Восточная европа. Экономика стран западной европы после второй мировой войны

В ХХ в. на развитие экономики ведущих капиталистических стран оказали большое влияние два глобальных события - первая и вторая мировые войны. Послевоенная экономика даже ведущих стран Западной Европы была в критическом состоянии.

АНГЛИЯ. Замедление темпов экономического развития Англии началось после первой мировой войны. В 20-е годы британское хозяйство развивалось неравномерно. Сравнительно быстро росло производство в новых отраслях промышленности, в которых наиболее быстро шли процессы технической реконструкции предприятий, увеличение их энерговооруженности, широкой механизации, электрификации и химизации производственных процессов. Старые отрасли британской индустрии переживали застой. Сократились добыча угля, выплавка чугуна, производство английской текстильной промышленности. Предприятия черной металлургии были загружены лишь наполовину. Происходил процесс свертывания сельскохозяйственного производства. По темпам развития английская экономика отставала от ведущих капиталистических держав.

Вторая мировая война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании. В целом за годы второй мировой войны она потеряла около 25% национального богатства страны. Оборудование английских предприятий за годы войны износилось, технический прогресс замедлился. Война привела к усилению зависимости Великобритании от США, которые в период войны направляли своему союзнику большие поставки вооружения и продовольствия на условиях ленд-лиза Ленд-лиз - система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др. материальных ресурсов странам антигитлеровской коалиции в период 2-й мировой войны., кроме того пришлось сократить, а в некоторых направлениях и полностью прервать свои внешнеэкономические связи со странами, куда все больше внедрялся капитал США. В 1947 году в стане наступил острый финансовый кризис, и правительство вынуждено было пойти на сокращение импорта продовольствия, что привело к резкому подорожанию продуктов питания. Выход из сложной экономической ситуации правительство Англии видело в присоединении к “плану Маршалла”.

ФРАНЦИЯ. Политика, проводимая правящими кругами Франции во второй половине 30-х годов, привела страну к военной катастрофе. В июне 1940 года Франция капитулировала и ее экономика была поставлена на службу фашистской Германии. Война и четырехлетняя оккупация нанесли Франции значительный ущерб. Почти на 70% сократилось промышленное производство, его структура была архаичной, длительное время не обновлялся машинный парк. Вдвое по сравнению с 1938 годом уменьшилась продукция сельского хозяйства. Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Однако ни у правительства, ни среди предпринимательских кругов не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области. Так, министр экономики радикал П. Мендес-Франс предлагал с целью предотвращения инфляции заморозить заработную плату и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот. Министр финансов Р. Плевен разработал проект, основой которого являлся выпуск крупного внутреннего займа, призванного спасти военные прибыли. Коммунисты, у которых были сильные позиции ввиду их активного участия в движении Сопротивления, важнейшими задачами считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения. Вокруг проблемы национализации развернулась острая политическая борьба, которая закончилась компромиссом. Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции не коснулась всех основных отраслей промышленности и не меняла существа капиталистической экономики. По своему экономическому содержанию она означала переход от частной собственности к государственно-монополистической, представляя собой крупный шаг в развитии государственно-монополистического капитализма. Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны и летом 1947 года достигнуть его довоенного уровня (в сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 году). В мае 1947 года под предлогом голосования министров-коммунистов против доверия правительству они были удалены из состава правительственной коалиции. Процесс национализации был приостановлен, и 28 июня 1948г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и Соединенными Штатами Америки, ознаменовавшее собой начало действия во Франции “плана Маршалла”.

ИТАЛИЯ. Италия вступила во 2-ю мировую войну на стороне Гитлеровской Германии. Это развитая индустриально-аграрная страна, по уровню развития относится к странам высокоразвитого капитализма. Важнейшие отрасли промышленности связаны с военным производством. В 1948 году была включены в систему “плана Маршалла”.

ШВЕЦИЯ. Швеция индустирально-аграрная страна, ведущими являются горнодобывающая, машиностроительная, металлообрабатывающая, электротехническая и химическая промышленность. Значительная часть промышленных товаров идет на экспорт. В сельском хозяйстве мясомолочное животноводство преобладает над земледелием. Во время второй мировой войны Швеция объявила нейтралитет, который, однако, нарушался в пользу гитлеровской коалиции. В послевоенные годы придерживается политики “свободы от союзов”.

НОРВЕГИЯ. Установление независимости Норвегии в 1905 году благоприятствовало экономическому подъему. Во время 2-й мировой войны Норвегия была захвачена гитлеровской Германией.

ДАНИЯ. Аграрно-индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством. Промышленность Дании носит ярко выраженный обрабатывающий характер. В 1940 году была оккупирована гитлеровской Германией.

БЕЛЬГИЯ. К концу 19 в. Бельгия была развитой капиталистической страной, с крупной промышленностью и интенсивным сельским хозяйством. Во время второй мировой войны была захвачена Германией.

АВСТРИЯ. Семь лет (1938-1945) Австрия находилась под властью фашистской Германии. Вся экономика страны была подчинена военным нуждам Германии, золотой запас Австрии был вывезен в Берлин. Главная роль в экономике страны принадлежала крупным монополиям. В1943 году министры иностранных дел СССР, США и Великобритании подписали декларацию об Австрии, заявив о желании видеть ее восстановленной, свободной и независимой. В 1948 году при активном содействии США, Англии и Франции было подписано соглашение об участии Австрии в “плане Маршалла”.

ГРЕЦИЯ. Греция преимущественно аграрная страна с относительно развитой промышленностью. Во время второй мировой войны было оккупирована Германией.

ШВЕЙЦАРИЯ. Страна высокого уровня развития, в экономике основная роль принадлежит промышленности. С конца 19 в. в ней утвердилось господство финансового капитала. Во второй мировой войне объявила нейтралитет.

ПОРТУГАЛИЯ. Аграрная страна, наиболее отсталая из всех стран Европы. Во второй мировой войне помогала фашистскому блоку.

