Что такое принципы конституции. Контрольная работа конституция рф основной закон государства



КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ - выраженные в конституциях конкретных государств основополагающие начала; определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования. К.п. могут относиться как к конституционному строю государства в целом ("Основы конституционного строя"), так и к его отдельным элементам (институтам), таким, как политическая система , правовой и гражданина, территориальная организация государства, экономическая система. К.п. подчиняют себе логически и юридически все содержание конституции и издаваемых в ее развитие законов. В соответствии с Конституцией РФ составляют следующие К.п.: республиканская форма правления (республиканизм), народный суверенитет , приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей , федерализм.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ" в других словарях:

    КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ Юридическая энциклопедия

    Конституционные принципы - это руководящие идеи, лежащие в основе всего содержания конституции определенной страны. Они обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы… … Большой юридический словарь

    Выраженные в конституции конкретного государства общие основополагающие начала, определяющие содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно правового регулирования. К.п. могут относиться как к конституционному строю… …

    конституционные принципы - выраженные в конституциях конкретных государств основополагающие начала; определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно правового регулирования. К.п. могут относиться как к конституционному строю государства в… … Большой юридический словарь

    КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ - закрепленные в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННЫЕ - КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ … Юридическая энциклопедия

    - (см. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    В современных демократических государствах установленные конституцией: процессуальные права, служащие средством защиты основных материальных прав и свобод человека; правозащитные институты и основные принципы их деятельности; особые правила,… … Юридический словарь

    КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - в современных демократических государствах совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а тж. установленные конституцией правозащитные институты и основные… … Юридическая энциклопедия

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

Книги

  • Конституционные права личности и их защита. Учебное пособие , В. Н. Белик. Учебное пособие раскрывает деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере защиты прав личности, дает возможность получить представление о правах…
  • Конституционные права личности и их защита. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Белик Валерий Николаевич. Учебное пособие раскрывает деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере защиты прав личности, дает возможность получить представление о правах…

Конституция – это политический документ. Главные вопросы ее содержания – вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Но в то же время Конституция – правовой акт, закон. Она принимается либо высшим представительным органом власти, либо специально учреждаемым для ее принятия органом, либо референдумом. Конституция содержит исходные начала национальной системы права.

Под Конституцией в юридической науке понимается Основной Закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.

Цели конституции:

Утверждение прав и свобод человека,

Утверждение гражданского мира и согласия вРФ,

Сохранение исторически сложившегося государственного единства,

Возрождение суверенной государственности России,

Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

Обеспечение благополучия и процветания России.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной закон, источник конституционного права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:

1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы
определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст. 15 Конституции РФ);

5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной закон и источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

Принципы - основы организации государственной власти;

Принципы организации и функционирования гражданского общества;

Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;

Принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.

1. В первую группу (основы организации государственной власти), кроме уже рассмотренного выше народовластия, можно включить следующие принципы: демократический политический режим, республиканскую форму правления, суверенитет Российской Федерации, провозглашение России правовым государством, федеративное государственное устройство, разделение властей:

а) демократический политический режим включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия (о чем было сказано выше), организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти. Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития;

б) Конституция провозглашает Россию Республикой (ст. 1). Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа;

в) по Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством. Для правового государства характерными признаками являются:

Верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;

Реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;

Взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства;

Строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;

Осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

г) Конституция в ст. 1 провозглашает федеративное государственное устройство. Федерация выступает и как форма государственного устройства, и как способ регулирования национальных отношений в многонациональном государстве; дает возможность нациям иметь свою государственность, т.е. обеспечивает важнейший международно-правовой принцип самоопределения наций и народов. Поэтому субъектами Федерации выступают, наряду с другими, республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. В новом подходе к федеративному устройству России демократия находит свое выражение в том, что законодательство закрепляет децентрализацию власти, отказывается от предоставления центру монополии на власть, дает возможность отдельным регионам самостоятельно решать многие вопросы их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации стали не только национальные образования, но и все крупные административно-территориальные единицы страны: края, области, два города федерального значения. Таким образом, федеративное государственное устройство России построено на сочетании национального и территориального признаков. При этом Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации (ст. 5);

