Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни. Петанк: история, правила и хитрости франзузской игры

В России есть Национальная федерация петанка, хотя назвать этот спорт широко распространенным довольно сложно. Играть в него довольно интересно, тем более что делать это можно практически везде. Правила петанка предполагают участие от двух до шести человек, также необходим инвентарь. А вот к площадке никаких специальных требований нет. Как же играть?

История петанка

Игры с похожими правилами были известны в Древнем Риме и Греции. Где-то в приоритете была дальность броска круглых камней или деревянных шаров, в других местах ценилась точность. После игра была на некоторое время забыта, однако вернулась в Средние века и очень быстро набрала популярность. В XVI веке она даже некоторое время была запрещена, поскольку считалось, что людям лучше уделять время более полезным в жизни стрельбе из лука и фехтованию, развивающим силу и ловкость.

Несмотря на все препятствия, игра была не забыта и под разными названиями до сих пор существует в странах Средиземноморья и Великобритании. Ну а в своем современном виде она обрела второе рождение во французском Провансе уже в начале XX века.

Секрет популярности прост - правила петанка не предполагают возрастных ограничений и серьезной спортивной подготовки. А играть в него можно практически где угодно - на траве, гравии, земле, песке. На асфальте получается хуже, но тоже можно. Инвентарь тоже прост - до 12 шаров, а также мишень, называемая кошонет. При желании снаряды можно изготовить из подручных средств, например, собрать подходящие камушки. Конечно, это будет уже не совсем петанк, правила игры не будут соблюдены, но скорее всего все равно будет очень весело. Во Франции и Бельгии это почти национальный спорт, которым занимаются все от мала до велика. Одним словом, неудивительно, что люди продолжают играть в петанк.

Правила игры

Участники делятся на две равных команды, каждая из которых получает одинаковое количество шаров. Потом бросается жребий: кому метать на площадку кошонет - маленький шарик, выступающий в качестве мишени. Бросок производится из специально очерченного круга диаметром около полуметра.

Команда, выигравшая жеребьевку или предыдущий раунд, имеет право на первый бросок. Каждый раз, когда снаряд одной команды ложится ближе к кошонету, чем у другой, происходит переход хода. При участии 6 игроков используется до 12 шаров - по два на каждого. Международные правила предусматривают не больше минуты на ход, но при игре с друзьями этим вполне можно пренебречь. Цель состоит в том, чтобы после всех бросков шары одной команды оказались ближе к кошонету, чем снаряды другой. Достичь этого можно, в том числе нарушая вражеские позиции или даже перемещая мишень.

После окончания сета производится подсчет очков - проводятся измерения. Игроки выясняют, насколько далеко от мишени находится ближайший шар одной из команд, и сколько снарядов соперников находится ближе к кошонету. Итог и будет счетом сета. Обычно игра длится до набора 13 очков. В общем и целом правила очень напоминают керлинг, разве что площадка не покрыта льдом, а мишень подвижна.

Кошонет

В переводе с французского это слово означает "поросенок". Обычно он яркий, поскольку должен быть хорошо виден из круга для броска на расстоянии до 10 метров, сравнительно небольшой - всего 3 сантиметра в диаметре, и сделан из дерева, то есть довольно легкий.

Кошонет и шар для броска сильно отличаются как по размеру, так и по весу в пользу последнего. Согласно международным правилам, кошонет может быть перемещен в ходе первого броска или в результате последующих действий игроков, но только из-за взаимодействия со снарядами команд. Переносить его вручную запрещено. И если мишень оказывается за пределами площадки, она выводится из игры.

Шары

Петанк предъявляет строгие требования к снарядам, которые бросают игроки во время игры. Во-первых, они должны быть металлическими, а во-вторых, составлять в диаметре от 7,04 до 8 сантиметров. При этом их вес составляет от 650 до 800 граммов. Запрещено смачивать, нагревать или еще каким-либо образом воздействовать на поверхность шара. Они не должны быть изношены, но на них могут быть нанесены логотипы или, например, инициалы игрока. Как правило, команды используют шары разного цвета, чтобы их было хорошо видно из круга.

Стратегии

Существует 3 основных методики ведения игры, которые не запрещают правила петанка.

  1. Размещать свои шары как можно ближе к кошонету. Это самая простая, но иногда и самая действенная тактика. Если цель состоит в этом, то и достичь ее проще всего именно так. Можно различными способами защищать свои позиции, например, размещая свои шары за снарядами противника. Но эту методику можно совмещать и с другой.
  2. Выбивать шары противника. Для этой тактики требуется некоторый опыт и понимание законов физики. Тем не менее эта методика может быть очень продуктивна, если все подступы к мишени закрыты.
  3. Выбивать кошонет. Как правило, это работает, только если у противников не осталось шаров, а их позиции хорошо защищены. В ином случае такой ход может обернуться сокрушительным поражением.

Итак, правила петанка довольно просты. Чтобы достичь успеха, нужно лишь набрать опыт и развить глазомер. А там кто знает? Может быть, очень скоро эта игра станет олимпийской дисциплиной?

Название игры Петанк (фр. pétanque) происходит от словосочетания «pes tancats», или «сдвинутые ноги». Как известно, французы — специалисты по части превращения простых вещей в искусство.

