Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний. Контрольная работа по обществознанию на тему "Духовный мир человека и деятельность" (10 класс)

Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человечеcкoгo рода, целостности общества, устойчивости eгo развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм дeятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «...Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила мopaли формируются естественно - историческим путем - и извлекаются из массовой житейской практики.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. В пословицах pyccкoгo народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает» .

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Катeгорический императив - это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив ? Приведем одну из eгo формулировок (обдумайте ее и сравните с «золотым правилом»). Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в кaчестве закона ты в то же время можешь желать» . (Максима - высший принцип, высшее правило.) Категорический императив, как и «золотое правило», утверждает личную ответственность человека за совершенные им деяния, учит не делать другому тoгo, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по cвoей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. Говоря о значении «золотого правила» и категоричеcкoгo императива И. Канта, известный философ ХХ в. К. Поппер (1902- 1994) писал, что «ни одна другая мысль не оказала тaкoгo мощного влияния на нравственное развитие человечества».


Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческогo стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека. Цeнности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для вceгo человечества. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются тepмины «антиценности,} или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к дpyгим людям, к самому себе. Отношения эти мгyт быть различными в разных культурах и у разных народов или coциальных групп.

На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности. Ценности мoгyт быть правовыми, политическими, религиозными, xyдожественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные кaтeгopии носят парносоотносительный (биполярный) характер, нaпример добро и зло.

Категория »добро», в свою очередь, также служит системообразующим началом нравственных понятий. Этическая традиция гласит: «Все, что считается моральным, нравственно должным, является добром». В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нpaвствeннo-цeнному. Наряду с понятием «добро» упоминается и понятие «добродетель» (делать дoбро), служащее обобщенной характеристикой устойчиво положительных моральных качеств личности. Добродетельный человек - это активно действующая, нравственная личность. Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».

Также одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный caмоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Поэт Осип Мандельштам писал:
...Совесть твоя:
Узел жизни, в котором мы узнаны...

Без совести нет нравственности. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой. « Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- caмое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь К Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек при вержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере cвoeгo нaрода. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны. (Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.)

Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и слабостей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.

С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесс а становления моральнoгo сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у нeгo перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже дoстигнутому уровню нpaвcтвeннoгo сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и caмовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде вceгo самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая Mнoгoкpaтность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя.

В человеке непрестанно борются два начала, из кoтoрых одно влечет eгo к активной деятельности духа. к paботе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готoв наложить на нeгo свою омертвляющую руку, как только слабеет eгo дyховная энергия. В борьбе с самим собой. включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Вопросы и задания к документу

1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

В чем заключается сущность и значение Золотого правила нравственности? Что такое добро и зло. долг и совесть? Какое теоретическое и практическое значение нравственного выбора и нравственной оценки?

Социальные нормы (см. § 6), мораль и право (см. § 7).

Существует несколько научных определений морали, нравственности. Приведем одно из них: мораль - это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятии людей.

Иногда мораль и нравственность различают: мораль - это нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практической поведении людей.

Мораль является этика - теория, рассматривающая сущность, проблемы нравственного выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных отношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать "практической философией».

ДУХОВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЬ

Вы уже знаете, что, будучи существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время правила, нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.

Кто устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Авторитетной позиция тех, кто видит их источник в деятельности и заповедях основателей мировых религий - великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Христос учил: "... Во всем, как хотите, чтобы с вами хорошо обращались люди, так ведите себя и вы с ними". Так, в глубокой древности был заложен фундамент главной общечеловеческой нормативной морального требования, которое потом назвали "золотым правилом нравственности". Оно гласит: "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие вели себя с тобой".

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, на основе массовой жизненной практики, шлифуются в различных жизненных ситуациях, постепенно превращаясь в нравственные законы общества.

Исходя из опыта, народ руководствовался моральными запретами и Требования: не убивать, не красть, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть. Всегда одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - Иммануил Кант - сформулировал категорический императив морали, подражание которого очень важно для реализации нравственных ориентиров деятельности. Категорический императив - это безусловная принудительная требование (повеление), не допускающим возражений, обязательная для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведем одну из формулировок, обдумайте его, обсудите, сравните с "золотым правилом". Существует, утверждал Кант, один категорический императив: "Поступай всегда согласно такой максиме (максима - высший принцип, правило, которое ты в то же время можешь считать закон)". Категорический императив как и "золотое правило", утверждает личную ответственность человека за свои деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистические, потому что "другой" выступает как друг. Говоря о значении "золотого правила" и кантовского императива, современный ученый К. Пред писал, что "ни одна другая мысль не сделала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества".

Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека?

Что такое духовно-нравственные ориентиры?

Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:

  • Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
  • Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры - это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
  • Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.

Кто установил эти нормативы?

Практически все социально адаптированные группы, касты и нации берут за ориентир основные заповеди религии, которую они исповедуют, либо учения авторитетных мудрецов.

