Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск. Образование имен прилагательных с помощью суффиксов -к- и -ск- (5-й класс)

Класс : 6

Предмет : русский язык

Тема урока: « Правописание суффиксов К и СК в именах прилагательных »

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2. Практические : совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД : установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Ход урока

    Организация занятия

    Мотивация учебной деятельности.

Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

(чтение стихотворения «Грустные вести» А. Шибаева)

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу, -

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Красивый длинный прут…

На днях в лису нашел я грусть

И очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Важно ли быть грамотным?

    Проверка домашнего задания (слайд1,2)

    Введение в тему.

Творческий диктант (слайд3). Выделите суффиксы.

Работа проводится в группах. Результаты работы записываются на листах формата А3, вывешиваются на доску для проверки.

Посмотрим, как группы выполнили задание. (Идёт проверка)

Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных? (-К- и -СК-).

    Выход к учебной проблеме.

Итак, что же получилось? Задание всем дала одно, а выполнили вы его как? (По-разному)

Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать)

Проверь себя (слайд4)

Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Суффиксы прилагательных).

Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе? (Выбор суффиксов -К- и –СК- в прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных –К- и –СК-).

Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? (Узнать условия выбора суффиксов –К- и –СК-. Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами –К- и –СК-).

6. Введение новых знаний. (слайд6).

Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суффиксом –К-, во втором - -СК-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило. (Идёт работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность).

Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суффиксов –К- и –СК-? (1группа. В прилагательных, образованных от одушевлённых существительных, пишется –К-.)

Так. Какие есть ещё идеи? (2группа. Может быть нужно смотреть, на какую букву окачивается основа существительного.

3группа. Суффикс –К- пишется после К,Ц, Ч, а после других букв пишется –СК-)

Все с этим согласны? Как можно это проверить? (Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевлённое, а в прилагательном пишется –СК-.)

Сформулируйте вывод о написании суффиксов –К- и –СК-.

    Работа с учебником. (слайд7).

Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно?

О чём мы с вами не сказали? (О прилагательных, имеющих краткую форму).

Что добавим к нашему выводу? (В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс –СК-).

Я хочу добавить, что у этого правила есть исключения: узбекский, таджикский.

По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную? (Стечение согласных).

    Продуктивное задание.

Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных –К- и –СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску).

Все согласны? Есть изменения? Дополнения? (слайд 8)

Проговорим правило по опорной схеме.

А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок.

В слове К,Ц,Ч смтри.

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листа,

Ты подставь к ним суффикс К.

А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс К.

И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К,Ц,Ч не отыскать,

Надо нам -СК- писать.

    Практическая работа.

Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, объясните написание прилагательных (слайд 9).

    Физкультминутка.

Если в слове есть суффикс –К-, вы хлопаете. Если в слове есть суффикс –СК-, топаете.

    Путешествие по Италии(слайды 15 – 27)

    Домашнее задание 9 (слайд28).

    Исправь ошибку.

К вечеру возврощается Лом и преводит с собой матроса. Я смотрю - на вид парень ничего. Ростом, правда, маловат. Но по глозам видно, что шустрый, и борода у него как у морсского разбойника. Только те, по слухам, всё больше рыжее, а этот типичный брюнет. Некурящий, одет чисто. Знает четыре языка: англисский, немецский, француский и русский. Это Лома особенно прельстило; он к тому времени стал уже забывать англисскую реч. Лом сказал, что Фукс этот – клад, а не матрос: прикрасно разберается в картах. (А.Некрасов).

Запишите число, классная работа

Какие морфемы изображены на слайде?

Какой морфемы не хватает?

Да, суффикс. А что делают суффиксы?

Служат для образования новых слов

Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова

Образуйте имена прилагательные от данных существительных

Что обозначают они?

- (названий народностей, проживающих на территории России.)

Попробуйте сформулировать тему урока

Запишите тему урока

« Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск- »

Таким образом, цель нашего урока….

Узнать, когда пишутся суффиксы прил. к и ск.

Уметь различать на письме суффиксы прилагательных к и ск

1. Какой вопрос у нас возникает?

Определить, когда пишется -к, а когда -ск в суффиксах прил.;

  1. Планирование работы: как будем работать?

1. Узнать, когда пишется к, когда - ск? Для этого проанализировать прилагательные, сравнить их, найти закономерность.

