Управленческая деятельность автотранспортного предприятия (на примере ООО "АТБ-Сервис"). Организационная структура управления атп

Основы управления АТП

I. Функции управления. Классификация функций.

II. Процесс управления, его элементы и этапы.

III. Система управления АТП.

IV. Виды организационных структур управления предприятием.

V. Оперативное планирование и управление грузовыми автоперевозками.

VI. Управление качеством перевозок на АТП.

I. Управление - целенаправленное воздействие субъекта на объект для организации и координирования деятельности коллективов и отдельных работников в процессе производства.

Необходимо осуществлять ряд функций управления. Они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на любом уровне. Функции управления показывают, что и как делает субъект, чтобы точнее отобразить объект, формулируются цели, разрабатывается и осуществляется управление воздействием и контролируется его выполнение. Таким образом, под функцией управления понимается особый вид деятельности, представляющий собой совокупность действий или решений, осуществляющихся при управлении предприятием.

Функции управления закрепляются за отдельными работниками, и каждый отвечает за качественное выполнение своей функции. Закрепляются функции должностными инструкциями. Кроме инструкций разрабатываются положения об отделах, в которых определяется статус отдела на предприятии, и устанавливается ответственность каждого отдела за разработку вопросов, входящих в компетенцию данного отдела.

Функции управления возможно осуществить только в том случае, если на предприятии будет организована система передачи информации.

Все функции можно классифицировать по ряду признаков на группы. Это необходимо для:

1. установления объема работ по каждой функции управления;

2. для определения численности управляющих работников;

3. повышения производительности инженерно-управленческого труда на основе концентрации объема работы и специализации работников по видам работ;

4. рационального построения структуры аппарата управления;

5. прогнозирования потребности в специалистах и их подготовленности в сети учебных заведений.

Функции управления можно подразделить по содержанию на основные и по направлению воздействия на конкретные объекты производственно-хозяйственной деятельности на специфические. Деление функций по содержанию является основополагающим и определяет перечень основных задач, которые призвано решать управление.

II. Элементами процесса управления являются функции управления. Содержание процесса управления раскрывается в функциях:

1) прогнозирование;

2) планирование;

3) организация;

4) регулирование или координирование;

5) стимулирование;

6) контроль;

8) анализ.

Процесс управления состоит из этапов:

1. подготовительный;

2. исполнительный;

3. контрольный.

На первом этапе выполняется функция прогнозирования и планирования. Второй этап - организация, регулирование, стимулирование. Третий этап - контроль, учет, анализ.

Все три этапа объективно необходимы. Отсутствие какого-либо этапа приводит к некачественному управлению. Процесс управления представляет собой замкнутый цикл (прогноз → планирование → организация → регулирование → стимулирование → контроль → учет → анализ → прогноз.

III. Система - определенная совокупность элементов, образующих целое, обладающее особенностями, которые отсутствуют у составляющих его элементов.

Предприятие состоит из управляющей и управляемой подсистем, т.е. субъекта и объекта управления.

Управляющая система: административная, подсистема информационного обеспечения, подсистема методов управления.

Управляемая система: подсистема рабочей силы, средств труда, предметов труда.

Выделяется технологическая подсистема, экономическая, организации производства.

Административная система включает специалистов различной квалификации, которые делятся на группы:

1. руководители;

3. технические исполнители.

Система управления должна удовлетворять ряду условий:

1) между элементами системы должны существовать причинно-следственные связи между управляющей системой и управляемым объектом, т.е. они реагируют взаимно на изменения, возникающие у того или иного. Поэтому здесь прямая и обратная связь.

2) система управления должна обладать способностью перехода из одного качественного состояния в другое;

3) необходимо наличие в системе управления параметра, воздействием на который возможно изменить течение процесса;

4) необходимо обеспечить в системе управления возможности передачи, накопления и преобразования управляющей информации;

5) система управления должна представлять собой единое целое.

IV. Структура - относительно устойчивый способ организации элементов системы, позволяющий сохранить качество системы при изменении внутренних или внешних условий. Структура - это строение системы. Под структурой управления понимается организационная структура взаимосвязи и взаимоподчиненности управленческих органов, руководителей и управляемых объектов.

Типы структур управления:

1) линейный;

2) функциональный;

3) смешанный;

4) матричный.

Линейный тип характерный тем, что каждое структурное подразделение подчинено лишь одному руководителю, от которого и получает указания по всем вопросам.

Преимущества:

1. принцип единоначалия;

2. высокая оперативность.

