за ней, будил ее, чтобы и она пришла на службу. В тот день он по обычаю зашел к матери, стал тормошить ее: «Ну же, не притворяйся покойницей!» А мама уже «ушла». Отец все будил ее: «Вставай, вставай». Слава Богу! Я вышел из церкви, отслужил литию над матерью. Мы одели ее, перенесли в церковь, где шла литургия. Святая была, смиренная женщина! В 2005 году, около Фоминой недели, в пасхальные дни ушел и отец, слава Богу, исповедавшись!

Геро-Гавриил: «Возьмешь землю, и в золото она обратится в твоих руках»

Еще жила у нас матушка Христодула. Ее мирское имя Васила Петечелова. В прошлом она была униаткой (из тех, что поминают папу Римского) из одного монастыря на Кавказе. Она жила на Святой земле 70 лет и последние 10 лет провела здесь. Женщина святой жизни! Она уехала с Кавказа, приняла Православие. И приехала в монастырь праведной Тавифы. А из монастыря праведной Тафивы перешла в монастырь Иоанна Предтечи в Иордании. В 1967 году была война между Израилем и Иорданией. Иордан и монастырь были закрыты, и она ушла в Иерихон к архимандриту Гавриилу.

Отец Гавриил… он святой. Он жил в монастыре пророка Елисея в Иерихоне. В 1986 году старец Гавриил заболел. Я два месяца провел возле него, купал его, помогал ему. Он был уже очень тяжело болен. И умер у меня на руках в самый день Крестовоздвижения. Я отслужил литургию, а накануне, это была пятница, отец Гавриил, лежа в кроватке, так вот рукой подозвал меня. Я подошел. Он говорит: «Завтра я уйду. Ты меня посадишь на коляску, отвезешь на Иордан, я отправляюсь оттуда, а ты вернешься домой». Я говорю: «Геронда, завтра праздник Креста. Я тебя посажу на колясочку, мы отслужим литургию, причастишься, и я привезу тебя в твою кроватку». А он снова: «Завтра ты меня посадишь на коляску, мы поедем на Иордан…»

В какой-то момент меня одолел помысел (потому что один день он умирает, другой день ему лучше… я устал)… Я говорю: «Господи, если ты нас будешь судить как монахов, нам не спастись! У монаха же очень много обязанностей: службы и многое другое, чего мы не выполняем из-за потока туристов, паломников. Потом у нас тут и арабы, и евреи, и мусульмане. Я и даю по шее и получаю по шее сам (где-то надо накричать, а где-то и приклонить голову, смириться), мне трудно (это ухо у меня не слышит, тут разбита голова, зубы выбиты, но я не жалею - я отстаивал права Патриархии)! А если Ты будешь нас судить как хранителей всесвятых мест, то геро-Гавриил - хороший монах, хороший страж, он построил монастырь пророка Елисея, игуменский корпус; где бы он ни был, всюду работал. И если он умрет завтра, в день Крестовоздвижения, и ни в какой другой, я приму это как знак от Тебя, что он спасен!»

На следующий день - праздник Креста. Я причастил его, отвез в гостиную. Днем он был то так, то сяк. После обеда, около пяти вечера, снова открыл глаза, подозвал меня и говорит: «Я ухожу»! А я устал уже очень! Один раз даже произнес в сердцах: «А найдется ли человек, который так будет ухаживать за мной»! Старец тогда ответил: «Ты будешь иметь мою молитву, благословение, и если человека не найдется, ангелов пришлет Господь, чтобы они позаботились о тебе. Ты возьмешь землю, и в золото она обратится в твоих руках. Все, что ты делаешь, будет благословенно Богом». Потом он хотел перекреститься. Я взял его руку, чтобы ему помочь, перекрестил его рукой, и как только знамение было сделано, старец выдохнул.

- Господь показал вам то, о чем вы попросили!

Я был ошеломлен. «Геронда, Геронда», - зову. Я ведь держал его за руку, нервы еще дергались на ней. «Христодула, - говорю, - умер наш Геронда». Вот так тихо он ушел.

