Примерные задания на развитие функциональной грамотности. Тестовое задание по функциональной грамотности Тесты для проверки грамотности чтения выпускников школы

Тест по биологии на развитие функциональной грамотности.

Учитель Почтарь О.Ю. ОСШ№ 17 город Балхаш

1 вариант

Задание 1 . Грудная клетка отсутствует у

а) змей б) ящериц в) черепах г) крокодилов

Задание 2 .Для личинок земноводных характерны:

I. Жаберное дыхание.

II. Только кожное дыхание.

III. Один круг кровообращения.

IV. Два круга кровообращения.

V. Трехкамерное сердце.

а) II, III, V

б ) I, IV, V

в ) I, III

г) IV, V

Задание 3. В каком случае правильно показано место бактерий в экосистеме?

а) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;

б) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;

в) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;

г) мышь – почвенные бактерии – сова – трава

Задание 4.Ферменты слюны расщепляют:

а) белки;

б) углеводы

в) жиры;

г) жирорастворимые витамины

Задание 5. Для свёртывания крови необходимы, помимо прочего:

А) ионы железа;

Б) ионы хлора;

В) аскорбиновая кислота;

Г) ионы кальция

Задание 6.

По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак легких и гортани, эмфизема легких и ишемическая бо­лезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зави­симость в % от числа обследованных людей.

Рак лё гких

неку­рящие

Из них в %

куря­щие

Рак гортани

некурящиерящие

Гортани

куря­

щие

Ишемическая

Болезнь сердца

некурящие­

рящие

Ишемическая

Болезнь сердца

курящие­

1-10

сигарет

1-10

сигарет

1-10

сигарет

11-20

сигарет

11-20

сигарет

11-20

сигарет

31-40

сигарет

31-40

сигарет

31-40

сигарет

1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?

2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязненной среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?

3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?

Задание 7

Прочитайте текст «Возбуждение и торможение» и выполните задание

Возбуждение и торможение

Условием для осуществления любого рефлекса является целостность всех звеньев рефлекторной дуги. Между центральной нервной системой и рабочими органами существуют прямые и обратные связи, лежащие в основе саморегуляции таких функций организма, как дыхание, кровообращение, выделение и т.д. В осуществлении любого рефлекса участвуют два процесса - процесс возбуждения, вызывающий или усиливающий определенную деятельность и процесс торможения, выключающий те нервные центры, которые могли бы мешать осуществлению этой деятельности организма. Процесс торможения противоположен возбуждению: он прекращает, ослабляет или препятствует возникновению рефлекторной деятельности. Возбуждение, возникающее в одних центрах нервной системы, сопровождается торможением в других: нервные импульсы, поступающие в ЦНС, могут задерживать (тормозить) те или иные рефлексы. Явление центрального торможения было открыто И.М. Сеченовым в 1862 г. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения лежит в основе нервной деятельности, регуляции и

координации функций в организме. Например, во время ходьбы чередуется сокращение мышц сгибателей и разгибателей. При возбуждении центра сгибания суставов тормозится центр их разгибания. В этот момент разгибатели расслабляются. При возбуждении центра разгибания расслабляются сгибатели. Так обеспечивается согласованное движение мышц.

Торможение может быть безусловным и условным. Примером безусловного торможения может быть агрессия собаки при попытке отнять у нее еду. Раздражитель - в данном случае человек или другая собака - немедленно тормозит пищевой рефлекс и вызывает агрессию. Торможение условных рефлексов может быть, по И.П. Павлову, внешним и внутренним. Внешнее торможение возникает при действии более сильного раздражителя. Условный слюноотделительный рефлекс у собаки, выработанный на свет, тормозится сильным звуком звонка. Внутреннее торможение возникает в отсутствии безусловного раздражителя. Если не подкреплять условные рефлексы собаки лакомством, то они затормозятся.

(По Шустановой ТЛ.)

Используя содержание текста «Возбуждение и торможение», укажите звенья рефлекторной дуги и объясните, что образуется в коре мозга при формировании условного рефлекса и возникновении условного торможения.

