Черты характера: примеры. Психологические характеристики личности

Организации состоят из людей. Одни из них принимают решения, отдают распоряжения, добиваются их исполнения. Другие - подчиняются, выполняют эти распоряжения. В совокупности эти процессы руководства и исполнения обеспечивают достижение организационных целей. Однако они редко проходят гладко, бесконфликтно. Значительно чаще в организациях возникают большие и маленькие конфликты по самым разным поводам. Причина этого в том, что каждый человек является личностью, со своей собственной системой ценностей, индивидуальным опытом и навыками, уникальным набором потребностей и интересов, поэтому в одинаковой ситуации люди будут реагировать на стимулы по-разному. Например, возникла острая производственная необходимость поработать сверхурочно. Начальник предлагав! за сверхурочную работу хорошую премию. Как будут вести себя люди? Можно с уверенностью сказать, что по-разному. Одни с радостью воспримут возможность дополнительного заработка, другие отнесутся к предложению без энтузиазма, но подчинятся начальству, а третьи, возможно, явно выразят свое недовольство и даже откажутся подчиняться, ссылаясь на трудовое законодательство. Такой разброс установок, потребностей и желаний людей требует от менеджеров понимания особенностей проявления качеств личности в организационном управлении. Поэтому понятие личности является одним из основных как для психологии в целом, так и для психологии управления.

Термином "личность" обозначают индивида в совокупности его социально значимых качеств и черт, выраженных в неповторимых особенностях его сознания и деятельности. Таким образом, хотя природную основу личности образуют се биологические характеристики, ее сущностью являются не природные факторы (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а социальные параметры - взгляды, способности, интересы, убеждения, ценности и т.п. Личность - индивид, включенный в общественные отношения. Это социальное качество человека, тогда как понятие "индивид" обозначает отдельного представителя биологического вида Homo Sapiens. Например, индивидом является новорожденный или тяжело больной психически человек.

Личностью не рождаются, личностью становятся. Формирование личности - это сложный процесс, в котором, с одной стороны, индивид формирует свой внутренний мир в процессе общения с другими людьми, путем освоения сложившихся в его время форм и видов социальной деятельности, а с другой - тем или иным образом в поведении выражает свое внутреннее "я", свои психические процессы. Психологи обычно считают "ядром" личности сферу ее мотивов (потребности, интересы, направленность) и внутренние регулятивные механизмы (самосознание, самооценка, самоуважение и др.).

С точки зрения психологии управления, важное значение имеют такие свойства личности, как темперамент, характер, способности и направленность личности. Именно от психических свойств во многом зависят способность или неспособность человека к тому или иному виду деятельности, его отношения в коллективе. Отсюда, в частности, вытекает такая рекомендация: при подборе персонала для работы менеджеру необходимо учитывать психические свойства того или иного кандидата, чтобы быть уверенным в его способности выполнить необходимую профессиональную роль в организации.

Легче всего определить темперамент человека. Иногда опытному работнику отдела кадров достаточно для этого несколько минут поговорить с претендентом на рабочее место во время интервью. Современные исследователи признают необходимость учета устойчивых индивидуальных особенностей психики, которые сохраняются долгие годы (зачастую - всю жизнь), и называются темпераментом. Наиболее распространена точка зрения, что темперамент зависит от врожденных физиологических особенностей организма человека от типа его нервной системы. Именно этим и объясняется устойчивость темперамента, хотя нервная система может несколько изменяться с течением жизни в зависимости от условий существования, воспитания, пережитых болезней, поэтому встречаются факты изменения темперамента под влиянием определенных событий, смены образа жизни. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, характеризующие скорость и ритм протекания его психических процессов, степень устойчивости его чувств.

Древнегреческий ученый Гиппократ предложил первую классификацию типов темперамента, которой пользуются до сих пор как основой для понимания психологических особенностей человека. Он выделил четыре основных типа:

  • сангвиник;
  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик.

Сангвиником называют человека живого, быстро реагирующего па изменения окружающей среды, относительно легко переживающего неудачи. Работник с темпераментом сангвиника обычно энергичен, обладает быстрой речью, долго не утомляется. Отрицательным моментом для работника такого типа может стать неспособность к долгому сосредоточению, относительная невнимательность.

Холерик - человек порывистый, страстный, неуравновешенный, склонный к эмоциональным переживаниям происходящего и резким сменам настроения. Работники с таким типом темперамента обычно высоко продуктивны, много и громко говорят, способны к самостоятельному преодолении) трудностей. Недостатками таких сотрудников может стать излишняя поспешность и склонность к нервным срывам.

Флегматик же медлителен, невозмутим, его настроение более или менее постоянно, он предпочитает не демонстрировать окружающим свои душевные состояния. Такой сотрудник будет уравновешен, вдумчив, пунктуален, но подчас излишне медлителен и инертен, ему будет трудно "переключаться" на новые виды деятельности. Флегматики способны к кропотливой, тщательной работе, которая может стать настоящим испытанием для холерика.

Меланхоликом считают легко ранимого человека, способного глубоко и искренне переживать даже незначительные неудачи, но внутри себя, практически не показывая этого внешне. Обычно меланхолики тихо говорят, часто смущаются. Работники такого типа не обладают способностями быть лидером, руководителем, подобное поручение может стать для них причиной глубокой тревоги. Меланхолик лучше всего справится с работой, требующей стереотипных действий, критические замечания ему лучше делать наедине.

Прекрасной юмористической иллюстрацией поведения людей различного темперамента является рисунок датского художника X. Бидструпа (рис. 1). На нем изображена одна и та же ситуация: на шляпу сидящего на скамейке человека случайно садится прохожий. Ситуация одна и та же, а реакция людей отличается разительным образом в зависимости от их темперамента. Посмотрите на рисунок и попытайтесь определить тип темперамента владельца шляпы в каждом случае.

Рис. 1. X. Бидструп. Шляпа

Границы, разделяющие различные типы темперамента, достаточно условны: даже люди, обладающие одним и тем же типом, по-разному его проявляют, а их поведение может отличаться в схожих ситуациях. Здесь также может проявляться феномен "маскировки темперамента", когда человек сознательно "блокирует" те или иные черты своего врожденного темперамента, замещая их приобретенными привычками и навыками поведения. Так, осознав свою ответственность за успех дела, руководитель-холерик вместо присущей ему вспыльчивости может проявить сдержанность и самообладание. Тем не менее знание типичных характеристик темперамента того или иного сотрудника может облегчить общение с ним, способствовать эффективному управлению его профессиональной деятельностью, предотвратить неудачи и конфликтные ситуации.

Другим важным аспектом личности является характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, который определяет типичный для него способ поведения в тех или иных условиях и его отношение к действительности.

