Объект и субъект социальной работы. Субъекты социальной работы

В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложно жизненной ситуации, когда они либо вовсе мне могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.
Поэтому при рассмотрении данного вопроса надо расширить толкование объекта.
1. Первая группа объектов социальной работы - это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность (здоровье, девиантное поведение, пожилой возраст, неблагополучное положение семей и отд категорий гражлан, бехдомность, сиротство и др)
2. Второй важнейшей группой объектов социально работы являются различные сферы жизнедеятельности людей.
. Сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры (среда, обстановка, процесс создания материальных благ; отрасли, которые обслуживают данную сферу; население и т.д.).
. Городские, сельские, а также промежуточные формы расселения. Важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производственных сил, виды производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.
. Сфера здравоохранения — система, государственных и частных учреждений, проводимые мероприятия по охране здоровья и др.
. Сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовке и переподготовке кадров, соответствующая инфраструктура.
. Сфера науки (НИИ и лаборатории, учреждения, коллективы, ученые).
. Культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая на отдых и развлечения.
. Силовые структуры (подразделения осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны).
. Пенитенциарная система - это исправительно-трудовые учреждения.
. Социально-этническая среда.
. Сфера бытового обслуживания.
Таким образом, объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности людей, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в постоянной помощи (в узкой трактовке), попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Субъекты.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.’Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Объекты социальной работы возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни, но формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.

Объект – это часть объективной реальности, которая взаимодействует с субъектом.

Рассмотрим содержание понятия объект социальной работы. Это люди, нуждающиеся в помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и др.

Таких в России несколько десятков миллионов. Следует помнить, что каждый из этих десятков миллионов людей со своей индивидуальностью, со своим складом ума и сложной биографией. Это требует от социального работника чувства такта, сострадания, терпеливости, умения понять проблему другого человека.

Таким образом, объектом социальной работы являются все люди. Ученые предлагают следующую классификацию объектов социальной работы:

1. Состояние здоровья не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (участники войны, вдовы и матери военнослужащих).

3. Пожилой, пенсионный возраст людей.

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах (дети девиантного поведения; дети, испытывающие насилие взрослых; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; в семье употребляют наркотики или алкоголь).

5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (дети сироты; многодетные семьи; родители, не достигшие совершеннолетия; конфликтные семьи).

6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество, безнадзорные дети).

7. Бродяжничество, бездомность (без определенного места жительства).

8. Правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Субъекты социальной работы – это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально и на общественных началах. Профессиональных работников не так много, в мире их насчитывается примерно 550 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, им официально присвоена специальность «Социальный работник». Основную нагрузку выполняют непрофессиональные работники. В Швеции в трех крупных городах 3,5 тыс. профессиональных работников и 46,5 тыс. непрофессиональных.

Среди социальных работников выделяют организаторов или управленцев и практических социальных работников.

Поэтому субъектами социальной работы могут являться:

1. Организации, учреждения, социальные институты, общества:

– государство с законодательной, исполнительной и судебной властью разного уровня. Это Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой (краев, областей, республик, городов);

– различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры психологической помощи по телефону.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения:

– профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы.

Негосударственными благотворительными организациями в России являются: Московский Дом милосердия, благотворительные организации «Сопричастность», «Душа человека» (Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург) и др. Благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

В мире около 500 тыс. профессиональных социальных работников, а занимающихся социальной работой на общественных началах принято считать, когда один социальный работник обслуживает 10-15 человек.

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, умений по социальной работе (практические работники, где проходят студенты практику).

5. Исследователи социальной работы кафедры вузов, лаборатории, аспирантуры.

Функции социальной работы

– диагностическая – постановка социального диагноза;

– прогностическая – прогнозирование и выработка модели социального поведения объектов;

– предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) организация социально-бытовой, медицинской, юридической помощи;

– правозащитная – использование законных и правовых норм на оказание помощи, поддержки и защиты населения;

– социально-педагогическая функция – выявление интересов людей в различных видах деятельности;

– социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, культура питания, планирование семьи, трудотерапия, здоровый образ жизни;

– социально-бытовая функция – оказание помощи людям пожилого возраста, инвалидам, улучшение их жилищных условий и организация нормального быта;

– коммуникативная функция – организация обмена информацией, включение различных инстанций в деятельность социальных служб;

– организационная функция – направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению.


