Прикольные настольные игры для компании. Застольные развлечения для маленькой веселой компании взрослых

Когда за столом собирается хорошая компания, вечеринка обещает быть нескучной!

Но вот гости попили-поели… переговорили последние новости из жизни себя любимых и страны в целом… натанцевались… и некоторые приготовились скучать… Но не тут-то было!

У хороших хозяев всегда в запасе есть то, что не просто разгонит скуку, но и сблизит гостей праздника, а также надолго всем запомнится весельем и юмором – это, конечно же, разнообразные конкурсы.

Они бывают самые разные:

  • подвижные (с предметами и без),
  • музыкальные,
  • рисовальные,
  • словесные и т.д.

Сегодня я познакомлю вас с теми, которые можно проводить, не выходя из-за стола.

ЗАМЕТЬТЕ! Их можно выполнять в разных вариантах, изменять правила, добавлять предметы, увеличивать или уменьшать количество участников – словом, творчески подходить к составлению программы весёлых и забавных застольных конкурсов для взрослой компании, сидящей за столом.

Начинаем с простого – того, что под рукой (в прямом и переносном смысле!)

«Алфавит рядом с нами»

Ведущий называет любую букву алфавита, кроме четырёх Й-Ы-Ь-Ъ (можно договориться об исключении ещё и буквы Ё).

Играющие по кругу называют предметы-продукты-вещи, начинающиеся на эту букву, которые находятся непосредственно рядом и до которых можно дотянуться рукой или дотронуться.

Вариант! – в список существительных добавьте прилагательные: Б — бесподобный салат, бесподобная помада (у соседки), бесконечная макаронина, С – симпатичный винегрет, сахарное пирожное…

Игра идет, пока не будут исчерпаны слова. Последний назвавший побеждает.

А вот ещё одна игра с буквами.

«Буриме по порядку»

Начиная с первой буквы алфавита, играющие придумывают мини-поздравление (в зависимости от повода собравшихся) или просто предложения, которые уместны на данном празднике.

Фраза должна начинаться сначала с буквы А, у следующего с Б, потом В и так далее. Желательно, чтобы придумывались смешные фразы, типа:

— А как здорово, что мы собрались сегодня!
— Бывало, что …
— Вот и …
— Господа …

Внимание! Тут важна и последовательность букв в алфавите, и смысл придуманных предложений. Понятно, что некоторые буквы (ь-ъ-ы) пропускаются.

Выигравшим признаётся тот, кто придумал самую смешную фразу. Решается дружным голосованием.

Азбука была – дело за стихами!

«А что в свёрточке, скажи!»

Если за столом найдутся умельцы сочинять стихи (уровень поэзии, конечно, будет учитываться, но здесь главное в другом), то предложите следующий конкурс.

Нескольким стихоумельцам даётся по предмету, который упакован в непрозрачную ткань-коробку-мешок. Они должны тихонечко рассмотреть, что им досталось, и сочинить стихотворение о предмете. Гости слушают и отгадывают.

Важно! Нельзя называть то, что спрятано, можно лишь стихотворно описывать назначение, внешний вид

Выигрывает сочинитель самого длинного и оригинального произведения.

Сказки любят все!

«Современная сказочка»

Инвентарь: листки бумаги, ручки.

Играющие разделяются на две команды. Обычно делятся по принципу «рядом сидим». Каждая выбирает себе (вариант – водящий назначает) профессию. Например, повара и дальнобойщики.

Через 5-7 минут подготовки команды должны озвучить любую выбранную ими (вариант – назначенную водящим) сказку на современный лад, используя профессиональную лексику и терминологию.

Например, сказка бравого повара начинается со слов: «Жил-был у бабушки кусок окорока на два с половиной кило…» Составителю программы советуем придумать стартовые фразы заранее для разных профессий участников.

Всем весело! Команде-победителю приз: конфеты, бутылка шампанского на всех…

Попробуйте и так! Играют не команды, а отдельные участники. Тогда даётся больше времени на подготовку, и победителя проще гостям будет выделить.

Любимый всеми с детства «Испорченный телефон»

Вот тут чем больше людей, тем лучше.

Водящий (или первый сидящий) загадывает слово (фразу), записывает её на бумажке (для чистоты эксперимента!))) и передаёт её по цепочке, шепча на ухо друг другу.

Все помнят, что шептать надо тихо и максимально приближённо к тому, что услышали. Последний озвучивает слово вслух.

Смешное начинается в том момент, когда при несовпадении «вход-выход» начинаются «разборки» — на каком этапе, у кого что пошло не так.

Робот ДА-НЕТ

Водящий заранее готовит карточки с названиями животных и объявляет, что гости будут их отгадывать, задавая любые вопросы, на которые он сможет отвечать только словами ДА-НЕТ (в крайнем случае «не могу сказать»).

Игра продолжается до тех пор, пока животное не угадывается, а ведущий не показывает карточку с правильным ответом.

Вопросы могут быть про шерсть (короткая ли, длинная), про ноги-лапы, про есть ли хвост (пушистый или гладкий), про когти, шею, про то, чем питается, где спит и так далее.

Вариант игры! Загадывается не животное, а предмет. Тогда вопросы будут про размер, цвет, внешний вид, назначение, присутствие в доме или на улице, возможность взять в руки, наличие цифр, присутствие электричества в нём…

Ещё один вариант игры – фривольный. Загадывать предметы можно из мужского или женского гардероба, предметов нижнего белья или для самых смелых – из ассортимента магазинов для взрослых.

Конкурсы с бумагой

А вот ещё игра, где тоже самое забавное – это несовпадение.

Оратор-бурундук

Реквизит:

  • орехи (или апельсин, или булка),
  • бумага,
  • ручка.

Сидящие за столом делятся на пары: «оратор» и «стенографист».

«Оратор» засовывает за щёки орехи (дольки апельсина, кусочек булки) так, чтобы сложно было говорить. Ему даётся текст (стихи или проза), который нужно как можно внятнее (на сколько позволяет содержимое «защечных мешочков») произнести. «Стенографист» пытается записать, как понял, то, что услышал. Затем сравнивают с «исходником».

Побеждает пара, чья «стенограмма» окажется наиболее верной.

Вариант! Выбирается один «оратор», а записывают все.

«Объясни за 30 секунд»

  • ручки/карандаши по числу играющих,
  • маленькие листки бумаги,
  • коробка/мешочек/шапка.

