Конспект занятия «Человеческие потребности. Открытый урок по обществознанию на тему "Потребности человека" (6 класс)

Урок обществознания по теме: «Потребности человека» 8 класс

цели: Образовательные:

Обеспечить усвоение понимание потребностей человека;

Обеспечить понимание видов потребностей, роль потребностей в жизни человека;

Обобщить и систематизировать знания по теме «Человек и общество»;

Отработать навыки монологической речи;

Добиться усвоения учащимися понятий: потребности, первичные и вторичные потребности

Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью; для развития у учащихся творческих способностей, логического мышления, умения находить причинно-следственные связи событий; для развития устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому материалу; обеспечить условия для формирования уважительного отношение к мнению другого человека.

Задачи - организация взаимодействия; усвоение знаний по теме, развитие умений и навыков работы с документом, и иллюстрациями; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения.

Материалы и оборудование к уроку: учебник, презентация, наглядные пособия, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

    Начало урока

    Организационный момент

    Проблемное задание перед учащимися

Цель: заинтересовать учащихся, актуализация знаний

Ребята, наш урок я хотела бы начать прочитав отрывок этого стихотворения.

Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб было сытно и тепло в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет. Еда лишь в перспективе!

Допустим – сыт ты и сидишь в тепле!

Но всё равно чего-то не хватает…

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает!

Свой интеллект развив, опять решать –

В какую область вам направить знанья?

Как трудно человеку совмещать

Потребности, способности, желанья!

Определите тему нашего урока? (потребности человека) Слайд 1

3) Определение цели урока

Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке по этой теме? (что такое потребности, какие виды потребностей бывают?) Учащиеся определяют цели уроки.

II . Изучение нового материала

Цель: создать условия для решения проблемного задания?

Что такое потребности? Какие у вас возникли ассоциации? Слайд 2

Как бы вы дали определение термину потребность? (ответы учащихся)

А теперь откроем учебник стр 45 и сравним определение потребность с вашим определением. (дети сравнивают определение и записывают в тетрадь)

1 )Задание классу

Возьмите на партах чистый лист бумаги и нарисуйте дерево своих желаний в, на ветвях дерева напишите свои потребности.

Вопрос: есть ли на вашем дереве те потребности, без которых можно обойтись? (ответы учащихся)

А те, без которых обойтись нельзя? (ответы учащихся)

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности Слайд 3

Удовлетворив эти потребности мы опять нуждаемся в других потребностях. И тд

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ: ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКЕ ИТ.Д.

КАК Многие учёные пытались объяснить природу потребностей:?

2)Рассказ ученика. (как ученые пытались объяснить природу потребностей) Слайд 4

Л. Брентано – потребность как негативное чувство, которое индивид старается устранить;

Д.Н. Узнадзе – потребность как нужда;

В.Г. Лежнёв – потребность как удовлетворение нужды;

В.С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;

Д.А. Леонтьев – потребность как необходимость;

И.А. Джидарьян – потребность как состояние напряжения;

Й. Шванцер – потребность как системная реакция;

Б.Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым

Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в одном: Слайд 5

Потребности являются источником активности человека (вы согласныс этим утверждением?) (ответы учащихся)

ПЕРВЫМ кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль изначально был американский психолог Абрахам МАслоу. ЕГО учение называется иерархической теорией потребностей.

Ребята, посмотрите на слайд и объясните суть каждого вида потребностей Слайд 6 ( ответы учащихся)

Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие- в неодинаковой. Образованные и необразованные в равной степени испытывают чувство голода. Вторые вряд ли испытывают потребность в творчестве. Высшие потребности внося большой вклад в развитие личности- там где начинаются высшие потребности, там начинается личность

Человек с подавленными потребностями неполноценен. Неудовлетворение потребностей приводит к массовому недовольству.

Посмотрите на слайд и Ответьте на вопрос Какие выводы можно сделать при сравнении рисунков. (ответы учащихся) Слайд 7

3) Работа по карточкам – работа в парах

    Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. Каким образом можно было предотвратить последствия?