Сегодня петанк или боча - одна из самых популярнейших игр на свежем воздухе во всем мире. У нее нет возрастных ограничений! Одинаково увлекательным турнир по петанку станет и для школьников во дворе, и для взрослых на корпоративе, и на любом детском празднике.


ПРАВИЛА ИГРЫ В ПЕТАНК

В одном наборе шары отличаются между собой количеством засечек на них. По их количеству игроки определяют свои шары во время игры. Суть игры заключается в том, чтобы добросить специальные металлические шары как можно б лиже к цели. В данной игре это деревянный шар - кошонет.

В игре принимают участие две команды. Команда может состоять из одного, двух, или трех игроков. В игре используется не более 12 шаров. Если команда состоит из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами. Если в состав команды входит по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами. Бросая жребий, выбирают, какая команда начинает играть первой. Эта команда чертит на земле круг диаметром около 30 см. Игрок первой команды бросает деревянный шарик - кошонет на расстояние от 6 до 10 метров но не ближе чем на 50 см от любого препятствия. При этом, ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится.

После того как кошонет брошен, любой игрок первой команды бросает первый шар, стараясь разместить его, как можно ближе к кошонету. При этом ноги бросающего игрока не должны выступать за пределы круга. После первого броска игрок второй команды становится в тот же круг и старается бросить свой шар ближе к кошонету или выбить шар оппонента. Следующий бросок делает команда, чей шар находится дальше от кошонета, и бросает свои шары до тех пор, пока один из ее шаров не станет ближе к кошонету, чем любой из шаров оппонента. После чего броски делает команда оппонентов. Если у команды оппонента не осталось шаров для броска, то другая команда бросает свои оставшиеся шары, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету. Когда шары обоих команд брошены, производится подсчет очков. Команда - победительница получает столько очков, сколько шаров размещено ближе к кошонету, чем ближайший шар противостоящей команды.

Раунд считается законченным, когда каждая команда бросила все свои шары. Команда - победительница начинает новый раунд, вычерчивая круг на месте падения кошонета предыдущего раунда, и снова бросает кошонет и начинает новый раунд. Игра продолжается, пока одна из команд не набрала 13 очков.

Следует отметить, что существует 2 вида бросков шара, настолько различных, что профессиональные игроки используют, как правило, только один вид броска. В первом случае, вы стараетесь разместить шар, как можно ближе к кошонету . Во втором случае, вы выбиваете шары противника, что дает вам возможность получить очки различными способами: 1. Вы выбиваете шар противника, и ближайшим шаром к кошонету становится один из ваших шаров. 2. Вы просто расчищаете территорию вокруг кошонета для того, чтобы позволить своей команде уложить свои шары, как можно ближе к кошонету. 3. Идеальная ситуация, когда, выбивая шар противника, ваш шар остается на его месте.



В петан к играли еще в античности, в Средние века его несколько раз запрещали, но доступная игрокам любого возраста и любого уровня физподготовки з абава по-прежнему популярна. Петанк — игра социальная, это не только способ, но и стимул интересно провести время с друзьями и пообщаться. Хорошая погода, душевная компания и подходящая площадка найдутся и на белом песке пляжа, и на коротко стриженных, бархатных газонах городск ого парка или сада. Только представьте: теплый солнечный день, воздух горяч и пропитан запахами лета, вы с детьми и друзьями затерялись где-то на природе вдали от городского шума и суеты. Конечно, вы устроили пикник! А заодно в приятной компании играете в простую и незамысловатую игру — разве не великолепно? отличный подарок для любой семьи, для мужчин, женщин, детей и подростков. А уж каким занимательным занятием петанк становится для пенсионеров! Когда Вы задумаетесь о подарке для родителей на очередной праздник - не сомневайтесь - купить петанк будет лучшим решением!

Это простая игра со сложной стратегией. Главное в ней - создать хорошую атмосферу и задать настроение. Отличной игры! ;)

Франция гордится не только Эйфелевой башней, своими сырами и другими популярными вещами, так, национальным достоянием считается игра петанк, для которой нужно специальное оборудование. В России и Украине есть Национальные федерации, но назвать этот спорт популярным, пока нельзя.

Петанк – история игры

Игра, которая считается самым модным , появилась во французской провинции Прованс. Есть свидетельства о том, что в VI веке до н. э. древние греки развлекались, метая камни на длинные расстояния. Подобная забава была у римлян, которые соревновались в броске камней на точность. После падения Рима подобные развлечения были забыты. Она вновь напомнила о себе в XIII-XIV веке в Европе, и тогда ее называли «шары». В современном виде французская игра петанк появилась в XX веке в Провансе.

