Сценарий деловой игры для воспитателей ДОО на тему: " Калейдоскоп профессий". Деловая игра для воспитателей доу
Семинар для воспитателей ДОУ
Цель и задачи игры . Расширять и обобщать знания по теме «Игра как основной вид деятельности дошкольников»; уточнять знания о видах игр, формах, методах и приемах работы с детьми; посредством игрового моделирования создать условия для проявления творческой инициативы; вызвать осознание необходимости знакомиться с опытом коллег для повышения качества своего профессионального труда; знакомить с новой методической литературой по игре.Оборудование. Настенный алфавит с кармашками для заданий, где вместо букв Ъ, Ь, Ы, Ё, Й помещены лица-эмоции, все остальные буквы имеют расшифровку (например, А – азартная игра, Б – быстрая, В – вредная, Г – грандиозная игра и т.д., а в ходе игры воспитатели будут давать определения, что это за игры, как они это понимают.)
Карточки красного, синего, зеленого цвета (не менее 10 штук каждого цвета) – ими обозначаются буквы и задания для каждой команды и гостей. Полоски с заданиями, разложенные в кармашки (33 штуки). Настенный планшет, куда будут крепиться высказывания выдающихся личностей об игре. Мольберт, указка, два колокольчика, две коробки с бросовым материалом. Стендовая информация, которая будет служить подсказкой во время игры. Тематические газеты «Хорошо, когда с утра начинается игра», которые создавали дети, воспитатели и родители (стихи, рисунки, рассказы, сказки, коллажи т.д.). Проекты сюжетно-ролевых игр на бумаге (паутинки).Ведущий.
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!
Перед вами вот висит
«Игровой алфавит»!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!
Не скучайте, не ленитесь
И в игру нашу включитесь.
Что ж, друзья, встречать пора
Команды «Букварь» и «Азбука»!
Звучит музыка, команды входят в зал и рассаживаются за столы.
Ведущий.
Чтоб команды оценить,
Жюри нужно пригласить.
Чтоб не сбиться нам со счета
И очки все подсчитать,
Счетную комиссию нужно выбирать.
Что ж, начнем!
Правила игры. Жюри оценивает команды по трехбалльной шкале за все выполняемые задания. Команды по очереди отвечают на вопросы и представляют выполненные задания.Время выполнения заданий (в зависимости от сложности) от 1 до 5 минут.Гости имеют право участвовать в игре. Выбор заданий для гостей делает ведущий. В каждой команде может участвовать от 6 до 12 педагогов.
Мозговой штурм (разминка). Командам надо внимательно посмотреть на игровой алфавит и объединить буквы в пары по ассоциациям, противоположным или аналогичным. Назвать не менее трех пар.Помощник ведущего расставляет цветовые карточки с заданиями по парам букв, определенных командами. Команда «Букварь» – красные карточки, команда «Азбука» – зеленые, гости и болельщики – синие карточки. Команда, которая готова отвечать первой, оповещает ведущего колокольчиком, что дает право на выбор игрового задания, т.е. очередной буквы.
Первое задание:
команде «Букварь» – найти противоположное значение, команде «Азбука» – найти аналогичное значение. Команды называют пары, помощник расставляет карточки.
Второе задание выполняется на основе домашнего задания. Каждый участник должен найти, какие определения игре давали известные люди. Команды зачитывают определения по очереди, внимательно слушая друг друга и не повторяясь. Помощник ведущего прикрепляет высказывания на планшет. Каждая команда должна придумать свое определение игре и зачитать его. На это дается 1 минута. Пока команда готовится, гости подбирают слова-определения: какими могут быть игры на букву Щ (например, щепетильная, щадящая, щедрая) – и поясняют, что это за игры.
Раскрыть этапы становления сюжетно-ролевой игры, которые готовят ребенка к коллективной игре: команде «Азбука» по Е. Кравцовой, команде «Букварь» по Д. Эльконину.
Изготовление образных и шумовых игрушек. Представление образной игрушки
стихотворением, песней, танцем, мимикой, пантомимой, образом и т.д. Озвучание стихотворения при помощи шумовых самодельных игрушек из бросового материала. Время на изготовление игрушек – 5 минут.
Команде «Букварь» предлагается стихотворение «Лягушата».
На зелененькой опушке –
ква-ква-ква! –
Собрались, сидят лягушки –
ква-ква-ква!
«Мух ловить – ням-ням-ням! –
Очень вкусно нам, нам, нам!
А потом по лужам прыгать –
шлеп-шлеп-шлеп!».
Ох, веселый, лягушата,
лягушачий вы народ!
Команде «Азбука» предлагается стихотворение «Дождик».
Закачались деревья, зашумела трава –
Ша-ша-ша, ша-ша-ша!
На деревьях запела, заиграла листва –
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!
И по небу прокатился шалунишка громкий гром –
Бом-бом-бом!
И закапали капели, тихо песенку запели –
Кап-кап-кап!
Вот по крыше, по стеклу –
Кап-кап-кап!
По крылечку моему –
Кап-кап-кап!
Все сильнее, все сильней лягушатам веселей!
Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха! Вот какая красота!
Игра «Ромашка» со зрителями «Чему учится ребенок в игре?» (раздать лепестки ромашки и маркеры всем желающим гостям, после выполнения задания выложить ромашки на ковре и зачитать, какие знания, умения и навыки получает ребенок в процессе игры).
Представление командами игрушек.
5. Фрагмент занятия с использованием концептуальной позиции «Право ребенка на игру».
Основа – домашнее задание. На показ фрагментов занятий отводится 8–10 минут. Задание для гостей и болельщиков.«На игровом алфавите вы видите лица-эмоции. Какое вам больше всего нравится? (Веселое.) Чтобы ваше настроение было таким же веселым, послушайте гимн воспитателей».
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны огромной,
О которой мы поем.
Каждый день наполнен смехом,
Удивленьем, красотой,
Пониманьем и вниманьем,
Удивительной игрой.
И в эту страну все спешит
И спешит детвора.
Их мамы и папы
За ручку приводят сюда.
В стране этой самой веселой,
Встречают их сказкою новой.
Страна эта в сердце всегда
Зовется «Детсадия»!
6. Игра с карандашами.
Ведущий.
Внимание! Вот символы, к которым нужно подобрать как можно больше игр (настольно-печатных, подвижных, интеллектуальных, сюжетно-ролевых и др.), подходящих к выбранным символам, например игры к символу «круг» – «Ловишка из круга», хороводные игры, настольно-печатная игра «Дроби» и т.д. На подготовку отводится 3 минуты.
Команды делают выбор. Пока команды заняты, гости отвечают на вопрос: чем сюжетно-ролевые игры отличаются от театрализованных?
7. Представление проектов сюжетно-ролевых игр «Пароход», «Больница» (паутинки, альбомы с фотографиями, детские рисунки и т.д.).
8. Блиц-опрос.
Блиц-опрос для команды «Букварь»
Действия ребенка с игрушкой. (Игра.)
Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности?(Интеллектуальные игры.)
Назовите любую экологическую игру. (С какого дерева какой листочек?)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы матрос, капитан, кок? (Пароход.)
Кто автор этого высказывания «Игра – это детство, а детство – это игра»? (В.А.Недоспасова.)
О существовании каких двух миров говорил в своем открытии Ж. Пиаже? (Мир детей и мир взрослых.)
Как называются игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (Режиссерские игры.)
Как называются предметы, которые заменяют ребенку игрушку? (Предметы-заместители.)
Старший дошкольник в игре больше нуждается в пространстве или игрушках? (В пространстве.)
Блиц-опрос для команды «Азбука»
Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)
Кто автор высказывания «Мы играем не потому, что мы дети. Но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»? (Карл Гросе – немецкий психолог.)
Назовите любую подвижную игру с мячом. (Ловишка за кругом.)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы визажист, мастер по прическам, клиент, кассир. (Парикмахерская.)
Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?(Самостоятельные.)
Кто считал, что «игра – это сфера страданий детей, которая находится по ту сторону удовольствия»? (Зигмунд Фрейд.)
Сколько этапов развития сюжетно-ролевой игры, по мнению Кравцовой, должен пройти ребенок, чтобы быть готовым к коллективной игре? (Пять этапов.)
Что является «сердцем игры»? (Роль.)
В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты? (Творческие.)
Задание обеим командам
Составить слова из букв, отмеченных на «Игровом алфавите» цветовыми карточками, буквы могут повторяться. Постараться составить слова, относящиеся к теме «Игра».
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский.
