Тахографы на грузовые автомобили с 1 апреля

Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273 с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением «дня Х»? Мы поговорили с экспертами, чьи точки зрения на предстоящие изменения, мягко говоря, не совпадают.

Краткая история вопроса

Одной из наиболее часто встречаемых причин смертности на дорогах является усталость водителя. А наиболее тяжелые ДТП связаны с усталостью водителей-профессионалов, управляющих транспортными средствами категорий N3 – весом свыше 12 тонн.

Для решения данной проблемы, начиная с 2009 года, Правительством РФ был принято ряд мер, в том числе направленных на внедрение контроля за режимом труда и отдыха водителей:

В 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа, переход с аналоговых на цифровые тахографы.

В 2010 – 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.

В 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введена прямая ответственности за отсутствие тахографа.

В 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.

Отметим, что приказ Министерства транспорта РФ №36 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» содержит требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).

Предполагалось, что установка тахографов будет происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, с 1 июля 2014 года - автобусы и грузовики массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 года грузовики массой от 12 тонн, с 1 апреля 2015 года - грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн.

Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами - 1 января 2018 года.

Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены – и «точкой отсчета» стало 1 июля 2016 года.

Прежде всего, надо оговориться, что для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки и для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, требования к тахографам с 1 июля будут различны.

Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены.

Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения - в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).

Важно отметить, что эксплуатация транспортных средств с аналоговыми тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не запрещена и не может быть запрещена в соответствии с действующим законодательством, вплоть до утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.

Источником недоразумения в данном вопросе стало письмо ФБУ Росавтотранс от 10.02.2016, в котором говорилось:


Однако, позднее, рассказывает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО "АТОЛ ДРАЙВ", 29.02.2016 авторы данного письма разместили на сайте Росавтотранса дополнение к предыдущему письму, в котором подробно изложили правовую основу оснащения транспортных средств тахографами. Согласно этому письму, запрет на эксплуатации транспортных средств с аналоговыми тахографами не вводится приказом Минтранса №348, однако

За отсутствие технического средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)" на транспортных средствах категорий N2,N3,M2,M3, выполняющих внутрироссийские перевозки с 1 июля 2016 года сотрудниками контрольно- надзорных органов будет применятся санкция статьи 11.23 КоАП.

Иными словами, хотя сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, за отсутствие цифровых тахографов с СКЗИ автоперевозчиков, выполняющих внутрироссийские перевозчики, с 1 июля могут оштрафовать, - заключает Г. Линник.

Тахограф как объект технического регулирования

Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия на момент его производства / установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, - утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы ГК Надежный контакт.

Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п. 65 таблицы 4 приложения 1 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза» (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.

Исходя из этого документа, на тахограф в полной мере распространяются требования ФЗ-184 «О техническом регулировании», в частности процедура подтверждения соответствия действующему законодательству. На основании статьи 20 Федерального закона №184 «О техническом регулировании», подтверждение соответствия заключается в процедуре сертификации. Результатом процедуры подтверждения соответствия действующему законодательству является сертификат соответствия.

Так как на основании п. 65 приложения 10 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), тахограф является компонентом транспортного средства, то и соответствовать он должен требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), что должно подтверждаться Сертификатом соответствия ТР ТС. Все сертификаты соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств подлежат обязательному учету и находятся в свободном доступе на сайте Росакредитации.

Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии с ч.1 статьи 54 Конституции РФ: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», - то есть все тахографы имеющие на момент их производства/установки сертификаты соответствия действующему законодательству, даже после окончания срока действия самого сертификата остаются «в законе». Наиболее распространенные аналоговые тахографы 1324 и 1318 имеют или имели действующий сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Более того, эти тахографы внесены в Реестр средств измерений, что позволяет осуществлять на них Государственную поверку, что в свою очередь, дает юридическую значимость их показаний, а это, в соответствии с ФЗ -102 «Об обеспечении единства измерений», позволяет таким тахографам участвовать в государственном контроле. Таким образом, как было сказано выше, Минтранс РФ не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами нарушать закон, резюмирует эксперт, такого не бывает.

