План-конспект урока по истории (11 класс) на тему: "внешняя политика ссср и начало "холодной войны". Внешняя политика

Исход Второй мировой войны свидетельствовал и об изменении соотношения сил в мире. Политическое влияние Советского Союза распространилось на Восточную Европу США стали господствующей мировой державой, обладающей огромной экономической, воздушной, морской и атомной мощью. В западной историографии начало холодной войны (состояния конфронтации, противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и западными государствами, с другой) связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая носила агрессивный характер. В марте 1946 г., выступая в американском колледже в Фултоне, У.Черчилль сформулировал цель «народов, говорящих на английском языке» - противостоять коммунистическим государствам. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы.

Составной частью американской политики, направленной на интеграцию европейских государств в мировую экономическую систему, стал разработанный летом 1947 г. план Маршалла , согласно которому выделенные за 1949-1952 гг. для промышленной реорганизации Европы американские кредиты, займы исубсидии составили более 20 млрд. долларов. Цель плана – сделать Западную Европу полностью зависимой от Америки, подорвав влияние СССР в Восточной Европе. Этот план закрепил разделение мира на две части - Восток и Запад.

В 1949 г. произошло расчленение Германии, а также создание Атлантического пакта (НАТО ) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран, В 1952 г. в НАТО вступили Турция и Греция. Таким образом, компромисс между двумя политическими системами, сложившийся в результате войны с фашизмом, был окончательно разрушен. Кульминационным пунктом конфронтации двух держав – СССР и США – стало участие обеих в корейской войне (1950-1953 гг.), которая показала непримиримость двух противоборствующих систем.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенные годы явилось установление дружественных взаимо­отношений с государствами Восточной Европы. В 1949 г. была создана Межправительственная экономическая организация – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Моделью развития стал для этих стран Советский Союз. В апреле 1945 г. были заключены договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Югославией, Польшей и с другими странами народной демократии. Становление нового политического режима происходило при полном контроле Москвы. На территории многих стран находились советские войска, стимули­ровавшие приход к власти в них социалистических правительств.

Наметившимся кризисом в отношениях Москвы со странами Восточной Европы стал советско-югославский конфликт, раз­разившийся в 1948 г. По мнению большинства историков одной из причин явилось негативное отношение Сталина к стремлению компартии Югославии стать «руководящей» партией на Балканах. В результате нормальные дипломатические отношения Югославии со странами Восточной Европы были прерваны, а с 1950 г. полностью прекратились экономические связи СССР и стран народной демократии с Югославией.



Таким образом, итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене, в то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире .

После смерти Сталина начался короткий период «оттепели» в международных отношениях. B 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), который получил название Организация Варшавского Договора (ОВД). В 1959 г. Н.С.Хрущев совершил визит в США. В 1963 г. был подписан договор крупных держав о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой.

Во второй половине 50-х годов стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. В 1956 г. объединенными вооруженными силами государств-участников Организации Варшавского Договора было подавлено антисоциалистическое выступление в Венгрии. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой.

В 1962 г. советское руководство приняло решение создать на американском континенте, на Кубе, ракетно-ядерную базу (США создали ракетную базу у границ СССР на территории Турции). Советские планы вызвали у американского военно-политического руководства бурю возмущения. Вооруженные силы противоборствующих сторон были приведены в полную боевую готовность. Начался «карибский» кризис , который поставила мир у порога третьей мировой войны. В ходе переговоров руководство СССР отказалось от своего замысла, руководство США согласилось вывезти свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое.

Брежневское руководство поставило три приоритетные задачи в области внешней политики:

Еще теснее сплотить соцлагерь в политическом, военном и экономическом отношениях;

Нормализовать отношения между Востоком и Западом;

Продолжать политику последовательной поддержки прокоммунистических движений и режимов во всем мире.

В отношении социалистических стран Восточной Европы политика советского руководства ориентировалась на предоставление им несколько большей экономической и политической свободы, чем ранее. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15–20 лет. Одним из основных ее направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», строительство промышленных предприятий в разных странах.