1. Игра «Продолжи фразу»
Участникам педсовета предлагается встать в круг и по очереди, передавая какой-либо предмет продолжить фразу: «Игра это…»
2. Игра «Интервью»
Участникам педсовета предлагается разбиться на пары и встать лицом друг к другу, образуя тем самым два круга (внутренний и внешний). Участник пары, который стоит во внешнем кругу будет корреспондент, а стоящий во внутренним кругу респондент. Задача респондента назвать как можно больше сюжетно-ролевых игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.
3. Деление на группы
Участники педсовета, которые были респондентами, образуют первую команду, а те, кто был корреспондентами - вторую.
4. Вопрос - ответ
Каждой команде предлагается ответить на три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
§ Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием ….(замысла)
§ Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
§ Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)
§ Сторона действительности, которая моделируется, воспроизводится детьми в игре называется… (сюжет)
§ Образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими называют … (игровой ролью)
§ Приемы руководства игровой деятельностью могут быть прямыми и …. (косвенными).
5. Правда ли что…
Каждой команде предлагается определить правдиво ли утверждение, которое зачитывает ведущий.
1. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей 1-7 лет.
(нет, 3-7 лет)
2. Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является самостоятельной детской деятельностью.
3. Исследования педагогов и психологов доказывают, что дети дошкольного возраста не могут отличить игровую деятельность от учебной
4. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу)
5. В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта.
(нет, это характерно для старшего дошкольного возраста)
6. В игре ребенок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает.
(да, сюжетно-ролевые игры еще называют творческими)
7. С возрастом, устойчивость в подчинении игровому правилу неизменно повышается.
8. Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей является сложность тематического содержания ролевой игры.
(нет, основной критерий - игровые умения ребенка)
9. Игра «Интервью»
Участникам педсовета снова предлагается поиграть в игру «Интервью», только поменяться ролями. Участник пары, который был корреспондентом, становится респондентом и наоборот. Задача респондента назвать виды игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.
Все данные полученные от респондентов передаются в информационный центр, где суммируются и оформляются на одном слайде.
10. Закрепляем понятия.
Каждой команде поочередно ведущий зачитывает определения, участники команды должны подобрать к нему понятие. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о видовом разнообразии игр.
1. Разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
(Строительные игры )
2. Деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
(Сюжетно-ролевая игра )
3. Это игра, в которой происходит развитие сюжета со многими ролями, передаваемые ребенком игрушкам.
(Режиссерская игра )
4. Данная игра представляет собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры.
(Игра-драматизация )
5. Игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей
(Дидактическая игра )
6. Это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
(Подвижная игра)
11. Работа с таблицами
Каждой команде предлагается продумать, какие сюжетно-ролевые игры можно запланировать в соответствии с тематическими неделями. Для первой команды на первое полугодие, для второй на второе. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о многообразии сюжетно-ролевых игр.
12. Рефлексия (письменная)
Н. Плетенчук, МБДОУ № 506 комбинированного вида «Солнышко», Новосибирск
Игра, как известно, вид деятельности, позволяющий человеку выразить себя и самосовершенствоваться. Это относится и к деловой игре. На педсовете, где звучат только доклады, отчеты, лекции, либо на теоретическом семинаре, как показывает практика, слушатели, вероятнее всего, не воспримут и 50% нужной информации. Иное дело, если включить в них деловую игру. Опыт работы показывает: взрослые с упоением играют в детские игры и с большим удовольствием участвует в деловых играх.
Деловые игры позволяют:
- эффективнее обучать педагогов новым формам, методам и приемам работы с детьми;
- определять психологический настрой педагогов, их отношение к работе и детям, потенциал их знаний и умений;
- корректировать те или иные недостатки в работе педагогов;
- создавать условия для обмена педагогическим опытом;
- оказывать помощь начинающим воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса.
- сближать педагогов, объединив их в едином ритме и направлении работы.
Итак, деловая игра сближает педагогов, но одновременно вызывает у них чувство соперничества, желание проявить свои индивидуальные качества, нестандартность высказываний и решения проблем. Поэтому задача старшего воспитателя использовать такие деловые игры, которые будут направлять усилия педагогов в нужное русло, объединять их в стремлении получать новые знания и умения, совершенствовать профессиональные качества, ис-пользовать на практике полученные в про-цессе деловой игры знания и умения.
Педагоги, повышая свой профессиональный уровень, обращаются к изучению теоретических основ, и для этого достаточно современной методической литературы. Но во время деловой игры воспитатели получают вдвое больше информации, которая нацеливает их на более глубокое ее изучение. Деятель-ность воспитателей во время деловых игр можно от-нести к творческо-поисковой, которая может породить ситуацию успеха, стиму-лирующую творческое отношение к работе. Хочу предложить варианты новых игр, которые придумала сама на основе знакомых игр.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЦВЕТОВОЙ КЕГЕЛЬБАН»
Проводится с группой педагогов, работающих с детьми 2-7 лет
Цель и задачи игры. Заинтересовать новыми формами и методами работы с детьми по физическому воспитанию; способствовать творческому росту; учить воспитателей, узких специалистов, педагогов дополнительного образования взаимодействовать в процессе освоения новых форм и методов работы с детьми, а также умению подбирать литературу и материал;познакомить воспитателей с тем, как можно разнообразить работу с родителями по физическому воспитанию детей.
Оборудование. Кегли и шары красного, зеленого, синего цвета (по 12 штук), карточки с заданиями, коробка с бросовым материалом, цветной картон.
Ход игры
Ведущий знакомит с правилами игры педагогов. Те делятся на три команды по желанию, каждая выбирает цвет шаров и кеглей. Участники команд по очереди шарами сбивают кегли с расстояния 4-5 м. Если они сбивают кегли своего цвета, получают 1 очко, если другого цвета - 0 очков. Количество сбитых кеглей своего цвета определяет номер карточки с теоретическими и практическими заданиями.
Задания и вопросы первой карточки
- Перечислите подвижные игры с мячом.
- Дайте определение подвижной игре.
- Подготовьте консультацию для родителей по теме «Закаливание в домашних условиях».
- При помощи бросового материала изготовьте нетрадиционный тренажер для перешагивания.
- Нарисуйте схему «Увеличение силовой нагрузки на мышцы детей в разновозрастных группах».
- Сколько длится физкультурное занятие в средней группе?
- Какие вы знаете новые формы работы по физическому воспитанию?
- Составьте примерный план занятия по физкультуре в смешанной группе (старший и подготовительный к школе возраст).
Задания и вопросы второй карточки
- Назовите виды ходьбы, используемые в детском саду.
- Из представленной методической литературы выберите ту, которая поможет составить перспективный план по физической культуре.
- Разработайте комплекс утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста с использованием танцевальных движений.
- Из бросового материала (крышки от пластиковых бутылок) изготовьте тренажер для стопы и ладоней.
- Какие релаксационные упражнения можно использовать в конце физкультурного занятия?
- Придумайте новую подвижную игру при помощи морфологического ящика.
- Нужна ли страховка при выполнении упражнений на трековой дорожке?
Задания и вопросы третьей карточки
- По темам «Мы - будущие спортсмены», «Хочу расти здоровым!» составьте план экскурсий на квартал.
- Перечислите подвижные игры с бегом.
- Решите кроссворд «Физическое воспитание дошкольников».
- Дайте определение слову «Гиподинамия».
- Покажите, как правильно выполнять упражнения по Хатха-йоге «Лев», «Лотос», «Кошка» (обратить внимание на дыхание).
