Имя существительное: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении, правописание Е И в окончаниях существительных. Грамматическое значение имени существительного


Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (патриот, космонавт, дежурный, олимпиада, молодёжь, спорт, знамя, планетарий, Москва, Владивосток, белизна, ходьба, радость).
Примечание. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить кто зто? что это?, например: кто это? - ученик, что зто? - книга.
По значению имена существительные делятся на собственные (Лев, Толстой, Ленинград, Болгария, Каштанка, «Аврора») и нарицательные (учебник, комбайн, комсомолец, колхоз), одушевлённые (ученик, Петя, Таня, Наташа, агроном, лось, щука) и неодушевлённые (дом, город, деревня, газета, журнал, Волга, Байкал).
Имена существительные относятся к мужскому (инженер, юннат), женскому (окрестность, публицистика) или среднему роду (поколение, отечество).
Примечание. Имена существительные по родам не изменяются.
. Имена существительные изменяются по падежам (хлеб, хлеба, хлебу, хлебом, о хлебе; дисциплина, дисциплины, дисциплине, дисциплиной, о дисциплине) и по числам (единственное число: отряд, земля; множественное число: отряды, земли).
Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а также несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого, например:
  1. Книга делает человека хозяином вселенной (П. Павленко) - подлежащее книга выражено существительным; 2) Вся жизнь человечества оседала в книге (А. Герцен) - дополнение в книге выражено существительным с предлогом; 3) Книга - хранилище знаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого хранилище выражена существительным;
  1. Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) -
несогласованное определение от земли выражено существительным с предлогом; 5) Над седой равниной моря ветер ту- чи собирает (М. Горький) - обстоятельство места над равниной выражено существительным с предлогом; б) Не забудет народ- победитель беззаветных героев своих (В. Лебедев-Кумач) -
приложение победитель выражено именем существительным.
Существительные в именительном падеже могут выступать в роли обращения: Спасибо; Родина, за счастье с тобою быть в пути твоём! (А. Твардовский) - обращение Родина выражено именем существительным.

Еще по теме ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:

  1. § 39. Взаимодействие грамматических и лексических значений в структуре имени существительного
  2. §39.Взаимодействие грамматических и лексических значений в структуре имени существительного
  3. ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
  4. ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
  5. 6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции
  6. 112. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции
  7. 9. Имя существительное как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции имени существительного.
  • Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(и вопросы падежей)

  • Общее грамматическое значение существительного- это значение предмета. Предметом а грамматике называется все то, о чем можно спросить: это кто? или это что?

  • По значению существительные делятся на следующие группы :

  • конкретные - называют конкретные предметы живой или неживой природы:журнал, брат

  • вещественные - называют различные вещества: воздух, вода, капрон, масло

  • отвлеченные - называют явления, воспринимаемые мысленно: бег, новизна, радость, выносливость

  • собирательные - называют множество одинаковых предметов как единое целое:листва, детвора

  • Морфологические признаки существительных - род, число, падеж, склонение.

  • Синтаксические признаки имен существительных : в предложении существительное чаще всего является подлежащим или дополнением, но может быть и другими членами предложения - определениями и даже сказуемыми.


  • Нарицательные- существительные, называющие однородные предметы: лес, стол, книга, учебник


  • Одушевленные существительные называют предметы живой природы(кто?):девочка, птичка


Род имени существительного .

  • Род существительного можно определить, поставив к существительному местоимение мой(м.р.), моя(ж.р.), моё (ср.р.): (мой)бант, (моя)тыква, (моё) солнце.

  • некоторые существительные испытывают колебания в роде: тюль-этот тюль, эта тюль; шампунь-этот шампунь, эта шампунь

  • Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола: сирота, задира, забияка, плакса, неряха, разиня, грязнуля (Какой ты задира!- о мальчике. Какая ты неряха!- о девочке)

  • Бант- м.р. Солнце- ср.р. Тыква- ж.р.


