Тема по самообразованию формирование основ безопасность. Рабочая программа (старшая группа) на тему: Самообразование на тему «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных технологий

Хайлова Светлана Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад №101" города Новокузнецка
воспитатель

Тема: «Правила дорожного движения для дошкольников»

Цель работы по самообразованию: Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

  1. Углублять знания, формировать и закреплять практические умения и навыки безопасного поведения на улице;
  2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
  5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Актуальность темы:

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей. А так как я - мама четверых детей и по роду своей деятельности несу ответственность за своих воспитанников, то эта проблема представляется мне настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы по самообразованию.

Ожидаемые результаты:

1 . Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2 . Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4 . Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Дата начала работы над темой ______________

Предполагаемая дата окончания работы _____________

№ п\п

Форма работы

Практические выходы

Изучение нормативно-правовой документации.

Закон «Об образовании»,

СанПин 2.4.1.3049-13,

ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014г.), приказы, письма разного уровня.

В течение года

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Обзор в Интернете информации по теме.

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Участие в конкурсах в Интернете.

Издательская деятельность (публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

СЕНТЯБРЬ

1. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.-СПб., издательство «Детство-Пресс», 2009

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Комплексная НОД по рисованию и ПДД с просмотром м.ф. «Светофор» (серия «Смешарики»)

Целевая прогулка «Мы по улице идем»

Создание уголка по Правилам дорожного движения

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Дорожная азбука»

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Анкетирование среди родителей «Грамотный пешеход»

Памятка для родителей «Дорожная азбука»

ОКТЯБРЬ

Изучение методической литературы.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дощкольных учреждений и родителей. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Просмотр презентации «Ситуации на дороге», отгадывание загадок по ПДД.

Сюжетно - ролевая игра «Мы едем в гости» (учить правилам поведения в общественном транспорте)

Чтение Автодорожных стихов

Работа с воспитателями.

Консультация «Развивающая среда в группах по ПДД в соответствии с ФГОС ДО»

На методическом часе

Работа с родителями.

Памятка для родителей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге»

Создание альбома «Мой безопасный путь из дома в детский сад»

Распространение среди родителей

НОЯБРЬ

Изучение методической литературы.

Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей»

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Электронная дидактическая игра по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Чтение М.Пожарский «Машины»

Просмотр м.ф. «Правила дорожного движения с тетушкой Совой»

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»

Изготовление светофора для подвижной игры

Работа с родителями.

Памятки «О правилах перевозки детей в автомобиле»

Конкурс фотографий «Мое детское автомобильное кресло»

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Методика работы с детьми младшего и среднего возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге»

«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге»

Размещение на сайте ДОУ

ДЕКАБРЬ

Изучение методической литературы.

Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения. - СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Аннотация на

методическую

литературу.

Работа с детьми по изученной теме.

Целевая прогулка к пешеходному переходу

Просмотр презентации «История автомобиля»(познакомить детей с историей автомобиля)

Конструирование с мелким строительным материалом «Я строю легковой автомобиль»

Подвижная игра «Будь внимателен»(учить действовать по звуковому сигналу)

Самостоятельная разработка презентации

Работа с воспитателями.

Буклет «Правила безопасного поведения в темное время суток»

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Фотоконкурс «Стань ярким, стань заметным!»

Размещение на сайте ДОУ

ЯНВАРЬ

Изучение методической литературы.

Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф.

Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ

Сфера, 2008.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Целевая прогулка «Автозаправочная станция»

Дидактическая игра «Назови правильно»

Чтение А.Тюняева «Правила дорожного движения»

Просмотр м.ф. «Машинки, дорожные знаки, светофор, правила дорожного движения - Тики Таки» (https://www.youtube.com)

Аннотация на методическую литературу

Работа с воспитателями.

Работа с родителями.

Изготовление папки-передвижки «Статистика детского дорожно - транспортного травматизма в период новогодних каникул»

Распространение среди родителей

ФЕВРАЛЬ

Изучение методической литературы.

Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. -

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

НОД «Дорожный знак - мой лучший друг!»с рассматриванием плакатов

Рисование на тему «Дорожный знак»

Просмотр м.ф. «Робокар Поли - правила дорожного движения. Переходим проезжую часть.»

Изготовление трафаретов машин, которые одеваются на грудь ребенка

Работа с воспитателями.

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Совместное мероприятие для детей и родителей

викторина «Дорожная Азбука»

Памятки «О безопасном катании на коньках, санках, с ледяных горок»

МАРТ

Изучение методической литературы.

Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.

Данилова Т.И. Программа «Светофор»Обучение детей дошкольного возраста ПДД.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Аннотация на методическую литературу.

