Ссср в послевоенное время 40 60 годы. Введение

Послевоенный СССР всегда привлекал внимание специалистов и читателей, интересующихся прошлым нашей страны. Победа советского народа в самой страшной войне в истории человечества стала звездным часом России ХХ века. Но вместе с тем, она стала и важным рубежом, обозначившим наступление новой эры - эпохи послевоенного развития.

Так получилось, что первые послевоенные годы (май 1945 - март 1953 гг.) оказались «обделенными» в советской историографии. В первые послевоенные годы появились немногочисленные работы, превозносящие мирный созидательный труд советского народа в годы четвертой пятилетки, но не раскрывавшие, естественно сути даже этой стороны социально-экономической и политической истории советского общества. После же смерти Сталина в марте 1953 г. и последовавшей волной критики «культа личности» даже этот сюжет оказался исчерпанным и вскоре забытым. Что же касается взаимоотношений власти и общества, выработки послевоенного социально-экономического и политического курса, новаций и догм во внешней политике, то эти темы так и не получили своего развития в советской историографии. В последующие годы сюжеты первых послевоенных лет получили отражение лишь в многотомной «Истории Коммунистической партии Советского Союза», да и то фрагментарно, под углом зрения концепции «восстановления разрушенного войной народного хозяйства страны».

Лишь в конце 80-х гг. публицисты, а затем и историки обратились к этому сложному и краткому периоду истории страны для того, чтобы взглянуть на него по-новому, попытаться разобраться в его специфике. Однако отсутствие архивных источников, а также «разоблачительский» настрой привели к тому, что место одной полуправды весьма скоро заняла другая.

Что же касается изучения «холодной войны» и ее последствий для советского общества, то эти проблемы не были подняты и в тот период.

Прорывом в изучении послевоенного СССР стали 90-е годы, когда оказались доступными архивные фонды высших органов государственной власти, и, что особенно важно, многие документы высшего партийного руководства. Открытие материалов и документов по истории внешней политики СССР привело к появлению серии публикаций по истории «холодной войны».

В 1994 г. Г. М. Адибеков издал монографию, посвященную истории Информационного бюро коммунистических партий (Коминформа) и его роли в политическом развитии восточно-европейских стран в первые послевоенные годы.

В сборнике статей, подготовленном учеными Института всеобщей истории РАН «Холодная война: Новые подходы. Новые документы» получили развитие такие новые для исследователей темы, как советская реакция на «план Маршалла», эволюция советской политики в германском вопросе в 40-е гг., «иранский кризис» 1945–1946 гг. и др. Все они были написаны на основе новейших документальных источников, выявленных в закрытых прежде партийных архивах.

В том же году вышел в свет и сборник статей, подготовленный Институтом российской истории РАН «Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945–1985): Новое прочтение». В нем наряду с раскрытием частных аспектов истории «холодной войны» были напечатаны статьи, в которых раскрывались доктринальные основы советской внешней политики в эти годы, выяснялись международные последствия корейской войны, прослеживались особенности партийного руководства внешней политикой СССР.

Тогда же появился и сборник статей «СССР и холодная война» под реакцией В. С. Лельчука и Е. И. Пивовара, в котором впервые последствия «холодной войны» исследовались не только с точки зрения внешней политики СССР и Запада, но и в связи с тем влиянием, которое оказало это противостояние на внутренние процессы, проходившие в советской стране: эволюцию властных структур, развитие промышленности и сельского хозяйства, советского общества и т. п.

Представляет интерес работа коллектива автора, объединенная в книге «Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал» под редакцией Ю. Н. Афанасьева и В. С. Лельчука. В ней рассматриваются различные аспекты внешней и внутренней политики СССР в послевоенный период. Можно констатировать, что осмысление многих вопросов проведено здесь на достаточно высоком исследовательском уровне. Заметно продвинулось вперед понимание развития военно-промышленного комплекса, специфики идеологического функционирования власти.

В 1996 г. вышла в свет монография В. Ф. Зимы, посвященная происхождению и последствиям голода в СССР в 1946–1947 гг. В ней получили отражение и различные аспекты социально-экономической политики сталинского руководства СССР в первые послевоенные годы.

Важный вклад в изучение становления и функционирования советского военно-промышленного комплекса, его места и роли в системе взаимоотношений между властью и обществом внес Н. С. Симонов, подготовивший наиболее полную на сегодняшний день монографию по данной проблематике. Он показывает в ней возрастающую роль «командиров военного производства» в системе власти в СССР в послевоенный период, выделяет приоритетные направления роста военного производства в этот период.

Ведущим специалистом в области комплексного анализа экономического развития СССР в послевоенные годы и разработки государственной политики в этой области показал себя в эти годы В. П. Попов, опубликовавший серию интересных статей, а также сборник документальных материалов, получивших высокую оценку научной общественности. Обобщающим результатом его многолетней работы стала докторская диссертация и монография по этим вопросам.

В 1998 г. вышла в свет монография Р. Г. Пихои «Советский Союз: история власти. 1945–1991». В ней автор на уникальных документах показывает особенности эволюции властных институтов в первые послевоенные годы, утверждает, что сложившаяся в эти годы система власти может рассматриваться как классическая советская (или сталинская).

Известным специалистом по истории реформирования советского общества в первые послевоенные десятилетия зарекомендовала себя Е. Ю. Зубкова. Плодом ее многолетней работы по изучению настроений и повседневного быта людей стала докторская диссертация и монография «Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953».

Несмотря на выход в свет за последнее десятилетие перечисленных трудов, следует признать, что разработка истории первых послевоенных лет советского общества только начинается. Более того, пока отсутствует единое концептуально однородное историческое произведение, в котором был бы предпринят комплексный анализ накопившихся исторических источников по всему спектру социально-экономической, общественно-политической, внешнеполитической истории советского общества в первые послевоенные годы.

Какие же источники стали доступны историкам в последние годы?

Некоторые исследователи (в том числе авторы данной монографии) получили возможность работать в Архиве Президента РФ (бывший архив Политбюро ЦК КПСС). Здесь сосредоточен богатейший материал по всем аспектам внутренней и внешней политики советского государства и его высшего руководства, личные фонды лидеров КПСС. Записки членов Политбюро по конкретным вопросам экономического развития, внешней политики и т. п. позволяют проследить вокруг каких проблем послевоенного развития разгорались споры в руководстве, какие пути решения тех или иных проблем предлагались ими.