  • Существительные имеют два числа:

  • единственное и множественное

  • Существительные в форме единственного числа обозначают один предмет, в форме множественного- много: книга-книги

  • По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помощью окончаний:месяц-месяцы

  • Не изменяются по числам отвлеченные, вещественные, собирательные существительные. Они имеют одну форму- единственного или множественного числа.


Число имени существительного.

  • Только форму единственного числа имеют:

  • Вещественные существительные:молоко, сметана

  • Отвлеченные существительные:любовь, дружба

  • Собирательные существительные:листва

  • Собственные имена существительные: Кавказ, Урал


Падеж имен существительных

    В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свою название и значение. Каждому падежу соответствуют свои вопросы. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж, нужно найти слово, от которого зависит существительное и задать от этого слова к существительному падежный вопрос.


Склонение существительных

  • Изменение существительных по падежам и числам называется склонением. Существительные распределяются по трем типам склонения.

  • К 1-ому склонению относятся существительные ж.р., м.р. с окончанием -а,-я.

  • Ко 2-ому склонению относятся существительные м. р. с нулевым окончанием, а также существительные ср. р. с окончанием -о,-е.

  • К 3-ему склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы.



Разносклоняемые существительные

  • При изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окончания разных склонений, поэтому они называются разносклоняемыми. К ним относятся:

  • -существительные на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя

  • -существительное мужского рода путь


Неизменяемые существительные

  • Некоторые существительные в русском языке не изменяются по падежам и числам.

  • К неизменяемым существительным относятся:

  • - нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения: ситро, какао, кофе, пальто, радио, метро, кенгуру, шимпанзе…

  • - названия девушки или замужней женщины: леди, мисс, миссис, мадам, фрейлейн, фрау

  • - сложносокращенные слова: МГУ, ЭВМ, АЭС

  • Число и падеж таких существительных можно определить в словосочетаниях и предложениях. На падеж таких существительных могут указывать предлоги.



