Обоснование подразделения безопасности дорожного движения на предприятии. Типовое положение об отделе безопасности движения и линейного контроля предприятий горэлектротранспорта

УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления
городского электротранспорта
В.В.Шаройко
18 сентября 1997 года

1. Общие положения

1.1. Отдел безопасности движения и линейного контроля (в дальнейшем отдел БДД) является структурным подразделением предприятия городского электрического транспорта и подчиняется непосредственно начальнику этого предприятия.

1.2. Отдел БДД возглавляется главным ревизором, который может являться заместителем начальника предприятия, назначаемым и освобождаемым от должности приказом руководителя предприятия горэлектротранспорта.

1.3. На должности работников в отдел безопасности дорожного движения назначаются лица, имеющие высшее образование и стаж работы в системе горэлектротранспорта не менее 3 лет или среднетехническое образование со стажем работы на горэлектротранспорте не менее 5 лет.

1.4. Работники отдела БДД назначаются, перемещаются и освобождаются от занимаемой должности руководителем предприятия горэлектротранспорта по представлению главного ревизора.

1.5. Отдел БДД в своей деятельности руководствуется "Законом о безопасности дорожного движения РФ" , распоряжениями Министерства гранспорта РФ, Управления горэлектротранспорта, Правилами технической эксплуатации трамвая, троллейбуса, Правилами дорожного движения, Положениями ПТД ГЭТ, настоящим Положением.

1.6. Возложение на работников отдела БДД функций, не соответствующих настоящему Положению, не допускается.

1.7. Для проведения профилактической работы на линии по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и выезда к местам происшествий отдел БДД обеспечивается спецавтотранспортом.

II. Основные задачи

Основными задачами отдела БДД являются:

2.1. Разработка и организация мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения, воспитание у водительского состава и других работников предприятия чувства высокой ответственности за обеспечение безопасности перевозки пассажиров, повышение профессионального мастерства водителей.

2.2. Систематический контроль за деятельностью должностных лиц служб, депо, вагоно-ремонтных мастерских, автогаража по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения определенных должностными обязанностями.

2.3. Методическое руководство и оказание помощи службе эксплуатации в вопросах по безопасности дорожного движения.

2.4. Контроль технического состояния подвижного состава на линии.

2.5. Контроль выполнения водителями ПДД, ПТЭ на линии.

2.6. Проверка обеспечения безопасности дорожного движения на путевом хозяйстве и контактной сети.

2.7. Учет и анализ работы предприятия в вопросах безопасности движения, участие в расследовании случаев ДТП.

III. Структура

3.1. Структура и штаты отдела безопасности дорожного движения формируются и утверждаются руководителем предприятия в соответствии с настоящим положением о службе БДД.

IV. Функции

4.1. Производит проверку работы всех должностных лиц предприятия в части обеспечения безопасности движения транспортных средств, добиваясь через руководителей указанных подразделений оперативного устранения вскрытых недостатков.

4.2. Принимает участие, с выездом на место, в служебном расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, при необходимости организует рассмотрение результатов расследования у начальника предприятия и разрабатывает мероприятия по исключению подобных случаев.

4.3. Составляет очередное донесение о дорожно-транспортных происшествиях с тяжелыми последствиями с подписью руководителя предприятия в соответствии с приказом Министерства транспорта N 85/368 от 01.04.97.

4.4. Ведет учет, анализирует, определяет причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил технической эксплуатации трамвая, троллейбуса, Правил дорожного движения, разрабатывает мероприятия по совершению работы, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения.

4.5. Готовит отчеты о происшествиях с транспортными средствами предприятия, сверяет данные в них с данными местных органов Госавтоинспекции и представляет установленным порядком вышестоящим организациям.

4.6. Ежемесячно на инструктивных совещаниях информирует водителей о состоянии аварийности, выявленных случаев нарушений ПТЭ, ПДД, поступивших указаниях по вопросам безопасности движения и принимаемых мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

4.7. Готовит и не реже одного раза в квартал докладывает на совещании у руководителя предприятия о состоянии дорожно-транспортной дисциплины на предприятии, вносит предложения по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

4.8. При необходимости готовит и вносит руководству предприятия предложения по улучшению содержания подвижного состава, трамвайного пути, устройства энергоснабжения, автоматики и связи, повышающих уровень безопасности дорожного движения, и добивается их реализации.

4.9. Принимает участие в работе Госавтоинспекции по рассмотрению материалов о нарушениях Правил дорожного движения, допущенных водителями предприятия, в работе аттестационной комиссии предприятия, в работе комиссии транспортной инспекции.

4.10. Осуществляет постоянный контроль и дает рекомендации по организации:

- подготовки, повышения квалификации и профессионального мастерства водителей, водителей-инструкторов, водителей-наставников, начальников маршрутов (смен);

- стажировки водителей, соблюдения требований установленного порядка допуска их к самостоятельной работе на линии;

- проведения инструктажей водителей об особенностях эксплуатации трамваев, троллейбусов и спец. транспорта на опасных участках и при изменении погодных условий;

- работы водителей на линии, режиму их труда и отдыха, проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, медицинских переосвидетельствований;

- ремонта подвижного состава и выпуск его на линию;

- эксплуатации подвижного состава на маршрутах с тяжелыми условиями движения;

- соблюдения правил использования средств регулирования движения, применяемых на маршрутах города;

- проведения занятий с водителями, инженерно-техническими работниками по изучению ПТЭ, ПДД и других документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.

4.11. Проводит беседы, лекции, доклады, в том числе среди учащихся общеобразовательных школ, по вопросам, связанным с безопасностью дорожного движения.

4.12. Принимает участие в подготовке и проведении совещаний, смотров, конкурсов, месячников по вопросам безопасности дорожного движения, а также в изучении и распространении положительного опыта работы подразделений предприятий и отдельных водителей, не допускающих дорожно-транспортных происшествий.

4.13. Участвует в работе рабочей комиссии на вновь сооружаемых трамвайных и троллейбусных линиях и контролирует выполнение требований БД.

4.14. Принимает участие в работе комиссий по проверке технического состояния подвижного состава, трамвайного пути, контактной сети и пересечений с ж.-д. путями в одном уровне на трассах следования трамваев и троллейбусов, состояния мостов, путепроводов, эстакад.

4.15. Рассматривает и согласовывает материалы на награждение водителей значком "За работу без аварий".

V. Взаимодействие отдела безопасности дорожного движения с другими подразделениями, службами и отделами предприятия

5.1. Все приказы, распоряжения и нормативные документы, издаваемые в подразделениях предприятия, связанные с вопросами безопасности дорожного движения, согласовываются с отделом безопасности дорожного движения.

5.2. Указания работников ОБД в вопросах ликвидации причин и последствий дорожно-транспортных происшествий обязательны к исполнению всеми работниками предприятия.

5.3. По результатам проверок, связанных с безопасностью движения в депо и службах, выдавать ревизорские предписания с регистрацией в журнале и осуществлять контроль за их выполнением.

5.4. Начальники депо и служб обязаны уведомлять отдел БДД о дорожных происшествиях, не вошедших в статистику ГАИ, с участием транспортных средств закрепленного подразделения.

VI. Права

6.1. Главный ревизор по безопасности дорожного движения имеет право:

- давать руководителям всех подразделений предприятия (в необходимых случаях с записью в книгу ревизорских указаний) обязательные для исполнения предписания по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, уведомляя об этом руководителя предприятия, и контролировать их выполнение.

Выданные предписания могут быть отменены руководителем предприятия с соответствующей записью об этом в книге ревизорских указаний:

- вносить предложения администрации предприятия о поощрении водителей, работников служб, подразделений за предотвращение дорожно-транспортных происшествий, достигнутые успехи в работе по обеспечению безопасности дорожного движения, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности лиц, которые не выполняют ревизорские предписания и требования нормативных документов по вопросам безопасности дорожного движения;

- представлять по поручению руководства предприятие горэлектротранспорта в государственных органах, общественных организациях по вопросам безопасности дорожного движения.

6.2. Отдел безопасности дорожного движения имеет право:

- требовать и получать от руководителей служб, отделов, депо и других подразделений предприятия устные и письменные объяснения, информации по вопросам обеспечения безопасности движения, а также сведения о выполнении ревизорских предписаний;

- ограничивать скорость движения трамваев, троллейбусов на участках трамвайного пути и дорог, состояние которых угрожает безопасной перевозке пассажиров. Вносить предложения руководителю предприятия о полном прекращении движения на таких участках;

- запрещать выпуск подвижного состава на линию или возвращать его в депо при обнаружении технических неисправностей подвижного состава, угрожающих безопасности движения, согласно Правил технической эксплуатации троллейбуса (трамвая);

отстранять от работы водителей и других линейных работников, состояние или действие которых угрожает безопасности дорожного движения, с последующим уведомлением об этом руководителя соответствующего подразделения.

