Как начинается рабочий день водителя общественного транспорта
Для работы водителей характерно 4 типа времени:
время управления автомобилем – период времени, когда водитель выполняет свою непосредственную обязанность – управляет автобусом (продолжительность управления);
время рабочее активное – время, когда автобус находится в остановленном состоянии, а водитель не выполняет своих непосредственных обязанностей, но, тем не менее, занят каким-либо физическим трудом (ремонт и обслуживание автобуса, заправка и мойка, присутствие при посадке, высадке пассажиров и т.д.);
время рабочее пассивное – время, когда водитель не занят активным физическим трудом, но в то же время не может покинуть рабочее место, а именно: время, проводимое вторым членом экипажа в движемся автобусе. Время ожидания в течение, которого водители не обязаны оставаться на своих рабочих местах, иначе как реагирование на возможные сигналы к налу или возобновлению вождения, либо к выполнению другой работы;
время отдыха водителя. Автобус находится на стоянке, водитель отдыхает в гостинице, мотеле, кемпинге либо в автобусе, если иметься специальное место для сна предусмотренное конструкцией ТС. Сюда же относятся перерыва в управлении
Продолжительность управления не должна превышать 9 часов в сутки. Она может быть увеличена до 10 часов не более двух в течение одной недели. Продолжительность управления в течение недели не должна превышать 56 часов. При этом в течение двух любых последовательных недель она не должна превышать 90 часов.
После 4,5 часов управления транспортным средством водителю должен предоставляться отдых продолжительностью не менее 45 минут, который может быть заменен двумя перерывами продолжительностью 15 и 30 минут.
В течение 24 часов должен предоставляться ежедневный отдых не менее 11 часов, который может быть разбит на 2 периода: первый – не менее 3 часов, второй – не менее 9 часов. Ежедневный отдых может быть сокращен до 9 часов не более 3 раз в течение недели.
Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, должны иметь нормальный еженедельный период отдыха не менее 45 часов каждую неделю. Еженедельный отдых для двух водителей может быть сокращен не более чем до 24 часов с компенсацией отдыха целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.
График работы водителей представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – График работы водителей
День работы |
Первый водитель |
Второй водитель |
|||||
Отправление в рейс, посадка пассажиров 0:30 |
Отдых в автобусе |
||||||
Движение 3:41 |
|||||||
Смена водителей 0:10 |
|||||||
Отдых в автобусе |
Движение 3:31 |
||||||
Заправка автобуса 0:20 |
|||||||
Движение 0:07 |
|||||||
Движение 3:26 |
Отдых в автобусе |
||||||
Смена водителей 0:10 |
|||||||
Отдых в автобусе |
Движение 3:31 |
||||||
Ежедневный отдых 9:34 |
|||||||
Время |
за рулем | ||||||
работы | |||||||
Экскурсия, заправка автобуса 10:00 |
|||||||
Движение 1:57 |
Отдых в автобусе |
||||||
Смена водителей 0:10 |
|||||||
Отдых в автобусе |
Движение 1:50 |
||||||
Ежедневный отдых 10:03 |
|||||||
Время |
за рулем | ||||||
работы | |||||||
Продолжение таблицы 2.3 |
|||||||
Экскурсия 10:00 |
|||||||
Отдых в автобусе |
Движение 2:38 |
||||||
Смена водителей 0:10 |
|||||||
Движение 2:21 |
Отдых в автобусе |
||||||
Ежедневный отдых 9:41 |
|||||||
Время |
за рулем | ||||||
работы | |||||||
Движение 2:52 |
Отдых в автобусе |
||||||
Экскурсия 10:00 |
|||||||
Ежедневный отдых 10:08 |
|||||||
Время |
за рулем | ||||||
работы | |||||||
Отдых в автобусе |
Движение 2:52 |
||||||
Смена водителей 0:10 |
|||||||
Движение 4:17 |
Отдых в автобусе |
||||||
Смена водителей, заправка автобуса 0:20 |
|||||||
Отдых в автобусе |
Движение 4:35 |
||||||
Ежедневный отдых 10:00 |
|||||||
Время |
за рулем | ||||||
работы | |||||||
Отдых в автобусе |
Движение 3:51 |
||||||
Смена водителей 0:10 |
|||||||
Движение 0:59 |
Отдых в автобусе |
||||||
Пограничный и таможенный контроль 1:30 |
|||||||
Заправка автобуса 0:20 |
Отдых в автобусе |
||||||
Движение 3:34 |
|||||||
Смена водителей 0:10 |
|||||||
Отдых в автобусе |
Движение 2:02 |
||||||
Смена водителей 0:10 |
|||||||
Движение 1:49 |
Отдых в автобусе |
||||||
Прибытие, высадка пассажиров 0:15 |
|||||||
Время |
за рулем | ||||||
работы | |||||||
Итого |
за рулем | ||||||
работы |
Организация труда водителей должна обеспечивать:
- безопасность перевозок грузов
- транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы
- Время управления автомобилем.
- Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
- Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте доставки или в пути перед началом и после окончания смены.
- Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
- Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.
- Время простоев не по вине водителя.
- Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
- Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем.
- Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.
- Время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей.
- Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания.
- Ежедневный и еженедельный отдых, отдых в праздничные и другие дни, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
- Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, не позднее чем через 4 часа после начала работы.
Так,
Водитель должен знать:
- четкую работу автотранспортных средств
- безопасность перевозок грузов
- полное использование нормы рабочего времени за учетный период
- соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую производительность труда
Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:
- подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении
- время на проведение предрейсового медицинского осмотра
- танспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы
В целом состав рабочего времени водителя выглядит следующим образом:
1. Время управления автомобилем.
2. Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
3. Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте доставки или в пути перед началом и после окончания смены.
4. Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
5. Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.
6. Время простоев не по вине водителя.
7. Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
8. Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем.
9. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.
10.Время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей.
Режим груда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки, устанавливают в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 25.06.99 № 16 (с изм. на 23.10.01).
Действие этого Положения распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации:
- организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ)
- предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов с коммерческой целью, а также использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд.
В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии, по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.
При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы смены не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством (ст. 99 Трудового кодекса РФ).
Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов, а в условиях горной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.
После первых трех часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут; в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
При предоставлении водителю перерыва для отдыха и питания указанные кратковременные остановки водителя для отдыха не предусматриваются.
Состав и продолжительность подготовительных работ, включаемых в подготовительное время и время проведения медицинского осмотра водителя, устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю.
Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.
Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
Время отдыха водителей устанавливается и в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Водители пользуются правом на:
1. Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания.
2. Ежедневный и еженедельный отдых, отдых в праздничные и другие дни, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, не позднее чем через 4 часа после начала работы.
При установленной графиком продолжительности ежедневного рабочего времени более 8 часов водителю предоставляется два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов. Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, притом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.
При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода. Графики работы составляются для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей за две недели до введения их в действие. В них устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха. График работы (сменности) водителей утверждается администрацией автотранспортного предприятия. Об изменении графика работы водителя он должен быть поставлен в известность не менее чем за сутки до начала работы.
Автотранспортное предприятие обязано обеспечить минимальные, в пределах установленных норм, затраты времени на подготовку автотранспорта к выезду, оформление путевой документации.
Отдел эксплуатации автотранспортного предприятия, выполняющего грузовые перевозки, с целью обеспечения безопасности движения автотранспорта осуществляет:
1.Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.
2. Обеспечение водителей перед выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.
3. Анализ выполнения всех предусмотренных рейсов.
4. Регулярные проверки наличия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обязательной отметкой в путевом листе.
5. Установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, заносы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов.
6. Контроль за режимом труда и отдыха водителей.
7. Установление режима работы и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки.
8. Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями «Правил дорожного движения».
9. Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки.
10. Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанную в технической характеристике автомобиля данной марки.
Формы организации труда водителей, применяемые в зависимости от характера грузопотоков, протяженности маршрутов и режима работы:
1. Работа водителей организуется по индивидуальному или бригадному методу организации груда.
Бригады водителей создаются по принципу обслуживаемых объектов путем объединения водителей, занятых вывозом продукции с предприятий-изготовителей, железнодорожных станций, торгово-посреднических предприятий и т.д. Руководство бригадой осуществляет бригадир. Состав бригады и количество подвижного состава, закрепленного за ней, определяется исходя из объема и характера перевозок, а также режима работы пунктов переработки грузов.