Карточка №1

Сидоров Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовать свое дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е. деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнерам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группировки была блокирована, и Петя был привлечен к уголовной ответственности

Карточка №2

    Найдите в предложенном списке характеристики потребностей:

    Возникают с момента рождения человека

    Появляются в сознательном возрасте

    Существуют у каждого индивида

    Не влияют на поведение индивида

    Остаются неизменными в течение жизни каждого человека

Карточка №3

    Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности». Удалите лишнее.

    Духовные потребности

    Социальные потребности

    Потребности в безопасности

    Престижные потребности

Карточка №4

Вид потребностей

Проявление

1)Физиологические

А) участие в каких-либо общественных организациях

2) Престижные

Б) создание литературных произведений

3) Духовные

В) защита от холода или жары

4) Социальные

Г) карьерный рост

3 Закрепления знаний.

Цель: систематизировать знания по изученной теме, выявить возможные пробелы. (5 мин.)

Учитель организует закрепление.

Учащиеся выполняют тест. (Приложение №1)

4 Вывод

Итак, что же такое потребности?

Какие типы потребностей существуют?

Низшие потребности присущи всем людям.

Потребности влияют на формирование личности

5. Рефлексия . Учащиеся дополняют предложения.

Сегодня я узнал

Я понял, что..

Теперь я могу

6. Домашнее задание

1. Прочитать. § 6

2.«Удовлетворительно» - найти 5-7 поговорок о потребностях

3.«Хорошо» - выполнить задания в рабочей тетради по параграфу 6

4.«Отлично» -провести и проанализировать социологический опрос по теме «В чём я нуждаюсь?/Мои потребности» (не менее 10-15 человек

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Тест.

Тема: « Потребности человека»

1. К социальным относятся потребности человека в:

1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении

2. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:

Виды потребностей Характеристики

Виды потребностей

Характеристики

1)Физиологические

2) потребность в безопасности;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

A. Потребность человека жить в коллективе, в общении дружбе, любви, уважении и взаимопонимании

Б. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, сострадать и сопереживать, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.

B. Потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в жизни, в обществе, в коллективе.

Г.Потребность человека в пищи, воде, жилище, отдыхе.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.

Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:

1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.

5.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:

Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

6. Установите соответствие:

Виды потребностей человека

Примеры

1) биологические

2) социальные

3) духовные

4) ложные

А) алкоголь, курение

Б) признание в обществе, общение

В) пища, одежда

Г) творчество, знания

Д) самореализация, самоутверждение

7. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.

Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.

Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.

5 класс

Тема урока: Потребности и способности человека.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «мотивы», «потребности», «способности»; способствовать пониманию связи человеческой деятельности с мотивами, потребностями.

Оборудование:

Ход урока:

Проверка домашнего задания

Чтоб знатоком обществознания стать,

Терминологию ты должен выучить на «пять».

Задание №1. Дайте определение:

Записать на доске:

1 ученик – общество, социальная сфера

2 ученик – общественные отношения, духовная сфера.

Устная работа с классом:

Человек, индивид, индивидуальность, личность, деятельность, общение.

Задание №2. Начертить на доске схему элементов, составляющих деятельность, и объяснить.

Задание №3. Объяснить, как вы понимаете высказывание, и ответить на вопрос:

Высказывание С.Л.Рубинштейна: «Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке, как поведение в условиях выбора».

??? Вопрос:

Как связано высказывание Рубинштейна С.Л. с понятиями «деятельность», «общение», «поведение»?

Объяснение нового материала.

План урока:

    Потребность – мотив – поведение.

    Способности.

Объяснение первого вопроса плана.

Объяснение учителя:

На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «человек», с тем, какую роль деятельность играет в жизни человека. Сегодня мы должны будем разобрать тему, где речь пойдет о том, что побуждает человека к различным видам деятельности.

Записать в словарь:

Потребность – это переживаемая человеком нужда в чем – то, что ему необходимо в жизни.

Попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества, науки, техники, образования и т.д. умножает потребности. Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить в них основное (базу). И когда ученые определили, что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы: биологические, социальные и духовные потребности.

Работа в тетради:

Задание – начертить в тетради таблицу, в которую они самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив их по столбцам соответственно тому, к какой группе, по их мнению, они относятся.

Потребности человека

Биологические

Социальные

Духовные

Потребности в еде, воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности. Эти потребности являются врожденными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека.

Потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми. К ним относятся: потребность быть людьми, занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью и уважением окружающих.

Потребность в познании окружающего мира и самого человека. Она является жизненно необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений, законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы невозможна, жизнь остановилась бы.

Чтобы теория доступна стала,

Примера очередь настала…

Потребность в еде, голод могут привести к тому, чтобы:

А) встать со стула, пойти на кухню, открыть холодильник и съест бутерброд

Б) пойти на кухню, взять продукты и испечь пирог

В) постараться переключить внимание на что-то другое, например, начать читать книгу

Г) стащить пирожок в булочной и т.д.

??? Вопрос к классу:

Что побудило человека к действию. В каждом конкретном случае?

Чем мотив отличается от поведения?

Потребность становится целью деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того, что потребность становится целью деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, т.е. то, что побуждает к действию. Мотив, или побуждение к действию, определяется не только потребности, но и эмоциями, инстинктами, идеалами.

Записать в словарь:

Мотив – побуждение к действию.

Задание №1. Объяснить схему на доске

Потребность – мотив – поведение

Выслушав ответы учащихся, еще раз закрепить: если потребность – это возникшая в чем – то нужда, то мотив – это то, что побуждает к действию, а поведение – это само действие, т.е. то, как это действие будет воплощено в реальной ситуации.

Объяснение второго вопроса плана.

Записать в словарь:

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями для успешного осуществления различного рода деятельности.

??? Вопрос классу

Как связаны между собой потребности, мотив, поведение и способности?

Говорят психологи:

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т.д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой – либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности. К общим способностям относятся:

готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

черты характера – внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально – психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и т.п.

Закрепление пройденного материала

Задание №1. Напишите мини – сочинение по данному высказыванию

И.Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

Домашнее задание: мини – сочинение, параграф 5.

План – конспект открытого урока в 8 классе

Учитель : Левкина Н.В.

Тема урока: « Потребности человека».

Форма урока : комбинированный урок в форме практикума.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока :

раскрыть сущность, виды потребностей, их влияние на жизнедеятельность человека, связь потребностей с социальной средой и личностью.

Задачи:

образовательные:

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущем уроке по теме «Личность и социальная среда».

в ходе обсуждения развить знания учащихся по теме «Потребности человека»,

∙ воспитательные: воспитывать умение выбирать решение и высказывать свою точку зрения на заданную тему, воспитывать толерантность.

∙ развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение от практической деятельности переходить к интеллектуальной: объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, формулировать выводы.

∙ опережающие: зона ближайшего развития - формирование понятия о связи потребностей с воспитанием и самовоспитанием.

Применяемые методы :

Проблемно-поисковый

Репродуктивный

Практический

Творческий

Формы работы :

Фронтальная;

Индивидуальная;

Самостоятельная.

Групповая

Местоположение урока в планировании :

Данный урок восьмой в теме: «Понятие общества и его основные признаки».

Прогнозируемый результат : закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и высших потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.

Оборудование урока : Компьютер с презентацией урока «Потребности человека», учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8 класс, рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко, тетради.

Основные понятия: потребности, первичные и вторичные потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.

Ход урока

I – организационный этап: сообщение темы урока, постановка целей урока

Учитель : Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о потребностях человека, что человеку нужно, чего он хочет, мы выясним различные виды потребностей.

От чего зависит возникновение тех или иных потребностей в разные эпохи.

II этап -актуализация опорных знаний и умений учащихся:

«Метод – паучок» На доске от понятия проводят ассоциативные лучи

Понятие для обсуждения : Что такое потребности?

