Незаконное строительство в водоохранной зоне кто контролирует. Методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ВОДНЫХ
ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС

Москва 1998 год

Настоящие методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос разработаны институтом «ВодНИИинформпроект» на основании Водного кодекса Российской Федерации, «Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 и приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 января 1997 года № 7.


Цель методических указаний - обеспечить единый методический подход к проектированию водоохранных зон, проведению комплекса водохозяйственных, агротехнических и природоохранных мероприятий на их территории. Методические указания предназначены для организации занятых проектированием водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос и разработкой природоохранных мероприятий, а также территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 198.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАН - АО «ВодНИИинформпроект»

2. ВНЕСЕН - Департаментом водного хозяйства МПР России

3. СОГЛАСОВАН - Госкомэкологии России, Минсельхозпрод России, Госкомзем России, Минздрав России

4. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ - Приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 198.

5. ВВЕДЕН ВМЕСТО - Указаний по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ в РСФСР, утвержденных 23 января 1990 года Минводхозом РСФСР, Госагропромом РСФСР и Госагропромом Нечерноземной зоны РСФСР.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации насчитывается более 2,4 млн. ручьев длиной до 10 километров общей протяженностью около 4,83 млн. километров, 127604 малых рек (длиной от 10 до 200 км) протяженностью 3,0 млн. километров, 855 средних рек (длиной от 200 до 500 км) протяженностью 0,256 млн. километров и 210 больших рек (длиной более 500 км) с общей протяженностью 0,189 млн. километров.


Кроме того на территории России имеется 2,28 млн. озер и 29,3 тыс. водохранилищ, в том числе емкостью от 1 до 10 млн. куб. м - 1937 и емкостью более 10 млн. куб м - 363 водохранилища.

Бессистемная вырубка лесов, распашка пойм привели к заилению водоемов, ухудшению их санитарного состояния и гидрологического режима.

Установление водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, проведение недорогостоящих природоохранных мероприятий и установление на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос специального режима хозяйственной и иной деятельности является одной из первостепенных задач по охране и восстановлению поверхностных водных объектов, улучшению их гидрологического режима и санитарного состояния.

Работы по проектированию водоохранных зон и закрепление на местности границ прибрежных защитных полос на территориях, прилегающих к водным объектам, проведение комплекса природоохранных мероприятий должны выполняться в соответствии с «Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 и настоящими методическими указаниями.

Указанным постановлением учитываются положения о зонах санитарной охраны источников водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также о лесах других категорий защищенности, утвержденные Правительством Российской Федерации.


Протяженность основной реки;

Количество и протяженность притоков;

Характер формирования стока;

Характеристика расходов и уровней;

Наличие плотин, прудов, водохранилищ и других гидротехнических сооружений;


1.2. По морям:

Географическое и административное местоположение побережья моря;

Тип берега;

Характеристика береговой зоны (зона современного постоянного взаимодействия суши и моря, берега и подводного берегового склона);

Характеристика волновых и ветровых течений, сгонно-нагонных явлений;


1.3. По озерам:

Площадь зеркала в меженный и паводковый периоды;

Характеристика уровенного режима;

Водосборная площадь;

Хозяйственное использование озер, в т.ч. наличие водозаборов и водосбросов, объем забираемой воды по водопотребителям;

Динамики изменения берегов (абразия, оползневые и суффозионные процессы, аккумуляция);

Площадь и интенсивность зарастания;

Зоны санитарной охраны, источники централизованного питьевого водоснабжения, наличие мест нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;

Характеристика использования озера для целей рекреации.

1.4. По водохранилищам:

Географическое и административное местоположение;

Хозяйственное назначение водохранилища, в т.ч. наличие водозаборов и водосбросов, объем забираемой воды по водопотребителям;

Характеристика подпорного сооружения и его принадлежность;

Водосборная площадь;

Площадь акватории при нормальном подпорном уровне, форсированном уровне и уровне мертвого объема;

Общий и полезный объем водохранилища;

Наличие мелководий и их площадь;

Характеристика водной флоры и фауны, в т.ч. биоценозов мелководий;

Площадь и интенсивность зарастания и евтрофирование;

Наличие нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;

Динамика изменения берегов (абразионные, оползневые, суффозионные процессы, аккумуляция);

Качественная характеристика вод по химическому составу;

Зоны санитарной охраны источника централизованного питьевого водоснабжения;

Использование в рекреационных целях.

1.5. По болотам:

Географическое и административное местоположение;

Тип болота: верховое, низинное, переходное; источник; водного питания;

Площадь болота по нулевой отметке торфяной залежи;

Хозяйственное использование болота.

1.6. По родникам (группам родников):

Географическое и административное местоположение родника (родников);

Характер истока (восходящий, нисходящий), дебит;

Качественная характеристика вод по химическому составу;

Использование как источника питьевого водоснабжения;

Наличие зон санитарной охраны;

Хозяйственное использование.

