Птэ эсис. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей российской федерации


Приказ Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. № 229

Регистрационный № 4799

"Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации"

Приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.

Министр И.Х. Юсуфов

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В своем служебном автомобиле, сопровождаемом его командой, техник выполняет ремонтные работы и ремонтирует любые аномалии в электрической сети. Он также отвечает за поддержание линий. В случае поломки ему может потребоваться работа в чрезвычайной ситуации. Он должен искать причину неисправности в сети, отключить поврежденную область и, наконец, выполнить ремонт. Все это при соблюдении норм и правил безопасности.

Чтобы удовлетворить клиента, технический специалист должен найти решения для повышения производительности сети. Для этого он обеспечивает постоянное обслуживание. Его можно даже призвать предоставить технические консультации по разработке системы распределения электроэнергии.

Обязательны для тепловых электростанций, работающих на органическом топливе, гидроэлектростанций, электрических и тепловых сетей Российской Федерации

и для организаций, выполняющих работы применительно к этим объектам

ПРЕДИСЛОВИЕ

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации переработаны и дополнены на основании вновь вышедших законодательных актов и нормативно-технических документов с учетом опыта эксплуатации оборудования, производственных зданий и коммуникаций. Учтены изменения в структуре административного и хозяйственного управления, а также форм собственности в энергетике.

Навыки, необходимые для этой работы

Динамизм динамизма Зная, как управлять командой Хорошее физическое состояние.

Обучение, ведущее к торговле

Оператор системы электроснабжения. Этот тип техника присутствует повсюду: больницы, компании, театры, здания и т.д. таким образом, выходы обеспечиваются в отношении производства электроэнергии. С развитием новых технологий потребность в квалифицированном персонале остается высокой.

Все предложения по стажировке и занятости в энергетическом секторе

Заработная плата технического специалиста

Народное благосостояние, промышленная конкурентоспособность и общее функционирование общества зависят от безопасной, безрисковой, устойчивой и экономически жизнеспособной энергии. «Дорожная карта к единому европейскому транспортному пространству» была сосредоточена на решениях для транспортного сектора и создании единого европейского транспортного пространства. Дорожная карта - это ответ на приглашение, сформулированное Европейским советом.

В Правилах изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации энергетических объектов, неуклонное выполнение которых обеспечит экономическую, надежную и слаженную работу всех звеньев энергетических систем.

Требования к проектированию, строительству, монтажу, ремонту и устройству энергоустановок и оснащению их средствами контроля, автоматики и защиты изложены в настоящих Правилах кратко, поскольку они рассматриваются в других нормативно-технических документах.

Это указывает на уровень структурных и социальных изменений и вмешательств, необходимых для обеспечения необходимого сокращения выбросов при сохранении конкурентоспособного и безопасного энергетического сектора. Сегодня есть нецелесообразные указания относительно направления, которым следует следовать, что создает неопределенность среди инвесторов, правительств и граждан. Необходимо срочно определить стратегии на период после энергетических инвестиций, которые не дают немедленных результатов. Таким образом, теперь вы можете избежать дорогостоящих изменений в течение следующих нескольких десятилетий и уменьшить эффект привязки.

Все действующие нормативно-технические документы должны быть приведены в соответствие с настоящим изданием Правил.

Предложения и замечания по настоящему изданию Правил просим направлять по адресу: 103074, Москва, Китайгородский пр., 7. Госэнергонадзор Минэнерго России.

1. Организация эксплуатации

1.1. Основные положения и задачи

Невозможно предсказать долгосрочное будущее. Комиссия также рассмотрела сценарии, предусмотренные государствами-членами и заинтересованными сторонами, и их замечания. Конечно, учитывая долгосрочный горизонт, эти результаты представляют определенную степень неопределенности, особенно в том случае, когда неопределенности являются основными гипотезами. Невозможно предугадать, когда достигнут пик добычи нефти, потому что новые открытия происходят беспрецедентными темпами, до какой степени сланцевый газ окажется жизнеспособным решением в Европе, если и когда захват и хранение углерода будут иметь размер какие решения будут приниматься государствами-членами по ядерной энергии и как будут разрабатываться глобальные климатические действия.

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации, и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.

1.1.2. На каждом энергообъекте должны быть распределены границы и функции по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций между производственными подразделениями (цехами, участками, лабораториями и т.д.), а также определены должностные функции персонала.

