Общие закономерности изменения работоспособность студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Динамика работоспособности и ее учет при составлении расписания уроков

Работоспособность. Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 39-53% объема заданий, выполняемых 15-17-летними учащимися. При этом качество работы у первых на 45 - 64 % ниже, чем у вторых.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма.

Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37 - 42 % по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10-11 до 12-13 лет продуктивность (количество) работы увеличивается на 63 %, а качество (точность) - лишь на 9 %. Минимальный темп прироста качественного показателя наблюдается в 11-12 лет (V-V1 классы) по сравнению с предыдущими возрастами. В 13-14 (девочки) и 14-15 лет (мальчики) темп нарастания продуктивности работы снижается, в то время как прирост качества работы возрастает. В 15-16 и 16-17 лет (1Х-Х классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14-26% (Дубровская Н.В. и др., 2000; Лысова Н.Ф. и др., 2011).

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6-7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению, по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей в отличие от ослабленных школьников повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Фазы работоспособности и ее дневная периодичность. Во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание.

Это первая фаза работоспособности. В этой фазе количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок - точность) показатели работы асинхронно изменяются: то улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наиболее экономичного для умственной деятельности уровня - проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6-10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление, и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.

Развивающееся утомление - естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимы развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.

В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному - дорабочему уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упрочением показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение - когда очередная нагрузка следует до того, как восстановление работоспособности достигло своего исходного уровня. Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы детей и подростков в момент начавшегося резкого снижения работоспособности и последующая организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.

Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности.

У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч. Затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.

Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей.

Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной суточной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся колледжей были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений.

Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во второй половине дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21-22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80 % представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.

Недельная динамика работоспособности. Помимо суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели - в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности.

В понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ и колледжей регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно- и слухомоторных реакций, большое количество срывов дифференцировоч- ных реакций. Почти у половины учащихся бывают изменения суточных кривых вегетативных функций. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

Суббота - наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха, предвкушение интересных дел и развлечений, экскурсий, походов, посещение театра в воскресенье. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности, - явление так называемого конечного порыва.

Изменение положения тела - двигательное беспокойство, регистрируемое у учащихся на уроках, - является защитной реакцией организма. Количество движений, длительность сохранения относительного постоянства позы, частота использования крышки парты (стола) в качестве дополнительной опоры для тела также объективно отражают нарастание утомления учащихся и снижение их работоспособности. Например, от понедельника к субботе у детей 7-8 лет общее количество движений на уроках возрастает на 32 %, длительность сохранения постоянства позы уменьшается на 65 %, падает и устойчивость прямостояния. Статический компонент учебной деятельности (сохранение вынужденного положения тела) интенсифицирует развивающееся утомление и падение работоспособности в большей мере в конце работы, нежели в ее начале.

Нередко наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Помимо вторника или среды, относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу.

У детей 6 и 7 лет, приступающих к систематическому обучению, в период адаптации к учебным нагрузкам, новым условиям обучения и требованиям дисциплины, в первые 6-9 недель дни оптимальной работоспособности, когда согласуются между собой относительно высокие скорость и точность работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавливается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников - вторник.

У учащихся VII-VIII и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочение уровней отсутствует, и в пятницу следуют ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.

Очень часто падение работоспособности к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

Введение………………………………………… …………………………………..3

    Понятие об утомлении……………………………………………….5
    Работоспособность………………………………… ………………......7
    Фазы работоспособности и ее дневная периодичность......... .............................. .............................. ..........................9
    Недельная динамика работоспособности………………12

Заключение ……………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………….. …………16

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворение этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.
При выполнении конкретной работы работоспособность имеет определенные закономерные изменения. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается, но возможны некоторые колебания при перегрузке организма, которые парой бывают непредсказуемыми и вызывают в след за собой серьезные психические расстройства, особенно у неустойчивого детского организма.
Актуальность данной темы заключается в том, что человек находится в постоянном движении, пусть это будет работа или учеба, танцы или спорт, и чрезмерная активность может вызвать негативные последствия. На протяжении многих лет ученые пытались узнать секрет золотой середины – как сохранить высокую работоспособность, отодвигая утомление и исключая переутомления человека в его деятельности. При помощи такого термина как работоспособность нам предстоит разобраться почему происходит утомление и какова работоспособность человека в течении недели.
Следовательно, целью нашего реферата является изучение работоспособности как таковой и определение дневной и недельной динамики работоспособности учащихся.
Поэтому перед нами встают такие задачи как:

    Дать понятие утомлению
    Определить, что такое работоспособность
    Выявить фазы работоспособности
    Определить недельную динамику работоспособности ребенка
В ходе работы был произведен анализ необходимой литературы и источников. Таким образом, для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта zdorove.ru и серия учебных пособий для педагогических институтов под редакцией А. Г. Хрипковой. А так же некоторая информация была взята из других учебников таких авторов как Смирнова В. М., Березовский В. А. и Косилов С.А.
    Понятие об утомлении
После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Развитие утомления связано прежде всего с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах.
Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.
После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И. М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.
Биологическое значение утомления, развивающегося у детей и подростков в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защитная реакция организма от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-трудовой деятельности детей и подростков направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, оградить организм от отрицательного влияния чрезмерного утомления, сделать отдых более эффективным.
Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма.
Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, а том числе и к заболеваниям.
Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.
    Работоспособность
Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 39-53% объема заданий, выполняемых 15-17-летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45-64% ниже, чем у вторых.

Возраст (лет)
Рис. 1. Развитие умственной работоспособности с возрастом: / - скорость работы; 2 - точность работы. За 0% приняты величины показателей работоспособности семилетних детей
Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма (рис. 1),
Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.
Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37-42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10-11 до 12-13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество - точность ее лишь на 9%. В 11-12 лет (V-VI классы) наблюдается не только минимальный теми прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13-14 (девочки) и 14-15 лет (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15-16 и 16-17 лет (IX-X классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14-26%.
Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.
У здоровых детей 6-7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.
    Фазы работоспособности и ее дневная периодичность
1 фаза Во всякую работу, в том числе и в умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок - точность) показатели работы часто то асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня - проявление саморегулирующейся системы.
2 фаза За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.
3 фаза Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6-10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.
На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.
Развивающееся утомление - естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.
В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному - дорабочему уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упрочением показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение - когда очередная нагрузка следует до того, как восстановление работоспособности достигло своего исходного уровня. Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы детей и подростков в момент начавшегося резкого снижения работоспособности (недалеко еще зашедшей стадии утомления) и последующая организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.
Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности.
У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.
Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей.
Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной суточной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений. Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21-22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.
и т.д.................

При подготовке к уроку следует учитывать работоспособность учащихся. Приведем таблицу, отражающую динамику недельной работо­способности учащихся средних классов.

недели

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

5 урок

6 урок

7 урок

Понедельник

Н

Н

Вторник

Н

Н

Среда

Н

Н

Четверг

Н

Н

Пятница

Н

Н

Н

Н

Здесь В означает высокую работоспособность детей, это - благоприят­ная зона, С - среднюю работоспособность, удовлетворительную зону, Н - низкую работоспособность, неудовлетворительную зону.

При сниженной работоспособности происходит снижение психичес­ких функций ученика - восприятия, внимания, памяти, интереса, воли и т. д. При этом нарушаются и физиологические функции - изменяется частота пульса, повышается кровяное давление, увеличивается часто­та дыхания, температура тела, потовыделение и т. д.

Важнейшим фактором повышения эффективности урока является под­держание на высоком уровне работоспособности учащихся. Каковы же способы повышения работоспособности детей в удовлетворительной и даже в неудовлетворительной зонах? Представим себе, как происхо­дит утомление. Каждый вид деятельности управляется определенным участком коры головного мозга. Длительное занятие однородной дея­тельностью вызывает в соответствующем участке торможение, которое захватывает соседние участки. Возникает защитное, или запредельное, торможение нервных клеток, прекращается их функционирование, то есть способность отвечать на раздражители. Утомление вызывает и лёгкая, однообразная, длительная работа. Быстро наступает утомление при выполнении неинтересной работы.

Если разумно переключить учащихся с одного вида деятельности на другой, то на шестом уроке их работоспособность может даже по­выситься. Так, рекомендуется в зоне В проводить смену видов дея­тельности до 3-5 раз, в зоне С - до 5-7 раз, в зоне Н - до 9 раз.

Как может происходить эта смена? Рассказ учиминут), сопровождающийся, по возможности, демонстрацией наглядности, сме­няется работой учащихся с книгой (чтение текста, работа со спра­вочным материалом, с рисунками, ответы на вопросы в конце параграфа и пр.), составлением задач, решением их, подбором примеров и т. п.

Следует избегать таких ситуаций, когда учитель меняет ме­тоды обучения, а деятельность учеников однотипна. В средних клас­сах длительность непрерывного говорения учителя не должна превы­шать 10-15 минут.

Нужно продумать место и продолжительность самостоятельной работы учащихся на уроке. Если в начале урока дать самостоятель­ную работу на 18-20 минут, то это неблагоприятно влияет на рабо­тоспособность детей: им трудно сосредоточиться на изучении ново­го материала.