1.7. По магистральным и межхозяйственным каналам:

Географическое и административное местоположение;

Протяженность;

Источник питания;

Хозяйственное назначение;

Наличие плотин, шлюзов-регуляторов, насосных станций и других пиротехнических сооружений;

Наличие водозаборов, зон санитарной охраны при насосных станциях централизованного питьевого водоснабжения.

2. МАТЕРИАЛЫ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ТЕРРИТОРИИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ

При подготовке исходных данных для проектирования водоохранной зоны водного объекта и его прибрежной защитной полосы необходимо обеспечить сбор следующих материалов по прилегающей к водному объекту территории и ее хозяйственному использованию.

2.1. По ландшафтной характеристике:

Геологическое строение (генезис, механический и минералогический состав подстилающих почвы горных пород);

Рельеф (поймы, террасы, прилегающие склоны и другие формы рельефа);

Почвы, грунты;

Растительный и животный мир;

Климатические особенности и микроклимат.

2.2. Основные рельефообразующие процессы, в т.ч. плоскостная и линейная эрозия:

Характеристика оврагов и балок (длина, ширина, глубина, густота) и динамика их развития;

Залесенность и закустаренность склонов оврагов и балок;

Интенсивность смыва почвы с прилегающих к водным объектам территорий.

2.3. Характеристика, использования земель, распаханность территории по каждому землепользователю (приложения А и Б).

2.4. Выявление и характеристика имеющихся и потенциальных источников сосредоточенных и рассеянных загрязнений (приложение В).

2.5. Оценка влияния загрязняющих веществ, смываемых с прилегающих территорий, на качество вод и биоту водоемов, используемых для рыбного хозяйства.

Подробные данные по результатам обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий приводятся в пояснительной записке к проекту. Сводные данные по результатам обследования прилегающей к водному объекту территории приводятся в приложениях А, Б и В.

3. МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

3.1. По водоохранной зоне

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

3.1.1. Размеры и границы водоохранных зон, а также режим их использования устанавливаются проектом на основании результатов обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий, физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов, а также с учетом принятых нормативов, указанных в п.п. 3.1.2 - 3.1.9.

Проектом должно предусматриваться установление и нанесение на планово-топографические материалы границ водоохранных зон, составление экспликации земель (приложения А и Б) и перечня хозяйственных и других объектов, расположенных на этой территории с описанием их влияния на водные объекты (приложение В), разработка рекомендаций по хозяйственному использованию земель, хозяйственных, бытовых, рекреационных и других объектов, составление по укрупненным показателям смет на реализацию проектных решений (приложение Г).

3.1.2. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

Для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

Для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

Для морей - от максимального уровня прилива;

Для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи);

Для болот в истоках рек, а также других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

3.1.3. Минимальная ширина водоохранных зон рек устанавливается в зависимости от их протяженности с плавным увеличением ширины зоны от истока к устью.

На участках:

до 10 км - 50 м,

от 10 до 50 км - 100 м,

от 50 до 100 км - 200 м,

от 100 до 200 км - 300 м,

от 200 до 500 км - 400 м,

от 500 км и более - 500 м.

3.1.4. Для истоков рек и родников минимальная ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 50 м.

3.1.5. Минимальная ширина водоохранных зон:

для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км - 300 м, от 2 кв. км и более - 500 м;

для болот площадью до 2 кв. км - 300 м, более 2 кв. км - 500 м.

для морей - 500 м.

3.1.6. Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос, но не менее параметров, указанных в п.п. 3.1.3 - 3.1.5.

3.1.7. Границы водоохранных зон межрегиональных, магистральных межхозяйственных каналов устанавливаются по границе отвода земель под эти каналы, включая технологические дороги, проезды и защитные лесные насаждения.

3.1.8. Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.

3.1.9. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

3.1.10. При проектировании водоохранных зон водных объектов необходимо соблюдать следующие условия.

В ПРЕДЕЛАХ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Проведение авиационно-химических работ;

Применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

Использование навозных стоков для удобрения почв;

Размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

Складирование навоза и мусора;

Заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, тракторов и других машин и механизмов;

Размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 м и крутизне склонов, прилегающих территорий, более 3 градусов;

Размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;

Проведение рубок главного пользования;

Проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использования и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

При совпадении водоохранных зон и зон санитарной охраны следует руководствоваться также требованиями Санитарных норм и правил «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения» СанПиН 2.1.4.027-95.

3.1.11. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных и садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

3.2. По прибрежной защитной полосе

Прибрежной защитной полосой является часть водоохранной зоны, территория которой непосредственно примыкает к водному объекту.

