Психология менеджмента. Карпов А.В

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт www.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия./

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Серия PSYCHOLOGIA UNIVERSALIS

основана издательством «Гардарнки» в 2000 году

психология

Под общей редакцией доктора психологических наук, профессора А.В. Карпова

и специальностям психологии

АРДАРИКИ

У Д К 159.9(075.8) ББК 88.3 0-28

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор В.А. Барабанщиков; кафедра психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

К о л л е к т и в а в т о р о в:

канд. психол. наук, доц. Н.П. Ансимова; д-р психол. наук, проф.А.В. Карпов; канд. психол. наук, доц.Е.В. Карпова; канд. психол. наук,

доц. Е.В. Конева (уч. секретарь); канд. психол. наук, проф.

Ю.К. Корнилов; канд. психол.^наук, доц.Е.Н. Корнеева; канд. психол. наук, доц.Н.В. Костернна; д-р психол. наук, проф.В.А. Мазилов; канд. психол. наук, доц.Н.Н. Мехтиханова; ст. преп.

И.А. Можаровская; д-р биол. наук, проф.И.Ю. Мышкин; канд. психол. наук, доц.В.Е. Орел; ст. преп.А.В. Панкратов; канд. психол. наук, доц.Н.Г. Рукавишникова; канд. психол. наук, доц.А.Э. Симоновский;

канд. психол. наук В.К. Солондаев; канд. психол. наук, доц.

А.Ю. Субботина; канд. психол. наук, проф.Л.П. Урванцев; д-р психол. наук, проф.Л.В. Черемошкииа; канд. психол. наукМ.В. Юркова

Общая психология: Учебник / Под оощ. ред. проф. 0-28 Л.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. - 232 с.

ISBN 5-8297-0111-1

В учебнике изложены основные разделы учебного курса общей психо­ логии, представлены традиционные и современные подходы к решению теоретических проблем данной области психологии.

Предназначается для студентов-психологов, аспирантов и преподава­ телей высших учебных заведений.

УДК 159.9(075.8) ББК 88.3

Г л а ва 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Что такое психология? (5). § 2. Возникновение психологии (7). § 3. Предмет психологии (9). § 4. Методы современной психологии (15). § 5. Структура совре­ менной психологии (19). § 6. Место психологии в системе наук (20)

§ 1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ

Психология («психе» - душа, «логос» - учение, наука) - слово греческого происхождения, буквально означает «наука о душе». На этом основывается известное определение, согласно которому психология - это наука о психике. В целом это пра­ вильно, хотя требуются некоторые уточнения. В современном об­ щественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает исполь­ зовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: «у него (у них) такая психология».

В данном учебном пособии будет рассматриваться другое зна­ чение слова «психология», которое зафиксировано в его этимо­ логии: психология - учение о психике, душе. Отечественный психолог М.С. Роговин (1921-1993) утверждал, что можно выде­ лить три этапа в становлении психологии как науки. Это этапы донаучной психологии, философской психологии и, наконец, на­ учной психологии.

Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и вза­ имного общения людей. По выражению французского психо­ лога П. Жане (1859-1947), это психология, которую народ создает еще до психологов. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать дру­

опыт (житейские обобщения, возникающие в результате на­ блюдения за другими людьми, самим собой); 2) общественный опыт (представления, традиции, обычаи, которые передаются от поколения к поколению). Понятия донаучной психологии совпадают по своему содержанию с языковыми значениями. Роговин подчеркивает, что самому существу донаучной психо­ логии соответствует способ объяснения, получивший название «объяснение с позиций здравого смысла». Донаучное психо­ логическое знание несистематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание. В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибоч­ ными обобщениями, предрассудками.

Философская психология - знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Философское знание о психике обычно упорядочено в соответствии с теми или иными исходными принципами. Как указывает Роговин, на уровне фи­ лософской психологии первоначально смутное, целостное поня­ тие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением на основе принципов, непосредст­ венно вытекающих из материалистического или идеалистического мировоззрений. По сравнению с донаучной психологией, кото­ рая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.