Зависимость работоспособности учащихся от свойств нервной системы и индивидуального стиля деятельности на примере учащихся лицея № 3

Введение

Глава I. Причины утомления и способы повышения умственной работоспособности учащихся

  1. Индивидуальные особенности нервной системы человека

Глава II. Экспериментальное изучение свойств нервной системы и работоспособности учащихся

Заключение

Литература

Введение

К здоровью на Руси всегда относились и относятся нерационально, а в большей степени эмоционально. В нашем российском менталитете принято жаловаться на здоровье, жалеть убогого, сочувствовать, соболезновать. Возможно, это одна из причин того, что здоровый образ жизни не стал у нас культурологической ценностью общества.

Сегодня состояние здоровья нации - это индикатор благополучия государства. Школа - одно из наиболее весомых учреждений, обращенных к будущему человечества, имеющих влияние на формирующееся поколение. Но школа - это умственный труд ребенка, это всегда перегрузки и утомление. Что однозначно сказывается на их здоровье.

Как показывают результаты исследований, подавляющее большинство учащихся к моменту окончания школы значительно теряют здоровье. Наиболее частая патология в школьном возрасте - нарушение зрения. По данным исследований основной причиной снижения остроты зрения в школьном возрасте является близорукость. К поступлению детей в школу близорукость составляет 3%, к окончанию 11-го класса процент детей с близорукостью увеличивается до 18 - 20%.

В век науки и техники у современного человека наибольшую нагрузку испытывает орган зрения и слуха. Глаза отдыхают только во время сна. Слух же постоянно бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, так как не обладает никаким защитным приспособлением, сходным, например, с веками, предохраняющими глаза.

Утомление органов зрения и слуха сказывается на работоспособности и самочувствии ребёнка. Длительные зрительные нагрузки и сильный шум увеличивает вероятность неврозов, вызывает депрессию, усталость, появление головных болей. Неприятное воздействие шума и длительные зрительные нагрузки сильнее сказываются на умственной работоспособности, нежели на физической.

Умственная работоспособность - это максимальная умственная деятельность, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма. Истощение этих ресурсов приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям здоровья. Человек должен расходовать только часть своих функциональных ресурсов и в такой мере, чтобы это не воспрепятствовало их последующему и полному восстановлению.

Цель исследования: изучить влияние нервной системы человека на его работоспособность.

Объект исследования: учащиеся 10 классов МОБУ Лицей № «3» в количестве 24 человек.

Предмет исследования: влияние свойств нервной системы

на работоспособности учащихся.

Гипотеза исследования: мы предположили, что на продуктивность деятельности человека оказывает влияние особенности его нервной системы, а также индивидуальный стиль деятельности, т.е. способы и приёмы организации этой деятельности.

Глава I. Причины утомления и способы повышения умственной работоспособности учащихся

.Работоспособность человека и причины возникновения утомления

Работоспособность - это возможность выполнять определенный вид работы в течение заданного времени и поддерживать высокие качественные и количественные показатели. В течение суток работоспособность человека изменяется. Для неё характерны два периода повышения активности физиологических функций: между 10-12 ч и 16-18ч. Соответствие режима деятельности биологическим ритмам помогает увеличить производительность труда, способствует сохранению здоровья, позволяет достичь результатов при меньших затратах энергии и времени.

При выполнении работы выделяют несколько периодов:

Первый - врабатывание, характеризуется постепенным повышением работоспособности. Организм полностью выходит из состояния сна и приспосабливается к новым требованиям, предъявляемым трудом к человеку. Длительность этого периода определяется состоянием организма, а также характером работы. У взрослого человека при тяжелой физической работе он занимает 20-25 минут, при работе средней тяжести - 1-1,5 часа, при творческой умственной деятельности - 1,5-2 часа.. При умственной деятельности оно длится 1,5 - 2 часа.

Второй период - устойчивой работоспособности - в среднем длится 2-3 часа. Этот период может смениться периодом компенсаторной перестройки.

Третий - компесаторная перестройка. когда появляются лишь первые признаки утомления в виде нарастания микропауз, снижения внимания, темпа работы, ухудшения некоторых физиологических функций, но работоспособность не падает за счет волевых усилий человека. Чтобы предупредить нарастание утомления, именно в этот период полезно проведение гигиенических мероприятий по урегулированию величины нагрузки. Длится в среднем 2 - 3 часа и заканчивается, когда появляются первые признаки утомления в виде снижения внимания, темпа работы. Но работоспособность не падает лишь за счет волевых усилий человека. Если же работа продолжается, то вслед за периодом компесаторной перестройки развивается утомление и происходит снижение работоспособности. Этот период приходится на 5 - 6 уроки.

Утомление определяют как возникающее вследствие работы временное ухудшение состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности. Утомление - процесс, выполняющий определенную защитную роль в организме, предохраняя его отдельные системы и органы от чрезмерного перенапряжения и возможного в связи с этим повреждением.

