В каких странах был коммунизм. Где коммунистические партии по-прежнему сохраняют политическое влияние

Коммунистическая идеология - система идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда - коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает , международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

История

Сущность

В отличие от предшествующих идеологий, мировоззрение пролетариата не сводится ни в коей мере к защите узкоклассовых интересов. Оно раскрывает широкую панораму истории, определяет место каждого класса в социальной борьбе, раскрывает объективные закономерности общественного развития, коренящиеся в способе производства, вырабатывает материалистический взгляд на историю. Именно поэтому идеология пролетариата носит научный характер, выступает средством социального ориентирования масс.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с ее революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунистическая идеология открыто провозглашает свою партийность. Эта ее особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Еще одна особенность коммунистической идеологии состоит в ее творческом характере. Ее сила в постоянном развитии, обогащении новым опытом. Как неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, революционная теория - это не окаменевшая догма, а живое, творческое учение, черпающее свои силы из общественной практики. Коммунизм можно строить только на базе научного осмысления прошлого, глубокого анализа настоящего и предвидения будущего.

Уже при роль идеологии резко возрастает и приобретает качественно новые черты в сравнении с капитализмом. Необычайно возрастает познавательная роль коммунистической идеологии, углубляются и развиваются такие ее функции, как интеграционная, мобилизующая, ориентирующая. Это относится и к экономическому строительству, которое ведется на плановых, сознательных началах и где определение целей, сравнительного значения социальных ценностей приобретает исключительное значение. Это относится в равной степени к политическому регулированию общественного развития, где руководство партии, творчество масс, другие субъективные факторы приобретают небывалую значимость. Эти факторы усиливаются по мере продвижения социалистического общества к коммунизму.

Коммунизм (от лат. Communis - общий, всеобщий) как социально-историческая категория имеет три зна­чения:

· идеальное общество, основанное на общем владе­нии всеми его членами материальными средства­ми, полном социальном равенстве людей;

· общественно-политическое движение, ведущее борьбу за достижение такого общества. Ядром этого движения являются коммунис­тические партии;

· теория, объясняющая возможность и необходи­мость, пути и средства построения коммунистического общества.

Коммунистическая (марксистско-ленинская) идеология воз­никла в середине XIX столетия на базе критической переработки достижений немецкой классической философии (Гегель, Фейер­бах), политической экономии (Смит, Рикардо), утопического соци­ализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). Марксизм появился как про­летарская идеология. Главное в нем - обоснование роли рабоче­го класса как "могильщика капитализма" и создателя бесклассо­вого коммунистического общества. Основная цель марксистской идеологии - не только правильно объяснить мир, но и револю­ционно преобразовать его. По сути своей марксизм-ленинизм яв­ляется революционной теорией.

В противовес господствовавшему то­гда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением проле­тариата, появившегося в результате произошедшего промышленно­го переворота. Марксизм представлял собой радикальную идеоло­гию, акцентировавшую внимание на революционных методах по­строения нового общества. Преобладание революционных, насиль­ственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксистской концепции общественного развития. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба обусловлены существовавшей тогда концентрацией частной собственности в руках класса буржуазии. Революционный переход от капитализма к социализму должен заключаться прежде всего в экспроприации частной собственности и передаче ее в руки тех, кто своим трудом создает все богатство общества.



Теоретическое оформление коммунизма принад­лежит К. Марксу и Ф. Энгельсу. Основополагающими принципами «классическо­го» коммунизма, разработанными К. Марксом, являются следующие:

· переход к коммунистической общественной формации револю­ционным путем, не исключающим насильственные меры;

· отрицание реформистского пути перехода;

· слом буржуаз­ной государственной машины;

· уничтожение буржуаз­ной демократии;

· замена этих институтов системой диктатуры пролетариата;

· ставка на идеологический монизм, отрицание идеологического плюрализма;

· со­здание жестко организованной политической партии как единственной руководящей силы в борьбе за ком­мунизм.

· главную движущую силу социального про­гресса составляет пролетариат как класс, лишенный средств производства.