2. На регулярных междугородных маршрутах должны применяться следующие системы организации труда водителей:
- одиночная езда - в автомобиле в течение всего оборота на маршруте работает один водитель. Применяется, как правило, на маршрутах, где оборот автомобиля совершается в течение рабочей смены водителя;
- сменная езда – автомобиль обслуживается бригадой водителей, смена которых производится на границах смежных участков, устанавливаемых в пунктах расположения автотранспортных предприятий или других населенных пунктах. Каждый водитель работает в одном автомобиле на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км;
- сменно-групповая езда – за несколькими автомобилями закрепляют бригаду водителей, каждый водитель работает на разных автомобилях, но на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км.
Для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя на грузовых автотранспортных средствах устанавливаются тахографы.
Правила использования тахографов на автомобильном транспорту в Российской Федерации утверждены приказом Министра транспорта РФ от 07.07.1998 № 86. Они были разработаны и введены в действие е целях реализации постановления Правительства РФ от 03.08.1996 №922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», которым было предусмотрено оснащение вновь изготавливаемых грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами с 1 января 1998 г.
Тахографы, применяемые на грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. В связи с установкой тахографов на транспортных средствах на водителей и руководство транспортных организаций возлагается ряд дополнительных обязанностей.
Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31 (с изм. на 04.08.2000) в составе тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих утверждены характеристики на водителей автомобилей 4-6 разрядов.
Так,водитель грузового автомобиля 4-го разряда выполняет следующие работы:
1. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 0 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
2. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство (транспортную организацию).
4. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля.
5. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.
6. Оформление путевых документов.
7. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).
Работа водителя автомобиля 5-го разряда заключается в следующем:
1. Упражнение грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездом - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
2. Устранение возникших во время работы на линии эксплутационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов.
3. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
4. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы технического обслуживания автомобилей.
При этом он тарифицируется на один разряд выше).
Водителю присваивается 6 разряд, если он осуществляет управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
Водитель должен знать:
1. Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей.
2. Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.
3. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля.
4. Порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.
5. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин.
6. Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.
7. Правила перевозки грузов, в т.ч. скоропортящихся и опасных.
8. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля.
9. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
10. Устройство радиоустановки и компостеров.
11. Правила подачи автомобилей под по грузку-разгрузку.
12. Правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля
Если водитель осуществляет перевозки опасных грузов, то ему необходимо знать:
1. Общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности.
2. Основные виды опасности.
3. Превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности.
4. Меры, принимаемые после дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного движения, основные знания в области использования защитного оборудования, пр.).
5. Знаки и маркировку для обозначения опасности.
6. Назначение технического оборудования транспортного средства и управления им.
7. Поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.
Обязанности водителей
- Обеспечение правильной эксплуатации тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы.
- Своевременная установка, замена и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также обеспечение их сохранности.
- Использование регистрационных листов каждый день, в течение которого он управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки.
- При выходе тахографа из строя ведение записи режима труда и отдыха на обороте своего регистрационного листа от руки с использованием нанесенной на пего сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирование об этом транспортной организации.
- Наличие и предъявление для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненных регистрационных листов за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого он управлял транспортным средством.
Предоставление возможности сотрудникам инспектирующих органов производить контроль описка клейма и установленных на тахографах табличек с параметрами его настройки
Обязанности транспортной организации
- Выдача водителям достаточного количества регистрационных листов установленного образца, пригодных для использования е тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом в виду персональный характер регистрационных листов.
- Хранение заполненных регистрационных листов каждого водителя в течение не менее чем 1 2 месяцев со дня последней записи и свидетельства о проверках тахографов - в течение 3 лет с момента их выдачи.
- Анализ данных в регистрационных листах и, в случае установления нарушений, принятие мер по их пресечению.
- Предъявление заполненных регистрационных листов каждого водителя для контроля сотрудникам инспектирующих органов.
Обеспечение исправных тахографов, установленных на транспортных средствах.
График сменности водителей - образец его составления приводится ниже - важный документ, используемый для учета рабочего времени сотрудников организации. Рассмотрим подробнее, что представляет собой этот график.
Что такой сменный график работы водителей?
График сменности для водителей представляет собой документ, который отражает учет времени работы водителей. Речь идет о сменном труде. Главное правило, которое законодатель предъявляет к составлению этой бумаги, — время работы водителей, которое измеряется в часах, не должно превышать максимально допустимой продолжительности смены; при этом общее количество смен (если ведется суммированный учет рабочего времени) должно обеспечивать соблюдение норм рабочего времени за учетный период.
