Как начинается рабочий день водителя общественного транспорта

Для работы водителей характерно 4 типа времени:

    время управления автомобилем – период времени, когда водитель выполняет свою непосредственную обязанность – управляет автобусом (продолжительность управления);

    время рабочее активное – время, когда автобус находится в остановленном состоянии, а водитель не выполняет своих непосредственных обязанностей, но, тем не менее, занят каким-либо физическим трудом (ремонт и обслуживание автобуса, заправка и мойка, присутствие при посадке, высадке пассажиров и т.д.);

    время рабочее пассивное – время, когда водитель не занят активным физическим трудом, но в то же время не может покинуть рабочее место, а именно: время, проводимое вторым членом экипажа в движемся автобусе. Время ожидания в течение, которого водители не обязаны оставаться на своих рабочих местах, иначе как реагирование на возможные сигналы к налу или возобновлению вождения, либо к выполнению другой работы;

    время отдыха водителя. Автобус находится на стоянке, водитель отдыхает в гостинице, мотеле, кемпинге либо в автобусе, если иметься специальное место для сна предусмотренное конструкцией ТС. Сюда же относятся перерыва в управлении

Продолжительность управления не должна превышать 9 часов в сутки. Она может быть увеличена до 10 часов не более двух в течение одной недели. Продолжительность управления в течение недели не должна превышать 56 часов. При этом в течение двух любых последовательных недель она не должна превышать 90 часов.

После 4,5 часов управления транспортным средством водителю должен предоставляться отдых продолжительностью не менее 45 минут, который может быть заменен двумя перерывами продолжительностью 15 и 30 минут.

В течение 24 часов должен предоставляться ежедневный отдых не менее 11 часов, который может быть разбит на 2 периода: первый – не менее 3 часов, второй – не менее 9 часов. Ежедневный отдых может быть сокращен до 9 часов не более 3 раз в течение недели.

Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, должны иметь нормальный еженедельный период отдыха не менее 45 часов каждую неделю. Еженедельный отдых для двух водителей может быть сокращен не более чем до 24 часов с компенсацией отдыха целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.

График работы водителей представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3 График работы водителей

День работы

Первый водитель

Второй водитель

Отправление в рейс, посадка пассажиров 0:30

Отдых в автобусе

Движение 3:41

Смена водителей 0:10

Отдых в автобусе

Движение 3:31

Заправка автобуса 0:20

Движение 0:07

Движение 3:26

Отдых в автобусе

Смена водителей 0:10

Отдых в автобусе

Движение 3:31

Ежедневный отдых 9:34

Время

за рулем

работы

Экскурсия, заправка автобуса 10:00

Движение 1:57

Отдых в автобусе

Смена водителей 0:10

Отдых в автобусе

Движение 1:50

Ежедневный отдых 10:03

Время

за рулем

работы

Продолжение таблицы 2.3

Экскурсия 10:00

Отдых в автобусе

Движение 2:38

Смена водителей 0:10

Движение 2:21

Отдых в автобусе

Ежедневный отдых 9:41

Время

за рулем

работы

Движение 2:52

Отдых в автобусе

Экскурсия 10:00

Ежедневный отдых 10:08

Время

за рулем

работы

Отдых в автобусе

Движение 2:52

Смена водителей 0:10

Движение 4:17

Отдых в автобусе

Смена водителей, заправка автобуса 0:20

Отдых в автобусе

Движение 4:35

Ежедневный отдых 10:00

Время

за рулем

работы

Отдых в автобусе

Движение 3:51

Смена водителей 0:10

Движение 0:59

Отдых в автобусе

Пограничный и таможенный контроль 1:30

Заправка автобуса 0:20

Отдых в автобусе

Движение 3:34

Смена водителей 0:10

Отдых в автобусе

Движение 2:02

Смена водителей 0:10

Движение 1:49

Отдых в автобусе

Прибытие, высадка пассажиров 0:15

Время

за рулем

работы

Итого

за рулем

работы

Организация труда водителей должна обеспечивать:

  • безопасность перевозок грузов
  • транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы
  • Время управления автомо­билем.
  • Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
  • Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте доставки или в пути перед началом и после окончания смены.
  • Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
  • Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.
  • Время простоев не по вине водителя.
  • Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
  • Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на ко­нечных и промежуточных пунк­тах при осуществлении между­городных перевозок, в случае если такие обязанности предус­мотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с во­дителем.
  • Время присутствия на ра­бочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водите­лей.
  • Время в других случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации.

Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетче­ра автотранспортного предпри­ятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей.

  • Перерывы в течение рабо­чей смены для отдыха и питания.
  • Ежедневный и еженедельный отдых, отдых в праздничные и другие дни, предусмотренные законодательством Российской Федера­ции.
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, не позднее чем через 4 часа после начала рабо­ты.











Так,







Водитель должен знать:










  • четкую ра­боту автотранспортных средств
  • безопасность перевозок грузов
  • полное использование нормы рабочего времени за учетный период
  • соблюдение установ­ленных трудовым законодатель­ством продолжительности рабо­чего дня, порядка предоставле­ния отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую про­изводительность труда

Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме:

  • подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении
  • время на проведение предрейсового медицинского осмотра
  • танспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы

В целом состав рабочего вре­мени водителя выглядит следу­ющим образом:

1. Время управления автомо­билем.
2. Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
3. Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте доставки или в пути перед началом и после окончания смены.
4. Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
5. Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов.
6. Время простоев не по вине водителя.
7. Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
8. Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на ко­нечных и промежуточных пунк­тах при осуществлении между­городных перевозок, в случае если такие обязанности предус­мотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с во­дителем.
9. Время присутствия на ра­бочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водите­лей.
10.Время в других случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации.

Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетче­ра автотранспортного предпри­ятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков - грузоотправителей и грузополучателей.

Режим груда и отдыха водите­лей, осуществляющих перевоз­ки, устанавливают в соответ­ствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха води­телей автомобилей, утвержден­ным постановлением Министер­ства труда и социального разви­тия РФ от 25.06.99 № 16 (с изм. на 23.10.01).

Действие этого По­ложения распространяется на водителей, работающих по тру­довому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на терри­тории Российской Федерации:

  • организациям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, ведом­ственной подчиненности (за исключением водителей, заня­тых на международных перевоз­ках, а также работающих в сос­таве вахтовых бригад при вахто­вом методе организации работ)
  • предпринимателям, осущес­твляющим на территории Рос­сийской Федерации перевозки грузов с коммерческой целью, а также использующим автомоби­ли для обеспечения собствен­ных производственных нужд.

В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями тру­дового договора (контракта), трудовым распорядком или гра­фиком работы.

Нормальная продолжитель­ность рабочего времени водите­лей не может превышать 40 ча­сов в неделю.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, про­должительность ежедневной ра­боты (смены) не может превы­шать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неде­ле с одним выходным днем - 7 часов.

В тех случаях, когда по усло­виям производства (работы) не может быть соблюдена установ­ленная ежедневная или ежене­дельная продолжительность рабочего времени, водителям мо­жет устанавливаться суммиро­ванный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Реше­ние об установлении суммиро­ванного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствую­щим выборным профсоюзным органом или иным уполномочен­ным работниками представи­тельным органом, а при их отсу­тствии, по согласованию с ра­ботником, закрепляемому в тру­довом договоре или приложе­нии к нему.

При суммированном учете рабочего времени продолжи­тельность ежедневной работы (смены) водителям может ус­танавливаться не более 10 ча­сов.

В случае, когда при осущес­твлении междугородной пере­возки водителю необходимо дать возможность доехать до со­ответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть уве­личена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой авто­мобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха во­дителя. Одновременная работа в автомобиле двух водителей при отсутствии в автомобиле специального места для отдыха водителей запрещается.

При привлечении к сверхуроч­ным работам общая продолжи­тельность ежедневной работы смены не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, уста­новленном законодательством (ст. 99 Трудового кодекса РФ).

Ежедневная продолжитель­ность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превы­шать 10 часов, а в условиях гор­ной местности при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не мо­жет превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работ­никами представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продол­жительность управления авто­мобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммар­ная продолжительность управ­ления автомобилем за две не­дели подряд не должна превы­шать 90 часов.