значение предмета. В зависимости от конкретного значения выделяют несколько групп существительных: к о и к р е г и ы е (журнал, сосна, ворона)", в е щ с с т в е и н ы е (масло, сахар, вода); отвлеченные (чтение, храбрость, доброта, синева); собирательные (детвора, молодежь, студенчество).
Морфологические (или грамматические) признаки существительного: род, число, падеж, склонение.
Синтаксические признаки: может быть любым членом предложения.
Укажите1, к какой группе (конкретные, іичцест венные, отвлеченные. собирательные) относятся данные1 существительные по п х.те кс и ко-грам мати чес кому значению.
Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря. повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, духи, крокодил. береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба.
Прочитайте отрывок из позмы Л. Пушкина. Назовите ее. Определите синтаксическую роль имел существительных в этом стихотворном отрывке.
Зима! Крестьянин", торжествуя, 11а дровнях обновляет путь: Гдо.лошадка, снег ночуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды"" пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке3 В тулупе, в красном кушаке.4 Вот бегает дворовый мальчик, В салазки-" Жучку® посадив, Себя в копя преобразив.
Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно...
Распределитe существительные по лексико-грамматпческим группам.
2. Определите слова по способу их происхождения.
137. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой. Произведите полный морфологический анализ имен существительных. Я спросила у кукушки. Сколько лет я проживу... Сосен дрогнули верхушки, Желтый луч упал в траву.
11о пи звука в чаще свежей... Я иду домой,
И прохладный ветер нежит Лоб горячий мой. Подберите из изучаемых произведений литературы примеры на употребление имен существительных в роли различных членов предложения: подлежащего, сказуемого, второстепенных членов.
Прочитайте и запишите текст, вставьте недостающие знаки препинания. Укажите автора и назовите произведение.
На какие художественные детали, использованные в тексте, вы обратили внимание? Как они характеризуют героев этого текста?
Посмотрим к какому разряду млек. .питающ. .х при надлеж..т сия особа г..в..рил на следующей день Аркад..ю Базаров, поднимаясь вместе с ним но,тес?ииц.. гостиниц... в которой остановилась Одинцова.1 Чу(?)ствует мой нос что тут что(го) (не. пи)лндно.
Я тебе удивляюсь! - в.хкликнул Аркадий,- Как? Ты, ты, Базаров, придерж.,ваеш(?)ся- той узкой морал... которую...
Экой ты чудак! - (не, нн)брежно перебил Базаров.- Разве ты (не, ни)знасшь, что на нашем наречи., и для паше го брата «не ладно» значит «ладно»? Пож..ва есть, значит. (Не, пи) сам (ли) ты с..годня говорил что она стра(н, нн)о вышла замуж(?). Хотя по мнению моему1 выйти за богатого стар..ка - дело (ни, не)чуть (не, ни)стран?ое, а, напротив благ..разумное. Я городским толкам (не, ни)верю; по люблю думат ь как говорит нам образова(н, ни)ый губернатор, что они справедливы.
Аркадий (ни, не)чего (ни, не)отвечал и п..стучался в дверь номера. Молодой слуга в ливре..1 ввел обоих прият..лей в большую комнату меблирова(н, нн)ую дурно как все комнаты русских г..стиниц но уставле(н, нн)ую цветами. Скоро п..явилась сама Одинцова в простом утре(и. !-ш)ем" платы,. Она казалась еще молож.. при свет.. весе(и, ннкто ео?нца. Аркадий пр..дставил ей Базарова и с тайным удивлением заметил что он как(будто) сконфузился, между тем как Одинцова оставалась совершс(н, нп)о спокойною, (но)вче-рашнему.
Г, 1 1- Выберите из данного текста по 2-3 слова знаменательных Ifc^J частей речи и произведи І с их морфологи чески й разбор.
2. К.типам какого рода можно отнести выделенное ЇЇ тексте выражение? Приведите свои примеры.
Выпишите существительные по группам в зависимости от их лек-сико-грам магического значення: вещественные, конкретные, отвле-ченные, собирательные.