Примечание. Хатха-йога - этодревняя индийская система поддержания тела в оптимальном физическом состоянии. Буквальный перевод слова хатха - мощь, неистовство, насилие, необходимость, усилие. Цель Хатха-йоги заключается в приведение тела в состояние полного здоровья, чтобы тело не являлось бременем для духовного развития. Практика Хатха-йоги состоит главным образом в выполнении асан, статических поз. Особое внимание уделяется гибкости и тонусу позвоночника. Уникальной особенностью Хатха-йоги являются упражнения, стимулирующие гормональные железы и осуществляющие массаж внутренних органов. Стимуляция гормональной системы помогает поддерживать сбалансированные эмоции и способствует более оптимистическому отношению к жизни. В дополнение к физическим упражнениям Хатка-йога включает методы очищения внутренних органов и устанавливает принципы правильного питания. Хатха-йога - это работа с сознанием посредством тела. Занятия Хатха-йогой предотвращают множество болезней и способствуют избавлению от уже существующих. Хатха-йога заостряет ум и помогает концентрации внимания, позволяет контролировать свои действия и проявления, начиная с телесных и заканчивая контролем сознания. Хатха-йога ориентирована на сознание. Она складывается из трех составляющих: особых физических упражнений (асаны), дыхательных упражнений (праны), работы с сознанием в виде концентрации (медитативные техники). С точки зрения современной медицины Хатха-йогуможно назвать «психофизической гимнастикой». Хатха-йога рассматривает физическое тело человека как инструмент для работы с умом с целью достижения гармонии внутреннего состояния и внешнего здоровья. Поэтому во время занятий человек должен обязательно расслабиться, отбросить все посторонние мысли и сосредоточиться только на собственном теле и процессах, происходящих внутри него. В системе Хатха-йоги большое внимание уделяется здоровью, а значит, красоте тела. Множество упражнений направлено на очищение и укрепление, увеличение его гибкости с помощью специально подобранных асан. При выполнении асан внимание сосредоточено внутри тела. Основная рекомендация по занятиюХатха-йогой - это регулярность и систематичность практики. Необходимо соблюдать умеренность, особенно на начальном этапе, когда трудно адекватно оценить свои силы и возможности. Большинство людей приучены к потребительским отношениям по типу покупки вещей в супермаркете: если захотелось, сразу и приобрел. С Хатха-йогой это не проходит, поэтому многие, начав, быстро «остывают». Необходимо с самого начала, обучаясь Хатха- йоги, слушать свое тело, проявлять интерес к тому, что реально происходит в вашем жизненном измерении, что и как и под воздействием чего меняется, т.е. необходимо проявлять чуткость к себе и ко всему, что тебя окружает. Это очень важно в связи с особенностями занятий Хатха-йогой в нашем климате, так как организм порой весьма бурно реагирует на сезонные изменения (изменения светового дня и т.д.), и, если вы этого не чувствуете в данный момент, это не значит, что этого нет. Например, установлено, что растяжка мышц наилучшим образом происходит весной - в начале лета, а силовые асаны лучше осваиваются и прорабатываются зимой и т.д. Вопрос сводится, в конце концов, к пробуждению неподдельного интереса к себе и миру, желанию познать собственную сущность при занятиях, чтобы в дальнейшем прийти к убеждению о необходимости изменения и перемен, причем неотложных, ведь жизнь, как известно, коротка. С другой стороны, надо четко усвоить, что искренность ваших намерений в занятиях Хатха-йогой играет важную роль. Ведь на пути йоги надо быть готовым и к сложным испытаниям, и к разочарованиям. Не зря ведь йогу, как и любовь, сравнивают с огнем; действительно, она помогает нам возвыситься, стать сильнее, почувствовать радость жизни.
- Назовите методы закаливания.
- Какой вес должен иметь мешочек с песком для метания вдаль для детей старшего возраста?
- Составьте план проведения утренней гимнастики в старшей группе при помощи символов (схематичный человечек).
Задания и вопросы четвертой карточки
- Перечислите предметы, с которыми можно выполнять силовую гимнастику в детском саду.
- Выстройте цепочку из слов в нужном порядке (сон, подвижная игра, физкультурное занятие, индивидуальная работа по физической культуре, физкультурный праздник, закаливание, утренняя гимнастика, соревнование, прогулка и т.д.).
- Изготовьте атрибуты к подвижной игре «Цветные фонарики».
- Придумайте варианты усложнения подвижной игры «Солнышко и дождик».
- Выберите упражнения, которые можно использовать для развития гибкости («Лягушка», «Самолеты», «Солдатик», «Часики», «Мостик», «Кошечка» и т.д.).
- Перечислите физкультминутки с использованием прыжков и продемонстрируйте одну из них.
- Перечислите игровые методы и приемы для развития силы и выносливости.
- Изготовьте карточку со схемой последовательности анализа физкультурного занятия с детьми подготовительной к школе группы.
Количество вопросов можно увеличить или уменьшить, это зависит от того, сколько времени отведено на деловую игру.
В конце игры подводятся итоги теоретической подготовленности команд и призами поощряются воспитатели, ярко проявившие творческие способности.
СЕМИНАР В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ИГРОВОЙ АЛФАВИТ»
Цель и задачи игры. Расширять и обобщать знания по теме «Игра как основной вид деятельности дошкольников»; уточнять знания о видах игр, формах, методах и приемах работы с детьми; посредством игрового моделирования создать условия для проявления творческой инициативы; вызвать осознание необходимости знакомиться с опытом коллег для повышения качества своего профессионального труда; знакомить с новой методической литературой по игре.
Оборудование. Настенный алфавит с кармашками для заданий, где вместо букв Ъ, Ь, Ы, Ё, Й помещены лица-эмоции, все остальные буквы имеют расшифровку (например, А - азартная игра, Б - быстрая, В - вредная, Г - грандиозная игра и т.д., а в ходе игры воспитатели будут давать определения, что это за игры, как они это понимают.)
Карточки красного, синего, зеленого цвета (не менее 10 штук каждого цвета) - ими обозначаются буквы и задания для каждой команды и гостей. Полоски с заданиями, разложенные в кармашки (33 штуки). Настенный планшет, куда будут крепиться высказывания выдающихся личностей об игре. Мольберт, указка, два колокольчика, две коробки с бросовым материалом. Стендовая информация, которая будет служить подсказкой во время игры. Тематические газеты «Хорошо, когда с утра начинается игра», которые создавали дети, воспитатели и родители (стихи, рисунки, рассказы, сказки, коллажи т.д.). Проекты сюжетно-ролевых игр на бумаге (паутинки).
Ход игры
Ведущий.
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!
Перед вами вот висит
«Игровой алфавит»!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!
Не скучайте, не ленитесь
И в игру нашу включитесь.
Что ж, друзья, встречать пора
Команды «Букварь» и «Азбука»!
Звучит музыка, команды входят в зал и рассаживаются за столы.
Ведущий.
Чтоб команды оценить,
Жюри нужно пригласить.
Чтоб не сбиться нам со счета
Счетную комиссию нужно выбирать.
Что ж, начнем!
Правила игры. Жюри оценивает команды по трехбалльной шкале за все выполняемые задания. Команды по очереди отвечают на вопросы и представляют выполненные задания.Время выполнения заданий (в зависимости от сложности) от 1 до 5 минут.Гости имеют право участвовать в игре. Выбор заданий для гостей делает ведущий. В каждой команде может участвовать от 6 до 12 педагогов.
Ход игры
Мозговой штурм (разминка). Командам надо внимательно посмотреть на игровой алфавит и объединить буквы в пары по ассоциациям, противоположным или аналогичным. Назвать не менее трех пар.Помощник ведущего расставляет цветовые карточки с заданиями по парам букв, определенных командами. Команда «Букварь» - красные карточки, команда «Азбука» - зеленые, гости и болельщики - синие карточки. Команда, которая готова отвечать первой, оповещает ведущего колокольчиком, что дает право на выбор игрового задания, т.е. очередной буквы.
- Первое задание: команде «Букварь» - найти противоположное значение, команде «Азбука» - найти аналогичное значение. Команды называют пары, помощник расставляет карточки.
- Второе задание выполняется на основе домашнего задания. Каждый участник должен найти, какие определения игре давали известные люди. Команды зачитывают определения по очереди, внимательно слушая друг друга и не повторяясь. Помощник ведущего прикрепляет высказывания на планшет. Каждая команда должна придумать свое определение игре и зачитать его. На это дается 1 минута. Пока команда готовится, гости подбирают слова-определения: какими могут быть игры на букву Щ (например, щепетильная, щадящая, щедрая) - и поясняют, что это за игры.
- Раскрыть этапы становления сюжетно-ролевой игры, которые готовят ребенка к коллективной игре: команде «Азбука» по Е. Кравцовой, команде «Букварь» по Д. Эльконину.
- Изготовление образных и шумовых игрушек. Представление образной игрушки
стихотворением, песней, танцем, мимикой, пантомимой, образом и т.д. Озвучание стихотворения при помощи шумовых самодельных игрушек из бросового материала. Время на изготовление игрушек - 5 минут.
Команде «Букварь» предлагается стихотворение «Лягушата».
На зелененькой опушке -
ква-ква-ква! -
Собрались, сидят лягушки -
ква-ква-ква!
«Мух ловить - ням-ням-ням! -
Очень вкусно нам, нам, нам!
А потом по лужам прыгать -
шлеп-шлеп-шлеп!».
Ох, веселый, лягушата,
лягушачий вы народ!
Команде «Азбука» предлагается стихотворение «Дождик».