ТУРЦИЯ. Слабо развития аграрная страна. Накануне 2-й мировой войны большое влияние на экономику и политику Турции оказывала Германия. во время войны она снабжала Германию стратегическим сырьем.

Таким образом, после 2-й мировой войны экономика стран Западной Европы оказалась в крайне сложном положении.

Тема 7. Страны Восточной Европы после Второй мировой войны.

Страны Восточной Европы оказались после войны включенными в сферу влияния СССР, который, не считаясь с национальными особенностями, начал строить в них социализм сталинского толка. Любая оппозиция жестоко подавлялась, как это было в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.). Только с началом перемен в Советском Союзе народы этих стран получили возможность самоопределения, что выявило во многих странах острые проблемы, обернувшиеся этническими и социальными конфликтами, развалом экономики, ухудшением положения народа. Кое-где к власти вернулись бывшие коммунисты, но их неспособность изменить положение ведет к тому, что восточноевропейские страны видят свое будущее на пути демократии и интеграции в европейские структуры.

29 ноября 1945 г. – провозглашение Федеративной Народной республики Югославия. Югославия была восстановлена после войны как федеративное государство, но всю власть сосредоточил в своих руках авторитарный коммунистический режим Иосипа Броз Тито, который жестоко подавлял оппозицию и в то же время допустил в экономике элементы рыночного хозяйства.

Январь 1946 г. – провозглашение Народной Республики Албания. Захватившие власть в Албании коммунисты во главе с Энвером Ходжей установили диктатуру, физически истребив сторонников других партий.

Сентябрь 1946 г. – провозглашение Народной Республики Болгария. После расправы с оппозицией коммунисты свергли болгарскую монархию и объявили о социалистическом пути развития.

Февраль 1947 г. – провозглашение Польской Народной Республики. Объявив страну социалистической, польские коммунисты изгнали из правительства оппозиционеров во главе с вице-премьером Миколайчиком.

Сентябрь 1947 г. – образование Коминформа. На совещании лидеров стран Восточной Европы был создан новый орган советского контроля над «братскими партиями».

Декабрь 1947 г. – провозглашение Румынской Народной Республики. После свержения монархии румынские коммунисты создали однопартийное правительство и начали массовые репрессии.

Февраль 1948 г. – коммунистический переворот в Чехословакии. Выведя рабочих на улицы, коммунисты заставили президента Бенеша уволить из правительства министров-некоммунистов, а вскоре и уйти в отставку.

Лето 1948 г. – разрыв Югославии с СССР. Югославия, посмевшая ослушаться приказов Сталина, была исключена из Коминформа. Помощь западных стран помешала Сталину расправиться с Тито военным путем, а после его смерти началось постепенное улучшение отношений СССР и Югославии.

Январь 1949 г. – создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Экономическое сообщество СССР и стран Восточной Европы было фактически средством экономического диктата Москвы.

Август 1949 г. – провозглашение Венгерской Народной Республики. После устранения из правительства Крестьянской партии коммунисты узурпировали власть и развязали жестокий террор, заключив в тюрьмы более 800 тыс. человек.

Сентябрь 1949 г. – процесс Райка. Видные венгерские коммунисты, в том числе министр иностранных дел Ласло Райк, были обвинены в шпионаже в пользу Югославии и казнены.

Февраль 1952 г. – процесс Сланского. Суд приговорил к повешению лидеров Чехословацкой компартии, включая ее генерального секретаря Рудольфа Сланского.

Июнь 1955 г. – создание Организации Варшавского договора (ОВД). Военный союз стран социализма предоставил Советскому Союзу право держать на их территории свои войска и ядерное оружие.

Июнь 1956 г. – восстание рабочих в Польше. Восстание в Познани было подавлено советскими войсками.

Октябрь 1956 г. – революция в Венгрии. Революция была направлена против сталинистского режима Ракоши. Восставшие создали правительство во главе с коммунистом Имре Надем, которое объявило о роспуске компартии и выходе Венгрии из Варшавского договора. 4 ноября в Венгрию вступили советские войска, которые после упорных боев подавили восстание. Тысячи венгров погибли; Имре Надь был схвачен и повешен.

1965 г. – приход к власти Чаушеску. Новый румынский лидер Николае Чаушеску объявил о независимом от СССР внешнеполитическом курсе.

Январь 1968 г. – смена руководства в Чехословакии. С приходом нового руководства компартии во главе с Александром Дубчеком началась «Пражская весна» - процесс демократических реформ в Чехословакии.

21 августа 1968 г. – интервенция в Чехословакии. Войска СССР и стран Варшавского договора вошли в Чехословакию и прервали начавшиеся реформы. Вскоре реформаторы в руководстве уступили власть сталинистам во главе с Густавом Гусаком.

Декабрь 1970 г. – снятие Гомулки в Польше. Массовые волнения после повышения цен привели к отставке польского лидера Владислава Гомулки. Вместо него генеральным секретарем компартии стал Эдвард Герек.

Май 1980 г. – смерть Тито. После смерти многолетнего диктатора Югославии главой государства стал коллективный Президиум СФРЮ.

Сентябрь 1980 г. – отставка Герека. Новые народные выступления, возглавленные профсоюзом «Солидарность», привели к отставке Герека и кризису коммунистической власти.

Декабрь 1981 г. – военное положение в Польше. Паралич власти заставил нового партийного лидера Польши генерала Войцеха Ярузельского ввести военное положение, не дожидаясь появления советских войск.

1988 г. – кризис коммунистических режимов. Начало перестройки в СССР привело к кризису в странах Восточной Европы. Коммунистические режимы подвергались все большей критике; отдельные лидеры были вынуждены уступить место реформаторам.

