Санитарный разрыв от дороги. Генеральный план хабезскогосельского поселения хабезского района


Санитарно-защитная зона выполняет функцию защитного барьера, который обеспечивает уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

От линий железнодорожного транспорта устанавливается санитарный разрыв. Величина разрыва определяется по расчету рассеивания загрязняющих веществ, расчету уровня шума и вибрации. (СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03)

На сегодняшний день существует два методических указания по определению выбросов от железнодорожного транспорта:

1. "Проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом)", 1992 г.

2. "Определение массы выбросов загрязняющих веществ от тепловозов в атмосферу (РД 32.94-97)", 1998 г.

Размер санитарно-защитных разрывов для железнодорожного транспорта

В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м .

Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м , считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина сан.зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м . Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.

В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади сан.-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Зоны отдыха следует размещать на расстоянии от санаториев, пионерских лагерей, дошкольных санаторно-оздоровительных учреждений, садоводческих товариществ, автомобильных дорог общей сети и железных дорог не менее 500 м, а от домов отдыха - не менее 300 м. (СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу "Разработка проекта СЗЗ для железной дороги" можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.

Здравствуйте, Андрей.

Закажите выписку в Росреестре на земельный участок. Если в ней указанных обременений нет, то отказ в выдаче разрешения на строительство можно оспорить.

Прямого запрета на строительство жилого дома в том числе и с учетом того, что ранее жилой дом там успешно существовал, может и не быть.

Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог

10. В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:

а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;

Получите письменный отказ и обращайтесь в суд.

Пример решения суда по схожим обстоятельствам

С уважением! Г.А. Кураев

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

получен
гонорар 50%

Юрист, г. Екатеринбург

  • 9,3 рейтинг
  • эксперт

Возможно ли получить разрешение на строительство (реконструкцию) в этом случае и каков порядок действий если это возможно?
Андрей

Здравствуйте, Андрей. А на старый дом есть какие-то документы? Он зарегистрирован в установленном порядке? Если да, то это облегчит получение разрешения на его реконструкцию. Обратите внимание, что ограничение может касаться именно строительства, а не реконструкции существующих объектов.

В принципе коллега указал каким путем следует действовать - поскольку в охранной зоне могут быть установлены ограничения, значит их может и не быть. При отсутствии таких ограничений отказ в выдаче разрешения на строительство/реконструкцию просто нечем будет обосновать. Необоснованный отказ в выдаче разрешения может быть оспорен в установленном порядке.

Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Да, дом зарегистрирован и на него имеется выписка из ЕГРП. В выписках на землю и на дом в графе "Ограничение (обременение) права" стоит "не зарегистрировано", для получения ГПЗУ в Архитектуру был предоставлен технический паспорт дома из БТИ.

получен
гонорар 50%

Юрист, г. Барнаул

  • 9,9 рейтинг

Прошу прощения, нормы привел по охранным, а не санитарно-защитным зонам.

По санитарным зонам действует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

Пунктом 5.1 указанного постановления главного государственного санитарного врача от 25.09.2007 г. № 74 « О введение в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

При этом, исходя из зоны, к которой относится Ваш земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки, можно рассмотреть возможность судебного иска.

Возможно также изменить санитарно-защитную зону.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»

2.10. Размер расчетнойсанитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может бытьизменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или егозаместителем в порядке, установленном данными правилами.
2.11. Размер расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
3.17. Изменение размера (увеличение, уменьшение) санитарно-защитных зон действующих, реконструируемых и проектируемых промышленных объектов и производств должно сопровождаться разработкой проекта, обосновывающего необходимые изменения.
По проекту расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.

Для предприятий III,IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдается решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

С уважением! Г.А. Кураев

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

  • получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Екатеринбург

    • 9,3 рейтинг
    • эксперт

    Предлагаю обратить внимание на обоснование, изложенное в принятом в пользу заявителя судебном решении по аналогичному делу:

    Дело № 2-2235/2013
    Р Е Ш Е Н И Е
    Именем Российской Федерации
    25 апреля 2013 года
    Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе: председательствующего судьи Ивановой М.А., при секретаре Рассомахиной О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Джесс А.Е. об оспаривании решения органа местного самоуправления, у с т а н о в и л: Джесс А.Е. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим.Заявитель является собственником вышеуказанного земельного участка и расположенного на нем жилого дома.
    С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома он обратился в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с соответствующим заявлением. В выдаче разрешения на строительство дома было отказано в связи с тем, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги.
    Заявитель Джесс А.Е. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил заявление удовлетворить.Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска Казакова Н.В. требования заявителя считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Заявителю было отказано по тем основаниям, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги, а в соответствии с правилами СанПиН отводимый участок для размещения жилых зданий должен находится за пределами территорий санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов.Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

    Заявитель является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>.04.02.2013 г. заявитель обратился в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.18 февраля 2013 г. заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги.Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального Кодекса РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
    Согласно статье 256 Гражданского процессуального Кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.Заявитель оспаривает решение ГУАиГ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 18.02.2013 г. 03.04.2013 г., то есть в пределах установленного срока.
    Рассматривая требования Джесс А.Е. по существу, суд исходит из следующего.
    Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

    Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.
    Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации г. Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.Пункт 2.7 «Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска», утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 N 121 определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска.Таким образом, ГУАиГ Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений об отказе в выдаче разрешений на строительство.
    Рассматривая вопрос о соответствии закону отказа в выдаче заявителям разрешения на строительство индивидуального жилого дома, суд приходит к нижеследующему.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.Согласно пункту 1 статьи 260 Гражданского Кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
    Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
    Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику.В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, какие-либо ограничения его прав не существуют , что усматривается, в том числе из кадастрового паспорта земельного участка, в котором разрешенное использование обозначено: «индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства».
    Отсутствуют сведения об ограничении прав заявителя и в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
    Согласно ст.56 ЗК РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности устанавливаются в санитарно-защитных зонах.Согласно ч.3 ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.Согласно п.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы), участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен находится за пределами территории санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов.
    Как указано в отказе в выдаче разрешения на строительство, земельный участок Джесс А.Е. расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги.Согласно градостроительного плана земельного участка, подготовленного 21 января 2011 г. Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска, часть земельного участка расположена в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и железной дороги.
    Пунктом 4 статьи 1 и частью 8 статьи 35 Градостроительного кодекса санитарно-защитные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, указано, что для установления санитарно-защитных зон используются производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур.В силу п.8.20. «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.
    Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 23 сентября 2008 г., разрешенное использование (назначение) земельного участка – индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.Учитывая разрешенное использование земельного участка, допускается возведение жилого дома на земельном участке истца. Согласно ответов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» отсутствуют сведения о том, кем и каким образом установлена санитарно-защитная зона, СНИП же только рекомендует установление санитарно-защитной зоны на указанном расстоянии, тогда как сама процедура установления санитарно-защитной зоны все равно должна быть пройдена. Кроме того, исходя из документов, представленных сторонами, не представляется возможным определить, какая часть земельного участка находится в санитарно-защитной зоне железной дороги, будет ли расположен жилой дом в данной части.Также суд отмечает, что ссылка на запрет, установленный п.2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 применяется лишь для отвода земельных участков для размещения жилых зданий.
    С учетом изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии содержания оспариваемого решения требованиям закона и иных нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, об отсутствии оснований для запрета в осуществлении заявителем строительства нового индивидуального дома по адресу: <адрес>.Отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований, в связи с чем суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.
    Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
    Р Е Ш И Л:
    Заявление Джесс А.Е. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

    Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 18.02.2013 г. в выдаче Джесс А.Е. разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность выдать в установленный законом срок Джесс А.Е. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
    Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд УР через районный суд.Решение изготовлено председательствующим в окончательной форме 29 апреля 2013 года.Председательствующий судья М.А. Иванова


  • Санитарный разрыв от автомобильных дорог

    Установка пылешумозащитных экранов, шумозащитного остекления на проблемных участках, к которым близко подступает трасса дороги, установка шумозащитных проветривателей (ПШУ) для обеспечения нормативных уровней шума и условий воздухообмена в оконных заполнениях;

    Создание зеленых защитных полос вдоль автомобильных дорог;

    Организация стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.


      1. Охрана водных ресурсов
    7.3.1 Оценка состояния поверхностных вод

    Хабезский район расположен в лесостепной части Карачаево-Черкесской Республики, которая характеризуется сильно расчлененным рельефом. Основным водотоком сельского поселения является р.Малый Зеленчук. Водохранилищ и озер на территории поселения нет.

    Качество природных вод формируется под воздействием естественных и антропогенных факторов. Естественное загрязнение водных объектов на территории Хабезского района обусловлено селевыми потоками во время ливневых до-ждей из-за сильной пересеченности рельефа местности. В долинах рек интенсив-но проявлены процессы боковой речной эрозии, обусловленной сезонным паводковым периодом режима рек.

    Гидрохимические наблюдения, выполненные в 2005 году Испытательным лабораторным центром ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Карачаево-Черкесской республике» показали, что в последние годы качество воды в р.Малый Зеленчук значительно улучшилось и в целом соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Превышение санитарных норм наблюдается лишь по одному показателю – содержанию общего железа в воде – 1,1-4 ПДК.

    В 2006 году комплексные гидрохимические и гидробиологические исследования на реках Карачаево-Черкессии были выполнены Научно-производственным предприятием «Экологическая лаборатория». Как показали результаты полевых, камеральных и лабораторных исследований качество воды в р.Малый Зеленчук от истока к устью несколько снижается, но тем не менее соответствует требованиям, предъявляемым к качеству питьевых вод. Значительная мутность речных вод в паводковый период требует от «Водоканалов» соответствующей водоподготовки перед подачей речной воды к потребителю.

    Обеспечение Карачаево-Черкесской Республики качественной и безопасной питьевой водой является приоритетным направлением в оздоровлении населения республики, поэтому принято соответствующее Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.08.2006 № 299 «О мерах по обеспечению эпидемиологической безопасности централизованных систем водоснабжения населенных пунктов Карачаево-Черкесской республики».

    Дважды в течение года проводится очистка поймы реки Малый Зеленчук с привлечением местного населения поселения в рамках акции «Чистая вода», а также регулярно проводятся санитарные дни.

    Качество питьевой воды в водопроводной сети а.Хабез в 2010 г. по химиче-ским и микробиологическим показателям соответствовало нормативным требова-ниям. Санитарно-эпидемиологическая станция а.Хабез регулярно проводит отбор воды и является гарантом его качества. Общественных и индивидуальных колод-цев и скважин на территории муниципального образования нет.

    Нарушений действующих норм в водоохранной зоне не зафиксировано.