Похожая информация.


Традиционно социальная сфера рассматривается как пространство социальной работы. И это имеет свои основания. В данной главе, не снимая вопроса о характеристике ее как указанного пространства, автор пытается рассмотреть социальную сферу в качестве объекта социальной работы. При этом сразу нужно оговориться, что аспекты социальной сферы тесно взаимосвязаны, пересекаются, хотя, на наш взгляд, не тождественны.

При разграничении (дифференциации) объектов социальной работы следует исходить из широкого толкования объекта. То есть объект берется во всем его объеме, он интерпретируется с общенаучной, философской и предметно-социологической точек зрения. В этом смысле объект рассматривается, во-первых, как философская категория, обозначающая объективную реальность, внешний мир, существующий вне нашего сознания и независимо от человека; во-вторых, как предмет, явление, на которые направлена человеческая деятельность; в-третьих, как предприятие, учреждение, место деятельности, нахождения .

Поскольку социальная работа - это такая отрасль знания, в которой значительное место занимает эмпирический, прикладной компонент, то важным является толкование объекта с точки зрения социологического исследования как носителя той или иной социальной проблемы, как конкретной области социальной реальности, сферы деятельности субъекта общественной жизни.

С учетом сказанного определяются группы объектов социальной работы.

К первой группе относятся группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Их характеристика с учетом возможной классификации (по состоянию здоровья, службы и труда в экстремальных социальных условиях, формам и видам девиантного поведения и т. д.) дается в ряде работ автора .

Ко второй группе объектов социальной работы относятся все население, все его группы и слои. Надо иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере его жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно. Богатый нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, без стрессов. Здоровый может быть бедным и не иметь возможности реализовать свои многообразные здоровые установки. В любой семье могут обостриться межсупружеские или родительско-детские отношения. Всегда в защите нуждаются дети, подростки, старики. Особенно это характерно для условий кризисного состояния общества. Таким образом, каждый человек нуждается в той или иной степени в поддержке, помощи, защите.

Жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от условий, которые в значительной мере предопределены уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации. Поэтому с полным основанием можно (и нужно) к объекту социальной работы отнести сферы жизнедеятельности человека, группы, слоя, общности. Имея в виду первую группу объектов социальной работы, мы ее интерпретируем в узком смысле слова. Во втором и особенно в третьем случаях она понимается в широком смысле - как не только решение повседневных проблем, но и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения, проблемы социализации человека, групп, общностей).

При характеристике сфер жизнедеятельности как элементов общества важно учитывать понимание человеческого общества и в широком, и в узком смысле.

Естественно, все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны между собой, пронизывают, проникают друг в друга. Их вычленение в определенном смысле является условным, в то же время оправданным и полезным, поскольку позволяет более наглядно, рельефно представить их сущность и особенности. В этом плане социальная сфера является уникальной, именно она представляет собой сплав, органическое соединение, сочетание, единство социальных аспектов всех сфер общественной жизни. Именно поэтому в контексте темы нас интересуют в первую очередь сущность, содержание и особенности социальной сферы как важнейшего объекта социальной работы.

Причины актуализации состояния и развития социальной сферы в современных условиях весьма разнообразны. В их числе можно выделить факторы как глобального, фундаментального, так и частного, можно сказать страноведческого, характера.

Прежде всего это уровень развития человеческого общества в целом. В XX в. и начавшемся XXI в. именно положение в обществе человека, удовлетворение его насущных потребностей и интересов выступают на первый план. Причинами этого являются достигнутый уровень общественного производства, развитие производительных сил, культуры, самого человека.

В то же время именно этот достигнутый уровень развития общества поставил чрезвычайно остро, как никогда ранее, вопросы взаимоотношения природы и общества, сохранения и оздоровления природной среды обитания человека; проблемы народонаселения в связи с исчерпаемостью природных ресурсов планеты, перераспределения (более справедливого) материальных и других ресурсов между континентами, группами стран, севером и югом, проблемы здоровья человека и другие проблемы выживания, безопасности людей.