д) Россия является суверенным государством. Конституция провозгласила государственный суверенитет только за Российской Федерацией. Суверенитет государства означает такое свойство государства, которое позволяет ему самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свое верховенство в пределах своей территории. Он проявляется в самостоятельной возможности законодательных органов государственной власти решать свои вопросы, независимо от других видов органов, в единстве законодательной власти. Конституция закрепляет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, что особенно важно для единства государства при его федеративной форме (ст. 4). Важно и то, что именно Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, провозглашая и гарантируя положение о том, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия;

е) Статья 10 Конституции закрепляет известный большинству стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными. Государственную власть в России, как установлено в ч. 1 ст. 11 Конституции, осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России, суды России. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из исполнительной ветви власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти;

ж) для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции "в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти";

з) впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ч. 4 ст. 3 Конституции, "никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

2. К принципам организации и функционирования гражданского общества следует отнести экономический, политический и идеологический плюрализм, провозглашение России светским и социальным государством:

а) экономический плюрализм. Одним из самых коренных изменений, происшедших в России в 90-е гг. XX в., явился переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности, в том числе и частной собственности. Конституция не только провозглашает признание многообразия форм собственности, но и закрепляет обязанность государства равным образом защищать все эти формы. Следует обратить внимание на порядок перечисления этих форм. Вопреки обычно избираемому алфавитному порядку Конституция ставит на первое место частную форму собственности, тем самым подчеркивая ее особую роль и значение в новый период развития Российского государства (ч. 2 ст. 8). Вполне логично, что среди экономических приоритетов, наряду с единством экономического пространства, гарантируется поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности. В ст. 35 Конституции РФ устанавливается, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Все это свидетельствует о том, что Россия стремится создать рыночное хозяйство;

б) запрещая устанавливать в качестве государственной или обязательной какую-либо одну идеологию, Конституция закрепляет идеологическое многообразие (ст. 13), признавая все виды идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь;

в) в России признается политическое многообразие, многопартийность; общественные объединения провозглашаются равными перед законом; запрещаются те общественные объединения, которые стремятся к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности и подрыву безопасности государства, а также к другим антиобщественным действиям (ч. 3, 4, 5 ст. 13). Запрещается вопреки воле граждан вовлекать их в общественные организации и насильственно удерживать их в этих организациях. Это позволяет гражданам, имеющим различную политическую ориентацию, оказывать влияние на политический процесс, принятие государственных решений, постепенно активизировать участие в общественной жизни;

г) провозглашая Россию светским государством, Конституция запрещает устанавливать какую-либо религию государственной или обязательной, гарантирует равенство религиозных конфессий, в том числе и путем отделения религиозных объединений от государства (ст.14);

д) провозглашая Россию как социальное государство, Конституция ставит перед ней задачу и цель направить свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

3. Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека, закреплены в ст.ст. 2, 3, 6, 7, 13 гл. 1 Конституции РФ.

Определяя цель государства в его взаимоотношениях с человеком и гражданином, Конституция устанавливает в ст. 2 положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Таким образом, укрепляется вера, что придет время, когда не человек будет для государства, а государство будет существовать для человека, для обеспечения его прав и свобод.

В ст. 6 Конституции закрепляются важные положения, касающиеся:

Единства российского гражданства;

Равенства всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства;

Равенства прав и обязанностей граждан;

Запрета лишения гражданства;

Подтверждения права граждан изменить свое гражданство и на основании международных договоров иметь двойное гражданство.

