Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Природа — наш общий дом». Конспект НОД по экологии «Как люди речку обидели»

Цель: способствовать пополнению экологических знаний дошкольников.

Конспект НОД по познавательному развитию (познание ФЦКМ) «Помощь весеннему ручейку» (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Цель: способствовать пополнению экологических знаний дошкольников.

Задачи: обучать детей бережному отношению к природным ресурсам и окружающей среде;

развивать познавательную активность, внимание, память, логическое мышление, умение анализировать;

воспитывать экологическую культуру у дошкольников;

Методы и приемы: наглядный метод (приёмы показа предметов; образца; способов действия, использования ТСО); словесный метод (рассказ, беседа, художественное слово, стихи воспитателя); практический метод (выполнение практических заданий, физкультминутка – игра «Ручеек»); метод имитации (прием игры).

Предварительная работа: чтение произведений об охране природы и природных ресурсах, просмотр познавательных мультфильмов об охране окружающей среды; дидактические игры, разучивание стихов и песен, рисование, аппликация, лепка по теме.

Оборудование: игровая среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, «Коврограф «Ларчик», сказочные персонажи — Ворон Метр, Луч Владыка; ручеек (выполнен из цветной бумаги), мусор (банки, бумажки и т.п.), картинки об охране природы (на выбор воспитателя), детские рисунки об охране природы.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня прекрасный весенний день. Возьмемся за руки, улыбнемся и скажем друг другу: «Добрый день».

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, природа проснулась после зимних холодов. Все живое радо весеннему солнышку. Сейчас мы отправимся в Фиолетовый лес, посмотрим, как себя чувствует пробуждающаяся природа. Может, ей необходима наша помощь? (Звучит музыка – шум ручейка). Путешествовать мы будем вместе с весенним ручейком. Он тоже проснулся после зимы и хочет проверить свои владения. Отправляемся в путь. (Под музыку на выбор воспитателя дети «змейкой» двигаются по группе).

Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто- то плачет. Подойдем вместе с ручейком поближе. Это елочка. Что же с ней произошло? Посмотрите внимательно на кору дерева. Она обгорела. (Картинка обгоревшего дерева). Как вы думаете, что могло произойти? (В лесу был пожар).


— Назовите причины лесного пожара. (Дети по подгруппам рассказывают по картинкам).

— Неосторожное обращение с огнём. Беспечность людей, которые не тушат спички, костры и окурки.

— Разведение костров.

— Забытые в лесу бутылки или неубранные осколки.

— Бесконтрольное выжигание травы.

— Игнорирование правил пожарной безопасности.

Воспитатель: Вместе с травой сгорает плодородный слой земли. В пожаре гибнут насекомые, животные и птицы. Не убежать от огня тем, чьи дома находятся в траве. Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет! Обратимся за помощью к лесному ручейку.

1 ребенок: Наш веселый ручеек,

Он бежит, торопится,

Чтобы помощь оказать,

И всем людям рассказать:

Что с огнем шутить нельзя,

Обгорает ель, трава,

Все живое погибает,

Ручеек об этом знает!

Воспитатель: Собрал ручеек все свои силы и плеснул воду на обгоревшую ель и траву.

Воспитатель: Как мы сможем помочь ручейку и природе? (Очистить берег от мусора). Мы будем экологическим десантом. (Дети надевают зеленые кепочки). Уберем мусор. (Дети в пакет собирают мусор).

Воспитатель: Из года в год наблюдается на берегах водоемов страшная картина. Горы мусора оставляют после себя отдыхающие. Местные жители превращают окрестности водоемов в помойку. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воды и очень опасны для живых организмов. Мусор гниет, продукты распада попадают в водоем, загрязняя его. Все живое погибает (рыбы, водоросли, лягушки, водоплавающие птицы), т.к. им не хватает в грязной воде кислорода.

Полностью решить проблему мусора нам не по силам. Но мы можем внести свой полезный вклад: выйти на субботник по уборке мусора. А самое главное – бережно относиться к окружающей среде – не мусорить! Для разложения стеклянной бутылки нужен один миллион лет; для полиэтиленового пакета от 500 до 1000 лет; окурки сигарет — от 1года до 5 лет; огрызок яблока гниет от 1 до 2 месяцев.