Завершение Великой Отечественной войны стало огромным облегчением для жителей СССР, но одновременно поставило перед правительством страны ряд неотложных задач. Вопросы, решение которых было отложено на время войны, теперь нужно было решить срочно. Кроме этого, властям было необходимо обустроить демобилизированных красноармейцев, обеспечить социальную защиту жертв войны и восстановить разрушенные хозяйственные объекты на западе СССР.

В первую послевоенную пятилетку (1946–1950) была поставлена цель восстановить довоенный уровень сельскохозяйственного и промышленного производства. Отличительной чертой восстановления промышленности было то, что не все эвакуированные предприятия возвращались на запад СССР, значительная их часть отстраивалась с нуля. Это позволило укрепить промышленность в тех регионах, которые до войны не имели мощной индустриальной базы. Одновременно были приняты меры по возвращению промышленных предприятий к графикам мирной жизни: была сокращена продолжительность рабочего дня, и увеличилось число выходных. К концу четвёртой пятилетки во всех важнейших отраслях промышленности удалось достичь довоенного уровня производства.

Демобилизация

Хотя небольшая часть бойцов Красной армии вернулась на родину уже летом 1945 года, основная волна демобилизации началась в феврале 1946 года, а окончательное завершение демобилизации пришлось на март 1948 года. Было предусмотрено, что демобилизованные воины в течение месяца будут обеспечены работой. Семьи погибших и инвалидов войны получали от государства особую поддержку: их дома в первую очередь снабжали топливом. Однако в целом демобилизованные бойцы не имели каких-либо льгот в сравнении с гражданами, находившимися в годы войны в тылу.

Укрепление репрессивного аппарата

Аппарат репрессий, переживший расцвет в предвоенные годы, за время войны видоизменился. Ключевую роль в нём играли разведка и СМЕРШ (контрразведка). После войны эти структуры проводили фильтрацию возвращавшихся в Советский Союз военнопленных, остарбайтеров и коллаборантов. Органы НКВД на территории СССР боролись организованной преступностью, уровень которой сразу после войны резко возрос. Однако уже в 1947 году силовые структуры СССР вернулись к репрессиям гражданского населения, а в конце 50-х годов страну потрясли громкие судебные процессы (дело врачей, ленинградское дело, мингрельское дело). В конце 40-х и начале 50-х годов из новоприсоединённых территорий Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтики проводились депортации «антисоветских элементов»: интеллигенции, крупных собственников, сторонников УПА и «лесных братьев», представителей религиозных меньшинств.

Внешнеполитические ориентиры

Ещё в годы войны будущие державы-победительницы заложили основы международной структуры, которая бы регулировала послевоенный миропорядок. В 1946 году начала свою работу ООН, в которой пять наиболее влиятельных государств мира имели блокирующий голос. Вхождение Советского Союза в Совет Безопасности ООН укрепило его геополитическое положение.

В конце 40-х годов внешняя политика СССР была направлена на создание, укрепление и расширение блока социалистических государств, позже ставшего известного как социалистический лагерь. Появившиеся сразу после войны коалиционные правительства Польши и Чехословакии были заменены на однопартийные, в Болгарии и Румынии были ликвидированы монархические институты, а в Восточной Германии и Северной Корее просоветские правительства провозгласили свои республики. Незадолго до этого коммунисты взяли под свой контроль бо́льшую часть Китая. Попытки СССР создать советские республики в Греции и в Иране не увенчались успехом.

Внутрипартийная борьба

Считается, что в начале 50-х годов Сталин запланировал очередную чистку высшего партийного аппарата. Незадолго до своей смерти он также провёл реорганизацию системы управления партией. В 1952 году ВКП(б) стала называться КПСС, а Политбюро было заменено Президиумом ЦК, в котором не было должности Генерального секретаря. Еще при жизни Сталина наметилось противостояние между Берия и Маленковым с одной стороны и Ворошиловым, Хрущёвым и Молотовым – с другой. Среди историков распространено такое мнение: члены обеих групп осознавали, что новая серия процессов направлена, в первую очередь, против них, а потому, узнав о болезни Сталина, позаботились, чтобы ему не оказали нужную медицинскую помощь.

Итоги послевоенных лет

В послевоенные годы, которые совпали с последними семью годами жизни Сталина Советский Союз из державы-победительницы превратился в мировую державу. Правительству СССР удалось сравнительно быстро отстроить народное хозяйство, восстановить государственные институты и создать вокруг себя блок союзных государств. Одновременно усиливался репрессивный аппарат, направленный на искоренение инакомыслия и на «чистку» партийных структур. Со смертью Сталина процесс развития государства претерпел резкие изменения. СССР вошёл в новую эпоху.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Всероссийский Заочный Финансово - Экономический Институт

кафедра Истории экономики

Контрольная работа № 1

по дисциплине « Отечественная история»

Выполнила студентка

1 курса, гр.129

Учетно-Статистического факультета

(спец. Бухгалтерский учёт Анализ и аудит)

Сальникова А.А.

Проверила Черных Р.М.

Москва - 2008

СССР в послевоенное время (40 – нач. 50–х гг.).

1. Введение – актуальность выбранной темы.

    Последствия Великой Отечественной войны.

Восстановление экономики страны;

Восстановление промышленности;

Перевооружение армии;

Сельское хозяйство;

Финансовая система;

Организация труда в послевоенное время;

Уровень жизни народа, социальные блага.

3 . Заключение.

Введение

Последствия Великой Отечественной войны

Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглось, большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы - Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.
В руинах лежали почти 32 тысячи промышленных предприятий. Накануне войны они давали стране 70% всего производства стали, 60 % угля. Из строя были выведены 65 тысяч километров железнодорожных путей. В ходе войны были разрушены 1700 городов, около 70 тысяч деревень. Более 25 миллионов человек лишились крова. Но еще более тяжкими потерями были человеческие жизни. Почти каждая советская семья лишилась кого-то из близких за годы войны. По последним подсчетам, потери в ходе военных действий составили 7,5 млн. человек, потери среди мирного населения - 6-8 млн. человек. К военным потерям следует добавить смертность в лагерях, которые во время войны продолжали во всю функционировать, осуществляя авральное строительство, лесоповал и горные работы в колоссальных, порожденных требованиями военного времени масштабах.