Даже социальные, технологические и поведенческие изменения окажут значительное влияние на энергетическую систему. Сценарийный анализ является иллюстративным и рассматривает последствия, проблемы и возможности возможных путей модернизации энергосистемы. Они не являются взаимоисключающими, но ориентированы на общие элементы и направлены на поддержку долгосрочных инвестиционных подходов.

Неопределенность является основным препятствием для инвестиций. Анализ прогнозов, проведенных Комиссией, государствами-членами и заинтересованными сторонами, показывает ряд четких тенденций, проблем, возможностей и структурных изменений, которые необходимо учитывать при разработке стратегических мер, необходимых для определения надлежащей структуры для инвесторов. Основываясь на этом анализе, эта «дорожная карта» энергии дает основополагающие выводы о так называемых вариантах «без сожалений» для европейской энергетической системы.

1.1.3. Безопасная эксплуатация оборудования, зданий и сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно-технических документов.

1.1.4. Каждый работник отрасли в пределах своих функций должен обеспечивать соответствие устройства и эксплуатации оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей правилам техники безопасности и пожарной безопасности.

По этой причине важно определить европейский подход, в котором все государства-члены согласны с основными особенностями перехода к низкоуглеродной энергетической системе, которая обеспечивает необходимую определенность и стабильность. В нем отмечается, что европейский подход к энергетической проблеме повысит безопасность и солидарность и снизит затраты по сравнению с параллельными национальными режимами, гарантируя более широкий и гибкий рынок новых продуктов и услуг.

Например, по мнению некоторых заинтересованных сторон, принятие более европейского подхода к эффективному использованию возобновляемых источников энергии может сэкономить до 25%. Энергия является крупнейшей ответственной за выбросы парниковых газов, производимых людьми.

1.1.5. Основной задачей электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей является производство, преобразование, распределение и отпуск электрической энергии и тепла потребителям (далее - энергопроизводство).

1.1.6. Основным технологическим звеном энергопроизводства является энергосистема, представляющая собой совокупность электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей (далее - энергообъекты), связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативно-диспетчерское управление.

Результаты сценария зависят, в частности, от заключения глобального климатического соглашения, которое также снизит мировой спрос на ископаемое топливо и его цены. Сценарии, основанные на текущих тенденциях. Текущие инициативы. Сценарии декарбонизации.

Высокая энергоэффективность. Политическая приверженность достижению высокой экономии энергии; например, более строгие минимальные требования к оборудованию и новым устройствам; высокие проценты реновации существующих зданий; установление обязательств по энергосбережению для коммунальных предприятий в энергетическом секторе.

1.1.7. Работники энергообъектов обязаны:

Поддерживать качество отпускаемой энергии - нормированную частоту и напряжение электрического тока, давление и температуру теплоносителя;

Соблюдать оперативно-диспетчерскую дисциплину;

Обеспечивать максимальную экономичность и надежность энергопроизводства;

Соблюдать правила промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений;

Различные технологии поставок. Для технологии нет предпочтений; все источники энергии могут конкурировать на рынке без конкретных мер поддержки. Декарбонизация обусловлена ​​фиксацией цен на углерод, что требует публичного признания как ядерных, так и систем улавливания и хранения углерода.

Высокая доля энергии из возобновляемых источников. Сильные меры поддержки для возобновляемых источников энергии, которые обеспечивают очень высокий процент этих источников в валовом конечном потреблении энергии, и доля тех же источников в потреблении электроэнергии составляет 97%.

Выполнять правила охраны труда;

Снижать вредное влияние производства на людей и окружающую среду;

Обеспечивать единство измерений при производстве, передаче и распределении энергии;

Использовать достижения научно-технического прогресса в целях повышения экономичности, надежности и безопасности, улучшения экологии энергообъекта и окружающей среды.

Ограниченное использование ядерной энергии. Десять структурных изменений в трансформации энергетической системы. Сценарии показывают, что возможна декарбонизация энергетической системы. Кроме того, затраты на преобразование энергетической системы существенно не отличаются от сценария текущих инициатив.

Более высокие капитальные затраты и более низкие затраты на топливо. Все сценарии декарбонизации выделяют переход от текущей системы с высокими расходами на топливо и высокими эксплуатационными расходами к энергетической системе, основанной на более высоких капитальных затратах и ​​меньших расходах на топливо. Это связано также с тем, что к концу срока полезного использования достигают высоких квот нынешних мощностей по энергоснабжению.