Недостатки:

1. руководитель должен обладать широким диапазоном знаний, чтобы мог ответить на любой вопрос, касающийся подразделения, которым он руководит.

Такая структура применяется на низких уровнях управления.

Функциональный тип - управление одинаковыми функциями в разных подразделениях передается в ведение одного руководителя, который специализируется на руководстве данной функции. Если выполняется две или более различных функций, то и руководителей будет два и более.

При нарушении принципа единоначалия применяется смешанная структура.

V. Оперативным планированием и управлением грузовыми автомобильными перевозками в АТП занимается служба эксплуатации.

Основные задачи службы эксплуатации - своевременное и полное выполнение обязательств по перевозке грузов при эффективном использовании подвижного состава.

Диспетчерская группа занимается оперативным сменно-суточным планированием, выдает путевые листы и товарно-транспортные накладные. Также осуществляет выпуск подвижного состава на линию и принимает его при возвращении. Ведет прием путевых листов, ТТН, координирует работу автомобилей на линии, составляет сменно-суточный отчет о выпуске на линию и суточный отчет о работе автомобилей.



Группа предварительной обработки товарно-транспортных документов заполняет путевые листы и товарно-транспортные накладные в АТП согласно инструкциям о порядке расчетов за перевозки грузов автотранспортом.

Группа суточного планирования перевозок на основании данных группы приема заявок разрабатывает сменно-суточный наряд-приказ на работу грузового автомобиля.

Клиентурная группа изучает грузопотоки и грузооборот, состояние подъездных путей и погрузо-разгрузочных пунктов, заключает годовые договора на перевозку грузов и пользование автомобилями, осуществляют годовое, квартальное, месячное, декадное планирование, учет и анализ перевозок грузов и составляют соответствующую отчетность.

Группа контейнерных перевозок решает вопросы организации этих перевозок, т.е. вопросы организации завоза-вывоза контейнеров, работы контейнерных пунктов.

Группа графиковых перевозок занимается организацией этих перевозок, в том числе по системе тяговых плеч.

Группа линейных диспетчеров включает персонал, находящийся непосредственно в местах погрузки-разгрузки подвижного состава и обеспечивает эффективную работу автомобилей на линии.

КРГ контролирует работу автомобиля на линии, ведет товарно-транспортную документацию и др.

VI. Под качеством транспортной продукции понимается совокупность свойств перевозочной системы, обуславливающая ее способность удовлетворять потребность населения и экономики в перевозках.

К числу свойств, определяющих качество транспортной продукции, относятся:

1) полнота удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках и во всех видах услуг;

2) обеспечение сохранности, количества и качества перевозимых грузов;

Специфическая особенность транспорта в целом и автомобильного в частности состоит в том, что производственный процесс здесь складывается из работы подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных средств на производственной базе. Это требует осуществления многообразных операций, связанных с организацией движения и перевозок, обеспечением технической исправности подвижного состава и его бесперебойного снабжения горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, подбором необходимого персонала и повышением его квалификации, организацией труда, планирования, учета, отчетности, установлением финансовых связей с клиентурой и т. п.

В условиях автотранспорта, когда производственный процесс выходит за рамки непосредственно предприятия, очень важно организовать четкое взаимодействие отдельных служб и подразделений предприятия, отдельных групп работников и в целом всего коллектива. При этом важно в максимальной мере увязать производственную деятельность и интересы данного коллектива с интересами общества в целом.

Управление автотранспортным предприятием включает: организацию выполнения директив и указаний, поступающих от вышестоящих организаций, и представление им соответствующей информации (отчетности); принятие решений и организацию на их основе производственного процесса и работы вспомогательных служб предприятия; организацию связей с другими предприятиями и организациями.

Развитие автомобильного транспорта сопровождается совершенствованием структуры управления производством и более рациональным распределением функций управления между различными его структурными подразделениями. При этом одновременно происходит, с одной стороны, специализация составных частей автотранспорта -- развитие централизованных специализированных перевозок, специализированных эксплуатационных и ремонтных предприятий, а с другой -- их интеграция, укрупнение предприятий, создание объединений, развитие централизованных эксплуатационных служб и т. д.

Отдельные составные части представляют звенья производства, совокупность которых образует определенные ступени производства. Так, совокупность участков, связанных, к примеру, с ремонтом и техническим обслуживанием подвижного состава, образует цеховую ступень производства; совокупность цехов и колонн -- предприятие; совокупность предприятий -- объединение; совокупность родственных предприятий и объединений -- подотрасль (отрасль).