3.2.1. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, указанным в п. 3.1.10. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Систематическая распашка земель;

Применение удобрений;

Складирование отвалов размываемых грунтов;

Выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя) устройство купочных ванн;

Установка и устройство сезонных стационарных палаточных городков;

Размещение дачных и садово-огородных участков;

Выделение участков под индивидуальное жилищное или дачное и другое строительство;

Прокладка проездов и дорог (кроме прогонов к традиционным местам водопоя скота);

Движение автомобилей, тракторов и механизмов, кроме техники специального назначения.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты лесокустарниковой растительностью или залужены.

3.2.3. Минимальная ширина прибрежных защитных полос водных объектов устанавливается в зависимости от топографических условий и видов угодий в следующих размерах:

Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки) устанавливается не менее 100 метров, независимо от уклона и характера прилегающих земель.

Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом порядка, установленного для водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

В городах и других населенных пунктах при наличии ливневой канализации и набережной границу прибрежных защитных полос допускается совмещать с парапетом набережной.

3.2.4. Закрепление на местности водоохранными знаками установленного образца границ прибрежных защитных полос, определенных проектами водоохранных зон водных объектов (за исключением водохранилищ, предоставленных в особое пользование), производится бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а для водохранилищ, предоставленных в особое пользование - водопользователями.

3.2.5. Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3.2.6. При разработке проектов установления водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос рекомендуется учесть следующие положения:

При истоке рек от группы родников размеры водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы устанавливаются по роднику, наиболее удаленному от места образования водотока;

Для водохранилищ - источников питьевого водоснабжения - ширина водоохранной зоны в местах водозабора устанавливается в соответствии с зонами санитарной охраны, но не менее 1000 м;

На территории городов и поселений, не имеющих генплана застройки, размеры водоохранных зон и их прибрежных защитных полос устанавливаются исходя из конкретных условий с учетом недопущения отрицательного влияния застройки на экологическое и санитарное состояние водных объектов;

Увеличение ширины водохозяйственной зоны возможно за счет включения в нее непригодных для сельскохозяйственного использования земель (песков, оползней, эродированных земель, болот, оврагов и т.п.);

Границы водоохранных зон следует совмещать с естественными и искусственными рубежами или препятствиями, перехватывающими поверхностный сток с вышележащих примыкающих территорий (бровками речных долин, дорожно-транспортной сетью, нагорными каналами, мелиоративной сетью).

При этом ширина водоохранной зоны должна быть не менее указанной в п. 3.1.2.

Запрещение по размещению стоянок транспортных средств относится к организации коллективных стоянок личных и государственных автомашин, не запрещая стоянку одиночных машин личного пользования.

3.3. По картографическим материалам

Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос отражаются на картографических материалах.

В состав проекта включается обзорная карта водосборного бассейна в масштабе от 1:500000 до 1:50000; планы землепользования (по каждому землепользователю) в масштабе землеустройства (1:25000 или 1:10000), для садово-дачных и личных подсобных хозяйств в масштабе 1:5000 - 1:1000 с нанесением границ водоохранной зоны сплошной линией синего цвета, прибрежной защитной полосы сплошной линией красного цвета с указанием мест установки знаков. На планово-топографических материалах землеустройства указывается размещение сельскохозяйственных культур, хозяйственных и других объектов, расположенных на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Объекты, подлежащие выносу или ликвидации отмечаются крестом красного цвета. Указываются места, куда рекомендуется перенести тот или иной объект. Указываются также места и контуры земель под облесение и залужение с нанесением установленных условных обозначений:

Ширина прибрежных защитных полос одного и того же водного объекта меняется в зависимости от уклона и угодий на участке и показывается на картографических материалах плавной линией;

На планах землепользования указывается номер знака (в числителе) и расстояние от (уреза воды) водного объекта (в знаменателе), для рек - считая от устья;

Установка водоохранных знаков должна предусматриваться в характерных местах: возможных местах подъезда к водоему, моек машин, пастьбы скота, установки палаточных городков и т.д.;

На слабообжитых территориях, занятых лесными и закустаренными массивами, водоохранные зоны не устанавливаются.

3.4. По улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов

При проектировании водоохранных зон и прибрежных защитных полос и при разработке комплекса водохозяйственных и природоохранных мероприятий по улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов следует учитывать:

Целевое назначение и специфику использования водного объекта и его водных ресурсов;

Возможные антропогенные воздействия на водные объекты в связи с развитием и интенсификацией сельского хозяйства или иной деятельности на водосборном бассейне;

Поступление загрязняющих веществ (особенно превышающих самоочищающую способность водного объекта);

Существующие нарушения режима хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.

В каждом конкретном случае вопросы защиты водного объекта от загрязнения и засорения решаются по итогам обследования территорий, прилегающих к водному объекту и расположенных на ней объектов.