1.1.8. На каждом энергообъекте между структурными подразделениями должны быть распределены функции и границы по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций.

1.1.9. Энергосистемы должны осуществлять:

Развитие производства для удовлетворения потребностей в электрической энергии и тепле;

Эффективную работу электростанций и сетей путем снижения производственных затрат, повышения эффективности использования мощности установленного оборудования, выполнения мероприятий по энергосбережению и использованию вторичных энергоресурсов;

В среднем капитальные затраты на энергосистему значительно возрастут - инвестиции в энергосистемы, электростанции, системы отопления и охлаждения, интеллектуальные счетчики, изоляционные материалы, в наиболее эффективных и малоэффективных транспортных средствах углерода, в оборудовании для эксплуатации местных возобновляемых источников энергии, в прочных энергоемких товарах и т.д. что оказывает широкомасштабное воздействие на экономику и занятость в областях производства, услуг, строительства, транспорта и сельское хозяйство.

Необходимость удовлетворения этого растущего спроса обеспечит значительные возможности для промышленных и европейских поставщиков услуг и подчеркнет важность исследований и инноваций для разработки более конкурентоспособных по стоимости технологий. Все более важная роль электричества.

Повышение надежности и безопасности работы оборудования, зданий, сооружений, устройств, систем управления, коммуникаций;

Обновление основных производственных фондов путем технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, модернизации оборудования;

Внедрение и освоение новой техники, технологии эксплуатации и ремонта, эффективных и безопасных методов организации производства и труда;

Как показано во всех сценариях декарбонизации, электричество может обеспечить примерно 65% потребности в энергии для автомобилей и легких транспортных средств. Окончательный спрос на электроэнергию также увеличивается в сценарии «высокой энергоэффективности». Исходя из этого, важно немедленно начать переход и предоставить сигналы, необходимые для минимизации инвестиций в высокоуглеродистые активы в течение следующих двух десятилетий.

Большинство этих повышений уже сделано в ссылочном сценарии, поскольку они связаны с заменой устаревших производственных мощностей, которые уже были полностью амортизированы в течение следующих 20 лет. Однако значительное проникновение возобновляемых источников не обязательно подразумевает высокие цены на электроэнергию. В этом контексте следует отметить, что цены в некоторых государствах-членах в настоящее время являются искусственно низкими, поскольку они регулируются или субсидируются.

Повышение квалификации персонала, распространение передовых методов производства.

Организации, осуществляющие проектирование, наладку, эксплуатацию энергообъектов, связанных с повышенной промышленной опасностью, должны иметь разрешения (лицензии), выданные в установленном порядке.

1.1.10. Надзор за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание оборудования и сооружений, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляют органы государственного контроля и надзора.

Расходы домашних хозяйств будут увеличиваться. Это тенденция, которая окажет значительное влияние на малый и средний бизнес. В конечном итоге увеличение инвестиционных затрат на высококачественные бытовые приборы, транспортные средства и изоляционные материалы более чем компенсируется сокращением расходов на электроэнергию и топливо. Затраты включают затраты на топливо и капитальные затраты, например, на покупку более эффективных транспортных средств и оборудования и на реструктуризацию жилья. Однако такие издержки могут быть уменьшены за счет принятия правил и новаторских механизмов для ускорения распространения продуктов и услуг с высокой энергоэффективностью.

1.2. Приемка в эксплуатацию оборудования и сооружений

1.2.1. Полностью законченные строительством электростанции, котельные (паровые и водогрейные), объекты электрических и тепловых сетей, а также в зависимости от сложности энергообъекта их очереди и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами. Данное требование распространяется также на приемку в эксплуатацию энергообъектов после расширения и реконструкции.

Энергосбережение важно во всей системе. Во всех сценариях декарбонизации потребуется существенная экономия энергии. Для достижения значительной экономии энергии необходимо будет освободить экономический рост от потребления энергии и укрепить соответствующие меры во всех государствах-членах и во всех секторах экономики.

Доля возобновляемых источников энергии в потреблении электроэнергии достигает 64% в сценарии «Высокая энергоэффективность» и 97% в сценарии «высокая доля энергии из возобновляемых источников», что включает значительную емкость для хранения электроэнергии для поглощения изменений в поставки из возобновляемых источников энергии даже в периоды дефицитного спроса.