Петанк – правила игры

Чтобы понять, что собой представляет игра петанк, необходимо разобрать ее основные особенности:

  1. Игроки разделяются на две команды, в которые может входить от одного до трех человек.
  2. Правила петанка показывают, что в игре задействуется максимум 12 металлических шаров. Если в команду входит три человека, то им выдают по два снаряда, если один или два, то по три.
  3. Для определения того, кто будет начинать, делается первый бросок. Победители рисуют на земле круг с диаметром примерно 30 см.
  4. Игрок бросает маленький и легкий шаг, который называется «кошонет», на расстоянии 5-10 м. Важно, чтобы после броска шар не находился возле какого-либо препятствия. До того, как кошонет остановится, бросающий должен располагаться внутри нарисованного круга.
  5. Для продолжения первый игрок будет бросать снаряд, стараясь при этом добросить его к кошонету и не упустить за пределы круга.
  6. Право броска переходит к противнику, который бросает шар, направляя его к кошонету, или же ему нужно выбить за круг снаряд первого бросающего.
  7. В петанке следующий бросок должен делать игрок команды, у которой шар размещен дальше от кошонета. Попытки будут осуществляться до того, пока один из снарядов не окажется близким к кошонету. Только после этого ход передается сопернику.
  8. Если у одной команды все шары уже на поле, то противники бросают свои, пока они не закончатся. После этого проводится подсчет набранных очков, которые начисляются в зависимости от того, сколько шаров оказалось ближе к кошонету, относительного самого близкого снаряда соперника.
  9. Команда, одержавшая победу в первом раунде, чертит новый круг вокруг предыдущего падения кошонета, и осуществляет его бросок. Игра петанк длится до того, пока на счету одной из команд не будет 13 очков.

Шары петанк

Все снаряды делятся на две группы: любительские и профессиональные. Первый вариант изготавливают без соблюдения строгих ограничений касающихся веса, а вот второй – подвергается тщательной проверке, чтобы снаряды отвечали всем требованиям Международной федерации. Шары для игры в петанк изготавливают из стали, и они состоят из двух кованых полушарий. Диаметр нужно подбирать в зависимости от размера своей руки, поэтому перед покупкой нужно проводить проверку. В петанке используется три вида шаров:

  1. Шутер . Используется, чтобы выбивать снаряды соперников, осуществляя прямые силовые броски. Шутер является гладким и имеет большой диаметр от 74 до 78 мм. При этом он легкий, чтобы участники не уставали во время игры.
  2. Поинтер . Эти шары подбрасывают максимально близко к кошонету. Они имеют небольшой диаметр – от 71 до 74 мм, и являются тяжелыми. Поверхность у них ребристая.
  3. Мидл . Эти шары средней жесткости и являются чем-то средним между двумя первыми вариантами. Их роль меняется в зависимости от ситуации.

Площадка для игры в петанк

Считается, что петанк – универсальная игра, поэтому проводить ее можно на любой площадке, главное, чтобы покрытие было твердым и нескользким. Длина участка должна быть минимум 10 м, а ширина – 3 м. Игра петанк проводится на территории, где нет никаких посторонних предметов, чтобы шары ни за что не цеплялись. Что касается официальных соревнований, то нужна специальная площадка, длина которой должна составляет 15 м, а ширина – 4 м. Она должна иметь ограждение, например, колышки с натянутыми лентами. Поверхность участка покрыта плотным слоем гравия или гранитной пыли.

Секреты игры в петанк

У каждого опытного игрока есть свои уловки, которые он использует, чтобы . Если набор для петанка куплен, то можно смело начинать учиться броскам, учитывая, что есть три основных методики, не запрещенные правилами.

  1. Шары рекомендуется размещать максимально близко к кошонету. Эта тактика является одной из самых простых, но при этом она действительно работает. Для размещения своих позиций, следует размещать собственные шары за снарядами противника.
  2. Еще одна распространенная тактика в петанке – выбивать шары противника, для чего нужен опыт и знания законов физики. Особенно эта методика пригодится, когда все подступы к мишени закрыты снарядами соперника.
  3. Выбивать кошонет следует, когда у соперника не осталось шаров, а его позиции защищены.

Лучшие места для игры в петанк

Самое известное место, где собираются любители петанка – площадь Отель-де-Виль, которая находится в Париже. Вид спорта петанк распространен в Барселоне, и здесь самая известная площадка находится на площади Антонио Гауди. В Нью-Йорке любители побросать шары приходят в Центральный парк. Почти во всех скверах больших городов Европы легко найти оборудованную площадку для игры в петанк.


Петанк – турниры

Количество приверженцев петанка постоянно увеличивается и между профессиональными игроками . Самые значимые международные турниры – Чемпионат мира и Чемпионат Европы. Международная федерация уже долгое время пытается сделать все возможное, чтобы петанк включили в Олимпийские игры, но это так и не произошло. Распространен петанк в России, турниры по которому в этой стране также проводятся: Чемпионам России и Кубок мэра Петергофа.

УСТАНОВКА

СТАТЬЯ 1 - Описание игры
Петанк - вид спорта, в котором:
- 3 игрока играют против 3-х (тройки),
- 2 игрока играют против 2-х (двойки),
- 1 игрок играет против 1-го (одиночные)

В тройках, каждый из игроков использует по 2 шара. В двойках и одиночных играх - по 3 шара. Другие варианты недопустимы.