Научная психология возникла относительно недавно - во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. Неко­ торые основания для этого, несомненно, есть: «создатель» науч­ ной психологии В. Вундт писал, что если определять разработан­ ную им физиологическую психологию по методу, то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную». Другое дело, что метод эксперимента оставался у Вундта вспомогательным, созда­ ющим оптимальные условия для собственно психологического метода - самонаблюдения. Кроме того, сам Вундт неоднократно подчеркивал, что экспериментальная психология - это далеко не вся психология, а лишь ее часть. Хотя XIX в. дал немало примеров удачного использования метода эксперимента, прошло

достаточно времени, прежде чем психология стала по-настояще­ му экспериментальной наукой.

Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фак­ тологическую основу. Факты добываются в специально прово­ димом исследовании, которое использует для этого специаль­ ные процедуры (методы), главными среди которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпири­ ческую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней про­ верке.

§ 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз (1850-1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Почему исто­ рия психологии краткая? Дело в том, что возраст научной психо­ логии немногим более ста лет, поэтому психология (по сравне­ нию с многими другими научными дисциплинами) еще очень мо­ лодая наука.

Под «длинным прошлым» Эббингауз понимает то, что в тече­ ние многих веков психологические знания накапливались в не­ драх других наук, главным образом философии и естествозна­ ния. Размышления о психике, душе человека можно найти у мыслителей Древнего Китая, Индии, Египта. Естественно, что и в искусстве нашло отражение «движение человеческой души». По­ вседневный жизненный опыт также внес свой вклад в сокровищ­ ницу знаний о психическом.

Если говорить о возникновении донаучной психологии, то можно условно считать, что это произошло одновременно с воз­ никновением человеческого общества.

Философская психология возникает значительно позднее. М.С. Роговин отмечает, что ее начало не может быть обозначено какой-то определенной датой хотя бы уже потому, что длитель­ ным был процесс вычленения ее из донаучной психологии. Ско­ рее всего оно может быть отнесено к VII-VI вв. до н.э. «Воз­ никновение философской психологии закономерно в том смысле, что, когда человеческое общество достигает определенной ступе­ ни развития производительных сил и производственных отноше­ ний, культуры, государственности, возникает философская пси­ хология - составная часть первичных и разрозненных научных знаний; из-за отсутствия специальных методов исследования и

8 ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

наличия мифотворческого элемента она еще очень близка к дона­ учной психологии»1 .

Во второй половине XIX в. научная психология выделяется из философии, становится самостоятельной научной дисциплиной, обретает свой научный предмет, начинает использовать специаль­ ные методы, опираться в своих теоретических построениях на эмпирическую основу. Историческая миссия выделения психоло­ гии в самостоятельную научную дисциплину была осуществлена немецким физиологом и философом В. Вундтом (1832-1920). В 1863 г. в сочинении «Лекции о душе человека и животных» Вундт впервые сформулировал программу разработки физиоло­ гической (экспериментальной) психологии, в 1874 г. в фундамен­ тальном труде «Основы физиологической психологии» была предпринята попытка «обоснования новой области в науке», в 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую лабораторию для экспе­ риментального исследования психических явлений. Поэтому 1879 г. условно считается «годом рождения» психологии как самостоятельной научной дисциплины. Отметим, что, согласно Вундту, лабораторно могут исследоваться лишь элементарные психические явления. Для изучения сложных психических функ­ ций, таких как память, речь или мышление, экспериментальный метод неприменим. Эти функции должны исследоваться как про­ дукты культуры с помощью неэкспериментальных, описательных методов, чем должна заниматься «вторая часть» психологии - «психология народов» (культурная, или историческая, психоло­ гия). В 1900-1920 гг. Вундт опубликовал 10-томную «Психоло­ гию народов». Вундтовская программа получила признание науч­ ного сообщества. В 1881 г. лаборатория была преобразована в Психологический институт, в том же году Вундт начал издавать специальный научный журнал «Философские исследования»{Philosophische Studien). Вундт хотел назвать свой журнал «Пси­ хологические исследования», но передумал, так как журнал с таким названием уже существовал (хотя публиковал не научные, а оккультные работы). Позднее, в начале XX в., Вундт все же переименовал свой журнал, и он стал называться «Психологи­ ческие исследования».

Одним из первых термин «душа» в своих философских рас­ суждениях стал использовать Гераклит Эфесский. Ему принадле­ жит знаменитое высказывание, справедливость которого очевид-

Роговнн М.С. Психологическое исследование. Ярославль: ЯрГУ, 1979. С. 6.

на и сегодня: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». В этом афоризме зафиксирована сложность предмета психологии. Современная наука по-прежнему далека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленные знания о психическом мире человека.

Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат греческого философа Аристотеля (384-322 до н.э.) «О душе».

Сам термин «психология» появляется значительно позднее. Первые попытки ввести термин «психология» могут быть дати­ рованы концом XV в. В названии сочинений (тексты которых не дошли до наших дней) далматинского поэта и гуманиста М. Ма~ рулича (1450-1524) впервые, насколько можно судить, употреб­ ляется слово «психология». Авторство термина часто приписы­ вают Ф. Меланхтону (1497-1560), немецкому протестантскому богослову и педагогу, сподвижнику Мартина Лютера. «Лексико­ графия приписывает образование этого слова Меланхтону, кото­ рый написал его на латыни(psychologia). Но ни один историк, ни один лексикограф не нашел точной ссылки на это слово в его произведениях»1 . В 1590 г. вышла книга Рудольфа Геккеля (Гоклениуса), в названии которой на греческом языке также исполь­ зуется это слово. Название труда Геккеля, в котором собраны высказывания многих авторов о душе, «Психология, то есть о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее...»-. Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ X. Вольфа (1679-1754). Лейбниц в XVII в. использовал термин «пневматология». Кста­ ти, работы самого Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) принято считать первыми учебниками по психологии, а по истории психологии - труд талантливого философа, последователя И. Канта и Ф.Г. Якоби Ф.А. Каруса. Это третий том его «Научного наследия» (1808).

§ 3. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

В буквальном смысле слова психология - это учение о психике. Психея, или Психе, - в греческой мифологии олицетворение

1 Брес И. Генезис и значение психологии // Современная наука: Познание человека. М.: Наука, 1988. С. 124.

2 Там же.

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

души, дыхания. Психе отождествлялась с живым существом. Ды­ хание ассоциировалось с ветром, дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающей бабочкой или летящей птицей. По Аристотелю, Психе и есть «душа» и «ба­ бочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулей (ок. 125 - ок. 180 н.э.) создал книгу «Метаморфозы», в которой в поэтической форме представил странствия человечес­ кой души в поисках любви.

Важно отметить, что понятие «душа» у всех «племен и наро­ дов» ассоциируется с внутренним миром человека - его снови­ дениями, переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. Внутренний мир человека весьма отличен от внешне­ го, о чем свидетельствуют те же сновидения. М.С. Роговин отме­ чает, что понятие души возникает у всех народов как обобщение и сведение к некоторому наглядному образу того, что мог охва­ тить ум древнего человека в смысле психики. В связи с понятием души человек подошел к понятию движущей причины, источника действия, к понятию живого в его противопоставлении неживо­ му. Первоначально душа еще не была чем-то чуждым телу, какой-то иной сущностью, а выступала как двойник человека с теми же потребностями, мыслями и чувствами, поступками, как у самого человека. «Понятие о душе как о совершенно иной сущности возникло впоследствии, когда вместе с развитием об­ щественного производства и дифференциацией общественных от­ ношений, вместе с развитием религии, а затем и философии душа начинает трактоваться как нечто, принципиально отличное от всего того, что существует в реальном мире»1 . Постепенно наглядный образ, служащий для обозначения души, бледнеет, уступая место понятию бесплотной абстрактной силы, гетероген­ ной заключающему ее телу.

Таким образом, уже в донаучной психологии завершается отделение духовного от материального, каждое из которых начи­ нает выступать как некоторая самостоятельная сущность.

В течение многих веков душа являлась предметом рассужде­ ний философов и богословов. Никаких специальных исследова­ ний не проводилось: мыслители ограничивались рассуждениями, подбором соответствующих примеров, подтверждающих их выво­ ды. Самонаблюдение не было систематическим, чаще всего оно использовалось для того, чтобы подтвердить справедливость умо-

Роговнн М.С. Указ. соч. С. 5.