Особое внимание в проектных проработках должно быть уделено мероприятиям в прибрежной защитной полосе. В этом случае может быть рекомендовано:

Проведение агротехнических мероприятий по борьбе с эрозией почв и грунтов и для задержания твердого стока, содержащего загрязняющие вещества;

Проведение мероприятий по предупреждению попадания в водные объекты сосредоточенных и рассеянных загрязнений с водосборной площади;

Залужение прибрежной водоохранной полосы многолетними травами;

Проведение агролесомелиорации с посадкой кустарниковых и древесных пород в зависимости от климатических, топографических и почвенных условий. Лесополосы должны размещаться по внешней границе прибрежной защитной полосы с учетом дальнейшего расширения. Лесополосу рекомендуется делать шириной не менее 30 м;

Вынос с территории прибрежных защитных полос летних лагерей скота, ферм, навозонакопителей и других объектов - загрязнителей водных объектов (гаражей, складов горючесмазочных материалов, мастерских и т.д.).

На все мероприятия, предусмотренные проектом, составляются сметы по укрупненным стоимостным показателям в действующих ценах с определением источников финансирования.

В приложении к сводной смете указывается долевое участие землепользователем в финансировании для выполнения предусмотренных проектом мероприятий.

При этом учитывается, что установка водоохранных знаков на водных объектах, за исключением водохранилищ, переданных в особое пользование, возложена на бассейновые и территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а на водохранилищах, переданных в особое пользование, на водопользователей.

3.5. По использованию земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах

В границах водоохранных зон не следует выращивать овощные и пропашные культуры, требующие внесения больших количеств азотных удобрений и применения пестицидов;

Планируя севообороты, земли в водоохранных зонах следует насыщать зерновыми и кормовыми культурами, не нуждающимися в интенсивной химической обработке;

На склонах вспашку земель проводить поперек склона;

Проводить мероприятия по снегозадержанию;

Компостирование органических удобрений производить при соблюдении правил, исключающих их смыв в водные объекты;

Исключать внесение минеральных и органических удобрений по снегу или по замерзшей земле;

Обеспечивать равномерность распределения удобрений по полю с соблюдением допустимых нагрузок внесения на единицу площади, при этом (в случае смыва) содержание вредных веществ в воде водных объектов, используемых для рыбного хозяйства, не должно превышать установленных предельно-допустимых концентраций.

Своевременно заделывать в почву внесенные удобрения;

На территории водоохранных зон внесение удобрений должно выполняться с применением наземной техники;

На территории прибрежной защитной полосы дискование почвы и подсев многолетних трав, для создания сенокосов с применением специальной техники, может производиться один раз в три года.

Допускается также первичная (разовая) вспашка для механизированной посадки леса и кустарника.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются только для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которой устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ И УТВЕРЖДЕНИЮ ПРОЕКТОВ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС

4.1. Функции заказчика по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, за исключением водохранилищ, предоставленных в особое пользование, возлагаются на бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации. По водохранилищам, предоставленным в особое пользование, эти функции возлагаются на водопользователей.

4.2. Проекты водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовываются организацией - разработчиком проекта с землепользователями, местными органами исполнительной власти, территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, органами рыбоохраны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и, после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, представляются администрации субъекта Российской Федерации на утверждение.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСТАНОВЛЕНИЕМ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Согласно Положению о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404, поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон прибрежных защитных полос и водоохранных знаков, а также соблюдение установленного режима их хозяйственного использования возлагается на водопользователей или землепользователей, земли которых примыкают к водным объектам. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос и выполнением водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственные органы управления и охраной земель и специальные уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий. Лица, виновные в нарушении режима использования территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос и режима хозяйствования в их пределах, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ЭКСПЛИКАЦИЯ

На неурбанизированной территории

________________________________________________________________________

Наименование административного района

Площади, занимаемые в водоохранной зоне

Из них в прибрежной защитной полосе

Всего

в т.ч. по видам угодий

Всего

в т.ч. по видам угодий

пашня

луга и сенокосы

лес, кустарник

иные виды угодий

пашня

луга и сенокосы

лес, кустарник

иные виды угодий

Примечание: в числителе указываются площади угодий на год составления проекта, в знаменателе - площади угодий с учетом осуществления водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЭКСПЛИКАЦИЯ
земель в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе

На урбанизированной территории

(наименование водного объекта)

_______________________________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

Наименование административного района, землепользователя

Территория, занимаемая в водоохранной зоне

в т.ч. в прибрежной защитной полосе

Всего

Всего

в т.ч. под зданием, сооружением

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПЕРЕЧЕНЬ
и краткая характеристика объектов, расположенных в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе

На территории

(наименование водного объекта)

_________________________________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

Примечание: объект, отмеченный звездочкой (*), расположен полностью или частично в прибрежной защитной полосе

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе

Предусмотренные проектом

(наименование водного объекта)

на территории ___________________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

Наименование административного района и землепользователя

Наименование объекта

Мероприятия, предусмотренные проектом

Сроки выполнения мероприятия, предусмотренные проектом

Стоимость мероприятий, тыс. руб.

