Должностная инструкция школьного психолога. Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей

Должностные обязанности психолога зависят прежде всего от того, в какой организации он работает. Если речь идет о школе, то точное название должности такого специалиста скорее всего будет педагог-психолог, и для этого случая у нас разработана соответствующая . Данный образец должностной инструкции психолога предназначен для специалиста, занимающегося работой с персоналом. Поэтому среди должностных обязанностей психолога – адаптация и мотивация сотрудников, участие в формировании корпоративной культуры и пр.

Должностная инструкция психолога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Психолог относится к категории специалистов.
1.2. Психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Психолог подчиняется непосредственно генеральному директору / директору по персоналу.
1.4. На время отсутствия психолога его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность психолога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное образование (психологическое) и стаж работы от двух лет.
1.6. Психолог должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом;
- структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития;
- кадровую политику и стратегию предприятия;
- системы и методы оценки персонала;
- основы общей психологии, социальной психологии, психологии труда, психологического консультирования;
- основы профессиографии, профориентационной работы.
1.7. Психолог руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности психолога

Психолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
2.2. Выявляет наиболее актуальные вопросы и проблемы, требующие решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
2.3. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
2.4. Готовит предложения руководству и участвует в реализации мероприятий, направленных на повышение производительности труда и удовлетворенности трудом.
2.5. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.
2.6. Разрабатывает и применяет на практике методики оценки организационной культуры, морально-психологического климата и стилей управления в компании и предоставляет руководству систематизированную информацию и рекомендации по результатам изучения.
2.7. Участвует в реализации мероприятий по формированию и транслировании корпоративной культуры и улучшению социально-психологического климата в коллективе.
2.8. Консультирует руководителей подразделений по вопросам психологии управления, рекламы, ведения переговоров, работы с персоналом и клиентами.
2.9. Отбирает адекватные поставленным задачам методы и методики диагностики персонала и проводит диагностику, дает качественный анализ и интерпретацию результатов диагностики и рекомендации руководителям подразделений.
2.10. Проводит собеседования с соискателями и увольняющимися сотрудниками.
2.11. Систематически проводит анализ обратной связи по результатам реализации проводимых мероприятий, вносит изменения в проводимые мероприятия.
2.15. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права психолога

Психолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.

4. Ответственность психолога

Психолог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции психолога, образец 2019 года. Должностная инструкция психолога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

В должностной инструкции психолога должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности психолога

1) Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Психолог должен знать

2) Психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации психолога

3) Требования к квалификации.

1. Общие положения

1. Психолог относится к категории специалистов.

  • Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
  • Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

3. Психолог принимается на должность и освобождается от должности директором организации.

4. Психолог должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
  • психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
  • методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
  • технические средства, применяемые при изучении условий труда;
  • передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
  • основы технологии производства;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы профориентационной работы;
  • законодательство о труде;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. В своей деятельности психолог руководствуется:

  • законодательством РФ,
  • Уставом организации,
  • приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
  • настоящей должностной инструкцией,
  • Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.

7. На время отсутствия психолога (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности психолога

Психолог:

1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

13. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

14. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.

15. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,

17. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.

3. Права психолога

Психолог имеет право:

1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:

  • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
  • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
  • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность психолога

Психолог несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


Должностная инструкция психолога - образец 2019 года. Должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

I. Общие положения:

1.1. Настоящая инструкция разработана на основании временной квалификационной характеристики психолога, утвержденной приказом министра образования и науки от 08.07.96г. №296
1.2. Психолог школы назначается и освобождается от должности в установленном порядке из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или переподготовку на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации "Практический психолог в учреждениях образования"
1.3. Психолог школы непосредственно подчиняется директору.
1.4. Психолог школы в своей работе руководствуется положением о психологической службе, этическим кодексом психолога, международными и республиканскими нормативными актами, относящимися к правам ребенка, нормативными документами об образовании, уставом школы и настоящей инструкцией.

II. Обязанности школьного психолога

Психолог школы по своей должности выполняет следующие обязанности:
2.1. Заботиться о психическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей, психологически комфортной среды.
2.2. Проводит регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет и контроль
2.3. Проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций.
2.4. Ведет просветительскую работу среди детей, учащейся молодежи, родителей, преподавателей. Ведет консультационную работу. Планирует и организует профориентационные исследования и профконсультации. Обеспечивает психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска.
2.5. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективно воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов.
2.6. Осуществляет работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.
2.7. Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.
2.8. Формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, детей, новых методиках диагностики.

III. Права школьного психолога

Психолог школы имеет права:
3.1. Самостоятельно апробировать новые диагностические и коррекционные методики программы.
3.2. Инициировать и принимать участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, обучающих программ, тестовых методик.
3.3. Принимать участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.
3.4. На защиту от необоснованного вмешательства кого бы то ни было в свою профессиональную деятельность.
3.5. Давать в рамках предоставленных руководителем школы полномочий обязательные распоряжения педагогам и учащимся.
3.6. От лица школы вызывать родителей, проводить с ними другую работу, предусмотренную планами и программами.
3.7. Избирать и быть избранным в органы самоуправления школы.

IV. Ответственность школьного психолога

Психолог несет ответственность перед директором школы:
4.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в п.2, а также за нарушение устава и правил внутреннего трудового распорядка.
4.2. За обеспечение сохранности имущества, оборудования, приборов и других материалов и ценностей, переданных в пользование для обеспечения профессиональной деятельности.