Работоспособность школьников определяется многими факторами. Прежде всего, она зависит от возраста: чем младше школьник, тем уровень ее ниже, а период устойчивой оптимальной работоспособности короче. Влияют на нее также нарушения в состоянии здоровья и заболевания, которые снижают функциональные возможности организма. Например, низкая работоспособность наблюдается у детей с расстройствами нервной системы, задержкой физического развития, аллергическими заболеваниями, снижением слуха, а также у длительно и часто болеющих детей.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2,3,4 - уроках.

В среднем и старшем школьном возрасте работоспособность значительно снижается на 4-м уроке. При продолжении работы на 5-м уроке благодаря включению компенсаторных механизмов работоспособность школьников несколько повышается, а затем к 6-му уроку вновь и более значительно падает.

В течение недели отмечаются те же периоды изменения работоспособности, что и в течение дня. В понедельник происходит врабатывание, во вторник, среду отмечается максимальная работоспособность. С четверга постепенно начинает накапливаться утомление, которое нарастает к пятнице и субботе.

Скорость развития утомления (время от начала работы до появления первых признаков), а также его глубина в конце работы находятся в тесной зависимости от уровня функционального напряжения организма.

Длительное время ученые считали утомление отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Однако время не подтвердило этой концепции.

Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Таким образом, нормальный физиологический процесс, выполняющий определенную защитную роль в организме, предохраняя его отдельные физиологические системы и органы от чрезмерного перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Усталость появляется обычно в тот момент, когда организм израсходовал большую долю энергоресурсов. Почему же такая полезнейшая вещь имеет отрицательную окраску: снижает интерес к работе, ухудшает настроение, нередко вызывает болезненные ощущения в теле?

Итак, утомление - это состояние человека, вызванное работой. Физическому утомлению способствуют динамические (например: длительная ходьба, бег) и статические (подъем тяжестей, их удержание, перенос) нагрузки. Умственное утомление вызывается нагрузкой на органы чувств (зрение, слух, осязание), сильным напряжением внимания, осознанием ответственности.

Основные признаки умственного утомления представлены в таблице:

Объекты наблюденияНезначительное утомление Значительное утомление Резкое утомлениеВниманиеРедкие отвлеченияРассеянное, частые отвлечения.Ослабленное, реакиця на новые словесные указания отсутствуетПозаНепостоянная, потягивание ног и выпрямление туловищаЧастые повороты головы в разные стороны, облокачи-вание, поддержива-ние головы руками. Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стулаДвиженияТочныеНеуверенные, замедленныеСуетливые движе-ния рук и пальцев (ухудшение подчерка) ИнтересЖивой интерес, задавание вопросовСлабый интерес, отсутствие вопросов.Полное отсутствие интереса, апатия.

Умеренное утомление быстро проходит при смене вида деятельности. Если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период, т.е. будет происходить накопление утомления и развивается переутомление. Оно не ликвидируется за обычные периоды отдыха (ежедневные, еженедельные), а требует более длительного перерыва в работе или специального лечения. Основные признаки переутомления (по Н.Н.Платонову): расстройства сна (от трудности засыпания до бессонницы), потеря аппетита, головные боли, сдвиги эмоциональной сфере (перепады настроения, раздражительность, безразличие к происходящим событиям), снижение умственной работоспособности (трудности сосредоточения, забывчивость, ослабление памяти и внимания).

Если функциональное напряжение превосходит физические возможности, происходит перенапряжение защитных механизмов и возникает болезнь. Например, чрезмерные физические нагрузки могут вызвать травмы опорно-двигательного аппарата; чрезмерное психо - эмоциональное напряжение может провоцировать развитие неврозов, психозов, заболевания сердечно - сосудистой системы.

Индивидуальные особенности нервной системы человека

В трудовой деятельности человека - физической или умственной - принимает участие весь организм как единое целое. Это взаимодействие всех органов и систем в живом организме направляется и регулируется нервной системой.

Нервная система выполняет две функции: организует и координирует деятельность всех частей организма и осуществляет его связь с внешней средой.

Нервную деятельность делят на высшую и низшую. Низшая нервная деятельность обеспечивает внутреннее единство организма, высшая - внешнее единство организма с изменяющимися условиями существования.

Нервная деятельность осуществляется в результате взаимодействия двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Возбуждение - нервный процесс, приводящий организм в деятельное состояние. Внешне возбуждение проявляется в активности человека, готовности его к деятельности.

Торможение - нервный процесс, приводящий к временному прекращению или ослаблению деятельного состояния организма.

Тип высшей нервной деятельности - это своеобразный компонент основных свойств нервных процессов возбуждения и торможения - силы, равновесия и подвижности.