Карпов Анатолий Викторович – доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. В 1981 г защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование деятельности человека-оператора в условиях информационного дефицита», а в 1992 – докторскую диссертацию на тему «Структурно-функциональная организация процессов принятия решения в трудовой деятельности». С 1981 г. по настоящее время возглавляет кафедру университета; с 2001 г. – декан факультета психологии ЯрГУ им.П.Г.Демидова.
А.В. Карпов – автор более 550 научных трудов (в том числе – 12 монографий), изданных в России и за рубежом (Канада, Финляндия, Швеция, страны СНГ и др.). Среди них – фундаментальные монографии «Психология принятия решения в профессиональной деятельности» (1992), «Психология принятия управленческих решений» (1997), «Методологические основы психологии принятия решения» (1999), «Психология рефлексивных механизмов управления» (1999), «Общая психология субъективного выбора» (2000), «Психология групповых решений» (2000), «Психология рефлексии» (2002), «Психология профессиональной адаптации» (2003), «Психология принятия решения» (2003), «Психология рефлексивных механизмов регуляции деятельности» (2004), «Метасистемная организация уровневых структур психики» (2004), «Психология метакогнитивных процессов личности» (2005).
Под руководством А.В. Карпова подготовлено более 20 кандидатов и 3 доктора психологических наук. Сейчас он руководит подготовкой 12 аспирантов и 3 докторантов. А.В.Карпов – председатель докторского диссертационного совета ЯрГУ им.П.Г.Демидова, член докторского совета ЯГПУ им.К.Д.Ушинского; являлся также членом докторского совета Института психологии РАН (2000-2002 гг). Длительное время (1995-2005) он являлся членом Экспертного совета Российского гуманитарного научного фонда; в настоящее время он – эксперт Российского фонда фундаментальных исследований. А.В.Карпов – член Ученого Совета ЯрГУ, председатель совета факультета психологии, главный редактор «Вестника ЯрГУ им.П.Г.Демидова.
А.В. Карпов трижды подряд побеждал в конкурсе «Лучший ученый ЯрГУ» (1999, 2002, 2005), а также в конкурсе «Лучший методист ЯрГУ» (2001, 2005). Возглавляемый им факультет в течении последних пяти лет неизменно занимает первой место по научной работе в университете.
Научная и педагогическая деятельность А.В. Карпова получила высокую оценку не только в кругах научной общественности, но и на уровне государственных организаций. Он – Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, действительный член Российской Академии гуманитарных наук, академик Международной Академии наук высшей школы, Международной Академии психологических наук, Балтийской педагогической Академии. А.В. Карпов – лауреат 1-го и 2-го Национального конкурса «Золотая психея» в главной номинации – «Личность года в психологической науке» (2005, 2006 гг.). Он награжден Почетным знаком Губернатора Ярославской области «За заслуги в науке». Является победителем областных конкурсов на лучшую научную работу в 2002 г и в 2005 г. Дважды являлся стипендиатом Президента РФ (1998-2000; 2001-2003 гг.).
А.В. Карпов является членом редакционного совета «Российского психологического журнала», членом редакционных коллегий журнала «Психология», «Вестника Ярославского отделения Российского психологического общества», журнала «Человеческий фактор», «Вестника Костромского госуниверситета» и др.
Признанием вклада А.В. Карпова в развитие психологической науки и психологического образования должно рассматриваться и то, что он является членом Президиума Российского психологического общества и членом Президиума УМО по психологии классических университетов России. Он также является председателем Ярославского отделения Федерации психологов образования России и председателем Ярославского отделения Межрегиональной эргономической ассоциации. А.В. Карпов имеет многочисленные награды и поощрения различного уровня: он награжден Грамотой Министерства науки и образования РФ; трижды – Почетными грамотами Губернатора Ярославской области «За заслуги в научной и педагогической деятельности»; имеет более 20 благодарностей руководства университета; имеет звание «Почетный преподаватель ЯрГУ», награжден орденом ЮНЕСКО «Творец эпохи», медалью «Человеческий фактор. За заслуги в науке».
А. В. Карповым разработан и обоснован принципиально новый методологический подход к изучению психических процессов, а также иных психических явлений и закономерностей – метасистемный подход, развивающий и существенно углубляющий фундаментальный принцип научного познания в целом и психологического познания, в частности, – принцип системности.
Общеизвестно, что к настоящему времени в сфере использования принципа системного подхода в психологии сложилась достаточно неоднозначная и противоречивая ситуация. На смену широкому и, фактически, «повсеместному» его использованию пришел выраженный спад исследований, базирующихся на нем, определенный скепсис в его возможностях и различные варианты негативного отношения к нему – от подчеркивания его ограниченности до отрицания права на существование. И лишь небольшое преувеличение требуется для того, чтобы констатировать: системный подход в психологических исследованиях находится сейчас в состоянии системного кризиса, вследствие чего нужны аналогичные – то есть комплексные и достаточно кардинальные меры в целях его преодоления. В связи с этим возникает и более общий вопрос – имеет ли системный подход будущее и, если да, то каковы его контуры?