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по ПДД. Тема: «Зайчик в гостях у детей»

(заучивание считалок)

Чтение М.Дружинина «Служебные машины»

Изготовление картотеки считалок, скороговорок и загадок на тему

Работа с воспитателями.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для

воспитания интереса к изучению правил

дорожного движения

На методическом часе

Работа с родителями.

Открытый просмотр НОД для родителей.

Оформление папки-передвижки «Осторожно, гололед!»

Распространение среди родителей

АПРЕЛЬ

Изучение методической литературы.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по ПДД с использованием ТРИЗ. Тема: «Наша Таня громко плачет… »

Изготовление книжки - самоделки «Дорожная азбука»

Изготовление воспитателем пособий по теме

Работа с воспитателями.

Семинар-практикум для педагогов «Роль

воспитателя в формировании у детей навыков

осознанного безопасного поведения на дорогах

На педагогическом часе

Работа с родителями.

Родительское собрание «Островок безопасности» с использованием ИКТ

Изучение методической литературы.

Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. -Волгоград: ИТД «Корифей»,

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Развлечение по ПДД «В гостях у Светофорчика»

Работа с воспитателями.

Педагогическая гостиная «Формирование основ

безопасного поведения на дорогах города»

Распространение среди педагогов

Работа с родителями.

Встреча детей и родителей с инспектором ГИБДД

Размещение на сайте ДОУ

Составить отчёт и презентацию о работе по самообразованию.

Представление отчета на лесенке успеха в ДОУ

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Но в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. И, конечно же особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное Учреждение Детский Сад Комбинированного Вида №2 «Калинка»

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ПО ТЕМЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

ФИО составителя: Удовина Н.Ю.

Год составления: 2014 год

Пояснительная записка.

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Но в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. И, конечно же особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

Цель образовательной области «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Но прежде чем знакомить детей с основами безопасности педагогу необходимо самому хорошо разобраться в данной теме, он должен быть знаком с основными понятиями предмета изучения.

Глава 1.

1.1.Опасность.

«Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека». Причинить вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое.

Можно выделить следующие группы опасностей:

·* Природные – стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы и др.), пониженная и повышенная температура воздуха, атмосферные явления, солнечное излучение, встречи с дикими животными, ядовитые насекомые и растения;

· * Техногенные – связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое;

· * Социальные – криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.

В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять незнакомые люди и т.д.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

1. Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

2. развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

3. Воспитание грамотного участника дорожного движения;

4. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов:

1. Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем);

2. Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

3. Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.)

4. Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

5. Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

6. Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

После определения тематики, целей и задач встает вопрос: « С чего начать?»

1.2. Этапы реализации.

1этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.

Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативности, степени сформированности практических навыков на 1 этапе помогают:

· Беседы: как избежать неприятности дома, на улице, в лесу и др.;

· * различные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, настольно-печатные, подвижные, игры-драматизации и др.;

· * Разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная шапочка?», «Что ты будешь делать, если постучались в дверь, зазвонил телефон, тебя приглашают прокатиться на машине?» и др.

Для проведения работы на 2 этапе необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности, т.е. организовать предметно-развивающую среду в группе.

В нее входят:

1 «Уголок безопасности», который содержит материалы:

a) практический: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макеты улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Шофер», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.;

b) наглядный: «Валеология или здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест благоприятных для разнообразных детских игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др.;

2 «Игротека», которая содержит:

a) дидактические игры «Опасно-не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Назови одним словом»,

b) Развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога!», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», « Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода» и др.

3 « Библиотека», в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:

· * Специально организованная деятельность детей – НОД;

· * Совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные на НОД.

Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности». Каждый новый материал опирается на опыт, знания и умения детей.

Задача педагога – сделать изучаемый материал максимально понятным. Для этого крайне важно использование современных плакатов по ОБЖ: они всегда перед глазами детей, легко запомнишь, неоднократно рассматривая и повторяя, изображенные на них правила.

Глава 2.

2.1.Безопасный дом

Дом – это то - место, где ребенок впервые знакомится с окружающим миром. Именно в стенах дома ребенок начинает ползать, ходить, знакомиться с предметами ближайшего окружения, используя различные анализаторы.

И именно дома маленький ребенок узнает, что же такое безопасность, что можно, а что брать небезопасно. Впервые попробовав горячий суп - малыш дует на все остальные, ударившись о спинку стула – обходит этот стул стороной.

В детском саду закрепляются основы безопасности в доме.

Провожу с детьми беседы о том, что, даже находясь дома, ребенок может подвергаться опасности со стороны предметов домашнего быта, которые делятся на три основные группы:

1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.) ;

2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.) .

