Конституционное право

  • Теоретические основы конституционного права Российской Федерации
  • Конституционное право как отрасль права
    • Понятия «конституционное право» и «государственное право»
    • Предмет и метод конституционного права России
    • Конституционно-правовые отношения и их субъекты
    • Система конституционного права
      • Конституционно-правовые институты
      • Конституционно-правовая норма
    • Система источников конституционного права
    • Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права
    • Особенность международных договоров как источников конституционного права
    • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Подзаконные и иные нормативные акты
    • Коллизии источников конституционного права и способы их преодоления
  • Конституционное право - юридическая наука и учебная дисциплина
    • Понятие и предмет науки конституционного права
    • Источники и методы науки конституционного права
    • Конституционное право как учебная дисциплина
  • Конституция и этапы ее развития
    • Конституционализм и этапы его развития
    • Понятие и функции Конституции
    • Форма и структура Конституции
    • Юридические свойства Конституции
    • Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок
  • Основы конституционного строя
  • Система социальных, экономических и политико-правовых отношений как основа конституционного строя
    • Конституционный строй: основные принципы и правовое закрепление
    • Экономические основы конституционного строя
  • Конституционные основы гражданского общества
  • Права и свободы человека и гражданина
  • Юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
    • Гражданство и правосубъектность
    • Конституционные принципы правового статуса личности
    • Конституционные права и обязанности человека и гражданина
    • Единство и целостность системы прав и свобод человека и гражданина
  • Гражданство в Российской Федерации
    • Гражданство: понятие, сущность, принципы
    • Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
    • Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России
    • Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Конституционный статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в России
    • Правомочия граждан по самозащите прав и свобод
    • Защита прав и свобод человека и гражданина в уголовном и гражданском судопроизводствах
    • Организационно-правовые гарантии основных прав и свобод в сфере исполнительной власти
  • Деятельность Уполномоченного по правам человека в России как гарантия защиты прав и свобод личности
    • Становление института Уполномоченного по правам человека
    • Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  • Международная защита прав и свобод человека и гражданина
    • Международно-правовые акты защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Взаимовлияние и соотношение международного права и законодательства государств
    • ООН и ее специализированные учреждения по защите прав и свобод человека
    • Защита прав и свобод человека в рамках Совета Европы
  • Федеративное устройство
  • Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации
    • Государственное устройство: понятие и формы
    • Особенности Федерации в России
    • Конституционно-правовой статус Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательная система Российской Федерации
  • Избирательное право в Российской Федерации
    • Современные тенденции развития избирательного права в Российской Федерации
    • Источники, нормы и принципы избирательного права в Российской Федерации
    • Субъекты избирательного процесса. Права и обязанности
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного права
    • Организация и порядок проведения выборов
    • Голосование: классификация видов и итоги
  • Система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
  • Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации
    • Общие положения
    • Государственные органы и их система: понятия, признаки
    • Органы государственной власти России и субъектов Федерации
  • Президент Российской Федерации
    • Сущность президентской власти
    • Полномочия Президента РФ
    • Порядок выборов и прекращения полномочий Президента РФ
  • Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации
    • Парламент в государственном механизме
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Совета Федерации
    • Рассмотрение Советом Федерации вопросов, отнесенных к его ведению
    • Организационно-правовые аспекты деятельности Государственной Думы
    • Процедурные правила рассмотрения вопросов
    • Законодательная процедура парламента РФ
  • Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
    • Конституционно-правовой статус. Депутатский мандат. Срок полномочий
    • Полномочия парламентариев
    • Гарантии депутатской деятельности
  • Правительство Российской Федерации
    • Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти
    • Правительство РФ: формирование, срок полномочий, отставка
    • Полномочия Правительства РФ
    • Акты Правительства РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
    • Судебная власть в Российской Федерации: понятие и структура, виды судебных систем
    • Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
    • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус судей
  • Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации
    • Понятие «национальная безопасность»
    • Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации
    • Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения
  • Местное самоуправление - одна из основ демократического общества и правового государства
    • Местное самоуправление: понятие, сущность, система и функции
    • Права и обязанности
    • Проблемы совершенствования местного самоуправления
  • Конституционно-правовой статус правоохранительных органов в системе безопасности Российской Федерации
    • Система безопасности в Российской Федерации
    • Конституционно-правовой статус Совета Безопасности РФ
    • Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации
    • Следственный комитет РФ
    • Конституционно-правовой статус органов внутренних дел Российской Федерации

Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется рядом важнейших признаков, которые в совокупности обеспечивают суверенитет, территориальную целостность, защиту прав и свобод человека и гражданина. Рассмотрим эти признаки.