Играем так:

  1. Гости разбиваются на пары. Можно по жребию, можно по желанию, можно по соседству за столом. Каждая пара – команда.
  2. Игроки получают ручки/карандаши и листки бумаги (у каждого их несколько – 15-20).
  3. Каждый пишет по 15-20 (оговорить это заранее с играющими) любых существительных, которые придут в голову: на одном листке – одно существительное.
  4. Листки со словами прячутся в коробку/мешочек/шапку.
  5. Сначала играет первая пара-команда: они по очереди вытаскивают листки со словами и должны друг другу объяснить слово, которое им попалось, но ни в коем случае не называя само существительное.

Например, слово «телега» — это повозка, запряжённая лошадьми, «сковорода» — блинновыпекалка.

После того, как первое слово угадано, можно доставать листок с другим.

На всё-провсё даётся 30 секунд. Можно договориться и о минуте — смотря в каком состоянии компания)))

Сколько слов отгадает команда, столько очков она и получит.

Затем ход переходит к другой паре играющих.

Ограничение по времени делает этот конкурс зрелищным, громким, шумным и весёлым!

Выигрывает та команда, которая отгадала больше всего слов.

Весёлые застольные конкурсы с ответами

Приготовьте: коробку, в ней листочки бумаги, на которых написаны разнообразные вопросы.

Внимание! Зимой их можно сделать в виде снежинок, летом в виде яблок, осенью в виде цветных листиков, весной это могут быть цветы.

Играем так:

Все по очереди вытаскивают бумажные листочки с вопросами и отвечают на них не только максимально правдиво, но и смешно.

Вопросы могут быть такими:

  • Какая у вас была самая любимая игрушка в детстве?
  • Какой отпуск запомнился больше всего?
  • Сбывались ли когда-нибудь новогодние желания?
  • Что самое смешное произошло у вас в детстве и запомнилось?
  • Какая смешная покупка была у вас когда-нибудь?
  • Если есть дома животное, какой смешной случай можете вспомнить (что он съел)?
  • О чём мечтали в детстве и это сбылось?
  • Какой самый забавный розыгрыш можете вспомнить?
  • Любите ли вы соседей по дому и за что?

Вопросы для рассказа могут быть самыми разными с учётом степени откровенности компании.

Побеждает тот, чья история понравится большинству гостей.

Спрашиваешь? Отвечаю!

Приготовим:

  • карточки с вопросами,
  • карточки с ответами,
  • 2 коробки.

Играем так.

В одной коробке лежат вопросы, в другой ответы.

Играющие садятся, по возможности, чередуясь: мужчина-женщина-мужчина-женщина… Так интереснее получатся ответы!

Первый играющий достаёт карточку с вопросом и читает его вслух своему соседу по столу.

Тот берёт, не подглядывая в коробку, листок с ответом и тоже зачитывает его.

Очень забавные иногда получаются совпадения вопрос-ответ)))

Вопросы могут быть такими (предполагается, что компания близкая и все «на ты»:

— Нравится ли Вам смотреть фильмы ужасов?
— Можете ли Вы сказать, что любите ходить по магазинам? (тут не важно мужчина или женщина отвечает)
— Вы часто бываете голодны?
— Можете посмотреть мне в глаза и улыбнуться?
— Что говорите, когда в транспорте наступаете людям на ноги?
— Как реагируете на эксперименты в одежде подруг?
— Скажите, я Вам нравлюсь?
— Часто ли к Вам стучат в дверь ночью?
— Правда, что Ваш муж/жена любит рассматривать чужих женщин/мужчин?
— Любите ли Вы купаться при луне?
— Почему Вы так загадочно улыбаетесь?
— Правда, что Вы предпочли поехать в деревню, а не на Мальдивы?
— Почему Вы иногда ездите в транспорте без билета?
— Вы читали когда-нибудь толстые книжки?
— В незнакомой компании легко находите общий язык с гостями?
— Вы фанат экзотической кухни?
— Часто ли алкоголь появляется на Вашем столе?
— Сможете обмануть меня прямо сейчас?
— Любите ли гулять по крышам родного города?
— Почему Вы боитесь маленьких собак?
— В детстве забирались к соседям за малиной?
— Если сейчас зазвонит телефон, и скажут, что Вы выиграли поездку на море, поверите?
— Нравится ли окружающим Ваша стряпня?
— Почему Вы боитесь пить молоко?
— Любите ли получать подарки?
— Любите ли Вы дарить подарки?
— Прямо сейчас выпить хотите?
— На работе Вы много отдыхаете?
— Зачем Вы просили моё фото?
— Любите ли Вы есть мясные продукты?
— Вы очень темпераментный человек?
— Зачем Вы едите по воскресеньям маринованные хлебные корочки?
— Можете одолжить мне прямо сейчас тысячу долларов?
— Часто ли Вы подмигиваете в транспорте незнакомцам/незнакомкам?
— Любите ли принимать ванну в одежде?
— Вам очень хочется сейчас ответить на мой вопрос?
— Любите ли Вы танцевать с женатыми мужчинами/замужними женщинами?
— Зачем Вы сказали, что в гостях надо много есть?
— Просыпались ли Вы когда-нибудь в незнакомой постели?
— Почему бросание камешка с балкона в прохожих Вы называете своим любимым спортом?
— Часто ли Вы перекладываете свою работу на других?
— Почему Вы так любите смотреть стриптиз?
— Любите ли Вы вкусно покушать в гостях?
— Часто ли знакомитесь на улице?
— Засыпаете ли Вы на работе?
— Почему Вы скрываете свой возраст?
— Храпите ли Вы ночью?
— Любите ли Вы жареную селёдку?
— Вы никогда не убегали от милиционера?
— Боитесь ли Вы таксистов?
— Часто ли обещаете лишнее?
— Любите ли Вы пугать окружающих?
— Если я Вас сейчас поцелую, Ваша реакция?
— Нравится ли Вам моя улыбка?
— Можете рассказать мне Ваш секрет?
— Любите ли Вы рисовать?
— Почему Вы часто отпрашиваетесь с работы?