Поэтому, настаивает М. Сухомлинов, Минтранс просто рекомендует переоснастить только те транспортные средства с аналоговыми тахографами, на которых стоят тахографы, не имеющие сертификата соответствия. К таким тахографам относятся TGK-100, 1319, 1314 и т.п.

Однако и владельцам таких тахографов я бы не рекомендовал спешить с заменой и таких тахографов, - продолжает М. Сухомлинов. - 16 октября 2015 года Правительство РФ издало Постановление №1108. В нем определяются органы исполнительной власти и их полномочия в области соблюдения требований Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза». Напоминаем, что тахограф является компонентом транспортного средства, а следовательно находится в сфере влияния этого Технического регламента.

Органом, осуществляющим контроль в области безопасности колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации (а следовательно и их компонентов) теперь является Министерство внутренних дел, в частности ГИБДД. Таким образом Министерство транспорта РФ не может предъявлять обязательные требования к транспортным средствам находящимся в эксплуатации, а равно и к их компонентам, в частности тахографам. Этот факт подтверждается и статьей 4 пунктом 3 ФЗ-184 О техническом регулировании:


Важно обратить внимание на следующую терминологическую тонкость, - продолжает М. Сухомлинов. - Приказ Минтранса №348 требует оснастить тахографами до 1 июля 2016 года те транспортные средства, у которых были установлены не аналоговые тахографы, а «аналоговые контрольные устройства». То есть тахографы, которые не имели и не имеют сертификата соответствия одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств.

Таким образом, аналоговые тахографы в принципе не подлежат обязательной замене. Ни один орган государственной власти не имеет права требовать замены аналогового тахографа, если он имеет или имел сертификат соответствия действующим на момент его производства / установки законодательным требованиям, а значит безопасных в эксплуатации. Приказы Минтранса № 36, 273 , 348 носят исключительно рекомендательное значение в части технических требований, - заключает М. Сухомлинов.

В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО «Магаданэнерго» о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:

Это первое в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии. Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным.

Действительно, ПАО «Магаданэнерго» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015, в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО «Торгмонтаж- Плюс», которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО «Магаданэнерго».

По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.

ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.

Однако, Г. Линник обращает внимание на следующее существенное обстоятельство:

Прежде всего, нет никакого противоречия с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, так как порядок оснащения устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации, государство рассматривает средства контроля за соблюдением водителями режимов движения как один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения». Вот выдержка из ТР ТС 018 /2011 п. 14: «Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)».

Приказ Минтранса №36 был зарегстрирован Минюстом, и вступил в силу, - продолжает Г. Линник. - В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации норма приказа Минтранса №36 может быть оспорена и признана незаконной только Верховным судом Российской Федерации. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 мая 2016 года по делу № АЗ7-66/2016 не является оценкой законности приказа Минтранса №36. Таким образом, только Верховный суд РФ может признать приказ №36 не соответствующим нормам законодательства. Частью 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании прямо предусмотрена возможность издания федеральными органами исполнительной власти актов в сфере технического регулирования, то есть предполагается, что требования технических регламентов не являются исчерпывающими и требования к продукции могут быть изложены в том числе и в иных актах. Производители тахографов с блоками СКЗИ получили Сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. Таким образом, водители и юридические лицы, транспортные средства которых не будут к 1 июля 2016 года оснащены соответствующим оборудованием (а это тахографы с СКЗИ для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки) могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.

Заключительное слово экспертов

Максим Сухомлинов:

Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу. В ФЗ 184 «О техническом регулировании» в главе 4 пункте 3 прямо написано – Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.

В результате в течение последних трех лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода – аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене.

Геннадий Линник:

Прежде всего замечу, что ГИБДД как раз, наоборот, заявляет, что по оговоренным категориям транспорта аварийность снизилась и призывает оснащать тахографами с СКЗИ транспортные средства физических лиц, по которым статистика показывает рост аварийности.