    Очистными сооружениями Хабезского сельского поселения являются очистные сооружения КЧ РГУП «Хабезский Водоканал».

    Очистные сооружения КЧ РГУП «Хабезский Водоканал» - проектная мощность ОСК - 1,4 тыс.м3/сутки, фактически поступает стоков около 0,36 тыс.м3/сутки. Состояние сооружений удовлетворительное, технологический ре-жим соблюдается, регламентные работы проводятся своевременно.

    До настоящего времени не ведется учет количества сточных вод от сельско-хозяйственных предприятий. Поверхностный сток с пастбищ и территорий ферм, а также животноводческие стоки с ферм, поступающие в реки и озера, могут вы-звать эвтрофикацию водомов, что приводит к значительному ухудшению качества воды и условий жизнедеятельности биоты.

    Таким образом, основными причинами загрязнения поверхностных вод Хабезского сельского поселения являются:

    1. Сброс недостаточно очищенных или неочищенных сточных вод с очистных сооружений канализации.

    2. Нарушения при утилизации ТБО, низкий уровень организации благоустройства, сбора и твердых бытовых отходов и отходов животноводства.

    3. Отсутствие разработанных и утвержденных зон санитарной охраны источников водоснабжения.

    4. Отсутствие систем ливневых канализаций, сброс неочищенных ливнестоков.

    5. Недостаточное финансирование объектов канализования населенных мест и утилизации твердых бытовых отходов, являющихся основными источниками органического загрязнения водоемов.

    В связи с этим возникают проблемы в процессе водоподготовки, что создает опасность подачи населению воды, не отвечающей нормативным требованиям, приводит к увеличению сроков технологической обработки воды.

    Основными источниками загрязнения поверхностных вод от неорганизованных источников являются котельные, свалки твердых бытовых отходов, животноводческие фермы и навозохранилища.

    Серьезным загрязнителем рек и водоемов является поверхностный сток с территории населенных пунктов, в котором содержатся нефтепродукты, отходы производства. Ливневые воды выносят с полей азот, калий, фосфор, пестициды и др. вещества.

    В связи с изложенным необходимо проводить последовательную работу по пресечению указанных нарушений, понуждению органов власти, местного само-управления, хозяйствующих субъектов к ремонту и строительству очистных сооружений, экологической модернизации технического оборудования и производств, ведению учета сброса сточных вод.

    ^ 7.3.2 Водоохранные зоны водных объектов

    Чрезвычайно важным мероприятием по охране поверхностных вод является организация водоохранных зон и прибрежных защитных полос вдоль рек.

    Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

    Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы устанавливаются в соответствии со статьями 6 и 65 «Водного кодекса Российской Федерации» №74-ФЗ от 3 июня 2006 г. (с изменениями на 19 июня 2007 года). В границах водоохранных зон (ВОЗ) устанавливаются прибрежные защитные полосы (ПЗП), на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

    Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

    1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

    2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

    3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

    Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров. Основные характеристики наиболее значительных рек (длиной более 10 км.) приведены в таблице (табл. 1.28).

    ^ Таблица 1.28

    Ширина водоохраной зоны наиболее значительных рек Хабезского сельского поселения

    Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более, чем 10 км, составляет 5 м. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них.

    Ширина водоохраной зоны озер площадью более 0,5 км 2 устанавливается в размере 50 м (ст.65 Водного Кодекса РФ).

    ^ Таблица 1.29

    Регламенты использования территории водоохранных, прибрежных защитных и береговых полос.


    ^ Наименование зон

    Запрещается

    Допускается

    Береговая полоса

    (20м – ст.6 Водного кодекса РФ)


    - перекрывать доступ к водному объекту

    (20-метровая полоса вдоль рек и прудов предназначена для общего пользования)


    - предназначена для общего пользования: передвижение и пребывание около водного объекта, для спортивного и любительского рыболовства, причаливания плавательных средств)

    Прибрежная защитная

    полоса(30-50 м в зависимости от уклона

    берега)


    Размещение кладбищ, скотомогильников, свалок и полигонов ТБО, мест захоронения взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

    Распашка земель;

    Размещение отвалов размываемых грунтов;

    Выпас с/х животных и организация для них летних лагерей, ванн;

    Проведение вырубки укрепительной зелени


    - проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями. обеспечивающими охра-ну водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;
    -движение транспорта по дорогам и стоянка на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие

    Водоохранная зона

    - использование сточных вод для удобрения почв

    Размещение кладбищ, скотомогильников, свалок и полигонов ТБО, мест захоронения взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

    Осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

    Движение и стоянка транспорта (кроме специального) на дорогах, не имеющих твердого покрытия;

    Проведение вырубки укрепительной зелени

    Планировочные решения, предлагаемые проектом (проведение противоэрозионных мероприятий, строительство в ряде наиболее крупных населенных пунктов очистных сооружений канализации, ограничения во внесении минеральных удобрений и химикатов в сельскохозяйственном производстве и т.д.) направлены на значительное сокращение загрязнения водотоков, на улучшение экологического состояния природной среды.