Звеньям и ступеням производства соответствуют также звенья и ступени управления. При этом под звеном управления понимается обособленная ячейка с определенными функциями управления. Ступень управления -- единство звеньев управления на данном уровне иерархии управления. Ступени управления показывают последовательность подчинения одних звеньев (органов) управления другим, как правило, снизу вверх.

Своеобразие содержания основных функций управления на каждой ступени раскрывается в конкретных функциях управления, учитывающих особенности управляемой системы. Совпадение содержания основных функций свидетельствует о наличии дублирования, которое, естественно, должно устраняться. Директор или главный инженер автотранспортного предприятия, стремящийся непосредственно координировать или контролировать работу на рабочих местах в том же объеме (содержании), в котором это делает начальник цеха, участка, колонны, только дублирует эти функции управления, хотя субъективно он считает, что управляет «конкретно». То, что делает директор или главный инженер, должно выходить за пределы того, что может начальник цеха или колонны, мастер.

Функции управления реализуются людьми, которые группируются по звеньям и ступеням управления. Структура управления -- единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности. В структуре управления раскрываются связи каждой ступени, каждого звена, показывается степень интеграции и специализации функций управления. Критериями рациональной структуры управления могут служить:

оперативность управления -- соответствие скорости подготовки и принятия решений темпам осуществления производственных процессов;

надежность функционирования системы управления -- обеспечение достоверности отображения фактического состояния производства и принимаемых решений;

гибкость управляющей системы -- т. е. мобильность, динамичность, способность к быстрой перестройке в соответствии с изменениями, происходящими в производстве;

экономичность -- т. е. достижение с наименьшими затратами наибольшей производительности труда;

оптимальность принимаемых решений -- создание работникам управления возможности находить наилучшие в данных конкретных условиях технические, экономические, организационные решения.

Осуществление функций контроля.

Контроль - это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль имеет отношение к процедуре оценки успешности выполнения намеченных организацией планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды.

Различают следующие виды контроля:

  • * Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. На предприятии предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач АТП, в области материальных контроль за качеством услуг, сырья, чтобы предоставить качественные услуги. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организации. В процессе предварительного контроля возможно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности: диагностический и терапевтический. Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п. указывающие на то, что в организации чтото не в порядке. Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.
  • * Текущий контроль. Он осуществляется проведения работ. Чаще всего его объемом являются сотрудники, а сам он прерогатива их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того, чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей.
  • * Заключительный контроль. Цель такого контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем в процессе ее выполнения). Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, вопервых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.

На АТП предварительный контроль человеческими ресурсами осуществляет отдел кадров по предоставлению информации начальниками служб и цехов, проводится аттестация рабочих, прохождение квалификационной комиссии водителями и т.д. Ответственность за качество предоставляемых услуг и обеспеченность АТП материалами возложено на руководителей эксплуатационной и технической служб. Анализ хозяйственной деятельности предприятия проводит бухгалтерия и плановоэкономический отделы. В конце года проводится общее собрание всех работников, где обсуждаются финансовая и производственная деятельность предприятия по итогам прошедшего года.

Контроль, как правило, проводится по вопросам выполнения производственных заданий, с целью повышения дисциплины на предприятии. Результаты контроля доводят до исполнителей. В результате контроля не отмечено отставание в выполнении производственных заданий, опозданий на работу не выявлено, и была выбрана стратегия поведения - оставить все как есть.

При работе с кадрами администрация большее внимание уделяет вопросам производства, выполнения планов, а человеческий фактор мало учитывается. Возможность функционального роста минимальна, совмещения дополнительно не оплачиваются.

К сожалению, руководители среднего звена весьма неохотно отвлекаются на решение стратегических задач. Все свое рабочее время они затрачивают на оперативные вопросы, от которых зависят ближайшие результаты их деятельности и соответствующее поощрение. Вместе с тем многие ценные идеи стратегического характера выдвигаются людьми, которые никогда ранее этими вопросами не занимались.

Отмечается низкая активность посещения общих итоговых собраний, что говорит о не заинтересованности работников в успехе деятельности предприятия.