VII. Ответственность

7.1. Главный ревизор по безопасности дорожного движения несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на отдел настоящим положением, непосредственное руководство работой ревизорского аппарата.

7.2. Степень ответственности работников отдела безопасности дорожного движения устанавливается должностными инструкциями, разработанными главным ревизором и утверждаемыми руководителем предприятия горэлектротранспорта.


Текст документа сверен по:
"Сборник нормативно-правовых
материалов по обеспечению
безопасности движения на
городском электротранспорте",
Выпуск N 1, М., 1998 год

О СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В СИСТЕМЕ МИНСЕЛЬХОЗПРОДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Общие положения

1.1. Служба безопасности дорожного движения создается во всех подразделениях системы Минсельхозпрода Республики Беларусь, имеющих автомобили, тракторы и другую самоходную технику, для организации работ по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и повышения эффективности использования транспортных средств.

1.2. Служба безопасности дорожного движения в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными актами, действующими в сфере безопасности дорожного движения, а также настоящим Положением.

1.3. Служба безопасности дорожного движения решает возложенные на нее задачи в тесном взаимодействии с другими службами и подразделениями объединений, организаций, хозяйств и предприятий Минсельхозпрода Республики Беларусь, с Госавтоинспекцией МВД Республики Беларусь, дорожными и коммунальными учреждениями и организациями, а также общественными организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения.

2. Основные задачи

2.1. Разработка и проведение организационно-технических и профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств.

2.2. Воспитание у водительского состава, механизаторов и других работников системы Минсельхозпрода Республики Беларусь чувства высокой ответственности за обеспечение безопасности дорожного движения, повышения профессионального мастерства и квалификации водителей и механизаторов.

2.3. Осуществление контроля за деятельностью других служб и подразделений системы Минсельхозпрода Республики Беларусь, связанных с содержанием, эксплуатацией транспортных средств, по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

2.4. Учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, анализ причин их возникновения.

2.5. Изучение и распространение положительного опыта организации безаварийной работы транспорта.

3. Функции службы безопасности движения

3.1. Осуществляет методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью служб безопасности дорожного движения всех подведомственных предприятий и организаций системы Минсельхозпрода Республики Беларусь, оказывает практическую помощь в их работе.

3.2. Анализирует результаты служб безопасности дорожного движения и на этой основе разрабатывает мероприятия по ее совершенствованию.

3.4. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний, правил, положений, инструкций и других нормативных документов Минсельхозпрода Республики Беларусь по вопросам безопасности дорожного движения.

3.5. Разрабатывает совместно с другими службами и подразделениями системы Минсельхозпрода Республики Беларусь мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролирует их выполнение.

3.6. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке представляет оперативную информацию о дорожно-транспортных происшествиях и мерах, принятых по их предупреждению.

3.7. Обобщает данные о состоянии аварийности на транспорте системы Минсельхозпрода Республики Беларусь, анализирует состояние работы по обеспечению безопасности дорожного движения и на основе этого разрабатывает и вносит руководству Минсельхозпрода Республики Беларусь предложения о наиболее рациональных направлениях и формах работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и мерах по снижению тяжести последствий от них.

3.8. Организует проведение служебного расследования дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, при этом выясняет причины и обстоятельства возникновения этих происшествий, а также принимает необходимые меры к выполнению нарушений установленных норм и правил по обеспечению безопасности дорожного движения, связанных с недостатками в работе подведомственных предприятий, хозяйств и организаций. Подготавливает соответствующие материалы и предложения руководству Минсельхозпрода Республики Беларусь.

3.9. Проводит проверку подведомственных предприятий и хозяйств, требует от их руководства представления необходимых материалов о проводимых мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения, устных и письменных объяснений, дает соответствующим должностным лицам обязательные предписания для устранения выявленных нарушений действующих правил, положений, приказов, указаний, инструкций и других нормативных документов, а руководителям колхозов необходимые рекомендации.

3.10. Готовит необходимые материалы по вопросам безопасности дорожного движения для рассмотрения их на коллегии, Центральной комиссии Минсельхозпрода Республики Беларусь по обеспечению безопасности дорожного движения.

3.11. Осуществляет контроль за качеством подготовки водителей и механизаторов, обучением их правильным действиям в экстремальных условиях, повышением квалификации и профессионального мастерства водителей и механизаторов в системе Минсельхозпрода Республики Беларусь.

3.12. Ежегодно организует совместно с другими службами проведение занятий с водителями, механизаторами и инженерно-техническими работниками по изучению правил дорожного движения и других документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.

3.13. Осуществляет контроль за стажировкой водителей и работой водителей-наставников, допуском водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми им предоставлено, участвует в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей.

3.14. Организует проведение водителей и механизаторов об особенностях эксплуатации и использования транспортных средств с учетом дорожных и климатических условий, а также о соблюдении режима и отдыха.

3.15. Осуществляет контроль за прохождением водителями и механизаторами предрейсовых медицинских осмотров, а также совместно с подразделениями, ведающими вопросами кадров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования.

3.16. Информирует водителей, механизаторов и инженерно-технических работников о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий, организует в коллективе организации, предприятия разбор фактов дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, допущенных водителями и механизаторами.

3.17. Оказывает помощь организациям, предприятиям, колхозам в организации работы и оборудовании кабинетов (классов) безопасности дорожного движения.

3.18. Осуществляет в трудовом коллективе агитационно-пропагандистскую работу по обеспечению безопасности дорожного движения (проведение лекций, докладов, бесед, консультаций и т.п.).

3.19. Принимает участие в работе соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог на маршрутах движения подведомственного транспорта.

3.20. Оказывает помощь и направляет работу комиссий по обеспечению безопасности движения на подведомственном транспорте, других общественных формирований, принимающих участие в обеспечении безопасности дорожного движения.

3.21. Проводит работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения среди работников организаций, предприятий, являющихся владельцами индивидуальных автомототранспортных средств.

3.22. Систематически осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовали транспортные средства организаций, предприятий с данными Госавтоинспекции.

3.23. Информирует Госавтоинспекцию о дорожно-транспортных происшествиях с участием подведомственных транспортных средств, а также о случаях возвращения к месту стоянки транспортных средств с внешними повреждениями.

3.24. Представляет в Госавтоинспекцию данные о сумме материального ущерба от поврежденных транспортных средств и груза при дорожно-транспортных происшествиях.

3.25. Участвует в определении тематики научно-исследовательских работ по вопросам безопасности дорожного движения, проводимых ведомственными научными учреждениями, обеспечивает совместно с заинтересованными службами системы Минсельхозпрода Республики Беларусь внедрение в практику законченных научно-исследовательских работ в этой области.

3.26. Обобщает и распространяет положительный опыт безаварийной работы водителей, лучших бригад, отрядов (колонн).

3.27. Принимает участие в рассмотрении и подведении итогов работы трудовых коллективов системы Минсельхозпрода Республики Беларусь.

4. Служба безопасности дорожного движения имеет право:

4.1. Проводить проверки работы других служб подразделений системы Минсельхозпрода Республики Беларусь по выполнению ими законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, вносить руководству Минсельхозпрода Республики Беларусь, областным, районным объединениям, организациям, предприятиям, хозяйствам предложения по устранению выявленных нарушений.

4.3. Требовать от руководителей служб и подразделений системы Минсельхозпрода Республики Беларусь, руководителей организаций, предприятий представления необходимой информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

4.4. Рассматривать и давать заключение по проектам документов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленными другими службами и подразделениями системы Минсельхозпрода Республики Беларусь.

4.5. Привлекать по согласованию с Минсельхозпродом Республики Беларусь работников других служб и подразделений к проверке работы подведомственных учреждений, организаций, объединений, предприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

4.6. Вносить предложения в соответствующие инстанции о поощрении работников служб и подразделений за достигнутые успехи в работе по обеспечению безопасности дорожного движения, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности лиц, которые не выполняют требований нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

4.7. Запрещать на линию выпуск транспортных средств и возвращать их с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

4.8. Проверять у водителей и механизаторов подведомственного транспорта на линии наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, путевых листов, документов на перевозимый груз, делать записи в путевых листах при обнаружении нарушений водителями и механизаторами правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств.

4.9. Отстранять в установленном порядке от работы на транспортных средствах водителей и механизаторов, состояние или действия которых угрожают безопасности дорожного движения.

5. Руководство службой безопасности дорожного движения

5.1. Начальник службы безопасности дорожного движения Минсельхозпрода Республики Беларусь назначается и освобождается от должности приказом руководства Минсельхозпрода Республики Беларусь.