Задание 8

Прочитайте текст «Прокариотические и эукарио-тические клетки» .

Прокариотические и эукариотические клетки

Электронный микроскоп выявил фундаментальные отличия между эукариотическими и прокариотическими клетками. Предполага¬ется, что прокариотические (бактериальные) клетки возникли раньше эукариотических. Бактериальным клеткам присущи все жизненные функции, но у них нет окруженных мембраной органелл, имеющихся в эукариотических клетках, а именно митохондрий, эндоплазматической сети, хлоропластов, лизосом и комплексов Гольджи. Самое же важное их отличие заключается в том, что у них нет и окруженного мембраной ядра. Именно этот признак является решающим при делении клеток на прокариотические и эукариотические. Прокариотическая ДНК представлена одной свернутой кольцевой молекулой. Рибосомы в прокариотических клетках имеются, но они здесь мельче, чем в цитоплазме эукариотических клеток.

У прокариотических клеток имеются клеточные стенки, несколько иного химического состава, чем у эукариотических клеток. Вакуолей с клеточным соком у прокариотических клеток нет, нет и пищеварительных или сократительных вакуолей, которые присутствуют в эукариотических клетках животных.

Используя содержание текста «Прокариотические и эукариотические клетки», укажите три процесса, которые происходят как в прокариотических, так и в эукариотических клетках.

Задание 9

В таблице отражены данные изменения сухой массы насекомых (в миллиграммах) в течение года в экосистеме кустарников в Аргентине.

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1,3

0,8

1,7

1,6

0,7

1,2

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

0,3

0,4

0,5

0,5

1,0

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1) С какими процессами связаны колебания численности насекомых?

2) На какие месяцы приходятся пики размножения насекомых?

3) Объясните, почему именно так, как отражено в таблице и на графике, колеблется биомасса насекомых.

Задание 9

Прочитайте текст

Прямое и непрямое развитие организмов

Прямое развитие происходит без превращений. В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у ряда насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из икринки рыбы выходит малек, похожий на взрослую особь, но отличающийся от нее размерами, недоразвитием чешуи и плавников, а человек рождает маленького ребенка, не умеющего ходить, говорить и т.д.

У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растет, линяет и превращается во взрослое насекомое или имаго.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка, совершенно не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым или развитием с метаморфозом, т.е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению. Развитие с превращением характерно для ряда насекомых и земноводных. У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку - неподвижную стадию. Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое.

Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук, листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению.

Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит у земноводных. Из яйца выходит личинка - головастик. Внешне он напоминает малька рыбы, дышит жабрами и передвигается с помощью плавников. Через некоторое время у него формируются конечности, развиваются легкие, исчезает хвост. Через два месяца после выхода из яйца головастик пре-вращается во взрослую лягушку. Однако некоторые земноводные развиваются с неполным превращением, например аксолотли. Их личинки достаточно крупных размеров живут в воде, имеют пятипалые конечности, дышат жабрами и способны к размножению.

Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», укажите основные особенности организмов, развивающихся с полным превращением, отличающие их от организмов, развивающихся с неполным превращением.

Задание 10

Культуру, содержащую 20 бактерий в 1 мл, поместили в парное молоко и поставили его в теплое место. Таким образом, исследователи создали идеальные условия для развития бактерий. В таблице отражены данные, показывающие изменение численности бактерий на протяжении нескольких часов.

Число бактерий

Время

1 час

100

2 часа

1000

3 часа

10000

4 часа

100 000

5 часов

1000 000

6 часов

1000 000

7 часов

750 000

8 часов

700 000

9 часов

700 000

10 часов

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1) Как изменяется количество бактерий с течением времени?

2) Чем объясняется тот факт, что через 6-7 часов число бактерий начинает снижаться?

3) Почему число бактерий начинает снижаться, а затем стабилизируется?

Задание 11

Какой участок рефлекторной дуги нужно уда­лить у собаки, что бы выработанные у нее ус­ловные пищеварительные рефлексы исчезли? Ответ объясните.