Воспитатель: Ребята, можно ли решить проблему мусора? Ваши предложения.

Воспитатель: Во всем мире мусор утилизируют (уничтожают, перерабатывают) .

Воспитатель: Какие виды утилизации мусора вы можете назвать? (сжигание мусора, захоронение, переработка)

Сжигание мусора — самый простой способ решения. Но это не экологический способ. Как вы думаете, почему? (в воздухе от горящего мусора накапливаются ядовитые и вредные вещества. Трудно всему живому дышать). Переработка отходов — это самый экологический вариант обращения с отходами. Для переработки отходов строят мусороперерабатывающие заводы. Но сначала мусор нужно сортировать. Часто в городе Ярославле мы видим мусорные контейнеры, на которых есть изображения, обозначающие вид мусора (бумага, стекло, пластик, металл).

Воспитатель: Ребята, а если рядом нет урны для мусора, как вы поступите? (высказывания детей: бумагу положим в карман, сложим мусор в пакет и выбросим в ближайшую урну для мусора).

Физкультминутка: Игра «Ручеек»

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли ручейку. Бежит чистый, звонкий ручеек дальше. Радуются чистому ручейку лесные звери и растения: пьют свежую, вкусную, весеннюю воду.

2 ребенок: Помогли мы ручейку,

Убрать мусор на берегу.

Не бросайте никогда бумагу, корки, банки,

Ведь речные берега превратятся в свалку.

Заберите мусор свой,

В мусорку его – долой!

Воспитатель: Скоро чистый ручеек добежит до огромной реки. Она уже видна на краю леса. Ребята, что-то ручеек затих, не журчит.

3 ребенок: На пути завод стоит,

Громко, громко он шумит.

Черный дым из трубы летит.

Есть еще одна труба,

Ох, опасная она,

По ней бегут в реку отходы,

Отходы этого завода.

Беда грозит всем водоемам:

Живое гибнет –

Без разбора.

Воспитатель: Ребята, как помочь ручейку? (Ответы детей: закрыть завод, наложить штраф, очистить отходы). Послушайте сказку Н.А. Рыжовой «Жила-была река».

— Какой главный вывод вы сделали? (бережно относиться к водным ресурсам).

Для защиты водоемов от вредных выбросов необходимо на предприятиях устанавливать системы очистки сточных вод от вредных веществ.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, наш ручеек живет в сказочном Фиолетовом лесу. В нем происходят чудеса. Вот и сейчас тоже произойдет чудо. В этом нам поможет Луч Владыка. Возьмемся все за руки, встанем в круг и скажем:

Луч Владыка, помоги,

Заклинание скажи,

Чтобы чистыми были воды,

На Земле – для всей природы.

Воспитатель: Зазвенел ручеек еще веселее. Благодарен он вам, ребята, за помощь.

4 ребенок: К речке сестрице бежит чистая водица.

И спросила тут сестрица,

Что ж звенишь ты, веселишься?

Благодарен я ребятам,

Этим дружным дошколятам.

5 ребенок: Помогли они в беде,

Лесу, зверям, да и мне:

Потушить пожар лесной,

(Я ведь тоже был герой),

6 ребенок: Мусор с берегов убрать,

И обидчикам сказать:

Не выбрасывать отходы,
И не засорять все воды.

Не пускать с заводов дым,

В реку сбрасывать отходы,

Это вредно для природы.

Мы задуматься должны-

Итог занятия:







Используемые источники:

  1. 100 заголовков: экологическое ассорти //Библиомания http://bibliomaniya.blogspot.ru/2013/10/100_31.html
  2. Жогова Е. Н. Охранять, беречь нам нужно богатства, что даёт природа… : эколог. сказка: для детей 8–10 лет / Е. Н. Жогова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2015. – № 2. – С. 61–63. – (Как прекрасен этот мир!).
  3. Заходер Б.В. Про всех на свете: Стихотворения, сказки / Худож. А. Гардян, А.Мартынов, О. Недзвецкая. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 160 с.: ил.
  4. Свирелька: ежемес. журнал о природе для детей, — Москва: Редакция альманаха «Лазурь», 2009 – 32с.
  5. Шим Э.Ю. Рассказы и сказки о природе.- М.: «Стрекоза», 2010.-60 с.:ил.
  6. Яковлева Т. «Сохраняя воду – сохраняем жизнь» (детские экологические сказки).