После первых трех часов неп­рерывного управления автомо­билем (например, на междуго­родных перевозках) предусмат­ривается остановка для кратков­ременного отдыха водителя про­должительностью не менее 15 минут; в дальнейшем остановка такой продолжительности пре­дусматривается не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управле­нии автомобилем для кратков­ременного отдыха водителя и их продолжительность указывают­ся в задании по времени на дви­жение и стоянку автомобиля.

При предоставлении водите­лю перерыва для отдыха и пита­ния указанные кратковременные остановки водителя для от­дыха не предусматриваются.

Состав и продолжительность подготовительных работ, включаемых в подго­товительное время и время проведения медицинского осмотра водителя, устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Время охраны груза и автомо­биля засчитывается водителю в рабочее время в размере не ме­нее 1/3. Конкретная продолжи­тельность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, уста­навливается работодателем по согласованию с соответствую­щим выборным профсоюзным органом или иным уполномочен­ным работниками представи­тельным органом, а при их отсу­тствии - по согласованию с работником, закрепляемому в тру­довом договоре или приложе­нии к нему.

Если перевозка на одном ав­томобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю.

Соглашением между работодателем и водителем мо­жет быть установлен иной поря­док учета времени стоянки с од­новременной охраной груза и автомобиля.

Время присутствия на рабо­чем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водите­лей, засчитывается ему в рабо­чее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продол­жительность времени присут­ствия на рабочем месте водите­ля, когда он не управляет авто­мобилем при направлении в рейс двух водителей, засчиты­ваемого в рабочее время, уста­навливается работодателем по согласованию с соответствую­щим выборным профсоюзным органом или иным уполномочен­ным работниками представи­тельным органом, а при их отсу­тствии - по согласованию с ра­ботником, закрепляемому в тру­довом договоре или приложе­нии к нему.

Время отдыха водителей ус­танавливается и в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Водители пользуются правом на:

1. Перерывы в течение рабо­чей смены для отдыха и питания.
2. Ежедневный и еженедельный отдых, отдых в праздничные и другие дни, предусмотренные законодательством Российской Федера­ции.
3. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, не позднее чем через 4 часа после начала рабо­ты.

При установленной графи­ком продолжительности ежедневного рабочего времени бо­лее 8 часов водителю предос­тавляется два перерыва для от­дыха и питания общей продол­жительностью не более 2 часов. Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность пе­рерывов) устанавливается рабо­тодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работни­ками представительным орга­ном, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом до­говоре или приложении к нему.

Продолжительность ежеднев­ного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продол­жительности времени работы в предшествующий отдыху рабо­чий день (смену).

На междугородных перевоз­ках при суммированном учете рабочего времени продолжи­тельность ежедневного (меж­дусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей сме­ны, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим уве­личением времени отдыха не­посредственно после возвраще­ния к месту постоянной работы.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосред­ственно следовать за ежеднев­ным отдыхом, притом суммар­ная продолжительность време­ни отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

При суммированном учете ра­бочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного от­дыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных не­дель этого месяца.

В случае установления води­телям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еже­недельного непрерывного отды­ха должна быть не менее 42 ча­сов.

В праздничные дни допуска­ется работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случа­ях, когда приостановка работы невозможна по производствен­но-техническим условиям (неп­рерывно действующие органи­зации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете ра­бочего времени работа в празд­ничные дни по графику включа­ется в норму рабочего времени учетного периода. Графики ра­боты составляются для всех во­дителей ежемесячно на каждый день или смену с ежедневным и суммированным учетом рабоче­го времени и доводятся до све­дения водителей за две недели до введения их в действие. В них устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время пе­рерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедель­ного отдыха. График работы (сменности) водителей утверж­дается администрацией автот­ранспортного предприятия. Об изменении графика работы во­дителя он должен быть постав­лен в известность не менее чем за сутки до начала работы.

Автотранспортное предпри­ятие обязано обеспечить мини­мальные, в пределах установ­ленных норм, затраты времени на подготовку автотранспорта к выезду, оформление путевой документации.