Примерные ответы:

— Я не могу без этого и дня прожить.
— Как же я без этого?!
— Только в день рождения.
— Когда не дома, почему бы и нет.
— Сейчас я Вам это не скажу.
— Только не теперь.
— Я стесняюсь что-либо сейчас ответить.
— Спросите у моего мужа/жены.
— Только когда хорошо отдохну.
— Могу, но только по понедельникам.
— Не ставьте меня в неловкое положение.
— С детства это дело люблю.
— Ну, да… бывает со мной всякое…
— Я редко могу это себе позволить.
— Да я ради Вас способен/способна на всё!
— Если отдохну, тогда да.
— А с кем не бывает?
— Об этом я Вам скажу чуть позже.
— К счастью, да.
— Если меня очень попросят.
— В наше время это – не грех.
— Неужели Вы думаете, что я скажу правду?
— В виде исключения.
— После бокала шампанского.
— Так и сказала я Вам сейчас правду!
— Это моя заветная мечта.
— Давайте лучше станцуем!
— К сожалению, нет.
— Это моя страсть!
— Скажу об этом, когда дадите свой номер телефона.
— С превеликим удовольствием!
— Я покраснел(а) – это и есть ответ.
— И я горжусь этим.
— Мои годы – моя гордость.
— Терпеть этого не могу.
— Да как Вы осмелились меня об этом спрашивать?!
— Только, если мне заплатят.
— Как же упустить такую возможность?
— Только по утрам.
— Это ведь совсем просто.
— Если получу зарплату.
— А как же по-другому?
— Само собой!
— Скажу об этом только с глазу на глаз.
— Исключительно в праздники.
— Как же это здорово!
— Мне сказали, что это хорошо.
— Только в хорошей компании.
— Считаю это политическим вопросом.
— За кого Вы меня принимаете?!
— А Вы угадали.
— Давайте я Вас лучше поцелую.
— Только когда никто не смотрит.
— Вы меня смущаете.
— Если нет другого выхода.
— И Вы об этом меня весь вечер пытались спросить?
— А хоть сейчас могу сказать Вам то же самое.

Две правды и ложь

Это веселый конкурс за столом для взрослой компании не требует подготовки. Лучше всего подойдет для компании, где участники не слишком хорошо знают друг друга.

Каждый играющий должен сказать три утверждения или факта о себе. Два правидивых, одно ложное. Слушатели голосованием решают, какое из них ложное. Если они угадали, играющий (лжец) ничего не выигрывает. Если не угадали — получает небольшой приз.

Вариант проведения — все записывают на листках свои утверждения, отмечая ложное, отдают ведущему (хозяину вечеринки), и он зачитывает их по очереди.

Ещё по одной?

Несколько конкурсов для выпившей компании, которая хочет стать ещё более выпившей.

Найди крокодильчика

Эту игру можно проводить в процессе других игр, как дополнительную. Она, по сути, длится весь вечер, но в самом начале надо сказать гостям её правила.

В какой-нибудь момент вечеринки ведущий тайком передает одному из гостей («охотнику») прищепку (крокодильчика) и тот должен прикрепить её незаметно к одежде произвольно выбранной им «жертвы» (либо положить в сумочку даме или в карман пиджака мужчины). Потом он даёт знак ведущему, что задача выполнена.

Как только прищепка обрела нового хозяина, ведущий говорит «Крокодильчик сбежал! К кому он забрался?» и вслух начинает отсчет от 10 до одного. Гости ищут, не явились ли они целью розыгрыша.

Если за 10 секунд отсчета «жертва» находит притаившегося «крокодильчика, спрятавшегося в сумке или прицепившегося к воротнику» — штрафной бокал пьет «охотник». Если не находит — выпить должна «жертва».

Можно ограничить область поиска (крокодильчик цепляется только к одежде) или дать больше времени.

Питейная алфавитная цепочка

Для проведения конкурса нужно: бокалы с любимыми напитками, память на имена и знание алфавита.

Игра идет по кругу. Первый игрок называет имя и фамилию знаменитости. Следующий должен назвать также знаменитость, чьё имя начинается с первой буквы фамилии предыдущей.

Чтобы стало понятнее, посмотрите пример:

Первый игрок загадывает Кэмерон Диас. Второй Дмитрия Харатьяна. Третий Хью Гранта. Четвертый Георгия Вицина. И так далее.

Можно называть любых известных лиц, политиков, актеров, спортсменов. Игрок, который не может подобрать нужное имя в течение 5 секунд (примерно) — должен выпить свой бокал. Потом бокал наполняют, а ход переходит к следующему игроку.

Чем дольше длится игра, тем сложнее подбирать новые имена (повторяться нельзя), веселье и компания стремительно набирают градусы.

Вставить свои пять копеек

Устроителю конкурса надо приготовить листки с фразами, которые далеки по смыслу от темы застолья или дня рождения. Каждому из гостей дать по карточке с фразой в самом начале вечеринки.

Фразы могут быть такими:

Задача каждого участника — вставить «свою» фразу в разговоре так, чтобы другие не поняли, что это фраза с листка. После того, как игрок произнес свою фразу, ему надо выждать минуту, после чего он говорит «Выиграл!!!» На протяжении этого времени любой другой гость, который в ходе разговора заподозрит, что была произнесена фраза с листка, может попытаться уличить игрока. Он должен повторить фразу, которая по его мнению, была использована. Конечно, есть шанс, что он не угадает.

Если уличитель ошибся, то он выпивает «штрафной бокал». Если угадал, то штрафной назначается тому, кого уличили в использовании фразы с листка.

Угадай бренд

Если название фирмы входит в слоган, то можно сокращать его. Например: Кто куда, а я (в Сберкассу). Этот слоган входит в ретро-раздел нашего списка. В молодой компании можно хотя бы предложить гостям угадать, чей это может быть рекламный лозунг. Можно придумать подсказки или несколько варианта ответов.

Например: Кто куда, а я… (на ВДНХ, в Москвошвею, жениться, в Сбербанк).

Найди свою половинку

Если в компании примерно половина женщин и мужчин, то можно сыграть в эту игру. Хотя, она подойдет, с некоторой степенью условности и в остальных случаях.

Для этого заранее надо приготовить небольшие карточки, на которых написать имена известных пар. По одному имени на карточке. Например:

  • Ромео и Джульетта;
  • Алла Пугачева и Максим Галкин;
  • Дельфин и русалка;
  • Палочка твикс и палочка твикс;
  • Анджелина Джоли и Брэд Питт…

Каждый гость получает карточку с именем — это его «образ».

