Тест на девиантное поведение у взрослых. Психологическая оценка склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте

Попов Виктор Алексеевич,доктор педагогических наук, профессор, заведующийкафедройсоциальной педагогики и психологии «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир

Смирнова Мария Вячеславовна,студент«Владимирскогогосударственного университетаимени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир[email protected]

Психологическая оценка склонности к девиантному поведению в подростковом возрасте

Аннотация. Встатье анализируютсяразличныеподходык определению понятия «девиантное поведение». Приводится психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемуся поведению. Подтверждаетсяличностнаяпатологиявоспитанников специализированныхучреждений, выявляютсяполовозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения.Ключевые слова:девиантное поведение, отклоняющееся поведение, норма, подросток, склонность.

Внастоящее время подросток живет в сложном посвоему содержанию и тенденциям мире. Это связано с увеличением темпа развития технологических преобразований, которые предъявляют современной молодежи новые требования. Большое количество информации воздействует на подростка, у которого еще не выработаначеткая жизненная позиция. Анализируя данные статистики различных форм девиантного поведения видно, что за последние 10 лет количество наркозависимых граждан в России выросло на 60%. Подростки (от 14 до 18 лет), употребляющие спиртные напитки составляют 90%, наркотики потребляют 45% мальчиков и 18% девочек. Далее рассмотрим статистику преступности несовершеннолетних. На 2005 год число несовершеннолетних преступников составляет 53%. В 2012 году в России было выявлено 69%. В 2014 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось примерно на 5%.Рост различных девиаций связан с неустойчивой социальной, экономической, идеологической обстановкой, которая развивается в обществе. Подростки становятся тревожными, циничными, агрессивными и жестокими. У молодых людей бурно развивается чувство неосознанного протеста, растет их индивидуализация, которая может привести к эгоизму. Наиболее подвержены влиянию нестабильной обстановки в мире возрастная группа –это подростки. Рост девиантного поведения подростков относят к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества. Высокая научная и общественная значимость проблемы предупреждения девиантного поведения находит подтверждение во многих теоретических и прикладных исследованияхВ.А.Попова, Е.В. Змановской, И.С.Кона, В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличевой и других.Относительно несовершеннолетних с различными отклонениями в развитии, исследователи используют такиеопределения,как:

«трудные дети» (Л.С.Славина, К.С. Лебединская), это дети, чьеповедение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию ; (В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн)дети с отклонениями в формировании личности, акцентуациями характера, у которых есть нарушениям аффективноволевой сферы, отклонения в действиях;

дети «группы риска» (И.А. Невский), это дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в неадекватном поведении, которое противоречит требованиям ближайшего окружения .Девиантное поведение связанно с различными разногласиями действий, поступковиправил поведения, стереотипов, ценностей, социальными установками.Зарубежныйсоциолог А. Коэнпонимает отклоняющееся поведение как«такое поведение, которое идет вопреки с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, делимыми и признаваемыми законными изнутри социальной системы» .По мнениюЕ.В. Змановской, девиантное поведение –это поведение, отклоняющееся от норм . КриминологЯ.И. Гилинский определяетдевиантное поведение каксоциальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям .Таким образом, анализ наиболее актуальных исследовательских точек зрения в отношении определения сущности девиантного поведения показал, что данное понятие можно определить, как поведение, котороепротиворечит принятым в обществе правовым и социальнонравственным нормам. Сущность заключается в неверном осознании своего места в обществе, в определенных искажениях нравственного и правого сознания молодых людей. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежнойи отечественной литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект –подростковая девиация –изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.В литературеиспользуетсясиноним термина«девиантное поведение»–«отклоняющееся поведение».По мнениюЕ.В. Змановскойу отклоняющегося поведения есть специфические особенности, которые помогают отличить его от других социальнопсихологических феноменов:

не соответствиеобщепринятым или официально установленным социальным нормам;

наличиенегативнойоценкисо стороны окружающих;

нанесениеущербаличности подростка или окружающим людям;

поведениестойко повторяющееся (многократное или длительное);

согласование девиантного поведенияс общей направленностью личности;

сопровождениеразличными проявлениями социальнойдезадаптации;