Под силой нервных процессов понимается работоспособность нервных клеток. Силу нервной системы характеризуют её способность выдерживать длительные и значительные нагрузки. В зависимости от запаса реактивного или функционального вещества в нервных клетках нервная система может быть сильной или слабой.

Равновесие основных нервных процессов - возбуждения и торможения - второе свойство, характеризующее тип высшей нервной деятельности. Если оба процесса примерно одной и той же силы, то они уравновешивают друг друга и такая нервная система называется уравновешенной.. Если же один из процессов (обычно возбуждение) по силе преобладает над другим (торможением), то такая нервная система называется неуравновешенной.. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании и наоборот. Внешние проявления выражаются в повышенной возбудимости и неуравновешенности поведения, характерна быстрота действий, резкость движений, импульсивность и яркая выраженность эмоций.

Третье свойство - подвижность нервных процессов возбуждения и торможения. Нервная система человека постоянно подвергается воздействию окружающей среды, для которой характерны непостоянство и изменчивость. Подвижность нервной системы включает в себя скорость и переключаемость нервных процессов, т.е. способность нервной системы переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения, и наоборот. нервная система может быть подвижной и инертной (малоподвижной). Подвижная нервная система характеризуется быстрым протеканием нервных процессов, быстротой и лёгкой сменой процесса возбуждения и процессом торможения. Особенность малоподвижной нервной системы - относительно медленное протекание основных нервных процессов и затруднённость их взаимной смены.

Человек с сильной нервной системой сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. У него быстро восстанавливается работоспособность. В сложной неожиданной обстановке такой человек держится уверенно, не теряет эмоционального тонуса, не обращает внимание на мелкие, отвлекающие воздействия.

Уравновешенный человек ведёт себя спокойно и собранно в любой, даже самой возбуждающей обстановке. Работает равномерно, без случайных взлётов и падений.

Подвижный человек способен быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выбранных стереотипов и быстро приобретает новые навыки и привычки. Такой человек без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой, у него быстро возникают и ярко проявляются эмоции, он способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу действий и речи.

работоспособность нервная эксперимент учащийся

Глава II. Экспериментальное изучение свойств нервной системы и работоспособности учащихся

Зависит ли работоспособность учащихся от свойств нервной системы и сформирован ли индивидуальный стиль деятельности у учащихся лицея?

На эти два вопроса нам предстояло найти ответ в своем исследовании.

Исследование проводилось в 10-х классах. В исследовании принимало участие 24 ученика. Были использованы две методики:

  1. Определение свойств нервной системы проводилось с использованием экспресс - методики Е.П. Ильина, она позволяет по психомоторным показателям определить силу нервной системы и основана на определении динамики максимального темпа движения руки. Сила нервных процессов определяется показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает больщую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Каждому школьнику выдавался бланк для теппинг - теста.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных варианты динамики максимального темпа условно были разделены на пять типов:

  1. Сильный (нарастающий) тип нервной системы, характеризуется очень высокой работоспособностью и выносливостью.
  2. Средне - сильный тип нервной системы, характеризуется высокой работоспособностью, но средней выносливостью.
  3. Средний (ровный) тип нервной системы, характеризуется средней работоспособностью и средней выносливостью.
  4. Средне - слабый тип нервной системы, характеризуется первоначальным снижением темпа работы, а затем кратковременным возрастанием темпа почти до исходного.
  5. Слабый (нисходящий) тип нервной системы, характеризуется низкой работоспособностью и выносливостью, высокой утомляемостью.

На основании анализа формы кривых для правой и левой руки, диагностируют силу нервной системы.

Данные исследования приведены в таблице № 1.

Тип нервной системыСильныйСредне - сильныйСреднийСредне - слабый СлабыйКол-во019102%04,54145,59

Результаты изучения типа нервной системы у учащихся можно представить на графике (График № 2)

Из графика видно, что в классе преобладают учащиеся со средним

(41%) и средне - слабым (45,5) типами нервной системы. Если люди со средним типом нервной системы отличаются ровной работоспособностью и средним уровнем утомляемости, то люди со средне - слабым типом нервной системы сначала снижают темп работы, затем способны к кратковременной мобилизации почти до исходной, а затем вновь идет понижение работоспособности. В классе также имеются дети со слабым типом нервной системы - 2 ученика - 9%. И хотя в классе отсутствуют учащиеся с сильным типом нервных систем, неуспевающих среди учащихся нет.

  1. Для суждения о работоспособности и наличия утомления были использованы задания корректурных проб. Эта методика достаточно информативна для оценки влияния умственной нагрузки на функциональное состояние организма. По объёму выполненной работы, т.е. числу прослеженных знаков при заданном времени, устанавливается скорость работы. Число же ошибок в пересчёте на постоянный объём работы характеризует её точность, коэффициент А. По скорости и точности можно определить продуктивность работы - коэффициент Е, а по изменению этих показателей в динамике - утомление.