Российская Федерация - суверенное государство

Российская Федерация является суверенным государством, самостоятельно и независимо осуществляющим свои внутренние и внешние функции.

1. Суверенитет распространяется на всю территорию , которая включает в себя территории субъектов Федерации, внутренние воды (бухты, порты, лиманы, заливы, реки, озера, иные водоемы, все берега которых занимает территория Российской Федерации) и территориальное море согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в пределах 12-мильной зоны, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (например, о делимитации Государственной границы Российской Федерации на море, в частности, с Норвегией, Украиной, США и Японией). Помимо этого к территории Российской Федерации относится воздушный столб (воздушное пространство) над наземной и водной территорией России. Воздушное пространство включает в себя высоту до 100 км (космическое пространство, находящееся за пределами 100 км высоты, не относится к территории ни одного из государств).

2. Российская Федерация обладает также суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне . Согласно Федеральному закону от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф России включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от берега либо совпадает с внешней границей подводной окраины материка. Нередко границы континентального шельфа Российской Федерации определяются на основе международных договоров или норм международного публичного права. Что касается исключительной экономической зоны России, то согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» она устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориального моря нашего государства, на расстоянии 200 морских миль от береговой линии.

3. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою Конституцию и федеральные законы , которые имеют верховенство на всей ее территории (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Верховенство федерального законодательства обеспечивается конституционным положением о том, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам...» (п. 5 ст. 76 Конституции РФ). Суверенитет России распространяется на всю ее целостную и неприкосновенную территорию (п. 3 ст. 4 Конституции РФ). Гарантом государственной целостности Российской Федерации является глава государства - Президент РФ (п. 2 ст. 80 Конституции РФ).

4. Важным государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса суверенного государства является наличие единого федерального гражданства , которое приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» и является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

5. Государственно-правовым признаком России как суверенного государства является наличие единой системы государственной власти - Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства и судов РФ. Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

6. Российская Федерация как суверенное государство имеет единую систему права , которую образуют главным образом федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются также имплементированные общепризнанные принципы и нормы международного публичного права и международные договоры Российской Федерации.

7. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою государственную федеральную собственность, денежную и кредитную систему, единое экономическое пространство . Статья 8 Конституции РФ закрепляет существование государственной собственности и ее защиту наравне с иными формами собственности. Российская Федерация распоряжается имуществом, которое по соглашению с субъектами отнесено к федеральной государственной собственности, включающей в себя промышленные и строительные предприятия общероссийского значения, имущество, приобретенное за счет средств Российской Федерации, высшие общегосударственные учебные заведения и объекты культурного наследия народов России.

В собственности Российской Федерации находятся земельные участки, природные ресурсы. Федеральной собственностью является имущество Вооруженных Сил РФ, пограничных и внутренних войск, железнодорожных и иных войск. К объектам федеральной собственности относятся также объекты и имущество органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации «гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств...». На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ).

В Российской Федерации существует единое рублевое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег (денежных суррогатов) в России не допускаются. Запрещается также проведение расчетов внутри страны в иностранной валюте, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

8. Важнейшим государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие единых вооруженных сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства . Для осуществления обороны и обеспечения безопасности с применением средств вооруженной борьбы в России созданы Вооруженные Силы РФ и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации. Общефедеральный характер оборонной деятельности и строительства Вооруженных Сил РФ обусловливает законодательное регулирование этой сферы федеральным законодательством.

9. Российская Федерация как суверенное государство обладает международной правосубъектностью . В соответствии со ст. 79 Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть полномочий в соответствии с международными договорами, если это не мечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам ее конституционного строя. Россия заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения с иностранными государствами. Только Федерация обладает правом решения вопросов войны и мира. Российская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.

10. Важный государственно-правовой признак Российской Федерации - установление государственного языка . Государственным языком согласно ст. 68 Конституции РФ является русский язык - средство межнационального общения народов России. В то же время ч. 2 ст. 68 Конституции РФ закрепляет положение, при котором республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Существенное положение содержит Декларация от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации»: граждане, не владеющие русским языком, могут использовать в государственных органах, организациях и учреждениях родной язык, а в определенных случаях (например, в суде) им обеспечивается соответствующий пере вод. Эта норма, как и другие, призвана способствовать реализации п. 3 ст. 68 Конституции РФ: Россия гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

11. Как и любое суверенное государство, Российская Федерация имеет свои государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб. Государственный гимн и столицу. Их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральными конституционными законами от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации». Столицей Российской Федерации является город федерального значения Москва. Статус столицы установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации».