Характер тесно связан с темпераментом человека, но не определяется им полностью: темперамент лишь накладывает свой отпечаток на внешнюю форму выражения характера, его проявления. Причем если темперамент определяется природными, физиологическими факторами, то характер складывается в процессе воспитания. Принято говорить о типах характеров в зависимости от их определенности. Под определенным характером понимают характер с одной или несколькими доминирующими чертами. Например, у гоголевского Плюшкина явно доминировала жадность, и все остальные черты были подчинены именно ей. Неопределенный же характер не имеет такой явной доминанты, в разных ситуациях на первый план выходят различные черты.

Характеры описываются и с точки зрения их цельности. Цельные характеры - такие, в которых нет явных противоречий между осознанием целей и самим поведением, для них типично единство мыслей и чувств. Классическим примером такой цельной натуры может стать пушкинская Татьяна из "Евгения Онегина". Но существуют и противоречивые характеры, для них характерен разлад между целями и поведением, наличие несовместимых друг с другом мотивов, мыслей, чувств, противоречивых желаний и стремлений. И опять пример из русской классической литературы может быть полезен как иллюстрация: гоголевский Хлестаков обладал как раз противоречивым характером - он мечтал о блестящей карьере, но вел жизнь бездельника, он искренне хотел быть уважаемым человеком, но не давал окружающим повода для уважения, грезил о богатстве, но с легкостью сорил деньгами, когда они у него появлялись. Очевидно, что для менеджера человек с противоречивым характером может стать источником конфликтов и беспокойства в коллективе, он трудно управляем.

В психологии все черты характера личности принято делить на следующие группы:

  • волевые (целеустремленность, настойчивость, решительность, нерешительность, твердость, упрямство, храбрость, трусость);
  • моральные (чуткость, гуманность, правдивость, внимательность, лживость, коллективизм, индивидуализм);
  • эмоциональные (вспыльчивость, нежность, плаксивость, обидчивость, страстность).

Очевидно, что для успешной работы сотрудника в коллективе особое значение имеют моральные черты характера -наличие таких качеств, как доброжелательность, искренность, внимательность. Для руководителя же па первый план выходят обладание такими волевыми чертами характера, как решительность, самообладание, выдержка и др.

Помимо типов темперамента, в психологии различают связанные с ними понятия экстраверсии и интроверсии. Речь идет о характеристике индивидуально-психологических различий человека, крайние выражения которой говорят о преимущественной направленности личности либо па мир внешних объектов, либо на явления его внутреннего мира. Экстравертов (как правило, ими бывают сангвиники и холерики) отличает обращенность на окружающий мир, им свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Противоположный тип личности представляют интроверты (меланхолики и флегматики), для которых характерны сосредоченность на собственном внутреннем мире, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу.

Для оценки работника и руководителя не менее важным является представление о его способностях. Способности - это индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями для успешной деятельности. Способности формируются в процессе взаимодействия человека с обществом, другими людьми, они не сводятся к знаниям и умениям, которыми обладает человек, к ним относят еще быстроту и прочность овладения новыми способами деятельности. Способности складываются из разнообразных компонентов, за счет чего возможна компенсация тех или иных слабостей, недостатка способностей в одной сфере с помощью других, явно представленных в психике человека компонентов. Например, работник, не обладающий способностями к быстрому усвоению новых знаний, может компенсировать этот свой недостаток упорством в достижении целей. Учеными созданы многочисленные методики по развитию определенных способностей. Имеются, например, методики по развитию музыкального слуха для тех, кто им обделен, методики по развитию речи и навыков публичных выступлений и др.

Для психологии управления представляет большой интерес проблема формирования способностей к конкретному виду деятельности. Большинство ученых считают, что способности можно развить через создание личностной установки. Установка - психологическая предрасположенность индивида к определенному поведению, которая побуждает его определенным образом ориентировать свою деятельность. Поэтому для совершенствования способностей в той или иной сфере необходимо создать у человека установку на овладение предметом деятельности, в противном случае даже самые совершенные методики развития способностей могут оказаться бессильны.

Близко к понятию личностной установки находится и направленность личности - психическое свойство личности, выражающее цели и мотивы ее поведения. Мотивы деятельности побуждают человека совершать те или иные поступки, это то, ради чего осуществляется сама деятельность. Обычно в мотивах конкретизируются потребности личности - материальные (в еде, одежде и т.п.) или духовные (в чтении книг, получении образования, общении с другими людьми и т.д.). Потребности регулируют деятельность человека, преобразуясь в мозгу в форму желаний, влечений, интересов. То, каким образом потребность преобразуется в мозгу, - процесс неоднозначный, так как переживание потребностей обнаруживает известную самостоятельность по отношению к состоянию организма. Предметное содержание потребностей зависит от многих факторов. Известный физиолог И. П. Павлов приводил такой интересный пример: если щенка с рождения кормить только молочной пищей, а потом предложить ему мяса, то оно не вызовет у него пищевой реакции. Только попробовав мяса, щенок начинает реагировать на него как на пищу. Еще сложнее обстоит дело с человеческими потребностями. Предметное содержание даже материальных потребностей зависит не только от нужды организма, но и от общества, социальной группы, к которым принадлежит человек, его воспитания и других социальных параметров.

Потребности принимают в поведении личности вид мотивов. Мотивы не остаются неизменными, в процессе жизни они могут расширяться и обогащаться или, наоборот, сужаться. Осознанные мотивы становятся целями. Совокупность мотивов определяет направленность личности. Например, для одного студента мотивом для учебы является оценка на экзамене и положенная ему в соответствии с этим стипендия, для другого - приобретение профессии, овладение знаниями. Успехи в обучении у них могут быть одинаковыми, но смысл их деятельности сильно отличается. Поэтому именно побуждающие поступки мотивы характеризуют личность. Подробнее сложный процесс мотивации мы рассмотрим в следующей главе.

Личность в психологии является одним из ведущих понятий. В процессе развития она начинает формироваться как индивидуальность, ей начинают быть присущи специфические черты, которые и делают человека своеобразным, неповторимым, отличающимся от других. Свойства личности в психологии выделяют следующие. Это темперамент, направленность, способности, характер и другие. Стоит подробнее остановиться на характеристике некоторых из них.

Так, основные типы темперамента выделил еще Гиппократ, разделив людей на четыре основные группы. В отличие от других свойств, это качество обусловлено, в первую очередь, биологической организацией индивида. Его черты проявляются довольно рано, их можно заметить уже у маленьких детей, в их поведении, играх, общении друг с другом и со взрослыми. Так, холерики характеризуются сильной возбудимостью нервной системы, из-за чего часто отличаются неуравновешенным поведением. Одним из самых стабильных типов темперамента является сангвиник. Обычно это жизнерадостный человек, обладающий быстрой реакцией, обдуманностью решений. Наиболее ранимым считается меланхолик, имеющий слабую нервную систему, и отличающийся особой чувствительностью к малейшим раздражителям. Флегматика достаточно трудно раскачать на какую-либо деятельность, однако, если он увлекся, то будет продолжать работу несмотря ни на что, до полного ее завершения. От типа темперамента во многом зависят такие свойства личности, как впечатлительность, тревожность, эмоциональность, импульсивность.