Очень важно, чтобы дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как никогда, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты обязательно должны дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом "С. Маршака, играми-драматизациями).

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы: ножницы в средней возрастной группе, провожу специальное обучение на занятиях по аппликации, индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, чтобы дома закрепляли полученные навыки.

Ответственность за безопасность детей в связи предметами третей группы полностью лежит на родителях и педагогах.

Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы. Объясняю детям, что они не должны ни в коем случае выходить на балкон без взрослого или подходить к открытому окну, т. к. можно упасть.

Казалось бы, обыкновенный стол – такой нужный при приеме пищи, в выполнении творческих работ, но и он может быть опасным при определенных условиях. Для более успешного освоения навыков безопасного поведения в нашей группе создана картотека опасных предметов.

Безопасность в доме на прямую связанна с предметами, которые нас окружают, и с материалами, из которых они изготовлены. Именно в познавательной деятельности дети знакомятся со свойствами и качествами стекла, дерева, железа и другими материалами. Малыши понимают, что с предметами из стекла следует обращаться бережно и осторожно. А что бы избежать неприятностей такие опасные предметы брать только с разрешения взрослого.

Особенно обращаем внимание на страничку «Осторожно, лекарства!». Современная аптечная продукция отличается таким привлекательным внешним видом, которая как магнит притягивает не только дошколят, но и детей постарше.

Знания закрепляем в сюжетно-ролевых, дидактических, словесных играх.

2.2. Воспитываем грамотного участника дорожного движения.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь.

Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах. Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактически игры, рассказы, чтение художественных произведений, а так же практические в образовательной области «Художественное творчество» - это рисование, лепка, аппликация. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения.

Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством –рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.

Для более успешной работы по обучению детей ПДД мы с моей напарницей Галиной Ефимовной составили каталог «Совместная деятельность с детьми ОО «Художественное творчество по теме: «Изучаем Правила Дорожного движения» для того, чтобы мы могли дать знания детям по данной теме с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и чтобы дети смогли успешно усвоить правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания, воплощая их в своих творческих работах. Работая над каталогом, мы учитывали интересы детей, возрастные особенности, изучили рекомендации работников ГИББД и большой объем программного материала по ПДД.

Поэтому обучение Правилам дорожного движения в ОО «Художественное творчество» необходимо рассматривать как часть учебно-воспитательной работы ДОУ.

Важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми дошкольного возраста помогает добиться поставленных целей на НОД в образовательной области «Художественное творчество».

Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:

Расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность - рисование, лепку, аппликацию;

Научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;

Пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;

Воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.

Причины ДТП с участием дошкольников:

· Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е вне пешеходного перехода

· Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор.

· Неподчинение сигналам светофора

· Движение детей по проезжей части при наличии тротуара

· Незнание правил перехода перекрестка.

· Игры детей на проезжей части

· Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств.

· Езда на велосипедах, роликовых и других самокатных средств по проезжей части дороги.

· Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта.

· Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.

Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые, которые не держат детей за руку или сами нарушают правила дорожного движения, и сами дети. Исследования показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников связанны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как: незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Поведение детей на дороге зависит от ряда факторов, включая личностно-поведенческие свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Психофизиологическая система дошкольника находится в состоянии становления и еще не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Дошкольники попадают в ДТП в основном из-за не сфорсированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой(капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.), и из-за других причин.

Находясь на проезжей части, дошкольники не могут рассчитать свои возможности. Для них характерно стремление спастись от опасности в потоке движущего транспорта. Они считают: чем быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопасней. Однако при попадании в поток движущего транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперед, а затем вдруг повернуть назад, чего не ожидают водители. такие действия, как правило, заканчиваются ДТП со смертельным исходом.

Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Приблизительно это происходит в период от шести до десяти лет. До шести лет в принципе не рекомендуется оставлять ребенка одного на улице. Начиная с шестилетнего возраста ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период (6-10 лет) он может самостоятельно передвигаться по дороге и, поэтому необходимо продолжать его воспитание в области безопасного поведения на дороге, начатое ранее.

Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи восьмилетнем возрасте. Нет у младших школьников также и знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Например, ребенку трудно осознать, что реальная машина в действительности не может остановиться также мгновенно, как игрушечная.

Разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно, особенно интенсивным и планомерным этот процесс становиться во время обучения в школе.

На всех стадиях возрастного развития психофизиологические функции детей меняются, меняются и внешние обстоятельства (бытовые, школьные и многие другие).

