Чем занимается иван в сказке конек горбунок. Характеристика братьев из сказки "Конек-горбунок": Данило, Гаврило и Иван

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Очень интересная тема, ни где не поднимавшаяся в виде альтернативы. Я, например, о ней вообще ни когда не знал. Оказывается, у Ивана Грозного был родной старший брат, как говорят сейчас, от первого брака его отца. Интересно что бы было, если бы после смерти Василия III, он заявил свои права на престол? Смута, почти на 100 лет раньше? И каков был бы её итог, если предположить, что Георгию таки удалось бы отвоевать престол у Ивана Грозного? Об этом предлагаю порассуждать в комментариях, а пока неизвестная история старшего брата Ивана Грозного.

Древний Суздаль громадным полукругом высокого берега Каменки обегает низину, на которой среди деревенских домиков вольно лежит старинный монастырь
Покрова Богородицы. Белокаменный собор с колокольней, каменные кельи для монашек да какие-то служебные помещения… Все это обнесено каменной стеной с невысокими башнями. Когда-то монастырь был знаменит на всю Россию, но потом потерял свое значение и стал чем-то вроде тюрьмы - сюда ссылали на вечное житье знатных женщин, о которых следовало забыть, да раскольниц «на исправление».
И еще монастырь был славен тем, что там когда-то томилась и умерла святая Соломония, которую в монастыре знали под именем Софии.
Сразу после революции монастырь закрыли, монашек кого арестовали, а кого просто выгнали на все четыре стороны. Долгие годы в монастыре были разные учреждения, а потом решили устроить туристический центр для иностранцев с барами, ресторанами и концертным залом. И только четыре года назад монастырь вернули Церкви, и сейчас в нем снова живут монашки.
Если сегодня туристы попадают в этот монастырь, они обычно спрашивают:
А кто такая эта Соломония? Русская или нет? Почему она святая?
- Святая женщина, русская царица, - отвечают монашки.
И оказывается, что не знаем мы такой царицы.


История эта началась еще при жизни великого московского государя Иоанна III. При нем Россия стала державой могучей, с которой уже считались в Европе. Сам Иоанн III женился на скрывавшейся в Риме дочери последнего византийского императора Софии Палеолог, женщине умной, властной, сделавшей немало для того, чтобы Московское княжество стало центром великого государства: она привезла с собой память о величии погибшей империи и хотела сделать Русь наследницей Византии. Ее окружали священники, художники, зодчие и философы. Москва должна была стать Третьим Римом.
Но как только Москва назвалась Третьим Римом, возникли трудности, ведь Русь унаследовала от Византии православие, а ее соседи были католиками. Иоанн отдал было свою дочь Елену за литовского князя Александра. Римский Папа потребовал, чтобы она перешла в католицизм, а отец из Москвы запретил наотрез. После этого скандала оказалось, что устраивать браки детям Иоанна нелегко. А очень хотелось, чтобы сын Иоанна и Софьи, Василий, нашел достойную невесту - ведь время шло, родители старели, а внучонка все не было.
Медленно тащились посольства в соседние страны, отстаивали в спорах византийскую веру монахи при посольствах, а невеста все не находилась. И вот когда старый Иоанн уже совсем занемог, решено было выбрать невесту по древнему византийскому обряду.
По всему государству были разосланы послы, которые привезли в Москву полторы тысячи самых красивых девушек, и из них по красоте, а не по знатности должен был выбрать молодой царь себе жену.

Василий выбрал Соломониду (принято называть ее Соломонией) Сабурову, девушку из незнатного рода. Невеста была красива и отличалась добрым характером.
На следующий год после свадьбы Иоанн умер. Василий принялся править Россией и делал это, как и положено великому князю Московскому.
В отличие от Софьи Палеолог, Соломонида в дела государственные не вмешивалась и жила у себя в тереме. И бы было хорошо, если бы не бездетность царицы. Шли годы, а ребенка у нее все не было.
Есть документы, в которых рассказано, как она искала всяких знахарей и колдунов, каких врачей выписывала - и все зря.
И так прошло почти двадцать лет.
А положение осложнялось тем, что у Василия было два брата. Старшего, Юрия, он не выносил и враждовал с ним. С младшим, Андреем, отношения были приличные, но взаимной любви братья друг к другу не испытывали.
Василию, которому уже было за сорок (возраст по тем временам солидный!), не хотелось оставлять престол Юрию, человеку ничтожному и неспособному к управлению государством.
Что делать? Разводиться с женой как советовали бояре? Но в России это не было принято, да и Соломониду жалко… И неизвестно, чем бы кончилась эта грустная история, если бы при дворе не появилась знатная литовская девица - княжна Елена Глинская, воспитанная по-европейски, красивая, умная… И государь в нее без памяти влюбился.
И вот тогда все проблемы, которые казались ему неразрешимыми, стали простыми.
- И для батюшки-царя я рожу богатыря, - наверное, сказала прекрасная Елена, если цитировать сказку Пушкина.
Царь пришел к Соломониде и заявил, что в интересах государства она должна постричься в монашки, а он женится на красавице.
Наверное, в то время Соломонида уже не была так красива, как прежде, но сдаваться она не собиралась.
Она заявила царю, что детей у них нет по его, а не по ее вине, что она скорее помрет, чем пойдет в монастырь.
А что происходило дальше, описано у разных авторов совершенно по-разному. Одни, которые писали для себя или своих друзей, рассказывали, какие жуткие сцены разыгрывались, когда бояре, ворвавшиеся к царице, стали срывать с нее одежды и обрезать чудесную косу. Царица билась, кричала, царапалась. Она была так неукротима, что дружок и верный лакей царя боярин Шигоня-Поджогин, который командовал этим издевательством над царицей, выхватил плеть и начал полосовать несчастную женщину…
Интересно, что в официальной летописи, которую составляли по приказу Василия, вся эта история изложена с придворным лицемерием: «…Великая княгиня Соломонида… начала молить государя, да позволит он ей облачиться в монашеские одежды. Царь же возражал: «Ну как я могу брак разорить и во второй вступить?» Княгиня же со слезами на глазах начала молить государя и митрополита…» И так далее. В общем, получается, что она умолила. Но в народе никто не поверил в сказку о добровольном разводе княгини. Даже сложили песню:

…Уж как царь на царицу прогневился,
Он ссылает царицу с очей дале,
Как в тот ли город Суздаль,
Как в тот ли монастырь во Покровской…

Вот куда - в глушь, в безвестье привезли царицу. И по повелению Василия монастырь обнесли каменной стеной с башнями по углам. А царь тут же отпраздновал свадьбу с литовской красавицей и так влюбился в нее, что даже из походов и поездок обязательно слал ей любовные письма, что для царей, согласитесь, необычно.


Но прошел год, два, три, а никакого сына у Елены Глинской не рождалось. И тогда по Руси поползли слухи, что права была Соломонида и не ее вина, а царя в том, что ребеночка у них не родилось. А вслед за слухами появились и другие. Что, оказывается, через несколько месяцев после того, как Соломониду под именем Софьи заточили в Суздале, у нее родился младенец. Рассказывали даже, что его окрестили и назвали Георгием.
Эти слухи дошли до государя. Можете себе представить, как противно ему было об этом слушать. Он послал в монастырь одного из своих бояр, чтобы проверить, нет ли за слухами какой толики правды.