Коэффициент правильности

А = / С - Н /

/ С + О /

где С - число правильно перечёркнутых букв, Н - число неправильно перечёркнутых букв, О - ошибочно пропущенных букв.


Е = S х А

где S - число просмотренных знаков, А - коэффициент правильности.

Сравнительная таблица № 3 - работоспособности учащихся 10 класса

Дни проведения исследования Суббота Понедельник Уровни рабо-тоспособности Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %Высокий941 741045 81Средний732836Низкий626418Из таблицы видно, что к концу недели низкий уровень работоспособности показали 26% учащихся. За выходной день произошли незначительные изменения, с низким показателем работоспособности - 18% учащихся. Это говорит о том, что за один выходной день 18% учащиеся 11-х классов не смогли отдохнуть и повысить работоспособность. А это значит, что в течение недели будет накапливаться утомление.

Мы продолжили исследования, проведя изучение работоспособности в субботу на следующей недели. Но исследования, проведённые в субботу - 2, т.е. следующей недели, показали, что утомление у учащихся накапливается незначительно. Это видно из сравнительной таблицы № 4.

Дни проведения исследования Суббота - 1 Понедельник Суббота -2Уровни рабо-тоспособностиКол-во уч-ся %Кол-во уч-ся %Кол-во уч-ся %Высокий941 741045 81943 78Средний732836835Низкий626418422

По сравнению с понедельником к субботе - 2 у учащихся происходит незначительное накопление утомления (4% учащихся).

Итак, мы определили, что в течение второй недели у учащихся 10 класса происходит снижение работоспособности и накопление утомления, хотя и меньше, чем за предыдущую неделю. Возможно, это происходит потому, что исследования проводились в конце четверти, когда дети уже и так сильно устали в течение всей четверти. Для выяснения смогли ли учащиеся за время каникул снять накопленное утомление было, проведено исследование сразу же по окончании каникул. Мы сравнили результаты каждого ученика в трех исследованиях. Результаты представлены в сравнительная таблица № 6.

Сравнительная таблица № 6 работоспособности учащихся 10 кл. до каникул и после. В таблицу включены только те учащиеся, которые принимали участие во всех исследованиях, т.е. тот, кто пропустил хотя бы одно из исследований, в таблицу не включались.

РаботоспособностьПонедельник Суббота 2 После каникул Тип Н.С.ПоказательПоказательУровниПоказательУровни1сл361322пон428пов2ср548517пон537пов3ср498446пон600пов4с-сл350333пон448пов5ср321314пон393пов6с-сил413438пов480пов7с-сл533581пов634пов8ср405447пов512пов9с-сл559553пон520пон10ср434403пон556пов11сл490578пов549пон12ср392533пов564пов13ср569486пон576пов14с-сл354507пов543пов15с-сл537572пов590пов16с-сл460418пон408пон17с-сл457465пов479пов18ср402534пов376пон19с-сл430603пов559повпв - 12 - 57%пв - 11 - 52%пв - 15 - 79%пн - 9 - 43%пн - 10 - 48%пн - 4 - 21 %

Из сравнительной таблицы видно, что учащихся, показавших повышенный результат работоспособности по сравнению с последним днём исследования, возросло до 79% (с 52% предыдущего исследования).

Уменьшилось количество учащихся с пониженным уровнем работоспособности с 48% до 21%.

Из таблицы видно, что у большинства учащихся (15 человек) работоспособность повышена, т.е. - 79% учащихся показали повышенный результат по сравнению с показателем исследования, проводимого перед каникулами. Значит, за время каникул произошло снятие утомления накопленного за предыдущее время учёбы у 79% учащихся. 15 учащихся 10 класса за время каникул смогли отдохнуть и показали повышенный уровень работоспособности. Учащийся со слабым типом нервной системы показал пониженный результат после выходного дня, но за время каникул он смог отдохнуть и показал повышенный результат.

Из тех ребят, которые показали пониженный уровень работоспособности: двое со средне - слабым типом нервной системы и один со средним типом нервной системы.

Из таблицы также видно, что большинство ребят со средне - слабым типом нервной системы, характерным для которых является пониженный уровень работоспособности, показывают повышенный уровень работоспособности. Значит, особенности нервной системы не являются главными при выполнении работы и успешности в обучение.

Вывод

В результате проведённого исследования была частично подтверждена выдвигаемая гипотеза, что на продуктивность деятельности человека оказывает влияние особенности его нервной системы, а также индивидуальный стиль деятельности, т.е. способы и приёмы организации этой деятельности.

