И лиц которые являются служащими. Административное право россии

Прежде всего необходимо вспомнить исходные позиции, о ко­торых уже шла речь. Имеются в виду государственные служащие:

а) федеральных государственных органов;

б) государственных органов субъектов РФ.

а) в аппарате представительных (законодательных) органов го­сударственной власти (например, руководитель аппарата Совета Федерации, помощники членов Совета Федерации и депутатов Го­сударственной Думы);

б) в аппарате органов судебной власти (например, референты, секретари и т.п.);

в) в органах прокуратуры;

г) в органах исполнительной власти, а в более широком смысле – в исполнительных органах. Это основная масса государственных служащих.

В соответствии с тем, что для государственных служащих установлены квалификационные разряды, которые присваиваются им по результатам квалификационного экзамена или аттестации; можно выделить служащих, замещающих:

а) высшие должности с разрядом действительного государст­венного советника РФ 1, 2 и 3 класса (руководители федеральных органов исполнительной власти, руководящие работники аппарата Правительства РФ и т.д.);

б) главные должности с разрядом государственного советника РФ 1, 2 и 3 класса (например, референт Президента РФ);

в) ведущие должности с разрядом советника РФ 1, 2 и 3 класса (например, специалисты-эксперты);

г) старшие должности с разрядом советника государственной" службы 1, 2 и 3 класса;

д) младшие должности с разрядом референта государственной службы 1, 2 и 3 класса.

Квалификационные разряды действительного государственно­го советника и государственного советника присваиваются госу­дарственным служащим Президентом РФ, другие разряды – ру­ководителями соответствующих государственных органов.

Для отдельных видов государственной службы могут вводиться другие виды квалификационных разрядов, воинские звания и дипломатические ранги, классные чины (например, классные чины работников органов прокуратуры, налоговой полиции). В ряде случаев это сопровождается введением форменной одежды.

Есть еще один интересный вопрос, прямо относящийся к видо­вой классификации государственных служащих. Дело в том, что весь действующий нормативно-правовой материал перенасыщен термином «должностное лицо». В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. о такой категории даже нет упоминания. Между тем о них говорится даже в Конституции РФ (ст. 15, 24, 41, 46, 53, 78). АУК РФ (ст. 285) содержит специальное толкование должностного лица, поскольку без этого невозможно правильно очертить круг субъектов преступлений против интересов государственной служ­бы. Должностные лица весьма часто фигурируют в качестве субъ­ектов административных правонарушений. Да и наука админи­стративного права традиционно и последовательно проводит юри­дическую классификацию государственных служащих, основу ко­торой составляют прежде всего различные категории должност­ных лиц.

Следовательно, есть определенные основания для того, чтобы классифицировать государственных служащих по самому важно­му юридическому критерию, а именно в зависимости от характе­ра и масштаба полномочий, которыми они наделяются.

Фактически следует признать, что всякое лицо, занимающее должность (в государственной и негосударственной организации), является должностным лицом. Любые попытки ограничить такое естественное понимание должностного лица неизбежно приводят к ограничительному толкованию самой категории «служащий». А это и есть лицо, занимающее должность. Каждая должность сопровождается наделением лица, ее замещающего, определен­ным объемом служебных обязанностей, прав и полномочий. В Фе­деральном законе о государственной службе подробно говорится о правах и обязанностях государственных служащих, но нет ни слова о характере полномочий, вытекающих из факта замещения данным служащим данной государственной должности. Между тем это главный элемент юридической характеристики служаще­го, его правового статуса, а применительно к служащим аппарата исполнительной власти – их административно-правового ста­туса.

Очевидно, что полномочия действительного государственного советника РФ превышают по своему значению и объему полномо­чия советника РФ. Но это при характеристике квалификационных разрядов государственных служащих не фиксируется. Следова­тельно, для получения полного представления о полномочиях слу­жащего необходимо изучить его должностную инструкцию. В ре­зультате выясняется, что именно по полномочиям можно провести различия между государственными служащими и должностными лицами.

А далее выясняется, что в одних случаях должностные лица имеют юридические полномочия, реализуемые только в рамках дисциплинарно-служебных отношений (отношения между руко­водителем и подчиненными), в других – их полномочия выходят за рамки отношений чисто аппаратного характера (т.е. внутри дан­ного государственного органа) и распространяются на все нижесто­ящие звенья данной системы (например, федерального министер­ства), в третьих – адресатом их полномочий являются физические и юридические лица, не связанные с ними отношениями подчи­ненности. Наконец, обнаруживаются и такие должности, которые не оснащаются какими бы то ни было полномочиями юридически властного характера, но совершающими различного рода юриди­чески значимые действия, приводящие к определенным юридическим последствиям.

Соответственно все государственные служащие государственной службы могут характеризоваться в качестве должностных лиц. Тем самым будет обеспечен единый подход к характеристике государственных служащих с чисто юридических позиций.

Различия в правовом статусе должностных лиц дают основании говорить о следующих их видах:

А. Должностные лица, непосредственно реализующие внешние полномочия государственных органов. Это работники соответствующих органов, наделенные юридически властными пол­номочиями, без которых невозможно представлять государствен­ную власть в ее любом проявлении (законодательную, исполни­тельную, судебную, прокурорскую). Это необходимое условие, предполагаемое закрепленным в законодательстве понятием го­сударственной должности. В таком понимании (а оно не вызывает сомнений) и Президент РФ, и судьи, и прокурор также являются должностными лицами. До принятия Конституции 1993 г. Пре­зидент РФ квалифицировался как высшее должностное лицо. Та­ковым он фактически является и сейчас. Кстати, в конституциях многих республик статус их президентов характеризуется именно так.

Должностные лица этой категории наделяются наиболее значи­мыми юридически властными полномочиями, что позволяет им представлять государственную власть в различного рода внешних отношениях. Имеется в виду представление ими данного государ­ственного органа в отношениях с другими органами государствен­ной власти, с органами местного самоуправления, с негосударст­венными организациями и гражданами.

Юридически властные полномочия этих должностных лиц ре­ализуются в отношении лиц, не находящихся в их служебном под­чинении (или служебной зависимости), а также государственных. и негосударственных организаций, ведомственно им не подчинен­ных. Например, такие должностные лица полномочны предъяв­лять названным лицам и организациям основанные на законе тре­бования, давать обязательные к исполнению указания, применять предусмотренные законодательством меры внесудебного (админи­стративного) принуждения, включая меры административной от­ветственности.