Подготовьтесь к письму под диктовку этого текста.
Г|Деление па одушевленные и неодушевленные еущест- L_*_J вительные не всегда совпадает с делением всего суще-ствующего в природе на живое и неживое. Так. слова кукла, мертвей, туя, валет, козырь, леший, идол относят к одушевленным. А слова народ, толпа, детвора, стая, груп-па, молодежь, крестьянство, рота - к неодушевленным.
Названия небесных светил существительные неодушевленные, но те же слова как названия богов - одушевленные: изучать Юпитер, по почитать Юпитера.
140. Определите род имен существительных. Назовите слова общего рода, составьте с ними словосочетания или предложения в двух вариантах: имея в виду лиц женского и мужского пола.
Радость, тюль, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, рантье, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотро-га, профессор, ледп, Баку, Капрп, растяпа, жюри, эскимо, Сочи, лично, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз..
Г]"! Большинство несклоняемых сущеетвителЫ1 ых - слова L-LJ среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню). К мужскому роду относятся сло-ва, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферан-сье), к женскому женского пола (мисс, леди). Род иноязыч-ных географических наименований определяется но родово-му понятию или по опорному слову словосокращеиий: Онтарио - озеро, Перу - государство, авеню ¦- улица, коль-раби - сорт капусты.
Род сложносокращенных слов определяется но роду ведущего слова: И ТА - информационно-телевизионное агент-ство.
74
Из данных слов выпишите существительные, которые име-ют- форму: а) только множественного числа: б) только единственно-го числа.
Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительст-во. влажность, смех, белье, мечта, счастье.
Учитесь различать окончания -с, -и v существительных разных склонений.
Окончание -и пишется:
в I склонении род. надежа: из песни;
в III склонении род., дат. и предл. падежей: от зави-сти, в жизни;
в существительных предл. падежа ед. ч., если окончанию предшествует буква и: в санатории, об армии;
в существительных на -мя в дат. и предл. падежах: к пламени, о пламени.
Окончание -е пишется:
j 1) в I склонении дат. и предл. надежей (кроме сущ. на j лля): к избушке, о галерее:
j 2) во II склонении предл. падежа (кроме сущ. на -ий, -we): j в доме, о море.
Спишите, объясните правописание падежных окончаний -е, -и у существительных.
На песчаной отмел.., от березовой рощ.., в моей тетрад.., название интересной книг.., в большом здани.. консервато-ри.., назовите по имен.., был в библиотек.., служил в арми.., ходил в шинел.., ра..сказ..вал о ра..ведк... новое здани.., подошел к главной площ..д.. столиц.., нодош..л к площадк.., на обложк.. тетрад.., на первой страниц., книг.., на нижи., ветк.. зеленой ел.., на нижней вегв,., унала с ветк.., участвовал в соревн..вани.., в чемпионат... был в школ... в театр.., на улиц.., гулял на вол.., в город.., был в планетари.., летал в неб.., плавал в мор.., нуждался в хлеб.., в сол.., в купишь.., в питан и.., думал об интересном мест.., забыл о груст.., о не- нри..зн.., о грустном извести.., от недел.. к недел.., сила в объединены.., весь в поз..лот.., па родной сторон к... находился на дерев.., стоял у знамен.., поведал о капитан... о сво-ей гореч.., лежал на палуб.., рисовал с картинк.., вне себя от радост... был в Румыни.., любовь к Родин.. .
75
f 11 Для проверки написания окончаний существительных L^J подбирайте слова такого же склонения, но с ударением на окончании и подставляйте их па место проверяемого слова. Например: к вышн.. - вишня - земля - к земле - к вишне; в тетрад.. - тетрадь - степь - в степи - в тетради. Существительные мужского и среднего рода имеют одни и те же падежные окончания.
Определите тему пословиц. Какая из них для вас наиболее значима? Пользуясь указанным правилом, проверьте написание окончаний.