В психологии выделяют индивидуальные свойства личности (то есть особенные, характерные только данному человеку). К ним можно отнести характер. Это своеобразный склад психической деятельности, который проявляется в особенностях социального поведения человека. Формируется он, как правило, постепенно, через процесс познания и практическую деятельность. Исследователи, изучающие свойства личности в психологии, выделяют в структуре характера две стороны, а именно содержание и форму. При этом они неразрывно связаны между собой, составляя органическое единство. К содержанию относят интересы, потребности, жизненные ценности человека. Это индивидуально-своеобразные отношения, говорящие об активности личности в социуме. Формы характера выражают различные проявления отношений, темперамента и других качеств. В структуре характера выделяют также интересы, темперамент, волю, убеждения, интеллект и т. д.

Говоря про свойства личности, выделяют и способности. При этом нужно помнить, что в психологии четко отделяют это понятие от «задатков». Последние составляют природную основу развития способностей и являются врожденными анатомо-физиологическими особенностями мозга, нервной системы, органов чувств.

Не менее важные, чем другие свойства личности, - чувства и эмоции. Они хоть и связаны между собой, но являются разными явлениями эмоциональной сферы. Для чувств характерны устойчивость и длительность. Эмоции же являются непосредственным проявлением переживаний в определенный момент.

Воля представляет собой сознательное регулирование своих действий и поступков человеком, вопреки внешним или внутренним трудностям. С этим свойством большинство людей сталкивается практически каждый день. Личность, у которой это качество развито на высоком уровне, не только хорошо владеет собой, но и может управлять обстоятельствами, добиваясь многих поставленных целей.

Таким образом, свойства личности в психологии - достаточно объемное понятие, включающее большое количество характеристик человека. При этом знать их необходимо тем, кто хочет лучше понять самого себя или окружающих.


Тема: «Человек».
Часть1 . Задания уровня А.
A1 . Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и

общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности

2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания

4)взаимодействие с окружающим миром

A3 . Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в

обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом

обществе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4 . Результаты производственной, общественной и духовной

деятельности человека и общества в совокупности можно

1)культурой

2)экономикой

3)мировоззрением

4)историей

A5 . Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей

2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств

4)удовлетворением потребностей

A6 . Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

A7 . Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных

связей и взаимодействий.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A8 . К потребностям человека, обусловленным его биологической

природой, относятся потребности в

1)самосохранении

2)самореализации

3)самопознании

4)самообразовании

A9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма

2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента

4)социально-преобразующей деятельности

A10 . Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и

общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат

биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не

связаны друг с другом.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А11 . И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы

2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям

4)осознавать собственные потребности

А12 . У таких видов человеческой деятельности, как общение и

игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?


  1. И.И. Мечников

  2. И.П. Павлов

  3. Ч. Дарвин

  4. Ж. Кювье

А14 . Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у

животного?


  1. обменные процессы

  2. творческая активность

  3. работа органов чувств

  4. потребность в пище
А15 . В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

  1. средства должны соответствовать целям

  2. цель состоит в получении достоверного знания

  3. субъектом выступает отдельная личность

  4. результатом является новый продукт
А16 . Личность формируется под воздействием:

  1. биологической программы

  2. природной среды

  3. социализации

А17 . Ученик для учителя является:


  1. объектом деятельности

  2. конкурентом

  3. субъектом деятельности

  4. коллегой
А18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно А


  1. верно Б

  2. верно А и Б

  3. оба суждения неверны
А19 . К агентам вторичной социализации не относятся:

  1. радиожурналист

  2. двоюродный брат

  3. преподаватель вуза

  4. руководитель предприятия?
А20 . Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны
А21 . Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни , скорее всего, основывается на способности человека

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

  1. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;

  1. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;

  2. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
А22 . К экзистенциальным относятся потребности в:

  1. комфорте

  2. общении

  3. познании

  4. самоуважении
А23 . Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А24 . Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны
А25 . Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А26 . К практической деятельности относится

  1. производство материальных благ

  2. познание законов развития природы

  3. формирование религиозных представлений о мире

  4. сочинение музыки
А27 . Деятельность в отличие от общения

  1. является потребностью человека

  2. может доставлять человеку удовольствие

  3. предполагает наличие цели

  4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды
А28 . Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А29 . Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:


  1. деятелем

  2. индивидом

  3. лидером

  4. личностью
А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это

  1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.

  2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.

  3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.

  4. Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.
А31 . Природа человека

  1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.

  2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

  3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.

  4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.
А32 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

  1. трудовой деятельности

  2. сохранении рода

  3. самосохранении

  4. физической активности
А33 . Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

  1. членораздельная речь

  2. сознание и мышление

  3. способность брать ответственность на себя

  4. наличие физических потребностей
А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны
А35 . Основным фактором формирования личности является

  1. природная среда

  2. общение с окружающими

  3. механизм наследственности

  4. врожденные склонности

А36 . Личность – это


  1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств

  2. темперамент человека, его характер

  3. неповторимые психофизиологические особенности человека

  4. совокупность оригинальных человеческих способностей

А37 . Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания

и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него

определённого набора инстинктов.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно и А, и Б

  4. оба суждения неверны

А38 . Понятие «индивидуальность» фиксирует:


  1. единичного представителя человеческого рода

  2. особенности темперамента человека, его характер

  3. трудовую активность человека

  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А39 . Ориентирами человеческой деятельности являются:


  1. ценности

  2. влечения

  3. потребности

  4. интересы.

А40 . Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении

человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека

заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно и А, и Б

  4. оба суждения неверны

А41 . Какой признак характеризует человека как личность?


  1. активная жизненная позиция

  2. физическое и психическое здоровье

  3. принадлежность в виду homo sapiens

  4. особенности внешности

А42 . «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером


  1. художественного образа

  2. мифологического знания

  3. религиозной нормы

  4. научного знания

А43. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с

другими людьми, характеризуют его как


  1. индивида

  2. индивидуальность

  3. организм

  4. личность

А44 . Общее в деятельности изобретателей , писателей, художников то, что она является


  1. административной

  2. практической

  3. материальной

  4. творческой

А45 . И человеку, и животному свойственны потребности в


  1. самореализации

  2. самосохранении

  3. самопознании

  4. самообразовании

А46 . Человек в отличие от животного способен


  1. совершать привычные действия

  2. предварительно обдумывать своё поведение

  3. проявлять эмоции

  4. заботиться о потомстве

А47 . В отличие от животного человек способен


  1. реагировать с помощью чувств

  2. вырабатывать условные рефлексы

  3. удовлетворять потребности

  4. прогнозировать результаты действий

А48. К социальным потребностям человека относится потребность


  1. дышать

  2. питаться

  3. спать

  4. общаться

А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности


  1. материально-производственной

  2. социально-преобразовательной

  3. практической

  4. духовной

А50. Игра, учение, труд выступают в качестве


  1. критериев истины

  2. видов деятельности

  3. социальных качеств

  4. биологических потребностей

А51 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от

поведения животных:


  1. проявление активности

  2. целеполагание

  3. приспособление к среде обитания

  4. взаимодействие с окружающим миром

А52 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?