Боярин приехал в монастырь. Но там все уже было готово. Ведь настоятельница и церковные чины Суздаля не верили в то, что развод Василия был законным, и продолжали считать Соломониду законной царицей. Первую проверочную комиссию они отправили обратно несолоно хлебавши. Прошло еще сколько-то времени, наследника от новой жены так и не появлялось, а слухи о царевиче Георгий распространялись все упорнее. Видно, и шпионы, оставленные в Суздале, тоже что-то прознали. В общем, туда приехала еще одна комиссия. Но к ее приезду монахини были готовы.
После долгих уговоров и переговоров царица наконец соблаговолила признать, что да, родила младенца, но он сразу помер.
И тогда же бояр отвели в усыпальницу под Покровским собором, где находились могилы многих сосланных в тот монастырь знатных особ. И там в углу боярам показали небольшую каменную плиту без надписи. И все поклялись, что под ней лежит младенец Георгий. Однако вскрывать могилу нельзя, потому что мальчик умер от оспы, которая считалась смертельной заразной болезнью.
С этой вестью комиссия вернулась в Москву и, конечно, радости царю, так и оставшемуся бездетным, не прибавила.
И тут, через четыре года бесплодного брака, Елена Глинская вдруг родила мальчика, которого назвали Иваном. Следом родился еще один мальчик, и его назвали Георгием, так же, как умершего старшего царевича, сына Соломониды.
Ничем, ровно ничем, ни нравом, ни внешностью, царевич Иван не был похож на отца… Впрочем, это уже чистой воды догадка. Еще через три года Василий умер, и мальчик Иван остался на престоле, окруженный боярами, которые ненавидели его мать и родственников. Он вырос в окружении злобы и предательства, и получился из него страшный тиран и убийца - Иван Грозный. А что же случилось с его старшим братом, настоящим наследником престола?

Уж очень вовремя он умер. Эта тайна не разгадана и по сей день. Но существуют странные исторические факты, которые позволяют усомниться в том, что все было так, как принято считать.
Известно, что Иван Грозный никогда не верил в смерть брата и, когда вырос, искал его. И даже есть версия, что ему удалось выследить сына Соломониды и убить его. Но если он смог его убить, значит, не тот мальчик был похоронен в безымянной детской могиле среди монахинь Покровского монастыря?
В 1934 году усыпальницу под Покровским собором решено было ликвидировать. В те годы отношение к могилам знати, монахов, да и вообще памятникам христианства, было варварским. Могилы раскапывали, осматривали, кто похоронен, а потом уничтожали. Дошла очередь и до забытой детской могилки в углу подземелья. Рядом с могилой Соломониды Сабуровой.
Отодвинули плиту и обнаружили деревянную колоду - именно в таких долбленых колодах хоронили детей, а часто и взрослых в XVI веке. Колода была густо обмазана известью. Так делали, если человек умирал от заразной болезни. А в колоде обнаружилась тряпичная кукла размером с младенца. Кукла была одета в истлевшую, драгоценную по тем временам шелковую сорочку и завернута в пеленку, расшитую жемчугом.
Теперь попробуем порассуждать.
Допустим, что в женском монастыре случилось невероятное - родился и умер ребеночек. Тогда его тайно хоронят, возможно, даже за стеной монастыря.
Но зачем и кому могло понадобиться класть плиту на могилу куклы в драгоценной одежде?
Объяснение тут одно: кто-то должен был поверить, что похоронили настоящего младенца.
А на самом деле младенец остался жив.
А дальше… Документов нет. Осталось лишь написать исторический роман. В нем царем Руси становился бы Георгий - и Русь избавилась бы от многих страданий…
К сожалению, история не знает слова «если»…

PS. Прям таки и не знает…

Описание игры: В игре участвуют три команды, которые придумывают названия, соответствующие теме игры. Это могут быть такие, как «Перо Жар-птицы», «Конек-Горбунок» и другие. Команды отвечают на вопросы конкурсов по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

ХОД ИГРЫ.

Учитель . Петр Павлович Ершов – один из самых знаменитых писателей. Он прославился одной своей сказкой – сказкой «Конек-Горбунок». По своей значимости и популярности она превзошла многие произведения литературы. Сказка Ершова, как и сказки А.С.Пушкина, написана в стихах. О своей сказке сам автор, несмотря на успех, отозвался очень скромно: «На «Коньке-Горбунке» воочию сбывается русская пословица: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга в том, что мне удалось попасть в народную жилу». Однако критика и читатели оценили заслуги автора по-другому, отметив близость сказки к народному творчеству и по содержанию, и по красоте, поэтичности народного языка, и по точности изображения деталей быта.

Вопросы.

1. Прочитай начало сказки наизусть. («Начинается сказка сказываться. За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле Жил старик в одном селе.»)
2. Сколько детей было у крестьянина? (У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак .)
3. Какую сельскохозяйственную культуру выращивали братья? (Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу. )

Конкурс «Узнай героя»

Представителям каждой команды вручается конверты с карточкой, содержащие описание героя из сказки «Конек-Горбунок»:

А) Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он об братьях, об отце
В государевом дворце.

Б) К… та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива – в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.

В) Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Ответы: А) Иван-дурак, Б) Кобылица; В) Конек-Горбунок

Конкурс «Подскажи словечко»

Вставить пропущенные слова в строку стихотворения:

А) Двух коней, коль хошь, ….,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за черную, слышь, бабку.

Б) На земле и под землей
Он … будет твой;
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет;
В голод хлебом угостит,
В жажду медом напоит.

В) «Вдруг приходит …сам
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то что те плошки!»

Ответы: а) продай б) товарищ в) дьявол.

«Говорят герои»

Определите, кто и кому так говорил.

А) «Посмотри, каких красивых
Двух коней золотогривых
Наш дурак себе достал:
Ты и слыхом не слыхал».

Б) «… Ну, брат,
Пара нашим не дается;
Делать нечего, придется
Во дворце тебе служить.
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю».

В) «…Помилуй!
Вот те истинный Христос,
Справедлив мой, царь, донос.
Наш Иван, то всякий знает,
От тебя, отец, скрывает,
Но не злато, не сребро –
Жароптицево перо…»

А) Вот Данило в дом бежит
И Гавриле говорит:

Б) Царь отправился назад,
Говорит ему (Ивану):

В) Спальник наш, собравшись с силой,
Говорит царю.

Конкурс «Чье это жилище?»

А) Что за поле! Зелень тут
Словно камень-изумруд;
Ветерок над нею веет,
Так вот искорки и сеет;
А по зелени цветы
Несказанной красоты.
Посреди же той поляны,
Словно облачные станы,
Возвышается гора
Вся из чистого сребра.
Солнце летними лучами
Красит всю ее зарями,
В сгибах золотом бежит,
На вербах свечой горит.

Б) Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке
И серебряным веслом
Самолично правит в нём;
Разны песни попевает
И на гусельцах играет…

В) Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.

А) поляна Жар-птиц
Б) прекрасная Царь-девица
В) чудо-юдо рыба-кит.

Конкурс «Заполни кроссворд»

По горизонтали:

1. Как называется сказка П.П.Ершова? (Конек-Горбунок)
3. Какая вещь царь-девицы хранилась в океане? (перстень )
6. Сколько горбов у конька горбунка? (два)
8. Как зовут старшего брата Ивана? (Данило)
9. Кем является месяц для красавицы царь-девицы? (мать)

По вертикали:

2. На ком хотел жениться царь-отец в сказке? (царь-девица)
4. Как зовут среднего брата Ивана? (Гаврило)
5. Куда Иван поместил кобылицу? (балаган, т.е. сарай)
7. Синоним слова СОДОМ. (беспорядок)
6. Сколько лет страдает чудо-юдо рыба-кит? (десять)
10. Кем является солнце для красавицы царь-девицы? (брат)

Конкурс «Толковый словарь»

В сказке встречаются необычные слова. От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает «перевести» «народные» слова на современный русский язык. Задание выполняется устно или письменно на доске.

Задание 1 . Яхонт, седмица, бояре, басурманить, тишком, школить. (рубин и сапфир, воскресенье, знатные дворяне, обращать в чужую веру, тихо и незаметно, учить).

Задание 2. Сенник,соглядать, несподручно, малахай, буерак, трепак. (сеновал; подсмотреть, увидеть; неудобно, трудно; длинная, широкая одежда без пояса; овраг, русский народный танец)

Задание 3. Обнова, курево, станичники, давёж, сафьян, порука. (новая вещь; , огонь, костер; разбойники; давка, теснота; мягкая, дорогая кожа; ручательство, подтверждение).

Подведение итогов игры.