Данная ситуация в каждой отдельной стране обусловливается, с одной стороны, теми проблемами, которые стоят перед человечеством в целом, а с другой - ситуацией, сложившейся в той или иной стране.

Социальная сфера - исключительно важная область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства путем распределения материальных и духовных благ, обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения положения человека труда. Социальная сфера охватывает систему социальных, социально-экономических, социально-этнических отношений, связи общества и личности. В нее включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных, социальных и других групп и личностей, условий их развития. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Содержанием социальной сферы являются отношения между социальными и другими группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Структура социальной сферы включает следующие компоненты: а) социальная деятельность; б) социальная структура общества;

в) социальная инфраструктура; г) социальные отношения в собственном или узком смысле.

Поясним кратко содержание каждого из указанных компонентов.

В целом деятельность - это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Основные черты деятельности - сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер. С учетом этой характеристики социальная деятельность ориентирована на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности. Частным проявлением ее выступает социальная работа, направленная на оказание помощи, социальной поддержки, на социальную защиту людей, создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

Социальная структура общества как компонент социальной сферы (но не только ее) представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными и другими группами, слоями и общностями людей. Стоит подчеркнуть, что социальная структура отражает дифференциацию общества на группы, в той или иной мере социально отличающиеся друг от друга. В связи с этим и сущностью социальной работы важно вычленение тех групп и слоев населения, которые занимают особое положение в социальной структуре в силу той ситуации (инвалидность, пожилой возраст, болезнь, малообеспеченность и т. д.), в которой они оказались, той ситуации, которая требует применения самых разнообразных технологий социальной работы с ними.

Социальная инфраструктура как компонент социальной сферы представляет собой материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности человека в обществе - в производственной, политической и духовной областях, в семье, быту. Это совокупность таких отраслей, как наука, образование, здравоохранение, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. д.

Социальные отношения в собственном смысле как компонент социальной сферы - это складывающиеся объективно отношения между людьми по поводу общественного положения, образа жизни людей, их групп и слоев, их равенства (социального) и неравенства в обществе, реализации принципов социальной справедливости, степени удовлетворения материальных, духовных и других потребностей людей, условий существования и развития личности, группы, класса. В конечном счете суть этого компонента социальной сферы можно конкретизировать как возможность (для каждого человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда человека, быта, досуга, здоровья, возможность определения выбора профессии и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения (мобильность).

Состояние и развитие социальной сферы на современном этапе человеческого общества связаны с процессом глобализации. Глобализация в нынешнем ее состоянии, с одной стороны, способствует развитию социальной сферы, а с другой - тормозит, препятствует ее развитию и функционированию, особенно в отдельных анклавах, представленных слаборазвитыми, развивающимися странами. Достаточно сказать, что в силу неэквивалентного обмена, «ножниц» цен и других причин соотношение разницы в доходах на душу населения в индустриальных и развивающихся странах составляет более 10. Три с лишним миллиарда человек живут ниже официально определенного ООН порога нищеты, имея ежедневный бюджет менее 2 долл. Жители России, к примеру, ныне в 40 раз беднее американцев. Порог нищеты в стране составляет 38 долл, в месяц, а в США - 1500.

Такое положение, естественно, бесконечно продолжаться не может. Именно стремление сохранить нынешнее положение в развитых странах за счет большинства населения мира и обусловливает неуемную агрессивность США и их союзников. События же сентября 2001 г. в США показывают, что примирения на существующей ныне экономической и социальной основе богатых и бедных стран не будет.

Вызывает тревогу состояние социальной сферы в современных условиях России. Состояние социальной сферы, жизненный уровень населения страны зависят от многих факторов, но прежде всего от степени развития экономики страны. А она в настоящее время социально (в интересах большинства населения) не сориентирована. Социальная сфера не имеет под собой должной экономической базы. Валовой внутренний продукт за 90-е гг. XX в. сократился почти вдвое. По объему годового производства ВВП в 1987 г. Россия занимала 5-е место среди ведущих стран (после США, Японии, Китая и Германии), в конце 90-х гг. - только 13-е место.