Однажды я направлялся из Иерусалима в Иерихон. Тогда к нам почти не заворачивали паломнические автобусы, и я на машине приезжал в одну гостиницу, где останавливались греческие группы. Беседовал с людьми, и они мне давали немного продуктов, одежду (это были бедные люди, больше им нечего было дать). И вот я ехал к ним, и по дороге меня одолел сон. Я веду машину, закрыл глаза и думаю: «Как хорошо вести машину с закрытыми глазами!» И вот так, с закрытыми глазами, вижу старца Гавриила, в белых одеждах, его лицо было прекрасно. И будто молния: ты куда едешь?! Открываю глаза: прямо на меня несется большая военная машина. Я успеваю увернуться. Если бы в тот момент я не увидел старца Гавриила, то машина, а она весила тонн 40, подмяла бы меня под себя. Старец крикнул: «Куда ты едешь?!» Я открыл глаза и повернул руль.

А матушку Христодулу я взял после кончины старца Гавриила к себе. Она жила рядом с монастырем святого Герасима, держала курочек, двадцать кошек, спала на траве, ходила босиком, никогда не носила башмаков и умерла в 1997 году в возрасте 104 лет.

Литургия в Хевроне у отца Игнатия Русского

Большим благословением для меня было знать святых людей - русских, румын, греков. Старые отцы рассказывали мне, как в прежние времена русские приходили на Святую землю из России пешком.

Был такой отец Игнатий в Хевроне. Святой. Русский. Почил в глубокой старости. Тогда я служил диаконом в Вифлееме и в 1975 году на праздник святого Георгия вечером отправился в Хеврон и там остался ночевать. В два часа ночи раздался звук колокола к службе. В три ночи возгласили «Благословен Бог наш», началась утреня. Монах Георгий прочел Шестопсалмие на церковнославянском, затем отец Игнатий начал проскомидию. Русского языка я не знал, но просто как диакон помогал ему. В тот момент, как он взял служебную просфору, чтобы вынимать из нее частицы, из его глаз потекли слезы. Проскомидию я, другие отцы совершаем за 15-20 минут. Он же совершал ее целый час! Когда он вынимал частицы в память архангелов, Честного Предтечи, святого дня и тысяч(!) святых, из его глаз текли слезы. Он что-то видел! Он был святой.

Литургию после возгласа «Благословенно Царство» обычно мы служим за час-полтора. Он же какие только молитвы ни произносил, преклонял колена, из его глаз непрестанно текли слезы! Службу мы начали в три часа ночи, а закончили в 11:30 дня. Всё его существо было погружено в молитву. Руки воздеты. Когда он молился, то не отвлекался ни на какие разговоры. Мы причастились, произнесли отпуст. Близился полдень! Восемь-девять часов я простоял на ногах! И потом мы перешли в дом, возле храма, отец Игнатий достал сухари, сладкое красное вино, которое делал сам, и оливки. Мы выпили вина, в котором размочили сухари, поели оливок.

35 лет я священник, но такое благоговение и такую литургию я никогда не забуду (именно не усталость, а саму литургию)! После того как я стал игуменом, мне приносили его вино для литургии, красное, сладкое, без добавок.

Святой человек отец Игнатий! В Хевроне, там, где он прослужил всю свою жизнь, он скончался в 1980-е годы, не помню точно когда, и похоронен. Он никогда не мылся! Ходил в стоптанных ботиночках без носков. Его волосы были спутаны, как нитки. Его черная нейлоновая ряса вся была промасленная, потому что он, я это помню, сам зажигал 150 лампадок: в два часа звонил колокол, и целый час после он зажигал лампадки каждому святому - здесь, там, повсюду - и клал земной поклон. Масло текло у него по рукам, по рясе… И у него была вот такая сумочка, в ней лежала икона Божией Матери Казанской, и когда ты хотел поцеловать ему руку, он доставал икону. От него исходило просто благоухание! Настоящий святой. Другого такого человека я не знал в своей жизни!

О сегодняшней России

Мы очень любим . И я лично очень люблю Россию. Я всегда стараюсь, насколько могу, гостеприимно встречать всех паломников, но русских особенно. После падения Византии именно русские содержали Святые места своей любовью и своими вкладами. Русский народ отличается благочестием. Если мы откроем Апокалипсис, там говорится о «ξανθό το γένος» - о «русоволосом племени». Эти слова можно отнести к русскому народу и к Русской Церкви. Именно это русоволосое племя станет защитником мирового Православия. Сюда приезжают очень многие священники, которые просят отслужить литургию, и служат в нашем монастыре. Я радуюсь этому, мне нравятся прекрасные русские песнопения и благоговение людей. Я радуюсь и тому, что мой голос, голос неграмотного человека, достигнет России.