Отношения с индустриально развитыми странами Запада носили в целом конструктивный характер. Со второй половины 60-х годов начала осуществляться политика «разрядки». Улучшились взаимоотношения между с Францией, с Федеративной Республикой Германией. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.

Достаточно успешными были экономические связи СССР и Японии. В то же время СССР так и не заключил с Японией мирного договора. Основная причина состояла в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после Второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

В общем русле развития отношений между ведущими державами Запада и СССР находились и отношения Москва–Вашингтон. В 1972 г. состоялся визит в Москву президента США Р.Никсона. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. За 1973–1976 гг. СССР и США обменялись визитами руководителей государств. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз.

Пиком «разрядки» стало состоявшееся Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) . В 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

Конец «разрядке» нанесла советская ин­тервенция в Афганистан в 1979 г. Интервенция Советского Союза воспринималась США как агрессия, косвенно направленная и против них. Афганская акция положила начало новому периоду холодной войны. В результате к началу 80-х годов конструктивные контакты с западными странами практически прекратились.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие внутриполитические задачи решал СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)?

2. Чем характеризовались десталинизация и «оттепель» в разных сферах общественной жизни?

3. Раскройте противоречивость общественного развития в «эпоху Хрущева».

4. Докажите, что в сер. 60-х – 80-х гг. шел процесс нарастания кризисных явлений в различных сферах общественной жизни.

5. Охарактеризуйте основные направления и события внешней политики СССР в послевоенные годы (до сер. 80-х гг.)

Внешняя политика СССР. «Холодная война»

Признаки «холодной войны»:

Существование относительно устойчивого биполярного мира - наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.

«Блоковая политика» - создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. - создание НАТО, 1955 г. - ОВД (Организация Варшавского Договора).

«Гонка вооружений» - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства. «Гонка вооружений» завершилась к началу 1970 гг. в связи с достижением паритета (равновесия, равенства) в количестве вооружений. С этого момента начинается «политика разрядки напряженности» - политика, направленная на ликвидацию угрозы ядерной войны и снижение уровня международной напряженности. «Разрядка» завершилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.)

Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику. В СССР эта политика проявлялась в создании «железного занавеса» - системы международной самоизоляции. В США осуществляется «маккартизм» - преследование сторонников «левых» идей. советский экономика послевоенный

Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

Причины «холодной войны»:

Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.

Имперские амбиции Сталина стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.

Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.

Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.

Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.

Датой начала «холодной войны» принято считать март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии президента Г. Трумэна речь, в которой обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире. Вскоре президент Трумэн провозгласил программу мер по «спасению» Европы от советской экспансии («доктрина Трумэна»). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы («план Маршалла»); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть военных баз США; поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз вернуться в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 по 1949 гг. социалистические системы складываются так же в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Северной Корее, Китае. Им СССР оказывает огромную материальную помощь.

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи. Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора. В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности». Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США - буржуазное правительство Южной. Советский Союз поставлял в КНДР современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), военных специалистов. В результате конфликта Корейский полуостров оказался официально разделенным на две части.

Таким образом, международное положение СССР в первые послевоенные годы определялось завоеванным в годы войны статусом одной из двух мировых сверхдержав. Противостояние между СССР и США и развязывание «холодной войны» положили начало разделению мира на два враждующих военно-политических лагеря.

Переход к политике «холодной войны». Рост влияния СССР в послевоенном мире вызвал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. Наиболее сильно она отразилась в речи бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, с которой он выступил в г. Фултоне (США, март 1946 г.). Признав, что военные победы выдвинули СССР в состав «руководящих наций мира», бывший британский премьер заявил, что Советский Союз стремится к «безграничному распространению своей силы и своих доктрин». Поскольку де «русские больше всего восхищаются силой», США и Великобритания, создав «ассоциацию народов, говорящих на английском языке», должны разговаривать с ними с позиции силы. При этом допускалось использование американского атомного оружия как «эффективного средства устрашения».