Классовая борьба, доведенная до социалистической революции, признается в каче­стве локомотива истории.

Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентиро­ванного на моральные стимулы к труду, которые можно описать формулами:

· труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков;

· в труде формируется личность;

· труд есть способ самовыражения, самореализации человека и т.п.

Наиболее важным механизмом интеграции различных элементов социальной структуры была признана коммунистическая партия. В целях более полной реализации этой функции партии предполагалось превра­щение ее во властную структуру, сращивание с государством, кото­рое под ее руководством должно было постепенно заменяться сис­темой общественного самоуправления .

Социально-философские, экономические и политические идеи и установки, разработанные Марксом и Энгельсом, не раз подвергались пересмотру и ревизии, поэтому неудивительно, что при всем своем внешнем единстве марксизм является многоплановым и сложным течением политико-философской мысли. В его рамках можно обнаружить множество как национальных, так и идеологических различий и оттенков.

Марксизм, в социал-демократии, как уже отмечалось выше, в первую очередь К. Каутским подвергся существенной ревизии справа . То же самое, но уже слева произошло в коммунистическом движении. Теоретиком и практиком мирового коммунистического движения стал В.И. Ленин, направивший свои усилия на конкретизацию и ужесточение заложенных в марксизме революционных принципов. Поэтому-то это новое течение и получило название марксизма-ленинизма, или просто ленинизма, который в свою очередь лег в основу левототалитарной большевистской теории общества и государства.

Если Маркс и Энгельс утверждали, что социалистиче­ская революция произойдет первоначально в экономически наиболее развитых странах, то Ленин пришел к выводу о возможности ее победы в относительно отсталых индустриально-аграрных странах, к числу которых относилась Россия. Не менее важно и то, что в отличие от Маркса и Эн­гельса, по мнению которых социалистическая революция достигнет успеха лишь в том случае, если она произойдет одновременно в группе наиболее развитых стран Европы, Ленин обосновывал мысль о возможности ее победы в одной, отдельно взятой стране.

Но дело не только и не столько в этом. Ленин и его сподвижники в такой большой степени пересмотрели и дополнили учение своих предшественников, что, оценивая ленинизм, правомерно говорить, по сути, о новом политико-философском, или идейно-политическом течении, во многом по своим базовым установкам существенно отличающемся от классического марксизма.

История предоставляет нам множество примеров того, что одни и те же идеи в разных исторических условиях могли служить для обоснования совершенно разных интересов и целей. Более того, на основе одного и того же набора данных можно построить разные, зачастую несовместимые друг с другом философские и идейно-политические конструкции. Зачастую большее значение приобретает не просто какая-либо идея, взятая сама по себе, а то, как она интер­претируется, в каких и в чьих интересах она используется.

В.И. Ленин обоснованно говорил о трех известных источниках марксизма. Точно так же сам ленинизм помимо марксизма, который был подвергнут существенной ревизии, черпал идеи из целого ряда других источников. На дух ленинизма, по-видимому, существенный отпечаток нало­жили якобинство периода Великой французской революции, бланкизм с его теорией заговора и конспирации, народовольство и нечаевщина с ее террором, некоторые идеи русских революционных демократов.

Помимо тех вышеупомянутых корректив, которые были внесены в первоначальные установки марксизма, В.И. Ленин как незаурядный политический деятель и идеолог творчески переосмыслил все эти идеи, строго ориентировав их на цели захвата и удержания государственной власти. С этой точки зрения его основной вклад состоял в предельной политизации и идеологизации марксизма, выхолащивании его научного содержания и потенциала, сведении к нескольким догмам , служащим все­цело обоснованию и продвижению революции .

В.И. Ленин, будучи гениальным тактиком, развивая революционную традицию марксиз­ма, разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуаз­ной государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Он дополнил учение Маркса:

· теорией империализма;

· концепцией социалистических и национально-освободитель­ных революций в новую эпоху;

· учением о партии нового типа;

· использованием советов как формы диктатуры пролетариата;

· разработкой «новой экономической полити­ки»;

· концепцией мирного сосуществования и др. .