Я бы очень хотел, чтобы вы передали мой земной поклон Святейшему Патриарху Кириллу и всем архиереям, иеромонахам и протоиереям, игуменам, монахам, монахиням, всему народу, всем тем, кто живет духовной жизнью, но и всем тем, кто духовной жизнью не живет. Господь да просветит их! Ведь в каждом есть искра веры!

На каждой проскомидии я поминаю тех патриархов, которых я знал: иерусалимских Венедикта (он почил в 1979 году) и Диодора, русского Алексия за упокой. Когда патриарх Алексий был в Вифлееме, я поехал туда и взял его благословение. Это личность огромного масштаба! Каждый предстоятель Церкви - он не только должен возглавлять Церковь и быть наместником Христа, но ему необходимо иметь силу голоса в диалоге с государственными деятелями. Патриарх Алексий имел эту силу голоса и в проповеди евангельского слова, и в слове для государства.

Я с огромным интересом слежу за политическими новостями. У России есть своя политика. Конечно, каждая политика имеет всякое разное… но у России есть Путин. Я говорю вам это не потому, что вы русские (я никого не боюсь, кроме Бога), но народ должен это понимать и не вытворять того, что сделали плясавшие в храме и устроившие манифестацию против политики Путина. Люди должны знать, что из всех вождей после коммунизма (у вас были Брежнев, Горбачев, другие…) Путин лучший. Он принимает меры, которые многим неприятны, но они на благо всех. В 1990-е годы и раньше сюда приезжали группы из России, они зажигали одну свечку, и группа из 50 человек оставляла 5 долларов. Я понимал, что у них просто нет больше денег. А сейчас я вижу, что благодаря политике Путина русские люди стали жить лучше. Но они все равно не говорят: «Слава Тебе, Боже».

Чем больше свободы и демократии, тем хуже для народа. Иерархию установил Христос. Она необходима. В Америке на место Бога поставлены деньги. Честь, семейные ценности - они для людей «старой формации». Аномальные мужчины женятся на мужчинах, причем законно, женщины то же самое, у детей нет почтения к учителям, родители не могут выпороть ребенка, распространены наркотики и всё то, к чему ведет чрезмерная свобода и чрезмерная демократия. Я человек неграмотный, из деревни. И вот у нас старые сельчане говорили так: там, где много орущих петухов, быстро не рассветает. Все они бесконечно спорят, кричат и спать не ложатся.

Из всех современных политических режимов мне более всего нравится режим в России, с православной верой, с уважением к другим религиям и конфессиям. Фанатизм не хорош ни с чьей стороны. Вы помните, как католики устраивали резню и всякие беззакония еще более жестокие, чем мусульмане?! Поэтому лично я не люблю фанатизм. Я сторонник среднего, царского пути: уважение к каждому и любовь ко всем, включая тех, кто не одной с нами веры, потому что Христос есть любовь.

Церковь - это Христос. Христос - это любовь

Любовь - венец всего. Любовь к ближнему, любовь к природе, к деревьям, к птичкам. Если мы не любим того, что сотворил Бог, тогда что же мы любим?!

Будьте благословенны и Христос воскресе! Я желаю, чтобы Господь сподобил всех побывать на Святой земле и даровал необходимую сумму денег на паломничество в Иерусалим, чтобы там поклониться Всесвятому Гробу, посетить другие святыни, монастырь святой Екатерины на Синае. Всем желаю здоровья! И еще: чтобы люди приблизились к Церкви! Пускай они не смущаются нашими батюшками. Церковь - это не батюшки и не владыки. Церковь - это Христос!

Мы никак не можем расстаться. Уже прошло полтора часа, нас ждут гид и водитель. Но батюшка ведет нас во двор показать Куку - маленького, одномесячного олененка. Он возится с ним как с ребенком. «А кто же его мама?» - спрашиваю я отца Хризостома. «Я его мама», - улыбается игумен.