Проводимые нами в настоящее время исследования методологического плана вскрывают целый ряд возможных направлений развития принципа системности, одним из основных среди которых является следующее направление. В методологии системного подхода, как известно, существует весьма важное, по нашему мнению, понятие, которому, однако, очень «не повезло» в плане внимания к нему, в плане его конкретного изучения. Это – понятие метасистемного уровня организации, понятие метасистемности в целом. Уже в ранних работах по общей теории систем происходит дифференциация данного уровня от иных уровней и указывается, что метасистемный уровень является не только иерархически высшим, но и «открытым»; что через него система взаимодействует с иными системами и развивается в таком взаимодействии. Вместе с тем, данное понятие остается до сих пор одним из самых противоречивых, неясных и даже отчасти парадоксальных. Эта парадоксальность связана, прежде всего, с тем, что метасистемный уровень, рассматриваясь как принадлежащий той или иной системе и, более того, трактуясь как ее высший уровень (по определению) реально не включается, тем не менее, в ее состав, поскольку локализуется вне ее – в плане ее взаимодействий с иными системами. Исторически сложившиеся, традиционно закрепившиеся и ставшие своего рода аксиоматическими, «каноническими» представления в данной области предпочитают «не замечать» (для сохранения концептуального комфорта) эту противоречивость понятия метасистемного уровня организации. Согласно им, любая система (в том числе, разумеется, и психика) характеризуется двумя классами процессов – внешне- и внутрисистемными. Первые обеспечивают включенность системы в контекст более общих по отношению к ней систем, обозначаемых понятием метасистем, взаимодействия с ними. Эти взаимодействия составляют содержание – своего рода «ткань» метасистемного уровня. Они – эти взаимодействия, а, следовательно, – и сам метасистемный уровень представлены поэтому в так сказать «экстрасистемном» плане – во внешней по отношению к самой системе среде. В связи с этим возникает вопрос о корректности и универсальности указанных представлений, об их «всеобщности» и достаточности для характеристики всего многообразия существующих систем.
Действительно, является ли положение о том, что метасистемный уровень локализуется вне самой системы, всеобщим и универсальным для всех классов реально существующих систем? Или же такая – «экстрасистемная» локализация – является, хотя и наиболее распространенной, но все же частной, а не общей закономерностью организации систем? Предпринимая попытку ответа на данный вопрос, мы считаем необходимым подчеркнуть следующее. Атрибутивная природа психики, а одновременно – ее уникальность (и это раньше принято было обозначать как ее «отражательная природа») такова, что в ней объективная реальность получает свое «удвоенное бытие» в форме реальности субъективной. Более того, чем полнее, адекватнее и точнее соответствует последняя объективной реальности, тем большие предпосылки обеспечиваются для решения общеадаптивных задач. Следовательно, можно констатировать, что та метасистема, с которой исходно взаимодействует психика, в которую она объективно включена и которая ей «внешнеположена», оказывается представленной в структуре и содержании самой психики; она транспонируется туда, хотя и в очень специфической форме – в форме субъективной реальности (которая, однако, по самой своей сути и назначению должна быть максимально подобной в плане своих информационных, содержательных характеристик объективной реальности). Естественно, что наиболее сложным и главным исследовательским вопросом является проблема того, как именно это происходит? По существу, это и есть основной вопрос психологии и она пока не готова дать на него исчерпывающий ответ. Но вот то, что само это порождение и, следовательно, – существование субъективной реальности как «удвоенной» объективной реальности имеет место, не вызывает сомнений. Причем, – «не вызывает» в такой степени, что этот фундаментальный факт очень часто просто принимается как данность, но реально не учитывается в исследованиях, базирующихся на принципе системности, а также – что еще более негативно – в содержании самого системного подхода.
Итак, сущность психического такова, что в его собственном содержании оказывается представленной и получает свое существование та метасистема, которая является по отношению к нему исходно «внешнеположенной» и в которую оно объективно включено. Подчеркнем, что речь идет именно об определенной форме существования этой объективной реальности, но, конечно, не о ее онтологической представленности в психике. Причем, повторяем, чем более полным, адекватным и так сказать «глобальным» является такое представительство метасистемы в самом содержании психики, тем «лучше для нее самой» – тем выше адаптивные и все иные возможности психики.
Все рассмотренные выше вопросы являются очень общими и базируются на фундаментальных и даже – исходных общепсихологических представлениях. Вместе с тем, они в очень слабой степени ассимилированы в настоящее время методологией системности. Представляется парадоксальным и даже удивительным тот факт, что системный подход, то есть методология, по определению «нацеленная» на решение наиболее общих вопросов, до сих пор «обходит вниманием» эти – повторяем – базовые и фундаментальные положения. И наоборот, попытка их синтеза с методологическими императивами системного подхода позволяет сделать ряд существенных, на наш взгляд, заключений, а также может содействовать развитию взглядов о самом принципе системности.