Питание заключенных тогда, может быть, еще меньше соответствовало физическим потребностям человека, чем в мирное время. Всего между 1941 и 1945 гг. преждевременная смерть настигла около 20-25 млн. граждан СССР. Разумеется, наиболее велики были потери среди мужского населения. Сокращение численности мужчин 1910-1925 гг. рождения было ужасающим и вызвало постоянные диспропорции в демографической структуре страны. Очень много женщин той же возрастной группы остались без мужей. При этом они часто были матерями-одиночками, продолжавшими в то же время трудиться на предприятиях переведенной, на военные рельсы экономики, остро нуждавшейся в рабочих руках.

Так, по переписи 1959 г. на 1000 женщин в возрасте от тридцати пяти до сорока четырех лет приходилось только 633 мужчины. Результатом стало резкое падение рождаемости в 1940-х гг., и война была здесь не единственной причиной.

Планы восстановления экономики страны.

К восстановлению разрушенного хозяйства Советское государство приступило еще в годы войны, по мере того как освобождались занятые врагом территории. Но как первоочередная задача восстановление встало только после победы. Перед страной стоял выбор пути экономического развития. В феврале - марте 1946 г. Сталин вновь вернулся к лозунгу, выдвинутому незадолго до войны: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Сталин предполагал, что для построения материально-технической базы коммунизма достаточно довести производство чугуна до 50 млн. т в год, стали - до 60 млн. т, нефти - до 60 млн. т, угля - до 500 млн. т.

Более реалистичным был четвертый пятилетний план. Разработка этого плана тесно связана с именем Н. А. Вознесенского, стоявшего в те годы во главе Госплана. В годы войны он фактически руководил комплексом промышленности, производившей важнейшие виды вооружений: наркоматами авиационной и танковой промышленности, вооружения и боеприпасов, черной металлургии. Сын своего времени, Вознесенский пытался внедрить в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования, хотя и при сохранении решающей роли централизованного планирования.

Сказывались такие внешнеполитические факторы, как начало холодной войны, нависшая ядерная угроза, гонка вооружения. Таким образом, первая послевоенная пятилетка была не столько пятилетием восстановления народного хозяйства, сколько строительством новых предприятий военно-промышленного комплекса - заводов для строительства судов ВМФ, новых видов вооружения.

Восстановление промышленности, перевооружение армии.

Сразу же после окончания войны происходит техническое перевооружение армии, насыщение ее новейшими образцами авиации, стрелкового оружия, артиллерии, танков. Больших сил потребовало создание реактивной авиации и ракетных систем для всех родов войск. В короткие сроки были разработано ракетное оружие тактического, затем стратегического назначения и противовоздушной обороны.

Была развернута широкая программа строительства, как крупнотоннажных кораблей ВМФ, так и значительного подводного флота.

Огромные средства были сконцентрированы на реализации атомного проекта, который курировал всесильный Л. П. Берия. Благодаря усилиям советских конструкторов, а отчасти и разведки, сумевшей выкрасть у американцев важные атомные секреты, атомное оружие в СССР было создано в непредсказуемо короткие сроки - в 1949 г. А в 1953 г. Советский Союз впервые в мире создал водородную (термоядерную) бомбу.

Таким образом, в послевоенные годы Советскому Союзу удалось добиться немалых успехов в развитии экономики и перевооружении армии. Однако Сталину эти достижения казались недостаточными. Он считал, что необходимо "подстегнуть" темпы экономического и военного развития. В 1949 году руководитель Госплана Н.А. Вознесенский был обвинен в том, что составленный в 1946 г. план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. содержал заниженные показатели. Вознесенский был осужден и казнен.

В 1949 г. по указанию Сталина без учета реальных возможностей развития страны были определены новые показатели для основных отраслей промышленности. Эти волюнтаристские решения создали крайнюю напряженность в экономике и замедлили повышение и без того очень низкого жизненного уровня народа. (Через несколько лет этот кризис был преодолен и в 1952 г. прирост промышленной продукции превысил 10%).

Нельзя забывать и о принудительном труде миллионов людей в системе ГУЛАГа (главное управление лагерей). Объем выполненных системой лагерей, где работали заключенные, вырос после войны в несколько раз. Армия заключенных расширилась за счет военнопленных проигравших стран. Именно их трудом строились, (но так и не были достроены) Байкало-Амурская железнодорожная магистраль от Байкала до берегов Тихого океана и Северная дорога вдоль берегов Ледовитого океана от Салехарда до Норильска, создавались объекты атомной промышленности, металлургические предприятия, энергетические мощности, добывались уголь и руда, лес, давали продукцию огромные лагеря-совхозы.

Признавая несомненные экономические успехи, следует отметить, что в тяжелейших условиях восстановления разрушенного войной хозяйства односторонний сдвиг в пользу военных отраслей, по существу подчинявших себе остальную часть промышленности, создавал дисбаланс в развитии экономики. Военное производство ложилось тяжелым

бременем на экономику страны, резко ограничивало возможности повышения материального благосостояния народа.

Сельское хозяйство.

Значительно более медленными темпами шло развитие сельского хозяйства, которое находилось в тяжелейшем кризисе. Оно не могло в полной мере обеспечить продуктами питания население и сырьем для легкой промышленности. Страшная засуха 1946 года поразила Украину, Молдавию, юг России. Гибли люди. Основной причиной высокой смертности являлась дистрофия. Но трагедия послевоенного голода, как часто бывало, тщательно замалчивалась. После тяжелейшей засухи в последующие два года был получен высокий урожай зерновых. Это в какой-то мере способствовало укреплению в целом сельскохозяйственного производства и некоторого его роста.