Задача: каждый должен найти свою половинку, задавая по очереди остальным гостям вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Прямые вопросы типа «Вас зовут Анджелина?» или «вы жена Брэда»? запрещены. Разрешены вопросы типа «Есть ли у вас дети с вашей половинкой?»; «вы с вашей половинкой женаты?»; «вы с вашей половинкой живете в…?»

Выигрывают те, кто найдет свою половинку, задав минимальное количество вопросов. Чем больше карточек пар заготовить, тем лучше. Поскольку в первом круге сыграют только половина гостей (когда они найдут свою половинку, та лишается возможности искать свою). Поэтому после первого круга раздаются новые карточки и идет второй круг.

Вариант: в первом круге ищут половинку женщины, во втором мужчины.

Есть ли у вас..?

Эта игра подойдет для большой компании и для празднования самых разных праздников.

Компания делится на две команды с равным количеством участников. Надо постараться, чтобы в каждой было одинаковое количество женщин.

Ведущий, начиная со слов «У вас есть…?», зачитывает список искомых вещей. Членам каждой команды надо найти у себя эту вещь и показать ведущему.

Члены команды ищут в карманах и сумочках, нашедшие показывают искомую вещь, команда получает очко за каждую найденную вещь. За одну названную вещь команда получает только одно очко (неважно, сколько пятитысячных купюр у членов команды, за пункт с купюрой команда может получить только одно очко).

Итак, есть ли у вас при себе..?

  • банкнота 5000 рублей;
  • записная книжка;
  • фото ребёнка;
  • мятная жевательная резинка;
  • конфетка;
  • карандаш;
  • связка ключей с минимум 7 ключами;
  • перочинный нож;
  • 7 (или 5) кредитных кард у одного человека;
  • мелочь в сумме минимум 95 рублей (у одного человека);
  • крем для рук;
  • флэшка;
  • лак для ногтей;
  • губка для обуви…

Список вещей можно произвольно дополнять.

Играйте, веселитесь с гостями за праздничным столом!

Не забывайте, что каждый конкурс можно творчески переработать под свою компанию.

Пусть этот день запомнится вашим друзьям не только самыми вкусными блюдами, но и самыми забавными и прикольными конкурсами.

Ешь! Пей! И не скучай!

Настольная игра – отличный вариант времяпрепровождения в выходной день или на праздник. Подобное увлечение может подбираться в соответствии с возрастом и количеством людей, а также их интересами.

Представляем самые лучшие настольные игры для взрослых, которые пользуются огромной популярностью во всем мире.

1 Alias

В некоторых вариантах эта игра называется "Скажи иначе". Суть задачи проста – надо объяснять слова, указанные в карточке, другому игроку или всей команде, используя только синонимы и не однокоренные слова. В некоторых моделях игры существуют усложненные задания: с определенными эмоциями, особыми жестами, созданием отдельной истории или угадыванием конкретной знаменитости.

В любом случае "Alias" остается прекрасным вариантом для компании от 2 человек, при этом в нее могут играть даже практические незнакомые люди. Интересно, что идея создания подобного развлечения принадлежит финам, которые играют в местный "Nelostuote Oy" с начала 90-х годов прошлого века.

2 Колонизаторы


Данная компанейская игра была разработана в 1995 году. Суть развлечения – строительство крупного поселения после попадания на необитаемый остров с большими природными запасами, наряду со своими противниками.

Каждая постройка в игре оценивается в некую сумму баллов. Выигрывает тот, кто собрал первым 10 баллов.

3 Имаджинариум


Для тренировки воображения и ассоциативного мышления эта игра подойдет как нельзя лучше. Нестандартный набор карточек отсылает к разного рода фантастическим изображениям и необычным сюжетам. Задача игроков – определять, где находится карточка ведущего игрока, который озвучил собственную ассоциацию к понравившемуся рисунку в свой ход.

Игра "Имаджинариум" - российский аналог французской игры "Диксит", разработанный с такими же правилами. Создателями проекта выступили Сергей Кузнецов и Тимур Кадыров, которые видоизменили игровое поле и сделали развлечение для взрослых от 16 лет.

4 Бэнг


Игра в духе настоящего Дикого Запада, которая напоминает Мафию. Во время игры каждый участник становится шерифом, ренегатом, бандитом и т.д. Игроки преследуют личные цели, не раскрывая своего амплуа, но могут выстреливать друг в друга.

5 Монополия


Сложно представить себе самые интересные настольные игры для взрослых без упоминания этого легендарного проекта. "Монополия" - экономическая стратегия, в которой надо перекидывать кубик и двигаться по игровому полю, натыкаясь на разные объекты недвижимости, производства и инфраструктуры. Необходимо приумножать свой капитал, разоряя игроков налогами и скупая целые улицы или железные дороги.

Первый проект игры был разработан в 1934 году и уже через год, в разгар Великой депрессии, самодельная игра была распродана в одном универмаге Филадельфии. Еще через год "Монополии" удалось стать самой продаваемой американской игрой.

6 Манчкин


Эта легендарная игра была разработана как пародия на ролевые игры. Стив Джексон сделал весьма коварный проект, в котором надо сражаться с монстрами при помощи проклятий и обмундирования, а также добывать сокровища и вредить своим соперникам. Шантаж, сговор, травля, обман и предательство – в этой игре ради победы возможно все.

7 Uno


"Уно" – это крайне простое, но занятное развлечение для веселой взрослой компании, любящей соревнования на сообразительность и скорость. Игра стала популярной за счет незамысловатости: игровые карты надо просто выкидывать поверх варианта соперника, учитывая цвет или достоинства предыдущей карточки.

Проект "Uno" запатентовал Мерл Роббинс в 1971 году. Сегодня правами на игру владеет бренд Mattel. Интересно, что наименование игры переводится как "Один" с итальянского и испанского. Название связано с тем, что, имея на руках последнюю карту, игрок обязан успеть сообщить об этом всей компании, перед тем как другие игроки заметят это.

8 Кодовые имена


Данный проект имеет множество наград во всем мире. Игра простая и быстрая, идеально подходящая для шумных вечеринок и тихих вечеров. Развлечение помогает развить фантазию, лучше понять свой язык. Игроки делятся на две команды, а капитан каждой из них помогает остальным угадать слова – кодовые имена своих тайных агентов.

9 Scrabble


В России игра известна под названием "Эрудит", а также "Словодел". Суть развлечения проста: из попавшегося набора букв необходимо составлять слова, получая за них очки. В европейских странах эта игра давно перешла из разряда шалости и баловства в серьезное и очень интеллектуальное времяпрепровождение. В "Скрэббл" любят играть даже бизнесмены и чиновники.