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослого. В нашем детском саду хорошей традицией стало проведение педагогических недель по теме «Здоровый образ жизни» с проведением открытых мероприятий для родителей и их активным участием.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность и важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

2.3. Пожарная безопасность

Пожары часто возникают и из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами.

Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре.

Формы проведения профилактической работы по пожарной безопасности разнообразны:

Беседы, рассматривание иллюстраций и беседы по ним, использование худ произведений, чтение и заучивание стихотворений, обыгрывание сценок, создание специальных игровых ситуаций, игры-драматизации, просмотр спектаклей и сценок и т.д.

Конечно, воспитание бдительного и готового адекватно среагировать гражданина в чрезвычайных происшествиях надо готовить с детства. Этим мы в нашем детском саду и занимаемся.

Цель: Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить детей действовать адекватно в пожароопасных ситуациях.

Задачи:

ü Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; объяснить, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

ü Знакомить с назначением бытовых приборов их пользой, учить безопасному обращению с ними.

ü Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.

ü Познакомить с правилами поведения при пожаре.

ü Убедить выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес), номер пожарной службы.

ü Знакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных

ü Углублять и расширять знания об охране жизни людей.

ü Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

ü Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Этапы работы:

1 Мы рассматриваем карточки с рисунками со сценами чрезвычайных происшествий: оставленный включенным утюг, не затушенная сигарета, свечи на елке, костер в лесу и др.

2 Но не стоит забывать, что за последние десятилетие индустрия шагнула вперед и появилась новая бытовая техника, облегчающая нашу жизнь, которая тем ни менее тоже является опасной. В связи с этим мы устроили конкурс домашних рисунков «Бытовая техника – друг или враг? »

В этих рисунках дети, совместно с родителями, рисовали картинки-противоположности (фены, микроволновые печи, тостеры, кухонные комбайны)

На 3 этапе было чтение книг и статей на тему пожарной безопасности. Дети очень сопереживали горю котят и тети Кошки из сказки С. Маршака, у которых загорелся Кошкин-дом. Неизгладимое впечатление произвели на них также и другие произведения.

4 Загадки и повторение правил поведения дали возможность закрепить пройденный материал.

5 Чтобы закрепить знания не только в теории, но и на практике, мы проводим подвижные игры.

6 Важно, чтобы правила безопасности повторялись детьми еще и дома. Поэтому необходимо заинтересовать еще и родителей. Для этого мы проводим родительские собрания, где родителям показываем учебный и художественный материал по данной теме, размещаем материал в родительском уголке, меняем информацию в папках-передвижках, консультируем родителей.

7 Совместно с родителями изготовили стенгазеты «Это опасно! », в которые поместили рисунки и аппликации о пожаре, высказывания детей, истории из жизни их родителей.

8 В заключение нашего обучения администрация устроила учения по пожарной безопасности. По сигналу сирены воспитатель и все дети должны были спокойно выйти из здания в безопасное место. Наши дети прекрасно справились с заданием и уложились во время.

2.4. Ребенок и природа

Нашим детям мы рассказываем о взаимосвязи человека с природой, чтобы они поняли главное: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

О том, что нужно беречь, охранять и заботиться о лесах, реках, морях, животных, птицах. Не загрязнять почву, водоемы.

Выполнять требования взрослых мыть фрукты, овощи, руки перед едой, не пить воду из грязных источников, здесь уместно использовать сказку о "Сестрице Аленушке и братце Иванушке", которая помогает детям осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

Учим детей бережному отношению к природе (не обижать муравьев, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п.) . А вместе с тем учим детей понимать, не всякое насекомое безопасно для человека. Даже безопасный укус муравья или пчелы для некоторых людей может привести к неприятным последствиям: отеку, покраснению и другим аллергическим реакциям.

Рассказываем детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями используем альбом с картинками.

Учим детей отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждаем, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. С целью закрепления этих правил используем настольные игры на классификацию, игры с мячом "Съедобное - несъедобное", дидактические игры "Угадай, с какого дерева листок "и т. д.

Разъясняем детям, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными.

Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных. Очень хорошим помощниками являются: игры-забавы в картинках « Как избежать неприятностей», «Осторожные сказки: Безопасность для малышей».

Главное, чтобы ребенок с самого раннего возраста усвоил главный принцип: «Не навреди!» И это касается и собственной безопасности, и охраны окружающей среды.

А также объясняем детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.

2.5. Ребенок и другие люди.

В последнее время мы все чаще и чаще слышим: «Пропал ребенок!» Почему же это происходит? Почему наши дети уходят с незнакомыми людьми? Что делать нам, взрослым, чтобы уберечь не только собственного ребенка, но и детей, которых нам доверили?