В каком политическом состоянии оказались страны Восточной Европы в первые послевоенные годы (до конца 1946 г.)?
2. Каково было положение советских республик Прибалтики после войны?
3. Какие общественные настроения были распространены в Восточной Европе после войны? Какими подходами руководствовался СССР при определении своей политики в Восточной Европе?
4. Как относились к СССР в странах Восточной Европы?
5. Как некоммунистические силы потерпели поражение на всеобщих выборах в Польше 19 января 1947 г.? Какие последствия оно имело?
1. В Венгрии после войны коммунисты были не главной силой. Венгрия была союзницей Германии по антикоминтерновскому пакту, и венгерские части участвовали в боевых действиях на стороне Германии в Югославии и на территории Советского Союза. Однако еще в 1943 г. диктатор М. Хорти стал искать пути к выводу страны из войны и вступил в контакты с британскими представителями. Весной 1944 г. он даже попытался получить от Гитлера разрешение отозвать венгерские войска хотя бы с одного из фронтов. Берлин ответил отказом, а 14 марта в Венгрию были введены германские войска.
В августе 1944 г. М. Хорти начал переговоры и с Москвой, прося ее согласие на совместную оккупацию Венгрии силами СССР и западных союзников. В октябре он официально заявил о выходе Венгрии из войны. В ответ на это в Будапешт вошли германские войска.
После падения М. Хорти и освобождения Венгрии советскими войсками первые свободные выборы состоялись 3 ноября 1945 г. Большинство голосов на них получила Партия мелких хозяев. 1 февраля 1946 г. в Венгрии была провозглашена республика. Новое правительство с 1946 г. возглавил представитель Партии мелких хозяев Ференц Надь. Коммунисты участвовали в нем, но не занимали главенствующих позиций.
В других странах коммунисты добились большего. В ноябре 1944 г. в состав румынского правительства были включены коммунисты. Правда, уже с февраля 1945 г. в Бухаресте был сформирован новый кабинет во главе с руководителем Фронта земледельцев Петру Гроза. Это было уже по существу коммунистическое правительство. Заместитель министра иностранных дел СССР А. Я. Вышинский, исполняя решения декабрьского (1945 г.) совещания СМИД в Москве, был даже вынужден специально посетить Румынию, чтобы добиться включения в румынское правительство представителей «исторических» партий - Нацио- нал-либеральной и Национал-царанистской - и таким образом обеспечить румынскому правительству международное признание. Вообще, исчезновение некоммунистических партий и установление однопартийной системы раньше всех произошли именно в тех странах, где советского военно-политического присутствия либо не было вообще (Албания), либо оно сыграло второстепенную роль в формировании послевоенного порядка (Югославия).
Довольно быстро проходила и коммунизация Болгарии, которая в годы войны находилась в союзнических отношениях с Германией и Италией, не объявляя войну СССР. 5 сентября 1944 г. СССР заявил о состоянии войны с Болгарией, туда были введены советские войска. Это позволило активизироваться болгарским коммунистам и другим антигерманским силам. В стране было сформировано некоммунистическое правительство во главе с лидером союза «Звено» Кимоном Георгиевым. В него были включены коммунисты, занявшие ключевые посты. Члены регентского совета были арестованы и казнены. В ноябре 1945 г. в Болгарии были проведены парламентские выборы, на которых победу одержал Отечественный фронт - коалиция разнородных партий во главе с коммунистами. Новый кабинет повторно сформировал К. Георгиев. В ноябре 1946 г. в результате референдума монархия в Болгарии была упразднена, и страна была провозглашена Народной Республикой Болгарией. 21 ноября 1946 г. в Софию из Москвы прибыл Георгий Димитров, который возглавил следующее болгарское правительство.
Более сложно развивалась ситуация в Польше. Во время войны западные области этой страны были включены в Германию, а на восточных - было образовано генерал-губернаторство во главе с немецким губернатором. К концу войны на право представлять интересы польского народа претендовали два польских правительства - одно прозападное эмигрантское в Лондоне (в 1943-1944 гг. его возглавлял лидер Польской крестьянской партии Станислав Миколайчик) и другое - созданное в июле 1944 г. на части освобожденной территории Польши в г. Люблине просоветское Временное национальное правительство Польши.
1 августа 1944 г. патриотические группы поляков, поддерживавших лондонское правительство, подняли в Варшаве вооруженное восстание против германских войск. Оно было начато с учетом наступления на Варшаву советских войск и в расчете на их поддержку. Между тем, Сталин принял решение не поддерживать восстание в Варшаве, чтобы не допустить усиления антисоветских сил в Польше. 14 сентября 1944 г. войска СССР заняли один из пригородов Варшавы, и дальнейшее продвижение остановилось. Восстание продолжалось до 2 октября и было жестоко подавлено гитлеровцами при бездействии советских войск.
Советский Союз стал добиваться того, чтобы послевоенный кабинет в Польше был создан на «люблинской», а не «лондонской» основе. Ключевое соображение, которым продолжал руководствоваться СССР, было обеспечение признания «линии Керзона» как будущей восточной границы Польши. Отступлений в вопросе о границе советская сторона не допускала. Советские представители считали возможным включение в коалиционное правительство только тех представителей «лондонских поляков», которые были согласны с «линией Керзона». США и Британия, не отвергая позицию И. В. Сталина, саботировали формирование польского кабинета на советских условиях. Только в Ялте они согласились с формулой коалиционного правительства «на люблинской основе» с участием умеренных «лондонцев». Но, опасаясь, что западные союзники откажутся от исполнения достигнутых договоренностей, 21 апреля 1945 г. СССР заключил с люблинским правительством Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве сроком на 20 лет. Было ясно, что Москва не допустит формирования коалиционного правительства в Польше вообще, если США, Британия и «лондонские поляки» будут настаивать на ревизии позиции Москвы в вопросе границы. Линия СССР победила.
28 июня 1945 г. из состава «люблинских» и «лондонских» поляков был сформирован коалиционный кабинет во главе с социалистом Э. Особка-Моравским, представлявшим люблинское правительство. С. Миколайчик занял в нем посты вице-премьера и министра земледелия, рассчитывая в перспективе расширить свое влияние, опираясь на популярность среди крестьянства. Некоммунистические партии в Польше имели много сторонников и Польская крестьянская партия Мико- лайчика по численности в 1945 г. превосходила компартию и соцпар- тию вместе взятые. В соответствии с решениями Потсдамской конференции коалиционное правительство было признано западными державами. В августе 1945 г. СССР подписал уже с новым коалиционным правительством Польши Договор о советско-польской государственной границе, в котором подтверждалось ее прохождение (с некоторыми отступлениями) по «линии Керзона».
Из всех стран Восточной Европы некоммунистическая альтернатива казалась наиболее жизнеспособной в Чехословакии. Здесь сказывались и ее демократический опыт между двумя мировыми войнами, и экономическая ориентация страны преимущественно на Запад, и позитивное отношение Москвы к фигуре Э. Бенеша. Москва поддержала его претензии на преемственность довоенного чехословацкого государства, и еще в декабре 1943 г. И. В. Сталин и Э. Бенеш подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве. После освобождения Чехословакии от фашизма Бенеш был автоматически восстановлен как полноправный президент страны. 29 июня 1945 г. был заключен советско-чехословацкий договор о Закарпатской Украине. Закарпатье («Русиния», «Подкарпатская Русь»), принадлежавшее в 1920-1938 гг. Чехословакии, а в 1938-1945 гг. - Венгрии (после уничтожения независимой Чехословакии в 1938 г.), передавалось Советскому Союзу.