Начальники службы безопасности дорожного движения областей, районов, организаций, предприятий – приказом руководителя соответствующей организации или предприятия, в номенклатуру которого входит эта должность, по согласованию с вышестоящей службой безопасности движения, в колхозах – решением правления.

5.2. Начальник службы безопасности дорожного движения Минсельхозпрода Республики Беларусь подчиняется непосредственно начальнику Госинспекции по охране труда, транспортной и пожарной безопасности. Начальники служб безопасности дорожного движения областных и районных объединений подчиняются непосредственно руководителям соответствующих инспекций, в состав которых входит эта служба, а также начальнику вышестоящей службы безопасности дорожного движения.

Начальники служб безопасности дорожного движения организаций, предприятий, подчиняются непосредственно руководителю соответствующего подразделения, предприятия, а также начальнику вышестоящей службы безопасности дорожного движения.

5.3. Начальник службы безопасности дорожного движения:

5.3.1. Руководит всей деятельностью службы безопасности дорожного движения и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на службу задач и функций, организует работу службы, разрабатывает и представляет на утверждение руководству положение и должностные инструкции.

5.3.2. Обеспечивает качественное выполнение в установленные сроки поручения руководства Минсельхозпрода Республики Беларусь, а также участвует в подготовке другими подразделениями системы Минсельхозпрода Республики Беларусь необходимых документов и материалов по вопросам, входящим в компетенцию службы безопасности дорожного движения.

5.3.3. Представительствует в установленном порядке в организациях и учреждениях по вопросам, входящим в компетенцию службы безопасности дорожного движения.

5.3.4. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению организации, стиля и методов работы службы безопасности дорожного движения, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации работников, внедрению научной организации труда и средств вычислительной и организационной техники в практику работы службы.

6. Штаты и материально-техническое обеспечение

безопасности дорожного движения

6.1. Штатная численность службы безопасности дорожного движения определяется в зависимости от количества автомобилей, тракторов и другой самоходной техники.

В автохозяйствах с наличием автотранспортной техники до 100 единиц, вводится штатная единица инженера по безопасности дорожного движения, до 200 единиц – 2 чел.; свыше 200 единиц – создается отдел по безопасности дорожного движения.

6.2. Для организации контроля за правильностью использования и хранения транспортных средств, выезда на место дорожно-транспортных происшествий с целью их расследования и оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП, а также проведения совместно с органами ГАИ, здравоохранения и дорожными организациями профилактической работы с водителями и механизаторами в местах дислокации транспортных средств, обследования дорожных условий на наиболее напряженных маршрутах перевозок в период проведения уборочно-транспортных работ и других массовых перевозок служба безопасности дорожного движения обеспечивается специальным автомобилем “Безопасность движения”.

6.3. Для проведения групповых занятий по обеспечению безопасности дорожного движения организации, предприятия, хозяйства системы Минсельхозпрода Республики Беларусь выделяются служебные помещения и организуют обеспечение их необходимым оборудованием.

Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

8. 1. ЗАДАЧИ СЛУЖБ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Безопасность движения на автомобильном транспорте может быть обеспечена:

высокой квалификацией и дисциплинированностью водительского состава;

высоким качественным уровнем технического состояния и укомплектованности транспортных средств;

необходимым состоянием улично-дорожной сети и организацией движения;

квалифицированным руководством и контролем за перевозками и использованием подвижного состава.

Обеспечение этих условий требует от службы безопасности движения АТП:

разработки проектов планов профилактической работы с водителями;

систематического контроля за выполнением нормативных документов, инструкций, приказов по обеспечению безопасности движения;

проверки выполнения всеми службами АТП необходимых мероприятий по обеспечению безопасности движения;

ведения учета ДТП и нарушений Правил дорожного движения в соответствии с правилами учета и ведомственными инструкциями,

проведения анализа материалов ДТП и нарушений, допущенных водителями, и организации соответствующего их обсуждения в коллективе;

участия в проведении служебных расследований ДТП, обобщения и распространения передового опыта безаварийной работы водителей, бригад и автоколонн;

организации работы кабинета безопасности движения и проведения агитационно-массовой работы по безопасности движения;

оказания методической помощи общественным организациям, работающим по безопасности движения;

осуществления контроля за стажированием водителей и работой водителей-наставников.

В свою очередь, служба эксплуатации осуществляет решение следующих задач для предупреждения ДТП:

обеспечения нормальной продолжительности рабочего дня водителей;

разработки графиков движения, соответствующих условиям движения на маршрутах, и осуществления контроля за их соблюдением;

обследования дорожных условий на маршрутах АТП, выявления неблагоприятных по условиям безопасности участков и принятия незамедлительных мер для ликвидации выявленных недостатков;

организации работы медицинских работников предрейсовым и другим обследованиям водителей;

организации стажировки и учебы водителей по повышению квалификации;

обеспечения соблюдения требований Правил дорожного движения при перевозке крупногабаритных и опасных грузов;

составления паспортов и схем маршрутов с указанием опасных мест и ознакомления всех водителей со спецификой маршрутов;

систематического проведения нормирования скоростных режимов на маршрутах и соответственно корректирование расписания движения;

регулярное проведение проверок состояния дорог и искусственных сооружений на автобусных маршрутах;

принятия мер для предотвращения перегрузки автобусов пассажирами на маршрутах;

осуществления линейной связи между подвижным составом и диспетчерскими пунктами.

Служба эксплуатации проводит обязательную стажировку всех вновь принимаемых на работу водителей на тех маршрутах, где им предстоит работать.

При направлении водителей на другие маршруты служба эксплуатации знакомит их с особенностями новых маршрутов. На маршруты со сложными дорожными условиями необходимо направлять только опытных, дисциплинированных водителей.

Важнейшими мероприятиями производственно-технической службы в обеспечении безопасности дорожного движения являются:

организация диагностирования технического состояния узлов, влияющих на безопасность движения;

обеспечение своевременного и качественного устранения дефектов и неисправностей подвижного состава;

регулярное и качественное выполнение планов технического обслуживания;

обеспечение укомплектованности автомобилей огнетушителями, знаками аварийной остановки, аптечками;

организация выборочного контроля технического состояния и укомплектованности автомобилей на линии и технической помощи при вынужденных остановках подвижного состава на линии.

Особенно ответственными для производственно-технической службы являются подготовка подвижного состава к выполнению перевозок людей на грузовых автомобилях. При этом виде перевозок техническая исправность автомобилей и их полная комплектность должны быть, безусловно, обеспечены в полном соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

Специального внимания производственно-технической службы, с точки зрения обеспечения безопасности движения, требует организация технической эксплуатации транспортных средств, при отрыве их от основной технической базы (длительные командировки и т. д.). В этом случае, разрабатывается план технического обеспечения в условиях выездной работы и предусматривается все необходимое для систематического контроля технического состояния транспортных средств и выполнения необходимого объема технического обслуживания и оказания технической помощи на линии.

Уровень работы по обеспечению безопасности движения на автотранспортном предприятии решающим образом зависит от общей технической культуры всех работников. Поэтому работа по повышению технических знаний должна рассматриваться как одно из условий успешной профилактики ДТП со стороны производственно-технической службы, призванной осуществлять учебу. При этом в первую очередь необходимо обеспечить систематическое изучение водителями и техническим персоналом особенностей новой автомобильной техники, учебу водителей по повышению квалификации, ознакомление всех работников с нормативными документами и инструкциями по технической эксплуатации и технологии перевозок пассажиров и грузов.

В зависимости от характера и степени нарушений инструкций, действующих правил, положений, приказов и т. п. должностные лица и инженерно-технические работники могут быть привлечены к следующим видам ответственности: дисциплинарной, административной, уголовной, материальной, общественной.

Дисциплинарная ответственность предусматривает наложение на работника взыскания в соответствии с существующим законодательством или Правилами внутреннего трудового распорядка. В зависимости от степени нарушения могут быть объявлены: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности, увольнение.

Административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о труде, Правил дорожного движения и ДТП наступает в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ, и выражается в наложении на них штрафа.

Уголовная ответственность должностных лиц наступает в тех случаях, когда в их действиях содержатся признаки преступного действия или бездействия, квалифицируемые в соответствии со статьями Уголовного кодекса (У К) РФ.

Незнание должностными лицами законодательства о труде, норм охраны труда, Правил дорожного движения и других нормативных документов в пределах круга их должностных обязанностей и выполняемой работы не снимает с них ответственности за допущенные нарушения.

8. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Методическим центром профилактической работы по предупреждению ДТП на АТП является кабинет безопасности движения.

Активность работы и оснащенность кабинета могут служить одним из признаков уровня всей работы в этой области на АТП.