Рассказывая об опасности контактов с незнакомыми людьми, взрослый должен учитывать, что у детей собственные представления о том, как выглядит опасный человек. Дети считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одеты. Для маленьких детей опасным будет, прежде всего, мужчина «дядя с бородой». А молодые, хорошо одетые молодые люди, симпатичные девушки или юноши не могут причинить вред. А человек с открытой, дружелюбной улыбкой, всегда будет вызывать доверие у ребенка.

Прежде всего, это беседы, использование художественных произведений, игры-драматизации, специально подготовленные ситуации, рассматривание иллюстраций, использование дидактического материала и т.д.

Некоторые типичные ситуации:

ü Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая дать или показать, что-то интересное, предлагая игрушку

ü Представляясь знакомым родителей или сообщая, что действует по их просьбе.

ü Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.

ü Взрослый проявляет чудеса необычайной щедрости, угощая ребенка мороженым, шоколадом, обещая одарить подарками.

Необходимо так же рассмотреть и обсудить ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, затаскивает в машину, действует с применением силы). Каждый ребенок должен знать, как он себя вести в таких ситуациях –громко кричать, привлекая внимание взрослых и призывая их на помощь.

Цель взрослого – научить детей как вести себя, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «Нет» другим людям. И уже не важно, это взрослый или подросток, уговаривающий пойти на стройку или разжечь костер, поэкспериментировать с лекарствами или залезть на дерево или на крышу.

Ребенку необходимо разъяснить, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, в подъезде.

ü Нельзя выходить входить и выходить из подъезда одному без родителей или других знакомых взрослых.

ü Нельзя открывать дверь чужим, даже если за дверью ласковый голос или незнакомец представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их мнения.

ü Нельзя пользоваться, без разрешения взрослого, бытовыми приборами.

Можно разыграть разные ситуации: ребенок один дома, ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами, ребенок дома с взрослыми. В игровой тренинг следует включать разные уговоры, обещания.

Чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об экстренных ситуациях в быту, мною была проведена работа по выявлению уровня их знаний, интересов и коммуникативности. Для этого я провела с ними беседу, в ходе которой задала ряд вопросов:

Как тебя зовут (имя и фамилия?)

Домашний адрес?

Как зовут родителей (фамилия, имя, отчество?)

Место работы родителей?

Знают ли они номера телефонов экстренных служб (скорая помощь, полиция, газовая служба, пожарная служба?

В результате беседы мною были сделаны выводы, что дети хорошо знают, как их зовут, где они живут, знают своих родителей и место их работы, но не имеют знаний относительно того, что делать в опасной ситуации и куда обратиться за помощью (экстренные службы помощи) .

Мы должны отправить ребенка в школу не только с большим багажом знаний, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями. Для того, чтобы понять, что именно знают, чувствуют и думают дети, я составила перспективный план работы, включающий в себя использование бесед, игр, дискуссий, различных наглядных материалов. Опираясь на уже имеющиеся знания детей, мною были выделены те задачи, по которым необходимо вести работу:

Основные выводы:

Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей можно научить дошколят:

Определять и называть все части тела;

Выучить разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями;

Определять незнакомцев и доброжелательных людей;

Вызубрить идентифицирующую информацию - имя, адрес, номер телефона;

Звонить по номеру 01 в критическом случае;

Позволять физические ласки только членам семьи;

Просить разрешения, прежде чем принять подарки от людей, не принадлежащих к вашему семейному кругу;

Рассказать вам, если кто-то пытается запугиванием вынудить их держать что-то в тайне.

Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.

На данный момент мы используем в работе дидактический материал: игры, иллюстраций; обыгрываем разнообразные ситуации. Создана картотека занятий, обновились атрибуты по пожарной безопасности, оформили информационные стенды для родителей по безопасности и здоровью.

В планах состоит пополнение дидактических игр, пополнение атрибутики по направлению здоровья, разработать консультации для родителей, организовать выставку рисунков по разнообразным тематикам (работа с родителями).


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

присмотра и оздоровления № 72

Перспективный план по самообразованию

тема:

«Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих».

Воспитатель:

Задорова Н.В.

гАнгарск 2015

Перспективный план на 2015 – 2016 учебный год.

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать чувство

самосохранения представления об улице, проезжей части и тротуаре.

Формировать знания детей правила безопасности во время проведения зимних игр.

Знакомство с правилами на воде.


Месяц.

Работа с детьми.

Работа с родителями,

коллегам.


Сентябрь

1.НОД. по теме: «Знай и выполняй правила уличного движения».

2. Дид. игры «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица пешеход».