1.2.2. Пусковой комплекс должен включать в себя, обеспечивающую нормальную эксплуатацию при заданных параметрах, часть полного проектного объема энергообъекта, состоящую из совокупности сооружений и объектов, отнесенных к определенным энергоустановкам либо к энергообъекту в целом (без привязки к конкретным энергоустановкам). В него должны входить: оборудование, сооружения, здания (или их части) основного производственного, подсобно-производственного, вспомогательного, бытового, транспортного, ремонтного и складского назначений, благоустроенная территория, пункты общественного питания, здравпункты, средства диспетчерского и технологического управления (СДТУ), средства связи, инженерные коммуникации, очистные сооружения, обеспечивающие производство, передачу и отпуск потребителям электрической энергии и тепла, пропуск судов или рыбы через судопропускные или рыбопропускные устройства. В объеме, предусмотренном проектом для данного пускового комплекса, должны быть обеспечены нормативные санитарно-бытовые условия и безопасность для работающих, экологическая защита окружающей среды, пожарная безопасность.

Технология захвата и хранения углерода играет ключевую роль в преобразовании системы. Технологии захвата и хранения углерода, если они продаются, должны будут внести значительный вклад в большинство сценариев, гарантируя до 32% производства энергии, в случае ограниченной ядерной продукции, и долю между 19 и 24% - в других сценариях, за исключением сценария «высокая доля энергии из возобновляемых источников».

Значительный вклад вносит ядерная энергетика. Ожидается, что ядерная энергия внесет значительный вклад в процесс преобразования энергии в государства-члены, где она используется. Он остается важным источником производства электроэнергии с низким уровнем выбросов углерода.

1.2.3. Перед приемкой в эксплуатацию энергообъекта (пускового комплекса) должны быть проведены:

Индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся для энергоблоков пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;

Комплексное опробование оборудования.

Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, а также скрытых работ.

1.2.4. Индивидуальные и функциональные испытания оборудования и отдельных систем проводятся с привлечением персонала заказчика по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по данному узлу. Перед индивидуальным и функциональным испытаниями должно быть проверено выполнение: настоящих Правил, строительных норм и правил, стандартов, включая стандарты безопасности труда, норм технологического проектирования, правил органов государственного контроля и надзора, норм и требований природоохранного законодательства и других органов государственного надзора, правил устройства электроустановок, правил охраны труда, правил взрыво- и пожаробезопасности.

1.2.5. Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных и функциональных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексного опробования.

1.2.6. Пробные пуски проводятся до комплексного опробования энергообъектов. При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность их эксплуатации; проведены проверка и настройка всех систем контроля и управления, в том числе автоматических регуляторов, устройств защиты и блокировок, устройств сигнализации и контрольно-измерительных приборов.

Перед пробным пуском должны быть выполнены условия для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта:

Укомплектован, обучен (с проверкой знаний) эксплуатационный и ремонтный персонал, разработаны и утверждены эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности;

Подготовлены запасы топлива, материалов, инструмента и запасных частей;

Введены в действие СДТУ с линиями связи, системы пожарной сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения, вентиляции;

Смонтированы и налажены системы контроля и управления;

Получены разрешения на эксплуатацию энергообъекта от органов государственного контроля и надзора.

1.2.7. Комплексное опробование должен проводить заказчик. При комплексном опробовании должна быть проверена совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой.

Началом комплексного опробования энергоустановки считается момент включения ее в сеть или под нагрузку.

Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается.

Комплексное опробование оборудования электростанций и котельных считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 ч на основном топливе с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара [для газотурбинных установок (ГТУ) - газа] для тепловой электростанции, напором и расходом воды для гидроэлектростанции, предусмотренными в пусковом комплексе, и при постоянной или поочередной работе всего вспомогательного оборудования, входящего в пусковой комплекс.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанций в течение 72 ч, а линий электропередачи - в течение 24 ч.

В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 ч с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

Для ГТУ обязательным условием комплексного опробования является, кроме того, успешное проведение 10, а для гидроагрегатов ГЭС и ГАЭС - 3 автоматических пусков.

