Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.

2. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

3. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:

1) решение представителя нанимателя;

2) результаты аттестации гражданского служащего;

3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории "специалисты" высшей группы должностей гражданской службы впервые;

5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые.

4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:

1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации.

6. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы.

7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития.

9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

10. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего (далее - сертификат).

11. Порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Повышение квалификации государственных служащих - это вполне естественный процесс, которому уделяют внимание во многих государственных учреждениях. Инициатива повышения квалификации госслужащих зачастую исходит от руководителей организации. Повышение квалификации государственных гражданских служащих направлено на совершенствование их практико-теоретической базы подготовки с использованием разных методов.

Направления курсов

Структура органов государственной власти имеет разветвленную систему. Программы повышения квалификации госслужащих составляются с учетом динамично развивающегося законодательства и появления новых методов работы. Институт предлагает курсы как для служащих, задействованных в системе исполнительной, так и законодательной ветви власти. Важно не только знать содержание профильных нормативных актов, но и уметь правильно их применять.

Повышение квалификации муниципальных служащих включает в себя:

  • теоретическую подготовку;
  • практические занятия;
  • ознакомление с визуальными тематическими материалами;
  • изучение практики, в том числе и судебной.

Курсы повышения квалификации для госслужащих

Некоторые государственные органы включают темы повышения квалификации государственных служащих в обязательный план работы. Одни руководители предпочитают отправлять госслужащих в командировки, а кто-то совершенно оправданно проходит повышение квалификации госслужащих в Москве. Наши преподаватели проведут с работниками государственных структур семь занятий, укрепив и улучшив их знания. Посещение института повышения квалификации госслужащих прибавит вам профессионализма при работе:

  • в надзорных органах;
  • в контролирующих госорганах;
  • судебным приставом;
  • в системе выдачи разрешений и т. п.

Что дает повышение квалификации

Получив достаточно знаний о современных методах работы, став прекрасным специалистом и с теоретической точки зрения, вы более уверенно будете чувствовать себя на рабочем месте. Курсы повышения квалификации для муниципальных служащих не призваны переучивать вас. Посещение подобных занятий для муниципальных или федеральных государственных служащих не несут в себе ничего постыдного. В развитых странах это считается нормальной практикой. Курсы охватывают различные темы и преподаются людьми, которые имеют богатые практический опыт и прекрасно теоретически подготовлены. У них есть и педагогические навыки, ведь будет мало просто знать ту или иную тему, важно уметь ее преподнести аудитории.

Закончив курсы, вы не только почувствуете себя уверенно на работе, вы сможете инвестировать в самого себя. Богатые знания - это ваш шанс дальнейшего карьерного роста. При этом вы сможете расти не только по вертикали в рамках одного государственного учреждения, но и получить работу в другом государственном органе. При рассмотрении резюме соискателей, работодатели всегда обращают внимание на его теоретическую подготовку. Курсы повышения квалификации - один из факторов, на который также обращают внимание.

Название документа:
Номер документа: 362
Вид документа:
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 06 мая 2008
Дата начала действия: 01 января 2009
Дата редакции: 02 июня 2016

Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации*


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2016, N 0001201606070030).
____________________________________________________________________

________________

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации и ввести их в действие с 1 января 2009 года.
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков

Государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2008 года N 362

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

I. Общие положения

1. Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе среднего профессионального и (или) высшего образования, получаемое в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно определяют их содержание и применяемые образовательные технологии с учетом потребностей государственного органа, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в форме стажировки осуществляются с отрывом от гражданской службы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

3. Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

4. Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

5. При проведении организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих объем лекционных занятий не должен превышать 30 процентов общего объема аудиторных занятий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

6. Освоение гражданскими служащими дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Гражданским служащим, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

7. Положения настоящих государственных требований обязательны для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

8. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих проводятся по дополнительным профессиональным программам, разрабатываемым с учетом квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

II. Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих

9. Профессиональная переподготовка гражданских служащих (далее -профессиональная переподготовка) осуществляется в целях получения гражданскими служащими компетенции, необходимой им для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

10. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - . - См. предыдущую редакцию .

11. Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя).

12. Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

13. При освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

14. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

15. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года- постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

16. Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, для которых представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

III. Требования к повышению квалификации гражданских служащих

17. Повышение квалификации гражданских служащих (далее - повышение квалификации) осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

18. Срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих не может быть менее 16 часов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

19. При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

20. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

21. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

IV. Требования к стажировке

22. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

23. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

24. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

25. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

V. Особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации

26. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации (далее - обучение за рубежом) организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком уровне.

27. Обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или с определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - образовательная организация), с иностранными государственными органами и организациями, в том числе с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также с международными организациями (далее - зарубежные партнеры).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

28. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:

а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;

б) должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом.

29. Преимуществом при направлении на обучение за рубежом пользуются гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более 2 лет, при этом более 1 года - в замещаемой должности.

30. Государственный орган по управлению государственной службой в установленном порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

а) формирует ежегодно перечень направлений обучения за рубежом;
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

б) формирует состав групп гражданских служащих, направляемых на обучение за рубежом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

в) согласовывает перечень зарубежных партнеров, участвующих в обучении за рубежом;

г) согласовывает учебные планы обучения за рубежом.

д) осуществляет контроль качества дополнительных профессиональных программ, освоенных гражданскими служащими за рубежом;
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494)

е) ведет учет гражданских служащих, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, освоенным гражданскими служащими за рубежом.
(Подпункт дополнительно включен с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494)

31. Образовательная организация:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

а) разрабатывает совместно с зарубежными партнерами учебные планы;

б) осуществляет контроль качества обучения за рубежом;

в) осуществляет учебно-методическое сопровождение обучения за рубежом;

г) разрабатывает и реализовывает с участием российских и иностранных организаций, в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительные профессиональные программы, включающие предварительное обучение гражданских служащих перед направлением за рубеж и их итоговую аттестацию;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

д) выдает успешно окончившим обучение за рубежом удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

32. Представитель нанимателя утверждает задания на обучение за рубежом с указанием перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе обучения за рубежом, а также ожидаемых результатов обучения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

33. Представитель нанимателя представляет в государственный орган по управлению государственной службой задания на обучение за рубежом и документы на гражданских служащих, рекомендуемых для направления на обучение за рубежом. Формы заданий и указанных документов, а также сроки их представления устанавливаются федеральным государственным органом по управлению государственной службой.

34. Дополнительные профессиональные программы, подлежащие освоению за рубежом, могут предусматривать предварительное обучение гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

35. Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая предварительное обучение и итоговую аттестацию).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

36. Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются как индивидуально, так и в группах численностью не более 10 человек.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Профессиональная переподготовка за рубежом осуществляется индивидуально.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

37. Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика.

Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Об утверждении государственных требований к профессиональной к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 2 июня 2016 года)

Название документа: Об утверждении государственных требований к профессиональной к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 2 июня 2016 года)
Номер документа: 362
Вид документа: Постановление Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий
Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 12.05.2008, ст.2194
Дата принятия: 06 мая 2008
Дата начала действия: 01 января 2009
Дата редакции: 02 июня 2016

Эффективность работы гражданской службы зависит от профессионализма ее сотрудников. Поэтому законодательно установлены права и обязанности работодателя в отношении дополнительного профессионального образования работников. В частности, пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) закреплено, что гражданский служащий обязан в том числе поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В статье рассмотрим основания для дополнительного профессионального образования гражданских служащих и особенности его получения.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Это закреплено в п. 6 Порядка № 499 , ч. 2 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ , а также ч. 1 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ .

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Положением , утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее - Положение № 1474 ). В соответствии с данным указом профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются согласно Государственным требованиям к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (далее - Требования № 362 ).

Отдельным категориям гражданских служащих, помимо указанных документов, следует также руководствоваться иными правовыми актами. Так, организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Федерального агентства по недропользованию регламентируется Приказом Роснедр от 30.01.2015 № 16‑к. Также, например, получение дополнительного образования закреплено в Отраслевом соглашении по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2015 - 2017 годы.

К сведению

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1307‑р утверждена примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.

Напомним, что дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки (п. 6 Положения № 1474 ).

Дополнительное образование служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Вместе с тем данная обязанность реализуется представителем нанимателя, который определяет план мероприятий, связанных с дополнительным образованием служащих, а также финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

  1. назначение служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  2. включение служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  3. результаты аттестации служащего;
  4. назначение служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа (пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ ).

Форма обучения

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 273‑ФЗ формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Так, объем освоения дополнительной профессиональной программы регламентирован п. 12 Порядка № 499 :

  • для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов;
  • для программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы (ч. 9 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ ).

Согласно п. 2 Требований № 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:

  • с отрывом от гражданской службы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации за пределами территории РФ, стажировка на территории РФ и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от гражданской службы (до трех рабочих дней в неделю);
  • без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ.
Обратите внимание

Требования № 362 содержат положения о прохождении профессиональной переподготовки и повышении квалификации гражданских служащих с частичным отрывом от гражданской службы. Однако в данной части требования не могут применяться, поскольку Федеральным законом № 185‑ФЗ упразднена форма дополнительного профессионального образования с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что выбор формы обучения зависит от объема получаемой информации и места расположения органа или организации, в которых гражданский служащий осуществляет дополнительное образование.