3. Беседа по теме: «Дорога – не место для игр».

4. Сюжетно – ролевые игры «Регулировщик».

5. НОД. Художественное творчество по теме: «Дорожные знаки».

1. Просмотр мультфильма

«Смешарики правило безопасности на дороге».

2. Индивидуальные беседы.

3. Папка: «Безопасность на дорогах», «Школа дорожных наук».

4.Памятка для родителей: «Что я знаю о ПДД».


Октябрь

1. НОД. По теме: ««Внешность человека может быть обманчива».

2.Беседа по теме «Опасные прохожие».
3. Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа».

4. Н/П игра «Мир вокруг нас», «Из чего сделано».

5.Обсуждение проблемной ситуации «Мы в общественном транспорте», «Как вести себя если»

6. С/Р игра «Милиция».

1.Попросить сделать фотографии « Как мы играем на улице »,

2.Буклет для родителей «Осторожно незнакомец».


Ноябрь

1. НОД по теме «Я знаю, что можно, а что нельзя».

2. Дид. игра ««Я знаю - это опасно», «Бывает – не бывает?»

3. Рассматривание иллюстраций различного вида транспорта.

4. Беседа «Мой дом», «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Безопасность в нашей группе».

1.Идивидуальная беседа «Каждой вещи свое место».

2.Распичатать раскраски по теме: острые и клюющие предметы.

3. Создание книги «Опасности вокруг нас».


Декабрь

1. НОД. по теме «Пожароопасные предметы». (Составление модельных схем о правилах пожарной безопасности).

2. Беседа:по теме «Спички не тронь - в спичках огонь».

3.Чтение рассказа Шорыгина Т.А. «Пусть елка новогодняя нам радость принесет». Чтение С.Маршак «Конь – огонь»,

«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

4. Сюжетно ролевая игра «Пожарная машина спешит на помощь».

5. Оформление рисунков по теме: « Безопасный Новый год!».

1.Оформить папку передвижку «Пожарная безопасность в быту».
Работа с коллегами и родителями.

2.Оформить буклеты «Новый год у ворот».

3.Памятка «Об огне, его пользе и вреде.


Январь

1. НОД. по теме «Зимние забавы»

2. Рассматривание иллюстраций, картины «Зимние забавы».

3. Раскраски по теме.

4. Беседа с детьми на тему: «Правило поведения во время игр забав».

5.Заучивание стихотворения Г. Лаптевой «Снежный ком».

6. Хороводная игра « Заморожу, замарожу»

1.Беседа с родителями «Развить желание пользоваться спортинвентарём»,

«Соблюдать правила безопасности во время игр на улице»,

2.Оформить папку передвижку «Обморожение детей во время прогулок».

3.Попрасить родителей принести пословицы здоровье.


Февраль

1. НОД. по теме: «К кому можно обратиться, если ты потерялся». ».

2. Дид. игра «Незнакомец звонит в дверь».

3. Чтение сказки «Кот, петух, лиса».

4.Заучивание стихотворения Г. Шалаевой

«Если в дверь звенит звонок…»

5.Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

6.Настольно – печатные игра: «Как избежать неприятности».

1. Обыгрывание ситуаций «Звонок по телефону», «Звонок в дверь».

2.Просмотр телепередачи «Жди меня».


Март

1. НОД. по теме: «Когда нет дома родителей ».

2. Рассматривание иллюстраций «Электроприборов».

3.Дид. и «1,2,3, что может быть опасно – найди».

4. Беседы по темам: «Лекарства и бытовая химия».

«Балкон. Лестничные перила».

«Острые, колющие и режущие предметы».

5. Дид. игра «Четвертый лишний».

1.Индивидуальная беседа с родителями на тему: «Ребенок один дома».

2. Беседа родителей со своими детьми дома «Моя семья».


Апрель

Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение «Медведевский детский сад №3 «Золотой ключик» п. Медведево

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ

Мухиной Ирины Михайловны

Общий стаж

Педагогический стаж

Педагогический стаж в данном МДОБУ

Дата последней аттестации

Дата следующей аттестации

Тема: «Формирование основ безопасности

у детей старшего дошкольного возраста»

название темы

2015-2016

учебный год

старшая группа

возрастная группа

Этап работы над темой:сентябрь 2015 года

Введение

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.Стандарт дошкольного образования в области социально¬коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Пояснительная записка

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? И т.д. Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности, а также совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в быту.

Работанад программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:

Повысить собственный уровень знаний путёмизучения необходимой литературы, посещения ШТЛ по данной теме.

Разработать перспективный план работы с детьми

Оформить в группе уголок безопасности: картотека игр, иллюстрации по теме.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.