Отдел эксплуатации автотра­нспортного предприятия, вы­полняющего грузовые перевоз­ки, с целью обеспечения безо­пасности движения автотранс­порта осуществляет:

1.Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры во­дителей с обязательной отметкой об их проведении в путевом листе.
2. Обеспечение водителей пе­ред выездом в рейс рекомендуемым расписанием движения и схемой маршрута с указанием опасных мест.
3. Анализ выполнения всех предусмотренных рейсов.
4. Регулярные проверки нали­чия водительских удостоверений и ежедневное информирование водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обя­зательной отметкой в путевом листе.
5. Установление пониженных скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологичес­кие условия (разрушение дорожного покрытия, гололед, сильный снегопад, туман, зано­сы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок грузов.
6. Контроль за режимом тру­да и отдыха водителей.
7. Установление режима ра­боты и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки.
8. Контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями «Правил дорожного движения».
9. Медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки.
10. Принятие необходимых мер по соблюдению установленных норм грузоподъемности, не превышающей общую грузоподъемность транспортного средства, указанную в технической характеристике автомобиля данной марки.

Формы организации тру­да водителей, применяемые в зависимости от характера грузопотоков, протяженности маршрутов и режима работы:

1. Работа водителей организу­ется по индивидуальному или бригадному методу организа­ции груда.
Бригады водителей создают­ся по принципу обслуживаемых объектов путем объединения во­дителей, занятых вывозом про­дукции с предприятий-изготови­телей, железнодорожных стан­ций, торгово-посреднических предприятий и т.д. Руководство бригадой осуществляет брига­дир. Состав бригады и количест­во подвижного состава, закреп­ленного за ней, определяется исходя из объема и характера перевозок, а также режима ра­боты пунктов переработки гру­зов.
2. На регулярных междугород­ных маршрутах должны приме­няться следующие системы ор­ганизации труда водителей:

  • одиночная езда - в автомо­биле в течение всего оборота на маршруте работает один водитель. Применяется, как правило, на маршрутах, где оборот автомобиля совершается в течение рабочей смены водителя;
  • сменная езда – автомобиль обслуживается бригадой водителей, смена которых производится на границах смежных участков, устанавливаемых в пунктах расположения автотранспортных предприятий или других населенных пунктах. Каждый водитель работает в одном автомобиле на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах протяженностью более 250 км;
  • сменно-групповая езда – за несколькими автомобилями закрепляют бригаду водителей, каждый водитель работает на разных автомобилях, но на определенном участке маршрута. Применяется на маршрутах про­тяженностью более 250 км.

Для непрерывной регистра­ции пройденного пути и скорос­ти движения, времени работы и отдыха водителя на грузовых ав­тотранспортных средствах уста­навливаются тахографы.

Прави­ла использования тахографов на автомобильном транспорту в Российской Федерации утверж­дены приказом Министра транс­порта РФ от 07.07.1998 № 86. Они были разработаны и введе­ны в действие е целях реализа­ции постановления Правитель­ства РФ от 03.08.1996 №922 «О повышении безопасности меж­дугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», которым было предусмотрено оснащение вновь изготавливае­мых грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международ­ных перевозок, тахографами с 1 января 1998 г.

Тахографы, применяемые на грузовых автомобилях, предназ­наченных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требо­ваниям Европейского соглаше­ния, касающегося работы экипа­жей транспортных средств, осу­ществляющих международные автомобильные перевозки. В связи с установкой тахографов на транспортных средствах на водителей и руководство транс­портных организаций возлагает­ся ряд дополнительных обязанностей.

Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31 (с изм. на 04.08.2000) в составе та­рифно-квалификационных ха­рактеристик по общеотрасле­вым профессиям рабочих утве­рждены характеристики на води­телей автомобилей 4-6 разря­дов.

Так,водитель грузового ав­томобиля 4-го разряда выпол­няет следующие работы:

1. Управление грузовыми ав­томобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 0 тонн (автопоездов - по сум­марной грузоподъемности ав­томобиля и прицепа).
2. Заправка автомобилей топливом, смазочными материала­ми и охлаждающей жидкостью.
3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство (транспортную органи­зацию).
4. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, разме­щением и креплением груза в кузове автомобиля.
5. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов.
6. Оформление путевых документов.
7. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специали­зированной службы техническо­го обслуживания автомобилей. При этом он тарифицируется на один разряд выше).