При комплексном опробовании должны быть включены предусмотренные проектом КИП, блокировки, устройства сигнализации и дистанционного управления, защиты и автоматического регулирования, не требующие режимной наладки.

Если комплексное опробование не может быть проведено на основном топливе или номинальная нагрузка и проектные параметры пара (для ГТУ - газа) для тепловой электростанции, напор и расход воды для гидроэлектростанции или нагрузка для подстанции, линии электропередачи при совместном или раздельном опробовании и параметры теплоносителя для тепловых сетей не могут быть достигнуты по каким-либо причинам, не связанным с невыполнением работ, предусмотренных пусковым комплексом, решение провести комплексное опробование на резервном топливе, а также предельные параметры и нагрузки принимаются и устанавливаются приемочной комиссией и оговариваются в акте приемки в эксплуатацию пускового комплекса.

1.2.8. Для подготовки энергообъекта (пускового комплекса) к предъявлению приемочной комиссии должна быть назначена рабочая комиссия, которая принимает по акту оборудование после проведения его индивидуальных испытаний для комплексного опробования. С момента подписания этого акта организация отвечает за сохранность оборудования.

1.2.9. Приемка в эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений с дефектами, недоделками не допускается.

После комплексного опробования и устранения выявленных дефектов и недоделок оформляется акт приемки в эксплуатацию оборудования с относящимися к нему зданиями и сооружениями. Устанавливается длительность периода освоения серийного оборудования, во время которого должны быть закончены необходимые испытания, наладочные и доводочные работы и обеспечена эксплуатация оборудования с проектными показателями.

1.2.10. Организация должна представить приемочной комиссии документацию, подготовленную рабочей комиссией в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами.

1.2.11. Законченные строительством отдельно стоящие здания, сооружения и электротехнические устройства, встроенные или пристроенные помещения производственного, подсобно-производственного и вспомогательного назначения с смонтированным в них оборудованием, средствами управления и связи принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями.

1.2.12. Опытные (экспериментальные), опытно-промышленные энерготехнологические установки подлежат приемке в эксплуатацию приемочной комиссией, если они подготовлены к проведению опытов или выпуску продукции, предусмотренной проектом.

1.3. Персонал

1.3.1. К работе на энергообъектах электроэнергетики допускаются лица с профессиональным образованием, а по управлению энергоустановками также и с соответствующим опытом работы.

1.3.2. Лица, не имеющие соответствующего профессионального образования или опыта работы, как вновь принятые, так и переводимые на новую должность должны пройти обучение по действующей в отрасли форме обучения.

1.3.3. Работники организаций, занятые на работах с вредными веществами, опасными и неблагоприятными производственными факторами, в установленном порядке должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

1.3.4. На энергообъектах должна проводиться постоянная работа с персоналом, направленная на обеспечение его готовности к выполнению профессиональных функций и поддержание его квалификации.

Объекты для подготовки персонала должны быть оборудованы полигонами, учебными классами, мастерскими, лабораториями, оснащены техническими средствами обучения и тренажа, укомплектованы кадрами и иметь возможность привлекать к преподаванию высококвалифицированных специалистов.

1.3.5. На каждом энергообъекте должна быть создана техническая библиотека, а также обеспечена возможность персоналу пользоваться учебниками, учебными пособиями и другой технической литературой, относящейся к профилю деятельности организации, а также нормативно-техническими документами.

На каждом энергообъекте должны быть созданы в соответствии с типовыми положениями кабинет по технике безопасности и технический кабинет.

1.3.6. В малочисленных энергообъектах, где создание материально-технической учебно-производственной базы затруднено, допускается проводить работу по повышению профессионального образовательного уровня персонала по договору с другой энергетической организацией, располагающей такой базой.

За работу с персоналом отвечает руководитель энергообъекта или должностное лицо из числа руководящих работников организации.

1.3.7. Допуск к самостоятельной работе вновь принятые работники или имеющие перерыв в работе более 6 месяцев в зависимости от категории персонала получают право на самостоятельную работу после прохождения необходимых инструктажей по безопасности труда, обучения (стажировки) и проверки знаний, дублирования в объеме требований правил работы с персоналом.

1.3.8. При перерыве в работе от 30 дней до 6 месяцев форму подготовки персонала для допуска к самостоятельной работе определяет руководитель организации или структурного подразделения с учетом уровня профессиональной подготовки работника, его опыта работы, служебных функций и др. При этом в любых случаях должен быть проведен внеплановый инструктаж по безопасности труда.

