Высшая нервная деятельность роль сеченова. Роль и вклад И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

Отцом русской физиологии называли И.М.Сеченова корифеи науки К.А.Тимирязев и И.П.Павлов. В самом деле, до него никто не проводил опытов по исследованию головного мозга. Их итогом явилась психофизиологическая и философская работа «Рефлексы головного мозга» (1863). С нее начинаются исследования высшей нервной деятельности. Вот ее основные положения.

В основе психического развития лежит память . Выделенные Сеченовым несколько типов памяти - зрительная, осязательная, слуховая, мышечная, ассоциативная - исследуются в последующей физиологии. Добавим к этому открытие им явления торможения в центральной нервной системе, вскрытие психологических механизмов мышления и станет ясно основополагающее значение и вклад работ И.М.Сеченова в развитие представлений о высшей нервной деятельности.

Идеи И.М.Сеченова оказали большое влияние на молодого И.П.Павлова. На протяжении сорока лет И.П.Павлов разрабатывал их, наряду с исследованиями по фармакологии, физиологии кровообращения, пищеварения, что привело к новому этапу в его творчестве - изучению высшей нервной деятельности. В 1923г. появился его обобщающий труд «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных», а затем последовали «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927) и другие работы.

Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы.

4 типа высшей нервной деятельности человека

Исследования И. П. Павловым взаимоотношений возбуждения и торможения, их силы и продолжительности позволили выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности человека.

  1. Неуравновешенный тип. При нем преобладают процессы возбуждения над процессами торможения.
  2. Уравновешенный тип с большой подвижностью нервных процессов.
  3. Уравновешенный тип с малой подвижностью нервных процессов.
  4. Слабый тип. У таких индивидуумов слабо развиваются как возбуждение, так и торможение.

Эти четыре типа высшей нервной деятельности, открытые И.П.Павловым, соответствуют четырем типам темпераментов (характеров) людей.

  • Со времен Гиппократа неуравновешенный тип с преобладанием возбуждений относят к холерическому темпераменту;
  • уравновешенный с большой подвижностью возбуждения и торможения свойствен сангвиническому характеру;
  • уравновешенный тип с небольшой подвижностью одних и других процессов присущ флегматичным людям;
  • слабый тип со слабым возбуждением и торможением присущ людям меланхолического темперамента.

Но следует отметить, что людей с абсолютно «чистым» типом темперамента не встретишь, у конкретных людей лишь преобладает какой-либо из типов.

Открытие И.П.Павловым второй сигнальной системы, присущей только человеку, заложило основу для разработок вопросов мышления, возникновения и развития речи.

Значение слова по И.П.Павлову

По И.П.Павлову, слово представляет для человека условный раздражитель, вызывающий раздражения, воспринимаемые и перерабатываемые корой большого мозга. Следовательно, вторая сигнальная система с ее речевым аппаратом является физиологической основой мышления. Слова - это «сигналы сигналов», т.е. сигналы для работы первой сигнальной системы.

Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый при помощи языка и речи. Если для животных слова - это звуки, раздражители, то для человека - это понятия. Они действуют своим содержанием, смыслом. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему их (слова) используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств.

Точно так же слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов. На этот счет возникло целое направление в медицине - врачебная этика - учение о нравственных началах в деятельности врача, включающее и значение слова.

Речь появилась в результате общения людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основу отвлеченного мышления и определяет поведение людей. Посредством речи осуществляются анализ и обобщение информации, а также - суждения и выводы. Речь отражает интеллект.

Иван Сеченов - выдающийся российский ученый. Ему впервые в истории удалось обосновать рефлекторную природу бессознательного поведения. Сеченов является создателем физиологической школы. Опираясь на результаты многолетних исследований, он доказал, что основу психических явлений составляют физиологические процессы в организме. Кроме того, ученый продемонстрировал, что физиология индивидуума может быть изучена объективными методами.

Жизнь и научная деятельность И. Сеченова

Иван Сеченов родился в 1829 году в Нижегородской области. В 1848 году он закончил Петербуржский Военный инженерно-технический университет, однако военная карьера для него не сложилась. Через несколько лет Сеченов вышел в отставку в звании подпоручика. В то же время он поступил на медицинский факультет Московского университета в статусе вольного слушателя. Ученый посещал лекции Т. Грановского и П. Кудрявцева, что позволило ему получить глубокие знания в области культурологии и педагогики, истории, философии, теологии и медицины.