1. Слово ист..кающ.. от сер?ца прон..кает в сер?ц.. .
В умной б..сед., ума набрат..ся в глуп.лг свой раст..рять.
Доброе молчанье лучше худого ворчань.А 4. На словах хоть высп.хь а на дел., и головы не пр..клон..шь. 5. Где много сорных трав там мало хлеба где много слов там мало мудрост.А 6. Брань не смола а саж.. (с)родни: не льнет так м..рает. 7. Рана от сабл.. заж..вает а рапа от языка крово-точит.
Поставьте имена существительные в родительном падеже м и о жес т в с и и о г о числа.
Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь, муж, полено.
145*. Поставьте данные имена существительные в творительном падеже. Найдите разницу в окончаниях. Сформулируйте правило.
Поэт А. С. Пушкин, город Пушкин, композитор А. П. Бородин, ноле Бородино, писатель А. П. Чехов, город Чехов, А. И. Герцен, Чарльз Дарвин, стремя, мать, путь, сосед, время.
Назовем некоторые суффиксы имен существительных: значение человека по роду деятельности; орудия действия, приспособления
от вл е ч ен н ое з н ач е 11 не 3) -ишк(а), -ищ(е),
-ожж(П).
уменьшительно-ласкательное значение
-внок(?), -ушк(а), -чик(а), -еньк(а)
Наиболее употребительные приставки перечислены в разделе «Словообразование».
146. Запишите по 2-3 существительных с суффиксами со значением: а) профессии, лица; б) уменьшительно-ласкательным: в) предмета; г) отвлеченным. Выделите основу и все морфемы слова. Определите склонение записанных существительных.
147. Прочитайте стихотворные отрывки из произведений русских поэтов. Назовите их авторов. Выделите суффиксы существительных. Какое значение они придают словам? Что объединяет эти тексты? В текстах ТТ и III найдите сравнения, раскройте их изобразится ьно-вы разительный смысл. I. Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки2, Разыграйтесь, девицы; Разгуляйтесь, милые! Затяните песенку, Песен ку заветну ю, Замани ге м од од і ш К хороводу2 нашему. Как заманим молодца,
Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем, Вишеньем, малиною, Красною смородиной, lie ходи подслушивать Песенки заветные, Не ходи подсматривать" Игры наши девичьи. П. На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря па небе Божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Аленой Дмитревной. III. В это утро вместе с солнышком Уж из тех ли темных зарослей Выплывала, словно зоренька, Белоснежная лебедуш ка.
У побережья зеленого, Наклонив головки нежные, Перешептывались лилии С ручейками тихозвонными.
Позади ватагой стройною Подвигались лебежатушки,
II дробилась гладь зеркальная На колечки изумрудные.
^ ""Ч 1. Произведите фонетический. словообразовательный и мор-
фологический анализ выделенных слов.
2. Найдите слова, в которых присутствует орфограмма: правописание гласных после шипящих и ц. Объясните их написание.
Общее грамматическое значение прилагательного - LLJ признак предмета.
Морфологические признаки -- изменение по родам, числам, падежам. Согласуется с именем существительным.
Синтаксические признаки - в предложении может быть определением или сказуемым.
По значению выделяются три разряда прилагательных: к а ч е с т в е н н ы е, о т и о с и т е л ь н ы е. п р и т я ж а т е л ь н ы е.
Качественные называют" признак по величине (большой), возрасту (старый), цвету (белый), весу (легкий), внешнему виду (красивый), внутренним качествам (добрый) и т. д.
Относительные обозначают материал, из которого сделан предмет (стеклянная стена), указывают на признак предмета по отношен ню к месту (московские улицы), ко времени (зимнее у тро), к назначению предмета (спортивная одежда), к действии) (моечная машина).
Притяжательные обозначают признак предмета по его принадлежности к любому человеку или животному (отцова шапка, лисий хвост).
Их суффиксы: -ии (-ын), -ов (-ев), -иг/ (-и).
Прилагательное может изменять свое значение. Так, относительное прилагательное медвежья в словосочетании медвежья шуба может статі, качественным медвежья походка, притяжательным - медвежья берлога.