наличиеполовозрастногои индивидуальногосвоеобразия.Подросток -это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Наряду с этим, подросток –это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки, т.е. подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность .Наше исследование, целью которого являлась психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемусяповедению, проводилосьна базе Владимирского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и Владимирского социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних. Общее количество испытуемыхсоставило 52человека(34юношейи 18девушек) в возрасте от 13 до 17 лет.Следует подчеркнуть, что контингент обеих экспериментальных площадок составляет молодежь «группы риска»: дети и подростки из социально неблагополучных, неполных семей, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Склонность к отклоняющемуся поведению выявлялась с помощью методов тестирования, анкетирования и экспертного оценивания. Применялся тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел) , который предназначен для измерения склонности подростков к различным формам отклоняющегося поведения, аддиктивное поведение, самоповреждающее и саморазрушающее поведение, агрессия и насилие, а также делинквентное поведение. Согласно результатам анкетирования 94% воспитанников центров склонны к различным формам отклоняющегося поведения. Эти данные подтверждают мнения компетентных специалистов –сотрудников учреждений при реализации процедуры экспертного оценивания.В результате исследования было обнаружено, что у большинства подростков присутствует склонность к агрессии и насилию (53%), что свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки. У 48% выявлена тенденция к аддиктивному поведению, что говорит о предрасположенности к уходу от реальности за счет изменения своего психического состояния.У31%испытуемых была обнаружена склонность к делинквентномуповедению, что может свидетельствовать о низком уровне социального контроля. У небольшого количества подростков выявлены склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (9%). Для таких подростков характерна низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, тенденция к садомазохизму. (рис. 1)

Рис. 1Результаты теста «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел)

Результаты исследования показали, что 73% подростков показали высокие результаты по двум и более шкалам, что позволяет отнести их к «группе риска».Анализируя половозрастной аспект проблемы отклоняющегося поведения, следует отметить, что большую часть «группы риска»в нашем исследовании составили девушки, для которых в большей степени характерны проявления агрессивных реакций во взаимодействии с социальным окружением. Поведение юношей в большинстве случаев характеризуется аутодеструктивными тенденциями и присутствием различного рода зависимостей (в том числе алкогольной, табачной, токсикологической, наркотической). Наиболее подверженным негативным влияниям оказался старший подростковый возраст (1517 лет), что определяется, в первую очередь, психофизиологическими особенностями.Таким образом, в результате исследования неблагополучных подростков «группы риска»на предмет склонности к отклоняющемуся поведению, а также его наиболее характерных разновидностей, можно сделать следующие заключения:1.Данные психодиагностического обследования подтверждают личностную патологию испытуемыхвоспитанников специализированных учреждений. Большинство подростков склоннок агрессивному и аддиктивному поведению.2.Существуют половозрастные различия в проявлениях отклоняющегося поведения: сензитивным периодом для всплеска отклоняющегося поведения у девушек является возраст 1516, для юношей –1617 лет, существуют различия и в самих формах девиаций. Для девушек характерны проявления агрессивных реакций, для юношей –аутодеструктивные тенденции.Несомненно,данные психодиагностического исследования определяют содержаниемероприятий, которые лежат в основе психологопедагогической работы с воспитанниками.Сначала планируется изучение проблемы,анализнаучной литературы, публикаций, для того чтобы получить новые знания по данной проблеме. Далее проводится дискуссия среди воспитанников, участники усваивают новые знания о девиациях, о девиантном поведении, приобщаться к ЗОЖ.Основу психологопедагогической работы составляют различного рода тренинги, беседы с воспитанниками на темуактуальности проблемы девиантного поведения среди молодежи, о ценности здорового образа жизни, также тематические беседы с родителями о девиации, наличие квестигр, применение творческих мероприятий. По итогам психологопедагогической работы идет статистическая обработка данных, оценивается эффективность реализации проекта.

Ссылки на источники1. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. –СПб.: Каро, 2007. –144 с.2. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. –СПб.:«Юридический центр Пресс», 2004.3. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Уч. пособие/ Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. СПб: Питер, 2010. 352 с.4.Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2е изд., испр. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 288 с.5. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения// Социология сегодня. –М.,1965.6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. –М., 2001.7. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. –М.: ТЦ Сфера, 2006.-192 с.8.Развитие личности и самоопределение подростков в школе / Невский И. А., Колесова Л. С; Ин­т развития личности, Рос. акад. образования. ­ 2011. ­ 57 с.9.Социологический энциклопедический словарь/ ред.коорд. Г.В. Осипов. –М., 2000.10.Трудный подросток / Д. И. Фельдштейн. –2е изд. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. –208 с.

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Шкалы:

  1. установки на социально-желательные ответы,
  2. склонности к преодолению норм и правил,
  3. склонности к аддиктивному (зависимому) поведению,
  4. склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению,
  5. склонности к агрессии и насилию,
  6. волевой контроль эмоциональных реакций,
  7. склонности к деликвентному поведению.
Инструкция к тесту

Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.

  • Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку.
  • Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет».
  • Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.
Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование.

Обработка результатов теста

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл. Далее по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами. При отклонении индивидуальных результатов исследуемого от среднего суммарного бала по шкале больше чем на 1S, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл исследуемого меньше среднего на 1S, то измеряемое свойство оценивается как мало выраженное. Кроме того, если известна принадлежность исследуемого к "делинквентной" популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, которые рассчитаны для "делинквентной" подвыборки.

Тестовые нормы методики СОП

Шкалы "Нормальная" выборка "Деликвентная" выборка
М S М S
1 2,27 2,06 2,49 2,13
2 7,73 2,88 10,27 2,42
3 9,23 4,59 15,97 3,04
4 10,36 3,41 10,98 2,76
5 12,47 4,23 14,64 3,94
6 8,04 3,29 9,37 3,01
7 7,17 4,05 14,38 3,22

Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» - это начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. Именно полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления дальнейшей деятельности и помогут в последующем оценить эффективность проведенной с детьми и подростками профилактической работы.

Тест-опросник «Аддиктивная склонность»

Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.

После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.

Утверждение

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.

Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин.

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.

Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а)

Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.

Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др.

В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.

Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.

Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.

Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.

В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты.

Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.

Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.

Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.

У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.

Интерпретация полученных результатов:

До 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен

От 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения

От 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению.

С тепен ь никотиновой зависимости (для курящих ) Тест Фагерстрема .

Варианты ответов

Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету?

В течении первых 5 минут

От 6 до 30 минут

От 31 до 60 минут

Более часа

Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено?

От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться?

От утренней

От последующей

Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?

10 или менее

От 11 до 20

От 21 до 30

Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй?

Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима?

Сумма баллов

Результаты теста:

0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.

4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно.

6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.

Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку поведению подростков могут дать и родители.

Вот пример подобной анкеты (речь идет об употреблении наркотиков).

Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков .

1 . Обнаруживали ли Вы у ребенка:

Снижение успеваемости в школе в течение последнего года

Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе

Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям

Частую, непредсказуемую смену настроения

Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить

Частые простудные заболевания

Потерю аппетита, похудание

Частое выспрашивание денег

Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям

Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни

Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей

Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения

Гневливость, агрессивность, вспыльчивость

Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма

Резкое снижение успеваемости

Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях

Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией

Нарушения памяти, неспособность мыслить логически

Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.

Нарастающая лживость

Чрезмерно расширенные или узкие зрачки

Значительные суммы денег без известного источника дохода

Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды

Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей

Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п

Состояние опьянения без запаха спиртного

Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов

2 . Слышали ли Вы от ребенка:

3 . Сталкивались ли Вы со следующим:

4 . Случалось ли с Вашим ребенком:

Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.

Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения

Совершение кражи

Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков

Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного)

Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.

Еще один подход при выявлении учеников группы риска склонности к зависимому поведению заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.

Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.

Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги.

Опросник выявления предрасположенности

к аддиктивному (зависимому) поведению.

1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?

3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?

4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?

5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?

6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?

7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?

8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?

9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?

Обработка результатов теста:

Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.

Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов.

Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов.

Если в результате набрано:

0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска»

15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание

Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному поведению.

Педагог-психолог

Первичная диагностика девиантного поведения

Количество школьников с девиантным поведением , к сожалению, с каждым годом возрастает, что определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность ситуации.

Главный аспект в работе делается не столько на назологической диагностике, столько на дифференциации основных клинико-психологических типов расстройств поведения, обеспечивающей педагогу реальную возможность их выделения и психолого-педагогической коррекции. Разграничение этих вариантов расстройств поведения необходимо и для их профилактики в доподростковом возрасте, а также для решения вопросов отбора в специальные школы, открываемые в настоящее время для детей и подростков со стойкими нарушениями поведения.

Практически в каждой образовательной организации, школе, детском доме есть дети и подростки, которые не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами. Трудные подростки составляют до 40% всех обучающихся в среднем звене. Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления. Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учёбе, несмотря на стандартный уровень интеллекта. Чередование небольших периодов работы и «отдыха – непроизвольного отключения» не позволяет выдерживать школьный режим – 45-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа без отвлечений с соблюдением дисциплинарных требований. Именно такие ученики не в состоянии обучаться наравне с другими детьми, они составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние, как у учителей, так и у родителей учеников.