Таких должностных лиц обычно характеризуют в качестве представителей публичной власти.

Справедливо следующее заключение: не всякое должностное лицо обладает полномочиями представителя власти, но всякий представитель власти (в распространенном понимании) есть долж­ностное лицо.

Иногда таких должностных лиц называют представителями ад­министративной власти. Это неверно, так как сужает реальное по­нимание должностного лица как представителя именно публичной власти.

Ведь судья или прокурор также представляют власть, которая не носит характер административной. Поэтому, например, долж­ностных лиц милиции, контрольно-надзорных органов, чаще всего обозначаемых в качестве представителей именно админи­стративной власти целесообразнее характеризовать как предста­вителей или уполномоченных того или иного органа исполнитель­ной власти, т.е. субъекта именно публичной власти.

Б. Должностные лица, непосредственно реализующие внутри-организационные (внутрисистемные) полномочия государствен­ных органов. Это должностные лица, чьи юридически властные полномочия реализуются в отношении находящихся в служебной зависимости от них работников и нижестоящих органов, а также организаций, находящихся в ведомственном подчинении данному органу. В подобном понимании к таким должностным лицам можно отнести и руководителей государственных предприятий и учреждений, полномочия которых реализуются только в отноше­нии подчиненных им работников. Например, правовые акты рек­тора вуза обязательны для всех работников данного вуза.

Их полномочия включают, например, право издавать юриди­чески обязательные акты, действующие в системе данного минис­терства, данной подведомственной государственному органу сфере деятельности; приостанавливать или отменять неправомерные акты подведомственных им иных государственных органов и должностных лиц; распоряжаться вверенным данному государст­венному органу государственным имуществом; назначать и осво­бождать от должностей нижестоящих работников; поощрять их, а в необходимых случаях и наказывать и т.д.

В. Должностные лица, наделяемые полномочиями по обеспе­чению деятельности государственных органов. Каждый орган имеет свою организационную структуру и штаты (совокупность государственных должностей, составляющих аппарат данного ор­гана).

Какова роль этих служащих, составляющих рабочий костяк каждого государственного органа? Они также являются должностными лицами с определяемым должностными инструкциями комплексом служебных обязанностей и прав и, конечно, компетенцией (включая и полномочия).

Но характер их полномочий своеобразен. Во-первых, они не всегда имеют четко выраженный юридически властный характер Во-вторых, они всегда связаны с организацией работы внутри аппарата данного органа. В-третьих, они в той или иной степени, не обязательно связаны с созданием условий, необходимых для обеспечения эффективной работы по реализации полномочий двух первых видов должностных лиц.

Имеются в виду те государственные служащие, которые вы­полняют фактическую внутриорганизационную или внутри исполнительную работу данного государственного органа. Они яв­ляются функционерами государственного аппарата, его оператив­ным составом. Это профессионалы, участвующие в процессе реализации юридически властных полномочий, принадлежащих данному государственному органу, в определяемых их служебны­ми обязанностями формах. Например, это работники департамен­тов правительств и федеральных органов исполнительной власти. Они совершают различного рода юридически значимые действия, которые в конечном счете приводят к определенным правовым последствиям. При этом они лишены права издавать юридические акты.

Но может ли быть издан тот или иной правовой акт (например, приказ министра, постановление главы администрации) без пред­варительной его юридической подготовки? Видимо, не может. Такую подготовку, в частности, и осуществляют должностные лица в процессе выполнения ими всего объема оперативных функ­ций данного органа и его структурных подразделений. К их функ­циям и полномочиям отнесено выполнение многих работ, требую­щих специальных познаний. Поэтому их нередко называют специ­алистами. Так, Аппарат Правительства является его рабочим ор­ганом, обеспечивающим его деятельность. Отделы, секретариаты, сотрудники этого Аппарата прорабатывают и докладывают Пред­седателю Правительства РФ и его заместителям о поступающих в Правительство документах; готовят проекты поручений Прави­тельства; готовят проекты постановлений и распоряжений Прави­тельства; оформляют принятые на заседаниях Правительства ре­шения; направляют органам исполнительной власти для рассмот­рения и принятия необходимых мер письма и другие обращения граждан в адрес Правительства и т.п. Нетрудно заметить опреде­ленный уровень юридической значимости совершаемых в данном случае действий, а также юридические по своему характеру их последствия.

Такова возможная характеристика должностных лиц.

Что касается так называемого вспомогательного персонала, не­редко выделяемого в качестве особой категории государственных служащих, то на них фактически распространяется правило, сформулированное в ст. 1 Федерального закона о государственной службе: в целях технического обеспечения деятельности государ­ственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Это дает основание не рассматривать лиц такого рода в качестве госу­дарственных служащих.

    Государственный служащий: понятие и классификация

    Государственная должность: понятие и содержание

    Права, обязанности, ответственность государственных служащих

Впервые эта категория появилась в Росси под названием «служилые люди»(дворяне) в XV веке. Они находились на службе государя и Русского государства, получая не денежное содержание, а земельный надел с крестьянами (поместье).

Реформы Петра I изменили «государеву службу» и вместо служилых появились чиновники. Они были жалованы чином, денежное содержание в соответствии с Табелем о рангах (все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов).

Государственный служащий – гражданин РФ, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Все граждане РФ имеют равный доступ к ГС.

Не есть государственными служащими лица, являющиеся заместителями руководителей некоторых государственных органов – заместитель Председателя Правительства, заместитель Председателя Совета Федерации, Заместитель Председателя Государственной Думы.

Перечень государственных должностей не является стабильным. Он может пересматриваться в связи с изменениями в государственном аппарате.

Кроме того, не являются государственными служащими:

    Служащие государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений;

    Лица, замещающие должности в органах МСУ;

    Служащие аппаратов, общественных объединений, добровольно создаваемых гражданами. Они содержат платный аппарат и должности там занимают профессиональные служащие;

    Служащие религиозных организаций. Они имеют свои руководящие должности, учреждения профессионального религиозного образования;

    Служащие кооперативных организаций, создаваемых гражданами для совместной производственной, хозяйственной, социальной деятельности в сфере образования, медицины.

