Лигостаев александр георгиевич.

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : Учебник для вузов. - СПб., Питер, 2007.

Это первый отечественный учебник, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки.
С позиции междисциплинарного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методологические принципы конфликтологии, методы и методики изучения конфликтов, условия и способы их предупреждения и конструктивного регулирования.
Для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных конфликтов различного уровня.


Предисловие
Раздел I. Введение в конфликтологию 9
Глава 1. Предпосылки формирования
конфликтологических идей 10
1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт 10
1.2 Проблема насилия в религиозных учениях 15
1.3. Отражение конфликтов в искусстве и средствах
массовой информации 18
1 4. Практические знания как источник конфликтологических идей 21
Глава 2. История отечественной конфликтологии 26
2.1. Историографический анализ 26
2.2. Периодизация истории отечественной конфликтологии 30
2.3. О междисциплинарных связях наук, исследующих конфликт 33
Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии 38
3.1. Проблема конфликта в военной науке 38
3.2. Изучение конфликтов в искусствоведении 39
3.3. Исследование конфликта в исторических науках 41
3.4. Математические модели конфликтных явлений 43
3.5. Особенности изучения конфликтов в педагогике 45
3.6. Исследование конфликтов в политологии 46
3.7. Конфликт как объект исследования в правоведении 48 3.8 Исследование конфликтов в психологии 50
3.9. Подходы к изучению агрессии и конкуренции
в социобиологии 54
3.10. Социология конфликта 56
3.11. Философский анализ конфликтов 57
Глава 4. Общая характеристика зарубежной
конфликтологии 61
4.1 Проблема конфликта в зарубежной психологии 61
4.2. Западная социология конфликта 67
4.3. Зарубежные политологические теории конфликта 72
Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии
5.1. Роль конфликтологии в развитии российского общества 5.2 Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 5.3. Основные цели и задачи конфликтологии
Глава 6. Проблема эволюции конфликтов
6.1. Эволюционная структура психики человека
6.2. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле
6.3. Обоснование необходимости изучения зооконфликтов
6.4. Основные виды эволюции конфликтов Вопросы и задания к разделу I Ответьте на вопросы
Выполните задания
Раздел II. Социобиология и проблема конфликтов у животных
Глава 7. Общая характеристика конфликтов в животном мире
7.1. Роль агрессии в животном мире
7.2 Внутривидовые конфликты у животных
7.3. Межвидовые конфликты у животных
7.4. Интропсихические конфликты у животных
Глава 8. Типичные внутривидовые конфликты у животных
8.1. Конфликты, вызванные борьбой животных за жизненные ресурсы
8.2. Конфликты, связанные с воспроизводством животными потомства
8.3. Борьба животных за иерархическое место в группе Вопросы и задания к разделу II
Ответьте на вопросы Выполните задания
Раздел III. Методы исследования и диагностики
конфликтов 125
Глава 9. Методологические основы исследования
конфликтов 126
9.1. Методологические принципы исследования конфликтов 126
9.2. О системном подходе к изучению конфликтов 134
9.3. Универсальная понятийная схема описания конфликта 138
9.4. Этапы анализа конфликтов 140
9.5. Программа конфликтологического исследования 143
Глава 10. Применение методов психологии в конфликтологии
10.1. Методики определения уровня внутриличностной конфликтности
10.2. Возможности тестов в определении конфликтности человека
10.3. Изучение конфликтных отношений в социальных группах 167
Глава 11. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов
11 1 Сущность и особенности применения модульной методики
11.2 Диагностика характера конфликтов и взаимоотношений в группе 171
Глава 12. Ситуационный метод исследования
конфликтов 177
12.1. Общая характеристика 177
12.2 Особенности ситуационного исследования конфликтов 180
Глава 13. Методы исследования межгрупповых
конфликтов
13.1 Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов
13 2 Математическое моделирование конфликтов Вопросы и задания к разделу III Ответьте на вопросы Выполните задания
Раздел IV. Теоретические основы конфликтологии
Глава 14. Конфликт как тип трудных ситуаций
14 1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека 14.2 Поведение человека в трудных ситуациях 14.3. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости
Глава 15. Уровни проявления и типология конфликтов
15.1 Проблема классификации в конфликтологии 15.2. Основные виды классификации конфликтов
Глава 16. Причины возникновения конфликтов
16.1. Объективные факторы возникновения конфликтов185
16.2. Организационно-управленческие причины конфликтов 218
16.3. Социально-психологические причины конфликтов 220
16.4. Личностные причины конфликтов 225
Глава 17. Структура конфликта 230
17.1. Объективные составляющие конфликта 230
17.2. Психологические составляющие конфликта 236
17.3. Особенности восприятия конфликтной ситуации 245
Глава 18. Функции конфликтов 251
18.1. Двойственный характер функций конфликта 251
18.2. Влияние конфликтов на основных участников 253
18.3. Влияние конфликтов на социальное окружение 258