Послевоенные реформы (особенно в аграрной сфере) в Чехословакии были менее радикальными, чем в других странах народной демократии, и коммунисты до конца 1947 г. вели себя сравнительно умеренно, придерживаясь концепции «чехословацкого пути к социализму». На выборах в Законодательное собрание Чехословакии в мае 1946 г. коммунистам удалось стать первой по влиянию партией (38% голосов), хотя их победа была обеспечена голосами населенных чешских земель - в Словакии позиции коммунистов были слабее. Словаки настороженно относились к восстановлению единого государства с чехами, опасаясь чешского национализма.
Хотя премьер-министром Чехословакии стал председатель КПЧ Клемент Готвальд (чех), правительство было наполовину некоммунистическим, а пост министра иностранных дел в нем занял сын первого президента Чехословакии, словак Ян Масарик - сторонник прозападной ориентации.
2. Прибалтийские страны - Эстония, Латвия и Литва - были включены в СССР в 1940 г. без учета мнения народов этих стран. После Второй мировой войны их нахождение в составе СССР открыто не оспаривалось правительствами других стран. Однако Соединенные Штаты Америки официально не признали законности присоединения Прибалтики к СССР, хотя и не сделали по этому поводу никаких представлений Москве.
Административные границы прибалтийских республик в составе СССР претерпели изменения. Другой стала линия административной границы между Эстонской ССР и Псковской областью РСФСР - к РСФСР отошел клин территории со смешанным русско-эстонским населением в районе с. Печоры со старинным русским православным Псково-Печорским мужским монастырем. В состав Литовской ССР был передан участок Куршской косы на Балтийском море и бывший Ме- мельский край (г. Мемель стал называться Клайпеда). Советская Литва также сохранила в своем составе Виленский край (совр. г. Вильнюс и прилегающий район) с проживающим там многочисленным польским меньшинством, переданный ей советским правительством после разрушения Польского государства в 1939 г.
После изгнания германских войск из Прибалтики, в начале 1945 г., на территории прибалтийских республик были восстановлены советские органы власти, проведена коллективизация и частичная повторная национализация. Эти меры сопровождались репрессиями и депортациями «буржуазных элементов» в восточные и северные районы СССР. Всего было депортировано около 9% населения Прибалтики, в том числе 300 тысяч человек из Литвы. Еще почти сто тысяч человек бежали на Запад. В Прибалтике возникло антисоветское партизанское движение «лесных братьев», которое занималось террором против регулярных сил Советской Армии, срывом выборов и убийствами местных коммунистов. К концу 1946 г. оно было почти полностью подавлено в Эстонии и Латвии, но продолжало действовать в Литве. Отдельные активисты «лесных братьев» оставались в подполье до 70-х годов XX в.
3, В первые послевоенные годы происходил болезненный процесс массовых перемещений людей в Европе - в основном в западном направлении. Помимо выселения 6 млн немцев из Польши, прибалтийских районов СССР, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Югославии, на Запад бежало или эмигрировало около 380 тыс. поляков, 220 тыс. евреев (значительная часть которых вскоре устремилась в Палестину), 125 тыс. граждан Югославии, 87 тыс. жителей трех республик Прибалтики, включенных в Советский Союз, десятки тысяч украинцев из за- падноукраинских районов СССР. В СССР, во многом насильственно, были возвращены около 5,4 млн «остарбайтеров» и политических эмигрантов, подавляющее большинство которых прошли через советские концентрационные лагеря. Перетоки населения происходили и между восточноевропейскими странами: венгры покидали Румынию и Югославию, украинцы-грекокатолики были изгнаны из Польши (где они проживали в районе Ржешува), сами поляки уходили в Польшу с территории СССР.
Ситуация на востоке Европы политико-психологически в первые послевоенные годы мало отличалась от обстановки на западе. После пяти- шести лет диктата и насилий всюду общественные настроения были пропитаны страхом. К нему добавлялось ощущение усталости как от безжалостного рыночного капитализма, ставшего в понимании рядового европейца причиной кризиса межвоенных лет, так и от «неудавшейся демократии», которая не смогла от этого кризиса защитить. Разочарование в парламентско-республиканских формах правления было частью психологического наследия кризиса 1929-1933 гг., выход из которого в 1930-х годах все страны нашли на пути усиления исполнительной власти.
За исключением Чехословакии доверия к демократическим институтам в Восточной Европе не испытывали ни в одной стране. В Польше режим, существовавший накануне мировой войны и выросший из диктатуры Юзефа Пидсудского, ни по каким критериям не был либеральным, да и интеллигенция в этой стране не успела, в сущности, сформироваться. В Румынии между войнами правили консерваторы, которые в 1940-х годах на удивление легко согласились сотрудничать с гитлеровцами. Правда, в Румынии и Венгрии в 1920-1930-х годах имелись зачатки многопартийности, политические партии были прочно встроены в местные диктатуры, являлись их частями. Не было демократии ни в Болгарии, ни в Югославии, где власть принадлежала аристократии и консервативной бюрократии. В восприятии восточноевропейцев известные им виды политического устройства были дискредитированы, а понятные и привлекательные образцы правления, к созданию которых стоило бы стремиться, отсутствовали.
На заключительном этапе войны и в первые послевоенные годы (примерно до середины 1947 г.), советское руководство не ставило цели формирования в восточноевропейских странах однопартийных коммунистических режимов. В тот период задача заключалась в том, чтобы создать на западной границе СССР пояс безопасности из дружественных государств. Их социально-политическая система после войны формировалась под советским контролем, благодаря которому левые имели преимущества. Однако парламентаризм и многопартийность не отрицались. Москва терпимо относилась к некоммунистическим умеренным партиям и поощряла создание коалиций и объединение партий и движений в народные (национальные, демократические, отечественные) фронты, стоявшие на демократических позициях. Явно антикоммунистические партии в эту схему не вписывались, поскольку они отождествлялись с профашистскими режимами, хотя даже им, как показывает опыт Румынии в 1944-1947 гг., доступ в эти коалиции не закрывался. Такой порядок обеспечивал господство социалистических элементов в экономике и политическом строе без разрушения государственной машины и при сохранении традиционного парламентаризма. Он получил название «народной демократии».
Ключевое слово
Народная демократия - политический строй в странах Восточной Европы, при
котором фактически руководящую роль выполняли местные коммунисты, опиравшиеся на поддержку СССР, при этом некоммунистические партии продолжали существовать под условием их лояльности по отношению к властям.
Относительно мягкий курс СССР до 1947 г. диктовался необходимостью сотрудничества с западными союзниками в обустройстве Европы. Москва противодействовала попыткам антикоммунистических сил прорваться к власти. Но советские руководители сдерживали стремление местных компартий к ускорению антикапиталистических преобразований. Проведенные в 1945-1947 гг. в восточноевропейских странах выборы в парламенты, несмотря на правонарушения, свидетельствовали о росте влияния коммунистов. В Венгрии, Румынии и Болгарии, в которых Советский Союз руководил работой союзных контрольных комиссий, советские представители настаивали на включение в правительства представителей некоммунистических партий, хотя и из числа приемлемых для Москвы.