Наша организация «АТОЛ ДРАЙВ» не имеет никакого отношения к законотворческой деятельности, но тем не менее мы регулярно пользуемся возможностью высказать свое экспертное мнение, в частности через портал оценки регулирующего воздействия нормативно правовых актов. Мы сами осуществляем свою деятельность строго в рамках российского законодательства, и к тому же призываем всех автоперевозчиков.

Причины ДТП с участием грузовиков и автобусов различны: здесь и поломки из-за отсутствия должного ТО, критический износ узлов, просто несчастные стечения обстоятельств; и состояние дорог - разбитые/заледенелые, и перевозимый груз, если он плохо закреплен или транспортное средство не подходит для его перевозки. И, конечно, ошибки водителей - болезнь, невнимательность, банальное неумение управлять большегрузным транспортным средством, выпитый алкоголь и сонливость из-за отсутствия отдыха. К последним обстоятельствам было привлечено пристальное внимание руководства страны после серии крупных ДТП с участием грузовиков и автобусов на междугородных трассах. По данным генпрокуратуры, ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения свыше 300 тыс. человек, и значительное количество аварий связано с тем, что водители зачастую управляют транспортными средствами в состоянии повышенного утомления. Еще в начале 2010 года генпрокуратура выступила с инициативой обязать всех владельцев грузовых автомобилей и автобусов оснащать транспорт специальными контрольными устройствами. В пользу этой инициативы, в частности, говорит зарубежная статистика. Например, в Европе за последние десять лет, прошедшие после законодательного внедрения тахографов на международных перевозках, количество ДТП с участием коммерческого транспорта снизилось в среднем на 22%, число происшествий с летальным исходом - более чем на половину, при этом в 2,5 раза вырос межаварийный пробег.
С 1 апреля 2014 года поэтапное оснащение грузового и пассажирского коммерческого транспорта тахографами, с помощью которых контролируются действия водителей, началось и в России.
И количество аварий за 2014 год, спровоцированных водителями грузового транспорта и автобусов, снизилось на 13% и 1,5% соответственно. Об этом свидетельствуют данные Госавтоинспекции МВД России. Эксперты связывают снижение аварийности с внедрением тахографов и контролем за режимом труда и отдыха водителей, а также соблюдением ими ПДД.
Согласно данным ГИБДД, которые приводит экспертный центр «Движение без опасности», в 2014 году зафиксировано заметно меньше ДТП, совершенных по вине водителей грузовиков и автобусов. Так, из-за нарушений ПДД, которые допустили водители грузового транспорта, за год произошло 10 256 ДТП - на 1335 меньше, чем в -2013-м. Погибли в этих авариях 1866 человек (в 2013 г. - более 2100 человек), ранены 12 747 (на 16% меньше, чем годом ранее). По вине водителей автобусов в 2014 году произошло 4364 ДТП - на 66 меньше, чем в 2013-м. Последствия аварий оказались менее тяжкими, чем по итогам 2013 года: число погибших снизилось на 24% (в 2013 году жертвами «автобусных» ДТП стали 251 человек), пострадавших - на 7,4% (ранены 6482 человека).
По данным Госавтоинспекции МВД России, в 2014 году было составлено более 170 тысяч протоколов за нарушение статьи 11.23 КоАП РФ (отсутствие или некорректное использование тахографов). За это нарушение предусмотрены штрафы: для водителей - от 1 до 3 тысяч рублей, для владельцев предприятий - от 5 до 10 тысяч рублей.
Что же такое тахограф? Это техническое средство контроля, предназначенное для непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения ТС, а также о режиме труда и отдыха водителей. В России разрешены и устанавливают два типа тахографов. Первый тип - цифровые тахографы, имеющие международный сертификат соответствия, одобрение типа и удовлетворяющие требованиям ЕСТР. Тахографы первого типа зачастую предустановлены на большинстве европейских автомобилей и разрешены для международных перевозок, а также для перевозок на территории РФ при наличии соответствующего удостоверения (допуск к международным перевозкам). Второй тип - цифровые тахографы, имеющие в своем составе блок криптозащиты СКЗИ.
На территории РФ для перевозок разрешены оба типа тахографов. Но второй тип тахографов (с СКЗИ) запрещен для эксплуатации при международных перевозках, в том числе и на территории Белоруссии и Казахстана. Основным регламентирующим документом по тахографам на территории России является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196 от 10.12.95. Правительство поручило Министерству транспорта Российской Федерации подготовить нормативный документ, определяющий технические требования к тахографам. Этим документом является Приказ Минтранса России №36 от 13 февраля 2013 г.
Тахографы, прошедшие тематические испытания на соответствие требованиям по криптографической защите информации, изложенные в приказе №36, вносятся в перечень ФБУ «Росавтотранс». Сегодня в перечень ФБУ «Росавтотранс» внесены следующие модели тахографов:

  • «ШТРИХ-ТахоRUS» SM 10042.00.00-13;
  • «КАСБИ DT-20M» производство КЗТА;
  • «Меркурий ТА-001» производство Инкотекс;
  • «DTCO 3283» торговой марки VDO;
  • «ТЦА-02НК» производство ЗАО «Из-меритель-Авто»;
  • «Drive 5» производство АТОЛ;
  • «ШТРИХ-ТахоRUS» SM 100.42.00.00.14;
  • «EFAS V2 RUS» производство ООО «ИНТЕЛЛИК РУС».

При этом для транспортных средств, оснащенных при их выпуске до 1 апреля 2014 года средствами контроля режима труда и отдыха, которые соответствуют нормам международного соглашения ЕСТР, а также для транспортных средств, оснащенных в мастерских до 11 марта 2014 года контрольными устройствами, соответствующими требованиям Технического регламента Российской Федерации «О безопасности колесных транспортных средств» (Постановление Правительства №720 от 10.09.2009), срок обязательного переоснащения тахографами с блоком СКЗИ - до 1 января 2018 года. Тут немаловажно уточнить, что в РФ в том числе могут использоваться - но не устанавливаться! - аналоговые (с бумажной «шайбой») тахографы, установленные до этих сроков.
Страны-участницы ЕСТР отказались от использования на транспортных средствах, осуществляющих международные перевозки, тахографов аналогового типа на автомобилях, регистрируемых впервые после 16.06.2010 г.

ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ

для наших клиентов

До 40 %
уменьшение расходов на содержание всего автопарка

От 10 до 40 %
сокращение пробега

В 3,5 раза
сокращение числа ДТП с участием сотрудников компании

10 %
снижение затрат на ТО

/ Законодательство

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 21 августа 2013 г. N 273

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы" (Собрание законодательства Российский Федерации, 2012, N 48, ст. 6714) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оснащения транспортных средств тахографами.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

от 14 декабря 2011 г. N 319 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха" (зарегистрирован Минюстом России 27 декабря 2011 г., регистрационный N 22785);

от 15 марта 2012 г. N 63 "О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, утвержденный приказом Минтранса России от 14 декабря 2011 г. N 319" (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный N 23870).

Министр М. Соколов

Порядок оснащения транспортных средств тахографами

I. Общие положения

1. Порядок оснащения транспортных средств тахографами (далее - Порядок) разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы" 1 и устанавливает процедуру оснащения тахографами транспортных средств, категории и виды которых утверждены приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (приложение N 2 к приказу) (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) (далее - приказ Минтранса России N 36, транспортные средства), и сроки оснащения транспортных средств тахографами.

2. Настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.

3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России N 36 после слов "за исключением", производится:

транспортных средств категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов, - до 1 апреля 2014 г.;

транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, - до 1 июля 2014 г.;

транспортных средств категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до 1 сентября 2014 г;

транспортных средств категории N2, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до 1 апреля 2015 г.;

транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных организациями - изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР 2 , Женева, 1 июля 1970 г.), - до 1 января 2018 г.;

транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 3 , - до 1 января 2018 г.