Данное положение дополняется установленными в ст.ст. 61, 62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Демократический политический режим, кроме народовластия, включает в себя широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Конституция не только увеличила количество прав и свобод, но и произвела определенную переориентацию в приоритетах этих прав, поставив на первое место те из них, которые связаны непосредственно с личностью человека. Важным конституционным положением является закрепление неотчуждаемости прав и свобод от человека и принадлежность их каждому от рождения. Провозглашая равенство всех перед законом, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, происхождения и других обстоятельств (ст. 19), Конституция гарантирует и контроль за их реализацией. Важен и закрепляемый Конституцией и имеющий также всеобщий характер принцип, гласящий, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ст. 17).

4. К принципам, определяющим положение Российской Федерации в мировом сообществе, относятся нормы, закрепленные в ст.ст. 4, 13, 15. Россия строит свою внешнюю политику, отношения с мировым сообществом, исходя из принципа невмешательства в дела других государств, мирного сосуществования с другими государствами и одновременно целостности и неприкосновенности своей территории и самостоятельного решения своих внутренних проблем. В России запрещены партии, выступающие за нарушение целостности Российской Федерации, разжигающие расовую и национальную рознь как внутри государства, так и по отношению к народам других стран.

Важное значение для конституционного права Российской Федерации имеют международные договоры:

Заключенные с соседними странами об урегулировании государственных границ;

Об обоюдном признании двойного гражданства (например с государством Израиль);

- (двусторонние) о признании за гражданами обоих государств на их территории общечеловеческих прав и свобод.

Россия считает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные ею с другими странами.

В ст. 15 Конституции РФ записан принцип, по которому за нормами международного договора, подписанного и ратифицированного Россией, признается приоритет перед внутренними законами, если их правила расходятся.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ПРАВОВЕДЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ФГБОУ ВПО ВГУ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Л. И. Малахова Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета Рецензент кандидат юридичес

Список сокращений
АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации БК РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации Банк России Центральный банк российской Федерации ГК РФ Гражданс

Государство и право, их роль в жизни общества
В цивилизованных странах право призвано охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве, регулировать споры и конфликты меж

Понятие, сущность и функции государства
Государство можно определить как особую организацию публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающую специ

Теории происхождения государства.
Имеется множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. В основе каждой из них лежат взгляды и суждения различных групп, слоев, классов. Наций и других

Форма государства
Форма государства - это такой аспект его характеристики, который раскрывает способы организации государственной власти. Традиционно в это понятие включают три элемента: форму правле

Правовое государство и гражданское общество
Идея правового государства уходит корнями в античное общество. Государство как организация публично-властной силы государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цице

Понятие, принципы и функции права.
Право возникает объективно на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреб

Понятие, виды и структура нормы права.
Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а каки


Источники права - это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государс

Понятие и виды законов
Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулир

Система права
Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущност

Толкование правовых норм.
Толкование права– это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм. Толкование права можно также определить как процесс познания права,

Понятие и принципы законности.
Формирование гражданского общества требует качественно нового уровня законности. Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики. Даже самый совершенный зак

Понятие и стадии законотворчества
Важнейшим условием осуществления правовой реформы и совершенствования всей системы законодательства являются высокое качество принимаемых нормативных правовых актов и их эффективнос

Понятие, состав, признаки и виды правонарушений
В общем виде правонарушение – это антиобщественное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред обществу и которое наказывается в соответствии с законом. Правонарушение нарушает предписания

Понятие и виды юридической ответственности
Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и представляет собой правоотношени

Личные права и свободы человека и гражданина
С избранным критерием содержанием этой группы прав и свобод являются личность человека, его жизнь, честь, достоинство и другие неотъемлемые ценности. Иногда личные права и свободы неправильно опред

Политические права и свободы гражданина.
Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, г


Деятельность государственных органов непосредственно связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление

Административно-правовые нормы и отношения.
Нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исп

Субъекты административного права.
Субъект административного права – это физическое лицо или организация, обладающая административной правоспособностью. Физические лица признаются субъектами административного права н

Административная ответственность и административное наказание
Административная ответственность является видом юридической ответственности и состоит в применении уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к граждана