Основу трудности подростков составляют: агрессивность , грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость, нежелание учиться, прогулы, низкая успеваемость и еще целый букет близких к ним характеристик, которые встречаются как по отдельности, так и в полном комплекте.

К основным формам девиантного (отклоняющегося от общепринятых норм) поведения, имеющих место среди учащихся школ, школ-интернатов, относятся и аддиктивное поведение – это табакокурение, токсикомания, употребление алкоголя, а также гиперсексуальность, воровство, побеги и уходы, совершение правонарушений и преступлений.

Таким образом, девиантное поведение можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

Главная цель в работе с такими детьми и подростками – это диагностика особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, выяснение причин нарушений и их профилактика в обучении и воспитании, обеспечение ее полноценного психического развития, коррекция личности, искоренение ее негативных и формирование на этой основе положительных качеств личности. Для реализации этих целей необходимо существенно.

На первом этапе диагностики девиантного поведения необходимо собрать общие сведения о ребенке, сведения о его семье, о взаимоотношениях в семье. Для этого можно использовать Карту психологической характеристики личностного развития подростка (. Психология девиантного поведения). Затем приступать к диагностике личностного и интеллектуального развития ребенка или подростка.

Перечень

наиболее эффективных диагностических методик, опросников и тестов по изучению личностного развития ребенка.

    Методика комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС). Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Волгоградский центр гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»). Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и О. Даймонда. Проективные методики: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Дом – Дерево - Человек», «Сказки». Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?». Методика исследования фрустрации С. Розенцвейга (детский вариант от 4 до 11 лет). Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Методика незаконченных предложений (Авторы: Лири и Сакс). Тест на исследование тревожности. Тест агрессивности Басса – Дарки. мтхауера. Тест ШТУР «Коррекционные пробы». Тест «Таблицы Шульте». юшера (сочетание цветов). Шкала измерения интеллекта Д. Векслера. ПДО (акцентуации характера). еттела (симптомокомплексы, детский вариант личностного теста). Диагностика дезадаптированного поведения «Карта наблюдений Д. Стотта».

Методики и методические приемы обследования детей с отклонениями в поведении

Осознаваемые мотивы учения. Методика. Выявление места наиболее осознаваемых мотивов в системе мотивации учения младших школьников. Внешние и внутренние мотивы учения. Методика. Установление направленности, силы, устойчивости мотивации. Эмоциональное отношение к школе. Составитель. Определение представления ребенка о школе. Достижение цели в условиях помех. Составитель и др. Изучение умения доводить работу до конца при помехах. Неоконченные предложения. Методика. Выявление осознанности и адекватности самооценки и самоконтроля. Тип волевой активности (авторская). Определение сформированности волевой активности. Неоконченные рассказы. Методика. Выявление эмоциональной насыщенности переживаний. Детский личностный опросник Кеттела, модифицированный. Выявление структуры школьной дезадаптации. Личностная тревожность. Методика. Диагностика повышенной утомляемости подростка при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликта со сверстниками. Самооценка психических состояний личности. йзенка. Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности. Графический тест «Рисунок класса». Составитель и др. Выявление особенностей внутриклассных отношений учеников. Эмоционально-цветовая аналогия. Методика. Выявление цветовосприятия для определения эмоционального восприятия. Диагностический лист для выявления характера отклонений в поведении. Составитель.

Более подробно можно рассмотреть несколько методик, которые можно использовать для диагностики девиатного поведения.

Предложили методику тестирования на уровень агрессивности ребенка. Предлагается опросник из 20 вопросов, где каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

Временами кажется, что в него вселился злой дух. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. Он не прочь подразнить животных. Переспорить его трудно. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. Часто не по возрасту ворчлив. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. Легко ссорится, вступает в драку. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. У него нередки приступы мрачной раздражительности. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Показатели:

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается со взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Методика «Закончи предложение» предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам. Школьникам на бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

Тестовый материал

Если я знаю, что поступил неправильно, то… Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то… Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно… Когда в моем присутствии обижают человека, я… Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я… Если бы я был на месте учителя, я…

Обработка и интерпретация результатов теста:

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика измерения уровня тревожности - Шкала Дж. Тейлор состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

Инструкция: прочтите внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставьте "+" в случае, если утверждение относится к Вам - "-", если вы не согласны. В случае затруднений возможен ответ "не знаю", тогда поставьте "?".

Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. У меня редко бывают запоры. У меня редко бывают головные боли. Я редко устаю. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. Я уверен в себе. Практически я никогда не краснею. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. Я краснею не чаще, чем другие. У меня редко бывают сердцебиение и одышка. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые. Я застенчив не более, чем другие. Мне не хватает уверенности в себе. Порой мне кажется, что я ни на что не годен. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте. Мой желудок сильно беспокоит меня. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. Мне нередко снятся кошмарные сны. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. Меня весьма тревожат возможные неудачи. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании. Я работаю с большим напряжением. Я легко прихожу в замешательство. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь. Я склонен принимать все слишком всерьез. Я часто плачу, у меня глаза "на мокром месте". Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты. Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще). Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. Мое материальное положение в семье весьма беспокоит меня. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость и это чрезвычайно смущает меня. Даже в холодные дни я легко потею. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть. Я - человек легко возбудимый. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из себя. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей. Я почти все время испытываю чувство голода. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков. Жизнь для меня всегда связана с необычным напряжением. Ожидание всегда нервирует меня.

Обработка результатов:

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следующим образом:

От 0 до 6 баллов - низкая тревожность, от 6 до 20 баллов - средняя, выше 20 баллов - высокая.

Ключ: вопросы 1-12 ответ нет; 13-50 - ответ да.

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника предполагает выявление уровня девиантного поведения младшего школьника.

Диагност наблюдает за поведением во время уроков, поведением во внеурочное время, во время посещения столовой, поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий, поведением во время перемены, во время игр и самостоятельно заполняет карту наблюдения за младшим школьником. Карта заполняется индивидуально на каждого младшего школьника. Характеристика уровней сформированности девиантного поведения (высокий, средний, низкий) .

Обработка результатов.

Высокий уровень: предполагает оценку «3»

ходит во время уроков, встаёт с места; не выполняет учебные задания во время уроков; отвлекается, поворачивается, разговаривает; недисциплинирован; раздражителен; пассивен в деятельности; прогуливает уроки без уважительной причины; резкая смена настроения; агрессивен; нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков; провоцирует конфликты; вспыльчив; является неформальным отрицательным лидером; не выполняет общественные поручения; агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не соблюдает правил поведения в столовой; проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит); стремится привлечь к себе внимание; пассивен; зависим от других; неустойчивость поведения; грубит; неадекватно реагирует на замечания учителя; проявляет негативные реакции в отношении увиденного; громко смеётся, разговаривает, кричит; проявляет протестные реакции; поддаётся влиянию; является асоциальным лидером; без причины может накинуться, ударить сверстника; придумывает или участвует в агрессивных играх. Можно говорить о высоком уровне девиантного поведения младшего школьника.

Средний уровень: предполагает оценку «2»

Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:

иногда проявляет недисциплинированность; частично учебные задания во время уроков; не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно; иногда проявляет раздражительность; иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины; редко отмечается резкая смена настроения; иногда не контролирует себя, редко вспыльчив; может иногда нарушать нормы поведения; иногда является неформальным отрицательным лидером; редко принимает участие в жизни класса

иногда агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, взрослым (толкается, плюётся, пинается, огрызается); не часто, но нарушает правила поведения в столовой; иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; может проявлять раздражительность, в некоторых моментах проявляет неустойчивость в поведении; может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника; иногда проявляет протестные реакции; не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного; иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; может быть асоциальным лидером; редко придумывает или участвует в агрессивных играх. Отмечается средний уровень девиантного поведения.

Низкий уровень: предполагает оценку «1»

Признаками девиантного поведения являются такие проявления в поведении младшего школьника:

дисциплинирован; активно участвует в процессе урока; доброжелателен; чётко выполняет инструкции; всегда присутствует на занятиях; усидчив; является лидером; умеет себя контролировать; общается со всеми одноклассниками; соблюдает нормы поведения; независим от других; может организовать группы по интересам; является лидером; умеет критически мыслить, принимать адекватные решения; неконфликтен; участвует в общественной жизни класса; охотно выполняет общественные поручения; аккуратен; сдержан; соблюдает правила поведения в столовой; активно участвует в процессе знакомства с новым; интересуется увиденным; соблюдает правила посещения общественных мест (театров, выставок, экскурсий); умеет логически мыслить, принимать адекватные решения; самодисциплинорован; соблюдает правила игр; может организовать группы по интересам; является лидером. Поведение младшего школьника в N(норме).