4. Советский опыт не казался жителям Восточной Европы идеальным. Но он производил впечатление. О сталинских репрессиях 1930-х годов знали мало, и советский режим казался лучше фашистского: по крайней мере, он представлялся ориентированным на вовлечение граждан в государственную систему - в отличие от нацизма, который строился на дискриминации и исключении из общества то одной, то другой категории граждан. СССР не был знамением светлого будущего, но он казался символом ухода от кошмарного прошлого.
В Советском Союзе, в лесах Прибалтики, скрывались «лесные братья» - отряды противников присоединения прибалтийских стран к Советскому Союзу, которые периодически нападали на части Советской Армии. На Западной Украине до 1947 г. продолжали противостоять советской власти не ушедшие вместе с гитлеровцами отряды Украинской повстанческой армии под руководством западноукраинского националиста С. А. Бандеры.
Тем поразительней, что за пределами СССР население не обнаруживало признаков намерения сопротивляться советскому присутствию и натиску местных левых. К примеру, в одной только Польше число противников коммунизма должно было составлять, по западным оценкам, не менее 100 тыс. человек. Но оказалось, что для их нейтрализации польскому коммунистическому правительству достаточно было провести две амнистии (1947 г.), после которых о несогласных на несколько лет просто забыли.
Настроения против местных коллаборационистов - «благоразумных обывателей», терпевших нацистов во время войны ради сохранения своего имущества, - были сильнее опасений в отношении коммунистов. При этом в либеральных и католических кругах восточноевропейских стран надеялись на «недолговечность новой власти» и «скорое начало третьей мировой войны». Ожидая ее, умеренные пассивно наблюдали за событиями. В бедных слоях, напротив, проявлялись признаки активности и жажды перемен. Коммунисты привлекали энергией и целеустремленностью на фоне вялости центристов. Новые прокоммунистические и левые режимы завоевывали поддержку масс. В странах Восточной Европы стали формироваться военизированные отряды местных коммунистов. Простые граждане охотно шли в формирования полиции и новые национальные вооруженные силы.
О. Советский Союз вел себя в Восточной Европе осмотрительно, не желая осложнений с Вашингтоном и Лондоном. Но осторожная линия понималась в Москве как отказ от попыток выйти за географические пределы того, что с 1945 г. по согласию с США и Британией в СССР стали считать поясом безопасности Советского Союза. Действия внутри этого пояса не считались в Москве ни наступательными, ни провоцирующими по отношению к Западу. СССР заботился о безопасности границ и делал это, строя из восточноевропейских стран геополитический заслон.
В принципе, такие режимы могли существовать в форме нейтралистских правительств без участия коммунистов, как это было в Финляндии после отставки 4 марта 1946 г. президента Карла Маннергейма. Но опыт Финляндии, где не было советских войск, оказался не применим к восточноевропейским странам. В них стали преобладать радикальные формы трансформаций. Смена режима в Варшаве оказалась одной из наиболее болезненных перемен.
Прозападные силы в Польше находились в трудном положении. СССР не вызывал симпатий поляков. Но польские крестьяне приступили к освоению новых земель на территориях, полученных от Германии. 30 июня 1946 г. левое правительство представило на референдум и получило одобрение программы национализации промышленности. В стране была проведена земельная реформа, согласно которой в расчет земельных наделов были включены новые земли на западе. Переселенцы в районах, откуда было депортировано немецкое население, получили из руте коммунистической власти дома, инвентарь, имущество и пахотные угодья. Это сформировало слой людей, заинтересованных в ее выживании ради сохранения неизменности западных польских границ.
В это время западные правительства, словно нарочно, делали все для подогрева антизападных подозрений поляков. Британские и американские политики уклонялись от подтверждения законности границ Польши на Западе и указывали на их неокончательный характер. Юридически такие высказывания не противоречили потсдамским договоренностям. Но это вредило репутации Запада в глазах польского населения, опасавшегося, что Вашингтон и Лондон могут «взять назад» свои уступки, сделанные в Ялте и Потсдаме. Только Москва твердо заявляла об окончательном характере польских границ и поддерживала выселение немцев с присоединенных к Польше территорий. Польские левые играли на страхах населения. Прозападным партиям строить свои предвыборные программы было сложно.
Ситуация осложнилась для некоммунистических сил репрессиями правительства. По обвинению в связях с антиправительственным подпольем в 1946 г. было арестовано 17 общественных деятелей и политиков из числа умеренных и центристов. Помимо главных фигурантов начатого процесса, были арестованы тысячи низовых руководителей
Польской крестьянской партии. Начиная с осени 1946 г. она стала подвергаться систематическому давлению, ее собрания разгонялись отрядами компартии, в сельской местности арестовывались активисты ПКП.
На выборах в сейм 19 января 1947 г. партия С. Миколайчика, на которую возлагали надежды как на некоммунистическое ядро польского политического спектра, потерпела поражение, завоевав 28 мест против 394, полученных блоком социалистов и коммунистов. Президентом Польши был избран один из лидеров компартии Болеслав Берут.
14 сентября 1947 г. польское правительство разорвало конкордат с Ватиканом, и в стране начался конфликт государства с Католической церковью.
Ключевое слово
Конкордат -договор между Римским Папой как главой Католической церкви и
государства Ватикан и какой-либо страной о правовом положении в ней Католической церкви и отношениях с папским престолом.
События в Польше вызвали рост настороженности Запада по поводу намерений СССР в Восточной Европе. Запад не признал результатов выборов в Польше. Наблюдая за действиями коммунистов на востоке Европы, западные правительства склонялись к уместности репрессивных мер против коммунистов в своих странах.
Минимум знаний
1. Послевоенная ситуация в Восточной Европе отличалась напряженностью социальных, этнических, экономических и политических отношений. Зто было (связано с усталостью, страхом и социально-экономической истощенностью в результате участия в войне, массовых переселений народов, размещения советских войск. СССР на первом этапе не стремился к установлению власти прокоммунистических сил, соглашаясь на участие в государственных органах традиционных восточноевропейских партий и движений. Новые режимы в Восточной Европе получили название «страны народной демократии».
2. Республики Прибалтики, включенные в состав СССР вопреки желанию значительной части населения этих стран, подверглись массовым репрессиям и смене социально-экономического строя по образу СССР 1920-1930-х годов. Была изменена и административная граница этих республик с соседней РСФСР.
3. Население стран Восточной Европы восприняло доминирование СССР в своих странах без активного сопротивления. СССР воспринимался как победитель в войне и потенциально возможная модель государственно-общественного устройства.
4. Положение в Центральной и Восточной Европе отличалось неопределенностью. Коалиционные правительства в большинстве стран были неустойчивыми, и в них шли процессы соперничества между левыми и центристами. В ряде стран коммунистам не удалось получить явного преимущества, однако, рассчитывая на поддержку СССР, они не собирались упускать шанс захватить власть.
5. После войны СССР фактически «подкупил» польское население, передав ему материальные богатства и земли перешедших к Польше от Германии заладных территорий. С этим было связано и ослабление антикоммунистических сил. Дополнительную роль сыграли репрессии против польской оппозиции. Польша оказалась в руках коммунистов.