«Легенда о Великом Инквизиторе»

Розанов исчерпывающе высказался о церквях. Поэтому мы не станем развивать тут идеи о критике в «Легенде» католицизма — они ясны. У Достоевского, мне кажется, сквозит мысль о церкви как неизбежном искажении Божественного завета. Христос заменен Инквизитором, наверное, речь тут идет не только о католицизме.

Что такое эта свобода, которую обещал Христос? Это свобода каждого, а тут паства, стадо… Конечно, слово «стадо мое» есть в Евангелиях, однако это же метафора?.. И я вижу, что все церкви вместо абсолютно свободного объединения верующих в духовном храме пришли к канонизированному (следовательно, уже насильственному) объединению формальных прихожан в учреждении … Впрочем, это так, отступление.

Речь Ивана — как всегда у нашего автора, — только внешне безумна, внутренне она строго логична: от частных случаев, от детских мук и слез матерей он переходит к самой церкви как коренному факту духовного мироздания, от трагичной лжи неверующих тиранов к лжи продуманной и страшной самого главного пастыря: Инквизитора. Который сознательно, в соответствии с законами мира сего, заменил, исказил учение, поставил его с ног на голову (для удобства и простоты).

Тут уместно немного отвлечься от главной темы и поставить вопрос о системе образов. Из четырех братьев: Иван каким-то странным образом связан с Смердяковым, словно это его тень? А, точнее, проекция? Третье предположение, что это как бы материал, и по материалу в данном случае можно судить и об идее… Смердяков — низшее, прах, Иван — мучительная мысль, Дмитрий — страдающая душа, и завершает этот ряд Алеша. Он является неким связующим, гармонизирующим началом. Митя и Иван совершенно несовместимы, они чужие. Тут значима и ненависть Мити к Смердякову — и ответные ненависть и животный ужас лакея.

Три начала: Алеша — начало ангельское, сходящее в мир, он придет к Богу… Митя, разрывающийся в противоречиях, кричащий, ломающий душу свою, но все же ему суждено в этих искренних метаниях преодолеть свою «подлость», карамазовское начало: запутавшийся, но искренний этот человек узрит Бога. Иван — это путь логики и здравого смысла, самый некудышный. Это путь разделения (значит — сатаны), отделения якобы верного от неверного, анализа, забвения основного религиозного чувства. Такой человек должен погибнуть. Возможно, это основная идея образа Ивана Карамазова в романе. В написанных главах…

Меня спросили: в чем его главная ошибка? В том, что он ищет в мире опровержения Бога, а не наоборот.

Все четыре брата — одно Лицо, четыре ипостаси, четыре уровня сознания, и идея сокрушительная и страшная бродит по всем уровням, и мы получаем реконструкцию современного сознания.

И страшновато становится глядеть, как Карамазовы ворочают эти идеи. Ведь тут какое-то вечное, стихийное познание смысла жизни: вот, один сказал, что Бога нет и все позволено, другой сделал: убил. Причем, ясно, что и убил-то нелепо, бездушно и бездумно, и сам, сама, даже точнее, природа его ужаснулась! Так, ища выхода, страшная идея сокрушает судьбы, замутняет души, но держать ее в себе невозможно: это хуже гораздо!

Блажен одинокий мыслитель, который в тиши вынашивал свои маленькие идейки, свои сарказмы и анекдоты, и никогда не желал выйти с ними к людям — Боже упаси! — наслаждался своими писаниями и большего не желал. Почему так? Наверное, по многим причинам: может, душонка у него была слабая, порывы личные, вопросы поднимал он такие маленькие, крохотные, что до них многим и дела нету… Сидел и перебирал свои ощущения, лепил, так сказать, красоту — и кто знает, может, в иной день на эту красоту упадет луч солнца и выхватит из тьмы гения?!

Но горе тому, кто видит всю низость — свою, других, — и не может не выразить ее, и черпает страшно глубоко, так что вынужден выворачивать это перед всеми и всем в лицо бросать комья грязи! Не может молчать — тоска разорвет грудь. Нет, пожалуй, гении-то из этих. И пусть ни у кого не повернется язык обвинить их — ни в едином слове!

А чем симпатичен Иван Федорович, как не этим! Сравним его хоть на минуту, хоть по одной сцене, с Ракитиным, который утверждает, что люди придут к счастью и равенству, и братству «и без Бога», просто так. А вот Иван, по словам честного Алеши, на миллионы не польстится — добавлю: как и на равенство и братство! — но ему надо до конца дойти в мысли своей.

Он резок и конкретен.

— Иван, говори: есть Бог?..
— Нет.

Бога нет и черта нет — типичный ход современного сознания. Но что же лучше: вилять и утешаться парадоксами или отдать себе отчет в конкретном своем духовном здоровье или болезни? Тут ведь есть некая честность и смелость, и они-то для Достоевского гораздо важнее высоких принципов и трескотни, которые все равно человеку не помогут — только навредят.

Однако тут и опасность. Ох, как опасна правда! Она бывает хуже ножа, и это отлично понимает старик Карамазов, который после избиения сыном своим Дмитрием вдруг признается растерянному Алеше, что больше всех боится Ивана!

Я хочу сказать несколько слов о ухищрениях мирской логики Ивана как прообразе многих попыток лжи и софистики, к которым мы уже так привыкли. Например, его восприятие толпы как индикатора истины: вот, они готовы сжечь Христа еще раз, и еще сотни раз, чтобы потом снова раскаяться; значит, народ не верует, не может веровать, божественная гармония — блеф. Однако толпа всегда — стадо. Она всегда темна и необразованна, как Инквизитор всегда — циничен. Однако из этого нельзя делать выводов о вечной тупости людей и их неспособности вместить Божью премудрость.

Эта мирская логика вечно опровергает святыни. Для нее, логики, главная опасность, по сути, не в несообразности бытия, не в жестокостях или катастрофах, но именно в существовании святынь, потому что они отменяют — ее.

А Розанов (я не считаю, что он гений – просто жрец мирской логики) указывает, что Инквизитор «гениально понял психический строй человека». Человек жаждет покоя. И хлеба. И все. Но это пошло — а можно ли понять пошлость «гениально»? Конечно, большинство людей жаждет именно «хлеба и зрелищ», и не надо никакой гениальности, чтобы это постичь, однако суть человека , суть его духовной природы — в обратном, и количественные доводы тут — еще один (старый, как мир) пример мирской логики.

Христос не шел от «глубочайшего проникновения в психическую природу человека» , но от веры в человека. Да — от веры в этого вот, жестокого и заблудшего, грешника и мытаря, и блудника, потому что вера в Бога и вера в человека — две стороны одного явления, и одно невозможно без другого. В этом тайна — одна из тайн Христа, тайна Его раздражения и отчаяния, тайна случая с сожженной смоковницей и мн. др.

Наша вера, наше упование — есть залог нашего спасения, да и само это спасение проявляется уже в процессе веры, потому что каждый истинно верующий понимает эти слова: вера это сложный процесс эволюции человека, который сам по себе — уже награда. Конечно, есть более простой путь: объяснить своими расстройствами и недостатками психического устройства невозможность ничего делать.

По «Легенде», Бог не знает природы человека. Но встает такой вопрос: а должен ли Бог исходить из природы человека — или наоборот? — Он должен исходить из своей природы, поскольку ведь она первична?! И более того, наша природа не автономна, но есть производное от природы божественной, и если не признавать этого, то лучше вообще закончить разговор на подобные темы! (Именно тут наш великий «бытовик» Розанов и доказал, что человеческая природа для него есть окончательная и единственная реальность, а Бога он понимает как идею лишь — хотя и написал о Нем столько слов.)

Задача Христа в том и заключалась, чтобы изменить нашу природу. В течение двух тысячелетий Он именно это и делал с помощью лучших из нас. Я понимаю свою духовную задачу именно в изменении моей и — по возможности, — природы других людей. Я потому именно и упоминаю тут столько раз имя Розанова (а не Леонтьева или Мережковского — хотя там интереснее в сто раз), что хочу указать: для Розанова, Инквизитор прав , он и есть герой легенды Ивана Карамазова, которой Розанов придал слишком «великое» значение, в то время как для самого Достоевского она несомненно имела лишь постановочный характер.