II. Оснащение транспортных средств тахографами

4. Оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными приказом Минтранса России N 36 (приложение N 3 к приказу) (далее - Правила), включены федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ФБУ "Росавтотранс") в перечень сведений о мастерских.

5. Выполнение работ по оснащению транспортных средств тахографами осуществляется в соответствии с Правилами обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными приказом Минтранса России N 36 (приложение N 4 к приказу).

6. В ходе оснащения транспортного средства тахографом производится:

1) установка тахографа, модель которого в соответствии с Правилами включена ФБУ "Росавтотранс" в перечень моделей тахографов, или модернизация контрольного устройства для приведения его в соответствие с требованиями приказа Минтранса России N 36;

2) активизация тахографа и блока СКЗИ тахографа;

3) калибровка тахографа;

4) опломбирование тахографа.

7. Установка тахографа на новое транспортное средство отечественного производства, выпускаемое в обращение, подлежащее оснащению тахографом в соответствии с настоящим Порядком, осуществляется организацией - изготовителем транспортного средства.

Установка тахографа на транспортное средство, находящееся в эксплуатации и/или ввезенное и выпущенное в обращение на территории Российской Федерации, или модернизация контрольного устройства, установленного на транспортное средство, осуществляется мастерской.

Тахограф устанавливается на транспортное средство таким образом, чтобы водитель имел доступ к функциям тахографа со своего рабочего места.

Состав работ, выполняемых при установке тахографа или модернизации контрольного устройства, должен соответствовать требованиям технической документации организации - изготовителя модели тахографа, устанавливаемого на транспортное средство.

8. Активизация тахографа и блока СКЗИ тахографа, калибровка тахографа, установленного на транспортное средство, осуществляется мастерской.

Состав работ, выполняемых при активизации тахографа и блока СКЗИ тахографа, должен соответствовать требованиям технической документации организации - изготовителя модели тахографа, установленного на транспортное средство, и организации - изготовителя блока СКЗИ тахографа.

9. После активизации тахографа и блока СКЗИ тахографа осуществляется калибровка тахографа, при которой в память тахографа вводятся характеристические параметры транспортного средства, определяющие показания тахографа, идентификационный (VIN) и государственный регистрационный (VRN) номера транспортного средства.

Состав работ, выполняемых при калибровке тахографа, должен соответствовать требованиям технической документации организации - изготовителя модели тахографа, установленного на транспортное средство, и организации -изготовителя блока СКЗИ тахографа.

10. В результате калибровки тахограф должен обеспечивать возможность распечатки контрольного чека с указанием следующих данных:

наименование мастерской, производившей калибровку тахографа;

номер мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ "Росавтотранс" в соответствии с Правилами;

номер тахографа в перечне сведений о моделях тахографов, формируемом ФБУ "Росавтотранс" в соответствии с Правилами;

номер блока СКЗИ тахографа в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа, формируемом ФБУ "Росавтотранс" в соответствии с Правилами;

параметры транспортного средства, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, и дата их определения.

11. Оснащение транспортного средства завершается опломбированием тахографа. Оттиск на пломбе мастерской должен соответствовать номеру мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ "Росавтотранс" в соответствии с Правилами. Пломбы устанавливаются мастерской в соответствии с требованиями технической документации организации - изготовителя модели тахографа.

12. Повторная калибровка тахографа, установленного на транспортное средство, производится мастерской не реже чем один раз в три года в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка. По окончании повторной калибровки производится опломбирование тахографа.

1 Собрание законодательства Российский Федерации, 2012, N 48, ст. 6714.

2 Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.), Добавление 1В к ЕСТР. - Бюллетень международных договоров, 2009, N3, с. 3 - 76 (СССР присоединился к Соглашению 31 июля 1978 г. с оговоркой и заявлением. Соглашение вступило в силу для СССР 27 января 1979 г.).

3 Собрание законодательства Российский Федерации, 2009, N 38, ст. 4475; 2010, N 38, ст. 4828; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 53 (ч. 2), ст. 7931.

Loading...Loading...