Экспозиция и оснащение кабинета, безусловно, должны соответствовать профилю и преимущественным условиям транспортной работы данного АТП.

Можно назвать следующие основные направления, по которым в каждом кабинете должны быть в наличии материалы и соответствующая экспозиция:

Правила дорожного движения;

данные учета и анализа ДТП и нарушений Правил дорожного движения водителями;

передовой опыт безаварийной работы;

особенности нового вида груза и влияние его свойств на безопасность движения в зависимости от дорожных условий и скоростного режима;

учет свойств груза при выполнении погрузочно-разгрузочных операций;

размещение и крепление груза в кузове автомобиля, обеспечивающие его сохранность и безопасность движения

Чтобы снизить аварийность на АТП, разрабатывают план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, который включает следующие основные вопросы

организацию и сроки проведения медицинского освидетельствования всех водителей;

мероприятия по улучшению условий труда и отдыха водителей;

совершенствование контроля технического состояния транспортных средств;

обследование дорожных условий на маршрутах;

контроль выполнения инструктивных материалов и приказов;

организацию пропаганды передового опыта, проведение смотров, конкурсов по безопасности движения;

повышение профессиональных качеств водителей Для повышения качественного уровня учета, анализа ДТП, а также различных сведений оперативного и планового характера целесообразно иметь устройство небольшого информационно-вычислительного комплекса, позволяющего вести хранение, поиск, обработку и получение необходимой информации.

8. 3. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В практику профессиональной управленческой деятельности все более широко внедряются активные методы принятия решений, позволяющие осуществлять более рациональные меры по практическим, оперативным и стратегическим проблемам. Эти же методы позволяют повышать квалификацию специалистов.

В связи с этим вводятся интенсивные методы обучения для совершенствования подготовки и переподготовки специалистов по ОБДД. Одним из таких методов является метод обучения, воспроизводящий конкретные производственные ситуации или производственную деятельность, с выработкой рекомендаций по решению проблемы. Активные методы являются эффективным средством повышения квалификации, так как известно, что наибольшее усвоение изучаемого материала (90 % и выше) происходит при разборе конкретных ситуаций. Введение активных методов обучения позволяет в короткие сроки овладеть навыками принятия решений в такой трудовой деятельности, в которой присутствуют большие потоки информации, необходим анализ механизма функционирования сложных систем, требуется постоянная адаптация к условиям окружающей среды и пр.

К активным методам обучения могут быть отнесены: деловые игры, лекции-дискуссии, выездные занятия по изучению передового опыта на производстве, анкетирование, различные логические методы ("инцидент", "мозговая атака", "коллективная генерация идей", "разбор деловых бумаг", "сценариев", "экспертные оценки" и т. д.).

Из всех активных методов обучения наиболее эффективными, в том числе для специалистов в области организации и безопасности дорожного движения, является деловая игра. Преимущества ее применения следующие:

возможность широкого применения вычислительной техники для решения сложных технических, социально-экономических и организационно-управленческих задач, например, таких, как ситуационный анализ дорожно-транспортных происшествий, обработка собранной информации по ДТП, анализ статистических данных, расчет эффективности мероприятий по профилактике аварийности на автомобильном транспорте, управление службой БД на различных уровнях и т. п.;

большая степень соответствия игровой модели реальным этапам трудовой деятельности, например, таким, как сбор данных о ДТП и заполнение карточки первичного учета ДТП, проведение служебного расследования ДТП, инструктаж водительского и технического персонала автотранспортного предприятия по различным вопросам безопасности движения, контроль на линии и т д,

применение логической и математической формализации деловой игры для овладения новыми способами планирования, например, мероприятий по профилактике ДТП с расчетом первоочередности их внедрения, проведение технического контроля подвижного состава и т. п.;

незначительный период подготовки к игре при достаточном уровне квалификации слушателей, их компетентности по решаемым задачам;

применение одновременно нескольких методов в одной деловой игре, таких как "мозговая атака", экспертных оценок, групповых консультаций, анкетирования и др.;

возможность в ограниченный период (6 - 12 ч) оценивать обстановку, находить пути решения, проверять уровень собственных знаний.

Кроме того, каждый игровой метод может имитировать производственную деятельность любого подразделения с многовариантным решением различных задач Так, в методе "мозговой атаки", представляющем собой генерацию идей по решаемой проблеме, устанавливается регламент выступления для создания обстановки, в которой участник игры останавливается лишь на конструктивных предложениях Особенно успешно применение этого метода в игре при выборе набора мероприятий по ОБДД, когда требуется внимание к различным предложениям В методе "упражнение дилетантов" руководитель игры индивидуально беседует с играющим для обеспечения конструктивности и свободы высказывания Эти два метода часто используются на подготовительном этапе игры Далее при выборе из поступающих предложений, требующих первоочередного рассмотрения, используется вид коллективного общения - дискуссия Руководитель игры выступает в роли "опрашивающего" каждого участника игры, "направляющего" процесс обмена опытом Каждый играющий обосновывает свое предложение и выступает как эксперт и как оппонент.

На первом подготовительном этапе игры может быть использовано анкетирование При помощи разработанных анкет по определенной тематике осуществляется сбор самостоятельных суждений играющих Этот трудоемкий игровой способ может быть задан для домашней проработки темы По индивидуальному заданию на определенную тему может быть написан реферат. Письменные методы раскрытия темы используются затем в деловых играх по разбору "деловых бумаг". Основой этого метода является классификация набора сведений (должностные инструкции, требования на материалы и запчасти, письма из учреждений различного содержания, служебные записки и пр) Задача каждого работника как в службе БД, так и в других службах - суметь сориентироваться в этом потоке информации, определить их взаимосвязь, отбросить из рассмотрения те, что не имеют отношения к данному вопросу или должностному лицу, и принять определенное решение Анализ проводится по многим критериям с определенной процедурой дифференцирования. При разборе и принятии решения могут быть применены и математические модели прикладного системного анализа с использованием вычислительной техники, и теория полезности, которая имеет практическое приложение к реальным ситуациям деловой деятельности. Например, техническая диагностика на АТП или контроль на линии могут сводиться к математической модели построения иерархии "риска возникновения ДТП из-за технической неисправности" или оценка условия безопасного, комфортного и эффективного движения может быть математически формализована на основе "качественного разрастания иерархии целей".

Важным этапом деловой игры является заключительная оценка субъективных (интуитивно-логических) и объективных (формализованных) решений, а также оценка степени решения проблемы В основной и заключительной частях игры могут использоваться элементы метода "разбора инцидентов" При субъективном подходе обсуждаются ситуации, при которых сведений недостаточно для принятия решений Поиск первоисточника возникшего инцидента (неопределенной ситуации) может быть формализован. Например, определение причин ДТП, связанных с оценкой дорожно-транспортной ситуации, может быть выполнено на ЭВМ с расчетом параметров перехода нормального процесса движения в аварийный. Такой ситуационный метод анализа требует предварительного хронометража параметров, обследования дорожных условий, служебного расследования или просмотра карточек первичного учета ДТП.

При качественном анализе ДТП в деловой игре может быть применен и метод "разыгрывания ролей" Каждый играющий в соответствии с выбранной ролью (руководителя АТП или службы БД, дежурного инспектора ГАИ, медицинского работника, потерпевшего водителя и т. д.) анализирует ситуацию, ищет причины ДТП, возможные пути ее предотвращения, разрабатывает профилактические мероприятия. В процессе игры происходят самообучение и корректировка деятельности, понимание причин того или иного поведения других.

Наиболее перспективным в деловых играх по прогнозированию, планированию, выбору и принятию решения являются методы поэтапного экспертного прогнозирования и системного анализа. Эти методы представляют собой получение экспертных оценок, определение их иерархической структуры, применение математико-статистической обработки и осуществление корректировки результатов предыдущих этапов на основе информации, полученной в ходе обработки экспертных данных.

Важнейшими условиями деловых игр являются самоорганизация, самообучение, самодисциплина как следствие заинтересованности участников в решении интересующей их проблемы

Таким образом, игровая модель, предусматривающая выработку наилучшего варианта решения в кратчайшие сроки без дорогостоящих ошибок, на практике представляет собой имитацию решения конкретной проблемы. Неопределенность этой проблемы в игре удается в определенной степени формализовать.

Проведению деловой игры предшествует кропотливая работа по ее детальной разработке. Чем тщательней продуманы все детали игры, тем вернее достижение ее основной цели - активизация работы участников и более быстрое получение результатов.

Анализ большого числа имеющихся разработок по деловым играм позволил выделить следующие основные этапы подготовки и проведения игры.