Закачались деревья, зашумела трава -
Ша-ша-ша, ша-ша-ша!
На деревьях запела, заиграла листва -
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!
И по небу прокатился шалунишка громкий гром -
Бом-бом-бом!
И закапали капели, тихо песенку запели -
Кап-кап-кап!
Вот по крыше, по стеклу -
Кап-кап-кап!
По крылечку моему -
Кап-кап-кап!
Все сильнее, все сильней лягушатам веселей!
Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха! Вот какая красота!
Игра «Ромашка» со зрителями «Чему учится ребенок в игре?» (раздать лепестки ромашки и маркеры всем желающим гостям, после выполнения задания выложить ромашки на ковре и зачитать, какие знания, умения и навыки получает ребенок в процессе игры).
Представление командами игрушек.
5. Фрагмент занятия с использованием концептуальной позиции «Право ребенка на игру».
Основа - домашнее задание. На показ фрагментов занятий отводится 8-10 минут. Задание для гостей и болельщиков.«На игровом алфавите вы видите лица-эмоции. Какое вам больше всего нравится? (Веселое.) Чтобы ваше настроение было таким же веселым, послушайте гимн воспитателей».
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны огромной,
О которой мы поем.
Каждый день наполнен смехом,
Удивленьем, красотой,
Пониманьем и вниманьем,
Удивительной игрой.
И в эту страну все спешит
И спешит детвора.
Их мамы и папы
За ручку приводят сюда.
В стране этой самой веселой,
Встречают их сказкою новой.
Страна эта в сердце всегда
Зовется «Детсадия»!
6. Игра с карандашами.
Ведущий. Внимание! Вот символы, к которым нужно подобрать как можно больше игр (настольно-печатных, подвижных, интеллектуальных, сюжетно-ролевых и др.), подходящих к выбранным символам, например игры к символу «круг» - «Ловишка из круга», хороводные игры, настольно-печатная игра «Дроби» и т.д. На подготовку отводится 3 минуты.
Команды делают выбор. Пока команды заняты, гости отвечают на вопрос: чем сюжетно-ролевые игры отличаются от театрализованных?
7. Представление проектов сюжетно-ролевых игр «Пароход», «Больница» (паутинки, альбомы с фотографиями, детские рисунки и т.д.).
8. Блиц-опрос.
Блиц-опрос для команды «Букварь»
- Действия ребенка с игрушкой. (Игра.)
- Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности?(Интеллектуальные игры.)
- Назовите любую экологическую игру. (С какого дерева какой листочек?)
- В какой сюжетно-ролевой игре задействованы матрос, капитан, кок? (Пароход.)
- Кто автор этого высказывания «Игра - это детство, а детство - это игра»? (В.А. Недоспасова.)
- О существовании каких двух миров говорил в своем открытии Ж. Пиаже? (Мир детей и мир взрослых.)
- Как называются игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (Режиссерские игры.)
- Как называются предметы, которые заменяют ребенку игрушку? (Предметы-заместители.)
- Старший дошкольник в игре больше нуждается в пространстве или игрушках? (В пространстве.)
Блиц-опрос для команды «Азбука»
- Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)
- Кто автор высказывания «Мы играем не потому, что мы дети. Но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»? (Карл Гросе - немецкий психолог.)
- Назовите любую подвижную игру с мячом. (Ловишка за кругом.)
- В какой сюжетно-ролевой игре задействованы визажист, мастер по прическам, клиент, кассир. (Парикмахерская.)
- Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?(Самостоятельные.)
- Кто считал, что «игра - это сфера страданий детей, которая находится по ту сторону удовольствия»? (Зигмунд Фрейд.)
- Сколько этапов развития сюжетно-ролевой игры, по мнению Кравцовой, должен пройти ребенок, чтобы быть готовым к коллективной игре? (Пять этапов.)
- Что является «сердцем игры»? (Роль.)
- В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты? (Творческие.)
Задание обеим командам
Составить слова из букв, отмеченных на «Игровом алфавите» цветовыми карточками, буквы могут повторяться. Постараться составить слова, относящиеся к теме «Игра».
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЛОТО»
Цель и задачи игры. Заинтересовать новыми формами, методами работы с детьми в развитии эмоций и эстетического вкуса; включить в творческую работу начинающих воспитателей; вызвать осознание необходимости знакомиться с опытом работы других детских садов для повышения качества своего профессионального труда; учить выстраивать свое выступление, пользуясь «Путеводителем выступления»; активизировать на решение педагогических ситуаций.
Оборудование. Карты лото на каждую команду по одной штуке с количеством цифр от 1 до 12. Мешок с бочонками (можно использовать пластмассовые упаковки от шоколадных яиц, а внутрь каждого вложить задание или вопрос), фишки.Два плоскостных макета сороки с вставляемыми перьями хвоста.
Ход игры
Ведущий (старший воспитатель) знакомит с правилами игры. Воспитатели делятся на две команды (по желанию) или на четыре (по возрастным особенностям детей). Командам раздают карты лото. Выбираются центры игры:
- Игровой центр (команды «Веселушка» и «Смешинка», которые участвуют в игре).
- Центр «Рукотворие» (оформление материала, придуманного участниками команд).
- Центр «Жюри» (дает оценку работе команд, подводит итоги).
- Центр музыкального сопровождения (музыкальный руководитель).
Ведущий вынимает бочонки, называет номера заданий. Команды обозначают их фишками на своих лото-картах. Выигрывает та команда, которая быстрее закроет все цифры на своей карте и получит больше баллов.
6 | 1 | 4 | 9 | |||
2 | 3 | 5 | 7 | |||
4 | 12 | 10 |
1 | 12 | 3 | 8 | |||
5 | 7 | 11 | ||||
4 | 2 | 6 | 9 |
Мама пришла за Катей рано. Девочка подбежала к маме с восхищенными глазами: «Мамочка! Приди за мной попозже! Мы подарки малышам делаем! Такие подарки красивые получаются! Я еще не закончила». «Что за чепуха! Какие подарки! Нас тетя Таня ждет. Собирайся немедленно!» - отрезала мама. Молодая воспитательница Анна Сергеевна осторожно предложила: «Может, подождете Катюшу немного, ведь она так старалась. У нее лучше всех получается, аккуратно и красиво». На что мама резко ответила: «Мне некогда, а вы лучше бы уговорили ее быстрее домой собраться». Задание.
Оценить позицию мамы и предложить свой вариант решения ситуации.Оценить позицию воспитателя и предложить свой вариант решения ситуации.
Задания для игры
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ДВЕ МАСКИ»
Цель и задачи игры. Учить быть свободными в суждениях и доводах и конкретизировать свои ответы; учить начинающих воспитателей излагать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, уметь выслушивать коллег и корректно относиться к их мнению; вызвать на деловое обсуждение темы; обеспечить условия для проявления творческой инициативы.
Оборудование. Маски белого цвета и черного цвета на палочках.Клубок ниток белого цвета и черного цвета.
Ход игры
Ведущий предлагает всем встать в круг, сам остается в центре. Передает клубки воспитателям, они решают, какой из них взять. Передавая черный или белый клубок ниток друг другу, педагоги определяют свое настроение и ощущения и оставляют у себя либо белую, либо черную нить. Когда клубки оказываются у последних игроков, получается паутинка. Ее в расправленном виде кладут на пол. В конце деловой игры эту процедуру проделывают снова и сравнивают паутинки, определяя, каких нитей стало больше. Как правило, в конце игры белых нитей всегда больше. Дается тема для дискуссии.
Первый вариант. Воспитателям лучше сесть полукругом, так как маска передается от одного к другому, а ведущему легче следить за ходом дискуссии. Сначала передается только белая маска, и вскрываются положительные стороны заявленной темы. Затем передается черная маска, и каждый участник находит в ней что-то отрицательное. В конце дискуссии ведущий обобщает высказывания и делает вывод.
Второй вариант. Все участники делятся на две команды и выступают только за белую или черную маску. В конце дискуссии ведущий обобщает высказывания и делает вывод.
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ «БУСЫ», «БУКЕТ», «ЦЕПОЧКА»
Цель и задачи игр. Эти игры лучше всего использовать на Совете педагогов, когда они отчитываются, какую работу провели за летний период или как подготовились к началу учебного года.