  1. самообразование

  2. самопознание

  3. самосохранение

  4. самолюбование

А53 . Результатом самопознания, в частности, является


  1. накопление знаний о человека и природе

  2. познание ценностей общества

  3. изучение социальных норм

  4. представление о своих способностях

А54 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

А55 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-

исторической деятельности, является характеристикой его


  1. социальной сущности

  2. биологической природы

  3. физиологических особенностей

  4. психологических качеств

А56 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,

психологической и социальной. Социальная составляющая включает


  1. знания и умения

  2. чувства и волю

  3. физическое развитие

  4. возрастные особенности

А57 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
А58 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку

деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,

действиями.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А59 . Основой человеческого существования является


  1. потребительство

  2. деятельность

  3. любовь

  4. дружба

А60 . Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,

Называется


  1. показухой

  2. поведением

  3. самовыражение

  4. презентацией

А61 . Воля – это


  1. власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения

  2. способность дать сдачи обидчику

  3. умение выступать

Рождаясь, новая личность получает в дар уникальный характер. Человеческая натура может состоять из черт, унаследованных от родителей, а может проявляться в совершенно ином, неожиданном качестве.

Натура не просто обуславливает поведенческие реакции, она специфично влияет на манеру общения, отношение к окружающим и собственной персоне, к работе. Черты характера человека создают у личности определенное мировоззрение.

От характера зависят поведенческие реакции человека

Эти два определения создают путаницу, ведь оба они участвуют в формировании личности и поведенческих реакций. На самом деле характер и темперамент разнородны:

  1. Характер формируется из перечня определенных приобретенных качеств психического склада личности.
  2. Темперамент – качество биологического характера. Психологи выделяют четыре его вида: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.

Имея одинаковый склад темперамента, индивидуумы могут обладать абсолютно разным характером. Но темперамент оказывает важное влияние на вырабатывание натуры – сглаживая либо обостряя ее. Также и человеческая натура непосредственно воздействует на темперамент.

Что такое характер

Психологи, говоря о характере, подразумевают определенное сочетание черт индивидуума, стойких в своем выражении . Эти черты максимально воздействуют на поведенческую линию личности в разноплановых отношениях:

  • среди людей;
  • в рабочем коллективе;
  • к собственной личности;
  • к окружающей действительности;
  • к физическому и умственному труду.

Слово «характер» греческого происхождения, означает оно «чеканить». В обиход это определение ввел естествоиспытатель Древней Греции, философ Теофраст. Такое слово действительно, очень точно дает определение натуре индивидуума.


Теофраст первым ввел в обиход термин «характер»

Характер будто прорисовывается в качестве уникального рисунка, он рождает неповторимую печать, которую в единичном экземпляре носит личность.

Говоря проще, характер – совокупность, объединение устойчивых индивидуальных психических характеристик.

Как понять натуру

Чтобы понять, какой натурой обладает индивидуум, нужно проанализировать все его поступки. Именно поведенческие реакции определяют примеры характера и характеризуют личность.

Но такое суждение чаще бывает субъективным. Далеко не всегда человек реагирует так, как подсказывает ему интуиция. На поступки влияет воспитание, жизненный опыт, обычаи той среды, где личность проживает.

Но понять, каким нравом обладает человек можно. Наблюдая и анализируя долгое время поступки определенной личности, можно выявить отдельные, особенно устойчивые черты. Если личность в совершенно разных ситуациях ведет себя одинаково, проявляя схожие реакции, принимает такое же решение – это и говорит о присутствии у него определенной натуры .

Зная, какие черты характера проявляются и преобладают у личности, можно предсказать, как проявить она себя в той или иной ситуации.

Характер и его черты

Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.


Разнообразие характеров

Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.

Именно черты характера определяются как первенствующие при изучении и составлении психологической характеристики личности.

Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:

  • сила-слабость;
  • широта-узость;
  • статичность-динамичность;
  • цельность-противоречивость;
  • целостность-раздробленность.

Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.

Перечень черт личности

Человеческая натура – сложнейшее совокупное объединение своеобразных черт, образующееся в уникальную систему . Этот порядок включает наиболее яркие, устойчивые личностные качества, выявляющиеся в градациях взаимоотношений человек-общество:

Система отношений Присущие черты индивидуума
Плюсовые Минусовые
К собственной личности Привередливость Снисходительность
Самокритичность Самовлюбленность
Кротость Хвастливость
Альтруистичность Эгоцентризм
К окружающим людям Общительность Замкнутость
Благодушие Черствость
Искренность Лживость
Справедливость Несправедливость
Содружественность Индивидуализм
Чуткость Черствость
Учтивость Беспардонность
К работе Организованность Расхлябанность
Обязательность Бестолковость
Исполнительность Неряшливость
Предприимчивость Инертность
Трудолюбие Ленивость
К предметам Экономность Расточительство
Тщательность Нерадивость
Опрятность Халатность

Помимо черт характера, включенных психологами в градацию отношений (отдельной категорией) были выделены проявления натуры в моральной, темпераментной, познавательной и стенической сфере:

  • моральная: гуманность, жесткость, искренность, добродушие, патриотичность, беспристрастность, отзывчивость;
  • темпераментная: азартность, чувственность, романтичность, оживленность, восприимчивость; страстность, легкомысленность;
  • интеллектуальная (познавательная): аналитичность, гибкость, пытливость, находчивость, деловитость, критичность, вдумчивость;
  • стеническая (волевая): категоричность, настойчивость, упертость, упрямство, целеустремленность, робость, смелость, самостоятельность.

Многие ведущие психологи склоняются к мнению, что некоторые черты личности следует выделять в две категории:

  1. Продуктивные (мотивационные). Такие черты подталкивают человека к совершению определенных поступков и действий. Это цель-черты.
  2. Инструментальные. Придающие личности во время какой-либо деятельности индивидуальность и способа (манеры) действия. Это способы-черты.

Градация черт характера по Олпорту


Теория Олпорта

Известный американский психолог Гордон Олпорт, эксперт и разработчик градаций личностных особенностей индивидуума, черты личности распределил на три класса:

Доминирующий . Такие черты ярче всего выявляют поведенческую форму: поступки, деятельность определенной личности. К ним относятся: доброта, эгоизм, жадность, скрытность, мягкость, скромность, алчность.

