Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии. Консультирует Ресурный центр г.о.Новокуйбышевск Психологи занимающиеся творческими способностями г дэвис
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».
- 1. Я думаю, что я аккуратен (тна).
- 2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
- 3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
- 4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
- 5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
- 6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
- 7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
- 8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
- 9. Я иногда поступаю по-детски.
- 10. Когда я что-либо хочу.сделать, то ничего не может меня остановить.
- 11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
- 12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
- 13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
- 1. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
- 2. Я часто скучаю.
- 3. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
- 4. Я люблю смотреть на красивые вещи.
- 5. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
- 6. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
- 7. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
- 8. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ. Креативность (способность к творчеству) -- в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это -- еще нереализованные возможности. Главная проблема -- помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.
Опросник креативности личности Девиса
(для подростков)
Цель: определить выраженность креативности как качества личности.
Инструкция: Отметь галочкой суждения, с которыми ты согласен.
Суждения:
- Я думаю, что я аккуратен.
- Я люблю знать, что делается в других классах школы.
- Я любил посещать новые места вместе с родителями, а не один.
- Я люблю быть лучшим в чем-либо.
- Если бы я имел сладости, то стремился их все сохранить у себя.
- Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
- Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
- В детстве я не был особенно популярен среди сверстников.
- Я иногда поступаю по-детски.
- Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
- Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
- Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
- Если даже я уверен, что прав, я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
- Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
- Я часто скучаю.
- Я буду значимым и известным, когда вырасту.
- Я люблю смотреть на красивые вещи.
- Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
- Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
- Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
- Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Обработка результатов: креативность (способность к творчеству) присуща личности в случае ответов (+) по вопросам: 2,4,6,7,8,9,10,12,16,17,19, и в случае ответов (-) по вопросам: 1,3,5,11,13,14,15,18,20,21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
2 - беспокойство о других | 1 – принятие беспорядка |
4 – желание выделиться | 3 – рискованность |
6 – недовольство собой | 5 – альтруизм |
7 – полный любопытства | 11 – любовь к одиночной работе |
8 – не популярен | 13 – независимость |
9 – регресс на детство | 14 – деловые ошибки |
10 – отбрасывание давления | 15 – никогда не скучает |
12 – самодостаточность | 18 – активность |
16 – чувство предназначенности | 20 - стремление к риску |
17 – чувство красоты | 21 – потребность в активности |
19 – стремление экспериментировать |
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это – еще нереализованные возможности. Главная проблема – помочь в реализации, т.к. часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романтизм и т.д.) Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегая острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.
ОПРОСНИК Г. ДЭВИСА
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».
Я думаю, что я аккуратен (тна).
Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
Я иногда поступаю по-детски.
Когда я что-либо хочу.сделать, то ничего не может меня остановить.
Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
Я часто скучаю.
Я буду значимым и известным, когда вырасту.
Я люблю смотреть на красивые вещи.
Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ
Креативность (способность к творчеству) - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это - еще нереализованные возможности. Главная проблема - помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».
Я думаю, что я аккуратен (тна).
Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
Я иногда поступаю по-детски.
Когда я что-либо хочу.сделать, то ничего не может меня остановить.
Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
Я часто скучаю.
Я буду значимым и известным, когда вырасту.
Я люблю смотреть на красивые вещи.
Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ
Креативность (способность к творчеству) - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог дол жен помнить, что это - еще нереализованные возможности. Главная проблема - помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначенадля подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводитпедагог-психолог1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначеныдля преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатовпроводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».
- Я думаю, что я аккуратен(тна).
- Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
- Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
- Я люблю быть лучшим(ей) во всем.
- Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.
- Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.
- Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.
- В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.
- Я иногда поступаю по-детски.
- Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
- Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.
- Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.
- Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
- Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
- Я часто скучаю.
- Я буду значимым и известным, когда вырасту.
- Я люблю смотреть на красивые вещи.
- Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.
- Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
- Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.
- Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом - 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Значение утверждений:
1 - принятие беспорядка
2 - беспокойство о других
3 - стремление к риску
4 - желание выделиться
5 - альтруизм
6 - недовольство собой
7 - любопытство
8 - непопулярность
9 - регресс на детство
10 - отбрасывание давления
11 - любовь к одиночной работе
12 - самодостаточность
13 - независимость
14 - деловые ошибки
15 - отсутствие скуки
16 - чувство предназначенности
17 - чувство красоты
18 - потребность в активности
19 - спекулятивность
20 - стремление к риску
21 - потребность в активности
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема - помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления.
Креативные тесты. - СПб., 2002.
Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика
младших школьников. - М., 2004.
Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт.-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. - Новосибирск, 2003.
Материал подготовлен Еленой Дугиновой.