«Бусы»
Воспитателям предлагается выбрать по одному цветному кругу диаметром 8-10 см (используются основные цвета, а также контрастные - черный и белый). Тем самым можно определить настроение педагогов и увидеть, какие цвета им нравятся (это нужно и для того, чтобы учитывать цветовые оттенки при оформлении холлов и пр.). На каждом круге-бусине предложить каждому кратко написать о своих достижениях. Затем все «бусины» нанизывают на тесьму и украшают этой гирляндой стену в педагогическом кабинете, где все могут ознакомиться в свободное время с достижениями коллег. Такая форма проведения мини-отчетов позволяет сэкономить время на совете педагогов и распространить передовой опыт.
«Букет»
Подобна игре «Бусы», только в конце получается огромный букет. На каждом цветке воспитатели записывают методы, приемы, техники, методики и технологии, которыми они с успехом пользуются.
«Цепочка»
Проводится в виде устного журнала, когда воспитатели один за другим делятся интересными приемами, методами или формами работы с детьми. Можно также провести мини-отчеты, которые начинаются с одной фразы: «А у нас в группе…» или «Мы делаем так…».
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»
Проводится на Совете педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»
Цель и задачи игры. Помочьначинающим воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на ознакомление с новыми методами, формами и приемами работы с детьми по экологическому воспитанию; поддерживать деловую обстановку на протяжении всей игры;уточнять и закреплять знания воспитателей по данной теме; учить использовать тесты, анкеты, тест-беседы, блок-срезы при диагностике знаний детей по экологии.
Оборудование. Вырезанные из цветного картона телефоны с написанными на них вопросами.Пять игрушечных телефонов.Музыкальная игрушка с различными детскими мелодиями.Образцы тестов, тест-бесед, блок-срезов с детьми по экологическому воспитанию.Вопросники для определения умений и знаний по данной теме для воспитателей.
Ход игры
Ведущий объявляет начало игры и приглашает к телефону № 1 заведующую ДОУ; к телефону № 2 старшего воспитателя; к телефону № 3 эколога; к телефону № 4 старшую медицинскую сестру; к телефону № 5 педагога-психолога. Чтобы сэкономить время и направить игру в нужное русло, раздаются телефоны с уже готовыми вопросами. Можно предложить задать вопросы от лица родителей, бабушек и дедушек, учителей начальной школы, детей, воспитателей и т.д.
Вопросы для телефона № 1
- Знакомят ли детей в детском саду с экологией? С какого возраста? Какие экологические программы реализуются в вашем дошкольном учреждении? (Учитель начальной школы.)
- Есть ли в детском саду кружок «Юный эколог»? И как туда записаться? (Ребенок.)
- Сейчас в детских садах широко используется метод проектирования. Используете ли вы этот метод в экологическом воспитании детей? (Коллега из соседнего детского сада.)
Вопросы для телефона № 2
- Есть ли в детском саду специальное занятие, на котором учат любить природу? Кто его проводит? С какого возраста? (Родитель.)
- Какие диагностические карты помогут определить знания детей по экологии?(Воспитатель.)
- Считаете ли вы, что проведение опытов с растениями воспитывает в детях черствость? Не приведет ли это к тому, что дети будут ломать деревья, обрывать листья и т.д.?(Дедушка.)
- Какие методы и приемы используются в детском саду по воспитанию начал экологической культуры? (Учитель.)
- Какую новую методическую литературу посоветуете использовать в экологическом воспитании детей младшего и среднего возраста? (Воспитатель.)
Вопросы для телефона № 3
- Что такое экология и экологическое воспитание детей? (Папа.)
- На территории детского сада есть «Птичий столб». Для чего он служит? (Начинающий воспитатель.)
- Какие новые формы работы с родителями можно использовать по экологическому воспитанию? Какие эксперименты с песком, магнитом, воздухом можно проводить с детьми старшего возраста? (Воспитатель.)
Вопросы для телефона № 4
- Не отравится ли мой внук ядовитыми растениями или грибами, гуляя на территории детского сада? (Бабушка.)
- Слышала о таком методе, как фитотерапия. Расскажите о нем подробнее. Применяют ли его в детском саду? (Коллега из другого детского сада.)
- У моего сына аллергия на некоторые комнатные растения. Не навредят ли моему малышу растения, которые имеются в группе? (Мама.)
Вопросы для телефона № 5
- Моя дочь боится жуков, пауков, лягушек и червей. Посоветуйте, как преодолеть страх?(Мама.)
- Какое животное лучше приобрести, чтобы воспитать в ребенке чувства сопереживания, любви и заботы? (Бабушка.)
- Я хочу завести котенка, а мама не разрешает. Как можно ее уговорить? (Ребенок.)
Подобную деловую игру можно проводить на итоговом совете педагогов по выпуску детей в школу. В данном случае на вопросы будут отвечать воспитатели выпускных групп, узкие специалисты.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «СЕМЕРОЧКА»
Проводится на Совете педагогов «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игры»
Цель и задачи игры. Обеспечить творческий и деловой настрой на протяжении всей деловой игры; поддержать инициативу передовых педагогов; уточнить и закрепить знания по данной теме; повысить уровень путем ознакомления и обучения с новым методом развития речи;познакомить воспитателей с новой игрой, в которую можно играть с детьми, используя другие параметры.
Оборудование. Круг диаметром 60-80 см, разделенный семью осями. На каждой оси фишка своего цвета (цвета радуги). Каждая ось разделена на четыре уровня. Фишки (можно использовать большие, цветные пуговицы) свободно двигаются на осях, определяя уровень игры.
——— место проведения ——— время года ——— количество участников ——— возраст детей ——— материал ——— разновидность игры ——— основа сюжета |
предметы-заместители, игрушки-самоделки, магазинные игрушки, интеллектуальные и познавательные игры. театрализованная, ролевая, дидактическая, подвижная. сказка, рассказ, песня, стихотворение. Ход игры Ведущий знакомит педагогов с темой и правилами игры. Предлагает разделиться на три-четыре команды. В каждую команду вводится дополнительный игрок из узких специалистов (учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель и т.д.). Каждая команда выбирает игрока, который с завязанными глазами передвигает фишки по игровому полю, тем самым выбирает уровни осей для предстоящей игры. Задания могут быть такими
Команды, выбрав задание в течение 5-8 минут, придумывают свой вариант и представляют его по очереди. Например, вариант создания новой речевой игры: улица (спортивная площадка) зима (первая прогулка) количество участников (7-11 детей)
Примерный ход игры Предложить детям слепить из снега зайца, ледышками выложить глаза, нос и рот. Придумать ему имя и импровизированный костюм (кусочки ткани, старые очки, любой бросовый материал). Спросить детей, как можно со снежным зайцем поиграть, где он живет, какое у него любимое блюдо, какой характер, что с ним может произойти и т.д. (стараться опрашивать каждого играющего, а особенно детей с низкой речевой активностью). Выслушав все варианты, выбрать для игры сюжет (например, заяц зазнался). Вместе с детьми придумать дразнилку про зайца, опираясь на рифмовку «зайка - зазнайка, зайка - всезнайка». Думал зайка, что он всезнайка, И зазнался глупый зайка. Зайка, зайка, ты зазнайка! Никакой ты не всезнайка! Подобрать прилагательные (какой был заяц), глаголы (что он делал, куда ходил, с кем дружил и т.д.). Пусть дети участвуют в распределении ролей друзей зайца (у Кати оранжевая шубка, значит, она будет лисичкой или бельчонком; Алеша очень добрый, значит, будет добрым медведем и т.д.). Добивайтесь, чтобы дети объясняли свой выбор. Попробуйте устроить импровизированное представление со снежным зайцем. А затем предложите позвать малышей и показать для них импровизированное театрализованное представление «Жил-был заяц». Интересные варианты оформляются и помещаются в педагогическую копилку детского сада, которой могут воспользоваться как молодые специалисты, так и опытные педагоги. Другой вариант игры «Семерочка» То же игровое поле с радужными фишками. Каждый цвет фишки обозначает какой-либо вопрос или задание. На каждой оси четыре разных вопроса или задания. Игру нужно будет начинать с сектора «Старт». ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЯТНАШКИ» Проводится на медико-педагогическом совещании «Влияние игровых приемов и развивающей среды на адаптацию детей 2-3 лет». Цель и задачи игры. Познакомить с новыми играми, игровыми приемами; уточнить, в какой отрезок дня лучше их использовать; учить разнообразить развивающую среду группы для лучшей адаптации малышей. Оборудование. Пять квадратов (5х5 см) синего и красного цвета (чтобы задействовать большее количество воспитателей в игре, эффективнее всего использовать два-четыре таких набора). На каждом квадрате игра, соответствующая режимному отрезку. На обратной стороне каждого синего квадрата рекомендации по организации развивающей среды в группе, а каждого красного квадрата - рекомендации по работе с родителями в адаптационный период. Образцы вариантов развивающей среды (эскизы на бумаге, фотографии). Ход игры Разложить квадраты на столе и предложить выложить игры и игровые приемы в следующем порядке:
(«Послушай песенку», «Баю-баю, спи, я покачаю», «Катя спит», «Ванька-встанька, нужно спать», «Носик спит, и глазки спят, ручки тоже спать хотят»», «Будет музыка звучать, а малыш наш будет спать» и др.);
(«Побежали наши ножки», «Стой и смотри!», «Котик хочет поиграть», «Леля собиралась», «Мишка, пойдем гулять!», «Шапка и шубка», «Маша-растеряша», «Едем-едем на лошадке», «Отпустим шарик», «Ленточки на веточке» и др.). Очень ценно для начинающих воспитателей то, что, перевернув квадратики синего цвета, они могут прочесть рекомендации по созданию развивающей среды в группе, а красные - рекомендации по работе с родителями. |
Игровая деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, а в дошкольном возрасте (таком кратком, но очень важном для формирования характера) - имеет огромное значение. Игра, как зеркало, отражает ход мышления маленького человека, особенности его воображения, эмоциональной сферы, проявляет его разносторонние внутренние потребности в общении, активности, росте. К игре дети готовы всегда, и задача воспитателя состоит в том, чтобы веселье было не только развлечением, но и способствовало решению педагогических задач. Игры различаются по видам, целям, организации, содержанию и другим особенностям, однако их объединяет тот факт, что все они являются краеугольным камнем в системе всестороннего развития детской личности.