В сельском хозяйстве особенно болезненно сказалось утверждение прежних порядков, нежелание идти на какие-либо реформы, которые бы ослабляли жесткий контроль со стороны государства. В целом оно держалось не столько на личной заинтересованности крестьянина в результатах своего труда, сколько на внеэкономическом принуждении. Каждый крестьянин обязан был выполнить определенный объем работ в колхозе. За невыполнение этой нормы грозило судебное преследование, в результате которого колхозник мог лишиться свободы или, как мера наказания, у него отбирался приусадебный участок. Надо учесть, что именно этот участок и был основным источником существования для колхозника, с этого участка он получал продукты питания для себя и семьи, реализация их излишков на рынке была единственным путем получения денежных средств. Член колхоза не имел права свободного перемещения по стране, он не мог покинуть место проживания без согласия руководителя колхоза.

В конце 40-х годов была развернута кампания по укрупнению колхозов, что вначале казалось обоснованной и разумной мерой, но на деле вылилось лишь в этап на пути превращения колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия. Положение в сельском хозяйстве значительно затрудняло снабжение населения продуктами питания, сырьем для легкой промышленности. При крайне ограниченном рационе питания населения Советского Союза правительство экспортировало за рубеж зерно и другую сельскохозяйственную продукцию, особенно в страны центральной и юго-восточной Европы, начавшие "строить социализм".

Послевоенный СССР всегда привлекал внимание специалистов и читателей, интересующихся прошлым нашей страны. Победа советского народа в самой страшной войне в истории человечества стала звездным часом России ХХ века. Но вместе с тем, она стала и важным рубежом, обозначившим наступление новой эры - эпохи послевоенного развития.

Так получилось, что первые послевоенные годы (май 1945 - март 1953 гг.) оказались «обделенными» в советской историографии. В первые послевоенные годы появились немногочисленные работы, превозносящие мирный созидательный труд советского народа в годы четвертой пятилетки, но не раскрывавшие, естественно сути даже этой стороны социально-экономической и политической истории советского общества. После же смерти Сталина в марте 1953 г. и последовавшей волной критики «культа личности» даже этот сюжет оказался исчерпанным и вскоре забытым. Что же касается взаимоотношений власти и общества, выработки послевоенного социально-экономического и политического курса, новаций и догм во внешней политике, то эти темы так и не получили своего развития в советской историографии. В последующие годы сюжеты первых послевоенных лет получили отражение лишь в многотомной «Истории Коммунистической партии Советского Союза», да и то фрагментарно, под углом зрения концепции «восстановления разрушенного войной народного хозяйства страны».

Лишь в конце 80-х гг. публицисты, а затем и историки обратились к этому сложному и краткому периоду истории страны для того, чтобы взглянуть на него по-новому, попытаться разобраться в его специфике. Однако отсутствие архивных источников, а также «разоблачительский» настрой привели к тому, что место одной полуправды весьма скоро заняла другая.

Что же касается изучения «холодной войны» и ее последствий для советского общества, то эти проблемы не были подняты и в тот период.

Прорывом в изучении послевоенного СССР стали 90-е годы, когда оказались доступными архивные фонды высших органов государственной власти, и, что особенно важно, многие документы высшего партийного руководства. Открытие материалов и документов по истории внешней политики СССР привело к появлению серии публикаций по истории «холодной войны».

В 1994 г. Г. М. Адибеков издал монографию, посвященную истории Информационного бюро коммунистических партий (Коминформа) и его роли в политическом развитии восточно-европейских стран в первые послевоенные годы.

В сборнике статей, подготовленном учеными Института всеобщей истории РАН «Холодная война: Новые подходы. Новые документы» получили развитие такие новые для исследователей темы, как советская реакция на «план Маршалла», эволюция советской политики в германском вопросе в 40-е гг., «иранский кризис» 1945–1946 гг. и др. Все они были написаны на основе новейших документальных источников, выявленных в закрытых прежде партийных архивах.

В том же году вышел в свет и сборник статей, подготовленный Институтом российской истории РАН «Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945–1985): Новое прочтение». В нем наряду с раскрытием частных аспектов истории «холодной войны» были напечатаны статьи, в которых раскрывались доктринальные основы советской внешней политики в эти годы, выяснялись международные последствия корейской войны, прослеживались особенности партийного руководства внешней политикой СССР.

Тогда же появился и сборник статей «СССР и холодная война» под реакцией В. С. Лельчука и Е. И. Пивовара, в котором впервые последствия «холодной войны» исследовались не только с точки зрения внешней политики СССР и Запада, но и в связи с тем влиянием, которое оказало это противостояние на внутренние процессы, проходившие в советской стране: эволюцию властных структур, развитие промышленности и сельского хозяйства, советского общества и т. п.

Представляет интерес работа коллектива автора, объединенная в книге «Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал» под редакцией Ю. Н. Афанасьева и В. С. Лельчука. В ней рассматриваются различные аспекты внешней и внутренней политики СССР в послевоенный период. Можно констатировать, что осмысление многих вопросов проведено здесь на достаточно высоком исследовательском уровне. Заметно продвинулось вперед понимание развития военно-промышленного комплекса, специфики идеологического функционирования власти.

В 1996 г. вышла в свет монография В. Ф. Зимы, посвященная происхождению и последствиям голода в СССР в 1946–1947 гг. В ней получили отражение и различные аспекты социально-экономической политики сталинского руководства СССР в первые послевоенные годы.

Важный вклад в изучение становления и функционирования советского военно-промышленного комплекса, его места и роли в системе взаимоотношений между властью и обществом внес Н. С. Симонов, подготовивший наиболее полную на сегодняшний день монографию по данной проблематике. Он показывает в ней возрастающую роль «командиров военного производства» в системе власти в СССР в послевоенный период, выделяет приоритетные направления роста военного производства в этот период.

Ведущим специалистом в области комплексного анализа экономического развития СССР в послевоенные годы и разработки государственной политики в этой области показал себя в эти годы В. П. Попов, опубликовавший серию интересных статей, а также сборник документальных материалов, получивших высокую оценку научной общественности. Обобщающим результатом его многолетней работы стала докторская диссертация и монография по этим вопросам.

В 1998 г. вышла в свет монография Р. Г. Пихои «Советский Союз: история власти. 1945–1991». В ней автор на уникальных документах показывает особенности эволюции властных институтов в первые послевоенные годы, утверждает, что сложившаяся в эти годы система власти может рассматриваться как классическая советская (или сталинская).