Вместе с тем, он разработал пути и средства, стратегию и тактику захвата и удержания государственной власти. Ленин перевел в практическую плоскость теорию социалистической революции, теорию диктатуры пролета­риата, демократического централизма и социалистического государства. Ему принадлежит авторство создания концентрационных лагерей – ново формы изоляции противников режима, а также машины широкомасштабного государственного террора и т.д. Все эти компоненты и сделали ленинизм одним из вариантов тоталитарной модели переустройства общества .

Абсолютный крах политики «военного коммунизма» в Советской России явился практической иллюстрацией реального антигуманного тоталитарного потенциала идеи коммунизма в современных условиях, невозможности его построения хоть сколько-нибудь цивилизованными методами. Как самообозначение понятие «коммунистический» было и остается присущим как значимому числу политических партий - правящих (КНР и др.) и оппозиционных (Россия и др.), так и экстремистских группировок (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т.д.). Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволяющий идее коммунизма служить претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой провозглашения определенной идеологической ангажированности, обусловлен рядом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин «коммунизм» выступал и как гипотетическое состояние общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее современную организацию социума; и как «не доктрина, а движение», которое опирается «не на принципы, а на факты» (Энгельс).

Впослед­ствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникно­вения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строитель­ства, создали идейную основу для обеспечения общественных пре­образований (обобществления производства, индустриализации на­родного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения .

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благоприятную почву православия, коллективности и державности. По существу ее постулаты, как полагают многие ученые-обществоведы, были внешне сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-политической и сугубо светской форме. С приходом к власти большевиков религия была заменена идеологией марксизма-ленинизма, бог – социалистическим государством, рай – светлым будущим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длительное время и с массовым эффектом. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеологической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историческом отрезке времени .

В первой половине XX в. между социал-демократией и коммунистическим движением были существенные разногласия о методах социальных преобразований общества (реформистские или революционные). Это нашло отражение в одновременном существовании Коммунистического и Социалистического Интернационалов. После роспуска Коминтерна и распада «государственного социализма» в СССР и ряде стран Восточной Европы в позициях многих компартий произошли изменения, Учи­тывая трансформацию современного мира, они стали модернизировать свои программы, использовать некоторые традиционные социал-демократические концепции и подходы, творчески применяя их к своеобразным условиям соот­ветствующих стран, рыночной экономике .

В XX столетии марксизм-ленинизм превратился в одно из самых влиятельных политико-идеологических течений в мире. Десятки коммунистических партий действовали на всех континентах. Матери­альной опорой мирового коммунизма был Советский Союз с его экономической и военной мощью. Пос­ле второй мировой войны на третьей части мира развернулось стро­ительство социалистических государств на основе марксистско-ленинской теории. Невозможно подвергнуть сомнению тот факт, что эта идеология имела великое множество убежденных сторонников и последователей, да и сейчас их нема­ло. Ее основополагающими идеями были коллективизм, социальная справедливость, народовластие и др., пронизанные подлинным гу­манизмом .

Марксистско-ленинская идеология в ХХ в. реализовалась в различных национальных моделях. В послевоенном Китае она трансформировалась в еще одну прикладную разновидность социализма – маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзэдуна). Отрицая свя­щенные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао взял за основу сталинскую идею о необходимос­ти борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, при­званное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «свет­лому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского на­селения, особенно во времена «культурной революции».

Оригинальная модель коммунистической идеологии была реализована И.Б. Тито, в бывшей Югославии, стремившейся укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это было в Восточной Европе). Страна ориентировалась на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, ее руководство признавало наличие внутренних конфликтов и противоречий социалистического строи­тельства, необходимость ведения борьбы с главным внутренним врагом – бюрократией, и ориентировалось на установление рыночных отношений и ограничение роли коммунистической партии .