СТАТЬЯ 2 - Диаметр шара, вес и характеристики
Пункт 2A В петанк играют шарами, разрешенными Международной Федерацией Петанка и имеющими следующие характеристики:

a. Шары должны быть металлическими.

b. Диаметр шара должен быть не менее 7,05 и не более 8,00 см.

c. Шары должны весить не менее 650 и не более 800 гр. Марка и вес шара, нанесенные изготовителем, должны быть четко видны.

d. Нельзя изменять форму и вес шара, шлифовать его. Категорически запрещено нагревать шары с целью придания им большей твердости. В процессе производства допускается нанесение на шары имени или инициалов игрока, а также различных эмблем и логотипов.

Пункт 2B Игрок, нарушивший условие (d),- дисквалифицируется и вся командой снимается с соревнований.

За это нарушение следует административное наказание:
a. Если шар был изменен, у игрока изымается лицензия и накладывается штраф. Срок, на который изымается лицензия, и размер штрафа определяет Дисциплинарный Комитет.

b. Если у шара была изменена твердость, у игрока изымается лицензия сроком на 2 года и запрещается участие в квалификационных, национальных и международных соревнованиях на срок от 3 до 5 лет.

c. В случае если шары были заимствованы и их владелец известен, владелец будет дисквалифицирован на 2 года.

d. Если шар имеет заводской брак, изношен, либо не соответствует требованиям (ст.2), игрок должен его заменить. При желании можно заменить весь комплект.Все претензии команд, касающиеся п.п.(a), (b) или (c), должны быть поданы до начала 1-го раунда. Поэтому, игроки должны быть уверены, что их шары и шары противников соответствуют требованиям.

Претензии, касающиеся п.(d) могут быть поданы в перерыве между раундами, на протяжении всей игры. Если претензия подается после третьего раунда, и оказывается необоснованной, команда или игрок, подавший ее, будет оштрафован на 3 очка, которые будут добавлены к счету противника.

В случае необходимости вскрыть шар, вся ответственность за это ложится на игрока подавшего протест. Если доказано что претензия была необоснованна, игрок должен отдать своему противнику комплект шаров. Но нельзя заставить его оплачивать ущерб.

Судья и жюри могут, в любое время, проверить шары любого игрока.

Пункт 2C Кошонет сделан из дерева и может быть окрашен в любой цвет. Его диаметр должен быть не менее 25 и не более 35 мм.

СТАТЬЯ 3 - Лицензия игрока

Перед началом соревнования, каждый игрок должен предоставить свою лицензию. Он, также, обязан предоставлять ее по просьбе судьи или противника, но только до начала игры.

Лицензия должна соответствовать стандартам Международной Федерации Петанка, в частности содержать фотографию и подпись владельца.

СТАТЬЯ 4 - Поломка и замена шара и кошонета

Замена шаров и кошонета в течение игры запрещена, за исключением случаев:
- шар или кошонет не может быть найден после пятиминутного поиска.
- шар или кошонет разбивается, в этом случае их позиции фиксируются по наибольшему осколку. Шар или кошонет заменяется на идентичный. По желанию игрока может быть заменен весь комплект.

ИГРА

СТАТЬЯ 5 - Площадка и ее размеры

Играть в петанк можно на любой площадке. Однако, организационный комитет или судья, могут попросить команды очертить площадку. Ее размеры должны быть:

Для Национальных Первенств и Международных Соревнований - 15м х 4м; Для любых других соревнований: от 12м X 3м.

Игра продолжается до 13 очков. На квалификационных соревнованиях, и в случае предварительной договоренности, играют до 11 очков.СТАТЬЯ 6 - Начало игры

Если организаторами не решено, какая из команд будет выбирать площадку и бросать кошонет, команды должны бросить жребий.

Любой игрок команды, выигравшей жеребьевку, выбирает стартовую позицию и очерчивает круг диаметром 35 - 50см так, чтобы в него можно было встать обеими ногами. Круг должен находиться на расстоянии не менее 1 метра от любых предметов и границ площадки и не менее 2-х метров от другого действующего круга.

При броске шара игрок не должен выходить за пределы круга, касаться очерченной линии и земли за пределом круга, отрывать пятки от земли по тех пор, пока шар не коснется земли.

Игрок, бросающий шар из инвалидной коляски, должен поставить коляску таким образом, чтобы круг находился между передними колесами коляски, и ступни не выходили за пределы круга.

Бросок кошонета одним из членов команды не подразумевает, что именно он должен бросить первый шар.

Если площадка была определена, то команды не могут переместиться без разрешения судьи на другую площадку.

СТАТЬЯ 7 - Требования к броску кошонета

Брошенный кошонет считается в игре, если бросок соответствует следующим условиям:

Расстояние от кошонета до края круга, должно быть:
4 - 8 м. - для детей;
5 - 9 м. - для подростков;
6 - 10 м. - для взрослых.

Круг должен быть начерчен на расстоянии как минимум 1м. от всех препятствий на площадке и от границы самой площадки.

Кошонет должен находиться на расстоянии как минимум 1м. от всех препятствий на площадке и от границы самой площадки.

Игрок должен видеть кошонет, не выходя из круга. В спорных ситуациях судья решает, виден ли кошонет. Апелляции к судье недопустимы.