Так, с этих позиций необходимо признать, что структурно-функциональная организация психики предполагает включенность метасистемного уровня в само ее содержание, в саму ее структуру. Метасистемный уровень обретает тем самым «интра-системный» статус. Сама же метасистема, в качестве которой по отношению к психике выступает вся «внешнеположенная» ей объективная реальность, получает в содержании психики свое «удвоенное бытие», свое «второе существование». Оно, разумеется, нетождественно онтологической представленности, а принимает качественно иные формы. Кардинальное отличие всех этих форм от «исходного бытия» метасистемы состоит в том, что все они носят как бы противоположный по отношению к нему характер – имеют не материальную, а идеальную природу. Для их обозначения в психологии выработано множество понятий (субъективная репрезентация, ментальная репрезентация, когнитивная схема, когнитивная карта, скрипт, образ мира, внутренний мир, ментальное пространство и др.) И наоборот, сам метасистемный уровень синтезирует в себе все эти важнейшие психические образования, а понятие метасистемного уровня является родовым по отношению к каждому из них как к видовому.
Следует обязательно иметь в виду и то – очень важное обстоятельство, что исследование указанных форм субъективной репрезентации объективной реальности является в настоящее время главной, магистральной тенденцией общепсихологических исследований, особенно явно представленной в современной когнитивной психологии и в метакогнитвизме. Эти исследования направлены на раскрытие механизмов и закономерностей структурно-функциональной организации субъективных репрезентаций. Вместе с тем, важно понимать не только эти механизмы и закономерности, но и общий смысл, назначение и статус указанных образований в общей структуре психического. А статус их как раз и определяется принадлежностью к особому – метасистемному уровню, представляющему по своему содержанию «инобытие» объективной реальности в форме реальности субъективной, в форме идеальных моделей и репрезентаций систем знаний.
Развитые выше представления обусловливают постановку целого ряда методолого-теоретических вопросов и, в частности, следующего из них. К каким следствиям ведет включение в структурно-уровневую организацию психики метасистемного уровня именно как ее собственного уровня, а не только как уровня, локализованного вне ее – в ее взаимодействиях с метасистемами, в которые она сама объективно включена? Главное из этих следствий состоит, на наш взгляд, в том, что именно благодаря такой «встроенности» метасистемного уровня в саму систему создаются предпосылки для возникновения качественно новых и своеобразных механизмов, принципов структурной организации и функционирования психики. Так, благодаря данному уровню, как уровню, одновременно и включенному в содержание системы и «вынесенному» за ее пределы, открывается принципиальная возможность для своего рода объективации системой самой себя в качестве предмета своей собственной организации и управления. Система, не нарушая рамок своей целостности и «онтологической замкнутости», в то же время, оказывается в состоянии выйти за свои собственные границы и, объективировав себя, сделать себя же предметом своих воздействий, своей активности. Наиболее четким и несомненным феноменологическим «индикатором» этой особенности является вся совокупность так называемых «рефлексивных явлений». Другими словами возникновение «встроенного» метасистемного уровня означает не только появление в структуре целого (психики) «еще одного» – пусть даже и высшего, важнейшего – уровня. Дело еще и в том, что данный уровень атрибутивно связан с новым принципом, с новым механизмом функциональной организации психики (и даже базируется на нем). Он состоит в том, что именно благодаря метасистемному уровню (как уровню, одновременно локализованному и внутри системы, и вне ее) система обретает возможность делать – посредством выхода на этот – внешний по отношению к ней уровень – саму себя в целом объектом своего же собственного воздействия. Тем самым психика на метасистемном уровне и благодаря его наличию одновременно реализует функции и субъекта, и объекта, и регулятора и регулируемого. При этом – никак не нарушая рамок целостности и не выходя за свои собственные границы, психика, тем не менее, все-таки выходит за них, преодолевает свою собственную «системную ограниченность». Оставаясь «самой собой», она одновременно получает средство объективировать себя в качестве своего же собственного предмета (анализа, управления, воздействия, организации и пр.).
Все сказанное можно обозначить как метасистемный принцип функциональной организации психики. Он, повторяем, сопряжен со включением в ее структуру самого метасистемного уровня и, более того, является его основой. Он обладает существенно бoльшими объяснительными возможностями, а главное, – в значительно большей степени соответствует атрибутивной природе психики, ее базовым принципам и закономерностям структурно-функциональной организации.
Итак, проведенный выше анализ показал, что на основе его результатов открываются реальные и вполне конкретные направления развития системного подхода, определение главного «вектора» его эволюции. Он – этот «вектор» предполагает необходимость трансформации системного подхода в метасистемный подход. Второй выступает по отношению к первому не только как закономерный продукт его развития, но и как его новый этап, как основная перспектива его развития.
В контексте нашей книги чрезвычайно важно, что метасистемный подход представляет собой методологическое обоснование трансперсональности, надличностности индивидуального свободного сознания, психики, души. Но при этом этот высший уровень не отрывается от внутренней и внешней реальности, «встраивается» в структуру целого (психики) как важнейший интегрирующей, рефлексирующий компонент.