1. Определяются объект и круг вопросов (проблем) для игровой имитации. Описание объекта должно быть достаточно простым для понимания его сущности участниками игры. По мере приобретения навыков в использовании имитационной модели игроками она может усложняться. При изучении элементов объекта и связей между ними в игре моделируемая система функционирует в течение определенного интервала (сутки, месяц, год и т. д.), а в процессе игровой имитации этот интервал рассматривается в течение нескольких часов. При поиске оптимального варианта решения осуществляется выделение проблем, длительность деятельности которых может быть различной, в некоторых случаях недостаточно точно определенной, а иногда трудно предсказуемой.

2. Назначение, цель и характер игровой имитации определяются конкретными условиями и возможностями (техническими, организационными, информационными) организации, в которой должна проводиться игра, а также возможностями игровой процедуры.

3. Выделяется ведущий (конструктор) или группа людей для разработки игры, знающих рассматриваемый процесс, профессионально способных доходчиво объяснить смысл и построение игры.

4. Исходная информация изучается, систематизируется и представляется участникам игры в максимально наглядном и удобном для проведения игры виде.

5. В зависимости от решаемой проблемы, наличия технических средств, средств обработки и передачи информации, характера игры выбирается возможный метод проведения игры.

6. Исходя из целей, критериев, оценки эффективности функционирования систем, уровня планирования, степени формализации, длительности игровой имитации, состава технических средств, средств решений, т. е. с учетом условий, в рамках которых проводится игра, определяются возможные уровни принятия решения (оптимальные или приближенные решения, качественная или количественная оценка принятых решений), проводится анализ и решение проблемы или только анализ и т. п. и соответственно определяются возможность и необходимость использования различных алгоритмов и машинных программ для решения задач.

7. Игровой комплекс (состав команд, участвующих в игре) определяется целями игры и числом игроков. Комплекс может включать одну и более групп экспертов, арбитраж, технических работников, администратора игры.

Функции участников распределяются по командам (арбитражная комиссия, технические работники, руководители групп экспертов, участники групп экспертов) и по звеньям групп экспертов. В некоторых случаях функции звеньев должны соответствовать производственным функциям соответствующих подразделений (например, для имитации деятельности АТП - отдел главного механика, планово-экономический отдел, диспетчерская). В играх, связанных с экспертной оценкой конкретной производственной проблемы и путей ее решения, функции участников групп экспертов, как правило, однородны, т. е. соблюдается принцип равного участия в творческом процессе всех участников, включая арбитраж и технических работников.

Этот этап требует длительной проработки, так как нечеткое определение функций каждого участника может потребовать вмешательства администратора игры, в результате чего снижаются активность и интерес участников.

8. Игровой комплекс представляет собой целостную структуру, характер и качество связей между элементами (командами) которого определяются правилами взаимодействия. Правила строятся в соответствии с выбранным методом игры, техническим и информационным обеспечением, правилами ведения игры, особенностями моделируемого объекта. Решающую роль в составлении правил взаимодействия играет конструктор игры, который должен детально изучить моделируемый объект (процесс), определить состав технических средств имитации, объем и структуру информационного обеспечения, состав игровой документации и документооборот, систему оценок деятельности участников, правила судейства и общие правила поведения игроков.

9. Конструктор игры осуществляет поиск существующих разработок по процедурной части игры, отвечающей ее целям и характеру. При наличии аналогичных разработок они или принимаются в полном объеме, или изменяются в соответствии с сущностью решаемой проблемы.

10. Для проверки правильности построения игровой имитации осуществляется отладка игры с составом разработчиков. Результатом отладки является уточненная последовательность операций в игре, скорректированные правила взаимодействия команд и формы документов, а также схема документооборота, точно установленное время игрового эксперимента и регламент проведения отдельных циклов, фаз, этапов, шагов, операций в игре и общая продолжительность всей игры.

11. Подготовка участников заключается в ознакомлении их с целями, сущностью игры, организационно-техническими и социально-экономическими данными моделируемой системы и ее особенностями. Участники знакомятся с функциями, которые им предстоит выполнить в игре. Проводится тренировочный цикл игры для уяснения процедурных правил и взаимодействия команд без принятия решений по исследуемой проблеме.

12. Игровая имитация проводится в полном объеме с принятием решений и обработкой результатов отдельных циклов игры.

Рис. 8. 1. Алгоритм деловой игры "Профилактика ДТП в АТП"

13. Если игра является сложной и проходит с длительными перерывами между игровыми циклами, то обработка и анализ результатов ведутся в эти периоды техническим персоналом с привлечением необходимого числа участников игры.

14. Окончание игры по существу является начальной стадией практического использования результатов игры.

Успешное проведение деловой игры зависит от правильной подготовки играющих к участию в игре, соответствия функций играющего его уровню общей и профессиональной подготовки, от активности ведущего игры, от четкого и грамотного руководства в игре. от быстроты получения и обработки информации и т. д.

Одним из важнейших направлений деятельности службы БД в АТП является профилактика аварийности. Эта проблема может явиться предметом имитации ее в виде деловой игры (рис. 8. 1). В этом случае на первом этапе игрокам может быть предложен выбор оптимального решения из множества вариантов.

Моделирование игровой ситуации может включать следующие этапы (табл. 8.1).

Этапы игровых ситуаций, естественно, взаимосвязаны между собой, однако их можно рассматривать и отдельно (фрагментарно) Каждый этап игровой имитации может сопровождаться возникновением конфликтных ситуаций, являющихся результатом высокой степени вариантности возникновения дорожно-транспортных происшествий, противоречивостью интересов отдельных работников АТП, недостаточной компетентностью и другими причинами. Поэтому выбор решения носит не только объективный, но и субъективный характер.

Таблица 8. 1

Учет ДТП как первичный этап всех последующих этапов принятия решения требует не только полной и своевременной регистрации сведений о ДТП, но и стандартного оформления их в соответствии с действующими Правилами учета ДТП. При этом важны как методические принципы, так и практические основы учета ДТП.

В производственной деятельности инженера по безопасности движения могут возникнуть, например, следующие противоречия:

форма регистрации собранной информации о ДТП не соответствует регламентированным методическим указаниям;

объем собранных сведений меньше регламентируемого объема информации, необходимой для составления донесений;

несвоевременность учета ДТП и составления форм отчетности и т. д.

Устранение возникших противоречий возможно при игровой имитации производственной деятельности службы безопасности движения и АТП.

Процедура имитации может быть следующей. Руководитель предлагает участникам игры описание ДТП. От участников игры требуется представить сведения в арбитраж по регламентированной форме учета. Оценка правильности и полноты представленной информации определяет исход фрагмента игры "Учет ДТП". Игровая ситуация может быть дополнена анализом сведений о ДТП для определения достаточности представленной информации. В заключение игры арбитраж оценивает квалификацию участников по принятым ими решениям.

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР

Управление Главного ревизора по безопасности движения

СБОРНИК
РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

РД.200.РСФСР-12-0071-86

Часть 1

Москва 1986

Управление Главного ревизора по безопасности движения Минавтотранса РСФСР.

Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта

ИСПОЛНИТЕЛИ: И.И. Талицкий (руководитель разработки), А.И. Корнеев (научный руководитель), Н.Г. Пиковская (ответственный исполнитель).

А.И. Корнеев (01, 02, 06, 07, 08, 11)

Н.Г. Пиковская (01, 02, 06, 08, 11)

Н.А. Коровушкина (03)

А.А. Пинт (04, 05, 12)

А.Е. Чебышев (07, 09)

М.Л. Платыч (10)

…………………..

Ф. Щербинина.

Министерство автомобильного транспорта РСФСР

Техническое управление

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
МИНАВТОТРАНСА РСФСР

Введен впервые

РД-200-РСФСР-120071-86-03

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления Главного
ревизора по безопасности
движения

Начальник Технического
управления, к.т.н.

A .М. Пешков

И.И. Талицкий

Директор НИИАТ, к.т.н.

Г.И. Кузнецов

РАЗРАБОТАН: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Корнеев А.И. (руководитель темы), Коровушкина Н.А.

Разработан на основе Примерного положения о службе безопасности дорожного движения в системе министерства (ведомства), утвержденного на заседании Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при МВД СССР от 14.02.78 г., протокол № 3. Предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР и регламентирует основные принципы организации службы безопасности движения в системе Минавтотранса РСФСР, ее функции, структуру, численность, права, обязанности, задачи.

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84 г., а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.

Настоящий РД устанавливает задачи, права и обязанности службы безопасности движения Министерства автомобильного транспорта РСФСР, его предприятия и организаций.

1. Общие положения

1.1. Служба безопасности движения создается в системе Министерства для организации работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

1.2. Служба безопасности движения в своей деятельности руководствуется Законами СССР, РСФСР, указаниями Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, РСФСР, решениями Всесоюзной комиссии по обеспечению безопасности движения и приказами, указаниями и руководящими документами Министерства автомобильного транспорта РСФСР, по безопасности движения.