В следующем раунде кошонет должен быть брошен из круга, расположенного на месте окончания предыдущего раунда, за исключением следующих случаев:

Круг будет находиться на расстоянии менее одного метра от предметов или границ площадки. В этом случае, игрок должен начертить круг таким образом, что бы он находился на ближайшей позиции, удовлетворяющей правилам.

Ни одна из позиций, на которую может быть брошен кошонет, не является допустимой. В этом случае, игрок отступает по направлению к кругу предыдущего раунда до тех пор, пока новая позиция не будет удовлетворять условиям правил.

Если после трех последовательных бросков кошонета одной и той же командой, его положение все еще не соответствует требованиям, бросок переходит к другой команде, у которой так же имеется три попытки и возможность передвинуть стартовый круг. После этого круг нельзя больше передвинуть, даже если бросок повторно переходит к первой команде.

Команда, потерявшая право броска кошонета после первых трех попыток, тем не менее, бросает шар первой.

СТАТЬЯ 8 - Остановленный кошонет

Если брошенный кошонет остановлен судьей, игроком, зрителем, животным или другим движущимся объектом, он считается вне игры и должен быть брошен еще раз. Этот бросок не считается одной из трех попыток, данных команде.

После броска кошонета и первого шара, оппонент имеет право обжаловать позицию кошонета. Если возражение принято, шар и кошонет бросаются еще раз.

Если же оппонент уже сделал бросок, то кошонет считается в игре, и дальнейшие возражения не принимаются.

Кошонет перебрасывается только в случае обоюдного согласия команд, либо в случае принятия такого решения судьей. Команда теряет право броска кошонета, если продолжает играть после принятия такого решения.

СТАТЬЯ 9 - Незасчитанный бросок кошонета

Бросок кошонета не засчитывается в следующих случаях:
- после броска, кошонет находится за пределами площадки;
- во время раунда он перемещается за пределы площадки (даже если потом возвращается обратно). Кошонет, находящийся на границе площадки, остается в игре. Он выходит из игры только в случае полного пересечении границы площадки. Если кошонет попадает в воду (лужу), он выходит из игры.
- кошонет, находится на площадке, но не виден из круга (п.7). Кошонет, скрытый за другим шаром, считается в игре. Для выяснения положения кошонета, судья может временно передвинуть шар.
- кошонет перемещается на расстояние более 20м. или менее 3м. от игрового круга.
- кошонет не найден в течение 5 минут после броска.СТАТЬЯ 10 - Устранение препятствий на площадке

Игрокам запрещено выравнивать, передвигать или разглаживать препятствия в пределах площадки.

Игрок, бросающий кошонет, может опробовать почву не более чем 3 бросками. Кроме того, перед броском, игрок может выровнять отверстие, оставшееся после последнего брошенного шара.

За несоблюдение вышеописанных правил игрок будет подвергаться следующим наказаниям:
- предупреждение;
- аннулирование уже брошенного, либо готовящегося к броску шара;
- дисквалификация команды;
- дисквалификация обеих команд (в случае соучастия).

СТАТЬЯ 11 - Случайное перемещение кошонета

Если во время игры кошонет полностью загорожен листвой, бумагой и т.п. игроки могут устранить эти препятствия.

Если кошонет переместился под действием ветра или наклона площадки, то его возвращают на место только в случае, если его позиция была зафиксирована.

Это же правило применяется, если кошонет случайно смещен судьей, игроком, зрителем или любым другим движущимся объектом, либо шаром или кошонетом переместившимся с другой игровой площадки.

Во избежание разногласий, игроки должны фиксировать положение кошонет.

Претензии по отношению к шару или кошонету, чьи положения не были зафиксированы, не принимаются.

СТАТЬЯ 12 - Перемещение кошонета на другую площадку

Если во время раунда кошонет перемещается на площадку, на которой проходит другая игра, кошонет считается в игре если, не нарушаются условия Ст.9. Это условие справедливо как для размеченных, так и для неразмеченных площадок.

Игроки, использующие этот кошонет, для продолжения своей игры должны дождаться окончания игры, проходящей на чужой территории.

В этом случае, игроки должны проявить терпение и учтивость.

СТАТЬЯ 13 - Подсчет очков при нахождении кошонета вне игры

Если во время раунда, кошонет выходит из игры, то подсчет очков ведется следующим образом:
- если шары остались только у одной команды - ей засчитываются столько очков, сколько у нее осталось шаров;
- если ни у одной команды не осталось шаров - объявляется ничья.

СТАТЬЯ 14 - Положение кошонета после постороннего вмешательства

Если брошенный кошонет был остановлен зрителем или судьей, то он остается на том месте, на котором остановился.

Если кошонет был остановлен игроком, то его оппонент имеет право:
- оставить его на новой позиции,
- вернуть на первоначальную позицию,
- расположить его в любом месте на прямой от первоначальной позиции до места, где он остановился (но только внутри площадки и так, чтобы партия могла продолжаться).

Пункты в) и с) имеют силу только в случае, когда позиция кошонета была зафиксирована. В противном случае кошонет остается на том месте, где остановился.

Если кошонет был сбит и пересек границу площадки, но позже вернулся на нее, он объявляется вне игры и вступает в силу Ст.13.