Активизировать взаимодействие с родителями по безопасности детей в быту.

Срок реализации: 1 год (2015-2016 учебный год)

п/п

Сроки выполнения

Примечания

Возникающие трудности и вопросы по ходу реализации этапа

Теоретический этап

Изучение методической литературы по данной проблеме

Сентябрь

Изучение и просмотр статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»

В течение года

Практический этап

Консультация для родителей:

«Если вы вынуждены оставлять ребенка дома одного».

Оформить в группе уголок безопасности.

(картотека игр, иллюстрации по темам.)

Ноябрь

Подбор загадок и частушек по ОБЖ

(пополнение уголка безопасности)

Анкетирование и интервьюирование родителей по теме: «Безопасность дошкольника в домашних условиях».

Консультация для воспитателей ДОУ«Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников».

Участие в конкурсах и выставках различного уровня по теме «Безопасность»

Показ итогового занятия педагогам «Знай и будь осторожен».

Самоанализ о проделанной работе на педагогическом совете Отчет о проделанной работе

Написание отчёта о проделанной работе. Подведение итогов.

Список использованной литературы :

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 144 с.

2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1995.

3. Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май Работа с детьми:

Беседа:«В ДЕТСКОМ САДУ»

Цель: Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в д/с: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из д/с только с родителями, отпрашиваясь у воспитателя, не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы.

Работа с детьми:

«Спички не тронь, в спичках - огонь».

Беседа: «Пожарная безопасность». Рассматривание картинок «Пожарный – профессия героическая».

Просмотр презентации «Пожарная безопасность.

Служба спасения 01». Познавательное занятие «Большая беда от маленькой спички».

Рисование «От чего бывает пожар».Игра - драматизация «Кошкин дом».

Работа с детьми:

Рассматривание картин: «Как избежать неприятностей». Беседа: «В мире опасных предметов», «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок», «Если дома я один», «опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Если ты потерялся». Д/И «Источники опасности». Чтение стихов. Д/И «Игра – дело серьезное», «Чего не стало».

Беседа «Витамины и полезные продукты».

Работа с детьми:

«Айболит в гостях у детей»

Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр», Беседа «Чистота и здоровье», «О личной гигиене дома и в детском саду», «Полезные продукты».

Работа с детьми:

-«Зеленый огонек»

Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения. Чтение стихотворений Т.М. Слуцкер«Незнайка и светофор», С.В. Михалков «Моя улица»,В. Семернина.«Разрешается - запрещается». Познавательные занятия: «По сигналу светофора», «Бегут машины в ряд». Рисование «машины идут на помощь». Игра – тренинг «Тормозной путь машины». Разыгрывание ситуаций «Кто пройдет первый». Просмотр презентации «Я примерный пешеход».

Работа с детьми:

Организация на прогулочном участке снежного городка с постройками, направленными на активизацию самостоятельной двигательной активности детей.

Работа с детьми:

«Загадки и частушки по ОБЖ» Цель: обобщение знаний по ОБЖ.

Работа с детьми:

-«Насекомые вокруг нас»

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: В. Рождественский «подорожник». Беседа «Такие разные букашки». Д/И «Зоологическое лото». Рисование «Какие бывают насекомые».

Работа с детьми:

Итоговое занятие: «Знай и будь осторожен».

Самообразование на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

ЦЕЛИ:

    Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

    Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

ЗАДАЧИ:

    Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

    Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

    Расширять словарный запас детей по дорожной лексике

    Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей

    Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Сплотить детский коллектив.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

4. Развлечения и досуги.

5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

ПЛАН РАБОТЫ:

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Сентябрь

Создание презентации «Ситуации по правилам дорожного движения»

Диагностика

Просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»). Цель: запомнить правила дорожного движения

Рисование по мультфильму

Целевая прогулка «Мы по улице идем»Цель: формировать у детей представление о одностороннем и двустороннем движении

Отгадывание загадок по ПДД. Цель: обучать детей находить отгадку по описанию.