В других бывших социалистических странах марксизм-ленинизм, являясь государственной идеологией, был превращен в своего рода государственную религию, единственно возможное мировоззрение. Коммунистическая идеология была выведена из-под критики, а ее положения стали критериями оценки всех остальных идеологи­ческих систем мира. Все это создавало условия для ее внутренней стагнации. На ее основе буйно процветали и лживая культовая идеология, и тоталитарный тип мышления. В таком извращенном виде идеология отторгалась большинством народов, ибо отражала интересы лишь начавшей разлагаться партократической верхуш­ки.

В последней четверти XX в. начались глубин­ный кризис и крушение марксистско-ленинской идеологии, в пер­вую очередь в бывших социалистических странах. Причины, вы­звавшие этот кризис, еще долго будут предметом научного осмысле­ния. Ведь с крушением рассматриваемой идео­логии произошло крушение надежды миллионов людей на воз­можность построения общества добра и справедливости .

Кризис этот развивался посте­пенно, так как коммунистическая идеология усилиями многочис­ленных идеологов догматизировалась, слабо приспосабливалась к изменяющимся условиям жизни, которую, напротив, усиленно стре­мились подогнать под идеологию. Поэтому между развивающей­ся, изменяющейся социальной жизнью и догматизирующейся иде­ологией возникла и стала углубляться пропасть.

В общественном сознании социализм стал отождествляться с образом сформировавшейся в странах «реального социализма» командно-бюрократической общественной системы, которую никак нельзя признать в качестве идеального посткапиталистического общественного устройства. С утверждением гласности, плюрализма мнений, многопар­тийности старая идеология, лишенная жизненной силы, начала са­моразрушаться. С ее развалом в нашем обществе образовался идеологический вакуум, началось смутное время.

Со вто­рой половины 1980-х гг. влияние коммунистической идеологии, авторитета СССР на ход мирового разви­тия стало заметно снижаться. Сегодня коммунизм как идеология и как социальное движение повергается критике, в т.ч. и со стороны тех, кто недавно исповедовал эту идеологию и был активным участни­ком деятельности коммунистических партий. Ряд исследователей считает, что коммунизм как социальное учение сошел с исто­рической арены. Такое категорическое суждение вряд ли соответствует действительности. Да, коммунизм как социальный идеал оказался несостоятельным, утопич­ным на современном этапе человеческой истории. Поэтому традиционное коммунистическое движение, направленное на достижение этого социального идеала, в настоящее время теряет смысл .

Вместе с тем, в современных условиях коммунизм как идейно-полити­ческая доктрина продолжает существовать и оказывать влияние на умы многих людей. Более того в ряде стран, в том числе в СНГ, действуют носители этой докт­рины - коммунистические партии. Они имеют свои фракции в парламентах, представителей в местных органах власти. А в некоторых странах коммунистичес­кие партии и сегодня являются правящими

К тому же в последние годы коммунистическая идеология стала возрождаться, что вызвано рядом основных причин:

· крупные неудачи потерпели многие реформы, вы­звавшие в обществе негативные последствия;

· углубляющейся пропастью в доходах беднейших и богатейших слоев российского общества;

· успехи Китая, возглавляемого коммунистической партией;

· авантюристической агрессивной политикой США, олицетворявших ранее в глазах многих жителей планеты идеалы справедливости и прогресса.

Учитывая изменения в современном мире, многие коммунистические партии стали модернизировать свои программы, а в ряде случаев использовать некоторые социал-демократические концепции и подходы, творчески применять новые теоретические наработки к своеобразным условиям своих стран.

Итальянские коммунисты, например, поставили задачу радикально обновить коммунистическую концепцию, в которой необходимо дать ответ на процесс капиталистической модернизации, развернувшейся во всем мире и получившей название «глобализация экономики». Этот процесс приводит к негативным последствиям в обществе, несмотря на успехи в экономике.

Французские коммунисты считают, что необходимо сделать идею коммунизма вновь жизненной и привлекательной. Идентификация коммунизма с опытом СССР и стран Восточной Европы, с их точки зрения, несостоятельна. Идея коммунизма существовала до советского опыта и провал этого опыта не является доказательством ошибочности самой идеи коммунизма как справедливого общества без угнетения и эксплуатации. Они считают, что в современном демократическом обществе сохраняются различия между правящим классом и трудящимися, а также угнетение и эксплуатация в новых формах.