2. После этого найденное решение зафиксировать в модели или схеме.

3. Создать алгоритм действий.

4. Закрепить алгоритм при выполнении упражнений.

  1. Для ответа на этот вопрос:

Разберите все прилагательные, написанные на доске

Сравните все три столбика

Сделайте вывод.

Вязкий казацкий французский

Резкий ткацкий новосибирский

Ломкий немецкий одесский

На доске записаны слова в столбик, вам нужно выделить их основу и суффикс.

С помощью каких суффиксов образовались эти слова?

- – к- и –ск-.

Какое лексическое значение имеют эти суффиксы?

(суффикс К образует прил.со значением склонный к какому –нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается (топкий, цепкий);

суффикс СК со значением отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо; со значением чей-то (по географическому названию): голланд ск ий

А как же их различить?

Сегодня наша новая тема будет касаться двух разрядов прилагательных: качественных и относительных.

Как определить разряд?

Какие прилагательные могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (качественные)
- Какие прилагательные не могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (относительные)
- Попробуйте образовать краткую форму прилагательных первого столбика.

Вязкий - вязок, резкий – резок, ломкий - ломок

А от 2 и 3 столбика слов образуется краткая форма?

Нет.

Значит, это какие разряды прилаг.?

Относительные

Учитель: Вот это первая часть правила.

Сделайте вывод:

Суффикс -к- пишется в прилагательных (качественных),

имеющих краткую форму.

Переходим к словам во втором столбике.

Это какие прилагательные по разряду?

Относительные

От каких существительных они образованы?

Ученик: Каза к , тка ч и неме ц .

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?)

Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

Чередование к//ц, ч//ц

Вторая часть правила: «Суффикс -к- пишется в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ч, -ц».

И какой разряд у прилагательных из 3 столбика?

Относительные

Там есть в основе слов буквы к, ч, ц?

Нет

Вывод:

В остальных относительных прилагательных пишется суффикс -ск-.

– Сколько в правиле условий выбора написания суффикса - к - и - ск -?

Два

Сформулируйте вывод, когда пишется суфф. -К-.

Что вы можете сказать о написании суфф. -К-?

При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

Суффикс -к- пишется:

1)в прилагательных, имеющих краткую форму; (т.е. у качеств.)

2) в прилагательных (относит.), образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц».

В других прилагательных (относит.) пишется суффикс -ск-.

Работа с учебником.

Стечение согласных.

– Представьте правило в виде модели или схемы

К, Ц, Ч - К

Др.согл. СК

Алгоритм

« Правописание суффиксов прилагательных - к- и -ск- »

Разряд

Качественное Относительное Притяжательное


Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных -к- их -ск- с помощью алгоритма.

(Орфограмму обозначить)

  1. Работа у доски. Развитие орфографических умений

Упражнение 327

ск

Есть кр.форма

От сущ. С основой на к, ч, ц

Нет кр.формы,не от сущ. С основой на к, ч, ц

Вязкий

Немецкий, казацкий, турецкий

Белорусский, киргизский, французский, индусский, одесский, матросский, украинский

  1. Работа на карточках со взаимопроверкой. От данных географических названий образуйте прилагательные с суффиксами –к- и –ск-.

Франция, Исландия, Турция, Сибирь, Швеция

Кавказ, Волгоград, Киргизия, Англия, Китай

  1. Работа в парах. Замена словосочетаний

сущ.+сущ.= прил.+сущ.

Для чего выполняем это задание?

Профессия актера – актер ск ая профессия

Дача соседа – сосед ск ая дача

Высокий- (низКий)

Широкий – (узКий)

Цели:

  1. научить правильно образовать и употреблять в речи прилагательные с суффиксами -К-, -СК- ;
  2. научить отличать суффикс -К- от суффикса -СК-;
  3. обогатить словарный запас учащихся;
  4. воспитать чувство любви к играм бабушек и дедушек, вызвать интерес к ним.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся пишут письмо по памяти.

II. Повторение пройденного.

1) Лексическая работа. Задание: определить лексическое значение иноязычных прилагательных, подбирая к ним синонимы. Затем с любым прилагательным каждый ученик составит по одному предложению.

Авангардный, инфекционный, флегматичный, активный, деликатный, аналогичный.

Слова для справок:

передовой, заразный, спокойный, деятельный, вежливый, похожий.