Классификация игр в детском саду
Дети играют почти всё своё свободное время. Игра способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребёнка и, как ничто другое, влияет на жизнь детей и их деятельность как индивидуальную, так и совместную. Играя, дети обогащают ум знаниями об окружающем мире, обретают новый жизненный опыт, осваивают полезные привычки и навыки и могут реализовать свою потребность в активности, новых впечатлениях и эмоциях. В играх формируется у ребёнка отношение к самому себе и другим, к трудовой деятельности, самостоятельности, правильным поведенческим нормам и так далее. Можно сказать, что в игре ребёнок реализует свою потребность взаимодействия с миром. Игра выступает как тренировочная площадка, где малыши отрабатывают разные отношения и способы взаимодействия со своими сверстниками и взрослыми, из корня игры произрастают и развиваются многие другие виды деятельности.
Игра для ребёнка не просто развлечение, но способ познания реальности
Всё многообразие детских игр можно уложить в определённую логическую систему, опираясь на те или иные их признаки. Классификация игр поможет воспитателю выбрать нужную игру с учётом поставленных педагогических целей.
Таблица: классификация игр детей по признаку существования правил
Педагог С. Л. Новосёлова в книге «Программа воспитания и обучения в детском саду» предлагает следующую классификацию игр для дошкольников, в которой ключевым признаком выступает инициатива:
- самодеятельные игры, в которых сюжет и правила возникают по инициативе самих детей:
- экспериментирование (с природными объектами, с животными, с игрушками, бытовыми предметами и прочим),
- самодеятельные сюжетные игры: сюжетно-отображающие, сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные;
- игры, где инициатива исходит от взрослых, ими же контролируется ход игры, если дети хорошо усвоили правила игр, то могут играть и самостоятельно:
- учебные (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, «игры с правилами»);
- досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театральная игра, празднично-карнавальные);
- традиционные или народные игры (ход игры регулируется традицией определённого народа, «музыка и слова народные…»);
- обрядовые;
- тренинговые;
- досуговые.
С. Л. Новосёлова считает, что в этом возрасте основную роль играют именно самодеятельные игры, в которых ребёнок импровизирует, тренирует воображение, фантазию и самостоятельность.
Игры на знакомство
Это хороший способ перезнакомить детей, представив их друг другу, при организации новой группы, или если в коллектив пришло несколько новых детей.
Игры на знакомство помогут стеснительным детям войти в коллектив
«Шёл по крыше муравей»
Воспитатель говорит первые строки, которые не меняются, а в последней произносятся по очереди имена всех детей группы. Потом, когда дети запомнят стихотворение, педагог предлагает им произносить все строчки хором. Можно заменить муравья воробьём или кем-то в рифму.
- Неизменная часть:
«Шёл по крыше муравей,
Собирал своих друзей,
Много, много, много нас…» - Меняющаяся строка:
«Встанут Танечки (Ванечки, Анечки, Катеньки и т. п.) сейчас».
«Девочки-мальчики»
Две скамейки или два ряда стульев ставятся параллельно напротив. На одну садятся мальчики, на противоположную - девочки. Первые произносят известные им имена девочек. Если на скамейке есть девочки, который так зовут, то они поднимаются. И наоборот по очереди. В более старших по возрасту группах дети, чьи имена названы немного рассказывают о себе, во что любят играть и т. д. например, «Я Петя, я люблю конструкторы, я Катя, я люблю рисовать». Играют до тех пор, пока не названы имена всех присутствующих.
Игры для адаптации детей, впервые пришедших в детский сад
Для малышей переход из семейной обстановки, где всё знакомо, в новую среду детского садика является испытанием. Для облегчения адаптации воспитатель может использовать весёлые игры. Чаще всего в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ребёнок приходит в младшем дошкольном возрасте (первая и вторая младшая группа, реже - средняя), поэтому игры рассчитаны на возраст 2–3 года. Основная цель игр -создание контакта и формирование доверия к педагогу, важна эмоциональная поддержка. Инициатор - всегда воспитатель. Большую ценность для адаптационного эффекта игры имеет поставленная цель: ознакомление новых воспитанников с тем, кто находится в детском саду, и чем в нём занимаются (едят, гуляют, играют, рисуют, делают зарядку и т. д.). Поэтому любое игровое мероприятие начинается с того, что воспитатель представляется и понятно рассказывает, чем сегодня все будут заниматься.
Игры помогут создать гармоничную психологическую атмосферу в группе
«Раз, два, три - смотри!»
Воспитатель встречает детей, здоровается, представляется, расспрашивает кого как зовут, затем пришедшие могут сесть в круг (с учётом игровых возможностей, места проведения игры и т. д.). «Смотрите, к нам пришёл в гости медвежонок Миша. (Показывает игрушку в руках) Миша любит играть в прятки. Хотите поиграть с ним? Вы закроете глазки, а Миша спрячется у кого-нибудь за спинкой (игрушку прячут за спину ребёнка). Когда я скажу: «Раз, два, три - смотри!», скорей открывайте глазки, где Миша? (Игру можно повторить столько раз, сколько в группе новичков).
«Солнышко лучистое»
Коллективная игра, подразумевающая предварительную подготовку родителей (обеспечить фото ребёнка). Нужен большой лист бумаги (ватман) с нарисованным жёлтым кругом, фломастеры или карандаши. Дети называют своё имя и прикладывают ладошки с растопыренными пальцами к кругу - солнышку, это «лучи», воспитатель обводит ладошку и пальчики, потом нарисованный контур можно разрисовать, написать имя ребёнка, приклеить его фотографию. Центр круга украсить как весёлую рожицу (рисуют все вместе). Готовую картину можно повесить на стену.
«Кому улыбается звёздочка»
Эту игру можно проводить в средней группе. На стену нужно заранее повесить изображение улыбающейся звёздочки, нарисованной на ватмане (или готовой картинки), это может быть также солнышко, сказочный персонаж и т. п., в зависимости от того, что имеется у воспитателя. Напротив «Звёздочки» выстраиваются дети, стоя или сидя на стульях. Правила таковы: воспитатель называет какой-либо признак, начиная словами «Звёздочка улыбается тому, кто (у кого)…» Те, у кого имеется этот признак, бегут к картинке и хлопают по ней (или касаются её) рукой. Начинать оптимально с общего, например: «Звёздочка улыбается тому, кто сегодня в платье» - девочки, одетые так, побегут гладить звёздочку», потом «…тому, кто в рубашках/футболках», что захватит и мальчиков, можно перемежать какими-то общими признаками: у кого дома есть собака/кошка, есть старшая/младшая сестра/брат, помогает бабушке, слушается маму/папу и т. д. Воспитатель называет и шуточные примеры, чтобы дети смогли расслабиться и посмеяться: кто сегодня летал во сне, поливал конфетное дерево, чистил зубы вареньем и прочее.