Известным специалистом по истории реформирования советского общества в первые послевоенные десятилетия зарекомендовала себя Е. Ю. Зубкова. Плодом ее многолетней работы по изучению настроений и повседневного быта людей стала докторская диссертация и монография «Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953».

Несмотря на выход в свет за последнее десятилетие перечисленных трудов, следует признать, что разработка истории первых послевоенных лет советского общества только начинается. Более того, пока отсутствует единое концептуально однородное историческое произведение, в котором был бы предпринят комплексный анализ накопившихся исторических источников по всему спектру социально-экономической, общественно-политической, внешнеполитической истории советского общества в первые послевоенные годы.

Какие же источники стали доступны историкам в последние годы?

Некоторые исследователи (в том числе авторы данной монографии) получили возможность работать в Архиве Президента РФ (бывший архив Политбюро ЦК КПСС). Здесь сосредоточен богатейший материал по всем аспектам внутренней и внешней политики советского государства и его высшего руководства, личные фонды лидеров КПСС. Записки членов Политбюро по конкретным вопросам экономического развития, внешней политики и т. п. позволяют проследить вокруг каких проблем послевоенного развития разгорались споры в руководстве, какие пути решения тех или иных проблем предлагались ими.

Особую ценность имеют документы личного фонда И. В. Сталина, вобравшие в себя не только его переписку, но и все основные решения Политбюро и Совета Министров СССР - ключевых институтов государственной власти. Авторами была изучена история болезни вождя, раскрывающая свет на недоступные для исследователя страницы истории власти, политической борьбы в высших сферах партийного и государственного руководства в первые послевоенные годы.

В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) авторы изучали документы высших органов государственной власти - Совета Народных Комиссаров (Совета Министров) СССР, ряда министерств. Большую помощь в работе над монографией оказали документы «особых папок» И. В. Сталина, Л. П. Берия, В. М. Молотова, Н. С. Хрущева, где содержатся особо важные материалы по вопросам внутренней и внешней политики.

В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) авторами изучены многочисленные дела с протоколами Политбюро и Секретариата ЦК ВКП (б), Оргбюро ЦК, ряда отделов (ф. 17). Особое место заняли документы из фондов И. В. Сталина (ф. 558), А. А. Жданова (ф. 77), В. М. Молотова (ф. 82), Г. М. Маленкова (ф. 83), содержащие уникальные документы и материалы по ключевым вопросам внутренней и внешней политики.

Особое место заняли документы переписки Сталина с высшим партийным руководством в период его отпусков 1945–1951 гг. Именно эти документы и рабочие материалы к ним позволяют проследить то, что до сих пор оказывалось недоступным для исследователей - механизмы принятия ключевых политических решений в вопросах внутренней и внешней политики.

Большую пищу для размышлений и авторского анализа имели воспоминания участников событий тех лет - В. М. Молотова, А. И. Микояна, Н. С. Хрущева, С. И. Аллилуевой, И. С. Конева, А. Г. Маленкова, С. Л. Берия, П. К. Пономаренко, Н. С. Патоличева и др.

Авторы полагают, что методологически неоправданным является вывод, традиционный для литературы прежних лет, о том, что главным содержанием первого послевоенного периода стало «восстановление и развитие народного хозяйства СССР в годы четвертой пятилетки». Главным было другое - стабилизация политического режима, сумевшего в годы войны не только сохраниться, но и заметно окрепнуть. В тоже время, отсутствие легитимных механизмов передачи высшей власти неизбежно вело к усилению борьбы за власть между различными группировками и конкретными лицами. Это особенно отчетливо видно в изучаемый период, когда стареющий вождь все чаще отправлял в опалу прежних любимцев и выдвигал новых. Поэтому при изучении механизмов власти в 1945–1953 гг. мы исходили из того, что наряду с конституционными и уставными органами, необходимо тщательное изучение тех, которые нигде не были официально оговорены, но играли ключевую роль при принятии наиболее важных решений. Таковыми были «пятерки», «семерки», «девятки» в рамках Политбюро в 1945–1952 гг. и Бюро Президиума ЦК КПСС в 1952–1953 гг. На конкретных примерах и документах в монографии показано как и почему произошли перемены в руководстве страны в 1946–1949 гг., чем можно объяснить стремительный взлет и не менее стремительное падение «ленинградской группы», в чем причины непотопляемости тандема Маленков-Берия. На основе изученных документов авторы утверждают, что лишь смерть Сталина остановила новую волну смены высшего руководства весной 1953 г. Тем больше вопросов вызывают обстоятельства последней болезни и смерти Сталина, о чем также в книге дается принципиально новая оценка на основе абсолютно закрытых прежде документов.

В монографии дается развернутая характеристика изменившегося после войны положения СССР в мире. Авторы отходят от традиционной для прежних публикаций оценки, согласно которой виновником развязывания «холодной войны» выступал Запад. Вместе с тем, они не разделяют и позиций тех историков, которые возлагают ответственность за многолетнюю конфронтацию исключительно на сталинское руководство страны. Документы показывают, что истоки «холодной войны» лежат в принципиально различных национальных интересах СССР и стран Запада, оформившихся еще на заключительном этапе второй мировой войны. Расхождение позиций союзников было неизбежным. Оно лишь могло иметь иные формы.

В монографии отмечается, что рубежом в отношениях Восток-Запад стал 1947 г., после которого ставка на военную силу в отношениях между бывшими союзниками стала главным инструментом политики. Не исключал новой войны с Западом (на этот раз с США) и Сталин, развернувший в конце 40-х гг. широкомасштабную военную подготовку к грядущему столкновению.

Этому главному вектору было подчинено и развитие экономики страны. Сверхмилитаризация практически всех отраслей хозяйства не могла не привести к усилению диспропорций в его развитии, а в перспективе - к краху советской экономической системы, основанной на внеэкономическом принуждении.