В феврале 1947 г. президент США Г.Трумэн в своем послании к конгрессу конкретизировал позицию У.Черчилля («доктрина Трумэна»). В итоге по отношению к СССР были определены две стратегические задачи: как минимум -- не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), как максимум -- заставить социализм уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Были определены и конкретные шаги к достижению этих целей: во-первых, оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США («план Маршалла»); во-вторых, создать военно-политический союз этих стран во главе с США (НАТО, 1949 г.); в-третьих, разместить у границ СССР сеть военных баз США (Греция, Турция); в-четвертых, поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; наконец, использовать -- как крайний случай -- свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния.

Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды на всестороннее сотрудничество после войны стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир вступил в эпоху «холодной войны».

Создание социалистической Системы. Меры, принятые СССР после войны во внешней политике, были адекватными мерам США, хотя и менее эффективными. Силы были неравны, прежде всего, потому, что Союз ССР вышел из войны экономически ослабленным, США -- окрепшими.

Советский Союз, руководимый КПСС (до 1952 г. -- ВКП(б)), содействовал утверждению социалистических правлений в Болгарии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Албании, Восточной Германии, Северном Вьетнаме, Северной Корее, Китае. Он развернул в свою очередь широкомасштабную помощь странам «народной демократии», создав для этой цели специальную организацию -- Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, 1949 г.), а спустя несколько лет объединил часть из них в военно-политический союз -- Организацию Варшавского Договора (ОВД, 1955 г.). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы и созданию стран «социалистической ориентации».

Символом раскола мира на две противостоящие системы -- «системы капитализма» и «системы социализма» -- стал раскол Германии на два государства -- ФРГ (1948 г.) и ГДР (1949 г.).

Самым грозным событием советско-американского противоборства на закате сталинского правления стала корейская война (1950-1953 гг.). СССР поддержал попытку КНДР свергнуть проамериканский режим Южной Кореи. Корейская война была прекращена в 1953 г. Корея осталась, разделена на два противостоящих государства как символ раскола на две системы на азиатском континенте. Эту участь разделил и Вьетнам.

Культурная жизнь СССР 1945-1953 гг.

Несмотря на крайне напряженное положение в экономике, советское правительство изыскивает средства на развитие науки, народного образования, учреждений культуры. Восстановлено всеобщее начальное образование, а с 1952 г. обязательным становится образование в объеме 7 классов; открываются вечерние школы для работающей молодежи. Начинает регулярное вещание телевидение. В то же время восстанавливается контроль за интеллигенцией, ослабленный во время войны. Летом 1946 г. начинается кампания борьбы с «мелкобуржуазным индивидуализмом» и космополитизмом. Руководство ею осуществлял А.А. Жданов. 14 августа 1946 г. были приняты постановления ЦК партии о журналах «Ленинград» и «Звезда», которые были подвергнуты гонениям за публикацию произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Первым секретарем правления Союза писателей был назначен А.А. Фадеев, которому поручалось навести порядок в этой организации.

Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на дальневосточных рубежах.
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международных отношениях неизмеримо возросли.

После окончания Второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих держав антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. 1946 год стал поворотным от политики сотрудничества этих стран к послевоенной конфронтации. В Западной Европе стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу "западных демократий". Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. "плана Маршалла", суть которого заключалась в возрождении западноевропейской экономики с помощью предоставления финансовых средств и новейших технологий из-за океана, а также в обеспечении политической стабильности и военной безопасности (создание Западного союза в 1948 г.).

Одновременно в странах Восточной Европы складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели "государственного социализма". После победы при поддержке СССР так называемых народно-демократических революций во второй половине 40-х годов у власти в этих странах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз. Такое положение стало основой для формирования у западных границ СССР "сферы безопасности", что было закреплено в ряде двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945-1948 гг.

Таким образом, послевоенная Европа была разделена на две противостоящие друг другу группировки государств с различной идеологической направленностью, на базе которых и были созданы:
сначала в 1949 г. - Североатлантический союз (НАТО) под эгидой США, затем в 1955 г. - Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.

Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Но если СССР пытался проводить свою политику в основном косвенными методами, то США стремились поставить преграду для распространения коммунизма, делая ставку как на экономическое и политическое давление, так и на военную силу, что было связано прежде всего с обладанием США на протяжении почти всей второй половины 40-х годов монополией на атомное оружие.

Уже с осени 1945 г. в и Вашингтоне стали раздаваться довольно резкие высказывания в адрес друг друга, а с 1947 г. - открытые угрозы и обвинения. На протяжении 40-х годов происходило постоянное возрастание напряженности в отношениях Восток-Запад, достигшее апогея в 1950-1953 гг., во время войны в Корее.
До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых предпринимались попытки найти решения внешнеполитических вопросов. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

В оккупационных зонах США, Англии и Франции формировалась социально-экономическая система западного образца, а в восточной оккупационной зоне СССР - модель сталинского социализма. Осенью 1949 г. была образована Федеративная Республика Германии, а затем - Германская Демократическая Республика.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе аналогичные процессы происходили в Китае и Корее.

Еще в 1945 г. СССР, США и Англия договорились отказаться от вмешательства во внутриполитическую борьбу в Китае, однако как США, так и СССР поддерживали своих союзников - гоминьдановцев и коммунистов. Фактически гражданская война в Китае в 1945-1949 гг. была косвенным военным столкновением между США и СССР. Победа китайских коммунистов резко повысила влияние Советского Союза в регионе и, естественно, ухудшила положение США, так как они потеряли самого сильного и мощного союзника в лице гоминьдановского Китая.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х годов не образовывали единого военно-политического союза. Но это совсем не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения были обязательны для всех социалистических стран.

Несмотря на большие дотации, советская экономическая помощь не могла сравниться по эффективности с американским "планом Маршалла". "План Маршалла" был предложен и Советскому Союзу, однако сталинское руководство не могло не отвергнуть его, так как развитие демократии, частного предпринимательства и соблюдение прав человека было несовместимо с тоталитарной концепцией управления страной, которую осуществлял Сталин.
Отказ СССР от принятия "плана Маршалла" был лишь одним фактом в обострении отношений социализма и капитализма, наиболее ярким проявлением которого были гонка вооружений и взаимные угрозы.

Апогеем взаимной враждебности и недоверия стала корейская война 1950-1953 гг. Начав войну, войска северокорейского правительства Ким Ир Сена в течение нескольких недель разгромили армию Южной Кореи и "освободили" почти весь Корейский полуостров. США вынуждены были применить свои войска в Корее, действовавшие под флагом ООН, которая осудила агрессию Северной Кореи.
Северную Корею поддерживали Китай и СССР. СССР полностью взял на себя снабжение, а также воздушное прикрытие как китайских войск. Мир оказался на грани глобальной войны, так как в Корее практически происходило военное столкновение СССР и США.

Но война не разразилась: советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий, в последний момент отказались от открытых боевых действий друг против друга. Завершение корейской войны перемирием, смерть Сталина ознаменовали собой некоторый спад напряженности в противостоянии социализма и капитализма.

Период, последовавший после смерти Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, характеризовался во внешней политике непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением консультаций между советским и западным правительствами во внешней политике СССР оставались в значительной мере сталинские рецидивы.

Холодная война (кратко)

Причины холодной войны

После того, как окончилась самая кровопролитная война в истории человечества - Вторая Мировая, где СССР стал победителем, создались предпосылки для возникновения новой конфронтации между Западом и Востоком, между СССР и США. Основными причинами появления этого противостояния, известного под названием «холодная война», стали идеологические противоречия между капиталистической моделью общества, свойственной для США, и социалистической, которая существовала в СССР. Каждой из двух сверхдержав хотелось видеть именно себя во главе всего мирового сообщества и обустраивать жизнь, следуя своим идеологическим принципам. Помимо этого, Советский Союз после Второй Мировой войны установил свое господство в странах Восточной Европы, где воцарилась коммунистическая идеология. В результате США наряду с Великобританией пугала возможность того, СССР сможет стать мировым лидером и установить свое господство, как в политической, так и в экономической сфере жизни. В это же время для Соединенных Штатов Америки одной из главных задач становится четкое внимание к политике СССР в странах Западной Европы с целью не допустить социалистических революций на этой территории. Америке совсем не по душе была коммунистическая идеология, а именно Советский Союз стоял у нее на пути к мировому господству. Ведь Америка разбогатела за период Второй Мировой войны, ей нужно было куда-то продавать свою выпущенную продукцию, поэтому странам Западной Европы, разрушенным в ходе военных действий, нужно было восстанавливаться, что и было им предложено правительством США. Но при условии, что правители – коммунисты в этих странах будут удалены от власти. Кратко говоря «холодная война» была новым видом соперничества за мировое господство.