Нельзя (как Розанов) всерьез воспринимать эту легенду как активное и жизнеспособное религиозное мировоззрение, и его указание, что когда-нибудь ее «смогут опровергнуть», еще раз доказывает, как высоко он ценит «диалектику Ивана», но опровергнуть эту диалектику (как и всякую иную) ничего не стоит. Мы тут, например, и не ставили такой задачи. Нам хочется только заглянуть в будущее, в ненаписанное, прочувствовать эти светы, которые уже — вот что жалко! — никогда не зажгутся…

Интересно то, что в доводе en contra у Достоевского так прозрачно и гениально просвечивают доводы pro. Я не имею в виду, что мы тут, например, все точно прочли. Они видны, они светят!

Итак, вопрос о роли церкви — главный теперь вопрос, которым нам предстоит заняться. Я уже написал, что понимаю церковь как сугубо духовное образование, которое может вполне эффективно существовать и без епископов, и без папы, и без церемоний, и без роскошных соборов и даже таинств, которым уделяется /и с полным основанием/ столько внимания. В культе как таковом нет ничего дурного или вредного: вредно и дурно, когда он заступает место веры. Но, может, это неизбежно ?

Одна идея не дает мне покоя. Может быть, та церковь, которую мы знаем, была установлена Промыслом Творца на это время, как начальная стадия; может, все те виды объединения людей вплоть до современных политических, теперь экономических и — все более — духовных союзов — это лишь путь, необходимые стадии для грядущего истинного объединения людей, всего человечества? Ведь к такому единству нужна привычка, и опыт. Вот если это так , тогда Творец действительно гениально провидит нашу несчастную природу.

Если так понимать этот вопрос, то и Инквизитор — лишь орудие в руках Бога, который смотрит на него кротко и с какой-то жалостью: несчастна и убога природа человека!

Восхищение легендой вызвало бы у самого Достоевского ироническую усмешку. Это, вообще, занятная тема: как люди не понимают текста и хвалят то, что хвалить не следует, а следует, возможно, размышлять, постигать… Вот, Иван рассказывает:

Страшный и умный дух, дух самоуничижения и небытия, великий дух говорил с тобой…

— он говорит это о сатане, и слова эти — юношеские, глупые и заносчивые. Ни гениальности, ни правды, ни поэзии нет в них вовсе. Сатану называет великим духом! А критики хвалят… Дальше, через три строки:

А, между тем, если было когда совершено на земле громовое чудо…

— и проч. — но в чем чудо? Слова пусты, трескотня. В самой стилистике «Легенды» заложен уже этот дух пустоты, сатанинская красота строк, по сути, ничего особенного не выражающих и призванных этими искусными узорами выразить лишь одну идею. В конце монолога Инквизитор указывает, что в трех вопросах все было угадано и предсказано: а что было угадано? Природа человека? Так, будто сатана не видал человека, и Иисус не знал его вовсе? Достоевскому не очень-то было нужно, чтобы «Легенда» потрясала читателя убедительностью художественной ткани.

Попутный нюанс: иногда писать громко и пошло — тоже может быть высоким искусством! Потому что в целом этот кусок великолепен, но великолепен именно этой пышностью, трескучей и парадоксальной логикой.

«Накорми, тогда и спрашивай с нас добродетели» — слишком знакомо. Достоевский тут задумывается над стремительным, мягко говоря, «прогрессом» общества, развитием экономики, неравенства, капитализма. Это пророчество. Ивану тут не положено было приводить современные «фактики», а то бы он не поскупился, однако антураж «Легенды» и так мрачный. Я вдруг подумал, с каким искусством Бог вынудил дьявола выбрать для испытания именно Иова из всех людей, и выиграл борьбу. Тут все наоборот: Иван приводит страшные и, конечно, уникальные примеры (травля ребенка собаками), а в своей поэме переносит действие в Испанию; там, вдали от реформаторов и гуманистов, он устраивает сатанинскую сцену с костром и еретиками…

Христос сказал: «Много званных, да мало избранных», таким образом, упрек в том, что за Ним не пойдут миллионы, — недоразумение. Однако вопрос о том, «что станет с миллионами… существ, которые не в силах будут пренебречь хлебом земным ради хлеба небесного?» интересен. Действительно, их слабость — вина? А Христу дороги лишь сильные? Церковь разработала способы покорять всех, и тем она, конечно же, современнее и выше Христа.

Так ли это?

Иван тут передергивает (это совершенно гениальное умение Достоевского передергивать в том, что он прекрасно понимает, изумительно!). «Блаженны нищие духом» — было первой заповедью Христа. С этих слов начинается Нагорная проповедь. В ней не говорится ни о сильных, ни о слабых — не это критерий избрания, — а нищие духом означает: умеющие уничижиться, осознать свою малость, неразвитость в масштабе стоящей нравственной и религиозной задачи. Это те, кто с чистым сердцем осознает великий Дух Спасителя, Его жертву и любовь, и изумятся, умилятся, станут кротки и готовы к длинному и трудному восхождению. Стать таким человеком может каждый. Им стал сотник у святого креста! Им стал разбойник, которому Господь пообещал, что он будет сегодня в раю! Однако кто и когда так понимал эту важнейшую заповедь? Ее исказили, как и слишком многое в учении.

Нищими духом нельзя стать совместно — это личное дело твоей души и религиозной совести. Поэтому католицизм в стремлении сбить стадо воедино не мог выдвигать подобные чистые нравственные задачи. «Общность » — вот ключевое слово, и во имя этой общности — любые жертвы! По букве — то, что завещал Христос («мое стало») Петру, на деле — все наоборот! Разумеется, речь тут идет не только (и не столько? — что нашему автору до них?) о католицизме…

«Без твердого представления, для чего ему жить…» и пр. выдвигает следующий тезис: цель, данная Христом, была слишком высока, отдаленна, туманна. Свобода выбора — страшное бремя. Люди его не смогли бы выдержать…

Не смогли бы ? Но кто это решил? Кто пытался — хоть раз единый! — дать им право свободного выбора, тотчас не запихивая их в загоны?! Возможно, люди покорились бы неизбежности такой высокой цели, как цель христианская, однако Божий промысел в том и состоял, чтобы вести их путем препятствий и испытаний. Сказано же: «Явятся многие и будут терзать вас во имя Мое…» — это не только о кострах: попы терзали нашу совесть, наш разум, запрещали мысль, порыв, чувство. Однако сегодня мы спокойно и твердо знаем: личность — это свобода выбора. Пусть свобода тяжка, гибельна и чем далее живем, тем труднее. Иного пути стать человеком нет. Иной путь — путь к муравейнику. Надо добавить ради нравственного урока, что этот выбор — высокого бремени или муравьиной суеты — всегда перед человеком в любом почти возрасте и социальной среде. И несомненно, что психология людей гонит и будет всегда гнать их в муравейники. Тут все очень просто: есть в человеке — дана ему Богом, сила высшая, чем психология.

С.Л. Франк при анализе «Легенды» гениально понял две демонические и отрицательные стихии в человеке: «детское блаженство» паствы и «свободное волнение духа» избранных, так что и Инквизитор, избранный нести бремя, и паства одинаково далеки от Христа… Тут происходит убийство человека.

Разумеется, — и как этого не понял такой человек, как Розанов? — вся «Легенда» дышит пафосом веры . Опровержение ее — изумительно интересная игра, слегка похожая на любовную… Ну, чего стоит, например, мысль Инквизитора о тайне! Зверь тайны, который будет охранять их собор — тут же изумительный намек на гениальную ясность завета! На соответствие его самым глубинным и самым простым душевным движениям людей!

С другой стороны, как тонко и даже неразличимо при первых чтениях Достоевский указывает на двуединый порок церкви: она обращает всех — к «тайне», т.е. обманывает всех, и сколько грусти в этих строках: почему, скажите мне, о, почему люди не могут принять ни одной великой идеи, не исказив ее суть, не вывернув ее наизнанку! И вот, Инквизитор завершает эту часть своей речи: люди отказываются от свободы, потому что они не понимают всего значения этого дара, не понимают, что этого дара нельзя отбить , дать, а надо завоевать самому (основная тема творчества Достоевского); и все нравственные понятия в церкви искажены, человек, ставший овцой стада, вполне конкретного земного стада, а не Его стада , смирится? Нет! И все романы Достоевского, начиная с «подпольного» человека, повествуют о восстании человека во имя неведомой, отнятой у него свободы — и его падении, и медленном постижении, что есть истинная свобода… Вот он, задумчивый Раскольников на каторге.