Ответ:Удалить чувствительный нейрон

Задание 12

Навеска сухих семян массой 20 г была замочена в воде. После набухания семян масса навески составила 50 г.

1. Сколько воды по отношению к массе первоначальной навески (в процентах) поглотили при набухании семена?

2. Как поступает вода в семена при набухании?

Задание 13 .Как объяснить тот факт, что у некоторых растений (манжетка, примула, ива и др.) незадолго перед дождем или после влажной и теплой ночи появляются «слезы» (капли воды) на кончиках листьев?

Ответ: (У этих растений имеются водные устьица – гидатоды – выделяющие воду в капельно-жидком состоянии. Этот процесс называется гуттацией. Водные устьица всегда открыты, так как не имеют механизма закрывания – открывания. Вода, нагнетаемая корневым давлением с определенной силой в условиях затрудненного испарения (перед дождем, после влажной, теплой ночи) выделяется в виде капель – слез на кончиках листьев).

Задание 14 Клевер красный в Европе начали культивировать с 14 века. Это произошло в Германии.

А. Какое происхождение имеет слово «клевер»?

Б. Кто способствовал распространению клевера красного в Европе?

В. Почему клевер красный включают в кормовой севооборот?

Ответ:

(А. Слово «клевер» произошло от немецкого «клее».

Б. Насекомые – опылители, в частности, шмели.

В. Как у любого бобового растения корни клевера содержат бактериальные клубеньки – колонии азотфиксирующих бактерий. После отмирания клубеньков почва обогащается азотом).

Задание 15 Известно, что фотопериодизм играет большую роль в жизни растений. Как узнать, что продолжительность дня служит сигналом для наступления сезонных изменений в жизни растений?

А. Надо одно растение поставить на свет, а другое – в темное место.

Б. Следует одно растений выращивать в условиях длинного дня (с дополнительным освещением), а другое – в условиях короткого дня (10ч.) и выявить изменения в их развитии

В. Надо поместить растение в условия короткого дня (10 ч.) и следить за изменениями в его развитии.

Г. Следует поместить растение в условия длинного дня (14 ч.) и следить за изменениями в его развитии.

Колесниченко Наталья Георгиевна - учитель русского языка и литературы ОСШ № 11 г.Караганды

Гафиятуллина Алла Михайловна - учитель русского языка и литературы ОСШ № 11 г.Караганды

Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся 8-9 классов

Цель: подготовка учащихся к международному исследованию PISA и развитие функциональной грамотности.

Текст №1. «ЗЕЛЕНЫЕ КРЫШИ»

В мегаполисах, где отдается много природного пространства под застройку, зеленая кровля является идеальным решением для компенсации ущерба, нанесенного природе. Этот способ устройства крыши стал особо актуален с учетом того обстоятельства, что стоимость квадратного метра земли чрезвычайно высока, и использование свободных площадей крыш дало возможность восполнить дефицит зеленых зон, устраивать на крышах зданий места для отдыха и проведения досуга.

Озеленение крыш - термин, обозначающий частично или полностью засаженные живыми растениями крыши зданий.

Родиной "зеленых крыш" считают Ассирию и Вавилон (2500 лет назад). Но самыми известными, конечно же, остаются висячие сады Семирамиды, известные как седьмое чудо света.

Сегодня лидерами по части взращивания зеленых культур на крышах являются Великобритания, США, Германия и Швейцария.

Создание зеленых крыш выгодно по нескольким причинам:

1.Зеленые крыши фильтруют воздух, борясь с различными его загрязнениями, в том числе с СО2 (углекислый газ).

2.Растительность и почва обеспечивают хорошую шумоизоляцию.

3.Зеленые крыши накапливают ливневую воду, её можно очистить и применять в быту.

4.Зеленые крыши отфильтровывают тяжелые металлы и другие загрязняющие компоненты дождевой воды.

5.Наличие зеленых крыш увеличивает количество представителей живой природы на застроенной городской территории.