Конспект занятия по природе в старшей группе весна.

Должность: воспитатель высшей категории
Место работы: МДОУ №19 «Березка» ЯМР
Месторасположение: поселок Козьмодемьянск, Ярославский район, Ярославская область

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о живой природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней.

Развивающие: развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию.

Материал: иллюстрации диких животных, насекомых, растений, подводных обитателей, разнообразных инструментов и техники, слайды по теме занятия. Книга Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учёба, и игра, природоведение», белая плотная бумага, цветные карандаши, краски.

Предварительная работа: чтение книги Б.Зубкова «Что подсказала летучая мышь», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, насекомых, морских обитателей, открыток «Живые барометры».

Ход занятия.

Звучит музыка и на экране меняются слайды с изображением леса, птиц, животных, насекомых.

Педагог: Ребята, что вы сейчас видели на экране? (лес, луга, поля, птиц, разных животных), а как всё это можно назвать одним словом?

Дети: Природа.

Педагог: Что же означает слово природа?

Дети: Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.

Педагог: А вы любите наблюдать за природой?

Дети: Да.

Педагог: Расскажите, что интересного вы увидели во время таких наблюдений. Рассказы из опыта детей.

Педагог: Человек очень любознателен и издавна наблюдал за зверями и птицами, за насекомыми и растениями. Многое его поражало и удивляло. И человек подумал: что бы можно было у них позаимствовать? Что бы такое с пользой для себя применить?

На слайде появляется изображение тигра – вот у тигра острые зубы.

Слайд с изображением медведя – у медведя мощные когти.

Слайд с изображением слона – у слона огромные бивни.

И древний человек, который жил много тысяч лет назад, подумал: «А не сделать ли мне такие когти, как у медведя, такие бивни, как у слона, такие зубы, как у тигра?» (слайд с изображением древнего человека и орудиями труда). Для чего же он это всё сделал?

Ответы детей.

Педагог: Ребята подумайте, а какие машины придумал человек, в которых есть резцы и зубья, очень похожие на клыки и зубы разных зверей и зверушек. На слайде появляются разные машины и инструменты, и детям предлагается найти сходство между изобретением человека и природой.

Слайд с изображением одуванчика. Педагог предлагает, кому-либо из детей назвать цветок и вспомнить стихотворение о нём (носит одуванчик жёлтый сарафанчик…)

Педагог: Что же за беленькое платье появляется у одуванчика, когда он отцветает? Если вы подуете на него, что произойдёт?

Дети: Пушинки разлетятся в разные стороны (показ слайда).

Педагог: На что похожи эти пушинки.

Дети: На маленькие парашютики.

Педагог: Как вы думаете, наблюдая за такими парашютами, что придумал человек?

Дети: Большие парашюты для людей и грузов (показ слайдов).

Педагог: Вот так обыкновенный одуванчик надоумил человека изобрести парашют. А кто из вас видел летом, что цветок одуванчика вдруг закрылся днём, что он подсказывает человеку своими закрывшимися цветами (показ слайда). Погода будет пасмурная, пойдёт дождь. Человек всё время учится у природы.

Педагог: Ребята, посмотрите у вас на столах, на подносах лежат семена с разных деревьев. Найдите семена клёна.

Дети находят и показывают их.

Педагог: А теперь подумайте, на что они похожи, и где человек это использует?

Дети: На пропеллер, самолётный винт (показ слайда).

Физкультминутка «Самолёты».

Педагог: А теперь скажите, что мог придумать человек, наблюдая за птицами (слайд с изображением летящей птицы) Что позаимствовал у птиц человек?

Дети: Крылья.

Педагог: Что общего есть у самолёта и птиц? А чем они отличаются друг от друга?