Игры с «парашютом»
Нужен цветной круг из ткани, так называемый «парашют», он привлекает внимание детей, объединяет их и приносит много радости и веселья. Дети стоят вокруг парашюта, воспитатель объясняет правила и произносит слова песенок и считалок и показывает действия, которые дети за ним повторяют.
«Волны»
Дети, держась за край парашюта, по словам воспитателя, дружно поднимают и опускают его сначала быстро, а затем медленно, создавая «волны» («спокойное море» и «шторм»). Можно положить на ткань парашюта мяч и катать его по волнам.
Для адаптационных, подвижных и командных игр подходит большой «парашют», сшитый из яркой ткани
«Салют»
На парашют малыши собирают побольше лёгких мячиков, мягких игрушек и прочее. Потом ткань берут за край, и по счету «раз, два» все дети медленно поднимают и опускают, а на счёт «три» подбрасывают вверх. После все дети собирают игрушки, того, кто поднял больше всех, можно поощрить маленьким призом.
Игра «Салют»
Таблица: игра «Карусель» с использованием парашюта
«Карусель» - игра-вариация на тему хоровода. Дети, держась ручками за ткань, дружно идут по кругу, вращая парашют; двигаются в соответствии со словами воспитателя, который показывает пример своими действиями.
Игры о дружбе и на сплочение
Игры, нацеленные на развитие коммуникативных навыков, дружелюбия, взаимопомощи, воспитывают внимание и умение договариваться, действовать слаженно, снимают эмоциональное напряжение. Они могут быть как подвижными, так и проводиться в сидячем положении.
Ребята, давайте жить дружно!
Кот Леопольд
Мультфильм «Приключения Кота Леопольда»
«Что такое хорошо и что такое плохо!»
Воспитатель называет проблемные ситуации, связанные с дружбой, дети слушают, и если назван положительный поступок, аплодируют, если плохой - качают головой, выражая осуждение. Можно просить детей сказать, почему что-то хорошо, а что-то другое плохо. Например, помогать маме, рисовать вместе, поднять упавшую игрушку, утешить и пожалеть грустного Васю т. д. - хорошо, а дёргать Катю за волосы, наступить Пете на ногу и не извиниться, порвать книжку, бросаться песком и т. п. - плохо.
«Комплименты»
Дети стоят в кругу, воспитатель рассказывает, что такое комплименты (приятные, хорошие слова, которыми радуют друзей), предлагает передавать мячик по кругу (или перебрасывать кому-то по желанию) и говорить комплименты тому, кто получает мячик. В ответ ребёнок благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!». Начинает воспитатель, передавая мячик и говоря, например: «Катя, какое у тебя красивое платье (банты, улыбка и т. п.), Петя, у тебя очень аккуратная причёска (ты очень сильный и т. д.)!» Важно сказать, что нужно смотреть в глаза тому, кому делаешь комплимент.
Получить одобрение от сверстников - благотворно для уверенности малышей в себе
«Дракон (змея) кусает свой хвост»
Дети стоят цепочкой друг за другом, каждый держится за пояс стоящего впереди. Первый - голова дракона (змеи), последний - хвост. «Голова» пытается поймать «хвост». Все дети «туловища» крепко держатся друг за друга. Если дракон «не укусит», т. е. первый ребёнок не поймает последнего, например, за время, пока играет музыка, то место головы и хвоста занимают другие дети.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
А.С. Макаренко
Педагогическая поэма
Игры для мальчиков и девочек (по гендерному воспитанию)
Эти игры направлены на правильное формирование социального пола человека (гендера), который объединяет общественные, психологические и культурные особенности личности, т. е. в задачу этих игр входит привить правильное мужское или женское поведение. Игры этой группы способствуют в том числе и преодолению социальных стереотипов о мужчинах и женщинах.
«Ушки на макушке»
Можно играть, начиная со второй младшей группы. Игра учит идентифицировать себя и окружающих по полоролевому признаку. Воспитатель называет группу имён (чем старше дети, тем больше имён). Дети внимательно слушают и говорят, какое имя лишнее. Нужно объяснить, почему они так считают. Например: Миша, Сережа, Петя, Лена; Наташа, Ира, Катя, Вася.
«Где чья работа?»
Воспитатель заранее подбирает игрушечные предметы или их изображения, например, пылесос, сковородка, рулетка, игла, гаечный ключ, ножницы, тарелка, клубок ниток и т. д. Детям предлагается посмотреть на предмет и выбрать, кто с ним работает: папы или мамы. Важно подвести детей к мысли, что предметы могут использовать и мамы, и папы, когда помогают друг другу.
С помощью игры дети осваивают социальные роли, исследуя их
«Мальчики и девочки»
Каждый ребёнок получает от воспитателя по две картинки: на первой изображён мальчик, на второй девочка. Воспитатель называет определённое качество, дети должны поднять карточку с мальчиком или девочкой, в зависимости от того, как они думают, кому этот признак свойственен. Например: спортивные, смелые, нежные, добрые, капризули, ласковые, сообразительные, сильные, красивые, умные, послушные, забияки, балованные. Дети, как правило, поднимают по одной карточке (девочки - красивые, нежные, добрые, мальчики - смелые, забияки, сильные), воспитатель корректирует, говоря правильный ответ: этим качеством могут обладать и мальчики, и девочки, поэтому надо поднять обе карточки. Цель достигнута, когда все поднимают по две картинки.
Игры по правам ребёнка
Каждый день 10 декабря люди во всём мире отмечают День прав человека. Эта дата была выбрана в ознаменование того, что 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека - первое глобальное заявление о международных принципах гуманизма. Воспитатель может рассказать детям о правах и ответственности. Такую работу имеет смысл начинать с детьми со средней группы, когда они уже способны осознать эти понятия.
Таблица: основа для моделирования игр по правам ребёнка
«Едим здоровую еду»
Вариант игры «Съедобное-несъедобное». Обучение навыкам здорового питания. Воспитатель заранее готовит карточки с изображениями разных блюд, видов пищи, продуктов (мороженое, чипсы, пирожные, разные овощи, фрукты, сыр и т. д.). Дети на «полезное» хлопают в ладоши, а на «вредное» топают ножками или поворачивают голову из стороны в сторону (отрицание).
«Шляпа для знакомства»
Реквизит: забавная шляпа, кепка или другой головной убор. Воспитатель примеряет эту шляпу каждому ребёнку и просит его представиться, т. е. назвать своё имя, фамилию и отчество. Можно усложнить правила, добавив, чтобы ребёнок рассказал, как зовут его маму и папу, какими делами он любит заниматься в семье (как именно помогать в домашних делах).
«Венок дружбы и помощи»
Воспитатель рассказывает детям о важности дружбы, поддержки, взаимопомощи и уважения прав и свобод людей. Эта игра напоминает об ответственности, которую мы должны проявлять по отношению друг другу, поддержке и принятии других. Из цветной плотной бумаги заранее или прямо на занятии вырежьте контуры рук детей (можно сразу обводить их ладошки), и вместе приклейте их или прикрепите к бумажной основе в форме круга, чтобы сделать венок. На самих ладошках можно написать имена детей или предложить им нарисовать несложное изображение - символ дружбы (сердце, солнышко, цветок и т. д.), или наклеить готовую картинку. В центре можно не вырезать отверстие, а приклеить изображение земного шара.
Так может выглядеть Венок дружбы и помощи
Деловые игры
Эти мероприятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет), так как эти дети достаточно подготовлены и могут играть осознанно. Дети этого возраста могут знакомиться с элементарными экономическими знаниями, будущей школьной жизнью и т. п. в ходе деловых игр.
Таблица: игра про семейный бюджет («Нужно - можно»)
Дети знакомятся с основными понятиями «семейный бюджет», «необходимые вещи» и «прихоти», учатся выделять первостепенное. Воспитатель заранее готовит наглядный материал (картинки) или просто называет варианты, дети относят вариант к той или иной группе. Можно закреплять картинки на магнитной доске, поделённой на две части: | |
Необходимое (первостепенное) | Желательное (второстепенное) |
Оплата электричества и т. д. | Покупка куклы |
Покупка лекарства | Покататься на карусели |
Билет на поездку в транспорте | Билет в кино |
Покупка хлеба | Покупка тортика |
Ремонт | Новый телефон |
Покупка зимней одежды | Заколка для волос |
«Собираемся в школу»
Заранее нужно подготовить предметы, требуемые для школы (тетради, пенал, ручки, карандаши, книги, альбом, папку для тетрадей, подставку для книг и т. д.), а также то, что ребёнок в школу не берёт (куклы и другие игрушки) и два школьных рюкзака-портфеля. Дети делятся на две команды, каждая должна выбрать и положить в портфель необходимые предметы и оставить игрушки, победителя определяют по скорости и правильности сборов.