Получив докторскую степень в 1856 году, Сеченов отправился за рубеж с целью изучения физиологии. В 1856-1859 годах он работал в берлинских лабораториях Мюллера, Дюбуа-Реймона и Хоппе-Зейлера. Здесь ученый подготовил следующую диссертацию, тема которой касалась физиологии алкогольного опьянения. Ее он защитил в 1860 году в Петербуржской Медико-хирургической академии. В это же время он организовывает одну из первых российских физиологических лабораторий. В 1876-1888 годах Сеченов работал на профессорской должности в отделении анатомии, гистологии и физиологии при зоологической кафедре физико-математического факультета Петербуржского университета. В 1901 году ученый уходит на заслуженный отдых, однако продолжает экспериментальную работу и преподавательскую деятельность.

Выдающиеся заслуги Сеченова

К 1868 году Иван Сеченов окончательно сформировал свою физиологическую школу. В 1866 году он выдал книгу «Физиология нервной системы», которая и по нынешний день используется в качестве фундамента для изучения процессов, происходящих в живых организмах. Научный труд 1879 года «Элементы мысли» стал настоящей революцией в области психологии. До Сеченова никому не удавалось настолько четко сформулировать основополагающие принципы мышления человека.

Организованная академиком физиологическая лаборатория, работавшая при Медико-хирургической академии, являлась крупнейшим исследовательским центром. Здесь проводились научные изыскания, касающиеся не только физиологии, но и фармакологии и клинической медицины. Курс лекций, которые ученый подготовил в период работы в Московском университете, стал основой труда «Физиология нервных центров», увидевшего свет в 1891 году. А в 1901-м ученый заканчивает работу над «Очерком рабочих движений человека». Перед этим совместно с М. Шатерниковым академик разрабатывает принцип действия портативного дыхательного аппарата. В 1902 году Сеченов оформляет свой следующий труд «Предметная мысль и действительность».

В 1905-м жизнь величайшего ученого оборвалась. Но впоследствии его труды оказали значительное влияние на развитие таких наук, как психология и медицина, биология, естествознание и общая теория познания. При этом отдельные опытные разработки академика весьма пригодились в газотранспортной отрасли, а также в сфере нефтегазодобычи.

Какой вклад в науку Вы узнаете из этой статьи.

Сеченов Иван Михайлович вклад в науку кратко

Вклад Сеченова в физиологию нельзя переоценить. Он является основоположником физиологической школы , которую он в 1868 году окончательно сформировал. Занимаясь исследованием в сфере физиологии, он написал книгу под названием «Физиология нервной системы». Она и сегодня считается фундаментальным знанием для изучения тех процессов, которые происходят в организмах живых существ.

Его физиологическая школа функционировала в Медико-хирургической академии, Петербургском, Новороссийском и Московском университетах. Он был первым, кто ввел в практику ведения лекций новый метод — демонстрации эксперимента. Он проводил эксперименты и исследования в области биологии, психологии и медицины.

В 1862 году он в лаборатории Бернара проверил экспериментальную гипотезу касательно влияния на двигательную активность центров головного мозга. Еще один важный вклад Сеченова в развитие физиологии – это разработанная им концепция о неспецифических системах мозга.

Сеченов вклад в медицину

Он был первым, кто занялся полным извлечением из крови всех газов и рассчитал их количество в эритроцитах и сыворотке. Важных результатов Сеченов достиг, изучая роль эритроцитов в процессах переноса и обмена углекислоты. Ученый впервые доказал, что в эритроцитах углекислота находится в состоянии не только физического растворения, а также химического нестойкого соединения с гемоглобином. Результатом исследований Сеченова является вывод о том, что эритроциты – это переносчики кислорода к тканям от легких и углекислоты к легким от тканей. Также академик вместе с Шатерниковым разработал портативный дыхательный аппарат.

Вклад Сеченова в психологию

В 1873 году Сеченов опубликовал «Психологические этюды», которые стали итогом его вклада в психологию. Он исследовал, цитата — «радикальное перемещение отправного пункта психологического мышления с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, к объективному поведению».

Но настоящей революцией в сфере психологии стала научная работа под названием «Элементы мысли», выданная в 1879 году. До этого четко сформулировать принципы мышления человека не удавалось никому.

Делая упор на достижения физиологии в области органов чувств, он развил теорию о мышце как органе познания временно- пространственных отношений вещей. Мышца, посылая чувственные сигналы, позволяет мышлению строить образы внешних предметов и предметные связи.