Глава 19. Динамика конфликтов 262
19.1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта 262
19.2. Эскалация конфликта 267
19.3. Динамика различных видов конфликтов 273
Глава 20. Информационный подход к изучению
и регулированию конфликтов 280
20.1. Проблема системно-информационного
исследования конфликтов 280
20.2. Потери и искажение информации при общении оппонентов 283 Вопросы и задания к разделу IV 290 Ответьте на вопросы 290 Выполните задания 290
Раздел V. Внутриличностные конфликты 291
Глава 21. Общая характеристика внутриличностного
конфликта 292
21.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта 292
21.2. Основные виды внутриличностного конфликта 295
Глава 22. Переживание как основа внутриличностного
конфликта 300
22.1. Генезис внутриличностного конфликта 300
22.2. Особенности переживания внутриличностного
конфликта 302
22.3. Последствия внутриличностных конфликтов 304
Глава 23. Внутриличностные конфликты
и суицидальное поведение 308
23.1. Личностные проблемы человека и суицидальное
поведение 308
23.2. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта
23.3. Рекомендации по психокоррекции суицидального поведения
Глава 24. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных
конфликтов 317
24 1. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 317 24.2. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных
конфликтов 320
Вопросы и задания к разделу V 325
Ответьте на вопросы 325
Выполните задания 326
Раздел VI. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия
Глава 25. Семейные конфликты 328
25.1. Типичные межличностные конфликты у супругов 328
25.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 334
25.3. Психологическое консультирование конфликтных семей 337
Глава 26. Конфликты между руководителями и подчиненными
26.1. Причины конфликтов в звене «руководитель — подчиненный»
26.2. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали»
26.3. Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным
Глава 27. Конфликты в условиях учебной деятельности
27.1. Конфликты между учениками в школе
27.2. Способы разрешения конфликтов между учителем и учениками
Глава 28. Инновационные конфликты
28.1. Инновация как объект конфликта
28.2. Особенности инновационных межличностных конфликтов
28.3. Регулирование инновационных конфликтов
Глава 29. Межгрупповые конфликты
29.1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
29.2. Трудовые конфликты и пути их разрешения 376
29.3. Специфика межэтнических конфликтов 380
29.4. Внутриполитические конфликты 384
Глава 30. Межгосударственные конфликты 390
30.1. Особенности межгосударственных конфликтов 390
30.2. Направления предотвращения межгосударственных конфликтов 393 Вопросы и задания к разделу VI 395 Ответьте на вопросы 395 Выполните задания 396
Раздел VII. Основы предупреждения
конфликтов 397
Глава 31. Прогнозирование и профилактика
конфликтов 398
31.1. Особенности прогнозирования и профилактики
конфликтов 398
31.2. Объективные и организационно-управленческие
условия предупреждения конфликтов 400
31.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов 404
Глава 32. Технология предупреждения конфликтов 408
32.1. Изменение своего отношения к ситуации и поведения
в ней 408
32.2. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента 412
32.3. Психология конструктивной критики 417
32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения 420
Глава 33. Оптимальные управленческие решения
как условие предупреждения конфликтов 425
33.1. Подготовка и принятие оптимального управленческого решения 425
33.2. Основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений 439
Глава 34. Компетентная оценка результатов
деятельности как условие предупреждения конфликтов
34.1. Основные способы оценки результатов деятельности 443
34.2. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием 446
Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс
35.1 Психологические факторы нормализации стресса
35.2. Расширение границ мировосприятия как условие нормализации стресса
35.3. Здоровье и стресс повседневной жизни Вопросы и задания к разделу VII Ответьте на вопросы
Выполните задания
Раздел VIII. Теория и практика разрешения конфликтов
Глава 36. Конструктивное разрешение конфликтов
36.1. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
36.2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
36.3. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов
Глава 37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны
37.1. Предпосылки участия третьей стороны в урегулированииконфликтов
37.2 Результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов
37.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
37.4. Этика деятельности психолога по урегулированию конфликтов
Глава 38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
38.1. Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции
38.2. Динамика переговоров
38.3. Психологические механизмы и технология переговорного процесса
38.4. Психологические условия успеха на переговорах
38.5. Специфика ведения переговоров с противником (преступниками)
Вопросы и задания к разделу VIII Ответьте на вопросы Выполните задания
Список литературы
Основные конфликтологические понятия
Приложения