Однако при этом надо учитывать п. 3 Требований № 362 , согласно которому общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю должен составлять:

  • при обучении с отрывом от службы - не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;
  • при обучении без отрыва от службы - не менее 12 часов.

Профессиональная переподготовка

Согласно п. 9 Требований № 362 , а также п. 4 Положения № 1474 под профессиональной переподготовкой гражданских служащих понимается приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности.

То есть целью профессиональной переподготовки является выполнение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации.

Отметим, что на профессиональную переподготовку направляются служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки служащим может быть присвоена дополнительная квалификация.

При этом необходимость в прохождении профессиональной переподготовки служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется работодателем.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

  • более 500 аудиторных часов для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности;
  • более 1 000 часов (из них 75% аудиторных) для получения дополнительной квалификации (п. 12 Требований № 362 ).
Следует помнить, что при освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

По завершении образовательных программ профессиональной переподготовки проводится обязательная государственная итоговая аттестация, предусматривающая выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

Положительные результаты этой аттестации дают право на получение диплома:

  • о профессиональной переподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;
  • о дополнительном (к высшему) образовании - лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1 000 часов (в этом случае государственный служащий может претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного образования).

Повышение квалификации

В соответствии с п. 17 Требований № 362 повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

Обратите внимание

Согласно п. 5 Положения № 1474 гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Данная норма направлена, в частности, на изучение гражданским служащим специфики прохождения службы в конкретном государственном органе.

На повышение квалификации направляются служащие в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

В плановом порядке повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (ч. 5 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ ).

Повышение квалификации может проходить:

  • в краткосрочной форме (объемом от 18 до 72 аудиторных часов) в целях освоения изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности;
  • в форме комплексного обновления знаний для решения соответствующих профессиональных задач (объемом от 73 до 144 аудиторных часов). В этом случае по аналогии с профессиональной переподготовкой гражданскому служащему могут быть зачтены разделы программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
Заключительным этапом повышения квалификации является итоговая аттестация, после успешного прохождения которой государственным служащим выдаются документы государственного образца: либо удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, либо свидетельство о повышении квалификации (п. 21 Требований № 362 ).

Стажировка

Согласно Требованиям № 362 стажировка подразумевает закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Мы уже отмечали, что в соответствии с п. 6 Положения № 1474 дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки. На это указано и в ч. 12 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ .

То есть в Законе № 273‑ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы. Об этом говорится, например, в письмах Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06-735 и Минтруда РФ от 31.07.2013 № 18-3/10/2-4297 . В связи с этим положения Требований о стажировке, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, неприменимы.

В силу п. 13 Порядка № 499 сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды обучающей деятельности, как работа с учебными изданиями, приобретение профессиональных и организаторских навыков, работа с технической, нормативной и другой документацией и др.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Дополнительное профессиональное образование за пределами РФ

Частью 8 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ установлено право гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, которое предусматривает приобретение знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками.

Согласно разд. V Требований № 362 обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями, а также с международными организациями (далее - зарубежные партнеры).

Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя.

При этом преимущество при направлении на обучение за рубежом имеют служащие со стажем гражданской службы более двух лет, при этом более одного года - в замещаемой должности. В то же время образовательные программы обучения за рубежом могут предусматривать предварительную подготовку служащих.

Продолжительность обучения устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, определенной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

В случае повышения квалификации за рубежом гражданские служащие должны обучаться в группах численностью не более 10 человек. При этом обучающимся в составе групп (при необходимости) предоставляются услуги переводчика.

Профессиональная переподготовка и стажировка осуществляются индивидуально. В этом случае обязательным условием для гражданских служащих является знание иностранного языка, на котором ведется преподавание.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации

План переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих реализуется за счет средств федерального бюджета, выделенных на исполнение государственного заказа (ст. 63 Закона № 79‑ФЗ ). Соответственно, закупки товаров, работ, услуг в рамках государственного заказа осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

В силу ч. 4 ст. 63 Закона № 79‑ФЗ государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Отметим, что государственный заказ утверждается отдельно по каждому государственному органу с указанием количества федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение, а также объема финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на такое обучение. На 2015 год государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих утвержден Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2015 № 370‑р .

На дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ государственный заказ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

К сведению

Согласно Распоряжению Президента РФ от 08.05.2014 № 143‑рп «Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2014 - 2016 годах» единственным исполнителем закупки услуг по организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории РФ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ является ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Отметим, что порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих регламентирован Положением № 1474 .

Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Loading...Loading...