Общее правило гласит: в течение одной смены без перерыва водитель может управлять автомобилем не более 9 часов. Однако если в организации введен суммированный учет рабочего времени, то управлять машиной без перерыва водитель может до 10 часов в смену, но не более 2 раз за одну неделю.
В рабочее время водителей будет включаться не только промежуток, в течение которого они управляют автомобилем, но и тот временной отрезок, когда они отдыхают, подготавливают транспорт к выезду, проходят медосмотр, ожидают погрузку и т. д.
Как правило, график утверждается руководителем организации. Его составлением занимается специалист отдела кадров или непосредственный руководитель водителей. График составляется 1 раз в месяц (может быть как чаще, так и реже) и после утверждения руководителем компании передается в бухгалтерию для расчета зарплаты.
Законодатель не допускает возможности работы водителя в течение 2 и более смен подряд без перерывов.
Ниже мы рассмотрим образец составления документа и укажем основные моменты, на которые стоит обратить внимание при оформлении графика.
График сменности водителей: образец
Законодатель не предъявляет никаких требований к форме и содержанию графика сменности. Именно поэтому работодатель вправе в локальных актах утвердить свои требования к составлению документа. Для того чтобы сформировать график, руководитель организации вправе воспользоваться унифицированной формой, которая применяется для табеля учета рабочего времени (Т-12 или Т-13).
С учетом этого желательно в графике сменности отразить следующую информацию:
- Табельный номер работника согласно сведениям из отдела кадров. Этот номер указывается в личной карточке.
- Ф. И. О. сотрудника.
- Должность в соответствии с трудовым договором.
- Календарные дни, в которые он работал.
- Подсчет рабочих дней и часов в отчетном периоде.
- При наличии считаются также выходные дни и дни отпуска.
В графике сменности должны быть разъяснения о том, сколько:
- рабочих смен было в месяце;
- составляет продолжительность одной смены;
- длится перерыв для отдыха;
- имеется работающих водителей;
- составляет норма рабочего времени.
- указание на смены (1, 2, 3 и т. д.);
- время выезда на маршрут;
- время окончания смены;
- перерыв, который используется для отдыха или питания;
- время возвращения с маршрута;
- окончание смены.
С графиком в обязательном порядке должны быть ознакомлены сотрудники, сведения о работе которых включены в документ. В отличие от табеля учета рабочего времени, который также может использоваться в организации, когда подписи не требуется, для графика законодатель ввел это правило в качестве обязательного. В противном случае работник не будет знать свой график трудовой деятельности, время отдыха, начала и конца смены и т. д.
Найти образец графика сменности для водителей можно на нашем сайте.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируются приказами:
– Минтранса России от 18.10.2005 №127 для водителей трамвая и троллейбуса;
– Минтранса России от 08.06.2005 №63 для работников метрополитена;
– МПС России от 05.03.2004 №7 для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, и пр.;
– Минтранса России от 20.08.2004 №15 для водителей автомобилей (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).
В статье рассмотрим особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
С 05.07.2014 вступили в силу поправки, принятые Приказом Минтранса России от 24.12.2013 №484 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
Изменения затронули в основном перераспределение времени отдыха в течение рабочего дня и времени ежедневного отдыха водителей. Это перераспределение надо учитывать при расчете зарплаты водителям.
Положение, утвержденное Минтрансом России от 20.08.2004 №15, устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность.
Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством РФ о труде.
1. Рабочее время водителя
Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.
П. 15 Положения установлено, что рабочее время водителей включает:
– время управления автомобилем;
– время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
– подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
– время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
– время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
– время простоев не по вине водителя;
– время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
– время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
– время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
– время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно ч. 2 ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
1.1. Режим рабочего времени водителя
Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен соответствовать:
– условиям трудового договора;
– правилам внутреннего трудового распорядка организации;
– графику работы (сменности).
Согласно п. 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю . При этом нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
– 8 ч. – для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями;
– 7 ч. – для водителей, работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем.
Если нормальная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 1 мес. (п. 8 Положения) или до 6 мес. – на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 ч. (п. 9 Положения), но не более двух раз в неделю (п. 17 Положения). Однако за две недели подряд время управления автомобилем не должно превышать 90 ч.
При междугородных перевозках оно может быть увеличено до 12 ч. А если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительность более 12 ч., согласно новой редакции п. 10 Положения в рейс направляются двое и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха.
Также до 12 ч. можно увеличить смену и для водителей, осуществляющих перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях. Такое увеличение возможно, только если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы не превышает 9 ч. (п.12 Положения).