СКАЧАТЬ

2. Зеленков М.Ю. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник/ Зеленков М.Ю. Электрон. текстовые данные. М.: Дашков и К, 2015. 324 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10934 ЭБС «IPRbooks»

3. Козырев Г.И. Основы конфликтологии. Изд-во Инфра-М «Форум», 2014 240 с.

  1. Психология управления: хрестоматия / сост. И. А. Кох, Т. А. Сергеева. Екатеринбург: Урал. акад. гос. Службы, 2011. Разделы: Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Козер Л. Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях; Левин К. Типы конфликтов. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы). Скотт Дж. Г. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Картография конфликта. Мастенбрук У. Подходы к конфликту.
  2. Ратников В.П. [и др.]. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям/ В.П. Ратников [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 543 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7023 ЭБС «IPRbooks».

6. Руденко А., Самыгин С. Конфликтология. Изд-во «Феникс», 2013. 320 с.

7. Томас Шеллинг Стратегия конфликта [Электронный ресурс]/ Томас Шеллинг Электрон. текстовые данные. М.: Социум, Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам (ИРИСЭН), 2014. 368 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28731.html ЭБС «IPRbooks»

б) дополнительная литература:

1. Афанасьева Е.А. Основы конфликтологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Афанасьева Е.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014. 159 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19276. ЭБС «IPRbooks»

2. Егидес А.П. Психология конфликта: учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17043 ЭБС «IPRbooks»

3. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Караяни А.Г., Цветков В.Л. Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 247 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15453.html ЭБС «IPRbooks»

4. Клачкова О.А. Конфликтология [Электронный ресурс]: практикум/ Клачкова О.А. Электрон. текстовые данные. Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011. 136 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22297.- ЭБС «IPRbooks»

5. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по специальности 050711 «социальная педагогика»/ Электрон. текстовые данные. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012. 32 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29678 ЭБС «IPRbooks»

6. Кузьмина Т.В. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузьмина Т.В. Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 64 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/645 ЭБС «IPRbooks»

7. Манухина С.Ю. Психология конфликта: хрестоматия. Учебно-методический комплекс. М.: Евразийский открытый институт, 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14647 ЭБС «IPRbooks»

8. Муштук О.З. [и др.]. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник. Электрон. текстовые данные. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2011. 320 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17019 ЭБС «IPRbooks»

9. Профилактика и разрешение социальных конфликтов [Электронный ресурс]/ О.И. Андреева [и др.]. Электрон. текстовые данные. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2011. 277 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22987.html ЭБС «IPRbooks»

10. Светлов В.А. Словарь по конфликтологии [Электронный ресурс]/ Светлов В.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2013. 325 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12750 ЭБС «IPRbooks»

11. Светлов В.А. Современное введение в конфликтологию для бакалавров и специалистов [Электронный ресурс]/ Светлов В.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014. 391 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20716 ЭБС «IPRbooks»

12. Семенов В.А. Конфликтология. История, теория, методология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Семенов В.А. Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 384 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6970 ЭБС «IPRbooks»

13. Цыбульская М.В. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Цыбульская М.В. Электрон. текстовые данные. М.: Евразийский открытый институт, 2010. 312 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10705 ЭБС «IPRbooks»

14. Шарков Ф.И. Общая конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Электрон. текстовые данные. М.: Дашков и К, 2015. 240 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35293 ЭБС «IPRbooks»

в) нормативные и правовые источники:

1. Об административных правонарушениях: Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015, с изм. от 17.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016).

2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015).

3. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 16.07.2009).

4. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 14.02.2014).

5. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"): Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.07.2015).

6. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"): Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 15.07.2015).

7. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 (ред. от 31.12.2014).

8. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (ред. от 13.03.2012).

9. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"): Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 22.12.2015).

10. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции: Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

11. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы: Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 (ред. от 15.07.2015).

12. О некоторых вопросах противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 08.03.2015 N 120 (ред. от 15.07.2015).

13. О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" (вместе с "Типовым положением о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации", "Типовым положением о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений", "Типовым положением об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений"): Указ Президента РФ от 15.07.2015 N 364.

14. О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации: Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 (ред. от 12.10.2015) (вместе с "Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации").

15. Об утверждении Правил уведомления о получении подарка Председателем Правительства Российской Федерации, заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, Министром Российской Федерации, на которого возложена организация работы Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства, руководителями федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с выполнением ими служебных (должностных) обязанностей, а также сдачи подарка, подачи заявления о его выкупе, рассмотрения вопросов об использовании подарка: Постановление Правительства РФ от 12.10.2015 N 1088.

16. О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации" (вместе с "Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации"): Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 (ред. от 12.10.2015).

17. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)).

18. Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа" (утв. Аппаратом Правительства РФ 18.02.2010 N 647п-П16)

г) вспомогательная литература:

А.Я. АНЦУПОВ А.И. ШИПИЛОВ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Второе издание, переработанное и дополненное

УДК 316.48(075.8) ББК 65.5я73

Рецензенты:

кафедрасоциальнойпсихологиифакультетапсихологии Московского государственногоуниверситета им. MB. Ломоносова

(зав. кафедрой акад. РАО А.И. Донцов); д-р ист. наук, проф.В. Маликов

Главный редактор издательства кандидат юридических наук,

доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили

Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

А74 Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб.

и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с. ISBN 5-238-00396-Х

Это второе издание первого отечественного учебника, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в одиннадцати областях российской науки.