    Проектные предложения

    Проектом Генерального плана предлагается комплекс водоохранных мероприятий:

    Установление размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов;

    Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством;

    Благоустройство водоохранных зон водных объектов, обеспечение соблюдения требований режима их использования, установка водоохранных знаков, расчистка прибрежных территорий;

    Организация регулярного гидромониторинга поверхностных водных объектов;

    Ликвидация несанкционированной свалки;

    Развитие системы бытовой канализации;

    Продолжение регулярного проведение мероприятий по очистке и санации водоемов, расположенных в черте поселения;

    Устройство водонепроницаемых выгребов в частной застройке при отсутствии канализации;

    Организация зон рекреации с полным комплексом природоохранных и санитарно-эпидемиологических мероприятий;

    Благоустройство территорий жилой застройки и промпредприятий, организация отвода поверхностных вод;

    Соблюдение правил использования расположенных в пределах водо-охранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участков, исключающих загрязнение и истощение водных объектов;

    Благоустройство и озеленение прибрежных полос.


        1. ^ Оценка состояния подземных вод
    Основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения Хабезского района в настоящее время являются поверхностные воды (около 90%). При этом по данным Управления Роспотребнадзора по Карачаево-Черкесской Республике более 50% подаваемой питьевой воды не отвечает требованиям ГОСТ «Вода питьевая». Проблема обеспечения населения качественной питьевой водой с каждым годом обостряется в связи с ростом загрязнения поверхностных вод, дефицитом электроэнергии и химреагентов для их очистки и регулярными разрушительными воздействиями паводковых вод на водозаборные сооружения.

    В последние годы в Карачаево-Черкесской Республике активно ведутся работы по использованию пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и розлива, а также для резервирования защищенных источников водоснабжения на период чрезвычайных ситуаций.

    За счет средств федерального бюджета ведутся поисково-оценочные работы на Марухском участке пресных подземных вод для обеспечения водоснабжения населенных пунктов Хабезского района.

    Пробы подземных вод в 2005 году отбирались из стационарных гидрогеологических скважин, оборудованных для наблюдения за режимом подземных вод. Результаты химических анализов отобранных проб подземных вод приведены в таблицах

    ^ Таблица 1.30

    Химический состав подземных вод в бассейне р.М.Зеленчук, мг/л

    ^ Таблица 1.31

    Концентрация загрязняющих веществ в подземных водах в р.М.Зеленчук, мг/л

    ^ Таблица 1.32

    Концентрация растворимых форм тяжелых металлов в подземных водах в 2005 году, мг/л


    пробы

    Fe (общ.)

    Сu

    Мn

    Zn

    Рb

    Cd

    Ni

    №7в

    0,25

    0,019

    0,36


    0,0036


    Полученные результаты показывают, что качество подземных вод в бассейне р.М.Зеленчук по гидрохимическим показателям отвечает требованиям, предъявляемым к качеству питьевых вод.
    ^ 7.3.4 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения

    В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. №10 О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», на территории зон санитарной охраны источников водоснабжения должны осуществляться следующие охранные мероприятия.

    Мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения

    Мероприятия по первому поясу

    1. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

    2. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

    3. Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

    В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

    4. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

    5. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

    ^ Мероприятия по второму и третьему поясам

    1. Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.

    2. Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

    3. Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.

    4. Запрещение размещения складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

    Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.

    5. Своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных вод, имеющих непосредственную гидрологическую связь с используемым водоносным горизонтом, в соответствии с гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод.

    ^ Мероприятия по второму поясу

    Кроме мероприятий, указанных в предыдущем пункте, в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения подлежат выполнению следующие дополнительные мероприятия:

    Не допускается:

    размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

    применение удобрений и ядохимикатов;

    рубка леса главного пользования и реконструкции.

    Выполнение мероприятий по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.).

    Размещение сельскохозяйственных предприятий, зданий, сооружений во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения населенных пунктов допускается в соответствии с СП 31.13330. Размещение свиноводческих комплексов промышленного типа и птицефабрик во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения населенных пунктов не допускается.


      1. Оценка антропогенного воздействия на недра
    В пределах Хабезского сельского поселения известны следующие твердые полезные ископаемые: глинистое сырье для кирпичного производства, гипсы.

    Характеристика месторождений полезных ископаемых на территории Хабезского сельского поселения представлена в табл.1.33

    ^ Таблица 1.33

    Характеристика месторождений полезных ископаемых на территории Хабезского сельского поселения




    Название

    Местоположение

    ^ Область применения

    Единицы измерения

    Запас

    1

    Хабезское месторождение глинистого сырья для кирпичного производства

    В 1 км к западу от а.Хабез

    Сырье пригодно для производства обыкновенного глиняного кирпича марки «75»

    Тыс.м 3

    522

    2

    Хабезский участок глинистого сырья для кирпичного производства

    В 1 км к югу от а.Хабез

    Глинистое сырье пригодно для производства, методами пластического формования полнотелого кирпича марки «75»

    Тыс.м 3

    1300

    3

    Алибердуковское месторождение гипсов

    В 6 км к северо-западу от а.Алибердуковский

    Сырье пригодно для получения гипса I сорта строительного и формовочного, а также для производства вяжущих материалов

    Тыс.т

    6018

    4

    Хабезское проявление гипсов

    На левом берегу р.М.Зеленчук в 5 км к юго-западу от а.Хабез

    Возможно для производства вяжущего и гипсования почв

    Тыс.т

    660

    В соответствии с СП 42.13330.2011 запрещается проектирование и строительство поселений, промышленных комплексов и других объектов до получения от соответствующей территориальной геологической организации данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под земельным участком намечаемой застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения органов управления Государственным фондом недр и органов Федерального горного и промышленного надзора России в установленном ими порядке только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

    При необходимости извлечения полезных ископаемых из недр под ранее застроенными площадями (подработка объектов) меры по обеспечению наиболее полного извлечения запасов полезных ископаемых и безопасности подрабатываемых объектов должны устанавливаться в соответствии с требованиями СП 21.13330, нормативных документов Ростехнадзора, регламентирующих порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых.