1.4. Контроль за эффективностью работы электростанций, котельных и сетей

1.4.1. На каждой тепловой электростанции мощностью 10 МВт и более, гидроэлектростанции мощностью 30 МВт и более, в каждой котельной теплопроизводительностью 50 Гкал/ч (209,5 ГДж/ч) и более должны быть разработаны энергетические характеристики оборудования, устанавливающие зависимость технико-экономических показателей его работы в абсолютном или относительном исчислении от электрических и тепловых нагрузок. Кроме того, на тепловой электростанции и в районной котельной должны быть разработаны графики исходно-номинальных удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию, а на гидроэлектростанции - нормативных удельных расходов воды на отпущенную электрическую энергию.

Целесообразность разработки характеристик по электростанциям и районным котельным меньшей мощности и теплопроизводительности должна быть установлена энергосистемой.

Разработка, пересмотр, согласование и утверждение энергетических характеристик оборудования и графиков удельных расходов топлива или воды должны осуществляться в соответствии с действующими положениями и методическими указаниями.

1.4.2. Энергетические характеристики должны отражать реально достижимую экономичность работы освоенного оборудования при выполнении положений настоящих Правил.

1.4.3. Энергетические характеристики тепловых сетей должны составляться по следующим показателям: потери сетевой воды, тепловые потери, удельный среднечасовой расход сетевой воды на единицу расчетной присоединенной тепловой нагрузки потребителей, разность температур сетевой воды в подающих и обратных трубопроводах (или температура сетевой воды в обратных трубопроводах), удельный расход электроэнергии на транспорт и распределение тепловой энергии.

Разработка, пересмотр, согласование и утверждение энергетических характеристик тепловых сетей должны осуществляться в соответствии с действующими положениями и методическими указаниями.

1.4.4. Для электрической сети нормируемым показателем является технологический расход электроэнергии на ее транспорт.

1.4.5. По объему, форме и содержанию энергетические характеристики должны соответствовать требованиям действующих нормативных и методических документов.

1.4.6. В энергосистемах, на электростанциях, в котельных, электрических и тепловых сетях в целях улучшения конечного результата работы должны проводиться:

Соблюдение требуемой точности измерений расходов энергоносителей и технологических параметров;

Учет (сменный, суточный, месячный, годовой) по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях КИП и информационно-измерительных систем;

Анализ технико-экономических показателей для оценки состояния оборудования, режимов его работы, резервов экономии топлива, эффективности проводимых организационно-технических мероприятий;

Рассмотрение (не реже 1 раза в месяц) с персоналом результатов работы смены, цеха, структурной единицы энергосистемы в целях определения причин отклонения фактических значений параметров и показателей от определенных по энергетическим характеристикам, выявления недостатков в работе и их устранения, ознакомления с опытом работы лучших смен и отдельных работников;

Разработка и выполнение мероприятий по повышению надежности и экономичности работы оборудования, снижению нерациональных расходов и потерь топливно-энергетических ресурсов.

1.4.7. Все электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети подлежат энергетическому надзору со стороны специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов.

1.4.8. Организации, эксплуатирующие электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети, должны подвергаться энергетическим обследованиям в соответствии с действующим законодательством об энергосбережении. Энергетические обследования организаций, эксплуатирующих энергообъекты, осуществляющие производство, преобразование, передачу распределение электрической и тепловой энергии, должны проводиться уполномоченными органами государственного контроля и надзора, а также организациями, аккредитованными в установленном порядке.

1.5. Технический контроль. Технический и технологический надзор

за организацией эксплуатации энергообъектов

1.5.1. На каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.

Все энергообъекты, осуществляющие производство, преобразование, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, подлежат ведомственному техническому и технологическому надзору со стороны специально уполномоченных органов.

1.5.2. Все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.

Техническое освидетельствование технологических схем и электрооборудования проводится по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы, причем при проведении каждого освидетельствования в зависимости от состояния оборудования намечается срок проведения последующего освидетельствования. Теплотехнического - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Зданий и сооружений - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, но не реже 1 раза в 5 лет.

Техническое освидетельствование производится комиссией энергообъекта, возглавляемой техническим руководителем энергообъекта или его заместителем. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, представители служб энергосистемы, специалисты специализированных организаций и органов государственного контроля и надзора.