Но, государственным служащим является тот, кто в государственном органе повседневно исполняет обязанности по должности государственной гражданской службы за денежное вознаграждение.

К государственным служащим военной и правоохранительной служб относятся военнослужащие (имеющие звания и чины), но не рядовые, курсанты военных учебных заведений, сотрудники ОВД, судов, прокуратуры, налоговой службы, службы безопасности, юстиции, таможни, нотариата.

Правовой статус таких служащих регулируется специальным ФЗ.

Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, а государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ (РФ и субъект РФ – работодатели, необходимая сторона трудовых правоотношений, нанимающих в лице органов государственной власти и их должностных лиц)

Должность – уполномоченная социальная роль, выполняемая человеком в организации.

Управленческая должность - первичный структурный элемент в органах управления, определяемый установленными задачами, обязанностями, правами и ответственностью, предназначенный для регулирования той или иной сферы общественной жизни и деятельности.

Схема должностей формирует строго ранжированные, статистические отношения в организации.

Люди, занимая должности придают организационной структуре динамический характер, превращая ее в живой социальный организм.

Должности ГС разделяют на: должности ФГГС, должности ГГССФ, воинские должности, должности правоохранительной службы.

Должности ГГС

Государственные должности (политические) РФ и субъектов РФ – не входят в состав ГС.

Президент, Председатель СФ ФС, Председатель ГД ФС, Председатель Правительства, Федеральные министры, депутаты, полномочные представители Президента, руководитель СП, ЦИК, УПЧ, ЦБ, аудиторы СП, Генеральный Прокурор, прокуроры, судьи.

Их замещают лица:

    Осуществляющие свои полномочия самостоятельно (Президент, Губернаторы, Полпреды Президента, Председатель ЦБ, судьи, депутаты);

Руководители государственных органов всех ветвей власти (Председатель Правительства, Министры);

Отличительными особенностями таких лиц являются:

    Их избрание всенародно (Президент, депутаты);

    Утверждение высшими законодательными органами по представлению глав исполнительной власти (Председатель Правительства, федеральные министры, губернаторы, Генеральный прокурор, Председатель ЦБ, судьи);

    Принадлежат только государственному органу. Политики не являются государственными служащими, их правовой статус определяется специальными ФЗ(например, «О Правительстве РФ», «О судьях» и др.)

«Б» и «В»

Должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".

Должности государственной гражданской службы (административные):

Руководители (они могут замещать и политические должности);

Помощники;

Специалисты;

Обеспечивающие специалисты.

Заместитель федерального министра, Руководитель аппарата федерального министра, Руководитель (директор) департамента, Начальник управления, Начальник отдела, Помощник федерального министра

Советник федерального министра, Референт.

Должности ГГС имеют следующие категории:

Такое деление отражает различия в характере государственно-властных полномочий служащих.

    Руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

Должность руководителя выделяется из общей системы должностей ГГС – наличием административно-распорядительных полномочий – издание НПА, дача указаний, нанимать и увольнять, применять меры дисциплинарных воздействий. То есть должность руководителя – ключевая. Это реализация властных полномочий.

    Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

Замещаются не по конкурсу, а по ходатайству лица, замещающего должность руководителя;

С прекращением полномочий лиц, замещающих должность руководителей, прекращаются полномочия и лиц, замещающих должности помощников;

С такими служащими заключается срочный трудовой договор.

В федеральном Министерстве Министры, замещающие политические должности не есть государственные служащие, а их помощники являются государственными служащими.

Их функции:

    Информирование и консультирование руководителя;

    Разработка и внесение предложений по вопросам компетенции лица, деятельность которого обеспечивается;

    Участие в подготовке проектов решений, требующих профессиональных знаний;

    Участие в подготовке документов, речей шефа;

    Подготовка и организация встреч, приемов;

    Контроль за выполнением решений руководителя.

Должности категорий «Руководитель» и «Помощник (советник)» относят к самым высшим классификационным группам: высшие, главные, ведущие. Это объясняется самыми высокими квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицам, замещающим должности. Они выполняют сразу несколько социальных ролей – политики, эксперты, аналитики, специалисты.

    Специалисты главная функция – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

Особенности:

Осуществляют профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов;

Осуществляют карьерное происхождение ГС в результате конкурсного отбора и аттестаций;

Работают на основе служебного контракта без ограничения срока полномочий. Для них характерна стабильная ГГС (Федеральный инспектор, специалист-эксперт, референт).

    Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Это также административная должность, карьерная должность, для них также характерна стабильная служба.

Все должности ГС имеют 5 групп

Классификация должностей по группам (от младшей – к высшей) показывает, что каждая из должностей (входящая в ту или иную группу) представлена определенным содержанием служебных функций (функционалом должности, который следует исполнять служащему).

К каждой группе предъявляют квалификационные требования:

Уровень профессионального образования: для высших – высшее профессиональное образование, для младших – среднее профессиональное образование);

Стаж работы

Профессиональные знания и навыки , необходимые для выполнения должностных обязанностей (закреплены в должностном регламенте).

В рамках каждой группы выделяют классные чины:

Действительный государственный советник РФ (замещение должности федеральной гражданской службы высшей группы)

Действительный государственный советник ТО

Государственный советник РФ (замещение должности федеральной гражданской службы главной группы)

Государственный советник ТО

Советник государственной гражданской службы РФ (замещение должности федеральной гражданской службы ведущей группы)

Советник государственной гражданской службы РФ

Референт государственной гражданской службы РФ (замещение должности федеральной гражданской службы старшей группы)

Референт государственной гражданской службы РФ

Секретарь государственной гражданской службы РФ (замещение должности федеральной гражданской службы младшей группы)

Секретарь государственной гражданской службы РФ

Присвоение: высших классных чинов производится Президентом РФ

Главных – Правительством РФ

Остальные – руководителем государственного органа

Классный чин выступает как служебный разряд.

Условия присвоения классного чина:

    Персональная характеристика присвоения (присваивается конкретному служащему, а не группе служащих, занимающих ту или иную должность). Соответствие классного чина профессионализму и компетентности служащего означает, что чин присваивается не как приложение, а как признание действительных заслуг (на основе квалификационного экзамена);

    Последовательность присвоения – производится последовательно (начиная с третьего);

    Соответствие чина профессионализму и компетентности;

    Возможно досрочное присвоение в качестве поощрения очередного классного чина ГГС (только на одну ступень).