СТАТЬЯ 15 - Начало игры после перемещения кошонета за пределы площадки

Если во время игры кошонет перемещается за пределы площадки, следующая партия начинается с того места, с которого он был перемещен (см.Ст.7):
- круг может быть начерчен на расстоянии не менее одного метра от любого предмета и границ площадки;
- кошонет может быть брошен на любое допустимое расстояние.

ШАРЫ

СТАТЬЯ 16 - Бросок первого шара
Любой член команды, выигравшей жеребьевку или последний раунд, бросает первый шар следующего раунда.

Во время броска, игрок не должен держать во второй руке другой шар.

Запрещено смачивать шар или кошонет.

Если первый брошенный шар выходит из игры, игру продолжает оппонент. Так продолжается до тех пор, пока в игре больше не останется шаров. Тогда вступает в силу Ст.29.

СТАТЬЯ 17 - Поведение зрителей и игроков во время игры
Во время броска шара, зрители и другие игроки должны соблюдать тишину.

Оппоненты не должны ходить, жестикулировать или каким-либо образом отвлекать игрока, который собирается бросить шар. Только члены команды игрока могут стоять между кругом и кошонетом.

Оппоненты должны находиться за кошонетом или игровым кругом на расстоянии не менее 2-х метров.

Игроки, не соблюдающие эти правила, будут удалены с соревнования, после предупреждения судьи.

СТАТЬЯ 18 - Остановленный, отклоненный или пересекший границу шар

Разыгранный шар нельзя бросить повторно. Исключение составляет случай, когда шар был остановлен или отклонен от курса шаром или кошонетом, принадлежащим другой площадке, животным или любым другим движущимся объектом. А так же в случае, описанном в Ст.8.

Игрокам не разрешается делать пробные броски во время игры.

Если площадка отмечена организаторами, кошонет должен быть брошен внутри нее.

Во время раунда шар или кошонет, пересекающий границу площадки, считается действительным, за исключением случаев описанных в Ст.9 и 19. Следующий раунд играется на первоначально отмеченной площадке.

Если площадка ограждена твердыми барьерами, то ее границы должны быть на расстоянии не менее 0,30 и не более 4,00м. от барьеров.

СТАТЬЯ 19 - Шары, брошенные не по правилам

Любой шар, полностью выходящий за рамки игровой площадки, считается вне игры. Шар, колеблющийся на границе - находится в игре. Шар выходит из игры только в случае полного пересечения границы.

Если шар возвращается на игровую площадку под действием ветра или наклона площадки, он, тем не менее, остается вне игры и немедленно удаляется с площадки. Любой объект, который был смещен этим шаром, возвращается на свою позицию только в случае, если она была зафиксирована.

Любой шар, находящийся вне игры, должен быть немедленно удален с площадки, в противном случае, как только следующий шар будет введен в игру, он становится в игре.

СТАТЬЯ 20 - Столкновение шара с препятствием

Любой шар, остановленный зрителем или судьей, остается на том месте, где он остановился.

Любой шар, остановленный игроком, принадлежащим играющей команде, выбывает из игры.Любой шар, остановленный игроком-оппонентом, по решению игрока будет либо брошен заново, либо останется на месте.

Если шар был остановлен самим игроком, то оппонент имеет право:
- оставить его на том месте, на котором он остановился;
- переместить его на любое место на прямой - от места остановки до его первоначальной позиции, но в пределах площадки и только в случае, если первоначальная позиция была зафиксирована.

Любой игрок, намеренно остановивший шар, должен быть дисквалифицирован вместе со своей командой.

СТАТЬЯ 21 - Продолжительность игры

После броска кошонета, у каждого игрока есть 1 минута для того, чтобы бросить шар. Отсчет времени начинается с момента остановки предыдущего шара, а если необходимо проделать измерения, то с момента решения окончательных результатов.

Это правило распространяется и на бросок кошонета после каждого раунда.

Игроки, не соблюдающие эти правила, будут подвергаться штрафам Ст.10.

СТАТЬЯ 22 - Случайное перемещение шаров

Если шар сдвинут под действием ветра или наклона площадки, он должен быть возвращен на свою первоначальную позицию. Это же правило распространяется на любой шар, случайно сдвинутый игроком, судьей, зрителем, животным и т.п.

Во избежание разногласий, игроки должны фиксировать положения шаров и кошонет. Претензии относительно незафиксированных шаров, не рассматриваются. В этом случае, только судья принимает решение относительно положения шара или кошонет.

СТАТЬЯ 23 - Игра шарами, которые не соответствуют требованиям

Игрок, который играет не своим шаром, получает предупреждение. Такой шар остается в игре, но должен быть немедленно заменен.

В случае повторения этой ситуации в течение игры, бросок шара аннулируют, и все что он сместил, должно быть возвращено на свои места.

Перед броском игрок должен удалить все следы грязи с шара. Штрафы, накладываемые за нарушение данного правила, описаны в Ст.10.

Игроки не должны до окончания раунда поднимать с площадки разыгранные шары.СТАТЬЯ 24 - Шар, брошенный не по правилам

Все шары, брошенные не по правилам, считаются вне игры и все, что они сместили, возвращается на прежнее место. Это же правило распространяется на шары, которые брошены не из того круга, начерченного в начале текущего раунда.