Вместе с тем, вся вторая половина 40-х гг. прошла под знаком экономических дискуссий и споров в научных кругах и в руководстве страны по вопросу о путях и направлении развития экономики. Не исключалось и ограниченное использование материальных стимулов к труду. Правда, следует отметить, что использование рыночных рычагов на всем протяжении советской истории никогда не носило стратегического характера. Они начинали применяться в условиях, когда традиционная советская экономическая модель не давала должной отдачи, а по мере насыщения товарного рынка они так же стремительно свертывались. Не было исключением и первое послевоенное время. Планировавшееся Н. А. Вознесенским акцент на легкую и пищевую, а не тяжелую промышленность так и не состоялся (хотя, как следует из документов, с таким подходом были согласны и противники Вознесенского - Маленков и др., взявшие позже на вооружение этот стратегически верный лозунг).

В монографии показано, что стабилизация власти в ходе войны по-иному поставила вопрос о роли и назначении официальной идеологии, в которой наметилось определенное смещение акцентов. Значительно изменились и общественные настроения, связанные с ожиданием перемен к лучшему.

Данная работа, конечно, не претендует на то, чтобы отразить все многообразие имеющихся на сегодняшний день материалов и точек зрения на послевоенный СССР. Каждый из поднятых в ней сюжетов и направлений может стать темой конкретного специального исторического исследования.

Мы выражаем благодарность за помощь работникам архивов - С. В. Мироненко, Т. Г. Томилиной, К. М. Андерсону, Г. В. Горской, В. А. Лебедеву, А. П. Сидоренко, Сидорову Н. А. и др. Мы очень признательны за полезные и квалифицированные советы, оказавшие влияние на нашу работу над книгой, известным ученым - А. О. Чубарьяну, В. С. Лельчуку, Н. Б. Биккенину.

Ровно 100 лет назад 7 ноября 1917 г. свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция.

Впервые в мировой истории человек труда сбросил тяготившие его тысячелетия оковы гнёта и эксплуатации, его интересы и нужды были поставлены в центр политики государства. Советский Союз добился поистине всемирно-исторических успехов. Под руководством партии большевиков советский народ построил социализм, одержал победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, превратил нашу Родину в могущественную державу.

Дореволюционная Россия была экономически отсталой и зависела от передовых капиталистических государств. Национальное богатство страны (на одного жителя) уступало США в 6,2 раза, Англии – в 4,5 раза, Франции – в 4,3 раза, Германии – в 3,5 раза. Разрыв в экономическом развитии России и передовых государств возрастал. Её промышленное производство по отношению к США в 1870 г. составляло примерно 1/6, а в 1913 г. – лишь 1/8.

Будучи величайшей державой по территории и природным богатствам, страна занимала по производству промышленной продукции лишь пятое место в мире и четвертое в Европе.

В аграрном секторе Россия представляла собой океан мелких крестьянских хозяйств (20 млн.) с примитивной техникой и ручным трудом.

«Россией управляли после революции 1905 года 130 000 помещиков, управляли посредством бесконечных насилий над 150 миллионами людей, посредством безграничных издевательств над ними, принуждения огромного большинства к каторжному труду и полуголодному существованию» (В.И. Ленин).


В дореволюционной России было высших учебных заведений всего – 91, театров – 177, музеев – 213, а церквей – 77 767.

«Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания – такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» (В.И. Ленин).


Первая мировая война поставила страну перед катастрофой. Промышленность упала на 1/3, сбор хлеба сократился в 2 раза. Спасти страну от гибели могло только свержение власти буржуазии и помещиков и передача её в руки трудящихся.

Победа Октября открыла молодому Советскому государству грандиозные созидательные перспективы. Народ взял в свои руки основные средства производства. Национализированы земля (крестьяне получили бесплатно более 150 млн. га земли), заводы, фабрики, все недра страны, банки, морской и речной транспорт, внешняя торговля.

Экономика России, подорванная империалистической войной, была сильно разорена развязанной свергнутыми классами помещиков и капиталистов гражданской войной и иностранной интервенцией.

К концу гражданской войны крупная промышленность производила почти в 7 раз меньше продукции, чем в 1913 г. По размерам добычи угля, нефти и чугуна страна была отброшена к концу XIX в. По сравнению с 1917 г. численность рабочего класса сократилась более чем в 2 раза.

Советская страна, воевавшая 7 лет, претерпевшая огромные разрушения, в короткий срок уже к 1926 году сумела восстановить довоенный уровень народного хозяйства.

Вступив в период мирного развития, Страна Советов приступила к реализации задач строительства социализма.

В.И. Ленин говорил накануне Октября:

«Либо смерть, либо догнать и перегнать передовые капиталистические страны».


И.В. Сталин говорил, что Россию всё время били за её отсталость – промышленную, сельскохозяйственную, культурную, военную и государственную. Таков волчий закон эксплуататоров – бить отсталых и слабых, грабить и порабощать их.

Строительство социализма началось в крайне трудных для молодой Советской республики условиях.

«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» (И.В. Сталин).


Необходимо было преодолеть это отставание в кратчайшие сроки, рассчитывая только на собственные силы и ресурсы.

Индустриализация стала жизненно важной задачей страны. Был взят курс на ускоренные темпы развития тяжёлой индустрии.

В годы сталинских пятилеток было построено и реконструировано на новой технической базе следующее число крупных промышленных предприятий: в первую пятилетку (1929 – 1932 гг.) – 1 500, во вторую пятилетку (1933 – 1937) – 4 500, в три с половиной года третьей пятилетки (1938 г. – первое полугодие 1941 г.) – 3 000.

Это были пятилетки строительства заводов, представляющих новую техническую базу для реконструкции всего народного хозяйства. Это были пятилетки создания новых предприятий в земледелии – колхозов и совхозов , ставших рычагом для организации всего сельского хозяйства.

В период после победы Октября и до начала Великой Отечественной войны было построено и восстановлено 11,2 тыс. крупных промышленных предприятий. Особенно высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, играющие ключевую роль в индустриализации страны и укреплении её оборонного потенциала.

История не видела ещё таких темпов развития. Социализм раскрепостил дремлющие производительные силы и придал им мощный поступательный вектор развития.

Развитие народного хозяйства СССР в 1940 г. по сравнению с 1913 г. характеризуется следующими данными: национальный доход вырос в 5,3 раза, объём промышленной продукции – в 7,7 раза, в том числе в машиностроении – в 30 раз, в электроэнергетике – в 24 раза, в химической промышленности – в 169 раз, в сельскохозяйственном производстве – в 14 раз.