Очень интересна софистика о стремлении попов унизить людей — страшный парадокс тут! — ведь Он учил унизиться ради великого духовного возвышения, в гордыне унизиться, в пороке стать менее — а они, напротив, унижают душу человека, возвышая его в самомнении. Вот, он выходит, счастливый мещанин блоковский, довольный тем, что поцеловал три раза заплеванный пол церкви и тем самым снял с себя грехи навеки! Жизнь становится «детской игрой», где, в сущности, все можно:

…И мы разрешим им грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас, как дети..!

— и проч.

Путь возвышения человека, восстановления его чистоты и мощи они превратили в путь стирания личности, уничтожения — так что эти люди, столь любимые Христом, паства Его

…тихо угаснут во имя твое и за гробом обрящут только смерть

И последнее, что говорит Инквизитор: о исправлении подвига Христа. Можно ли исправить подвиг?!

В этом складном, мощно увлекающем потоке рассказа, с лукавыми намеками, эффектными вывертами и коленцами — он подобен радостной и неудержимой русской пляске, — вы так проникаетесь сознанием героя, от которого автор формально так отстранен! Тут ведь не одни идеи — тут художественная ткань так чувственно роскошна, так мощно дышит, что жизнь ощущается в биении и судороге!

Как жить: формулируя правильные идеи? Однако же откуда вы их возьмете — из записок старца? Как там благолепно и складно все, но чуть коснетесь истинной, «карамазовской» русской жизни — так и вляпались! Значит, надо беречься, не ступать сюда…, туда — никуда? Так, с чистыми-то зерцалами, останетесь убогим послушничком — и это тоже дурно, потому что где же эта жизнь-то, когда вы ее и не нюхали? Как же жить? Бросаясь в нее без страха, с открытым забралом, всеми чувствами впитывая ее соки, умом буравя ее толщу, «как власть имеющий», понимая, что чем ты сильнее и решительнее, тем глубже увязнешь, тем страшнее будут ошибки и — выше, необоримее конечное торжество познания.

Этот оптимизм в самом его слоге, в том, как симфонично, мощно разворачивается эпопея, как сильны, органичны и крепки характеры, как уверенно идут к своему.

Эта жизнь в его романах всегда встает в такой полноте и всеобъятности, что в ней как-то, на первый взгляд, все разорванно и порочно, и нет исхода — и даже по внешнему ряду: то вонючий подвал, то дверь с клеенкой у Мармеладовых, то заплеванные лестницы, желтые домишки унылого мещанского Петербурга, — кажется, ну, как тут человек может вообще выжить ?! Однако это первое впечатление от громадности охвата. Вдруг радость брызнула тонкой струйкой в сцене с Лизой, но этот свет такой силы и яркости, что вся картина каким-то волшебным образом преобразилась, и вот уже вера, какое-то ласковое, вздымающее над землею, теплое чувство…

И все многозначно! Вот, Иван рассказывает Алеше про Инквизитора, и как бы это (с одной стороны, вдруг понимаешь) для него не главное , а главное в том, что он брата испытать хочет, и себя тоже, и еще… ну, нужен ему этот брат Алеша! Вот вам и циничное совращение! И получает он эту помощь, братский христов поцелуй. Или как показано это оцепенение Ивана, коснувшегося хладных бездн безверия… Сколько оптимизма тут вспыхивает отдаленным заревом — и еще многое, многое!

О тайнах — вопрос гораздо более интересный, чем может представиться на первый взгляд. Эта мысль — о том, как просто сделать явное тайным и привлечь тем самым людей, — совершенно гениальна. Как много стало талантливых манипуляторов языка, поэтов, которые превратили его в изящную игру, и сколько милых тайн они сделали таковыми, чтобы потом открыть; они с удовольствием и со вздохом признаются, что они только жонглеры, что они играют лишь…

Сколько прелестных тайн девичьей: платочки, старые кружевца, скользнувший луч, мячик под кроватью — сколько маленьких сюрпризов; какие тонкие ощущения и ассоциации — где к месту, где нет, неважно. Потому что если воцаряется тайна, то надо просто немного замутить воду, набросать красивых листьев, и уже влечет, уже глубь… чудится. Не надо истинной — трагической и вечной, — красоты, веры — достаточно красивых картин на стене. Это же точь-в-точь слова Великого Инквизитора! И что ж теперь грустить о временах, когда «словом останавливали дождь!» — я и слово-то это написал с маленькой буквы! Да и может ли оно это делать?! Вмещает ли это душа человека! Нет, наша литература в лучших своих проявлениях что-то слишком напоминает этого героя Достоевского.

Легенду, таким образом, нельзя воспринимать как только тезис: он призывает антитезис, во имя антитезиса и написан. Потому два русских мальчика, уединенных «за перегородкой», понимают идею этой циничной легенды, однако они встанут в мощной волне бунта, духовного бунта против мира сего и всех его инквизиторов, будут путаться и ломать себе шею, однако никогда не встанут в стадо, никогда не склонят головы, пока будет хоть единая надежда стать пред лицо Божье.

III. ЛЮБОВЬ

Чего стоит личность? Состоявшаяся и героическая душа, верующая и любящая человечество?

Этот вопрос возникает в последующем разговоре братьев. Инквизитор, по Ивану, был именно таким, а потом увидел, что вокруг одни твари, все утопия, он почти одинок, и «вернулся и примкнул… к умным людям». Через три строки братья сошлись на том, что он «не верит в Бога, вот и весь его секрет». Как это понять?

Инквизитор шел традиционным путем, «акридами питался», однако акридов мало, чтобы уверовать и возжечь свою душу. Человек социален, и потому ему очень трудно остаться одному в вере — против мира. В том величайший грех — всемирно-исторический грех церкви, — что она есть догма, которую не в силах перейти верующая душа. Унификация веры чудовищна. Это похоже на унификацию душ.

Личность — это и моя личная ответственность, и принятие в себя целого мира . Вот когда человек не только утвердится в вере, но и примет в себя мир — с его грехами и бедами, страданиями и болью: примет не как Иван, не как саркастический сторонний наблюдатель, но как искренний и живой человек, вот тогда он не отречется. И его жизнь не будет цепью нелепостей: сначала акриды — потом костры…

Постижение жизни может быть разным. Грубо, двух видов. Сальери постигает ее тривиально: «разъял, как труп» — Моцарт постигает ее гениально, находя искры истой жизни и красоты в каком-то бездарном скрипаче или мимолетной мелодии: небо, земля, зелень, юмор, шутка, внезапный образ — все находит отзвук в гениальной душе. Иван постигает ее тривиально, мучится этим, и понимает, что так жить невозможно, что кончит он дурно, но что же делать, если дикая карамазовская сила, подлая и темная, не оставляет ему иного. Человек есть вечный пленник своего рода. О, сколько же сил над ним и в нем! Как же трудно ему порвать эти путы. Достоевский как никто иной показал весь трагизм, мрачную силу человека, решившего хоть шаг сделать — а все его герои делают хоть шаг во имя спасения, — но и то он показал, как мертво, пошло и дико протекает жизнь отрекшегося, убоявшегося пути .

Ивана несет вниз, к преступлению дикому, страшному — отцеубийству, о котором он даже не подозревал! Откуда — как — как ты это сделал? — сыпятся его растерянные вопросы Смердякову, потому что тут не вынашивающий свой план маньяк, тут не холодное самоубийство Ставрогина — тут, черт их подери! — как с неба упало!!!