Психология менеджмента. Карпов А.В.

М.: 2005. - 584 с.

Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории - управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя - субъекта управленческой деятельности (психические процессы - восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению.
Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.

Формат: djvu

Размер: 8 ,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: doc

Размер: 3,3 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
От автора 5
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Развитие науки управления 11
1.1. Предыстория науки управления 11
1.2. Основные школы науки управления 15
1.3. Общие подходы в теории управления 23
1.4. Современное состояние теории управления 33
Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основ ные подходы к ее исследованию 38
2.1. Сущность управленческой деятельности 38
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 47
2.3. Определение системы основных управленческих функций 62
Глава 3. Элементы теории организации 65
3.1. Сущность организации 65
3.2. Иерархические структуры 68
3.3. Адхократические (органические) структуры 71
3.4. Основные понятия теории организации 75
Глава 4. Функция целеполагания 84
4.1. Сущность функции целеполагания 84
4.2. Типология целей организации 87
4.3. Требования к реализации функции целеполагания. . . 91
Глава 5. Функция прогнозирования 98
5.1. Определение функции прогнозирования 98
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности 101
Глава 6. Функция планирования 108
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании 108
6.2. Структура процесса планирования 110
6.3. Типология планирования и его принципы 113
Глава 7. Функция организации 118
7.1. Понятие организационной функции 118
7.2. Процессы делегирования полномочий 120
Глава 8. Функции принятия решения 126
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя 126
8.2. Организационные факторы управленческих решений 130
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения 133
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним 136
Глава 9. Функция мотивирования 143
9.1. Определение функции мотивирования 143
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности 148
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования 151
Глава 10. Коммуникативная функция 159
10.1. Определение коммуникативной функции 159
10.2. Типы организационных коммуникаций 162
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры» 166
Глава 11. Функция контроля и коррекции 175
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции 175
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции 181
Глава 12. Кадровые функции руководителя 187
12.1. Определение системы кадровых функций. 187
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя 189
12.3. Функции руководителя при работе с персоналом ". 196
Глава 13. Производственно-технологические функции 202
13.1. Определение системы производственно-технологических функций 202
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций 205
Глава 14. Производные (комплексные) функции управления 215
14.1. Понятие производных функций управления..... 215
14.2. Характеристика производных функций управления 216
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности 229
15.1. Понятие перцептивных процессов 229
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности 230
Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности 246
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав. 246
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя 251
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя 256
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности 263
Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой деятельности 273
17.1. Общепсихологическое понятие мышления 273
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя 276
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя 289
Глава 18. Интеллект руководителя 296
18.1. Понятие интеллекта в психологии 296
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности 306
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя 310
Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности 324
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов. . . 324
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности 334
Глава 20. Процессы принятия управленческих решений. . 351
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений 354
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений 369
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений 380
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений 400
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений 414
Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности 425
21.1. Коммуникативное поведение руководителя 426
21.2. Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 433
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности 438
Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности 446
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний 446
22.2. Стресс и управление им в деятельности- руководителя 453
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности 461
Глава 23. Мотивация деятельности руководителя 470
23.1. Содержательные теории мотивации 472
23.2. Процессуальные теории мотивации 479
23.3. Понятие внутренней мотивации 486
Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство 495
24.1. Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство 496
24.2. Типология власти 501
24.3. Теории лидерства и стили управления 506
Глава 25. Способности к управленческой деятельности.... 525
25.1. Понятие способностей в психологии 525
25.2. Определение состава управленческих способностей 527
25.3. Менеджерские характеристики 530
25.4. Общеорганизационные способности 538
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности 542
Краткий терминологический словарь 548
Приложение 566
Литература 569