Уровень воспитанности учащихся по методике позволяет оценить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

Показатель

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

Любознательность:

Мне интересно учиться

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

Я всегда выполняю домашнее задание

Я стремлюсь получать хорошие отметки

Прилежание:

Я старателен в учебе

Я внимателен

Я самостоятелен

Я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

Отношение к природе:

Я берегу землю

Я берегу растения

Я берегу животных

Я берегу природу

Я и школа:

Я выполняю правила для учащихся

Я выполняю правила внутришкольной жизни

Я добр в отношениях с людьми

Я участвую в делах класса и школы

Я справедлив в отношениях с людьми

Прекрасное в моей жизни:

Я аккуратен и опрятен

Я соблюдаю культуру поведения

Я забочусь о здоровье

Я умею правильно распределять время учебы и отдыха

У меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Таким образом, использование представленных методик позволит в полной мере оценить наличие предпосылок и элементов девиантного поведения младшего школьника.

Эффективность психологической помощи детям и подросткам с расстройствами поведения зависит не только от профессионального уровня психолога и уровня психологических знаний педагогов, врачей и других специалистов, окружающих детей и подростков, но и от того, насколько правильно установлена причина той или иной девиации . Только в процессе тесного профессионального сотрудничества возможно добиться успехов в адаптации и гармонизации личности детей и подростков с расстройствами поведения.

Литература

Гоголева поведение и его профилактика. – М.:; Воронеж, 2003. Девиантное поведение детей и подростков: опыт педагогической работы по профилактике и коррекции. – Курган, 2004. Карпова диагностика отклоняющегося поведения школьников. – Екатеринбург, 1997. Овчарова психология в начальной школе. – М., 1996. Овчарова практического психолога образования. – М., 2000. Шилова и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М., 2005. Клейберт девиантного поведения. - М., 2001.
Гоголева поведение и его профилактика. – М.:; Воронеж, 2003. Девиантное поведение детей и подростков: опыт педагогической работы по профилактике и коррекции. – Курган, 2004. Карпова диагностика отклоняющегося поведения школьников. – Екатеринбург, 1997. Овчарова психология в начальной школе. – М., 1996. Овчарова практического психолога образования. – М., 2000. Шилова и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М., 2005.
Леус Э.В. Методическое руководство по применению теста СДП (склонность к девиантному поведению)
Назначение метода

Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск) и прошла процедуру адаптации и стандартизации.

Методика предназначена для измерения для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения (ЗП), самоповреждающего поведения (СП), агрессивного поведения (АП), делинквентного поведения (ДП), социально обусловленного поведения (СОП) по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. В зависимости от набранной по шкале суммы баллов оценивают степень выраженности конкретных видов девиантного поведения: отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации , легкая степень социально-психологической дезадаптации, высокая степень социально-психологической дезадаптации. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии разного рода поведенческих девиаций у подростков при проведении мониторинговых исследований.
Теоретико-методологическое обоснование

Социально-психологическая дезадаптация предполагает нарушение способности индивида приспосабливаться к воздействиям социума и адаптироваться в нем непринятие им условий среды и жизнедеятельности. Проблема социальной дезадаптированности подростков является актуальной, так как деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост наркомании и преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи.

Девиантное поведение – это поступок, действие человека или группы лиц, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе, культуре, субкультуре, группе нормам и ожиданиям. В современной науке известны различные отраслевые подходы к классификации девиантного поведения: клинический (медицинская классификация поведенческих расстройств), социально-правовой (девиации поведения и девиантное поведение), педагогический (школьная и социальная дезадаптация), психологический. Проанализировав имеющиеся подходы, нами были выделены несколько ведущих типов аномального поведения личности, которым более всего подвержены несовершеннолетние: социально желаемое поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, аутоагрессивное поведение. Таким образом, важным является раннее выявление подростков группы риска, склонных к проявлениям девиантного поведения, а также выявление их агрессивной, аутоагрессивной и криминальной направленности.

Предлагаемая методика диагностики склонности к девиантному поведению (СДП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. При разработке способа учитывались наиболее распространенные виды поведенческих девиаций, такие как зависимое, суицидальное, агрессивное, делинквентное поведение, определяющие не только поведение и образ жизни подростка, но и несущих серьезные последствия для состояния здоровья.