Административное принуждение
Административное принуждение является методом реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления, способом целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. Оно

Понятие и предмет уголовного права. Общая характеристика уголовного закона.
Уголовное право есть совокупность норм, предусмотренных в уголовном законе и устанавливающих преступность и наказуемость деяний, опасных для личности, общества и государства и опред

Понятие и признаки преступления.
Преступление - центральное, ведущее понятие уголовного права. И от того, какой смысл вкладывается в это понятие, зависит построение всех институтов уголовного права. В Уголовном кодексе РФ

Объективные признаки состава преступления
Общественная опасность деяния определяется, прежде всего, объектом преступления. Объект преступления - это то, на что направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен ущерб. Объе

Субъективные признаки состава преступления
К субъективным признакам состава относятся, прежде всего, те, которые характеризуют субъекта преступления. Уголовной ответственности по российскому уголовному праву подлежит физическое, вменяемое л

Стадии совершения преступления
1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления. Обычно, говоря о преступлении, подразумевается, что оно уже было совершено - т. е. выполнены (реализованы) все

Соучастие в преступлении
Судебная практика свидетельствует, что каждое третье преступление совершается не одним лицом, а несколькими лицами, в соучастии. В некоторых случаях данная форма соучастия встречает

Понятие и виды наказаний.
Наказание - один из центральных институтов уголовного права. В нем более ярко, чем в каком-либо другом институте, выражаются основания и пределы уголовной ответственности, содержани

Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
В отдельных случаях человек может совершать действия, внешне напоминающие то или иное преступление. Так, например, защищаясь от насильника, женщина причиняет ему тяжкий вред здоровью; спас

Понятие, предмет и принципы экологического права
Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения: - по охране окружающей среды от вредных воздействий в пр

Право природопользования
Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодател

Экологическое нормирование
Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающ

Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды
Созданию экономического механизма охраны окружающей среды значительное внимание уделено в Законе «Об охране окружающей среды» 2002 г. Основными методами этого механизма в соответств

Экологический контроль
Экологический контроль в России проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля. Государственный экологический контроль осущ

Предмет и метод семейного права
Семейное право как отрасль права регулирует определенный вид общественных отношений. В соответствии со ст. 2 СК РФ предметом регулирования семейного законодательства являются: - условия и

Права и обязанности супругов
Брак порождает разнообразные по содержанию взаимоотношения между супругами, значительную часть которых нельзя конкретно регламентировать законом (любовь, уважение, забота о семье, п

Правоотношения родителей и детей
Основанием возникновения правовых отношений между родителями и детьми является факт происхождения детей, удостоверенный в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ). Происхождение

Предмет, метод и принципы гражданского права
Предмет гражданского права составляют отношения, регулируемые гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ). В круг таких отношений Гражданский кодекс включил имущественные отношения,

Юридические лица
Понятие юридического лица в ГК РФ определяется на основе традиционных признаков: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или

Объекты гражданских прав
Гражданские правоотношения возникают по поводу материальных, а также по поводу нематериальных благ. В круг материальных благ входят вещи (имущество), в числе которых различают одуше

Право собственности
Право собственности можно определить как вещное право, предоставляющее своему носителю исключительные правомочия по владению, пользованию и распоряжению в отношении принадлежащего е

Обязательства
Обязательством принято обозначать правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от совершения таког

Общие положения о договоре
Практике известны различные обозначения юридических связей, складывающихся в результате соглашений, заключаемых между участниками гражданского оборота, - контракт, договор, протокол, соглашение. Пр

Договор присоединения
Принцип свободы договора исходит из того, что создающее договор соглашение есть продукт равных в правах сторон, свободно обсудивших все пункты своего соглашения. Однако среди встречающихся

Публичный договор
В деятельности унитарных государственных или коммерческих предприятий, хозяйственных обществ или товариществ, производственных кооперативов, связанной с продажей товаров, выполнением работ или оказ