С позиции системного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методики изучения конфликтов, их особенности в различных сферах социального взаимодействия, условия и способы конструктивного регулирования конфликтов.

Второе издание учебника (1-е изд. - ЮНИТИ, 1999) дополнено анализом конфликтов России в XXI в., обоснованием принципов российской конфликтологии, описанием особенностей конфликтов во взаимоотношениях педагогов, указателем докторских диссертаций по проблеме конфликтов.

Для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных конфликтов различного уровня.

Раздел I. Введение в конфликтологию

Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей

Эволюция научных воззрений на конфликт

1.2. Проблема насилия в религиозных учениях

1.3. Отражение конфликтов в искусстве, литературе

и средствах массовой информации

Практика как источник конфликтологических идей

Глава 2. История отечественной конфликтологии

2.1. Общий анализ публикаций по проблеме конфликта

2.2. Периодизация истории отечественной конфликтологии

Междисциплинарные связи отраслей конфликтологии

Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии

3.1. Проблема конфликта в военной науке

Изучение конфликтов в искусствоведении

3.3. Исследование конфликта в исторических науках

Математические модели конфликтных явлений

3.5. Особенности изучения конфликтов в педагогике

Исследование конфликтов в политологии

Конфликт как объект исследования в правоведении

3.8. Исследование конфликтов в психологии

3.9. Изучение конкуренции и агрессии в социобиологии

3.10. Социология конфликта

3.11. Философский анализ конфликтов

Глава 4. Характеристика зарубежной конфликтологии

4.1. Проблема конфликта в зарубежной психологии

Западная социология конфликта

Зарубежные политологические теории конфликта

4.4. Отличия в развитии отечественной и зарубежной

конфликтологии

Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии

5.1. Роль конфликтологии в развитии российского общества

5.2. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии

Основные цели и задачи конфликтологии

Россия в конфликтах XX века

Глава 6. Проблема эволюции конфликтов

6.1. Эволюционная структура психики человека

6.2. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле

Обоснование необходимости изучения зооконфликтов

Основные виды эволюции конфликтов

Вопросы и задания к разделу I

Раздел II. Конфликты в мире животных

Глава 7. Общая характеристика зооконфликтов

7.1. Роль агрессии в животном мире

Внутривидовые конфликты между животными

Межвидовые зооконфликты

Интропсихические конфликты у животных

Глава 8. Внутривидовые конфликты у животных

Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы

Конфликты, связанные с воспроизводством потомства

8.3. Борьба животных за иерархическое место в группе

Вопросы и задания к разделу II

Раздел III. Методы исследования конфликтов

Глава 9. Методологические основы конфликтологии

9.1. Методологические принципы исследования конфликтов

9.2. О системном подходе к изучению конфликтов

9.3. Универсальная понятийная схема описания конфликта

Этапы анализа конфликтов

Программа конфликтологического исследования

Глава 10. Психологические методы в конфликтологии 167

10.1. Оценка внутриличностной конфликтности человека

10.2. Определение межличностной конфликтности человека

10.3. Изучение конфликтных отношений в группе

Глава 11. Модульный социотест как метод диагностики

взаимоотношений в группе

11.1. Особенности применения модульного социотеста

11.2. Диагностика конфликтных взаимоотношений в группе

Глава 12. Ситуационный метод изучения конфликтов

12.1. Общая характеристика ситуационного метода

Раздел IV. Теоретические основы

конфликтологии

Глава 14. Конфликт как тип трудныхситуаций

14.1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека

14.2. Поведение человека в трудных ситуациях

14.3. Конфликтоустойчивость как вид психологической

устойчивости

Глава 15. Классификация конфликтов

15.1. Проблема классификации в конфликтологии

15.2. Основные виды классификации конфликтов

Глава 16. Причины возникновения конфликтов

16.1. Объективные факторы возникновения конфликтов

16.2. Организационно-управленческие причины конфликтов

16.3. Социально-психологические причины конфликтов

16.4. Личностные причины конфликтов

Глава 17. Структура конфликта

17.1. Объективные элементы конфликта

17.2. Психологические компоненты конфликта

17.3. Особенности восприятия конфликтной ситуации

Глава 18. Функции конфликтов

18.1. Двойственный характер функций конфликта

18.2. Деструктивные функции конфликтов

18.3. Конструктивные функции конфликтов

Глава 19. Динамика конфликтов

Раздел V. Внутриличностные конфликты

Глава 21. Природа внутриличностных конфликтов

21.1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта

21.2. Основные виды внутриличностных конфликтов

Глава 22. Переживание внутриличностного конфликта 321

22.1. Генезис внутриличностного конфликта

22.2. Особенности переживания внутриличностного

конфликта

22.3. Последствия внутриличностных конфликтов

Глава 23. Внутриличностные конфликты

и суицидальное поведение

23.1. Личностные проблемы и суицидальное поведение

23.2. Самоубийство как деструктивный способ завершения

внутриличностного конфликта

23.3. Психокоррекция суицидального поведения

Глава 24. Управление внутриличностными

конфликтами

24.1. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 339

24.2. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов

Вопросы и задания к разделу V

Раздел VI. Конфликты в различных сферах

человеческого взаимодействия

Глава 25. Семейные конфликты

25.1. Типичные межличностные конфликты у супругов

25.2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей

25.3. Психологическое консультирование конфликтных семей

Глава 26. Конфликты «руководитель-подчиненный»