Заказчик и финансирующая организация. Источник финансирования

Предисловие. 1

1. Состав исходных данных по водному объекту. 2

2. Материалы по обследованию территории, прилегающей к водному объекту. 3

3. Методика проектирования. 4

3.1. По водоохранной зоне. 4

3.2. По прибрежной защитной полосе. 6

3.3. По картографическим материалам.. 7

3.4. По улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов. 8

3.5. По использованию земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах. 9

5. Организация контроля за установлением водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. 10

Приложение а.. 10

Приложение б. 10

Приложение в.. 11

Приложение г. 11

Распечатать

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

КонсультантПлюс: примечание.

Вода – важнейший компонент окружающей среды, возобновляемый, ограниченный и уязвимый природный ресурс, используемый и охраняемый в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивающий экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Территория России, одной из самых богатых водными ресурсами стран, покрыта сетью рек, от малых (длиною менее 100 км), до больших (более 2000 км). Всего на территории страны 2,9 млн. рек, ручьев и временных водотоков. Но в последние пять десятилетий словно эпидемия пронеслась над водами, в результате чего многие большие реки несут вместо живительной влаги насыщенные промышленными стоками и химическими отходами растворы, погибли и продолжают деградировать тысячи малых рек, озера объявляются зонами экологического бедствия. Все усиливающееся количество антропогенных отходов, попадающих в реки, расточительное отношение к воде, нарушение правил их охраны привели к тому, что естественные биологические свойства вод, например способность к самоочищению, значительно нарушены. А это означает, что нависает угроза над всем живым на Земле. Вот почему среди множества экологических проблем, стоящих перед человечеством, на первый план выходит задача сохранить жизненные свойства воды.

На основе материалов, характеризующих состояние поверхностных вод Российской Федерации, можно определить комплекс основных причин сложившейся негативной ситуации, главными из которых являются отсутствие зон санитарной охраны и несоблюдение регламентированного режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах. На прилегающих к рекам территориях производится вырубка лесов и неумеренная распашка земель, что приводит к значительному уменьшению поверхностного и подземного грунтового стока в реки; особенно пагубна распашка склонов, балок, оврагов, так как при этом нарушается эрозионная устойчивость почвы, в результате чего значительная часть ее смывается в реки, а они, в свою очередь, начинают заиливаться и мелеть. Гибнут реки и из-за невыполнения агролесомелиоративных и противоэрозионных мероприятий в пределах водоохранных зон, небрежного хранения минеральных удобрений и ядохимикатов, слива на рельеф сточных вод различных предприятий, мойки автомобильного транспорта и т.д.

Согласно ст. 111 Водного кодекса РФ для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения, заиливания и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны, а в их пределах – прибрежные защитные полосы. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ, морей и болот, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности, обеспечивающий снижение антропогенной нагрузки на указанные объекты для поддержания их экологических систем на надлежащем уровне, соответствующем научно обоснованному сочетанию экологических и экономических интересов общества. На территории прибрежных защитных полос устанавливается более строгий режим их использования и охраны.

В соответствии с этим Правительством РФ утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах от 23 ноября 1996 г., в котором подчеркивается, что соблюдение специального режима на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрогеологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

На наш взгляд, наиболее значимым в Положении является разработка механизма реализации его в практике природоохранной деятельности, включающего: нормирование минимальных размеров зон и полос; порядок определения и установления размеров и границ этих территорий; разработку специального режима природопользования, заключающегося в запрещении и ограничении отдельных видов деятельности.

Минимальная ширина водоохранных зон для рек определяется их протяженностью и находится в пределах от 50 до 500 м, а для озер и водохранилищ при площади акватории до 2 км 2 – 300 м, от 2 км 2 и более – 500 м. Величина минимальной ширины прибрежных полос зависит от видов земельных угодий, прилегающих к водному объекту (лес, луг, пашня и т.д.), и крутизны склонов берегов и составляет от 15 до 100 м.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования определяются для конкретных водных объектов при проектировании исходя из физико-географических, почвенных, гидрогеологических и других условий с учетом прогнозов изменения береговой линии. Проектирование зон и полос осуществляется в соответствии с нормативно-методическими документами, утвержденными Министерством природных ресурсов РФ (МПР России), а утверждаются проекты органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов управления по использованию и охране водного фонда. Установление зон и полос не влечет изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей: они обязаны соблюдать и обеспечивать установленный режим использования этих территорий. В Положении приводится достаточно широкий перечень видов деятельности, запрещенных в пределах установленных зон (например, авиационно-химические работы; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; складирование навоза и мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; строительство и реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов без согласования с МПР России) и полос (дополнительно к перечисленным: распашка земель; применение удобрений; размещение дачных и садово-огородных участков и выделение земель под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов).