(приложение 1)

Сюжетно-ролевая игра «Такси». Цель: Закрепить знания детей о професии «таксист»

Легковой и грузовой транспорт Цель: закреплять умения различать грузовой и легковой транспорт

Анкетирование родителей

Проект «Моя мама водитель»

Памятка родителям о дорожной безопасности (приложение 7)

Создание уголка по Правилам дорожного движения

Создание электронной дидактической игры по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Просмотр презентации «Ситуации по правилам дорожного движения»

Чтение «Автодорожных стихов»

Просмотр мультфильма «Правила дорожного движения с тетушкой Совой»

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» Цель: учить правильно вести себя в общественном транспорте

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве

Чтение М. Приходкина «По улицам города». Цель: закреплять знания о транспорте

Рисование «Безопасный путь от дома к детскому саду»

Родительское собрание «Безопасность детей на улице»

Памятка для родителей и детей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге»

Подбор литературы по ПДД

Создание презентации «История автомобиля»

Электронная дидактическая игра по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Просмотр развивающего мультфильма «Дорожные знаки для детей со стихами» Цель: знакомство с дорожными знаками https://www.youtube.com/

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходный переход»

Работа с мелким строительным материалом: постройка легкового автомобиля

Подвижная игра «Воробушек и автомобиль». Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве

Чтение М.Пожарского «Машины». Цель: обучать детей внимательно слушать и понимать содержание прочитанного, закреплять знания о транспорте.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Цель: закреплять знания об автобусе, его назначении

Целевая прогулка «Гараж». Цель: дать представление детям о гараже, его строении и функциональном назначении

НОД «Наше село и его транспорт» Цель:

Конкурс фотографий «Мое детское автомобильное кресло» Цель: пропаганда среди родителей, приобрести автомобильное кресло)

Изготовление жезла для сюжетно-ролевой игры «Гаишники»

Просмотр презентации «История автомобиля». Цель: познакомить детей с историей автомобиля

Целевая прогулка к пешеходному переходу. Цель: закрепить с детьми термин «пешеходный переход». Воспитывать культуру поведения на улице.

Подвижная игра «Будь внимателен». Цель: воспитывать действовать по звуковому сигналу

Проект «Наш друг-светофор»

Памятка родителям по правилам дорожного движения»

Настольная игра «Дорожные знаки»

Создание электронной игры «Отгадай загадку»

Дидактическая игра «Назови правильно». Цель: закрепить понятия «справа» «слева» «снизу» «сверху» развивать умение ориентироваться в пространстве

Чтение А.Тюняева «Правила дорожного движения». Цель: воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения

Целевая прогулка «Автозаправочная станция» Цель: дать представление об автозаправочной станции, знаке, указывающей на нее

Просмотр мультфильма «Машинки, дорожные знаки, светофор, правила дорожного движения – Тики Таки». Цель: продолжать изучать правила дорожного движения https://www.youtube.com

Выставка рисунков «Я по улице иду»

Памятка для родителей

Домино «Дорожные знаки»

Создание альбома «Разные виды транспорта»

Создание интерактивной игры по правилам дорожного движения

Просмотр мультфильма «Робокар Поли-правила дорожного движения. Как переходить дорогу». Цель: продолжать изучать правила дорожного движения

Рассматривание плакатов «Дорожные происшествия»Цель: воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации

Рисование на тему: «Дорожный знак» Цель: закрепить знания о дорожных знаках и их назначении

Памятка для родителей «Безопасность дорожного движения»

Наглядный плакат «Специальный транспорт»

Изучение методической литературы

Заучивание считалки. Цель: развивать умение четко проговаривать каждое слово, воспитывать умение использовать считалку в игре (Т.ИДанилова Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД стр.29)

Чтение М.Дружинина «Служебные машины» Цель: закреплять знание машин специального назначения

Рисование «Островок безопасности» Цель: развивать наблюдательность, внимание

Просмотр мультфильма «Торопыжка. Правила дорожного движения. Цель: продолжать изучать правила дорожного движения http://youtube.com/

Памятка для родителей «Правила дорожного движения безопасности на дорогах» (приложение8)

Настольная игра «В гостях у светофорчика»

Создание презентации по правилам дорожного движения

Просмотр мультфильма «Светофор. Обучающая детская песенка. Мультик про машинки. Учим правила дорожного движенияhttps://www.youtube.com.

Рисование на тему «Мой дом –моя улица» Цель:закрепить представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свой впечатления

Чтение С.Волкова «Правила дорожного движения» Цель: закреплять знания ПДД

Изготовление книжки-самоделки «Дорожная азбука» Цель: воспитывать усидчивость, продолжать запоминать Правила дорожного движения

Памятка для родителей «Дорожные ловушки» (приложение13)

Дидактические игры «Какие бывают машины», «О чем говорит знак»

Анализ своей работы

Просмотр мультфильма « Мультик для детей. Авария на дороге» Цель: продолжать изучать Правила дорожного движения

Чтение детских стихов про машины. Цель: вспомнить какие виды транспорта бывают их назначение

Развлечение по ПДД «В гостях у светофорчика»

Диагностика

Работа сотрудника ГИБДД. Цель: познакомить детей с работой сотрудника ГИБДД

Картинки на классификацию видов транспорта

Loading...Loading...