Изобретение игры связано с 1938 годом, когда архитектор Альфред Баттс впервые предложил подобную идею для развлечения. В СССР эту игру впервые описали в 1968 году, в журнале "Наука и Жизнь", причем название было весьма витиеватое – "Крестословица".

10 Битва полов


Не просто настольная игра, а викторина, выявляющая самых сообразительных и умных игроков. Вопросы касаются противоположного пола, при этом надо проявить смекалку и единение команды, подбираемой, само собой, по гендерному признаку. Задача – набрать больше всего очков.

11 Покер


Эта карточная игра уже давно превратилась для многих людей в способ заработка. Чемпионаты проводятся по этой дисциплине несколько десятилетий подряд во всем мире.

В основе развлечения – большая карточная колода, часть которой раздается всем игрокам, а часть – выкладывается на стол. Задача каждого – собрать лучшую карточную комбинацию и отобрать фишки у всей компании, чтобы приумножить собственный банк.

12 Шакал


Довольно увлекательный карточный набор, появившийся на игровом рынке относительно недавно. Играть можно по 2-4 человека. Задача каждого – добраться до богатств, будучи коварным пиратом, опережающим иных флибустьеров.

Проект был разработан в МГУ в 70-х гг и отличается необыкновенность атмосферой. Игра проверяет логику и системное мышление.

13 Дикие джунгли


Популярность этого развлечения обусловлена возможностью играть большими компаниями – до 15 человек. Игра развивает наблюдательность и скорость реакции. Задача участников – избавиться от карт и при их совпадении успеть схватиться за тотем первым.

14 Гномы-вредители


Подобная карточная игра – аналог Мафии, но более динамичный и интересный. Тут можно путать соперников своими действиями.

Проект известен в мире под названием "Saboteur". Суть игры – добраться до клада, путешествуя по туннелям. Однако часть людей из компании становятся не честными трудолюбивыми гномиками, а опасными саботерами.

15 Опята


В данной настольной игре нужно спасти пациента будучи доктором. Остальные игроки исполняют роль галлюцинаций, доносящих свой смысл больному при помощи жестикуляции. Некоторые глюки пытаются помочь пациенту, а другие – врачу, ведь цели у них разные.

16 Шахматы


Эта настольная игра по праву считается самой древней, ведь она была изобретена в Индии еще 3 тысячелетия назад. С помощью шахмат разыгрывали сражения тех лет с участием конницы, пеших воинов и королей.

В наши дни эта сложная логическая игра отлично тренирует мозг, помогает скоротать время и даже принять участие в международном турнире. Шахматы представляют собой 64-клеточную доску с фигурами, которыми могут играть два соперника.

17 Шашки


Эта игра создана по типу шахмат, только вместо фигур используются плоские фишки (шашки). Она также рассчитана на двух игроков, которые с помощью логических размышлений передвигают шашки по полю 8*8 или 10*10 клеток.

18 Мафия


Эта увлекательная игра набирает популярность среди молодежи и даже собирает целые клубы. Между тем она придумана в 1986 году студентом психфака Дмитрием Давыдовым. Сначала она распространилась только в стенах МГУ, но затем стала популярна в странах Европы и России.

Игра представляет собой противостояние мирных жителей и мафии, и каждому игроку предстоит использовать дедуктивные и психологические приемы, чтобы определить противника.

19 Купить билет

Игра Купить билет представляет собой увлекательное приключение по городам Европы и Америки с помощью игровой карты. Игроки передвигаются по железнодорожным путям и собирают вагончики, станции, составы.

Максимально в эту игру могут играть одновременно пять человек, и победит тот, кто наберет больше всего очков.

20 Каркассон


Эта занимательная игра подойдет тем, кто любит стратегические и экономические игры. Задача проста – есть игровое поле, которое собирается с помощью фишек. В зависимости от того, на какую местность попала фишка, она становится представителем разных фракций.

Игра "Каркассон" подходит для больших компаний и семейного вечера.

Варианты и описание конкурсов,игр для маленькой компании.

Многие обожают устраивать застолья и проводить время в шумных компаниях. Но что делать, если участники мероприятия не знакомы, и нужно сократить расстояние между ними. В таком случае как нельзя кстати будут веселые игры и конкурсы, которые можно провести непосредственно за столом.

Сначала придумайте игры, для которых необходим трезвый ум. Дело в том, что после третьей рюмки лучше выбирать подвижные конкурсы, это позволит гостям дольше оставаться трезвыми.

Конкурсы:

  • Вопрос – ответ. Это популярный конкурс. Необходимо взять две банки и положить туда свертки с вопросами. В другую банку вложите куски бумаги с ответами. Попросите одного игрока вытащить сверток с одной банки, а другого с другой. Придумайте смешные вопросы и ответы.
  • Разузнайка. Конкурс позволяет игрокам узнать друг друга. Попросите каждого придумать о себе 2 правдивых и одно ложное утверждение. Пусть компания разгадывает что правда, а что выдумка.
  • Зоопарк. Пусть участник придумает животное, а остальные разгадывают, что это за зверь. Можно отвечать на вопросы только да или нет.

Если вы хорошо знакомы со всеми гостями, то можно выбрать открытые игры на непристойную или сексуальную тематику. Подобные игры идеальны для молодежи, среди которой много свободных людей, не обремененных семьей.

Игры:

  • Сексшоп. Необходимо чтобы участник загадал любой товар из сексшопа. Остальные должны при помощи наводящих вопросов узнать, что загадал гость. Отвечать можно только да и нет.
  • Крокодил. Необходимо дать одному из участников прищепку, чтобы он ее незаметно прицепил к другому гостю. После этого дается знак ведущему и тот просит гостей за 10 секунд отыскать на себе прищепку. Кто справился, тот молодец. Кто не успел, пьет штрафную рюмку.
  • Звезда. Необходимо на листках написать какого-то актера или певца. Прикрепите на лбу у участника этот лист, чтобы все видели. Теперь гости должны давать подсказки, участник должен угадать, какого героя ему загадали.


Если вы хорошо знакомы, придумайте шуточные задания друг для друга. Это повысит настроение и поможет сблизиться гостям.