Задачами технического освидетельствования являются оценка состояния, а также определение мер, необходимых для обеспечения установленного ресурса энергоустановки.

В объем периодического технического освидетельствования на основании действующих нормативно-технических документов должны быть включены: наружный и внутренний осмотр, проверка технической документации, испытания на соответствие условиям безопасности оборудования, зданий и сооружений (гидравлические испытания, настройка предохранительных клапанов, испытания автоматов безопасности, грузоподъемных механизмов, контуров заземлений и т.п.).

Одновременно с техническим освидетельствованием должна осуществляться проверка выполнения предписаний органов государственного контроля и надзора и мероприятий, намеченных по результатам расследования нарушений работы энергообъекта и несчастных случаев при его обслуживании, а также мероприятий, разработанных при предыдущем техническом освидетельствовании.

Результаты технического освидетельствования должны быть занесены в технический паспорт энергообъекта.

Эксплуатация энергоустановок с аварийноопасными дефектами, выявленными в процессе, а также с нарушениями сроков технического освидетельствования не допускается.

По результатам технического освидетельствования зданий и сооружений устанавливается необходимость проведения технического обследования. Основной задачей технического обследования зданий и сооружений является своевременное выявление аварийноопасных дефектов и повреждений и принятие технических решений по восстановлению надежной и безопасной эксплуатации.

1.5.3. Постоянный контроль технического состояния оборудования производится оперативным и оперативно-ремонтным персоналом энергообъекта.

Объем контроля устанавливается в соответствии с положениями нормативных документов.

Порядок контроля устанавливается местными производственными и должностными инструкциями.

1.5.4. Периодические осмотры оборудования, зданий и сооружений производятся лицами, контролирующими их безопасную эксплуатацию.

Периодичность осмотров устанавливается техническим руководителем энергообъекта. Результаты осмотров должны фиксироваться в специальном журнале.

1.5.5. Лица, контролирующие состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений, обеспечивают соблюдение технических условий при эксплуатации энергообъектов, учет их состояния, расследование и учет отказов в работе энергоустановок и их элементов, ведение эксплуатационно-ремонтной документации.

1.5.6. Работники энергообъектов, осуществляющие технический и технологический надзор за эксплуатацией оборудования, зданий и сооружений энергообъекта, должны:

Организовывать расследование нарушений в эксплуатации оборудования и сооружений;

Вести учет технологических нарушений в работе оборудования;

Контролировать состояние и ведение технической документации;

Вести учет выполнения профилактических противоаварийных и противопожарных мероприятий;

Принимать участие в организации работы с персоналом.

1.5.7. Энергосистемы и другие организации электроэнергетики должны осуществлять:

Систематический контроль за организацией эксплуатации энергообъектов;

Периодический контроль за состоянием оборудования, зданий и сооружений энергообъектов;

Периодические технические освидетельствования;

Контроль за соблюдением установленных техническими нормами сроков проведения среднего и капитального ремонта;

Контроль за выполнением мероприятий и положений нормативных распорядительных документов;

Контроль и организацию расследования причин пожаров и технологических нарушений на энергообъектах;

Оценку достаточности применяемых на объекте предупредительных и профилактических мер по вопросам безопасности производства;

Контроль за разработкой и проведением мероприятий по предупреждению пожаров и аварий на энергообъектах и обеспечению готовности энергообъектов к их ликвидации;

Контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов ведомственного технического и технологического надзора;

Учет нарушений, в том числе на объектах, подконтрольных органам государственного контроля и надзора;

Учет выполнения противоаварийных и противопожарных мероприятий на объектах, подконтрольных органам государственного контроля и надзора;

Пересмотр технических условий на изготовление и поставку оборудования энергоустановок;

Передачу информации о технологических нарушениях и инцидентах в органы государственного контроля и надзора.

1.5.8. Основными задачами органов ведомственного технического и технологического надзора должны быть:

Контроль за соблюдением установленных требований по техническому обслуживанию и ремонту;

Контроль за выполнением правил и инструкций по безопасному и экономичному ведению режима;

Организация, контроль и оперативный анализ результатов расследования причин пожаров и технологических нарушений в работе электростанций, сетей и энергосистем;

Контроль за разработкой и осуществлением мероприятий по профилактике пожаров, аварий и других технологических нарушений в работе энергооборудования и совершенствованию эксплуатации;

Обобщение практики применения нормативных мер, направленных на безопасное ведение работ и надежную эксплуатацию оборудования при сооружении и использовании энергоустановок, и организация разработки предложений по их совершенствованию;

Организация разработки и сопровождение нормативно-технических документов по вопросам промышленной и пожарной безопасности и охраны труда.