Начало холодной войны

Начало «холодной войны» было ознаменовано речью английского правителя Черчилля, произнесенной в Фултоне в марте 1946 года. Своей первоочередной задачей правительство США ставило достижения полного военного превосходства американцев над русскими. Свою политику США стали претворять в жизнь уже в 1947 году путем внедрения целой системы ограничительных и запрещающих мер для СССР в финансовой и торговой сферах. Кратко говоря, Америка хотела победить Советский союз экономически.

Ход холодной войны

Самыми кульминационными моментами противостояния были 1949-50 годы, когда осуществилось подписание Северо-атлантического договора, произошла война с Кореей, в это же время была испытана первая атомная бомба советского происхождения. А с победой Мао Цзэдуна установились довольно крепкие дипломатические отношения СССР и Китая, их объединило общее враждебное отношение к Америке и ее политике.
доказал, что военная мощь двух мировых сверхдержав СССР и США настолько велика, что при угрозе начала новой войны проигравшей стороны не будет, и стоит задуматься, что же будет с простыми людьми и планетой в целом. В результате с начала 1970-х годов «холодная война» вступает в стадию урегулирования отношений. В США разразился кризис из-за высоких материальных затрат, но и СССР не стал испытывать судьбу, а пошел на уступки. Был заключен договор по сокращению ядерных вооружений под названием СНВ-2.
1979 год еще раз доказал, что «холодная война» еще не закончена: советское правительство ввело войска на территорию Афганистана, жители которого оказали жестокое сопротивление русской армии. И лишь в апреле 1989 последний русский солдат покинул эту непокоренную страну.

Завершение и результаты холодной войны

В 1988-89 в СССР начался процесс «перестройки», пала Берлинская стена, вскоре социалистический лагерь распался. А СССР даже и не стал претендовать на какое-либо влияние в странах третьего мира.
К 1990 году «холодная война» завершилась. Именно она и способствовала укреплению тоталитарного режима в СССР. Гонка вооружений привела и к научным открытиям: интенсивнее стала развиваться ядерная физика, более широкий размах приобрели космические исследования.

Последствия холодной войны

Завершился 20 век, прошло уже более десяти лет в новом тысячелетии. Нет уже Советского Союза да и страны запада тоже изменились… Но стоило только некогда слабой России подняться с колен, обрести силу и уверенность на мировой арене, как «призрак коммунизма» снова мерещится Соединенным Штатам и их союзникам. И остается надеяться, что политики ведущих стран не вернутся к политике «холодной войны», поскольку от нее, в конечном итоге, пострадают все…

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - капиталистического и социалистического.

Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов . Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя - СССР. Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются. От сотрудничества они переходят к «холодной войне» , т.е. к жесткой конфронтации на мировой арене, сопровождающейся свертыванием экономических и культурных связей, острейшей идеологической борьбой и враждебными политическими акциями, переходящими даже в локальные военные конфликты. Считается, что начало «холодной войны» положил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчиль своей речью в марте 1946 г. Выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента США Г.Трумэна, он призвал «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке», объединиться и противостоять «коммунистическим и неофашистским государствам», составляющим угрозу для «христианской цивилизации».