Конфликт интересов

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

Особенность социального и правового статуса государственного служащего заключается в том, что он занимает должность, посредством которой определяется содержание и границы воздействия служащего на людей. Общество, социальные институты, процессы в процессе труда.

Статус ГС – это положение, занимаемое им в системе ГС, это меры должного и возможного поведения служащего, установленные законом в соответствии с занимаемой должностью ГС.

Одним из первых документов, регламентирующего статус ГС, стало Уложение о Службе (1556 год).

В 1722 году – «Табель о рангах всех воинских, статских и придворных» устанавливал три рода государственной службы – военную, гражданскую и придворную. Вводилась единая система чинов, их номенклатура и иерархия (14 классов и 262 должности).

Наш рамочный закон устанавливает виды ГС и правовой статус государственного служащего.

Статус государственного служащего предполагает:

    Непосредственную причастность государственного служащего к подготовке, принятию и реализации решений в сфере исполнительной власти государства (с осознанием того, что действия подобного плана могут повлечь экономические и социальные последствия для общества);

    Наличие у служащего правомочий и возможности выступать от имени государственного органа (в пределах своей компетентности), представлять государственный интерес (предварительно его осознав);

    Сочетание строгой нормативной регламентации с широкими возможности принятия решений (при чем в этом случае ситуация интерпретируется субъективно на основании деловых, профессиональных и личностных качеств служащих);

    Принадлежность к особой профессионально-статусной группе (ГГС) – людей разных профессий объединяет факт работы в государственных органах.

Элементы статусного набора государственного служащего

Прежде всего, чиновник имеет личностный статус – основан на социально-психологических характеристиках. Это сформированный статус, социометрический статус. Основан на полусознательных предпочтениях.

Гражданский статус – во-первых, он – гражданин страны, а как гражданский служащий он вправе участвовать в урегулировании дел других лиц и организаций (в соответствии с принципами демократии, гражданственности, законности).

Служебный статус – в зависимости от выполняемых им функций.

Политический статус – вопрос о его наличии – дискуссионен. Служащий должен реализовывать властные полномочия и проводить в жизнь политику государства (политический статус рассматривается с этой позиции).

Нравственный статус – соблюдение этических правил и моральных норм на ГС.

Социальный статус – это позиция, положение в обществе, престиж, уважение, которыми пользуется государственный служащий – с одной стороны. Это место чиновника в иерархии ГС – с другой стороны. То есть социальный статус имеет двойное содержание.

Критерии социального статуса:

    Образование;

    Профессия;

    Квалификация;

    Должность;

    Уровень дохода;

    Семейно-бытовые условия.

    Для служащего – это еще и:

    Объем властных полномочий;

    Престиж профессии;

Социальный статус определяет социальную роль (способ поведения, задаваемый обществом).

Правовой статус – признанная Конституцией РФ и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав, обязанностей, ответственности, ограничений и запретов.

По новому законодательству у гражданских служащих появились 4 новых права – доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; защиту сведений о гражданском служащем; на рассмотрение индивидуальных служебных споров; предварительное уведомление представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу.

Права государственного служащего

Права государственных служащих – обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральными законами, иными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

В соответствии с Конституцией РФ государственные служащие как граждане РФ равны перед законом и пользуются правами и свободами, гарантированными Конституцией РФ и ФЗ (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, тайну переписки, телефонных переговоров, неприкосновенность жилища, на объединения, на труд, на жилище, охрану здоровья, образование).

Вместе с тем, государственным служащим предоставляются особые права для успешной реализации своих функций (Гл. 3 ст. 14 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»):

1) Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения функций (безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие вредных факторов исключено, охрана труда – система сохранения жизни и здоровья).

2) Ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста. Государственный служащий от должностного лица вправе требовать четкого письменного закрепления своих служебных прав и обязанностей. И ему не может быть поручена работа, выходящая за пределы его полномочий и не предусмотренная документами (правила внутреннего распорядка, должностная инструкция, положения, Устав, правила работы с информацией);

3) Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (норма продолжительности служебного времени, не более 40 часов в неделю);

4) Оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом (оплата труда производиться в виде денежного содержания). Право на совместительство, если это не повлечет конфликта интересов, и с обязательным уведомлением представителя нанимателя;

5) Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. Государственный служащий вправе запрашивать и получать любую необходимую информацию, пользоваться средствами ее хранения и обработки, а так же вносить предложения по усовершенствованию информационной деятельности органа;

6) Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) Доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) Ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. Государственный служащий имеет право изучить личное дело, сделать необходимые записи, снять копии, потребовать приобщения к делу своих объяснений. Это право является личным правом, то есть с личным делом не могут быть ознакомлены ни родственники государственного служащего, ни посторонние лица. Но государственный служащий вправе уполномочить на ознакомление со своим делом адвоката, представителя профсоюза, другого государственного служащего;

9) Защиту сведений о гражданском служащем;

10) Должностной рост на конкурсной основе. На основании: квалификационного экзамена, аттестации, профессионального конкурса;

11) Дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (переподготовка, переквалификация и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета). Успешное прохождение обучения учитывается при решении вопросов о продвижении по службе и присвоении квалификационных разрядов;

12) Членство в профессиональном союзе. Каждый государственный служащий решает самостоятельно вопрос о вступлении или невступлении в профессиональный союз, избрании или создании профессионального союза;

13) Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Право на служебное расследование – для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего. При служебном расследовании должностное лицо оценивает полученные сведения, определяет обстоятельства, имеющие значение, принимает решения, касающиеся государственного служащего;

14) Проведение по его заявлению служебной проверки;

15) Защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) Медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) Государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) Государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

На государственную службу поступают для того, чтобы посвятить ей наиболее активную часть трудовой жизни, из этого следует – право на карьеру – неотъемлемое право государственного служащего.