1.3. Для организации работы, методического руководства и контроля за деятельностью всех служб и подразделений центрального аппарата министерства, предприятий, и подразделений и организаций создается служба безопасности движения.

Служба безопасности движения министерства состоит из Управления Главного ревизора по безопасности движения, отделов ревизоров по безопасности движения республиканских и территориальных объединений автомобильного транспорта, отделов (групп) безопасности движения, заместителей начальника предприятия по безопасности движения, водителей-инструкторов - в автотранспортных предприятиях (при численности водителей менее 150 человек - инженера (старшего инженера) безопасности движения).

1.4. Управление Главного ревизора по безопасности движения подчиняется непосредственно Министру автомобильного транспорта РСФСР.

Отделы (группы) объединений и предприятий подчиняются соответствующим первым руководителям.

1.5. Начальник Управления Главного ревизора по безопасности движения Министерства назначается и освобождается от должности приказом Министра.

Начальники службы безопасности движения объединения, предприятия, организации назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя соответствующего предприятия (организации), в номенклатуру которого входит эта должность, по согласованию с вышестоящей службой безопасности движения.

1.6. Руководители служб безопасности движения несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на службы настоящим Положением.

1.7. Основными задачами службы безопасности движения являются:

1.7.1. Выявление и изучение причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения.

1.7.2. Разработка и участие в осуществлении организационно-технических мероприятий по обеспечению безаварийной работы автотранспорта.

1.7.3. Осуществление методического руководства и контроля за деятельностью служб и подразделений предприятий, организаций, объединений в части, касающейся обеспечения безопасности движения.

1.7.4. Разработка и участие в осуществлении мероприятий по воспитанию у водительского состава и других работников отрасли чувства высокой ответственности за обеспечение безопасности автомобильных перевозок, повышение профессионального мастерства водителей.

1.7.5. Изучение и распространение передового опыта в организации безаварийной работы автотранспорта.

1.8. Служба безопасности движения решает возложенные на нее задачи в тесном взаимодействии с другими службами и подразделениями объединения, организации, предприятия, с органами Государственной автомобильной инспекции, дорожными, коммунальными и другими организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения.

1.9. Служба безопасности движения принимает участие в рассмотрении и оценке итогов деятельности транспортных предприятий и организаций, в состав которых она входит, по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Обязанности и права службы безопасности движения Министерства

2.1. Управление Главного ревизора по безопасности движения Министерства:

2.1.1. Осуществляет функциональное руководство, координацию и контроль деятельности служб безопасности движения всех подведомственных предприятий и организаций Министерства, оказывает им практическую помощь в работе.

2.1.2. Анализирует результаты деятельности службы безопасности движения и на этой основе разрабатывает мероприятия по ее совершенствованию.

2.1.3. Совместно с соответствующими подразделениями разрабатывает тематические планы занятий с работниками службы безопасности движения по повышению их квалификации.

2.1.4. Организует внедрение достижений науки и техники в деятельность служб безопасности движения территориальных объединений и предприятий.

2.1.5. Определяет порядок работы и осуществляет контроль правильности использования специальных автомобилей службы безопасности движения.

2.1.6. Осуществляет проверки работы служб и подразделений Министерства, его предприятий и организаций по выполнению ими законодательных актов и нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

2.1.7. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и анализирует состояние аварийности на транспорте Министерства, оценивает эффективность работы по обеспечению безопасности автомобильных перевозок и на основе этого разрабатывает и вносит руководству Министерства предложения о наиболее рациональных направлениях и формах работы по предупреждению происшествий и тяжести последствий от них.

2.1.8. Разрабатывает совместно с другими службами и подразделениями Министерства мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролирует их выполнение.

2.1.9. Готовит необходимые материалы по вопросам безопасности автомобильных перевозок для рассмотрения их на заседании коллегии, научно-техническом совете Министерства.

2.1.10. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других нормативных документов Министерства по вопросам, относящимся к обеспечению безопасности движения.

2.1.11. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт и методы работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, разрабатывает мероприятия по внедрению их в практику в системе Министерства, готовит по этим вопросам обзоры и рекомендации.

2.1.12. Организует проведение совещаний, конференций, семинаров, конкурсов и других мероприятий по вопросам безопасности автомобильных перевозок, принимает меры к реализации принятых по ним рекомендаций по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

2.1.13. Организует служебные расследования дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями и подготавливает соответствующие материалы и предложения руководству Министерства.

2.1.14. Участвует в организации научно-исследовательских работ по безопасности дорожного движения, проводимых отраслевыми и другими научными учреждениями, и организует внедрение законченных разработок.

2.1.15. Осуществляет контроль за качеством подготовки водительского состава и повышением его квалификации в учебных заведениях Министерства.

2.1.16. Подготавливает и представляет руководству Министерства материалы о награждении отличившихся водителей значком «За работу без аварий».

2.1.17. Оказывает материально-техническую помощь в обеспечении служб безопасности движения необходимыми материалами и оборудованием.

2.2. Управление Главного ревизора по безопасности движения имеет право:

2.2.1. Давать в установленном Министерством порядке обязательные для исполнения указания руководителям служб и подразделений Министерства, руководителям предприятий и организаций по вопросам обеспечения безопасности движения, контролировать их исполнение.

2.2.2. Требовать от руководителей служб и подразделений Министерства, руководителей предприятий и организаций представления необходимой информации по вопросам обеспечения безопасности движения.

2.2.3. Проводить обследование предприятий и организаций, требовать от их руководителей представления материалов о проводимых мероприятиях по обеспечению безопасности автомобильных перевозок, устных и письменных объяснений, давать соответствующим должностным лицам обязательные предписания нормативных документов, правил, приказов, указаний и т.п.

2.2.4. Привлекать по согласованию с руководством Министерства работников других служб и подразделений к проверке работы организаций и предприятий по вопросам обеспечения безопасности движения.

2.2.5. Вносить предложения руководству Министерства о поощрении руководящих работников подведомственных подразделений за хорошую постановку и достигнутые результаты в работе по обеспечению безопасности движения транспорта, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по безопасности движения.

2.2.6. В особых случаях по согласованию с руководством Министерства запрещать движение подведомственного транспорта на улицах и автомобильных дорогах при обнаружении в их обустройстве или содержании недостатков, угрожающих безопасности движения.

2.2.7. Контролировать работу водителей Министерства на линии, проверять у них наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов предупреждения к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перевозимый груз, а также правильность их заполнения; делать в путевых (маршрутных) листах соответствующие записи при обнаружении нарушений Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в предприятие.

2.2.8. Рассматривать и давать заключения по проектам документов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленным службами и подразделениями Министерства.

2.2.9. Подготавливать заключения по научно-исследовательским и проектным работам , связанным с обеспечением безопасности движения.

2.2.10. По поручению руководства представлять Министерство в государственных организациях, в печати, по радио и телевидению по вопросам безопасности движения.

3. Обязанности и права службы безопасности движения республиканских, территориальных объединений и других организаций

3.1. Служба безопасности движения объединения и других организаций:

3.1.1. Осуществляет функциональное руководство, координацию и контроль деятельности подведомственных служб безопасности движения, оказывает им практическую помощь.

3.1.2. Анализирует результаты деятельности подведомственных служб безопасности движения и на этой основе разрабатывает мероприятия по их совершенствованию.

3.1.3. Оказывает методическую помощь подведомственным службам безопасности движения в планировании и организации их работы и осуществляет контроль за выполнением планов.

3.1.4. Оказывает помощь в организации повышения квалификации работников службы безопасности движения.

3.1.5. Содействует внедрению достижений науки и техники в деятельность служб безопасности движения.

3.1.6. Оказывает помощь предприятиям в оборудовании и организации работы кабинетов по безопасности движения.

3.1.7. Осуществляет контроль и проводит не реже одного раза в два года проверки выполнения службами и подразделениями объединения, а также подведомственными предприятиями и организациями нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности движения, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений.

3.1.8. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий, допущенных водителями подведомственных предприятий и организаций и анализирует причины их возникновения, в установлением порядке подготавливает и представляет отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению.

3.1.9. Осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав Минавтотранса РСФСР, с органами Госавтоинспекции.

3.1.10. Выезжает на места и участвует в проведении служебного расследования дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями и подготавливает соответствующие материалы и предложения руководству объединения (организации).

3.1.11. Сообщает в вышестоящие организации о случаях дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими (РД «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения в Минавтотрансе РСФСР»).

3.1.12. Подготавливает материалы на рассмотрение руководству о состоянии аварийности в объединении, ее причинах и необходимых мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

3.1.13. Разрабатывает совместно со службами и подразделениями объединения, организации мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролирует их выполнение.