Однако несмотря на то, что тяжелая экологическая обстановка в Казахстане требует заботы о чистоте окружающей среды, напрямую влияющей на здоровье граждан, идею зеленых крыш не разрабатывают в республике, ссылаясь на климатические условия.

В нашем родном городе Караганда на сегодняшний день всего 7 парков и 28 скверов и бульваров. При численности населения 453 тысячи человек на каждого жителя приходится 6,4 кв.м зеленых насаждений общего пользования, что составляет только 40% от нормативных рекомендаций. Где же выход? (Текст составлен на основе исследовательской работы«Зеленыекрыши»учителя географии ОШ№ 37 г.КарагандыРогозиной Т.Г.)

Задание №1

Опираясь на текст, ответь, почему в современном мире стали актуальными «зеленые крыши»?

Критерии оценки:

Это задание на поиск информации в тексте. Правильный ответ заключен в первом предложении. Если ученик отвечает правильно (допускается замена слов, не искажающих при этом смысл фразы), он получает за ответ 1 балл.

Если ответ неверный – 0 баллов.

Задание №2

Используя информацию из текста, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом.

Нет информации

Критерии оценки:

Правильные ответы

Нет информации

Родиной «зеленых крыш» являются Ассирия и Вавилон

Понятия «зеленые крыши» и «зеленые легкие земли» являются синонимичными

Лидером по озеленению крыш является Япония

В Казахстане нет необходимости внедрения «зеленых кровель»

В нашей стране ведется активная пропаганда по внедрению «зеленых крыш» в крупных городах

«Зеленые крыши» можно использовать для выращивания овощей, фруктов и прочей зелени

5-6 правильных ответов – 1 балл.

Менее 5 правильных ответов – 0 баллов.

Задание № 3.

Рассмотрите эти два рисунка. Что между ними общего и чем они различаются? Запишите свой ответ.

Ответ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис.1 Рис.2

Критерии оценки:

При оценке ответа обращается внимание на использование учеником следующих ключевых слов: сады Семирамиды, висячие сады,седьмое чудо света, Вавилон, мегаполис, загрязнение воздуха, застройка, эстетический вид, озеленение, место для отдыха, чистый воздух.

Допускается замена ключевых слов на синонимичные слова и выражения.

Если ученик провел параллели между этими двумя рисунками, смог установить взаимосвязь между ними, а также четко определил различия, за свой ответ получает 2 балла.

Если нашел только сходства, но не нашел различия – 1 балл.

Если нашел различия, но не нашел сходства – 1 балл.

Если употребил 1-3 из всех предполагаемых ключевых слов – 1 балл.

Если не нашел сходства и различия – 0 баллов.

Если увлекся подробным описанием висячих садов, но не сделал выводы – 0 баллов.

Задание №4

Перед вами несколько элементов из схемы «Конструкция зелёной крыши». Посчитайте, сколько орфограмм в каждом названии, заполните таблицу ниже и на основе полученных данных начертите график.

Компоненты

Количество орфограмм в слове


Критерии оценки:

Правильные ответы

Компоненты

Количество орфограмм в слове


Правильная кривая на графике – 2 балла.

Правильно заполнена таблица, но неправильно построен график – 1 балл.

В таблице 1-2 ошибки (а значит, что и график построен неправильно) –

Более 2 ошибок в таблице (график построен неверно) – 0 баллов.

Задание №5

Согласны ли вы с тем, что «зеленые крыши» порой называют «пятым фасадом» здания? Свой ответ аргументируйте.

Ответ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

Ученик согласен с данным высказыванием, а затем аргументируетсвой ответ в 3-4 предложениях. В ответе должны присутствовать ключевые слова либо слова, синонимичные им: фасад, здание, лицевая часть, внешняя сторона, архитектура, декор, назначение, образ.

Если есть ключевые слова или синонимичные им слова, приведены два и более аргумента, ответ лаконичный и содержит выводы, использованы обороты речи « я считаю», «поэтому», « таким образом» и т.п. – 2 балла.