Каждый человек в своей деятельности использует свои собственные приемы и способы выполнения определённой работы, т.е. формирует свой собственный, индивидуальный стиль деятельности, На работоспособность влияет и то, как протекает его деятельность, сколь быстро и в чём проявляется утомление, какие способы помогают человеку бороться с утомлением, какой режим работы для него наиболее благоприятен. Иначе говоря, какими способами, и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности.

Продуктивность деятельности ребят зависит прежде всего от отношения к выполняемой работе, интересов, знаний и умений, в частности учения организовать свою работу. работоспособность учащихся 10 класса не зависят от силы нервной системы. Поэтому ученик со слабой нервной системой может давать высокую продуктивность работы.

Из результатов проведенного исследования можно сказать, что у ребят 10 класса сформирован индивидуальный стиль работы, выработаны свои методы и способы деятельности. В результате этого каждый из них успешен в обучении.

Из этого можно сделать вывод, что у ребят сформирован индивидуальный стиль работы, выработаны свои методы и способы деятельности, помогающие им в учебной деятельности.

Заключение

Иногда полагают, что надо отыскивать пути изменения свойств нервной системы в желательную сторону. Такую точку зрения нельзя считать правильной. Так как неизвестно, что следует считать «желательными свойствами нервной системы». Например, слабая нервная система - это нервная система малой работоспособности (в физическом смысле), но высокой чувствительности. Какая нервная система лучше: более чувствительная, но менее работоспособная или менее чувствительная, но более работоспособная? Вряд ли кто может однозначно ответить на этот вопрос.

Кроме того, продуктивность деятельности человека зависит, прежде всего, от таких факторов, как отношение к выполняемой работе, интересов, знаний и умений, в частности умения организовать свою работу. Все эти факторы не зависят от силы нервной системы. Поэтому человек со слабой нервной системой может давать высокую продуктивность работы. Но о силе или слабости нервной системы говорит не только продуктивность деятельности, а и то, как протекает его деятельность, сколь быстро и в чём проявляется утомление, какие способы помогают человеку бороться с утомлением, какой режим работы для него наиболее благоприятен. Иначе говоря, какими способами, и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности. Каждый человек в своей деятельности использует свои собственные приемы и способы выполнения определённой работы, т.е. формирует свой собственный, индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности обусловлены не каким-нибудь одним из рассмотренных свойств, а всегда их совокупностью. Три свойства составляющие тип нервной деятельности, могут образовывать различные сочетания. Тип нервной деятельности - природная особенность организма. Он наследственно обусловлен и в какой-то мере меняется под влиянием окружающих условий. Экспериментально установлено, например, что сильный тип с преобладанием возбуждения можно путём тренировки укрепить отстающий процесс торможения. Известно также, что существуют возрастные изменения свойств нервной системы.

С помощью определённых приёмов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свои природные преимущества. Например, люди с подвижной нервной системой выполняют срочные виды деятельности по мере их возникновения и выполняют их авралом, рывком, а инертные - предпочитают оградить себя от рывков в работе повышенным вниманием к выполняемой работе. Продуктивность тех и других одинакова, но достигается разными путями.

Понятие «индивидуальный стиль» включает в себя не только внешние практические способы действий, но и способы, и приёмы организации психической деятельности. Например, у людей с сильным типом нервной системы организация устойчивость внимания достигается путём волевых усилий. У людей со слабым типом нервной системы устойчивость внимания компенсируется высоким уровнем переключаемости.

Психологи, разносторонне изучавшие индивидуальный стиль деятельности, показали, что он не возникает у человека сразу и стихийно. Индивидуальный стиль вырабатывается и совершенствуется, если человек активно ищет приёмы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов. Формирование индивидуального стиля деятельности начинается в годы детства, происходит под влиянием обучения и воспитания всю жизнь..

Литература

  1. Адаптация организма подростка к учебной нагрузке/ Под ред. Д.В.Колесова.М., Педагогика,1987.
  2. Белов Н.В. Все для девочек от А до Я.М.: Современный литератор,2000.
  3. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. М.: Медицина, 1989.
  4. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости.М.: Знание,1988.
  5. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М.: Просвещение, 1991.

5.7. Организация учебной работы в школе

Одним из важнейших элементов школьного режима как главного компонента здоровьесберегающего образовательного процесса, является продолжительность учебного дня и учебной недели, строгое соответствие характера учебной нагрузки возрастным возможностям учащихся. Объем образовательной нагрузки устанавливается в соответствии сПостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""(вступил в силу 1 сентября 2011 г).

В гигиенически правильно составленном расписании должны быть учтены: динамика работоспособности, трудность предметов и их чередование в течение дня.

Работоспособность – потенциальная способность человека выполнять максимально возможное количество работы с определенной эффективностью в течение определенного времени.