На автотранспортном предприятии состав функций управления зависит от многих конкретных особенностей структуры предприятия, в том числе от места, занимаемого данным звеном управления в организационной структуре, и от степени централизации функций управления. Так, например, состав функций управления участком технического обслуживания зависит от конкретных условий организации труда, масштаба работ и уровня их механизации, а также от степени автоматизации управления производством. Состав функций управления ремонтной мастерской (или автоколонной) более сложен по сравнению с участком и зависит от уровня специализации, производственной структуры и технической оснащенности. Состав функций управления автотранспортным предприятием как законченной производственнохозяйственной единицей зависит от степени его самостоятельности, характера связей с ремонтными, снабженческими, сбытовыми, финансовыми, проектными, научными и другими организациями, а также от структуры перевозимых грузов и состава обслуживаемой клиентуры.

В структуре управления автотранспортом существуют самостоятельные звенья (единицы), выступающие как юридические лица (предприятия, объединения), и несамостоятельные звенья (единицы), не имеющие самостоятельного юридического статуса (участок, цех, колонна, филиал). Организационная структура управления автотранспортным предприятием не может быть единой для всех предприятий. Она во многом зависит от характера и структуры автомобильных перевозок, количества подвижного состава и численности работающих, формы организации и масштабов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, технической оснащенности предприятия и других факторов. Структура аппарата управления автотранспортным предприятием устанавливается и утверждается самим руководителем предприятия в пределах штатной численности административноуправленческого персонала предприятия.

В условиях недостаточной разработанности вопросов, связанных с определением мощности автотранспортных предприятий, ведущее место среди перечисленных выше факторов занимают количество автомобилей и численность персонала.

На автотранспортном предприятии, как и на любом другом, могут быть использованы такие формы управления, как линейная, функциональная и линейноштабная. Соотношение между линейным и функциональным управлением определяет меру сочетания управления, раздробленного на функции, с комплексным управлением, охватывающим все функции. При этом общей тенденцией перехода от низшей к более высоким ступеням управления является повышение роли функционального управления.

Линейная система управления означает непосредственное подчинение каждому руководителю коллектива всех руководителей участка. В этом случае система звеньев управления в общем совпадает с системой звеньев процесса производства. Линейная система обеспечивает четкое формулирование задач (выдачу команд), полную ответственность руководителя за результаты работы, но вместе с тем ограничивает возможности использования компетентных специалистов в ходе осуществления управления отдельными участками.

Функциональное управление предусматривает создание системы управления, дифференцированной по функциям и осуществляемой функциональными звеньями (ячейками). Это обусловливает организацию в пределах определенных функций соответствующих ячеек управления, которые направляют нижестоящим ступеням управления или звеньям производства обязательные для них решения. Положительной стороной функционального управления является возможность привлечения к руководству соответствующих специалистов, что позволяет более компетентно решать вопросы, разгрузить линейных руководителей и упростить их работу. Но одновременно следует учитывать, что при функциональном управлении нарушается единство руководства и ответственность за порученную работу, поскольку исполнитель в этом случае получает указания от нескольких начальников (специалистов). Создаются определенные элементы обезлички и возможности нарушения принципа единоначалия в управлении производством.

Функциональное управление не исключает линейного, но несколько ограничивает его роль. В процессе своего развития линейное управление все более органически сочетается с функциональной системой. На их основе сформировалась линейноштабная система управления, в которой у руководителяединоначальника появляется штаб, состоящий из функциональных ячеек (управлений, отделов, групп, отдельных специалистов), соответствующих определенной функции управления. Линейноштабная система управления обеспечивает наиболее эффективное сочетание единоначалия с деятельностью компетентных специалистов, способствующее повышению уровня управления производством.

По действующей классификации в системе автомобильного транспорта общего пользования автотранспортные предприятия разделяются в зависимости от списочного наличия автомобилей в них (при определении количества автомобилей автобусы принимаются с коэффициентом 1,5) на пять групп: I -- предприятия, имеющие свыше 800 автомобилей, II -- от 501 до 800, III --от 251 до 500, IV --от 101 до 250 и V --от 50 до 100 автомобилей. АТП меньшей мощности, как правило, в системе автотранспорта общего пользования не организуются. Предприятия пятой группы создаются в отдельных районах лишь в редких случаях, только при ограниченных потребностях в перевозках.

В настоящее время утверждение типовых структур управления и нормативов численности инженернотехнических работников и служащих предприятий, организаций и учреждений осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами России.

Для выполнения производственных и управленческих функций в объединениях и предприятиях автотранспорта предусматривается создание в зависимости от их мощности следующих структурных подразделений. Например, на предприятиях III группы в структуре управления рекомендуются все подразделения управления, за исключением отдела организации труда и заработной платы. Работники этого подразделения входят в состав плановоэкономического отдела. Кроме того, в составе отделов управления предприятием или отдельно предусматриваются специалисты по определенным вопросам, в том числе инженер по безопасности движения и инженер по технике безопасности.