Если есть ключевые слова или синонимичные им слова, но нет аргументов или аргументы неубедительные – 1 балл.

Если в ответе нет понятия «фасад» или толкования этого слова -- 0 баллов.

Если в ответе нет ни одного из ключевых слов – 0 баллов.

Если ученик не согласен с данным высказыванием – 0 баллов.

– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.

Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.

– Ловко... И где же ты его нашёл?

– А на дороге.

– И ты не знаешь, чей это кнут?

Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:

– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.

И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:

– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.

Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.

– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего...

Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:

– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься...

Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.

Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.

(261 слово)

(В. Волков)

1. Определи героев произведения.

а) Дед, внук, дед Егор;

б) внук, дед;

в) внук, дед, Вовка.

2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.

а) В городе;

б) в селе.

3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

б) утром, днем, вечером;

в) утром, вечером.

4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?

5. Где Вовка нашел кнут?

6. В чем была радость обладания кнутом?

а) Звучно щелкать;

б) хвастать перед ребятами;

в) хранить под подушкой.

7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?

8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?

а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;

б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.

9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?

10. Какой совет дал дед внуку?

11. Какое значение вкладывает дед в слова:

а) покумекать;

б) головастый/

12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?

13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Совет деда.

б) Облегчение от принятого решения.

в) Хвастовство находкой.

г) Нежелание отдать кнут хозяину.

14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.

15. Какой нравственный урок получил внук?

Правильные ответы к заданиям

коса, сад, огороды, заогородная тропка

на дороге

кнут чужой взял и деду соврал

увидит хозяин

спрятать кнут под подушку

подумать

Примерные задания на развитие функциональной грамотности.

8 класс, раздел «Здоровье»

1. Тема «Химические ожоги»

Внимательно прочитайте предложенный текст, используя информацию текста, ответьте на вопросы.

Химические ожоги – обычный результат беспечности при работе с реактивами в лаборатории, на уроках химии, в быту. Механизм действия кислот и щелочей заключается в основном в их воздействии на клеточные белки. Под влиянием кислот на коже возникают сухие, строго ограниченные струпья желто – коричневого цвета и даже черного цвета; щелочи вызывают образование сероватых мокнущих струпьев, резко не ограниченных. Знание внешней картины химических ожогов необходимо потому, что первая помощь при ожогах обусловленных кислотами, отличается от первой помощи при ожогах, вызванных щелочами.

Первая помощь. Сначала у пострадавшего участок ожога освобождают от одежды. При этом оказывающий помощь должен следить за тем, чтобы самому не обжечься кислотой или щелочью. Затем места, пораженные кислотой, обливают сильной струей воды, 3% раствором питьевой соды или же мыльной водой. После обмывания ожоговые поверхности засыпают порошком питьевой соды или перевязывают чистой марлей или бинтом.

Средства первой помощи при ожоге кислотой

Мыльная вода

Двууглекислая сода

Стерильная марля

вата

бинт

Средства первой помощи при ожоге щелочью

лимон

уксус

Стерильная марля

вата

бинт

Поверхности тела, пораженные щелочами. Обмывают уксусной водой или же лимонным соком. Затем засыпают порошком лимонной кислоты и перевязывают чистым бинтом.

Вопрос№1. Как отличить ожог кислоты от ожога щелочью? (Знание)

_____________________________________________________________________________

Вопрос № 2. Для чего при ожоге кислотой пораженный участок обмывают сильной струей воды? (Понимание)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос№3. Можно ли получить химический ожог лимонной кислотой или раствором соды? (Применение)

Можно, если раствор лимонной кислоты или соды будет концентрированный

Да/Нет

Нельзя, так как данные вещества являются общедоступными и продаются в продуктовых магазинах

Да/Нет

Вопрос №4. Почему при ожогах кислотой и щелочью средства первой помощи различны? (Анализ)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос №5. Почему при химических ожогах нельзя смазывать пораженный участок кожи зеленкой или йодом? (Синтез)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос № 6. Обоснуйте применение резиновых перчаток при чистке раковин и кухонной плиты современными чистящими средствами. (Оценка)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 класс, раздел «Здоровье»