3.1.14. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности движения.

3.1.15. Изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

3.1.16. Организует проведение совещаний, конференций, смотров-конкурсов и других мероприятий по вопросам безопасности движения.

3.1.17. Совместно с соответствующими подразделениями обеспечивает проведение занятий с работниками объединения и предприятий по изучению руководящих документов, относящихся к вопросам обеспечения безопасности автомобильных перевозок, а также проводит проверки знания этих документов.

3.1.18. Осуществляет контроль за качеством подготовки водительского состава в подведомственных учебных заведениях и повышением квалификации водителей в предприятиях.

3.1.19. Участвует в разработке соответствующими подразделениями мероприятий по организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

3.1.20. С привлечением эксплуатационных служб обеспечивает проведение обследований автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта объединения (организации).

3.1.21. Обеспечивает контроль за проведением нормирования скоростей движения на автобусных маршрутах транспорта объединения (организации).

3.1.22. Оформляет и представляет руководству и обкому профсоюза материалы о награждении отличившихся водителей значком «За работу без аварий».

3.1.23. Участвует в научно-исследовательских работах по безопасности движения, проводимых для отрасли.

3.2.Служба безопасности движения объединения (организации) имеет право:

3.2.1. Давать в установленном порядке указания руководителям служб и подразделений объединения, руководителям предприятий по вопросам обеспечения безопасности движения.

3.2.2. Требовать от руководителей служб и подразделений организации,руководителей предприятий представления необходимой информации по вопросам обеспечения безопасности движения.

3.2.3. Проводить проверки предприятий в части выполнения ими нормативных документов по обеспечению безопасности движения, требовать представления материалов, устных или письменных объяснений и давать соответствующим должностным лицам обязательные предписания об устранении выявленных нарушений действующих документов.

3.2.4. Привлекать по согласованию с руководством объединения работников служб и подразделений к проверке работы предприятий по вопросам обеспечения безопасности движения.

3.2.5. Запрещать в установленном Министерством порядке движение подведомственного объединению (организации) транспорта на улицах и автомобильных дорогах при обнаружении в их обустройстве или содержании недостатков, угрожающих безопасности движения.

3.2.6. Запрещать эксплуатацию подведомственного объединению транспорта с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения.

3.2.7. Вносить предложения руководству организации о поощрении руководящих работников предприятий за хорошую постановку работы и достигнутые результаты в обеспечении безопасности движения, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности движения.

3.2.8. Контролировать работу водителей Министерства на линии, проверять у них наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов предупреждений к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перевозимый груз, а также правильность их заполнения; делать в путевых (маршрутных) листах соответствующие записи при обнаружении нарушений Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в автопредприятие.

3.2.9. Отстранять в установленном законодательством порядке от управления транспортными средствами водителей и других работников объединения, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.

3.2.10. Разрабатывать и представлять на утверждение руководству организации должностные инструкции для работников службы безопасности движения.

3.2.11. По поручению руководства представлять организацию в государственных и общественных органах по вопросам обеспечения безопасности движения.

3.2.12. Рассматривать и давать заключения по проектам документов, касающихся обеспечения безопасности движения, подготовленных службами объединений и предприятий.

3.2.13. Разрабатывать и представлять в Управление Главного ревизора по безопасности движения предложения по включению в план научно-исследовательских работ по безопасности движения.

3.2.14. Представлять в Управление Главного ревизора по безопасности движения предложения по совершенствованию нормативных документов по обеспечению безопасности движения.

4. Обязанности и права службы безопасности движения предприятия

4.1. Служба безопасности движения предприятия:

4.1.1. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями предприятия, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению (РД «Правила учета и анализа ДТП и нарушений ПДД»).

4.1.2. Разрабатывает совместно со службами, подразделениями, общественными организациями предприятия мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (РД «Руководство по планированию мероприятий, предупреждающих ДТП»).

4.1.3. Осуществляет систематический контроль и проверки служб и подразделений предприятия в части выполнения ими нормативных документов по безопасности движения (РД «Указания по организации проверки работы АТП по предупреждению ДТП») и вносит руководству предложения по профилактике дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения (приложение ).

4.1.4. Систематически осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, и нарушениях Правил дорожного движения с Госавтоинспекцией.

4.1.5. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения.

4.1.6. Организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов, использование наглядной агитации и т.п.).

4.1.7. Регулярно информирует водительский состав, инженерно-технических работников, руководство предприятия о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.

4.1.8. Участвует во Всесоюзных, республиканских, областных мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности движения (Всесоюзные смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и т.п.).

4.1.9. Обобщает и распространяет положительный опыт безаварийной работы водителей, лучших бригад, колонн (отрядов).

4.1.10. Совместно с отделом кадров и другими службами готовит материалы о награждении отличившихся водителей значком «За работу без аварий» и других мер поощрения и представляет в вышестоящую организацию, а в отношении водителей и других работников, нарушающих требования безопасности, - предложения о применении мер дисциплинарного воздействия.

4.1.11. Выезжает на места, где произошло дорожно-транспортное происшествие, совершенное водителем предприятия, и организует служебное расследование (РД «Положение о проведении служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий»); подготавливает соответствующие материалы и предложения руководству предприятия.

4.1.12. Организует в коллективе предприятия разбор совершенных водителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

4.1.13. Участвует в работе комиссий городского (районного) отдела внутренних дел при рассмотрении административных материалов о нарушении Правил дорожного движения водителями предприятия.

4.1.14. Принимает участие в решении вопросов о приеме водителей на работу, о переводе их на работу с автомобиля одной марки на другую, с одного автобусного маршрута на другой. Контролирует допуск водителей к управлению транспортными средствами в соответствии с РД «Указания по проверке обеспечения соответствия водителей условиям и видам перевозок», РД «Инструкция о порядке работы водителей на линии», РД «Положение о проведении инструктажей с водительским составом», РД «Положение о повышении квалификации и стажировке водителей» и др.

4.1.15. Осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования.

4.1.16. Организует с другими службами проведение инструктажей водителей (РД «Положение о проведении инструктажей водительского состава»), а также оказывает методическую помощь службам предприятия в проведении занятий, бесед.

4.1.17. Осуществляет контроль за эксплуатацией транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда и отдыха.

4.1.18. Осуществляет контроль за стажировкой водителей (РД «Положение о повышении квалификации и стажировки водителей»), работой водителей-инструкторов к подборам водителей-наставников.

4.1.19. Совместно с другими службами организует проведение занятий «работниками предприятия по изучению Правил дорожного движения, руководящих документов по безопасности движения и других документов, относящихся к вопросам обеспечения безопасности движения, а также проводит проверки знаний этих документов.

4.1.20. Организует работу кабинета безопасности движения по плану, утвержденному руководителем предприятия, и вносит предложения администрации предприятия по оборудованию кабинетов безопасности движения (РД «Положение по оснащению и организации работы кабинетов безопасности движения»).

4.1.21. Участвует в работе квалификационной комиссии.

4.1.22. Совместно со службой эксплуатации организует обследование автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта предприятия.

4.1.23. Участвует в работе по профилактике дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения среди работников предприятия, являющихся индивидуальными владельцами автомобилей и мотоциклов.

4.1.24. Получает от технической и других служб предприятия документы о сумме материального ущерба от повреждения в дорожно-транспортном происшествии дорожных сооружений, всех транспортных средств предприятия и перевозимого ими груза; представляет их в территориальное объединение (организацию) и по требованию - в Госавтоинспекцию, арбитраж и другие организации.

4.1.25. Немедленно сообщает руководителю предприятия и в вышестоящие организации о дорожно-транспортном происшествии с участием транспортных средств предприятия.

4.2. Служба безопасности движения предприятия имеет право:

4.2.1. Проводить проверки работы служб и подразделений предприятия в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных происшествий, требовать от соответствующих работников предприятия необходимых материалов, устных и письменных сообщений.

4.2.2. Проверять при необходимости у водителей подведомственного транспорта на линии наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перевозимый груз, делать записи в путевых (маршрутных) листах при обнаружении нарушений водителями Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в предприятие.

4.2.3. Вносить предложения в установленном Министерством порядке о запрещении движения транспортных средств предприятия на улицах и автомобильных дорогах при обнаружении в их оборудовании илисодержании недостатков, угрожающих безопасности движения.

4.2.4. Отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителей и других работников подведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.

4.2.5. Запрещать выпуск на линию подвижного состава предприятия или возвращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих безопасности движения.

4.2.6. Вносить предложения руководству предприятия о поощрении работников предприятия за хорошую постановку работы и достигнутые результаты по обеспечению безопасности движения, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности движения.