12. Важнейшим элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие и закрепление в Конституции РФ (ст. 71 и 72) предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Проблема компетенции федеральных органов

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить самостоятельность и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это объективное противоречие любой федерации, заставляющее власть тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработана формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении предметов ведения федерации и ее субъектов. Предметы ведения в разных государствах могут распределяться по-разному. В Российской Федерации Конституция выделяет три группы: исключительная компетенция федеральных органов власти; совместная компетенция органов власти Федерации и ее субъектов; исключительная компетенция субъектов Федерации.

Российская Федерация имеет право исключительного ведения по вопросам, закрепленным в ст. 71 Конституции РФ; ст. 72 содержит перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; ст. 73 закрепляет (без перечня вопросов) всю остаточную (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенцию субъектов Федерации.

Предметы ведения Российской Федерации

Предметы ведения Российской Федерации, определенные в ст. 71 Конституции РФ, можно разделить условно на несколько сфер.

В области к предметам ведения Российской Федерации относятся: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; федеральная государственная служба.

2. В области прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств в ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.

3. В области экономического и социально-культурного развития к ведению Российской Федерации относятся: федеральная государственная собственность и управление ею; определение основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

4. В области внешней политики и обороны ведению Российской Федерации подлежат: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

5. В области в ведении Российской Федерации находятся: судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

6. В области метрологии, статистики и учета к ведению Российской Федерации относятся: метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

7. Российская Федерация устанавливает государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, в частности: только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.; на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности; только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе; только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир; вооруженные силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования; судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять акты об амнистии и помиловании; и пр.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни, но именно в этих сферах проявляются суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

В пределах ведения Российской Федерации федеральные органы государственной власти не вправе делегировать осуществление части своих полномочий органам государственной власти субъектов Федерации, так как указанные полномочия относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации, и но ним принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 76 Конституции РФ).

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

Что касается предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, закрепленных в ст. 72 Конституции РФ, то их тоже условно можно разделить на несколько сфер.

1. В области государственного строительства : обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2. В области защиты прав и свобод, законности и правопорядка : защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

3. В области правового развития и правоохранительных органов : административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат.

4. В области международных и внешнеэкономических связей , координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует федеральный закон. Как сказано в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.

До принятия федеральных законов по этим вопросам субъекты Федерации вправе осуществлять по ним собственное правовое регулирование, но после принятия федерального закона нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с ним.

Принцип федерализм жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к хозяйственным рыночным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения пародов, росту национального самосознания, а с другой - сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлению к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капитанов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
      • Структура Организации
      • Всеобщая декларация прав человека
      • Вопросы прав человека
    • Специализированные учреждения ООН
      • ЮНЕСКО и ВОЗ
      • Международная организация гражданской авиации, Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи
      • Всемирная метеорологическая организация, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности
      • Международный фонд сельскохозяйственного развития, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, МАГАТЭ
      • Всемирный банк
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Государственная территория

Государственная территория - это часть земного шара с его недрами и воздушным пространством над ней, правомерно находящаяся под суверенитетом соответствующего государства; она состоит из сухопутного (с недрами) водного и воздушного пространства.

К сухопутной территории относятся все пространства суши с ее недрами в пределах государственных границ, а также прибрежные острова и анклавы. Земные недра под сухопутной и водной поверхностью государства находятся под его полным и исключительным суверенитетом. Это право народов и наций закреплено во многих международно-правовых актах.

К водным территориям государства относятся воды рек, озер, заливов, бухт, портов, а также территориальные воды (имеющие особый режим). Специфический режим имеют поверхность и недра континентального шельфа, а также экономические зоны.

Воздушное пространство - это пространство, находящееся над сухопутной и водной территориями (включая и территориальные воды).

Государственной территорией считаются (условно) также морские суда, воздушные и космические корабли, носящие флаг соответствующего государства; подводные кабели и трубопроводы в открытом море, если они соединяют две части одного и того же государства; здания посольств и некоторых других представительств за рубежом.