С отцом Хризостомом просто и тепло. Он ничего не говорит нам о долгих бдениях и подвигах веры. Наоборот, несколько раз повторил «я неграмотный», «какой я монах»?! При этом он досмотрел мать, отца, принимает больных и стариков, мусульман и православных, и им всем хорошо рядом с ним. В чем же еще тогда смысл нашей веры?!

Силой его любви, его пламенного сердца некогда в этом месте расцвела пустыня Иорданская. Так и душа человеческая однажды непременно расцветет. Если осталась в ней хоть одна живая ветвь, то непременно найдется и птица, которая сядет на нее и запоет. Так кажется после встречи с этим человеком. Светлый образ отца Хризостома, образ подлинной жизни во Христе, словно глоток воды живой, напояет и укрепляет душу к шествию вперед по пескам житейской пустыни.

17 марта совершается молитвенная память преподобного отца нашего Герасима, жившего в Иорданской пустыни, отчего и получил название — Иорданский.

С этим праведником Божиим связана удивительная история дружбы человека со львом. Об этом читайте в приведенном ниже жизнеописании святого Герасима:

В еликий постник преподобный Герасим был родом из Ликии. Еще с молодости он воспитал себя в страхе Божием и, приняв монашеский сан, удалился в пустыню в глубь египетской страны Фиваиды. Проведя там некоторое время в подвигах благочестия, он снова возвратился в свое отечество в Ликию.

Затем он пришел в Палестину (в конце царствования Феодосия Младшего и поселился в Иорданской пустыне, где, как светлая звезда, блистал своею добродетельною жизнью. Там при реке Иордане он устроил обитель. Во время его пребывания в Палестине, в царствование Маркиана и Пульхерии, был в Халкидоне четвертый вселенский собор святых отцов против нечестивого Диоскора, патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, учивших, что во Христе только одно естество – Божеское; святые отцы осудили их. После появились некоторые еретики, хулившие собор и утверждавшие, будто на нем отвергнуты догматы истинной веры и восстановлено учение Нестория. Таков был один инок Феодосий, зараженной нечестием Евтихия. Пришедши в Иерусалим, он смутил всю Палестину, прельстив не только простых людей, но даже многих святых и царицу Евдокию, вдову царя Феодосия Младшего, жившую в то время в Иерусалиме. С помощью последней и многих, им совращенных палестинских иноков он согнал блаженного Ювеналия, патриарха Иерусалимского, с престола и сам занял его. Оставшиеся верными правоверию много терпели от лжепатриарха Феодосия и уходили в самую глубь пустыни. Первый удалился преподобный Евфимий Великий; за ним последовали и другие святые отцы. В это время, по попущению Божьему, совращён был и преподобный Герасим, но скоро раскаялся, как пишет Кирилл Иерусалимский в житии преподобного Евфимия. Был тогда, говорит он, в Иорданской пустыни один отшельник, недавно пришедший из Ликии, по имени Герасим. Он прошел все уставы иноческого жития и доблестно боролся с нечистым духом; но, побеждая и прогоняя невидимых бесов, он был прельщен видимыми бесами – еретиками и впал в ересь Евтихия. В это время слава добродетельной жизни Евфимия распространилась повсюду. К нему и пошел преподобный Герасим в пустыню, называемую Рува, и поселился там надолго. Насытившись сладостью поучений и вразумлений святого, он отвергнул лжеучение еретиков, обратился к правой вере и горько каялся в своем заблуждении. Так рассказывает Кирилл. Наконец, святейший Ювеналий снова занял патриарший престол: благочестивый царь Маркиан послал схватить лжепатриарха Феодосия, чтобы отдать его под суд за его дела. Но Феодосий, узнав об этом, бежал на Синайскую гору и скрылся, неизвестно куда. Таким образом в Иерусалиме и во всей Палестине вновь воссияла правая вера, и многие, совращенные в ересь, снова обратились к благочестию. Также и царица Евдокия, познав свое заблуждение, воссоединилась к православной церкви.