Данный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации при девиантном поведении у подростков позволяет определить наличие и степень выраженностидевиаций у подростков. Конструирование способа проводилось в соответствие с классической теорией создания тестов; для измерения использовалась метрическая интервальная шкала , а измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным.
Для проведения массовых обследований и мониторинга, по нашему мнению, в первую очередь необходимо значительно упростить процедуру сбора первичной информации, заменив беседы с окружением подростка доступным тестом, который он заполняет самостоятельно, отмечая предпочтительные варианты ответа. Существуют различные подходы с попытками выявления девиантного поведения, например анкеты, карты наблюдений, планы, схемы для сбора первичного материала, которые предполагают беседу с родителями и ребенком, анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт. Например, шкала социально-психологической адаптированности; Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения; Определение склонности к девиантному поведению. Предложенная методика диагностики склонности к девиантному поведению для подростков содержит прямые и проективные вопросы, сгруппированные по следующим шкалам: социально одобряемое поведение (СОП), делинквентное (противоправное) (ДП), аддиктивное (зависимое) (ЗП), агрессивное (АП), самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП). Методика позволяет не только выявить склонность к девиантному поведению, но и дифференцировать его по основным видам проявления; заполняется за короткое время, что важно при работе с неусидчивыми, легковозбудимыми, трудными подростками. Простота обработки полученных результатов является достоинством метода при проведении массовых скрининговых обследований.
Описание шкал

Разработанный способ представляет собой опросник (приложение 1), состоящий из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.

В I блоке (вопросы с 1 по 15) оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов), как просоциальное, относительно-деструктивное, адаптированное к нормам ведущей, значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках.

Средние значения по шкале СОП соответствуют возрастной норма для подростков, для которых характерно общение , как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым.

Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоляции подростка от групп сверстников, замкнутости, скрытности.

Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может ыть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.

Во II блоке (вопросы с 16 по 30) – делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП) - оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

К числу делинквентных относятся: 1) административные правонарушения - нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах; 2) дисциплинарные проступки - это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, для подростков это прогулы без уважительных причин занятий, появление в учебном заведении или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств по месту учебы и в учебное время, нарушение правил безопасности; 3) преступления - общественно опасные деяния , предусмотренные уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания – кражи, причинение вреда здоровью, угоны транспорта, вандализм, терроризм и другие поступки, за которые предусматриваются меры уголовной ответственности с 16 лет, а за некоторые преступления с 14 лет; совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

В III блоке оценивается зависимое (аддиктивное) поведение (ЗП) (вопросы с 31 по 45) - 1) злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость; 2) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций; 3) не болезнь, а нарушение поведения.

Необходимо учитывать многообразие видов зависимостей: 1) традиционно трактуемые – химические – зависимость от психоактивных веществ; 2) промежуточные – аддикции к еде (голодание, переедание); 3) нехимические – патологическая склонность к азартным играм (гемблинг, лудомания), эротические (любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные), социально приемлемые (работоголизм, спортивная аддикция, компульсивный шопинг, зависимость от общения, религиозные аддикции), технологические – (интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, зависимость от мобильных телефонов и SMS, телевизионная аддикция), недифференцированные (зависимость от получения удовольствия, коллекционирование, фанатизм, духовный поиск).

В IV блоке оценивается агрессивное поведение (АП) (вопросы с 46 по 60) - вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

Агрессивный подросток противостоит родителям, свои авторитеты он ищет на стороне, что свойственно возрасту; он хочет, чтобы от него отстали , при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Агрессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие её формы имеют довольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки и критикой в адрес другого человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Так как базисными потребностями ребёнка является свобода и самоопределение, воспитатель, лишающий ребёнка свободы действий, убивает естественные силы его развития.

В V блоке оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП) (вопросы с 61 по 75), стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение, или незавершенными попытками.

В силу возрастных особенностей – высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса и другие – подростки составляют группу риска и требуют внимания к своим переживаниям. Специалисты, работающие с несовершеннолетними, должны иметь обширные знания по проблеме для осуществления превентивным мероприятий, знать научную трактовку понятий и их содержание, уметь говорить на сложную тему как с подростками, так и с их родителями (приложение 5).

Самоповреждающее поведение (self-injury) определяется как преднамеренное причинение вреда собственному телу в результате повреждения тканей организма; направлено на освобождение или уменьшение невыносимых эмоций - человек надеется справиться с эмоциональной болью, или связано с ощущением невозможности действовать или чувствовать.

Самоповреждающее поведение не обязательно ведет к суицидальным попыткам.

Признаки самоповреждающего поведения:

Умышленное желание нанести себе физический вред , преднамеренность, повторяемость;

Невозможность противостоять импульсу повредить себя;

Повреждение, но не смерть, является желаемым конечным результатом, отсутствие суицидального намерения, социальная неприемлемость;

Чувство напряжения или тревоги, предшествующие акту, и чувства облегчения или беспокойства после акта самоповреждения.