Обычный . Они одинаково проявляются во всех многочисленных сферах жизни человека. Это: гуманность, честность, великодушие, зазнайство, альтруизм, эгоцентризм, радушие, открытость.

Второстепенный . Эти нюансы не оказывают особенного влияния на поведенческие реакции. Это не доминанты в поведении. К ним можно отнести музыкальность, поэтичность, старательность, исполнительность.

Между существующими у человека чертами натуры формируется прочная взаимосвязь. Эта закономерность и формирует окончательный характер индивидуума.

Но любая существующая структура имеет собственную иерархию. Не стал исключением и склад человека. Этот нюанс отслеживается в предложенной структуре градации у Олпорта, где второстепенные черты могут подавляться доминирующими. Но чтобы предугадать поступок личности, необходимо заострить внимание на всю совокупность черт натуры .

Что такое типичность и индивидуальность

В проявлении натуры каждой личности всегда находит отражение индивидуального и типичного. Это гармоничное объединение личностных качеств, ведь типичное служит основой для выявления индивидуального.

Что такое типичный характер . Когда у личности существует определенный набор черт, одинаковых (общих) для конкретной группы людей – такой склад называется типичным. Он как зеркало, отражает принятые и привычные условия существования конкретной группы.

Также типичные черты зависят от склада (определенного типа натуры). Они же являются условием для появления поведенческого типа характера, в категорию которого «записывают» человека.

Поняв, какие именно признаки присущи данной личности, человеку можно составить усредненный (типичный) психологический портрет и присвоить определенный тип темперамента. Например:

Положительное Отрицательное
Холерик
Активность Несдержанность
Энергичность Вспыльчивость
Общительность Агрессивность
Решительность Раздражительность
Инициативность Грубость в общении
Импульсивность Неустойчивость поведения
Флегматик
Настойчивость Низкая активность
Работоспособность Медлительность
Спокойствие Малоподвижность
Выдержанность Необщительность
Надежность Индивидуализм
Добросовестность Ленивость
Сангвиник
Общительность Неприятие монотонности
Активность Поверхностность
Доброжелательность Отсутствие настойчивости
Приспосабливаемость Плохая усидчивость
Жизнерадостность Легкомыслие
Смелость Опрометчивость в поступках
Находчивость Неумение сосредотачиваться
Меланхолик
Чувствительность Замкнутость
Впечатлительность Низкая активность
Исполнительность Необщительность
Сдержанность Ранимость
Сердечность Застенчивость
Аккуратность Плохая работоспособность

Такие типичные черты характера, соответствующие определенному темпераменту, наблюдаются у каждого (в той либо иной степени) представителя группы.

Индивидуальное проявление . Отношения между личностями всегда носит оценочную характеристику, они проявляются в богатом разнообразии поведенческих реакций. На проявление индивидуальных черт индивидуума оказывает большое влияние возникающие обстоятельства, сформированного мировоззрения и определенного окружения.

Эта особенность находит отражение в яркости различных типичных черт индивидуума. Они неодинаковы по интенсивности и развиваются у каждой личности индивидуально.

Некоторые типичные черты настолько мощно проявляются у человека, что они становятся не просто индивидуальными, а уникальными.

В этом случае типичность перерастает по определению в индивидуальность. Эта классификация личности помогает выявить отрицательные характеристики индивидуума, которые мешают проявлять себя и добиваться определенного положения в обществе.

Работая над собой, анализируя и исправляя недостатки в собственном характере, каждый человек создает ту жизнь, к которой он стремится.

План

    Понятие личности.

Основные понятия: индивид,индивидуальность, личность, деперсонализация, персонализация, самореализация, самосознание, образ-Я, Я-концепция, психологическая защита, идентификация, когнитивный диссонанс, ценностные ориентации, направленность личности, мировоззрение, мотив, мотивация, каузальная атрибуция, локус контроля, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи.

Литература

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г.Ананьев. – СПб.: Изд–во «Питер», 2001. – 288 с.

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

3. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы психологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 468 с.

4. Бернс, Э. Развитие Я-концепции и воспитание / Э. Бернс. – М., 1986.

5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во ЧеРо, «Юрайт», 2000. – 336 с.

6. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1999.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.

8. Мейли, Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Р. Мейли. – Вып.5. – 1975. – С. 197 – 277.Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. – М.: ТОО «Горбунок»,1992. – 224 с.

9. Райгородский, Д. Я. Психология личности: в 2-х тт. / Д. Я. Райгородский. – Т.2. Хрестоматия. – Изд-е второе, доп. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 544 с.

10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во МГУ, 1973.

11. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин, – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.

12. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

    Понятие о личности. Личность – высшая интеграция всех психических процессов и свойств, формирование особых, чисто личностных новообразований: убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения.

Понятие «личности» часто объединяют со словом «человек». Однако это разные понятия. Индивид – это биологическое явление, представитель Homo sapiens, обладающий генетически переданными свойствами. Человек – это явление наполовину биологическое, наполовину социальное, участвующее в общественно-полезной деятельности. А. Г. Асмолов писал: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» . Близко этим понятиям и понятие индивидуальности. Оно обладает следующими признаками: 1) индивидуальность предполагает наличие свойств и особенностей психических процессов, новообразований одного человека, отличающих его от других людей; 2) постоянное, стабильное отличие.

Личность рождается дважды.

Первое «рождение» личности – в три года, когда появляется самосознание, человек выделяет себя из окружающего мира, осознаёт себя и своё «я». Первый признак самостоятельности отмечают тогда, когда человек начинает что-то предпочитать, задерживает одно поведение ради другого, когда формируется система его потребностей и определяется иерархия мотивов.

Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте, когда появляется способность к саморазвитию и самовоспитанию, когда человек осознаёт себя как деятеля, планирует собственную жизнь. В целом личность в подростковом возрасте уже сформирована, хотя потом она может меняться.

В жизни человека случаются также кризисы, переломные моменты, когда требуется переосмысление всего прожитого и принятие новых решений. Американский психолог Гейл Шиихи утверждает, что эти кризисы имеют определённую тематику и периодичность, следуют друг за другом через каждые семь лет, начиная с 16-летнего возраста. Другие исследователи полагают, что самый первый психический кризис – это кризис новорожденности, затем идёт кризис трёх лет, поступления в начальную школу, подростковый, кризис девятнадцати лет, тридцати, тридцати семи, сорока пяти и дальше через каждые семь лет. Психический кризис – это явление перехода количественных изменений, накоплений в качественные, в каждом возрасте происходит формирование своих новообразований, уточнение ценностей, смыслов жизни, способность увидеть себя, близких людей и окружающий мир другими глазами, по-новому.