4.2.7. Рассматривать и давать заключения по проектам документов, касающихся обеспечения безопасности движения, подготовленных работниками предприятия.

4.2.8. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения о приеме и увольнении работников службы безопасности движения, поощрении и наложении на них дисциплинарных взысканий.

4.2.9. Разрабатывать и представлять на утверждение руководству предприятия должностные инструкции работников службы безопасности движения.

4.2.10. По поручению руководства представлять предприятие в местных государственных и общественных организациях по вопросам безопасности движения.

5. Численность, финансирование и материальное обеспечение службы безопасности движения

5.1. Численность работников подразделений службы безопасности движения определяется в зависимости от количества транспортных средств и водителей, специфики транспортного процесса, а также других факторов, влияющих на объем работы по обеспечению безопасности движения.

5.2. Штатная численность работников безопасности движения в центральном аппарате Министерства устанавливается в пределах имеющейся численности и фонда заработной платы, утвержденных для центрального аппарата Министерства, а в республиканских и территориальных объединениях автомобильного транспорта, предприятиях и организациях - в пределах установленной численности и предельных ассигнований на содержание аппарата управления.

5.3. В аппарате Министерства общая численность Управления Главного ревизора по безопасности движения определяется Министром согласно Примерному перечню штатных должностей: начальник Управления, заместитель начальника Управления, начальник отдела, главный специалист, ведущий инженер, старший инженер, инженер, секретарь-машинистка.

5.4. В республиканских объединениях общая численность отделов ревизора по безопасности движения определяется начальником объединения согласно Примерному перечню штатных должностей: заместитель начальника по безопасности движения (начальник отдела), ведущий инженер, старший инженер, инженер.

5.5. В службах безопасности движения территориальных объединений вводятся отделы численностью не менее 4 человек.

Численность отделов при общей численности водителей от 5000 до 10000 увеличивается до численности не менее 5 штатных единиц;

от 10000 до 15000 водителей - не менее 7 штатных единиц;

свыше 15000 водителей в штатное расписание вводится не менее 1 штатной единицы на каждые 5000 водителей.

5.6. Примерный перечень штатных должностей подразделений службы безопасности движения территориальных объединений: заместитель начальника объединения (начальник отдела), заместитель начальника отдела, старший инженер, инженер.

Другие должности вводятся по разрешению вышестоящих организаций.

Должность заместителя начальника объединения вводится в территориальном объединении с численностью более 4 тыс. водителей.

В производственных объединениях автовокзалов и автостанций вводятся должности заместителя производственного объединения по безопасности движения.

5.7. В службе безопасности движения предприятия при среднесписочной численности до 150 водителей устанавливается одна штатная единица;

При среднесписочной численности от 151 до 300 водителей - 2 штатные единицы;

При среднесписочной численности от 301 до 450 водителей - 3 штатные единицы.

Если среднесписочная численность водителей превышает 450, создается отдел численностью не менее 4 человек, а на каждую дополнительную группу - от 1 до 250 водителей рекомендуется вводить в штатное расписание дополнительную штатную единицу.

Допускается увеличение численности при наличии филиалов.

5.8. Примерный перечень штатных должностей подразделений службы безопасности предприятий: заместитель начальника, начальник отдела, старший инженер, инженер.

Должность заместителя начальника предприятия по безопасности движения вводится на предприятиях и организациях, имеющих 200 и более водителей. На каждые 100 работающих в предприятии водителей назначается один водитель-инструктор (приложение ).

При расчете штатной численности служб безопасности движения объединений, предприятий и других организаций, эксплуатирующих пассажирский автотранспорт (автобусы, легковые таксомоторы), а также осуществляющих регулярные междугородные и международные перевозки грузов, общая численность водителей определяется путем увеличения среднесписочного их количества в 1,4 раза.

5.9. Для контроля за работой водителей на линии и выезда на места дорожно-транспортных происшествий службы безопасности движения обеспечиваются автомобилями и агитавтобусами.

Кроме того, в автотранспортных предприятиях выделяются учебные автомобили в количестве, обеспечивающем потребность в стажировке водителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОЛОЖЕНИЕ
о водителе-инструкторе по безопасности движения автотранспортного предприятия

1. Общие положения

1. Водитель-инструктор по безопасности движения автотранспортного предприятия *) осуществляет особо ответственные перевозки пассажиров и грузов, требующие высокого профессионального мастерства в управлении транспортными средствами (при освоении вновь открываемых маршрутов для движения автобусов, при массовых перевозках детей и подростков в пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха, при перевозке грузов в сложных дорожных и метеорологических условиях и т.п.).

___________

* ) В дальнейшем по тексту именуется «Водитель-инструктор».

2. Водитель-инструктор совершенствует профессиональное мастерство закрепленных за ним водителей в управлении транспортными средствами непосредственно на линии в целях предотвращения аварийных ситуаций в экстремальных условиях и воспитания у них чувства высокой ответственности за обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов и соблюдение транспортной дисциплины.

3. На каждые 100 работающих в предприятии водителей назначается один водитель-инструктор из числа наиболее подготовленных, опытных и дисциплинированных водителей с квалификацией 1-го или 2-го класса, не имевших нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий по их вине.

4. Назначение водителя-инструктора и закрепление за ним колонны (отряда) или бригады производится приказом начальника автотранспортного предприятия.

5. Перед назначением водитель-инструктор должен пройти специальнуюподготовку по утвержденной Министерством программе в учебном комбинате (автошколе) с отрывом от производства, сдать зачеты и получить соответствующее свидетельство.

6. Водитель-инструктор подчиняется непосредственно руководителю службы безопасности движения предприятия. Рекомендуется вводить водителя-инструктора в состав Совета бригадиров.

Обязанности

1. Водитель-инструктор контролирует непосредственно на линии применение закрепленных за ним водителями профессионально правильных приемов управления транспортными средствами, соблюдение ими Правил перевозки пассажиров и грузов, Правил дорожного движения, установленных графиками скоростных режимов движения и оказывает им действенную методическую и практическую помощь.

2. Водитель-инструктор осуществляет контроль за ходом и качеством проведения стажировки закрепленных за ним водителей, по окончании которой принимает участие в приеме практического зачета у стажера (включая контрольную езду), а также в проведении периодических и сезонных инструктажей водителей об особенностях работы на линии в конкретных дорожных и климатических условиях.

3. Водитель-инструктор должен знать особенности дорожных условий и характеристики опасных участков на маршрутах работы подвижного состава предприятия, а также причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, о чем подробно информировать закрепленных за ним водителей.

4. Водитель-инструктор изучает профессиональные и личные качества, а также другие особенности закрепленных за ним водителей и дает рекомендации о целесообразности их использования на тех или иных видах перевозок, одновременно распространяя передовой опыт лучших водителей и бригад, обеспечивающих безаварийную работу и высокую культуру обслуживания населения и народного хозяйства.

5. Водитель-инструктор ведет ежедневный учет проведенной им работы в специальном журнале с указанием планируемых на месяц мероприятий и сроков их выполнения, утвержденных руководителем службы БД предприятия.

Права

Водитель-инструктор имеет право вносить предложения:

Об изменении постоянного маршрута работы или переводе на другую марку автомобиля закрепленных за ним водителей с учетом их профессиональных и личных качеств;

О продлении срока стажировки или об отстранении от стажировки водителей, профессиональный уровень которых не обеспечивает безопасную перевозкупассажиров;

О поощрении или наказании отдельных водителей за работу по обеспечению безопасности дорожного движения;

О снижении классности отдельным водителям, профессиональные и личные качества которых не отвечают соответствующим квалификационным требованиям.

Оплата труда

Оплата труда водителя-инструктора производится по временно-премиальной системе с выплатой надбавки за классность. Часовая тарифная ставка при этом устанавливается по преобладающей в колонне (отряде) марке автомобиля.

При определении продолжительности ежегодного отпуска водителя-инструктора следует руководствоваться положениями, регламентирующими продолжительность ежегодных отпусков водителей соответствующих автомобилей.

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ
документации, которая должна вестись в автотранспортном предприятии службой безопасности движения

1. Планы мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, материалы о выполнении этих планов.

2. Журнал учета нарушений Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопасностидвижения, которые допустили водители предприятия.

3. Журнал учета дорожно-транспортных происшествий.

4. Материалы служебных расследований дорожно-транспортных происшествий.

5. Материалы о результатах проверки служб, должностных лиц предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения.

6. Материалы по награждению водителей значками «За работу без аварий».

7. Приказы и указания министерства, объединения, предприятия по вопросам безопасности движения.

8. Журнал учета работы водителя-инструктора.

9. Личные карточки водителей (ведет водитель-инструктор).

10. Отчеты и материалы анализа дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения.

Loading...Loading...