Ответы детей.

Педагог: Не было бы на свете птиц, не знал бы человек вообще, что такое «летать». На что похожи самолёты?

Дети: На больших птиц (показ слайда).

Педагог: Воспитатель показывает слайд с изображением стрекозы. Кто это? (стрекоза) Это птица? А к какому классу она относится? (к насекомым). А что придумал человек, наблюдая за стрекозой?

Дети: Вертолёт (показ слайда).

Педагог: А теперь, я приглашаю вас в путешествие в подводное царство (слайд подводного мира). Многие из вас ездили отдыхать на море, и что вы видели под водой?

Ответы детей.

Появляется слайд с изображением медузы.

Педагог: Кто знает этого морского обитателя?

Дети: Это медуза, её нельзя брать в руки.

Педагог: Люди подсмотрели у медузы и изобрели устройство, которое предсказывает морякам приближение бури. Оказывается, у медузы есть особое ухо. Устроено оно просто, но хитро. Всё ухо – шарик с жидкостью. Внутри шарика мельчайшие камешки. Задолго до бури разносятся над волнами особые, неслышимые для человека тревожные звуки. Дошёл звук до уха медузы, дрогнул в ухе шарик с жидкостью, заколебались камешки, растревожили медузу. Поплыли медузы подальше от грозных звуков, на мелководье. Когда человек узнал, как устроено ухо медузы, он сделал прибор, который предсказывает бурю. Прибор тоже умеет слушать неслышный рокот, гул ветра и волн. За 15 часов до бури прибор сообщает капитану корабля: «Буря идёт! Надо укрыться в порту или уйти подальше от бури» (показ слайда)

Педагог: Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя. Если в лесу гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться – много интересного и полезного заметишь. Ребята, а вы знаете правила вежливости в лесу?

Дети называют правила поведения в лесу.

Педагог: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети.

После прочтения стихотворения дети называют, какие правила поведения были нарушены.

Педагог: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу. Ответы детей.

Педагог: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе. Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем показывают и объясняют их значение.

С.Михалков «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!


Ольга Козлова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Воздух»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

Тема : «Воздух »

Программное содержание : уточнить с детьми понятие «воздух » . В ходе экспериментирования познакомиться с его свойствами. Продолжать развивать познавательный интерес.

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие» ,

,

«Физическое развитие» .

Задачи :

Образовательная область «Познавательное развитие» :

1) способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха , расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека , животных, растений;

2) развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

3) развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

1) способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

2) развивать у детей навыки сотрудничества через экспериментирование;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

1) создание условий для экспериментирования разными предметами;

2) развитие фантазии, творческого воображения;

3) развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Методы и приемы :

- практические : экспериментирование.

- наглядные : показ проведения опытов

- словесные : беседа, вопросы, выводы.

Материалы и оборудование : карточки - обозначение свойства воздуха , емкость, салфетка, стакан, стакан с газированной водой, пластилин, рисунок в техники кляксографии.

На каждого ребенка : клеенка, салфетка, пакеты, зубочистки, пустой стаканчик, стакан с водой, трубочка коктейльная, веер из бумаги, кусочек пластилина, лист бумаги.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная физминутки

Игровая Игровые ситуации

Познавательно-исследовательская Наблюдения, экспериментирование

Коммуникативная Беседы, вопросы

Изобразительная рисование

Самообслуживание Поручения (индивидуальные и подгрупповые )

Логика образовательной деятельности

№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

1 Воспитатель предлагает детям стать исследователями :

Объектом нашего исследования будет воздух . Воздух – это то , без чего невозможна жизнь человека, животных, растений. И хотя он невидимый, всё же мы сможем его «увидеть» и даже познакомимся с его свойствами. Для этого нам понадобятся предметы, которые вы встречаете в повседневной жизни. Дети принимают предложение. Активизировали внимание.

2 Эксперимент №1 «Как поймать воздух

Воспитатель предлагает взять со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух .

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами?

Что в них находится?

Какой он?