Таким образом, человек становится личностью в общении, в совместной деятельности. В каждом человеке, включающимся в конкретно-исторические общественные отношения, пробуждается потребность быть личностью и способность стать ею . Потребность эта обусловливается принятием социальной роли.

Роль – понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль врача, пациента, руководителя, отца, матери и т. п.).

«Социальная роль есть единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптивное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы «личность в группе» к сохранению. Включаясь в жизнь личности, роль индивидуализируется», – писал А. Г. Асмолов. Если эта роль не входит в систему ценностей личности, то личность и не «вкладывает» себя в деятельность. Она лишь проявляется на уровне отдельных операций (знания, умения) соответственно социальным нормативным требованиям. Если же социальная роль приобретает личностный смысл, то личность в деятельности стремится сделать как можно более эффективные «вложения» своих способностей и при этом выходит за пределы нормативных ограничений, в интересах дела проявляет неадаптивную активность при решении задач, идёт на надситуативный риск (В. А. Петровский, 1981).

Таким образом, становление личности проходит через две фазы: 1) операциональную, где ролью определяется поведение личности, 2) личностно-смысловую, когда личность персонифицирует деятельность, влияя на продуктивность дела и обусловливая тем самым «вклады» в других людей.

На первом этапе проявляется тенденция к социальной адаптации, следованию нормам и ценностям группы. Через ролевые предписания «Я» переходит в «Мы».

Второй этап характеризуется возникновением свободы выбора, когда личность становится субъектом саморазвития, определяя не только собственную судьбу, но и жизненные обстоятельства других. «Я» оказывается представленным в других. Достижения масштабной, зрелой личности транслируются в опыт других людей. Личность, перешагнувшая нормативно-ролевые грани активности, выступает в новом качестве – яркой, сильной, самобытной индивидуальности.

В XX столетии активизировались философские, социологические, телеологические, социально-психологические разработки проблемы личности.

Гуманистический подход постулирует, что в каждом человеке существует ориентация, толкающая его на реализацию возможностей (Годфруа Ж.).

Согласно К. Роджерсу, всякий живой организм наделён стремлением сохранять и улучшать свою жизнь. Необходимая для этого компетенция может развиваться только в контексте социальных ценностей, в котором индивидуум получает возможность устанавливать положительные связи.

Согласно гуманистической психологии, можно выделить следующие личностные характеристики :

1) самосознание (самопознание и самооценка), когда человек выделяет себя из окружающего мира и понимает свою личность как «Я-образ», «Я-психический облик», «Я-социальный облик», роли в общественной жизни, которые складываются в «Я-концепцию» – полное, комплексное представление о себе, не только внешнего облика, но и смысла жизни; главные функции самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни;

2) сознание непрерывности и тождественности своего «Я»: «Я» – в прошлом, «Я» – сейчас, «Я» – в будущем; если эта связь нарушается, происходит деперсонализация, или раздвоение личности, и она перестаёт существовать;

3) индивидуальность:

а) специфическое психических процессов, например: наблюдательность, рассудительность, впечатлительность, эмоциональная возбудимость, решительность, инициативность;

б) стабильное проявление этих психических явлений в личности;

4) активность, которая порождается не базальными потребностями, не за счёт доминирующей потребности, а за счёт образования иерархии мотивов, потребностей, человек выбирает направленность своей активности;

5) саморегулирование – не только поведения, но и развития личности, постановки цели жизни, осознание смысла жизни. Саморегулирование ведёт к самоактуализации, персонализации, саморазвитию своей личности, которая постоянно обдумывает это и создаёт себе временные смыслы, которые её временно удовлетворяют. Самоактуализация – стремление реализовать свой потенциал – и персонализация – стремление войти в жизнь других людей – являются врождёнными потребностями человека (метапотребностью у А. Г. Маслоу). За это идёт борьба. Люди стремятся оставить след. У некоторых это становится смыслом жизни: «Нет! Весь я не умру – душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит …».

Представление о самом себе, то есть «Я-концепцию», составляют также «Я- реальное» и «Я-идеальное». Если мы чувствуем, что нас принимают такими, какие мы есть, то мы склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства, мысли. Напротив, если мы не соответствуем социально одобряемым формам поведения, то будем скрывать свои чувства и мысли, демонстрируя вместо того те, которые одобряемы окружающими. Это приведёт к разладу между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой мы вынуждены отказаться, что станет источником тревоги. Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением. Высшими ценностями, призванием самоактуализирующейся личности являются истина, красота, совершенство и простота. Вовлечённость в дело, преданность этому делу побуждают стремиться к самосовершенствованию.

В иерархии человеческих потребностей стремление к самоактуализации, по А. Г. Маслоу, занимает вершину пирамиды, тогда как в её основании лежат простейшие физиологические потребности:

1.Физиологические (голод, жажда и др.);

2. Потребность в безопасности, защищённости;

3. Потребность в любви, присоединении, принятии, дружбе;

4. Потребность в уважении и самоуважении;

5. Познавательные, исследовательские потребности;

6. Эстетические (потребность в гармонии, порядке, красоте);

7. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, реализации способностей).

Личность в своём развитии проходит четыре стадии :

1. Выживания;

2. Адаптационной ниши (обретения безопасности);

3. Активной деятельности (познания и оценки ситуации);

4. Процветания личности (неадаптивной активности). Эта стадия является самой значительной и успешной для личности, потому что в этом случае личность осуществляется как яркая индивидуальность, внося в свою деятельность максимум способностей, вкладов, перешагивая нормативные ограничения и присваивая деятельности своё лицо.

    Формирование личности: социальное и биологическое, бессознательное и осознаваемое в личности. Формирование личности происходит под влиянием очень многих факторов: наличия витаминов в питании, музыкальных инструментов, обоих родителей, места проживания и т. д., прежде всего биологических, воздействующих изнутри, и социальных, воздействующих извне.

Группа факторов, воздействующих изнутри, – это весь набор врождённых потребностей, инстинктов, особенностей роста (маленький, высокий), телосложения (худой, толстый), внешнего облика (красивый или с дефектами тела), гормональный и гуморальный баланс, строение нервной системы. Все эти компоненты опосредованно скажутся на формировании личности человека. Редко, только при наличии компенсаторного окружения (умных и сильных родителей, друзей, педагогов), ребёнок-инвалид может вырасти в нравственно и психологически полноценную личность. Красивый ребёнок чаще других детей может быть втянут в определённую систему асоциальных отношений.

С другой стороны, извне, личность также может быть подвержена влиянию всей гаммы социальных факторов: особенностей взаимоотношений в семье, школьном коллективе, системы обучения, общества в целом. Человек в лагерях и тюрьмах теряет личность под воздействием системы этих отношений. Взаимодействие факторов, влияние их на человека различно. Итог личности – в балансе между этими двумя группами факторов.