Обязанности государственных служащих (Гл. 3 ст. 15 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)

1) Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (описание процесса и операций) – вместо должностной инструкции и трудового договора введены регламенты и служебные контракты. Должностной регламент – часть административного регламента государственного органа; содержит алгоритм выполнения функций государственного органа;

3) Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (если служащий получает неправомерное поручение, он не в праве его исполнять, должен дать письменное обоснование с указанием статьи закона);

4) Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) Соблюдать служебный распорядок государственного органа. В государственном органе разрабатываются правила внутреннего распорядка и административные регламенты (комплексное описание отдельного делового процесса), то есть процессный подход, который позволяет сориентировать работу на конечный результат, проводить ее поэтапно;

6) Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей (уровень квалификации определяется в соответствии с иерархической позицией должности ГС. Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей ГС (уровень профессионального образования, стаж работы по специальности, профессиональные знания и навыки));

7) Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»: «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Предусматривает уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственности);

8) Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей (не имеет права использовать не по назначению средства коммуникации, оргтехнику);

9) Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, об обязательствах имущественного характера;

10) Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»);

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (такая обязанность направлена на повышение доверия общества к государственным органам, исключение злоупотребления на ГС);

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Ограничения, связанные с гражданской службой

Ограничения – установленные Конституцией РФ и другими НПА условия и правила, ставящие гражданского служащего в определенные правовые рамки, выходить за которые запрещено.

Они обусловлены особым правовым режимом гражданского служащего и предназначены для обеспечения его эффективной профессиональной деятельности.

Гл. 3 ст. 16 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу (основание – решение суда), то есть вследствие психического заболевания он не в состоянии понимать значения своих действий. Он может быть признан ограничено дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами. Инициатор дела о признании – руководитель государственного органа, члены семьи, представители прокуратуры;

2) Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости (основание – решение суда);

3) Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений. Это ограничение играет роль в том случае, если по регламенту работа предполагает работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

5) Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Четко определена степень родства – родители, супруги, дети, братья, сестры;

6) Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) Наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) Непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу. Если гражданин не желает раскрывать сведения о себе имущественного характера, не может находиться на ГС. Доходы государственного служащего должны быть прозрачными для руководства государственного органа. Такие сведения носят конфиденциальный характер. Сведения о расходах контролю и огласке не подлежат.

Сведения о доходах – заработная плата, денежные средства в банках, ценные бумаги;

Сведения об имуществе – недвижимое (квартира, дом, дача, гараж), движимое (автомобиль, катер, яхта);

Сведения об обязательствах имущественного характера.

Все сведения подлежат проверке, но механизм не отработан.

10) Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

11) Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Для сравнения.

Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ « Об основах государственной службы Российской Федерации» предъявлял служащим 12 ограничений (ФЗ-79 – 11). Некоторые перешли в запреты, так как раньше этой категории не было.

В Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сняты некоторые ограничения:

Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме педагогической, научной (по новому закону чиновнику запрещено заниматься предпринимательством и коммерцией);

Исключен пункт, запрещающему чиновнику получать гонорар за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

Был запрет на участие в забастовках. Теперь запрет «» прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора» (что в принципе и есть забастовка);

Откорректирована норма закона о получении вознаграждения. Теперь подарки, полученные служащими на официальных мероприятиях признаются Федеральной собственностью (или субъекта) и по акту передается в государственный орган. Запрет вознаграждение после выхода чиновника на пенсию снят.

Запреты, связанные с гражданской службой

Запреты – обусловленные и установленные действующим законодательство нормы, однозначно запрещающие служащим производить те или иные действия как на службе, так и вне ее.

Запреты на период осуществления полномочий:

1) Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом – ИСКЛЮЧЕН с 1 января 2015 года;

2) Замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность (это должности, установленные Конституцией, ФЗ и законами субъектов для исполнения полномочий государственных органов). Перечни должностей закреплены НПА, не должны иметь расширительного толкования. Это политические должности. Существует запрет на совмещение административных и политических должностей. Если он назначен на политическую должность, то его деятельность в качестве гражданского служащего приостанавливается;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) Заниматься предпринимательской деятельностью (главная цель которой – получение прибыли) лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке)(может заниматься только научно-педагогической, творческой деятельностью, которая не повлечет за собой конфликт интересов).Если служит государству, то может получать заработную плату только из государственного бюджета;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Данный запрет касается не всех гражданских служащих, только если это ведет к конфликту интересов, служащий обязан передать все ценные бумаги, акции в доверительное управление (сертификаты, цены, векселя);

5) быть поверенным (не использовать должностной ресурс в пользу третьих лиц) или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы (либо он обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа, чтобы не возникло конфликта интересов);

Сущность представительства состоит в деятельности представителя по реализации полномочий в интересах и от имени представляемого.

*Представительство - это правоотношение, в котором сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (ст. 182 Гражданского кодекса РФ).

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данный запрет введен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения к-л лицам на основе семейных/дружественных связей и не оказывались обязанными по отношению к организациям, желающим получить выгоду через подарки;

Вознаграждение считается принятым, если:

    В договоре дарения или на подарке указана должность лица, его принимающего;

    Вручено по месту службы или во время участия служащего в мероприятиях, в которых он представляет государственный орган;

    Даритель заинтересован (прямо/косвенно) в управленческом решении, действии (либо отсутствии действа), и принявший вознаграждение участвует в этом.

УК РФ это может расцениваться как злоупотребление служебным положением, получение взятки.

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

Не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны (транспорт, питание, размещение), НО в пределах обычного гостеприимства!

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера (не тайная информация, но и не общедоступная), или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

Каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну. Сбор, хранение и использование такой информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

В структуре государственного органа есть должности и подразделения, обязанностью которых является взаимодействие со СМИ. Если служащий не связан с подобной деятельностью, то он не имеет права публично высказываться, обсуждать конституционный строй, политику государства.

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

Смысл запрета:

    предотвращение использования служебного положения во внеслужебных целях;

    защита служащих от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность (исключение – случаи, когда взаимодействие с иностранными государствами входит в должностные обязанности).

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума (использование административных ресурсов и должностного положения в предвыборной агитации может поставить участников выборного процесса в неравные условия);

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

Такой запрет связан с деполитизацией. Служащие должны руководствоваться в своей деятельности только законодательством и не должны быть связаны решениями партий.

Запрещена пропаганда отношения к той или иной религии.

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

Но, вправе участвовать в религиозных церемониях (добровольно) как граждане РФ, но не как представители государства/государственных органов.

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

Речь идет о возможных забастовках.

Может возникнуть ситуация – неурегулированный спор между представителями нанимателя и государственным служащим – разногласия по вопросам применения законов, НПА, служебного контракта.