На крупных АТП, имеющих парк более 500 автомобилей, наряду с наличием приведенных подразделений управления возможно создание отдельных конструкторскотехнологических групп для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава и подготовки других вопросов, связанных с внедрением новой техники и распространением передового опыта.

В крупных городах в системе автотранспорта общего пользования или какоголибо ведомства часто имеется несколько АТП, представляющих собой комплексные предприятия, осуществляющие хранение автопарка, перевозки, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. В этом случае рациональна организация на базе этих предприятий автокомбинатов с выделением функций хранения подвижного состава в гаражах, расположенных в непосредственной близости от основных районов перевозок, с централизацией технического обслуживания и ремонта в одном из наиболее оснащенных предприятий, располагающих необходимыми мощностями, или на специализированном предприятии.

Дальнейшее совершенствование структуры управления на автотранспорте связано с созданием производственных объединений (ПО). Целесообразную форму ПО представляют собой крупные головные предприятия с филиалами. Крупные производственные хозрасчетные объединения обладают большими преимуществами по сравнению с отдельными предприятиями. Отдельному предприятию трудно самостоятельно выявлять потребности, организовывать снабжение и сбыт, совершенствовать специализацию и кооперирование, централизовать вспомогательные работы. Эти функции должны быть возложены на объединения, организации которых предполагают дальнейшую концентрацию производства и централизацию необходимой части материальных и финансовых ресурсов. Развитие объединений позволит полнее реализовать возможности хозяйственной реформы, ускорить научнотехнический прогресс.


Введение

Типы связей в АТП

Эксплуатационная служба

Техническая служба

Экономическая служба

Заключение


Введение


Построение правильной организационной структуры является главной задачей любого автотранспортного предприятия (АТП). От рационального состава подразделений органов управления, их связи между собой и взаимодействия с производственными подразделениями в значительной степени зависит эффективность работы предприятия в целом.

Признаками оптимальной структуры управления являются:

небольшое количество уровней управления;

наличие в структуре управления групп специалистов;

ориентация графика работ на заказчика;

быстрота реакции на изменения;

высокая производительность и низкие затраты.

В стандартной организационной системе управления автотранспортным предприятием можно выделить три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю.


Организационная структура управления АТП

Для АТП характерна бесцеховая организационная структура, при которой все функции по управлению сосредоточены в аппарате управления предприятия.

Организационная структура управления большинства АТП является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются функции и права командования и принятия решений, а на функциональные подразделения (например, планово-экономический отдел) - методическое руководство при подготовке и реализации решений по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной деятельности.

Такая структура характеризуется использованием формальных процедур и правил, жесткой иерархией власти в организации, централизацией принятия решений. Каждый исполнитель подчиняется только одному руководителю. Все указания и решения по функциям управления исполнитель получает от непосредственного руководителя. Между исполнителем и функциональными подразделениями остаются информационные связи методического и консультационного характера. Для того, чтобы решение функционального подразделения стало директивным, оно должно быть утверждено руководителем.

Несмотря на то, что, в принципе, все руководители АТП выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу сотрудников более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует действия неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления.


Типы связей в АТП


В организациях, состоящих из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Именно она выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.

Вообще, в любых организациях, в том числе и АТП, выделяют несколько типов связей. Наиболее часто анализу подвергаются следующие пары связей: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству этих связей можно судить о размере организации.

Горизонтальные связи - это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи и делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях. Горизонтальные связи создают ряд важных преимуществ. Они экономят время и повышают качество взаимодействия. Горизонтальные связи развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. Поэтому особый интерес представляет анализ практики и изучение способов установления таких связей. В случае, когда горизонтальные связи устанавливаются на неформальной основе вышестоящим руководителем, они обычно имеют привязку ко времени, к событию или к людям. Так, например, директор может предложить главному экономисту и начальнику отдела кадров самостоятельно решать вопросы установления окладов для работников, поскольку он доверяет им. Но, как только один из них оставит пост по каким-то причинам, руководитель скорее всего вернет это право себе назад и будет им пользоваться до тех пор, пока другой сотрудник не заслужит у него доверия.

Еще одной парой связей, устанавливаемых в организации, являются линейные и функциональные связи.

Линейные связи - это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, т.е. связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания. Природа функциональных связей - совещательная, и посредством этих связей реализуется информационное обеспечение координации.