Для Бога нет ничего дороже личности. Все сделано Им для того, чтобы она могла расти и зреть. Рассказаны великие притчи, даны прекрасные примеры: там человек и продавал свое первородство за чечевичную похлебку, и предавал и отрекался во имя великого Завета — боролся, ломал себя, но, через все проходя, все же верил, что ему суждено на этом свете увидеть истинный свет. К этому приходили все, кто мыслил и страдал. Почитайте стихотворение Пушкина «Странник». Знаете, с какой болью Демон произносит странные, дикие свои слова:

Хочу я с Богом помириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру…

и пр. — слова, объявленные Вл. Соловьевым бредом!

Возможна ли верующая толпа? Нет. То стадо, о котором нам говорит с евангельских страниц Христос, есть собрание самобытных личностей — посмотрите хотя бы, как своеобразны и неповторимы Его апостолы, и Он, совершеннейший, никогда не учил Фому во все веровать, а Филиппа — не бояться чуда. Великое терпение и упорство, и великую любовь имей в сердце, учитель, прежде чем ты рот открыл. Урок нам всем.

Однако это вовсе и не обожествление личности верующей и совершенной. В христианстве есть идеал недостижимый, и до Него дойти так трудно. Очень сложно совместить нам, братья, это сознание, что врата открыты, иди! — и понимание потрясающей душу сложности и неисповедимости этого несравненного пути, и невозможности достижения цели. Да, практически эта цель недостижима, однако в мире духа нет недостижимого. Далее идут тривиальные истины…

И тут каждый иди сам . Дело не в том, чтобы учить других, не надо воздействовать на них силой убеждения, не надо обращать! — это было очередным преступлением инквизиторов: обращали, чтобы потом можно было жечь!!! Сам иди , сам одолей хоть две ступеньки этой лестницы в небо, и кто-то уверует. Помни, что, в общем, это дело Божье, а не твое, не считай себя великим пастырем и пророком, если ты умеешь связать пару слов. О, сколько же тут премудрости — если оторваться, наконец, от страшных вопросов Ивана Карамазова и попытаться заглянуть далее, далее…

Ясно одно: не учить «массы», а создать личность — вот задача грядущей цивилизации. Опять и опять «Камень, отвергнутый строителями, станет главою угла». Но для этого столько надо! Искусство, социальный климат, экономика, политика — весь мир должен служить ей! – и это будет означать, что люди приблизились к решению религиозной задачи.

Поцелуй Христа и поцелуй Алеши. Великая любовь — это единственный аргумент к заблудшему. Учение Алеши произошло на наших глазах. Ни время, ни пространство, ни разность ипостасей ничего не меняют. Это единственный аргумент на земле, единственная программа, которую никому не дано опровергнуть.

Страшная, как смерть, дивная, необъяснимая, она проходит через все, обожествленная любовь к людям, через огонь и крест, поражения и презрение. Ее нельзя уничтожить, унизить — нельзя объяснить, а значит предугадать и победить. Она срывается и вдруг является, зажигая сердца, — и вот, распалось, стало пыль, что сегодня утром еще казалось прочным и убедительным.

Вся власть мира, все фарисеи, в сущности, только тем и заняты, чтобы уничтожить, ну, а если и не уничтожить, то чем-то заменить ее — любовь. Церковь проповедует ее — и часто тем самым уничтожает, впихивая в иерархические каноны, слова нужных в данном случае молитв. Но любовь непобедима догмой, она ломает все каноны и выливается внезапно, покорная только сердцу. И любовь Христа — самая высокая и совершенная, хотя даже хорошие писатели не понимают Его, изображая тихим и покорным. Они поняли многое в Нем — только не поняли Его любви.

Она могучая и сильная, она влекущая и властительная, она проходит через стены и не боится врагов. Она поднимает мертвых и спасает угасающие души, она вдруг обращает разбойника на кресте или богача в его покоях. Она позволяет видеть вашу душу , она активная и сильная, и вот этого в Христе многие не видят.

Алеша и идет в мир, чтобы увидеть все его многообразие, стать сильнее, научиться своей любящей душой переносить удары и не бояться их. Потому что на этой несчастной земле есть любовь, которая служит лишь алчи и похоти; есть иная любовь, которая завязывает новые узлы жизни — рождает человеков: эта любовь призвана спасти человечество.

И только она делает человека зрячим. Он начинает видеть истину, и души людей открываются перед ним, и секреты великих слов. Это то самое, что имел в виду царь Давид, когда в красивейшем псалме пел о том, что более всего на свете он желал бы узреть лицо Бога , страшное, запретное — сказано же было! — но умеющее открыться неимоверной и великой любви!

Однако у Достоевского истинная любовь не живет в человеке отдельно, как некий дар, упакованный в небесные ризы — она слита со всем существом человека, противоречива и трагична. И Алеша, например, такой добрый и светлый, тоже — Карамазов, и ему предстояло бороться с этой карамазовщиной, с этим духом земли, тьмой в сердце. Неуловимо и страшно в человеке сходятся вершины с безднами…

Преображение в небесной любви — вот в чем увидят они смысл жизни.

Именно в этом залог силы человека, именно поэтому он может победить сатану. Сатана всесилен, в его руках тайные нити наших судеб, он владеет мирами, а слабый человек может победить его?! Да . Потому что сатана не знает любви. Он одноглазый циклоп, да и единственный его глаз смотрит в землю. Прочь от земли, душа — и за тобой победа. Потому что здесь сатана будет снова и снова предлагать тебе свои искушения. Будет соблазнять чудом — и ты поверишь, но это будет страх перед чудом, а не любовь. Или в авторитет, власть, но это тоже будет страх. Любовь каждый раз будет чудесно перерождаться: прекрасная царевна — в уродливую лягушку!

Я долго думал, зачем являются к Нему ангелы после искушения… Они нужны Ему потому, что они являют небесную любовь . И с этой великой любовью он говорит свою Нагорную проповедь людям. Я только одного не могу понять: что ощущал Он, впервые узрев эту бездну между такой великой любовью — и такими убогими душами там, внизу…

Любовь не есть нечто данное, и мне кажется, мы не совсем понимаем ее природу. Мы говорим: «Нет у него любви» или «есть у него любовь», и это мне кажется одним из неосознанных штампов. Ею нельзя владеть, ее нельзя вместить. Можно войти в ее поток. Она, любовь, у Бога, она дарована нам, она неизмеримо выше нас и нашей возможности вместить ее и потому меняет нас, делает чище, сильнее. Осознать это, постичь, насколько мы ниже, несовершеннее, значит понять свой путь, понять свою высшую природу. И тогда мы будем служить любви, а не управлять ею, не делать ее игрушкой, предметом в руках жонглера, но путеводной звездой считать ее, спасением и целью жизни. Этому учит религия христианства.

Выводы из этой постановки необъятны. Любая систематика, схоластическая игра с категориями мало пригодна для человеческого употребления, и германский дух потратил много сил напрасно — как и романский, развивший религию разума, а не религию любви. Объединение людей при помощи интеллектуальной схемы или разумной системы одинаково ограниченно и не во Христе. И любая литературная критика, которая занимается не нравственной проблемой, а, скажем, социальной, философской, мало нужна людям. Тем прекрасны работы наших философов начала века.

Любви Христовой не отрицает никто: одни верят в Него, другие — как брат Иван — нет, однако вот, и он включил самым эффектным эпизодом своей поэмы поцелуй Христа — любовь Христову, которая для него — вовсе не реальность, но некая мистическая субстанция, тайна. Однако и он понимает, что если убрать эту тайну, то жизнь человека станет кошмаром.

Наша задача: понять, осознать, прочувствовать эту любовь, постичь, возможен ли ее приход в мир, как, кто может тому способствовать. Вся наша литература должна заниматься именно этой задачей. Иначе, зачем она нужна?

Он немного подождал, глядя вслед брату. Почему-то заприметил вдруг, что брат Иван идет, как-то раскачиваясь, и что у него правое плечо, если сзади глядеть, кажется значительно ниже левого. Никогда он этого не замечал прежде… (332)

Достоевский предпочитает так, совершенно незаметно для поверхностного взгляда, показать нам начало процесса, который приведет к гибели Ивана. Искажение его образа уже началось…

Интересен и конец 3-й главы: Алеша забыл о религиозном долге (спасать Дмитрия), семейных обязательствах: долг отстоять в себе эту любовь выше всех иных. Сохранить душу свою — или потерять весь мир.