Резко снизилось потребление продуктов питания на душу населения. Подорвана продовольственная безопасность страны. По разным источникам, импорт продовольственных товаров составляет почти 40-50% (а в крупных городах еще выше) потребляемого продовольствия.

По разработанному экспертами ООН индексу, учитывающему не только уровень валового национального продукта на душу населения, но и продолжительность жизни, ее качество, уровень медицинского обслуживания и образования населения, Россия в середине 90-х гг. XX в. занимала в мировом сообществе 37-е место

(ниже Барбадоса, Уругвая, Тринидада и Тобаго, Багамских островов), а некоторые бывшие советские республики располагаются еще ниже. В начале XXI в. ситуация, к сожалению, коренным образом не изменилась.

Нынешнее российское государство не заботится о социальной инфраструктуре как важнейшей составяющей социальной сферы. Особенно это касается села. Не выделяются средства на строительство новых коммуникаций и зданий, на ремонт старых, закрываются школы и отделения связи в сельских районах, что противоречит закону (для этого необходимо согласие большинства жителей). Во многих селах закрыты магазины, людям негде покупать самое необходимое. Порой нет возможности вызвать «скорую помощь» из-за отсутствия телефонной связи (нет денег на ремонт). Фактически многие села и поселки вымирают.

На Севере, в отдаленных районах тысячи поселков и деревень остаются зимой без электричества, газа, медицинского обслуживания, автобусного сообщения.

По сравнению с бюджетом РСФСР в России в 1990-е гг. вкладывалось средств меньше: в медицину и физическую культуру - в 3,2 раза; в образование - в 3,5; культуру и искусство - в 4,1; в науку - в 6,2, в оборону - в 5,5 раза. Ситуация в корне не изменилась и в первом десятилетии XXI в.

  • покупательная способность национальной валюты (рубля). За 1975-1985 гг. инфляция составила 30%, за 1989-1999 гг. более 1 000 000% (абсолютный рекорд для мирного времени);
  • доступные цены на важнейшие товары и услуги: общественный транспорт в городе - 5 коп. (ныне 5-8 руб. и более); разговор из уличного таксофона - 2 коп. (сейчас 4 руб.); приличный обед в кафе - 1 руб. (ныне 50-70 руб.); баня - 20 коп. (50 руб.). По важнейшим товарам и услугам рост за последние 10 лет составил 20-50 раз;
  • элементарная социальная справедливость и стабильность. Максимальный разрыв в оплате труда составлял 5 раз (ныне - десятки и сотни раз);
  • социальные гарантии: покупательная способность зарплат, пенсий, пособий, стипендий (ныне она составляет, по официальным данным, 5-10%, фактически в 2-3 раза больше); защита детства и материнства; бесплатное жилье, возможность каждому лечиться и отды-хать, получать образование;
  • уверенность в завтрашнем дне: защита от безработицы, от произвола работодателя, безопасность на улице, дома, на транспорте, в лесу и т. д.; от банковских и других «пирамид» и т. д.; от социально опасных болезней . Названные показатели ухудшились и ухудшаются в связи с постигшими Россию летом 2010 г. природными катастрофами - пожарами. Кардинальное изменение положения, сложившегося в стране, зависит от многих факторов. Прежде всего необходимы меры по преодолению системного кризиса, развитию реальной экономики, изменению социальной политики в интересах большинства населения. На рубеже XX-XXI вв. особого внимания заслуживает вопрос о создании единого социального пространства в рамках СНГ, что могло бы в значительной мере способствовать развитию социальной сферы народов всех стран бывшего Советского Союза, упрочению социальной безопасности граждан стран СНГ. Создание единого социального пространства предполагает принятие ряда конкретных мер в социальной сфере. К этим мерам относятся: урегулирование проблем занятости работников на территории государств - членов Содружества; определение обоснованных пропорций между минимальной пенсией и заработной платой; определение основных параметров социального обеспечения; обеспечение гарантий компенсационных выплат наименее социально защищенным категориям населения, включая выплаты пенсий, заработанных гражданами одной страны СНГ в других странах Содружества; принятие согласованных мер по обеспечению адресной социальной помощи, пособий для малообеспеченных, источников их финансирования и благотворительности; выработка единого подхода к установлению на всей территории СНГ льгот и гарантий для инвалидов ВОВ, «афганцев» и т. п.; обеспечение социальных прав и гарантий военнослужащим (как находящимся на военной службе, так и закончившим ее) на всей территории бывшего Союза; координация и сближение систем национального хозяйственного и уголовного законодательства стран СНГ, унификация правовых норм и стандартов, что будет способствовать повышению эффективности борьбы за законность и правопорядок, обузданию преступности; ведение в действие единых норм и стандартов по защите окружающей среды, согласованных требований в сфере экологии (правовая помощь по гражданским и семейным правам, решение на паритетных началах правовых вопросов, затрагивающих интересы граждан различных государств бывшего СССР, решение проблем беженцев и др.) .