После окончательного разгрома фашистов к власти во многих государствах Восточной Европы пришли коалиционные правительства, которые принадлежали к различным политическим силам коммунистам, либералам, социал-демократам.

Первостепенной задачей для лидеров восточноевропейских стран стала ликвидация остатков фашисткой идеологии в обществе, а также восстановление экономики. После начала холодной войны, государства восточной Европы были разделены на два лагеря: те, кто поддерживал просоветский курс, и те, которые отдавали предпочтение капиталистическим путям развития.

Модель развития Восточной Европы

Несмотря на то, что в большинстве восточноевропейских стран в 50-х годах оставались коммунистические режимы, правительство и парламент были многопартийными.

В Чехословакии, Польше, Болгарии и Восточной Германии коммунистическая партия была признана доминантной, но вместе с тем социал-демократические и либеральные партии не были распущены, а наоборот обладали возможностью активного участия в политической жизни.

В начале 50-х годов в Восточной Европе начала устанавливаться советская модель развития: подобно СССР в странах проводилась коллективизация и индустриализация, некоторые лидеры пытались создать культ своей личности.

СССР и Восточная Европа

В послевоенный период все страны Восточной Европы имели статус независимых государств. Однако уже с 1947 года фактическое руководство этими государствами осуществлял Советский Союз.

В этом году в Москве было создано первое Информбюро, в компетенцию которого входил контроль над коммунистическими и рабочими партиями социалистических государств ликвидация из политической арены оппозиции.

В начале 50-х годов в Восточной Европе еще оставались советские войска, что говорило о фактическом контроле СССР внутренней политики государств. Члены правительства, которые позволяли себе негативно отзываться о коммунистах, принудительно отправлялись в отставку. Такая кадровая чистка широко практиковалась в Польше и Чехословакии.

Лидеров некоторых восточноевропейских государств, в частности Болгарии и Югославии, были подданы резкой критики со стороны КПСС, так как инициировали модернизацию экономики, которая соответствовала капиталистическому пути развитию.

Уже в начале 1949 года, Сталин призвал лидеров коммунистических партий Югославии и Болгарии к свержению руководителей государств, объявив их врагами пролетарской революции. Тем не менее, главы государств Г. Дмитров и И. Тито, свергнутыми не были.

Более того, вплоть до середины 50-х годов, лидеры продолжали строить капиталистическое общество, используя при этом социалистические методы, что вызывало негативную реакцию со стороны СССР.