Согласно п. 13 Положения водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 ч. после начала работы. А продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 ч. без учета времени для отдыха и питания. При этом общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительность ежедневной работы (смены).
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. До внесения изменений перерыв предоставлялся в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей (п. 13 Положения).
1.1.1. Установление режима сменной работы для водителя
Для водителей автомобиля может быть установлен сменный режим работы.
Согласно ст.103 ТК РФ, работодатель должен составить графики сменности и не позднее, чем за 1 мес. до введения в действие графиков сменности они должны быть доведены работодателем до сведения работников
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем, с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
1.1.2. Ненормированный рабочий день водителя
Согласно ст. 101 ТК РФ и п. 14 Положения допускается установление режима ненормированного рабочего дня для водителей легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также для водителей автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.
В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом (например, ПВТР) или коллективным договором (ст. 101 ТК РФ).
1.2. Сверхурочная работа водителя
Согласно п. 23 Положения применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч., за исключением случаев, предусмотренных пп. 1,3 ч.2 ст. 99 ТК РФ.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч. в течение двух дней подряд и 120 ч. в год.
2. Время отдыха водителя
Согласно ст. 106 и 107 ТК РФ, работодатель обязан предоставлять им перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска.
2.1. Перерыв для отдыха и питания
Продолжительность перерыва для отдыха и питания, предоставляемого водителю, должна составлять не менее 30 мин. , но не более 2 ч. в течение смены или рабочего дня (ч. 1 ст. 108 ТК РФ, абз. 1 п. 24 Положения). Если водитель работает по графику сменности, и ежедневная работа превышает 8 ч., то ему предоставляется два перерыва (абз. 2 п. 24 Положения). При этом их общая продолжительность должна составлять от 30 мин. до 2 ч.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
2.2. Междусменный отдых
Согласно п. 25 Положения, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену ).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч.
На регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность времени ежедневного отдыха водителей составляет 12 ч. С учетом удаленности места отдыха работника она может быть сокращена не более чем на 3 ч., то есть до 9 ч. Эту переработку надо компенсировать предоставлением времени отдыха не менее 48 ч. сразу после окончания удлиненной рабочей смены. Поскольку переработка предусмотрена графиком работы (сменности) и компенсируется предоставлением времени отдыха, то она не является сверхурочной работой и поэтому оплачивается в одинарном размере. Такое перераспределение времени отдыха возможно по письменному заявлению работника (по согласованию с профсоюзом при его наличии).
На междугородных перевозках продолжительность ежедневного времени отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 ч .
Этот отдых можно:
– сократить до 9 ч., но не более трех раз в течение одной недели. Переработка в этом случае также не является сверхурочной работой по тем же причинам, что и в предыдущем случае. Следовательно, она оплачивается в одинарном размере. Переработка компенсируется путем предоставления водителю до конца следующей недели дополнительного времени отдыха, которое суммарно должно быть равно времени сокращения ежедневного отдыха. Например, если в течение недели время отдыха сокращали три раза на 2 ч., то есть суммарно его сократили на 6 часов, то до конца следующей недели эти 6 часов надо добавить к времени ежедневного отдыха водителя. Их можно распределить как равномерно, так и неравномерно;
– в те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 ч., при условии, что один из них будет не менее 8 ч. подряд. Тогда общую продолжительность времени ежедневного отдыха надо увеличить не менее чем до 12 ч. Такое увеличение не ведет к уменьшению нормы рабочего времени. А, следовательно, и к уменьшению зарплаты работника. Причем если в течение каждых 30 ч. автомобилем управляли как минимум два водителя, каждому из них надо предоставить перерыв не менее 8 ч. подряд.
2.3. Еженедельный отдых
Согласно п. 26 Положения, еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч.
При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
2.4. Предоставление водителю отпуска
Согласно ст.115,122 ТК РФ, работнику должен предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. В соответствии со ст. 116 ТК РФ работники транспортных организаций имеют право и на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительность которого не может быть менее 7 календарных дней, а также за особый характер работы.
Если водитель трудится в режиме ненормированного рабочего дня, ему полагается за это дополнительный отпуск продолжительностью не менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).
3. Последствия нарушения режима труда и отдыха, установленного водителю
За нарушение режима труда и отдыха, установленного водителю, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Ст. 5.27 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.