Например, если человек верующий, то он избирает для себя в качестве духовного ориентира Библию, Коран или Бхагавад-Гиту, а если атеист, то вполне может следовать учениям Конфуция или Стивена Хоккинга.

Что дает аморальная жизнь?

Что такое духовно-нравственные ориентиры для человека, который идет против правил системы и не желает жить по общепринятым заповедям? Ведь есть нигилисты, которые отрицают всех и вся, разве они счастливы в своем мирке, который весьма ограничен их отчаявшимся протестом. Некоторые причисляют к ним анархистов, но последние отрицают только власть человека над другим существом, господство моральных норм они вполне приемлют.

Жизнь таких людей на самом деле печальна, и на склоне лет большинство из них все же разворачивают свой взор к уже постигнутым другими людьми моральным ценностям и связанным с этим поступкам, доказывая тем самым, что духовная составляющая - это мощный остов каждого выдающегося общества.

Вариант № 1.

1. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:

а) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке;

б) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;

в) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

г) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

2. Наукой о морали, нравственности является

3. Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется

б) «золотым правилом нравственности»

в) научным мировоззрением

г) духовной потребностью.

4. Соврешенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях

5. Мыслители, обосновавшие нравственный идеал как универсальный закон природы

г) Аристотель, .

1. Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют.

2. Учение о ценностях.

3. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью.

4. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

1. Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – …

2. Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно – …

3. Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры – …

4. Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки –

Задание:

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

8. Не укради.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Вдову и сироту не обижай».

Индуистские принципы йоги.

1. Ахимса

2. Сатья

3. Астейя

4. Апарибраха

5. Брахмачарья

Из Корана.

Тесты «Нравственные ориентиры деятельности».

Вариант № 2.

1. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?

а) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

б) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;

в) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов;

г) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.

2. Центральными в этике являются понятия

а) общего и частного;

б) добра и зла;

в) абсолютного и относительного;

г) идеального и материального.

а) Д. Дидро;

б) И. Кантом;

г) К. Каутским

4. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

5. Мыслители – сторонники социального происхождения морали

а) Фома Аквинский, Августин Блаженный;

б) Пифагор, Гераклит, Дж. Бруно, Спиноза;

в) Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, Дж. Милль;

г) Аристотель, .

Работа с понятиями. Венгерский кроссворд.

Найдите здесь понятия, к следующим определениям:

Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют. Учение о ценностях. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – … Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно - … Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры - … Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки - …

Задание: Ознакомьтесь с заповедями мировых религий. Отметьте идеи, одинаковые или сходные для всех мировых религий: призыв к миру; о помощи нуждающимся; о справедливости; о богатстве; о добре.

Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем.

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

1. Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме меня.

2. Не делай себе кумиров ни на небе, ни на земле, ни под землей; и не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Суббота (день покоя) посвяти его Господу Богу твоему.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй, не изменяй любви и верности, сохраняй чистоту мыслей и желаний.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй, не лги.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Суть этих заповедей Иисус Христос изложил так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Почитай своих отца и мать. Не убивай. Не кради. Не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

«Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его».

«Вдову и сироту не обижай».

«Если найдешь вола врага твоего или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним».

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним».

«Блажен, кто помышляет о бедном!»

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца».

«Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступитесь за вдову».

«И будет Он [Бог] судить народы…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»

Индуистские принципы йоги.

Пять обетов Сдержанности – Йама, которые составляют Великий обет – Маха-вратам.

1. Ахимса – не-насилие, не-убийство, не-причинение вреда всему живому в делах, чувствах, словах и мыслях, любовь ко всему сущему.

2. Сатья – правдивость, искренность в делах, чувствах, словах и мыслях.

3. Астейя – не-воровство, не-присвоение чужого.

4. Апарибраха – не-накопительство лишнего, отказ от второстепенного ради главного.

5. Брахмачарья – воздержание, контроль за всеми желаниями, эмоциями, мыслями.

Пять главных обязанностей правоверных мусульман. Пять столпов веры.

1. Верить, что есть только один единый Бог – Аллах, а Мухаммед – его Пророк.

2. Совершать намаз (молиться) 5 раз в день.

3. Соблюдать главный пост с рассвета до заката в течение священного месяца Рамадан всем, кроме малых детей и больных.

4. Тратить пятую часть своего дохода на милостыню.

5. Совершить хотя бы раз в своей жизни хадж – паломничество (путешествие) в святые места – Мекку и Медину.

Из Корана.

«Поистине, Аллах любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям».

«Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха того, что вы нарушаете справедливость. Будьте справедливы».

«А родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, и другу, и путнику».

«Праведники кормят бедняка, сироту и пленника».

«И не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты неверующий»».

«Кто богат, пусть будет воздержан».

«Не будьте неумеренны. Он [Бог] не любит неумеренных».

Loading...Loading...