Темпы роста промышленности СССР значительно опережали темпы роста ведущих капиталистических государств. Если промышленное производство в СССР за период с 1921 по 1939 гг. возросло в 24,6 раза, то в США – в 1,9 раза, Великобритании – в 1,7 раза, Франции – в 2,0 раза, Германии – в 2,2 раза.

Темпы роста тяжёлой индустрии в годы сталинских пятилеток составляли от 20 до 30 процентов в год. За 12 лет с 1929 по 1940 г. объём продукции тяжёлой промышленности возрос в 10 раз. Ни одна страна мира не знала такого рывка в своём развитии.

Отечественная промышленность явилась базой для перевода мелкотоварного крестьянского хозяйства на пути крупного коллективного производства. За короткий срок было организовано более 210 тысяч колхозов и 43 тысяч совхозов, создано около 25 тысяч государственных машинно-тракторных станций. Уже к концу 1932 года совхозам и колхозам принадлежало 78 процентов посевной площади страны. Они давали 84 процента товарного зерна. Только за годы первой пятилетки посевные площади были увеличены на 21 миллион гектар.

Техническая оснащённость сельского хозяйства в 1928 – 1940 гг. характеризуется такими данными: парк тракторов возрос в 20 раз (с 27 до 531 тыс.), парк зерноуборочных комбайнов – до 182 тыс., парк грузовых автомашин – до 228 тыс. шт. В годы Великой Отечественной войны колхозы и совхозы бесперебойно снабжали армию и города продовольствием, а промышленность – сырьём.

Советский Союз превратился в индустриальную державу и в страну крупного передового земледелия.

В результате преобразований была навсегда ликвидирована безработица, являющаяся бичом трудящихся в странах капитализма.

Культурная революция покончила с почти поголовной неграмотностью трудящихся России и создала стартовые условия для превращения СССР в самую культурную, образованную и читающую страну в мире.

В 1897 г. доля неграмотных среди взрослого населения составляла 71,6 %, в 1926 г. – 43,4, в 1939 г. – 12,6 %. Неграмотность в СССР была ликвидирована полностью в первые годы после Великой Отечественной войны.

В 1913 г. лишь около 290 тыс. человек имели высшее и среднее специальное образование. Это были представители привилегированной верхушки. Среди рабочих и крестьян лиц со средним образованием и тем более с высшим образованием практически не было. А к 1987 г. из 1 000 рабочих имели высшее и среднее образование 861 чел., из 1 000 колхозников – 763. Если в 1926 г. умственным трудом было занято 2,7 млн. чел., то в 1987 г. – свыше 43 млн.

В период советского общества, в том числе с 1937 по 1939 гг., происходит устойчивый рост численности населения во всех регионах СССР. Так, с 1926 по 1937 годы население страны увеличилось на 11,2 млн. человек, т.е. возрастало более чем на 1,1 млн. в год. Более высокими темпами оно росло с 1937 по 1939 годы – среднегодовой прирост 1,5 млн. человек.

Такой бурный рост народонаселения СССР убедительнее любой другой статистики опровергает домыслы о миллионах репрессированных в так называемые годы репрессий.

Над страной всё плотнее стали сгущаться тучи неминуемой войны. Благодаря заключению советско-германского договора о ненападении Советский Союз получил время, переориентировал ресурсы на военные нужды, создал и запустил в производство новейшие образцы вооружения.

Мирное созидательное развитие СССР было прервано вероломным нападением фашистской Германии.

Польша была разгромлена за 35 дней, Франция – за 44 дня, Дания – за сутки. Советский Союз стойко оборонялся и наступал 1 418 дней и сломал хребет фашизму.

Экономику Германии взрастили капиталовложения США и Англии. На Германию работал экономический потенциал всей Западной Европы. А Советский Союз воевал своими силами и ресурсами. В годы войны все внешние поставки в СССР составили всего 4% от отечественного производства, по артиллерии – 1,5 %, по танкам и САУ – 6,3 %, по авиации – около 10 % и по зерну – 1,6 %.

Наибольшие потери понёс Советский Союз – около 25 млн. человек, прежде всего потому, что в лагерях смерти оказалось 18 млн. человек, из них гитлеровскими палачами было уничтожено 11 млн. человек. Более одного миллиона советских воинов отдали свои жизни при освобождении народов Европы и Азии. Потери США – около 300 тыс. чел., Великобритании – 370 тыс., Франции – 600 тыс.

Преимущества социалистической системы хозяйства наиболее ярко проявились в годы войны. Достаточно привести тот факт, что за кратчайшие сроки в начале войны из оккупированных районов на Восток было эвакуировано и введено в действие более 1,5 тыс. предприятий, 145 вузов, десятки НИИ.

После Великой Отечественной войны Советский Союз быстро залечивает нанесённые войной раны и занимает одно из ведущих мест в мировой экономике.

В послевоенный период Советское государство проводит ряд беспрецедентных реформ. Рубль отвязывается от доллара и переводится на золотую основу, происходит семикратное снижение розничных цен на продукты народного потребления при одновременном повышении заработной платы, что приводит к значительному реальному росту благосостояния народа.

В 1954 году государственные розничные цены на продовольственные товары были ниже цен 1947 года в 2,6 раза и на непродовольственные товары – в 1,9 раза.

Созданный в сталинский период мощный потенциал экономики зарядил Советский Союз устойчивым развитием на последующие десятилетия.

Темпы развития экономики СССР за 1966 – 1985 годы были следующие: рост национального дохода – в 3,8 раза, объём промышленного производства – в 4,3 раза, сельскохозяйственного – в 1,8 раза, капиталовложений – в 4,1 раза, реальных доходов – в 2,6 раза, внешней торговли – в 4,7 раза, почти в 3 раза увеличилось производство товаров народного потребления.

В результате проведения рыночных косыгинских реформ темпы роста экономики СССР значительно снижаются по сравнению с темпами роста сталинской модели экономики и приближаются к уровню капиталистических стран. Так, среднегодовые темпы прироста продукции промышленности СССР в предвоенные годы (1928 – 1940) составляли 16,8 %, в годы послевоенной пятой пятилетки (1951 – 1955) – 13,1 %, а в годы косыгинских реформ они резко снижаются в 2 – 4 раза, в период 1971 – 1975 гг. – до 7,4 %, в период 1976 – 1980 гг. – до 4,4 % (для сравнения: в США – 5,1 %), в 1981 – 1985 гг. – до 3,7 % (в США – 2,7 %).