Биологическое и социальное в личности напоминает то, о чём писал З. Фрейд . По Фрейду, личность складывается под влиянием трёх факторов (структур):

1. «Оно» («ид») – котёл низших страстей, которые не выходят на уровень сознания, но дают энергию для поиска объектов для удовлетворения страстей по принципу: удовлетворить потребность, не взирая на реальность; но это недопустимо, и человек в реальной жизни накладывает на это «табу».

2. «Я» («эго») – формируется над «Оно» и отделено от него тонкой перегородкой с целью вводить ограничения в действия «Оно». «Я» – это результат использования опыта и мышления для организации поведения. Задача «Я» – сохранить целостность новообразований, входящих в личность, защитить их от «ид», а также от запретов и норм общества за счёт сублимации, вытеснения, регрессии, замещения и других механизмов психологической защиты.

3. «Сверх-Я» («супер-эго») – выделяется из «Я», формируется обществом внутри личности и состоит из табу и ценностей, внушённых родителями и обществом, так как личность – это арена борьбы между хочу (Оно) и нужно / нельзя (сверх-Я). Иногда «сверх-Я» вырабатывает сигналы, и личность идёт на нарушения, а «вина» (механизм внутреннего наказания за возможную слабость «Я», за уступки, которые «Я» допустило) обрушивается на «Я» этой личности. В «Я» входит часть «Оно» и часть «сверх-Я». Мы не помним многие табу, которые закладывали в нас в раннем детстве, то, в чём нас ограничивали. «Я» познаёт всё, весь мир, внутри «Я» есть целые зоны (например, комплекс Эдипа и комплекс Электры), которые не осознаются, но прорываются в сновидениях, в забывчивости, юморе, описках, ошибках.

Бессознательное всегда остаётся бессознательным, но может обрести некоторую словесную форму: человек должен постараться найти подходящие слова, как можно более точные для определения своего состояния. Задача психоаналитика – найти непугающие слова и вложить в них иной смысл, чтобы исправить данное состояние человека. Иногда в личности созревает конфликт, если «Оно» и «сверх-Я» сильные. «Оно» всегда сильное, всегда давит на личность одинаково, но только при сильном «сверх-Я» бывают конфликты. Если «сверх-Я» слабое, «Оно» всегда удовлетворяется. «Оно» можно сравнить с лошадью, а «Я» – с всадником на этой лошади. Всадник всегда может использовать энергию лошади. Иногда «Я» только делает вид, что управляет «Оно», а вся сила «Я» заключается в сублимировании «Оно», в приведении его в приемлемое для человека и общества состояние, русло (например, судьба и творчество Леонардо да Винчи).

Л. И. Божович выделяет 2 основных критерия сформированности личности:

1) способность преодолевать собственные непосредственные побуждения по фактам социально значимым («первое рождение личности», по А. Н. Леонтьеву);

2) способность действовать на основе сознательных мотивов, целей и принципов, то есть сознательное опосредование. «Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности» . Появление самосознания означает «второе рождение личности». Главная функция самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.

Ю. Б. Гиппенрейтер характеризует следующие «стихийные механизмы формирования личности»: 1) сдвиг мотива на цель; 2) идентификация и 3) освоение социальных ролей.

Названные механизмы действуют в русле общего, генерального процесса «опредмечивания потребности в общении». «Потребность в другом», в контакте с себе подобным оказывается главной движущей силой формирования и развития личности».

Разберём по порядку.

1) Сдвиг мотива на цель : нормы и требования любящей матери освещены для ребёнка личностным смыслом . Общение с ней – радость. Первоначально он выполняет её требования, чтобы продолжить испытывать эту радость. Ребёнок выполняет требуемые действия (цель) ради общения с матерью (мотив). «Со временем на это действие «проецируется» всё большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом)» . Итак, сначала действие происходит ради одной цели, а потом деятельность сама становится мотив-побуждающая, например: моряк сначала может пойти в море ради денег, потом – ради моря и всего комплекса взаимодействий. Потребность ребёнка в положительных эмоциональных контактах протекает как огромная внутренняя работа, приводящая к хорошему, правильному и культурному поведению и становится внутренней потребностью человека. Это говорит об успешном воспитании. «Тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщается положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив (сдвиг мотива на цель)» . «Если общение со взрослым идёт плохо, безрадостно, приносит огорчения, то у ребёнка новые мотивы не возникают, правильного воспитания личности не происходит». Известен синдром внезапной детской смертности, когда ребёнок не только не развивается как личность, но и погибает физически, если подвергается эмоциональным травмам. «Родители, сделайте своего ребёнка сильным! Ваше мощнейшее оружие – безоговорочная любовь», – обращается к своим читателям американский учёный Росс Кэмпбелл (1992).

2) Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, получение личного опыта через подражание и попытка слияния с этим образом, присвоение опыта; внесение своей личности в личность другого (в раннем детстве через подражание усваивают социальный опыт). Проектирование себя в личность взрослого или другого человека и освоение его опыта называется социальной наследственностью . Затем может происходить смена объекта подражания: воспитатель, учитель, предводитель сверстников и т. п. Юность не отвергает авторитеты, только ищет их не в ближайшем окружении, а выдуманные, литературные или в поп- рок-культуре. Но потом может прийти разочарование, и личность освобождается от идентификации.

3) Принятие и освоение социальных ролей. От идентификации это отличается тем, что идентификация происходит не с персоной, а с ролью . Ребёнок проигрывает роли в раннем детстве, и это имеет большое значение, являясь существенным фактором в становлении его личности.

Переход к роли имеет несколько этапов:

– этап ролевых ожиданий – сначала мы мечтаем кем-то стать, примериваемся к этой роли;

– этап вживления в роль – происходит осознание роли, понимание её;

– этап исполнения – роль может повести за собой, накладывая на личность особый отпечаток, формируя в ней качества, ранее отсутствовавшие, например: белый халат для врача, классный журнал для учителя, свисток и дубинка в руках милиционера и т. д.

Итак, судьба личности – в руках ближайшего социального окружения, но сила внутреннего стремления к самосовершенствованию и саморазвитию поднимает человека над личностным уровнем – к самобытной индивидуальности .

Б. Г. Ананьев определил следующие уровни индивидуальности :

– клеточный (тип наследственности),

– морфологический (тип конституции),

– органических функций (жизнеобеспечение),

– психофизиологический (жизнеспособность),

– психологический (отражение отражённого и преобразованного),

– социально-психологический (роль),

– социальный (статусы).