Развивающие игры
Как следует из названия, развивающие игры имеют своей целью непосредственное комплексное развитие ребёнка, а также, в зависимости от направленности, формирование каких-то конкретных способностей или сторон личности (логики, интеллекта, внимательности, речи и прочего). Малыш развлекается с пользой и в то же время обретает знания, отрабатывает навыки и умения.
Задачи развивающих игр:
- установление взаимоотношений детей с родителями и друг с другом;
- формирование нравственно-волевых качеств, таких как самообладание, способность преодолевать стеснительность, страхи;
- развитие у детей слухового и зрительного восприятия, внимания, восприятия цветов, форм, свойств предметов;
- развитие речи и логического мышления;
- развитие памяти.
«Знатоки»
Мини-викторина, которую можно адаптировать под любую возрастную категорию - главное, подобрать стихи, песенки, сказки и прочий материал «соответствующего репертуара». Воспитатель зачитывает вслух узнаваемую строку (фрагмент) из какого-либо литературного источника, который дети уже знают; они должны ответить, какое произведение загадано. С воспитанниками средней и старшей групп действует принцип «кто угадал, тот поднимает руку», с младшей группой можно угадывать в произвольном порядке: тот, кто знает, тот и говорит.
Игра «Знатоки»
«В одно и то же время возможно - невозможно»
Предложите детям подумать о некоторых действиях, которые можно сделать в одно и то же время (например, хлопать в ладоши и петь), а также о том, что нельзя (например, встать со стула и сесть на стул), пусть назовут свои варианты. («Я не могу закрыть рот и говорить букву «А» одновременно, но я могу коснуться пальцев ног и смеяться одновременно»). Предложите попробовать и продемонстрировать. Воспитатель ободряет детей, говорит, чтобы они не стеснялись делать что-то невозможное, например, отчаянно пытаясь сидеть и стоять сразу или прыгать на одной ножке и собирать конструктор. По очереди, пока каждый игрок не придумает, по крайней мере, 2–3 примера «возможно - невозможно». Упражнение тренирует внимательность, терпение, логику, дети учатся понимать, что они не всегда могут сразу обратить внимание другого человека на себя.
«Кто сначала - кто потом?»
Таблица: популярные игры в детском саду (на развитие визуального восприятия)
Название | Цель | Описание |
Мозаика | Развивает:
|
Творческая игра с геометрическими формами, её ход определяется воспитателем в соответствии с конкретной педагогической задачей |
Найди своё место |
|
На стульях стоят геометрические фигуры, у детей карточки с различными соответствующими фигурами. По сигналу дети занимают места у подходящего стула. Аналогично можно провести игру на закрепление цвета, классификации животных и т. д. |
Таблица: популярные игры в детском саду (спокойные)
Название | Цель | Описание |
Давайте познакомимся! Как тебя зовут? |
|
Правила игры:
|
Мамины помощники |
|
|
Весёлые поварята. Овощи и фрукты |
|
|
Чаепитие | Навыки вежливости, аккуратности | Сюжетно-ролевая игра для детей, в которой можно использовать настоящую посуду и еду, а можно и игрушечную, отрабатываются навыки вежливости и этикета, умения вести себя за столом, сервировать стол. |
Семья |
|
Сюжетно-ролевая игра «в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, предстоит день рождения, например, Бабушки. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи готовят праздничный обед, другие сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. Во время игры воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогает им. |
Баба-Яга |
|
Баба-Яга выступает как ведущая в сценариях праздников и игр |
Видео: игра с Бабой-Ягой
Зазывалки и заклички на начало и завершение игры в детском саду
От того, как воспитатель начнёт игру, насколько сумеет привлечь внимание детей, зависит успешность решения поставленной педагогической задачи, реализуемой в игре.
Дети лучше настроятся на игру, если их в неё пригласить
Предыгровые зазывалки и заклички
В народной традиции использовались специальные шуточные стихи-прибаутки, называемые зазывалками и закличками. Ими зазывали друзей играть:
- Ну-ка, кто будет играть
В интересную игру?
А в какую - не скажу!
А потом не примем,
За уши поднимем,
Уши будут красные,
До того прекрасные! - Быстро лапти надевай,
Тай, тай, налетай
В интересную игру,
А в какую - не скажу!
Кто опоздает -
В небо улетает. - Внимание, внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт! - Все на праздник - Новый год!
Подходи, честной народ.
Всех, кто весел, приглашаем,
Шумный праздник открываем! - Дети, дети, все сюда,
Здесь весёлая игра!
Раз, два, три, четыре, пять -
Собираемся играть. - Барабан, барабан,
Ты зря не барабань.
Раз, два, три, четыре, пять -
Выводи ребят играть. - Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать. - Зайка-трусишка
По полю бежал,
В круг забегал,
Играть созывал. - Звёзды на небе горят,
В жмурки нам играть велят. - Входи, дружок,
Заводи кружок!
Стихотворное завершение игр в детском саду
Завершить игру, определить победителя, перейти к следующему кону тоже можно в стихотворной форме.
- Раз, два, три, пора -
Завершается игра! - Мы играли, мы играли
И немножечко устали.
Раз, два, три, четыре, пять -
скоро встретимся опять! - Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!
( - Мы писали, рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,
И опять писать начнём.
(пальчиковая гимнастика)
Особенности игры с гиперактивными и одарёнными детьми
Гиперактивные и одарённые (как и всё, что выходит за границы средней нормы) дети являются «педагогическим вызовом» для воспитателя. Именно игровая терапия поможет педагогу найти выход в сложных случаях.
Особенности игры с гиперактивными детьми
Гиперактивный (сверхактивный) ребёнок нуждается в особом подходе педагога. Он не «плохой», ему просто нужно немного больше внимания, терпения и правильной игровой активности, чтобы направить свою энергию и мыслительный процесс в продуктивное русло.
Гиперактивность проявляется через:
- невнимательность,
- отвлекаемость,
- импульсивность,
- повышенную двигательную активность,
- трудности в обучении.
При этом интеллектуальное развитие гиперактивных детей может быть выше возрастной нормы.
Правила, которые помогут педагогам в игровых занятиях с гиперактивными детьми, а главное, помогут самим детям:
Цели игровой терапии при гиперактивности: коррекция её проявлений в поведении ребёнка, развитие самоконтроля. Для этого подходят подвижные игры, игры на логику и когнитивные навыки.
Таблица: игры на тренировку какого-либо одного качества
«Филин»
Пример подвижной игры. Выбирается ведущий (по считалке) - филин. Другие дети - мышки или птички. Воспитатель говорит «День», «филин» садится в «дупло» или «гнездо» (лежащий на полу обруч) и засыпает (закрывает глаза), а птички летают (бегают, размахивая руками-крыльями). Воспитатель произносит «Ночь», и дети приседают и замирают, а «филин» отправляется охотиться. Он ищет тех, кто пошевелился или засмеялся, и «уносит» их к себе в «дупло».
Особенности игры с одарёнными детьми
В работе с одарёнными детьми важно поддерживать их и создавать среду для полноценного развития личности.
Одарённость происходит от слова «дар», но для её проявления нужна возможность развивать полученный талант.
Сохранение и развитие одарённости детей - важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию личности ребёнка.
В.А. Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»
Черты одарённых детей:
- легко и быстро все схватывают;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи;
- задают много вопросов;
- интересуются сложными вещами;
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое;
- высказывают неожиданные суждения.
Выделяют две группы одарённости в дошкольном возрасте:
- высокий общий уровень умственного развития (математические, лингвистические способности);
- творческая одарённость (музыкальной, художественной, физической).
Таблица: группы заданий для игр с одарёнными детьми
Группы заданий | Цель |
|
|
Задачи-головоломки на составление фигур из указанного количества счётных палочек. |
|
Группа игр на моделирование плоских или объёмных фигур:
|
Развитие мышления:
|
Наглядные логические задачи:
|
Развитие логического мышления. |
Знакомство с таким топологическим объектом, как лист Мёбиуса. | Развитие пространственного мышления. |
Все виды игровой деятельности имеют важное значение для всестороннего развития детской личности и индивидуальности. Создавая игровую реальность, игровую жизнь, дети наделяют её реалистичностью и достоверностью, искренне переживают, радуются и огорчаются, сочувствуют и удивляются. Игры для дошкольников развивают воображение, фантазию, дают бесценный опыт, формируют навыки и умения, развивают чувство партнёрства и учат дружбе.