Работа водителя автомоби­ля 5-го разряда заключается в следующем:

1. Упражнение грузовыми ав­томобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоез­дом - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
2. Устранение возникших во время работы на линии эксплутационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механиз­мов.
3. Выполнение регулировоч­ных работ в полевых условиях при отсутствии технической по­мощи.
4. Выполнение всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля (при отсутствии в организации специализированной службы техническо­го обслуживания автомобилей.
При этом он тарифицируется на один разряд выше).

Водителю присваивается 6 разряд, если он осущес­твляет управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъем­ностью свыше 40 тонн (автопо­ездов - по суммарной грузо­подъемности автомобиля и прицепа).

Водитель должен знать:

1. Назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей.
2. Правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей.
3. Причины, способы обнару­жения и устранения неисправ­ностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля.
4. Порядок проведения техни­ческого обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.
5. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин.
6. Правила обкатки новых ав­томобилей и после капитального ремонта.
7. Правила перевозки грузов, в т.ч. скоропортящихся и опасных.
8. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля.
9. Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
10. Устройство радиоустанов­ки и компостеров.
11. Правила подачи автомо­билей под по грузку-разгрузку.
12. Правила заполнения пер­вичных документов по учету работы обслуживаемого автомо­биля

Если водитель осуществляет перевозки опасных грузов, то ему необходимо знать:

1. Общие требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов, и свои обязанности.
2. Основные виды опасности.
3. Превентивные меры и меры безопасности, соответствующие различным видам опасности.
4. Меры, принимаемые пос­ле дорожно-транспортного происшествия (первая помощь, безопасность дорожного дви­жения, основные знания в об­ласти использования защитного оборудования, пр.).
5. Знаки и маркировку для обозначения опасности.
6. Назначение технического оборудования транспортного средства и управления им.
7. Поведение транспортного средства с цистернами или контейнерами-цистернами во время движения, включая перемещение груза.

Обязанности водителей

  • Обеспечение правильной эксплуатации тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы.
  • Своевременная установка, замена и надлежащее за­полнение регистрационных листов, а также обеспе­чение их сохранности.
  • Использование регистрационных листов каждый день, в течение которого он управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки.
  • При выходе тахографа из строя ведение записи ре­жима труда и отдыха на обороте своего регистраци­онного листа от руки с использованием нанесенной на пего сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирование об этом транспо­ртной организации.
  • Наличие и предъявление для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненных регистраци­онных листов за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого он управлял транспортным средством.

Предоставление возможности сотрудникам инспек­тирующих органов производить контроль описка клейма и установленных на тахографах табличек с параметрами его настройки

Обязанности транспортной организации

  • Выдача водителям достаточного количества регист­рационных листов установленного образца, пригод­ных для использования е тахографе, которым обору­довано транспортное средство, имея при этом в ви­ду персональный характер регистрационных листов.
  • Хранение заполненных регистрационных листов каждого водителя в течение не менее чем 1 2 меся­цев со дня последней записи и свидетельства о про­верках тахографов - в течение 3 лет с момента их вы­дачи.
  • Анализ данных в регистрационных листах и, в случае установления нарушений, принятие мер по их пресе­чению.
  • Предъявление заполненных регистрационных лис­тов каждого водителя для контроля сотрудникам инспектирующих органов.

Обеспечение исправных тахографов, установлен­ных на транспортных средствах.

График сменности водителей - образец его составления приводится ниже - важный документ, используемый для учета рабочего времени сотрудников организации. Рассмотрим подробнее, что представляет собой этот график.

Что такой сменный график работы водителей?

График сменности для водителей представляет собой документ, который отражает учет времени работы водителей. Речь идет о сменном труде. Главное правило, которое законодатель предъявляет к составлению этой бумаги, — время работы водителей, которое измеряется в часах, не должно превышать максимально допустимой продолжительности смены; при этом общее количество смен (если ведется суммированный учет рабочего времени) должно обеспечивать соблюдение норм рабочего времени за учетный период.

Общее правило гласит: в течение одной смены без перерыва водитель может управлять автомобилем не более 9 часов. Однако если в организации введен суммированный учет рабочего времени, то управлять машиной без перерыва водитель может до 10 часов в смену, но не более 2 раз за одну неделю.

В рабочее время водителей будет включаться не только промежуток, в течение которого они управляют автомобилем, но и тот временной отрезок, когда они отдыхают, подготавливают транспорт к выезду, проходят медосмотр, ожидают погрузку и т. д.