Движение личности по вертикали становится возможным благодаря включению основных функций самосознания : познания себя, поиска смысла жизни, усовершенствования себя. Личность, зажатая тисками конформизма, не выходит за пределы нормогруппового, стереотипного сознания и поведения. И, наоборот, личность, вырывающаяся за пределы адаптационной ниши, идущая на взрыв этой ниши, на разрушение своей физической и социальной сбалансированности, входит в новую эру своего существования – проявляется как индивидуальность . По определению С. Л. Рубинштейна, существование личности есть непрерывный выход за пределы самого себя: «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя. Этот выход за пределы себя не есть отрицание моей сущности, как думают экзистенциалисты, это – её становление и, вместе с тем, – реализация моей сущности» .

Яркой индивидуальности присущи такие психологические качества, как:

1) творческий подход и постоянный творческий поиск;

2) наличие ярких, устойчивых представлений;

3) чувство материала, включающее интуицию, догадку, прогнозирование;

4) настойчивость и одержимость;

5) установка на оригинальность решения возникающих задач.

Нетривиальность личности «отливается» в стиле деятельности. Человек яркой индивидуальности выступает не как формальный субъект деятельности, а как «автор», вносящий свой вклад в своеобразие операционного и смыслового аспектов деятельности. Высокий профессиональный уровень активности оказывается условием раскрепощения своеобычая личности: «Чем выше мастерство, тем отчётливее проявляется индивидуальный почерк» (Климов Е. М., 1969).

    Направленность личности (роли).

Направленность личности – свойство личности, характеризующее совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Это интегративное системообразующее свойство, мобилизующее и регулирующее активность человека в конкретных ситуациях. Направленность личности характеризуется ее интересами, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Содержательной стороной направленности личности являются ценностные ориентации. Формирование направленности личности связано с развитием самосознания и с переходом от внешних критериев оценки себя и своих действий к внутренним на основании собственных убеждений, ценностей и смыслов. Направленность личности обнаруживается в стиле мышления, поведения, отношений, общения и деятельности, в характере установок, ценностных ориентациях и целях. Сущность направленности – это не только «чего» хочет человек, но «почему» он этого хочет, то есть мотивы его поведения.

Ценностные ориентации – 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает её сплоченность (ценностно-ориентационное единство).

Потребность – это нужда в чём-либо, какое-либо беспокойство организма, переживаемое субъективно определённым чувством. Потребность порождает побуждение – ощущение недостатка в чём-либо, имеющее определённую направленность и цель. Источником активности человека являются потребности.

Мотив – осознанная потребность; а также 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; 4) то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.

Мотивация – совокупность осознанных потребностей (мотивов), вызывающая активность организма и определяющая доминирующую направленность личности.

Это процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели; это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «Мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявлениямотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявленияэмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т. п.) иустановок в поведении субъекта.

    Локализация контроля и каузальная атрибуция.

Каузальная атрибуция (от лат.cause– причина,atribucio– приписываю) – один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека – причинное объяснение его поступков. Каузальная атрибуция – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей, мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное – на развитие у человека способности предсказывать их. Если один человек знает причину поступка другого человека, то он не просто его может объяснить, но и предсказать, и это очень важно в общении и взаимодействии людей. Каузальная атрибуция одновременно выступает как потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений, так и его способность к такому пониманию. Каузальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей.

Начало изучению каузальной атрибуции было положено работой Ф. Хайдера «Психология межличностных отношений» (1958 г.). Одновременно в печати появились важные исследования по восприятию человека человеком, где были установлены эффекты влияния последовательности предъявления информации о человеке на его восприятие как личности, например, работы Г. Келли по теории личностных конструктов – устойчивых когнитивно-оценочных образований, представляющих собой систему понятий, сквозь призму которых человек воспринимает мир. Один человек склонен чаще обращаться к положительным характеристикам (положительным полюсам конструктов), другой – к отрицательным.

Личностные конструкты могут служить для предсказания поведения человека, его мотивационно-когнитивного объяснения (каузальная атрибуция). В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них – теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия, причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные – внутренними факторами.

Оказалось, что люди с большой готовностью приписывают причины наблюдаемых поступков личности устойчивым качествам того человека, который их совершает, чем независящим от человека внешним обстоятельствам. Причины своих поступков они объясняют наоборот. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки каузальной атрибуции» (И. Джоунс, 1979).

Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Самооценка включает в себя оценки разного рода. Оценка первого рода – это оценка своего внешнего облика и своих возможностей, продуктов своего труда, результатов своей деятельности. Это процессуальная оценка, в которой объект и субъект совмещены. Существует врождённая потребность в положительной оценке себя, всех своих сторон, и в самоуважении. Оценка второго рода – это оценка в себе интегрального образования selfevolution. Но интегральная самооценка не равна «Я-концепции», а познание себя – не равно самооценке. «Я-концепция» включает в себя интегрированные, устойчивые оценки, которые состоят из оценок-результатов (а не из процесса оценивания). Оценка третьего рода – это самооценка как свойство личности, обнаруживает себя не в оценочных процессах, а в выборе трудности задач – в уровне притязаний.

Уровень притязаний личности (англ. personal level of aspiration) – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Уровень притязаний может носить частный и общий характер. Частный характер уровня притязаний относится к достижениям в отдельных видах и областях деятельности или человеческих отношений. В его основе лежит самооценка в соответствующей области. Общий характер уровня притязаний относится ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого уровня притязаний лежит целостная оценка себя как личности. Понятие было введено К. Левиным и его учениками. Решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных. Уровень притязаний может быть адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенный уровень притязаний может стать источником аффекта неадекватности: конфликтов с другими людьми, с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности. Соответствие уровня притязаний возможностям человека – одно из условий гармоничного развития личности.

Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности создана и детально разработана американскими учеными Д. Макклелландом, Д. Аткинсоном и немецким ученым Х. Хекхаузеном. У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности. Активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т. е. берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценить свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний. Люди, мотивированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности, а при преобладании мотивации избегания неудачи – задачи, наиболее легкие и наиболее трудные.

Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, – падает. Индивиды, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, а изначально мотивированные на неудачу проявляют тенденцию избегания ее, желание больше к ней никогда не возвращаться. Люди, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на избегание неудачи, напротив, лучших результатов добиваются после успеха.

Вопросы для повторения

    Дайте определения индивида, человека, личности, индивидуальности.

    Расскажите об этапах «рождения личности».

    Какие стадии развития личности вы знаете?

    Назовите личностные характеристики.

    Что такое направленность личности, что такое роль?

    Какие механизмы формирования и развития личности вы знаете?

    Что такое мотивация, мотив, потребность, самооценка, локус контроля, ценностные ориентации, каузальная атрибуция?

    Какие теории личности и мотивации вы знаете?

    Что такое самоактуализация и персонализация?

Рис. 38. Мотивация (студентка Е. Кочерова, ЭиУ-329)

Рис. 39. Мотивация (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)

Рис. 40. «Личность» и «Мотивация» (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)

Рис. 41. «Личность» и «Мотивация» (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)

Loading...Loading...