(Обсуждение, подведение итогов)

Потребность - это нужда, необходимость чего-либо для жизнедеятельности человека.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей - процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Вопрос для обсуждения : Вспомните прошлый урок и объясните, как вы поняли выражение «потребность быть личностью».(Вопрос 5 дом. задания, стр. 45 )

II этап – проверка дифференцированного домашнего задания ;

1 группа - репродуктивный уровень: Учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8класс, стр. 45 в.1,2,4-, Рабочая тетрадь к учебнику, стр17-18, задание 1,2.

2группа- проверка практического задание: , Рабочая тетрадь к учебнику, стр18, задание 3,4

3 группа- проблемно-поисковое задание : зачитывание группой мини-сочинения по проблеме учебника А.И.Кравченко, стр. 45. «Почему человек ценится как личность больше в обществе с более высоким культурным уровнем?»

III этап –практическая работа по теме урока.

Учитель: Можно выделить 3 вида потребностей:

Естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма;

Материальные, или предметно-вещные;

Духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Посмотрите на экран.


Слайд №1 Пирамида Маслоу.

Первым, кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «Иерархическая теория потребностей». А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных:

1. Физиологические потребности - в употреблении пищи, дыхании и т. д.

2. Потребности в безопасности - стремление сохранить и защитить свою жизнь.

3. Социальные потребности- свидетельствуют о том, что человек -живое, социальное, коллективное существо и вне группы жить не может.

4. Престижные потребности - стремление выделиться, желание получить карьеру, более высокий статус, престиж, признание и оценку.

5. Духовные потребности - стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться.

Первые два типа потребностей называются первичными(врождёнными), остальные - вторичными(приобретёнными).

Практическая работа по слайду. (Работа по группам письменно).

Задание 1.

1-я группа

Из предложенного ниже списка выберите то, что является первичными потребностями, и что вторичными и запишите в 2 колонки соответственно этим видам потребностей: пища, общение с другими людьми, сон, жилье, температурный комфорт, познание, курение, кислород, труд, посуда, признание со стороны других людей, одежда.

2-я группа

Отличаются ли естественные (первичные) потребности человека от естественных потребностей животных? В чем проявляется «очеловечивание» этих потребностей?

Слайд №2 Рисунок рыцаря и современного человека .

От имени представителей данных эпох составьте список того, что вы хотели бы иметь в жизни, в чем испытываете нужду.

1-я группа

Ученики 1группы - «люди средневековой Европы»;

Ученики 2группы - «современные люди».

Заслушав все ответы, сделайте вывод о том, от чего зависят потребности человека.

Осознанные потребности - это желания, их человек может сформулировать как свою цель. Для осуществления цели необходима активная деятельность самого человека.

Слайд №3. На экране понятия: желания, потребности, деятельность, цель .

Задание: Расположите в логически правильной последовательности понятия: желания, потребности, деятельность, цель (поясните их значение).

Слайд №4. Иллюстрации к сказкам «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина и «Приключение Буратино».

1-я группа

Какое отношение к проблеме потребности человека имеет «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина? Какую проблему поднимает эта сказка?

2-я группа

Какие потребности возникали у Буратино, после его изготовления шарманщиком Карло? Какую проблему поднимает эта сказка?

Слайд №5 Пирамида Маслоу.

Ещё раз посмотрите на этот слайд, до какой ступени поднялись герои сказок? Почему в сказке Пушкина показан крах цели персонажа сказки, а в сказке Толстого персонаж добивается успеха?

Вывод о роли духовных потребностей в развитии личности, замыкание круга проблематики.

Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не - всегда успевал.

Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.

Домашнее задание: параграф 6, ответить письменно на вопрос 2 рабочей тетради к учебнику А.И.Кравченко, стр21, задания 3,4 стр22-23.

Устно вопросы 3,4,


Тема урока: Потребности и способности человека.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «мотивы», «потребности», «способности»; способствовать пониманию связи человеческой деятельности с мотивами, потребностями.

Оборудование:
Доска.