    Пригодность нарушенных земель для различных видов использования после рекультивации следует оценивать согласно ГОСТ 17.5.3.04 и ГОСТ 17.5.1.02.
    ^ 7.5 Охрана почвенных ресурсов

    Для территории Хабезского района характерны следующие типы почв: почвы-черноземы выщелоченные и частично предкавказские черноземы.

    В природном отношении район благоприятен для возделывания всех видов сельскохозяйственных культур и плодовых насаждений.

    Почвенный покров в районе загрязнен незначительно, в виду отсутствия предприятий, осуществляющих значительные выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, а также твердых жидких и газообразных веществ. Значительная часть района расположена в горной части республики Карачаево-Черкессия, в связи с чем подвержен водно-ветровой эрозии. Эпидемиологическое состояние почвы благоприятное.

    За период наблюдений с 1992 года по настоящее время положение с плодородием почв Карачаево-Черкесии стремительно ухудшается, хотя и в предшествующий период состояние пашни в целом нельзя было признать даже удовлетворительным. Минеральные удобрения применяются сейчас крайне недостаточно, органические, ввиду проблем в животноводстве, не используется вовсе.

    Содержание гумуса, одного из основных показателей плодородия, за 30 лет сократилось на 1,4%. Наблюдается отрицательный баланс, а его снижение даже на 0,1% сопровождается потерей урожайности на 0,8-1,2 центнера условных зерновых единиц. Чтобы восстановить его на эту же величину необходимо вносить 12-15 т/га навоза или использовать другие источники – как посев сидератов, запахивание измельченной соломы и др.

    Одним из таких направлений по сохранению качества почв является точное земледелие, в основе научной концепции которого лежат представления о существовании неоднородностей в пределах одного поля. Использование же средств точного земледелия позволяет рационально и эффективно использовать удобрения и их экономию.

    ^ Таблица 1.34

    Среднее содержание гумуса на пашне в Хабезском районе на 01.01.2012 г.


    Наименование районов

    Среднее содержание гумуса в %

    2008-2011гг.

    Хабезский

    4,6

    Таблица 1.35

    Наличие кислых почв на пашне в Хабезском районе

    ^ Таблица 1.36

    Среднее содержание подвижного фосфора на пашне в Хабезском районе


    ^ Наименование районов

    Среднее содержание P 2 O 5, в мг/кг почвы

    2008-2011 гг.

    Хабезский

    22,1

    ^ Таблица 1.37

    Среднее содержание обменного калия на пашне в Хабезском районе


    ^ Наименование районов

    Среднее содержание К 2 O , в мг/кг почвы

    2008-2011 гг.

    Хабезский

    290

    Основной причиной сложившегося критического состояния почвенного плодородия является отказ сельскохозяйственных товаропроизводителей от внесения удобрений на уровне научно обоснованной потребности, полное прекращение работ по известкованию, гипсованию, внесению органических удобрений.

    Эрозия является одним из самых опасных негативных процессов, вызывающих деградацию и уничтожение почвенного покрова, и наносящих невосполнимый ущерб земельным ресурсам и окружающей среде.

    Отсутствие эффективных мер по регулированию стока и накоплению почвенной влаги, физическая деградация почв от интенсивной механической обработки и тяжелой техники являются основными причинами развития эрозионных процессов и деградаций почв. Территория Хабезского района частично подвержена ветровой эрозии.

    Как показала практика, весьма эффективны организационные и агротехнические мероприятия. Соответственно необходимо внедрять севообороты, предусматривающие однолетние и многолетние травы, кулисные посевы (лесонасаждения), внесение органики, сильно улучшающей структуру почвы.

    Немаловажную роль в системе защиты почв от эрозии играют почвозащитные технологии возделывания с/х культур, эффективные приемы устранения чрезмерного уплотнения почвы и защиты от эрозии.

    В современных условиях в борьбе с эрозией почв важную роль играют применение органических удобрений, проведение известкования кислых почв.

    Таблица 1.38

    Площади сельскохозяйственных земель, подверженных негативным процессам по сельхозпредприятиям и КФХ в разрезе Хабезского района

    Фактором деградации почвенного покрова является загрязнение почв твердыми бытовыми отходами. В основном это упаковочные материалы пищевых продуктов, пластиковые бутылки, консервные банки. Их накопление не только ухудшает эстетичность ландшафтов, но может привести к серьезным проблемам в санитарном отношении.

    Качество почв на территории населенного пункта определяется организацией плановой санитарной очистки. Неэффективная система очистки, особенно в неканализованном жилом секторе, нехватка специализированного автотранспорта, контейнеров, несвоевременный вывоз ТБО, отсутствие условий для мойки и дезинфекции автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов влечет за собой ухудшение состояния почвы.

    ^ 7.5.1 Мероприятия по оздоровлению почв

    Для решения проблем сохранения и поддержания плодородия почв, объемов и качества производимой сельскохозяйственной продукции необходимо реализовать комплексную программу повышения плодородия земель с обязательным включением в нее объемов работ по внесению органических и минеральных удобрений, известкованию и гипсованию почв, коренному улучшению сельскохо-зяйственных угодий, совершенствованию системы зашиты растении.