26.1. Причины конфликтов «по вертикали»

26.2. Предупреждение конфликтов между руководителем

и подчиненным

26.3. Разрешение конфликтов «по вертикали»

Глава 27. Конфликты в общеобразовательной школе

27.1. Конфликты между учениками в школе

27.2. Разрешение конфликтов между учителем и учеником

27.3. Особенности конфликтов между учителями

Глава 28. Инновационные конфликты

28.1. Инновация как объект конфликта

28.2. Специфика инновационных межличностных конфликтов

28.3. Регулирование инновационных конфликтов

Глава 29. Межгрупповые конфликты

29.1. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

29.2. Трудовые конфликты и пути их разрешения

29.3. Специфика межэтнических конфликтов

29.4. Внутриполитические конфликты

Глава 30. Межгосударственные конфликты

30.1. Особенности межгосударственных конфликтов

30.2. Предотвращение межгосударственных конфликтов

Вопросы и задания к разделу VI

РазделVII.Предупреждениеконфликтов 427

Глава 31. Прогнозирование и профилактика

конфликтов

31.1. Сущность прогнозирования и профилактики конфликтов

31.2. Объективные и организационно-управленческие

предпосылки предупреждения конфликтов

31.3. Баланс взаимоотношений и профилактика конфликтов

Глава 32. Технология предупреждения конфликтов

32.1. Изменение своего отношения к проблемной ситуации

32.2. Как воздействовать на поведение оппонента

32.3. Психология конструктивной критики

32.4. Методы психокоррекции конфликтного поведения

Глава 33. Оптимальные управленческие решения

и предупреждение конфликтов

33.1. Подготовка оптимального управленческого решения

33.2. Психологические причины конфликтогенных решений

Глава 34. Оценка результатов деятельности и

профилактика конфликтов

34.1. Пять способов оценки результатов деятельности

34.2. Как без конфликтов оценить результаты деятельности

Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс

35.1. Психологические факторы нормализации стресса

35.2. Границы мировосприятия и профилактика стресса

35.3. Здоровье и стресс повседневной жизни

Вопросы и задания к разделу VII

РазделVIII.Разрешениеконфликтов 503

Глава36. Конструктивноеразрешение конфликтов

36.1. Формы, результаты и критерии завершения конфликтов

36.2. Условия и факторы разрешения конфликтов

36.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов

Глава 37. Медиаторство и регулирование конфликта

37.1. Когда необходим медиатор в конфликте

37.2. Результативность медиаторской деятельности

37.3. Как руководителю регулировать конфликты

37.4. Этика регулирования конфликтов психологом

Глава 38. Переговоры по разрешению конфликтов

38.1. Сущность, виды и функции переговоров

38.2. Динамика переговорного процесса

38.3. Психологические механизмы и технология переговоров

38.4. Психологические условия успеха на переговорах

38.5. Специфика ведения переговоров с противником

Вопросы и задания к разделу VIII

Список литературы

Основные понятия конфликтологии

Приложения

Предисловие

Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конструктивного разрешения конфликтов, либо будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в завершившемся столетии более 300 млн человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, войны в Югославии, Афганистане, Чечне и другие военные конфликты последних лет свидетельствуют о возрастании опасности войн, в том числе с применением новых видов оружия массового поражения.

Внутриполитическая борьба - один из решающих факторов развития большинства государств. Внутриполитические конфликты в России по своей ожесточенности и отсутствию нравственных ограничений в XX в. мало чем отличаются от подобных конфликтов в Древнем Риме.

Конфликты на уровне организаций нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Конфликты между сотрудниками могут годами лихорадить трудовые коллективы и даже приводить к их распаду.

Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека. В нашей стране в результате острых внутриличностных конфликтов ежегодно заканчивают жизнь самоубийством несколько десятков тысяч человек.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX в. Россия скорее всего является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным. Новое столетие ставит Россию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфликты

в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого.Наше незнание законов возникновения, развития и завершения конфликтов только за последнее десятилетие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все же великой державы. Десять лет назад СССР прошел очередную точку бифуркации, повернув на традиционный для нас путь насильственного разрешения противоречий между борющимися за власть социальными группами. Сегодня, похоже, страна вновь стоит перед выбором: революция или эволюция, насилие или ненасилие, жесткая борьба или компромисс.

Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, прежде всего государственном, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных масштабов. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты достаточно специфичны. Научиться конструктивно вести себя в конфликтах можно опытным путем. Но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого получения практических знаний о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки - отечественной конфликтологии.