Ход урока:

Проверка домашнего задания
Чтоб знатоком обществознания стать,
Терминологию ты должен выучить на «пять».

Задание №1. Дайте определение:
Записать на доске:
1 ученик – общество, социальная сфера
2 ученик – общественные отношения, духовная сфера.

Устная работа с классом:
Человек, индивид, индивидуальность, личность, деятельность, общение.

Задание №2. Начертить на доске схему элементов, составляющих деятельность, и объяснить.

Задание №3. Объяснить, как вы понимаете высказывание, и ответить на вопрос:
Высказывание С.Л.Рубинштейна: «Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке, как поведение в условиях выбора».

Вопрос:
- как связано высказывание Рубинштейна С.Л. с понятиями «деятельность», «общение», «поведение»?

Объяснение нового материала.

План урока:
Потребность – мотив – поведение.
Способности.

Объяснение первого вопроса плана.

Объяснение учителя:
На предыдущих уроках мы познакомились с понятием «человек», с тем, какую роль деятельность играет в жизни человека. Сегодня мы должны будем разобрать тему, где речь пойдет о том, что побуждает человека к различным видам деятельности.

Записать в словарь:
Потребность – это переживаемая человеком нужда в чем – то, что ему необходимо в жизни.

Попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества, науки, техники, образования и т.д. умножает потребности. Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить в них основное (базу). И когда ученые определили, что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы: биологические, социальные и духовные потребности.

Работа в тетради:
Задание – начертить в тетради таблицу, в которую они самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив их по столбцам соответственно тому, к какой группе, по их мнению, они относятся.

Потребности человека

Биологические
Социальные
Духовные

Потребности в еде, воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности. Эти потребности являются врожденными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека.
Потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми. К ним относятся: потребность быть людьми, занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью и уважением окружающих.
Потребность в познании окружающего мира и самого человека. Она является жизненно необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений, законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы невозможна, жизнь остановилась бы.

Чтобы теория доступна стала,
Примера очередь настала

Потребность в еде, голод могут привести к тому, чтобы:
А) встать со стула, пойти на кухню, открыть холодильник и съест бутерброд
Б) пойти на кухню, взять продукты и испечь пирог
В) постараться переключить внимание на что-то другое, например, начать читать книгу
Г) стащить пирожок в булочной и т.д.

Вопрос к классу:

Что побудило человека к действию. В каждом конкретном случае?
- чем мотив отличается от поведения?

Потребность становится целью деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того, что потребность становится целью деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, т.е. то, что побуждает к действию. Мотив, или побуждение к действию, определяется не только потребности, но и эмоциями, инстинктами, идеалами.

Записать в словарь:
Мотив – побуждение к действию.

Задание №1. Объяснить схему на доске

Потребность – мотив – поведение

Выслушав ответы учащихся, еще раз закрепить: если потребность – это возникшая в чем – то нужда, то мотив – это то, что побуждает к действию, а поведение – это само действие, т.е. то, как это действие будет воплощено в реальной ситуации.

Объяснение второго вопроса плана.

Записать в словарь:
Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями для успешного осуществления различного рода деятельности.

Вопрос классу
- как связаны между собой потребности, мотив, поведение и способности?
Говорят психологи:

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т.д.
Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой – либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.
Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности. К общим способностям относятся:
готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;
черты характера – внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;
развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.
Общая способность выступает как социально – психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и т.п.

Закрепление пройденного материала

Задание №1. Напишите мини – сочинение по данному высказыванию
И.Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».

Домашнее задание: мини – сочинение, параграф 5.


Приложенные файлы

Доклад в прошлом году писала возьми может поможет)))
Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни,
деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) - потребности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая:

1) Первичные (врождённые):
- физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;
- экзистенциальные (от лат. exsistentia - существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

2) Вторичные (приобретённые):
- социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности;
- престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
- духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Данная классификация разработана американским психологом А. Маслоу.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (от лат. interest - иметь значение) - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:
- по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
- по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Loading...Loading...