В. Розанов. Легенда о Великом инквизиторе

"Загадки Конька – Горбунка": письменная викторина по сказке П.П. Ершова.

Вопросы и ответы.

I. «Говори, да правду только»:

  1. Чем кобылица отблагодарила Ивана?
    - Родила ему двух златогривых коней и Конька - Горбунка.
  2. По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?
    - Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю.
  3. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле?
    - Перо Жар - птицы.
  4. Как звали братьев Ивана?
    - Данила и Гаврила.
  5. За какую цену Иван продал златогривых коней?
    - 10 шапок серебра и ещё 5 рублей.
  6. Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?
    - Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место.
  7. За что был наказан рыба-кит?
    - За то, что проглотил 3 десятка кораблей.
  8. Где лежал перстень Царь-девицы?
    - На дне морском в красном сундучке.
  9. Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь?
    - Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом.


II. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

  1. Сколько сказок написал П.П. Ершов?
    • много.
  2. Где родился П.П. Ершов?
    • В Москве;
    • В Петербурге;
    • В Сибири.
  3. Какой срок царь дал Ивану, чтобы он добыл жар-птицу?
    • 3 дня;
    • 3недели;
    • 3 месяца.
  4. Какого цвета были златогривые кони, сыновья кобылицы?
    • Белого;
    • Вороного;
    • Серого.
  5. Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю?
    • 1 раз;
    • 2 раза;
    • 3 раза.
  6. Кто нашёл сундучок с перстнем Царь-девицы?
    • Осетры;
    • Дельфины;
    • Ёрш.
  7. Сколько лет рыба-кит не мог получить прощение?


III. Старинные слова.

Объясни значение подчёркнутых старинных слов:

  1. «Гости! Лавки отпирайте,
    Покупайте, продавайте!»
    (Гости - купцы, торговцы.)

  • «Тут Иван с печи слезает,
    Малахай свой надевает.»
    (Малахай - широкая одежда без пояса.)
  • «Вот неделей через пять
    Начал спальник примечать.»
    (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

  • «Вот люблю дружка Ванюшу,
    Взвеселил мою ты душу,
    И на радости такой -
    Будь же царский стремянной!»
    (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)

  • «Царь кричит на весь базар:
    «Ахти, батюшки, пожар!
    Эй, решёточных сзывайте!
    Заливайте, заливайте!»
    (Решёточные - пожарные.)

  • «Постой немножко,
    Прикажи сперва окошко
    В почивальне затворить…»
    (Почивальня - спальня.)

  • IV. Хитрые вопросики:

    1. Какого роста был Конёк-Горбунок (в современных мерах длины)?
      - 13,35 см, так как он ростом 3 вершка, а 1 вершок = 4,45 см
    2. Назови любимое занятие Ивана.
      - Петь и спать.
    3. Сколько лет было царю?
      - 70.
    4. Какого цвета была златогривая кобылица?
      - Белая ("как зимний снег, бела.")
    5. Сколько лет было Царь-девице?
      - 15.
    6. Как звали отца Ивана?
      - Пётр.
    7. Назови мать и брата Царь-девицы
      - Месяц/Луна - мать, Солнце - брат.


    V. Чьи это слова?

    1. Всю я ноченьку не спал;
      На моё ж притом несчастье
      Было страшное ненастье!
      Дождь вот так ливмя и лил…
      (Старшего брата Данилы.)

    2. Ну, Иван, - ему сказала -
      Коль сумел ты усидеть,
      Так тебе мной и владеть.
      (Кобылицы.)

    3. Я с повинной головою,
      Царь, явился пред тобою,
      Не вели меня казнить,
      Прикажи мне говорить.
      (Спальника.)

    4. Но, сказать тебе по дружбе,
      Это – службишка, не служба.
      (Конька - Горбунка.)

    5. Коль себя не пожалеешь,
      Ты опять помолодеешь.
      (Царь - девицы.)

    6. Будьте милостивы, братцы,
      Дайте чуточку подраться.
      (Ерша.)


    VI. Подумай и ответь: Вопросы и самые интересные ответы наших читателей.

    1. Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём?
      Доброта, смелость, умение признавать свои ошибки, умение прощать (братьев, кобылицу), откровенность, бескорыстие, забота о других, умение дружить (Горышнева Тамара, 3 кл.); хитрость, остроумность, ловкость, смелость, стремление к цели (Рождественская Катя, 5 кл.); упорство, находчивость (Миклина Катя, 5 кл.); ум, потому что Иван на самом деле был умным (Семкиева Майя, 5 кл.); страх (Коршунова Даниэла, 5 кл.); неунывание, житейский ум (Жуковская Люда, 4 кл.); смекалка (Авдеенков Володя, 5кл.); проворство (Тихомирова Вика, 4 кл.); шустрость, смышлёность(Коктева Вика, 5 кл.).
    2. Чем тебе нравится (или не нравится) Конёк-Горбунок?
      Нравится тем, что он: добрый, умный, бескорыстный, хороший друг, прощает Ивана, радуется за него, утешает в беде, всегда помогает (Горышнева Тамара, 3 кл.); всегда выручает своего хозяина (Миклина Катя, 5 кл.); преданный и верный (Коршунова Даниэла, 5 кл.); всегда помогает своему другу и хочет, чтобы он стал царём (Гасанова Сабина, 5 кл.); симпатичный, маленького роста и этим он помог Ивану в решении задачек царя (Рождественская Катя, 5 кл.); преданный друг (Сальникова Ульяна, 4 кл.); маленький, но резвый, с золотой гривой, чёрненький. (Тихомирова Вика, 4 кл.).
    3. Похожа ли сказка о Коньке-Горбунке на русские народные сказки? Если да, то чем именно похожа?
      Большинство участников викторины решили, что похожа, а именно: Началом и концом (Рождественская Катя, Миклина Катя, Авдеенков Володя); тем, что добро в сказке побеждает зло (Горышнева Тамара, Гасанова Сабина, Коршунова Даниэла, Жуковская Люда, Авдеенков Володя); троекратными повторами: 3 котла, 3 брата, 3 коня, 3 испытания (Горышнева Тамара, Рождественская Катя, Жуковская Люда); тем, что в ней действуют волшебные герои и вещи, Иван - младший брат и как бы дурак, но он главный герой, хороший человек и в конце награждён за доброту, смелость и честность (Горышнева Тамара, 3кл.).



    ЕЛЕНА ШИТИКОВА
    Викторина по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» часть 1

    Цель : Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Петра Павловича Ершова и его сказке «Конёк-горбунок» .

    Задачи :

    Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.

    Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.

    Воспитывать интерес к художественной литературе.

    Повышение эмоционального настроя.

    Предварительная работа : знакомство с писателем. Знакомство со сказкой : чтение и пересказ , рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки . Подготовить грамоты, призы, рисунки детей по сказке .

    Зал оформлен рисунками детей. Установлена мультимедиа, ширма для кукольного театра. Участвуют команды по 10 детей из каждого детского сада, остальные болельщики.

    Слайд №1 (конек-горбунок )

    Ход викторины:

    Слайд №2 (П. П. Ершов )

    Вед : Каждый год мы отмечаем знаменательные события и даты. В 2015 г. исполняется 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова . Всем известна сказка «Конек-горбунок » (1834 г., которой год назад исполнилось 180лет. Поэт и сказочник П . П. Ершов , наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.

    Слайд №3 (обложка книги)

    За горами, за лесами,

    За широкими морями,

    Не на небе – на земле

    Жил старик в одном селе…

    Так начинается сказка «Конек-Горбунок . Эта сказка известна всем . Ее издают на английском, французском, немецком, польском и даже на японском языках! Бесспорно, она украшает русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей. Это произведение смело можно назвать сказочной энциклопедией русского народа.