Буквально несколько строк в Положении посвящено водным объектам, располагающимся в городах и других поселениях. Здесь размеры и границы водоохранных зон устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами, а при наличии ливневой канализации и набережной границу прибрежных защитных полос допускается совмещать с парапетом набережной. Исключение составляют реки, заключенные в закрытые коллекторы, для которых водоохранные зоны не устанавливаются. Понятно, что столь краткое правовое регулирование деятельности по определению размеров и границ водозащитных зон и прибрежных защитных полос в городах не может быть исчерпывающим, поскольку в подавляющем большинстве городов России сложились различные взаимоотношения между объектами и компонентами урбанизированных экологических систем.

Территория Москвы и Московской области относится к регионам с ограниченными водными ресурсами. В свою очередь, Москва является городом, где для хозяйственного питьевого снабжения используются преимущественно речная вода. В последнее время наблюдается ухудшение качества поверхностных вод. На территории Москвы 59 рек и ручьев, 20 из них впадает в Москву-реку в пределах города. Все они подвержены воздействию со стороны объектов промышленности и транспорта. В отдельных районах города большая часть загрязняющих веществ поступает в реки с поверхностным стоком. Одним из основных видов загрязнения поверхностных вод являются твердые минеральные вещества (взвешенные частицы) и нефтепродукты. С поверхности города Москвы смывается 430 тыс. т. нефтепродуктов. Увеличение площадей, закрытых асфальтом и зданиями – водонепроницаемых поверхностей, приводит к увеличению поверхностного стока. Вклад поверхностной составляющей речного стока с территории Москвы почти в 2 раза больше, чем с окружающей Москву местности, а в пределах Садового кольца – в 3,7 раза.

В соответствии с Уставом города Москвы от 28 июня 1995 г. к ведению города относится и благоустройство территории, и охрана окружающей среды, поэтому городские власти осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативных правовых актов, в рассматриваемом аспекте. Примером служит Временное положение о водоохранных зонах водных объектов, расположенных на территории города Москвы и их прибрежных защитных полосах от 19 октября 1999 г. № 958, которое не только конкретизирует многие нормы общего федерального законодательства, но и имеет ряд отличий. Так, в целях установления зон и полос предусмотрены меры по обеспечению природного и рекреационного потенциала и образного композиционно-пространственного облика города. Исходя из целей установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос определяются их размеры и границы с учетом условий, приведенных в Положении, а также перспектив развития города, современного состояния водных объектов и прилегающих к ним территорий.

Минимальные размеры водоохранных зон составляет для рек: Москва – 400 м; Яуза, Сетунь, Городня, Ичка, Лихоборка, Очаковка, Пономарка, Раменка, Серебрянка, Сходня, Чермянка, Чертановка – 100 м; для прочих водотоков – 50 м. В Москве находится около 400 прудов. Среди самых крупных – Большой Головинский, Серебряно-Виноградский (в Измайлове) и Большой Садовый (в парке Тимирязевской сельскохозяйственной академии), Большой Люблинский, Нижне-Царицинский и Борисовский пруды. Зеркало существующих в городе прудов размером от 1 га и более составляет свыше 650 га. В связи с множеством небольших поверхностных водоемов в Москве для них утверждены свои нормативы. Так, для водоемов с площадью акватории менее 5 га минимальный размер водоохранных зон составляет 50 м, а для больших (но менее 2 км 2) – 100 м. Согласно постановлению правительства Москвы «О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса Москвы с их описанием и закреплением актами красных линий» от 19 января 1999 г. (в ред. от 7 июля 2003 г.) территории Природного комплекса Москвы, приуроченные к речным долинам и придонным участкам, включаются в водоохранные зоны. На застроенных территориях минимальные размеры водоохранных зон водотоков, за исключением тех, для которых устанавлены зоны санитарной охраны (например, вблизи истока р. Сетунь), не нормируются, а устанавливаются в процессе проектирования с учетом экологической ситуации и архитектурно-планировочной организации территории, включая размещение поверхностей с твердым покрытием, условия отведения и очистки поверхностного стока, расположение дорожно-транспортных сетей, рекреационное значение территории и т.д. Для прибрежных защитных полос рек, озер и водохранилищ устанавливается следующая минимальная ширина: на участках русла, не имеющих обустроенных набережных для рек: Москва – 100 м, Яуза – 50 м, остальных -– 35 м; для обустроенных участков водоемов и водотоков – 25 м. При наличии набережной и ливневой канализации граница прибрежной защитной полосы совмещается с парапетом набережной, внешней кромкой газона или тротуара. Проектная документация, обосновывающая размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос и определяющая развитие территорий водных объектов, разрабатывается на основании согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, имеющей положительное заключение Государственной экологической экспертизы.