Для решения этой задачи важно провести хотя бы самую общую систематизацию уже имеющихся знаний о конфликтах, определить методологические и теоретические основы науки, очертить контуры сложившейся на практике парадигмы конфликтологических исследований, наметить перспективы их развития.

Согласно ГОСТу общего и профессионального образования, «Конфликтология» входит в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников - социологов, психологов, политологов и др. Публикация в последние годы значительного количества работ, посвященных общим проблемам теории конфликтов, говорит о наличии устойчивой потребности в систематизированных знаниях по данной проблеме у студентов, ученых, руководителей, практиков. Достаточно назвать работы: «Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО КУРСУ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

1. Конфликт как форма проявления межличностных отношений.

2. Функции конфликта.

3. Типология конфликтов.

4. Типология внутриличностных конфликтов.

5. Структура и динамика конфликта.

6. Этапы развития конфликта.

7. Виды инцидента.

8. Анализ конфликтной ситуации.

9. Стратегии поведения в конфликте: концепция К.Томаса-Р.Киллмена.

10. Методы управления конфликтом.

11. Коммуникативные барьеры и средства их преодоления.

12. Социально-психологические условия сотрудничества.

13. Особенности конфликтов больших социальных группах.

14. Ролевой конфликт.

15. Конфликт познавательных структур личности; теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер).

16. Психологические позиции участников межличностного конфликта.

17. Причины возникновения межличностных конфликтов.

18. Основания классификации межличностных конфликтов.

19. Причины возникновения межгрупповых конфликтов.

20. Ресурсные и ценностные конфликты.

21. Управление межличностными конфликтами.

22. Управление групповыми конфликтами.

23. Межгрупповая конкуренция. Особенности межгруппового конфликта.

24. Основные типы организационно-управленческих конфликтов.

25. Структурные конфликты.

26. Инновационные конфликты.

27. Позиционные конфликты.

28. Динамические конфликты.

29. Конфликты справедливости.

30. Соперничество за ресурсы в организациях.

31. Методы изучения конфликтов.

32. Социальные конфликты: экономические и трудовые.

33. Особенности педагогического конфликта.

34. Политические конфликты.

35. Межкультурные конфликты.

36. Межнациональные конфликты.

37. Переговоры в конфликтных ситуациях; переговорные стили.

38. Принципы управления конфликтом.

39. Прямые и косвенные методы завершения конфликта.

40. Оценка результатов и последствий конфликта.

Темы контрольных работ (рефератов) по курсу «Конфликтология»

1. Конфликт в больших социальных группах (толпы, массы, народы).

2. Конфликт в процессе принятия групповых решений.

3. Проблема сопротивления социальному давлению.

4. Критерии деструктивности социального поведения личности в конфликте.

5. Особенности конфликта в виртуальных коммуникациях (на примере анализа коммуникаций на форумах, сайтах, чатах).

6. Принцип ситуационизма в интерпретации социального поведения участников конфликта.

7. Исследование внутриличностных конфликтов в постфрейдистских концепциях (А.Адлер; К.Юнг; Э.Фромм, К.Хорни).

8. Влияние конфликта на величину фундаментальной ошибки атрибуции.


9. Социальные дилеммы и их решение.

10. Взаимосвязь когнитивного диссонанса и рационализации поведения.

11. Влияние религиозных установок на поведение в конфликте.

12. Взаимосвязь межличностных, внутриличностных и групповых конфликтов.

13. Причины семейных конфликтов.

14. Влияние Я-концепции на поведение в конфликте.

15. Особенности межличностного конфликта в деловом общении.

16. Особенности ролевого поведения акцентуированных личностей в конфликте.

17. Особенности конфликтного взаимодействия в педагогическом общении.

18. Внутриличностные конфликты как проявления возрастных кризисов.

19. Мотивационно-ценностные основания выбора стратеги разрешения конфликта.

20. Профилактика педагогических конфликтов.

21. Внутригрупповой фаворитизм в конфликте.

22. Эмоциональные аспекты конфликтного взаимодействия.

23. Гендерные различия поведения в конфликте.

24. Социальные детерминанты внутриличностных конфликтов.

25. Влияние внутриличностных конфликтов на социальное поведение.

26. Экспериментальные исследования межгрупповых конфликтов.

27. Возрастные различия конфликтных паттернов.

28. Характерологические различия конфликтных паттернов.

29. Методы регулирования межличностных конфликтов.

30. Стратегии разрешения организационно-управленческих конфликтов.

31. Преодоление коммуникативных барьеров в деловом общении.

32. Трансактный анализ поведенческих паттернов в конфликте.

33. Агрессия в конфликтном взаимодействии.

34. Условия оптимальности стратегии соперничества в разрешении конфликтов.

35. Условия оптимальности стратегии сотрудничества в разрешении конфликтов.

36. Достоинства и ограничения стратегии компромисса в разрешении конфликтов.

37. Условия выбора стратегии приспособления в разрешении межличностного конфликта.