Регистрационный № 4799

"Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации"

Приказываю:

Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.

Министр И.Х. Юсуфов

Правила

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обязательны для тепловых электростанций, работающих на органическом топливе, гидроэлектростанций, электрических и тепловых сетей Российской Федерации

и для организаций, выполняющих работы применительно к этим объектам

ПРЕДИСЛОВИЕ

Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации переработаны и дополнены на основании вновь вышедших законодательных актов и нормативно-технических документов с учетом опыта эксплуатации оборудования, производственных зданий и коммуникаций. Учтены изменения в структуре административного и хозяйственного управления, а также форм собственности в энергетике.

В Правилах изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации энергетических объектов, неуклонное выполнение которых обеспечит экономическую, надежную и слаженную работу всех звеньев энергетических систем.

Требования к проектированию, строительству, монтажу, ремонту и устройству энергоустановок и оснащению их средствами контроля, автоматики и защиты изложены в настоящих Правилах кратко, поскольку они рассматриваются в других нормативно-технических документах.

Все действующие нормативно-технические документы должны быть приведены в соответствие с настоящим изданием Правил.

Предложения и замечания по настоящему изданию Правил просим направлять по адресу: 103074, Москва, Китайгородский пр., 7. Госэнергонадзор Минэнерго России.

1. Организация эксплуатации

1.1. Основные положения и задачи

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации, и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.

1.1.2. На каждом энергообъекте должны быть распределены границы и функции по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций между производственными подразделениями (цехами, участками, лабораториями и т.д.), а также определены должностные функции персонала.

1.1.3. Безопасная эксплуатация оборудования, зданий и сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно-технических документов.

1.1.4. Каждый работник отрасли в пределах своих функций должен обеспечивать соответствие устройства и эксплуатации оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей правилам техники безопасности и пожарной безопасности.

1.1.5. Основной задачей электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей является производство, преобразование, распределение и отпуск электрической энергии и тепла потребителям (далее - энергопроизводство).

1.1.6. Основным технологическим звеном энергопроизводства является энергосистема, представляющая собой совокупность электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей (далее - энергообъекты), связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативно-диспетчерское управление.

1.1.7. Работники энергообъектов обязаны:

поддерживать качество отпускаемой энергии - нормированную частоту и напряжение электрического тока, давление и температуру теплоносителя;

соблюдать оперативно-диспетчерскую дисциплину;

обеспечивать максимальную экономичность и надежность энергопроизводства;

соблюдать правила промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений;

выполнять правила охраны труда;

снижать вредное влияние производства на людей и окружающую среду;

обеспечивать единство измерений при производстве, передаче и распределении энергии;

использовать достижения научно-технического прогресса в целях повышения экономичности, надежности и безопасности, улучшения экологии энергообъекта и окружающей среды.

1.1.8. На каждом энергообъекте между структурными подразделениями должны быть распределены функции и границы по обслуживанию оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций.

1.1.9. Энергосистемы должны осуществлять:

развитие производства для удовлетворения потребностей в электрической энергии и тепле;

эффективную работу электростанций и сетей путем снижения производственных затрат, повышения эффективности использования мощности установленного оборудования, выполнения мероприятий по энергосбережению и использованию вторичных энергоресурсов;

повышение надежности и безопасности работы оборудования, зданий, сооружений, устройств, систем управления, коммуникаций;

обновление основных производственных фондов путем технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей, модернизации оборудования;

внедрение и освоение новой техники, технологии эксплуатации и ремонта, эффективных и безопасных методов организации производства и труда;

повышение квалификации персонала, распространение передовых методов производства.

Организации, осуществляющие проектирование, наладку, эксплуатацию энергообъектов, связанных с повышенной промышленной опасностью, должны иметь разрешения (лицензии), выданные в установленном порядке.

1.1.10. Надзор за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание оборудования и сооружений, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляют органы государственного контроля и надзора.

Loading...Loading...