    Основными профилактическими мероприятиями на почвах являются:

    Улучшение агрофизических свойств почв повышением доз органических, фосфорных и в первую очередь, калийных удобрений;

    Применение севооборотов.

    Для охраны почв от разрушения, истощения и загрязнения намечается система организационно-хозяйственных агротехнических и противоэрозионных мероприятий:

    Проведение мероприятий по закреплению оврагов;

    Обработка почв (кроме предпосевной) и посев сельскохозяйственных куль-тур поперек склона;

    Внесение ежегодно полных доз удобрений;

    Известкование кислых почв;

    Приобретение достаточного количества контейнеров для сбора мусора для предотвращения биологического загрязнения почв;

    Активизация работ по передаче неиспользуемых земель сельхозназначения в пользу эффективно хозяйствующих землепользователей и внедрение научно обоснованных и малозатратных систем земледелия позволяют активней вести борьбу за сохранение и повышение плодородия почв;

    Освоение биологически ориентированных систем земледелия.

    Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
    Российской Федерации

    Государственные санитарно-эпидемиологические правила
    и нормативы

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
    потребителей и благополучия человека





    и иных объектов

    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

    Новая редакция

    Москва 2008

    1. Разработаны: НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН (д.м.н., проф. М.А. Пинигин, д.м.н., проф. 3.Ф. Сабирова); Российской Академией последипломного образования (проф. К.А. Буштуева, к.м.н., доцент Л.Е. Беспалько, к.м.н., доцент Т.Е. Бобкова); Управлением Роспотребнадзора по г. Москве (к.м.н. С.Г. Фокин); Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области (В.Б. Гуревич); Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (О.И. Аксенова, О.А. Кулагина, Н.Д. Антипова).

    2. Утверждены и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74, опубликованы в Российской газете 9 февраля 2008 г. № 28 (4585).

    4. Введены взамен санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

    «Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

    «Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

    «За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» (статья 55).

    ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    О введении в действие новой редакции санитарно-
    эпидемиологических правил и нормативов
    СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-
    защитные зоны и санитарная классификация
    предприятий, сооружений и иных объектов»

    На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, №2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, №35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070); Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953)

    ПОСТАНОВЛЯЮ:

    1. Ввести в действие с 1 марта 2008 г. новую редакцию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

    2. С момента введения в действие новой редакции СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» считать утратившим силу редакцию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенную в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 № 38, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 апреля 2003 г., регистрационный номер 4459.

    Приложение

    УТВЕРЖДЕНО

    постановлением
    Главного государственного
    санитарного врача
    Российской Федерации
    от 25 сентября 2007 г. № 74

    2.2.1/2.1.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО,
    РЕКОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ.
    ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

    Санитарно-защитные зоны и санитарная
    классификация предприятий, сооружений
    и иных объектов

    Санитарно-эпидемиологические правила
    и нормативы

    СанПнН 2.2.1/2.1.1.1200-03

    Новая редакция

    1. Область применения

    1.1. Настоящие санитарные правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 21; № 1 (ч. 1) ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070) с учетом Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 96-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10), Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, № 44, ст. 4147), а также Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 г. № 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) и с учетом практики установления размера санитарно-защитной зоны за последние годы.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 сентября 2010 г.№ 122 в пункт 1.2 настоящего приложения внесены изменения

    N 25 в пункт 1.2 настоящего приложения внесены изменения

    1.2. Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

    Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.

    1.3. На промышленные объекты и производства, являющиеся источниками ионизирующих излучений, настоящие требования не распространяются.

    1.4. Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

    1.5. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    2. Общие положения

    N 61 в пункт 2.1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г.

    2.1. В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ , вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

    Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

    Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 октября 2009 г. N 61 в пункт 2.2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г.

    2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

    2.3. Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

    2.4. Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.

    2.5. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

    2.6. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов, устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

    2.7. Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены в - настоящего документа.

    2.8. Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м.

    2.9. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 октября 2009 г. N 61 в пункт 2.10 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г.

    2.10. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 октября 2009 г. N 61 в пункт 2.11 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г.

    2.11. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2008 г. N 25 пункт 2.12 настоящего приложения изложен в новой редакции

    2.12. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.

    3. Проектирование санитарно-защитных зон

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 октября 2009 г. N 61 в пункт 3.1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г.

    3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

    Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной.

    Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.

    3.2. В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

    3.3. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и /или физического воздействия, либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке - далее промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.

    3.4. В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.

    От границы территории промплощадки:

    От организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;

    В случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;

    При наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

    От источников выбросов:

    при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

    3.5. На территории с превышением показателей фона выше гигиенических нормативов не допускается размещение промышленных объектов и производств, являющихся источниками загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека. Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение реконструкции или перепрофилирование производств при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до предельно допустимой концентрации (ПДК) при химическом и биологическом воздействии и предельно допустимого уровня (ПДУ) при воздействии физических факторов с учетом фона.

    3.6. В случае несовпадения размера расчетной санитарно-защитной зоны и полученной на основании оценки риска (для предприятий I-II класса опасности), натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух, решение по размеру санитарно-защитной зоны принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.

    1. Производство тукосмесей.

    2. Производство по переработке фторопластов.

    3. Производство бумаги из готовой целлюлозы и тряпья.

    4. Производство глицерина.

    5. Производства галалита и других белковых пластиков (аминопласты и др.).