Таким образом, связи обеспечивают целостную работу предприятия, объединяют все его звенья.

Основой же работы предприятия являются функциональные обязанности подразделений. Именно они в итоге и составляют совокупную деятельность предприятия.

Для нормального функционирования АТП необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т.е. должны быть гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.

Директор АТП, например, руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствование производства, его соответствия лучшим мировым образцам в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции, всемерное повышение производительности труда, эффективности производства и качества продукции на основе широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии, научной организации труда, производства и управления, совершенствования хозяйственного механизма. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров и бизнес-планов. Организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллективности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений предприятия. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществление его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления в рыночных условиях, укрепление договорной и финансовой дисциплины, регулирование социально-трудовых отношений, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

Начальник технического отдела. Организует техническую подготовку производства или других видов основной деятельности предприятия, обеспечивает ускорение темпов роста производительности труда, сокращение затрат труда на производство, улучшение качества продукции, работ, услуг. Координирует работу технических служб предприятия по испытанию новых технических средств, созданию и освоению новых видов продукции, комплексной механизации и автоматизации производства, внедрению научно-технических достижений, новой техники и прогрессивной технологии. Осуществляет руководство текущим и перспективным обеспечением технического развития предприятия, его производственной базы. Руководит составлением технических заданий на проектирование вновь строящихся производств, сооружений, технических средств, расширение, развитие и реконструкцию действующих, на внедрение средств механизации и автоматизации. Рассматривает и согласовывает проектно-конструкторскую документацию по модернизации оборудования и рационализации рабочих мест. Осуществляет контроль за заключением и исполнением договоров, связанных с внедрением новой техники, а также за финансированием и правильностью расчетов экономической эффективности мероприятий по освоению новой техники и технологии, новых видов сырья и готовой продукции. Участвует в разработке и внедрении в производство ресурсосберегающих технологий, прогрессивных норм расхода основных видов сырья и материалов, в изучении причин брака и выпуска продукции пониженных сортов, в разработке мероприятий по повышению качества продукции (работ, услуг) и более эффективному использованию производственных мощностей. Выполняет при отсутствии самостоятельных конструкторских и технологических отделов функции их руководителей. Направляет деятельность подразделений, занимающихся вопросами стандартизации продукции, научно-технической информации, а также организацией патентно-изобретательской работы. Руководит работниками отдела, координирует и направляет деятельность подразделений предприятия, обеспечивающих техническую подготовку производства.


Эксплуатационная служба


Эксплуатационная служба АТП занимается, прежде всего, научной организацией транспортного процесса и эффективным использованием транспортных средств. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления перевозок с наименьшими затратами. В целом, на АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечивать более полное удовлетворение нужд заказчиков.


Техническая служба


Техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия.

Главными задачами технической службы предприятия являются:

организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их (гаражная служба);

разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный инженер);

оперативное планирование всех видов ТО и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (начальник ремонтной службы);

руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию (отдел снабжения);

разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники, охране труда и предупреждению аварийности.

Исходя из вышеперечисленных задач техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ.


Экономическая служба

организационная автотранспортная служба

Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП.

В состав экономической службы обычно входит бухгалтерия. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.


Заключение


Таким образом, оптимальная организационная структура АТП является одним из условий эффективной его деятельности. При этом, важно учитывать, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный - на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает. Отсюда руководители предприятия должны обладать высокими профессиональными навыками. Для работников аппарата управления процесс труда представляет собой выполнение совокупности функций, к основным из которых следует отнести планирование, организацию, координацию, контроль, учет, анализ, регулирование. Они наделены и определенными правами, прежде всего, в части поощрения и наказания работников, находящихся в подчинении. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения сотрудников.

Но даже при правильно организованной системе управления, ни одно АТП не сможет осуществлять свою деятельность, без ведущей для таких предприятий профессии - водитель. Поэтому одной из важнейших задач АТП является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок, а следовательно, удовлетворение нужд заказчиков, и в итоге эффективность функционирования предприятия.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Организация производства транспортных услуг

Построение правильной организационной структуры является главной задачей любого автотранспортного предприятия (АТП). От рационального состава подразделений органов управления, их связи между собой и взаимодействия с производственными подразделениями в значительной степени зависит эффективность работы предприятия в целом.

Признаками оптимальной структуры управления являются :· небольшое количество подразделений с высококвалифицированным персоналом;· небольшое количество уровней управления;· наличие в структуре управления групп специалистов;· ориентация графика работ на заказчика;· быстрота реакции на изменения;· высокая производительность и низкие затраты.