Обитель преподобного Герасима отстояла от святого града Иерусалима на расстоянии 35 стадий, а от реки Иордана на одну стадию. Сюда он принимал вновь поступающих, а прошедшим искус давал отшельнические келлии в пустыне. Всего у него было не менее 70 пустынножителей, для которых преподобный Герасим установил следующий устав. Пять дней в неделе каждый проводил в своей уединенной келлии в молчании, за какой-либо работой, вкушал немного сухого хлеба, принесенного из монастыря, воды и кореньев. В эти пять дней не позволялось есть ничего варёного и даже не допускалось разводить огонь, чтобы и мысли не было о варении пищи. На субботу и воскресенье все приходили в монастырь, собирались в церковь на божественную литургию и причащались пречистых и животворящих Христовых Таин, потом на трапезе вкушали варёной пищи и немного вина во славу Божию и представляли настоятелю работу, исполненную в продолжении пяти дней. В воскресенье после полудня снова каждый удалялся в свою уединенную келлию в пустыню, взяв с собою немного хлеба, кореньев, сосуд с водой и финиковые ветви для плетения корзин. Нестяжание и нищета была у них таковы, что никто из них ничего не имел кроме одной ветхой одежды, рогожи для спанья и малого сосуда с водой. Настоятель даже запретил им, выходя из келлии, затворять дверь, чтобы всякий мог войти и невозбранно взять, что хотел, из этих убогих вещей. И вот они жили по апостольскому правилу «единое сердце и едина душа», и никто не называл ничего своим, но всё было общее. Рассказывают, что некоторые из пустынников просили у преподобного Герасима позволения зажечь иногда ночью свечу для чтения, или развести огонь, чтобы в случае нужды согреть воду. Но святой Герасим говорил им на это:

– Если хотите иметь огонь в пустыне, то приходите жить в монастырь с вновь поступающими: я, пока жив, никогда не попущу, чтобы у пустынножителей был огонь!

Жители города Иерихона, услышав о таком строгом подвижничестве под руководством святого Герасима, приняли за правило каждую субботу и воскресенье приходить в обитель преподобного и приносить в изобилии пищи, вина и всего потребного для монастыря.

Преподобный Герасим так строго соблюдал посты, что в святую и великую четыредесятницу совершенно ничего не вкушал до самого Светлого дня и подкреплял свои телесные и душевные силы только причащением Божественных Таин. У этого благочестивого наставника подвизался и блаженной Кириак, как о том написано в житии его: «Дружелюбно приняв пришедшего к нему Кириака и провидя в нем Божественную славу, преподобный Евфимий сам облек его в схиму и послал на Иордан к святому Герасиму. Святой Герасим, видя юность Кириака, приказал ему жить в монастыре и нести послушания. Готовый исполнить всякую работу, Кириак целый день проводил среди монастырских трудов, а всю ночь стоял на молитве, иногда только предаваясь сну на короткое время. Он наложил на себя пост и только через два дня вкушал хлеба и воды. Видя такое воздержание Кириака, несмотря на юные годы его, преподобный Герасим изумлялся и полюбил его. Святой Герасим имел обычай на Четыредесятницу уходить в отдаленнейшую часть пустыни, называемую Рува, где некогда жил преподобный Евфимий; любя блаженного Кириака за его великое воздержание, он брал его с собою, и там Кириак каждую неделю причащался Святых Таин из рук святого Герасима, пребывал в безмолвии до Вербного воскресенья и возвращался в обитель, получив великую пользу душевную.

Через некоторое время преставился преподобный отец наш Евфимий, и об его кончине преподобный Герасим узнал, находясь в своей келлии: он видел, как Ангелы Божии радостно возносили на небо душу преподобного Евфимия. Взяв с собою Кириака, он пошел в обитель Евфимия и нашел его уже умершим. Предав погребению честное его тело, он возвратился вместе с любимым учеником своим Кириаком в свою келлию.