149*. I. Образуйте ирилагательные от указанных слов, составьте с ними словосочетания, употребив их в значении качественных, относительных, притяжательных (где это возможно).
Образец: белка - беличий; беличье дупло, беличья шуба.
Птица, дерево, лиса, жемчуг, серебро, яблоня, старик, дождь, брат, туман, золото, моряк.
II. Распределите словосочетания в зависимости от разряда при-лагательных.
Глиняный кувшин, бархатный занавес, бархатный голос, сердечная встреча, сердечная боль, зимний вечер, крутая гора, крутой характер, серое платье, серый спектакль, спортивная обувь, спортивная походка, дремучий лес, дремучий че-ловек, лебединый пух, лебединая песня, медвежья услуга, медвежья лана, медвежья шуба, зеленая шляпа, голубое небо, голубые мечты, голубые глаза.
fy ! Качссгвенныс прилагательные имеют- дне формы - полну к» н краткую (старый - стар, красивый - красив).
Относительные прилагательные имеют только полную форму (зимний, вчерашний).
Цритяжательные прилагательные в именительном надеже имеют только краткую форму, в остальных падежах обе формы.
У кратких прилагательных после шипящих на конце слова не пишется ь: хорош, пахуч, горяч.
Краткие прилагательные не изменяются гю падежам.
150. Прочитайте отрывок из повести В. Короленко «Лес шумит». Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное*, укажите род, число, палеж прилагательных. Назовите прилагательные по их грамматическим разрядам. Напишите сочинение- миниатюру «Здравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега» (11. Тургенев), используйте все разряды прилагательных.
Лес шумел...
В этом лесу всегда стоял шум - ровіт.лі. протяжной, как отг. досок далыг. звона, спокойней и смути..й, как тих..я песня без слов, как (ни, пе)ясп.. воспоминание о прошедшем."4
В нем всегда стоял шум, потому что это был стар... дремуч.. бор, которого (не, нп)к..садись еще пила и т..пор лес- пика?барышнпка. Высок., столетн,. сосны с краен., могуч., о волам и стояли хмур;., ратью, плотно сомкнувшись вверху зелен., вершпнамт!. (В)низу было тихо, пахло смолой; сквозь полог сосной., пго.т, которыми была усыпана почва, пробились ярк.. пап..р..тннки, пышно ра..кинувш..еся"" пр..чудли- B..IO бахромой и стоявшие (не, пи)движимо, (ни, не)шелохну в листом. В сыр., уголках тянулись высок., стеблями зелен., трапы; бел., кашка склонялась отяжелевш..ми головками. как(будто) в тих., истоме. А (в)верху, (без)коица и перерыва, тянул леей., шум, точно смути., вздохи стар., бора.
Перед суффиксом -к- после согласного (кроме й и ши- LU пящего) появляется беглый гласный о (низкий - низок), в остальных случаях - е (ясный. - ясен). Прилагательные остёр, хитёр, силён, умён надо запомнить, как и прилагательные без беглых гласных: храбр, добр, бодр, щедр, мудр, быстр, смугл и др.
Форму па -снен образуют- прилагательные с ударным суффиксом -енн(ый) (кроме своевременный - своевременен и блаженный блапсен).
151. Образуйте от указанных прилагательных их краткую форму. Сгруппируйте прилагательные но способу образования краткой степени. Сделайте вывод. От всех ли прилагательных можно образовать их краткую форму?
Хороший, светлый, горячий, умный, дружный, ясный, мудрый, рыжий, летучий, хитрый, звонкий, тр..скучий, злой, интересный, дружественный, острый, могучий, крепкий, бл..женный. красный, нарядный, маленький, обыкновенный, робкий, лиловый, таинственный, величественный, буланый, вор..пой, мгновенный, бодрый, мягкий, полезный, неизменный, старинный, родной.
152". Прочитайте текст из повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Какие слова и словосочетания вы здесь считаете ключевыми?
Изложите коротко ту часть из истории города Гдунова, которая связана с Аленой Осиновой. Дайте свое толкование финала главы «Голодный город», откуда взят этот отрывок. Вставьте недостающие знаки препинания.