В стандартной организационной системе управления автотранспортным предприятием можно выделить три самостоятельных блока управления : эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю.

Эксплуатационная служба АТП занимается, прежде всего, научной организацией транспортного процесса и эффективным использованием транспортных средств. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления перевозок с наименьшими затратами. В целом, на АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечивать более полное удовлетворение нужд заказчиков.

Техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания
транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия. Главными задачами технической службы предприятия являются:· организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их (гаражная служба );· разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный инженер );· оперативное планирование всех видов ТО и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (начальник ремонтной службы );· руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию (отдел снабжения );· разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники, охране труда и предупреждению аварийности. Исходя из вышеперечисленных задач техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ. Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится экономической службе . На основе систематического анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП. В состав экономической службы обычно входит бухгалтерия . Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.



На предприятиях автомобильного транспорта наиболее часто встречаются три вида структур управления:

Линейная – управление подразделением или работником автотранспортного предприятия осуществляется только одним руководителем объекта;

Функциональная – управление подразделением или работником автотранспортного предприятия осуществляется различными службами соответствующей компетенции;

Штабная – управление подразделением или работником автотранспортного предприятия осуществляется различными объектами линейной структуры, соответствующих функциональных подразделений.

Таким образом, оптимальная организационная структура АТП является одним из условий эффективной его деятельности. При этом, важно учитывать, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает. Отсюда руководители предприятия должны обладать высокими профессиональными навыками. Для работников аппарата управления процесс труда представляет собой выполнение совокупности функций, к основным из которых следует отнести планирование, организацию, координацию, контроль, учет, анализ, регулирование. Они наделены и определенными правами, прежде всего, в части поощрения и наказания работников, находящихся в подчинении. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения сотрудников. Но даже при правильно организованной системе управления, ни одно АТП не сможет осуществлять свою деятельность, без ведущей для таких предприятий профессии – водитель. Поэтому одной из важнейших задач АТП является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок, а следовательно, удовлетворение нужд заказчиков, и в итоге эффективность функционирования предприятия.

Организационная структура управления предприятием в зна­чительной мере зависит от списочного состава автопарка, его назначения, вида выполняемых услуг и т.д.

Организационная структура управления крупным и средним АТП может включать:

Экономическую;

Коммерческую;

Техничес­кую;

Хозяйственную службы.

В состав экономической службы входят планово-экономичес­кой отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия.

Плановый отдел организует разработку перспективных и те­кущих планов производственно-хозяйственной и финансовой де­ятельности предприятия, привлекая для этого работников дру­гих отделов и служб, а также производственных подразделений; доводит планы до исполнителей; организует статистический учет и контроль, составляет отчеты; проводит анализ выполнения плана; разрабатывает предложения по устранению причин недостатков в работе АТП и обеспечению выполнения плановых заданий; уча­ствует в составлении плана повышения эффективности производ­ства и контроля за его выполнением; определяет экономическую эффективность оргтехмероприятий.

Отдел труда и зарплаты разрабатывает предложения по улуч­шению организации труда водителей, ремонтных и вспомогатель­ных рабочих; совершенствует системы оплаты труда и премиро­вания отдельных категорий работников; организует нормирование труда; определяет нормы выработки и расценки; оказывает по­мощь руководству в организации соревнования; проводит рабо­ту по подготовке коллективных договоров со стороны админис­трации и контролю за их выполнением.

Бухгалтерия организует финансовую работу на предприятии; проводит учет наличия средств; контролирует их сохранность и расходование; проверяет финансовое состояние предприятия; организует расчеты с клиентурой, поставщиками, финансово-кредитными отделами.

Коммерческая служба выполняет маркетинговую работу и орга­низует процесс перевозок грузов и пассажиров. Задачей этой службы на грузовых АТП является получение прибыли путем своевременного выполнения транспортных услуг для каждого заказчика и эффективное использование транспорта. На пасса­жирских АТП коммерческая служба должна стремиться к пол­ному удовлетворению нужд населения в автобусных и таксомо­торных перевозках.

На коммерческого директора и его аппарат возлагаются обя­занности по эффективной продаже автотранспортных услуг. В его компетентность входят контроль за систематическим отслежи­ванием состояния внешней среды АТП, комплексный анализ, исследование и прогнозирование рынка автотранспортных услуг. Коммерческий директор формирует и проводит в жизнь страте­гию маркетинга, в повседневной работе он уделяет большое вни­мание вопросам правового и экономического характера.