Шуточные задания:

  • Вещички. Разбейте гостей на две команды. Возьмите список и прочтите его. Выберите привычные вещи, которые могут быть на гостях или у них в карманах. У какой команды окажется больше вещей, тот и победил.
  • Схожесть. Необходимо две банки. В одну сложите смешные вопросы. Например, утром я похож на … В другой банке ответы, такие как тюлень, ежик, автобус.
  • Смешилка. Шуточный конкурс, который развеселит приглашенных. Необходимо в коробку сложить смешные сувениры и передавать по кругу гостям, включив мелодию. На ком закончится музыка, тот, не подсматривая, вытаскивает сувенир и надевает его.


Чтобы повысить настроение компании и сделать атмосферу теплой и свободной, придумайте веселые прикольные конкурсы.

Приколы:

  • Банан. Поставьте два табурета и положите на них банан. Двум участникам свяжите руки за спиной и попросите очистить банан и съесть мякоть. Кто первый справился, тот и победитель.
  • Кольцо. Прикольный конкурс для молодежи. Необходимо каждому выдать зубочистки и повесить на кончик колечко. Задача — передать кольцо соседу и повесить на зубочистку. У кого кольцо упадет, тот и проиграл.
  • Газета. Веселый и прикольный конкурс для не семейных. Приглашается пара и включается музыка. Они должны танцевать и не выходить за края газеты. После остановки музыки газета сворачивается в два раза.


Викторины для маленькой, небольшой веселой компании взрослых

Интересные викторины для маленькой компании можно посмотреть в видео. Вы сможете выбрать наиболее подходящие для вас.

ВИДЕО: Викторина для веселой компании

Подобные игры подходят для людей, которые немного выпили и еще хорошо соображают. Необходимо чтобы люди могли нормально читать и в глазах ничего не расплывалось.

Игры с записками:

  • Угадайка. Необходимо написать желание и положить его в банку. Все гости наполнят банку записками, необходимо чтобы ведущий достал сверток и прочел желание. Гости должны угадать, чье это желание.
  • Фильм. Необходимо написать на свертках названия фильмов. Каждый участник вытаскивает по свертку и должен описать происходящее в фильме. По описанию гости должны угадать киноленту.
  • Песня. В небольшую емкость нужно сложить свертки с названиями песен. Задача участника — промычать песню, засунув в рот орехи или карамельки. Кто отгадает песню, тот и победитель.


Веселая и подвижная игра, которая позволит гостям не скучать и долго оставаться «в форме».

Инструкция:

  • Вырежьте из картона кружок и приклейте к нему лепестки
  • На каждом лепестке напишите смешное задание
  • Каждый участник отрывает лепесток и выполняет то, что написано
  • Это может быть порхающая бабочка или мартовский кот
  • Гости должны отгадать, какое задание описано на лепестке ромашки


Игра Ромашка на День рождения взрослых

Люди в возрасте не могут похвастаться хорошим здоровьем. Поэтому необходимо подбирать конкурсы, которые не требуют хорошей физической подготовки.

Викторины для пенсионеров:

  • Угадай мелодию. Классическая игра. Желательно чтобы ведущий или кто-то из участников умел играть на музыкальном инструменте. Коллектив должен угадать мелодию.
  • Лото. Пенсионерам лучше предложить не очень подвижные игры, которые помогут вспомнить молодость и немного ностальгировать. Для этого приобретите игральные кости. И какая цифра выпадет, про этот год и нужно рассказывать. Например тема «80-е». Если выпадает 2, то нужно говорить о событиях, которые запомнились в 1982 году.
  • Танцы. Можно предложить пенсионерам потанцевать под музыку их молодости. Предварительно подготовьтесь и найдите песни молодости приглашенных.


Если среди гостей есть дети и взрослые, то конкурсы должны быть универсальными и поднимать настроение, как молодежи, так и старшему поколению.

Конкурсы для семьи:

  • Вилки. Завяжите участнику глаза и вложите в каждую руку по вилке. Положите перед участником предмет и попросите при помощи вилки распознать что это.
  • Танцы. Необходимо в центре комнаты поставит стулья, и попросить сесть участников. Включается музыка и под нее нужно танцевать, не вставая со стула. Ведущий при этом руководит, какой частью тела нужно двигать.
  • Секрет. Понадобится какая-то мелкая вещица, сувенир. Он обматывается в несколько слоев фольги. На каждый слой крепится скотч с загадкой. Чем ближе к подарку, тем сложнее должны быть загадки.


В женской компании конкурсы могут быть на тему семьи, красоты и ухажеров. Стоит подготовить подарки, это могут быть приятные мелочи для кухни.

Конкурсы женские:

  • Лотерея. Возьмите лист и расчертите его на несколько квадратов. В каждый впишите число от одного до десяти и подарок. Каждая из участниц должна произнести число и получить соответствующий подарок.
  • Красота. Завяжите участницам глаза и вручите карандаши и губные помады. Участницы должны без зеркала накрасить губы. Кто наиболее точно выполнит задание, то и получит приз.
  • Модница. Положите в мешок вещи разного размера. Одежда и аксессуары должны быть нестандартными. Участницы должны доставать из мешка одежду и надевать на себя.


Застольные Конкурсы и игры для женской компании

Застольные Конкурсы и игры для компании коллег

Такие игры созданы для того, чтобы улучшить отношения между коллегами и сблизить их. Это могут быть конкурсы и игры с прикосновениями и интересными фактами о сотрудниках. Это позволит узнать много интересного друг о друге. Конкурсы для коллег можно просмотреть в видео.

ВИДЕО: Конкурсы для корпоратива

Такие конкурсы и игры должны развеселить компанию и не позволить уснуть. Соответственно лучше всего выбирать конкурсы подвижные. Это могут быть танцы или что-то вроде этого.

Конкурсы для нетрезвой компании:

  • Фантики. У всех присутствующих на торжестве, берется по одной вещи, помещаются они в специально приготовленный заранее мешочек. У любого из не участвующих в конкурсе ведущий может спросить: «Что должен сделать этот фант? » После получения ответа ведущий показывает, какому фанту досталось данное задание. Фант его выполняет.
  • Боксерский матч. Для участия в ней нужно найти двух добровольцев, которые не прочь показать свою силу. Ведущий каждому выдает боксерские перчатки и предлагает немного поразмяться, например, сделать приседания или отжаться от пола. Все остальные участники должны создать атмосферу напряжения перед боем. Через несколько минуток ведущий объявляет начало состязания. Участники занимают стойку. В это самое время ведущий дает каждому из игроков по шоколадной конфетке. Задача игроков - развернуть их. Побеждает тот участник, который справится с этой задачей быстрее другого. Его награждают призом.
  • Веселая дорожка. Перед началом игры нужно организовать две команды: одна команда из мужчин, другая из женщин. Суть игры в том, чтобы каждая команда сделала длинную веревку из своих же вещей. Эти вещи они должны выложить в линию. Побеждает команда, сделавшая веревку длиннее, чем у другой команды. Лучше всего проводить конкурс среди молодежи. Это поможет сблизиться и найти себе пару.