Резкой советской критике поддавались Польша и Чехословакия, которые в начале 50-х годов также инициировали проведение модернизации. Для этого восточноевропейским странам требовалось объединить свои ресурсы, чтобы достигнуть максимально высоких результатов.

Советское правительство расценивало это как попытку создания новой империи, которая в конечном итоге полностью освободиться от влияния Москвы и в будущем даже может становить угрозу государственности СССР.

29 ноября 1945 г. – провозглашение Федеративной Народной республики Югославия. Югославия была восстановлена после войны как федеративное государство, но всю власть сосредоточил в своих руках авторитарный коммунистический режим Иосипа Броз Тито, который жестоко подавлял оппозицию и в то же время допустил в экономике элементы рыночного хозяйства.

Январь 1946 г. – провозглашение Народной Республики Албания. Захватившие власть в Албании коммунисты во главе с Энвером Ходжей установили диктатуру, физически истребив сторонников других партий.

Сентябрь 1946 г. – провозглашение Народной Республики Болгария. После расправы с оппозицией коммунисты свергли болгарскую монархию и объявили о социалистическом пути развития.

Февраль 1947 г. – провозглашение Польской Народной Республики. Объявив страну социалистической, польские коммунисты изгнали из правительства оппозиционеров во главе с вице-премьером Миколайчиком.

Сентябрь 1947 г. – образование Коминформа. На совещании лидеров стран Восточной Европы был создан новый орган советского контроля над «братскими партиями».

Декабрь 1947 г. – провозглашение Румынской Народной Республики. После свержения монархии румынские коммунисты создали однопартийное правительство и начали массовые репрессии.

Февраль 1948 г. – коммунистический переворот в Чехословакии. Выведя рабочих на улицы, коммунисты заставили президента Бенеша уволить из правительства министров-некоммунистов, а вскоре и уйти в отставку.

Лето 1948 г. – разрыв Югославии с СССР. Югославия, посмевшая ослушаться приказов Сталина, была исключена из Коминформа. Помощь западных стран помешала Сталину расправиться с Тито военным путем, а после его смерти началось постепенное улучшение отношений СССР и Югославии.

Январь 1949 г. – создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Экономическое сообщество СССР и стран Восточной Европы было фактически средством экономического диктата Москвы.

Август 1949 г. – провозглашение Венгерской Народной Республики. После устранения из правительства Крестьянской партии коммунисты узурпировали власть и развязали жестокий террор, заключив в тюрьмы более 800 тыс. человек.

Сентябрь 1949 г. – процесс Райка. Видные венгерские коммунисты, в том числе министр иностранных дел Ласло Райк, были обвинены в шпионаже в пользу Югославии и казнены.

Февраль 1952 г. – процесс Сланского. Суд приговорил к повешению лидеров Чехословацкой компартии, включая ее генерального секретаря Рудольфа Сланского.

Июнь 1955 г. – создание Организации Варшавского договора (ОВД). Военный союз стран социализма предоставил Советскому Союзу право держать на их территории свои войска и ядерное оружие.

Июнь 1956 г. – восстание рабочих в Польше. Восстание в Познани было подавлено советскими войсками.

Октябрь 1956 г. – революция в Венгрии. Революция была направлена против сталинистского режима Ракоши. Восставшие создали правительство во главе с коммунистом Имре Надем, которое объявило о роспуске компартии и выходе Венгрии из Варшавского договора. 4 ноября в Венгрию вступили советские войска, которые после упорных боев подавили восстание. Тысячи венгров погибли; Имре Надь был схвачен и повешен.

1965 г. – приход к власти Чаушеску. Новый румынский лидер Николае Чаушеску объявил о независимом от СССР внешнеполитическом курсе.

Январь 1968 г. – смена руководства в Чехословакии. С приходом нового руководства компартии во главе с Александром Дубчеком началась «Пражская весна» - процесс демократических реформ в Чехословакии.

21 августа 1968 г. – интервенция в Чехословакии. Войска СССР и стран Варшавского договора вошли в Чехословакию и прервали начавшиеся реформы. Вскоре реформаторы в руководстве уступили власть сталинистам во главе с Густавом Гусаком.

Декабрь 1970 г. – снятие Гомулки в Польше. Массовые волнения после повышения цен привели к отставке польского лидера Владислава Гомулки. Вместо него генеральным секретарем компартии стал Эдвард Герек.

Май 1980 г. – смерть Тито. После смерти многолетнего диктатора Югославии главой государства стал коллективный Президиум СФРЮ.

Сентябрь 1980 г. – отставка Герека. Новые народные выступления, возглавленные профсоюзом «Солидарность», привели к отставке Герека и кризису коммунистической власти.

Декабрь 1981 г. – военное положение в Польше. Паралич власти заставил нового партийного лидера Польши генерала Войцеха Ярузельского ввести военное положение, не дожидаясь появления советских войск.

1988 г. – кризис коммунистических режимов. Начало перестройки в СССР привело к кризису в странах Восточной Европы. Коммунистические режимы подвергались все большей критике; отдельные лидеры были вынуждены уступить место реформаторам.


Восточная Европа после второй мировой войны.

Становление в этих странах тоталитарного социализма шло различными путями. В странах Восточной Европы разгром фашизма привел к восстановлению независимости там, где она была утеряна, или смену политического режима там, где она сохранилась. Повсеместно утвердился демократический строй, всеобщее избирательное право и многопартийность, были проведены аграрные реформы, уничтожившие крупное землевладение, конфискована собственность предателей и активных сторонников фашизма.

Развитие событий на Западе и на Востоке Европы было в первые послевоенные годы весьма сходным. Отличие состояло в том, что Восточную Европу освободила Советская Армия, и там гораздо более значительной была роль коммунистических партий.

Во-первых, потому что в некоторых из них(Югославия, Албания) компартии руководили партизанским движением и, опираясь на него, стали самой влиятельной политической силой;

во-вторых, потому что пользовались поддержкой СССР, под его давлением коммунисты вошли в состав всех послевоенных правительств этих стран, занимая, как правило, “силовые” министерские посты.