Независимо от формы реализации прав собственности на земельные участки и их функционального использования, в состав запрещенных включены все виды деятельности, упомянутые в Положении, а также некоторые специфические для Москвы: размещение металлических тентов для автомашин типа «ракушка» или «пенал»; складирование загрязненного снега; прокладка проездов и дорог и др. Следует отметить, что более жесткие ограничения видов деятельности предусматриваются для малых рек.

Кроме того, во Временном положении существует новелла, согласно которой в пределах водоохранных зон в зависимости от назначения прилегающих территорий и их природной ценности по результатам проектирования выделяются следующие категории территорий: особо охраняемые природные; реконструкции и экологической реабилитациии; ограничения градостроительной и хозяйственной деятельности. Для этих территорий оговаривается специальная регламентация хозяйственной и иной деятельности. Например, в пределах территории реконструкции и экологической реабилитации (под ней следует понимать комплекс мер, направленных на возвращение отдельным компонентам или экосистеме в целом ее прежних свойств и качеств с применением мер инженерного, биологического и социального воздействия) – основных водоохранных функций – предполагается восстановление элементов и компонентов Природного комплекса. Реконструкция, перепрофилирование существующих объектов производится в соответствии с Законом города Москвы «О регулировании градостроительной деятельности на территории Природного комплекса города Москвы» от 21 октября 1998 г. Поэтому на территории с ограниченной градостроительной и хозяйственной деятельностью предусматриваются: инженерная подготовка территории, препятствующая заилению и истощению водных объектов; сбор и очистка поверхностного стока, исключающие попадание загрязненного стока в водные объекты; функциональное озеленение территории, а также мероприятия, исключающие отрицательное влияние на экологическое состояние водных объектов.

Начиная с 2000 г. проводятся интенсивные работы по проектированию размеров и границ водоохранных зон водных объектов Москвы. Проектирование осуществляется специализированными организациями (Геоцентр-Москва, Гидроспецгеология, Центр практической геоэкологии и др.) по заказу окружных отделений Москомприроды. Анализ этих работ позволяет сделать следующие выводы и рекомендации.

Так как под водоохранными зонами понимаются участки, прилегающие к руслу реки (как открытому, так и взятому в коллектор), в пределах которых техногенная нагрузка на элементы природного комплекса напрямую сказывается на состоянии водных объектов, основной целью установления этих зон является управление качеством природных вод. Управляющим воздействием при этом могут быть меры охраны, защиты и реабилитации того или иного, в данном случае – природных вод, компонента экосистемы. Под мерами охраны следует понимать определенный и научно обоснованный регламент хозяйственного поведения со своим комплексом разрешительных и запретительных мероприятий. Защита предполагает использование средств инженерного воздействия на компоненты среды и/или на конструктивные элементы инженерных сооружений с целью изоляции последних или локализации их негативного влияния. Особо следует подчеркнуть, что указанные меры управления могут быть реализованы именно в водоохранных территориях, так как эти территории имеют особый природоохранный статус.

Научным основанием для определения водоохранных зон должно быть представление о природно-техногенной или урбанизированной экосистеме, состоящей из различных компонентов: атмосферного воздуха, поверхностных вод, подземных вод, почвы, недр, биоты (флора и фауна), человека с его хозяйственной и иной деятельностью, инженерных сооружений и т. п., ибо основное свойство экосистем – сложная взаимосвязь всех указанных компонентов между собой. Системность взаимоотношений между ними выражается в том, что воздействие на любой компонент неизбежно вызывает ответную реакцию всех других. Так, загрязнение городского воздуха повлечет загрязнение почв и деградацию растительности, это, в свою очередь, приведет к загрязнению грунтовых вод и через них – поверхностных, а также окажет негативное влияние на биотические компоненты и на человека.

Таким образом, водоохранная территория рек должна иметь и общее природоохранное значение, тем более что именно речные долины являются для города экологическим каркасом и естественными коридорами, по которым в город могут проникать растения и животные (не только водные). Установление водоохранных зон связано с решением таких основных задач как сохранение и восстановление качественных и количественных показателей водных ресурсов, рекреационного потенциала и особенностей ландшафта, его эстетической привлекательности, видового разнообразия флоры и фауны.