Дело в том, что в это самое время на выезд., из города, в сл..бод.. Навозной, цв..ла красотой носа?ская(> жена Алена Оси нова." (По) видимому эта жен?щина представляла собой тин той сла?кой русс к., красавиц., при взгляд.. на которую человек (не, пи)загорает?ся страстью, но чу?ству..т что все его существо (по)тихоньку та..т. При средн..м росте, она бы-ла полна, бела и румяна; имела больш.. сер.. глаза навыкате. (не, ни)то бе?тыж... (не, пи)то застенчив.., пухл., вишнев., губы, густ.., хорошо очерче(и, и и) ые брови, (темно)русую косу до пят и ходила по улиц., «серой утиц..й». Муж ее, Дмитрии Прокофьев, занимался ямщиной6 и был тоже под стать жен..: молод крепок красив. Ходил он в и лисов..6 поддев к..г> и в поярков.." грешневике6, расцвече(н, нн)ом па- вьими перьями. И Дмитрий (не, ни)чаял душ., в Алеик.., и Аленка (не, ни)чаяла душ., в Дмитр.. . Частенько и..хаж..вали оии в соседи., кабак и, счас?ливые, расп..вали там вместе песни. Глуновцы(же) просто (не, ни)могли нарадоват?ся на их согласи., жизнь.
153. Укажите?, откуда взяты эти отрывки. Выпишите из текстов словосочетания «прилагательное + существительное». Определите род, число, падеж прилагательных.
Дайте характеристику кратких прилагательных, укажите их стилистическую и синтаксическую роль в предложении.
I. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.
П. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива. Своенравна и ревнива.
III. Как і ом но был он молчалив. Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен!
Как взор его был быстр и нежен, Стыдлив и дерзок...
Написание окончаний прилагательных проверяется с по-
МОЩЬЮ вопроса: надо найти существительное, от которого оно зависит, и от.этого существительного задать вопрос к прилагательному. Окончание вопроса подскажет окон-чание у прилагательного:
каким? ым (-им)
(в, о) каком? ом (-ем)
к а к о г о? -ого (-его)
У прилагательных в мужском роде в им. и вин. падежах в безударном окончании пишется -ый (-ий).
154. Проверьте вопросами окончания прилагательных: если вопрос какой? - определяйте род.
Не тщедушн.. сверч..к за печкой, Не ппчу..ка в ттромокш.лі мгле -
Я хотел бы прозрачн.. речкой Пробежать по родной земле. Буд..т утро зв.леть осокой. Распрямится земная стать. Я хотел бы горой высок.. В пограничн.. районе встать. Окружен..й цветным раздольем, Бл..годарн..й любви людской, Я хотел бы пшеничн.. полем К горизонту пр..пасть щекой...
(С. Остр о в о й.)
Образуйте по 5 прилагательных следующими способами: 1) только прибавлением приставки: 2) с помощью суффиксов; 3) приставочно-суффиксальпым способом: 4) сложением основ. Выделите все морфемы в словах.
гуч При прибавлении приставок не-, без-, де-, анти- к нри- Li-J лагательным у них появляется значение, противополож-ное значению исходного слова, в результате возникают антонимы.
Прибавлением приставки пре- образуется слово со значением, близким к «очень».
Выпишите из любого фразеологического словаря не менее 10 фразеологических выражений, содержащих прилагательные. Дайте им полную морфологическую характеристику.
157*. Выпишите из толкового словаря русского языка (любое издание) словосочетания с прилагательными: золотой, волчий, лебединый, медный, свинцовый, в которых эти прилагательные были бы сначала относительными, потом качественными. К качественным прилагательным подберите синонимы.
Нн пишется в прилагательных:
LA^ 1) образованных от существительных с помощью суффиксов -енн-, -они-, клюквенный, искусственный, пенсионный:
образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-: высоченный, здоровенный;
образованных от существительных с основой на н + суффмкс -к-: длина + н - длинный, истина +н - истинный;
образованных от существительных на -мя: время - временной, пламя - пламенный (от косвенного падежа - »/.);
5) образованных от приставочных глаголов: наношенное пальто, ускоренный темп.