Реализация указанных мер, а также реализуемые правительством национальные проекты (по жилью, сельскому хозяйству, образованию и здравоохранению) могут позволить, будем надеяться, значительно улучшить состояние социальной сферы страны.

Единый объект социальной работы - социальную сферу - можно конкретизировать, выделяя его составные части. Это важно для понимания того, как, каким образом можно на них воздействовать, т. е. применять различные технологии.

Составные компоненты социальной сферы весьма разнообразны. Среди них важнейшими являются:

  • сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры. Эта сфера включает среду, обстановку, процесс создания материальных и других благ; комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство, а также население; материальновещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности в обществе - в производственной, политической и духовной сферах, в семье и быту;
  • городские и сельские, а также промежуточные формы расселения. С точки зрения социальной политики и социальной работы в этой сфере жизнедеятельности людей важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производительных сил, виды производства (промышленное, сельскохозяйственное и др.), насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т. д.;
  • сфера здравоохранения - система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека;
  • сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовки и переподготовки кадров - начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями, а также соответствующую инфраструктуру;
  • сфера науки - область жизнедеятельности, осуществляемая научно-исследовательскими институтами и лабораториями, научными центрами, конструкторскими бюро и другими учреждениями, коллективами и отдельными учеными и направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о явлениях и процессах, протекающих в природе и обществе;
  • сфера культуры - включает предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, произведения искусства и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей);
  • культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т. д.), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности;
  • силовые структуры общества - включают армию, военный флот, пограничные части, милицию (полицию), ОМОН и другие силовые подразделения, осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны. Сюда же включается, естественно, вся инфраструктура силовых подразделений, призванная обеспечить выполнение соответствующих функций силовых структур;
  • пенитенциарная система - исправительно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушение или преступление, а также деятельность по осуществлению наказаний и исправлению (позитивной социализации) наказуемых;
  • социально-этническая среда - в широком смысле это общественно-политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность: общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества). В узком смысле социальноэтническая среда означает непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей (семья, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера);

сфера бытового обслуживания населения - часть сферы обслуживания, оказание непроизводственных и производственных услуг (ремонт жилья, химчистка вещей, пошив и ремонт одежды, обуви, автотехобслуживание, прокат, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т. д.) соответствующими учреждениями и предприятиями.

В каждой из этих сфер как объектов социальной работы с учетом их специфики решаются вопросы по созданию нормальных условий для труда и отдыха, оказания медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей, а также всех групп, слоев населения, прямо или косвенно связанных с этими сферами. В конечном счете речь идет о создании путем осуществления социальных мероприятий оптимальных условий для жизнедеятельности, позитивной социализации людей, их различных групп и слоев.