Границы водоохранных зон определяются природными (геологическое строение грунтов, условия защищенности подземных вод и взаимосвязи их с поверхностными водами) и техногенными (соотношение селитебных, рекреационных и промышленных территорий, развитие ливнесточной канализации и т. п.) факторами. Горные породы в долинах рек, ручьев, у оврагов, так же как и у искусственных сооружений в недрах (карьерах, котлованах, туннелях), разуплотнены, рассечены трещинами и, следовательно, имеют большую, чем фоновая, проницаемость. Поэтому повышается емкость пород и формируется подрусловый поток подземных вод, имеющий расход, соизмеримый с поверхностным. Попытки засыпать ручьи и овраги, как правило, не приводят к уничтожению подрусловых потоков. Они могут сохраняться неопределенно долгое время и сопровождаться негативными явлениями: просадками, суффозией, сосредоточенным переносом загрязнений. Наличие почти повсеместно щелей в стыках канализационных труб и секций коллекторов предопределяет довольно интенсивную связь грунтовых и сточных вод. Поэтому ширина водоохранной зоны должна определяться с учетом возможного переноса потоком подземных вод наиболее вероятных для данной части города загрязняющих веществ.

Ширина водоохранных зон не может задаваться в виде постоянной величины для реки; в зависимости от геологических, гидрологических, гидрогеологических и водохозяйственных особенностей участка долины (водосборного бассейна) ширина зоны должна назначаться различной. Поскольку водохозяйственная и иная обстановка может довольно быстро и существенно меняться, необходимо иметь гибкий правовой механизм пересмотра границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Водоохранные зоны должны устанавливаться не по признаку административного деления или принадлежности, а с учетом экологических особенностей территории города и техногенного воздействия. На застраиваемых территориях водоохранные зоны регламентируют градостроительные решения, а на застроенных служат основой проектирования мер охраны, защиты и реабилитации окружающей среды. При проектировании водоохранных зон для основной реки необходимо назначать зоны и для ее притоков, поскольку они во многом определяют качество речной воды.

Представляется целесообразным специально включать в водоохранные зоны наиболее экоопасные, «грязные» объекты: свалки, промплощадки, поля фильтрации, отстойники, дороги и мосты с интенсивным движением и зимним засолением, подземные сооружения и т. п. Такой подход создает нормативно-правовую основу для проектов охраны и реабилитации окружающей среды этих территорий.

Основными источниками загрязнения рек в черте города являются сбросы сточных вод и загрязненный поверхностный сток с территории города. Если точечные источники сбросов сточных вод можно контролировать с помощью различных видов очистки и экологизации технологии производственных процессов, то поверхностный сток не очищается от загрязнений и попадает прямо в водные объекты. Загрязнения, выносимые талыми и ливневыми водами с территории города, содержат практически весь перечень загрязнителей, характерных для промышленных сточных вод Москвы. Эпизодичность поверхностного стока, разрозненные ливнестоки, неудовлетворительная их эксплуатация делают проблему борьбы с загрязнением рек весьма сложной. Очевидна недопустимость сброса неочищенных ливневых вод в гидрографическую сеть города. Необходим тщательный анализ сложившихся в течение многих лет условий формирования и отведения по водостокам поверхностных вод на различных участках рек с разработкой комплекса инженерных решений по снижению воздействия этих источников загрязнения. В этот комплекс могут быть включены такие меры как общесплавная канализация и создание кустовых очистных сооружений, а также сохранение в наиболее приближенных к естественным условиям тех приречных участков территории города, которые еще можно спасти. Там же, где поверхностный сток канализован, игнорировать искусственную гидрографическую сеть нельзя; в этом случае водоохранная зона реки может представлять собой сумму водоохранных зон над коллекторно-дренажной сетью.

В Москве изменена гидравлическая связь поверхностных и подземных вод на всей площади города, напоры артезианских вод сработаны настолько, что везде сформировалась предпосылка нисходящей фильтрации. Можно утверждать, что практически всюду в Москве есть условия для попадания загрязненных поверхностных и грунтовых вод в артезианские водоносные горизонты, на которых основано водоснабжение большинства городов Подмосковья. Таким образом, загрязненные поверхностные воды становятся «вторичным» потенциальным источником экологической опасности.

В качестве обобщающего вывода отметим, что правовое регулирование деятельности по охране и рациональному использованию вод необходимо совершенствовать, учитывая при этом положительный опыт Москвы. При этом размеры водоохранных зон и, главное, режим хозяйственной и иной деятельности в них должны обеспечивать безопасность здоровья и жизнь людей, их экономическое, социальное и экологическое благополучие.

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

(часть 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 181-ФЗ)

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

(в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

(п. 6 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

(п. 8 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

(часть 16 в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

(часть 16.1 введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть восемнадцатая в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Водный кодекс (ВК) РФ занимается регулированием отношений в сфере водопользования исходя из представления о водном объекте, как об одной из ключевых составляющих окружающей среды, среде обитания водных биологических ресурсов, экземпляров растительного и объектов животного мира. Ставит в приоритет использование человеком водных объектов для питья и хозяйственно-бытового водоснабжения. Регулирует использование и охрану водных объектов России с учётом потребности людей в водных природных ресурсах для личных и бытовых нужд, для осуществления хозяйственной и т.п. деятельности. Основывается на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Определяет ограничение или запрет использования некоторых водных объектов.

Loading...Loading...