Великому угоднику Божию Герасиму даже бессловесной зверь служил, как разумный человек, как пишут в «Лимонаре» блаженные отцы Евират и Софроний Софист: «пришли мы в обитель отца Герасима, отстоящую на расстоянии одного поприща от Иордана, и жившие там иноки рассказывали нам об отце Герасиме. Однажды шел он по Иорданской пустыне и встретил льва, показывавшего ему свою ногу, опухшую и наполненную гноем от вонзившегося шипа. Лев кротко глядел на старца и не умея выразить свою просьбу словами, умолял об исцелении своим смиренным видом. Старец, видя льва в такой беде, сел, взял ногу зверя и вытащил из нее шип. Когда вытек гной, он хорошо очистил рану и обвязал платком. Исцелённой лев с тех пор не покидал старца, а ходил за ним, как ученик, так что святой Герасим дивился уму и кротости зверя. Старец питал его, давая ему хлеб или иную пищу. У иноков был осёл, на котором они привозили для братии воду из святого Иордана. Старец поручил льву сопровождать осла и охранять его, когда тот пасется на берегах Иордана. Случилось однажды, что лев отошел от пасшегося осла на значительное расстояние и уснул на солнце. В это время шёл мимо с верблюдами один человек из Аравии и, увидев, что осёл пасется один, взял его и увел с собою. Проснувшись, лев стал искать осла и, не нашедши его, с унылым и печальным видом пошел в обитель к отцу Герасиму. Старец подумал, что лев заел осла, и спросил:

– Где осёл?

Лев стоял молча, опустив глаза вниз, как человек. Старец тогда сказал:

– Ты его заел! Но благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь делать для обители всё то, что делал осёл!

По повелению старца с тех пор на льва стали навьючивать, как прежде на осла, бочонок, мерою в четыре меха, и посылать на Иордан за водой для монастыря.

Однажды пришел к старцу помолиться один воин и, увидев льва, носящего воду, сжалился над ним. Чтобы купить нового осла, а льва освободить от работы, он дал инокам три золотые монеты. Осёл для монастырской службы был куплен, а лев освобожден от работы.

Через некоторое время купец из Аравии, уведший осла, пошел в Иерусалим с верблюдами продать пшеницу; с ним был и осёл. Около Иордана с караваном случайно встретился лев; узнав осла, он зарычал и бросился к нему. Купец и его спутники в ужасе убежали, а лев, схватив узду зубами, как делал прежде, повел осла с тремя привязанными один за другим верблюдами, обремененными пшеницей. Выражая рёвом свою радость, что нашел потерянного осла, лев привел его к старцу. Преподобный старец тихо улыбнулся и сказал братии:

– Напрасно мы бранили льва, думая, что он заел нашего осла.

Льву дано было имя «Иордан». После этого он часто приходил к старцу, принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет. Когда преподобный отец Герасим отошел ко Господу и был погребен братиею, по устроению Божьему, лев тогда не оказался в обители, а пришел через некоторое время и стал искать своего старца. Отец Савватий и один из учеников отца Герасима, увидев льва, сказали ему:

– Иордан! Старец наш оставил нас сиротами: отошел ко Господу!

Они стали давать ему пищу, но лев пищи не принял, а озирался во все стороны, ища преподобного отца Герасима, и скорбно рычал. Отец Савватий и другие старцы гладили его по спине и повторяли:

– Отошел старец ко Господу, оставил нас!

Ho этими словами они не могли удержать льва от вопля и скорбного рычания, и чем больше они старались утешить его словами, тем печальнее он рычал, и голосом, и лицом, и глазами выражая скорбь, что не видит старца. Тогда отец Савватий сказал:

– Если не веришь нам, то иди с нами; мы покажем тебе место, где покоится старец.

И пошли с ним в гробницу, где был погребен преподобный Герасим. Гробница находилась около самой церкви. Став над гробницей, отец Савватий сказал льву:

– Вот здесь погребён наш старец.

И, преклонив колена, стал плакать. Услышав это и увидев, что Савватий плачет, лев ударялся головой о землю и страшно ревел. Сильно рыкнув, он умер над гробницей старца. He мог ничего выразить лев словами, но всё-таки, волею Божией, прославил старца и при его жизни, и после смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и изгнания из рая.

Так повествуют Иоанн и Софроний. Из этого рассказа видно, как преподобный Герасим был угоден Богу, работая во славу Его от юности до старости. Ко Господу он и отошел в жизни вечной, где со святыми славит Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.

Кондак (краткая молитва)

Возгоревся рачением горним, жестость пустыни Иордановы, паче всех мира сладких предпочел еси. Отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти отче, послушне и жалостне на гробе твоем скончася, прославльшу тя тако Богу: к Немуже моляся, и о нас отче Герасиме поминай.

Преподобне отче Герасиме, моли Бога о нас!

Loading...Loading...