Косыгинские реформы привели к значительному торможению научно-технического прогресса и снижению темпов роста производительности труда. В годы сталинских пятилеток производительность труда в промышленности росла в среднем на 10,8 % в год, а в годы косыгинских преобразований темпы падают до 5,8 – 6,0 % (1966 – 1975 гг.) и 3,1 – 3,2 % (1976 – 1985 гг.).

Несмотря на это, в годы, названные либералами и зарубежными советологами «застойными», темпы роста экономики СССР опережали или были на уровне темпов роста ведущих стран мира. Среднегодовые темпы роста национального дохода за 1961 – 1986 гг. в СССР составили 5,5 % и на душу населения – 4,9 %, в США – 3,1 и 2,1 %, в Великобритании – 2,3 и 2,7 %, в ФРГ – 3,1 и 3,4 %, в Италии – 3,6 и 3,1 %, в Японии – 6,6 и 5,5 %, в Китае – 5,5 и 4,1 %.

Такими образом, Советский Союз располагал мощной экономикой, обеспеченной всеми видами ресурсов, достаточных для того, чтобы ответить на все вызовы времени.

Если доля СССР в мировом производстве продукции промышленности в 1913 г. составляла немногим более 4 %, то в 1986 г. – 20 % (от уровня США – более 80%). В 1913 г. промышленное производство на душу населения в России было в 2 раза меньше, чем в среднем в мире, а в 1986 г. – в 3,5 – 4 раза больше.

К 1985 году СССР по уровню производства основных видов продукции промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи занимает все первые места в Европе. По многим позициям СССР занимает первые места в мире, уступая по некоторым позициям США и ряду других стран.

В мировой культуре СССР выходит на лидирующие позиции. По численности учащихся школ и студентов вузов, в том числе по инженерным специальностям, числу кинотеатров, тиражу газет и книг СССР занимает первые места в мире.

В результате разгрома блока фашистских государств силами Советского Союза социализм превращается в мировую систему. Потенциал экономики социалистических стран к началу 80-х гг. приближается к уровню потенциала капиталистических стран. Социалистические страны охватывали более 40 % мирового промышленного производства. Продукция социалистических стран составляла более 3/4 от продукции развитых капиталистических стран.

Национальное богатство СССР за годы советской власти по сравнению с 1913 г. увеличилось более чем в 50 раз. На территории СССР было сосредоточено около 20 % всех топливно-энергетических ресурсов мира. В СССР добывались почти все элементы, содержащиеся в периодической системе Менделеева. СССР занимал первое место по лесным площадям и гидроэнергетическим ресурсам.

Не случайно И.В. Сталин ещё в 1937 году предостерегал, что «имея эти успехи, мы превратили СССР в богатейшую страну и вместе с тем в лакомый кусок для всех хищников, которые не успокоятся до тех пор, пока не испробуют всех мер к тому, чтобы отхватить от этого куска кое-что».

В СССР весь национальный доход использовался для повышения благосостояния трудящихся и развития народного хозяйства. На народное благосостояние, включая жилищное и социально-культурное строительство, направлялось четыре пятых национального дохода. В СССР были обеспечены: бесплатное образование, бесплатная медицинская помощь, бесплатное жильё, достойные пенсии, стипендии учащимся, оплата ежегодных отпусков, бесплатные и по льготным ценам путёвки в санатории и дома отдыха, бесплатное содержание детей в дошкольных учреждениях и др. Квартирная плата составляла всего 3 % бюджета населения. Розничные цены сохранялись на стабильном уровне при росте заработной платы. В СССР было реально гарантировано право на труд, каждый должен был трудиться.

Ничего подобного нет в капиталистических странах.

В США 1% самых состоятельных семей владеет богатствами, которые почти в полтора раза превышают совокупный доход 80 % семей, находящихся на нижней ступени социальной пирамиды. В Великобритании 5 % собственников владеет 50 % всех богатств страны. В «благополучной» Швеции доход 5 % семей равен доходу 40 % семей, находящихся внизу социальной лестницы.

После развала СССР экономика страны оказалась перед катастрофой. Страну разграбила пришедшая к власти мафиозная буржуазия.

В современной России 62 % её богатств приходится на долю долларовых миллионеров, 29 % – на долю миллиардеров.

Только за последний год состояние 200 богатейших людей России выросло на 100 миллиардов долларов. Верхушка российских миллиардеров владеет 460 миллиардами долларов, что вдвое больше годового бюджета страны с населением в 150 миллионов человек.

За период капиталистических реформ уничтожено более двух третей предприятий страны и целые передовые наукоёмкие отрасли народного хозяйства.

Объём промышленного производства России сократился на 62 %, в машиностроении – на 77, 5%. В легкой промышленности в 1998 г. объём выпуска составил всего 8,8% от уровня 1990 г. Спад в топливно-энергетическом комплексе – на 37 %, нефтедобычи – на 47 %, газовой промышленности – на 9,1 %. Черная металлургия сократилась на 55 %, цветная металлургия – на 30 %, химия и нефтехимия – на 62,2 %, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная – на 69,1 %, строительные материалы – на 74,4 %, пищевая – на 64,1 %.

Удельный вес компаний с зарубежным капиталом ныне составляет 56 % – в добыче полезных ископаемых, 49 % – в обрабатывающих производствах, 75 % – в сферах связи.

Россия вновь теряет свою экономическую независимость и попадает в сферу давления ведущих империалистических государств. Только нефтяные и газовые ресурсы страны, а также передовые военные и ядерные технологии периода Советского Союза оттягивают страну от края пропасти.

Разрушение экономики страны произошло в соответствии с законом соответствия производительных сил и производственных отношений. Насильственно внедрённая частнокапиталистическая собственность на орудия и средства производства разрушила единые народнохозяйственные связи страны и привела к невиданному в истории развалу великой державы.

Как и 100 лет назад, перед нашим народом, чтобы спасти страну, стоит задача свержения господства буржуазии и передачи власти рабочему классу.

Loading...Loading...