Сеченов вклад в биологию

Делая опыты на блуждающем сердечном нерве черепахи, Сеченов открыл тормозящие действие . Он довел, что сильное нервное раздражение активирует двигательные рефлексы, сменяющиеся угнетенной рефлекторной деятельностью. Данную закономерность позже назвали рефлексом Сеченова.

Также академик проводил опыты на мозгу лягушки. Сначала он делал на них разрезы и потом тщательно наблюдал над рефлексами каждой частички. В результате он пришел к выводу, что в мозге существуют центры, которые задерживают отраженные движения.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Сеченов в науку.

Каковы заслуги И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности? и получил лучший ответ

Ответ от



Во времена Сеченова представления о работе мозга были весьма ограниченными. В середине XIX в. еще не существовало учения о нейроне как структурной единице нервной системы. Не существовало и понятия о си­напсе. До Сеченова рефлекторный прин­цип применялся лишь к деятельности спинного мозга.
И. М. Сеченов впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. В 1862 г. в экспериментах на лягушках, с послойной перерезкой и раздражением центров головного мозга кристалликами поваренной соли он показал, что в зрительных буграх и продолговатом мозге имеются механизмы, активно задерживающие рефлекторные движения. Таким образом, он открыл центральное (сеченовское) торможение и впервые продемонстрировал, что на­ряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе существует другой активный процесс - торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.

И. М. Сеченов сформулировал также одно из важнейших материалистических положений физиологии - концепцию о единстве организма и внешней среды: «Среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяю­щим организацию… Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
Иван Петрович Павлов (1849-1936 гг.; рис. 189) - великий русский уче­ный, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор эксперимен­тальных методов исследования поведения животных (физиологии больших по­лушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы. Сначала он изучал нервы, регулирующие работу сердца. Затем, сделав заключение о воз­можности подобных механизмов регу­ляции и для других внутренних орга­нов, заинтересовался нервной регуля­цией пищеварения, и в частности, поджелудочной железы. Руководил фар­макологическими и физиологическими исследованиями, выполнил свою дис-сертацию «Центробежные нервы сердца» на степень доктора медицины. Начал исследования по физиологии пищеварения, которые потом принесли ему мировую славу. В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии, а с 1895 - кафедры физиологии Военно-медицинской академии.

И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».

Ответ от Вап вап [новичек]
Роль И. М. Сеченова, И. П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности.
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905 гг.)
Рефлекторная теория является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины. Выдающийся вклад в ее развитие внес Иван Михайлович Сеченов (1829-1905 гг., рис. 188) - великий русский ученый, русской физиологии, основатель русской физиологической школы, основоположник учения о рефлексах головного мозга и научной психологии.
В 1856 г. он с отличием окончил медицинский факультет Московского университета. Самой замечательной областью его исследований физиология центральной нервной системы.
Во времена Сеченова представления о работе мозга были весьма ограниченными. В середине XIX в. еще не существовало учения о нейроне как структурной единице нервной системы. Не существовало и понятия о синапсе. До Сеченова рефлекторный принцип применялся лишь к деятельности спинного мозга.
И. М. Сеченов впервые распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. В 1862 г. в экспериментах на лягушках, с послойной перерезкой и раздражением центров головного мозга кристалликами поваренной соли он показал, что в зрительных буграх и продолговатом мозге имеются механизмы, активно задерживающие рефлекторные движения. Таким образом, он открыл центральное (сеченовское) торможение и впервые продемонстрировал, что наряду с процессом возбуждения в центральной нервной системе существует другой активный процесс - торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы.
Сеченов выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности. И впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов. Его труд «Рефлексы головного мозга» (1863 г.)
И. М. Сеченов сформулировал также одно из важнейших материалистических положений физиологии - концепцию о единстве организма и внешней среды: «Среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию… Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
Иван Петрович Павлов (1849-1936 гг.; рис. 189) - великий русский ученый, создатель учения о высшей нервной деятельности, новатор экспериментальных методов исследования поведения животных (физиологии больших полушарий головного мозга), основатель крупнейшей физиологической школы. Сначала он изучал нервы, регулирующие работу сердца. Затем, сделав заключение о возможности подобных механизмов регуляции и для других внутренних органов, заинтересовался нервной регуляцией пищеварения, и в частности, поджелудочной железы. Руководил фармакологическими и физиологическими исследованиями, выполнил свою дис-сертацию «Центробежные нервы сердца» на степень доктора медицины. Начал исследования по физиологии пищеварения, которые потом принесли ему мировую славу. В 1890 г. И. П. Павлов был избран профессором кафедры фармакологии, а с 1895 - кафедры физиологии Военно-медицинской академии.
Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента благодаря которому стало возможным изучение процессов пищеварения на целостном, практически здоровом животном.
И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса».