Анклав - это часть территории государства, отделенная от основной его территории и со всех сторон окруженная территорией другого (других) государства. Если эта часть территории имеет выход к открытому морю, то она бывает полуанклавом. Современные анклавы: Лливия (анклав Испании) находится на территории Франции (пл. около 12 км); на территории Швейцарии находятся итальянский анклав Кампьоне (пл. 2,6 км) и два западногерманских анклава - Бюзинген (пл. 7 км) и Ференахоф (пл. около 1 км); в Нидерландах - бельгийский анклав Барле-Хертог (пл. 8 км). Испанские анклавы Сеута и Мелилья - на территории Марокко. Право доступа государства к своему анклаву осуществляется на основании специального соглашения с государством, на территории которого этот анклав находится.

Правовой режим государственной территории определяется национальным законодательством; некоторые вопросы государственной территории могут стать предметом регулирования нормами международного права. О правовой природе государственной территории в науке международного права высказываются различные точки зрения; наиболее распространенными из них являются объектная теория и теория пространственного предела власти государства.

Согласно объектной теории территория представляет собой объект (предмет) обладания. Такое понимание территории сложилось исторически, как наследие эпохи феодализма; тогда собственность на землю рассматривалась как источник власти над населением. Территориальное верховенство сводилось к праву публичной собственности государства на его владения.

Появление теории пространственного предела власти государства связано с именем русского юриста В. А. Незабитовского, который решительно выступил против приравнивания государственной территории к объекту обладания. Сторонники новой теории отождествляли территориальное верховенство с правом государства осуществлять власть над людьми, которые проживают в его границах.

В соответствии с современной концепцией российских юристов-международников государственная территория - это пространственная сфера осуществления государственного верховенства. В пределах государственной территории действует исключительно власть данного государства, которое обладает полным и исключительным суверенитетом, иначе говоря, обладает территориальным верховенством, которое неразрывно связано с понятием суверенитета государства.

Таким образом, территория является одним из основных признаков и элементов каждого суверенного государства. В соответствии со ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Территория государства - это объект публично-правовых полномочий каждого государства, которое устанавливает административно-территориальное деление; организует по территориальному принципу государственную власть и государственное управление; определяет и изменяет режим своих границ; регулирует вопросы гражданства, условия въезда, выезда и передвижения иностранцев; организует охрану и оборону своей территории.

Согласно современному международному праву территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны. При этом современным международным правом установлены следующие правомерные способы изменения государственной территории:

создание новых независимых государств в результате плебисцита или референдума, т.е. народного голосования о государственной принадлежности определенной территории. Так, В 1961 г. население северного района Камеруна высказалось за вхождение в состав Нигерии, а население южного района - за объединение с Республикой Камерун; в 1969 г. народ Западного Ириана проголосовал за воссоединение с Индонезией;

возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории. Например, по соглашению между СССР, США и Англией от 11 февраля 1945 г. Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; но Потсдамскому соглашению Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе;

отторжение территории как санкция за агрессию. Так, после Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше. При этом следует иметь в виду, что лишение агрессора части его территории вытекает из факта ответственности государства за международное преступление и должно рассматриваться как мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международному праву также известны аренда, продажа, цессия государственной территории.

Аренда территории - это временное предоставление одним государством другому государству права пользования на договорных началах частью своей территории. При аренде государству-арендатору разрешается пользоваться определенными правами на арендованной территории, и тем самым ограничиваются права арендодателя. Договор об аренде должен отвечать интересам обеих сторон. Арендованная территория не может быть использована против суверенитета и безопасности государства-арендодателя.

Государства в целом ряде случаев используют аренду чужих территорий для создания там военно-морских и военно-воздушных баз. Оговорка о том, что за государством-арендодателем сохраняется суверенитет над сдаваемой в аренду территорией, - юридическая фикция. Практика показывает, что государства берут в свои руки всю власть над арендуемой территорией (например, аренда США кубинской базы Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа - сроком на 50 лет).

30 марта 1867 г. Россия продала Соединенным Штатам Америки Аляску (вместе с Алеутскими островами) за 7,2 млн. долларов (около 11 млн. золотых рублей).

Правовым основанием изменения государственной территории является цессия, т.е. уступка, дарение, передача части государственной территории одним государством другому по взаимному соглашению. Цессия происходит путем взаимного обмена равноценными участками государственной территории. Так, 15 февраля 1951 г. между СССР и Польшей был заключен Договор об обмене участками государственных территорий. 2 декабря 1954 г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах. Советские территории в районах Мугань, Деман, Эдд-Эвляр и Серахс отошли к Ирану, а район; Фирюзы, который органически связан с Ашхабадом, - к СССР. В 1968 г. Франция и Люксембург обменялись территориями в целях уточнения границы.