2) Синтаксический разбор предложения

Кони были вороные.
Степная снежная пустыня однообразна и скучна.

3) Образование имен прилагательных с суффиксами -ЧИВ-, -ОВАТ-, -ЛИВ-.

Отзываться, разбирать, синий, хлопотать, серый, красный, молчать.

III. Усвоение нового материала.

1) Анализ примеров.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение правил образования имен прилагательных с помощью суффиксов. А именно с помощью суффиксов -К-, -СК-. На письме учащиеся нередко смешивают суффиксы -К-, -СК-. Необходимо научиться отличать прилагательные с суффиксами -К- (низкий) от прилагательных с суффиксами -СК- (кавказский). Запишем в тетрадях и на доске прилагательные НИЗКИЙ, УЗБЕКСКИЙ, БЛИЗКИЙ . Образуйте их краткую форму (низок, узок, близок).

– Когда же в именах прилагательных пишется суффикс -К-? (В качественных прилагательных пишется суффикс -К- (т.е. в прилагательных, если можно образовать краткую форму)).

А теперь образуем прилагательные от существительных:

Немец- немецкий, рыбак – рыбацкий, ткач – ткацкий.

Какие это прилагательные? На что оканчивается основа у существительных?

– Что происходит в корне при образовании прилагательных? (чередование К//Ц, Ч//Ц)

– При помощи какого суффикса образовались прилагательные?

Вывод:

  1. К основе слов на -Ц присоединяется суффикс -К- при образовании прилагательных.
  2. В остальных прилагательных, чаще всего образованных от различных географических названий и названий лиц (московский, уральский, норвежский) , употребляется суффикс -СК-.

IV. Закрепление материала.

1. Задание: выделить суффиксы, согласовать с существительными .

Турок – турецкий язык, ленинградские мосты, комсомольский, грузинский. Татарский, португальский, учительский, зрительский, резкий, чуткий, волжский, детский, китайский, ямщицкий.

2. Выполнить упражнение 676. Выписать имена прилагательные суффиксами -СК-, разобрать по составу.

3. Индивидуальная работа на доске . Задание: разобрать слова по составу

а) русских, белорусский; б) удмуртские, калмыцких.

4. Выполняется упражнение 677.

V. Физкультминутка.

VI. Чтение правила § 88 (стр.274)

VII. Усвоение нового материала.

Правописание буквы Ь перед суффиксом-СК-

– После какой согласной в прилагательных с суффиксами -СК- пишется буква Ь?

– Когда буква Ь не пишется?

– Какое слово составляет исключение?

VIII. Закрепление правила.

1. Выполняется упражнение 678, 679.

2. Диктант с цифровыми (или буквенными) обозначениями. Задание: Вместо прилагательных записать цифры (или буквы):

-ЬСК- обозначаем цифрой 1 (или буквой А);
-СК- обозначаем цифрой 2 (или буквой Б).
-К- обозначаем цифрой 3 (или буквой В);

  1. Вечер был ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе.
  2. Мы охотились на озере Орса, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил.
  3. Был ясный январский день, всюду сверкало серебряное солнце.
  4. Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки.
  5. Узкие улицы быстро наполняются людьми.
  6. Армия прорвала немецкую оборону и всеми силами вошла в прорыв, расчищая путь советским войскам, перешедшим в наступление.
  7. Бенгальские огни зажигаются в новогоднюю ночь.

Ключ к заданию : 1, 3, 2, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 2, 1. (АВБББББВВБА)

IX. Итог урока .

– Что нового узнали на уроке?

– Когда в прилагательных пишется –К-, -СК-?

X. Домашняя работа .

– О каких играх чувашского народа вы знаете? Поинтересуйтесь о них у бабушек и дедушек. Запишите ход игры.

Например, игра «Сельский хоровод».

У чувашского народа есть удивительная игра «Сельский хоровод», по-чувашски это звучит «Вайа карти». В старые, давние времена, красные девицы и добрые молодцы собирались после вечерних работ на центральной улице деревень или на широком лугу. Здесь с праздника святой Троицы и до Петрова дня (12 июля) сельская молодежь начинала

свой культурный отдых, водила хоровод. Хоровод – народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей – участников какой-то игры, танца.

Сельская молодежь веселилась, радовалась жизни.

Loading...Loading...