Таким образом, из представленной выше характеристики социальной сферы можно сделать обоснованный вывод о том, что она действительно является тем пространством, причем социальным, в котором осуществляется социальная работа во всех ее аспектах и направлениях. При этом социальное пространство интерпретируется и в широком, и в узком смысле. В широком смысле - это социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, условий и возможностей для их развития. Элементами социального пространства выступают непосредственно окружающая природа, гражданское общество, государство, регионы, национальные и другие социально-этнические субъекты управления, трудовые и бытовые ассоциации. К социальному пространству можно отнести все, что непосредственно обеспечивает защиту социальных интересов человека, реализацию социальных потребностей граждан, мотивирует или блокирует раскрытие сущностных сил человека, социума. Поэтому очень важно сохранить природное пространство, обеспечивающее необходимое воспроизводство человечества.

В узком смысле социальное пространство означает сущностную характеристику условий и возможностей социального развития индивидов, групп, организаций, определяемую их местом в системе производственных отношений и производными факторами (образование, свободное время и т. д.).

Естественно, что эти две составные части социального пространства органически связаны между собой. Их содержание предопределяется уровнем развития человеческого общества в целом, этапом, на котором оно находится, состоянием конкретного общества в той или иной стране. Такое понимание социального пространства, определяемое содержанием социальной сферы, обусловливает интерпретацию социальной работы в широком и узком смысле, возможность и необходимость применяемых технологий для решения социальных проблем людей.

Рассматривая социальную сферу как объект социальной работы, мы имеем в виду ее понимание в широком плане. Исходя из этого в условиях глобализации важное место должен занимать не только анализ социальной защиты, поддержки и помощи населения применительно к отдельным группам (особенно к социально уязвимым), но прежде всего внедрение технологий социальной работы в различные сферы жизнедеятельности людей (сферы производства, здравоохранения, образования, культуры, городские и сельские формы расселения и т. д.).

Глобализация - это объективный процесс интернационализации, связанный с возникновением и необходимостью (хотим мы этого или нет) решения глобальных проблем современности (обеспечение прочного мира, недопущение термоядерной войны, сохранение природной среды, гарантированное обеспечение жителей Земли продовольствием, энергетическими ресурсами и т. д.), т. е. проблем, связанных с социальной защитой людей в глобализованном масштабе.

Таким образом, в теории социальной работы акцент делается не только на закономерности внутреннего характера (в рамках национально-государственных образований), о которых преимущественно речь идет в учебных пособиях, но и на закономерности, выходящие за рамки отдельных стран и народов. К их числу, в частности, можно отнести согласованность действий международных и региональных организаций, отдельных государств и народов (больших и малых) и их групп, соблюдение интересов каждого из них в положительном разрешении глобальных проблем, указанных выше, не за счет других, а в интересах всех. Тем самым в условиях глобализации объективно расширяются как объекты, так и субъекты социальной работы, они выходят за рамки национально-государственных образований.

Представляется, что в будущем (уже сейчас формируется такая тенденция, особенно в «социальных» государствах) все большее внимание будет уделяться реализации социальной работы, понимаемой в широком смысле - как деятельность по предупреждению, недопущению (хотя бы массовых) «социальных болезней» (безработица, наркомания, другие формы девиантного поведения), по социальной защите всех людей путем обеспечения энергетическими, продовольственными ресурсами и т. д. Таким образом, социальная работа должна носить в большей степени опережающий, упреждающий, профилактический характер.

В связи с этим все большее внимание должно уделяться не только клиентам (индивиды, группы, слои), но и нормальному развитию тех или иных сфер общественной жизни как объектам социальной работы.

Однако соотношение этих двух сторон единого процесса - социальной работы в широком и узком смысле - будет зависеть от состояния мира на Земле, от нормализации, гуманизации отношений между странами и народами, преобладания тех или иных (положительных или отрицательных) элементов в процессе глобализации.

Что касается России, то теория и практика социальной работы в значительной мере будут развиваться или, наоборот, тормозиться в зависимости от общественно-политических и социально-экономических изменений в обществе.

Теория социальной работы в нашей стране будет обогащаться за счет развития научной, учебной и практической деятельности не только в России, но и за счет теоретических и практических достижений в области социальной работы за рубежом.

В условиях преобладания положительных сторон глобализации социальная работа приобретет более четкий социальный, гуманистический характер.

Вероятно, со временем междисциплинарный характер социальной работы потеряет свою значимость в связи с более четким определением своих объектов и предметов. В то же время не исключается процесс обогащения теории социальной работы на базе развития близких ей научных и учебных дисциплин.