Маркетинговая работа на грузовых АТП осуществляется не­посредственно отделом (группой) маркетинга. В рамках этой работы, в частности, решаются следующие вопросы: анализ рынка транспортных услуг и состояния конкуренции, отслеживание текущих изменений рыночной конъюнктуры, разработка меро­приятий по привлечению новых клиентов (заказчиков услуг), за­ключение договоров на выполнение услуг, разработка предло­жений по диверсификации услуг и др.

Процессом перевозки занимается отдел эксплуатации, который принимает заявки, составляет оперативные планы перевозок, раз­рабатывает графики движения, выпуска и возврата автомобилей, разрабатывает мероприятия по улучшению использования подвиж­ного состава, выписывает путевые листы, осуществляет контроль за выпуском автомобилей на линию, принимает от водителей путевые листы и другие документы (товарно-транспортные на­кладные, справки и др.), ведет ежедневный учет выполнения работы по каждому автомобилю и в целом по АТП, составляет сменно-суточный отчет о работе автопарка.

В обязанности расчетного отдела входят таксировка товарно-транспортных документов и контроль за их правильным оформ­лением, выписка счетов за оказание услуг клиентам, расчет штра­фов за сверхнормативный простой автомобилей, розыск утрачен­ных грузов по товарно-транспортным документам.

В ведении начальников колонн (отрядов) будут находиться следующие вопросы: осуществление оперативно-технического руководства, организация правильного хранения и эксплуатации подвижного состава отрядов, осуществление подбора и расста­новки водителей, ведение личных карточек водителей, контроль за водителями, привлеченными к ремонту автомобилей, и води­телями на линии.

Техническая служба АТП комплексного типа организует ра­боту по поддержанию транспортных средств в технически исправ­ном состоянии, развивая для этого производственную базу и осуществляя материально-техническое снабжение. Функции тех­нической службы: организация технической подготовки подвиж­ного состава; оперативное планирование ТО и TP подвижного состава, автошин; организация указанных работ и контроль; проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, шинам и другим производственным фондам; организа­ция МТС, хранение, выдача и учета топлива, запчастей; изуче­ние и распространение передового опыта; разработка и реали­зация организационно-технических мероприятий.

Хозяйственная служба осуществляет эксплуатацию, содержа­ние и ремонт зданий на территории АТП.

Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение лич­ных дел персонала предприятия, следит за продвижением работ­ников по службе.

Конечная цель предприятия будет достигнута только в том случае, если менеджер будет четко знать свои должностные обя­занности. С этой целью на каждом предприятии разрабатываются должностные инструкции каждого работника аппарата управле­ния, которые утверждаются руководителем этого предприятия.

В каждой должностной инструкции должны быть следующие разделы: общие положения, функции, должностные обязаннос­ти, права, ответственность.

В общих положениях указываются:

    кем работник назначается на должность и освобождается от нее;

    каким требованиям должен удовлетворять кандидат на со­ответствующую должность (образование, стаж работы на ав­томобильном транспорте и др.);

    что он должен знать;

    какими нормативными документами руководствуется (ус­тавом предприятия, должностной инструкцией, иными до­кументами);

    кому подотчётен (например, учредителям предприятия, ру­ководителю и др.);

    кто исполняет обязанности работника во время его отсут­ствия (отпуска, болезни).

Следует отметить, что основные объекты производственно-хозяйственной деятельности, по существу, сохраняются на всех АТП независимо от их размеров. Поэтому и функции управле­ния на малых предприятиях остаются, но их реализация осуще­ствляется в упрощенном виде. На малых предприятиях широко применяется совмещение управленческих функций одним работ­ником, поэтому для таких предприятий практически невозможно разработать типовую структуру организации управления. Кста­ти, как утверждают специалисты, на малых предприятиях нет необходимости в наличии формализованной структуры управ­ления. Это соответствует положениям современной теории уп­равления, согласно которым при численности работающих до 10-20 человек нет необходимости в создании формализованной структуры управления.

Благодаря небольшой численности работников на малых пред­приятиях применяются упрощенные организационные структуры, что способствует отсутствию бюрократизма. В то же время здесь имеет место мощная мотивация к труду, возникающая на осно­ве появления у всех работников «чувства хозяина». Наемные работники осознают непосредственную зависимость между ка­чеством своего труда, результатами хозяйственной деятельнос­ти и своим материальным благополучием.

Loading...Loading...