Вы его видите?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод : воздух нельзя увидеть , но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета . Он прозрачный» . Дети проделывают опыт, наблюдают, делают вывод. Развивают органы зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

3 Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике

Воспитатель предлагает взять пустой стаканчик в руки.

Перед вами пластиковый стаканчик, возьмите его в руки :

Что в нем находится?

Вызывает одного ребенка, проделывают опыт :

(На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки, переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости, затем банку вынимаем из воды, смотрим, намокнет ли салфетка).

Что же случилось с салфеткой.

Почему? Как считает?

Вывод : салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке , он не пускал туда воду. Дети проделывают опыт, наблюдают, делают вывод. Способствуют развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

развивают сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

4 Эксперимент №3 «Видим воздух , при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель предлагает поставить перед собой стаканчик с водой, и взять трубочку.

Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо.

В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?

Вывод : когда в выдыхаем много воздуха , то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха , пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух . Дети проделывают опыт, наблюдают, делают вывод. развивают у детей навыки сотрудничества через экспериментирование.

5 Эксперимент №4 «Чувствуем воздух »

Воспитатель предлагает взять веер и помахать им :

Помашите им, что чувствуете?

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете?

Вывод : обнаружили воздух - почувствовали его .

Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос : Как можно почувствовать воздух ?

При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух ? Дети проделывают опыт, наблюдают, делают вывод. развивают у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

6 Эксперимент №5 «Живой пластилин»

Предлагает в стакан с водой, бросить кусочек пластилина

Что происходит в стакане?

Воспитатель проделывает тоже самое, только со стаканом газированной воды.

Что происходит в стакане? Дети проделывают опыт, наблюдают, делают вывод. развивают у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

7 Воспитатель предлагает поиграть с воздухом : для игры нам понадобятся коктейльные трубочки и акварель. Мы нарисуем необыкновенные зимний пейзаж с помощью воздуха .

Посмотрите на мой рисунок, я поиграла с воздухом и вот , что у меня вышло (показывает рисунок) . Что вы видите на рисунке? Сейчас мы с вами будем при помощи воздуха , красок и трубочки рисовать чудесные картины, смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показывает технику кляксографии : капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Рисуют в техники кляксографии. Развивают фантазию, творческое воображения; интерес к нетрадиционным техникам рисования.

8 Подводит итог. Обобщают полученные знания.

С помощью экспериментов мы видели воздух , слышали его, чувствовали переносимые воздухом запахи , рисовали воздухом .

Закрепили знания о свойствах воздуха , расширили представления детей о значимости воздуха в жизни человека , животных, растений.

На каждого ребенка :

салфетка

зубочистка

пустой стаканчик

стакан с водой

трубочка коктейльная

веер из бумаги

кусочек пластилина

лист бумаги

акварельная краска

кисточка

Публикации по теме:

Конспект интегративно - образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами в зимний период года. Задачи: 1.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в зимний, сказочный лес» Цели: 1. Познакомить детей с правилами поведения в зимнем лесу. Уточнить знания о зимних изменениях в природе; о любимых детских зимних.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «В гости к бабушке Варваре» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №19 «Цветик-Семицветик» Московская обл. ,.

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе «Удивительные свойства воды» «Удивительные свойства воды» (старшая группа) Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без.

Конспект проведения занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» Тема: «Круговорот воды в природе» Задачи: Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Расширить и закрепить знания.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Россия - Родина наша». Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников. Задачи: – продолжать знакомить детей с Россией; закреплять.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Наш дом - планета Земля» Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе.

Оксанна Чичулина
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Природа - наш общий дом».

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе

«Природа - наш общий дом »

Воспитатель Чичулина О. В.

Программное содержание :

Закрепить знания о правилах поведения в природе , используя экологические знаки .

Расширять представления детей о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде.

Оборудование :

Глобус, экологические знаки , иллюстрации зайца, лося, волка и их следов, стаканчики, фильтр из песка, ткани, бумаги, грязная вода.

Ход занятия:

Загадка о глобусе :

Шар невелик

На нем страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

моря без воды. (Глобус)

Показать модель глобуса. Что такое глобус? (Глобус – это модель земли, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом ).