Социальная работа как наука и учебный процесс может занять одно из центральных мест в системе социальных дисциплин и социального образования.

  • См.: Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд. - М.: Республика, 1995. С. 285.
  • См.: Социальная работа: теория и практика. Учеб, пособие. - М.: ИНФРА-М,2001. С. 14-15; Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы:Учеб, пособие. - М.: Дашков и К, 2003-2010 и др.
  • Можно согласиться с утверждением Г.И. Осадчей о том, что мерой развитостисоциальной сферы могут быть следующие социальные индикаторы: величинапрожиточного минимума; доля населения, находящаяся за порогом бедности;величина поляризации доходов (децильный коэффициент); число получающихобразование; перечень медицинских услуг, доступный всему населению; долябезработных в общей численности трудоспособного населения; средняя продолжительность жизни; детская смертность; рождаемость. (Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. - М.,1996. С. 22).
  • См.: Москвин Л.Б. Роль социальной сферы в развитии СНГ // Социально-политический журнал. 1994. № 11-12. С. 12-13.
Основы социальной работы: Шпаргалка Автор неизвестен

6. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

6. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Если рассматриваем социальную работу как науку то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект рассматривается как определенный вид практической социальной действительности. В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население.

Группы объектов социальной работы – население, которое оказалось в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность тех групп населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Основания для классификации таких объектов:

1. Состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоятельно свои жизненные проблемы.

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (войны).

3. Пожилой, пенсионный возраст людей. Сюда относятся одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям).

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах.

5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей: семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи и т.д.

6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

7. Бродяжничество, бездомность.

8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии.

9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Различные сферы жизнедеятельности людей Сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы весьма многообразны. Среди них важнейшими являются:

Сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры;

Городские и сельские, а также промежуточные формы расселения;

Сфера здравоохранения

Сфера образования;

Сфера науки;

Сфера культуры;

Культурно-досуговая сфера;

Силовые структуры общества

Пенитенциарная система;

Социально-этническая среда;

Сфера бытового обслуживания населения.

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной деятельности находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.Ключевые понятия и

Из книги автора

5. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная работа как общественный феномен и особый вид деятельности включает в себя целый ряд компонентов: объект, субъект, содержание, функции, средства, цели и управление. Они органично, тесно взаимосвязаны между собой, образуя

Из книги автора

7. СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Объектами социальной работы являются те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной защите, а субъектами – те, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту.В качестве субъектов социальной работы выступают:1. Организации,

Из книги автора

8. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек. Однако не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития:

Из книги автора

10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Учитывая интегративный, междисциплинарный характер социальной работы, можно вычленить в ней органически взаимосвязанные элементы, называемые чаще направлениями: социальный диагноз, социальная терапия, социальная

Из книги автора

12. СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной.Социальная работа – это

Из книги автора

14. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Возникновение, становление и развитие социальной работы связано с родовыми потребностями общества на каждом этапе своего существования в постоянном совершенствовании социальных отношений. Благотворительность и милосердие

Из книги автора

16. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Педагогические принципы выражают закономерности, действующие в учебно-воспитательном процессе становления личности. Источниками педагогических принципов являются идеология, гносеология, психология, передовой опыт

Из книги автора

19. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Исходя из того, что психология изучает влияние факторов социальной среды на психическое здоровье, их связь с распространенностью, возникновением, проявлениями и динамикой эмоциональных и поведенческих

Из книги автора

25. ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Функции технологий социальной работы диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального

Из книги автора

27. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ Социально-медицинская работа представляет собой одно из важных направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении.В социально-медицинской защите нуждаются пожилые люди,

Из книги автора

28. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в

Из книги автора

34. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА Объектами социальной защиты являются дети – лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в

Из книги автора

52. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ Социальному работнику необходимо принимать во внимание особенности правового положения вынужденных мигрантов в России.Реинтеграция мигрантов предполагает учет ряда правовых аспектов при получении визы, вида на

Из книги автора

53. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ Действующая Концепция государственной миграционной политики России определяет систему основных принципов и приоритетов для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в

Из книги автора

58. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления.(ОСУ). Под ОСУ социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых

Субъекты и объекты социальной работы

Субъект и объект социальной работы -- важнейшие компоненты системы теории и практики социальной работы. Объект социальной работы -- это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.