Вклад в развитие физиологии внесли и русские ученые - И. М. Сеченов, И, П. Павлов, Ф. В. Овсянников, Н. Е. Введен­ский и другие, на формирование материалистического мировоззрения кото­рых большое влияние оказали труды революционных демократов-просве­тителей.

отцом русской физиологии по праву считают И. М. Сеченова, с именем которого связаны открытия в различных областях науки. Им изучены закономерности переноса газов кровью, исследован ряд вопро­сов физиологии дыхания, мышечной деятельности, утомления. Наиболее важные исследования касаются физиологии центральной нервной системы, где им сделаны классические открытия - явление суммации раздражений и феномен центрального торможения.

Под непосредственным влиянием И. М. Сеченова формировались взгля­ды многих русских физиологов, в том числе И. П. Павлова - гениального русского ученого, «старейшины физиологов мира». По существу, он явился создателем новой диалектике-материалистической физиологии. Его основ­ные труды посвящены физиологии кровообращения, пищеварения и выс­шей нервной деятельности.

Вслед за И. М. Сеченовым И. П. Павлов четко определил основные прин­ципы материалистической физиологии: единство организма и среды, целост­ность организма, ведущая роль нервной системы в интеграции физиоло­гических функций (принцип «нервизма»).

И. П. Павлов явился основателем синтетического, точнее, аналитико-синтетического направле­ния в физиологии

И. П. Павлов разработал и ввел в экспериментальную практику метод условных рефлексов, который позволил объективно исследовать поведение животных во взаимосвязи с внешней средой. С открытием условных реф­лексов были вскрыты механизмы интеграции физиологических функций и приспособления организма как целого к меняющимся условиям суще­ствования.

Классификация раздражителей. По своей энергетической сущности раздражители могут быть механическими, химическими, термическими, электрическими, а по биологическ значению - адекватными и неадекватными.

Адекватные (соответствующие, специфические) - это раздражители, способные при минимальной энергии раздражения вызывать возбуждение рецепторных аппаратов и клеток, специально приспособленных для восприятия данного вида раздражителя. Так, для клеток сетчатки глаза адекватный раздражитель - световые лучи (кванты света); для слуховых рецепторов- звуковые колебания; для мышечных волокон - нервный импульс; для хемо-рецепторов, воспринимающих газовый состав крови, - углекислота, и т д.

Неадекватные (общие, неспецифические) раздражители также вызы вают ответную реакцию возбудимых структур, но лишь при значительной силе и длительности воздействия (например, ощущение от вспышки света при сдавливании глазного яблока). В эксперименте ответную реакцию возбудимого объекта (нервно-мышечного препарата) можно вызвать многими неспецифическими раздражителями (сдавливанием, воздействием соли, подсушиванием, нагреванием и др.). Однако чаще для этой цели ис-пол^зуют электрические импульсы разной формы.

"Электрический ток считают адекватным раздражителем для возбуди­мых тканей, поскольку их функциональная активность всегда сопровож­дается биоэлектрическими явлениями.


5. Понятие о хроноксии, лабил. Полез.врем….Большая или меньшая скорость тех элементарных (ответных) реакций, которыми сопровождается деятельность ткани или орга­на на частые воздействия раздражителя, называется лабиль­ностью (функциональной подвижностью). Показателем (или мерой) лабильности является наибольшее (максимальное) число ответных реакций, которое ткань или орган способны воспроизве­сти в секунду при частых их раздражениях. Чем больше это число, тем выше лабильность. Наибольшей лабильностью обладает не­рвная ткань - способна воспроизвести ритм раздражений, равный 1000 импульсов в секунду. Лабильность бывает низкой и высокой, соответственно и ткани - низко- и высоколабильные.

Наименьшее время действия раздра­жителя пороговой силы, необходимое для того, чтобы вызвать возбуждение, называется полезным временем. Это очень малая ве­личина, непостоянная и трудно определяемая. Она изменяется в связи с естественными изменениями возбудимости ткани под дей­ствием целого ряда факторов. В связи с этим для оценки возбуди­мости ткани было предложено определять хронаксию. Хронак-сия - это наименьшее время, необходимое для развития ответной реакции ткани, при условии, когда на нее действует раздражитель (электрический ток), равный удвоенной реобазе; измеряется в миллисекундах (мс).