Центр информационно-библиотечного обслуживания сообщает о поступлении в библиотеку пятитомного издания: Карпов А.В. «Психология деятельности»

Карпов А.В. Психология деятельности [Текст] : В 5 т. Т.I: Метасистемный подход / А.В. Карпов. – М.: РАО, 2015. – 546 с. – ISBN 978-5-87984-055-1.
Эта книга является первым томом монографии под общим названием «Психология деятельности». В ней предпринята попытка охватить единым теоретико-методологическим подходом основные аспекты фундаментальной общепсихологической проблемы деятельности, в качестве которых выступает совокупность базовых гносеологических планов исследования – метасистемного, структурного, функционального, генетического и интегративного. На реализацию первого из них - метасистемного направлены все материалы, содержащиеся в данном томе.

Карпов А.В. Психология деятельности [Текст] : В 5 т. Т.II: Структурная организация / А.В. Карпов. – М.: РАО, 2015. – 408 с. – ISBN 978-5-87984-045-2.
В этом томе монографии представлены результаты теоретико-методологических и эмпирико-экспериментальных исследований закономерностей структурной организации деятельности. Тем самым в нем реализован второй (после метасистемного) этап комплексной стратегии исследований фундаментальной общепсихологической проблемы деятельности – структурный

Карпов А.В. Психология деятельности [Текст] : В 5 т. Т. III: Функциональные закономерности / А.В. Карпов. – М.: РАО, 2015. – 496 с. – ISBN 978-5-87984-051-3.
В этом томе представлены результаты реализации по отношению к проблеме деятельности одного из важнейших гносеологических аспектов – функционального, направленного на установление и объяснение соответствующей категории закономерностей ее организации.

Карпов А.В. Психология деятельности [Текст] : В 5 т. Т.IV: Генетическая динамика / А.В. Карпов. – М.: РАО, 2015. – 504 с. – ISBN 978-5-87984-047-6.
В четвертом томе монографии «Психология деятельности» представлены результаты теоретико-методологических и эмпирико-экспериментальных исследований одной из важнейших категорий закономерностей организации и динамики деятельности – генетических. Вскрыты и реализованы новые направления реализации по отношению к данной проблеме наиболее конструктивной концепции – концепции системогенеза деятельности. Выявлены и раскрыты не описанные до сих пор принципы системогенеза, а также новые сферы, уровни и проявления его действия.

Карпов А.В. Психология деятельности [Текст] : В 5 т. Т. V: Качественная гетерогения организации / А.В. Карпов. – М.: РАО, 2015. – 528 с. – ISBN 978-5-87984-053-7.
В этом заключительном томе монографии «Психология деятельности» представлены материалы реализации по отношению к общей проблеме деятельности завершающего гносеологического плана – интегративного. Он предполагает разработку данной проблемы на основе общенаучной методологии качественного анализа и требует ее комплексного раскрытия на базе важнейшей гносеологической категории – категории качества.

Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории - управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя - субъекта управленческой деятельности (психические процессы - восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению.

Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.

Раздел I СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 1. РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ

Глава 2. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ

Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 4. ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Глава 5. ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Глава 6. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Глава 7. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 8. ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

ГЛАВА 9. ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ

Глава 10. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

Глава И. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ

Глава 12. КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Глава 13. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Глава 14. ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Раздел II ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 15. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 16. МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 17. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 18. ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ

Глава 19. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 20. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Loading...Loading...