Застольные Конкурсы и игры нетрезвой компании

Подобные конкурсы и игры должны быть связаны с новогодней тематикой. Это могут быть конкурсы про елку, снег и новогодние игрушки.

Конкурсы к Новому году:

  • Снежок. Заранее приготовьте листы с нарисованным изображением Деда Мороза. Участникам завязывают глаза и вручают вату и клей. Игрок должен с завязанными глазами приклеить дедушке бороду, используя вату.
  • Полночь . Для игры понадобятся стулья и часы. Они будут имитировать бой курант. По кругу устанавливаются стулья, и включается музыка. Под бой курант все участники должны сесть на подготовленные места. Кому не досталось стульчика, тот и выбывает.
  • Угощение . В тарелку кладется мороженое. Два участника рассаживаются друг напротив друга. Одному вручаются пластиковые ложки. Он должен накормить второго участника мороженым, не используя при этом руки. То есть, ложку нужно держать в зубах.


Свадебные застольные конкурсы и игры

Свадьба – веселое мероприятие для жениха, невесты и всех приглашенных. Обычно конкурсы связаны с будущей жизнью молодоженов. Это могут быть конкурсы про детей, свекровь, тещу и совместную жизнь. Варианты конкурсов можно посмотреть в видео.

ВИДЕО: Конкурсы на свадьбу

Как видите, конкурсы – незаменимая часть для хорошего и веселого времяпрепровождения в компании. Не поленитесь, и заранее подготовьтесь.

Зимой мы проводим больше времени в помещениях: в собственных уютных квартирах, спасаясь от колкого мороза, или в гостях - разговаривая и уничтожая промышленные запасы чая. Как развлечься и сблизиться с друзьями и семьей, узнав об их характерах что-то новое? Поиграть с ними в настольные игры! Мы собрали 15 лучших игр, которые можно с легкостью найти в магазинах.

(Всего 15 фото)

Спонсор поста: Концепт кар : Всем, кто хочет знать, что происходит в мире авто, всем, чей слух ласкает рев мотора, всем автолюбителям, всем автоценителям - добро пожаловать на интернет ресурс auto.VERcity!
Источник: factroom.ru

1. «Каркассон»

  • Классика: 5
  • Сложность: 2
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: 2–6
  • Возраст: 8+

«Каркассон» придумали в 2000 году в Германии, и уже в 2001-м он стал игрой года в этой стране. Правила этой семейной пошаговой игры-стратегии незамысловаты: постепенно игроки выстраивают поле, выкладывая карточки с изображением местности на стол, и занимают их своими фишками, которые становятся рыцарями, крестьянами или монахами в зависимости от своего положения. Задача - оккупировать как можно большую территорию, включая поля, реки и замки, тем самым набрав максимальное количество очков.

2. «Манчкин»

  • Классика: 5
  • Сложность: 4
  • Продолжительность: 4
  • Количество игроков: 3–6
  • Возраст: 10+

«Мочи монстров, хапай сокровища, подставляй друзей» - вот девиз одной из самых популярных игр этого года. «Манчкин» - это пародия одновременно на пошаговые и карточные игры. Правила здесь довольно сложные, разбираться придется, вникая в каждую деталь: есть карты, двери, монстры, расы и уровни. А также «шмотки» и возможная смерть игрока. Однако, разобравшись в этой ролевой игре, вся компания превращается из нормальных, психически здоровых людей в безудержно смеющихся истериков с признаками паранойи. Дело в том, что во время партии можно помогать соседу (разумеется, с корыстными целями) или мешать ему (с теми же самыми). Из-за сложной комбинации карт и ходов может возникнуть спорная ситуация, не описанная правилами. Создатели игры предлагают решать ее громкой перебранкой между участниками. Победителем оказывается тот, кто первый достигнет 10-го уровня, сражаясь с монстрами и ушлыми соперниками.

3. «Монополия»

  • Классика: 5
  • Сложность: 3
  • Продолжительность: 4
  • Количество игроков: 2–8
  • Возраст: 8+

«Монополия» (в СССР и России также известная как «Менеджер» или «Бизнесмен») - самая популярная экономическая стратегия всех времен и народов. С тех пор как в 1935 году Чарльз Фэрроу продал первые 5000 самодельных копий игры в родной Филадельфии, в нее сыграли полтора миллиарда человек. Если кто-то забыл правила, то вот они в кратком изложении: имея стартовый капитал в начале игры, участники должны приумножить свое состояние и разорить соперников. Все это происходит на квадратном игровом поле, а «бизнесмены» используют карточки, деньги и фишки. Классическая «Монополия» приобрела множество дополнений, которые можно найти в любом онлайн-магазине настольных игр.

4. «Элиас»

  • Классика: 4
  • Сложность: 2
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: не ограничено
  • Возраст: 6+

Финская настольная игра Alias стала самой популярной в стране. Во многом это объясняется незамысловатыми правилами и азартом, который «Элиас» разжигает в участниках. Правила, если не вдаваться в некоторые нюансы, примерно такие: за минуту, которая отсчитывается песочными часами, нужно объяснить как можно больше слов из карточек игрокам своей команды. Использовать синонимы или перевод на английский запрещено. В дополненных версиях иногда слова приходится рисовать, изображать пантомимой или объяснять с определенными эмоциями: театрально рыдая или неадекватно смеясь. Выигрывает команда, которая первая добралась до конца игровой доски, на которой фиксируются все успехи игроков.

5. «Марракеш»

  • Классика: 1
  • Сложность: 2
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: 2–4
  • Возраст: 6+

«Марракеш» - одна из самых популярных настольных игр Франции и Австрии. Это очень красивая семейная экономическая стратегия, которая в первую очередь необычна «фишками», сделанными из ткани. Рынок «Марракеш» живет своей стремительной жизнью, к тому же скоро придется выбрать самого лучшего продавца ковров. Именно за это забавное звание приходится бороться участникам.