10. Особенности передачи возб в синапсах. Передача возбуждения с нервного волокна на нервную, мы­шечную и железистую клетки осуществляется через специальное структурное образование, с помощью особого механизма и проис­ходит в результате выделения нервными окончаниями химических соединений - медиаторов (передатчиков) нервного импульса. Роль медиатора у животных в скелетных мышцах играет ацетилхолин.

Структурно-физиологическое образование, обеспечивающее передачу возбуждения с нервного волокна на иннервируемую им клетку (мышечную, нервную или железистую), называется синап­сом. В зависимости от расположения и роли различают синапсы: аксоаксональные, аксодендрические, аксосоматические, возбуж­дающие, тормозные, смешанные - с электрической и химической передачей.


6. Понятие о рефлексе, реф дуге. Деятельность нервной системы осуществляется через рефлекс (отражение). Рефлексом называются все процессы в организме, которые возникают в ответ на импульсы, поступающие от рецеп­торов при обязательном участии центральной нервной системы. Примерами рефлексов являются: мигание в ответ на раздраже­ние роговицы; отдергивание конечности от источника вредяшего (ноцицептивного) фактора; слюноотделение в ответ на возбужде­ние вкусовых рецепторов и т. д. Все рефлексы осуществляются только через рефлекторную дугу,то есть через нервные образова­ния. Она включает в себя: а) рецептор; б) афферентный нейрон, проводящий импульс от рецептора в центральную нервную систему; в) нерв-ный центр с эфферентным нейроном " и г) эфферентное волокно, идущее к ра­бочим органам. Если в рефлек­торной дуге повредить хотя бы одно зве­но, рефлексы не осуществляются.

В нормальных условиях возбужде­ние в нервной системе возникает при действии раздражителей на специальные нервные образования -рецепторы. Они трансформируют внешнее раздражение в процессе возбуждения, передающегося в виде нервных импульсов в центральную нервную систему. Рецепторы делятся на две большие группы: 1) экстерорецепторы (внешние)-рецепторы кожи, сли­зистых оболочек полости рта, носа, верх­них дыхательных путей, рецепторы, вос­принимающие действия химических вешеств,- вкусовые и обонятельные, а также слуховой и зритель­ный; 2) интерорецеиторы (внутренние), стимулируемые агента­ми, возникающими в самом организме; среди них различают: ме-ханорецепторы, хеморецепторы, терморецепторы.

Все рефлексы И. П. Павлов разделил на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы являются врожденными, пере­дающимися по наследству, многие из них появляются сразу после рождения. У новорожденного теленка, например, слюна отделяет­ся при попадании молока в полость рта. Эти рефлексы имеют представительство в коре больших полушарий головного мозга, но могут осуществляться без участия коры за счет низших отделов

центральной нервной системы. Условные рефлексы формируются в течение жизни животного, они вырабатыва­ются в результате образования временных связей в высшем отделе центральной нервной системы. Примером условных рефлексов может служить от­деление слюны при виде зна­комого корма. Это натураль­ные условные рефлексы, при которых вид и запах корма всегда сопровождаются актом еды. У щенка, никогда не евшего мяса, его вид и запах не вызывают отделения слюны.


8. Потенциал действия. При действии раздражителя на ткань происходит колебание потенциала покоя, а возникающий в этих условиях ток называется током действия, или потенциалом действия (рис. 3). Причиной его возникновения является изменение ионной проницаемости мемб­раны в участке, на который действует раздражитель: увеличивает­ся поступление ионов натрия во внутрь, а ионов калия - наружу клетки. Это ведет к тому, что поверхность мембраны клетки на месте раздражения становится электроотрицательной, создается разность потенциалов между соседними участками поверхности мембраны клетки, возникает биологический ток, который бежит по мембране клетки. Это и есть биологический ток действия, или потенциал действия.

Восстановление ионного неравновесия в клетках тканей обес­печивает специальная система, которая называется калий-натрие­вый насос. Он представлен специальными переносчиками ионов калия и натрия, которые транспортируют ионы калия внутрь кле­ток, а ионы натрия из клетки во внешнюю среду и восстанавлива­ют ионное неравновесие в клетке. Переносчиками служат белки-ферменты, локализованные в мембране клеток.

Loading...Loading...