    6. Производство эмалей на конденсационных смолах.

    7. Производство мыла.

    8. Производства солеваренные и солеразмольные.

    9. Производство фармацевтических солей калия (хлористого, сернокислого, поташа).

    10. Производство минеральных естественных (мела, охры и др.) красок.

    11. Производство дубильного экстракта.

    12. Заводы полиграфических красок.

    13. Производство фотохимическое (фотобумаги, фотопластинок, фото- и кинопленки).

    14. Производство товаров бытовой химии из готовых исходных продуктов и склады их хранения.

    15. Производство олифы.

    16. Производство стекловолокна.

    17. Производство медицинского стекла (без применения ртути)

    18. Производства по переработке пластмасс (литье, экструзия, прессование, вакуум-формование).

    19. Производство полиуретанов.

    Класс V - санитарно-защитная зона 50 м.

    1. Производство готовых лекарственных форм (без изготовления составляющих).

    2. Производство бумаги из макулатуры.

    3. Производство изделий из пластмасс и синтетических смол (механическая обработка).

    4. Производство углекислоты и "сухого льда".

    5. Производство искусственного жемчуга.

    Разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки

    Объекты, до которых исчисляется разрыв

    Расстояние, м

    Открытые автостоянки и паркинги вместимостью, машино-мест

    10 и менее

    Фасады жилых домов и торцы с окнами

    Торцы жилых домов без окон

    Территории школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта, детских

    Территории лечебных учреждений стационарного типа, открытые спортивные сооружения общего пользования, места отдыха населения (сады, скверы, парки)

    по расчетам

    по расчетам

    по расчетам

    Примечания.

    1. Разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.

    2. При размещении наземных гаражей-стоянок, паркингов, автостоянок должны быть соблюдены нормативные требования обеспеченности придомовой территории с необходимыми элементами благоустройства по площади и наименованиям.

    3. Наземные гаражи-стоянки, паркинги, автостоянки вместимостью свыше 500 м/м следует размещать на территории промышленных и коммунально-складских зон.

    4. Для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется лишь расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, жилых домов, площадок отдыха и др., которое должно составлять не менее 15 метров.

    В случае размещения подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок в жилом доме, расстояние от въезда-выезда до жилого дома, не регламентируется. Достаточность разрыва обосновывается расчетами загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами.

    5. Разрыв от проездов автотранспорта из гаражей-стоянок, паркингов, автостоянок до нормируемых объектов должно быть не менее 7 метров.

    6. Вентвыбросы из подземных гаражей-стоянок, расположенных под жилыми и общественными зданиями, должны быть организованы на 1,5 м выше конька крыши самой высокой части здания.

    7. На эксплуатируемой кровле подземного гаража-стоянки допускается размещать площадки отдыха, детские, спортивные, игровые и др. сооружения, на расстоянии 15 м от вентиляционных шахт, въездов-выездов, проездов, при условии озеленения эксплуатируемой кровли и обеспечении ПДК в устье выброса в атмосферу.

    8. Размеры территории наземного гаража-стоянки должны соответствовать габаритам застройки, для исключения использования прилегающей территории под автостоянку.

    9. Разрыв от территорий подземных гаражей-стоянок не лимитируется.

    10. Требования, отнесенные к подземным гаражам, распространяются на размещение обвалованных гаражей-стоянок.

    11. Для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.

    12. Разрывы, приведенные в табл. 7.1.1. могут приниматься с учетом интерполяции.

    7.1.13. Канализационные очистные сооружения

    Размеры санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений следует применять по таблице 7.1.2.

    Сооружения для очистки сточных вод

    Расстояние в м при расчетной производительности очистных сооружений в тыс. м3/сутки

    более 0,2 до 5,0

    более 5,0 до 50,0

    более 50,0 до 280

    Насосные станции и аварийно-регулирующие резервуары, локальные очистные сооружения

    Сооружения для механической и биологической очистки с иловыми площадками для сброженных осадков, а также иловые площадки

    Сооружения для механической и биологической очистки с термомеханической обработкой осадка в закрытых помещениях

    а) фильтрации

    б) орошения

    Биологические пруды

    Примечания.

    1. Размер СЗЗ для канализационных очистных сооружений производительностью более 280 тыс. м3/сутки, а также при принятии новых технологий очистки сточных вод и обработки осадка, следует устанавливать в соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

    2. Для полей фильтрации площадью до 0,5 га для полей орошения коммунального типа площадью до 1,0 га для сооружений механической и биологической очистки сточных вод производительностью до 50 м3/сутки, СЗЗ следует принимать размером 100 м.

    3. Для полей подземной фильтрации пропускной способностью до 15 м3/сутки размер СЗЗ следует принимать размером 50 м.

    4. Размер СЗЗ от сливных станций следует принимать 300 м.

    5. Размер СЗЗ от очистных сооружений поверхностного стока открытого типа до жилой территории следует принимать 100 м, закрытого типа - 50 м.

    6. От очистных сооружений и насосных станций производственной канализации, не расположенных на территории промышленных предприятий, как при самостоятельной очистке и перекачке производственных сточных вод, так и при совместной их очистке с бытовыми, размер СЗЗ следует принимать такими же, как для производств, от которых поступают сточные воды, но не менее указанных в

    7. Размер СЗЗ от снеготаялок и снегосплавных пунктов до жилой территории следует принимать 100 м.