Какие цвета вы видите на нем?

Какого цвета больше?

Что он изображает?

Какая вода в море?

А в реках, озерах, прудах?

Кто живет в море?

А сейчас я хочу рассказать историю об одном водоеме.

Игра с озером

Жил–был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки .

Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, а кто им может прийти на помощь? Как мы можем помочь этому озеру? (Мы можем попробовать очистить воду) .

Опыт «Фильтрация воды»

Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр, после чего следует разъяснение сути очистки воды и важности подобных процессов для человека.

Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?

Давайте мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя. Потому что в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями не должны погибнуть.

А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Повторяйте за мной : «До свиданья, Земля, в добрый путь» .

Вы не замерзли?

Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.

А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? А попали мы в зимний лес.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Ребята, посмотрите кто-то выбегал из леса и оставил следы. Попробуем догадаться кто их оставил? (Рассматриваем следы зайца, лисы, лося) .

Загадки о зверях

Через поле напрямик

Скачет белый воротник

.(Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса)

Трав копытами касаясь,

ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Давайте по этим следам и мы зайдем в лес. Дети, это - зимний лес. А почему не слышно пения птиц? Но ведь не все птицы улетели, некоторые остались. Каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица) .

Загадки о птицах

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.

(Дятел)

Верещунья, белобока, а зовут ее.

(Сорока)

Ребята, а где живут птицы? (На деревьях) . Да посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья? Всем им нужна Земля, потому что она их дом.

Физминутка «Лес»

Ветер зимний лес качает,

вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон -

зашумел ветвями он.

Теперь поговорим о том, чего нельзя делать в лесу.

Экологические знаки

Детям показываются символы – экологические знаки с подробным объяснением основных экологических понятий .

Вот мы и узнали, что в лесу нельзя разводить костры, шуметь, мусорить.

А еще в лесу легко дышится. Вдохните глубоко, а теперь попробуйте не дышать.

Долго можно обойтись без воздуха? А мы видим воздух? Показать воздух в воде.

Воздух нужен всем животным, растениям, человеку. Если мы не будем дышать, то не сможем жить. На земле должен быть чистый воздух, необходимый всем.

Нам уже пора возвращаться в детский сад. Но сначала давайте посмотрим, что произошло с водой?

Итог :

Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Природа является общим домом ?

Дерево, животное, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы погибнем как они.

Публикации по теме:

Человек и природа тесно связаны друг с другом. Природа создает все условия для жизни человека, поэтому так важно жить с ней в гармонии.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Наш общий дом - природа» Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Задачи: обучающие: расширить представления детей об экологии; обогатить и активизировать.

Тема: «Планета Земля наш общий дом» Образовательные области: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие и художественно.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Земля-наш общий дом» Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Земля - наш общий дом» Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему «Земля – наш общий дом» Задачи: коррекционно.

КОНСПЕКТ НОД «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» в подготовительной группе

Подготовила воспитатель БДОУ "Детский сад №59" Шохина Ольга Владимировна.

Цель: продолжать формирование представлений о природе.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Показать детям, что природа существует независимо от человека. Закрепить умение решать противоречия. Развивать монологическую речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уважение к природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Природа, кислород, преклонялся, в древности, морской прибой и т. д.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Беседы о природе, знакомство с пословицами и загадками.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ. Сюрприз, рассматривание иллюстраций, худ. слово, игра, беседа.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

1ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, ребята, к нам опять пришёл Незнайка. Что же у него случилось?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Конечно, он опять чего-то не знает. Чего же он сегодня не знает? Ему опять дали задание, а он его выполнить не может. Незнайка принёс картину, ему надо найти на ней природу. Поможем Незнайке?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, а вы видите на этой картине природу?

ДЕТИ. Да. Природа – это деревья, коровы, овцы, цветы, земля, солнце.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А почему вы не назвали дома, машины? Они тоже нарисованы на картине.

ДЕТИ. Дома – не природа. Их сделал человек.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Природа – это то, что существует независимо от человека. И сам человек часть природы.