Безотносительно к потенциальным деталировкам, содержание понятия "коммунизм" XXI в. может выражать:

· отрицание любых форм организации института собственности в обществе, кроме тотальных и всепоглощающих ("общественная собственность", она же - "общенародная" в социалистическом варианте);

· полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма", "еще большей социальной справедливости" и т.п.;

· ориентированность на замену традиционных моделей распределения общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии факторов "капитал - труд - знания - способности - культовый потенциал общественного поклонения" и т.д.) системой волевых распределительных решений;

· замену традиционной правящей элиты - элитой, качественно иначе сформированной и т.д. В наиболее радикальных формах (практика большевизма и клики Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ коммунизма эффективно результировалось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределения собственности, но и в обличьи сопряженных процедур осуществления масштабного геноцида по критериям имущественного положения, социального происхождения и статуса.

В целом коммунизм, как правило, выступает в ряде ипостасей:

· как идеология маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдеров;

· как разновидность социального нигилизма, противопоставляющего традиционной системе ценностей совокупность верований об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире;

· как разновидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного коммунизма".

Возрождение коммунистической идеологии в новых услови­ях - дело сложное, требующее продолжительного времени. Простая реанимация ее невозможна, даже если кто-то этого и хотел бы. Обновление идеологии сможет произойти только на путях сближения с современной социал-демократией. Раскол между левым и правым крыльями российской социал-демократии произошел на II съезде в 1903 г. Возможно в перспективе проведение Объединительного съезда. Но это невозможно пока КПРФ возглавляется Г.А. Зюгановым, направляющим основные усилия на критику политики, проводимой В.В. Путиным, а не на выдвижение собственной концепции развития страны.

В целом историяXX в. наряду с общегуманистическим содержанием лозунгов социалистов выявила и органические пороки этой идеологии, воспрепятствовавшие в конечном счете ее воплощению в современном мире. Так, для индустриального этапа развития общества неприемле­мым оказалось негативное отношение социалистов к экономическому неравенству индивидов, к конкуренции и принципам неодинакового вознаграждения за труд, обусловленных различиями в способностях, образовании и других характеристиках индивидов. Желая исправить «не­справедливость» общества, социалисты пытались заменить их механиз­мами нетрудового распределения доходов, политическим регулирова­нием экономических процессов, признавали необходимым сознатель­ное установление государством принципов и норм социального равенства. Поэтому в идеологии социализма, по А.И. Соловьеву, государство всегда возвышалось над индивидом, сознательное управление – над эволюционным ходом раз­вития общества, политика – над экономикой .

Коммунизм (от лат. communis -- общий) как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Идея коммунизма имеет долгую историю и общие корни с социализмом. Она выразила светлую и благородную мечту человечества о справедливом и совершенном общественном строе, одну из версий социального идеала о достижении всеобщего равенства людей на основе изобилия материальных и духовных благ.

Социальное равенство и справедливость - базовые ценности социализма либерализм консерватизм коммунистический социалистический

Идея коммунизма глубоко укоренена в общеевропейской истории. Первые христиане "катакомбной" эпохи придерживались коммунистических по своей природе идей. Они проповедовали и практиковали общинную собственность, рассматривая частный интерес как противоречащий духу своего учения. Эти установки были достаточно широко распространены в средневековых монастырях и многочисленных сектантских движениях, приверженцы которых считали, что собственность и земные заботы несовместимы со служением Богу. В Средние века существовало множество мелких коммунистических общин с коллективной собственностью, где материальные блага распределялись равномерно между всеми членами общества, что теснее сплачивало и привязывало верующих к монастырю или общине.

Другим вариантом обоснования коммунистического идеала стали концепции утопического социализма, появившиеся в XVI в. в произведениях Т. Мора "Утопия" и Т. Кампанеллы "Город Солнца". Они отражали стихийный протест и мечту эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала и считали, что общественная собственность создаст условия для справедливого распределения, равенства, благополучия всех людей и отсутствия эксплуатации.

Новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей начинается после Великой французской революции, в период бурного развития промышленного капитала. В первой половине XIX в. наибольший вклад в разработку концепций утопического социализма внесли французы Анри Сен-Симон (1760--1825), Шарль Фурье (1772-- 1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771--1858). В их работах появляются и сами термины "социализм" и "коммунизм", которые обозначали социальное устройство, основанное на отрицании частной собственности и утверждении общности имущества.

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Коммунистическая идеология как концептуально оформленная система представлений и идей, выражающая интересы и идеалы трудящихся масс, была разработана в середине XIX в. основоположниками марксизма Карлом Марксом (1818--1883) и Фридрихом Энгельсом (1820--1895). Марксисты рассматривали коммунизм как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом.

Коммунизм в марксистском понимании -- это не идеальная модель справедливого общества, а реальный, закономерный результат прогресса цивилизации, неизбежный этап развития общества, следующий за капитализмом. Как писали Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии": "Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние". В "Манифесте Коммунистической партии" они противопоставляли свой взгляд на коммунизм другим социалистическим и коммунистическим позициям -- феодальному социализму, мелкобуржуазному социализму, немецкому социализму и др. Суть коммунистической идеи они видели в том, что "на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"

Как показала историческая практика, "уязвимыми местами" коммунистической идеологии оказались: недооценка социокультурных факторов общественного развития; абсолютизация сознательности и активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры буржуазии и др.

В последнее время под термином "коммунизм" чаще всего подразумевают либо итог исторического развития человечества, предсказанный мыслителями-марксистами, либо реальную жизнь в условиях господства коммунистической партии. Для осмысления опыта Восточной Европы в наши дни иногда используется понятие посткоммунизма, характеризующее состояние и движение обществ в тех странах, которые сравнительно недавно отошли от прежних социалистических основ и форм общественной жизни.

Следует подчеркнуть, что коммунизм и сегодня является одной из мировых идеологий. "Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе -- стремление к равенству и социальной справедливости. Не случайно социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Старом Свете. С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь двадцатый век. С этой идеологией были одержаны великие победы -- над нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос.

Разве для суверенной Беларуси не подходят такие принципы из нашей прежней коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость? Высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей и многое другое, что стало частью и нашей жизни? Все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества".

Еще несколько десятилетий тому назад мировое коммунистическое движение представляло собой мощную силу, с которой приходилось считаться ведущим государствам мира, включая Соединенные Штаты. Даже в условиях «крестового похода против коммунизма» коммунистические партии оставались авангардом левых сил.

Сегодня ситуация изменилась кардинально. За исключением Китая и ряда азиатских стран, а также Кубы, влияние коммунистических партий практически незаметно.

В ряде европейских стран запрещены не только коммунистические партии, но и коммунистическая символика. В Евросоюзе все чаще звучат заявления, которые уравнивают коммунизм с фашизмом и национал социализмом, возлагая на коммунистов ответственность за разжигание Второй Мировой войны.
***
Страны, бывшего СССР и Восточного блока, где запрещена коммунистическая идеология...

Албания
Люстрация. Всем высокопоставленным госслужащим, членам правящей до 1991 г. Партии труда, а также сотрудничавшим с тайной полицией лицам было запрещено избираться или же занимать руководящие посты в госорганах до 2002 года (законы 1995 г.).
Запрет компартии. Запрещение фашистских, марксистско-ленинских и расистских партий (закон 1992 г.).

Венгрия
Люстрация. Уголовная ответственность без срока давности для лиц, совершивших в декабре 1944 - мае 1990 г. «предательство Родины», вплоть до пожизненного заключения (закон 1992 г.). В 1994 году Конституционный суд признал этот закон неконституционным. Второй этап люстрации (до 2001 г.) свелся к разглашению информации о сотрудничестве граждан с органами госбезопасности. В 2005 г. парламент открыл широкий доступ к секретным документам об агентах спецслужб.
Запрет символов. Коммунистическая и нацистская символика запрещена с 1993 г. На лиц, использующих символы тоталитаризма для нарушения гражданского спокойствия или демонстрирующих их публично, накладывается штраф.