    7.1.14. Склады, причалы и места перегрузки и хранения грузов, производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции

    Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м.

    1. Открытые склады и места разгрузки апатитного концентрата, фосфоритной муки, цементов и других пылящих грузов при грузообороте более 150 тыс. т/год.*

    В 1-ю группу I, II и III класса не входят транспортно-технологические схемы с применением складских элеваторов и пневмотранспортных или др. установок, исключающих вынос пыли грузов (указанных в I группе I, II и III классов) во внешнюю среду.

    2. Места перегрузки и хранения жидких химических грузов из сжиженных газов (метан, пропан, аммиак, хлор и др.), производственных соединений галогенов, серы, азота, углеводородов (метанол, бензол, толуол и др.), спиртов, альдегидов и др. соединений.

    3. Зачистные и промывочно-пропарочные станции, дезинфекционно-промывочные предприятия, пункты зачистки судов, цистерн, приемно-очистные сооружения, служащие для приема балластных и промывочно-нефтесодержащих вод со специализированных плавсборщиков.

    4. Причалы и места производства фумигации грузов и судов, газовой дезинфекции, дератизации и дезинсекции.

    Класс II - санитарно-защитная зона 500 м.

    1. Открытые склады и места разгрузки апатитного концентрата, фосфоритной муки, цементов и других пылящих грузов при грузообороте менее 150 тыс. т/год.

    2. Открытые склады и места перегрузки угля.

    3. Открытые склады и места перегрузки минеральных удобрений, асбеста, извести, руд (кроме радиоактивных) и других минералов (серы, серного колчедана, гипса и т.д.).

    4. Места перегрузки и хранения сырой нефти, битума, мазута и других вязких нефтепродуктов и химических грузов.

    5. Открытые и закрытые склады и места перегрузки пека и пекосодержащих грузов.

    6. Места хранения и перегрузки деревянных шпал, пропитанных антисептиками.

    7. Санитарно-карантинные станции.

    Класс III - санитарно-защитная зона 300 м.

    1. Открытые склады и места разгрузки и погрузки пылящих грузов (апатитного концентрата, фосфоритной муки, цемента и т.д.) при грузообороте менее 5 тыс. т/год.

    2. Закрытые склады, места перегрузки и хранения затаренного химического груза (удобрений, органических растворителей, кислот и других веществ).

    3. Наземные склады и открытые места отгрузки магнезита, доломита и других пылящих грузов.

    4. Склады пылящих и жидких грузов (аммиачной воды, удобрений, кальцинированной соды, лакокрасочных материалов и т.д.).

    5. Открытые наземные склады и места разгрузки сухого песка, гравия, камня и др. минерально-строительных материалов.

    6. Склады и участки перегрузки шрота, жмыха, копры и другой пылящей растительной продукции открытым способом.

    7. Склады, перегрузка и хранение утильсырья.

    8. Склады, перегрузка и хранение мокросоленых необработанных кож (более 200 шт.) и др. сырья животного происхождения.

    9. Участки постоянной перегрузки скота, животных и птиц.

    10. Склады и перегрузка рыбы, рыбопродуктов и продуктов китобойного промысла.

    Класс IV - санитарно-защитная зона 100 м.

    1. Склады и перегрузка кожсырья (в т.ч. мокросоленых кож до 200 шт.).

    2. Склады и открытые места разгрузки зерна.

    3. Склады и открытые места разгрузки поваренной соли.

    4. Склады и открытые места разгрузки шерсти, волоса, щетины и др. аналогичной продукции.

    5. Транспортно-технические схемы перегрузки и хранения апатитового концентрата, фосфоритной муки, цемента и др. пылящих грузов, перевозимых навалом с применением складских элеваторов и пневмотранспортных или других установок и хранилищ, исключающих вынос пыли во внешнюю среду.

    Элементы застройки, водоемы

    Разрывы в м для трубопроводов 1-го и 2-го классов с диаметром труб в мм

    Города и др. населенные пункты; коллективные сады и дачные поселки; тепличные комбинаты; отдельные общественные здания с массовым скоплением людей

    Отдельные малоэтажные здания; сельскохозяйственные поля и пастбища, полевые станы

    Города и населенные пункты

    Дачные поселки, сельскохозяйственные угодья

    Примечания.

    1. Минимальные расстояния при наземной прокладке увеличиваются в 2 раза для 1-го класса ив 1,5 раза для 11-го класса.

    2. В районах Крайнего Севера при диаметре надземных газопроводов свыше 1000 мм регламентируется разрыв не менее 700 м.

    3. Разрывы магистральных газопроводов, транспортирующих природный газ с высокими коррозирующими свойствами, определяются на основе расчетов в каждом конкретном случае, а также по опыту эксплуатации, но не менее 2 км.

    Элементы застройки

    Расстояние в м при диаметре труб в мм

    Города и поселки

    Отдельные малоэтажные жилища

    Гидротехнические сооружения

    Водозаборы

    Водопроводные сооружения

    Отдельные малоэтажные здания

    Примечания.

    1. Величина СЗЗ для нефтехранилищ должна уточняться в каждом конкретном случае на основе расчетов и реальных характеристик загрязнения атмосферы прилегающих территорий углеводородами.

    2. Минимальные разрывы складов легко воспламеняющихся и горючих жидкостей, размещающихся в составе речного порта, до жилой зоны, в зависимости от категории, составляют от 5000 м (I категория) до 500 м (без категории).

    Loading...Loading...