Однако оппонент может толковать правила в свою пользу и рассматривать ошибочно разыгранный шар, как действительный. В этом случае, брошенный шар и все, что он сдвинул, остается на новой позиции.

Команда, готовящаяся бросить кошонет, должна стереть все круги, расположенные возле нового места игры.

ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ

СТАТЬЯ 25 - Смещение шаров для проведения измерений

При подсчете очков, разрешено временное смещение шаров, после фиксирования их положения. После проведения измерений объекты возвращаются на свое место. Если объект нельзя передвинуть, то измерения производятся с помощью calipers.

СТАТЬЯ 26 - Проведение измерений

Измерения производятся игроком, бросившим последний шар или одним из членов его команды. Оппоненты имеют право произвести свои измерения. На какой бы позиции не находился шар, в любое время на протяжении раунда, судья может быть призван для вынесения решения и оно будет окончательным.

Измерения должны производиться соответствующим оборудованием, которое должна иметь каждая команда. Запрещено проводить измерения с помощью ступней. Игроки, которые не соблюдают эти правила, будут удалены с соревнований после предупреждения судьи.

СТАТЬЯ 27 - Удаление шаров с площадки

Все шары, удаленные с площадки до завершения раунда, становятся вне игры. Претензии могут быть рассмотрены только в случае, если позиции шаров были зафиксированы.

СТАТЬЯ 28 - Перемещение шаров или кошонета при проведении измерений

Если во время измерений, один из игроков перемещает измеряемые шары или кошонет, то он или его команда теряет 1 очко.

Если во время измерений, судья сдвигает или перемещает кошонет или шар, и после повторного измерения очко принадлежит тому же шару, то дальнейших измерений не происходит и судья объявляет об этом.

Если же очко больше не принадлежит этому шару, судья может настаивать на том, что этот шар выиграл очко.

СТАТЬЯ 29 - Равноудаленные шары

Если два шара, принадлежащие командам-оппонентам, равноудалены от кошонета или касаются его, и у команд больше нет шаров, то объявляется ничья. Кошонет бросает команда, выигравшая предыдущий раунд.

Если у одной из команд остались шары, то она разыгрывает их и получает столько очков, сколько ее шаров окажется ближе к кошонету.

Если у обеих команд есть шары, то первой бросает команда, бросавшая последний шар.

Если после окончания игры все шары оказываются вне игры - объявляется ничья.

СТАТЬЯ 30 - Удаление мусора для проведения измерений

Весь мусор, приклеившийся к шару или кошонету, должен быть удален до проведения измерений.

СТАТЬЯ 31 - Разрешение споров и претензий игроков

Чтобы претензию рассмотрели, она должна быть предъявлена судье. Претензии, предъявленные после оглашения результатов игры, к рассмотрению не принимаются.

Каждая команда ответственна за проверку оппонента (лицензии, шары, площадка и т.д.).

ДИСЦИПЛИНА

СТАТЬЯ 32 - Штрафы за отсутствие команды или игрока

Во время очерчивания игрового круга и объявления результатов жеребьевки, игроки должны находиться у контрольного стола. По прошествии 15 мин. после оглашения результата, команда, отсутствующая на площадке, будет оштрафована на 1 очко, которое будет присуждено их оппонентам.

В случае опоздания более чем на 15 мин, штраф увеличивается на 1 очко за каждые 5 минут отсутствия.

Те же штрафы применяются и во время игры, после каждой жеребьевки, а также в случае повторного начала игры или перерыва (по любым причинам).

Команда, не прибывшая на площадку в течение 1 часа, не будет допущена к соревнованиям и оштрафована.Команда может начать игру без недостающих игроков, но не может использовать шары этих игроков.

СТАТЬЯ 33 - Опоздание команды или игрока

После того, как игра началась, прибывший игрок не может принимать участия в этом раунде, но может присоединиться в начале следующего раунда.

Если игрок опаздывает более чем на 1 час, он не допускается к участию в этой игре.

Опоздавший игрок имеет право принять участие в других играх, если он был изначально внесен в список команды.

Если соревнования проходят в лигах, игрок может принять участие в следующих играх, каким бы ни был результат первой игры.

Раунд считается начатым, когда кошонет был брошен в соответствии с правилами.

СТАТЬЯ 34 - Замена игроков

Замена игрока в парах или одного из двух игроков в тройках, разрешается только до официального объявления о начале соревнований и при условии, что замены не были предварительно зарегистрированы в другой команде, в этих же соревнованиях.

СТАТЬЯ 35 - Прекращение игры при неблагоприятных погодных условиях

При неблагоприятных погодных условиях игра продолжается до тех пор, пока судья, совместно с жюри, не решит прекратить или отменить ее.

Если после объявления нового раунда, (2-го, 3-го, и т.д.), игра не завершилась, судья может рекомендовать оргкомитету, принять решение необходимое для справедливого продолжения соревнований.

Никто не может оставлять площадку без разрешения судьи. Если игроки не соблюдают эти правила, применяется Ст.32 и 33.