Объект социальной работы -- клиент -- человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях.

В настоящее время клиентом социальной работы определяется побои человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.

В таком широком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой. В теории социальной работы существуют различные типологии клиентов современной социальной работы. Например, по направленности и характеру взаимодействия: индивид;

группа; сообщество; или по специфике запроса: агрессоры, вежливые, немые и т. п.

Субъект социальной работы -- это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица -- специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники -- волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

Сущность социальной работы. Цель, задачи, предмет социальной работы

Социальная работа - профессия для тех, кто имеет сильное желание помогать улучшать жизнь других людей. Социальная работа -- профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Социальные работники помогают людям, помогая им справляться с решением вопросов в их повседневной жизни, таких как семейные и личные проблемы, отношения с родственниками.

Социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Практика социальной работы далека от совершенства, что делает особенно актуальным вопрос о ее развитии. Последние тенденции, направлены на максимальное огосударствление и формализацию этого вида деятельности, либо на сведение участия государства в этой области к минимуму.

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.

В социальной работе важное значение имеет социальное, психологическое и физиологическое благополучие личности. В связи с этим основные цели социальной работы:

Увеличение степени самостоятельности клиента, раскрытие возможностей и способностей личности наиболее эффективно разрешать жизненные проблемы;

Создание условий, способствующих максимальному проявлению потенциала клиентов и возможности получить все, что им положено по закону;

Адаптация или реадаптация людей в обществе;

Создание условий индивиду, чтобы он мог жить с чувством собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих, несмотря на отклонения в физическом или психическом развитии или жизненный кризис;

Достижение такого результата, когда клиент сможет справляться со своими проблемами самостоятельно и необходимость в помощи социального работника отпадет.

На макроуровне социальная работа выражается в определенных мерах по улучшению среды обитания людей:

Содействие в создании достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе;

Предотвращение социально-политических и национально- этнических конфликтов;

На мезо уровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи человеку, семье и различным группам нуждающихся. Формы деятельности разнообразны -- от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни людей.

На микроуровне социальная работа строится исходя из запросов личности (клиента) и направлена на восстановление или сохранение социетальных и психоментальных связей индивида с социумом, группой или отдельным индивидом. Помощь предлагается в виде индивидуальных консультаций, патронажа и работы в группах. Таким образом, главная цель социальной работы -- не только забота о благосостоянии личности, семьи, общины, но и раскрытие их возможностей и способностей к нормальной жизнедеятельности.

Цели социальной работы конкретизируются в следующих задачах:

1. Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным действиям к принятию личной ответственности за все, происходящее я их жизни.

2. Содействовать достижению взаимопонимания между клиентом и социальной средой, в которой он существует. Акцент на самопомощь и саморазвитие клиента.

3. Вырабатывать основные положения и принципы социальной политики, добиваться на всех уровнях их законодательного принятия и исполнительного осуществления. Необходимость социального законодательства и политических действий социальных работников по вопросам распределения бюджетных средств и налоговых поступлений, адресной помощи нуждающимся, соблюдения этнического равноправия, организации медицинского страхования, профессиональной подготовки и переподготовки, профилактики и искоренения преступности, требует активного участия в избирательных кампаниях, административных структурах, средствах массовой информации, социальных акциях профсоюзов, женских, экологических и иных общественных организациях.

4. Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений. Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, полноценного сбалансированного питания, организация диспансеризации и вакцинации населения способствуют поддержанию здоровая нации, сохранению оптимального уровня жизни.

5. Организовывать научные исследования, конференции и семинары по проблемам социальной работы, издавать научную и методическую литературу для практикующих работников и студентов.

6. Способствовать распространению информации о правах и льготах отдельных категории граждан, обязанностях и возможностях социальных служб, обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики.

Loading...Loading...