Как правило, график утверждается руководителем организации. Его составлением занимается специалист отдела кадров или непосредственный руководитель водителей. График составляется 1 раз в месяц (может быть как чаще, так и реже) и после утверждения руководителем компании передается в бухгалтерию для расчета зарплаты.

Законодатель не допускает возможности работы водителя в течение 2 и более смен подряд без перерывов.

Ниже мы рассмотрим образец составления документа и укажем основные моменты, на которые стоит обратить внимание при оформлении графика.

График сменности водителей: образец

Законодатель не предъявляет никаких требований к форме и содержанию графика сменности. Именно поэтому работодатель вправе в локальных актах утвердить свои требования к составлению документа. Для того чтобы сформировать график, руководитель организации вправе воспользоваться унифицированной формой, которая применяется для табеля учета рабочего времени (Т-12 или Т-13).

С учетом этого желательно в графике сменности отразить следующую информацию:

  1. Табельный номер работника согласно сведениям из отдела кадров. Этот номер указывается в личной карточке.
  2. Ф. И. О. сотрудника.
  3. Должность в соответствии с трудовым договором.
  4. Календарные дни, в которые он работал.
  5. Подсчет рабочих дней и часов в отчетном периоде.
  6. При наличии считаются также выходные дни и дни отпуска.

В графике сменности должны быть разъяснения о том, сколько:

  • рабочих смен было в месяце;
  • составляет продолжительность одной смены;
  • длится перерыв для отдыха;
  • имеется работающих водителей;
  • составляет норма рабочего времени.
  • указание на смены (1, 2, 3 и т. д.);
  • время выезда на маршрут;
  • время окончания смены;
  • перерыв, который используется для отдыха или питания;
  • время возвращения с маршрута;
  • окончание смены.

С графиком в обязательном порядке должны быть ознакомлены сотрудники, сведения о работе которых включены в документ. В отличие от табеля учета рабочего времени, который также может использоваться в организации, когда подписи не требуется, для графика законодатель ввел это правило в качестве обязательного. В противном случае работник не будет знать свой график трудовой деятельности, время отдыха, начала и конца смены и т. д.

Найти образец графика сменности для водителей можно на нашем сайте.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируются приказами:

Минтранса России от 18.10.2005 №127 для водителей трамвая и троллейбуса;

Минтранса России от 08.06.2005 №63 для работников метрополитена;

МПС России от 05.03.2004 №7 для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, и пр.;

Минтранса России от 20.08.2004 №15 для водителей автомобилей (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).

В статье рассмотрим особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

С 05.07.2014 вступили в силу поправки, принятые Приказом Минтранса России от 24.12.2013 №484 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Изменения затронули в основном перераспределение времени отдыха в течение рабочего дня и времени ежедневного отдыха водителей. Это перераспределение надо учитывать при расчете зарплаты водителям.

Положение, утвержденное Минтрансом России от 20.08.2004 №15, устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность.

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством РФ о труде.

1. Рабочее время водителя

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

П. 15 Положения установлено, что рабочее время водителей включает:

– время управления автомобилем;

– время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

– подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

– время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

– время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

– время простоев не по вине водителя;

– время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

– время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

– время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

– время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно ч. 2 ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.

1.1. Режим рабочего времени водителя

Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен соответствовать:

– условиям трудового договора;

– правилам внутреннего трудового распорядка организации;

– графику работы (сменности).

Согласно п. 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю . При этом нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

– 8 ч. – для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями;

– 7 ч. – для водителей, работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем.

Если нормальная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 1 мес. (п. 8 Положения) или до 6 мес. – на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 ч. (п. 9 Положения), но не более двух раз в неделю (п. 17 Положения). Однако за две недели подряд время управления автомобилем не должно превышать 90 ч.

При междугородных перевозках оно может быть увеличено до 12 ч. А если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительность более 12 ч., согласно новой редакции п. 10 Положения в рейс направляются двое и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха.

Также до 12 ч. можно увеличить смену и для водителей, осуществляющих перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях. Такое увеличение возможно, только если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы не превышает 9 ч. (п.12 Положения).