Когда началась “холодная война”, опираясь на уже завоёванные позиции и прямое давление из Москвы, коммунисты сравнительно легко и бескровно установили свою безраздельную власть в 1947-1948 гг.

Страны Азии.

Примерно также к власти пришли и коммунисты в Северной Корее. В Монголии, Китае, Вьетнаме и Лаосе приход коммунистов к власти, хотя и был связан с поддержкой СССР, но в меньшей степени. В гораздо большей степени это было связано с тем. Что коммунисты в этих странах возглавляли освободительное, антиколониальное движение. Благодаря этому они стали влиятельной политической силой и смогли прийти к власти.

Изменения в политической системе.

Придя к власти, компартии приступили к “строительству социализма”. В качестве образца для подражания брался опыт СССР. Была преобразована политическая система. Многопартийность либо ликвидировалась, либо партии теряли политическую самостоятельность, становясь частью руководимых коммунистами коалиций и фронтов. Вся полнота власти сконцентрировалась в руках компартий. Судебная и представительная власть потеряли самостоятельность. По примеру СССР проводились массовые репрессии. Все права и свободы граждан были фактически отменены. С демократией было покончено, хотя при этом формально сохранялись конституции, всеобщее избирательное право, регулярно проводились “выборы”, а руководители этих стран гордо называли их странами “народной демократии”.

Плановая экономика.

В области экономики “строительство социализма” означало завершение национализации промышленности и финансов, проведение индустриализации, кооперирование сельского хозяйства. Рыночная экономика уступила место плановой. Происходила масштабная ломка экономических и социальных структур. Исчезли предприниматели и самостоятельные крестьяне. Большая часть взрослого населения оказалась занята в государственном секторе экономики.

Внешняя политика.

Во внешней политике все эти страны в большей или меньшей степени следовали курсу СССР. Всякое неповиновение Москве вызывало поначалу очень жёсткую реакцию. О чём свидетельствует конфликт Тито-Сталин.

Итоги социалистических преобразований.

В результате общественный и политический строй в этих странах был решительно преобразован. И подобно тому, как мы называем сходные процессы в России после октября 1917 года революцией, мы вправе назвать революционными и эти преобразования. Революции эти были социалистическими, в том смысле, что они утвердили государственную собственность вместо частной. Они привели к формированию в этих странах тоталитарного политического строя. Всё это позволяет назвать эти страны странами тоталитарного социализма.

Политические кризисы.

Смерть Сталина в 1953 году привела к крупным переменам. Освобождение от давящего страха перед ним обнажило глубокие противоречия тоталитарного социализма и массовое недовольство им. В ГДР, а затем в Польше и Венгрии возникли политические кризисы, преодоление которых оказалось невозможным без применения силы.

Перемены в политике.

В ряде стран Восточной Европы компартии оказались вынужденными изменить политику, чтобы снять главные причины недовольства. Были прекращены массовые репрессии и проведена частичная реабилитация их жертв, внесены изменения в предусмотренные темпы индустриализации, смягчены формы кооперирования, а в Польше оно было остановлено. Частично снимались ограничения для мелкого бизнеса. Позже были проведены экономические реформы, ослабившие жёсткий, административный контроль над экономикой. Во многих странах всё это сопровождалось “оттепелью” в сфере идеологии и культуры.

В других странах критика наиболее неприглядных сторон сталинского режима в СССР вызвала тревогу. Правящие лидеры были обеспокоены возможностью перенесения критики на них. Они не только не поддерживали перемены в Москве и некоторых восточноевропейских странах, но и постарались занять собственную позицию. Появляются первые признаки советско-китайских противоречий. В начале 60-х годов всё больше заявляют о своей самостоятельности Румыния и Северная Корея. Порывает связи с СССР Албания.

Однако. Изменения в СССР и некоторых странах Восточной Европы, которые произошли после смерти Сталина, оказались неглубокими. Тоталитарный социализм там не был ликвидирован, а лишь смягчен, чтобы сделать его более приемлемым для масс. Но даже это послабление режимов через некоторое время стало рассматриваться компартиями как опасная уступка. Ярким доказательством такой опасности для них стали события в Чехословакии.

Усиление тоталитаризма.

После интервенции в Чехословакии во всех странах Восточной Европы, переживших попытки обновления социализма, началось ужесточение тоталитарных черт их строя. Экономические реформы были остановлены. Началось попятное движение. Возникшие кое-где элементы рыночных отношений ликвидировались или ограничивались. Все недовольные стали преследоваться. Во многих странах в связи с этим возникло движение правозащитников, “диссидентов”.

Усиление тоталитаризма началось и в странах, где не было попыток реформ и обновления. Там тоталитаризм принял особо крайние формы. В Албании, например, в 60-е годы были запрещены все религии. В Китае попытались “построить коммунизм”: кооперативы превратили в коммуны, у крестьян отобрали приусадебные участки и личную собственность. В этих странах сложились культы личностей вождей: Ким Ир Сена- в Северной Корее, Мао Цзэдуна- в Китае, Энвера Ходжи- в Албании, Николае Чаушеску- в Румынии. От всех граждан требовалось беспрекословное выполнение их указаний.

Ухудшение экономического положения.

Однако экономическое положение стран тоталитарного социализма, начиная с 70-х годов, стало неуклонно ухудшаться. Многие страны Восточной Европы стали брать кредиты у западных стран, пытаясь на эти средства обновить промышленность и ускорить развитие. Но в итоге появилась проблема внешней задолженности. Надо было платить долги. Это ещё более ухудшало их положение. Обновленное после смерти Мао Цзэдуна китайское руководство было вынуждено принять решение с 1978 года начать рыночные реформы, чтобы преодолеть трудности. В странах же Восточной Европы о реформах даже не помышляли. Экономическое положение там всё более осложнялось. Здесь постепенно стали складываться условия для революции.


Loading...Loading...