Если же о принадлежности какой-то части территории возникает спор между двумя или более государствами, то современное международное право выработало один способ его решения - мирное урегулирование. Современное международное право устанавливает, что никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Который предоставит вам информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и прочему, а также оценит вероятность запрета вылета за границу.

Количество желающих пересечь российскую границу с целью туризма, миграции или трудоустройства всегда было чрезвычайно высоко, что не могло не отразиться на стремлении со стороны властей усовершенствовать закон, регулирующий их поток. Сегодня правила пребывания иностранных граждан на территории РФ очень сильно отличаются для разных категорий лиц, а потому требуют некоторого уточнения.

Въезд в Россию

РВП

Разрешение, позволяющее находиться в России временно, выдается сроком на три года. Продлить его возможности нет. Зато оно дает право своему владельцу беспрепятственно в том регионе, где был выдан этот документ.

Представляет собой это разрешение обычный штамп в паспорте. Миновать подобный этап могут только несколько категорий лиц:

  • жители Беларуси и Туркменистана;
  • высококвалифицированные специалисты.

Все остальные получают РВП согласно установленной квоте.

ВНЖ

В отличие от предыдущего документа, вид на жительство уже представляет собой удостоверение личности, которое выдается на отдельном бланке. Прав и привилегий, а заодно и обязанностей оно также предоставляет больше. придется на знание российских законов, истории и языка, пройти медицинский осмотр и сделать дактилоскопию.

Как и предыдущее разрешение, ВНЖ имеет свой срок, только теперь он уже ограничен пятью годами и при наличии определенных оснований. Ежегодно этот документ требует подтверждения в ФМС с предоставлением справки о доходах.

Документы на пребывание в РФ иностранных граждан выдает уполномоченный орган – , которая, собственно, и ведет учет всех прибывших иностранцев, не забывая проконтролировать их своевременный выезд.

Упрощенное получение гражданства РФ: Видео

Государственная территория есть элемент государственного суверенитета, представляющий часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства. Территория есть атрибут государственности, сущностный признак всякого государства. В пределах территории государство осуществляет законное территориальное верховенство. Соответственно, государственная территория Российской Федерации - это сухопутная территория, ее недра, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Основными признаками государственной территории являются ее:

а) принадлежность определенному государству и

б) верховенство на ней государственной власти данного государства.

Конституция (ч. 1 ст. 67) устанавливает территорию Российской Федерации, включая в нее территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Территория РФ составляет 17,1 млн км, протяженность ее границ равняется 58 тыс. км, из которых примерно 20 тыс. км - сухопутной и 38 тыс. км - морской. Сухопутная граница отделяет Россию от Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии, Украины, Финляндии, Эстонии (всего 13 государств). С США и Японией у России морская граница.

Территория государства состоит из:

1) сухопутной территории, к которой относятся материк, острова и (в некоторых странах) анклавы - часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега;

2) водной территории, состоящей из бассейнов рек, озер, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), полностью расположенных в пределах границ государства, а также территориальных вод, омывающих побережье государства;

3) воздушной части - пространства (столба воздуха), расположенного над сухопутной и водной территорией РФ. По сложившейся юридической практике воздушное пространство включает высоту до 100 км.

Не относятся к государственной территории каких-либо стран открытое море (свобода судоходства, полетов и др.), Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними. Указанное пространство вместе с космическим есть общее достояние всех народов, и порядок их использования определяется нормами международного права.

Кроме того, к государственной территории РФ относится территория со смешанным режимом, к которой относятся континентальный шельф и экономическая зона. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории РФ или на расстоянии 200 миль от берега. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе определяется Федеральным законом от 30 ноября 1996 г. «О континентальном шельфе РФ». Права субъектов РФ в эксплуатации ресурсов континентального шельфа определяются, соответственно, их вкладом в разработку этих ресурсов. Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега. В этих пределах прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. В отличие от континентального шельфа правовой режим исключительной зоны таков, что в ней действуют принципы и нормы, относящиеся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов и др.).

Линия, определяющая пределы территории государства, именуется государственной границей. Соответственно, государственную границу Российской Федерации образуют линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) - пространственный предел действия государственного суверенитета России.

Loading...Loading...