СТАТЬЯ 36 - Перераспределение награды (выигрыша)

Сговоры или переделы вознаграждения строго запрещены. Команды, принимающие участие в финале или на любых других стадиях соревнований, и демонстрирующие отсутствие спортивного духа или неуважение к публике и судье, будут дисквалифицированы. Это может повлиять на занятые в финале позиции и будет наложен штраф в соответствии со Ст.37.

СТАТЬЯ 37 - Нарушение правил поведения игроками
Игрок, виновный в нарушении правил или в демонстрации агрессии по отношению к судье, другому игроку или зрителю, подлежит наказанию в зависимости от серьезности вины:
- Снятие с соревнования.
- Изъятие лицензии.
- Конфискация наград и призов.

Штраф, наложенный на игрока, может быть наложен и на его команду.

Первые и вторые наказания налагает судья.

Третье, налагается Оргкомитетом, который в течение 48 часов высылают сообщение о наградах и призах в Организационный Комитет Федерации, который решает их судьбу.

СТАТЬЯ 38 - Обязанности судей

Обязанностью судьи является оценка соревнований, и гарантия соблюдения всех правил игры. Судьям разрешено дисквалифицировать любого игрока или команду, нарушившего правила или не подчинившегося его решениям.

Все зрители, имеющие действующую или временно приостановленную лицензию и те, кто своим поведением, создал инцидент на площадке, будет вызван в Дисциплинарный Комитет, который наложит штраф.

СТАТЬЯ 39 - Состав жюри соревнования, и их обязанности

Все случаи неописанные в правилах, рассматриваются судьей, который может направить их жюри. Состав жюри - от 3 до 5 человек. Решения жюри не подлежит обжалованию. Если у жюри мнения разошлись, то решение принимается Председателем жюри.

Внешний вид игроков
Все игроки должны быть разумно одеты, т.е.голые торс и ноги не допускаются. Все игроки, не соблюдающие эти правила будут дисквалифицированы после предупреждения судьи.

КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ

Уважение, честность и любезность должны характеризовать поведение игрока по отношению к товарищам по команде, оппонентам, судье, оргкомитету и зрителям. Основные нарушения Кодекса Поведение:
- Оскорбительные высказывания или действия, направленные к другому человеку будь-то игрок, судья, Организационный Комитет или зрители.
- Курение или распитие алкогольных напитков во время соревнований.
- Чрезмерное потребление алкогольных напитков.
- Высмеивание игры другого человека.
- Отказ спокойно дожидаться своей очереди играть, во время игры другого человека.
- Неподходящая одежда.
- Несоблюдение правил, установленных Оргкомитетом соревнования.
- Невыполнение требований судьи.

В игре принимают участие две команды. Команда может состоять из одного, двух, или трех игроков. В игре используется не более 12 шаров. Если команда состоит из одного или двух игроков, то каждый из них играет тремя шарами. Если в состав команды входит по три игрока, то каждый игрок такой команды играет двумя шарами.Бросая жребий, выбирают, какая команда начинает играть первой. Эта команда чертит на земле круг диаметром около 30 см.Игрок первой команды бросает деревянный шарик - кошонет на расстояние от 6 до 10 метров но не ближе чем на 50 см от любого препятствия. При этом, ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится.После того как кошонет брошен, любой игрок первой команды бросает первый шар, стараясь разместить его, как можно ближе к кошонету. При этом ноги бросающего игрока не должны выступать за пределы круга.После первого броска игрок второй команды становится в тот же круг и старается бросить свой шар ближе к кошонету или выбить шар оппонента.Следующий бросок делает команда, чей шар находится дальше от кошонета, и бросает свои шары до тех пор, пока один из ее шаров не станет ближе к кошонету, чем любой из шаров оппонента. После чего броски делает команда оппонентов. Если у команды оппонента не осталось шаров для броска, то другая команда бросает свои оставшиеся шары, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету.Когда шары обоих команд брошены, производится подсчет очков. Команда - победительница получает столько очков, сколько шаров размещено ближе к кошонету, чем ближайший шар противостоящей команды.В примере на рисунке, команда, играющая черными шарами имеет 3 шара расположенных ближе к кошонету чем самый близкий шар команды играющей белыми шарами, и таким образом получает 3 очка.Раунд считается законченным, когда каждая команда бросила все свои шары. Команда - победительница начинает новый раунд, вычерчивая круг на месте падения кошонета предыдущего раунда, и снова бросает кошонет и начинает новый раунд.Игра продолжается, пока одна из команд не набрала 13 очковСледует отметить, что существует 2 вида бросков шара. Первый -pointing или установка, второй - shooting то есть выбивание. Они настолько различны, что профессиональные игроки используют, как правило, только один вид броска. В первом случае, вы стараетесь разместить шар, как можно ближе к кошонету. Во втором случае, вы выбиваете шары противника, что дает вам возможность получить очки различными способами:

  • Вы выбиваете шар противника, и ближайшим шаром к кошонету становится один из ваших шаров.
  • Вы просто расчищаете территорию вокруг кошонета для того, чтобы позволить своей команде уложить свои шары, как можно ближе к кошонету.
  • Идеальная ситуация, когда, выбивая шар противника, ваш шар остается на его месте. Вот это и есть знаменитое carreau.
  • Loading...Loading...