38. Влияние манипулятивных систем на поведение личности в конфликте.

39. Функции стратегии избегания в разрешении межличностного конфликта.

40. Управление эмоциями субъектов конфликта.

41. Методы управления конфликтом.

42. Психотерапевтические методы и приемы в регулировании конфликтов.

43. Управление конфликтом в семейных отношениях.

44. Особенности конфликтов в детско-родительских отношениях.

45. Влияние уровня притязаний на внутриличностный конфликт.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1991. – 164 с.

Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов/А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2009. – 512 с.

3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С.Магуна – М., 1998. – 517 с.

4. Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000. – 320 с.

5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. – М., 1999. – 512 с. (Серия «Психология. ХХ век»).

6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2002. – 512 с.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С.Мацковского – СПб., 1992. – 400 с.

8. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург, 2000. – 320 с.

9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб, 1997. – 336 с.: (Серия «Мастера психологии»).

10. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа – М.,1998.–320 с. (с. 195 – 308).

11. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000. – 464 с. – (Серия «Мастера психологии).

12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2000. – 368 с. – (Серия «Практикум по психологии).

13. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. – Ростов н/Д., 1998. – 480 с.

14. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000. – 448 с. (Серия «Мастера психологии»).

15. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. С англ. – СПб., 1999. – 464 с.: (Серия «Мастера психологии»).

16. Конфликтология. Под ред. А.С.Кармина. – СПб., 1999. – 448 с.

17. Краткий психологический словарь /Ред.–сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д, 1998 – 512 с.

18. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Перевод с немецкого. С.С.Панкова. – СПб., 1998. – 115 с.

19. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д., 1999. – 608 с.

20. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М. , 2001. – 288 с.

21. Лебон Г. Психология толп // Психология толп – М., 1998. – 416 с. (с. 15 – 254).

22. Левин К. Разрешение социальных конфликтов./Пер. с англ. – СПб., 2000. – 408 с.

23. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., – М., 1997. – 365 с.

25. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000. – 336 с. – (Серия «Мастера психологии»).

26. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М., 1996. – 478 с.

27. Московичи С. Машина, творящая богов. / Пер. с фр. – М., 1998. – 560 с.

28. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А.Бодалева. – М., Воронеж, 1995. – 356 с.

29. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. – М., 1991. – 287 с.

30. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000. – 528 с. – (Серия «Практикум по психологии»).

31. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия /Пер. с англ. М., 2000. –358 с.

32. Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. – М., 2001. – 688 с. (Серия «Мир психологии»).

33. Психология господства и подчинения: Хрестоматия / Сост. А.Г.Чернявская – Мн., 1998. – 560 с.

34. Психология конфликта: Хрестоматия/ Сост. И общая редакция Н.В.Гришиной. – СПб., 2001. – 448 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

35. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. Ю.В.Чернявская. – Мн., 1998. – 560 с.

36. Райгородский Д.Я. (редактор – составитель). Психология масс. Хрестоматия. - Самара., 1998. – 592 с.

37. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии /Пер. с англ. В.В.Румынского под ред. Е.Н.Емельянова, В.С.Магуна – М., 1999. – 429 с.

38. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа – М., 1998, - 320 с. (с. 5 – 116).

39. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп – М., 1998. – 416 с. (с. 255 - 408).

40. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – 368 с. (Серия «Мастера психологии»).

41. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. – СПб., 1999. – 318 с.

42. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. – М., 2002. – 400 с.

43. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М., 2002. – 336 с.

44. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа – М., - 1998. – 320 с. (с. 117 –194).

45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Пер. с англ. Э.М.Телятникова, Т.В.Панфилова – Мн., 1999. – 624 с.

46. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. – Красноярск, 1996. – 158 с.

47. Хорни К. Наши внутренние конфликты// Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3./ Пер. с англ. – М., 1997. – 696 с. (с. 5 – 234).

48. Чалдини Р. Психология влияния – СПб., 1999. – 272 с.: (Серия «Мастера психологии»).

49. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. – Ростов н/Д., 1998. – 544 с.

Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение или борьба, враждебное отношение.

Значение: 1) затяжная борьба, сражение/война;

2) состояние дисгармонии между людьми, идеями, интересами; столкновение противоположности;

3) состояние одновременного функционирования взаимоисключающих импульсов, желаний, тенденций;

4) противостояние характеров, сил в литературном, сценическом произведении. Главная оппозиция, на которой строится сюжет;

5) эмоциональное напряжение, волнение, беспокойство, возникающие в силу столкновения противоположных импульсов или от неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью/моральными ограничениями.

По Анцупову А.Я, Шипилову А.И. конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Классификация видов конфликтных явлений

Возможно, некоторую ясность внесет знакомство с используемыми в науке классификациями конфликтов, что может помочь при определении проблемного поля конфликтных явлений.