2. Тема: «ПРИВИВКИ ПРОТИВ ГРИППА»

Макпал в школе выдали информационный листок, в котором говорится: «Самый лучший способ борьбы с вирусом гриппа – это иметь здоровое тело. Ежедневная гимнастика и определённый рацион, который содержит много овощей и фруктов, рекомендуется, прежде всего, чтобы помочь иммунной системе бороться с вирусом. Но есть ещё один способ борьбы с этим опасным врагом - вакцинация. Прививки бесплатные и доступные всем. Участие добровольное. По утверждению медицинских работников вовремя проведённая вакцинация поможет избежать заболевание или переболеть в лёгкой форме. Однако она может вызвать побочные эффекты, такие как усталость, небольшая температура и боль в руке.

Несмотря на то что, ежегодно в республике тратятся миллионы на закупку вакцин, иммунизацию проходит только 10 % населения. Для сравнения, что в странах Европы иммунизацию проходят 70% населения».

Вопрос 1: Способы повышения иммунитета.

Что из перечисленного повышает иммунитет?

А. Рацион содержащий овощи и фрукты

В. Посещение людных мест

С. Употребление энергетических напитков

D . Сменить место жительства

Вопрос 2: Причины вакцинации

А. Почему необходима вакцинация населения?

Обоснуйте ответ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Каковы причины заблаговременной ежегодной вакцинации населения?

Обоснуйте ответ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3:

Ученик в мини проекте сравнил посещаемость уроков физкультуры и заболеваемость гриппом в классах. Результаты исследования приведены ниже:

Результаты исследования:

Посещение уроков физкультуры

% заболевших

Регулярное

Нерегулярное посещение

Практически не посещал

Какая закономерность существует между этими двумя показателями?

Выбери верный ответ и обоснуй:

А. Прямая зависимость

В. Обратная зависимость

С. Показатели независимы

Вопрос 4: Распространение вируса A/ H 1 N 1.

В Казахстане зарегистрировано 11 случаев A/ H 1 N 1. Пороговые уровни превышены только в трёх регионах: ВКО, ЗКО и Жамбылская область.

Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке

Укажите причину того, что в перечисленных областях уровень заболеваемости выше, чем в других регионах Казахстана?

Да или Нет

Высокая плотность населения в областях

Да / Нет

Все расположены в разных климатических областях

Да / Нет

Особенности рельефа

Да / Нет

Вопрос 5: Профилактика гриппа

Предложите свой вариант повышения мотивации у населения для прохождения вакцинации против вируса гриппа.

Обоснуйте ответ: _____________________________________________________________________________

9 класс, раздел: «Строение и состав клетки».

3. Тема: « Клетка»

I .Запоминание.

Задание № 1: Обозначьте органоиды животной клетки.

II . Понимание

Задание № 2: Определите правильно ли данное высказывание (да – нет).

Органоиды

Варианты ответа да – нет

    ЭПС – это часть комплекса Гольджи.

    Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи.

3.Шероховатая ЭПС покрыта рибосомами.

4.Цитоскелет выполняет защитную функцию.

5.Включения – это непостоянные образования клетки.

6.Клеточная стенка есть только у растений.

    У растений нет клеточного центра.

III . Применение Задание №3 Составьте кроссворд по теме « Клетка», используя ключевыми словами главные ее органоиды.

IV . Анализ Задание №4 Установите соответствие между органоидами и их функциями.

Органоид

Функция

1.Мембрана

А.Осуществляют биосинтез белков (соединяют аминокислоты в белок)

2. Центриоли или клеточный центр

Б.образуется «веретено деления» - специфический органоид, который равномерно распределяет хромосомы по дочерним клеткам

3.Лейкопласты

В.Осуществляют движение клетки

4.Лизосомы

Г.Разлагают вредные и или питательные вещества, осуществляют автолиз

5.Ядро

Д.Внутриклеточный транспорт веществ. Синтез жиров, биосинтез белков и углеводов

6.ЭПС – эндоплазматическая сеть

Е.Синтезирует мембранные пузырьки, осуществляет хранение веществ, внутриклеточный транспорт, модификацию и синтез белков и углеводов

7. Жгутики, реснички.