Грузия
Люстрация. Запрет занимать высокие посты в государстве лицам, которые служили в КГБ или занимали руководящие должности в КПСС (закон 2010 г.). Создана комиссия по люстрации, которая занимается искоренением в Грузии коммунистической символики, в том числе в названиях улиц и площадей, а также ликвидацией монументов, восхваляющих тоталитарное прошлое. Бывшие сотрудники спецслужб Советского Союза, а также бывшие должностные лица компартии и комсомола не смогут работать в органах исполнительной власти и в судебной системе (закон 2011 г.).
Запрет символов. Запрещена коммунистическая и нацистская идеология, а также использование в общественных местах советской и фашистской символики (закон 2011 г.).

Латвия
Люстрация. Все кандидаты в депутаты парламента обязаны в письменной форме указать наличие либо отсутствие у них связей с советскими или иными секретными службами (закон 1992 г.). Запрет избираться лицам, состоявшим в компартии и ряде дружественных ей организаций, после 13 января 1991 г., а также сотрудникам и агентам КГБ (закон 1995 г.).
Запрет символов. С 1991 года советская и нацистская символика запрещена на публичных мероприятиях. Запрет не распространяется на развлекательные, праздничные, памятные и спортивные мероприятия.

Литва
Люстрация. Принят Закон о проверке мандатов депутатов, подозреваемых в сознательном сотрудничестве со специальными службами СССР или других государств.
Запрет символов. Запрещено использование советской и нацистской символики, гимнов, формы и изображений лидеров национал-социалистов Германии и лидеров КПСС на общественных собраниях с 2008 г.
Запрет компартии. С 1992 года компартия запрещена на территории страны, фактически действует в подполье.

Польша
Люстрация. Все желающие поступить на госслужбу (министры, судьи, депутаты, сенаторы) и кандидаты на парламентских выборах, прежде сотрудничавшие с коммунистическими спецслужбами, должны были покаяться публично и получить прощение. В случае сокрытия такой информации претендент лишался права занимать публичные должности на 10-летний срок (закон 1997 г.).
Запрет символов. Уголовная ответственность (штрафы, лишение свободы сроком до двух лет) за хранение, распространение или продажу вещей или записей, на которых присутствует коммунистическая символика, с 2009 г. Разрешено их использование в художественных, образовательных целях, а также коллекционирование. Статья Уголовного кодекса запрещает нацистскую символику и демонстрацию символики «других тоталитарных режимов».

Чехия
Люстрация. Компартия Чехословакии названа «организацией преступной и достойной осуждения». Кадровые сотрудники и тайные агенты спецслужб, сотрудники партийного аппарата КПЧ, «политически руководившие» госбезопасностью, лишались на 5 лет права занимать ответственные посты в госорганах, если специальная комиссия могла доказать их вину (закон 1993 г.).
Запрет символов. Коммунистическая символика запрещена. Но Коммунистическая партия Чехии и Моравии остается одной из ведущих политических сил страны.

Эстония
Люстрация. Принят Закон о внесудебных массовых репрессиях в Советской Эстонии в 1940–1950-е гг., согласно которому прокуратуре было поручено рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в массовых убийствах, других преступлениях против человечности.
Запрет символов. Запрет на использование нацистской и советской символики в общественных местах с 2007 г.

Туркмения
Запрет компартии. Коммунистическая партия Туркмении (КПТ) с 1992 г. существует на нелегальном положении. В 2002 г. после серии протестов оппозиции лидера КПТ Рахимова обвинили в участии в подготовке покушения на президента Ниязова и осудили на 25 лет заключения. По неподтвержденной информации, в декабре 2006 г. он был убит в тюрьме вместе с несколькими своими соратниками.

Узбекистан
Запрет компартии. Коммунистическая партия Узбекистана, основанная в 1994 г., существует на нелегальном положении.