V. Оценка работы школьного психолога

5.1. Работа психолога оценивается администрацией школы по следующим критериям:
- Диагностика и коррекция эмоциональных состояний
- Диагностика и коррекция познавательных процессов
- Диагностика и коррекция межличностных отношений
- Диагностика и коррекция психического развития
- Индивидуальная и групповая психотерапия.

VI. Замена по работе школьного психолога

6.1 Психолог по распоряжению директора школы может временно исполнять обязанности одного из заместителей директора в случае отсутствия последнего по уважительным причинам.

Должностная инструкция школьного психолога. Вариант 2.

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе уставно-квалификационной характеристики педагога-психолога, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования Российской Федерации [ Госкомвуза Российской Федерации от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65).
1.2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Педагог-психолог должен иметь высшее или среднее психологическое образование либо высшее или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы.
1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, И органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся (воспитанников); трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции педагога-психолога

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
2.1. психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе;
2.2. профилактика возникновения социальной дезадаптации;
2.3. оказание психологической помощи обучающимся (воспитанникам) и другим участникам образовательного процесса;

3. Должностные обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения;
3.2. содействует охране прав обучающихся (воспитанников) в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;
3.3. способствует гармонизации социальной сферы школы и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
3.4. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников), и принимает меры по оказанию им различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
3.5. оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (законным представителям) педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;
3.6. проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
3.7. составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);
3.8. ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности;
3.9. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
3.10. осуществляет поиск и психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию;
3.11. определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
3.12. формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания;
3.13. консультирует работников школы по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (законных представителей);
3.14. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
3.15. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;
3.16. систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
3.17. участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
3.18. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
3.19. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

4. Права педагога-психолога

Педагог-психолог имеет право:
4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;
4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;
4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.6. свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы;
4.7. повышать квалификацию;
4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

5. Ответственность педагога-психолога

5.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности педагога-психолога

Педагог-психолог:
6.1. работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы;
6.2. планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет директору школы отчет о своей деятельности по первому требованию;
6.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников);

Должностная инструкция педагога психолога


I. Общие положения
1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; свыше 6 лет) или высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; от 6 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию. (II, I, высшую)
3. Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению.
4. Педагог-психолог должен знать:
4.1. Конституцию РФ.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Декларацию прав и свобод человека.
4.4. Конвенцию о правах ребенка.
4.5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты.
4.6. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.
4.8. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно (директору учреждения; иному должностному лицу)
6. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности педагога-психолога
Педагог-психолог :
1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.
2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
5. Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
6. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).
8. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
10. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
11. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
12. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

III. Права педагога-психолога
Педагог-психолог вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность педагога-психолога
Педагог-психолог несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации

Примерная должностная инструкция педагога-психолога
среднего специального учебного заведения

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог является работником образовательного учреждения среднего профессионального образования, осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья студентов, их родителей, преподавателей и других участников образовательного процесса.

1.2. Педагог-психолог назначается приказом директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и непосредственно подчиняется руководителю психологической службы или директору образовательного учреждения.

1.3. Педагог-психолог в своей работе опирается на Конституцию Российской Федерации; Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов; основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека); Декларацию прав и свобод человека; Федеральный закон «Об образовании»; Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда (требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий учебного заведения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты), здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.

2. Требования к знаниям и умениям педагога-психолога

2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.

2.2. Педагог-психолог должен владеть: методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

3. Обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог обязан:

– обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;

– по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;

– оказывать помощь студентам в процессе адаптации;

– выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;

– оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

– участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– содействовать формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;

– оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

– участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;

– содействовать развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;

– содействовать предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;

– повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;

– участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;

– содействовать творческому развитию одаренных студентов;

– консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

– консультировать студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

– осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;

– осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;

– систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.

5. Права педагога-психолога

Педагог-психолог имеет право:

– знакомиться с документацией образовательного учреждения;

– участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;

– участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др. комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;

– сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;

– самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;

– самостоятельно формировать конкретные задачи работы с студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;

– повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;

– проводить групповые и индивидуальные социально – психологические обследования;

– участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;

– участвовать в формировании корпоративной культуры;

– вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);

– консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;

– выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации;

– участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;

– участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;

– обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.

Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей должен знать:

Конвенцию о правах ребенка;

Национальные стандарты РФ в области социального обслуживания населения;

Теорию и методику социальной работы;

Программно-методическую литературу по социальной работе;

Передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;

Педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда и пожарной безопасности;

- [иные знания].

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия клиента.

2.2. Принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).

2.3. Проводит психологическую диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей.

2.4. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии несовершеннолетних, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.5. Выявляет психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждения, участвует в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.

2.6. Формирует психологическую культуру детей и подростков, родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

2.7. Разрабатывает индивидуальные и групповые программы социально-психологической реабилитации.

2.8. Определяет задачи, формы, методы психолого-педагогической работы на основе индивидуальных и групповых программ реабилитации.

2.9. Оказывает социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей семьи группы риска.

2.10. Осуществляет комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием.

2.11. Предоставляет отчеты о проделанной работе в определенные сроки.

2.12. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Loading...Loading...