    Девятнадцатилетним студентом написал Петр Ершов эту удивительную сказку . На создание «Конька-Горбунка» Ершова вдохновили появившиеся в то время волшебные сказки А . С. Пушкина. Впоследствии Александр Сергеевич высоко оценил сказку Ершова ,написав автору : «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!» Со временем сказка «Конек-Горбунок » завоевала сердца читателей всей России.

    Слайд№ 4 (заставка викторина )

    И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие с героями этой сказки . Активными участниками нашей викторины являются команда «___» (аплодисменты, «___» (аплодисменты) и «___» (аплодисменты) . (команды садятся полукругом за столы, болельщики по обе стороны зала, стол жури за командами.) Все остальные – активные болельщики. Болельщики покажите, как вы умеете хлопать, топать. Молодцы! Хлопаем на правильный ответ команды, топаем на неверный ответ. Самые ответственные гости –это наше жюри в составе :

    Поприветствуем их аплодисментами.

    А команды приступают к первому заданию.

    Слайд №5 (картинка по сказке )

    1тур «Разминка»

    Предлагаю вспомнить сюжет сказки «Конек-горбунок » , для этого командам надо поочередно отвечать на мои вопросы. Если команда дает неправильный ответ. Вопрос переходит к соперникам. Готовы?

    1. Сколько братьев было у Ивана и как их звали? (Два. Данила и Гаврила)

    2. Чем занимались Иван с братьями (Сеяли и продавали пшеницу)

    3. Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? (Один закопался в сене, а другой «ходил дозором у соседки под забором» )

    4. Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? (Белую кобылицу с золотой гривой; сказал , что дьявол воровал их пшеницу)

    5. Сколько коней было у Ивана , и откуда они взялись? (Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица)

    6. Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? (Догнал братьев, укравших у Ивана коней )

    7. Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? (Перо Жар-птицы)

    8. Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? (Завернул в тряпицу и в шапку спрятал)

    9. Кто и почём купил златогривых коней у Ивана ? (Царь, за 10 шапок серебра)

    10. Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? (Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались)

    11. Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? (Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана)

    12. Какое первое задание царь дал Ивану? (Поймать жар-птицу)

    13. Где Иван ловил Жар-птицу? (На горе из серебра)

    14. Какое второе задание дал царь Ивану? (Найти и привезти Царь-девицу)

    15. Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? (На океяне; два раза)

    16. На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? (На шлюпке; на гуслях)

    17. Чем Иван заманил Царь-девицу? (Золотым шатром с угощением)

    18. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? (Уснул)

    19. Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? (Колол себя острыми гвоздями и камнями)

    20. Какое третье задание царь дал Ивану? (Достать перстень Царь-девицы со дна океана)

    21. Кто помог Ивану найти перстень на дне океана (Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш)

    22. Кто были родственники Царь-девицы? (Мать-Месяц (Луна, брат-Солнце)

    23. За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? (За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей)

    24. Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? (Дать свободу кораблям)

    25. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? (Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах : кипятке, в кипящем молоке, студёной воде)

    26. Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? (Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул)

    27. Что стало с царём и с Иваном? (Царь, сварился, а Иван стал красавцем)

    На этом первый тур закончен. Уважаемое жури подводит итоги первого ура.

    Слайд№6 (картинка жар-птицы)

    А вас, прошу внимания.

    Я узнал, что ты Жар-птицу

    В нашу царскую светлицу,

    Если б вздумал приказать,

    Похваляешься достать.

    Ну, смотри ж, не отпирайся

    И достать ее старайся".

    Тут Иван волчком вскочил.

    "Я того не говорил! -

    Закричал он утираясь. -

    О пере не запираюсь,

    Но о птице, как ты хошь,

    Ты напраслину ведешь".

    Царь,затрясши бородою :

    "Что? Рядиться мне с тобою! -

    Закричал он. - Но смотри,

    Если ты недели в три

    Не достанешь мне Жар-птицу

    В нашу царскую светлицу,

    То, клянуся бородой,

    Ты поплатишься со мной….

    Слайд №7 (жар-птица)

    В : Предлагаю помочь Ивану. А следующим заданием нашей викторина будет конкурс «Собрать картинку жар-птицы из пазлов» (на время по 2-3 участника )

    Слайд№8 (герои сказок )

    «Кто герои ты узнаешь,

    Коль загадку отгадаешь»

    (картинки с героями появляются на экране после отгадки)

    Кому принадлежат слова :

    1.«Эй вы, сонные тетери!

    Отпирайте брату двери,

    Под дождем я весь промок

    С головы до самых ног".

    Всю я ноченьку не спал;

    На моё ж притом несчастье

    Было страшное ненастье!

    Дождь вот так ливмя и лил…»

    Слайд № 8 (Старшего брата Данило)

    2."Ты, Данило, молодец!

    Ты вот, так сказать , примерно,

    Сослужил мне службу верно,

    То есть, будучи при всем,

    Не ударил в грязь лицом".

    Слайд №8 (Отец)

    3. «Ну, Иван, - ему сказала -

    Коль сумел ты усидеть,

    Так тебе мной и владеть.»

    Слайд №8 (Кобылицы.)

    4."Всю я ноченьку не спал,

    Да, к моей судьбе несчастной ,

    Ночью холод был ужасный,

    До сердцов меня пробрал;

    Всю я ночку проскакал;

    Слишком было несподручно.

    Впрочем, все благополучно".

    Слайд №8 (Гаврило – средний брат)

    5. «Я с повинной головою,

    Царь, явился пред тобою,

    Не вели меня казнить,

    Прикажи мне говорить.»

    Слайд №8 (Спальника.)

    6."Путь-дорога, господа!

    Вы откуда, и куда?" –

    Слайд №8 (кит)

    7. «И поведай мне вину

    В нашу светлую страну

    Твоего с земли прихода;

    Из какого ты народа,

    Как попал ты в этот край, -

    Все скажи мне, не утаи»

    Слайд №8 (Месяц)

    8. «Царь великий! не гневись!

    Мы все море уж, кажись,

    Исходили и изрыли,

    Но и знаку не открыли.»

    Слайд №8 (Двое белых осетров)

    9. «Эй, хозяин, полно спать!

    Время службу исполнять!»

    Слайд №8 (Конёк-горбунок)

    10.«А такая в том нужда,

    Что не выйду никогда

    За дурного, за седого,

    За беззубого такого!»

    Слайд №8 (Царь-девица)

    11. «Поезжай на окиян;

    В окияне том хранится

    Перстень, слышь ты, Царь-девицы».

    Слайд №8 (Царь)

    12. «Надо, царь, мне два корыта

    Белоярова пшена

    Да заморского вина».

    Слайд №8 (Иван)

    Вед : Молодцы! Хорошо справились. Жури подводит итог 3тура. И мы переходим к следующим испытаниям.

    Слайд №9 (кит говорит с иваном)

    Вед. : Внимание!

    (показ отрывка кукольного театра)

    "Путь-дорога, господа!

    Вы откуда, и куда?" -

    "Мы послы от Царь-девицы,

    Едем оба из столицы, -

    Говорит киту конек , -

    К солнцу прямо на восток,

    Во хоромы золотые". -

    "Так нельзя ль, отцы родные,

    Вам у солнышка спросить :

    Долго ль мне в опале быть,

    И за кои прегрешенья

    Я терплю беды-мученья?" -

    "Ладно, ладно, рыба-кит!" -

    Наш Иван ему кричит.

    "Будь отец мне милосердный!

    Вишь, как мучуся я, бедный!

    Десять лет уж тут лежу.

    Я и сам те услужу. " -

    Кит Ивана умоляет,

    Сам же горько воздыхает.

    "Ладно-ладно, рыба-кит!" -

    Наш Иван ему кричит.

    Вед : Ребята, что необходимо сделать киту, чтоб освободиться? (выпустить корабли)

    Поможем? Конкурс «Кораблики» (вынуть из пасти кита бумажные кораблики)

    Макеты трех китов, в них кораблики. Команды по сигналу по одному участнику достают по одному кораблику. Конкурс на время.

    Вед. : Молодцы! И с этим заданием справились. И мы переходим к следующему туру.

    Loading...Loading...