Молдавия
Запрет на использование коммунистической символики в политических целях и пропаганду тоталитарной идеологии действовал с 12 июля 2012 года, однако 5 июня 2013 года Конституционный суд отменил данный запрет, как противоречащий Конституции.

Украина
С 21 мая 2015 года запрещено «публичное отрицание преступного характера коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов», а также публичное использование и пропаганда их символики. Запрещается изготовление, распространение и публичное использование символики коммунистического режима (в том числе и сувенирной), публичное исполнение гимнов СССР, УССР, других союзных советских республик или их фрагментов. За первичное правонарушение следует наказание ограничением или лишением свободы до 5 лет с возможной конфискацией имущества, за повторное правонарушение или его совершение организованной группой лиц либо с использованием СМИ - лишением свободы от 5 до 10 лет с возможной конфискацией имущества.
***
-- Германия
Согласно параграфу 86а Уголовного кодекса Германии, запрещено распространение или публичное использование на совещании или в переписке, производство, использование в коммерческих целях внутри страны или за её границей символов либо материалов, содержащих символику партии, которая была признана Федеральным Конституционным Судом незаконной и противоречащей Конституции, каковой с 1956 года является Коммунистическая партия Германии.
К таковой символике относятся, в частности, флаги, символика, униформы, слоганы и формы приветствия, при этом символы, которые выглядят внешне достаточно похоже, чтобы существовала возможность их перепутать с символами запрещённых организаций, считаются эквивалентными. За подобные действия лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и приговорено к лишению свободы сроком до трёх лет или штрафу.

Индонезия
Запрещена коммунистическая партия и публичная демонстрация её символов.

Коммунизм - это революционная, экономическая и социальная теория. Основан К. Марксом (1818 - 1883) и Ф. Энгельсом (1820 - 1895) в 40-х гг. XIX в. Впоследствии развит Г.В. Плехановым (1856 - 1918), В.И. Лениным (1870 -1924) и другими последователями.

Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма. В противовес господствовавшему тогда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота. Марксизм представлял собой радикальную идеологию, акцентировавшую внимание на революционных (насильственных) методах построения нового общества.

Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду: труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков; в труде формируется личность; труд есть способ самовыражения, самореализации человека.

Основные положения, относящиеся к политической сфере: на определенном этапе своего развития производительные силы вступают в противоречия с существующей экономикой и политической организацией общества, вследствие чего наступает эпоха социальных революций. В результате устанавливаются новые политические и экономические отношения, соответствующие достигнутому уровню развития производительных сил. Отсюда - сменяющие друг друга способы производства (рабовладельческий, феодальный и капиталистический) означают неуклонное движение человечества по пути прогресса. Однако господствующие классы, используя свою экономическую и политическую власть, эксплуатируют большую часть населения, присваивая прибавочные продукты (прибыль) для своей выгоды. Продолжается классовая борьба, ведущаяся эксплуатируемыми массами ради справедливого распределения собственности и политической власти; анализ и критика предшествующих капитализму обществ, в особенности буржуазного общества; раскрытие роли производительных сил и производственных отношений как определяющих содержание политической и идеологической надстройки.



С победой Октябрьской революции (1917 г.) в России идеи коммунизма пытались реализовать русские большевики. В начале - в форме политики военного коммунизма. Переход к нэпу по существу означал отказ от теории коммунизма в пользу социал-демократизма. Затем этот отказ проявился в установлении и укреплении государственной системы (социализма) и завершился перестройкой М.С. Горбачева. В конечном итоге выявилась неэффективность коммунистической теории, в результате чего последовал ее крах.

Коммунизм как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости .

Представители коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом. Важной сущностной характеристикой коммунизма является исчезновение государства и государственной власти. Идеалом коммунистической идеологии является общество, все члены которого социально равны и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и буржуазии, бедных и богатых.

Политические идеологии в постсоветской Беларуси, Кристаллизация идеологических предпочтений.

16……….ж

Понятие «идеология»

Идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии.

Идеологические представления (политические, экономические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические) играют роль «путеводителя» их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего, формируют отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведенческие реакции.

По мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.

Loading...Loading...