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

Лекция 19 Имя существительное

В данной лекции системно рассматривается имя существительное как часть речи.

Имя существительное

В данной лекции системно рассматривается имя существительное как часть речи.

План лекции

19.1. Общее значение имени существительного.

19.2. Лексико-грамматические разряды существительных.

19.3. Грамматические значения рода, числа, падежа у существительных.

19.4. Склонение существительных.

19.5. Переход слов других частей речи в существительное.

19.1. Общее значение имени существительного

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?, обладает признаками рода, числа и падежа, в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.

19.2. Лексико-грамматические разряды существительных

Нарицательные

Обобщенные наименования

однородных предметов (дождь, город, аллея )

Большая часть нарицательных существительных имеет и единственное, и множественное число (город - города, сад - сады)

Собственные

Наименования отдельных лиц, животных, явлений, событий, единичных предметов (Александр, Москва, Днепр, «Юность» )

Как правило, собственные существительные употребляются в форме только одного числа - либо единственного (Урал, «Чайка» ), либо множественного (Карпаты, «Новости» )

Конкретные

Наименования отдельных предметов неживой природы и живых существ, а также конкретных проявлений действий, состояний процессов, которые поддаются счету (книга, медведь, прыжок, вечер )

Конкретные существительные употребляются как в единственном, так и во множественном числе (книга - книги, вечер - вечера)

Отвлеченные

Наименования различных абстрактных понятий - качеств, действий, состояния (милосердие, открытость, воплощение )

Отвлеченные, собирательные, вещественные существительные относятся к нарицательным, неодушевленным (или стоят вне различий по одушевленности-неодушевленности), обозначают предметы и явления, не поддающиеся счету. Эти существительные, как правило, употребляются в форме только одного падежа - либо единственного (человечество, воск, счастье ), либо множественного (финансы, всходы, опилки )

Собирательные

Наименования совокупности живых существ или предметов как единого целого (детвора, студенчество, листва)

Вещественные

Наименования однородных по составу веществ (полезных ископаемых, химических соединений, лекарств, материалов, пищевых продуктов), которые можно измерять, но не считать (золото, нефть, молоко, цемент )

Одушевленные

Называют живых существ - лиц и животных (ребенок , врач, слон, дельфин )

Грамматически значение одушевленности-неодушевленности выражается винительным падежом множественного числа.

У одушевленных

В.п. мн. ч.= Р.п. мн. ч.

У неодушевленных

В.п. мн. ч. = Им. п. мн. ч.

Им.п. друзья, яблоки

Р.п. друзей, яблок

В.п. друзей, яблоки

Неодушевленные

Называют предметы неживой природы (окно, земля, договор )

Принципы выделения лексико-грамматических разрядов существительных различны, поэтому одно существительное принадлежит одновременно к нескольким разрядам. Например:

19.3. Грамматические значения рода, числа и падежа у существительных

Определение значения рода у существительных

Среди слов на -а (-я) есть существительные, которые могут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому, то к женскому роду: Он такой недотрога - Она такая недотрога. Такие слова называются словами общего рода (плакса, самоучка, неряха, разиня, лиса, егоза, задира, невежа, недотрога, паинька, сластена и т.п.).

Число - словоизменительная грамматическая категория существительного, которая указывает на количество одушевленных и неодушевленных предметов. Категорию числа образуют грамматические значения единственного и множественного числа.

Определение значения числа у существительных

слова употребляются

в значении обоих чисел

слова употребляются только в значении ед.ч.

слова употребляются только в значении мн. ч.

1.названия конкретных предметов и разных понятий, подлежащих счету

(огонь, доска, решение )

1.собственные существительные (Наталья, Одесса, Кавказ ), 2.собирательные существительные (детвора, молодежь, зелень) ,

3.вещественные существительные (черника, капуста, медь) ;

4.отвлеченные существительные (вместимость, милосердие, поэзия)

1.названия парных предметов или предметов, состоящих из нескольких частей (сани, очки, ножницы, брюки, весы, хоромы, грабли) ,

2.названия отвлеченных действий, игр, обрядов (дебаты, выборы, жмурки, именины, крестины, прятки) ,

3.названия определенных временных промежутков (будни, сумерки, каникулы) ,

4.названия веществ, материалов (дрожжи, чернила, макароны, румяна) ,

5.существительные собственные (Афины, Карпаты, Гаваи)

Падеж - словоизменительная грамматическая категория, которая выражает синтаксические отношения существительного к другим словам в словосочетании и предложении.

19.4. Склонение существительных

Таблица 1 раскрывает содержание понятия склонение в первом значении, таблица 2 - во втором.

Таблица 1

Таблица 2

19.5. Переход слов других частей речи в существительное

Переход в разряд имен существительных других частей речи называется субстантивацией.

Сравним: детская одежда - оборудованная детская

дежурный врач - дежурный по столовой

ребенок, учащийся в школе - учащийся школы

Дата: 2010-05-18 10:43:01 Просмотров: 3197

Loading...Loading...