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной Земли

Зовётся этот дом.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы с вами живём в этом доме. Очень его любим, любуемся им весною, грустим осенью и зимой, радуемся солнышку летом. Но человек не только любуется природой, он научился ею пользоваться.

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ.

  1. Какую пользу приносит нам лес? (Лес даёт нам тепло. Он нас кормит. Лес очищает воздух от примесей и выделяет кислород).
  2. Как использует человек реки? (Реки дают человеку воду. По рекам мы перевозим грузы, по рекам плавают теплоходы. В реках мы купаемся.)
  3. Как мы используем рыбу? (Мы ловим рыбу в реках и морях и едим её.)
  4. Какую пользу человеку приносит солнце? (Солнце нас согревает, люди придумали солнечные батареи, которые дают нам энергию.)

2ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Получается, что природа приносит пользу человеку. Я думаю, что Незнайка теперь понял, что такое природа. А давайте его проверим. Вот у меня картинки: на одних из них изображена природа, а на других природы нет.

(Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них изображено, есть ли на них природа. Доказывают свою точку зрения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

К речке быстро мы спускались,

Наклонялись, умывались.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе- раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один поплыли.

Мы похожи на дельфина.

Выплыли на берег крутой

И отправились домой.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

3ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, природа – друг человеку или враг?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек всегда дружил с природой, преклонялся перед ней, боялся её и изучал. В древности человек выражал свою наблюдательность в рисунках, загадках, поговорках. Вот сейчас вы и будете отгадывать загадки.

Зимой белый, а летом серый. (Заяц).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как родилась эта загадка?

ДЕТИ. Люди заметили, что заяц зимой бывает белый, а летом всегда серый.

Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт

Глаз нет, а плачет. (Туча).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что может закрыть солнце в летний день?

Почему говорят, что туча слабее ветра?

Как это туча может ходить?

Что за слёзы у тучи?

(Ответы детей).

Не стукнет, не брякнет,

А в окошко войдёт. (свет).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек заметил, что свет приходит в дом через окно, причём он приходит так тихо, что никто его не слышит.

Махнула птица крылом

И закрыла весь свет пером. (Ночь).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Люди сравнивали ночь с птицей, потому что они не знали, как наступает темнота, и очень её боялись. Они сравнивали ночь с таинственной страшной птицей, роняющей перо, которое закрывает солнце и наступает темнота.

4ЧАСТЬ.

ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСЛОВИЦ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как рождались загадки, вы поняли. Люди наблюдали за природой, замечали изменения и придумывали загадки. А как же придумывали пословицы? Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Послушайте пословицу и скажите, что тут взяли у природы.

Весна красна цветами,

А осень пирогами.

ДЕТИ. Весной много цветов, а пирогов нет, потому что хлеб только посадили, и ему ещё долго расти. А осенью поспевает хлеб, ну, а цветов, конечно, уже нет. Так и появилась эта пословица.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А объясните другую пословицу.

Что летом уродится,

То и зимой пригодится.

ДЕТИ. Летом вырастают овощи, фрукты, хлеб. Их заготавливают на зиму.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие вы знаете овощи?

ДЕТИ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие вы знаете фрукты?

Дети перечисляют.

Воспитатель. А какие вы знаете ягоды?

Дети перечисляют.

5ЧАСТЬ.

ИГРА «ЧТО ЛИШНЕЕ».

Картошка, капуста, морковь, яблоко.

Груша, яблоко, слива, лук.

Малина, калина, смородина, помидор, арбуз.

Солнце, воробей, жук, кукла.

ВОСПИТАТЕЛЬ читает стихотворение С. Кирсанова.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек, конечно, может всё. Но человек из-за своего всемогущества стал причиной гибели многих животных и растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Ребята, Незнайка благодарит вас за помощь, ему пора уходить.

Дети прощаются с Незнайкой.

ИТОГ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы сегодня на славу потрудились. Вы узнали много нового, а сейчас вам предстоит высказать своё отношение к сегодняшнему занятию, но не словами, а цветными кругами. Покажите круг того цвета, который показывает ваше настроение на занятии. Спросить детей, почему они показали круг того или иного цвета.


Loading...Loading...