Ж.Внутриклеточное (тургорное) давление в растительных клетках

8.Комплекс Гольджи

З.Управление жизнью клетки, формирование рибосом

9.Хлоропласты

И.Хранение и передача наследственной информации

10.Митохондрии

К.Синтез АТФ и некоторых жирных кислот

11.Настоящая вакуоль

Л. Осуществляют фотосинтез

12.Рибосомы

М.Накапливают крахмал

13.Хромопласты

Н.накапливают питательные или вредные вещества

14.Хромосома

Защищает клетку, осуществляет избирательную проницаемость, фаго – и пиноцитоз

1______, 2_______,3_______, 4______, 5_______, 6_______, 7______, 8_______, 9_______,

10______, 11_______, 12_______, 13_______, 14_______.

V . Синтез

Парная работа. Задание для парной работы. Ученик бойко отвечал у доски, раскрывая процесс фотосинтеза, но допустил ошибки. Найдите их.

Скорость синтеза органических веществ в клетке постоянно меняется в зависимости от ситуации. Утром и днём процесс фотосинтеза, как правило, осуществляется медленнее, чем вечером. В солнечный день синтез идёт быстрее, чем в пасмурную погоду. В клетке также работает система саморегуляции биосинтеза белков. При этом учитывается потребность клетки в этом органическом соединении на данный момент.

VI . Оценивание C делайте буклет о 5 –ти самых значимых функциях клетки. Аргументируйте свой выбор.

Важный макроэлемент

Калий содержится во всех тканях организма человека. Но, в отличие от натрия, калий в преобладающем количестве преобладает внутри клеток. Ион калия играет важную роль в некоторых физиологических и биохимических процессах, например, он участвует в проведении нервных импульсов. Определённая концентрация калия в крови необходима для нормальной работы сердца (3,5-5,0 ммоль/л). В организм калий поступает главным образом с растительной пищей; суточная потребность в нём составляет 2-3 грамма.

Вопрос 1: Сергей ведёт здоровый образ жизни. По утрам бегает по парку. Вредных привычек у Сергея нет. Соблюдает режим питания, ест только мясо, яйца, масло, и балует себя сырами разных сортов. В 25 лет он прошёл плановый медицинский осмотр. Результаты анализа огорчили его лечащего врача.

Результат

биохимического анализа крови

Имя: Сергей

Фамилия: Смирнов

Возраст: 25 лет

Калий: 3 ммоль/л

Почему у Сергея низкий уровень калия? Какие рекомендации мог дать ему лечащий врач.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты биохимического анализа крови за год

Месяц

Содержание калия

3,1

3,3

3,6

4,1

4,4

4,6

4,9

Решил ли Сергей свои проблемы со здоровьем? Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Микронуриенты

Витамины содержатся в пище (или в окружающей среде) в очень малых количествах, и поэтому относятся к . К витаминам витаминологией .

Вопрос 1: Больному поставлен диагноз: «Авитаминоз витамина А». Почему врачи рекомендовал пациенту есть больше красномякотных овощей (моркови, томатов, перца), хотя витамина в них нет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 2: К врачу обратился больной с патологией желчевыводящих путей и

поджелудочной железы. Авитаминоз каких витаминов можно ожидать в этом случае? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3: В медико-генетическую консультацию обратилась семейная пара по поводу бесплодия. Обследование у специалистов не обнаружило каких-либо отклонений в здоровье. Лишь при детальном опросе было выявлено, что женщина длительно придерживается преимущественно молочной диеты с практически полным отсутствием овощей в рационе. Какой диагноз был поставлен врачом? Какое лечение назначено? Каков прогноз для этой семьи в отношении деторождения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Loading...Loading...