Эти вопросы (индивидуальные служебные споры) рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам (представители нанимателя и представители профсоюзного органа), судом.

Запрет носит как коллективный, так и индивидуальный характер.

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Запреты для уволенных с государственной службы

Замещение в течение 2 лет должности в организациях, если отдельные функции государственного управления этих организаций непосредственно входили в должностные обязанности государственного служащего (исключение возможности использования служебной информации и служебных связей в интересах некоторых организаций);

Разглашение сведений - использование в интересах организаций или физических лиц сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными государственному служащему в связи с использованием должностных обязанностей.

Требования к служебному поведению гражданского служащего

(Моральные требования)

Мнение о включение в закон моральных требований неоднозначно. Потому что каждый самостоятельно интерпретирует для себя эти нормы.

Но поскольку они закреплены законодательно, это позволяет сгладить противоречие между должным и сущим.

Кроме того, мораль не должно основываться только на собственных представлениях о нравственности, она определяется и общественными потребностями.

Требования включают в себя три типа нравственных форм:

Предписывающие – как нужно поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего;

Запретительные – что недопустимо в рамках служебного поведения;

Для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем применяемый для оценки других граждан (требования должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы).

Указом Президента РФ РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» утверждены общие принципы не только для государственных служащих, но и лицам, замещающим должности РФ, субъектов РФ и выборные муниципальные должности (действовал до принятия Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Указ принят в целях повышения доверия общества к государственным институтам. В Указе впервые дано понятие «Конфликт интересов».

Конфликт интересов – разглашение тайны (информации) заинтересованным в ней лицам; использование возможностей, данных должностью во вред организации; принятие подарков и оказание предпочтений; связь с конкурентами, клиентами с целью получения выгоды для себя и близких.

Это ведет к нарушению конституционных прав и свобод граждан, причинение ущерба престижу государства или авторитету к-л лица, имущественному ущербу, причинение ущерба третьим лицам. Коррупция!

Государственный служащий обязан сам оценивать действия, которые могут повлиять на исполнение его полномочий. Следовательно очень важно знать все требования к служебному поведению и особенности своего правового статуса.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» статья 18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего»:

«Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений».

Чиновник – это государственный служащий, обладающий определенным чином. В категории чиновников в РФ находятся люди, которые служат на благо своего государства. Признаками госслужащего являются:

  • должность в государственных органах и их аппарате;
  • деятельность по выполнению функций государства;
  • получение дохода за свою работу за счет госсредств.

Следует отметить, что к чиновникам не относятся лица, которые проходят стажировку каких-либо государственных органах, так как они лишь претендуют на ту или иную должность, но пока ее не занимают. В законе РФ не существует единого нормативного акта, в котором содержится общее понятие служащего. Чиновниками, как мы уже говорили, называют всех, кто служит в государственных органах.

Сегодня в России всех госслужащих делят на такие категории:

  1. Должностные лица.
  2. Оперативный состав.
  3. Технический.
  4. Вспомогательный и обслуживающий состав.

В состав должностных лиц входят чиновники, которые наделены правами издавать правовые акты, подписывать важные бумаги, выполнять регистрационные действия и многое другое.

Также сюда относятся те, кто не занимается вышеуказанными делами, но зато они руководят деятельностью подчиненных им сотрудников. Особым правовым статусом наделены лица, задействованные в административной власти.

К оперативному составу стоит отнести госслужащих, которые выполняют обязанности государственно-властных функций. В отношении граждан они не могут совершать никаких юридических актов. Сюда же относят юристов и экономистов, работающих над подготовкой проектов разных решений. К третьей категории относятся госслужащие, которые осуществляют определенную служебную деятельность. Например, технические секретари.

Типы государственных чиновников в России

Кто относится к чиновникам в России? В соответствии с законом РФ существует два вида госслужащих:

  1. Федеральный государственный работник. Это работник, который выполняет свою профессиональную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает за это деньги за счет материальных средств федерального бюджета.
  2. Государственный гражданский служащий субъекта РФ. Это работник, который выполняет свою рабочую деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта России.

Права и ограничения чиновников РФ

Госслужащий имеет на право:

  • посещать в должностном порядке различные организации;
  • принимать участие в конкурсе на замещение выгодной должности;
  • продвигаться по служебной линии;
  • вносить свои предложения по улучшению госслужбы;
  • объединяться в партии;
  • принимать решения в соответствие с занимаемой должностью;
  • соблюдать дисциплину на работе.

Чиновники России не могут делать следующее:

  • заниматься другой деятельностью и получать за это оплату, за исключением творческой и научной;
  • вести предпринимательскую деятельность;
  • получать вознаграждения в виде подарков либо денег за выполнение тех или иных услуг;
  • использовать вне службы рабочие средства;
  • применять служебные данные в своих целях;
  • давать пустые обещания.

Следует отметить, что государственный служащий – это очень серьезная и ответственная должность, на которую берут людей только с соответствующим высшим образованием и опытом работы в той или иной сфере. Таких работников в особом порядке берут на должность (либо избирают) и в специфическом порядке увольняют. Главный вид ответственности у всех государственных работников – политический. Например, отставка, отстранение от должности либо же, если это относится к политическому деятелю, то процедура импичмента.

191. Установите соответствие между преступлениями и их субъектами:

192. Дополните:

Внесение должностным лицом, государственным служащим или служащим органов местного самоуправления в официальные документы заведомо ложных сведений или искажений – это служебный _____________ . (п*длог#$# )

193. Дополните:

Крупным размером взятки признается сумма, превышающая __________ тысяч рублей. (150 или сто пятьдесят#$# )

194. Дополните:

Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе – это ________________ . (х*латност#$# )

195. Расположите в нужной последовательности общественно опасные последствия халатности в зависимости от их влияния на квалификацию:

1) причинение крупного ущерба

2) причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека по неосторожности

3) причинение по неосторожности смерти двум или более лицам

196. К числу признаков злоупотребления должностным положением УК РФ относит:

Использование служебных полномочий вопреки интересам службы

Корыстная или иная личная заинтересованность

3) стремление разрешить конфликт с руководителем организации

4) любое нарушение охраняемых законом интересов

Существенное нарушение охраняемых законом интересов



197. Видовым объектом преступлений против правосудия является нормальная (ое) …

1) деятельность государственного аппарата

Деятельность органов правосудия

3) функционирование только судебных органов

4) функционирование правоохранительных органов

5) деятельность органов исполнительной власти

198. В нормах главы 31 УК РФ (Преступления против правосудия) под правосудием понимается:

1) только суд

2) судебные и правоохранительные органы

Суд и органы, способствующие осуществлению правосудия

4) все должностные лица, являющиеся представителями власти

5) только следственные органы и органы дознания

199. В уголовном праве различают следующие признаки посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование:

1) цель – воспрепятствование законной деятельности по охране общественного порядка

Цель – воспрепятствование законной деятельности в связи с осуществлением правосудия

3) потерпевший – сотрудник правоохранительного органа или его близкие

Потерпевший – судья, прокурор, следователь, их близкие

5) объект – основы конституционного строя

Объект – нормальная деятельность органов правосудия

200. В уголовном праве различают следующие признаки посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля:

1) объект – нормальная деятельность органов управления

Потерпевший – государственный или общественный деятель

3) цель – воспрепятствование законной деятельности по охране общественного порядка

4) потерпевший – сотрудник правоохранительного органа или его близкие

Объект – основы конституционного строя

Цель – прекращение политической деятельности

201. В уголовном праве различают следующие признаки посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа:

Объект – нормальная деятельность органов управления

Цель – воспрепятствование законной деятельности по охране общественного порядка

3) цель – воспрепятствование законной деятельности в связи с осуществлением правосудия

Потерпевший – сотрудник правоохранительного органа или его близкие

5) потерпевший – судья, прокурор, следователь, их близкие

6) объект – нормальная деятельность органов правосудия

202. Под посягательством на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, понимается …

1) убийство такого лица

Убийство или покушение на убийство

3) только покушение на убийство

4) убийство, покушение на убийство, причинение тяжкого вреда здоровью

5) причинение вреда здоровью любой тяжести

203. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, признается оконченным преступлением с момента…

Покушения, независимо от фактически причиненного вреда

2) причинения смерти

3) покушения, соединенного с причинением тяжкого вреда здоровью

4) угрозы убийством

5) причинения вреда здоровью

204. Определите форму вины при привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности:

1) умысел или неосторожность

2) прямой или косвенный умысел

3) легкомыслие или небрежность

Только прямой умысел

5) косвенный умысел или легкомыслие

6) только неосторожность

205. Субъектами незаконного освобождения от уголовной ответственности могут быть:

Дознаватель

2) любой представитель власти

Прокурор

Следователь

206. Что из названного свидетельствует о незаконности задержания, заключения под стражу или содержания под стражей?

1) задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, на месте совершения преступления

2) задержание в пределах установленных законом сроков

2.3. Должностное лицо. Чиновник

Ряд административно-правовых отношений по законодательству РФ осуществляется с участием в качестве властной стороны специально указанных в нормативных правовых актах отдельных должностных лиц. Должностное лицо является одной из разновидностей государственных служащих.

Важно отделить понятие должностного лица от понятия органа государства, т.е. определять случаи, когда должностное лицо должно действовать от своего имени, а не от имени какого-либо государственного органа. В определении, данном в п. 5 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", понятие должностного лица четко отделяется от понятия государственного органа, и оно определяется как лицо, выполняющее определенные функции в органе.

Специфические определения должностного лица содержатся в УК РФ, в КоАП РФ. Определение должностного лица дано также в п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. В науке административного права было высказано мнение, что понятие должностного лица относится ко всем перечисленным выше структурам, т.е. понимается широко. Представляется, что эта оценка профессора Н. Ю. Хаманевой исходит из совершенно правильной, самой широкой трактовки понятия государственного служащего и должностного лица в плане возможности их судебной ответственности за нарушения прав граждан.

Примечания к ст. 285 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями" содержат понятие должностного лица:

1. Должностными лицами в статьях настоящей главы" признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями".

В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ и именно для целей данного Кодекса дается определение должностного лица как лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющего функции представителя власти, т.е. наделенного в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К перечисленным категориям должностных лиц данный Кодекс добавляет и другие: "Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное" (ст. 2.4) КоАП РФ. То, что предприниматель для целей КоАП РФ является субъектом административной ответственности как должностное лицо, может быть, и разумно, однако в область государственной службы такое определение не вписывается.

С понятием должностного лица связана важнейшая классификация, имеющая важные правовые последствия. Именно отдельным, прямо названным должностным лицам КоАП РФ вменяет применение мер административной ответственности и принуждения. Отсюда велико значение этой классификации. Но, как верно отметил К. Л. Засов, компромисс относительно дефиниции должностного лица так и не достигнут. Единого понятия должностного лица в российском законодательстве и правовой науке пока нет. Это обусловлено тем, что в законодательстве преобладает отраслевой и ведомственный подход к пониманию данной категории, что ведет к односторонности ее раскрытия. К. Л. Засов предлагает собственное определение должностного лица: "Должностное лицо - это гражданин Российской Федерации, состоящий на государственной службе, занимающий в порядке, предусмотренном действующим законодательством, должность в органе государственной власти, имеющий специальные властные полномочия, выражающиеся в обладании правом совершать действия, вызывающие юридические последствия, постоянно, временно или по специальному полномочию наделенное правом единолично рассматривать и разрешать административные дела, принимать административные акты, а также наделенное правом по занимаемой должности выполнять организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах и несущее в случаях, предусмотренных законодательством, повышенную юридическую ответственность". Представляется, что это определение включает наиболее полный набор элементов, верно отражающий с некоторыми комментариями обсуждаемую категорию. Но отраслевая привязка здесь тоже есть.

Кроме того, в законодательстве отражается непоследовательность в понимании отличия административного права от гражданского, публичного от частного.

Общее для всех случаев понятие должностного лица закреплено в п. 5 ст. 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации": "Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления". Данное определение уже приведенных ранее.

Для того чтобы определить субъектный состав должностных лиц, в том числе при специфике правового статуса воинских частей, необходимо определить, что можно понимать под представителем власти, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, которые выполняют должностные лица.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" разъясняет соответствующую норму УК РФ. Представитель власти - работник государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (п. 2), например наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями. К организационно-распорядительным функциям относится, например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (п. 3). К административно-хозяйственным функциям относятся, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (п. 3).

Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не предусматривает уравнения статуса государственного органа со статусом государственного учреждения и государственного предприятия, но, например, Инструкция о присвоении квалификационных категорий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста России от 5 сентября 2006 г. № 283, совершенно явно уравнивает статус таких лиц вне зависимости от категорий субъекта государственной власти: орган или учреждение, а в некоторых других документах уравнивается статус работников и государственных предприятий.

Интересен в этом отношении следующий судебный казус.

Приговором Омского областного суда от 10 января 2001 г. оправданы Каменев в получении взяток, а Кузнецова - в даче взятки, поскольку в соответствии с мотивировкой суда, управляющий Омским отделением Пенсионного фонда РФ Каменев не являлся представителем власти и не подпадает под действие ст. 290 УК РФ, так как не осуществлял законодательную, исполнительную или судебную власть и не был работником государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенным распорядительными полномочиями в отношении не находящихся от него в служебной зависимости лиц либо наделенным правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями. Каменев выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в некоммерческой организации, не относящейся к органам государственной власти или местного самоуправления, к государственным или муниципальным учреждениям. В обоснование суд сослался на Положение о Пенсионном фонде РФ (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1), из содержания п. 1 и 15 которого следует, что Пенсионный фонд РФ - юридическое лицо, самостоятельное финансово-кредитное учреждение, выполняющее отдельные банковские операции. Оно не относится к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждениям. При таких обстоятельствах, независимо от правоспособности руководителя отделения Пенсионного фонда РФ, он не является должностным лицом применительно к примечанию к ст. 285 УК РФ. Поэтому Каменев не признан судом субъектом должностных преступлений.

С таким выводом не согласился Президиум Верховного Суда РФ, 26 июня 2002 г. удовлетворивший протест заместителя Генерального прокурора РФ. Он указал, что управляющий отделением Пенсионного фонда РФ является субъектом должностных преступлений. Среди аргументов Президиума Верховного Суда РФ были следующие. Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ данный Фонд по своему юридическому статусу и организационно-правовой форме является государственным учреждением со специальной правоспособностью, установленной Верховным Советом РФ. Отношения Пенсионного фонда РФ с работодателями и индивидуальными предпринимателями, обеспечивающие целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, направляемых на пенсионное обслуживание, носят административно-властный характер и являются для указанных лиц обязательными. Отделение Пенсионного фонда РФ, а соответственно и Каменев как его руководитель вправе осуществлять распорядительные и властные действия в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Следовательно, Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий именно законом. Такие полномочия по смыслу ч. 2 ст. 7, ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 15, ст. 39, ч. 1 ст. 45, п. "в", "ж" ст. 71, п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 78, ст. 110, п. "в", "г", "е" ч. 1 ст. 114 и ст. 115 Конституции РФ относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов. Приговор суда отменен, и дело передано на новое судебное рассмотрение.

Неопределенность понятия должностного лица, тем более должностного лица на государственной службе, приводит к вынесению судебными органами противоречивых решений.

Следует поддержать предложение М. В. Ермоленко, считающей, что очередной задачей, стоящей перед наукой административного права, и соответственно следующим шагом в нормотворчестве должно стать формирование единого общеправового понятия должностного лица. В связи с этим, по ее мнению, необходимо принять специальный федеральный закон о должностных лицах в Российской Федерации.

В заключение обсуждения статуса должностного лица приведем пример из международной практики. Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (Стамбул, 21 ноября 1997 г.), в ст. 1 "Подкуп должностных лиц иностранных государств как уголовное преступление", в частности, гласит:

"Для целей данной Конвенции... термин "должностное лицо иностранного государства" означает любое лицо, занимающее назначаемую или выборную должность в органе законодательной, исполнительной или судебной власти иностранного государства; а также любое лицо, отправляющее государственные функции для иностранного государства, в том числе для государственного агентства или государственного предприятия, равно как и любое должностное лицо или представитель государственной международной организации". В данном документе используется, как видим, наиболее широкое определение должностного лица.

Так же как статус должностного лица, в Российской Федерации неопределенным является и статус чиновника.

В континентальной системе права статус должностного лица часто связывают с понятием "чиновник". "Служащий, обладающий чином, назывался чиновником", - считает М. А. Ковальчук. Но важнее для определения понятия статуса чиновника является мнение В. Е. Чиркина. Он считает, что чиновники относятся к "классифицированной государственной службе", которая характеризуется:

Привилегией несменяемости;

Обладанием особыми правами, некоторыми привилегиями и дополнительными обязанностями: дискреционными полномочиями, повышенным материальным обеспечением;

Дополнительными обязанностями, среди которых: принцип лояльности (верности) государству, запрещение участвовать в забастовках и ограничение политических прав.

Закон № 79-ФЗ вместе с чинами, очевидно, узаконил категорию "чиновник" в законодательстве РФ. Из ругательства, каковым считалось это слово во времена СССР, оно превратилось в законный символ государственной власти. Но наиболее характерным для понимания института чиновничества законодательством о чиновниках является законодательство Германии. И статус чиновника в ФРГ значительно отличается от статуса нового чиновника в Российской Федерации.

Действующий в ФРГ Рамочный закон об унификации законодательства о чиновниках 1957 г. даже в самом названии употребляет термин "чиновник", но фактически им регулируются основные положения государственной службы и статуса государственного служащего вообще. В отличие от иных государственных служащих в Германии исторически основной чертой чиновника являлась гарантия его устойчивости даже в случаях противоречия своему патрону в принятии решений о государственных делах. Такой гарантией для чиновника служит его несменяемость.

Черты самостоятельности российского чиновника мы можем найти в тех положениях законодательства о государственной службе РФ, где государственному служащему запрещается выполнять незаконный приказ начальника под страхом личной за него ответственности. Однако такое предписание не содержит в себе какой-либо гарантии устойчивости статуса такого должностного лица в случае, если он таким правом воспользуется. В качестве примера можно привести случай с генералом ГРУ Корабельниковым, который, по сообщениям печати, в апреле 2009 г. оспорил приказы министра обороны РФ Сердюкова как неграмотные, но дело закончилось тем, что Корабельников вынужден был подать рапорт об отставке.

Loading...Loading...