6. «Дженга»

  • Классика: 5
  • Сложность: 2
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: не ограничено
  • Возраст: 6+

Jenga в переводе с суахили означает «Строй!» (это императив). Но на самом деле эта игра о том, как максимально медленно ломать. Из основания башни, установленной в самом начале партии, игроки поочередно вытаскивают бруски и кладут их наверх, делая строение все более высоким и все менее устойчивым. Проигравшим оказывается тот, во время хода которого (или сразу после) башня все-таки рухнула. Игра «Дженга» довольно напряженная, поэтому шепот ходящего: «Я убью того, кто дышит» - вполне себе нормальная ситуация.

7. «Скрэббл»

  • Классика: 5
  • Сложность: 3
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: 2–4
  • Возраст: 8+

«Скрэббл», или «Эрудит» - такая же классика, как «Монополия». «Скрэббл» в поп-культуре давно заполучил звание главной игры для зануд, но от этого не стал менее популярным. Участники получают по семь стартовых букв (всего их 104) и выкладывают их на поле 15 на 15 квадратов, составляя слова. Они, разумеется, должны быть как можно длиннее, это и гарантирует победу в партии. Не все, однако, знают, что в русской версии «Скрэббла» нельзя использовать никаких слов, кроме нарицательных существительных в именительном падеже. Словарем тоже пользоваться нельзя, точнее можно, но только для того, чтобы проверить, действительно ли существует слово, возникшее на доске.

8. «Скотланд-Ярд»

  • Классика: 3
  • Сложность: 3
  • Продолжительность: 4
  • Количество игроков: 3–6
  • Возраст: 10+

«Скотланд-Ярд» - игра, названная в честь штаб-квартиры лондонской полиции и отдающая дань легендарным британским детективным историям. На поле изображена карта центра Лондона, игроки в самом начале методом жеребьевки выбирают преступника, который надевает на голову кепку, чтобы спрятать глаза. Остальные - полицейские, которые будут ловить разбойника. Он, в отличие от преследователей, ходит «секретно», записывая свои ходы на листе, но не показывая его остальным. Раз в 5 ходов он открывает свое местоположение. Полицейские должны кооперироваться, чтобы загнать преступника в угол.

  • Классика: 5
  • Сложность: 3
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: 2–10
  • Возраст: 7+

«Уно» - это изощренный вариант хита летних лагерей девяностых «Сто одно». Игра, название которой переводится с итальянского и испанского как «Один», изобретена в 1970-х, и любителей настольных игр, не знающих о ней, почти не существует. Колода состоит из 108 карт, разбитых по цветам и цифрам от нуля до девяти. Кроме них есть и другие карты, меняющие цвет, который находится в игре, направление ходов или позволяющие игрокам обменяться колодами с любым другим участником. Смысл - избавиться от всех карт, крикнув «Уно», когда на руках осталась только одна. После того как один игрок выиграл, остальные подсчитывают очки. Каждая компания устанавливает свой порог (например, 400 очков), после которого участник выходит из партии, потерпев поражение. Бывалые игроки подсказывают: чтобы придать некоторого сумасшествия процессу, можно договориться не тормозить и играть как можно быстрее. Замешкался - передаешь ход следующему.

10. «Активити»

  • Классика: 2
  • Сложность: 3
  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: 4–8
  • Возраст: 6+

«Активити» мало отличается от «Элиаса», но не упомянуть эту игру нельзя, потому что кому-то она нравится гораздо больше, чем ее основной конкурент. Игроки на скорость объясняют слова своей команде: рисунком, пантомимой или синонимами - в зависимости от того, что выпало. Задача - первыми набрать определенное количество очков. Сложность задания можно выбирать: если команда готова к испытанию и успешно его выигрывает, то и к победе движется, соответственно, быстрее.

11. «Колонизаторы»

  • Классика: 5
  • Сложность: 5
  • Продолжительность: 5
  • Количество игроков: 3–4
  • Возраст: 12+

Из всех классических настольных игр немецкая игра «Колонизаторы», пожалуй, снабжена самыми непростыми правилами. Обычно разбираться в них приходится часами, но потраченное время окупается после: это настоящая военно-экономическая стратегия, захватывающая и увлекательная. Задача игроков, как можно догадаться из описания, - создать колонию на острове Катан и развить ее быстрее противников, набрав двенадцать победных очков. Обладая одним из пяти ресурсов - дерево, кирпичи, шерсть, зерно или руда - нужно создавать дороги, города или поселения. А еще нужно думать о протяженности этих дорог и способности городов к обороне. Все как в легендарных компьютерных играх вроде «Казаков», только на вашем столе.

12. «Твистер»

  • Продолжительность: 3
  • Количество игроков: не ограничено
  • Возраст: 18+
  • Американский бестселлер Cards Against Humanity придумали выпускники обычной школы в Иллинойсе. Суть игры - как можно смешнее отвечать на довольно забавные, а иногда и неприличные вопросы или остроумно заполнять пробелы в предложениях. Водящий выбирает самый смешной ответ, и игрок, проявивший недюжинное чувство юмора, получает одно очко. Побеждает, как правило, самый кровожадный, потому что в США, где толерантность - основная база социальных отношений, эта игра - единственный способ пошутить о чернокожих, евреях, Бараке Обаме и женщинах. Российские производители игры наконец-то сделали версию, в которой нет американизмов, заменив популярных персонажей США на таких же русских: Филипп Киркоров, Лев Лещенко и так далее. На официальном сайте игры разработчики предлагают примерно такие варианты: «Никто и представить себе не может, что любимое хобби Льва Лещенко - это «Балтика 9». В «Карты против всех» не рекомендуется играть лицам, не достигшим восемнадцати лет.

    15. «Эволюция. Случайные мутации»

    • Классика: 1
    • Сложность: 3
    • Продолжительность: 4
    • Количество игроков: 2–4
    • Возраст: 12+

    Игра «Эволюция» была придумана русским биологом Дмитрием Кнорре в 2010 году и уже переиздана на английском, французском и немецком языках. Логическая стратегия построена на принципах дарвиновской теории: во время хода участники выбирают, какие признаки хотят добавить уже существующему виду. Также стоит обращать внимание на еду и внешние условия. Игра длится до того момента, пока в общей колоде остаются карточки, а победителем оказывается тот, кто набрал наибольшее количество очков.

    Loading...Loading...