Переход к «холодной войне» объясняется не только необходимостью борьбы с коммунистическим влиянием, но и претензиями США на мировое господство . После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг. они сохраняли монополию на обладание атомного оружия. Президент Г. Трумэн в послании конгрессу в 1947 г., развивая идею У. Черчиля, писал, что победа во второй мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. Послание содержало конкретные меры, направленные на сдерживание советского влияния и коммунистической идеологии. Политика, предлагаемая «доктриной Трумэна», получила в истории дипломатии название «политики сдерживания» . Стратегами Пентагона разрабатывались планы прямого военного нападения на СССР с использованием атомных бомб. Наиболее известный из них, «Дропшот», предполагал сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. Американскому народу говорилось о серьезной военной угрозе со стороны СССР. Чтобы погасить доброе отношение населения к советским людям, в США проводятся шумные пропагандистские кампании о подрывной деятельности коммунистов. На самом деле Советский Союз в то время не обладал атомным оружием, стратегической авиацией и авианесущими кораблями, а поэтому не мог составить реальной угрозы США. Но в условиях роста международной напряженности и политической конфронтации СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений.



Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу прежде всего относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. - уже 52 государства.

Одним из важных вопросов международной политики стал вопрос о послевоенном устройстве мира . В 1946 г. по нему разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками. В странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели «государственного социализма». Одновременно в Западной Европе, оккупированной войсками Соединенных Штатов и Великобритании, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу «западных демократий». До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых бывшие союзники пытались найти компромисс. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

Участвовать в возможной войне у СССР не было ни сил, ни средств, поэтому для него борьба за мир становится наиболее актуальной. Одним из основных механизмов поддержания мира являлась Организация Объединенных Наций (ООН) , образованная в октябре 1945 г. по решению стран-победительниц. В ее состав вошло 51 государство. СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем стал постоянным членом Совета Безопасности - руководящего органа ООН. Используя право вето, он стремился пресекать все агрессивные попытки империалистических государств. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружений и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с чужих территорий. Большинство из этих предложений блокировались бывшими союзниками. Ситуация несколько изменилась после появления у СССР атомного оружия (август 1949 г.). В 1947 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН все же принимает резолюцию, осуждающую любую форму пропаганды войны. В августе 1948 г. возникает международное движение сторонников мира , первый конгресс которого прошел в Париже в 1949 г. В его работе приняли участие представители 72 стран. Был создан Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе с французским физиком Ф. Жолио-Кюри и учреждены Международные премии мира. Советский Союз оказывал постоянную помощь этому движению. В августе 1949 г. в Москве возник Советский комитет защиты мира. Более 115 млн. советских людей поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия «как оружия устрашения и массового уничтожения людей» и установления международного контроля за исполнением этого решения.

В феврале 1950 г . между ней и СССР был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи .

Победа коммунистов в Китае стимулировала национально-освободительную борьбу народов Азиатского континента. Большинство стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии оказались на грани перехода к построению социализма. Кроме Китая, на этот путь встали Северная Корея и Северный Вьетнам.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы , ставшими на путь социализма. Стремясь не допустить их сближения с западными странами и принятия участия в «плане Маршалла», Советский Союз был вынужден брать на себя обязательства, противоречащие собственным экономическим интересам. В условиях разрухи и голода восстановительного периода он поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства, продукцию тяжелого машиностроения и металлургии. За 1945 - 1952 гг. только сумма долгосрочных льготных кредитов, предоставленная СССР странам народной демократии, составила свыше 15 млрд руб. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения являлись обязательными для всех стран. Советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, в эту страну в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска. В 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которой все-таки удалось уйти из-под сталинского диктата, стала Югославия. Ее лидер И. Броз Тито считал, что сталинская модель социализма не годится для этой страны. Он избирает путь, напоминающий нэп, с допущением в незначительных размерах частной собственности и мелкотоварного производства. Резкое несогласие вызвала также идея Сталина об объединении Югославии и Болгарии в единую федерацию. Началась полоса взаимных клеветнических обвинений и угроз. В 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Этому примеру последовали все страны народной демократии.

Итоги внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период достаточно противоречивы: с одной стороны, она способствовала укреплению позиций и расширению сфер влияния нашего государства в мире, но с другой - не удалось преодолеть конфронтации с Западом, что в значительной степени

Loading...Loading...