Самоповреждающее поведение включает в себя:

- психологический компонент - психологическое неблагополучие индивидуума и его стремление это неблагополучие преодолеть; форма ответа «на беспокоящие психологические симптомы или события окружающего мира»;

- физический компонент - физическая травматизация; вред, причиняемый собственному телу, включая акты удаления, разрушения, обезображивания или повреждения части тела независимо от явных или скрытых намерений - повреждение тканей и органов тела; причинение вреда телу посредством нарушений пищевого поведения (анорексия и булимия), татуировок, пирсинга, ряда навязчивых действий (обкусывание ногтей и губ, выдергивание волос, щипание кожи), вывихов суставов пальцев, а также других форм несмертельного повреждения (кусание рук и других частей тела, царапанье кожи, расчесывание ран, язв, швов, родимых пятен, самопорезы, перфорация частей тела с помещением в отверстие инородных предметов, удары кулаком и головой о предметы и самоизбиение (чаще – кулаком, проводом), уколы (булавками, гвоздями, проволокой, ручкой), самоожоги (чаще – сигаретой), неполное самоудушение злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами и наркотиками (с отравлением и передозировкой без суицидального намерения), глотание коррозийных химикалий, батареек, булавок;

- скрытые формы - поведение, связанное с пренебрежением опасностью, повышенным риском, стремлением к возбуждающим переживаниям или с избеганием депрессии.

*Терминология:

Самоповреждение - попытка самоисцеления, когда локальное саморазрушение, будучи формой частичного суицида, предотвращает тотальный суицид.

Самоповреждающее поведение - нарушение волевого контроля, определенный синдром, благодаря которому акты самоповреждения становятся повторяющимися ответами на беспокоящие психологические симптомы или события окружающего мира ; это поведение, которое связано с нанесением человеком себе физических повреждений без суицидального намерения, которые видно дольше нескольких минут.

Парасуицид - поведение, имитирующее суицидальное, но без намерения убить себя.

Самоубийство , суицид - преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя:

Суицидальные покушения - все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия)

Суицидальные попытки - это демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта

Суицидальные проявления - мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
Структура теста, процедура проведения

Решение данной задачи осуществляется ответами на вопросы теста. Испытуемому предлагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из трех возможных предлагаемых вариантов ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в бланке. Экспериментаторам нельзя допускать пропуск вопросов, так как это не позволит получить достоверный результат (приложение 2).

При обработке бланков, каждый ответ оценивается в количестве от 2 до 0 баллов; «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Максимально по каждой шкале испытуемый может получить 30 баллов. Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социально-психологической дезадаптации: значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация, от 11 до 20 – легкая степень социально-психологической дезадаптации, от 0 до 10 – отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации (приложение 3).
Разработанный способ оценки степени социально-психологической дезадаптации вследствие выраженности девиантного поведения у подростков позволяет не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены.
Апробация

Апробация и стандартизация методики была проведена на выборке подростков разного возраста и пола, с разным жизненным опытом, разной степенью выраженности девиаций в поведении. В исследовании участвовали 1919 человек, как имеющих, так и не имеющих ранее зафиксированных видов изучаемого поведения, учащихся общеобразовательных учреждений г. Архангельска и Архангельской области.
На основании результатов исследования выявлены идентичные тенденции распространенности разных форм поведенческих отклонений не зависимо от пола и возраста. Более всего представлена направленность на социально предпочитаемое поведение среди сверстников или значимых взрослых, родителей, что является проявлением возрастных особенностей. На втором месте находится аутоагрессивное поведение с причинением вреда самому себе, которое чаще проявляется в виде демонстративного суицида и угроз в адрес родителей. На третьем месте - делинквентное поведение - правонарушительные или противоправные действия, не несущие за собой уголовной ответственности. Далее следует проявление агрессивного поведения , либо скрываемая потребность в вербальнных или физических действиях по отношению к окружающим для снятия физического и психического напряжения, как ответная реакция на жесткие действия сверстников или взрослых. Менее всего проявляется склонность к аддиктивному, зависимому поведению, использованию каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Полученные в процессе исследования данные позволили установить примерные средние значения по каждой шкале теста, с учетом дифференциации по возрасту (приложение 4).
Представленный тест СДП дает возможность не только объективизировать картину поведенческой дезадаптации, но и посмотреть, какие из видов поведения нарушены; определить степень различных форм девиантного поведения достаточно быстро и эффективно, что способствует раннему выявлению подростков группы риска, позволяет применять адекватные методы первичной профилактики и коррекционного воздействия, планировать работу с семьей.

Loading...Loading...