Предварительный договор
Согласно п. 1 ст. 429 ГК РФ, предварительным считается договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор

Договор в пользу третьего лица
Согласно ст. 430 ГК РФ, договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или неуказанному в дог

Понятие и основания наследования.
Под наследованием понимается переход прав и обязанностей умершего лица (наследодателя) к другим лицам (наследникам) в порядке универсального правопреемства. В состав наследства (нас


Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны

Трудовые правоотношения
Трудовые отношения составляют основное содержание трудового права. По сути дела, это общественные отношения, урегулированные нормами трудового права. Субъекты трудового отн

Коллективные договоры и соглашения
Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работникам

Трудовой договор: порядок заключения и расторжения
Как уже было отмечено, непосредственные трудовые отношения начинаются с момента заключения трудового договора. Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работ

Правовое регулирование существенных условий труда
Правовое регулирование существенных условий труда определяет содержание трудовых отношений. Одним из наиболее важных условий труда является установление рабочего времени, т.е. време

Дисциплина труда
Дисциплина труда (гл. 9, ст.ст. 189 - 195 ТК РФ) - это определенный порядок поведения работников в процессе производства. Она вырабатывается методами убеждения, материальной заинтер

Оплата труда
Заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества, условий выполняемой работы, а также

Материальная ответственность
Материальная ответственность сторон трудового договора предусмотрена ст. 232 ТК РФ. Сторона трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает ущерб в соответствии с ТК РФ и иными феде

Порядок разрешения трудовых споров
Конституция РФ (п. 4 ст. 37) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая и тако

Понятие, предмет и метод финансового права
В систему российского права входит финансовое право Финансовое право относится к отраслям публичного права и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих обществен

Финансовые правоотношения: особенности, виды, субъекты
Специфика общественных отношений, регулируемых финансово-правовыми нормами состоит в том, что они возникают из деятельности государства по непосредственной мобилизации, распределению либо использов

Система финансового права
Система финансового права как отрасли права – это объективно обусловленное финансовой системой внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовате

Финансово-правовые основы банковской деятельности в РФ
Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 10.07. 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерац

Правовое регулирование бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, не

Правовое положение субъектов аудиторской деятельности
Правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности определяются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. Согласно этому закону под аудитом поним

Понятие и предмет налогового права
Налоговое право является подотраслью финансового права. Налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов,

Налоги и их функции
Для обеспечения своей деятельности государству необходимы денежные ресурсы, с помощью которых происходит финансирование функций государства. Налогам принадлежит ведущая роль в формировании бюджета.

Предмет и система страхового права
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Это обусловлено тем, что рынок объ

Понятие и виды страхования
Страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежн

Правовые основы защиты информации
Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из Федерального закона от 28

Правовые основы защиты государственной тайны
В соответствии с законом РФ от 27 декабря 1996 г. «О государственной тайне» под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономи

Коммерческая и служебная тайна
Отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, ее охраной регулирует Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне».

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, -- говорится в ст. 7 Основного Закона, -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека:

Право на свободный труд;

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях;

Право на жилище;

Право на охрану здоровья;

Право на благоприятную окружающую среду;

Право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды .

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности , вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу . При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления -- один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти .

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только самой Конституции как Основного Закона государства, но и (при условии их реального воплощения) устройство общества и государства .

Конституция России, как и любого государства, характеризуется не только принципами, но и рядом юридических свойств, отличающих ее от других законов и определяющих ее особое место в правовой системе.

Наиболее значимым из них является верховенство Конституции, ее наивысшая юридическая сила. Впервые в отечественной конституционной практике это юридическое свойство Конституции получило развернутое закрепление в тексте самого Основного Закона. “Конституция Российской Федерации, -- говорится в ст. 15, -- имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхождения их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы. Конституционные нормы с точки зрения юридической силы неоднородны, сами могут быть дифференцированы, подразделены на несколько групп:

1. Нормы, составляющие основы конституционного строя . Они закрепляют высшие социально-политические и юридические ценности российского общества и имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Они могут быть изменены в особом, по сравнению с иными нормами Конституции, порядке. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации .

2. Конституционные нормы о правах и свободах человека . Их специфика состоит в прямом запрете на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Кроме того, Конституция устанавливает пределы, в рамках которых эти конституционные нормы могут быть временно ограничены . Все это подчеркивает особую юридическую значимость этих конституционных норм,

3. Конституционные нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах. Последние представляют собой особые законы, наиболее тесно (органично) связанные с Конституцией. Для их принятия необходимо повышенное число голосов Государственной Думы и Совета Федерации но сравнению с обычными законами. Так, положения ст. 125 Конституции о полномочиях и порядке деятельности Конституционного Суда России могут быть конкретизированы только в конституционном законе.

4. Остальные нормы Конституции, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами .

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую.

Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.

Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения Конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную .

Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Важным свойством Конституции является особое юридическое содержание. Конституцию невозможно спутать с другим законом государства именно в силу предмета правового регулирования. Она определяет основы организации государства и общества, дает целостное представление о соответствующем государстве, положении в нем личности, чего не может сделать ни один из обычных законов страны.

Регулирование Конституцией главных, определяющих общественных отношений в экономике, политике, в устройстве государства обусловили и ее второе общепринятое название -- Основной Закон государства.

Юридическим свойством Конституции России является особый (по сравнению с обычными законами) порядок ее изменения и пересмотра. Он чрезвычайно усложнен и ориентирован на поддержание стабильности Конституции, исключение поспешных, необдуманных поправок.

В качестве юридического свойства Конституции Российской Федерации можно рассматривать и повышенную по сравнению с другими законами охрану, защиту конституционных предписаний со стороны государства. Эту задачу выполняет система конституционного контроля и надзора, действующая в России. Ее главное звено -- Конституционный Суд.

Помимо Конституционного Суда ряд функций по контролю и надзор за соблюдением Конституции выполняют Президент РФ, суды общей компетенции и арбитражные суды, а также прокуратура и иные правоохранительные органы .

Конституция -- юридическая база текущего законодательства Российской Федерации. Это юридическое свойство Конституции проявляется в том, что ее принципы и нормы определяют содержание и направленность как отдельных законов, так и всех отраслей российского законодательства. Текущие законы конкретизируют, детализируют предписания Конституции, обеспечивая тем самым их реализацию.

Все это позволяет Конституции быть ядром правовой системы Российской Федерации, цементировать и обеспечивать единство и непротиворечивость российского законодательства.

Принятие новой Конституции дает толчок обновлению, пересмотру текущего законодательства. На основе Конституции РФ 199З г. уже принят ряд важных законодательных актов: Конституционный закон о Конституционном Суде РФ, Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, Закон о Федеральной службе безопасности и др.

Таковы основные юридические свойства Российской Конституции, отличающие ее от остальных (обычных) законов.

Федеративное устройство Российской Федерации определяет наличие не только федеральной Конституции, но и конституций республик в составе РФ. Конституции республик в составе РФ, на основе и в соответствии с Конституцией РФ, определяют их статус, устанавливают правовое положение граждан, закрепляют систему органов государственной власти, организацию и функционирование местного самоуправления. Конституции республик в составе РФ не могут противоречить федеральному Основному Закону. В случае, если такое несоответствие возникло, действует норма федеральной Конституции, а соответствующие положения конституции республики подлежат отмене органом, правомочным принимать и изменять республиканскую конституцию, либо признаются недействующими по решению Конституционного Суда РФ .

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона;

2) прямого действия конституционных норм.

1. Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

2. Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, - говорится в ст. 7 Основного Закона, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека:

· право на свободный труд;

· право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях;

· право на жилище;

· право на охрану здоровья;

· право на благоприятную окружающую среду;

· право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды.

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу. При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления - также один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти .

Loading...Loading...