Работоспособность школьников при выполнении работы в течение урока, дня, недели, четверти, учебного года неодинакова, для нее характерны фазовые изменения. В любую работу (умственную, физическую) организм взрослого человека и детей включается не сразу, в течение некоторого времени происходит вхождение в работу – врабатывание – это первая фаза работоспособности. Время врабатывания индивидуально (на 1 уроке около 10 минут, на последних уроках около 5 минут), зависит в значительной мере от типа ВНД и возраста детей. После фазы врабатывания наступает вторая фаза – фаза оптимальной работоспособности. В этот период у школьников отмечаются синхронные качественные и количественные показатели работы. С возрастом у школьников укорачивается период врабатывания и увеличивается время оптимальной работоспособности (у первоклассников время оптимальной работоспособности составляет 10-15 минут; у учащихся 2 – 4 классов – 15-20 минут; у 5 – 8 классов – 25-30 минут; у 9 – 10 классов - 35-40 минут, у 11 классов – 45 минут; у взрослых – 55-60 минут). Если продолжительность работы превышает время оптимальной работоспособности нейронов коры головного мозга, происходит их функциональное истощение, резкое снижение работоспособности и развивается утомление – это третья фаза работоспособности. У школьников происходит нарушение баланса между возбуждением и торможением, на периферии доминантного очага начинает преобладать возбуждение, особенно в прежде заторможенном двигательном центре. Это проявляется в двигательном беспокойстве, потягивании, отвлечении от урока, вялости, отмечается замедление мыслительных процессов, ослабление внимания, памяти. У школьников снижается вначале точность выполнения работы, а затем – ее объем и скорость .

Утомление – естественная физиологическая реакция организма, временно возникающая после продолжительной и интенсивной работы. Субъективным выражением утомления является усталость, которая сопровождается ощущением некоторой разбитости, нежеланием работать.

Степень и время наступления утомления зависят отсодержания учебного материала, методов его преподавания, микроклимата класса (качества и температуры воздуха, освещенности), состояния здоровья учащихся, режима питания, труда и отдыха.

Для профилактики раннего утомления учитель должен при наступлении его признаков переключить внимание учащихся на другие виды деятельности или задать интересный вопрос, активизирующий внимание, или сказать какую-либо шутку. В младших классах рекомендуется провести со школьниками физкультминутку для снятия напряжения.

Если учитель не обращает внимание на усталость, продолжает объяснение материала, у школьников развивается общая вялость, сонливость, безразличие ко всему и, прежде всего, к учебному процессу.

Утомление – обратимый процесс , поэтому после отдыха, особенно активного, работоспособность не только восстанавливается, но и повышается. Оно выполняет охранительную функцию, защищая корковые нейроны от функционального истощения. При нарушении режима дня отдых не обеспечивает полного восстановления сил школьника , утомление накапливается и приводит к переутомлению . Оно проявляется в ослаблении высших психических функций (внимания, памяти, мышления), общей слабости, апатии, расстройстве сна, появлении головных болей, ухудшении аппетита.

У таких детей снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным условиям жизни. Переутомление может явиться одной из причин расстройства (срыва) ВНД. У детей всех возрастных групп с отклонениями в состоянии здоровья работоспособность ниже , чем у здоровых детей.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. В течение учебного наиболее трудные предметы, требующие больших умственных усилий должны проводиться (основные предметы) для обучающихся 1 ступени на 2 – 3-х уроках , а для обучающихся 2 и 3 ступени – на 2, 3, 4 уроках , когда отмечается самый высокий уровень работоспособности. Умственная работоспособность обучающихся нарастает к середине недели и остается низкой в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Изучение изменений функционального состояния ЦНС в процессе учебной деятельности и данные опроса школьников дали возможность условно разделить школьные предметы на трудные, средней трудности и легкие. Это деление относительно, так как трудность предмета в значительной степени зависит от индивидуальных способностей ученика и умения учителя преподнести этот материал учащихся в доступной для понимания форме.

Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5 – 11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с таблицей. Физиологические исследования работоспособности учащихся показали, что наиболее целесообразной продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. Целесообразнее – в 8 часов 30 минут (или в 9 часов), так как при слишком раннем начале занятий школьники не высыпаются, завтракают на «ходу», что негативно сказывается на состоянии их здоровья. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов, компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Что, к сожалению, не всегда соблюдается.

В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующихся классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).

Для обучающихся в 5 – 9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 – 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры при динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10 – 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся 1 ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся 2 и 3 ступени обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. Эти занятия следует проводить в дни с наименьшей нагрузкой. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается обязательно перерыв продолжительностью в 45 минут. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.

Для обеспечения высокой работоспособности школьников нужно правильно нормировать учебную нагрузку, составляя расписание уроков с учетом их работоспособности в течение урока, дня, недели.

Loading...Loading...