Согласно п. 13 Положения водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 ч. после начала работы. А продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 ч. без учета времени для отдыха и питания. При этом общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительность ежедневной работы (смены).

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. До внесения изменений перерыв предоставлялся в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей (п. 13 Положения).

1.1.1. Установление режима сменной работы для водителя

Для водителей автомобиля может быть установлен сменный режим работы.

Согласно ст.103 ТК РФ, работодатель должен составить графики сменности и не позднее, чем за 1 мес. до введения в действие графиков сменности они должны быть доведены работодателем до сведения работников

Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем, с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

1.1.2. Ненормированный рабочий день водителя

Согласно ст. 101 ТК РФ и п. 14 Положения допускается установление режима ненормированного рабочего дня для водителей легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также для водителей автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом (например, ПВТР) или коллективным договором (ст. 101 ТК РФ).

1.2. Сверхурочная работа водителя

Согласно п. 23 Положения применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч., за исключением случаев, предусмотренных пп. 1,3 ч.2 ст. 99 ТК РФ.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч. в течение двух дней подряд и 120 ч. в год.

2. Время отдыха водителя

Согласно ст. 106 и 107 ТК РФ, работодатель обязан предоставлять им перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска.

2.1. Перерыв для отдыха и питания

Продолжительность перерыва для отдыха и питания, предоставляемого водителю, должна составлять не менее 30 мин. , но не более 2 ч. в течение смены или рабочего дня (ч. 1 ст. 108 ТК РФ, абз. 1 п. 24 Положения). Если водитель работает по графику сменности, и ежедневная работа превышает 8 ч., то ему предоставляется два перерыва (абз. 2 п. 24 Положения). При этом их общая продолжительность должна составлять от 30 мин. до 2 ч.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

2.2. Междусменный отдых

Согласно п. 25 Положения, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену ).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч.

На регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность времени ежедневного отдыха водителей составляет 12 ч. С учетом удаленности места отдыха работника она может быть сокращена не более чем на 3 ч., то есть до 9 ч. Эту переработку надо компенсировать предоставлением времени отдыха не менее 48 ч. сразу после окончания удлиненной рабочей смены. Поскольку переработка предусмотрена графиком работы (сменности) и компенсируется предоставлением времени отдыха, то она не является сверхурочной работой и поэтому оплачивается в одинарном размере. Такое перераспределение времени отдыха возможно по письменному заявлению работника (по согласованию с профсоюзом при его наличии).

На междугородных перевозках продолжительность ежедневного времени отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 ч .

Этот отдых можно:

– сократить до 9 ч., но не более трех раз в течение одной недели. Переработка в этом случае также не является сверхурочной работой по тем же причинам, что и в предыдущем случае. Следовательно, она оплачивается в одинарном размере. Переработка компенсируется путем предоставления водителю до конца следующей недели дополнительного времени отдыха, которое суммарно должно быть равно времени сокращения ежедневного отдыха. Например, если в течение недели время отдыха сокращали три раза на 2 ч., то есть суммарно его сократили на 6 часов, то до конца следующей недели эти 6 часов надо добавить к времени ежедневного отдыха водителя. Их можно распределить как равномерно, так и неравномерно;

– в те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 ч., при условии, что один из них будет не менее 8 ч. подряд. Тогда общую продолжительность времени ежедневного отдыха надо увеличить не менее чем до 12 ч. Такое увеличение не ведет к уменьшению нормы рабочего времени. А, следовательно, и к уменьшению зарплаты работника. Причем если в течение каждых 30 ч. автомобилем управляли как минимум два водителя, каждому из них надо предоставить перерыв не менее 8 ч. подряд.

2.3. Еженедельный отдых

Согласно п. 26 Положения, еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

2.4. Предоставление водителю отпуска

Согласно ст.115,122 ТК РФ, работнику должен предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. В соответствии со ст. 116 ТК РФ работники транспортных организаций имеют право и на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительность которого не может быть менее 7 календарных дней, а также за особый характер работы.

Если водитель трудится в режиме ненормированного рабочего дня, ему полагается за это дополнительный отпуск продолжительностью не менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

3. Последствия нарушения режима труда и отдыха, установленного водителю

За нарушение режима труда и отдыха, установленного водителю, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ст. 5.27 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Loading...Loading...