Традиционное выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон. Это могут быть, как у К. Боулдинга, конфликты между отдельными личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций. С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Востока и Запада. Отечественный исследователь А. Г. Здравомыслов, основываясь на работах Н. Смелзера, приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон:

– межиндивидуальные конфликты;

– межгрупповые (группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединённые общностью положения);

– между ассоциациями (партиями);

– внутри- и межинституциональные;

– между секторами общественного разделения труда;

– между государственными образованиями;

– между культурами и типами культур.

Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов они относят: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. В качестве примеров могут быть приведены и другие классификации, которые, различаясь по степени претензий на всеобъемлющий характер, в сущности, оказываются довольно близки друг другу по содержанию и выделяемым типам конфликтов.


Не останавливаясь на спорных моментах описанных классификаций, их недостаточной строгости и неясности формулировок, отметим следующее: понятие «конфликт» относится к широкому кругу разноуровневых явлений, возникающих обязательно «между кем-то и кем-то» или реже – «между чем-то и чем-то». Примерами последнего является противостояние между Востоком и Западом (Чейз) и конфликт между культурами или типами культур (Здравомыслов). В этих случаях сторонами конфликта фактически выступают не определенные субъекты взаимодействия, а социальные образования или явления, не имеющие границ и конкретного носителя. Достаточно редко в классификации конфликтов включают зооконфликты. Анцупов и Шипилов аргументируют целесообразность включения зооконфликтов в сферу изучения конфликтологии тем, что «невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологическую природу»: «Та часть мотивов, которую человек в конфликте либо не осознает, либо маскирует, в зооконфликте выступает в свободном от социальных наслоений виде». Современная психология, по крайней мере в ее гуманистическом варианте, отвергает правомерность параллелей между психическими проявлениями людей и животных, равно как и возможность переноса данных, полученных при изучении животных, на человеческую психику. Исходя из этого, вышеуказанные аргументы вряд ли нашли бы поддержку у большинства психологов.

Таким образом, анализ принятых в науке и предлагаемых классификаций конфликтов обнаруживает, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. Однако проблемное поле их исследования остается не вполне определенным: наряду с конфликтами, имеющими конкретных субъектов взаимодействия, классификации могут включать явления, не принадлежащие к конкретной социальной структуре (конфликт культур), а также те, социальный характер которых нуждается в обосновании (зооконфликты) и т. д.

Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в научном подходе к конфликтам. Пять ступеней сущности предмета. Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.

Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в научном подходе к конфликтам

Универсальная схема научного исследования, о которой идет речь, имеет своим автором ныне живущего современного российского философа А.А.Гагаева. Предложенный А.А.Гагаевым вариант общей теории систем выступает в виде очень строгой методологии с жёсткой последовательностью конкретных шагов исследователя.

Значение универсальной схемы научного исследования заключается в том, что её использование позволяет выработать целостно-системное отношение к такому сложному явлению, как конфликт вообще и конкретный конфликт в частности.

Пять ступеней сущности предмета

Данная схема – обладая универсальностью применения – изначально обладает высокой абстрактностью. Пользуясь ею, исследователь обязуется выделять в собственном предмете пять одновременно сосуществующих предмета (исходный предмет; развитой предмет в собственном смысле слова; необходимость предмета; то, во что он превращается; будущий предмет).

В терминах логики это выглядит как разграничение пяти степеней отвлечённости-конкретности (всеобщее, общее, конкретно-абстрактное, особенное, единичное).

В понятиях онтологии такое разграничение выступает как различение пяти ступеней сущности предмета – его бытия, сущности, необходимости, явления и действительности.

Все указанные пять граней выглядят как разграничение 5-ти моментов: 1) исходных причин и условий какого-либо явления; 2) внутреннего закона развития данного явления; 3) необходимости материализации данного явления; 4) материального факта как проявления указанного закона; 5) интерпретации, восприятия данного материального факта.

Каждый из указанных пяти предметов, каждая из пяти граней выбранного предмета рассматривается не менее чем в пяти целевых подсистемах, соответствующих генетическому, логическому, динамическому, функциональному и уникально-неповторимому аспектам (целевые подсистемы – далее ЦП – «Всеобщее», «Общее», «Конкретно-абстрактное», «Особенное», «Единичное»):

всеобщее (где решаются вопросы генезиса, происхождения – вопросы «Почему? Откуда? По какой причине?»);

общее (где решаются вопросы логики построения – вопросы «Какова модель? Каковы исходные понятия?»);

конкретно-абстрактное (где рассматриваются динамические, процессуальные, деятельностные аспекты проблемы – вопросы «Как? Каким образом?»);

особенное (где рассматриваются функциональные, целевые аспекты проблемы – вопросы «Зачем? С какой целью?»);

единичное (где рассматриваются уникально-неповторимые аспекты проблемы – вопросы «Кто является исполнителем? Кто носитель?»).

В итоге данная методология предусматривает жёсткую последовательность исследовательских шагов. В результате вырисовывается изящная 25-клеточная схема.

Loading...Loading...